Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная интеллигенция Урала: февраль 1917-середина 1919 гг. Селянинова, Гульсина Дагирьяновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селянинова, Гульсина Дагирьяновна. Художественная интеллигенция Урала: февраль 1917-середина 1919 гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Урал. гос. ун-т.- Екатеринбург, 1995.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/4063-8

Введение к работе

Актуальность течи. Изучение истории художественной интеллигенции приобретает особое научное, и политическое значение в связи со спецификой данной социальной группы, которая, несмотря на-немногочисленность, играет важнейшую роль в создании и сохранении духовных ценностей общества, формировании общественного сознания.

Интерес к истории российской интеллигенции на современном этапе развития исторической науки связан с ее значением в развитии общества. Изменение исторической ситуации в России, начавшееся со второй половины 80-х г., предоставило широкие возможности для исследователей, обращающихся к переломному в российской истории периоду -революции 1917 г. и гражданской войны.

Объективный анализ проблемы идейно-политической дифференциации художественной интеллигенции Урала, ее взаимоотношений с разнонаправленными политическими режимами с февраля 1917 до середины 1919 гг. имеет важное значение в исследовании глобальных исторических тем "интеллигенция и революция", "интеллигенция и власть".

Актуальность изучения уральской художественной интеллигенции связана с особенностями региональной истории. На территории Урала в течение довольно короткого периода имели место разнообразные, последовательно сменявшиеся исторические ситуации.

Судьбы представителей художественной интеллигенции Урала привлекают к себе внимание исключительным драматизмом, вызванным экстремальными условиями гражданской войны. Стремление интеллигенции быть субъектом исторического процесса усугубляло трагизм ситуации, в которой она оказалась.

Степень научной разработки проблемы. Проблемы уральской художественной интеллигенции в условиях революции 1917 г. и гражданской войны еще не избирались в качестве самостоятельного предмета исследования. Из всех профессиональных "срезов" интеллигенции Урала наименее изученными являются проблемы избранной нами группы. Анализ исторической литературы подтверждает этот вывод.

В отечественной историографии российской художественной интеллигенции можно выделить следующие периоды: Г) февраль - октябрь 1917г.; 2) октябрь 1917 - конец 20-х гг.;3) начало 30-х - середина 50-х гг.; 4) вторая половина 50-х - 80-е гг.; 5) начало 90-х г. - настоящее время.

Наши представления о периодах развития российской историографии художественной интеллигенция базируются на применении методики историографической ситуации. В соответствии с ней мы полагаем, что ха-

рактер политической жизни, как внешний фактор историографической ситуации, оказывает непосредственное влияние на развитие исторической науки, особенно в несвободных обществах, где определяющим является "социальный заказ", получаемый историками от государства, в обществах же неидеологизированных процессы развития исторической науки определяются, главным образом, внутренними факторами историографической ситуации - наличием исторических источников для проведения исследований, традипияад исторических школ, степенью изученности то! или иной темы и т.д. Применение методики историографической ситуации обусловило обращение к хронологическому, а не проблемному принципу изложения историографии вопроса.

В российской историографии к 1917 г. уже сложились определенные традиции в разработке проблем интеллигенции. Работы, написанные в первый период, опирались на них, но мы их рассматриваем, прежде всего, как часть источниковой базы по теме исследования и не подвергаем специальному анализу.

Второй период развития историографии темы (октябрь 1917 - конец 20-х гг.) характериуется тем, что в это время историки обладали относительной свободой, имели возможность выразить свое мнение. Но постепенно к концу 20-х г. исчезал и этот относительный политический плюрализм, идеология начинает господствовать в исторической науке.

В историографии интеллигенции II периода можно выделить внутренний и зарубежный потоки.

Первый из них включает официальную большевистскую историографию и сочинения оппонентов большевиков.

Сразу после октября 1917 г. проблемы интеллигенции освещались в трудах партийных деятелей к лидеров советского государства. Определяющими были взгляды В.И.Ленина, выделявшего 3 слоя в российской интеллигенции XX века, включая и художественную интеллигенцию: буржуазные деятели искусства, демократическая интеллигенция и пролетарская. В соответствии с данной классификацией формировалась партийная политика.Пп сути она означала разделение интеллигенции на контрреволюционную и революционную. Деятели советского государства, писавшие исторические сочинения, стремились оправдать дискриминационную политику в отношении большей часта интеллигенции.

Российской художественной интеллигенции периода революции были посвящены работы лидеров партии большевиков А.В.Луначарского, Н.И.Бухарина, А.А.Богданова и менее известных деятелей - А.Ворон-

I Лєніш В.И. Поли.собр.соч.-5-е изд.-Т.Г2.-С.І05;т.І8.-С.І30; Т.20.-С.70.

ского, Г.Лелевича. Для их работ были характерны узкоклассовые подходи к художественной интеллигеннии как к несамостоятельной части общества, предназначенной лишь для обслуживания идеологических интересов пролетариата, а также зашита принципа партийности художественного творчества.

В отличие от воинствующх сторонников пролетарского искусства, Л.Д.Тропкий придерживался умеренных и более трезвых представлений о месте и роли художественной интеллигенции. Он исходил из того положения, что нет и не может быть пролетарской культуры, поскольку "культурное строительство, которое наступит, когда отпадет необходимость в железных тисках диктатуры, не будет уже иметь классового характера".

Остальному направленно историогра<|ии в этот период противостояла точка зрения самих представителей интеллигенции, наиболее ярко сформулированная в сборнике статей о русской революции "Из глубины", написанном в 1918 г. крупнейшими представителями русской куль туры. Объявляя интеллигенцию виновной за свершение революции, авторы сборника считали, что произошло крушение и самой интеллигенции.

С осуждением жесткой партийной линии по отношению к интеллигенции в этот период выступили многие российские историки и философ*, оказавшиеся в эмиграции. Так, например, крупный историк русской философии Г.П.Федотов утверждал, что "большевизм есть преодоление интеллигенции на путях революции". Известный политический деятель России, крупнейший историк П.Н.Милюков считал, что изменения в культурной жизни вкзваны, главным образом, тем, что был "сметен тот культурный класс, который поставлял "потребителей", то есть читателей литературных произведений..."

Историограгїическая ситуация, складывавшаяся с конца 20-х г. не допускала даже возможности каких бы то ни было дискуссий о судьбах российской интеллигенции. Практически не было в этот период исследований по истории художественной интеллигенции - тема не разрабатывалась, а изучение периода революции Г9І7 г. и гражданской войны в период большого террора было опасно для исследователей. И поэтому, утвердившаяся в начале 30-х г. единообразная точка зрения на послеоктябрьскую историю интеллигенции, существовала вплоть до сере-

  1. Троцкий Л.Д. Литература я революция.-М.,1991.-0.147.

  2. Из глубины: Сборник статей о русской революции.-М.,1990.

  3. Федотов Г.П. Трагедия интеллигениии/л) России и русской философской культуре:Философы послеоктябрьского зарубежья.-М.,1990,-С.44І.

  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В З Т.-Т.2, 4.1.-4(.,1994.-0.9.

дины 50-х г. до начала периода "оттепели". В соответствии с господствующей точкой зрения признавалось деление интеллигенции на "верхушечную" (наиболее квалифишрованную, объявившую войну Советской власти), среднюю (менее квалифицированную, оставшуюся нейтральной) и рабоче-крестьянскую. Некоторые авторы давали даже более упрощенную схему» особенно в отношении художественной интеллигенции: "...На одной стороне были единицы лучших, честных,благородных представителей прогрессивного художественного творчества, продолжавшие славные демократические традиции корифеев русской литературы и искусства, стремившиеся отобразить революционную борьбу масс, их протест против прогнивших устоев общественной и государственной жизни России. На другой стороне находилось большинство художественной интеллигенции, присосавшееся к буржуазной кормушке, отвернувшееся от народа, отрицавшее демократические традиции русской культуры, воспевавшее лозунг "чистого искусства".

Для данного этапа историографии характерно понижениэ общего уровня исторических исследований, и, прежде всего тех, которые непосредственно выли связаны с изучением духовного мира человека,способов его художественного самовыражения. Историки вынуждены были вслед за Сталиным,оперировать лишь такими понятиями как "классы", "государство", "массы", "вожди" и т.д. Историческая ситуация, определявшая состояние исторической науки характеризовалась тем, что право на самовыражение имел лишь один человек, лишая тем самым его всех других членов общества. Из общественного сознания пыталиовы-травить такие понятия, как духовность, а сталинские опенки истории стали возводиться в ранг партийной политики. Все это нанесло значительный урон изучению истории российской художественной интеллигенции.

С середины 50-х г. проявился долго сдерживавшийся интерес историков к проблеме "интеллигенция и революпия". Но идеологические стереотипы тоталитарного государства продолжали работать и проявлялись в том, что тема освещалась, главным образом, через историко-партий-ные аспекты, иначе говоря, историкам позволено было вплоть до конца 80-х г. рассматривать российскую интеллигенцию лишь как объект, на который была направлена деятельность коммунистической партии.

В 60-80-е гг. общепризнанной стала концепция, в соответствия с которой считалось, что российская интеллигенция, будучи в основной своей массе буржуазной, постепенно в горниле битв за социалис-

I Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917 г. - лето І9І8 г.)-М..І952.-С.Ї92.

тическую революшш, а затем в процессе строительства социализма преображается и становится советской, социалистической под руководством коммунистической партии. Признавались непогрешимыми ленинские идеи о том, что борьба за интеллигенцию, за буржуазных специалистов - одна из йюрч классовой борьбы. Такая схема игнорировала демократические позиции российской интеллигенции и ее близость народным массам. Считалось также, что даже поддержавшие революцию интеллигенты смогут стать достойными птроителями нового общества лишь в том случае, если пройдут пролетарское перевоспитание.

Деятельность коммунистической партии изображалась исключительно в позитивном ключе; подразумевалось, что следование ленинским заветам всегда приводит к успеху; заранее заданным было оправдание *сех действий партии в отношении интеллигенции. Историки доказывали, что Советская власть, применявшая суровые репрессивные меры против буржуазных специалистов имела на это полное моральное и юридическое право. К примеру, широко распространенным было мнение о правильности борьбы большевиков с так называемым саботажем.

Но тем не менее за три десятилетия (с середины 50-х до середины SO-x гг.) историками был сделан определенный вклад в изучение истории интеллигенции России, в том числе и художественной.

С начала 70-х г. историография художественной интеллигенции начинает развиваться как самостоятельное направление. Об этом свидетельствует появление работ, посвкшенных непосредственно художественной интеллигенции. Хотя темы работ во многом дублировали друг друга, так же, как поднимаемые вопросы, это был прорыв в изучении проблемы.

Глубоко и серьезно занимается исследованием проблем художественной интеллигенции В.Т.Ермаков. Написанная им глава "Формирование художественной культуры" в коллективной монографии "Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры: 1917 - 1927" занимает заметное место в историограїми проблемы. Придерживаясь в целом традиционных схем по поводу политической ориентации художественной интеллигенции, историк, тем нэ менее делает ряд глубоких и серьезных выводов, утверждая, например, что советская художественная культура зарождалась как культура идейно

I Прозорова О.А. Деятельность Коммунистической партии по вовлечению художественной интеллигенции в строительство социалистического общества в первые годы Советской власти (ноябрь 1917-1920 гг.). Авторэф.дис. ... канд.ист.наук.-М.,1971; Ярошецкад В.П. Борьба партии большевиков за художественную интеллигенцию в период подготовки социалистической революции и в первые годы Советской власти (март І9І7-І920 гг.;. Автореф.дис. ... канд.ист. наук.-Л., 1973.

и политически тенденциозная в широком смысле этого слова, иначе говоря, - партийная".

В историографии долгое время игнорировался период от февраля до октября 1917 г. Этот пробел был заполнен лишь монографией О.Н.Знаменского, раскрывающей эволюцию политических позиций, социально-психологического состояния, общественного настроения российской интеллигенции.

Большой заслугой С.А.Федюкина следует считать отказ от господствовавшего несколько десятилетий представления о том, что политическое размежеряние происходило только между группами интеллигенции ("верхушечной", средней и рабоче-крестьянской) и определялось исключительно социальным и материальным положением. Еще в 60-е г. им было высказано мнение, что водораздел шел внутри этих групп.Такое видение означало стремление историка отойти от классовых подходов, демонстрировало отсутствие общепринятой склонности мыслить общими социальными категориями. Историк не абстрактно рассматривал интеллигенцию, а выявлял специфику разных профессиональных отрядов. Обоснованное С.А.Федюкиным положение об изучении социальной психологии различных групп и отдельных представителей интеллигенции продолжено в творчестве современных историков, считающих, что огромный комплекс Факторов предопределяет политический выбор в каждом конкретном случае.

Так, А.В.Квакин, рассматривая проблему политической дифференциации интеллигенции в послеоктябрьский период, выделяет 8 условных стадий развития сознания интеллигенции, углубляя представления

0 динамике изменения позиций различных групп.

Проблемам художественной интеллигенции в послеоктябрьский период посвящено специальное исследование А.С.Павлюченкова.

История интеллигенции Сибири комплексно отражена в трудах С.А.Крэсильшкова и В.Л.Соскина.

История художественной интеллигенции Урала наряду с другими профессиональными отрядами рассматривалась в работах уральских историков.

  1. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры:1917-1927 гг.-М.,1985.-0.344.

  2. Знаменский О.н..Интеллигенция накануне Великого Октября (фэвраль-октябрь 1917 г.).-Л.,1988. У

  3. Квакин А.В. Октябрьская революция и идейно-политическое размежевание российской интеллигенции.-Саратов,1989.

  4. Павлюченков А.С. Партия, революция, искусство: (191?-1927 гг.).-М.,1985.

  5. Красильников С.А., Соскин В.Л. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти: 1917 - лето 1918 гг.-Новосибирск,1985.

В.П.Полев акцентировал внимание, главным образом, на формах сотрудничества художественной интеллигенции с Советской властью в первое десятилетие большевистского режима.

Анализ системы высшего и среднего специального художественного образования с 1919 по 1941 гг., а также вопросы формирования и развития художественной интеллигенции Урала стали предметом исследований Г.С.Адриановой.

Деятельность партийных организаций Урала в отношении уральской художественной интеллигенции после октября 1917 г. рассматривалась М.И.Кондрапевой.

Л.Г.Улыбина, анализируя политико-просветительную работу партии в частях Красной армии в годы гражданской войны, определенное внимание уделяет пропагандистской работе деятелей искусства, сотрудничавших с Советской властью.

В работах В.М.Войнова впервые исследованы политические позиции и деятельность той части уральской интеллигенции, которая оказалась на территориях, захваченных белогвардейцами, их отношение к так назнваемой "демократической контрреволюции" и колчаковскому режиму. В данном контексте он рассматривал и проблемы художественной интеллигенции.

Т.В.Романоря, характеризуя городские средние слои на Урале с октября 1917 по июнь 1918 гг. касается и вопроса о численности деятелей искусства Урала.

  1. Полев В.П. Борьба партийных организаций Урала за перевоспитание старой интеллигенции (І9І9-І927 гг.). АвтореФ.дис. ... канд.ист. наук.-Свердловск,1975; Его же. Деятельность уральской партийной организации по идейному воспитанию художественной интеллигенции в первое десятилетие Советской власти//Деятельность КПСС по развитию социалистической культурыгСвердловск,1976.-Вып.3.-С.З-І5.

  2. Адрианова Г.С. Формирование и развитие художественной интеллигенции Урала. 1932 - икнь 1941 гг. Автореф.дис. ... канд.ист.наук.-Пермь,1981; Её же. Художественная интеллигенция Урала. 30-е гг.Екатеринбург ,1992.

  3. Кондрашева М.И. Коммунистическая партия - организатор-формирования социалистической интеллигенции на Урале в І9І7-Г92? гг.-Иркутск, 1985.

  4. Улыбина Л.Г.Комчунистяческая партия - организатор политико-просветительной работы в частях Красной армии на Урале в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг. ).АвтореФ.дис. ... канд.ист.наук.-Свердловск,1983.

  5. Воинов В.Ч.Интеллигенпия Урала в годы революции и гражданской войны (март І9І7-І920 гг.>.Автореф.дис. ... канд.ист.наук,-Свердловск,1992.

  6. Романова Т.В. Городские средние слои и большевики Урала в период установления и упрочения Советской власти (октябрь І9Г7-июнь 1918 гг.).Автореф.дмс. ... кзяд.ист.наук.-Челябинск,1992.

Новый период историографии, начавшийся с 90-х годов отличается стремлением историков дать объективное осмысление истории интеллигенции России. Такая возможность была предоставлена новой общественно-политической ситуацией в стране, характеризуемой в тлом отказом государства от идеологического контроля за общественным сознанием. Это привело к появлению разнообразия трактовок исторических событий.

Предоставленная российским историкам свобода самовыражения была реализована в организации и проведении научно-теоретических конференций по проблемам интеллигенции в Кемерово (1991 г.), Иваново (1992, 1993, 1994 гг.), Омске (1993), Екатеринбурге (1990, 1992, 1994, 1995 vs.). Материалы этих конференций представляют собой попытки реализовать новые подходы в историографии российской интеллигенции.

Новые оценки партийной политики в отношении интеллигенции, отказ от узкоклассовых подходов в изучении темы, обращение к синтетическому, комплексному анализу характерны для исследований последнего периода историографии.

Прежде всего, это верно в отношении работ В.Л.Соскина, в которых автор, основываясь на "социальном подходе" к объяснению исторических явлений, рассматривает сущность и характер культурного развития России в эпоху революции І9Г7 г. и гражданской войны.

Проблемы художественной интеллигенции в современный период историограїїии рассматривались в работах В.Ш.Назимовой, Г.И.Ильиной, И.В.Купиовой, Э.Б.Ершовой.

В.Ш.Назимова, характеризуя направленность вмешательства в творческий процесс властных субъектов, делает справедливый вывод, что "право Коммунистической партии руководить развитием культур- ного процесса было обосновано теоретически с тем, чтобы формировать и определять его результаты с пелью упрочения социалистической идеологии.

Г.И.Ильина, изучая вопрос о численности художественной интеллигенции России, поднимает также проблему ее социально-экономического положения в переломный период. Рассматривая отношение художественной интеллигенции к Советской власти, она утверждает, что

  1. Соскин В.Л. Революция и культура (І9Г7-Г920 гг.). Историко-тео-ретический аспект.-Новосибирск,1994.

  2. Назимова В.Ш. Партийно-государственные структуры и художественная интеллигенция в СССР//Интеллигенпия в системе социально-классовых отношений советского общества.Тез.докл.-Кемерово, І99І.-С.86.

-ГО -

саботаж не был ни всеобщим, ни повсеместным, ни длительным вследствие заинтересованности в стабильной государственной власти,способной обеспечить гарантированный заказ на творчество.

Исследуя проблему идейно-политического выбора и расслоения художественной интеллигенции в годы гражданской войны, И.В.Куппо-ва анализирует миротворчество как позипио, характерну!) для представителей художественной интеллигенции.

Изуяению история художественной интеллигенции Белоруссии по-свяненн работы Э.Б.Ершовой.

Учитывая все вышесказанное, мы можем констатировать, что проблема "Художественная интеллигенция Урала в годы революции и гражданской войны" до настоящего времени рассматривалась лишь в самых общих чертах и не была еще предметом специального исследования. Была очевидна необходимость появления обобщающего труда по данной проблеме. В работах историков отсутствует специальный анализ динамики изменения политических позиций уральской художественной интеллигенции в феврале-октябре 1917 г.; исследователи,рассматривая деятельность художественной интеллигенции, сотрудничавшей с Советской властью, в то же время игнорировали ее деятельность при региональных коалиционных правительствах и колчаковском режиме.

Объектом исследования является художественная интеллигенция Урала. На наш взгляд, интеллигенцией следует называть особую социальную группу, которая-объединяет людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом, участвующих в формировании менталитета общества, создающих и сохраняющих его культурные ценности. Часть интеллигенции, посвятившая свою профессиональную деятельность воспроизведению художественной культуры (писатели, художники, музыканты и другие деятели искусства) представляет собой художественную интеллигенцию. Специфика данной профессиональной группы интеллигенции позволяет рассматривать ее, несмотря на немногочивлен-ность, как особую социальную категорию играющую важнейшую роль в создании духовных ценностей общества.

  1. Ильина Г.И.Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России/ЛІетроградская интеллигенция в І9І7 г. Сб. ст.-Л.,1990.-0.46,47.

  2. Купцова И.В.Миротворчество как позиция художественной интеллигенции в годы гражданской войни//Интеллигенция России :Уроки истории и современность; Тез.докл.-ИвановчІ994.-С.188-189.

