Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. Муртеза Махмуди

Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг.
<
Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Муртеза Махмуди. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Муртеза Махмуди; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2010.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/172

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История ирано-таджикских отношений с эпохи древности до 1991 г. 23

1. Общность языка, культуры и национальных традиций народов Ирана н Таджикистана — благоприятная предпосылка их плодотворного сотрудничества 23-44

2. Установление и развитие политических отношений двух государств в двустороннем и многостороннем форматах 45-67

Глава II. История ирано-таджикских отношений в годы гражданского противостояния в Таджикистане (1992-1997 гг.) 68

1. Характер гражданского противостояния в Таджикистане и миротворческая роль Ирана в его регулировании 68-97

2. Стратегические интересы Исламской Республики Иран в регионе ( Центральной Азии и Таджикистана 98-116

Глава III. Динамика торгово-экономического и культурного сотрудничества Ирана и Таджикистане 117

1. Реализация благоприятных возможностей двустороннего торгово-экономического сотрудничества Ирана и Таджикистана 117-139

2. Многостороннее культурное сотрудничество государств Ирана и Таджикистана 140-159

Заключение 160-174

Список использованной литературы 175-189

Приложение

Общность языка, культуры и национальных традиций народов Ирана н Таджикистана — благоприятная предпосылка их плодотворного сотрудничества

Общая культура народов двух стран основывается на общеязыковых, религиозных ценностях, что наблюдается во всех областях каждой из двух этих стран. Общий язык, общие традиции являются хорошим условием для развития двусторонного сотрудничества. Народ Таджикистана испытывает огромное уважение к иранской культуре и цивилизации. Это проявляется в том числе, в почитании известного иранского мудреца Мир Сайда Али Хамадони, гробница которого находится в г.Кулябе, других великих персоязычных поэтов - Хафиза, Саади, Фирдоуси, Мевлеви, Хайяма, Аттара и др. В Таджикистане трудно найти человека, не знающего наизусть что-либо из творений Хафиза, Поскольку некоторые из перечисленных просветителей также являлись одновременно и- крупными учеными-теологами исламской религии, пропаганда их творческого наследия несла в народ прогрессивные, нравственные и гуманистические ценности.

Связь таджикского языка с персидским обусловлена тем, что народам обеих стран принадлежит великое художественное наследиеосновоположников классической литературы. После обретения государственной независимости, население Таджикистана, с учетом того, что все центральноазиатские республики вокруг Таджикистана являются тюркоязычными, обратило свои взоры к Ирану как к своей культурной прародине. Язык предков на протяжении всей своей истории выступал, как один из главных основ сохранения идентичности таджиков и ныне призван служить как ключевым элементом сохранения национальной идентичности, так и основным фактором единства и независимости Таджикистана26.

Издавна Таджикистан находился в орбите культуры Ирана и когда-то территориально входил в, состав Ахеменидской империи. После прихода» к власти династии Самаыидов Бухара вновь стала центром ирано-таджикской культуры, литературы и науки. Многие ученые, в том числе Абуали ибн Сино (Авиценна), пользовались библиотеками Бухары - столицы Саманидов. Несмотря на то, что в течение нескольких веков в Мавераннахре господствовали династии тюркского происхождения, иранская культура в этом регионе выжила и сохранила свое господствующее положение" .

В процессе административно-территориального размежевания государств Средней Азии 1929 года два важных таджикских города -Самарканд и Бухара, которые были центрами персидско-таджикской культуры, — были территориально включены в состав Республики Узбекистан. Бережное отношение к литературному наследию и любовь к ;. таким персоязычным классикам литературы, как Фирдоуси, Абдурахман Джами, Саади, Хафиз, Рудаки и др., укоренилась в душе каждого таджика. , Трудно представить духовную жизнь таджиков без постоянного присутствия в ней наследия таких звезд поэзии, как Хафиз, Мевлеви, Саади, Хайям, Фирдоуси и другие великие представители персидской литературы.

