Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Балдин, Павел Павлович

Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балдин, Павел Павлович. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Балдин Павел Павлович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2013.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/236

Содержание к диссертации

Введение

1. Анализ методов обеспечения катастрофоустоичивости информационных систем 15

1.1. Анализ требований к обеспечению непрерывности деятельности организаций в части информационных систем 15

1.2. Анализ понятий катастрофоустойчивости информационных систем... 17

1.3. Анализ катастрофоустойчивой информационной системы 18

1.4. Анализ модели существенной среды, как источника катастроф и дестабилизирующих факторов 26

1.5. Технологии создания КАИС 36

1.5.1. Анализ катастрофоустойчивых решений 36

1.5.2. Методика обеспечения катастрофоустойчивости 42

1.5.3. Показатели оценки катастрофоустойчивых решений 45

1.6 Анализ методов оценки катастрофоустойчивости ИС 46

1.6.1 Классификация методов оценки катастрофоустойчивости ИС 46

1.6.2 Сравнительный анализ методов оценки катастрофоустойчивости ИС 48

1.7. Выбор метода поддержки принятия решений при анализе катастрофоустойчивости ИС 52

1.8 Выводы 55

2. Разработка метода анализа катастрофоустойчивости информационных систем 58

2.1 Математическое описание метода анализа катастрофоустойчивости 58

2.2. Формальное описание существенной среды, порождающей катастрофы и дестабилизирующие факторы 61

2.3 Формальное описание графа структуры КАИС 65

2.4.Формальное описание метода оценки живучести КАИС 67

2.5 Формальное описание метода оценки показателей катастрофоустойчивости, характеризующих восстанавливаемость системы 71

2.5.1 Формальное описание процедуры классификации КАИС по уровням катастрофоустойчивости 71

2.5.2 Формальное описание процедуры расчета времени восстановления КАИС 72

2.4.3Формальное описание расчета класса доступности КАИС 76

2.4.4 Формальное описание расчета объема потерянных данных 77

2.6 Формальная модель искусственной иммунной системы 78

2.6.1. Разработка формального описания процедуры выявления аномальных состояний 82

2.6.2. Алгоритм обучения гибридной сети иммунной системы 92

2.6.3. Формальное описания процедуры выработки «иммунного ответа»94

2.7 Методика проведения исследования и оценки КАИС 102

2.8 Выводы 106

3 Разработка алгоритмического и программного обеспечения для анализа катастрофоустойчивости информационных систем 108

3.1 .Разработка архитектуры программного комплекса анализакатастрофоустойчивости 108

3.2. Разработка алгоритмов модуля «Создание модели КАИС» ПО

3.3. Разработка алгоритмов модуля «Расчет показателей катастрофоустойчивости» 111

3.4 Разработка алгоритмов модуля «Идентификация и оценка параметров существенной среды» 115

3.5 Разработка алгоритмов искусственной иммунной системы 116

3.6 Разработка базы знаний иммунной системы 122

3.7 Разработка исследовательского прототипа программного комплекса для анализа катастрофоустойчивости 124

3.8 Выводы 127

4 Экспериментальные исследования программного копмплекса анализа катастрофоустойчивости информационных систем 129

4.1 Цели и задачи экспериментальных исследований программного комплекса анализа катастрофоустойчивости 129

4.2 Исследование катастрофоустойчивости ИС ООО «Институт стратегических исследований» 130

4.2.1 Анализ технико-эксплуатационных характеристик, структуры и особенностей функционирования ИС, составление модели КАИС 132

4.2.2 Модель актуальных дестабилизирующих факторов существенной среды 133

4.2.3 Классификация РИС по классу катастрофоустойчивости 135

4.2.4Выбор катастрофоустойчивых решений 137

4.3 Исследование катастрофоустойчивости ИС 000 «ИБС-Альфа» 142

4.3.1 Анализ технико-эксплуатационных характеристик, структуры и особенностей функционирования ИС, составление модели КАИС 144

4.3.2 Модель актуальных дестабилизирующих факторов существенной среды 145

4.3.3 Классификация ИС по классу катастрофоустойчивости 147

4.3.4 Выбор катастрофоустойчивых решений 149

4.4. Проверка адекватности метода и программы анализа катастрофоустойчивости ИС 154

4.5 Выводы 156

Заключение 157

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная действительность Российской Федерации тесным образом связана со многими протекающими в обществе религиозными процессами. Несмотря на то, что большинство населения страны, ассоциирует свою веру с православным христианством (59%), существует значительное количество разнообразных сектантских групп. Проблема религиозного сектантства, с одной стороны, связана с вопросом о свободе совести, являющимся необходимым условием для построения демократического общества, с другой стороны, с рисками, к которым могут привести нетрадиционные религиозные течения.

Задача выработки взвешенного подхода к проблеме религиозного инакомыслия определяет необходимость рассмотрения её в исторической ретроспективе. Феномен религиозного сектантства в России, имеет длительную историю. Особое внимание следует уделить второй половине XIX века, когда как в обществе в целом, так и у государственных чиновников разного ранга, не было единого взгляда на религиозную политику. Существовали сектантские группы как мистической, так и рационалистической направленности. Реферируемое исследование посвящено секте рационалистического характера под названием «штунда». Актуальность исследования проблемы штундизма обусловлена тем фактом, что как последователи секты строили свое учение на основе Евангелия, так и в современной истории России наблюдается значительный рост сект евангелического характера. За период с 1992 по 2006 год рост секты баптистов составил в 3,6 раза, иеговистов в 9,3 раза, пятидесятников в 10 раз, адвентистов седьмого дня в 8,8 раз. В такой ситуации изучение сектантства обусловлено как политическими, так и социально-религиозными факторами.

Объектом исследования является движение штундистов. Одна из крупных сект рационалистического характера, существовавшая на территории Российской Империи во второй половине XIX и начале XX века.

Предметом исследования является становление, развитие, особенности вероучения секты, ее общественное и политическое влияние.

