Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика изменений духовной ориентации советского общества: процесс секуляризации на Урале в период 1961-1985 гг. Лошакова, Ирина Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лошакова, Ирина Леонидовна. Динамика изменений духовной ориентации советского общества: процесс секуляризации на Урале в период 1961-1985 гг. : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Урал. ун-т.- Екатеринбург, 1993.- 33 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/2926-x

Введение к работе

Актуальность теми исследования. В курсе реформирования нашего общества, приобщение его к общецивилизованному потоку развития,становится очевиднш неправомерность унификации и стандартизации ду -ховной жизни народа, а также ненаучности подхода к ее сложной структуре, динамизму и многообразию. Качественно новые особенности, ко-торне приобрела современная обстановка, характеризуются возраста -нием роли общественного сознания, в частности повышением интереса к вопросам значимости религии и свободомыслия как традиционных систем в контексте мировой истории и культуры, а также подлинным причинам активизации религиозных процессов и демополизации атеис -тической идеологии в стране. Возникает необходимость в научном анализе осуществляемого в стране атеистического воспитания, действительных причин несостоятельности попыток устранить религиозную ориентацию из общественного сознания и других связанных с процессом секуляризации вопросов, которые относились к числу ка- ' залось бы окончательно решенных проблем, требующих переосмнсле -ния в современных условиях.

В конце ХП века понятие секуляризации эксплицировалось буржуазными социологами как всякая Форма эмансипации от религии и церковных институтов. Этот процесс носит объективный характер и имеет тенденцию к расширению, так как научно-технический и социальный прогресс, поддерживая земную основу жизни человечества, делают науку, культуру, новейшие технологии все более влиятельными в мире, сокрушают возможности религиозной интерпретации бытия. Научный атеизм включает Философскую, историческую, естест -ьеннонаучную критику религии и атеистическую пропаганду, тем самым способствует интенсификации процесса секуляризации. Наряду с другими духовными явлениями Формирует передовое человеческое сознание, утверждает гуманистические ориентации общественного про -гресса.

Начавшийся после Октябрьской революции процесс преодоления в стране религии носил субъективно-объективный характер. Он сразу подпал под действие законов классовой борьбы' и принял Форму по -литического противоборства, а придание негативной окраски рели -гиозному Феномену было ориентацией не столько научной, сколько политической, направленной на его полное преодоление. При этом игнорировалось наличие в самой советской действительности корней, которые питали и порождали религиозную ориентацию личности.

Развернутый анализ этого положения мы находим в частности в рабо те уральского исследователя В.И.Колоснидына " Религиозное отчуждение ".

Отвечая на вопрос, почему в условиях глобального огосударствления социальной жизни, массовых репрессий продолжался процесс отхода от религии, автор обращается к приверженности советских людей к революционному потенциалу, рожденному идеалами социалистической революции, которые придавали социальный смысл жизни целым поколениям и приобрели стойкий мировоззренческий характер. Б этой обстановке внедрение массового атеизма казалось возможным и находило понимание как социальная ценность, отражающая представления о желаемых свойствах социалистической системы.

Но имевший место отход от религиозного мировидения большинства советских людей являлся не только следствием усилий Коммунистической партии и Советского.государства, но главным образом влиянием объективных законов, действие которых проявлялось несмотря на имевшие место перегибы. Проводимое в стране атеисти -ческое воспитание масс объективно способствовало в - значительной мере освобождению от навязываемого религией уклада, при котором отчуждение человека носило всеобщий характер. Тем самым осуществлялось раскрепощение личности, освобождение сознания, повыша -лись возможности самоутверждения человека через реализацию своих способностей и талантов.

Результаты отхода от религии нашли подтверждение в последнее пятилетие, когда в обстановке государственной поддержки религи -озных организаций и широкой религиозной пропаганды, принимающей нередко Формы навязывания бога, основная часть общества остается нерелигиозной. И как бы критически с высоты современных зна -ний мн не оценивали полученные результаты, нельзя игнорировать сложный, с издержками и грубейшими просчетами, но конкретный и апробированный практический опыт.

Осознание опыта секуляризации в советский период в реальном его воплощении позволит установить, насколько избранный путь, его теоретическое и моральное обоснование отражали объективные потребности общества, каковы в нем тупиковые направления, в чем порочность методов осуществления. Например, нетерпимость к инакомыслию, важность учета многообразия интересов и ценностных ориентации, различия в психологии и идеологии различных социаль-групп, неадекватность отражения реальных процессов в обществен-

ном сознании и других предпосылок и конфликтов в духовное жизни общества.

Знание правдивой исторической картины позволит не только по-.нять сложившуюся в области религиозных отношений ситуацию, которая не кажется нам простой и гармоничной, но может быть полезно при внработке реалистических программ и прогнозов при формировании нормальних отношений между государством и религиозными организациями, верующими и неверующими гражданами. Актуализирует тему уже наметевшееся стремление активного использования проблем, связанных с религией и авторитетом церкви в борьбе различных партий, течений и групп, участвующих непосредственно в формировании государственной власти последних лет.

Важность внешнеполитического аспекта проблемы видится в том, что по духу своему принятый посла революции Декрет о свободе совести явлрлся наиболее демократичным в мире, а попытка создать общество без религии явилась грандиозным экспериментом в историческом плане. В работе проявлена сдержанность в попытках определить значение опыта атеистического воспитания для развития мировой атеистической мысли, так как практическое его внедрение в нашей стране не может служить эталоном по всем параметрам.

В частности опыт Советского государства подтверждает опас -ность монистической ориентации духовности народа, а секуляризация в осуществляемых формах может таить в себе чудовищные сто -ронн утверждения светской религии, в том числе в виде культа личности.

Религия была и остается во всем мире неоднозначным и противоречивым Феноменом. Многообразна и динамична ее способность к обновлению и взаимодействию с другими духовными явлениями при сохранении самотождвственнооти перед лицом деформирующих воздействий. Без учета религиозного Фактора исследование жизни любого общества в разные периоды не может быть полним. Требует к себе внимания и непрекращающееся будирование религиозной проблемы в разных кон -текстах в современном мире.

. В этом заключается актуальность внешнеполитического 'аспекта, что позволяет отнести проблему к числу приоритетов.

Цель исследования. На основе привлечения ставших известными в последние годы документов и Фактов, а также нового прочтения и критического анализа широкого круга источников, в том числе ранее

не используемнх, диссертант ставит своей целью воссоздать реаль -нь-й процесс секуляризации общества в его неоднозначной эволюции:

на этой основе сделать вквод о соответствии или несоответствии решений, принимаемых в области религиознкх отношений скрытым законам общественной жизни, степени теоретической и практической состоятельности сложившихся Форм и методов научно-атеистического воспитания в период JS6I-7985 гг., получивший определение как "эпоха застоя" с его мало эффективной экономикой и заТюрмализиро-ваниой политической жизнью, то есть той конкретной "земной основой", на которой осуществлялось преодоление религии в- стране;

конструктивно и комплексно переосмыслить опыт атеистического воспитания и преодоления религии р стране, с новнх позиций переоценить достигнутое в решении вопроса по отношению к религии и культам в региональных условиях Урала;

постигая искусство ретроспекции, сделать попытки преодолеть устоявшеся стереотит и догм1' в их мировоззренческих оценках. На основе сравнения с аналогичнкми поисками исследователей в других регионах странн дать объективную исторически достоверную оценку мастного материала, его места в обобщенном опыте страйк. Обосновать необходимость коренной переориентации средств и методов воспитания свободомыслия в области религии и атеизма, его содержания и конкретнкх целей. Полученные таким образом теоретические выгода и концептуальные построения обладают безусловной познавательной ценностью, способствуют в какой-то степени преодолению сложившихся теоретических и методологических трудностей.

