Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. Мартыненко Надежда Константиновна

Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мартыненко Надежда Константиновна. Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Воронеж, 2002.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/544-7

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Социально-правовой статус женщин России во второй половине XIX начале XX вв. 29-80

Раздел II. Участие женщин в культурно-про светительной, профессиональной и благотворительной жизни российского общества. 81-139

Раздел III. Участие женщин России в борьбе за политические и гражданские права . 140-202

Заключение. 203-211

Источники и литература

Социально-правовой статус женщин России во второй половине XIX начале XX вв.

Реформирование всего уклада жизни Российского государства в связи с модернизацией требовало преодоления экономической отсталости, социальной неразвитости, приобщения к европейской политической культуре, внедрения формальной законности и правопорядка в государственной организации, придания самостоятельности российскому обществу. С эпохи Петра I медленно шел процесс формирования основ российского общества. По своему историческому происхождению и по своей сути гражданское общество -общество буржуазное, отрицающее сословно-кастовое деление предшествующих ему обществ. Основу гражданского общества составляет свободный индивид. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством несет качественно новое социальное положение и правовой статус человека в обществе.

Социально-правовой статус личности определяют демографические, экономические, правовые, профессиональные, семейные характеристики, зависящие от сложившихся взаимоотношений между людьми в обществе, совокупности установленных государством прав и обязанностей в конкретный исторический период.

Государственно-территориальная целостность России полностью сложилась в XIX в. С 1860-х гг., когда территория Российской империи окончательно оформилась, динамика численности ее населения определялась почти исключительно внутренними демографическими процессами. В 1897 г. по всей Империи, кроме княжества Финляндского, была проведена перепись, целью которой было не определение числа податных душ, а подробное исследование семейного положения, возрастного состава и занятий всего населения. По данным переписи на 28 января 1897 г. число жителей империи со ставляло 126 411 736 душ обоего пола. Население европейской части России составляло 67 473 млн. человек, из них мужчин было - 32 102 млн., т.е. 49%; женщин - 33 876 млн., или 51%. На 1 000 мужчин приходилось 1055 женщин.1

Довоенная Россия отличалась достаточно высоким уровнем рождаемости. Женщины, мужья которых постоянно жили дома, рожали в среднем по 9,58 детей каждая, а жены, мужья которых отправлялись в отход на промыслы - около 5,0. Во второй половине XIX в. на каждую тысячу православных жителей рождалось около 48 чел; на 100 девочек рождалось, в среднем, 106 мальчиков. По данным 1913 года, на 100 человек приходилось 45 новорожденных. Естественный прирост населения в 1861-1895 гг. составлял - около 1,4 %; в 1896-1913 гг. -около 1,7%.

Среди европейских стран смертность в России была значительно выше, чем где-либо. По данным статистики с 1872 по 1897 гг. в Российской империи умирало в год в среднем 35 человек на 1 тыс. жителей. Из числа губерний европейской части России наибольшей смертностью отличались Воронежская (46,1 случаев на 1 000 жителей), Самарская (44,6), Саратовская (43,5), Рязанская (42,4), Пермская (42,1). Особенно велика была смертность детей: до 5 летнего возраста доживало всего 550, а в западноевропейских губерниях России - более 700 из 1 000 родившихся.

По свидетельству демографов, природно-климатические условия «колонизируемых» территорий Севера, Юга, Востока вызывали повышенную смертность среди русских. Согласно переписи населения 1897 г., средняя продолжительность жизни русских мужчин составляла - 27,6 года, среди женщин - 25 лет и была самой низкой среди 11 основных по численности народов страны. Наряду с природными условиями давала о себе знать и сфера их занятости. Именно их труд обеспечивал выполнение общегосударственных задач России.1 В 1915-1916 гг. численность населения России практически не изменялась.

К началу XX в. наблюдался значительный эмиграционный отток населения. В 1898 г. выбыло за границу русских подданных по паспортам: 123 677 мужчин и 52 119 женщин. Интенсивное перемещение людей в немалой степени способствовало углублению хозяйственного кризиса, росту социальной напряженности, снижению уровня жизни, оказало сильное влияние на процессы рождаемости и смертности, социальную структуру населения.

Как и во всем мире, на демографическое развитие нашей страны отрицательно воздействовали социальные потрясения, эпидемии, неурожаи и голод. Вызываемые ими демографические кризисы влекли за собой резкое уменьшение темпов роста численности населения. Демографическое развитие России имеет общемировой контекст. Согласно гипотезе о последовательной смене трех типов воспроизводства населения, разрабатываемой в научной демографической литературе с 30-х гг. XX в., первый - «архетип» -соответствовал стадии присваивающей экономики. Второй - «традиционный» («примитивный») - господствовал тысячелетиями в аграрном обществе. Третий - «современный» (или рациональный) - начал утверждаться с возникновением индустриального общества. Смена типа воспроизводства -«переход», является определяющей в мировом демографическом развитии. На первой фазе «перехода» начинается быстрое снижение показателей уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости («демографический взрыв»). На второй фазе идет снижение показателей рождаемости («демографический взрыв» постепенно смягчается). Третьей фазе свойственны низкие показатели смертности, рост продолжительности жизни и ряд других моментов, в том числе и негативных.

