Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Рустамова Альвина Курбановна

Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы
<
Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рустамова Альвина Курбановна. Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рустамова Альвина Курбановна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН].- Махачкала, 2009.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/436

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Истоки дружественных и культурных взаимосвязей между народами Дагестана и Азербайджана (краткий исторический экскурс) 14

ГЛАВА II. Деятельность учреждений культуры Азербайджана и Дагестана по укреплению дружбы народов и пропаганде патриотизма в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. и в послевоенный период 30

1.1. Взаимосвязи учреждений культуры Дагестана и Азербайджана в 40-е гг. XX в 30

1.2. Деятельность национальных театров Дагестана и азербайджанская тематика в их репертуарах 56

1.3. Роль деятелей культуры Азербайджана в развитии профессиональной дагестанской музыки 75

ГЛАВА III. Культурные взаимоотношения творческой интеллигенции Азербайджана и

Дагестана в 50 - 70-е годы 98

2.1. Дагестано-азербайджанские литературные связи 98

2.2. Взаимоотношения Дагестана и Азербайджана в области музыкального искусства в 50 - 70-е г.г. 111

2.3. Дагестано-азербайджанские театральные и художественные связи 143

Заключение 158

Список использованных источников и литературы 166

Введение к работе

Актуальность темы. История зарождения дагестано-азербайджанских взаимоотношений восходит к глубокой древности. Общность религиозных верований и убеждений, национальных обычаев и традиций, взглядов на жизнь, исторических судеб народов, морально-этических представлений, совместная борьба против внешних врагов издавна предопределили и обусловили тесные политические, экономические и культурные связи между народами многонационального, многоконфессионального Дагестана и Азербайджана.

В настоящее время, после распада Советского Союза и образования новых суверенных государств на территории бывших союзных республик, актуальной проблемой стало сохранение прежде существовавших социально-культурных отношений, братских связей между республиками «ближнего зарубежья» и субъектами Российской Федерации. В этом плане немалый опыт накопили республики Дагестан и Азербайджан, имевшие с далеких времён добрые и дружественные отношения, социально-экономические, культурные связи, многочисленные человеческие контакты. В настоящее время назрела необходимость проанализировать накопленный материал в изучении опыта культурных взаимосвязей Дагестана и Азербайджана. В нынешних условиях разделённости границ и образования самостоятельных независимых государств (Азербайджан и Республика Дагестан в составе Российской Федерации) -обобщение результатов пройденного пути имеет важное научное и практическое значение.

Опираясь на имеющиеся исторические источники по рассматриваемой проблеме, в диссертации подвергнуты обстоятельному анализу вопросы углубления, совершенствования и расцвета дагестано-азербайджанских культурных связей в 40 - 70-е годы XX века с учётом того, что исторические, культурные, литературные, музыкальные и театральные связи между двумя народами сложились давно на прочной основе, и, развиваясь со временем, образовали неразрывное органическое единство.

Следует в то же время отметить, что проблема взаимовлияния, взаимообогащения культур братских народов Азербайджана и Дагестана в 40 -70-е годы XX века в исторической литературе раскрыта слабо. Нет специальных исследований, посвященных этому вопросу, что свидетельствует о том, что научные работы о дагестано-азербайджанских культурных связях в 40 - 70-е годы XX века ничтожно малы. Такое положение вызывает объективную необходимость всестороннего изучения важнейшего периода культурных связей братских народов, чем обусловлена актуальность избранной нами темы в качестве диссертационного исследования.

Объектом исследования представленной работы является история социально-культурных отношений между народами, населяющими территории постсоветского пространства.

Предмет исследования составляет собственно история дагестано-азербайджанских культурных связей в 40 - 70-е годы XX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что, опираясь на источники, выявленные в фондах ЦГА РД и до сих пор не введенные в научный оборот архивные материалы периодической печати как Азербайджана, так и Дагестана, впервые подвергаются научному рассмотрению! вопросы углубления и совершенствования дагестано-азербайджанских культурных связей в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и в послевоенный период вплоть до 70-х годов XX века.

В диссертации впервые широко и обстоятельно, последовательно и целенаправленно, в обобщённом виде анализируются проблемы истории литературных, музыкальных, художественных и театральных связей между народами Азербайджана и Дагестана в рассматриваемый период, их роль в патриотическом и интернациональном воспитании населения, в подготовке национальных кадров для дагестанских учреждений культуры и искусства в Азербайджане.

