Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. Одзял Любовь Александровна

Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг.
<
Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одзял Любовь Александровна. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Одзял Любовь Александровна; [Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т]. - Хабаровск, 2008. - 219 с. РГБ ОД, 61:08-7/351

Содержание к диссертации

Введение

1. Проблемы коренных малочисленных народов в теории и политике решения национального вопроса в СССР 15

1.1 Теоретико-методологические вопросы национальной политики в отношении коренных малочисленных народов в СССР 15

1.2 Политико-правовые аспекты регулирования экономической и социокультурной сфер жизнедеятельности коренных малочисленных народов в 1950 - 1960-е гг 43

2. Реализация государственной политики в отношении коренных малочисленных народов на юге Дальнего Востока России 70

2.1 Проблемы социокультурного и социально-экономического положения коренных малочисленных народов в 1950- 1960-е гг 70

2.2 Деятельность партийных и советских органов власти по экономическому развитию районов проживания коренных малочисленных народов 94

2.3 Развитие социокультурной сферы жизни коренных малочисленных народов 123

Заключение 151

Список использованных источников и литературы 162

Приложения 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска выхода из тяжелой, критической ситуации, в которой в настоящее время находятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России1 Изучение исторического опыта государственной политики СССР 1950 — 1960-х гг позволит выработать новые подходы в развитии малочисленных народов, так как в этот период в политико-правовой и социально-экономической сферах жизнедеятельности коренных малочисленных народов происходили серьезные изменения, оказавшие существенное влияние на формирование кризиса

Последовательно накапливавшиеся проблемы в социально-экономическом развитии в 60 - 80-е гг XX в , переход в 1990-е к рыночным отношениям, негативно сказались на всей системе жизнедеятельности этих народов Серьезную угрозу для физического выживания этносов представляют безработица, алкоголизм, высокий уровень смертности и заболеваемости населения, преступность Усиление интеграционных и ассимиляционных процессов привели к нарушению процесса передачи традиций и разрыву связи между поколениями

В связи с недостатками в функционировании системы государственной поддержки и правового механизма экологической защиты территорий традиционного природопользования аборигенов ухудшается состояние оленеводства, охоты и рыболовства За годы рыночных преобразований на юге Дальнего Востока значительно сократилось поголовье оленей Вследствие увеличения объемов рубок леса уничтожаются места обитания

1 В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс чел и осознающие себя самостоятельными этническими общностями До середины 1980-х гг данная группа народов в официальных документах именовалась, как «малые народности Севера» Такое понятие было введено в начале 20-х годов прошлого века декретами ВЦИК и Совнаркома Испотьзовалась и такая терминология как «туземцы Севера», «народности Севера», «коренные народности Севера», «малые народности Севера»

диких животных Загрязнение р Амур делает опасным для здоровья употребление рыбы - главного продукта питания и источника существования для многих этносов юга Дальнего Востока

Недостаточность принимаемых мер государственной поддержки по улучшению социально-экономических условий жизни коренных народов, усиление темпов разрушения национальной культуры, традиций и обычаев определяют потребность в выработке новых подходов к решению проблем коренных малочисленных народов

Актуальность исследования также вызвана необходимостью полного переосмысления прошлого, тк коренные малочисленные народы как никогда испытывают острую потребность познать и понять свою роль и место в современном мире «Обращаясь к прошлому, люди стремятся восстановить разорвавшуюся связь времен и поколений, найти в истории ответы на мучительные вопросы современной жизни» 2

Исследование соответствующего опыта советского государства может способствовать выявлению причинно-следственных связей современных проблем в развитии коренных малочисленных народов и более эффективному их решению.

Степень научной разработанности проблемы. Историография по проблеме реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов в 1950 - 1960-е гг имеет несколько характерных особенностей

Во-первых, несмотря на большое количество научных работ, опубликованных в советский период, все они носят политически заказной характер и недостаточно объективны Во-вторых, отсутствуют современные научные разработки по комплексному исследованию исторического пути развития коренных малочисленных народов в советский период с позиции цивилизационного подхода в целом по России и отдельно по югу Дальнего Востока Большая часть научных работ последних лет посвящена

2 Семениковз, Л И Проблемы цивилшационного подхода к истории /ЛИ Семсникоза - Уфа ВЭГУ, 1994 - С 24

исследованию проблем развития коренных малочисленных народов в постсоветский период3

Однако следует отметить тот положительный факт, что, начиная с 2006 г, появляется ряд исследований по изучению государственной политики СССР в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока, которые затрагивают отдельные исторические периоды развития этих народов, в том числе 50 - 60-е гт XX в Так политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока с 1945 по 1960 г. изучена Т А Колпаковой, с 1960 по начало 1980-х гт А В Ахметовой4

Данными исследователями внесен значительный вклад в исследование исторического опыта взаимодействия государства и коренных народов, введены в научный оборот ранее не публиковавшиеся документы архивов Дальнего Востока По мнению Т А Колпаковой строительство социализма у народов Севера привело к грубейшим просчетам в экономической сфере А В Ахметова приходит к выводу, что политика советского патернализма вызвала зависимость экономики и культуры аборигенного населения от государственной помощи

В контексте теории марксизма-ленинизма место и роль коренных народов подробно рассмотрены в работах М И Куличенко, В Г Балицкого, С Т, Калтахчян, И П Цамерян, в которых представлены теоретические

3 Абрютина, Л И Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в государственной
национальной политике России проблемы решения Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук /ЛИ Абрютина - М РАГС, 1999, Попова, Т И Развитие малочисленных
народов РФ этнополнтический аспект Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
исторических наук /ТИ Попова - М РАГС, 1998, Самандина, Л В Развитие коренных малочисленных
народов Дальнего Востока России в 1985 - 2004 годы (социально - политический аспект) Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Л В Самандина - Хабаровск
ДВАГС, 2005, Сондыков, В С Коренные малочисленные народы Севера проблемы развития и управления
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук /ВС Сондыков -
М РАГС, 2001

4 Колпакова, Т А Политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов
Дальнего Востока (1945 - I960 гг) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
исторических наук / Т А Колпакова - Комсомольск-на-Амуре Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет, 2006, Ахметова, А В Государственная политика в отношении коренных
малочисленных народов Дальнего Востока (1960-е - начало 1980-х гт) Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата исторических наук / А В Ахметова - Комсомольск-на-Ам>ре
Комсомоіьский-на-Амуре государственный технический университет, 2006

