Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Сахеби Базаз Мансурехмохаммадхосейн

Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков
<
Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сахеби Базаз Мансурехмохаммадхосейн. Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Сахеби Базаз Мансурехмохаммадхосейн;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2014.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие градостроительства в Мавераннахре и Хорасане в IX -начале XIII вв

1.1. Состояние раннефеодальных городов региона .25

1.2. Городское строительство Мавераннахра и Хорасана .53

Глава II. Формирование типологии зданий и сооружений городов Мавераннахра и Хорасана

2.1. Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения) 73

2.2. Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи) 94

Глава III. Особенности развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана

3.1. Преемственность формирования структуры городов Мавераннахра и Хорасана 130

3.2. Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана .147

Заключение 168

Список использованных источников и литературы

Городское строительство Мавераннахра и Хорасана

Первым из главных вопросов в истории городов Мавераннахра и Хорасана исследуемого периода является их сохранность, о которой можно говорить только языком культуры. Ни один город IХ-ХIII веков не сохранился хотя бы как близкое зрительное восприятие.В настоящее время о городах региона мы можем говорить, рассуждать языком культуры (археологии, этнографии и в описании очевидцев). Поэтому основными нашими источниками в изучении истории городов Мавераннахра и Хорасана будут служить письменные, археологические и этнографические материалы, дошедшие до нас ипо сей день спорным остаётся тот вопрос, кто больше вложил в исламскую цивилизацию арабы - кочевники, суровые, но склонные к роскоши, величию, любящие приукрашивать и приписывать сверхъестественные черты многим деталям, или персы, византийцы, индийцы и другие народы, покорившиеся новой религии? Четырехсотлетний период, начиная со второй половины VII и до начала XIII века, был наиболее плодотворным в истории средневековой исламской культуры. Жители значительной части покоренных аравийскими кочевниками провинций, начали принимать активное участие в создании так называемой арабо-мусульманской культуры, обогащая ее за счет традиций, унаследованных ими от их древних предков. Усвоив и переработав многое из духовного наследия народов Средиземноморья и древних цивилизаций Востока (в первую очередь традиций античности и Сасанидского Ирана), мусульмане не только включили их в свою культуру, но познакомили с ними страны Запада и, тем самым, внесли свою лепту в культурный подъем Европы эпохи Возрождения1. Судьбы Мавераннахра и Хорасана в период арабского завоевания сложились неодинаково. Хорасан был завоеван сразу и не подвергался многократным нашествиям и ограблениям; более того, когда началось систематическое завоевание Мавераннахра, Хорасан в какой-то мере богател за счет его ограбления. Мавераннахр в течение нескольких десятилетий был ареной ожесточенной борьбы, в результате которой ряд городов в 30-х годах VIII в. запустел. Большинство завоевателей-арабов тоже были другими, т.к. они стали горожанами, за их спиной находилось мощное государство. В рядах арабов имелись опытные администраторы из хорасанцев, выступавших по отношению ко вновь завоеванным областям как одно целое с арабами. В Хорасан арабы не могли принести ничего нового, в Мавераннахр же они пришли с освоенным и переработанным опытом сасанидской государственной системы, проводниками которой явились многочисленные мусульмане из Хорасана и Западного Ирана. Если политически Мавераннахр был завоеван арабами, то в культурном отношении его завоевали хорасанцы. Факт культурной и политической гегемонии Хорасана над Мавераннахром в VIII в. не оставляет сомнений1. Принятие ислама в Хорасане происходило медленно, и территории с населением неарабской культуры стали полигоном распространения новой идеологии с новыми традициями и укладам жизни. Хотя некоторые признаки иранской культуры были утеряны и заменены (например, замена письменности на арабскую), но обычным явлением эпохи была коллективная память иранцев из их прошлого.