Методологической основой диссертации является научный историзм и исторический детерминизм, предполагающие изучение исторических фактов и

5
явлений в конкретных исторических условиях, в строгой взаимосвязи
изучаемых событий, рассмотрение их в органичной связи с прошлым и
настоящим. В диссертации строго выдержаны методы объективно-

исторического сравнения и сравнительного анализа как опубликованных, так и хранящихся в фондах ЦГА РД архивных источников. Применение метода сравнительного анализа позволило выявить специфику событий прошлого и настоящего. Проблемно-хронологический метод используется при исследовании вопросов углубления и совершенствования дагестано-азербайджанских культурных взаимосвязей 40 - 70-х годов XX века.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование
охватывает события, происходившие в 40 - 70-е годы XX века. Выбор такого
хронологического периода обусловлен тем, что эти годы наиболее ярко и
весомо отражают сближение, укрепление, расширение дагестано-

азербайджанских культурных взаимосвязей.

Именно во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. и послевоенный период, переживая тяжелые испытания, Дагестан и Азербайджан углубляли и развивали культурные отношения. Борьба с общим врагом -фашизмом - предопределила усиление роли литературы, музыки, театра в укреплении дружбы народов, в патриотическом воспитании населения.

Дух и пафос этих связей определили характер их развития и в последующие 60 - 70-е годы XX в. Собственно этот период является самым знаменательным в истории дагестано-азербайджанских художественно-культурных связей. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные материалы и статьи, освещенные в дагестанской и азербайджанской прессе и впервые введенные в научный оборот. Недостаточность исследования в исторической литературе данного периода также определил выбор данных хронологических рамок.

Цели и задачи исследования. В данной работе ставится цель историко-теоретического исследования комплекса проблем культурных взаимосвязей между народами Азербайджана и Дагестана в 40 - 70-е годы XX века. В рамках

поставленной цели основное внимание уделено рассмотрению следующих проблем:

раскрыть истоки дружественных и культурных взаимосвязей народов Дагестана и Азербайджана;

показать роль учреждений культуры двух братских республик в укреплении дружбы народов, в интернациональном и патриотическом воспитании населения;

изучить опыт взаимодействия творческих работников как Азербайджана, так и Дагестана в пропаганде достижений литературного, музыкального и театрального творчества обеих республик;

исследовать вопросы влияния искусства Азербайджана на развитие искусства Дагестана;

обобщить опыт организации и проведения литературных, музыкальных и театральных встреч коллективов двух республик;

показать роль музыкальных и театральных вузов и техникумов Азербайджана в подготовке национальных кадров для учреждений культуры Дагестана;

перекинуть мост к современности и рассмотреть проблемы состояния и перспективы дальнейшего развития культурных взаимосвязей двух республик;

расширить источниковую базу данной проблемы за счёт введения в научный оборот новых документов, выявленных в многочисленных фондах ЦГА РД.

Историография проблемы. Изучению и всестороннему освещению дагестано-азербайджанских культурных связей в XX веке посвящены работы М.В. Вагабова, Р. П. Данил енко, Г. Я. Копылова, Д. Г. Кудратова, А. Ф. Назаревича, Н. А. Пашаевой, Н. К. Саркисова, В. П. Соскина,

Т. Б. Шамиловой1.

В послевоенные (50 - 60-е) годы XX века было выпущено значительное количество литературы, затрагивающее ту или иную проблему рассматриваемой нами темы. Среди них работы Абилова А. А., Агаева А. Г., Аликберова Г. А., Джабраиловой Ф. М., Гаджиева И. Б., Гаджи-Заде Ш. С, Гашарова Г. Г., Говорова С. и Абдуллаева Г., Каймаразова Г. Ш., Керимова С. А., Маликова X. Г., Рамазанова X. X., Шихсаидова А. Р. и многих других2, основанные на богатейшем фактическом материале и обеспеченные подлинными историческими источниками.

Некоторые аспекты взаимоотношений и взаимосвязей народов Азербайджана и Дагестана, направленные на раскрытие проблем патриотизма и интернационализма, развитие литературы, хореографии, музыкального искусства освещены в трудах учёных двух республик: А. Ю. Гаджиева, К. М. Мусаева, А. М. Умахановой, М. Я. Ярахмедова, Ф. М. Джабраиловой и других3.

Вагабов М. В. Интернациональные связи народов Дагестана. - Махачкала, 1968; Даниленко'Р. П.