основы национальной политики КПСС, сущность и особенности теории некапиталистического пути развития, обоснование роли и места малых народностей Севера в социалистическом обществе5

Подробные сведения об этнокультурных процессах в 1950-х гг, в том числе, изменениях в культуре и быте, содержатся в работах М А Сергеева, Ю А Сема, В Г. Ларькина, А В Смоляк, которые указывают на серьезные положительные изменения в жизни коренных малочисленных народов по сравнению с дореволюционным периодом6 Однако в их работах отсутствует сравнительный анализ жизни коренного и русского населения, который являлся бы более объективным критерием оценки социально-экономических достижений в развитии малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Большой вклад в сохранение культуры малочисленных этносов Дальнего Востока внесли советские и российские этнографы, которые сумели не только сохранить искусство и традиции коренных народов для мировой общественности, но и самым подробным образом изучали влияние политических, психологических и социокультурных факторов на культуру и быт изучаемых народов Здесь следует непременно упомянуть таких исследователей, как Н В Кочешкова, А Ф Старцева, В В Подмаскина, С Ф Карабанову, Н К Старкова, П Я Гонтмахера7

5 Куличенко, М И Нация и социальный прогресс / М И Куличенко - М Наука, 1983 , Балицкий, В Г
Великий Октябрь в судьбах малых народов Дальневосточного Севера СССР / В Г Балицкий -
Владивосток Издательство Дальневосточного университета, 1984, Калтахчян, С Т Лешшизм о сущности
нации и пути образования интернациональной общности людей / С T Калтахчян - М Изд Моек ун-та,
1969, Цамерян, И П Национальные отношения в СССР / И П Цамерян -М Мысль, 1987

6 Сем, Ю A f Ганайцы Материальная культура (вторая половина ХТХ - середина XX в ) Этнографические
очерки / Ю А Сем - Владивосток, 1973, Сергеев, М А Некапиталистический путь развития малых
народов Севера / M А Сергеев - М-Л Издательство Академии наук СССР, 1955, Смоляк, А В
Современное социальное развитие коренного населения Нижнего Амура и Сахалина / А В Смоляк //
Народности Севера проблемы и перспективы экономического и социального развития Тез докл и сообщ.
Всесоюзной науч конф Новосибирск, 4-6 окт 1983 г - Новосибирск, 1983, Ларькин, В Г Удэгейцы
(Историко-этнографический очерк с серединыXIX в до наших дней) /В Г Ларькин -Владивосток, 1958

Гонтамахер, П Я Нанайцы этюды о духовной культуре / П Я Гонтмахер - Хабаровск, 1996, Нивхи этнографические тетради - Хабаровск, 1999, Ульчи Человек. Время Культура. - Хабаровск, 2003, Караганова, С Ф Современное танцевальное искусство коренных народов Амура и его особенности / С Ф Карабанова// Культура народов Дальнего Востока СССР (ХТХ -XX вв) -Владивосток, 1978, Кочешков, НВ Проблемы этнических традиций в декоративном искусстве малых народов советского Дальнего Востока / Н В Кочешков // Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока -Владивосток, 1983, Подмаскин, В В Духовная культура удэгейцев / В В Подмаскин -Владивосток, 1991, Старцев, А Ф Материальная культура удэгейцев (вторая половина ХГХ-ХХ в) / А Ф Старцев -

Анализ деятельности партийных и советских органов власти по развитию социально-экономической сферы в национальных районах осуществлен в работах В А Зибарева, И С Гурвича, В Н Увачана, И П Клещенок, Е В Яковлевой, Н А Чистяковой, по югу Дальнего Востока - в работах Б М Росугбу, В А. Туголукова, Ч М Таксами8 В работах этих исследователей содержится множество обобщенных статистических данных, ценных сведений о конкретных экономических и социально-культурных мероприятиях Недостатком этих работ является зависимость от политической доктрины советского периода, которая не позволяла проводить достаточно глубокий анализ последствий совершаемых преобразований

В постсоветский период среди ученых начинает преобладать отрицательное отношение к преобразованиям советского периода Так А Ю Завалишин, 3. П Галаганов, Л И Семеникова и др считают, что государственное вмешательство негативно повлияло на жизнедеятельность малочисленных этносов и привело их к длительному системному кризису9

Первая и единственная попытка дать общую картину формирования системы нормативно-правовых актов по вопросам развития важнейших сфер жизнедеятельности коренных малочисленных народов в 1950 - 1960-е гг

Владивосток, 1996 - 160 с, История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина ХГХ-ХХ вв) - Владивосток, 2000

!3ибарев, В А Большая судьба малых народов / В А Зибарев -Новосибирск, 1972, Увачан,В Н Переход к социализму малых народов Севера / В Н Увачан - М, 1958, Гурвич, И С Принципы ленинской национальной политики и применение их на Крайнем Севере / И С Гурвич // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. - М., 1971, Клещенок, И П Народы Севера и ленинская национальная политика в действии/И П Клещенок -М, 1968,Чистякова, Н А Осуществление ленинской национальной политики КПСС среди народностей Севера. (20 - 80-е гг) / Н А Чистякова // Региональные проблемы изучения и совершенствования социалистического образа жизни Сб ст / Редколл Сорокин В И (отв ред.) и др - Магадан Кн изд-во, 1986, Яковлева, Е В Что дала Советская власть малым народностям Приамурья /ЕВ Яковлева - Хабаровск Книжное издательство, 1959, Росугбу, Б М Малые народности Приамурья в 1959-1965 г /Б М Росугбу -Хабаровск Книжное издательство, 1976, Таксами, Ч М Опыт некапиталистического развития малых народов юга Дальнего Востока СССР / Ч М Таксами // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. - М Наука, 1970, Туголуков, В А Преобразования в хозяйстве и культуре у эвенков Амурской области/ В А Туголуков // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. (Сб) -М, 1970

' Завалишин, А Ю Живи таежный человек этносоциальные проблемы коренных народов Дальнего Востока / А Ю Завалишин // Дальний Восток - 1999 - № 7 - 8 , Галаганов, 3 П. Межнациональные отношения в СССР учебное пособие Ч 1 От Сталина до Горбачева / З П Галаганов - Кемерово Кузбассвузиздат, 1996, Семеникова, Л И Проблемы цивилизационного подхода к истории / Л И Семеникова -Уфа ВЭГУ, 1994