Господствующей тенденцией в мировой цивилизации во второй половине XIX в. являлось становление капиталистической системы хозяйствования и буржуазных отношений; модернизация стала центральной проблемой и России. Модернизация связана с производительностью труда. Для производства считались пригодными «сильные тела» рабочих и солдат. Женщина исключалась из производственных процессов, ибо она не производила экономические блага. Область женской деятельности - потребление. Феминисты доказывали, что это не так, что женская деятельность - тоже часть производства. Производство жизни не равно производству вещей, но это производство. Более того, именно индустриальное общество стало вовлекать женщин в процесс материального производства. Отмена крепостного права сопровождалась неуклонным развитием капиталистического способа производства, ускоренными темпами роста промышленности, особенно в металлургии, машиностроении, текстильной отрасли.

В этот же период в стране началось развитие демографического «перехода», первые симптомы которого стали проявляться со второй половины 1870-х гг. и выразились в постепенном снижении очень высокого прежде уровня смертности. Известный российский демограф С.А. Новосельский писал в 1914 г., что главной причиной понижения смертности «следует признать повышение культурного уровня населения».1 Таким образом, демографические процессы отражали естественные изменения, связанные с модернизацией.

Участие женщин в культурно-про светительной, профессиональной и благотворительной жизни российского общества.

Близко познакомиться с западноевропейскими идеями о равноправии полов, гуманизме, новых семейных отношениях, о нравственном достоинстве и демократических условиях жизни российские женщины имели достаточную возможность во второй половине XIX в. Идеи Кондорсе, Фейербаха, Оуэна, Лассаля, Прудона, Милля, автобиография Ж. Санд в переводе Н. Г. Чернышевского, работы Женни д Эпикур, сен-симонистов стали популярны в российском обществе.

В труде «О подчинении женщины» (The Subjection of women) английского философа Джона Стюарта Милля, опубликованном в России в начале 70-х гг. XIX в., принцип подчинения женщины мужчине провозглашался социальным злом, сильнейшим тормозом в социальном прогрессе. Милль отрицал существование врожденных различий между полами, причиной подчинения женщин считал от части низкое нравственное развитие человека, вследствие чего одна его часть, более сильная, поработила себе другую. «История учит, - писал философ, - что каждый шаг на пути прогресса сопровождается улучшением социального положения женщин». Философ назвал ряд личностных качеств женщин, которые, по его мнению, давали им преимущество перед мужчинами. Это проницательность и умение распознавать людей, осторожность, практичность, быстрота реакции, способность быстро переключиться с одного рода деятельности на другой. Обосновывалась необходимость допуска женщин к государственной службе, к участию в выборах. В пользу эмансипации женщин, по мнению Милля, говорило их позитивное влияние на образ мыслей и чувства масс, их миролюбие в конфликтах и сложных ситуациях, миротворчество как неотъемлемый спутник материнства, самоуважение, самостоятельность половины человечества как основа индивидуального благополучия и социального благоустройства.1

Само понятие «эмансипация» пришло в русскую литературу из французской в начале XIX в. Связано это, прежде всего, с двумя женскими именами: Ж. де Сталь и Ж. Санд - ярких представительниц французского романтизма.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так объясняет значение слова «эмансипация»: - это освобождение от зависимости, подчиненности, полная свобода, воля.2 Авторы «Современного словаря иностранных слов» расширяют данное толкование: эмансипация - это освобождение «от угнетения, от предрассудков: отмена ограничений, уравнивание в правах (например, эмансипация женщин)»3. Именно в этом, последнем значении слово «эмансипация» наиболее употребительно в русском языке и русской литературе.

Стоит отметить, однако, что первые ростки женской эмансипации возникли в России еще в XVIII в. Это явление связано с именем сподвижницы Екатерины II княгини Е. Дашковой, известной своей широкой общественной деятельностью.

Властительница дум читающей молодежи конца XVIII - начала XIX вв., последовательница идей эпохи Просвещения, г-жа де Сталь в своих романах утверждала идею свободы человеческого чувства, независимости его от нравственных предрассудков и светских ограничений. В центре ее произведений были образы женщин. Основная проблема ее произведений - положение женщины в обществе, ее раскрепощение, эмансипация. Влияние произведений г-жи де Сталь на русское общество было огромным.