Поблемы культурного сотрудничества народов СССР// Проблемы культурного единства народов СССР. -

Кишинёв: Штиница, 1976; Копылов Г. Я. Культурная революция - условие развития национальной

государственности народов в период социалистического строительства// Культурное строительство в

СССР. - Курск, 1973; Кудратов Д Г. Экономическое и культурное сотрудничество Азербайджана с

братскими советскими республиками в период социалистического строительства. - Баку, 1970; Назаревич

А. Ф. Азербайджано-дагестанские культурно-исторические связи в фольклоре и поэзии// Ученые записки

АГУ. № 1, 1956; Пашаева Н. А. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. - М.: Наука,

1976; Саркисов Н. К. Помощь бакинских рабочих трудящимся Советского Дагестана в развитии

промышленности и формировании рабочего класса// Ведущая сила современности. - Махачкала, 1964;

Соскин В. П. Проблемы культурного строительства в РСФСР в первые годы Советской власти// Культурная

революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск, 1974; Шамилова Т. Б.

Деятельность партийных организаций Азербайджана и Дагестана по укреплению дружбы и сотрудничества

между народами в период восстановления народного хозяйства страны (1921 - 1925 гг.). - Баку, 1985. 2 Абилов А. А. В семье братских народов. - Махачкала, 1965; Агаев А. Г. В единой семье. - М., 1962;

Аликберов Г. А. Дружба народов - основа свободы и процветания народов Дагестана. - Махачкала, 1956;

Джабраилова Ф. М. Из истории азербайджано-дагестанских связей. - Баку, 1963; Гаджиев И. Б. Совместная

борьба Бакинского пролетариата и трудящихся Дагестана против английских интервентов и деникинской

контрреволюции 1919 - 1920 гг. - Махачкала, 1966; Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: история и

современность. - Махачкала, 1966; Говоров С, Абдуллаев Ґ. Лезгинский театр. - Махачкала, 1960;

Каймаразов Г. Ш. и др. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - Махачкала,

1963;Керимов С. А. Народное музыкальное творчество лезгин. - Махачкала, 1961; Маликов X. Г.

Композитор Асаф Зейналлы. - Баку, 1969; Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного

Дагестана. - Махачкала, 1964 и др.

3 Гаджиев А. Ю. Воспитываем интернационалистов,- M., 1983; Мусаев К. М. Дагестане -азербайджанские связи в XX веке и Р. Гамзатов.// Народы Дагестана, № V* 2003г.; Умаханова A. M. Многообразие форм, жанров и система выразительных средств дагестанской народной хореографии. -

Значительный интерес для нас представляют работы, вышедшие в 70 - 80-е годы XX века. В их числе работы Акбиева С. X., Алклычева Д., Ахмедова Б. Г., Вагабовой Ф. И., Каймаразова Г. Ш., Магомедова Д. М., Магидова Ш. Г., Якубова М. А. и многих других1.

В 1985 г. были изданы «Очерки истории советского искусства Дагестана» Т. II (1941 - 1985 гг.)2, где также немало места отводится вопросам культурных взаимосвязей между братскими республиками.

Во всех этих исследованиях авторы приводят многочисленные факты культурного сотрудничества народов Дагестана и Азербайджана. Однако, к сожалению, в указанных трудах отсутствуют предложения и рекомендации, новые направления, новые методы, содействующие улучшению и совершенствованию культурных взаимосвязей народов Азербайджана и Дагестана.

В- 90-е и последующие годы XX века вышли ряд работ, освещающих разные аспекты проблемы культурных взаимоотношений двух республик. Среди них есть и специальные труды, посвященные сотрудничеству музыкальных и театральных коллективов обеих республик в XX веке. Особо следует отметить работы Абуевой 3., Ахмедова Д. Н. и Камалова А., Исмаилова А. Р. и Гасанова И. Р., Магомедова А. А., Мусаева К. М., Наврузбекова Э. С, Султановой Г. А., Якубова М. А. и других3.

Махачкала, 1976; Ярахмедов М. Я. Из истории азербайджано-дагестанских литературных связей. -Баку, 1985; Джабраилова Ф. М. Из истории азербайджано-дагестанских связей.//Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Баку, 1963.