была предпринята З П Соколовой

Острая борьба мнений среди историков развернулась вокруг реформ в системе образования КМНС В работе Г. Ф. Севильгаева убедительно доказывается необходимость введения всеобщего среднего образования для успешного развития коренных малочисленных народов, отмечается, что вопрос о введении обучения на русском языке ставился, прежде всего, со стороны самих коренных малочисленных народов"

Однако М Н Кузьмин, С Н Скоринов и ряд других исследователей считают повсеместный ввод обучения на русском языке отрицательной мерой, негативно повлиявшей на национальное развитие малочисленных народов И В Фрумак констатирует, что в 1950 - 1960-е гг «государство фактически отказывается от политики поддержки и создания национальных школ среднего и старшего уровня и переходит к политике свертывания национальной школы и русификации системы национального образования»12

Таким образом, историографический анализ проблемы позволяет сделать вывод, что советской и российской исторической наукой накоплен разнообразный аналитический и фактический материал по исследованию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Однако проблемы развития коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока в контексте советских государственных мероприятий 50 - 60-х гг до настоящего времени исследовались лишь фрагментарно В связи с этим вопросы развития

10 Соколова, 3 П Постановления партии и правительства о развитии хозяйства и культуры народов Крайнего Севера (юридические акты 1935 - 1968 гт) / 3 П Соколова // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера -М Наука, 1978

" Севильгаев, Г Ф Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока / Г Ф Севильгаев -Ленинград Просвещение, 1972

12 Кузьмин, M Н Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики / М Н Кузьмин // Школа для детей народов Севера проблемы, опыт, пути развития -Благовещенск 2001, Скоринов, С Н Мифологическая культура тунгусо-маньчжуров и нивхов нижнего Амура и Сахалина ХГХ - XX вв / С Н Скоринов - М - Хабаровск Московский государственный университет культуры и искусств - Хабаровский государственный педагогический университет, 2004, Фрумак, И В Российская историография образования у коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических на / И В Фрумак - Спб , 2002 - С 17

малочисленных этносов юга Дальнего Востока в этот период требуют дальнейшего освещения

Объект исследования - государственная политика СССР в отношении коренных малочисленных народов в 50 - 60-е гг XX в

Предмет исследования - процесс реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока в 50 - 60-е гг XX в

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования автор поставил анализ и обобщение опыта государственной политики СССР по отношению к коренным малочисленным народам в период 50 - 60-х гг XX в на юге Дальнего Востока В соответствии с целью автором поставлены счедующие задачи:

провести анализ теоретико-методологических вопросов национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока,

раскрыть политико-правовые аспекты регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов в 1950- 1960-е гт,

- выявить проблемы социокультурного и социально-экономического
положения коренных малочисленных народов в 1950 - 1960-е гг.,

проанализировать реализацию принятых политико-правовых решений партийными и советскими органами власти по важнейшим сферам жизнедеятельности коренных малочисленных народов на юге Дальнего Востока,

показать причинно-следственные связи между кризисными явлениями современного периода и особенностями развития коренных малочисленных народов на юге Дальнего Востока в 1950 - 1960-е гг,

- разработать на основе учета опыта государственной политики в
исследуемый период рекомендации по определению новых направлений
совершенствования государственной национальной политики в отношении
коренных малочисленных народов

Хронологические рамки исследования охватывают период 1950-х-1960-х гг Особое внимание уделяется историческому отрезку времени с середины 50-х до середины 60-х rr , который вызывает особый интерес, так как этот период являлся переходным в общественно-политической и экономической жизни страны. Процессы либерализации общественно-политической жизни существенно затронули государственную политику в отношении коренных малочисленных народов

Географические рамки исследования включают в себя Хабаровский и Приморский края, а также Амурскую область Выбор этих территорий обусловлен единством духовной и материальной культуры, проживающих здесь этносов, общностью социокультурных и экономических проблем, что позволяет выявить специфику влияния административно-территориального деления на реализацию государственной политики в отношении одного и того же этноса

Методологическую основу исследования составляет

цивилизационный подход, основывающийся на толерантности, признающий многовариантность развития и позволяющий отказаться от односторонности формационного подхода в исследовании проблем развития коренных малочисленных народов

Диссертационное исследование построено на принципах историзма и объективности, которые позволили выявить объективные исторические закономерности в развитии коренных малочисленных народов в общей политической системе государства

Сравнительный метод позволил осуществить сопоставление различных точек зрения в выборе стратегии развития коренных малочисленных народов, а также сравнить исходное и конечное положение в исследуемый период В последнем случае сравнительный метод применялся автором в совокупности со статистическим методом с целью выявления динамики наиболее важных показателей жизнедеятельности малочисленных народов

В диссертации также использованы биографический метод, комплексный подход, экспертная оценка Биографический метод исследования дал возможность выявить мнение коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока о проводимой в исследуемый период государственной национальной политике

Применение метода комплексного подхода и экспертных оценок способствовало более объективной оценке результатов и последствий проведенных в 1950 - 1960-е гг. мероприятий по реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Используемые методы позволили всесторонне исследовать влияние государственной политики СССР в изучаемый период на развитие коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока России

Источнпковая база диссертации. В процессе исследования автором изучен широкий круг опубликованных и неопубликованных источников

К опубликованным источникам относятся нормативные правовые акты, принятые в 1950 - 1960-е гг, в соответствии с которыми проходила реализация государственной политики в отношении коренных малочисленных народов

Наиболее важными из них являются документы съездов и пленумов Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза (ЦК КПСС), в которых определялись стратегия развития страны, основные тенденции национальной политики, в том числе в отношении коренных малочисленных народов Данные документы находятся в стенографических отчетах съездов, сборниках руководящих документов КПСС13. В отдельных сборниках содержатся совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР14, постановления Советов Министров СССР и РСФСР15

13 КПСС Съезд 20-й Москва 1956 Стенографический отчет -M, 1956, КПСС Съезд 21-й Москва 1959 Стенографический отчет -М, 1959, КПСС Съезд22-й Москва. 1961 Стенографический отчет -М, 1961, КПСС Съезд 23-й Москва 1966 Стенографический отчет - M, 1966, КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» - M Политиздат, 1986 (с 8 по 11 том)

" Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам [Сборник документов], в 5-ти томах - М Политиздат, 1968

" Собрание постановлений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР, собрание

В процессе исследования нормативных документов местных органов власти была выявлена проблема отсутствия опубликованных сборников законодательства по югу Дальнего Востока Для проведения анализа деятельности партийных советских органов власти по реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока потребовалось изучение материалов архивных фондов, которые стали основной источниковой базой диссертационной работы