Хронологические рамки исследования. Появление такой секты связано с немецкими поселениями на юге России. Первые упоминания о новом движении встречаются в периодической печати за 1867 – 1868 годы. В этих свидетельствах содержится оговорка, что сама секта возникает примерно за 5-6 лет до указанных публикаций. Говорить о более раннем периоде существования штунды без печатных источников сложно. Конечные рамки существования штундизма выявить не предоставляется возможным, так как при запрещении секты законодательно она не исчезает, а продолжает существовать. По этой причине в рамках данной работы рассмотрение штунды ограничено 1905 годом, годом рубежным в религиозной политике Российской империи. После 1905 года штунда получает свободу собраний, и с неё снимаются все ограничения, установленные законами более раннего времени.

Территориальные рамки исследования определены масштабами распространения секты. Зарождение и распространение штундизма начинается на юге России. Впервые штундизм появляется в Херсонской губернии, откуда переходит в Киевскую, где значительно расширяется и укрепляется. В дальнейшем влиянию штундизма подвергаются множество губерний: Харьковская, Подольская, Курская, Витебская, Рязанская, Калужская, Пензенская, Нижегородская, Тамбовская и др., встречаются указания на Москву, Вильну и множество других городов. Ярким показателем широты распространения штундизма служит тот факт, что при проведении совещания православных духовных деятелей в Москве, созванных Победоносцевым, оказалось, что из всех существующих 41 епархии России штунда присутствует в значительном количестве в 21 епархии. Такое широкое распространение показывает, насколько сильно было влияние штундизма. В виду того, что центральное значение имел южнорусский штундизм, в исследовании сделан акцент именно на южные области Российской империи.

Методология и методы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составил многофакторный подход в понимании исторического процесса. При проведении исследования диссертант руководствовался принципами научности, объективности, историзма и комплексности.

Основными научными методами явились специальные методы исторического исследования: идеографический, историко-генетический, историко-сравнительный.

Использование совокупности специальных и общенаучных методов дало возможность проследить процесс становления и развития секты штундистов и определить ее место в религиозной и политической жизни Российской империи.

Историография проблемы. Возникнув во второй половине XIX века, секта штундистов начинает привлекать к себе интерес исследователей. Наибольший вклад в историографию проблемы на этом этапе делают авторы, непосредственно связанные с церковной деятельностью. Можно выделить несколько условных направлений в дореволюционных исследованиях проблемы: работы миссионерской направленности и историко-исследовательские работы.

Работы миссионерской направленности были нацелены на непосредственную помощь священникам и миссионерам. В них опровергались с позиции православной церкви особенности верования штундистов и давались практические рекомендации, как такое опровержение проводить, либо рассматривались особенности вероучения сектантов в разных районах заселения. К работам такого толка следует отнести произведение А. Ушинского, труд протоиерея Дмитрия Склабовского. Проповеднические работы, посвященные разбору и опровержению учения штундистов, создавались и другими авторами, выходили серийные издания. Так, священником Саввой Богдановичем подготовлен ряд полемических произведений по основным вопросам сектантских заблуждений. Нравоучительные беседы могли оформляться в виде художественных рассказов. Работы указанной направленности дают понимание о вере сектантов. Акцент в них делается на несоответствиях с православием. При этом сведений о происхождении и непосредственной деятельности сектантов в указанных работах не содержится.

Исследования, посвященные рассмотрению истории становления и другим значимым вопросам существования штундизма могут быть отнесены к условной категории историко-исследовательских (при этом необходимо учитывать, что многие из них не выстроены по классическому принципу научного исследования).

Значимое место в данной категории занимает выпушенное в 1889 году исследование священника Арсения Рождественского под названием «Южнорусский штундизм». В труде дается всестороннее освещение штундизма на тот период. В работе А. Рождественского присутствует определенный субъективизм: автор подчеркивает разницу между тем, что сектанты заявляли и тем, что было на самом деле (особый акцент он делает на пороки сектантов). Несмотря на недостатки, эта работа являлась наиболее значимой и репрезентативной для своего времени. На более поздних этапах работ, сравнимых по широте исследования не встречалось.

Некоторым продолжением проблем поднятых А. Рождественским является труд миссионера Ивана Троицкого «Обличение заблуждений штундизма. Опыт подробного разбора лжеучения сектантов – штундистов». Схожий принцип используется в работе Иоанна Недзельницкого.

Особое место занимают труды епископа Алексея Дородницына. Трудами А. Дородницына создан ряд работ по штундизму, где автор видит развитие явления в непосредственной связи с баптизмом. Автор обращает внимание на проблемы борьбы светской администрации с сектой.

Политической подоплеке в сектантском вопросе посвящен еще ряд работ: М.А. Кальнев «Немцы и штундобаптизм», С.П. «О штунде и протестантстве в их вероучении».

Были попытки создания пособий для духовных учебных заведений, так как выпускники, будущие священники, должны быть подготовлены к работе с сектантами. Одним из таких пособий является труд: «Обличение штундизма (в библейских текстах) Миссионерские записки протоиерея Иустина Ольшевскаго». Сходное рассмотрение проблем у Боголюбова Д.И.

Для рассмотрения темы необходимо обратиться к ряду работ, которые содержат общие исследования сект в России, в таких работах штундизм представлен как одна из существующих сект. Исследованием такого плана является труд А.С. Пругавина.

Существуют исследования, затрагивающие региональные особенности секты. Сведения о штундизме присутствуют в работах, посвященных рассмотрению особенностей отдельных епархий.

Особое место в рассмотрении деятельности сектантов занимает сравнение их с сектой баптистов, существуют разногласия, тождественны они или между ними есть различие (с точки зрения закона баптисты находились в более свободном положении). С. Мельгунов, изучая проблему, которая непосредственно связана с юридическими материалами, приходит к выводу, что к ответственности по запретительному штундистскому закону привлекали представителей различных сект. Указанной проблемой занимались и другие авторы.