1 Акбиев С. X. Верность дружбе. - Махачкала, 1989; Алклычев Д. У истоков национального
театра. - Махачкала, 1979; Ахмедов Б. Г. Дружбою сильны. - Махачкала, 1984; Вагабова Ф. И.
Формирование лезгинской национальной литературы. - Махачкала, 1970; Каймаразов Г. Ш. Очерки
истории культуры народов Дагестана (от времени присоединения к России и до наших дней). - М.,
1971; Магомедов Д. М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального
искусства Дагестана.- Махачкала, 1971; Магидов Ш. Г. Проблемы языка и письменности народов
Дагестана в культурной революции. - Махачкала, 1971; Якубов М. А. Очерки истории дагестанской
советской музыки. T.I.- Махачкала, 1974.

2 Очерки истории советского искусства Дагестана. Т.Н (1941 - 1985 гг.)- М., 1985.

3 Абуева 3. Магомед Гусейнов. - Махачкала, 1992; Ахмедов Д. Н. Современная «Ахты-наме». - Махачкала,
2000; Ахмедов Д. Н., Камалов А. Столетие дагестанской прессы. - Махачкала, 2006; Исмаилов А. Р.,
Гасанов И. Р. Культура Дагестана XX в. - Махачкала, 1997; Магомедов А. А. Дагестан в 60-й - 70-е гг.:
политика, экономика, культура. - Махачкала, 1992; Мусаев К. М. Межнациональные связи и развитие
национальных литератур. - Баку, 1990; Наврузбеков Э. С. Лезгинский театр. - М., 1994; Султанова Г. А.
Многонациональный театр Дагестана. - Махачкала, 1993; Якубов М. А. Мурад Кажлаев: известный и
неизвестный. - М., 2002.

Определенный интерес представляет научный труд профессора
С. Ш. Гаджиевой «Дагестанские терекеменцы. XIX — начало XX в.»1.
Написанная на основе богатого литературного, архивного и полевого материала
работа является историко-этнографическим исследованием одной из
интересных групп населения Южного Дагестана. Вместе с тем, в работе
рассматриваются вопросы этнокультурных связей терекеменцев с

окружающими их народами, в том числе и азербайджанским.

В 2000 г. в издательстве «Юпитер» вышла книга профессора ДГПУ Д. Н. Ахмедова «Современная Ахты-наме», где затрагиваются вопросы зарождения, становления и деятельности лезгинского национального театра в сел. Ахты. Автор повествует о влиянии и роли деятелей музыкальной и театральной культур Азербайджана в развитии лезгинского национального театра.

Широко раскрываются вопросы музыкальных связей Дагестана и Азербайджана в книге М. А, Якубова «Мурад Кажлаев: известный и неизвестный», опубликованной в Москве в 2002 году. Рассказывая о жизни и творчестве композитора М.М. Кажлаева, автор книги приводит много фактов из истории взаимоотношений Азербайджана и Дагестана в области музыки.

В работе известного дагестанского ученого, члена-корреспондента РАН А. И. Османова «Общественно-политическая жизнь и социально-культурное развитие народов Дагестана» на широком историческом фоне показаны традиции культурных связей между народами Кавказа, в частности Дагестана и Азербайджана2.

Проблемам дагестано-азербайджанских культурных связей посвящены многочисленные статьи как азербайджанских, так и дагестанских исследователей, опубликованных в научных изданиях Азербайджана и Дагестана. В основном, они посвящены литературным, музыкальным и театральным связям двух братских республик.Среди них статьи Аджиева А, М.,

1 Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в: Историко-этнографическое исследование. -
М., 1990

2 Османов А. И. Общественно-политическая жизнь и социально-культурное развитие народов Дагестана. -
Махачкала. 2007.

10 Ганиевой А. М., Гашарова Г. Г., Кассиева Э. Ю<, Коркмасовой М. А., Курбанова М. И., Магомедова РМ., Мехтихановой Р.С., Мусаева К.М., Назаревича А. Ф., Саркисова Н. К., Умахановой А. М. и других1.

Вопросы сотрудничества Дагестана и Азербайджана в сфере науки, культуры, искусства и образования- широко освещены в материалах проведенной в Дагестане в 2007 г. Международной научно-практической конференции2.

В русле рассматриваемой нами проблемы защищено значительное количество диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических, доктора и кандидата филологических наук. Єреди них диссертации Ашурбековой С. И., Джабраиловой Ф. М., Кудратова Д. Г., Хурдамиевой С. X., Эфендиева А. М., Ярахмедова М. Я3.

Аджиев А. М. Из истории азербайджано-кумыкских фольклорных взаимосвязей// Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. Сборник статей. - Махачкала, 1985; Ганиева А. М. Лезгинские манияр// Учёные записки Института ЯЛИ. Т. XIII. - Махачкала, 1968; Гашаров Г. Г. Ашугские традиции в культурных связях Южного Дагестана// Сборник аспирантских работ ДГУ. Выпуск 2. - Махачкала, 1966; Кассиев Э. Ю. Из истории лакско-азербайджанских литературных связей начала XX века// Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. -Махачкала, 1985; Коркмасова M. А. Фольклорные источники творчества M. М.,Кажлаева// Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. - Махачкала, 1982; Курбанов М. И. О табасаранско-азербайджанских фольклорных связях// Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. Сборник статей. - Махачкала, 1985; Магомедов Р. М. Из истории борьбы дагестанских и азербайджанских народов против иностранных захватчиков// Учёные записки АГУ. Т. IV. Баку, 1956;Мехтиханова Р. С. Азербайджанская драматургия на сцене дагестанских театров// Учёные записки АГУ. Баку, 1956; Мусаев К. М. Крепче кровного родства// Известия АН Азербайджанской ССР. Серия литературы, языка и искусства. № 4. Баку, 1987; Назаревич А. Ф. Азербайджано-дагестанские культурно-исторические связи в фольклоре и поэзии Дагестана// Учёные записки АГУ. Баку, 1956; Саркисов Н. К. Помощь бакинских рабочих трудящимся Советского Дагестана в развитии промышленности и формировании рабочего класса// Ведущая сила современности. (Из истории советского рабочего класса Дагестана и Северного Кавказа.) - Махачкала, 1964; Умаханова А. М. Тенденции взаимовлияния хореографических народно-сценических культур Кавказского региона// Взаимодействие национально-художественных культур в условиях совершенствования социализма. -Махачкала, 1986.

2 Историко-культурные и экономические связи народов Дагестана и Азербайджана: через прошлый
опыт взгляд в XXI в. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной
110- летию со дня рождения А. Алиева. - Махачкала, 2007.

3 Ашурбекова С. И. Культурные связи народов Дагестана и Азербайджана в 1920 - июнь 1941
гг.//Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Махачкала, 1992;
Джабраилова Ф. М. Из истории азербайджано-дагестанских литературных связей// Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Баку, 1963; Кудратов Д. Г.
Экономическое и культурное сотрудничество Азербайджана с братскими советскими республиками в
период социалистического строительства. Баку, АГУ, 1970; Хурдамиева С. X. Дастаны и ашугская поэзия
дагестанских азербайджанцев// Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата
филологических наук. - Махачкала, 2000; Эфендиев А. М. Руководство партийных организаций
Дагестана развитием театрального искусства (1920 - 1970 гг.)// Автореферат диссертации на соискание
учёной степени кандидата исторических наук. - Махачкала, 1970; Ярахмсдов М. Я. Азербайджано-
дагестанские литературные связи (XIX - XX вв.)// Автореферат диссертации на соискание учёной
степени доктора филологических наук. Баку, 1985.

Источниковой базой диссертации послужили документы официальных органов власти и управления как Дагестана, так и Азербайджана по вопросам культурных взаимосвязей между двумя братскими народами.

Важным источником для исследования проблем культурных взаимосвязей между Азербайджаном и Дагестаном являются сборники документальных и статистических материалов по вопросам культурного строительства1.

Сведения о взаимоотношениях деятелей культуры и искусства обеих республик в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. содержатся в двух документальных сборниках, изданных в Дагестане 2.

Значительное количество архивного материала по рассматриваемой
проблеме сосредоточено в фондах Центрального Государственного архива
Республики Дагестан (ЦТА РД). Нами использованы документы следующих
фондов ИГА РД: 1-п (Дагестанский обком ВКП (б), КПСС), Р-22

(Статистическое управление ДАССР), Р-37 (Центральный Исполнительный
Комитет ДАССР), Р-59 (Дагестанский Совет профессиональных союзов
(Дагсовпроф), Р-69 (Дагестанский обком профсоюза работников искусств -
Рабис), Р-168 (Совет Министров Дагестанской АССР), Р-177 (Экономическое
представительство ДАССР при Совнаркоме Азербайджанской ССР), Р-352
(Верховный Совет ДАССР и его Президиум), Р-381 (Дагестанское отделение
Всероссийского театрального общества), Р-716 (Управление по делам

искусств при Совете Министров ДАССР), Р-746 (Дагестанское отделение Музыкального фонда СССР), Р-809 (Дагестанский обком профсоюза работников культуры), Р-1236 (Управление по делам культурных и просветительских учреждений при Совете Министров ДАССР), Р-1247 (Правление Союза советских композиторов Дагестанской АССР), Р-1248 (Композиторы Дагестана), Р-1252 (Министерство культуры ДАССР), Р-1291 (Государственный ансамбль танца народов Дагестана «Лезгинка»), Р-1298

1 Культурное строительство в Азербайджанской ССР. Статистический сборник. Баку, 1961; Культурное
строительство в Дагестанской АССР. 1941 - 1977.T.1I.-Махачкала, 1983.

