Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Сахеби Баззаз Мансурех Мохаммадхосейн

Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв.
<
Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахеби Баззаз Мансурех Мохаммадхосейн. Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Сахеби Баззаз Мансурех Мохаммадхосейн;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2014.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие градостроительства в Мавераннахре и Хорасане в IX -начале XIII вв

1.1. Состояние раннефеодальных городов региона .25

1.2. Городское строительство Мавераннахра и Хорасана .53

Глава II. Формирование типологии зданий и сооружений городов Мавераннахра и Хорасана

2.1. Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения) 73

2.2. Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи) 94

Глава III. Особенности развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана

3.1. Преемственность формирования структуры городов Мавераннахра и Хорасана 130

3.2. Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана .147

Заключение 168

Список использованных источников и литературы .

Введение к работе

Актуальность темы. Как известно, с конца VII до начала IХ веков Мавераннахр и Хорасан были завоеваны арабами. В результате полуторавековой борьбы за овладение регионом, происходил упадок общей культуры и особенно культуры строительства. Многие города и сооружения городского хозяйства пришли в упадок: разрушались, оставались без присмотра и опустошались. Казалось, что регион долго не может оправиться от этой катастрофы. Однако в IХ-ХIII веках в Центральной Азии началось формирование новой культуры - исламской, основной базой которой служили местные устойчивые традиции а также освоение и применение традиций и практики западного и восточного Ирана, имеющих богатую историю. Этому способствовало образование централизованных государств местной династии Тахиридов, Саффаридов и в особенности Саманидов. Культура в целом, а значит и градостроительство этого периода, развивались преимущественно в русле прежних традиций, используя достижения исламской культуры.

Именно в градостроительстве, через архитектурно-художественное оформление, более ярко прослеживается культурное наследие IХ-ХIII веков. Это наследие явилось тем важным фактором, который на многие века определил культуру градостроительства в регионе. История временного упадка и дальнейшего развития градостроительной культуры IХ-ХIII веков стала актуальной темой исследования. Следует особо подчеркнуть, что несомненное влияние ислама на развитие градостроительной культуры не уничтожило локальные мавераннахро-хорасанские традиции, которые в конечном счете определили черты архитектурно-художественного своеобразия городов Мавераннахра и Хорасана. Также известно, что ислам не являлся преградой для разностороннего обмена строительно-культурного опыта между странами исламского мира. Исламскую строительную культуру в мечетах и мадрасе не только в Мавераннахре и Хорасане IХ-ХIII вв., но и сейчас можно проследить как одну из составных частей архитектурных построек.

Несмотря на то, что культура IХ-ХIII веков достаточно хорошо отражена в письменных источниках своего времени и последующих поколений и также изучена представителями ряда наук, однако изучение культуры градостроительства этой эпохи позволит открыть новые страницы в истории культуры Маверанахра и Хорасана IХ – начала ХIII веков.

Известно, что социально-экономическая и политическая обстановка и традиции эпохи являются определяющими тенденциями в развитии того или иного вопроса. Так, Караханиды (982-1212) и Сельджукиды (1040-1186), правившие Мавераннахром и Хорасаном из - за исторического происхождения в общую культуру региона ничего нового не принесли, однако, вопреки их воле и желанию, строительство в целом, и градостроительство в частности, развивались довольно успешно. В этой связи исследовали истории градостроительства, в средние века имеет научные и практические значении.

Актуальность исследуемой темы заключается также в том, что в условиях независимой Республики Таджикистан возрастает роль более глубокого изучения исторического прошлого и культуры наших далеких предков, их вековых традиций и образов, без знания и применения которых вряд ли мы сохраним свою уникальность и национальный облик, в том числе в современном градостроительстве.

Вышеперечисленные факторы, а также необходимость восполнить некоторый пробел в изучении вопросов формирования и развития градостроительстве предполагают целесообразность обращения к данной проблеме для специального научного исследования.

Такой подход позволяет более конкретно воссоздать подлинную историю Маверуннахра и Хорасана. Все это в целом определило выбор темы диссертационной работы, которая до настоящего времени не была предметом специального научного исследования.

Таким образом, изучение, анализ и обобщение истории характерных черт и особенностей градостроительства средневекового Мавераннахра и Хорасана является актуальным, имеет не только научно-теоритическое, но и практическое значение.

Степень изученности темы.История градостроительства в среднеазиатской историографии до настоящего время недостаточно изучена. Однако отдельные ее вопросы в частности, архитектура стали изучаться еще в конце ХIХ века в ходе археологических разведок и топографического (геологического) изучения как памятников прошлого. Последовательное изучение строительства средневековых городов как памятников материальной и духовной культуры Мавераннахра в IХ-ХIII вв. начинается в советское время.

Результаты исследовании истории городов региона неоценимы как в региональном, так и в историческом значении. Так, как на их результатах оформилась целая серия научной проблематики для исследовании, в том числе и по истории градостроительство древности и средневековья. Однако история градостроительства Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв. не стала объектом специального исследования.

Чтобы более подробно раскрыть степень изученности темы, существующую литературу по истории градостроительства Мавераннахра и Хорасана, исходя из ее содержания, назначения и значимости для нашего исследовании, можно разделить на следующие группы.

В первую группу входят работы Хмельницкого С.Г., Пугаченьковой Г., Прибытковой А., Массона В.М., Мукимова Р.С., Мирбабаева А., Агаджанова С., Ставиского Б., Беленицкого, А.М., Бартольда В.В., Мукимовой С.Р. чьи труды затрагивают в основном социально-экономические и политические вопросы истории искусства, архитектуры городов. Вопросы градостроительства вназванных работ отражаются через строительство отдельных городских сооружений, таких как цитадели, рабады, крепости, дворцы и другие объекты.

Вторую группу представляют авторы, которые прямо или косвенно занимались изучением истории архитектурного (градостроительного) искусства по материалам археологических раскопок или письменного наследия. Отметим, что наибольшие число работ по интересующему нас вопросу предоставляет именно эта группа. Известными в исторической науке и в археологии являются исследователи Е.М. Массон, А. Прибыткова., С. Хмельницкий, Р. Мукимов, А. Мирбабаев, С. Мукимова, А. Якубовский, Х. Пирниё, Р. Бранд, К. Прайс, М. Наджи, М.Лембтон, К. Каэн, Г. Жалол, Г. Хотам, О. Гербер, Д. Райс, В. Нильсен, Н. Негматов, У. Пулатов, В. Воронина, которые затрагивают вопросы истории и теории искусство, (культуры) городов с точки зрения их историко – культурных ценностей и значения.1

Третью специальную группу представляют работы, которые прямо или косвенно затрагивают отдельные вопросы нашей темы. Это статьи, монографии и диссертации, в которых идет речь о рабадах, мечетях, мадраса, ханака, тимах, базарах, дворцах, крепостях, жилых домах, кварталах, шахристанах или просто о городе. Наиболее значительными из авторов являются С. Мукимов, Р. Шнайдер, С. Хмельницкий, Мухаммади Ахмад, А. Мирбабаев, С.Р. Мукимова, Н.С. Аълом, В.А. Нильсен, Гулом Жалол, Г. Пугаченькова, В.Л. Воронина, Н.Н. Негматов, А. Поп, А. Прибыткова. Все эти работы написаны исключительно на основе археологического материала. Однако они не дают полное представление о средневековом градостроительстве Мавераннахра и Хорасана.

Другую группу исторических материалов представляют путевые записки путешественников, которые были представителями военных ведомств и экспедицией, востоковедами и лицами, посвящавшими территорию Центральной Азии. Например, сведения о ряде древних памятников Туркестанского края можно найти в материалах Ф. Короткова, А. Соболева, П.А. Аминова, Е.Л. Маркова, Ф. Ефремова, В.Н. Липского, Н.С. ЕмуховаХоджентского уездного начальника, полковника А.А. Кушакевича редактора «Туркестанских ведомостей», майора Н. Маева; членов Туркестанского отделения Русского географического общества (ТОРГО), комитета для изучения Средней и Восточной Азии, и др. членов Туркестанского кружка любителей археологии (ТКЛА), путешественников.

К особой группе относятся труды иранских ученых, таких как Пирниё М.К., Замуршади Х., Бахроми А., Зарринкуб А. и др., внесших определенный вклад в разработку истории и культуры эпохи Газнавидов и Сельджукидов, что позволило им ввести в научный оборот большее количество источников, особенно географических сочинении эпохи.

Таким образом, обзор имеющейся литературы по истории градостроительства средневекового Мавераннахра и Хорасана свидетельствует о том, что вышеуказанные работы внесли определённый вклад в научную разработку исследуемой нами проблемы. Однако при всей их несомненной научной ценности, следует отметить, что вопросы градостроительства региона не были предметом самостоятельного исследования. Таким образом в отечественной истории до настоящего времени отдельного исследование отсутствовали, которое было бы посвящено анализу историиградостроительства Мавераннахра и Хорасана в IХ-ХIIIвв.

Объектом исследования является история градостроения Мавераннахра и Хорасана в IХ-ХIII вв. - период существенных изменений в социальной и культурной жизни народов Центральной Азии.

Предметом исследования является проблема эволюции городской культуры народов Центрально-азиатского региона в период средневековья в частности, развитие градостроительства, опирающегося на исторический опыт и древние традиции, формирование своеобразной мусульманской архитектуры.