Заметное место в данном периоде занимают работы видного исследователя сектантства В.Д. Бонч-Бруевича. Рассматривая проблему сектантства в ключе их социального положения и отношения к революционным преобразованиям, Бонч-Бруевич в своем докладе второму очередному съезду Российской социал-демократической рабочей партии (Женева 1903 г.) дает классификацию сект, среди которых выделяются секты младоштундистов и староштундистов (они относятся к разным группам и по-разному реагируют на общественно-политическую пропаганду).

Особое внимание стоит уделить отражению деятельности штундистов в художественной литературе. В 1892-1893 годах С.М. Степняк – Кравчинский создает произведение «Штундист Павел Руденко». В своем творчестве феномен штундизма освещал Н.С. Лесков, в рассказе «Некрещеный поп» сектантам дается положительная характеристика.

Авторы дореволюционного периода активно занимались исследованием данного феномена религиозной жизни. При этом не было проведено всестороннего изучения штундизма, так как в своем развитии данный феномен претерпевал различные изменения, к тому же большая часть трудов носила практический характер, в помощь православным миссионерам. Присутствует некая односторонность во взгляде на это явление, в связи с тем, что большая часть авторов рассматривала штунду с позиций опасности её для православия и государства. Такого количества исследований штундизма в последующие периоды не появляется.

В советское время изучение религиозных течений происходило в рамках совершенно другого подхода.

Видным исследователем советского периода был А.И. Клибанов, у которого целый ряд трудов посвящен исследованию религиозного сектантства. Явление сектантства рассматривалось через призму классовых противоречий в обществе, и штунда не была исключением.

Следует отметить монографию Н.М. Никольского «История русской церкви», где штундизму посвящен отдельный раздел. Автор замечает, что под штундой понимаются секты разных направлений, которые отличаются отношением к капиталистическим условиям.

В конце 80-х гг. появляется труд «История евангельских христиан-баптистов в СССР», во второй главе которого рассматривается Евангельское пробуждение на юге Украины, поднимается вопрос о штундизме и его связи с баптизмом. Штундизм рассматривается на основе опубликованных работ дореволюционного периода (А. Дородницына, А. Рождественского и др.), при этом делается попытка выделить характерные черты сектантов в различных хуторах.

В постсоветское время в исследованиях вновь усиливается интерес к различным религиозным движениям.

Из современных публикаций заметное место занимает статья В.К. Пинкевича «Проблема нетрадиционных религий в России в конце XIX – начале XX в.в.», где проведен разбор отношений государственных структур со штундистами. В статье А.В. Ушакова сделан акцент на социальные вопросы сектантства.

При рассмотрении штундизма стоит обратить внимание на изучение баптизма в России. Л.Н. Митрохин в своем исследовании рассматривает историю и современность баптизма (в главе, отражающей формирование баптизма в России, есть отдельный раздел, посвященный штундизму и российским баптистам). Автор приходит к мнению, что под штундизмом не понималось конкретного течения, а только собрание различных мнений и фактов.

В «Альманахе по истории Русского баптизма» М.С. Каретникова обращает внимание на то, что штундизм предшествовал баптизму, но для России это не единичное явление в истории баптизма. Во многом солидарен с мнениями, приводимыми в статье М.С. Каретниковой и другой сторонник баптизма, А.В. Карев. В контексте баптизма рассматривает штунду Н.Н. Ярыгин в своей докторской диссертации.

По рассматриваемой проблеме существуют и другие мнения. Т.С. Оленич, анализируя появление и трансформацию русского сектантства, замечает, что во второй половине XIX века идет усиление протестантского влияния, это относится и к штунде.

В статье И.В.Амбарцумова «Русский штундизм, общество и власть в XIX - начале XX в.» сделаны выводы, что до конца 60-х гг. XIX в. общины штундистов не слились ни с одной протестантской конфессией, а с конца 60-х и первой половины 70-х начали массово принимать баптистское крещение и всю догматическую и обрядовую сторону баптизма, а не принявшие баптизма постепенно соединились с пашковщиной (евангельскими христианами).

Современные православные богословы, обсуждая проблемы, существующие в Русской Православной церкви, ссылаются на такое явление в истории как штундизм.

Одной из первых работ на немецком языке является «История баптистов в южной России» Йоганна Прицкау, где автор рассматривает феномен штундизма в рамках немецкого пиетизма.

Из англоязычных авторов для рассмотрения, следует выделить статью Paul W. Werth Schism once removed: Sects, state authority, and meanings of religious toleration in Imperial Russia, где автор не делая акцента на штундизм, рассматривает проблему существования сект с иностранными корнями в Российской империи и взаимодействие таких религиозных элементов с государственными структурами.

Следует обратить внимание на статью Йоханнеса Дика «Новые мехи для молодого вина: О структуре первых русских баптистских общин на Юге России». Штундизм автором рассматривается как предыстория баптизма в России, связываемый с немецким пиетизмом.

Большинство публикаций современного периода рассматривают штунду в рамках баптизма. Необходимо проследить, какие отличия были у баптизма и штундизма. На современном этапе нет обобщающего исследования указанного феномена. Исходя из этого, в исследовании сделана попытка рассмотрения всех сторон жизни штундистов.

Целью исследования является выявление причин, давших возможность для возникновения, становления и распространения штундизма на территории Российской Империи. В соответствии с поставленной целью выделены задачи исследования:

- установить истоки штундизма в России

- показать принципы организации сектантских общин

- зафиксировать основные положения вероучения штундистов и определить связь штундизма со сходными религиозными направлениями.

-проследить взаимоотношения штундистов с государственными органами и православной церковью

- выявить взаимосвязь секты и социалистических идей.

Обзор источников. Для объективного рассмотрения проблемы необходимо применить комплекс источников. В данном исследовании используются архивные источники, материалы периодической печати, законодательные опубликованные источники (официальные и неофициальные издания), тексты вероучительного и богослужебного употребления, опубликованные сборники документов.