Основу диссертационной работы составляют неопубликованные документы из 23 фондов трех архивных учреждений Государственный архив Хабаровского края (ГАХК, г Хабаровск) ф П 35 (Хабаровский крайком КПСС), ф 137 (Хабаровский крайисполком), ф 353 (Краевая плановая комиссия), ф 1613 (Отдел рыбной промышленности Хабаровского крайисполкома), ф 1747 (Нанайский райисполком), ф 1213 (Ульчский райисполком), ф 1528 (Тахтинский райисполком), ф 2006 (отдел здравоохранения Нанайского района), ф 683 (отдел здравоохранения Хабаровского крайисполкома), ф 704 (комитет образования администрации Хабаровского края), ф 1690 (краевое управление культуры), ф 1614 (Хабаровский крайрыбакколхозсоюз)

Государственный архив Приморского края (ГАПК, г Владивосток) ф. п 68 (Приморский краевой комитет КПСС), ф 26 (Приморский крайисполком), ф 510 (Приморская краевая плановая комиссия), ф 36 (Приморский крайрыбакколхозсоюз), ф 877 (Пожарский райисполком), ф 268 (Отдел здравоохранения Приморского крайисполкома), ф р-7 (Отдел народного образования Приморского крайисполкома), ф 1417 (Пожарская районная плановая комиссия)

Государственный архив Амурской области (ГААО, г. Благовещенск) ф 501 (Амурская областная плановая комиссия), ф 1396 (Областной

постановясний правительства Союза Советских Социалистических республик, систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР, собрание Узаконений и Распоряжений Рабоче-ьрестьянского правительства РСФСР, хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР

комитет народного контроля), ф 114 (Амурский облисполком)

Данные, содержащиеся в архивных фондах, способствовали проведению анализа регионального аспекта политико-правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов, оценке эффективности деятельности местных органов власти и управления по реализации государственной политики

Большое значение имели сведения, собранные в статистических сборниках, позволившие проследить динамику изменения важнейших показателей жизнедеятельности коренных малочисленных народов на юге Дальнего Востока

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной историографии комплексно раскрыт и обобщен опыт реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока в 1950 - 1960-е гг

Проанализирована деятельность партийных и советских органов власти по решению проблем экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области На основе проведенного анализа сформулированы предложения по введению новых направлений в государственной политике в отношении коренных малочисленных народов

Впервые введены в научный оборот большое количество данных из архивных фондов, биографические рассказы представителей коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока, в которых содержится информация о восприятии и оценке коренным населением процессов реализации государственной национальной политики. Это позволило значительно повысить степень объективности работы, прийти к единому выводу в оценке результатов проведенных мероприятий, а также выявить особенности межэтнической коммуникации между культурой малочисленных этносов и русской культурой.

Научно-практическое значение работы заключается в возможности использования рекомендаций исследования при разработке концепций развития аборигенных этносов, создании целевых программ по развитию коренных малочисленных народов в России и за рубежом, а также практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Содержание и выводы исследования позволяют включить материалы работы в научные труды по истории коренных малочисленных народов в советский период

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования отражены в выступлениях на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях на третьей межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество история и современность» (Хабаровск, 2005), на четвертой межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество история и современность» (Хабаровск, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей» (Хабаровск, 2007) Основные положения диссертационного исследования изложены в 6 публикациях автора, в том числе одна в научном издании, рекомендованном ВАК

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений

Теоретико-методологические вопросы национальной политики в отношении коренных малочисленных народов в СССР

Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов формировалась на основе теоретических разработок национального вопроса в свете общей концепции развития страны и являлась крайне противоречивой по своему содержанию. Первоначально провозглашенное свободное этническое развитие национальных меньшинств, помощь и спасение от вымирания, учет в государственном строительстве их национальных особенностей впоследствии сменились тотальным обрусением малочисленных народов и коренной ломкой их традиционного образа жизни.

Как случилось, что в рамках одной теории совместились две противоречащие друг другу тенденции? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основы теории марксизма-ленинизма, марксистко-ленинскую теорию наций и место в ней теории некапиталистического пути развития коренных малочисленных народов.

Концепция марксизма о типологизации и периодизации человеческой истории основывалась на идее последовательной смены общественно-экономических формаций. «Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, представляющий собой целостную социальную систему, определяемую способом материальной жизни, прежде всего, производственно-экономическими отношениями между людьми, и подчиненную определенным законам возникновения, функционирования и перехода на другую, более высокую ступень развития (к другой общественно-экономической формации)» .

Учение К. Маркса об историческом пути развития народов мира в рамках общественно-экономических формаций строилось на идее всеобщности и однородности истории, единого для всех стран и народов исторического пути как всеобщего однолинейного процесса. К. Маркс выделяет пять формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и новое бесклассовое общество высшей формации — коммунизм. Каждая формация — это качественный скачок в развитии общества, его движущей силой согласно марксистскому учению выступает классовая борьба.

Несмотря на признание закономерности в виде смены общественно-экономических формаций, марксистами не только не отрицалось, а наоборот утверждалось, что некоторые народы и страны, в силу конкретно сложившихся исторических условий, могут миновать отдельные общественные уклады. Так В.И. Ленин утверждал, что «при общей закономерности развития во всемирной истории нисколько не исключаются, а, напротив, предполагаются отдельные полосы развития, представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития» .

По мнению теоретиков марксизма - ленинизма, человеческое общество в силу конкретно-исторических условий развивалось и развивается крайне неравномерно. Разные страны и народы, находясь на различных стадиях развития, будучи не изолированными, оказывают друг на друга прогрессивное влияние. Коренные малочисленные народы занимали в иерархии формаций низшую ступень и признавались крайне отсталыми. Однако следует признать, что формационные догмы не отвергали возможность их дальнейшего развития.

По поводу развития наций и национальных отношений, основоположники научного коммунизма доказывали, что данная сфера предопределяется природой общественно-экономической формации, а жизнь и взаимоотношения народов основываются на материальной основе. В.И. Ленин считал, что при социализме в развитии наций и национальных отношений будут складываться два основных этапа.

Первый этап при социализме «обуславливает возрождение наций и народностей, свободное развитие внутренних национальных процессов, ведущих к образованию или преобразованию национальной государственности, во многом, обеспечивающих прогресс национальной экономики и культуры, изменения в национальном сознании и национальной психологии, преобразование старых и формирование новых, социалистических наций, неуклонное укрепление внутреннего единства каждой из них»18.

Второй этап «ведет к осуществлению полного равноправия наций, установлению и укреплению их добровольного союза, тесного сотрудничества и взаимопомощи, взаимодоверия между народами и сближению наций в ходе более широкого по своему содержанию процесса интернационализации, стирания национальных различий и, как тенденция, ведет к будущему слиянию наций на этапе полного коммунизма» .

Политика КПСС строилась на основе этих двух постулатов и была фактически направлена на две противоречащих друг другу цели, сначала на обеспечение всестороннего расцвета наций, а затем на создание единой социалистической нации. Социалистическая нация по определению теоретиков марксизма-ленинизма — это «образовавшаяся в процессе строительства социализма такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общий духовный облик, общие социально-политические интересы, возрастающее интернациональное единство экономической, социально-политической и культурной жизни»20.

Таким образом, в результате реализации марксистко-ленинской теории по строительству социализма в многонациональном государстве, которым являлся Советский Союз, должна были естественным путем образоваться единая социалистическая нация. Однако данная теория сразу же вызывает ряд вопросов. Что понимается под расцветом наций? Складывание однородной ментальности? Каким образом и на протяжении какого периода должен осуществляться переход от расцвета наций к их слиянию? Что значит единая нация в социалистическом понимании? Одинаковая жизнь, одинаковый облик, одинаковые мысли, то есть создание унифицированного человеческого материала? А если кто-то не вписывается в эту схему и имеет свое особое мироощущение? Идея однородности изначально порочна и опасна, особенно на уровне идеологии, она ведет к вырождению государства и общества.

Характеризуя советские теоретические представления о развитии наций, Л. В. Самандина пишет, что они были «далеки от научных, чрезмерно упрощены и вульгаризированы. В политике и на практике это вылилось в стремление ускорить процесс слияния наций. Особенно ярко эта тенденция проявилась в политике, проводимой по отношению к малочисленным народам Севера. Они были вынуждены развиваться «как все», теряя при этом свои этнические особенности»21.

В рамках ленинской теории наций было создано учение о некапиталистическом пути развития коренных малочисленных народов. Суть теории некапиталистического пути развития заключалась в обеспечении политического равноправия народов, ликвидации экономического и культурного неравенства путем ускоренного развития малочисленных народов в экономическом, политическом и культурном отношении с помощью более прогрессивного русского народа. Это служило веским основанием активного вмешательства в процесс развития малочисленных народов.

Смысл некапиталистического пути развития состоит в создании материальных и социальных предпосылок для строительства социалистического общества. В понимании марксистов этот путь неправомерно отождествлять с социализмом, так как в нем отсутствуют движущие силы и диктатура пролетариата. Это такой этап социально-экономического развития освободившихся стран и народов, на котором некапиталистическими методами создаются необходимые условия для последующего перехода к социализму.

Переход к социализму, конечной цели советского государства, был возможен только после преодоления экономической, а на ее основе и культурной отсталости коренных малочисленных народов, через замену старых патриархальных отношений новыми социалистическими производственными отношениями в процессе ликвидации частной собственности и бурного развития производительных сил.

В этой деятельности В.И. Ленин считал возможным «приспособить как советские учреждения, так и коммунистическую партию (ее состав, ее особые задачи) к уровню крестьянских стран колониального Востока» ". В строительстве социализма на окраинах России, по его мнению, были необходимы осторожность и терпение, линия на постепенное завоевание масс и создание прогрессивного ядра из местных сил, недопустимость копирования опыта более развитых районов. Для этого было разрешено «допустить некоторые отступления от принятых норм, могущих обеспечить вступление в партию и выдвижение в руководящие органы партии местных пролетарских и полупролетарских элементов национальных республик и областей»23.

Политико-правовые аспекты регулирования экономической и социокультурной сфер жизнедеятельности коренных малочисленных народов в 1950 - 1960-е гг

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока занимали и продолжают занимать обширные пространства по всей территории страны. К началу пятидесятых годов они не вели обособленного существования, подчинялись законам СССР и практически повсеместно были интегрированы в народнохозяйственный комплекс через колхозную систему. Вследствие этого социально-экономическое положение аборигенов напрямую зависело от политики государства в отношении сельского хозяйства и колхозов.

После ликвидации в 1935 году Комитета Севера на протяжении более 20 лет работа по развитию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока была фактически заброшена. Снижение внимания государства привело к нарастанию разрыва между реальными потребностями развития коренных малочисленных народов и сложившейся административно-правовой системой. Отсутствие внятной целенаправленной стратегии развития и поддержки этих народов порождало соответствующее безразличное отношение к этим проблемам на региональном и местном уровне.

Великая Отечественная война существенно замедлила дальнейший процесс развития коренных малочисленных народов, повлияла на их численность. Если в 1939 году по данным общесоюзной переписи численность малочисленных народов составляла 143 тыс. человек, то в 1959 году только 129 тысяч человек (см. приложение А).

Ситуация в стране в послевоенное время и до смерти Сталина в 1953 г. четко ассоциируется как тяжелый период, связанный со всеобщей разрухой, тотальным террором, крайне тяжелым положением сельского хозяйства, низким уровнем жизни деревни на фоне города. Жизненный уровень населения страны был заморожен на критически низком уровне, что вызвало плохое продовольственное снабжение, нехватку одежды, голод, высокую смертность.

Вместе с тем, эти годы характеризуются самоотверженным трудом и массовым энтузиазмом советских людей, благодаря которым было в короткие сроки восстановлено хозяйство страны. Коренные малочисленные народы также внесли свою долю в этот процесс, они на равных трудились с представителями других национальностей, терпели жестокие лишения. Как вспоминает Бельды Екатерина Юнгуевна, уроженка с. Толгон, «во время войны и после жилось очень трудно. Было холодно, голодно, работали день и ночь» .

Крайне тяжелое положение сложилось в колхозной системе. Колхозники могли рассчитывать на получение продуктов или денег в соответствии с отработанным количеством трудовых дней, минимум которых был установлен законодательно. Однако, в связи с тем, что цены за продукцию сельского хозяйства, установленные государством, были крайне низкими, они не компенсировали затрат колхозов. Многие колхозники работали в те годы «за палочки». Принудительный характер труда в колхозах постепенно приводил к утрате стимулов к производственному труду.

«Все сельские жители, которые не работали в промышленности или учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах в соответствии с установленными нормами. В противном случае следовала ссылка. Деревня оставалась «дойной коровой» для извлечения средств. Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства были низкими, налоги — высокими»65. Деградация сельского хозяйства страны сказывалась в объемах производимой продукции. «К началу 1950-х гг. вместо планируемого увеличения довоенного уровня на 27 % она только приблизилась к довоенному»66.

В результате в мае 1950 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле».67 Постановление гласило, что «наличие во многих краях, областях и республиках мелких колхозов, которые по размерам закрепленных за ними земель не могли достаточно успешно вести общественное хозяйство, становилось препятствием для всестороннего развития колхозного производства, решения социальных вопросов на селе».68

В связи с этим ЦК ВКП (б) постановил, что «обкомы, крайкомы партии и ЦК компартий союзных республик, облисполкомы, крайисполкомы и советы министров республик обязаны провести работу по укрупнению мелких колхозов, считая это одним из важнейших мероприятий в деле дальнейшего подъема сельского хозяйства и организационно-хозяйственного укрепления».

Укрупнение колхозов большинством исследователей оценивается негативно. Так В.Н. Увачан указывал на множество ошибок и просчетов в укрупнении колхозов, связанных с неоправданной поспешностью, с которой оно проводилось. «Недостаточно анализировалась его целесообразность. Не учитывались специфические условия северного промыслово-оленеводческого хозяйства. Слабо учитывалось расположение охотничьих, рыболовецких угодий и оленьих пастбищ и возможности для их полного использования в условиях укрупненного колхоза. Не всегда удачно выбирались новые хозяйственные центры укрупненных колхозов. В результате некоторые обжитые населенные пункты с производственными и жилыми постройками были неоправданно заброшены»69.

На практике объединение колхозов приводило к их ликвидации, а также ликвидации населенных пунктов, при которых в свое время создавались эти колхозы. Укрупнение колхозов вызвало свертывание производства, забрасывание сельскохозяйственных угодий, однако этот негативный эффект никем не учитывался, так как фактической целью укрупнения было не столько повышение экономического эффекта в развитии колхозов, сколько повышение уровня концентрации населения в рамках одного населенного пункта.

Дисперсное расселение населения (причем не только на Севере, но и в целом по России) препятствовало попыткам административно-командной системы контролировать каждый шаг любого из своих индивидуумов. К тому же дальнейшее сохранение специфики северного хозяйства в первозданном виде могло серьезно затруднить индустриальное освоение Крайнего Севера.

После смерти И.В. Сталина для высшего руководства страны стала очевидной невозможность сохранения прежнего режима. «Обстановка в стране угрожающе накалялась. Коммунистическая партия столкнулась с серьезными проблемами. Промышленность технически отставала от уровня развитых стран, производительность труда была низкой, деревня находилась в ужасающей нищете и производила мало продукции, уровень жизни народа был крайне низок (мизерная зарплата, жилье почти не строилось)» .

В сентябре 1953 года в результате жесткой внутриаппаратной борьбы Первым секретарем ЦК КПСС был избран Никита Сергеевич Хрущев. Преобразования Хрущева с середины 1950-х до середины 1960-х гг. получили название «оттепель». Для коренных малочисленных народов это было время крупнейших преобразований в их менталитете и образе жизни.

Прекращение массового устрашения народа, начало эпохи научно-технической революции (НТР) вызвали необходимость серьезной трансформации общественно-экономических отношений. Был провозглашен курс на возрождение «ленинских традиций» управления обществом государством и партией. В 1953 — 1954 гг. были приняты меры по укреплению законности в стране. Была восстановлена регулярная работа Верховного Совета СССР и его Президиума, переданы некоторые права центра на места. Регулярно стали проводиться партийные съезды и пленумы ЦК.

Новым руководством был поставлен вопрос о повороте экономики «лицом к человеку», в том числе повышении благосостояния народа, модернизации аграрного сектора. Отменялось, введенное в 1940 году прикрепление рабочих к предприятиям, обязательные государственные займы.

На пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 3-7 сентября 1953 года, Никита Сергеевич Хрущев в своем докладе признал неблагополучное положение в сельском хозяйстве. Он четко обозначил, что главной проблемой в развитии колхозов является нарушение принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства, увеличении его доходности.

Проблемы социокультурного и социально-экономического положения коренных малочисленных народов в 1950- 1960-е гг

Коренные малочисленные народы представляют особую группу этносов, проживающих в местах своего традиционного расселения на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Им присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом образа жизни, несущего на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. Достаточно сказать, что к началу XX века названные народы не имели письменности, жили по нормам первобытнообщинного строя».129

В 1926 году специальное постановление ВЦИК и СНК СССР выделило группу «малых народов Севера» на основе нескольких признаков: 1) малая численность; 2) уникальный характер традиционных занятий - оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел; 3) особенности жизни и быта, связанные с традиционным хозяйством (кочевой или полукочевой образ жизни некоторых из них); 4) низкий уровень социально-экономического развития.130

Количество народов в группе «малых народностей Севера» не было стабильным. Так, во Всесоюзной переписи населения 1959 года131, учтено 19 «народностей Севера». Во Всесоюзной переписи 1970 года к ним было причислено 23 народа, среди которых дополнительно выделены долганы, негидальцы, алеуты, эскимосы, которые в прошлой переписи были включены в состав родственных народов. Так, к примеру, в 1959 году алеуты и эскимосы были включены в группу селькупов, а негидальцы и долгане не выделялись. В последующих переписях 1979 и 1989 года выделялось уже 26 народов Севера, так как в данную группу были причислены ороки, чуванцы и энцы.

По мнению В.В. Степанова133 важнейшей причиной неточности данных является противоречие, лежащее в основе самой переписи: учет населения должен происходить по заранее определенным категориям, но при этом не все категории известны до переписи. Если, например, легко предусмотреть возможные ответы о возрасте или образовании людей, то все варианты этнической идентичности заранее предугадать трудно. Однако знать это необходимо для кодирования ответов в анкетах и подсчета итогов. Количество этнических групп на основе подобных обобщений во всех переписях различается.

В СССР в 1926 г. все ответы населения были сгруппированы в 194 этнических наименования, т.е. столько получилось "народов". В 1939 г. в советском государстве получилось 97 "народов", в 1959 - 126, в 1970 - 122, в 1979 - 123, в 1989 г. - 128. Происходило это не только потому, что этническая идентичность людей изменчива или потому, что менялись взгляды специалистов на проблему, но также из-за политических пристрастий властей. В сталинские времена и вообще за годы советских переписей список этнических групп был сокращен не столько как отражение результатов естественной ассимиляции, сколько в угоду пропагандируемому тезису о «слиянии социалистических наций».

