Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Мельник Татьяна Васильевна

Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.)
<
Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мельник Татьяна Васильевна. Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Москва, 2004 192 c. РГБ ОД, 61:04-7/1141

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛИ ГЕНЦИИ

Раздел II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Раздел III. РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ДУХОВНОМ ОБНОВЛЕНИИ ОБЩЕСТ

Раздел IV. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование проблем формирования и деятельности интеллигенции занимает особое место в творчестве отечественных и зарубежных ученых. Интеллигенция в силу своей значимости для общества имеет непреходящую ценность, она являлась и является главным проводником культуры, образования и науки любого государства, в том числе бывшего СССР и нынешней РФ. Все это свидетельствует о том, что актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, той социальной, культурной, политической, и, следует отметить особо, духовной ролью, которую выполняет интеллигенция в обществе. Во-вторых, актуальность исследуемой проблемы вытекает также из того, что в этом процессе значительная роль принадлежит региональной интеллигенции, которая, помимо прочего, пополняет местную политическую, управленческую, интеллектуальную элиту. Всесторонний анализ особенностей становления, развития и деятельности российской интеллигенции в условиях провинции позволяет приблизиться к пониманию своеобразия российского социума, в конечном • счете, разобраться с тем, что представляет собой российский тип личности. В социокультурном развитии российской провинции интеллигенции всегда принадлежала значимая роль. Исходя из этого автор в данной работе рассматривает интеллигенцию в рамках крупного российского региона - Северного Кавказа. В- третьих, интеллигенция являла собой и в немалой степени являет в настоящее время духовно-нравственное ядро общества. Исследование интеллигенции Северного Кавказа под таким углом зрения вполне оправдано. В обобщающих трудах и специальных исследованиях рассмотрение этой проблемы в масштабе всей страны нашло свое отражение, однако на уровне Северо-Кавказского региона изучена сравнительно недостаточно. Следовательно научная и практическая привлекательность данной проблемы - в ее малой изученности, в возможности показать новые неисследованные аспекты деятельности интеллигенции, ее вклада в развитие основных регионов Северного Кавказа как неотъемлемой, исторически сложившейся части Российского государства. В-четвертых, исследование темы позволит комплексно осветить вопросы, которые исследованы лишь в специальной литературе, или мало исследованы, или не исследованы вообще, а также даст возможность, устранив несоответствия в степени научной разработки отдельных аспектов, по-новому посмотреть на проблему в целом.

Степень изученности проблемы. Историография интеллигенции достаточно обширна, но в ней интеллигенция Северного Кавказа занимает довольно скромное место. Тем не менее, в тех или иных композициях общей историографии она исследуется. При этом необходимо отметить, что особый подъем творческой активности исследователей интеллигенции приходится на 60-70-е годы (работы М.П.Кима, Л.М.Зак, С.А.Федюкина, В.Л.Соскина, В.Т.Ермакова, В.С.Волкова и др.). Перед исследователями открылись возможности более полно, объективно изучать данные проблемы.

Из работ по Северному Кавказу в этот период получило развитие изучение вопросов социально-экономической истории региона в XVII- XIX вв., городов Северного Кавказа и коренных народов. Работ, специально посвященных проблемам интеллигенции Северного Кавказа в исследуемый период очень мало. Вышедшие ,в последние годы научные публикации Э. В. Кемпинского1 представляют краткие очерки о деятельности интеллигенции в общественно-политеческой жизни Ставрополья накануне революции 1905-1907 гг., содержат фактический материал по численности интеллигенции Северного

Кавказа в конце XIX в., а также очерки из истории революционного движения в Пятигорском отделе Тверской области в ноябре-декабре 1905 г. и др.Заслуживает внимания работа Бондаря Н.И.,2 посвященная этнокультурной ситуации на Кубани, представляющая комплексные данные по состав, состоянию и проблемам традиционных национальных культур. Но вопросы взаимоотношений властных структур и интеллигенции там не рассмотрены, если не считать приведенных данных по гуманитарной интеллигенции, да и то, незначительных.

Среди многочисленных работ по исследуемой проблеме заслуживает внимания монография Р.Б.Абдулова,3 которая посвящена формированию интеллигенции Кабардино-Балкарии. Книга отразила состояние советской исторической науки в целом: прокрустово ложе теоретико-методологической базы, перенасыщенность ссылками на "классиков и партийные документы", предопределенность выводов, описательность и декларативность, особенно последних разделов, - все это характеризует в значительной степени время. К сожалению, от региональной историографии, находящейся в стадии становления и поиска, трудно было ожидать чего-либо оригинального. Тем не менее это не приуменьшает значимость данной работы. Комплексный характер исследования, проблемно-хронологическое освещение становления системы образования Кабардино-Балкарии, позволили автору показать тесную взаимосвязь решения социально-экономических задач с расширением сети образовательных учреждений и созданием одного из многочисленных отрядов интеллигенции этого региона. Р.Б.Абдулов рассмотрел источники формирования учительской интеллигенции, изменение ее качественного состава. Отход от принципов исследования к публицистичности и пропаганде, особенно нагляден в разделе о перестройке преподавания русского и кабардинского языков в "свете учения Сталина о языке", и в сюжетах книги, где речь идет о значительном улучшении материально-бытовых условий жизни интеллигенции, что не подтверждается архивными документами. Однако для своего времени книга стала примечательным историографическим фактом, основой для последующего изучения проблем интеллигенции Кабардино-Балкарии. Отдельные аспекты проблемы (рост числа школ и расходование средств на образование) рассматривает В.Сайкин.4 Книгу характеризует публицистичность, узкая источниковая база, отсутствие архивных документов, беспроблемность изложения, отсутствие серьезных теоретических выводов. Следует назвать и небольшую статью Агеева А.,5 посвященную российской интеллигенции в борьбе против перемен, которая является спорной и не отражает исследуемых нами проблем.

Оценивая этот период в историографии в целом, можно отметить, что для сложившихся школ историков интерес представляли другие аспекты проблемы. Комплексных работ по исследуемой теме нет, ее изучение представлено либо в общем контексте изучения региона, либо фрагментарно, на примере одной территориально-административной единицы, с использованием крайне ограниченного круга источников, зачастую с пропагандистскими функциями. Молодые исследовательские гуманитарные центры в национальных территориях региона находились в стадии формирования, научные коллективы еще не сложились, научно-квалификационный уровень исследователей был невысок. И еще одно очень важное обстоятельство: проводимые по инициативе власти идеологические кампании, непосредственно затронувшие общественные и гуманитарные науки, никак не стимулировали обращение историков к исследуемой проблеме.

Тем не менее в 1980-90-е годы вышло несколько книг по истории Северного Кавказа, и в частности, по Кубани и Ставрополью, Ростовской области. В них затронута история формирования и деятельности национальной, региональной интеллигенции, которая превращала Кубань, Ставрополье, Ростовскую и др. области Северного Кавказа в культурный и научный центр. Проблемам культуры был посвящен "Круглый стол" "Воздействие культур народов Северного Кавказа: принципы и механизмы", где его участники обсудили вопросы культуры многочисленных народов Северного Кавказа. Особое внимание было уделено творческой интеллигенции, которая значительно повысила свою активность в духовном обогащении народов Северного Кавказа. По итогам "Круглого стола" был издан сборник материалов. Несмотря на то, что некоторые теоретические положения этих материалов устарели с научной точки зрения, авторы уточнили выводы предшественников, по-новому осветили отдельные вопросы, на широкой документальной базе показали становление и развитие " грческой интеллигенции региона вплоть до 1960 г. Проблемам партийного руководства сельской интеллигенции в культурном развитии села посвятил научный труд В.И.Чуприна В.И.6 Автор следовал устоявшейся в то время историко-партийной традиции, однако значение работы заключается в обобщении конкретного тематического материала. Здесь были раскрыты взаимосвязь партийных организаций, местных органов власти с деятельностью сельской интеллигенции, даны рекомендации по укреплению этой взаимосвязи.

С середины 1970-х до конца 1980-х годов выходили издания, специально посвященные проблемам народного образования, высшей школы и научных учреждений Северного Кавказа. И в этом отношении большую роль в координации научно-исследовательской работы сыграл созданный в Ростове, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. "О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР",7 Северо-Кавказский научный центр высшей школы, опирающийся на институты, проблемные и отраслевые лаборатории.

Вышедшие в 1980-х годах книги, брошюры, буклеты, статьи, посвященные различным вопросам высшей школы Северного Кавказа, в основном являлись специальными юбилейными изданиями и авторскими работами по истории высших учебных заведений региона.8 Часть из них содержит только ознакомительную информацию, другие -краткую историю вузов, третьи рассматривают их историю в контексте истории страны и высшего образования. Но обобщающей комплексной работы по истории высшего образования и вузовской интеллигенции на Северном Кавказе нет, очень мало имеется также работ, посвященных проблемам нашего исследования.

Таким образом, проблема интеллигенции Северного Кавказа в анализируемых нами научных трудах не получила должного отражения в 1950-1980-х гг. Как видим, в этот период вышло небольшое количество различных изданий. В обобщающих трудах исследуемая проблема в основном затрагивалась в контексте партийного руководства отдельными отрядами интеллигенции Северного Кавказа. В специальной литературе отражены некоторые проблемы нашего исследования, но либо по отдельным территориям, либо по отдельным периодам.

Качественно новый этап в научном осмыслении места и роли интеллигенции в истории страны знаменовали собой в 1991 году научные конферинции, которые с тех пор регулярно стали проводиться во многих регионах страны (Иваново, Кемерово, Омске, Москве и др.). Но на этих конференциях, собирающих большое количество ученых, выступлений, посвященных проблемам интеллигенции Северного Кавказа почти не было, а те из них, которые изредка появлялись, практически не имели фактического материала, глубины содержания, выводов и рекомендаций.9

Таким образом, анализ опубликованной литературы позволяет сделать следующие выводы. Первый. Проблема интеллигенции Северного Кавказа нашла косвенное отражение в исторической литературе либо в контексте других проблем в обобщающих трудах, либо посвященных какой-либо одной теме или ограниченной территориальными и хронологическими рамками. Второй. В 1990-е гг. интерес к проблемам интеллигенции возрос, наметились новые аспекты их изучения, расширились возможности использования новых документов, появились серьезные публикации.

Назрела необходимость комплексного ее исследования, в котором, возможно на материалах крупного российского региона, на протяжении периода новейшей истории, на фоне событий в стране и мире показать основные тенденции и проследить особенности многогранной деятельности интеллигенции как в позитивном, так и в негативном плане. При этом, в центре внимания, как показал опыт анализа, оказывается - художественная, гуманитарная интеллигенция.

В работах советских обществоведов, касающихся политики партии и государства по отношению к интеллигенции, предметом исследования была не политика в ее общепринятом политологическом понимания. Речь шла о "партийном руководстве", выражавшем интересы всего народа. Данные работы так же можно классифицировать по основным тематическим направлениям: работы, непосредственно посвященные политике по отношению к интеллигенции, составившие особое направление государственной политики; исследования политики государства в отдельных сферах духовной жизни; работы по истории интеллигенции, в которых государственная политика рассматривается в контексте изучения процессов формирования и развития интеллектуального слоя общества; исследования философского, экономического и социологического характера, посвященные интеллигенции как социальной группе и содержащие материал об интеллигенции как объекте экономической и социальной политики государства.

Анализ трудов по историографии интеллигенции показывает, что состояние изученности ее деятельности составляет огромные резервы, как для накопления фактологического материала, так и для теоретического осмысления и переоценки исторических событий и явлений.

Целью диссертации является выявление основных направлений деятельности интеллигенции крупных регионов Северного Кавказа-Краснодарском и Ставропольском краев, Ростовской области по формированию духовного, культурного и образовательного поиска путей преодоления глубокого кризиса в экономической, социально-политической и духовной жизни народов исследуемого региона.

Автор ставит также цель комплексно, на основе архивных документов раскрыть малоизученные аспекты проблемы. Данная цель может быть представлена следующими исследовательскими задачами: исследовать особенности исторических и социальных предпосылок формирования российской интеллигенции; определить взаимосвязь интеллигенции и советского государства;

- выявить профессиональный и квалификационный состав интеллигенции Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области, проанализировать основные тенденции количественных и качественных изменений ее основных отрядов;

- определить формы и методы деятельности интеллигенции по усилению духовного и культурного потенциала народов Северного Кавказа в исследуемые годы; раскрыть основное содержание и специфику общественно и # политической и социальной деятельности интеллигенции Северного Кавказа в исследуемый период.

Объект исследования. Политически и социально активная интеллигенция Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области как неотъемлемая часть российской интеллигенции, вовлеченной в исторический процесс развития советского, ас 1991 года российского общества в исследуемые годы. ЕЕ роль в формировании духовного, культурного и нравственного потенциала народов Северного Кавказа в исследуемый период.