Общность обрядов и традиций проявляет себя в жизни современных таджиков и иранцев. Прием гостей, гостеприимство, обряды, связанные со свадьбой и кончиной родных и близких, также свидетельствуют о культурной общности иранцев и таджиков. Обычаи и традиции предков, в том числе возрождение праздников Навруз и Мехрган, вошли в быт каждой таджикской семьи .

Одним из наиболее ярких и светлых празднеств, дошедших до нас из глубочайшей древности, является праздник расцветающей весны, праздник, известный в той или иной форме земледельческим народам как Ирана, так и Таджикистана, да и всего Востока, - «Навруз». Возникновение этого празника, связанные с ним сказания, обряды и обычаи; представляют исторический и познавательный интерес. Народные песни- о приходе весны сформировали: особую жанровукь форму — «бахория» («весеннее») в творчестве многих поэтов средневекового; Востока: — Средней; Азии; да Ирана .

Все население Мавераннахра да Хорасана бережно сохраняло свой язык фарси. Таджики унаследования тот же язык, на, котором говорил да творил; устод Рудаки, известный среди персоязычных народов как Адам»: поэтов и король поэзии; Таджикские поэты считают его основоположником? персидско-таджикской литературы. Язык таджикові— это тот же яхык фарсш Фирдоуси, который: подчеркивал: «Возродил я аджам (иранскую культуру), вот этим? (моим) фарси».. Персидско-таджикский? язык; и литература . на: котором? творили В: прошлом? такие- личности; как Авиценна, Джалал-уд-Балхи, Камолда Худжандда да Абдурахман Джамщ. и» ныне; является той благодатной; почвой- на. которой выросли талантливые: поэты; да писатели-Садриддин Айни, Абулкасим; Лахути, Мирзо Турсунзаде, Джалол Икрамда, Сатим Улугзаде: Мумин Каноат, Лбик, Еулрухсор и др. в Таджикистане Можно утверждать, что таджики - один, из древнейших , самых выносливых народов мира, доживший; до наших дней,, не взирая, на; страшные времена геноцида со стороны арабов- турко-монгольских завоевателей; которому подвергались, они в; тысячелетней истории да умудрившие; не только сохранить свой язык да культуру, но даже распространить его? среди других-народов. Вопрос о персо — таджикский; языке напрямую относится: к идентичности да духовности таджикского народа. Будущее таджикского языка зависит от того, в каком направлении будет двигаться духовная жизнь нации и какими духовными ценностями будет заполнен; образовавшийся в; результате распада GCGP, нынешний культурно-духовный вакуум.

Национальный язык является- фактором существования духовных ценностей каждого народа. Выразительная мощь любого национального языка зависит от степени культуры и мышления этого народа, опирающегося на высокой духовности, глубокого знания действительности: Независимая Республика Таджикистан предпринимает такие меры, которые могут обеспечить одновременно и духовное развитие нации, и улучшение языковою ситуации. После обретения политической независимости правительство страны проводит последовательные действия по укреплению статуса государственного таджикского языка. Посольство Исламской Республики Иран в Республике Таджикистан оказывает всяческое содействие и помощь для сохранения роста и развития национальной культуры и персидско-таджикского языка. В- частности, созданы учреждения под названиями «Дафтар-е нашр-е фарханг-е ниёгон» (Центр по распространению культуры предков) и типография «Пайванд» (Родство), деятельность которой направлена на издание книг, журналов и газет на таджикском языке. Бывший министр иностранных дел Исламской Республики Иран, доктор Вилаяти (1995 г.) создал в г.Душанбе библиотеку имени А.Рудаки, фонд которою насчитывает более 10 тысяч экземпляров научной и художественной литерагуры на языке фарси. Проявляется забота Посольства и Министерства культуры Ирана по изданию детской литературы, учитывав острую нужду таджикских детей в книгах, журналах и газетах. Подобная помощь Ирана народу Таджикистана способствует углублению культурных связей между двумя странами. Сотрудничество Ирана и Таджикистана в областях литературы, искусства и науки будет рассматриваться в особой главе.