Источниковедческая база исследования. Источники, посвящённые градостроительству Мавераннарха и Хорасана IX-начала XIII вв. многочисленны и разнообразны. Наиболее важное значение имели для нас источники, характеризующие историю развития градостроительной культуры, такие как «История Бухары» Абубакра Наршахи, «Масолик ва-л мамалик Истахри,«История Масуда»Абулфазла Байхаки, «Зубдат-ат-таварих» Хусайни, «Ал-Фехрист» Ибн Надима,«Зайн-ул-ахбар» Гардизи, «Сиясатнаме» Низам-ул-Мулка, «История Систана», «История Байхака» Ибн Фундука, «Рохат-ус-судур» Рованди, «Ал- Комил-фи-т-тарих» Ибн- ал –Асира,.

Из этих источников больше всего нами использовались данные по вопросам наименования, расположения, статусу Мавераннахрских и Хоросанских городов и некоторые сведения о политической, социальной и культурной жизни городов и в целом населения региона. Реже использовалось сведения по отдельным объектам городов: каравансараев, мечетей, мадраса, мавзолеев и др. достопримечательностей городов региона.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является воссоздание полной и ясной картины истории развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана IX-начала XIII вв. Так как ни один из городов IХ-ХIII веков до наших дней не сохранился, основное внимание автора диссертации будет сосредоточено на наиболее ярких проявлениях архитектурных решений в градостроительстве на примере строительства монументальных сооружении. Такой подход и определил специфику данной темы. Поэтому главной задачей диссертанта будет изучение вопросов процесса эволюции (строительства) общественных, культовых, сооружений и жилищ городов, определения места и значения общей культуры градостроительства Мавераннахра и Хорасана.

Для осуществления поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

-изучить и выявить сведения об истории градостроительства Мавераннахраи Хорасана IX- начала XIIIвв;

- выявить истоки градостроительной культуры и типологии гражданских и культовых зданий исследуемого региона в XI-начале XIII вв.

- сопоставить особенности городского строительства Мавераннахра и Хорасана, выявить общность и различие в градостроительной культуре каждого из регионов;

- установить закономерности становления отдельных памятников и их значимость в современной градостроительной культуре Центральной Азии;

- проанализировать преемственность и взаимовлияние традиций в зодчестве Мавераннахра и Хорасана исследуемого периода;

- определить влияние городского строительства Мавераннахра и Хорасана IX-XIII вв. на типологию гражданских и культовых зданий последующих эпох в регионе и в сопредельных государствах.

Теоретические основы диссертации. В качестве теоретической основы работы были использованы устоявшиеся в исторической науке теория градостроительства вообще и Центральноазиатская в особенности, т.е. развитие градостроительства в Мавераннахре и Хорасане. В ходе исследования, кроме теоретических трудов востоковедов, теоретиков материальной истории, в частности, градостроительной культуры и архитектуры, для определения роли и места городской культуры и типологии гражданских, культовых зданий и сооружений мы опирались на труды ученых и специалистов Республики Таджикистан, которые проводили масштабную исследовательскую работу, в ходе археологических раскопок. В этом отношении особо следует подчеркнуть публикации академика Негматова Н.Н., профессоров Мирбобоева А.К, Мамаджановой С.М., Пулатова У.П., Марофиева, которые исследовали средневековые города и замки. Они дополнили и обосновали новыми материалами существующую теорию градостроительства на Востоке и в исследуемом нами регионе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые исследуется:

- градостроительная культура Мавераннахра и Хорасана IX- началаXIIIвв. как глубокое своеобразное явление в общей культуре Центральной Азии, не лишенное воздействия сопредельных стран и районов, и, в свою очередь, являющееся источником подражания и творческого воздействия на сопредельные регионы;

-комплексно исследуются вопросы исторического развития и формирования типологии гражданских и культовых зданий, градостроительных и художественно - строительных аспектов городской культуры;

-сделана попытка систематизировать научные концепции формирования и развития общественных культовых построек на территории исследуемого региона;

-в научный обиход вводятся ряд выявленных историко-культурных памятников, а также литературных и других источников;

Практическое значение исследования заключается в том, что изученные положительные традиции градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасана IX-начала XIII вв. применимы в современной практике строительства городов на территории государств Центральной Азии. Результаты исследования могут быть использованы также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов наисторических и культуроведческих факультетах вузов, при составлении учебников по истории народов Центральной Азии исследуемого периода.

Метод и методология исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма, единства национальных общественных ценностей диалектического подхода к изучению исторического прошлого народов Востока. Методы исследования опираются на комплексный анализ условий развития градостроительной культуры на территории Мавераннахра и Хорасана, в IX-начале XIIIвв., на натурное обследование памятников материальной культуры (городищ, построек и сооружений гражданского и культового строительства)рассматриваемой эпохи; на изучение архивных и литературных источников; обобщение и систематизацию результатов научных изысканий.