Предметом исследования является многообразная деятельность интеллигенции среди населения Северного Кавказа во второй половине 50-х - середине 1990-х годов по духовному возрождению народов региона, нормализации развития национальных отношений, по обеспечению этнополитической стабильности в регионе на принципах демократии и гуманизма, взаимопомощи и сотрудничества народов. При этом автор руководствовался следующими принципиальными соображениями: формирование и содержание деятельности интеллигенции должно определяться стратегией развития общества; разработка новых приоритетов развития художественной, гуманитарной и научной интеллигенции должна определяться с учетом современных общенациональных целей и перспектив, с учетом мировых тенденций, историко-культурных, духовных, научных и образовательных традиций России и ее отдельных регионов; главная цель эффективного использования потенциала интеллигенции Российской Федерации, и в частности, Северного Кавказа - обеспечение духовного, культурного и физического потенциала нации. Высшей ценностью государственной политики в этой сфере является ученый, художник, писатель, учитель, артист и др., приносящие идеи и воплощающие их в жизнь.

Источниковая база исследования разнообразна по своему характеру и значимости. Основными типами источников, использованных в диссертации, стали архивные документы; научные труды отечественных и зарубежных исследователей, диссертации и авторефераты по родственным областям знания, материалы, опубликованные в региональных и общесоюзных сборниках; статистические сборники; публикации периодической печати исследуемого периода; мемуарная литература.

При этом автор не мог игнорировать факт того, что КПСС, фактически управлявшая страной долгие годы, строила свою деятельность на фундаменте марксистско-ленинской теории, идеях выдающихся прогрессивных мыслителей прошлого, диалектически сочетая преемственность и новаторство в ходе решения актуальных проблем общественного развития. Сборники трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Л.Ленина, их мысли и идеи о культуре, науке, технике, месте человека в процессе социально-политического и экономического развития общества (а следовательно, речь идет о деятельности интеллигенции) - как реалистичные, так и утопичные - были и будут (наряду с идеями других мыслителей прошлого и настоящего) изучаться серьезными исследователями. В них - теория и практика жизни различных социальных слоев общества, прежде всего интеллигенции.

Особую группу источников составили несущие на себе печать времени документы КПСС. Прежде всего это материалы партийных съездов. Новое прочтение этих документов показало, что проблемы интеллигенции выделялись в них небольшой констатацией в отчетных докладах и резолюциях съездов. Директивный характер носят постановления ЦК КПСС, а также совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР о работе министерств высшего и среднего образования, культуры, здравоохранения, научных учреждений.

Документы подтверждают факт совпадения интересов партии и государства. Задачи партии в области формирования и деятельности советской интеллигенции были и главными задачами государства. Конечно, партия серьезно политизировала и идеологизировала советскую интеллигенцию, что видно и на материалах Северного Кавказа.

В то же время в них отражена политическая стратегия и тактика власти на каждом конкретном этапе движения страны. Проверить действенность партийно-государственных решений, увидеть результаты их выполнения не представлялось возможным - данный подход партаппарата фактически не практиковался, так как номенклатура, по определению, была неподотчетна обществу.

Для понимания концептуальной основы партийно-государственной политики в отношении интеллигенции важное значение имели работы руководящих и видных деятелей Советского государства: В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, В.В.Куйбышева, И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева и других. Все они в своих статьях, докладах и выступлениях либо непосредственно, либо в контексте других проблем касались вопросов интеллигенции, а также роли ее в социальной культуре общества. Другим источником явились опубликованные документы высших партийных и государственных органов, относящиеся к отдельным отрядам интеллигенции. Значительно расширили источниковую базу новые документы, опубликованные в журнале "Известия ЦК КПСС",10 часть из которых составила основу специального сборников. При этом особую ценность имеют сборники документов по отдельным республикам."

Массовый фактический материал, вводимый диссертантом в научный оборот впервые, дали архивы. В процессе исследования изучены: государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Всероссийский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший центральный парт архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Большую ценность представляют собой собрания фондов, Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО). В научный оборот вводятся материалы, отложившиеся в архивах после 1956 года. Первостепенное значение для исследования федеральных и региональных особенностей формирования и руководства деятельностью советской (с 1991 г. - российской) интеллигенцией со стороны партийно-государственных органов имеют следующие фонды Государственного архива Российской Федерации - Ф-5508, 523; Российского государственного исторического архива (РГИА) - Ф.776; Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) - Ф.1626, 1735, 1722, 1723, 1693, 1689, 1701; Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) - Ф.3821, 5258, 4213, 4085; Государственного архива Ростовской области (ГАРО) - Ф.4265, 4268, 6417, 6817, 6876; Российского государственного архива литературы и искусства - Ф.776, 792.

Официальную сухость архивных материалов эмоционально дополняют материалы периодической печати. Партийная принадлежность газет и вполне понятный их зависимый характер предопределили односторонность в подаче, например, критических материалов. Если говорить о партийных органах (таких в исследуемые годы было большинство), то критика была направлена только "вниз". Газеты, в лучшем случае информировали о деятельности тех или иных представителей гуманитарной, технической или художественной интеллигенции, о партийном руководстве теми или иными научными, образовательными или художественными коллективами, рисовали, нередко очень удачно, портреты представителей интеллигенции, и, конечно, работу интеллигенции на ниве партийных комитетов. Это было характерно и для местной периодической печати - краевых газет "Советская Кубань" (Краснодар), "Ставропольская правда" (Ставрополь), областной - "Молот" (Ростов) и др.

Оценивая весь массив источников, следует отметить, что они не всегда дают адекватное представление по исследуемой проблеме. В силу этого проведена необходимая верификация (перепроверка) источников с целью подтверждения изложенных фактов. Кроме того, многие вопросы в источниках ориентированы только на позитивные данные, трактуются односторонне, подчас схематично. Такое состояние источников учитывалось, и их данные критически осмысливалось в ходе исследования.

Вместе с тем, анализ исторических источников, опубликованных документов и значительного массива архивных материалов позволил рассмотреть проблему комплексно, на протяжении сорокалетнего, весьма противоречивого и драматического периода, раскрыть те проблемы и вопросы, которые не были ранее предметом специального изучения. Автор полагает, что данное исследование поможет глубже понять и осмыслить многие страницы новейшей истории России и одного из ее крупных регионов.

Широкая совокупность источников позволяет исследовать проблему и ответить на поставленные в данном исследовании цели и задачи.

Теоретико-методологической основой явились принципы историзма, научной объективности, системным подходом к явлениям исторического прошлого. При исследовании автор руководствовался общенаучными методами: сравнительно- историческим и проблемно хронологическим. При обобщении источников нами был применен статистический метод. Теоретические основы работы сложились в процессе осмысления основополагающих концептуальных работ отечественной исторической науки. История формирования и деятельности интеллигенции Северного Кавказа исследуемого периода изучалась нами на основе максимально возможного и доступного круга источников.

И еще одно обстоятельство, которым руководствовался автор. Признавая как важнейшую предпосылку изучения отечественной истории, ее целостность и непрерывность, автор целенаправленно выходит при изучении проблем "власть и интеллигенция" за обозначенные хронологические рамки. Конкретную дату имеют политические события, реформы, периоды экономической политики. Культура, образование, наука, как и духовность в целом, формируются многими поколениями в течение длительного времени. Именно поэтому начало формирования облика интеллигенции автор относит к периоду становления современного индустриального общества, современной цивилизации. Противоречивый процесс модернизации, показанный в исследовании, поможет лучше понять, что представляла региональная интеллигенция к середине 60-х годов.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1960-вторая половина 90-х годов. Начало периода относится к рубежу 50-60-х годов, когда советское общество переживало первый этап демократизации, оказавшей огромное влияние на процессы в сфере науки, образования, культуры. Заметным явлением в Северо-Кавказском регионе встал количественный и качественный рост интеллигенции, несмотря на застойные явления, которые прочно укоренились в 70-е годы и стали нормой жизни советского человека. Однако, активно репродуцируемые внутренними закономерностями развития науки, образования, культуры, их конструктивные элементы готовят почву для эпохального социально- политического события - начала активного реформирования страны, в том числе и Северо-Кавказского региона.

Следующий период охватывает 80-е- начало 90-х годов. На него приходится существенная системная трансформация российского общества и государственности: попытки реформирования советского общества в период перестройки (1985-1989 годы) высшим политическим руководством страны; крушение социалистического строя в августе 1991 года и остатков политической системы в октябре 1993 года под натиском антисистемных сил; утверждение к середине 90-х годов авторитарно- либерального режима переходного типа при разложении «социальной ткани» и резком расслоении бывшего советского общества; деградация государственных институтов и социальных норм в эпоху позднего Ельцина или «олигархического капитализма» ( вторая половина 90-х годов) при попытках общества преодолеть антимодернизационный откат конца 80-х - первой половины 90-х годов и вызванную им социальную деградацию; осознание обществом необходимости успешного завершения модернизации в постъельцинский период, в который вступила страна с августа 1999 года, когда тяжело больной президент Б.Н.Ельцин назначил председателем правительства В.В.Путина с дальнейшей передачей ему власти главы государства.

В этих условиях именно с середины 80-х до середины 90-х годов в деятельности интеллигенции произошли некоторые изменения Эти годы вошли в отечественную историю как годы "перестройки" и начала демократизации общества. В это время в развитии народов России, в том числе и Северного Кавказа, произошли неоднозначные резкие перемены, характеризующиеся с одной стороны, сменой общественного строя страны, стремлением регионов к самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, а с другой - глубоким социально-экономическим кризисом со всеми вытекающими из него последствиями. Основными из них стали: резкое обострение межэтнических отношений, напряженная этнополитическая ситуация в регионах Северного Кавказа после распада Союза ССР, провозглашение Россией суверенитета, возникновение вооруженного конфликта в Чеченской республике.

В этих условиях заметно возросла социальная роль и ответственность интеллигенции, Ставропольского и Краснодарского регионов, Ростовской и других областей Северного Кавказа, которая в сложных и противоречивых условиях не прекращала свою профессиональную деятельность и все более активно стала участвовать в процессах духовного и культурного обновления народов, в национальных движениях и общественно-политических партиях. Этот период стал для всех народов Северо-Кавказского региона и тем более для интеллигенции поистине периодом испытания свободой, что оставило неизгладимый и неоднозначный след. Для отдельных ее представителей это испытание обернулось потерей духовных ценностей или уходом в "бизнес", для других - трагедией "беженцев", растерянностью и даже уходом в религиозный мистицизм. Но для многих, сильных духом и мировоззрением, преданных интересам своих наций и интересам народов всей России, испытание свободой оказалось поистине испытанием на прочность, на эффективность созидательной деятельности во имя духовного развития страны. Насыщенный событиями исторического характера период дал богатейший материал для всестороннего анализа и осмысления на многие десятилетия.

Таким образом, изучение исторического опыта деятельности интеллигенции в 60-е годы, в период так называемой "перестройки" 80-х годов, а также в период реформ начала 90-х годов создает основы для взвешенной оценки реальных шансов их нормализации в современных условиях строительства новой России.

Научная новизна исследования. Научной новизной диссертации является и то, что в ней на базе весьма малоисследованного корпуса источников раскрыт механизм деятельности интеллигенции Северного Кавказа в исследуемые годы. Проанализированы характер и специфика деятельности интеллигенции Северного Кавказа по возрождению духовного и культурного потенциала народов одного из крупнейших регионов СССР, ас 1991 года России. На основе впервые вводимых в научный оборот источников рассмотрены главные звенья этого механизма.

Научная новизна исследования состоит и в том, что на основе критического анализа разнообразных источников в нем раскрыт сложный и противоречивый процесс взаимоотношений интеллигенции и власти в России, и в частности, в регионах Северного Кавказа, выявлена многогранная профессиональная и общественно-политическая деятельность гуманитарной и художественной интеллигенции Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области, способствующая усилению национальной культуры, духовного возрождения политической и идеологический раскрепощенности и поиску урегулирования взаимоотношений с партийно государственными органами в одном из самых сложных регионов России.

На основе опубликованных и архивных материалов показана динамика количественных и качественных характеристик интеллигенции исследуемых регионов.

Новизна исследования заключена также в обосновании конкретных рекомендаций, направленных на дальнейшую активизацию интеллигенции в интересах как северо- кавказских народов, так и других народов России, в интересах российского общества в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный и систематизированный материал, сделанный на основе критического анализа источников, выводы и рекомендации могут быть использованы федеральными и региональными органами власти в совершенствовании взаимоотношений с интеллигенцией российских регионов в своей повседневной деятельности по повышению роли и социальной ответственности ее в сложных условиях, переживаемых народами России.

Практическая значимость работы состоит и в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе при написании обобщающих трудов па истории России и Северного Кавказа, так и специальных работ по истории культуры и истории интеллигенции при подготовке курсов лекций и спецкурсов в высшей школе и инновационных образовательных учреждениях, а также при разработке и осуществлении политики современных властных структур в отношении интеллигенции.

Апробация исследования. Результаты исследования апробированы в ходе международных, всероссийских, региональных научных конференций в Москве, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Волгодонске и др. Диссертация обсуждена на историческом факультете Волгодонского института экономики, управления и права (филиала Ростовского государственного университета).

Структура диссертации состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Сущность, понятие и содержание интелли генции

Известно, что наиболее часто понятие интеллигенция связывается прежде всего с определенным кругом людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями, умениями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культуры в широчайшем понимании этого слова. Само по себе такое представление об интеллигенции является, по нашему мнению, нечетким и размытым, рождает массу недоразумений при попытке углубиться в проблему. Поэтому представляется необходимым уделить внимание точному определению предмета исследования. Такое уточнение может быть начато с трактовок термина, приводимых уважаемыми англоязычными толковыми словарями. Словарь Уэбстера: intelligentsia означает совокупность интеллектуалов, рассматриваемых как группа. Лонгмановский словарь современного английского языка: intelligentsia - группа людей в составе общества, которые высокообразованны, часто озабочены новыми идеями, новым развитием, особенно в искусстве и политике, и поэтому занимаются ими. Толковый оксфордский словарь: intelligentsia - класс интеллектуалов, рассматриваемых как обладающий культурной и политической инициативой, класс людей, делающих интеллектуальную работу (термин происходит из русского языка). В этой связи необходимо отметить, что упоминание о русском происхождении неслучайно - это достаточно распространенное в литературе мнение: понятие интеллигенция по своему происхождению является категорией русской культуры, и в большинство европейских языков (французский, немецкий, английский и др.) пришло из России в 19 в. Определенным аналогом русского слова интеллигенция (но без значения собирательности) в западноевропейской культуре стал термин intellectuels ("интеллектуалы"), и попытки западных деятелей культуры (напр., Бальзака) ввести в обиход слова, по-французски наиболее адекватные будущему русскому интеллигенция так и не прижились (здесь надо отметить, что и в русском языке интеллигенция была не единственным вариантом обозначения. Известно, что И.С.Тургенев для обозначения сходных феноменов употреблял слово нигилист, но оно быстро вышло из употребления). Но для того, чтобы понять специфически русский смысл собирательного понятия интеллигенция, важно понять его исходную семантику. Во второй четверти XVIII в. В.К.Тредиаковский переводил латинское слово intelligentia как "разумность"; профессор Петербургского университета А.И.Галич в "Опыте философского словаря" (1819) объяснял понятие интеллигенция в шеллингианском смысле как "разумный дух" и "высшее сознание". В аналогичном, философском смысле употребляли слово интеллигенция в 1850-60-е гг. Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.2

При исследовании темы "интеллигенция" нельзя не обратиться к вышедшему после первой русской революции сборнику "Вехи" (1909), поставившему вопрос о роли русской интеллигенции в ходе истории и развитии страны. Один из авторов "Вех" Д.Н. Овсянико-Куликовский в своей статье "Психология русской интеллигенции" взял термин "интеллигенция" в следующей трактовке: "интеллигенция - это все образованное общество; в ее состав входят все, кто так или иначе, прямо или косвенно, активно или пассивно принимает участие в умственной жизни страны."

Исторические предпосылки и особенности формирования советской интеллигенции

В дореволюционной России интеллигенция представляла собой не столько профессиональный слой людей творческого и интеллектуального труда, который можно встретить во всех цивилизованных странах, сколько, по определению В.Межуева, особого рода "партию" из образованных людей, объединенных общим умонастроением, - "партию народа", выступающую против "партии власти". Это как бы партия, хотя и политически неорганизованная в стране, никогда не жившая в условиях многопартийной системы. Далекая от народа по образованию, культуре, образу жизни, она видела в народе высшую инстанцию при решении всех социально-экономических проблем в стране". Пострадать за народ, принести ему пользу, даже пренебрегая собственным благополучием, в решавший момент пожертвовать своей жизнью - удел многих интеллигентов царской России.

Однако не только самодержавная власть, но и российская интеллигенция не знала и не хотела знать чаяний, дум, потребностей того народа, от имени которого она выступала. Российское же крестьянство, составлявшее большинство населения страны, меньше всего занимало политические проблемы. Все, чего оно хотело - это жить и трудиться на своей земле, сохранять верность обычаям и вере своих предков. Его мало интересовало государственное устройство и варианты его изменения.

В результате, традиционность причин неприятия интеллигенцией самых различных профессиональных направлений власти в XIX - начале XX вв. заключалась в неудовлетворенности положения народа, отсутствии тех реформ, которые были как воздух необходимы для страны и запаздывание проведения которых приводило к усилению радикальных настроений в обществе. Именно это опоздание стало базой событий 1917 года. Все это привело к тому, что противостояние интеллигенции и советской власти, продолжавшееся в течение семи десятилетий, основывалось на отсутствии свободы выбора своего пути; свободы экономической, интеллектуальной деятельности; свободы слова, печати, к чему приводило идеологическое давление однопартийной системы; основывалось на забвении главной цели переустройства общества - создания условий для всестороннего развития человека.

Почти два века интеллигенция традиционно готовила революцию в России: дворянскую, крестьянско-общинную, буржуазно-демократическую, пролетарскую, социалистическую, национальную и, наконец, демократически-капиталистическую. Последняя прошла, можно сказать, мирным путем - путем развала оплота коммунизма СССР - его военной, экономической, национальной, общественно-политической и управленческой структур. В результате интеллигенция получила свободу говорить всё, что думает при условии полной ненужности кому бы то ни было её мнения; свободу действий в рыночной экономике, к которой она сама оказалась менее всего подготовленной, ибо кроме своего интеллекта продавать ничего не может; и к этой свободе - ухудшение своего материального положения до нищеты, потерю общественного положения как политически грамотного слоя; развал науки, образования, культуры; потерю интеллектуального богатства страны, ибо наиболее молодые и талантливые научные, творческие кадры быстро нашли себе спонсоров и уехали за рубеж двигать там науку и культуру, но уже не российскую. В этом трагедия интеллигенции 90-х годов прошедшего века.

Роль интеллигенции северного кавказа в духовном обновлении общест

Укрепляя свое экономическое положение советское государство нередко забывало о культуре, духовном, моральном и нравственном самочувствии своего народа. "Считаясь с тяжелым моментом страны, следует идти по линии хозяйственного расчета, подчиняя работу в художественной области требованиям экономики, - говорится в Наказе Ростовскому Губполитпросвету (1921 г.). - Необходимо сужение сети театров. Выделение наиболее ценных, остальные переводить на кооперацию и аренду, сохраняя за собой идеологическое наблюдение за работой на государственных предприятиях".1 Такое положение, как показывают результаты наших исследований, сохранилось на весь период советской власти и продолжилось после 1991 года. Особенности функционирования властных структур в СССР в исследуемый период формировали культурную политику и направления развития культуры в государстве. После 1917г. государственная культурная политика была юридически, управленчески и финансово закреплена за государством в соответствии с задачами построения социализма. Принятые советским государством законы о национализации определяли культурное наследие как национальное достояние, государственную собственность. В развитие этого положения в 50-80 гг. культурное достояние провозглашалось властью как всенародное, основные направления развития духовной и материальной культуры разрабатывались исключительно в соответствии с этим декларируемым предложением: "Ценности культуры необходимо воспринять, освоить и тем самым превратить в духовное богатство всего народа. Поэтому овладение духовным наследием, передача его в руки трудящихся осуществляются не столько путем экспроприации средств образования, культурного и научного развития, сколько путем культурной работы всего народа, его духовного роста, его приобщением с помощью образования и просвещения к самостоятельной творческой деятельности".2 "При этом "народ", под которым понимается исключительно рабочий класс и крестьянство, провозглашается создателем нового, социалистического типа интеллигенции: "В ходе и результате этого процесса трудящиеся массы создают свою собственную, народную интеллигенцию, сочетающую в своем облике лучшие черты, как самого рабочего класса, так и прогрессивной интеллигенции прошлого".3 Проведение культурной политики носит выраженный идеологический характер, а культурное наследие рассматривалось как одно из средств политической пропаганды в интересах правящей партии.

Этот принцип использования культуры в качестве "служанки политики", инструмента воздействия на людей, на их сознание и поведение зарождается еще в 1917 году. При этом литература всегда расценивалась как исходная, начальная форма всестороннего воздействия на общество. Принцип политизации и идеологического соответствия культуры активно пропагандировали теоретики социалистической культурологии: Главными критериями оценки общественной роли духовной культуры являются ее социальная значимость и идейная направленность. Партия коммунистов никогда не была и не может быть безразличной к идейной направленности и содержанию духовных ценностей, к тому, по выражению Ленина, чтобы судить о деятелях культуры не с точки зрения стиля, остроумия, популяризаторского таланта данного писателя, а с точки зрения русской культуры, что отмечает двойственность политики КПСС в области литературы и искусства.

Похожие диссертации на Интеллигенция Северного Кавказа в культурной и общественно-политической жизни общества (1960-1990 гг. XX в.)