Особое место занимают источники неопубликованные. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранятся документы департамента полиции третьего делопроизводства, в которых содержатся сведения, относящиеся к движению штундистов (уголовные дела, политические обзоры губерний за год, докладные записки). Фонд № 102 содержит документы, относящиеся к третьему делопроизводству и особому отделу департамента полиции, положение штундистов отражено в политических обзорах, составленных сотрудниками жандармских управлений. В материалах особого отдела хранятся дела, касающиеся наблюдения за деятельностью штундистов и за пересылкой незаконной литературы (которая носила религиозный характер). В фонде № 124 находятся дела временной канцелярии Министерства Юстиции, связанные с привлечением различных лиц к дознанию за принадлежность к секте штундистов.

В Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) по теме значимым является фонд 2167 Александра Степановича Пругавина (известного исследователя сектантства) есть разнообразные материалы по русскому сектантству, среди которых материалы к статьям и черновики статей. В записках автор сочувственно относится к сектантам, которых привлекают к ответственности государственные органы за их веру. В фонде 122 писателя и педагога Ивана Ивановича Горбунова (Горбунова-Посадова) для исследования вероучения штундистов важным является дело № 2048, в деле находится «Катехизис Иисусова братства по Евангелию штунды» - источник основных вероучительных особенностей сектантов. Черновая рукопись статьи религиозного характера посвященная учению секты, находится в фонде 275 писателя Николая Семеновича Лескова.

Важной группой источников для написания работы послужили материалы периодической печати. Наиболее ранние публикации, посвященные штундизму, содержалась в газете «Одесский Вестник».

Большое количество источников по теме предоставлено в журнале «Миссионерское обозрение». Материалы журнала дают информацию, как воспринимала секту Русская Православная Церковь, какие действия применялись для противодействия секте, как богословы оценивали вероучения штундистов. Статьи отражали своеобразные черты, существовавшие в деятельности сектантов в разных уголках империи, и различные опыты противосектантской деятельности. Многие сведения можно почерпнуть из ежемесячных разделов «Миссионерство, секты и раскол. Хроника» и «Из миссионерской полемики». Статьи, посвященные вопросам обличения штундистского учения, были написаны ведущими миссионерами и передавали опыт миссионеров по ведению беседы с сектантами.

Существование секты в Российской империи было противозаконным, так как господствующей религией признавалось православие. В связи с этим нельзя обойти вниманием крупный законодательный источник XIX века «Уложение о наказаниях уголовных исправительных», занимающий центральное место в судопроизводственной практике Российской империи. Из документа видно, какие статьи нарушали сектанты, при этом в нем не содержится специальных юридических предписаний, касающихся секты штундистов (секта имеет более позднее происхождение по отношению к уложению).

Среди общей законодательной базы особое место занимает рассмотрение Положение Комитета министров, высочайше утвержденное 4 июля 1894 года, и циркуляр министра внутренних дел от 3 сентября 1894 г., по которому штундисты признавались сектой особо вредной в государственном плане, необходимо учитывать и комментарии к указанному юридическому акту. Рассмотрение закона 1894 года как центрального относительно штундизма невозможно без учета законодательства, касающегося баптизма, на практике штундисты могли прикрываться баптистами, для которых было прописано более свободное положение.

Ценным законодательным источником является неофициальное издательство книги «17 Апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему сенату, Высочайше утвержденныя Положения Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости».

Рассматривая отношение к секте высших государственных чиновников, стоит обратиться к письмам К.П. Победоносцева, из которых можно увидеть восприятие сект в целом и отношение к антисектантской деятельности.

Особое внимание на себя обращает «Книга чинов присоединения к православию», в которой содержатся правила церковных действий и молитв, необходимых священникам, принимающим раскаявшихся штундистов в православие. Когда сектант переходит в православие, он по пунктам должен отказаться от тех моментов своей веры, которые противоречат православию. Зачастую штундизм соединяют с русским баптизмом, для сравнения религиозных правил необходимо обратиться к «Вероучению русских евангельских христиан-баптистов».

Работу по сбору и публикации источников проводили видные исследователи. Епископ Алексей Дородницын собирал документы в целом по рационалистическому сектантству, среди которых находятся материалы, относящиеся к штундизму (материалы в большей степени официального характера). В.Д. Бонч-Бруевич собирал материалы непосредственно из сектантской среды. В первом выпуске «Материалов к истории и изучению русского сектантства и раскола» значимым документом в являются сведения о жизни штундиста Софрона Чижова, которые он сообщил сам (документ в большей степени биографического характера, содержащий повествование о том, как Софрон обратился в секту и с какими трудностями он столкнулся в жизни из-за своих религиозных убеждений).

Научная новизна. Впервые в современной историографической практике предпринято всесторонне исследование феномена штундизма в России во второй половине XIX- начале XX вв. В диссертации были выявлены истоки происхождения секты. Определены основные подходы вероучения последователей движения. Выявлены схожие и отличительные признаки религиозной доктрины штундистов и вероучения русских баптистов. Впервые в комплексном виде представлены основные проблемы взаимоотношения штундистов с государственными органами империи и православной церковью. Доказывается факт корреспонденции учения штундистов и социалистического направления общественной мысли. Исследование проведено с использованием архивных материалов, ряд источников впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть применены в государственно-управленческой деятельности в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, в научно-исследовательском и преподавательском процессах (по дисциплинам отечественная история, история религий). При изучении отдельных сект, существовавших в Российской империи, создается общая база, позволяющая увидеть проблему во всем ее многообразии. На основе проанализированного исторического опыта есть возможность избежать ошибок прошлого и при этом сохранить положительные черты, выработанные в результате длительного взаимодействии различных религиозных групп с государством и традиционными религиозными конфессиями.