Необходимо также отметить, что Таджикистан в, силу трансформации общества, специфических демографических процессов и последствию пережитого гражданского противостояния ощущает острую необходимость в развитии системы образования, расширении сети школ, поскольку образование в Таджикистане даже спустя два десятилетия после обретения независимости все еще сталкивается-с определенными трудностями. Исходя из этого, школы и учебные заведения, созданные при помощи и содействии Ирана, будут способствовать решению этой проблемы, в частности повышению уровня изучения творческого наследия предков, классиков персидско-таджикской литературы.

Достижения Ирана в области литературы, культуры и науки вызывают огромный интерес творческой интеллигенции Таджикистана, в связи с чем духовная культура в будущем может стать одним из основных связующих звеньев во взаимоотношениях народов двух стран и упрочить исторические связи двух персоязычных народов.

Таджикский язык, как и пресидский, является одним из древейших-языков. Искусство рисовать и писать было развито на земле таджиков, как и в других регионах Ирана, и если допустить, что они не были первыми в применении письменности, по меньшей мере, в период появления иероглифического письма шли бок о бок, с другими народами.

Характер гражданского противостояния в Таджикистане и миротворческая роль Ирана в его регулировании

Республика Таджикистан была одной из наиболее отсталых в социально-эконоическом отношении советских республик, однако, несмотря на это, до приобретения ею независимости во второй половине 1991 года политическая1 ситуация здесь была относительно стабильной. Более того, даже движение за независимость в этой республике СССР не было особенно заметно. Однако после распада СССР политическая, стабильность в Таджикистане сильно пошатнулась: этнические, религиозные, национальные и политические группы в этой стране, каждая из которых по различным побудительным причинам стали противостоять друг другу, встали на борьбу со своей традиционной политической элитой, что привело к столкновению и гражданской войне в различных регионах Таджикистана72.

В сентябре 1989 года начинает свою деятельность движение «Растахез», созданное представителями городской интеллигенции. Основной целью данного движения было осуществление экономической реформы. Первый секретарь Компартии Таджикистана Каххар Махкамов официально признал эту организацию и ее программу, объяснив это «фактором, стимулирующим плюрализм мнений в Таджикистане», но чуть позже в 1990 і году властолюбивые группы и руководители республики отказались от такой политики73, возможно, потому что часть народных масс стала поддерживать оппозиционные силы. Примером такой поддержки может служить то, что 29 января 1990 г. участники демонстрации в городе Душанбе, объявив свою поддержку движению «Растахез», выступили против партийно-административной администрации. А 11 февраля того же года около 30 тысяч человек под руководством лидеров движения «Растахез» вышли на митинг. Они протестовали против снижения уровня социально-экономической жизни населения, в.т.ч, плохого обеспечения его продуктами питания и жильем, и потребовали отставки К.Махкамова74. При таких условиях К.Махкамов объявил о своей готовности уйти в отставку, но ЦК Компартии Таджикистана не принял его отставку, дав распоряжение принять против митингующих самые строгие административные меры, вплоть до применения силы .

Подконтрольные правительству СМИ так же начали борьбу против оппозиционных им партий, а Верховный Совет Таджикистана в сентябре 1990 г. ввел закон, согласно которому любой нарушитель общественного спокойствия, требующий отставки законного Президента республики, подлежит тюремному заключению сроком на 6 лет. Реакция оппозиционных партий па этот закон не заставила себя ждать: они объединились против правительства. В августе 1991 г. движение «Растахез» и Демократическая партия Таджикистана, объединившись против властей, организовали совместную демонстрацию. Эта более чем 20-тысячная демонстрация потребовала отставки К.Махкамова, роспуска парламента и проведения новых выборов. Вследствие усиления массового протеста и из-за неспособности центральной власти восстановить спокойствие и стабильность в стране К.Махкамов был вынужден во второй раз уйти в отставку76. Верховный Совет республики 31 октября того же года принял отставку К.Махкамова и избрал на его место К. Аслонова.