На рубеже VII-VIII вв., когда началось систематическое завоевание Мавераннахра, Хорасан был уже в значительной степени исламизирован и обжит арабами. Наибольшие изменения в связи с арабским завоеванием происходили в городах Хорасана. Потому что в них стояли большие гарнизоны, иногда селились арабские переселенцы. Этот процесс резко изменил соотношение сил в городах и, в конечном итоге, повлиял на их положение в социальной и экономической структуре общества. Например, лишенное богатства и привилегированного положения, Хорасанское и потом Мавераннахрское жречество утратило прежнюю роль в городе. В городах заселяли арабов. В Бухаре жители должны были дать мусульманам «половину домов и имений и чтобы люди, которые живут вне города, также давали корм для верблюдов арабов и дрова, и что потребуется»1. После арабского завоевания происходило интенсивное сближение Мавераннахра и Хорасана и с Ближним Востоком, отразившееся также на материальной культуре. Согдийцы начинают утрачивать обособленность от Хорасана и Ирана; персидский (таджикский) язык - второй разговорный язык аббасидской знати, становится языком высшего общества Мавераннахра. Согдийская, уструшанская, ферганская знать начинает воспринимать себя наследницей сасанидских культурных традиций. Назначение в Мавераннахр вместо сменяемых наместников балхских дехканов из рода Самана означало переход политической власти в руки местных феодалов2. Прав Кристин Прайс, когда пишет, что «прошлое Ирана с необычной тонкостью смешивалось с исламской культурой. Только в Иране исламская культура сумела сформировать героическое воспевание древних традиций»3. Из-за влияния ислама в формировании иранского искусства произошли некоторые изменения, в том числе некоторые черты искусства потеряли свое значение. Появились новые, более свободные стили. Элементы иранского искусства все более стали служить новому исламскому искусству. Вот что пишет по этому поводу КристиналиКристем: «Когда речь идет об исламском искусстве, Иран и иранские народы в его развитие внесли весомый вклад. С IX по XVI века Иран считался колыбелью искусства и художественного творчества в мусульманском мире.

Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения)

Однако было бы преувеличением все достижения искусства связывать с именем сельджуков. Называть это эволюционным развитием идей, приемов и форм, заложенных в архитектуре прежних эпох, является более приемлемым. Примером тому могут послужить планы четырехайванных галерей, купольных домов, башенных мавзолеев, которые существовали в иранском архитектурном искусстве, но они были доведены до совершенства именно при сельджуках. Корней этого искусства за пределами Ирана нам не найти, и все они заложены в культуре и традициях иранских народов.

Представители сельджукидской династии стали патронами и воздвигли десятки сооружений. В архитектуре этого периода мастера особое внимание уделяли галереям и куполам, которые приобрели новые свойства и важность. Дональд Вилбер, автор известной книги «Исламская архитектура Ирана эпохи Хулагуидов», отмечает: «Покровительство способствовало конкретной кристаллизации искусства. В противном случае иранская архитектура осталась бы еще на время незамеченной и несовершенной. Многие исследователи и археологи считают эту эпоху расцветом архитектуры» . Специфической чертой искусства эпохи сельджукидов можно назвать вклад иранских архитекторов в становление и развитие названного периода. Мастера этой эпохи на основе местных традиций Ирана, Средней Азии и Ирака смогли развивать и усовершенствовать строительные работы и воздвигнуть более прочные и изящные здания . По меткому выражению Елены Брандта, Сельджуки имели честь быть руководителями эволюционного периода средневекового искусства . Нельзя называть сельджукидов новаторами в исламской архитектуре, однако исследователи еще умалчивают о достижениях отрасли в первых веках после арабского завоевания. Искусство эпохи Сельджукидов оказывало сильное влияние на искусство сопредельных государств. Это влияние можно наблюдать от Египта до востока современного Ирана в пределах караханидского каганата, что исследователям трудно разделить исусство по географическим и историческим границам. В архитектуре этого периода вклад мастеров можно заметить в подражании нескольким видам древнеиранской архитектуры и таланту и мастерству архитекторов эпохи в усовершенствовании этих традиций. Мечети этой эпохи построены с одним, двумя, тремя и четырьмя галереями. В сторону, обращенную к кыбле (направление на Мекку), план четырех галерей с одним двором и одним куполом стал основным типом мечетей.