Значение темы исследования связано с необходимостью оптимизации государственной политики в сфере отношений с религиозными институтами, аккумуляции исторического опыта противодействия распространению сектантства.

Положения, выносимые на защиту.

1) На возникновение штундизма в России во второй половине XIX века оказал влияние комплекс причин, связанных с экономической, религиозной и социальной жизнью российского общества. Активной проповедью нового учения занимались немецкие колонисты, находящиеся в более выгодных экономических условиях по сравнению с русским населением, существовала даже финансовая помощь новообращенным. Доступное объяснение религиозных текстов новыми проповедниками и несоответствие ряда сельских священников своему сану при распространенном установлении денежных и продуктовых сборов за исполнение треб подталкивало к переходу в секту.

2) Переход в секту позволял крестьянам отделиться от основной массы общества, что давало возможность избавиться от господствующих в общественной среде пороков (пьянства), стимулировало освоение грамотности, при этом последователи секты становились восприимчивы к новым религиозным и политическим идеям.

3) Религиозная составляющая сектантов при общем построении на тексте Евангелия имела своеобразные практические отличия на местах, которые затрудняли идентификацию штундизма на практике.

4) Структура вероучения штундистов имела отличия от секты баптистов, что выражалось в непринятии ряда положений баптистской веры, касающихся внутреннего устройства общины и отношения к вопросам общественно-государственного устройства, а именно: наличию внутриобщинной иерархии и признанию государственной присяги.

5) Штундизм представлял опасность для государственно-церковной системы, существовавшей в Российской империи, что вызвало принятие в 1894 году запретительного акта по отношению к секте. Запретительная деятельность государства оказывалась запоздалой, миссионерская работа церкви по отношению к сектантам являлась неэффективной.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены в двух статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК, и в докладах на трех вузовских конференциях, по итогам которых выпущены сборники статей.

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Анализ катастрофоустойчивой информационной системы

В конце 80-х гг. появляется труд «История евангельских христиан-баптистов в СССР», которую написала целая комиссия составителей из баптистов.38 Во второй главе исследования рассматривается Евангельское пробуждение на юге Украины, поднимается вопрос о штундизме и его связи с баптизмом. Штундизм рассматривается на основе опубликованных работ дореволюционного периода (А. Дородницына, А. Рождественского и др.). При этом делается попытка выделить характерные черты сектантов в различных хуторах.39 Постепенно штундисты стали принимать крещение, что в итоге привело к перерождению штундистских общин в баптистские (соответственно, штундизм признается одной из ступеней становления русского баптизма).

В постсоветское время в исследованиях вновь усиливается интерес к различным религиозным движениям.

Из современных публикаций заметное место занимает статья В.К. Пинкевича «Проблема нетрадиционных религий в России в конце XIX -начале XX в.в.»,40 где проведен разбор отношений государственных структур со штундистами. Сделан вывод, что при принятии законодательных мер против штундизма не все чиновники на местах могли определить, какая секта относится к штундизму, и, соответственно, противосектантские меры, прописанные для штундистов, применялись не только к штундистам, но и к другим сектантам.

Появляются и другие исследования. Одна из таких работ - статья А.В. Ушакова, опубликованная в 1996 году, в которой автор делает акцент на социальное содержание сектантства. В подходе к сектантству А.В. Ушаков во многом продолжает традицию, заложенную еще в советское время. По его мнению, русское сектантство «представляло собой

Религия, церковь в России и за рубежом. Информационньвї бюллетень №5. М, 1995. стихийный, несознательный, принявший религиозную форму протест темных, неразвитых крестьян против существовавших в России общественно-политических порядков: произвола бюрократии, помещиков, официальной церкви. В сектантских учениях находили выражение мечты крестьянства о земле, всеобщем равенстве, отсутствии эксплуатации».41 Приводя статистику, опираясь на перепись 1897 года, он говорит, что в России имелось 100 различных сект и толков, и общее число сектантов и старообрядцев составляло порядка 2,3% к общему числу православных.42

Особое внимание А.В. Ушаков уделяет движению штундистов, которое объединяет ряд сект. И опасность движения как раз была для социально-политического строя России, при этом автор ссылается на Обер-прокурора священного Синода К.П. Победоносцева. Интересны причины возникновения и распространения штунды, которые выделяет автор. «Распространение штундизма преимущественно в южных районах связано с более быстрым развитием здесь капиталистических отношений и расслоением крестьян. В 80-х гг. это расслоение привело к расколу штунды на новоштундизм и староштундизм (баптизм). Первый объединял полупролетарские элементы крестьянства, а второй - зажиточных крестьян, торговцев, мещан и др. Баптизм становился все более лояльным по отношению к властям, ограничившись лишь критикой православной церкви и обрядностью. К 1905г. имелось 137 общин баптистов, в которые входили 20 тыс. человек. Был создан «Союз баптистов России»».43 Подтверждая идею сектантства как политической силы, автор указывает: «Новоштундисты представляли собой не столько антицерковную, сколько антиправительственную секту. Центр своего внимания они перенесли из области догматически - религиозной в область общественных и

Они считали, что все блага мира (и прежде всего земля) должны быть разделены поровну между людьми. Труд должен быть общим. Денег не будет. Не должно быть никакого начальства, помещиков, оброков, наказаний. Царь будет выборным.»44. Автор приходит к выводу, что «приведенные материалы свидетельствуют о том, что сектантские выступления представляли собой прежде всего одну из форм аграрного движения, которая требует дальнейшего изучения в различных регионах страны за длительный период».45