Новизна работк состоит не только в том, что здесь исследуется проблема в заданных хронологических рамках, не изученная в такой постановке не только в пределах региона. Б условиях, когда разрушена системность и целостность восприятия прошлого опнта, зачатого к завершенного в обстановке единомкслия, ломки старой парадигмы исторического знания вообще, сделана попытка, при опоре на новий Фактический материал переосмыслить диалектическое видение противоречивого процесса секуляризации, с новнх позиций оценить достигнутое итоги в области перестройки сознания люде?.

Это позволило достигнуть новый уровень в исследовании проблемы в тесной связи с Факторами, определяющими ее решение, и тем самым принять участие в разработке новой целостной концепции проблем религии и атеизма, исследование процесса секуляризации в такой постановке может способствовать преодолению Фатализма и экономи -

ческого детерминизма в сочетании с усилением внимания к субъек -тивному моменту в решении дальнейших проблем эмансипации общества.

Объектом исследования избран Урал, один из крупнейших эконо -мическшс районов страны - исторически сложившийся регион, в ко -тором единство природных условий формировало общий для его народов уклад жизни, а природные богатства определяли в значительной степени характер деятельности населения, исторические и культур -нке традиции края. Здесь представлено большинство имеющихся в стране религиозных течений и опыт атеистической работы на Урале неоднократно получал положительную оценку в масштабах страны.

Внбоо исторического периода исследования обосновывается как этап, характеризующийся несостоявшейся попыткой овладения перестроечном механизмом с помощью реформ в обстановке оставшихся без изменений социально-политических условий, что и привело к нарастающему торможению в обществе. В области секуляризации своеобразием периода явилась практика искусственного ускорения по поли -тическим мотивам одних процессов и замедление и свертывание других, продиктованная взятым на НИ съезде КПСС курсом на строительство коммунизма в заданные сроки.

Краткий исторический экскурс позволил сделать некоторое обобщения, которке свидетельствуют об исторической яриемсгреннооти в осуществлении секуляризации в избранной период.

Be—первых, проявилось в полной мере трагическое противоречие, когда социализм, призванный освободить народ от социального и духовного гнета, на деле в его сталинской интерпретации дал до -полнительные импульсы порабощения человека г новых 'Тюрмах.

Во-вторнх, выход в свет " Истории ЕКЛ/б.Краткого курса" зак -репил практический отход от марксизма, утвердил ряд вульгарных идеологических штампов. На этой основе к 60-м гг. в области атеизма внедрились незнблемнв догмы и бесплоднне постулаты, старшие непреодолимой преградой на пути развития научной теории и методологии.

- В-третьих, упрощенный социализм во многом определял общественную практику, которая вписывалась в его трактовку, а все, что не входило в заданную структуру, относилось к разряду"пережиточного". Тотально-утопическое сознание стало массовым. Б такой обстановке преодоление религии и внедрение массового атеизма казались не только возможными, но и находили поддержку.

В-четвертых, было пожжено начало беззакониям в отношении религии, церкви и верувдих, получили широкое распространение административные методы борьбы с религией, зародилась традиция оце -нивать атеистическое воошгтание не его эффективностью, а количеством закрытых церквей и прекративших свою деятельность религи -озных общин. Субъективный фактор партийно-государственного руководства атеистическим воспитанием сложился в' системную деятель -ность.

Использование безнравственных средств во имя великих целей привело к тому, что цели остались недостигнутыми, а средства стали реальным фактором жизни доследующих поколений. П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЙ

В первой главе исследуются методологические, научно-теорети -ческие основы исследования, его историографическая и'источнико -ведчвская база, а также соотношение имеющихся моделей изучения проблемы с новым .нетрадиционным,эмпирически обоснованным результати! многих социологических исследований.

Б условиях свободного методологического выбора и острой критики в оценке марксистского наследия, автор счел научно оправданным руководствоваться марксистской теорией я методологией как уника -льннм достижением общественной мысли.

Представляя собой целостную развитую теорию общественных про -цессов, марксизм Еключает в себя знание о наиболее общих законо -мерностях развития, многие ценностные определения, а также разработанный понятийный аппарат. Осмысление религии на основе общей материалистической теории и включение ее в надстройку общества, где она объективно находит пространство для своих проявлений, создают реальную основу изучения проблемы.

При наличии на Западе доктринальных установок и ценностей, на основе которых и ведется интенсивная теоретическая работа, в не -марксистском историзме, по мнению ряда авторов, еще неизвестны принципы или сорокупность их, способные составить логический фундамент обществознания.

Преодолевая кризисные явления, относящиеся к методологическому характеру науки, обществоведы делают акцент на альтернативности в развитии общества, анализируют прошюы как постоянно происходящий выбор между различными ценностно окрашенными вариантами. Б этом плане новаторский подход к марксистскому атеизму, по мнению автора, должен предусматривать преодоление фатализма и экономического де, -

терминизма в сочетании с усилением внимания к субъективному мо -менту в функционировании и развитии общества, его духовному миру.

Уже в определении религии Ф.Энгельсом сущность религиозного феномена преимущественно сведена к одной из ее сторон, рабскому за -блуждению людей относительно господствующих над ним внешних сил. При этом игнорировался исторический опыт человечества, который приводит к выводу, что возникновение религии и свободная самоде -терминапия человека не является простим отражением взаимоотноше -ния базиса и надстройки, что существует автономность религиозного восприятия мира, что оно жизнеспособно само по себе. Такой подход может оказаться продуктивным в поисках ответа на вопрос, почему религия сохраняет свои позиции в странах с еысоким уровнем жизни.

В этой же плоскости нельзя признать безоговорочно верным Марксов бырод о том, что "сущность особой личности" составляет ... не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Здесь справедливо отмечена зависимость жизни и развития человека от совд -альной среды, исторического гремени и общественных отношений. Но люди не суть продукты обстоятельств и воспитания, хотя бы потому, что человек приходит.-в мир с некоторнми исходными характеристиками и может меняться лишь в пределах своего человеческого качества.

Теоретическая слабость марксистской концепции религии заключается в том, что ее диалектическая сущность сгедена только к отри -цательной роли. На осноеє такого подхода нельзя исчерпывающе от -ветить на вопрос, почему большинство населения земного шара остается приверженным религиозной идее. Марксизм справедливо концентрирует внимание на важности освобождения общества и личности от религии, но заинтересованно не анализирует ее историческую и культурную роль, источники ее высокой духовности и возносящих над бы -тием идеалов, способность консолидировать общество, воспитывать чувство ответственности и нравственного долга.

Определение религии как "опиума", хотя и верно в принципе, но излишне прагматично и односторонне, что подтверждается устойчивостью компенсаторных функций религиозной веры, способностью положи -тельно влиять на духовный мир человека. Не случайно Н.Амосов, долгие годы сталкивающийся со страданиями и смертью, считает компен -саторную роль религии необходимой и полезной.

В марксизме мн не находим ответа, почему многообразные проявления человеческой сущности - в частности, стремление к истине, добру, справедливости и милосердию - для массового сознания наиболее

приемлемы в религиозной форме.

С позиций возможных альтернативных решений рассматривается вопрос о преодолении религиозного Феномена, который в рамках марксистского учения предрешается целенаправленным использованием объективных закономерностей и рассматривается как историческая необходимость. Длительное время мы исходили из догматической1 посыл -ки об автоматизме действий основных закономерностей и отсюда выводили Фатальную предопределенность исчезновения религиозных пере -житков, говорили об отмирании религии в обозримом будущем. В ре -зулътате сложнар проблема преодоления религии внедрялась по упрощенной схеме, подпала под идеологический миф, навязанный в своз время пропагандой. Вследствии чего, как справедливо отмечает В.Гараджа, все свелось к вопросу почему в социалистическом обществе еще существует религия, когда пс всем теоретическим выкладкам ет"' положено давно умереть? Ко если потребность в компенсаторных свойствах религиозного учения является вечной и мы сталкиваемся здесь с биологическим Феноменом, то можно допустить априори, что полная секуляризация общества и личности.являлась светлой мечтой основоположников марксизма, которая в догматическом усердии была материализована и порождала не действующие законы бытия.

С позиций возможных альтернативных решений вопроса об истори -ческих судьбах религии рассматриваются позшши ученых и богосло -вов.

Сегодня необходимо признать, что природа религиозного Феномена обнаруживается в еще непознанных закономерностях, залегающих в более глубоких слоях сознания и бытия, чем марксизм оказался в состоянии определить. Ко мк не станем утверждать, как это было раньше, что только на основе марксизма можно понять и разрешить все социальные противоречия.

При характеристике определяющих аслектов ленинского атеистического наследия, вобравшего в себя существо марксистского атеизма, важно отметить, что они отражали ту духовную данность, которая находилась е его поле зрения, и только исторический подход к его теории имеет эвристическое значение.

Укажем, что отличительной чертой ленинской методологии стало возведение принципа классовости в абсолют, что привносило крайнюю остроту и излишнюю политизацию в секуляризационные процессы. В условиях раскола страны по классовому признаку, принесшему народу неисчеслимне бедствия, внедрялся раскол на религиозной основе -

на приверженцев и врагов религиозной идеологии, что напоминало, гороря условно, описанную А.И.Солженицыным стратификацию арестантской массы на "социально близких" и "политически опасных". Старшая стереотипно "воинствующей", государственная политика в этой области порождала ошибки и усугубляла.трудности. В атеистической деятельности проявлялось присущее В.И.Ленину превышение роли субъектирного фактора в социальном преобразовании общества в селом. Печально знаменитый императив - все морально, что до -лезно для революционного дела явился одной из причин всеобщего крушения.духовных ценностей, что остро проявилось в современной ситуации.

Из того, что задача преодоления религии остается нереализованной вовсе не следует, что секуляризация как историческое дости -жение мировой культуры утрачивает свое значение.

Как бн интенсивно не продолжалось богословское новаторство, меру социальной переориентации религиозного мировоззрения в современных условиях не следует абсолютизировать. Как прежде, религия относится к практически-духовному способу освоения мира. Как и превде в результате религиозного воздействия на верующего часть энергии и способностей личности будет уходить в чистую абстракцию, коей и является идея бога.

Далее обосновывается точка зрения автора на значение в фундаменте духорной культуры обновленного общества подлинно научного атеизма, р остановленного в своей гуманной сущности. Подобно религии, атеизм социально обуслоглен. Его научный анализ включает выявление конкретно-исторических обстоятельств, которые определяют его формы и содержание. Выходящий из административно-командного тупика атеизм нуждается в перестройке не менее чем экономика и политика.

Важной чертой методологии нашего анализа является стремление отойти от унификации при объяснении выдвигаемых проблем, использовать различные подходы и тем самым руководствоваться многомерным анализом одних и тех же процессов. Автор стремился создать проблемную работу, где били бы некоторые гипотезы, осуществить исследование на стыке наук - истории, философии, социологии, психологии, этнографии, педагогики, литературы с целью глубже про -никнуть и с разных сторон характеризовать происходящие процессы.

Исторической науке еще предстоит осуществить разработку новой концепции истории согетского периода. Но важно уже сейчас вести

научный.поиск, приближающий нас к истине.

Истотаограйическую базу исследования составила отечественная и иностранная литература исторического, философского, социологического, педагогического, экономического, политологического характера, освещающая различные аспекты проблемы секуляризации. Она не -сет на себе печать своего времени как с точки зрения осмысления проблем, так и с позиций рлияния созданных в обществе структурных догматических схем.. Причины, по которым обществоведы попали в плен замалчиваний, догматизма и упрощений, находятся за пределами самой науки.

Созданные в этот период работы не подлежат однозначной оценке, они носят массовый характер и проявляются в многообразии тематики, Делается попытка вычленить наиболее важную проблематику.

Выделены .работе, содержание которых определяет общетеоретические проблемы.атеизма, и здесь приоритет принадлежит философии. В.трудах Е.К.Дулумана, Ю.А.Левады, Л.Н.Митрохина, А.С.Оншцекко, И.Д.Панцхавы, А.Д.Сухова, В.К.Танчера, Д.М.Угриновича, П.Н.Федосеева, Ю.Л.Францева, И.П.Цамеряна религиозный феномен был под -вергнут глубокому и всестороннему анализу на высоком научном уровне.

Изучению марксистско-ленинского атеистического наследия посвятили свои труда И.А.Крывелев, С.И.Никишов, А.Ф.Окулов и другие. В их научном анализе мы не находим критического подхода, так как марксистско-ленинские идеи в догматизированном виде считались основой руководства страной.

В трудах Н.С.Гордиенко, А.И.Клибанова, В.Ф.Крестьянинова, Э.Г. Филимонова, А.В.Белова, Т.Е.Саидбаева анализируется с научных позиций содержание вероучений различных религиозных направлений. Ограничение возможностей объективного освещения проблем приводило к преувеличению глубины кризиса религиозных организаций. Сокращение религиозных общин и сектантских групп рассматривалось вне широко используемой административной практики борьбы с религией.

Следует особо выделить работы о сущности непосредственного управления процессом атеистического воспитания, его структуры в системе атеистической деятельности, обобщения опыта атеистической практики за длительный период и на.основе богатого эмпирического материала. Здесь выделим труды М.К.Теплякова, П.Д.Селиванова, Р.П.Платонова, Б.Н.Коновалова и другие. Но и этим работам присущи

уход или сглаживание острых проблем, заданность выводов, за -вншенность оценки положения дел.

Наметился положительных сдвиг в теоретической разработка вопросов индивидуальной работы с верующими. Из работ этого плана наиболее часто цитируется книга уральского исследователя М.Г.Писманика "Индивидуальная религиозность и. ее преодо -ление".

Среди работ, отражающих важность дифференцированного под -хода в частности.к.молодежи, отметим работу "Молодое поколе -низ и религия" М.Ф.Калашникова.

Составной частью религиоведения становится исследование в области религиозной психологии в общем контексте.религиозного сознания, которое осуществили одними из первых В.Р.Букин и О.Ф.Борунков.