Основные положения, выносимые на защиту:

-формирование самостоятельного явления градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасана, гражданского и культового строительства в общей культуре народов Центральной Азии;

-преемственное развитие городской культуры и типологии гражданских и культовых зданий во взаимосвязи и взаимовлиянии с историко-архитектурными традициями сопредельных народов Центральной Азии;

-возникновение устойчивых местных особенностей городской культуры (гражданских и культовых зданий) и историко-культурных традиций в социально-географической среде стран Центральной Азии, в том числе и Таджикистана;

-культурные взаимовлияния и связи на территории Мавераннахра и Хорасана в IX-XIIIвв. привели к определенной преемственности традиций, что послужило базой для дальнейшего развития городского строительства и типологии гражданских и культовых зданий.

Хронологические рамки исследования определяются временем создания на территории Мавераннахра и Хорасана государств Саманидов,Караханидов,Газнавидов,Сельджукидов в IX-начале XIIIвв., ибо этот период с точки зрения градостроительства является одним из наиболее малоизученных в истории городов Центральной Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертации в развернутом виде опубликованы в ряде статей. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях кафедры древней и средневековой истории ТНУ в 2011и 2012 годах и преподавателей Тегеранского центра переподготовки кадров работников искусства в 2010году.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Городское строительство Мавераннахра и Хорасана

Профессор Артур Поп во введении своей известной книги «Шедевры иранского искусства», рассуждая о принадлежности иранской архитектуры к арабам, заявляет: «Иранскую архитектуру в средние века счтитали заимствованной у арабов, даже сами иранцы не знают толком корни своего искусства, считали, что красивые купола и минареты, которые украсили их мечети, как и религия ислама, пришли в Иран из-за рубежа, а если точнее - от арабов. Но этот вопрос совершенно несовместим с фактами. Арабские завоеватели, кроме палаток и глиняных или деревянных домиков, больше ничего не имели. Исламская архитектура Ирана являлась продолжением древней и богатой культуры империи Сасанидов. Во всех аспектах жизни мусульмане имитировали древнеиранские традиции». Первым крупным зданием, построенным иранскими мастерами,является гробница Исмаила Саманида в Бухаре. Этот мавзолей был построен в начале X века. Мавзолей стал образцом подражания для последующих построек.

Первые мечети в Иране были аналогичными арабским и имели имитации колонн, но скоро каменные колонны были заменены мастерами Ирана колоннами из кирпича. Другим новшеством в архитектуре было изобретение арки из кирпича. Со второй половины XI века начинается особый способ строительства иранской (таджикской) мечети с галереями. Этот тип постройки исходил из застройки домов, и постепенно перешел в медресе.

Процветающая культура Ирана после ислама имела несколько основных факторов, в том числе, существование иранских династий, которые правили в большинстве на территории Ирана. Примером могут служить Зияриды (928-1043), стремившиеся восстановить Сасанидскую империю, также Алавиды-шииты в Гиляне (864-928 г.) и династия Саффаридов (873- 900), которые получили от Багдадского халифа грамоты на управление целыми областями.

В эпоху Аббасидов идея восстановления былого величия Ирана в сознании народа набирает силу, и этот фактор сыграл определенную роль в подъеме местной культуры. Испуганные ростом народного движения, аббасиды искали пути сближения с местной аристократией путем привлечения их к управлению государством. Тем самым Аббасиды были вынуждены предоставлять определенную автономию восточным областям халифата, т.е. Хорасану и Мавераннахру. Политический курс Аббасидов на привлечение к управлению восточными областями представителей местной землевладельческой аристократии не привел к усилению власти халифата в Хорасане и Мавераннахре, а, наоборот, способствовал созданию условий, приведших вскоре к освобождению региона от арабского владычества .

В городах Средней Азии господствующим слоем населения являлись дихкане, которые считались приверженцами древних и доисламских традиций своего народа. Именно представители этих династий сыграли решающую роль в возрождений традиций.

С конца первого века хиджры (20-е годы VIII в.) мусульманские правители начинают постройки дворцов и мечетей. Они старались построить величественные здания по сравнению с доисламскими временами. Начиная с середины VIII века, исламское искусство приобретает свою идентичность, и оно с каждым годом совершенствуется. Мастера, использовав национальные и этнические особенности создателей памятников, которые были необходимы для реставрации и возведения новых зданий, соотносили их с исламским искусством. Исламское строительство проявилось в трех основных видах зданий: мечетях, школах и мавзолеях.

В IX-X вв. вслед за арабским завоеванием и утверждением ислама происходит завершение этногенетического формирования народов Среднего Востока, в частности, таджикского. Этому способствовало усиление экономических и культурных связей между отдельными государственными образованиями и районами Центральной Азии, а также рост городов в условиях развития феодальных отношений, приведших к слиянию преимущественно оседлых среднеазиатских народностей. Каждая из этих народностей - согдийцы, бактрийцы-тохаристанцы, хорезмийцы, парфяно- хорасанцы, уструшанцы, ферганцы, а также кочевые племена - саки, став составной частью таджикского народа, внесли в общенародную сокровищницу все, что было создано ею до образования таджикского народа1. Вклад оседлых восточноиранских народов - бактрийцев, согдийцев, уструшанцев - в формирование архитектурно-строительной культуры раннего средневековья, а через них - в зодчество IX-XII1 вв. ни для кого не является секретом. Об активной роли Согда, а затем и Мавераннахра в развитии архитектуры и искусства Средней Азии красноречиво свидетельствует высказывание Л.И.Ремпеля о том, что «...мастерам Мавераннахра принадлежит полнота прав на все, что создано было в IX-XIII вв. на территории Среднеазиатского Междуречья иранцами (таджиками) или их выучениками из числа тюрок» .