Так называемый «женский вопрос», затронутый во многих произведениях другой французской писательницы Авроры Дюпен, избравшей себе псевдонимом мужское имя - Жорж Санд, перерастал в проблему свободы личности, внутренней слободы человека вообще. Сам пример жизни Жорж Санд говорит о том, как выросли нравственные запросы, интеллектуальные потребности женщины XIX в., как расширился ее умственный кругозор и какие возможности таит в себе женская душа, долгие столетия находившаяся в клетке предрассудков. Недаром В.Г. Белинский в 1842 г. назвал французскую романистку «гениальной женщиной», «первой поэтической славой современного мира».1

Влияние творчества Жорж Санд на европейскую культуру было огромно. Романы писательницы быстро нашли горячий отклик не только во Франции, но и за ее пределами. Особенно живо и горячо откликнулась на них передовая русская общественность, русская интеллигентская мысль: «Нигде знамя женской свободы, поднятое вдохновенною Жоржъ Зандъ не было встречено с такою радостью как в России: все, что было сильного в русском литературном и научном мире, видело в Ж. С. свою пророчицу и примкнуло к ней словом и духом. После Байрона не было иностранного писателя с более наглядным влиянием на русскую литературу, чем Ж. С.»2. Русская критика в лице В.Г. Белинского и А.И. Герцена, а впоследствии и Н.Г. Чернышевского подчеркивала социальное, и даже революционизирующее воздействие ее романов на русскую публику.

Первые литературные произведения, отразившие зарождение женской эмансипации в России, и сделавшие ее одним из основных вопросов русской

В критическом этюде «Мильон терзаний» И.А. Гончаров говорит о том, как в начале XIX в. воспитывалась светская барышня: «Французские книжки... фортепиано... стихи, французский язык и танцы - вот что считалось классическим образованием барышни. А потом «Кузнецкий мост и вечные обновы», балы... и это общество - вот тот круг, где была заключена жизнь «барышни». Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. «Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты».1

О том же писал Одоевский в 1834 г. В.Ф. Одоевский в повести «Княжна Мими», так же как и Гончаров, он склонен обвинять, скорее, общество, чем девушку, получившую подобное воспитание. Что же делать, если для девушки в обществе единственная цель в жизни - выйти замуж! если ей с колыбели слышатся эти слова - «когда ты будешь замужем!» Ее учат танцевать, рисовать, музыке для того, чтоб она могла выйти замуж: ее одевают, вывозят в свет, ее заставляют молиться Господу Богу, чтоб только скорее выйти замуж. Это предел и начало ее жизни: «...вините, плачьте, проклинайте развращенные нравы нашего общества».2

Еще в начале XIX в. А.С. Пушкин писал: «Не смешно ли почитать женщин, которые поражают нас быстротою понятия и тонкостию чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами! Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина и где женщины вообще более просвещенны, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые Бог ведает почему»3.

Участие женщин России в борьбе за политические и гражданские права

Во второй половине XIX в., дав ход реформам в области женского начального и среднего образования, правительство осуществляло жесткий контроль за деятельностью учебных заведений. Дальнейшего развития женского образования практически не осуществлялось, так как функционировало в основном на средства земств, общественных и частных пожертвований. Например, после смерти мужа, Тимофея Саввича, Мария Федоровна Морозова, возглавившая крупнейшее в России текстильное предприятие «Товарищество Никольской мануфактуры», единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет «беспорочной службы» в благотворительных заведениях. Другая московская благотворительница Наталия Михайловна Андреева, в 1911 г. по завещанию передала Московской городской думе 100 тысяч рублей на устройство педагогических курсов. Екатерина Ивановна Любимова, купчиха 2-й гильдии, жертвовала крупные суммы на «любимовские» стипендии в Мещанском училище в Москве. В городе Екатеринославе, например, Мессарош А.Б., жена коллежского асессора, пожертвовала в пользу Общества попечительства о женском образовании 35 тысяч рублей.