При рассмотрении штундизма стоит обратить внимание и на исследования баптизма в России. В 1997 году выходит труд Л.Н. Митрохина, в котором рассматривается история и современность баптизма. В главе, отражающей формирование баптизма в России, есть отдельный раздел, посвященный штундизму и российским баптистам. Из данного раздела узнаем, что «наступление баптизма шло по широкому фронту - от Петербурга до Тифлиса, и характерные формы его проникновения на российскую почву во многом зависели от конкретного региона; скажем, на Кавказе они заметно отличались от тех которые преобладали в северных губерниях. Наиболее интенсивно и масштабно становление баптизма шло на юго-западе государства, где он обретал самостоятельность внутри своеобразного религиозно-общественного движения, получившего наименование «штундизм»». Автор, приводя различные точки зрения, пытается разобраться, как исследователи и правительство оценивали штундистов. Л.Н. Митрохин приходит к мнению, что под штундизмом не понималось ничего точного, а только собрание различных мнений и фактов. «Итак, «российский штундизм» - понятие произвольное, веденное в религиоведческий оборот с обличительно

Формальное описание существенной среды, порождающей катастрофы и дестабилизирующие факторы

Религия являлась одной из важных составляющих жизни дореволюционной России. Поэтому население нельзя было рассматривать вне его вероисповедания, состояние без отношения к вере не признавалось законом. Господствующей религией, конечно, считалось православие, существовали и другие конфессии, разрешенные, но обладавшие меньшими правами по сравнению с господствующей. В основном это были католическая и протестантские церкви. Кроме христианских конфессий признанными считались общины евреев-краимов, магометан-суннитов и шиитов, а также обладающие меньшими привилегиями община евреев-талмудистов и община буддистско-ламаистская, признавались и родоплеменные культы .

С XVII века начинают обретать форму течения, которые нельзя отнести к традиционным конфессиям; была некая оппозиция господствующей церкви, в первую очередь это старообрядчество, но постепенно начинает развиваться и сектантство. А во второй половине XIX века, на фоне экономического переустройства страны, начинает распространяться протестантское сектантство, одной из форм которого и стал штундизм.

Возникает вопрос: какие факторы послужили развитию этого явления и почему православное население пополнило ряды этой секты?

Проблема эта очень остра, так как страна переживала новый этап, вызванный периодом «великих реформ». В данном параграфе сделана попытка анализа причин, повлиявших на зарождение и развитие секты в русском обществе.

Исследуя истоки штундизма в Российской империи, стоит обратить внимание на происхождение самого названия секты (слово имеет немецкие корни «die Stunde» - час). В немецкой религиозной среде с XVIII в. существовало течение с таким названием. Так, один из первых защитников штундизма описывая историю течения, начинает свое повествование с Германии: «Братство Штунде началось не между русскими немцами, а в Германии. Филипп Яков Шпенер, умерший в 1705 г. в Берлине пробстом (благочинным), первый почувствовал надобность сблизить тех христиан, его прихода, которые более других алчут духовной пищи, и «проникновения в глубь христианской истины». Таким образом началась ecclesiola in ecclesia, тесный круг братьев-христиан в среде прихода, нашедший быстрый отголосок во всей протестантской Германии, особливо в Виртемберге, где образовалось и название Stunde (час), ибо братия собирались в известные часы».91 Такие собрания были и у немецких колонистов, живущих на территории Российской империи. Пастор Карл Бонекимер так описывает немецких штундистов: «наши штундисты всегда были усерднейшими молитвенниками в общем богослужении; кроме того, они собираются на «часы» (Stunde) в приходском доме, или чаще ради удобства, в двух частных домах. Я сам слежу за ними и на досуге посещаю их собрания. Тогда частный дом становиться импровизированной часовней. Я говорю не проповедь, а краткую «душеспасительную беседу»».92 Соответственно местность, где начинает свой путь русский штундизм, была широко заселена немцами-колонистами, для которых собрания на часы молитвы и чтения Библии вне религиозного здания не были редкими. Существует мнение А. Рождественского, что название секты «нисколько не характеризует секту с ея внутренней стороны». В целом само название происходит от молитвенных и миссионерских часов, на которые собирались последователи учения.94

Заселение юга России иностранцами началось при императрице Елизавете и активно продолжалось в правление Екатерины II. Ко второй половине XIX века, благодаря успешной хозяйственной деятельности, немецкие колонисты располагали значительными земельными владениями.

В чем природа успешности немецких поселенцев? Вторая половина XIX века для России связана с волной великих реформ. Новые экономические условия породили ситуацию, когда русские землевладельцы не смогли ответить на вызовы времени и начинали разоряться. Немецкие колонисты достаточно быстро приспособились к новым условиям. У колонистов существовали свои внутренние экономические зоны, и товарно-денежные отношения там развивались в течение достаточно длительного времени. Так как колонисты были тесно связаны с землей, то у них возникли определенные правила пользования и передачи земли. Одной из важнейших задач было стремление к сохранению целостности надельного участка, это правило удалось сохранять до начала шестидесятых годов, но после стало происходить обезземеливание ряда семей, проживающих в колониях. Для изменения ситуации общины колонистов стали покупать или арендовать землю для безземельных. Увеличение земельных владений колоний шло большими темпами: за 1860-80-е. гг. по Херсонской губернии немецкими колонистами было приобретено 420073 десятин земли (в Екатеринославском уезде за это время землевладение колонистов увеличилось с 39000 десятин до 105000 десятин, а в Одесском уезде приобрели 103936 десятин).

Проблема обострялась тем, что зачастую была нехватка земель у коренного населения, проживавшего по соседству с немцами. Показательны сведения из Таврической губернии: к 1888 в Мариупольском уезде всей земли числилось 650 тысяч десятин, и из них 500 тысяч находилось в руках немцев.96 Таким образом, поселенцы стали оказывать большое влияние на местных жителей, прежде всего в экономической сфере жизни. Земельный вопрос в вопросах сектантства поднимался не только на ранних этапах становления штундизма, но озвучивался в печати и более позднего времени: «А колонисты ... закупая все большия и большия земли, которыми как железными кольцами, окружают жалкие крестьянские наделы, благодаря чему русское население стеснено до черезвычайности, а разными льготами со стороны новоиспеченных помещиков пользуется лишь в случае перехода в сектантство».97

Стоит обратить внимание, что практически все немецкое население исповедовало отличную от православия веру, а в числе еще первых переселенцев присутствовали и сектанты. На это обращает внимание крупный исследователь штундизма дореволюционной эпохи Арсений Рождественский.98 К рассматриваемому периоду у немцев начинается новый виток религиозного искания, а исследователи баптизма называют это явление «евангельским пробуждением».