Одновременно с этим начинается проникновение тюркских племен на территорию Мавераннахра.

Надо отметить, что самым действенным инструментом изучения городов XI- начала XIII вв. остается археология - постоянный источник совершенно новых сведений о городах, их застройке и благоустройстве, о динамике их развития и о составляющих их зданиях. Археологически зафиксировано интенсивное строительство крепостей по границе оазиса и возникновение новых городов в X1-XII вв. В Средней Азии развитие городов в VIII-XII вв. шло не по линии возникновения новых центров, а в основном за счет роста старых. Город XI-XII вв. в Мавераннахре и Хорасане господствует над сельскохозяйственной округой как политически, являясь ее административным центром, так и экономически, поскольку значительная часть крупных землевладельцев живет в городах, занимаясь одновременно торговой деятельностью. Рост ремесленного производства и торговли не только приводит к концентрации больших средств в руках городской верхушки, но и создает отсутствовавший прежде многочисленный слой ремесленников и наемных рабочих.

Создание связи между политической историей и историей искусства дело не простое. Отрезок истории XI- начала XIII вв. производит впечатление политического хаоса: вторжения кочевников, беспрерывные войны, неожиданное возникновение и гибель эфемерных государственных образований, сменяющих друг друга без всякой, казалось бы, связи с закономерностями развития общества. Следствием всего этого должен был бы стать общий упадок, хозяйственный и культурный, разорение и запустение селений и городов. В действительности, как будто, ничего этого не произошло. Культура Хорасана и Мавераннахра в это время продолжала оставаться по преимуществу городской, многочисленные города оставались центрами хозяйственной, общественной и духовной жизни и не испытывали никакой склонности к упадку. Из этого не следует, что города не страдали во время военных действий. Караханиды, например, так основательно разрушили в 1006 г. Балх, что его жители сомневались, сможет ли город вернуться в прежнее состояние. Однако, в большинстве случаев продолжался рост культуры и науки. Постоянно изменялись границы и сменялись власти, но города по-прежнему продолжали расти, обстраивались, производили товары и были средоточием духовной и материальной культуры. В годы правления Караханидов в Мавераннахре было создано много культурных сооружений, и мы можем сопоставить план караван- сараев и формы башни с аналогичными сооружениями в Хорасане. В связи с этим расскажем о взаимовлиянии и сходстве в этих постройках.

Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения)

Историческая наука, исследуя огромный фактический письменный и археологический материал, вопросы градостроительства рассматривала и рассматривает как историческую категорию обусловленную в первую очередь социально-экономической структурой и хозяйственным устройством общества. Как было отмечено выше, на центральноазиатском плато город возник с переходом от первобытнообщинного строя к классовому в результате отделения ремесла от земледелия. По мере углубления общественного разделения труда город получал все большее развитиеи одновременно, постепенно менял свой облик в зависимости от степени развитии общественно-экономической действительности. Функции города в общественно-экономической и политической жизни общества и государства разнообразны. Историками-обществоведами признаны такие функции города, как центр производственной деятельности общества, транспортный (дорожный) центр, культурно-политический, административный центр, центр отдыха и лечения, город, как «деловой путь» финансовой, торговой, религиозной жизни. Исходя из перечисленных назначений, города бывали древние, средневековые и капиталистические. Нас интересуют средневековые (феодальные) города Мавераннахраи Хорасана в отрезке времени IХ - начало ХIII веков. В исторической науке давно (еще в начале ХХ в) сложилась научная концепция истории сложения городов вообще и средневековых в частности. В этой концепции особое место занимает утверждение о том, что в городах Востока создавалосьотличное от большинства западноевропейских городов соотношение сил, т.е. в городах Востока полностью господствовали жившие в городах феодалы, чиновники, духовная знать. На Востоке городского самоуправления, как это было в Западной Европе, не было. А если есть (сады), то не во всех городах и из-за незначительности документации плохо изучены. На наш взгляд, история изучения городов Востока, и в особенности городской жизни, находится в зачаточном состаянии. Но надо согласиться с утверждением о том, что в городах Востока господствовали жившие там феодалы и этим самостоятельность ремесленников ставилась под строгий контроль государственной власти. На Востоке пока не известна борьба города за городские вольности, выступление города на политической арене как самостоятельной силы. С другой стороны, конкретное развитие городов отдельных стран Востока было гораздомногообразнее, чем враннемсредневековье (VI-VIII вв). Пока в исторической науке преобладает мнение о том, что Восточные города (Багдад, Лоян, Чанъам), исходя из специфического своего расположения, были больше, чем такие же специфически расположенные европейские города. Однако Багдад не весь Восток, как и Венеция не вся Европа. Города вымирали и строились. Города были малыми и большими как на Востоке, так и на Западе. Сохранили свои особенности как в VI-VIII веках, так и в IХ-начале ХIII века. В данном контексте города рассматриваются и изучаются как архитектурный комплекс, т.е. из каких частей и типов сооружений состояли города Мавераннахра и Хорасана в IХ – начале ХIII веков.

Историческими сведениями (письменными и археологическими раскопками) установлено, что все города региона можно разделить по их назначению на производственные, административные, военные и редко торговые и религиозные центры. Соответственно их назначению и создавался архитектурный облик городов. Так как ни один город IХ-ХIII веков региона до нас не дошел, основным нашим материалом будут служить археологические материалы и описание остатков сооружений указанного периода.

Проведенные раскопки и анализ городов IХ-ХIII веков утверждает, что основными общественными постройками городов IХ-ХIII веков были жилищные, хозяйственные, административные, военные, культовые и культурные здания. К жилищным постройкам относятся квартиры, дворцы, резиденции; к хозяйственным- мастерские, складские, сельхозугодий, базары, караван-сараи; к административным постройкам - дворцы, площади (регистаны); к военным - крепости, валы, рвы, ворота; к культовым-мазары, усыпальницы, мечети, медресе: к культурным-парки, аллеи, дороги, мосты и др. Указаннаятипология зданий не является основными признаками городской жизни. Эти постройки также характерны и сельским поселениямIХ-ХIII веков.

По материалам археологических раскопок и данных письменных источников историки пришли к выводу, что средневековым городам характерна следующая структура: цитадель, шахристан, рабад. В арабо - язычной географической литературе IХ-Х вв. для обозначения городов исследуемого района была выработана специальная терминология: диз, кухандиз, (персидско - таджикское), а также кала-калъа (арабское), которые в европейской исторической науке стали называть цитадель- крепость; кремль; шахристан (таджикско-персидское) или мадина (арабское) и рабад-равот (персидско-таджикское). Особенностью развития городов к ХIII веку многие считают начало отмирания или потерю своего былого значения и сложившихся двучастных рабадов-внутреннего рабада, который окружает городская стена и внешнего рабада, который находится за чертой городской стены, но считается частью города.

Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи)

Мечети. Термин «мечеть» происходит от арабского «масджид» и означает «место, где совершают земные поклоны», т.е. это молитвенное здание ислама1. Как и церкви в христианских странах, средневековые мечети совмещали в себе довольно разнообразные функции. Они как бы были общественными клубами, где собирались жители селения, квартала или всего города для обсуждения насущных проблем; в мечетях назначали деловые и дружеские свидания, ночевали путники и бездомные, просто коротали время. Даже после появления медресе большие мечети оставались местом преподавания, главным образом теологии и права, в них устраивались (или стихийно возникали) философские, литературные и юридические диспуты. До IX в. в некоторых мечетях проходили судебные разбирательства. Но решений не принимали, потому что шариат не разрешал, официальной же и главной функцией мечетей были регулярные богослужения, которые сопровождались проповедями, а в некоторых случаях – провозглашением «хутбы»- благословения и здравицы в адрес правителя.

С точки зрения функций и, соответственно, типологически среднеазиатские мечети XI- начала XIII вв. распадались на несколько локальных групп.

Пятничные («джума») мечети, также называемые соборными с кафедральными. Это мечети для массовых пятничных богослужений, обычно общегородские – в больших городах их иногда бывало несколько, но традиционно городу полагалась одна пятничная мечеть. Рассчитанные на массы молящихся (все мужское население города), эти мечети были дворовыми, то есть представляли собой большой прямоугольный двор в окружении колонных галерей. В стороне, обращенной к кибле (направление на Мекку), галереи расширялись до размеров многоколонного зала – «максуры». В замыкающей максуру стене устраивались один или несколько михрабов молитвенных ниш, указывающих направление молитвы. Этот традиционный и изначальный тип мечети, принесенный на Средний Восток арабами, подвергся здесь характерным изменениям, в соответствии с древнеиранской традицией: возник симбиоз арабской дворово-колонной мечети с иранскими айванными структурами сперва с дворово-айванной (двор и айван на общей продольной оси), потом с четырехайванной (крестовина осей, замыкаемых айванами). Но и в этом измененном виде пятничные дворовые мечети Средней Азии сохраняли очевидное сходство со своими западными прототипами и современниками. Обычная, но не обязательная деталь дворовых мечетей – башня-минарет, строившийся рядом с внешней оградой или встроенный в один из наружных углов. Такие мечети характерны столичным городам, таким как Нишапур, Мерв, Самарканд, Балх в период VIII-IХ веков, а в Х-ХIII века - Бухара, Самарканд, Мерв, Термез, Ходжент, Укран, Чаг, Герат, Газни и др. Такие мечети в VII-IХ века обычно строили в мадинах – куханидзах и обычно на месте древних зорострийских храмов. Со второй половины IХ века и особенно с ХI века мечети выводятся из медины-кухандиз в шахристаны – цитадели.