  3. Ершова Э.Б.Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссия (І9І7-І94І).-М.,І994.

- II -

Хронологические рамки диссертации охватывают период с февраля 1917 до середины Г9Г9 гг. С февраля, по октябрь 1917 г. впервые, российская интеллигенция оказалась в условиях политической свободы. С октября Г9І7 г. и до начала гражданской войны ее деятельность протекала в услориях становления Советской власти. Особый этап составляет поиск интеллигенцией демократической альтернативы развития общества, вылившийся в создание региональных коалиционных пра-. вительств летом-осенью 1918 г. С ноября 1918 и до середины І9Г9 гг. уральская интеллигенция испытала на себе военную диктатуру А.В.Колчака. Конечным хронологическим рубежом диссертации является середина 1919 г. С этого времени на Урале начинается новый исторический этап, изучение которого не входит в наши задачи.

Территориальные рамки исследования соответствуют границам уральского историко-географического региона за исключением национальных автономных республик. В настоящее время это территории Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областей.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ социально-политических позиций и взглядов художественной интеллигенции Урала в период с февраля 1917 до середины І9Г9 гг. Это предполагает решение следующих задач:

выявить специфику политического поведения различных профессиональных групп художественной интеллигенции на разных этапах изучаемого периода;

проанализировать политические взгляды и политические ориентации представителей исследуемой группы интеллигенции;

раскрыть особенности взаимоотношений художественной интеллигенции и различных политических режимов.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, в основе которого лежит объективный анализ исследуемых проблем. Объективность обеспечивается конкретно-историческим подходом к изучению политических позиций, характера и форм деятельности различных профессиональных групп художественной интеллигенции. Для нас особенно важен принцип персонификации исторического процесса, который позволяет, рассматривая мотивацию деятельности конкретных личностей, выявлять формы и методы их воздействия на ход исторических событий. Эти методологические принципы получили развитие в работе благодаря применению методики исторической ситуации.

Общий ход исторического процесса складывается из находящихся во взаимосвязи между собой экономических, политических и духовных

процессов. R комплексе они составляют историческую ситуацию, локализуемую во времени и пространстве в качестве частной ситуации. Влияние личности осуществляется через воздействие на частную ситуацию. Возможности такого воздействия определяются объективными (внешними для личности) и субъективными (внутренними для личности) факторами. Влияние личности на исторический пронесе осуществляется через выбор действия, то есть выбор той или иной альтернативы, способной существенно повлиять на общий ход исторического процесса, если личность достаточно масштабна. Разные личности имеют возможность в разной степени воздействовать на исторический пронесе. Так, для крупного обпественного деятеля частная ситуация может совпадать с исторической ситуацией, и, альтернатива, избранная им, сможет оказать наиболее существенное влияние на общий ход истории.

Что касается деятелей искусства, то их влияние на жизнь общества осуществляется посредством изменения общественного сознания. Наибольшую возможность для этого они получают при возрастании общественного интереса к их творчеству. Возможности художественной интеллигенции зависят также от того, насколько связана избранная сфера деятельности с другими сторонами жизни общества. Если искусство замкнуто в своем специфическом мире, возможности творческой личности ограничены. Вышеизложенный ситуационный подход соединяет системный и аналитический способы исследования.

Источниковую базу диссертации составляют разнообразные документы. Они могут быть классифицированы в пять основных групп.

В первую группу источников включены нормативные и исполнительные ,документы тех или иных органов власти, раскрывающие характер политики, проводившейся в отношении художественной интеллигенции. Это документы коммунистической партии и советского государства общероссийского и местного масштаба, региональных коалиционных правительств - Комитета членов Учредительного собрания, временного областного правительства Урала, а также правительства А.В.Коячака.

Вторая группа источников - материалы периодической печати -газеты и журналы изучаемого периода. Автором были использованы периодические издания различных партий, частных и кооперативных издателей, а также местных органов власти. Привлечены газеты и журналы советского и антисоветского происхождения, издававшиеся на Урале. Всего просмотрено 32 наименования газет и 10 - журналов.

Третью группу источников составляют воспоминания, дневники, автобиографии представителей художественной интеллигенции. Эти документы чрезвычайно пенны несмотря-на субъективный подход в трак-

товке происходивших событий.

К четвертой группе источников отнесены документы и материалы профессиональных союзов «других объединений интеллигенции.

Привлечение пятой группы источников было предопределено спецификой нашего исследования. Это произведения самих деятелей искусства - опубликованные и неопубликованные произведения, живописные работы и т.д.

В процессе работы над диссертацией были изучены документы, храняшеся в центральных и местных архивах. Особое значение имеют фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) (Ф.ІЗІ, Ф.І47, ф.192, Ф.320, Ф.67І, ф.952, Ф.І56І, Ф.4856, Ф.4886, Ф.49І0, Ф.545І, Ф.5462, Ф.5508, Ф.5834). Среди документов этого архива наиболее ценны материалы региональных коалиционных правительств.

Были привлечены личные Лонды российского Государственного -архива литературы и искусства (РГАЛИ) (Ф.350, Ф.І497).

Автором были использованы документы местных архивов. Большой фактический материал об уральских деятелях искусства сосредоточен в Государственном архиве Пермской области (ГАЛО). Здесь было изучено большое количество Фондов (ф.Р-120, Ф.Р-690, Ф.Р-790,Ф.Р-837, Ф.926, Ф.Р-970, Ф.Р-973, Ф.Р-І25І, Ф.Р-І327, ф.Р-1647, ф.Р-1673). В Государственном архиве новейшей истории общественно-политических движения Пермской области (ГАНИОЦДПО) изучены сосредоточенные здесь документы местных большевистских организаций (Ф.90, Ф.557, Ф.620).

Большую роль в написании работы сыграли материалы Государственного архива Свердловской области (ГАСО) (Ф.Р-І7, Ф.Р-79, Ф.362, Ф.Р-568, ф.Р-1953, S.I600, Ф.Р-І9ІЗ, Ф.Р-І95І, Ф.Р-І957, Ф.Р-2266). Для нас наиболее значимы хранящиеся здесь документы временного областного правительства Урала.

Для написания диссертации были использованы также материалы Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦД00С0) (Ф.4І, Ф.22І), Государственного архива Челябинской области (ГАЧО) (Ф.Р-І726). Центра.документации новейшей истории Челябинской области СЦДНИЧО) (Ф.596).

Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация является первой специальной работой, где рассматрива-

ются проблема художественной интеллигенции Урала в период после Февральской революции и до окончания гражданской войны. Впервые в нашей работе:

  1. Выявлена специфика истории художественной интеллигенции уральского региона.

  2. Проведено сопоставление политических позиций разных профессиональных групп художественной интеллигенции,

  3. Показаны особенности взаимоотношений различных профессиональных групп изучаемого отряда интеллигенции с политическими партиями, режимами.

  4. Исследованы особенности политики местных органов власти Советского государства, региональных коалиционных правительств,

а также колчаковского режима по отноианию к художественной интеллигенции.

  1. Дана характеристика процесса творческой самореализации художественной интеллигенции в экстремальных условиях изучаемого периода. /

  2. Привлечены малоизвестные и введены в научный оборот не изучавшиеся прежде источники, включая произведения малоизвестных или забытых поэтов и писателей Урала, хранящиеся в архивах.

Практическая значимость. Исторический опыт, выявляющий значимость художественной интеллигенции в духовном развитии общества, может быть применен в современной ситуации. Фактический материал, содержащийся в нашем исследовании, сделанные нами выводы и обобщения имеют не только научный, но и практический интерес и могут быть использованы специалистами при чтении лекпий и спецкурсов по истории интеллигенции, проведении краеведческой работы.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на каФедре источниковедения Уральского государственного университета, докладывались на межвузовской конференции молодых ученых в Пермском государственном университете (1988 г.), на Пермской областной научно-практической конференции в Пермском сельскохозяйственном институте (1990 г.), на всесоюзной научной конференции в Кемерово (1991 г.), на Ш региональной научной конференции молодых ученых в Свердловске (1991 г.), на межгосударственной научно-теоретической конференции в Иваново (1992 г.), на научных конференциях в Уральском государственном университете в Екатеринбурге (1994, 1995 гг.).

Структура диссертации. Представленная к защите диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Художественная интеллигенция Урала: февраль 1917-середина 1919 гг.