2 Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Махачкала, 1985; Народы Дагестана в
годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - Махачкала, 2005.

12
(Дагестанский Дом народного творчества Министерства культуры ДАССР),
Р-1316 (Махачкалинское музыкальное училище им. Г Гасанова), Р-1317.
Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова),

Р-1321 (Дагестанский русский драматический театр им. А. М.

Горького), Р-1322 (Дагестанская государственная филармония), Р-1356

(Национальный ансамбль песни и танца Дагестана Министерства культуры ДАССР).

В делах вышеперечисленных фондов содержится большое количество документов по вопросам культурного взаимообмена музыкальных и театральных коллективов, совместных выступлений артистов в эвакогоспиталях, воинских частях в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Имеются материалы по подготовке кадров для учреждений культуры Дагестана в различных вузах и средних специальных учебных заведениях г. Баку. В архивных документах раскрываются вопросы по организации и проведении литературных и театральных вечеров, посвященных юбилеям писателей как Азербайджана, так и Дагестана и др.

Важным источником для исследования дагестано-азербайджанских культурных связей в 40 - 70-х годов XX века являются статьи и информационные заметки, опубликованные в местных органах печати обеих республик, а также в некоторых региональных газетах и журналах. В частности, нами использованы материалы следующих изданий периодической печати: «Бакинский рабочий», «Вышка», «Молодёжь Азербайджана», «Литературный Азербайджан», «Маариф ёлу» («Путь просвещения) на азербайджанском языке, «Нефтяное дело», «Дагестанская правда», «Комсомолец Дагестана», «Мусульманская газета», «Северный Кавказ», «Возрождение», «Дослукъ» («Дружба») на кумыкском языке, «Женщина Дагестана», «Литературный Дагестан», «Народы Дагестана», «Советская музыка» и др.

Все документы и материалы, статьи и очерки в периодической печати народов Дагестана и Азербайджана отражают процесс развития культурных взаимосвязей обеих республик во второй половине XX века.

Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения и наиболее важные выводы, сделанные практически впервые и введённые в научный оборот в настоящей диссертации, могут быть использованы при подготовке научных трудов и публикаций по проблемам развития и взаимообогащения литературы, музыкального и театрального искусства, разработки специальных курсов как по истории культуры и искусства Азербайджана, так и Дагестана, лекционных курсов по истории культуры для чтения на исторических факультетах и факультетов культуры вузов. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы и практическими работниками Министерства культуры обеих республик.

Научная апробация работы. Основные положения диссертации автором опубликованы в виде научных статей в сборниках научных трудов Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, а также в журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» объёмом более 2 п. л. Диссертационная работа обсуждалась и была одобрена на кафедрах культурологии и Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (6 параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.

Истоки дружественных и культурных взаимосвязей между народами Дагестана и Азербайджана (краткий исторический экскурс)

Исторические судьбы народов Дагестана тесно переплетаются с судьбами других народов Кавказа. Дагестан и Азербайджан с древнейших времен являются близкими соседями. Южный Дагестан и Азербайджан до V в. н. э. входили в состав одного государства: Кавказской Албании. Исследования археологов показали поразительное сходство археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана в период существования Албанского государства. В пословицах, поговорках, поверьях как в Дагестане, так и в Азербайджане исследователями прослежены отголоски астральных культов1.

Столь близкое соседство и общность судьбы не могли не отразиться в первых исторических источниках, появившихся в XI - XII в.в. Во многих из них, как например «Дербент наме», история раннего Дагестана и Азербайджана излагается чуть ли не как история одной страны. Это делало возможным возникновение однотипных учений и идейных течений. Примечательно, что в Дагестане имели распространение почти все общественно-политические движения, имевшие место в Азербайджане.

Кавказские народы соединяла не только территориальная близость и культурно-исторические связи, но и общая борьба против местных и иноземных угнетателей.

В многовековой борьбе народов Кавказа против иностранных завоевателей особое место занимает совместная освободительная война народов Дагестана и Азербайджана против Надир-шаха, Тимура и других. Эта борьба стала огромным фактором укрепления и развития дружественных отношений между

1 Об этом: Назаревич А. Ф. Тысячелетние узы дружбы /Литературно-художественный альманах «Дагестан». 1959. народами двух братских республик в различных областях экономики и культуры на протяжении истории вплоть до наших дней.

В решающей стадии освободительной борьбы народов Дагестана против Надир-шаха в кампании 1741 - 1743 г.г. азербайджанский народ активно поддержал дагестанцев, когда стотысячная иранская армия вошла на территорию Дагестана и потерпела поражение на Андалалском участке1.

Длительная и упорная национально-освободительная борьба народов Дагестана и Азербайджана, поглотившая огромные людские и материальные ресурсы монархии Надир-шаха, сыграла свою роль в крушении его власти. Эта победа способствовала сохранению территориальной целостности Дагестана и Азербайджана.

В 1812 г. завершилась война России с Османской империей. 28 мая 1812 г. в Бухаресте был подписан русско-турецкий мирный договор, по которому в состав России вошли многие ханства и горские общества Северного Кавказа, в том числе и Дагестана (Кюринское ханство, Казикумух, Акуша-Дарго).

24 октября 1813 г. возле населенного пункта Гюлистан был подписан мирный договор с шахским Ираном. Шах навечно признавал за Россией Дагестан, ханства Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и часть Талышинского2. Таким образом, по этим двум договорам было юридически оформлено признание вхождения в состав России мелких ханств и обществ Кавказа, в том числе Дагестана и Азербайджана.

После присоединения Кавказа к России борьба дагестанского и азербайджанского народов за свое освобождение от национального гнета слилась с освободительным движением русского народа. В совместной борьбе против чужеземных угнетателей росла и крепла дружба дагестанского, азербайджанского и русского народа.

Взаимосвязи учреждений культуры Дагестана и Азербайджана в 40-е гг. XX в

В глубь веков уходит дружба и сотрудничество народов Дагестана и Азербайджана. Немало ярких страниц вписали они в историю совместной борьбы за своё социальное и национальное освобождение, в борьбе против иностранных захватчиков.

Великая Отечественная война Советского Союза с гитлеровской Германией 1941 - 1945 гг. явилась самым крупным и кровопролитным вооружённым столкновением в истории человечества. Почти четыре года на фронтах в различные периоды с обеих сторон сражались от 8 до 12 млн. человек, были задействованы десятки тысяч самолётов и танков, сотни тысяч артиллерийских орудий и миномётов.

Летом 1942 года началась битва за Кавказ. Фашисты рвались на юг, к бакинской и грозненской нефти, к продовольственным запасам. Угроза, нависшая над Кавказом, объединила его народы в одну братскую семью, ещё крепче связала их с русским народом и Россией.

Перед политическими и государственными деятелями республик Закавказья и Северного Кавказа встала задача мобилизации всех ресурсов для снабжения фронта всем необходимым. Жизнь тыла была подчинена лозунгу: «Всё для фронта, всё для победы!»

За короткий срок республики этого региона превратились в важнейший арсенал Красной Армии. В Закавказье и на Северном Кавказе сформировались национальные дивизии: азербайджанские, армянские, грузинские. Многие предприятия целиком переключились на военное производство. Был освоен ремонт танков и другой боевой техники, выпускались самолёты, артиллерийские снаряды, торпеды, ручные гранаты. Только Азербайджан до 70% снабжал Красную Армию горюче-смазочным материалом.

Быстрыми темпами в обход оккупированной части территории Северного Кавказа была построена железнодорожная магистраль Кизляр - Астрахань протяжённостью 348,6 км, способствовавшая снабжению Красной Армии боеприпасами, горючим, продовольствием, одеждой.

В годы Великой Отечественной войны деятельность учреждений культуры и искусства Дагестана и Азербайджана была подчинена интересам фронта, делу военно-патриотического воспитания трудящихся, разгрому врага. Театры, клубы, дома культуры, библиотеки, музеи обеих республик были превращены в центры идейно-воспитательной, патриотической и агитационно-массовой работы. Они обрели большую общественно-политическую и художественную значимость. Театры пополнились новыми молодыми кадрами, которые заменили актёров, ушедших в действующую армию.