В Х – ХII века пятничные мечети стали строить уже по кварталам городов. В этом отношении примечательны города Бухара, Герат, Нишапур, Самарканд, где имелось по несколько пятничных мечетей. В Бухаре ими являлись мечети Магати Аттори и Рабати Малик. Пятничные мечети строились там, где (город или селение) имелось бы в обязательном порядке – миср (город), обнесенный забором, чтобы молящийся считал себя безопасным в случае войны, вторжения, набега и наличие базара или торгового ряда и учреждений обслуживания – парикмахерской и бани было обязательно. Раскопки средневековых – Бухары, Самарканда, Ходжента, Ташкента, Термиза, Мерва, Нишопура, Балха и заброшенных городов всегда остатки этих учреждений (мечети пятничные, базары, бани и редко мастерские) раскапывают по сложившейся традиции. Мечети «намазго», «мусалла» (место молитвы) или «идгах» (место праздника), также называемые праздничными. Богослужения в них совершались дважды в году, в праздники Курбан и Фитр. На богослужения в дни этих важнейших исламских праздников собиралась масса молящихся из города и окрестных селений, поэтому место для мечети намазго выбиралось за городом или на его окраине, а сама мечеть представляла собой не здание, а огороженную площадь с михрабом в стене, ориентированном на киблу. В XI-XII вв перед михрабом уже возводился сводчатый навес-лоджия для знатных молящихся.

1. Знаменитыми намозгох в истории Мавераннахра является Бухарский благодаря сохранению своего названия в топографии города до наших дней. В IХ-ХIII века во всех столичных городах (Бухара, Самарканд, Мерв, Герат, Нишапур, Ганза) правители эпохи строили намозгох – мусалла. Однако в последующие века одни намозгох – мусалла опустели, превратились в развалины и перестроились в другие учреждения, а другие - просто превратились в новые пятничные мечети или просто в мечети (квартальные, поминальные или другие).

2. Квартальные мечети, которые были религиозными и общественными центрами жилых кварталов-«гузар» в городах и селениях. Поздние (XVIII-XIX вв.) мечети этого типа известны в большом количестве, тех же, которые датируются XI-XIII вв., сохранилось очень мало, и не всегда ясно, к какому типу мечетей их следует отнести: своим устройством они обычно не похожи на поздние гузарные мечети.По сравнению с пятничными мечетями, квартальные очень мало сохранились.

3. Поминальные мечети, строившиеся при почитаемых могилах или у кладбищ, удовлетворяли традиционную потребность молитвенного почитания предков, физических и духовных, возникшую,конечно, в глубокой доисламской древности. При этом соблюдалось положение шариата, всегда строго исполнявшееся в Средней Азии, согласно которому запрещается молиться на могиле или в помещении с могилой. Почитаемому надгробию предназначалось «приветствие», а не молитва, и важная разница между этими действиями подчеркивалась тем, то приветствующий обращался спиной к михрабу поминальной мечети – молился же он, конечно, лицом к михрабу.

Несколько отличаясь от прочих мечетей (например, нерегулярностью богослужений), поминальные мечети были все-таки именно мечетями, имели михрабы и были более или менее точно ориентированы на Мекку. Поэтому ошибочно встречающееся в литературе утверждение, что «памятные мечети» имеет «свободную, не связанную с направлением на Мекку ориентацию», и что в них нередко нет михраба.

Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана

Как известно из литературы, городская строительная и художественная культура Среднего Востока IX-XIII вв. вошла в историю мировой культуры своим высочайшим подъемом. Она во многом предопределила ее позднейшие достижения в канун, так называемого, Возрождения (Ренессанса) в Европе (XV-XVI вв.). Культура Востока IX-XIII вв., в свою очередь, была во многом предопределена ранним средневековьем, на фоне которого выкристаллизовывались три важнейшие для IX-XIII вв. периода: IV-VIII вв.; IX-X вв. и XI- нач. XIII вв. Именно на первом этапе проявились отличительные закономерности в развитии городского строительства Среднего Востока. Во-первых, раннесредневековое зодчество развивалось в общем русле становления раннефеодальной архитектуры во взаимосвязи и взаимообогащении с культурами различных стран Евразии. Во-вторых, основой для возникновения феодальной архитектуры в рассматриваемых странах стали преемственность и устойчивость архитектурно-художественных традиций центрально-азиатской античности. В-третьих, как показывает анализ градостроительного искусства на территории Мавераннахра и Хорасана, города в раннем средневековье отличались высоким уровнем благоустройства и продуманной мощной системой фортификации, приспособленной к сложным природным условиям местности.