В целом общие постройки эпохи сельджукидов были более крупные по размерам, аналогично зданиям предыдущих эпох. Надо отметить, что увелечение населения городов и богатство его жителей способствовали такому росту. Время требовало построек крупных мечетей, караван-сараев и мест для проведения различных дискуссий. Историк Наршахи пишет, что количество мусульман в Бухаре увеличилось настолько, что старая мечеть не вмещала их в пятницу, и было принято решение о постройке новой соборной мечети . Противоборство исламских течений также настоятельно требовало интенсивно строить подобные здания для улучшения количественного и качественного преподавания религиозных знаний. Следует отвергнуть доминирующее в науке мнение о созидательной роли кочевников-сельджуков. Справедливо, по-нашему, мнение о том, что, именно на основе иранских традиций кочевники стали воздвигать величественные здания и имели такие великолепные памятники истории, как Персеполис и Ктесифон. Переходя непосредственно к исследованию исторического аспекта развития раннефеодальных городов в Средней Азии, отметим, что в целом города Центральной Азии, в том числе Мавераннахра и Хорасана в IХ-Х вв. делают невиданный доселе гигантский скачок в своём развитии. После активности урбанизации и степени миграции сельского населения в городские ремесленно-торговые центры, как справедливо отмечают многие исследователи среднеазиатского зодчества (например, О.Г.Большаков, В.Л.Воронина, Г.А.Пугаченкова и др.), территория Бухары увеличилась в 12-15 раз, Самарканда – 3-4 раза, а Бинкета – в 20 раз. Появляются новые города .

Начиная с государственности Саманидов, с сосредоточением в городах ремесленного производства и торговли, развитием городской культуры, науки, искусства и архитектуры, миграцией сельского населения в города, появляется не только сильная ремесленно-торговая прослойка, но и гуманистически настроенная научная интеллигенция .

Центрально-азиатские города, которые прежде служили связующим звеном между западными и восточными странами, являясь перевалочными пунктами мировой караванной торговли, теперь уже сами производят товарную продукцию и торгуют на Востоке с Китаем, Восточным Туркестаном, на северо-западе – с Болгарией и Русью, на западе – с Хазарией. Денежные обязательства – чеки, выдаваемые в Самарканде и Бухаре, быстрее, чем поступление налога (хараджа) в государственную казну Саманидов, оплачиваются в городах далекого Магриба. Серебряные монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Шаше и Хорезме, имеют хождение в Хазарии, Болгарии и на Руси .

Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи)

Рабады. Рабады в древности и до ХIII веков называли одну из трех основных частей города, где сконцентрировались базары, торговые ряды, мастерские ремесленников и граждан городов. Однако основной причиной возвышения городов IХ-ХII вв. на территории Мавераннахра и Хорасана былоразвитие в городах социально-экономической жизни как центра торговли и применения свободного труда обездоленной деревенской бедноты. В IХ-Х вв. административно-хозяйственные учреждения городов перемещаются из шахристанов в рабады. В рабадах строит свои резиденции и кушки знать. Также перемещаются базары, караван-сараи, мастерские. ВIХ-ХII вв. рабады, как часть (земельная, засеянные поля и сады) города, потеряли свое значение, вошли целиком в состав шахристана (мадины), обводились мощными стенами и воротами. Образовались внутренние и внешние рабады. С ХIII рабадами уже стали называть караван-сараи, гостиницы, жилые комплексы нескольких семей или рабады, которые обносились мощными внешними стенами с хозяйственными помещениями: водой, складом, банями, загоном для скота. Такого типа рабады фактически имели все города региона, и они встречались на главных магистральных путях между городами. Самым хорошо сохранившемся и дошедшим до нас является Рабад Малика в местности Дашти Малике, между Бухарой и Карминой. Формирование типологии зданий и сооружений городов, также и как история самих городов, относится к числу важнейших проблем исторической науки. Если типология городов характеризует степень развития феодального хозяйства, то типология зданий характеризует степень социализации феодального общества. Единообразие или многообразие построек любого типа говорит о социальной структуре города и общества.