Начиная с 1937 г. в СССР в перепись попадали этнонимы, узаконенные в официальном паспортном реестре. Поэтому на протяжении последующих переписей большинство населения знало, какую следует указывать национальность, и разъяснения со стороны переписчиков не требовались

Отвечая на вопрос о своей национальности, люди стремились причислить себя к категории престижной большой «нации» или называли ту национальность, которая была записана в паспорте. В настоящее время в Перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденном в 2006 году, числится свыше 40 таких народов.

Из районов проживания коренных малочисленных народов особо выделяется крупная этнографическая область Дальнего Востока — Приамурье и Приморье. Она включает в себя Хабаровский край, северные районы Приморского края и часть Амурской области. Эту историко-этнографическую область условно называют - югом Дальнего Востока или южной частью Дальнего Востока. Здесь проживают эвены, эвенки, нанайцы, нивхи, ульчи, удэгейцы, негидальцы, и орочи.134. По данным Ч.М. Таксами численность коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока в 1950 - 1960-е годы составляла около 23 тысяч человек, в том числе: нанайцы - 9,3 тыс.чел., ульчи - 2,3, нивхи - 4,4, негидальцы - 0,4, эвенки - около 4, эвены - 1,4, орочи - 0,4, удэгейцы - 0,6.135 Юг Дальнего Востока по географическим критериям и особенностям проживающих там народов условно можно поделить на 4 основных района проживания коренных малочисленных народов. Первый район - это север левобережных районов и районы Охотского побережья, таежно-тундровая зона обитания оленеводческих народов - эвенков и эвенов, в рамках административных границ, совпадающая с Охотским, Аяно-Майским и Тугуро-Чумиканским районами Хабаровского края.

Второй район - это Приамурье, место обитания народов, в основном занимающихся рыболовством. В районе им. Полины Осипенко проживали негидальцы. В нижнем течении реки Амур (Нижне-Амурский район, ныне Николаевский) проживали нивхи. Чуть выше в Ульчском районе были сосредоточены ульчи. В среднем течении, начиная с Комсомольского района, на территории Кур-Урмийского, им. Лазо, и Нанайского районов проживали нанайцы, отчасти удэгейцы и эвенки. На территории, подчиненной городу Советская Гавань, были расселены орочи.

Третий район - это Приморье, где проживало свыше 40 % всех удэгейцев, характеризующийся относительно низкой численностью малочисленных народов и более благоприятными климатическими условиями для развития сельского хозяйства по сравнению с Хабаровским краем и Амурской областью. Четвертый район — это Верхнебуреинский район Хабаровского края и Джелтулакский, Зейский и Селемджинский районы севера Амурской области, где проживали эвенки, занимающиеся оленеводством.

Нивхи, ульчи, нанайцы, удэгейцы, орочи в большинстве своем на протяжении столетий вели оседлый и полуоседлый образ жизни. Впоследствии это позволило им относительно легко адаптироваться к реформам советского времени и его требованиям по сравнению с эвенами и эвенками, поскольку они вели кочевой образ жизни.

86 % коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока проживали в Хабаровском крае, где осуществлялась основная работа органов власти по их развитию. В 1950-е годы малочисленные народы проживали в 13 административных районах, из которых Охотский и Аяно-Майский относились к районам Крайнего Севера, семь были приравнены к ним — Тугуро-Чумиканский, имени Полины Осипенко, Ульчский, Верхнебуреинский, Нижне-Амурский, Тахтинский и Советско-Гаванский. К приравненным районам Крайнего Севера относят также Амгуньский и Дукинский сельсоветы Комсомольского района. Коренные малочисленные народы проживали также в Кур-Урмийском, Комсомольском, Нанайском й районе им. Лазо.

Основными занятиями коренного населения Хабаровского края были й остались пушной (почти повсеместно) и рыбный промысел (р. Амур и е-о притоки, Охотское побережье, Советская Гавань), оленеводство (Верхнебуреинский, Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский районы).

Численность коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае, по данным переписи 1959 года, составляла 17063 человека , которые проживали в более чем 100 населенных пунктах. Основными отраслями народного хозяйства районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в те годы были судостроение и судоремонт, лесная, деревообрабатывающая и рыбная промышленность, морской и речной транспорт, сельское хозяйство и обслуживающие отрасли.

В Приморском крае работа по развитию коренных малочисленных народов велась в четырех населенных пунктах: с. Красный Яр Пожарского района, с. Михайловка Ольгинского района, с. Агзу Тернейского района, с. Санчихезы Красноармейского района. Общая численность малочисленных народов в Приморском крае в разные годы варьировалась от 1,5 до 2,0 тыс.чел., в том числе удэгейцев около 800 человек.

В Амурской области малочисленные народы были сосредоточены в трех административных районах (четырех населенных пунктах). Общая численность малочисленных народов Амурской области в разное время составляла от 1,6 до 1,8 тыс. человек, в том числе эвенков около 1,5 тыс.чел. Из указанного числа в Зейском районе эвенки проживали в с. Бомнак, в Джелтулакском районе в с. Усть-Нюкжа и с. Первомайское, в Селемджинском районе в с. Ивановское.

Развитие социокультурной сферы жизни коренных малочисленных народов

Повсеместное внедрение новых прогрессивных форм развития кардинальным образом меняло жизнь коренных малочисленных народов. Однако успешное строительство социализма не могло считаться успешным без решения серьезных проблем в состоянии здоровья аборигенов.

В связи с неудовлетворительным состоянием медицинского обслуживания малочисленных народов Севера, высокой заболеваемостью туберкулезом и кожно-венерологическими заболеваниями, высоким уровнем детской смертности и рожениц особое внимание уделялось улучшению состояния здравоохранения, санитарно-просветительной работы в Хабаровском крае.

В январе 1957 г. Хабаровский крайисполком обязал краевой отдел здравоохранения «осуществить в 1957-1958 гг. в районах Севера лечебные и профилактические мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, трахомой, венерическими болезнями, обеспечить в 1957 г. полное и первоочередное укомплектование врачебными кадрами медицинских учреждений в районах Севера, организовать при фельдшерско-акушерских пунктах в национальных селах стационары на три койки и выделить необходимые средства на их содержание» .