Библиография к данной работе включает более 800 работ. На основе их анализа можно сделать вывод, что исследовательская работа ученых ушла далеко от прежних плоских антирелигиозных и антицерковных шаблонов. Вопреки политизации и господствую -Щ9Й схоластике сформулировано немало плодотворных идей, сох -раняющих свое значение во времени.

Автор опирался на относящиеся к проблеме материалы, публиковавшиеся в научных и общественно-политических,литературно -художественных журналах, а также более 50 центральных и местных газетах.

Основную источниковую базу составляют изученные документы в 12 архивах, десятки фондов и описей, многие из которых ранее не вовлекались в научный оборот, например, материалы партийного архива Башкирии. Приходится констатировать, что источники отражают партийную концепцию исторического процесса. Это де -лает необходимым серьезный критический анализ источников, казавшихся ранее неоспоримыми, вызывает.потребность в пересмотре ряда концепций исторического развития.

Научное обоснование и дальнейшая разработка концепции религии осуществлялись на базе обобщенных данных социологических исследований как важного научного метода, которые провели В.Д.Кобецкий,.Р.А.Лопаткин, Б.А.Лобовик, П.К.Курочкин, А.С. Онищенко, В.Г.Пивоваров, что дозволило сделать общий вывод о количестве верующих в стране, нарисовать обобщенный портрет современного верующего, установить непосредственную связь между демографическими показателями и уровнем религиозности на -

селения в 60- е и последующие годы, сделать некоторые лрог -нозы. К числу авторов, опубликовавших важный социологический материал и не только в рамках Уральского региона, мы.отнесли В.И.Колосницына, Г.Д.Кислицына, М.Ф.Калашникова, Э.М.Комис -сарову, М.Г.Писманика, Г.И.Тронину и ряд других.

В заключении параграфа приводятся факты, подтверждающие, что эмпирический массив, на базе которого ведется анализ проблем секуляризации еще не обладал предельной полнотой, а в ряде случаев.и научной точностью.

Во второй главе дан анализ партийного руководства процессом секуляризации, приводятся причины снижения его эффективности, в том числе и в кадровом вопросе, в пренебрежении теорией. Концентрация власти в руках Коммунистической партии, признание автоматизма возрастания ее роли и безупречной компетентности руководства, порождало безконтрольность. В ре -зультате нередко приоритет получали узкопонятые политические и идеологические мотивы. Так, в результате абстрактного теоретизирования были выдвинуты в качестве практически исполнимой задачи установки на постепенный переход к коммунизму в заданные сроки. В программу установления идеологического диктата в духовной сфере входило преодоление религии, которая признавалась "несовместимой" с советской действительностью. Н.С.Хрущев обещал уже в 80-м году показать народу по телевидению последнего советского попа.

Директивными документами в этой работе являлись принимаемые в этот период постановления ЦК КПСС по вопросам атеистического воспитания масс и представляли собой ничто иное как административный нажим сверху. Характерными для них были переоценка возможностей быстрой перестройки сознания, гиперболизация созидательной способности идеологии, завышенные ожидания от атеистического воспитания, которые рассматривались как решающие условия успеха, что приводило на деле к погоне за количественными показателями. Исключением, на наш взгляд, явилось постановление секретариата от 2 января 1964 г. "О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населе -ния", в котором содержалась развернутая программа конкрет -ных и обоснованных действий.

К концу периода теоретическая Функция партии стала одной из самых запущенных участков партийной деятельности. Это неизбежно порождало низкую эффективность организационной рабо-14

ты, как второго важнейшего Фактора научного руководства пре -одолением религиозного мировосприятия..

Основными Формами руководства научно-атеистическим воспи -танием на местах являлись рассмотрения этих вопросов на бю -ро, постановка отчетов на пленумах партийных комитетов. Здесь, как правило, дублировались идущие сверху документы, которые подвергались наибольшей деформации на уровне местных партий -ных организаций, где отсутствовало заинтересованное и устой -чивое внимание к вопросам преодоления религии. Командная Форма принимаемых сверху постановлений исключала возможность участия коммунистов в определении политики партии в религиозном вопросе, тем более критики выработанного сверху курса, что.приводило к привычке бездумно повиноваться диктату из центра. На местах складывалась противоречивая ситуация: с одной стороны уверенность в том, что религия сама отомрет, с другой - стремление поскорее "разделаться" с ней с помощью насильственных мер.

На всех уровнях выступает фетишизация партийных решений, что низводило в разряд второстепенных необходимость регулярной организационной работы, постоянного контроля как важнейших средств достижения их выполнения.

Низкая эффективность в выполнении принимаемых решений порождала при плохой постановке организаторской работы определенный застой. Вопросы атеистического воспитания во многих партийных организациях не обсуждались годами или поднимались крайне редко. Периодические запросы о работе в эт.ой области регулярно не обобщались, не влекли за собой последующих действий. В ряде парткомов Свердловской, Курганской, Челябинс -кой областей изредка в порядке контроля возвращались к ранее принятому решению. Но даже трехкратное рассмотрение одного и того же вопроса, как это было на фабрике "Пермодежда" в г.Перми в I966-IS69 гг., Не принесло ожидаемых результатов. Такое положение приводило к практике снятия с контроля невыполнен -ных решений в Удмуртии, Башкирии ті других областях с оценкой "проведена определенная работа", "добились некоторых резуль -татов", "достигли некоторого улучшения".

Приводятся материалы, дозволяющие сделать вывод о том, что авторитет партии снижался. Вместе с тем, партийные организации на местах в меру сил разрушали религиозное сознание, 15

способствовали внедрению идеологических доктрин, функциони -ругащих как квазирелигия, порождавших двоедушие, но интегри -ровавших общество официальным единомыслием, некоторым кон -формизмом.-

Подготовка атеистических кадров осуществлялась в русле установленных партиек идей. Складывались традиционные формы учебы, в том числе школы и семинары, факультеты научного атеизма при университетах марксизма-ленинизма, народ?ых университетах. Число атеистических кадроЕ росло, имелись энтузиасты борьбы с религией: П.А.Тусынин, А.Г.Батыркаев, Ф.Ю.Мюллер, И.П.Овчаренко, Ю.Л.Худяков, А.П.Черкасов, Ф.Чаййуллин и многие другие.

Однако в целом уровень теоретической и методическое под -готовки кадров не соответствовал поставленным задачам. Под -готовка их шла медленно. За 60 лет в УФе было подготовлено 500 лекторов. Почти повсеместно только четвертая часть из числа подготовленных лекторов-атеистов приступала к работе. Атеистических кадров нехватало. Остро ощущалась их недостаточность в работе с молодежью и среди населения, исповедующего ислам.

В Пермской области, например, только немногим более 40 лекторов имели возраст до 30 лет. Б Бардымском районе татаро-башкирское население составляло 95^, а лекторов-исламистов было единицы. В ряде районов Удмуртии атеистическая пропаганда вообще не велась из-за отсутствия кадров особенно в сельских районах.

Для основной массы пропагандистов академический уровень теории научного атеизма оставался недосягаемым, несмотря на значительную активизацию деятельности отделений общества "Знание" к работе в которых привлекались преподаватели вузов, опытные лекторы. В Оренбургской области в 1989 г. только 27,4 работающих лекторов-атеистов считали себя подготовленными.