Со второй половины ХГХ в. активизировалась борьба женщин за среднее профессиональное образование. Свой вклад в развитие женских кустарных промыслов внесла М.К. Каблукова, а С.А. Давыдова вошла в историю как организатор женского профессионального образования с целью развития легкой промышленности.3 С 1902 г. А. Лесковская устроила для женщин фармацевтическую школу для подготовки аптекарских помощников. При участии П.Ф. Лесгафта обществом физического развития Петербурге был основан курс для подготовки воспитательниц и руководительниц физического развития. В Петербурге также имелась школа для изучения массажа и гимнастики. В Москве - курсы гинекологического массажа, а так же гигиенические курсы с двухгодичным сроком для акушерок и фельдшериц; специальные курсы для женщин, желающих заниматься физкультурой. В Петербурге была создана школа библиотекарш, с двух летним сроком обучения.1 Весной 1901 г. в Петербурге при ботаническом саду открылись сельскохозяйственные курсы. На курсах изучали: садоводство, огородничество, молочное хозяйство, птицеводство, пчеловодство. При Обществе содействия образованию и деятельности женщин по садоводству и огородничеству в 1902 г. были созданы курсы по садоводству и огородничеству.2 Для сбора средств в пользу открытия курсов председатель Общества содействия образованию и деятельности женщин по садоводству и огородничеству в 1902 г. ходатайствовала перед Департаментом Земледелия о разрешении провести в Царском селе выставку-базар цветов.3 В дальнейшем открылось женское училище по уходу за плодовыми деревьями, обучению консервированию фруктов и овощей. В Москве разрешено было открыть женские сельскохозяйственные курсы, а с января 1902 г. в московском политехническом музее стали читаться лекции по садоводству и огородничеству, на лето они были перенесены на Бутырский городской хутор, где теоретические занятия сопровождались практи-кои.

Хотя женская средняя школа стала всесословной, открытой и получила статус общественного учебного заведения, курс всех средних женских учебных заведений существенно отличался от курса мужских гимназий и реальных училищ, значительно уступал им во всех отношениях, а это, в свою очередь, создавало серьезное препятствие для правильной постановки высшего женского образования. Право на высшее образование ко второй половине XIX в. российские женщины не имели. По всей стране образовывались кружки, группировавшие женщин, желающих учиться, собирались подписи для петиции о допущении женщин в университеты.

В 1859 г. женщинам было разрешено посещение лекций в университетах в качестве вольнослушательниц. Первыми студентками Петербургского университета в 1861-1862 гг. стали: К.И. Корсини, М.А. Богданова, А.П. Блюммер, Н.П. Суслова, A.M. Евреинова. За два года посещения женщинами университета не было ни одного случая, который бы стал предметом осуждения негативного поведения женщин, или поводом для товарищеского суда.1

Принятый в 1863 г. университетский устав не допускал женщин в университетские аудитории, что стало причиной массового выезда девушек на учебу за границу в поисках высшего образования на чужбине. В Италии, Германии, Франции, Швейцарии. Например, в 1867 г. из 152 студенток-иностранок Цюрихского университета русскими были 125; в 1872-1873 гг. были русскими 96 из ПО общего числа женщин. По словам известного революционера П.А. Кропоткина, «русские женщиньї работали за границей упорно и настойчиво, так никогда еще не работали с тех пор, как существуют университеты»2.

Первой из русских женщин получила диплом доктора медицины Н.П. Суслова, в 1868 г. она вернулась в Петербург сдавать экзамен в медико-хирургической академии, при этом: «...Госпожа Суслова на экзамене блистательно оправдала надежды защитников женщин, получила докторский диплом и быстро приобрела практику... »3.

Тем не менее, женщины, получившие высшее образование за границей, практически не имели доступа к профессиям. Не признанный в России уче 97 ный-математик Софья Ковалевская была избрана профессором Стокгольмского университета.

Несмотря на прогресс в целом, в результате проведения либеральных реформ, в том числе и реформы суда, емкость профессиональной юридической сферы была далеко не заполнена. Население было лишено юридической помощи и пользовалось услугами подпольной адвокатуры, которую составляли трактирные завсегдатаи, спившиеся полицейские и выгнанные со службы канцелярские чиновники, бывшие волостные и сельские писари и т.д. Прогрессивно мыслящие современники утверждали, что: «В этом случае в настоящее время лучше других придти населению в этом деле могли бы университетски образованные женщины».1 Но область юридической деятельности для женщин также была закрыта.

Борьбу за доступ к высшему образованию как одному из важных слагаемых социально-исторического опыта женского движения возглавили М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова, Е.В. Воронина, О.А. Мордвинова и другие представительницы либерально-демократического направления. Одна из передовых женщин того времени - Е.И. Конрада, литератор-публицист, вошла в историю женского движения как основоположница в деле высшего образования русских женщин. В 1867 г. на 1-м съезде естествоиспытателей в Петербурге внесла предложение о необходимости основания высших курсов для женщин. Все силы и средства борьбе за доступ женщин к высшему образованию отдавала А.П. Философова, являясь председательницей общества дешевых квартир, оргкомитета «За доступ женщин к высшему образованию», Общества женского труда, Общества материальной помощи беднейшему населению. Первое прошение группой энтузиасток во главе с А.П. Философовой о разрешении посещения университетских лекций было подано ректору Петербургского университета в мае 1868 г. Этому предшествовала интенсивная работа по сбору подписей среди общественности.2

Похожие диссертации на Женское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв.