Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения Арефьева, Тамара Владимировна

Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения
<
Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арефьева, Тамара Владимировна. Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Арефьева Тамара Владимировна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т].- Челябинск, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/779

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Организационно-структурное устройство Челябинского отделения Всероссийского театрального общества, цели и задачи его деятельности и материальное положение 30

Глава 2. Реализация основных направлений деятельности Челябинского отделения ВТО в 1946- 1970-х гг 51

2.1. Агитационно-пропагандистское и воспитательное направления деятельности ЧО ВТО 51

2.2. Просветительская деятельность ЧО ВТО 84

2.3. Профессионально-творческая деятельность ЧО ВТО 101

2.4. Социальная поддержка артистов 127

Заключение 152

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Идея объединения творческой интеллигенции в разнообразные союзы и ориентация советских писателей, художников, композиторов на методы социалистического реализма стала одной из основных идей культурного процесса, проходившего в советском социалистическом государстве. На творческий союз, объединяющий деятелей по видам художественного творчества: литературного, музыкального, театрального, была возложена задача – быть помощником партии в борьбе за дальнейший расцвет культуры, за коммунистическое воспитание народа. Политическое и организационное руководство творческими союзами должна была осуществлять коммунистическая партия как «руководящая и направляющая сила».

Учитывая воспитательное значение различных видов искусств, их влияние на внутренний мир человека, любое реформирование в области культуры должно опираться на имеющийся исторический опыт. Без изучения опыта деятельности творческих союзов картина культурогенеза нашей страны была бы не полной. Подобный опыт необходимо учитывать многим творческим организациям, созданным уже в постсоветский период. Следует отметить также, что изучение деятельности Всероссийского театрального общества (ВТО) на Южном Урале способствует познанию культуры края, являющейся основой формирования регионального самосознания, духовного возрождения региона.

В историко-культурологической литературе опыт деятельности ВТО является мало изученным, что также обуславливает актуальность данной темы. Деятельность творческого союза ВТО в современных исследованиях не представлена многопланово, она рассматривается фрагментарно, в контексте истории культуры страны и Южно-Уральского региона в частности. Деятельность ВТО как централизованной организации дублировалась, а потому формы и методы работы были унифицированы и распространялись на все отделения ВТО. В диссертации рассматривается деятельность ВТО на Южном Урале на примере и материалах самой крупной организации в регионе – Челябинского областного отделения.

Объектом исследования стало Челябинское отделение Всероссийского театрального общества (ЧО ВТО), которое, с одной стороны рассматривается как сложившийся институт, имеющий историю создания, устав, задачи, направления работы, материальную базу, обеспечивающую деятельность данного института, а с другой – как явление культуры, культурное образование, осуществляющее профессиональную и социальную поддержку артистам и несущее просвещение в массы.

Предметом исследования является деятельность ЧО ВТО в 1946–1970-х гг. советского периода истории страны, имеющая свои специфические черты и ставшая элементом общей структуры культурной жизни Южного Урала.

Хронологические рамки исследования охватывают важный в историческом и культурном плане период развития страны в 1946-1970-х гг. Существует общепринятая и логически вытекающая из исторических событий периодизация.

Период с 1946 по 1953 г. был связан с трудностями послевоенного переустройства и восстановления народного хозяйства. Важным для формирования идеологической системы сталинизма становится создание аппарата и механизма управления идеологией и культурой. Именно в этот период происходит становление и развитие Челябинского отделения ВТО, закладываются его основные принципы и направления деятельности. Такая общественно-творческая организация была необходима не только для объединения всех театров области, но и для осуществления новых форм и методов работы с творческими коллективами и зрителями в отдельно взятом регионе.

Период с 1954 по 1964 гг. – время хрущевской «оттепели». Благоприятные условия для развития науки и культуры, расширение международных культурных связей способствовали проведению фестивалей зарубежных фильмов, гастролей театральных трупп, выставок зарубежного изобразительного искусства. ВТО и все его отделения занимают важное место в структуре культуры. Вместе с тем в результате острой борьбы в партийно-государственной верхушке устанавливается полновластие партийного аппарата. Идеологическая работа, проводимая ВТО по воспитанию в массовом сознании необходимости строить коммунизм своими руками – стала частью глобальной задачи, возложенной на учреждения культуры коммунистической партией и советским государством.

Период 1965 – 1970-е гг. принято называть периодом застоя. Назрела необходимость в новом политическом курсе и хозяйственных реформах. Характерной особенностью времени стало усиление администрирования как метода руководства культурной жизнью. Государство, и без того финансировавшее культуру по остаточному принципу, сокращало дотацию в этой сфере. Многие общественно-творческие организации начинают существовать только за счет взносов своих членов. Однако в культурной жизни продолжают жить и развиваться тенденции, заложенные еще хрущевской «оттепелью». С середины 70-х годов начинает действовать система государственных заказов, распределявшая, сколько спектаклей должно быть поставлено на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую тему и т.п. Контроль над исполнением возлагался на ВТО и его отделения. Этим периодом и завершается наше исследование.

В более позднее время, в период перестроечных процессов и всестороннего реформирования системы, начавшихся в Российском государстве в 80-х гг., существенные изменения происходили и в культуре. Новые тенденции стали наблюдаться и в театральной жизни. В деятельности ВТО происходит реорганизация, меняется и название организации. С 1986 г. она стала называться Союзом театральных деятелей (СТД). Создание союза в новых условиях означало повышение ответственности за уровень театральной культуры, за место театра в жизни общества и борьбу за его интересы в Правительстве, Думе, республиканских и муниципальных структурах. Союз получил право законодательной инициативы, стал самостоятельным и равноправным партнером органов культуры. Изучение деятельности СТД на данном этапе может стать самостоятельным исследованием.

Территориальные рамки исследования охватывают Южный Урал. Следует отметить, что термин «Южный Урал», часто употребляемый в научной литературе, не имеет однозначности в трактовке его территориальных границ. В настоящее время можно говорить о более узком и более широком смысле понятия «Южный Урал». В более широком смысле это понятие охватывает территорию Предуралья, южные отроги Уральских гор, Зауралье, часть Оренбуржья, часть Башкирии. В узком смысле – это территория Челябинской области. В данном исследовании Южный Урал также представлен в основном Челябинской областью.

Степень изученности темы. Всю выявленную научную и научно-популярную литературу по исследуемой нами теме следует разделить на несколько групп.

Первая группа представляет собой труды советского периода истории России, связанные с изучением проблем советской культурной политики и становлением советского театрального искусства. В работах данного периода преобладает марксистский подход к анализу фактов и событий, признание ведущей роли коммунистической партии в развитии культуры. Важное место занимают работы А.В. Луначарского, уделявшего особое внимание вопросам сценического искусства. В своих трудах автор останавливался на вопросах состояния театрального дела в стране, раскрывал культурно-просветительскую роль творческих объединений (клубов, народных домов). Н.В. Всеволодский-Гернгросс в своей работе по истории театра рассматривает вопросы развития русского провинциального, народного театров, а также советского театра первых лет его существования.

С 1930-х гг. появляются первые общие работы по истории советского театра. Данные работы содержат большой фактический материал, однако исследования ограничены в основном историей столичных театров. Обобщающие труды в области истории и теории театрального искусства появляются в 1920-1950-е гг. К наиболее значительным среди них относятся работы Г.И. Гояна, Л.Я. Гуревича, С.С. Данилова. Специальное исследование, подводившее итоги культурного строительства в области театра за 30 лет советской власти, рассматривало театр как институт с мастерством режиссеров и актеров и строгой политико-идеологической направленностью.

В 60-е гг. начинают издаваться работы по истории отдельных жанров советского театра. Наибольшее число их относится к истории драматического театра в СССР. Среди рассмотренных театров в этой работе есть и ведущие коллективы Урала.

Серьезным исследованием среди работ 1970-1980-х гг. стала монография А.З. Юфит, посвященная проблемам становления советского театра, формированию системы управления им, деятельности Наркомпроса в этой области, также характеристике и экономическому состоянию театров. Монография Г.А.Хайченко охватывает историю советского театра 1917-1980 гг. Вместе с тем, провинциальному театру Южного Урала в данной работе отведено довольно скромное место. И.Д.Безгин и Ю.М.Орлов в совместной работе исследовали проблему соотношения организации театральной сферы и творческой деятельности театров. Несмотря на то, что данная работа относится к концу советского периода историографии, в ней остаются еще некоторая идеологизация и предвзятое отношение к фактам истории.

Особого внимания среди трудов 1990-х гг. заслуживает вышедшая докторская диссертация Б.Н. Дмитриевского, с современных позиций изучающая достижения театрального искусства России, выявляющая актуальные пути его развития. В рамках данной историографической группы отметим также труд Т.П. Коржихиной, посвященный становлению и развитию системы органов управления государства и рассмотрению всех сторон его жизнедеятельности.

Деятельность ВТО как сложное социокультурное явление соприкасалась с другими областями культуры (музыкой, литературой). Поэтому работы таких исследователей, как В.С. Жидков, Е.С. Громов, В. Эггелинг, посвящены выявлению основных направлений развития культурной политики России, применению ее принципов не только в театральной, но и в литературной, музыкальной сферах.

Среди трудов данного периода следует выделить работу С.С. Загребина о культурной политике государства, ее принципах и реализации в 1900–1940 гг. Работа посвящена сравнительному анализу культурной политики самодержавия и советской власти. Автор сформулировал определение термина «культурная политика», имеющего, на наш взгляд, большое значение для анализа широкого круга культурных процессов, в том числе в области театра.

Отдельные аспекты изучения российской театральной культуры затронуты в работах Н.Б. Лебиной, М.В. Юнисова, Т.А. Пархоменко. Так, Н.Б. Лебина видит театр как неотъемлемую часть повседневной культуры горожан; Н.В. Юнисов рассматривает любительский дореволюционный театр с позиций историко-культурного подхода; Т.А. Порхоменко акцентирует свое внимание на роли культурно-просветительных учреждений в просвещении народа.

Содержание второй группы исследований составляют труды по организации и функционированию творческих объединений.

Отметим, что впервые проблемы творческих объединений, как самостоятельной темы исследования начинают разрабатываться лишь в 70-е гг. ХХ в. Наиболее плодотворно в этой области работает Н.А. Абалкин. Ряд его статей посвящен исследованию театральной сферы в СССР, в частности творческим объединениям.

К этой же группе следует отнести монографию Т.П. Коржихиной, посвященную вопросам взаимоотношений власти и искусства, деятельности творческих союзов и обществ в России первой трети ХХ в.

Исследование общественных творческих художественных объединений в системе политической организации советского общества провел А.А. Торшенко. Исходя из масштабов и специфики задач, выполняемых этими объединениями, автор показал их роль в содействии творческим работникам в создании высокоидейных произведений литературы и искусства.

Среди наиболее значимых работ, исследующих творческие объединения, выделим труды Б.В. Алперс, И.С. Пал, П.А. Маркова. Данные авторы рассматривают идейно-организационные основы конкретных театральных объединений, освещают философские и искусствоведческие аспекты деятельности и влияние их на развитие театральной культуры.

Основное содержание партийного руководства деятельностью творческих союзов показано в труде В.К. Коржова. Автор отмечает, что в годы перестройки партийно-государственные органы по-прежнему бдительно контролировали работу творческих союзов, что на языке того времени называлось «упрочением связи искусства с жизнью». Значительным исследованием в области изучения творческих объединений стала работа И.В. Сибирякова. Особое место занимает его же исследование, посвященное деятельности уральских отделений профсоюза работников искусств. Рабис (профсоюз работников искусств) рассматривается как объединение представителей творческой интеллигенции, которое на деле оказалось не готовым к существованию в рамках командно-административной системы государства.

Проблемы театральных объединений советского и более позднего периода обсуждались на страницах газет и журналов в 1980–1990-е гг., что было связано с перестройкой в театральной сфере, переименованием ВТО в СТД решением 15 съезда ВТО, проходившего в 1986 г. Можно выделить ряд статей И.Б. Ростоцского, работы которого посвящены рассмотрению практических вопросов связанных с деятельностью театральных объединений, главным из которых являлось ВТО. Автор обращает внимание на недостаточное освещение деятельности ВТО в средствах массовой информации, поднимает вопрос по проблеме комплексного решения вопросов планирования работы, перспектив развития театральной деятельности.

Исследователей в 80-е гг. интересуют также общие проблемы творческих объединений. Так, например, И.К. Сидорина анализирует экономический аспект в деятельности театральных объединений. А.П. Шульпин проводит исследование становления и развития студенческих молодежных театров как нового явления в современной театральной культуре. В 90-х гг. в исторической науке заметен возрастающий интерес к проблемам театральных объединений, их деятельности, истории становления.

Отметим статьи Т. Жиляковой о возникновении Челябинского отделения ВТО; Т. Наговициной, о современном состоянии Челябинского отделения ВТО и его роли в культурной жизни Южно-Уральского региона; статью-воспоминание о деятельности Челябинского отделения ВТО, написанную к юбилею ЧО ВТО В.Спешковым.

Последнюю группу работ составляют труды, рассматривающие проблемы непосредственно театральной культуры Южно-Уральского региона и изучение истории его отдельных театров. Отметим, что сегодня наблюдается интерес к осмыслению региональной театральной культуры и ее роли в художественном развитии края. Театральная культура с одной стороны рассматривается как периферийная копия Российской культуры, а с другой – как самобытная культура Южно-Уральского региона.

Первым значительным трудом, посвященным южно-уральским театрам, стала монография М. Незнамова об Оренбургском драматическом театре. Культурная политика, осуществляемая государством в области театра, рассматривается А.П. Панфиловым, который раскрывает процесс становления (фактически насаждения) социалистической тематики в репертуаре театров. Монография этого же автора содержит сведения об организации первых органов управления театрами и деятельности советских органов власти по организации театрального дела на Урале.

Сведения о деятельности театров в других городах Южного Урала содержались в основном в обобщающих трудах по истории и истории культуры Урала. Со второй половины 1980-х гг. характерным явлением времени становится публикация сборников, раскрывающих проблемы культуры региона. Проблемы уральской художественной интеллигенции 20-х гг., в том числе театральной, рассматриваются в труде Г.С. Адриановой. Особый интерес вызывают исследования в области истории культуры Южного Урала С.С. Загребина. Что касается развития театрального искусства, то необходимо отметить стремление автора не замыкаться только на профессиональных театрах, а показать также особенности развития театральной самодеятельности.

Развитие театров в рамках изучения культуры Южного Урала в 1920-е гг. анализирует в диссертационном исследовании О.П. Тетерятник, уделяя особое внимание противоречивому характеру НЭПа, отразившемуся на театральной культуре и репертуаре театров.

И.Ф. Галигузов в своем труде уделяет внимание вопросам становления театральной жизни в регионе. Находясь на большом расстоянии от российских столиц, культура региона избежала глубокой провинциальности в связи с тем, что в развитие культуры Южного Урала были вложены труды и таланты столичных художников, артистов, композиторов. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 г. исследовал Г.Б. Брагиров. Автор пришел к выводу, что качественно новой отличительной чертой театрального творчества этого периода становится развитие трех его направлений: профессионального, самодеятельного и национального.

Проблемы культурного развития региона в контексте общероссийского и мирового социокультурного процесса рассматривает К.А. Шишов. Многообразие театров, их активная творческая деятельность требовали централизованного руководства, в связи с чем на Южном Урале развернуло свою деятельность Челябинское отделение ВТО. В 50-е гг., пишет в своем диссертационном исследовании по художественной культуре Южного Урала Г.М. Казакова, в театрах создаются различные лектории, вводится абонентская система, возобновляется традиция проведения творческих отчетов. Театральные коллективы живут в постоянном общении. Выделяя институциональный аспект в развитии региональной культуры, Г.М.Казакова в своей монографии пишет о роли художественных институтов, к которым относит театры. Автор приходит к выводу, что в настоящее время индустриальный Урал никак нельзя назвать театральной провинцией. По обеспеченности театрами, и по посещаемости он опережает значительную часть регионов России.

Из работ, появившихся недавно, особо следует выделить диссертационное исследование К.А. Тухватулиной, специально посвященное становлению и развитию театральной культуры на Южном Урале в конце XIX – первой трети ХХ в.

История развития отдельного театра на Южном Урале рассмотрена на примере Челябинского академического театра драмы в исследовании В.Ф. Рыжовой. Автор обращает внимание на то, что государство отводило театру особую роль в политическом воспитании трудящихся и в проведении идей компартии в жизнь. Ряд других работ, посвященных отдельным театрам Южного Урала, вызывает не меньший интерес. Отличительными качествами этих работ становится стремление авторских коллективов отойти от приверженности к какой-либо политической позиции, но в то же время показать огромную роль театра в воспитании человека, его востребованность в обществе, находящемся в состоянии относительной стабильности или подъема.

О театре как «лаборатории духовного опыта» писал в своей книге Н.Ю. Орлов, главный режиссер Челябинского театра драмы. Для успешного существования такой лаборатории необходимы два главных фактора: высокий интеллектуальный потенциал южно-уральского зрителя и творческий потенциал актеров. В книге В. Спешкова впервые была реализована задача изучения этапов становления детского театрального искусства южно-уральского региона на примере Челябинского ТЮЗа. История развития Челябинского драматического театра раскрывается в работе С.С. Загребина «Театр мечты». В работе «Избранные очерки истории и современности Челябинского академического театра драмы» освещаются основные события возникновения и развития театра вплоть до современного периода. По его содержанию можно отметить желание авторов показать историю развития театра и мастерство его состава. Коллектив авторов смог воссоздать и представить репертуар, начиная с 20-х гг.

Таким образом, историографический обзор существующих трудов, так или иначе затрагивающих тему исследования, позволяет сделать вывод, что в историческом плане эта тема является малоизученной. В российской историографии пока еще не появились работы, комплексно анализирующие опыт деятельности отделений ВТО в избранных нами хронологических рамках. Слабо исследована региональная специфика развития деятельности ВТО Южного Урала, мало учитывался личностный (человеческий) фактор в создании и работе этой структуры. Данные особенности историографической ситуации обозначают необходимость исследования выбранной нами темы и определяют цель и задачи диссертации.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе совокупности источников проследить этапы становления и развития Челябинского отделения ВТО в 1946–1970-х гг., раскрыть исторический опыт его деятельности, имеющий определенное практическое значение для творческих союзов и в современных условиях.

Основные задачи работы, поставленные для достижения этой цели:

- раскрыть основные социально-исторические предпосылки, обусловившие создание и функционирование деятельности Челябинского отделения ВТО в исследуемый период;

- исследовать основные этапы становления и развития Челябинского отделения ВТО как составной части региональной культуры Южного Урала;

- выявить сущность, особенности и основные направления деятельности Челябинского отделения ВТО в широком социально-историческом контексте развития советской культуры;

- раскрыть специфические особенности, отличающие творческий союз театральных деятелей от других общественных объединений в области культуры; проанализировать основные формы и методы в деятельности Челябинского отделения ВТО на Южном Урале;

- проследить воплощение принципов культурной политики советского государства на примере деятельности Челябинского отделения ВТО;

- показать роль Челябинского отделения ВТО в становлении региональной культуры;

- критически осмыслить и оценить исторический опыт развития и функционирования Челябинского отделения ВТО; определить практическое значение полученных данных об историческом опыте Челябинского отделения ВТО для деятельности творческих союзов в современных условиях.

Методологическую основу диссертации составили диалектические принципы научного исследования: системность, историзм, причинно-следственные связи событий. Эти принципы позволяют рассмотреть предмет исследования в целостной системе и во взаимосвязи всех его сторон в контексте общеисторических явлений, а также исследовать его генезис.

В ходе работы автор опирался также на целый ряд исследовательских методов, способствовавших более полному осмыслению проблемы.

Важную роль при проведении исследования сыграл комплексный подход, позволяющий рассмотреть отдельное явление, в общем культурно-историческом контексте. Сравнительно-исторический метод помог выявить исторические факты, относящиеся к деятельности изучаемого явления, воссоздать исторический процесс, в ходе которого раскрывается логика закономерностей развития этого явления, рассмотреть общее и особенное в деятельности творческого союза, обнаружить содержательные параллели между художественными процессами регионального и государственного уровней. Историко-генетический метод заключался в последовательном раскрытии функций, свойств и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Обращение к социокультурному методу выразилось в рассмотрении отделения ВТО региона в контексте социальных отношений как феномена общественной жизни, имеющего специфическую социальную функцию (идеологического репрезентанта) и воздействующего на мировоззрение регионального индивида. Метод реконструкции использовался для воссоздания целостной картины каждого из периодов развития регионального искусства с выявлением художественно-эстетической ситуации эпохи. Логический метод помог проследить в сжатом виде историческую логику развития творческого союза, наиболее четко осветить закономерности и тенденции исторического процесса.

Следует также отметить, что термин «творческий союз» в работе трактуется более широко, чем это официально принято. Под ним понимается, как отмечалось, не только конкретная организация, профессионально-творческое объединение, имеющее специальную область деятельности, специфический контингент и выполняющее специальные лишь ему присущие идейно-творческие задачи, но и как явление отечественной и региональной культуры.

Источниковая база исследования. Характер и специфика диссертационного исследования определили выбор источников, в том числе и из архивных фондов, для решения поставленных задач. Все изученные материалы и документы, связанные с деятельностью Челябинского отделения ВТО, следует разделить на несколько групп.

К первой группе относятся источники нормативно-распорядительного характера: законодательные акты, распоряжения правительства, партийные документы. Большинство из них опубликовано в сборниках, содержащих указы Президиума Верховного Совета СССР, а также резолюции партийных съездов, конференций, пленумов ЦК. Происходившие в советской культурной жизни события нашли отражение в многотомном издании «Культурная жизнь в СССР». В ряде сборников подбор материалов был связан с задачей выявления характерных черт в развитии театральной культуры, в контексте взаимоотношений творческой интеллигенции с властью в лице ЦК ВКП (б), СНК СССР, Наркомпроса РСФСР. Опубликованные местные документы собраны в сборнике о культурном строительстве в Южно-Уральском регионе.

Следующую группу составляют текущие материалы государственных учреждений и общественных организаций. В диссертации используются материалы 7 фондов из 3 архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО). Из всего комплекса документов типологически выделяются распорядительная документация: резолюции, приказы, инструкции; организационная документация: программы, положения, уставы, а также стенограммы, текущая переписка, учетная документация. Документация Челябинского отделения ВТО сохранилась в фонде Челябинского отделения ВТО (ОГАЧО.Ф.Р-1655) и фонде Отдела по делам искусств Челябинского областного исполкома (ОГАЧО.Ф.Р-914). Здесь представлены протоколы заседаний отделения ВТО, годовые отчеты, приказы, различные формы справок, планы творческих мероприятий и гастрольного обслуживания, афиши концертов. Данные источники отражают организационную и творческую стороны деятельности ЧО ВТО. Следует отметить, что некоторые документы, содержащиеся в архивных фондах, в научный оборот вводятся впервые.

Материалы периодической печати, изданные в интересующий нас период, относятся к следующей группе источников. В местных газетах всегда уделялось внимание театрам и творческому союзу театральных деятелей. В рамках данного исследования использовались материалы газет: «Вечерний Челябинск», «Челябинский рабочий», «Магнитогорский металлург», журнал «Деловой Урал» (Челябинск). Также в качестве источников служили общероссийские газеты и журналы: «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Советский театр», «Литература и искусство», «Советская культура». На страницах центральных периодических изданий обсуждались важные вопросы развития театрально-зрелищных предприятий, отзывы зрителей и критики на театральные постановки, воспоминания деятелей театра, материалы дискуссий по проблемам развития театра, а также печатались нормативные документы. Однако политико-идеологическое влияние, существовавшее в Советском государстве, требует некоторой осторожности в оценке степени достоверности публикуемой информации, особенно официальной. Поэтому при использовании данного вида источников необходим их критический анализ и проверка сведений по другим источникам.

Научная новизна исследования состоит в том, что региональное отделение ВТО на территории Южного Урала представлено в многообразии его деятельности как часть системы созданных в стране творческих союзов. Впервые работа объединения рассматривается в контексте истории культуры страны и Южно-Уральского региона в частности, что позволило выявить общие и специфические особенности в деятельности Челябинского отделения ВТО, установить общественно-исторические предпосылки его появления и проследить основные этапы развития.

Основные результаты исследования:

- раскрыты социально-исторические предпосылки, обусловившие создание и функционирование деятельности региональной организации ВТО на Южном Урале;

- рассмотрено структурно-организационное устройство Челябинского отделения ВТО, выявлены специфические особенности данного творческого союза, отличающие его от других творческий объединений;

- исследованы основные этапы становления и развития регионального ВТО;

- проанализированы основные формы и методы в деятельности Челябинского отделения ВТО;

- раскрыты основные направления в работе регионального ВТО (профессионально-творческое, просветительское, агитационно-пропагандистское, социальная поддержка артистов);

- в научный оборот введен целый ряд неопубликованных научных источников;

- сформулированы практические рекомендации по оптимальному использованию отечественного исторического опыта Челябинского отделения ВТО в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть внедрены в учебные курсы по истории Южного Урала и истории региональной культуры, а также использованы в учебных заведениях, в спецкурсах по истории театра Южно-Уральского региона. Документы и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при проведении обобщающих научных изысканий по истории региональной культуры и искусства.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в научных публикациях и представлены в виде докладов на международных и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы истории искусства и культуры» (Челябинск, 2007), «Традиции и новации в отечественной духовной культуре» (Челябинск, 2008), «Наука ЮУрГУ» (Челябинск, 2008), «Перспективы интеграции науки, образования и бизнеса» (Сатка, 2009) и др.

Структура диссертации соответствует задачам и внутренней логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Агитационно-пропагандистское и воспитательное направления деятельности ЧО ВТО

Культурная политика, осуществляемая государством в области театра, рассматривается А.ППанфиловым в работе «Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры», в которой ученый раскрывает процесс становления (фактически насаждения) социалистической тематики в репертуаре театров, особым показателем качества которого являлась постановка спектаклей о Ленине. Этот вопрос являлся ключевым, вокруг которого освещаются и другие аспекты формирования и распространения советского театрального искусства. Примечательно, что ни отечественная и ни западная классика не были. мерилом художественного уровня актерского мастерства. Критерием значимости драматического произведения, хотя и в меньшей степени, являлись изображение партийных вождей, а также темы о гражданской войне, установлении советской власти, осуществлении сталинских реформ, борьбы с врагами народа. Монография этого же автора содержит сведения об организации первых органов управления театрами и деятельности советских органов власти по организации театрального дела на Урале31.

Сведения о деятельности театров в других городах Южного Урала содержались в основном в обобщающих трудах по истории и истории

Панфилов А.П. Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры. — Свердловск. 1965; Он же. Театральное искусство Урала. 1917-1967 гг. / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - Свердловск, 1967. культуры Урала . Со второй половины 1980-х гг. характерным явлением времени становится публикация сборников, раскрывающих проблемы культуры в отдельных южно-уральских регионах33. Проблемы уральской художественной интеллигенции, в том числе театральной, рассматриваются в труде Г.С. Адриановой. В своей монографии автор анализирует материалы о положении художественной интеллигенции и работе уральских театров в 20-е гг.34

Особый интерес вызывают исследования известного ученого в области истории культуры Южного Урала С.С. Загребина. В ряде своих работ автор старается исторически достоверно передать особенности и противоречия процесса становления советской модели духовной культуры, ее ценности, влияние социалистического типа культуры на развитие культуры регионов. В отдельном регионе, как и по всей России, искусство и художественная культура были призваны соответствовать политическим требованиям, сформулированным пятилетними планами развития народного хозяйства. Что касается развития театрального искусства, то необходимо отметить стремление автора не замыкаться только на профессиональных театрах, а показать также особенности развития театральной самодеятельности35.

Развитие театров в рамках изучения культуры Южного Урала в 20-е гг. анализирует в диссертационном исследовании О.П. Тетерятник, уделяя

И.Ф. Галигузов в своем труде «Народы Южного Урала: история и культура» уделяет внимание вопросам становления театральной жизни в регионе и считает, что особенно богатыми в этом отношении оказались 1909-1911 гг. В Челябинске состоялись гастроли прославленной русской актрисы В.Ф.Комиссаржевской; актера, режиссера и педагога П.П. Гайдебурова, артиста Г.Г. Ге, артистов Малого театра под руководством Н.Подарина. В Верхнеуральске успешно работал в начале века местный самодеятельный кружок любителей драматического искусства. В 1910 г. в городе прошли спектакли по известным произведениям русской классики, поставленные приезжими артистами с участием местных любителей драматического искусства. Однако в целом театральное искусство на Урале до середины XX в. находилось в стадии становления. Находясь на большом расстоянии от российских столиц, культура региона избежала глубокой провинциальности в связи с тем, что в развитие культуры Южного Урала были вложены труды и таланты столичных художников, артистов, композиторов

Многообразие театров, их активная творческая деятельность требовали централизованного руководства, в связи с чем на Южном Урале развернуло свою деятельность Челябинское отделение ВТО. В 50-е гг., пишет в своем диссертационном исследовании по художественной культуре Южного Урала Г.М. Казакова, в театрах создаются различные лектории, охватывающие самые широкие слушательские массы. Вводится абонентская система, возобновляется традиция проведения творческих отчетов. Театральные коллективы живут в постоянном общении. Результатом стало проведение

Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. — Магнитогорск, 2000. -497 с. весной 1956 г. фестиваля театров Урала, в нём приняло участие 34 театра. Из 100 показанных спектаклей лучшим был назван «Клоп» Челябинского драматического театра. В 50-е гг. ситуация меняется. Расширяет свой репертуар областной театр оперы и балета. Большинство его спектаклей становятся незаурядными художественными событиями в регионе. Продолжает работать на сцене театра признанный мастер оперной режиссуры Георгий Миллер. Большинство спектаклей идёт в оригинальном оформлении главного художника театра Л. Рошко. Творческий взлёт переживал в середине XX века областной драматический театр им. СЯ.Цвиллинга. Сложнее и разнообразнее становился его репертуар, росло мастерство актёров, качество спектаклей. Помимо вышеназванных, в области существовали театры кукол (Челябинск, Магнитогорск), Театр юного зрителя, драматические театры в Златоусте, Магнитогорске . Выделяя институциональный аспект в развитии региональной культуры, Г.М.Казакова в своей монографии пишет о роли художественных институтов, к которым относит театры. Появление профессиональных театров на территории Южного Урала напрямую зависело от процесса и уровня урбанизации региона в послереволюционное время. Число театров росло, они представляли все виды театрального искусства. Деятельность театров удовлетворяла духовные запросы населения. Автор приходит к выводу, что в настоящее время индустриальный Урал никак нельзя назвать театральной провинцией. По обеспеченности театрами и по посещаемости он опережает значительную часть регионов России (в 1980 г. - третье, 1990-1997 гг. - пятое место по числу посещений на 1000 населения)39.

Просветительская деятельность ЧО ВТО

В связи с проведением Дней Болгарской культуры (1970 г.) комитет по культуре и искусству Народной республики Болгарии объявил конкурс и установил следующие поощрения: театр, поставивший лучший спектакль по пьесе болгарского автора, приглашается на гастроли в Болгарию сроком на 15 дней; режиссер, художник и три актера, показавшие лучшие работы в спектакле, приглашаются в Болгарию на 15 дней за счет комитета по культуре и искусству133. Театры Челябинского отделения ВТО активно включались в такой конкурс. Лучшим был признан спектакль «Эта маленькая земля» по пьесе болгарского автора Г. Джагарова, поставленный в Магнитогорском драмтеатре. Однако сведения о том, состоялась ли поездка в Болгарию, отсутствуют. Тем не менее, можно утверждать, что подобный творческий взаимообмен между культурами обогащал театры, расширял их репертуар, способствовал распространению в Южно-Уральском регионе (закрытом для посещения иностранцев) информационных потоков, связанных с другими культурами.

В 1975 г. вся работа в театрах шла также под девизом качества выпускаемой продукции, выполнения производственно-финансового плана. Готовясь к достойной встрече XXV съезда КПСС, театры брали на себя социалистические обязательства, составляли планы работы театров на предприятиях и в учреждениях города, проводили творческие встречи с рабочими и руководителями заводов. В предсъездовскую декаду юбилейные спектакли были показаны жителям городов и поселков Челябинской области. Театры представили следующие спектакли: «Протокол одного заседания» АТельмана (Челябинский драмтеатр), «Бумбараш» А. Гайдара (ТЮЗ), «Долгожданный» А. Салынского, «Не гаси огня своего» Черноземцева и Верзакова (Златоустовский драмтеатр), «Интервью в Буэнос-Айрасе» Г.Боровика (Магнитогорский драмтеатр)134. На организованных ЧО ВТО и состоявшихся после спектаклей зрительских конференциях, в которых приняло участие около полутора тысяч зрителей, звучали слова благодарности и пожелание «как можно чаще встречаться». Почти все спектакли были просмотрены и обсуждены в коллективах театров московскими критиками В. Рыжовой, К. Березиным, доктором искусствоведения из Ленинграда В. Сахновским-Панкеевым .

В газетах регулярно помещались обзоры о предстоящих премьерах и идущих спектаклях. Вот что писала газета «Вечерний Челябинск» о спектакле «Протокол одного заседания» А. Гельмана, поставленном Челябинским драмтеатром: «Спектакль проникнут большим человеческим, общественным и психологическим содержанием, притом содержанием глубоко современным», «именно в сфере труда мы сталкиваемся с множеством проблем, связанных с взаимоотношениями человека с коллективом и обществом», «в пьесе раскрывается борьба за новые этические нормы, за нравственную требовательность, чуждую уступкам и компромиссам»136.

В решениях XXV съезда КПСС были определены и главные задачи, стоящие перед советскими художниками, указаны направления поисков, подчеркнута та особая роль, которая принадлежала искусству в жизни страны Советов. Деятельность всех творческих коллективов, всех мастеров искусства разворачивалась в свете выдвинутых партией задач политического и эстетического характера. Своей главной задачей ЧО ВТО считало всемерное повышение идейно-художественного уровня выпускаемых спектаклей, улучшение организационно-творческого процесса, объединение всех театральных коллективов вокруг художественных мероприятий, организуемых отделением.

Юбилейные премьеры // Вечерний Челябинск. - 1975. - 26 апреля. - С. 3. Обращает на себя внимание фестиваль театров Урала, приуроченный к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и проводимый в г.Челябинске в апреле 1975 г. В нем приняло участие 34 театра. Из 100 показанных спектаклей лучшим был назван «Русские люди» Челябинского драматического театра. В ходе проведения фестиваля было отмечено, что «героическая направленность советского театра проявилась с новой силой». В рамках фестиваля был проведен смотр - конкурс самодеятельных чтецов. Программа выступлений участников областного смотра конкурса была разнообразной и включала в себя выступления самодеятельных артистов из разных городов и поселков Челябинской области137. Например, программа заключительного концерта участников фестиваля состояла из произведений русских и советских авторов:

Итак, изученные источники свидетельствует о том, что в проведении агитационно-пропагандистской работы 40 ВТО, руководствуясь политическими установками и требованиями партии и советского государства, стремилось воздействовать на широкие зрительские массы всеми средствами театрального искусства. Используя довольно необычные для себя формы работы: фестиваль, конкурс, лекцию-концерт - театры под управлением Челябинского отделения ВТО распространяли в массах новую идеологию, характерную для социалистической культурной политики.

Челябинское отделение ВТО, осуществляя задачу идеологического воспитания советских людей, прежде всего, широко занималось культурно-шефским обслуживанием населения.

Из отчета председателя областного отделения ВТО П.А. Гарянова на областной конференции, проходившей 19 марта 1946 г., следует, что «на ВТО лежат громадные задачи. Товарищ Сталин призывает нас к новому движению вперёд, к новой пятилетке, которая приведёт к ещё большему расцвету наше государство. Мы, работники искусства, будем со всем народом биться за успешное перевыполнение этого плана... Наш театр имеет очень ответственное почетное место в деле идейно-политического воспитания трудящихся. Актёры - творцы нового общества, общественные деятели - пламенные борцы за свою Родину и свой народ - вот каковы наши советские актёры, актёры — большевики, сталинцы»139.

В отчетах ЧО ВТО за 1947 г. встречаем обращение ЦО ВТО ко всем отделениям: «Учитывая политическую важность по культурному обслуживанию работников сельского хозяйства, успехи которых приобретают важное значение в социалистическом строительстве, работники идеологического фронта должны обратить внимание на хорошую организацию художественного обслуживания колхозного крестьянства в связи с началом весеннего сева»140. Подобные обязательства работников искусства распространялись не только на сельское хозяйство, но также на промышленные предприятия, воинские части, а позже и на районы освоения целинных и залежных земель, новостройки141.

Профессионально-творческая деятельность ЧО ВТО

Всесторонне и планомерно Челябинское отделение работало с артистической молодежью. Совместно с Обкомом ВЛКСМ в 1969 - 1970 гг. были проведены: смотр молодых актеров, 2 областных смотра творческой молодежи, посвященных 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, областной конкурс чтецов, зональное совещание «Работа режиссера с актером в условиях городского театра», творческие встречи молодых актеров.

Отделение ВТО настаивало на том, чтобы и в театрах велась повседневная работа с молодежью: «Следует формировать мировоззрение наших молодых актеров, чтобы они понимали, что делают, какие мысли несут, идейное воспитание помогает глубоко осмыслить тот образ, который в дальнейшем актер или певец понесет», - отмечал член ВТО, режиссер Б.А.Скоморовский . Нередко в адрес молодых актеров раздавалась критика о том, что, «если получил высшее образование, должен сегодня же играть «Гамлета», сегодня и не позднее. В некоторых молодых актерах живет «вирус спеси», «уйду, если не дашь мне того, другого». Хотя требовательность не всегда подкрепляется возможностью, в этом плане следует вести воспитательную работу»234.

Вопросы работы с артистической молодежью не раз обсуждались и на заседании 40 ВТО. Главный балетмейстер театра оперы и балета Т. Хазанова считала, что «в театре 63 человека в возрасте до 30 лет, т.е. та молодежь, из которой формируется будущее театра, та молодежь, с которой нужно много заниматься и творчески, и политически, и морально. Организация ВТО мало была использована в вопросах воспитания. Мало было сделано для того, чтобы молодежь не уезжала. Есть среди молодежи случаи разнузданности и пьянства. Это исходит из того, что нашей молодежи нечем заняться, мы друг друга не видим, так как не всегда есть, где встречаться». Член отделения ВТО Кулешов П.И. также считал: «Мы не занимаемся воспитанием творческой личности ни по линии театрального общества, ни по линии педагогической, нашу молодежь следует не подчинять, а приучать самостоятельно искать пути, а руководителей следует использовать как людей, которые могут подсказать, помочь, но не заменить собственное образование и все другие виды мышления» . Обращало на себя внимание и то, что среди членов ВТО было мало молодёжи. Например, к 1970 г. из 336 членов ВТО, молодёжи было только 17 человек. Рассмотрим таблицу, в которой отражен возрастной состав членов ВТО, а также их идеологическая принадлежность (см. табл. 5).

В объяснительной записке к годовому отчету председателя Челябинского ВТО Е.И. Агеева сообщалось, что «низкая оплата (средняя зарплата начинающего молодого артиста 90 руб.) не позволяет привлечь в театр молодежь»236. Он же отмечал, что отделение ВТО не может обеспечить театры всем необходимым, а главное артистами и помещением, где все могли бы собираться в свободное от работы время . В марте 1969 г. по инициативе Челябинского отделения ВТО состоялся смотр-конкурс театральной молодежи. В нем приняло участие 67 человек, которые показались в 36 спектаклях всех жанров классической и современной драматургии. Среди участников 59 актеров, один режиссер, три дирижера, четыре художника. Целью конкурса было знакомство с молодыми творческими дарованиями, с их гражданской позицией и утверждением в живых сценических образах высоких коммунистических духовно-нравственных норм .

Критика и пресса в целом положительно оценили профессиональный уровень молодых артистов. Отмечали хороший дружеский контакт между сценой и зрительным залом, что в значительной степени помогло преодолеть понятное в таком ответственном случае волнение. Наряду с положительными моментами были отмечены и недостатки. В смотре не увидели значительной работы молодого актера или актрисы в создании образа молодого советского положительного героя. Из-за этого смотр потерял четкую идейную направленность, партийную страстность. Художественное руководство многих театров не позаботилось о предоставлении молодым актерам интересных и художественно значимых ролей239. Корреспонденты также отмечали, что «отсутствие хороших пьес на современную тему ограничивает возможности молодых. Часто в наших крупнейших драматических театрах «определительски» относятся к таланту молодых. Несмотря на кажущуюся занятость молодых в Челябинских и Магнитогорских театрах, молодые актеры по 2-3 года не имеют масштабных ролей240.

В феврале 1971 г. при ЦО ВТО был создан Отдел творческой молодежи. Отдел занимался всесторонним анализом работы театральных организаций РСФСР с творческой молодежью, обеспечением дальнейшего улучшения содержания, методов и форм идейного воспитания и профессиональной деятельности, подготовкой предложений по подбору и расстановке кадров, повышению квалификации и поощрению административного, художественно-руководящего и артистического состава театров РСФСР241. Челябинское отделение ВТО начинает активно сотрудничать с вновь созданной организацией. В целях повышения квалификации театральной молодежи Челябинское отделение пытается наладить профессиональную учебу в театрах области. Вместе с главными режиссерами был разработан учебный план, взят упор на индивидуальную работу с актером. Для занятий были приглашены преподаватели Челябинского института культуры по сценической речи, вокалу и характерному танцу: Лукьянова Л.Н., Дикопольская В.А., Бейлин В.И.. Так, педагог по танцу Бейлин В.И. считал такие занятия необычайно полезными: «Пластика, занятия по движению, ритмике или танцу хотя бы три раза в неделю необходимы», «свобода владения своим физическим телом может быть только оттого, что актер в хорошей физической форме» .

Репертуарная политика театров формировалась под неусыпным контролем партийных и государственных органов. На состоявшейся 7-8 марта 1963 г. встрече Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией, а также проведенном 18-21 июня этого же года Пленуме ЦК КПСС по идеологическим вопросам была поставлена задача «формирования коммунистического мировоззрения» — ужесточение идеологического контроля243. В связи с этим все учреждения культуры и искусства должны нести ответственность за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара. Правление ВТО обращается ко всем отделениям Положение об Отделе творческой молодежи и формирования театральных организаций РСФСР. 1971 г. усилить контроль за репертуаром и к новому сезону подготовить спектакли, большая часть из которых должна принадлежать перу советских авторов и композиторов . Ответом на это предложение может служить отчет Челябинского театра оперы и балета, в котором указывалось, что пять из восьми спектаклей принадлежат перу русских и советских композиторов. Коллектив обязался к следующему концертному сезону подготовить еще два современных советских музыкальных спектакля, предназначенных специально для гастролей в Москве245.

В 1966 г. театр успешно выступил со спектаклями на московской сцене. Критики отметили, что «встреча с Челябинским театром радостна для москвичей. А для музыкальных театров столицы даже поучительна. Инициатива в выборе репертуара и выдвижении молодежи может послужить хорошим примером для подражания. Развивая классические традиции -оперного и балетного исполнительства и смело идя в ногу со временем, театр формирует свой стиль работы, отличительными чертами которого являются искренность и горячность высказывания, высокая исполнительская культура. Все эти достоинства ярко проявились в трех спектаклях: опере «Два капитана», балетах «Барышня и хулиган» и «Шакунтала». Все они принадлежат перу композиторов-москвичей»246. Газета «Вечерняя Москва» от 26 июля в статье «Челябинские мастера хореографии» также высказала свое одобрение в связи с гастролями Челябинского театра, назвав хореографическую труппу «одной из лучших в стране»247.

Социальная поддержка артистов

По инициативе 40 ВТО был организован вечер встречи четырех коллективов: Магнитогорского драмтеатра, театра кукол «Буратино», музыкального училища им. Глинки и коллектива городского цирка. Следствием этого вечера явилась разработка концертной программы с участием четырех коллективов.

Оказывая творческую помощь, 40 ВТО организует гастроли Магнитогорского театра драмы в Оренбург и Пермь в 1980 г. Каждый год Магнитогорскому театру выделяется несколько путевок. В отчете Председателя Челябинского отделения тов. Мазурова находим: «материальная помощь, оказанная членам ВТО Магнитогорского театра, составила 240 руб. В домах отдыха и санаториях побывали артисты Васильева И.М. («Актер» г. Сочи), Погребняков («Устькачка»), Шрайман, Кузьмина, Широкова («Мисхор»). Состоялись выезды коллектива на базу отдыха «Банное»314.

В течение почти 10 лет проходил процесс становления театра. 40 ВТО наблюдало за этим процессом, оказывая театру посильную помощь. Заметим, что рассвет Магнитогорской драмы начался в «переломном» для страны 1991 г. с приходом главного режиссера В.Ахадова и директора В.Досаева.

Театральный облик Южного Урала в 50-70-х гг. определяла та большая группа мастеров, среди которых выделим артистов, оставивших особый след в культуре. Их талант и преданность искусству были высоко оценены как зрителями, так и советским государством: многим из них были присвоены высокие артистические звания.

Заслуженный деятель РСФСР Николай Александрович Медведев (1898-1968), уралец, инженер по образованию, впоследствии закончил режиссерский факультет заочного университета искусств. С 1920 г. был актером, режиссером передвижного театра. С 1922 г. он приобрел огромный опыт в театрах Екатеринбурга, Семипалатинска, Самары, Ярославля, Оренбурга, Сталинграда, Иркутска и других городов. Везде, где ему доводилось работать, Медведев вел мастер-классы и читал лекции по истории театра. В 1949 г. был приглашен главным режиссером Челябинского драмтеатра. Поставив за десять лет на челябинской сцене более десятка произведений мирового репертуара, он создал обновленную версию спектакля «Любовь Яровая», принесшую, как уже нами было отмечено, оглушительный успех. В 1951 г. Указом Верховного Совета СССР

Н.А.Медведеву присваивается Сталинская премия . Журналист и театральный критик И.И. Моргулес спустя много лет писала: «Мы знаем, что далеко не все произведения литературы и искусства, удостоенные Сталинской премии, были действительно отмечены печатью таланта. Но этот спектакль был великолепен. Смею утверждать, потому что видела его раз 15, посещая из года в год, пока он жил»31 .

Выпускник Одесской и Ленинградской консерваторий Исидор Аркадьевич Зак (1909-1998), лауреат Государственной премии СССР (1948 г.) приехал в Челябинск, имея уже опыт управления музыкальными коллективами Ленинграда, Владивостока, Горького, Харькова и других городов. В Челябинском театре оперы и балета им было поставлено 23 спектакля. За высокий профессионализм и интеллигентность его называли «маэстро Зак». В ноябре 1975 г. Челябинское отделение обратилось с ходатайством в ЦО ВТО о представлении И.А.Зака к званию «народный артист СССР». В марте 1976 г. Указом Верховного Совета СССР ему такое звание было присвоено317. В память об этом талантливом музыканте с 2001 г. проходит ежегодный Международный фестиваль дирижеров имени Зака.

Главным режиссером Челябинского драмтеатра был Наум Юрьевич Орлов. Выпускник Киевского института театрального искусства. Он приехал работать в Челябинск в 1973 г., будучи уже опытным режиссером, народным артистом Татарской АССР. 1 марта 1974 г. состоялся дебют НЮ. Орлова со спектаклем «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Я. Гашеку. Когда Н.Ю. Орлов в 1978 г. впервые привез свой театр на гастроли в Москву, К. Симонов, посмотрев новую версию спектакля «Русские люди» (отмеченного в 1975 г. дипломом 1-ой степени Министерства культуры СССР), растроганно сказал: «Рад видеть сотый (!) спектакль челябинцев «Русские люди» на сцене Малого театра. Вы верно раскрыли замысел: война войной, а человек даже в самых жестоких обстоятельствах должен оставаться человеком. Театру удалось, создавая жесткий спектакль, «прорастить» сквозь него лиричную линию любви»318. Всего на Челябинской сцене Орловым будет поставлено около 40 спектаклей. В ноябре 1978 г. Указом Министерства культуры РСФСР Н.Ю. Орлов получит звание заслуженного деятеля искусств РСФСР319.

П.И. Кулешов (1912-1995), совершенствовавший сценическое мастерство в 30-х г. в театрах Калуги, Каширы, Смоленска, Архангельска, Новосибирска, Сталинграда, дебютировал на сцене Челябинска в 1938 г. навсегда связав свою судьбу с жизнью этого города. Актер, а затем режиссер театра мимики и жеста (для глухонемых зрителей), который первым в России получил звание народного. Снимался в кино и преподавал актерское мастерство. Стал буквально родным голосом в каждом доме, читая стихи, сказы и сказки по местному радио. С 1975 — 1978 гг. возглавил Челябинское отделение ВТО. В ноябре 1975 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Конечно, звания и награды повышали не только социальный статус, но и уровень материального благополучия. Звание «народный» или «заслуженный» увеличивало сроки работы в театре, давало возможность получения главных ролей и игры в первом составе труппы, участия в премьерных постановках, выездов на гастроли в столицу.

Инициатором по выдвижению артистов на соискание высоких званий выступало ЧО ВТО. Именно оно обращалось с предложением к театрам области. Например, из выписки протокола № 3 от 22 мая 1948 г. следует, что: «учитывая большой стаж производственно-общественной работы, просить дирекцию, парторганизацию и местный комитет театра музыкальной комедии о возбуждении ходатайства перед вышестоящими инстанциями о присвоении почетного звания заслуженный артист Республики тов. Блинову Роману Арнольдовичу320. Процедура прохождения документов по вышестоящим инстанциям длилась от нескольких месяцев до одного года.

Нами была выявлена разница в оплате труда начинающего артиста и артиста со званием «заслуженный артист РСФСР». На 1965 г. она составляла от 100 до 150 руб. К тому же Челябинское отделение ВТО всячески поддерживало артистов со званиями: «устраивало сольные концерты, юбилейные вечера, приглашало участвовать в праздничных концертах к юбилейным советским датам, премировало за развитие советской театральной культуры».

Итак, среди многообразных форм деятельности Челябинского отделения ВТО социальная поддержка артистов была одной из самых важных. Именно это направление работы организации получило особое признание в среде деятелей театрального искусства, среди которых (прежде всего молодых и рядовых артистов театра) было много нуждающихся в материальной помощи.

Похожие диссертации на Деятельность Всероссийского театрального общества на Южном Урале в 1946-1970-х гг. : на материалах Челябинского областного отделения