Формирование типологии зданий городов Мавераннахра и Хорасана, как и города европейские и особенно Переднеазиатские, связаны с хозяйственной деятельностью его жителей. Однако с соблюдением традиций IV-VIII веков в IХ-ХII века, особенно в ХI-ХII века, приобретают новые черты. Эти черты никоим образом нельзя связывать ни с появлением кочевой культуры и ни с феодальной политической раздробленностью (частой сменой политической власти) Караханиды, Газнавиды, (Сальджукиды, Буиды, Хорезмшахи). Каждые из них разрушали города, а также восстанавливали и строили новые. Мавераннархрские и Хорасанские города в IХ-ХII века строились и развивались теперь не как феодальные в чистом их понимании, а больше как административно-политические а потоми хозяйственно-производственные центры. Этому назначению и соответствовала типология зданий. Если в VIII-Х века в строительстве новых и восстановлении старых городов центрального Ирана прослеживается традиция типа багдадского стиля, то в восточном Иране и в Средней Азии в чем - то сохранились свои традиции, в чем - то можно проследить багдадскую (иранскую). В мусульманском мире Багдад считался идеальным политическим, административным, религиозным, культурным, общественным, торговым, но не экономическим центром. Классические феодальные города хорошо изучены в Европе. Азиатские города, с точки зрении их хозяйственной деятельности, почти не изучены. Они с этой точки зрения также не являются темой нашего исследования. Наша задача, на основе письменных источников и археологического материала, установить в общих чертах типологию зданий и сооружений. Проведённый нами анализ исторических сведений и археологических материалов свидетельствует о том, что политические катаклизмы ХI-начала ХIII веков почти не внесли изменений в формирование и типологию зданий. Вторжение, набеги, разрушения влияли на количество построек и городов в целом. Караханидское и Сельджукское заселение и завоевание изменили соотношение населения городов по производственной деятельности (ремесленники, земледельцы, животноводы и др.), но не по жилищной культуре. Став хозяином города или селения, кочевники-скотоводы в исключительном случае жили в брошенных домах, поселках, городах, иногда восстанавливая разрушенные сгоревшие дома, сооружения. Это случилось в Х в. в Ферганских и Согдийских городах, павших под властью Караханидов и в части Мавераннахра и северо-западного Хорасана под властью Сельджукидов. В IХ-ХII вв. были эпохой расцвета городской культуры Средней Азии. Историк Наршахи, описывая Бухару IХ-Х вв., рассказывает о прямых и широких улицах, мощенных камнем, об укрепленных дворцах дехкан-землевладельцев и богатых купцов, расположенных в городе и его окрестностях. В Х веке в Бухаре существовал прекрасный книжный базар, а библиотека в эмирском дворце занимала несколько комнат. … «Я видел и читал там такие книги, которые многим людям неизвестны даже по названию. Я никогда не видел подобного (собрания книг) ни раньше, ни после», - рассказывает в своей автобиографии Абуали ибн Сино, имевший возможность пользоваться этой библиотекой.

О высоком уровне создания комфорта в дворцах этого периода свидетельствует историк ХI века Байхаки. Так, царские покои в Герате имели необычную систему охлаждения помещений. Вокруг здания по краю кровли были проложены керамические водопроводные трубы с мелкими отверстиями, на которых были развешаны полотнища, сплетённые из камыша. С помощью специального устройства вода из водоёма поднималась на крышу дома, растекаясь по трубам, она смачивала полотнища. Таким образом здание предохранялось от сильного перегрева, и в помещениях поддерживалась пониженная температура.

Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана

Невиданный расцвет переживает Самарканд в конце XIV в., когда он стал центром Тимуридской империи. С 1371 года в Самарканде развивается бурное строительство, которое ведется на основе плана и правил Тимура. В частности, в «Уложении Тимура» есть глава о порядке и благоустройстве государства, где он «приказывал расчищать засоренные арыки, исправлять и строить мосты на реках и воздвигать караван-сараи на расстоянии одного дня пути… В каждом городе я приказал построить мечеть, общественную школу, монастырь, богадельню для бедных и убогих и больницу… Я требовал, чтобы в городах строились также здания городской думы и судебной палаты…» .

Герат, вторая по величине столица тимуридского государства, в XV в. представлял собой в плане прямоугольник крепостных стен (1300х1350 м) с цитаделью в северной стороне. В фортификацию стен входили округлые башни, количество которых было 149. Город прорезали две основные магистрали, пересекающиеся в центре под рыночным куполом Чорсу. По обе стороны магистралей от торгового купола лавками тянулись базары, где протекала торговая и ремесленная жизнь Герата.

Шахрисябз, главный город средневековой области Кеш, в XIV-XV вв. целиком был превращен в город-крепость. В 1378 году его территория была обнесена глинобитными стенами и рвом с подъемными мостами у ворот. Ширина стен внизу была около 5 м, высота – свыше 11 м; они были укреплены башнями, расположенными друг от друга через 60 м. К четырем воротам на осях прямоугольника крепостных стен вели две главные магистрали, пересекающиеся в центре города. Эти главные улицы были застроены роскошными монументальными зданиями .

Высоко было общественное положение зодчего. Архитекторы эпохи Тимура и Тимуридов были не только образованными людьми, но и их характеризовала глубокая осведомленность в проблемах теории архитектуры, градостроительства и архитектурного проектирования. Ведущие мастера архитектуры являлись воспитателями и передатчиками опыта поколений, но, как подчеркивает Г.А.Пугаченкова, никогда не замыкались в рамках лишь этого опыта, обогащая его находками, новыми открытиями и расширяя познания наблюдениями за творчеством своих собратьев по ремеслу .

Примечательная черта эпохи XIV-XV вв. – это взаимообогащение архитектуры разных районов огромного государства путем проникновения и слияния творческих направлений, формировавшихся как в столичных центрах (Самарканде, Герате, Шахрисябзе, Мерве), так и на периферии. Города впитывали не только творческие достижения и труд мастеров из разных стран, но и, в свою очередь, распространяли свои достижения по всей стране и за ее пределами. Именно на основе взаимовлияний и взаимообогащения и сформировалось то новое, что позволило определить XIV-XV вв. как эпоху Достижений, эпоху Восточного Ренессанса. Как замечает Г.А.Пугаченкова, на обширной территории Средней Азии, Афганистана и Восточного Ирана сформировалось универсально-целостное стилевое направление, где традиции градостроительства занимают одно из ведущих мест . Это явление – факт исключительного значения для иранских народов, в том числе таджикского. Действительно, великие достижения зодчества XIV-XV вв., достигнутые иранскими народами, не могли не оказать воздействия на архитектуру и градостроительство сопредельных стран. В тех же традициях работали, например, зодчие Азербайджана, которые запечатлели традиции градостроительства и архитектуры Центральной Азии и восточного Ирана в комплексе дворцовых и культовых построек Ширваншахов в Баку. Сходный процесс отмечается и в северо-западной Индии, где чуть позднее были творчески использованы традиции зодчества Мавераннахра и Хорасана в городах Ахмедабаде, Дхолке, Чемпанире и др.

В XVI-XVII вв., после падения династии Тимуридов, во времена правления узбекской династии Шейбанидов, зодчие Средней Азии, Афганистана и Восточного Ирана вносят свой творческий вклад в создание монументально-репрезентативных городских ансамблей и загородных архитектурно-организованных садово-парковых комплексов. Однако, в целом градостроительство в значительной мере живет импульсами, исторгнутыми предыдущей эпохой, поэтому говорить о новых градостроительных идеях не приходится. В этом отношении, как отмечает Г.А.Пугаченкова, инициатива как бы была перехвачена Индией, где империя Великих Моголов, созданная тимуридом Захириддином Бабуром, под влиянием зодчества Герата и Самарканда XIV-XV вв. преобразуется в блистательную национально-индийскую архитектурную школу.

Итак, мы на протяжении нескольких тысячелетий рассмотрели, хотя и бегло, традиции градостроительного искусства на территории распространения ираноязычных племен и народностей. Как выясняется, таджикская цивилизация, насчитывающая несколько десятков веков своего развития, не раз показывала примеры ценнейшего вклада в историю мировой культуры. Наиболее ярким примером сказанному является открытие Саразма, первой в истории Центральной Азии цивилизации эпохи позднего неолита, причем в горном регионе. Это открытие произошло в конце 70-х годов ХХ века, и оно во многом вынудило ученых пересмотреть свои концепции о концентрации очагов мировой цивилизации в равнинных районах Южного Туркменистана в пределах центральноазиатского региона. Многие ученые до сих пор не могут дать объяснение, почему феномен Саразма был создан в период, когда человечество только осваивало металл и в быту еще преобладали каменные орудия труда. Уже в это время отдаленный горный край (верховья Зеравшана) стал центром древней цивилизации, связанный в IV-II тыс. до н.э. с древневосточным миром – культурами Южного Двуречья (древней Месопотамии),

Похожие диссертации на Градостроительство мавераннахра и хорасана в IX - начале XIII веков