Идеологический контроль присекал попытки творческого ос -мысления новых проблем, не способствовал преодолению теоре -тических шаблонов и постулатов, ориентировал на закрытость сознания для любой информации, если она не исходила сверху.

Методическая неподготовленность проявлялась особо в условиях все возрастающей потребности в ведении диалоговых соорм

работы, неформального общения с верующими.

Атеистические кадры выступали в качестве борцов против чужой идеологии, что порождало безапеляционность, наступатель -ность, нетерпимость в их деятельности, нередко приводило к конфронтации с верующими, существенно снижало возможности распространения научного атеизма в массах.

Б третьей главе "Неконструктивность внедрения новых Дорм и методов атеистического воспитания" речь идет о проводимой в регионе работе с целью придать атеистическому воспитанию системность и комплексность. Анализ позволяет заключить, что главный упор в становлении системного подхода отводился организационной работе. Вопросы совершенствования содержания, выработки специфической методики, которые во взаимодействии и составляют сущность системы, не находили отражения на прак -тике, что изначально обрекало усилия многих людей на низкие результаты. При самом заинтересованном поиске положительного опыта крупицы его теряются в документах, свидетельствующих о все новых оргкампаниях, которые обычно следовали за очередным постановлением IJC КПСС яо вопросам атеистического воспитания трудящихся,-

В комплексном подходе ведущая роль отводилась идейно-политическому воспитанию. Здесь были разработаны теоретические основы и методика, существовали сложившиеся формы и преемственность, имелся постоянный состав слушателей. Всего этого не имелось в нравственном и интернациональном воспитании, объединенных понятием комплексности.

Нравственное воспитание осуществлялось на основе "Мораль -ного кодекса строителя коммунизма", где мораль, на наш взг -ляд, подменялась классовой целесообразностью и общественной пользой. В этом документе собственно мораль перемещалась в область общих пожеланий, никак не конкретизирующих область важнейших межчеловеческих отношений. В обстановке нарастающих антиобщественных проявлений, когда, по словам Р.Рождественского, "И не душа уже душа, а зона бедствия", создавались благоприятные условия для усиления влияния религиозной нравственности особенно в среде творческой интеллигенции.

Обобщающим показателем в национальном вопросе явилось признание у нас новой социальной, интернациональной общности людей - советского народа. 17

В национальном вопросе не видели проблем, хотя уже было очевидно, что под понятием интернационального осуществлялась нивилировка творческого потенциала каждой нации..В Башкирии, например, в ходе переписи населения I970-1971 гг. имели место административно-волевые увеличения численности этноса, давшего название республике. Б 1974-1976 гг. более 1100 национальных школ перевели на русско-язычное обучение. Национальный протекционизм давал о себе знать в решении кадровых вопросов. К концу 70-х гг. в Пермской области книги на татарском языке в среднем на душу населения реализовывались на девять копеек в год.

Попытка загнать вглубь национальные противоречия оберну -лась в наши дни кризисом межнациональных отношений в боль -шинствб регионов страны.

Индивидуальная -работа с верующими оставалась одним из на -иболее слабых мест в комплексной структуре научно-атеистического воспитания. В складывающейся практике утвердился форма -льный характер ее проведения. Результатом индивидуальной ра -боты становился в лучшем случае переход на позиции безверия, что может рассматриваться как промежуточная стадия на пути к вытеснению религиозного мировидения и далеко невсегда приводит к атеизму.

Системность и комплексность атеистического воспитания не были внедрены в практику работы до конца периода и не только в пределах Уральского региона.

В тесной связи с кризисом доверия, который переживала в это 25-летиэ идеологическая доктрина в целом, рассматривается вопрос о снижении эффективности научно—атеистической пропаганды. Подобно идеологии она расходилась с реальной жизнью, что проявлялось в пропагандируемой упрощенно-политизированной версии идей религии и атеизма, усилению элементов начетничества и формализма.

Количество прочитанных лекций стало своего рода коэффициентом полезного действия, проявлялась охватывающая общество "показуха", снижение ответственности. Общее число проводимых лекций и бесед из года в год возрастало, к концу периода по атеистической тематике в год читалось от 3-х тысяч в Удмуртии до 12 тысяч в Свердловской области и Башкирии. Пропаганда велась безотносительно к количеству населения и большинство со-

ветских людей никакими формами научно-атеистической пропаганды охвачены не были.

По тематической направленности на первый план выступал широкий спектр политико-правовых проблем, прослеживалась не свободная от упрощенных схем и эмоциональных перехлестов критика религии, слабость позитивных программ научного атеизма. Читались лекции с отпугивающей тематикой, типа: "Реакционная сущность религии", "Зачем нам бог?", "Бред сектанства", а также лекции, мировоззренческие позиции которых не были четко определены - "Почему моя бабушка поет не дома, а в церковном хоре?".

Атеистическая пропаганда была обращена -в одинаковой степени ко всем слушателям, дифференцированный подход еще не устоялся, учету конфессиональных особенностей препятствовало слабое знание Библии и Корана.

В изучаемый период шел активный поиск новых форм атеиста -ческой пропаганды / циклы лекций, дни и недели атеиста, ате -истические лектории и кинолектории, клубы атеистов, встречи с бывшими верующими, устные журналы, клубы читателей журнала "Наука и религия" и так далее/. Во многих из них просматривались модели 40-х гг., когда лектор излагал "неоспоримые" ис -тины, навязывал устаревшие стереотипы. Только немногие опыт -нне лекторы пытались уйти от монологической пропаганды к ди -алогу, проблемным дискуссиям, превратить слушателей в сомнс-лителей.

Такие характеристики остаются в силе при изучении освеще -ния атеистической тематики в печати, радио и телевидении.

Приводятся данные социологических исследований, характе -ризующих низкую эффективность атеистической пропаганды, в первую очередь в среде религиозных людей. Так, в Пермской области 48,А% из 1700 опрошенных верующих различных концессий сознательно отстранялись от атеистического влияния.

Запланированный ценностно-нравственный эМ>ект нередко тра -нс^ормировался в противоположную реакцию, вызывал определе -ние атеизма как "тупого" и "дремучего".

В исследуемый период предпринимаются попытки усиления идеологического влияния по месту жительства. С этой целью к началу 70-х гг. только в Свердловской области было ctfiop -мировано 900 советов микрорайонов, 600 постоянно действую -19

щих агитпунктов, 970 агитгагощадок, 700 агитквартир. К рабо -те в них было привлечено более 1,5 тыс. активистов, депута -тов местных Советов. Идентичная работа была проведена и в других областях Урала. Опыт некоторых из них был рекомендо -ван для внедрения в масштабах страны.

Отмечаются положительные результаты работы микросоветов по созданию детских клубов, спортивных площадок, организаций праздников улиц и городов. Атеистическая пропаганда в Форме лекториев.на дому, клубов читателей журнала "Наука и религия" успешно релась в новых городских районах и поселках сельского типа в Свердловской, Оренбургской, Курганской и других областях.

Бее же задача укрепления идеологического влияния по мес -ту проживания не принесла ожидаемых результатов. Различные Формы самоуправления и самоорганизации не стали авторитетными для всего населения, заорганизоранность и трафаретность снижали интерес. Инерция безответственности срабатывала и здесь. Материальная база не соответствовала поставленным задачам.

Падение общего уровня культуры проявлялось и в падении интереса к культурным учреждениям, которые служили базой для работн советов микрорайонов. В условиях пятидневной рабочей недели культурным потенциал предприятий и организаций ряда регионов Урала использовался всего на 20^. Укоренившийся в практике принцип "остаточного финансирования" приводил к дальнейшему обнищанию учреждений культуры. К началу 70-х гг. в Пермской области каждый третий клуб на селе размещался в ветхих помещениях. В аварийном состоянии находились имеющиеся клубные учреждения в Башкирии. Возростал отрыв культур -ного уровня провинции от центров, города от деревни. На ос -норе Фиксируемого падения уровня культуры тяготение к под -линной культуре ослаблялось с каждым новым поколением.

Наиболее результативным итогом перестройки быта являлось внедрение новых, названных социалистическими, праздников и ,обрядов, которые охватывали различные сФеры не только обще -сгвенной, но и личной жизни. Значительная часть из них име -ла свои проверенные жизнью, устоявшиеся символику, сценарий, ритуал.

Утверждение о якобы обрядовом характере современной рели-20

гиозности отражало лишь один из структурных, но отнюдь не ведущий элемент религии. Он и побуждал нараїцивать количество безрелигиозных ритуалов при отсутствии заботы об их качестве. Дина -мика снижения религиозной обрядности не являлась величиной постоянной, но безрелигиозная по своей сути обрядность ощутимо укрепляла срои позиции и в изучаемых областях достигала 93-95% от общего числа браков, 60-63% регистрации новорожденных. Сла -бее гнедрялось торжественное захоронение, которое не могло нейтрализовать выразительность обряда церковных похорон. Стойкость религиозных обрядов и праздников отмечалась в сельской местности.

Рост количества совершаемых религиозных обрядов со второй половины 80-х гг. подтвердил преждевременность оптимистических прогнозов в отношении ногой социалистической обрядности. Прак -тика показала, что процесс становления новых обрядов сложен, противоречив и длителен.

В четвертой главе "Иллюзии и реальность"на основе изначально избранного метода исследования осуществляется анализ проблем религии и атеизма в тесной связи и на основе социально-экономических 'ракторов, детерминирующих решение затронутых вопросов. Цн -деляются главные проблемы, в оценке которых в общественном мнении Нормировались суждения, принципиально не соответствующе действительному положению дел. К ним мк относим в первую очередь социальную незащищенность личности в условиях декларируемо -го социалистического образа жизни. Призванні-й стать Фактором соииалью-х благ и политических свобод, моральным стимулом со -вершенствования личности, социалистический образ жизни на де -ле оставался искусственно сотворенным и поддерживаемым миї'юм всеобщего благоденствия, игнорировавшим базовые потребности человека.

Абстрагируясь от всей совокупности характеристик социалистического образа жизни, выделим новый тип взаимосвязи между образом жизни и сознанием, когда мерой отношения человека к обществу и самому себе выступает коллектив.

Секуляризация сознания людей происходит прежде всего в об -ласти производственной деятельности, в трудовом коллективе, призванном выполнять ражную роспитательную Функцию. Хотя в промышленных городах среди верующих производственников преобладали колеблющиеся, не было оснований говорить об атеистической

убежденности рабочего коллектива в целом. При отсутствии вни -мания к техническому прогрессу, наличия огромной массы неква -ли%щрованног.о труда и неэффективной структурной политики распределения общественных ресурсов труд оставался средством к жизни, превращался в нестимулированную, монотонную обязанность, неспособную активно содействовать духовной переориентации лич -ности.

Утрачивалась не только традиция честного и добросовестного труда,но интерес к-делам общества и своего коллектива. Обозначился сдвиг интересов личности из сферы общественно-производ -ственной в семейно-бытовую. У верующих такая ориентация под -держивалась не только религиозными убеждениями, но и отсутствием заинтересованного отношения к ним в коллективе.

Исследования, проведенные в Пермской области показали, что у большинства верующих обычно складывались здоровые взаимоотношения в своем коллективе, но почти каждый третий из числа опрошенных выразил недовольство тем, что к общественной работе его не привлекали.

Средством преодоления религиозных пережитков считалось формирование атеистического общественного мнения, которое нередко противопоставляло верующих самому коллективу, мешало им обрести свое место в нем.

По материалам, полученным в Башкирии, среди верующих участвовали в движении за коммунистический труд 1,5, повышали общеобразовательный и.культурный уровень 1,2, участвовали в обще -ственной работе 4,3 процента всех опрошенных. Близки к этим данным, полученные результаты исследований как в друг'іг областях региона, так и по стране в целом.

Регулируемый специальным законодательством "социальный" статус религиозных организаций в советском обществе на деле являлся государственным контролем за их жизнью, носил всеобъемлющий характер, перерастая в форму государственного управления.Притеснения верующих выражались.в большом многообразии форм. В Орен -бургской области в Т98І г. действовало без регистрации около 400 религиозных объединений, в 1983 г. их стало 77, что оцени -валось как "результат принятых мер по упорядочению сети рели -гиозных организаций", хотя регистрировалось в среднем немногим более 20 в год. Требования "благостной" отчетности давлели над административными органами, умножали беззакония вплоть до орга-

низаций судебных процессов с позиций атеистической нетерпимости, в том числе и в городах Урала, Основанный в Сан-Франциско "Комитет в защиту прав верующих в СССР" издал не один том ма -териалов такого рода.

Духовный кризис общества, резкое сужение социального про -странства для самореализации личности вызывали в качестве социально-психологических последствий различные формы духовной оппозиции, в том числе и опасной для общества конфронтации и экстремизма со стороны религиозных организаций.

Проблема Нормирования научного мировоззрения молодежи рас -сматривается в тесной связи с социальной структурой общества, его идеологией и культурой. В жесткой иерархии системы обуче -ния и воспитания молодежь выступала как объект социализации. К концу периода среди молодежи в возрасте до 20 лет неверующих было 97-98. Эти обобщенные данные все же не отражали всей полноты картини, они не учитывали, что в возрасте до 30 лет число верующих значительно возрастает. К концу 70-х гг. количество молодых верующих на селе достигало 30$.

Осуществлению установки на полное преодоление религии пре -пятствовало религиозное воспитание детей, которое хотя и оце -нивалось как затухающее, но оставалось главным каналом воспроизводства религиозного сознания в обществе. По данным М.Ф.Ка -лашникоЕа на Урале воспроизводство религии в молодом поколении к Т974 г. сократилось в ТО раз. Бее же 15% детей 2-А классов, обследованных в Пермской.области, приходилось молиться регу -лярно, либо периодически.

Проведенные в 1979 г. исследования в одном из районов Свердловской области показали, что наиболее сильное религиозное влияние на детей оказывалось в татарских семьях.

Обобщенные данные ряда исследователей свидетельствуют о том, что в целом по стране около 30$ всех детей в возрасте от 7 до 17 лет в той или иной мере подвергались религиозному влиянию з семьях.

Среди молодых рабочих Уральского региона практически каждый 4-ый проявлял индифферентное отношение к религии и атеизму, и эти данные близки к общесоюзным результатам.Хотя в социалистическом обществе спектр проявлений суеверий сузился, однако даже среди студентов уральских вузов и техникумов до 30$ верили в гадания, вещие сны и приметы.

Б нарастающих в обществе кризисных явлениях традиционный механизм социализации личности от семьи и школы до трудового коллектива, и самого общества все в меньшей степени выполнял свои Функции.

Рост так называемых "трудных семей" и "безотцовщины", увеличение числа детских домов' и приютов порождали трагедию тысяч детей, многие с раннего возраста познавали нужду, унижающий чело -веческое достоинство,быт. Лозунг о детях, как о самом привилегированном сословий в стране на деле оборачивался отсутствием внимания к интересам и нуждам подрастающего поколения, его институтам и организациям.

В народном образовании на одна перестроечная программа по -терпела поражение в борьбе с реальностью социально-экономических структур.

Научно-атеистическое воспитание подрастающего поколения только формально входило в учебные планы.Фактически лишь 17,5 из числа опрошенных передовиков народного образования Челябинской области, например, владели для этого необходимыми знаниями, а вели такую работу еще меньше. В итоге - у 20$ людей, испытавших религиозное влияние в детстве,-не преодолевалось во время школьного обучения. "Троечники" из года в год плодились, во многом предопределяя низкий профессиональный уровень специалистов. Система ПТУ при всей своей высокой фразеологии прес -ледовала цель - как можно быстрее подключить к труду миллионы подростков, что объективно сокращало для них возможности ин -теллектуального развития. Низкий уровень квалификации определял сужение общественно-политической практики молодежи.

Приоритет государственной целесообразности определял место молодых в обществе, реальных шагов помочь молодежи обрести самостоятельность не было сделано. Многие молодые люда до 20 лет не включались в систему труда и реальной ответственности, нередко оставались неприспособленными к жизни. В 70% семей в стране родители содержали своих взрослых детей, только десятая часть молодых семей имела свое жилье, 2/3 молодых рабочих проживали .в общежитиях. Комсомол так и не приобрел независимого поли -тическ^ статуса и это проявлялось в его неспособности защитить основные интересы молодежи.

Молодежь утрачивала жизненные ориентиры, трудности поиска своего места в жизни приводили к потере веры в высшие идеалы.

Возрастало число проявлений неблагополучия в области нравственного здоровья.общества.

В 70- е гг. прежние иллюзорно-компенсаторные механизмы ока -зывались неэффективными, новые поколения обратились к замкнутому существованию в различных объединениях, неформальных группах, причем многие из них ориентировались на религиозные ценности. Многие среди молодых определяли для себя вопрос о смысле жизни ужа вне интересов общества, с которым подчас вступали в конф -ликт.

Все это не позволяет признать благополучной сферу духовной
жизни молодежи, надеяться на возможность легко и в короткие
сроки преодолеть сложившуюся ситуацию. I

Некоторые сложившиеся в процессе секуляризации стереотипы и их несостоятельность анализируются на основе эмпирического ма -териала полученного преимущественно в конца исследуемого периода и свидетельствующего об отсутствии эволюции в процессе секуляризации общества и личности. К концу периода верующих в стране было 10-20$ населения, что фиксировалось и в начале его. Повсеместно наблюдался не подлежащий учету рост внеконфессио -нального типа религиозного сознания, увеличивались доходы ре -лигиозных организаций, а также количество незарегистрированных религиозных общин, которые, как показала практика в целом по стране, становились базой для деятельности религиозного экстремизма. Это позволяет сделать вывод о том, что ставший стереотипом исходный принцип о неуклонном снижении религиозности в стране не находил подтверждения,.

Число верующих выражалось в десятках миллионов людей, вы -росших в большинстве своем уже при социализме. Четвертое по -коление советских людей в значительной своей части так и не покидало церковь. Это ставит под сомнение другой оценочный стереотип, согласно которому религия якобы локализируется лишь на уровне индивидуального, а нэ общественного сознания. По многим социально-политическим и демографическим характерней! -кам верующие существенно сблизились с основной массой трудя -щихся, возросло количество молодых, а также образованных ва -рующих, что делало их религиозный выбор более осознанным и труднопреодолимым. Наметилась тенденция к формированию веру -ИЦ8ГО нового типа в сектантских общинах. На этом фоне пред -отавляется необоснованным сделанный на ХХУ съезде КПСС вывод

о том, что в советском обществе "господствует научно-материа -диетическое мировоззрение".

Исследования доказали также, что бытовавшее в прошлом представление, отождествлявшее всех неверующих с атеистами, нуждается в серьезных коррективах. В разных возрастных группах преобладал, мировоззренческий индифферентизм в вопросах религии и атеизма. В ряде цехов промышленно развитого Магнитогорского комбината процент индифферентных достигал 33,3. В Пермской области каждый четвертый из числа опрошенных молодых рабочих проявлял такую индифферентность, которая нередко приводила и к обращению к религии.

Одним из проявлений аморфного безбожия стала позиция, не склонная к принятию и распространению атеистических знаний. Таким образом, справедливо был взят под сомнение еще один стереотип в определении.нашего общества как атеистического по своему мировоззрению.

Реально существовала необходимость критического подхода к утверждению, что в.основе современного этапа секуляризации лежит кризис религии.

Со значительно большим основанием можно говорить о продол -жавшемся процессе секуляризации сознания верующих, о дальнейшей трансформации их религиозных установок. Наблюдалось все большее совпадение коренных гражданских целей у верующих с их неверующими согражданами. Так, большинство опрошенных верую -щих в исследованиях середины 80-х гг. в Пермской области поддержали и посчитали необходимой начатую в стране перестройку. Исследователь-религиовед А.С.Онищенко определял такой тип верующего как "светского христианина''.

Сама проблема религии до конца периода исследовалась односторонне только с точки зрения отрицательных последствий для усвоевшей религиозное миропонимание личности. Предвзятость такой установки, все же не снимает принципиальной оценки негативности религиозного воздействия, что подтверждается ре -зультатами многочисленных исследований. Удвоение мира приводит к раздвоению сознания самого человека, причем душа, как и сам иллюзорный мир, обладает в представлении верующего большей ценностью.

В теории научного атеизма и его пропаганде до конца периода не придавалось должного внимания связи между религиозным

сознанием и возможностью овладения условиями бытия на их реальном социально-экономическом уровне, и тем самым не могло способствовать приведению в гармоническое соответствие суще -ствование человека с его содержащей большую деятельную воз -можность сущностью, недооценивалось и огромное значение компенсаторно? Функции религии, обладавшей социально значимым качеством, делающей ее объективно необходимой большинству верующих людей на неопределенно длительное время.

Б заключении сделан вывод о том, что в период 1961-1985 гг. не только утрачивался динамизм отхода от религиозных пережитков, но и обозначились признаки обратного процесса. Эмпири -ческий материал свидетельствовал о наличии неблагоприятных в плане секуляризации изменениях в демографических характерне -тиках религиозности населения.

Б организации научно-атеистического воспитания субъектив -ннй Фактор проявлялся в деятельности, не реализующей обьек -тивных законов, что снижало эффективность принимаемых мер по преодолению религии. Стремление искусственно формировать процесс отхода от религии с помощью волевых ненаучных методов, возведение в догмат принципа мировоззренческого противостояния не только препятствовали единству и сотрудничеству, но нередко отгораживали верующих от других людей.

В ходе исследования' обосновывается необходимость пересмот -ра официальных оценок положения дел в области секуляризации в рассматриваемый период. Получено подтверждение тому, что в зависимости от идеологической ориентации можно проводить политическую линию в отношении религии, но нельзя искусственно отделить человека от нее, что при определенных условиях сакрализация способна развиваться в свою собственную противоположность.

Хотя атеизм и являлся одним из самых устойчивых итогов из всех компонентов советской идеологии, но утверадение о воспитании у большинства трудящихся научного миропонимания должно быть отнесено к числу оторванных от жизни постулатов, которые функционировали в действительности. Сейчас по данным ВЦИОМ, полученным в 1991-:.9 гг., в обществе примерно равное число -по 40% - считают себя верующими и неверующими. Изучение сте -пени секуляризации в пяти регионах страны в 1988 г. показало, что удельный вес убежденных атеистов не превышал одной деся -той части населения. Наблюдается рост неофитизма среди пред -

ставителей образованных социальных слоев, а также массовый всплеск нетрадиционных религий, вневероисповедной мистики.

Недооценка природа религии как уникального явления, затра-гивающегв -сущностные характеристики человека, порождала по -верхностный подход к выработке путей ее преодоления. Сегодня ясно, что религия имеет" значительно более глубокие корни в обществе и располагает в нем долговременной перспективой.

Учитывая это обстоятельство выдвигается в качестве авторских размышлений ряд вопросов, которые способны в современ -ный период породить в обществе неблагоприятную ситуацию, не сулящую быстрого и оптимального разрешения, в том числе и опасность появления новой формы насилия над с трудом обретаемой духовной свободой.

Нельзя считать, как это было раньше с атеизмом, что при выработке нового курса государства в отношении религии, церкви и верующих автоматически снимаются все другие проблемы в их взаимоотношениях. Тем более, что развитие общественных процессов характеризуется усилением социальной напряженности в социально-экономической и духовной сферах, что неизбежно отразит -ся на динамике секуляризации. Справедливо предположить, что идеологический вакуум переходного периода может быть заполнен религиозными идеями.

Возрождение религиозной идеологии имеет политический, социальный и культурный аспекты.

Способность религиозных учений к духовной мимикрии позволяет не только приспособляться к духовным запросам верующих, но и использовать новые возможности демократизации общества в целях усиления позиций в нем. Эта политика активно осуществляется в наши дни. Идет усиленное приобщение людей к религии, возрождено понятие катехизации, "внебогослужебных" форм религиозного просвещения в школах, идут массовые крещения в "речных купелях", приобщение к религии с помощью средств массовой ин -формации. Миллионы людей возвращаются к традиционным мифологиям, заново учатся молиться.

Моральная и материальная поддержка "мирян" позволяет рели -гиознш организациям проявлять претензии на руководство всей духовной жизнью общества, монополию в области нравственности. В середине 80-х гг. 2П% опрошенных в ходе социологического исследования граздан считали, что религия может сделать наше об-

щество не только морально здоровым, но и экономически разви -ткм. В 1990 г. 31/5 опрошенных посчитали важным привлечь цер -ковь к управлению государством.

Теоретически ясно, что в государстве, строящем свою поли -тику на научной основе, этот принцип должен стать приоритет -ным и в духовной жизни общества. Под углом зрения современ -них проблем усиление религиозной ориентации народа может быть рассмотрено как явление, осложняющее рост самосознания лич -ности в ходе социально-экономических преобразований. Общество, еще не освободившееся от одних идеологических догм, не выра -ботавшее иммунитета к единомыслию, способно легко принять другое универсальное учение. Власть разума, проявление здра -вого смысла необходимы в социальной жизни, когда в нее вклю -чены огромные массы людей.

Анализ особых связей и зависимостей между меняющимися ус -ловиями социальной жизни и деятельностью религиозных органи -запий, который носит при религиоведческих исследованиях ка -тегэриалышй, универсальный характер, позволяет в рамках альтернативы допустить возможность превращения религиозных организаций в серьезную политическую оппозицию. Она может проявиться в стремлении клерикальных сил использовать расстановку политических движений, атмосферу нарастающей социальной нал -ряженности для подрыва одного из важнейших достижений общества - светского характера государства.

История как в прошлом, так и в настоящем подтверждает па -губность для народа последствий сосредоточения государствен -ной власти в руках религиозного руководства. В частности на -растание исламского Фундаментализма в регионах мусульманской ориентации бывшего Советского государства, трагедия национа -льной розни в событиях последнего десятилетия показали, какой взрывоопасный симбиоз возникает в результате трансформации национальной идеи в интернационалистическую и не только в плане дальнейшего дробления государства по- вероисповедным зонам, но и возможности эскалации межгосударственных конфликтов по религиозным мотивам. Национальная элита на местах при поддержке радикальных группировок развернула борьбу за власть, территорию, материальные ресурсы, спекулируя на принадлежности религиозной и националистической идеологии к различным общ -ностям: религиозной - к вероисповедной, националистической - к этнической. Показателем эффективности такой позиции мо -

жет служить то, что в ряде регионов страны 69$ опрошенных граждан проявили убежденность в национальном превосходстве и своей национально? исключительности.

Нельзя игнорировать нарастание внутричонфессиональных кон -Фликтов в самой православной церкви, в том числе рост привер -женностк вое большего количества людей к Российской свободной православной церкви за рубежом. Все усиливается натиск со стороны католического и протестантского актива, множатся разногласия между традиционалистами и модернистами в современных сек -тантских общинах. При росте религиозного влияния государство может быть втянуто в эти конфликты, каждый из которых может дать детонаторний эффект.

Принимая во внимание, что духовное производство играет сейчас ведущую роль, нельзя согласиться с упорно формируемой средствами массовой информации версии о духовности как только ис -ключительно религиозной прэрегатива. Бесспорно, религия была и остается сокровищницей высоких моральных и культурных ценное -тей. Но игнорирование духовных ценностей светского характера представляется не только ошибочным, но и вредным. К данным ценностям автор относит и научный атеизм как высочайшую форму свободомыслия.

Автор разделяет четкую марксову позицию, согласно которой овладение научно-материалистическим взглядом на мир является существенной предпосылкой прогресса, условием гуманного разви -тин личности и с этих позиций ратует за возрождение авторитета и влияндр подлинного, научного атеизма.

Авторское видение путей решения важнейших проблем в общем виде в работе представлено в следующих позициях: главный звеном, елособнш вывести страну на новую ступень развития не может быть ни религия, ни атеизм. Наше будущее - в развитии науки, активизации интеллектуального потенциала, которые смогут раз -работать идеи, способные воодушевить и консолидировать все общество, побудить его к активным действиям по преобразованию страны.

. В ходе изложения приводились рекомендации, но для углублен -ной и перспективной разработки их необходимо, по крайней мере, представить себе, в каких условиях они могут быть реализованы, что не представляется сейчас возможным.

Далее раскрывается практическая значимость работы, ее роль 30

в научной разработке поставленных проблем.

Материалы работы автор применял дри чтении лекционных курсов на кафедре философии Пермского государственного медицинского института, в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования, в обширной пропагандистской практике.

Основные результаты исследования докладывались автором на ЖШ Всесоюзных и региональных научных конференциях.

Похожие диссертации на Динамика изменений духовной ориентации советского общества: процесс секуляризации на Урале в период 1961-1985 гг.