Театры Дагестана только за первый год войны дали 1328 театральных представлений и концертов, которые просмотрели около 320 тысяч зрителей. В Фонд обороны страны они внесли свыше 18,5 млн. рублей1. К концу 1941 года общее количество показанных спектаклей достигло до 1500 с охватом более 500 тысяч человек, а в 1944 году театры республики обслужили свыше 280 тысяч зрителей, из которых около 176 тысяч человек были охвачены национальными театрами2.

Великая Отечественная война многое изменила в культурной жизни и соседнего Азербайджана. Учитывая военную обстановку, здания многих учреждений культуры были отданы под госпитали. Уже в первые годы войны в республике создавались литературные, музыкальные произведения на героическую тему.

class2 Культурные взаимоотношения творческой интеллигенции Азербайджана и

Дагестана в 50 - 70-е годы class2

Дагестано-азербайджанские литературные связи

На протяжении многих веков на литературу Дагестана оказывала влияние восточная литература. Знакомство дагестанского читателя с бессмертными произведениями О. Хайяма, Низами, Навои, Насими, Рудаки, Физули, Вагифа и других классиков восточной литературы осуществлялось через литературу Азербайджана. Важную роль в этом сыграл азербайджанский язык, как язык близкий и знакомый многим народностям, особенно Южного Дагестана.

На тесные литературные взаимоотношения указывают и фольклорные связи обеих республик. Образы многих сказок, их мотивы, развитие сюжета, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия азербайджанцев и дагестанцев по содержанию близки друг к другу.

Большой популярностью у дагестанских народов пользовались дастаны -так называемые народные романы. Долгое время в Дагестане бытовали некоторые версии азербайджанских дастанов: «Эсли и Керем», «Гочах Наби», «Ашиг Гариб», «Шах Исмаил». Широко известен в Дагестане дастан о Кероглы - образ борца за свободу и защитника интересов простого народа, который нашёл своё отражение в фольклоре многих народов страны гор: лезгинского1, кумыкского, табасаранского, даргинского .

Дастаны неразрывно связаны с ашугской поэзией. Певцы-ашуги сыграли огромную роль во взаимосвязях дагестанского и азербайджанского народов. Они издавна создавали и исполняли мелодии на стихи классиков азербайджанской и дагестанской литератур. В XX веке, претерпев большие изменения, ашугское искусство, однако, не перестаёт быть популярным как в Дагестане, так и в Азербайджане. Если в дореволюционное время в творчестве ашугов главенствовали мотивы надежды и веры в светлое будущее, то в последующие годы, с установлением советской власти, народные певцы воспевали новую страну, социалистический образ жизни. Широко известны в народе ашуги Дадаш (Ахмед), Шиназ Хазарчи, Джамисаб из Дагестана; Пирабедейли Асадулла, Нусрет, Алескер, Бедел из Азербайджана1. Они исполняли свои импровизации на азербайджанском и языках народов Дагестана.

По существу, не было ни одного представителя горской интеллигенции, который бы не знал поэзию азербайджанских классиков Низами Гянджеви или Самеда Вургуна. На азербайджанском языке писали свои произведения С. Стальский, Т. Хрюгский, Ш. Гезерчи, Н. Шерифов, М. Нури.

В свою очередь народ Азербайджана с глубоким уважением относился к литературе народов Дагестана, в частности лезгинского народа. Переводами стихов С. Стальского на азербайджанский язык занимались известные поэты -переводчики М. Рагим, С. Сарывелли и другие.

Дагестано-азербайджанские литературные связи ярко проявились в творчестве видного представителя азербайджанской литературы XX в. Гусейна Джавида. Хотя он никогда не был в Дагестане, тем не менее, он хорошо знал обычаи и традиции дагестанских народов, во многом сходные с обычаями и традициями азербайджанского народа. Им было создано такое известное произведение, как роман «Марал», содержание которого связано с раскрытием обычаев и традиций дагестанского народа.

Гусейн Джавид в своих произведениях прибег и к образу легендарного Шамиля. Устами своего героя Чингубека из трагедии «Марал» он выражает свое восхищение мужеству имама Шамиля, одним только взглядом повергавших врагов в ужас, его борьбой за свободу и независимость родины. В другом своём романе «Мать» писатель проявляет большой интерес, глубокое уважение к Дагестану, к горцам. В нём Г. Джавид показал красоту природы соседней республики, мудрые законы и обычаи гор.

Похожие диссертации на Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-70-е годы XX века: опыт, проблемы