20 октября 1991 г. К. Аслонов объявил о смене политической системы Таджикистана. Он вышел из состава КПСС, переименовав эту партию. 22 октября 1991 г. он издал указ о роспуске Компартии, который положил начало конфликту между прогрессивными и консервативными членами этой партии. Оппозиционные силы не могли не реагировать на такое положение вещей. В связи с этим Верховный Совет на внеочередной Сессии отменил решение К.Аслонова о роспуске Коммунистической партии и сроком до января месяца 1991 г. объявил чрезвычайную ситуацию: После этих событий К.Аслонов передал свой пост Председателя. Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан Рахмону Набиеву .

В ответ на это. действие три организации: Демократическая партия, движение «Растахез» и Партия исламского возрождения — призвали народ на политическую демонстрацию протеста7 . Вслед за этим около 20 тысяч человек собрались на демонстрацию около Верховного Совета, потребовав отменить, чрезвычайное положение, роспустить Компартию, отложить срок президентских выборов, провести, новые парламентские выборы и признать все политические партии80. Усиление протестного движения вынудило Парламент отменить чрезвычайное положение ю вновь распустить Компартию81. Между тем три основные политические организации Таджикистана были официально признаны и получили разрешение выдвигать своих представителей в избирательные органы . Было также принято решение о проведении референдума по роспуску Верховного Совета5 Таджикистана 23 сентября 1991 г.

Однако 24 ноября 1991 года коммунистам удалось выдвинуть Рахмона Набиева кандидатом, в президенты и обеспечить ему победу на выборах Президента Республики Таджикистан. Основной соперник Р.Набиева Давлят Худоназаров, поддерживаемый коалицией демократов и ПИВТ, получил приблизительно 30% голосов . Представителям Коммунистической партии также удалось в мае 1992 г. под руководством Сангака Сафарова во второй раз поставить во главе Парламента Сафарали Кенджаева, покинувшего этот пост под давлением народных масс 22 апреля того же года.

7 сентября 1992 г. группа душанбинской молодежи, окружив Р.Набиева в столичном аэропорту, вынудила его подать в отставку. После этого исполняющим обязанности Президента республики стал Акбаршо Искандаров, однако ситуация в стране не стабилизировалась85. С целью стабилизации обстановки Верховный Совет Республики Таджикистан 16 ноября 1992 г. провел Сессию в г.Худжанде. На этой Сессии коммунисты, составлявшие 97% депутатов, отстранили от занимаемой должности А.Искандарова, избрав на пост Председателя Верховного совета Эмомали Рахмона86. Позднее Э.Рахмон всеобщим голосованием ббыл избран Президентом Республики Таджикистан и создал Правительство, где оппозиционным силам не было предоставлено места.

С приходом нового Правительства началась политика запрета деятельности партий, прессы и ареста оппозиционеров. Новый режим во главе с Сайгаком Сафаровым взялся за подавление оппозиционных сил внутри страны87.

С этого момента начались кровавые столкновения между коалиционными партиями и сторонниками Рахмона Набиева, приведшие к дестабилизации обстановки в стране. Кроме этого, в Таджикистане существовала межэтническая вражда, усугубившая внутреннюю обстановку. Р.Набиева поддерживали кулябские этноплеменные группы, а противостояли ему этнические группы Курган-Тюбе и ГБАО.

Главным фактором гражданского противостояния в Таджикистане явился выбор и назначение номенклатурных руководителей по принципу регионализма и непотизма. Родственные и региональные связи способствовали объединению сторонников и противников предводителей кланов, вступивших в столице в борьбу за власть. Контроль за властью был утерян. В результате распада СССР появились отдельные политические группы и семейно-родственные связи на основе местничества, ставшие важным фактором их политической мобилизации.

Демпартия и ПИВТ стали использовать свои связи с интеллигенцией в их родных местах, а также сращиваться с духовенством, мелкими торговцами и руководителями колхозов и других организаций. Поскольку худжандцы никак не могли контролировать мобилизацию гармцев и памирцев со стороны Демпартии и ПИВТ, они присоединились к кулябцам .