Также выясняется, что на обширной территории исследуемых регионов (Мавераннахра и Тохаристана, затем Хорасана) в период раннего средневековья существовала самостоятельная архитектурно-художественная школа с установившимися традициями жилищного строительства, сельского расселения, обширной совершенной типологией гражданских, культовых и инженерных сооружений, оказавшей влияние на зодчество прилегающих территорий Центральной Азии и вместе с тем впитавшей все то лучшее, что было достигнуто соседними народами, развивавшейся в общем русле формирования центральноазиатской цивилизации .

Последующий период, как выясняется, в архитектуре Мавераннахра и Хорасана, да и всей Центральной Азии и Ирана в целом, знаменует собой формирование качественно нового стиля, отличного по своему внутреннему содержанию и внешнему выражению от стиля, слагавшегося в условиях предшествующего общества. Вступление одних из самых развитых стран Востока, какими были Мавераннахр и Хорасан, на путь интенсивной феодализации не только породило новые формы общественной идеологии, но и коренным образом отразилось в области строительной культуры. Почему так произошло, ведь в VIII веке территория Средней Азии была насильственно захвачена войсками арабского Халифата, сопровождаемая большими бедствиями? По словам историка Бируни, в этот период не только были преданы огню капища и скульптурные изваяния местных богов, но истреблены ученые и сожжены их книги1.

Войдя в состав Халифата, Центральная, в том числе Средняя Азия включилась в орбиту мировой караванной торговли. Социально-экономические сдвиги привели к росту сельского населения, ремесла и торговли, усилилась купеческая прослойка, увеличилось количество ремесленников. В жизни городов всё большее значение приобрели рабады. Накапливались предпосылки к качественным изменениям в типологии зданий и планировке городов.

Архитектура периода арабского владычества (VIII-IX вв.) в Центральной Азии и Иране характеризуется решительным отказом от синтеза искусств, имевшего ранее, в первом периоде раннего средневековья, широкое распространение. Это оказалось огромной потерей для культуры и искусства среднеазиатских народов. Однако арабское завоевание не внесло заметных изменений в развитие градостроительной культуры Средней Азии, ибо к тому времени предки таджикского народа уже обладали древними архитектурно-строительными и градостроительными традициями.

В IХ-Х вв. происходит освобождение страны от арабского владычества, создается государство местных династий Тахиридов и Саманидов. Города Средней Азии все больше феодализировались. Эпоха IХ-Х вв. фиксируется как время формирования феодального города, возникающего и развивающегося на базе значительного экономического подъема, вызванного к жизни ростом сельского хозяйства и ремесла, развитием внешней и внутренней торговли.

Говоря об арабах, следует сказать, что они обладали как никто другой, единством власти и единством идеологии, каковой был только что народившийся ислам. Именно ислам, как и всякая иная «большая» религия, оказав серьезное, а порой и определяющее воздействие на характер развития культуры воспринявших его народов, вызвал к жизни новую культовую архитектурную типологию – мечети, минареты, мавзолеи, хонако, медресе и другие сооружения. Однако ислам не сумел создать унифицированных норм художественной выразительности. Породив новые виды культовых сооружений, объединенных своим непосредственным назначением и почти повсеместно наделенных обязательными функционально едиными элементами, ислам, не создал, да и не мог создать сколько-нибудь «универсального» архитектурного типа. Несмотря на появление новых типов построек, зодчие Средней Азии продолжали использовать местные традиции градостроительного и строительного искусства.

Вместе с тем, нельзя отрицать и положительного результата вхождения Средней Азии в состав арабского Халифата. В частности, вслед за окончательным утверждением ислама происходит сближение архитектуры и искусства Центральной Азии и Ирана с архитектурой и искусством народов арабских стран. При всех вполне справедливых высказываниях о том, что арабы «в культурном отношении стояли гораздо ниже завоеванных ими народов…» , нельзя к этому вопросу подходить упрошено и однобоко. Как пишет Мохаммед Аллал Сенасёр, руководитель Отдела философии ЮНЕСКО в 1970-1980-х гг., хотя мусульманство и зародилось в пустыне, его развитие сопровождалось удивительными масштабами урбанизации. Основатели мусульманской империи были также крупнейшими градостроителями: во время их правления были основаны такие города, как Куфа, Басра, Багдад (самый большой город в мире в IX веке н.э.), Шираз, Дамаск, Алеппо, Каир, Кай-руан, Тунис, Мехдия, Алжир, Тлемсен, Кордова, Сарагоса, Сиджильмаса и Тимбукту. Несомненный парадокс заключается в том, что народ, рожденный и выросший в пустыне, смог построить или возродить столь много городов.

Похожие диссертации на Градостроительство Мавераннахра и Хорасана IX - начала XIII вв.