В 1957 г. были организованы туберкулезные отделения при больницах (8 отделений на 140 коек) . К 1960 году в национальных селах дополнительно открылось 23 фельдшерско-акушерских пункта на 270 коек. Почти при всех фельдшерско-акушерских пункта имелось 2-3 стационарных койки252.

Начиная с 1957 года, краевым отделом здравоохранения стала вестись работа по пополнению лечебных учреждений инвентарем и медицинским оборудованием в северных районах. За 1957 - 1959 гг. только централизованно было оплачено за мягкий, твердый инвентарь и медицинское оборудование 2149 тыс.руб.253 Все диспансеры и районные больницы, а также значительная часть участковых больниц получили рентгеновские и пневматораксные аппараты и необходимый инструментарий.

Для улучшения дерматовенерологической и противотуберкулезной помощи ряд городских больничных учреждений подверглись реорганизации и расширению. Так, к примеру, городской противотуберкулезный диспансер и венерологический диспансер г. Николаевска-на-Амуре приобрели статус межрайонных и стали оказывать методическую и практическую помощь Нижнее-Амурскому, Ульчскому и Тахтинскому районам.

Для изучения заболеваемости и проведения необходимых оздоровительных мер против туберкулеза, трахомы и венерических заболеваний в течение 1957 - I960 гг. крайздравотделом направлялись бригады квалифицированных врачей всех специальностей, которые обследовали население районов Охотского, Нижне-Амурского, Ульчского, Тахтинского, Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, им. П. Осипенко, Нанайского, Комсомольского и п. Гвасюги района им. Лазо.

За этот период было обследовано 25329 человек, из которых выявлено больных - 1284 чел. или 5,5 % \ Все выявленные больные прошли необходимое лечение. В тех районах, где проводились ежегодные осмотры населения, отмечалось снижение количества случаев впервые выявленного туберкулеза. Так, например, в Комсомольском районе заболеваемость туберкулезом снизилась с 8 % до 5 %, в Нанайском с 9 % до 6 %, в п. Гвасюги с 8 % до 4 % и т.д. Детское население осматривалось 2 раза в год в детских дошкольных и школьных учреждениях.

При проведении профилактических осмотров было выявлено в 1957 и 1958 годах 8 больных свежей трахомой в Ульчском и Тугуро-Чумиканском районах. Для организации лечения больных трахомой и проведения профилактических мероприятий в этих районах, на базе Хабаровской глазной клиники прошли подготовку 2 медицинских работника. Уже в 1959 и 1960 годах случаев острых заболеваний трахомой в северных районах не регистрировалось236.

Врачами, выезжающими в районы, отдельно проводилось обследование населения на кожные и венерологические заболевания. В 1959 году обследование 12610 жителей 68 сел выявило один случай третичного сифилиса и 65 больных дерматомикозами, в том числе представителей малочисленных народов 34 человека257.

В Ульчском, Охотском, Верхнебуреинском и Нанайском районах открылись венерологические кабинеты и серологические лаборатории, в которых действовали специально подготовленные медицинские работники. Эти мероприятия дали возможность в первые же два года в два раза снизить заболеваемость грибковыми болезнями и венерическими болезнями в 2 раза.

В полном объеме выполнялись пункты постановлений центральных органов власти в части увеличения норм на питание больных и приобретение медикаментов. Осуществлялось бесплатное медикаментозное лечение больных, выделялись средства на вывоз больных из глубинных пунктов в больницы районного и краевого центров. Через родильные дома в фельдшерско-акушерские пункты выдавалось на новорожденных из национального населения бесплатно детское приданое за счет государства стоимостью 200 рублей. На эти цели ежегодно, начиная с 1957 года, предусматривалось из бюджета 100 тыс.руб. Женщины содержались в родильных отделениях после родов в течение месяца .

В целях улучшения медицинского снабжения населения и лечебных учреждений проводилась работа по расширению сети аптечных учреждений.

За 1957 - 1960 гг. открылось 8 аптек, 9 аптечных пунктов первой категории, при всех фельдшерско-акушерских пунктах — аптечные пункты второй категории. «Все аптечные учреждения полностью укомплектованы специалистами-фармацевтами. За это время в районы направлено 69 специалистов, в том числе с высшим образованием 6 человек» .

Данные мероприятия позволили заметно улучшить снабжение медикаментами населения северных районов. Если в 1957-58 гг. ощущался недостаток в противотуберкулезных препаратах, то в 1959-60 гг. потребность в них лечебных учреждений была полностью удовлетворена.

Дети из северных районов, больные туберкулезом, в первую очередь направлялись в детские тубсанатории центральных областей и г. Хабаровска. В г. Хабаровске в детском санатории имелось 20 постоянных мест для детей районов Севера260. В Нанайском районе в с. Малмыж в 1957 году была организована санаторно-лесная школа на 60 мест, в которой коренное население освобождалось от платы за пребывание в этой школе их детей .

Значительно улучшилось санитарное состояние населенных мест городов и районов Севера, усилился санитарный контроль за предприятиями пищевой промышленности и общественного питания. Для повышения санитарной культуры населения медицинскими работниками проводились лекции и беседы по профилактике туберкулеза и другим темам. На нанайский, ульчский, эвенский языки были переведены памятки «Как должен вести себя член семьи больного активным туберкулезом, чтобы предохранить себя от заболевания туберкулезом», санитарный бюллетень «Предупреждайте заболевание детей туберкулезом» .

Одним из важнейших мероприятий по снижению заболеваемости туберкулезом стало проведение туберкулезных прививок среди новорожденных, детей старших возрастных групп и взрослых. Вакцинация новорожденных в 1957 году составила 71,4 %, в 1958 году - 80,7 %, в 1959 81, 1 %. Улучшилось проведение противотуберкулезных прививок среди детей старших возрастов и взрослых. Так в 1957 году прошло ревакцинацию 11020 человек, в 1958 - 14300, в 1959 году - 15511 и за 1 полугодие 1960 г. -16577 человек263.

В 1960 году выпускники Медицинского института и всех медицинских училищ края прошли специальную подготовку по вопросам борьбы с туберкулезом на базе краевого и городских противотуберкулезных диспансеров. Кроме того, с врачами общелечебной сети районов Севера проводились регулярные семинары по диагностике лечения и профилактике туберкулеза и венерических заболеваний. Так за 4 года только краевым противотуберкулезным диспансером было проведено 4 межрайонных и 21 районный семинар264.

Похожие диссертации на Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока : 1950-1960-е гг.