Стратегические интересы Исламской Республики Иран в регионе ( Центральной Азии и Таджикистана

Результатом распада СССР стало оформление новой политической и экономической ситуации в республиках Центральной Азии с иными доминирующими факторами влияния на ее развитее. Изменилась расстановка политических игроков, заинтересованных в эволюционной направленности региона, глобальных и национальных сил, активно вступили в игру за будущее региона новые акторы, в том числе Иран.

Трансформация мира из двухполюсного в однополюсный изменил международный порядок, геополитическое положение и роль Ирана как региональной державы.

Начиная» с 1991 г., изменились ранние геополитические интересы Ирана по отношению к вновь образованным независимым государствам Центральной Азии.

Иран при изменившемся новом статусе государств Центральной Азии вместо традиционной для него ориентации на юг, теперь будет использовать свое выгодное геополитическое положение и экономический потенциал для выбора нового вектора сотрудничества на Север. С учетом присутствия в регионе России, возрастания значимости местных природных нефтяных и газовых, других топливно-энергетических источников, Ирану пришлось умерить ранние свои амбициозные экономические цели, сосредоточив их главным образом на решении культурных задач. Прагматическое крыло ИРИ осознало, что более прочной базой для интенсивного проникновения Ирана и распространения его влияния может стать культурная доминанта.

В этих целях он воспользовался своим благоприятным геополитическим расположением между регионами Персидского залива и Центральной Азии. Отсутствие выхода государств региона к морям, потребность в топливных ресурсах, территориально близкое расположение Ирана, богатого нефтегазовыми ресурсами, естественно, повысили значимость Ирана, превратив его в геополитический центр интересов государств Центральной Азии.

Распад СССР предоставил благоприятную возможность народам Центральной Азии, изолированным в прошлом от своих естественных южных соседей, вновь вернуться к своему культурному и историческому прошлому. Во-вторых, они приступили к развитию транспортной инфраструктуры, соединяющей государства Центральной Азии с Персидским заливом.

Дело в том, что после обретения политической независимости государства указанного региона встали перед необходимостью налаживания сотрудничества со странами Запада и Южного Востока. Если в настоящее время изоляции Ирана со стороны США и их партнеров отрицательно влияет на рост его экономики и ограничивает возможности инвестирования. государств Центральной Азии, то в перспективе, по мере укрепления экономического положения, Иран сможет внести весомый вклад в развитие этих государств .

Опыт Ирана в области использования источников нефти и газа, их экспорта полезен и привлекателен для Республик Центральной .Азии, особенно для Туркмении и Казахстана .

Несмотря на свое военное превосходство над государствами Центральной Азии, тем не менее, Иран в определенной мере опасается их. Ибо имея сопредельную границу с Каспийским морем, располагая нацменьшинствами, этнически родственными народам сопредельных государств, Иран имел, тем самым геополитическое соседство с конфликтогенными районами Карабаха, Грузии, Таджикистана и Афганистана. Они представляют угрозу безопасности Ирана, считающего, что распад советской системы безопасности привел к опасной ситуации. Она в частности была связана с процессами формирования на пустом месте национальных армий и ослаблением внешних границ соседних государств, распространением здесь арсенала российского оружия, оставшегося со времен СССР, возможностью попадания их по контроль разных деструктивных группировок, которые обусловили необходимость формирования новой системы безопасности региона.

Иран имеет общие границы с Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, протяженностью Прикаспийской полосы и азербайджанское и туркменское меньшинства, не говоря о геополитической близости с такими неспокойными регионами, как Карабах, Грузия, Чечня и Таджикистан. И эти республики больше чем любая другая страна (за исключением РФ) воздействуют на национальную безопасность ИРИ.