Разработка алгоритмов модуля «Создание модели КАИС»

В целом для второй половины XIX века характерно широкое развитие сектантства. Используя неофициальную классификацию, часто применяемую исследователями дореволюционного сектантства, можно выделить группы религиозных течений. В русском сектантстве были секты мистические и рационалистические.161 Последователи мистического направления ставили в центр своей религиозной жизни различные действия и обряды, с помощью которых часто впадали в неконтролируемое состояние. А рационалистические секты, наоборот, наибольшее внимание уделяли жизни по заповедям Евангелия и исполняли только обряды, указанные в Евангелии. Сектой рационалистического характера был и штундизм.

Вот как характеризуют существовавшую в то время ситуацию современники: «Компетентными исследователями признается, что сектантское движение с особою силою проявилось, начиная с 60-х годов, увлекая одних в крайний мистицизм и в среду издавна существовавших общин отщепенцев-мистиков, прыгунов, хлыстов и т.п., а других направляя на путь рационализма. Это последнее течение, усилившееся главным образом в местностях южной России, населенной молоканами, вызывается самостоятельным чтением и изучением Св. писания, односторонне толкуемого, последствием чего является отрицание святости церковной иерархии и обрядов Православной Церкви, которые не имеют прямого основания в Священном Писании. Сектантство с рационалистическим направлением, склонное, в большинстве случаев,

Об основаниях такой классификации нет однозначного мнения, есть и не согласные: Чельцов М. О делении русских сект на рационалистическия и мистическия // Миссионерское обозрение 1902. Март. С.421-432. именовать себя «общинами евангельских христиан», далеко ушло в развитии своем от времени первоначального возникновения в 60-х годах и от тех форм, в которых оно тогда проявлялось, получив по близости к братствам немцев колонистов».

Соответственно, если рассматривать штундизм как секту рационалистического характера, то и таинства она должна признавать только те, которые указаны в Евангелии. На самом деле ситуация не была столь однозначна.

При рассмотрении проблемы, поставленной в параграфе, предлагается первоначально ознакомиться с вероучительными доктринами сектантов, которые содержатся в опубликованных трудах, посвященных штундизму, а после более подробно разобрать «Катехизис Иисусова братства по Евангелию штунды», хранящийся в фондах РГАЛИ. Так же рассмотреть текст, содержащийся в «Книге чинов присоединения к православию» (практическому богослужебному тексту, который использовался при принятии человека из секты в православие).

Говорить о четкой системе вероучения в штундизме очень сложно. Церковные историки, которые кратко характеризовали секту, указывали на отрицание постов, таинств, обрядов и православной церковной иерархии. На все вопросы, касающиеся богопознания, сектанты ищут ответ в Св. Писании, которое толкуют самостоятельно.163 Из-за отсутствия единого центра изложение веры в каждом месте приобретало свои неповторимые особенности. Вот как характеризует это явление Иоанн Недзельницкий: «Южнорусский штундизм характеризуется отсутствием всякой системы в вероучении: сколько голов, столько умов; всякий штундист сочиняет себе религию, выводя разные положения из личного свободного, ничем не стесняемого, толкования Св. Писания. Всем штундистам общее одно это отрицание всей православной веры, со всеми обрядами, богослужениями, храмами, таинствами. Большинство их согласно в том, что надо верить в Бога, исполнять заповеди, читать и объяснять Св. Писание для душевной пользы и руководства в жизни, а также собираться для общей молитвы и пения гимнов, и для преломления хлеба. В частных пунктах вероучения усматривается чрезвычайная масса особенностей, смотря, конечно, потому, кто научил их протестантству - баптист или иной сектант немец. К этому прибавим, что часто происходят споры из-за разностей между разными общинами, даже в одной общине и собраний между отдельными сектантами по поводу разного понимания Св. Писания; а вследствие отсутствие всякого авторитета в толковании Писания штундисты впали теперь в безнравственность».164 Очень ярко это показаны такие противоречия вероучительного характера в работе А. Ушинского: «Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании священного писания в беседах православного мирянина с сектантами». В книге автор разбирает Косяковское и Чаплынское вероисповедания штундизма, которые хоть и называются штундизмом, но значительно разнятся между собой.

«Косяковское вероисповедание, гораздо более осмысленное и приведенное в систему, налагает на своих последователей некоторые обязанности: кроме воскресных молитвенных собраний, они обязаны непременно бывать ежемесячно на «преломлении хлеба», совершаемое их пресвитером в Косяковке и причащаться, что довольно затруднительно для жителей отдаленных от Косяковки селений; но зато эта обязанность поддерживает в них некоторое единство религиозных воззрений,

Недзельницкий И. Штундизм, причины появления и разбор учения его. СПб., 1899. С. 40. возникших из того протестантского вероучения, которым руководятся их пресвитеры в своих поучениях и толкованиях Слова Божия.

Ничего подобнаго нет в Чаплынской секте, за отсутствием всяких обрядов и за неимением какого либо письменного учения, которым бы могли руководиться наставники и учители секты, которая по этому стоит далеко ниже Косяковской, в религиозно-нравственном отношении, но за то имеет больше последователей и распространяется быстрее, чем Косяковская».165

Модель актуальных дестабилизирующих факторов существенной среды

Несмотря на все проблемы церковных отношений, миссионерская работа самих штундистов активно продолжалась. Наиболее характерным показателем деятельности штунды стал съезд в Ростове-на-Дону: «С 17-го по 22-е мая текущего года в г. Ростове-на-Дону состоялся съезд штундо-баптистов Донской области и соседних губерний - Екатеринославской и Таврической - под председательством старейшего из штундовых настоятелей П.Балихина. на съезд собрались 100 представителей штундовых общин. Заседание съезда происходило в обширном здании, в котором обычно устраивается сельскохозяйственная выставка. Двери зала были открыты для всех желающих, за исключением духовных лиц. Только несколько последних заседаний происходили при закрытых дверях.

Предметом обсуждения этого съезда были вопросы, вызванные новым положением штундизма после закона 17-го апреля 1905.

Прежде всего обсуждался вопрос о приобретении места для постройки молитвенных домов. По этому вопросу постановлено: по городам покупать места и строить особые молитвенные дома, а по селам собираться в частных домах. Ольшевский И. Обличение штундизма (в библейских текстах). Полтава, 1910. С. 37.

По вопросу о постройке школ для детей постановили: за неимением средств на постройку своих особых школ, обучать детей в православных школах.

По вопросу об избрании пресвитеров постановили: избранный обществом и утвержденный начальством, пресвитер обязан совершать только религиозные требы: совершать богослужение в молитвенных домах, крестить достигших возраста и новообращенных, сочетавать брачующихся и погребать умерших. Для того, чтобы не обременять пресвитера и не отвлекать его от его прямых обязанностей, постановили ведение метрических записей возложить на особо избранного старосту, который составляет посемейные списки и сведения о родившихся, бракосочетавшихся и умерших, представляет в полицейское управление или волостные, станичныя, хуторския и сельския правления.

По вопросу о клятве и присяге на суде, а также при поступлении на военную или другую какую службу, постановлено: по установленной законом форме клятвы и присяги не принимать, а заявлять перед лицом требующим присяги о своем уповании и в подтверждении своих слов говорить «да» или «нет». Если показание окажется ложным, то виновный должен быть наказан отлучением от общины, а так же повинен наказанию по суду уголовному.

Постановлено избрать четырех годовых проповедников, которых посылать в отдаленные местности, и 13 полугодовых для разъездов с проповедью по ближайшим селам и деревням. Были избраны в годовые проповедники: Прокопий Евсюк и Петр Гаркуша, оба из Екатеринославской губернии, которые получили от конференции штундистов по 150 рублей».330 Из данного документа хорошо видно, что к 1905 году штунда была далеко не в бедственном положении, и свое полноправное состояние они были готовы использовать для укрепления влияния в обществе и соответственно увеличения количества своих последователей. Обсуждение проблемы штундо-баптизма существует и в публикациях миссионерской прессы даже в 1916.331

Что оставалось делать в такой ситуации православным миссионерам? Ведь в господствующем положении (которое поддерживал закон) они уже не были. Для привлечения людей к Православной Церкви приходилось пользоваться даже удачными методами сектантов. Ответом на пение штундистов, которое привлекало очень многих, так как Православная Церковь не давала возможности для этой деятельности, было такое предложение в журнале «Миссионерское обозрение»: «Это обстоятельство наводит автора на мысль устраивать в наших церквах общенародное пение. Но какое? - вот в чем вопрос. Попытки устройства гармоническаго пения по обиходу придворному и др. подобным оказывались до сих пор неудачными. Нужно дать народу пение народное, ему понятное, такого именно стиля, который так привлекает крестьян в секты. А пение сектантское чисто народного склада. В этом случае нам нужно руководствоваться примером свв. Отцев Церкви. Св. Ефрем Сирин, напр., составлял гимны в тех же ладах, что и еретик Вардесан. То же

Хроника. Миссионерство и расколосектантство // Миссионерское обозрение. 1905. Август. С. 292.

Сектантство. Тяжкие грехи безгрешных людей (штундо-баптистов) // Миссионерское обозрение. 1916.Сентябрь-Октябрь№9-10. С 569-574; Круглов Ф. Сектантство // Миссионерское обозрение. 1916. Март. С. 422-427. нужно делать и православным пастырям, миссионерам и композиторам». Противодействие сектантам ясно показывало, что православные миссионеры зачастую были не готовы к вызовам времени, не понимали проблему верования простого народа, для которого трудные богословские полемики были непонятны, а зато простая речь сектантов воспринималась легко.

Попытки устройства миссионерской работы совершенно другого плана делались, но не всегда удачно и не в полной мере. Они, как и законодательные меры, были в большинстве своем запоздалые. Вопрос реформирования церковной деятельности назревал достаточно сильно. Проблемы церковной жизни были очевидны, в 1905 выходит книга, содержащая записку СЮ. Витте, где разбираются основные церковные проблемы. Они представлены в синтезированном виде современником П. Волниным, корреспондентом газеты «Речь», материалы статьи которого хранятся в РГАЛИ: «Общая вялость внутренней церковной жизни: отчужденность прихода и особенно образованных слоев общества от своих духовных руководителей; отсутствие живого проповеднического слова, общая слабость пастырской деятельности духовенства, полный упадок церковно-приходской общины с ея просветительскими и благотворительными учреждениями, сухость и формальность епархиального «консисторского» делопроизводства и узко бюрократический характер деятельности Св.Синода и его учреждений, наконец, даже грозное слово Достоевскаго о «параличе церкви» - вот о чем говорит записка СЮ. Витте в 1905 г.».333 Церковная жизнь требовала и церковного учительства, а создание приходских школ не было массовым фактором, хотя, по мнению миссионеров, церковно-приходская школа является «наилучшей и самой естественною союзницею миссии». Понимая это, некоторые штундистские общины попытались создать школы, для ограждения детей от православных учебных заведений, где надо изучать Закон Божий и произносить молитвы.335

Проблемы прослеживались как в церковно-приходской деятельности, так и в управленческой деятельности церкви. В таких условиях неспособность противостоять нарастающему сектантскому движению только обнажала существующие внутренние противоречия церковной жизни, которые ослабляли влияние церкви, что было особо опасно для идеологической целостности государства.

Похожие диссертации на Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.