Названные страны прямо или косвенно имеют потенциальную опасность для безопасности ИРИ. Разложение советской системы безопасности-стало -причиной возникновения нестабильной и опасной ситуации в регионе. Опасения ИРИ за собственную безопасность объясняются следующими факторами:

- неопределенность, связанная с формированием национальных вооруженных сил и концепциями безопасности новообразованных стран;

- ослабление или разложение безопасности границы;

- распространение вооружений СССР, попадание их под контроль вооруженных формирований, местных групп или вновь созданных вооруженных сил новых независимых стран и вмешательство иностранных сил в новые договоренности по безопасности;

- военное образование и военная подготовка в этих странах;

- необходимость создания новой системы безопасности по Каспию122. Военные конфликты во вновь образованных странах также вызывали опасение у Ирана. Афганская война и война в Персидском заливе в 1991 г. подвергали угрозе безопасность Ирана, а конфликты в соседних странах вызывали дестабилизацию и хаос. Летом 1993 г. война в Карабахе: едва. не= достигла иранской границы и вынудила его подтягивать к, границе войска, а азербайджанские беженцы, изгнанные из своих домов армянскими войсками; хлынули, к иранским; границам. Одним словом» война; в Карабахе,. Таджикистане, Грузии и Чечне: создал и? проблемы, ДЛЯЇИБИ. Є точки зрения-безопасности, сохранение мира и стабильности в северных регионах.Ирана; имеет определенное значение из-за этнической ш культурной близости; жителей приграничных регионов Ирана, Азербайджана и -Туркменистана» ибо; невозможно пренебрегать возможной опасностью? распространения дестабилизации на пограничные районы страны. Именно поэтому ИРИ изо: всех сил старалась способствовать ликвидации региональных конфликтов..

Конфликты и кризисы, возникающие во вновь образованных странах на\ этнической: и религиозной почве, также вынуждают Иран реагировать наних: Национализм: и требования; автономии и независимости,, выдвигаемые нацменьшинствами и освободительными движениями; также: несут в себе: опасность воздействовать на ситуацию в многонациональном Иране; .

Вызывает обеспокоенность у ИРИ- и всякое: требование пересмотреть внутренние границы, и Иран: никогда не пойдет на это; Правительство? ИРИ объявляло свою приверженность уважению общепризнанных межгосударственных границ, территориальной- целостностности и невмешательству во внутренние дела других стран.

Другой фактор дестабилизации — это вмешательство иностранных сил в поддержку определенного меньшинства.

Стабильность в новых независимых государствах — вот куда нацелена5 внешняя политика Ирана, который считает ее главным условием улучшения связей во всех регионах, втом числе Центральной Азии, С учетом того, что прежде безопасность Центральноазиатского региона обеспечивалась бывшей сверхдержавой ИРИ старается пополнить существующий вакуум путем двустороннего и многостороннего сотрудничества. После приобретения независимости республиками Центральной Азии Исламская Республика Иран столкнулась с некоторым противодействием со стороны некоторых западных стран, которые попытались представить Иран в роли дестабилизатора обстановки в Центральной Азии.

Некоторые авторы на Западе предприняли попытки создать впечатление, как будто Иран из—за своей исторической и культурной общности с народами Центральной Азии занимает доминирующее положение в этом регионе, что способствует усилению фундаментализма. Такие анализы делались на почве исламского движения, существующего в регионе.

С точки зрения западных аналитиков, кроме национальной проблемы, национально—территориального разделения, осуществленного при власти Сталина, и экономических трудностей, радикальное исламское движение также может быть- источником нестабильности, в регионе. Этот взгляд. исходит из экстремистских действий, проявивших себя после приобретения независимости» в некоторых республиках, что не имеет никакого отношения к Ирану. Отрицательное отношение к ИРИ меньше всего основывалось на действительности, скорее всего оно формировалось в рамках антииранской пропаганды. Когда экстремистские действия, осуществляемые некоторыми исламистскими группировками, приутихли, подобные оценки так же стали обесцениваться.

Многостороннее культурное сотрудничество государств Ирана и Таджикистана

Развитию культурных отношений Ирана и Таджикистана до победы Исламской революции в Иране и в конце XX в. предшествовали многие общественно-политические события, к которым относятся падение диктаторского шахского режима в Иране, образование Исламского государства в Афганистане и распад Советского союза.

Естественно, что подобные политические события не могли не влиять на соседние страны.

Как известно, первые признаки 300-летней разобщенности между Ираном и Мавераннахром, или Фарорудом, проявились после войны и борьбы между Шейбанидами и Сефевидским государством. Однако, несмотря на это, арийским персоязычным народам Средней Азии и Ирана удавалось сохранять связи и общую культуру перед лицом страшных испытаний174.

Железный занавес, опущенный коммунистической системой между тремя частями единого организма, стал наихудшим разъединением, имевшим очень негативные последствия. ;

Разумеется, СССР не был единственной страной, планировавшей и реализовавшей это разъединение; колониальная держава — Англия так же в результате подстрекательства и войны смогла помешать многовековым отношениям Афганистана со Средней Азией и Ираном.

После победы Октябрьской революции границы Средней Азии с Афганистаном и Ираном были закрыты напрочь, и о культурной и политической жизни друг друга они узнавали редко, через прессу, которая была малодоступной.

Особо значима роль основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни в ознакомлении Ирана с жизнью таджикского народа.

В издававшемся на таджикском языке с 10 апреля 1919 года до конца декабря 1921 года в Самарканде еженедельном журнале «Шулаи инкилоб», отражалась политическая и культурная жизнь Бухары и стран региона. Данный журнал, издававшийся под руководством С.Айни, смог открыть окно на Восток. В этом направлении С.Айни тесно сотрудничали Лахути, Пайрав Сулаймони, Абдукодир Мухитдинов и др. Упомянутый журнал уделял большое внимание культурной жизни Ирана.

Вместе с тем, культурные связи и экономический обмен между Бухарой и Ираном были малозначительны, поскольку этому препятствовала коммунистическая идеология, распространенная среди коренного населения Средней Азии, да и подстрекательские действия колониальной Англии, в. Иране, в результате чего заметно пострадали культура, национальные и религиозные традиции175.

Издание в 1926 году книги «Намунаи адабиёти тоджик» («Образцы таджикской литературы») в Москве на персидском языке стало важным фактором в пропаганде творчества таджикских писателей, и поэтов в Иране и Афганистане. Устод Сайд Нафиси, известный иранский ученый и литератор, напечатал 3 марта 1927 г. свою положительную рецензию на эту книгу в журнале «Шафаки Сурх» («Красная заря»). С арийской гордостью он писал: «Наши предки обитали в первые дни своей жизни в предгорьях Сырдарьи. Авеста говорит о стране с райским климатом, и там жили наши предки. Исследователи истории придерживаются мнения, что мы пришли оттуда пришли, и нынешний Иран как бы является нашим вторым домом» .

В 1967 году в столице Таджикской ССР впервые прошел Международный симпозиум по современной персидской поэзии с участием большого количества поэтов и литераторов из Индии, Пакистана, Азербайджана, Узбекистана, Ирана и Афганистана, продемонстрировавший блеск таланта Надеры Надерпура (Иран), Мумина Каноата и Лоика Шерали (Таджикистан) и вызвавший огромный резонанс среди интеллигенции персоговорящих стран.

Культурные отношения Ирана и Таджикистана после победы Исламской революции в Иране, заметно повлиявшей на культурную и политическую жизнь и в других странах мира и региона, перешли в свою новую стадию177.

Всего через несколько лет после победы Исламской революции в Иране пал ортодоксальный режим СССР, тем самым были сняты многие препятствия. Исламская Республика Иран была первым государством, официально признавшим независимость Таджикистана и открывшим свое посольство 21 января 1992 года в Душанбе. Начиная с этого времени, руководители двух стран стали обмениваться визитами, и были подписаны важные соглашения, начался обмен высокопоставленными делегациями, что подтверждает постепенно складывающийся многоплановый характер ирано-таджикских отношений и демонстрирует стремление Тегерана и Душанбе сбалансировать политическую составляющую своих двусторонних отношений плодотворным культурным и торгово-экономическим сотрудничеством.

В центре Душанбе памятник Фирдоуси заменил памятник Ленину, была открыта авиалиния Тегеран-Душанбе.

По инициативе первого Посла ИРИ в РТ Алиашрафи Моджтахеда Шабистари в июне 1990 года в г. Душанбе состоялся Международный симпозиум на тему «Книга и возрождение восточной цивилизации: прошлое и сегодня» .

В том же году было заключено Соглашение об открытии в Душанбе магазина иранской книги, который был открыт в августе 1992 г.

В рамках заключенных соглашений в Душанбе состоялись выставка иранской детской литературы и художественного творчества и Неделя — выставка книги, рукоделия и иранской миниатюры, в которой участвовала делегация ИРИ во главе с Али Кайвоноро, заместителем министра культуры и исламской ориентации ИРИ.

В декабре 1991 года по приглашению Национальной библиотеки ИРИ Тегеран посетила группа литераторов и ученых рт180.

В феврале 1992 года в честь годовщины Исламской революции в Иране и в марте того же года, по случаю праздника Навруз, были устроены выставки иранской книги в Душанбе .

Начиная с мая 1992 года, таджикская культурная делегация постоянно участвует в работе Международной книжной выставки в Тегеране, где;. экспонируются лучшие образцы книг, изданных различными издательствами РТ . В ходе указанных мероприятий происходил взаимный обмен опытом в., области библиотечного дела, проходили семинары.

Первым таджикским литературным произведением, представленным иранскому читателю, является повесть С.Айни «Одина», которая была напечатана в журнале «Сухан» («Слово»), после чего в иранской печати, особенно в литературных журналах, стали публиковаться образцы таджикской поэзии и прозы. В 1996 году в конкурсе «Книга года» роман

С.Улугзаде «Фирдоуси» стал книгой года, премия составила 40 золотых монет «Бахори озоди» (равных 40 тысячам долларов).

По инициативе иранской стороны, начиная с 1953 по настоящее время огромную работу по пропаганде творчества таджикских писателей и поэтов проводят такие местные издания, как «Паёми навин», «Сухан», «Оянда», «Симург» «Килк», «Ховарон». «Кайхони фарханг», «Шеър», «Ошно» .

В 1998 году в г.Тегеране стараниями иранского поэта и исследователя Алиреза Казва была издана книга под названием «Хуршидхои гумшуда» («Исчезнувшие солнца»). Этот сборник охватывает образцы поэзии ста таджикских поэтов, живших и творивших в XX в.

За последние годы иранскими ведущими издательствами изданы книги С.Айни, Мирзо Сироджа Хакима, М.Каноата, Лоика Шерали, Гульрухсор, Ашура Сафара, Абдулхамида Самадова, Гульназара, Фарзоны, М.Бахти, А.Хакима, Мухаммадзамони Солеха, Мухаммдали Аджами и др.

Большую роль в пропаганде научных трудов и художественных произведений иранских авторов в Республике Таджикистан играли такие газеты, как «Маориф ва маданият» («Просвещение и культура»), «Тоджикистони Советй» («Советский Таджикистан»), «Адабиёту санъат» («Литература и искусство»), «Маданияти Тоджикистон» («Культура Таджикистана»), «Омузгор» («Учитель»), «Газетаи муаллимон» («Учительская газета»), «Сомон» («Богатство»), «Джавонони Тоджикистон» («Молодежь Таджикистана»), «Комсомолии Тоджикистон» («Комсомолец Таджикистана»), «Джумхурият» («Республика»), а также такие журналы, как «Мардумгиях», «Адаб» («Воспитанность»), «Маърифат» («Знание»), «Армугон» («Сувенир»), «Садои Шарк,» («Глас Востока»), «Хамроз» («Наперсник»), «Пайванд» («Родство»), «Гули Мурод» («Цветок надежды») и другие издания.

Похожие диссертации на Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг.