Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Валид Али Мохамед Махмуд

Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.)
<
Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валид Али Мохамед Махмуд. Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Валид Али Мохамед Махмуд; [Место защиты: ГНУ "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2010.- 333 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проникновение ислама и процесс исламизации населения средневекового города 36

1.1. Арабское завоевание 36

1.2. Этапы и специфика распространения ислама в Дербенте VII - начала XIII вв 65

1.3. Мусульманское духовенство в социальной структуре средневекового Дербента 89

Глава II. Исламские художественные традиции в памятниках материальной культуры Дербента сер.VII-сер.ХIII вв 113

2.1. Ближневосточные строительные традиции в памятниках монументальной архитектуры мусульманского города 113

2.2. Влияние исламского искусства на развитие художественного ремесла Дербента сер.VII-сер.ХIIIвв 184

2.3. Раннемусульманские захоронения и надгробные памятники средневекового Дербента (VII-XIII вв.) 225

Заключение 252

Список использованных источников и литературы 297

Список Иллюстраций 328

Приложения 335

Введение к работе

Дербент вошел в историческую науку как один из крупнейших памятников сасанидского оборонительного строительства на Кавказе и главный оплот наиболее значимых раннесредневековых и средневековых империй Ближнего и Среднего Востока в их борьбе с могущественными объединениями кочевников евразийских степей.

Однако широкомасштабные археологические раскопки, проводившиеся здесь более четверти века (1970-1995) под руководством А. А. Кудрявцева, не только открыли совершенно новые неизвестные этапы древней истории города и отодвинули истоки его возникновения более, чем на 3500 лет, к рубежу эпох энеолита и ранней бронзы, но и позволили показать Дербент как важнейший торгово-экономический, идеологический и культурный центр средневекового Кавказа, самый крупный, наряду с Бердаа, город этого региона.1

«Среди многочисленных древних и средневековых городов Северо-Восточного и всего Кавказа, Дербент выделяется не только своими размерами, военно-политическим и торгово-экономическим значением, но и тем, что ,, является одним из наиболее широко раскопанных и отображенных в письменных источниках археологических памятников данного региона. Он входит в число немногих древних городов, просуществовавших на протяжении нескольких тысячелетий, от возникновения до наших дней на одном месте и сохранивших в значительной мере свое древнее ядро, впечатляющую монументальную фортификацию, уникальную архитектуру и городскую структуру. В то же время он остается самым известным средневековым городом этого региона, в котором с наибольшей полнотой нашли отображение сложные процессы генезиса городской цивилизации на Северном Кавказе, феодализации и урбанизации местного общества» .

Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, сегодняшней ситуацией на Северо-Восточном Кавказе, где представители радикальных исламских течений, избравших террор как одно из главных средств в достижении своих целей, пытаются аппелировать в идеологическом обосновании методов и форм этой борьбы, к основным принципам и догмам раннего ислама, искажая его содержание и вклад в историческое и социокультурное развитие народов региона.

В советской историографии арабское завоевание Северного Кавказа, как и других регионов страны, рассматривалось только с позиций, где абсолютно преобладали негативные оценки. В значительной мере это соответствовало действительности и завоевание Кавказа, как и любое завоевание вообще, принесло народам региона многочисленные разрушения, разграбления и налоговые тяготы. Однако включение этих территорий в состав Арабского халифата, в сферу его торгово-экономических и социо-культурных отношений, оказало большое влияние на развитие народов Восточного и Северо-Восточного Кавказа и других областей региона, особенно на формирование духовной и материальной культуры населения его средневековых городов, крупнейшим из которых являлся Дербент.

«Вторжение арабов, принесших с собой новую религию и государственный язык, включение мелких феодальных княжеств в систему единого государства, установление новых культурных и экономических связей привело к существенному изменению всего облика духовной и материальной культуры».

Ислам в этот период находился в стадии формирования правовых и этических норм, художественно-эстетических представлений и культурных традиций - это оказало огромное влияние на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и идеологических представлений населения средневекового Дербента.

Для обитателей Северо-Восточного Кавказа, как и многих других регионов, ислам постепенно превращался из религии завоевателей, принятой завоеванными «ради живота своего», в верование по убеждению, в собственную религию, хотя исламизация многих районов Горного Дагестана растянулась на столетия. Именно проблеме исламизации населения средневекового Дербента и изучению существенных изменений в облике его духовной и материальной культуры в период VII — XIII вв. посвящено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования является город, который выступает одной из древнейших, но одновременно и самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития общества на конкретном историческом этапе. Арабские завоевания VII — VTQ вв., принесшие на завоеванные территории единую новую религию и язык, способствовали формированию, во многом, единообразной культуры, получившей название «исламской», а также способствовали появлению в исторической литературе понятия «мусульманский период» (и «домусульманский период» для эпохи, предшествующей арабскому завоеванию) и «мусульманский город» (соответственно - «домусульманский город»), первый из которых является объектом исследования.

Предметом исследования выступают духовная и материальная культура средневекового населения мусульманского Дербента VQ - XIII вв. Важнейшими аспектами здесь являются история арабского завоевания города и его основные этапы, исламизация населения Дербента и его периодизация, пути формирования исламской художественной культуры, монументального декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и погребальных сооружений, а также похоронных обрядов.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период от середины VII века, когда под стенами Дербента появляются первые арабские отряды, возглавляемые известными в исламском мире военачальниками, до середины ХШ века, когда Дербент попадает под власть монгольских государей (монгольских правителей Ирака-Ильханов и ханов Золотой Орды), в связи с чем и духовная, и материальная культура его населения развиваются под влиянием несколько иных традиций. Территориальные рамки работы определяются современными границами г. Дербента, Дербентского и Табасаранского районов Республики Дагестан и Кубинского района Республики Азербайджан, на территории которых располагался средневековый Дербентский эмират.

Источи иковая база диссертации, В отличие от многих мусульманских городов средневекового Кавказа, история которых весьма скупо отражена в письменных, эпиграфических, а зачастую и в археологических источниках, изучение Дербента в свете проблемы, выбранной в качестве темы диссертационного исследования, опирается на солидную источниковедческую базу, представленную разнообразными сообщениями о городе VII - ХШ вв. арабских, персидских, кавказских, византийских, западноевропейских и местных дагестанских авторов; арабоязычными надписями на его стенах, архитектурных памятниках и погребальных надгробных сооружениях; сохранившимися до наших дней архитектурными и погребальными памятниками; впечатляющим по количеству и выразительности археологическим материалом, накопленным в результате раскопок в Дербенте на протяжении более чем двадцати пяти лет (1970-1995) Дербентской археологической экспедицией Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (с 1985г. Дагестанского научного центра АН СССР, ныне Института истории, археологии и этнографии РАН), под руководством доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и Республики Дагестан, академика Международной Академии наук высшей школы Кудрявцева Александра Абакаровича.

Приношу ему глубокую благодарность за разрешение использовать в диссертационном исследовании обширный археологический материал его раскопок.

Нарративные источники, обозначенные как первая группа источников, являются очень важным и необходимым компонентом источниковой базы диссертации, особенно широко использованы при написании разделов первой главы исследования.

Первая группа источников включает в себя сведения арабских, армянских, албанских, грузинских, персидских, византийских, западноевропейских и местных дербентских и дагестанских авторов о Дербенте VII-XIII вв. При работе над письменными источниками и необходимости их сопоставления мною были использованы собственные переводы некоторых арабских текстов, а так же исследования и переводы Х.Д. Френа, А. Казем-бека, В.В. Бартольда, В.Ф. Минорского, Н.В. Ханыкова, К.П. Патканова, Н.О. Эммина, Н.А. Караулова, М.И. де Гуе, И. Крамерса, П.К. Жузе, М. Алиханова-Аварского, Л.И. Лаврова, А.А. Бакиханова, Е.А. Пахомова, В.А. Крачковской, Л.Т. Гюзальян, А.П. Новосельцева, З.М. Буниятова, Б.Н. Заходера, Г. В. Цулая, О.Г. Большакова, М.-С. Саидова, А.Р. Шихсаидова, М.Х. Нейматовой, СБ. Ашурбейли, и др... Перевод и комментарии целого ряда арабских нарративных источников и эпиграфических памятников были использованы с дополнениями, уточнениями и толкованиями диссертанта.

Сведения о Дербенте раннемусульманской поры, содержащиеся в произведениях ряда византийских, сирийских, армянских, албанских, грузинских авторов VII-VIII вв. (Феофан Исповедник, Михаил Сириец, Ананий Ширакаци, Себеос, Гевонд, Моисей Каганкатваци и др.) весьма отрывочны и скупы. В основном, они касаются отдельных вопросов политической истории города (Моисей Каганкатваци «Хроника Сумбата»), возникновения его укреплений (Гевонд, Себеос) и их военно-стратегической роли в регионе (Моисей Каганкатваци, Гевонд), но наряду с этим, в данных источниках содержатся некоторые сведения о первых мусульманских строениях и памятниках культовой архитектуры раннесредневекового города (Моисей Каганкатваци).

Особая роль Дербента в охране северных границ Арабского халифата, о чем свидетельствует уже само арабское название города Баб ал-абваб (Ворота ворот), военно-политическое, торгово-экономическое и религиозно идеологическое значение города привлекали к нему широкое внимание средневековых историков и географов. Среди многочисленных сочинений, в которых освещаются время появления ряда фортификационных сооружений, наиболее известных мечетей и мусульманских памятников монументального искусства, а так же те или иные аспекты арабского завоевания и военно-политической истории города, социальной структуры мусульманского общества Дербента VIII — ХПІ вв., выделяются труды таких известных арабских авторов, как Баладзори (cSjjj- M1) , Я куби ( jjja jll), Ибн Хордадбех (Uihji (JJ1)? ат-Табари (tsji ) , ал- Куфи (сАэ ) Мас уди (L J 1), ал-Истахри (igj- b.r-.VI), Ибн Хаукал (ЛЬ3 о ) ал- Макдиси (tv J" 1) и др. 

Это было время расцвета арабской географической и исторической науки в халифате5 - в период VIII-X вв. крупнейшего государства средневекового Востока, в состав которого вошел Дербент, и где складывались общая исламская культура, художественное ремесло, монументальное искусство, язык, письменность и религия.

Среди многочисленных сочинений арабских историков и географов IX-X вв. выделяется труд Баладзори (ум. 892 г.), носящий название «Футух ал-булдан» (u - l cJ&) (Книга завоевания стран), который в главе о завоевании Армении дает много проверенного материала о Дербенте, частично основанного на сасанидских исторических традициях. Особенно важны его сведения об арабских походах и восстановительных работах, проводимых Масламой б. Абд ал-Меликом ( »11 Ся ) в Дербенте о возведении или перестройке им «Пятничной» Джума-мечети, о «квартальных » мечетях, а также об истории строительства фортификационной системы города, о мечетях в башнях городских стен и о его «морских стенах», их протяженности и приемах возведения. Причем, здесь Баладзори, в отличие от более поздних авторов, приводит наиболее правдоподобное описание строительства стен в море.

«Тарих» (История) Я куби (erfj5 &Р) (ум- в 897 г.) является «выдающимся и точным источником», содержащим в себе много ценнейших сведений по раннесредневековой истории Дербента и времени арабского завоевания, а так же о строительных и военно-политических усилиях арабских наместников по укреплению здесь власти халифов, о возведении соборной и квартальных мечетей в городе VIII века, о переселении сюда 24 тысяч арабских воинов из центральных районов Арабского халифата. Этот автор приводит детали, отсутствующие у Баладзори. Особенно важны для нашего исследования его данные о происхождении дербентских Хашимидов - первых местных мусульманских правителей города.

Сочинение перса Ибн Хордадбеха «Китаб ал-масалик вал-мамалик» (Книга путей и государств) (« iibuJlj cSlit JI _ЛЗ - jlibji j ) , которую B.B. Бартолъд назвал самым ценным произведением арабской географической литературы, отличается большой точностью и тщательностью подбора фактов. Ибн Хордадбех ( І-ці JJI) был одним из слушателей и читателей Саллама ат-Тарджумана (uWj 1 ч Ц)5 отправленного халифом ал- Васиком Биллахом (АЬ (jjtjll 4iiJV)(842-847) к Дербентской стене - стене библейских - «Гог и Магаг» (арабе. Ядхуд и Мадхут) (є Цз _я ). Этот автор дал самый ранний и подробный рассказ «о путешествии к стене Дцжудж и Маджудж - знаменитых Гог и Магог», т. е. к Бабал-абваб (ч- Ь&1 ч ). Ат-Таржуман (uWjill) дал такое впечатляющее описание оборонительного комплекса последнего, что ряд исследователей не исключают возможность отождествления сообщений саллама ат-Тарджумана (uWj t Я 2Ц) с Великой Китайской стеной, хотя ведущие специалисты не сомневаются в их отнесении к Дербенту.

Ат-Табари (iSji ), автор конца ГХ-нач. X в., в своей книге «Тарих ар расул вал-мулук» ( j Jlj d jll &J1) (История пророков и царей), представляющей всемирную историю от сотворения мира до правления халифа ал-Мухтадира (_ !! ЯаЛаЛ) (914-915 гг.), сообщает интереснейшие сведения об исламских памятниках Дербента и об этапах возведения дербентских укреплений в проходе тремя сасанидскими царями. В X в. этот труд был переведен на персидский язык сасанидским визирем Балами (ум. 974 г.), который дополняет интересными деталями данные ат-Табари (LSJ ) о мусульманских культовых сооружениях и памятниках города, о ремесле и торговле Дербента в X в. о художественном ремесле и ткацком производстве, а также о развитии ковроделия здесь. Он первым из средневековых мусульманских авторов выделяет составные части структуры города: «шахристан» (U JS-")- город между стенами, «кала» - крепость (цитадель), «шахр»- город в общем понятии.

Абу Мухаммад ал-Куфи (tAs 1 - = &Ь (ум. в 926 г.), написавший трехтомный труд «Китаб ал-Футух» (cj t ч-Л ) (Книга завоеваний), является одним из относительно мало известных арабских историков, которого ряд европейских исследователей считает «автором, написавшим романтическое произведение о времени первых мусульманских завоеваний»6. Однако «Книга завоеваний» ал-Куфи ( А? )э извлечения из которой по истории Азербайджана и Дагестана VII- IX вв. были изданы 3-М. Буниятовым, является новым и важным источником по истории средневекового Дербента, так как в этом сочинении есть ряд сведений, отсутствующих у Баладзори, Я куби, ат-Табари) {(3 j t C JMI з JJ J- l) -.

Автор сочинения «Мурудж ад-Дзахаб» (ч-л М EJJ ) (Россыпи золота около 934 г.) Мас уди (L J ) дает «крайне ценное описание Ширвана и ал-Баба»8,основанное на его личных изысканиях, полученных во время многочисленных путешествий, хотя и не совсем ясно, бывал ли он сам в Дербенте. Внимания заслуживают его сообщения об истории строительства Джума-мечети и квартальных мечетей города, описания Горной и «морских стен», Дербента, их протяженности и приемов возведения. Особенно интересны данные об историческом месте укреплений Дербента в кавказской фортификационной системе и его экономике, о торговых связях города и антивизантийской деятельности дербентских купцов-мусульман в Северном Причерноморье, а также сообщения о дербентско-ширванских отношениях.

Важные сведения о Дербенте содержатся в труде «Китаб ал-масалик вал-мамалик» ( Hb ilj dllu JI LJ\JS) (Книга путей и государств) автора первой полвины X в. ал- Истахри (igj b. .- 1), являющегося выдающимся представителем «классического периода халифатской географии». Ал-Истахри рисует Дербент крупнейшим центром международной торговли, главным портом на Каспии, городом с высокоразвитым ремеслом. Особенно интересны его данные о текстильном производстве Дербента, экспорте тканей и одежды на ближневосточные рынки, о торговле мехами и рабами. Очень важны для моей работы сообщения ал-Истахри (Lgj b V1) о Джума-мечети и квартальных мечетях, об арабских воинах-переселенцах, о размерах города и его торговых связях, о дербентовской гавани и её строительстве.

Значительный интерес представляет сочинение Ибн ал-Факиха(4 о ) (X в.), который в своем труде «Китаб ал-булдан» (и1- ч&&) (Книга о странах) дает ценное описание мусульманской и доисламской архитектуры Дербента, его древнейших ворот, отдельных памятников исламского монументального искусства и великолепных каменных скульптур, украшавших ворота и сооружения города мусульманского времени.

Ибн Хаукал ( А 1) (X в.) - еще один известный представитель арабской классической средневековой географии - воспроизводит в своем труде «Китаб ал-масалик вал-мамалик» ( iiUxJIj іМ лА] ц-ііз) (Книга путей и государств) в основном материалы, сообщаемые Истахри, но дополняет их очень важными данными о культовой исламской архитектуре, размерах города, его порте, об уровне развития ремесла и торговли. В связи с этим справедливы замечания известных специалистов, что как труды «Истахри (igj b VO не являются только копией Балхи, так и Ибн Хаукал ( Л =» (JJI)- не только копия Истахри (t5j b"T)H) »9.

Очень важные данные о Дербенте сообщает автор второй половины X в. ал-Мукаддаси ( "jv ti) («Лучшее из делений для познания климатов»), который приводит весьма ценные описания исторической топографии средневекового Дербента, дает характеристику отдельных культовых памятников города, его фортификационной системы и сообщает уникальную подробность о местонахождении соборной мечети (Джума-мечети) «посреди базарных площадей», где находился и фонтан или источник ( айн). Наряду с Хилалем ас Саби (суД І сДл)(автор XI в.), этот автор сообщает о способах крепления каменных блоков кладки памятников и оборонительных стен города.

Особую ценность среди нарративных источников ХІ-ХПІ вв. представляют местные исторические хроники, важнейшими из которых являются: «Тарих Баб ал-абваб» (чА & W иЦ)(История Дербенда), «Рейхан ал-хакаик ва бустан ад- дакаик» (iS 1 LP (J 3Jt2aJI иЦи)(Базилик истин и сад тонкостей), «Тарихи Дербенд-наме» (История Дербенда).

Хроника «Тарих Баб ал-абваб»1 °(М, &1 4- W &-Р), сокращенный вариант которой дошел до нас в сочинении известного турецкого историка Ахмеда Ибн Лютфуллаха (Мюнеджим-баши), является уникальным источником, рисующим социальную структуру и сложные процессы развития феодального общества самого крупного мусульманского города Северо-Восточного и всего Кавказа. Сам Мюнеджим-баши неоднократно подчеркивал, что его главный источник был составлен в Дербенте около 500 г. х., т.е. 1106 г., хотя фактически хроника завершается 468 г.х. (1075 г.).

В «Тарих ал-Баб» содержатся ценнейшие материалы по политической истории Дербента Х-ХГ вв., данные об яростной социальной борьбе внутри дербентского мусульманского общества и о сословном составе последнего. Источник рисует расстановку сил в обществе, социальный статус и место мусульманского духовенства в нем, позволяет судить о структуре и роли исламских группировок в острых сословных противоречиях в Дербенте, показывает сложные взаимоотношения эмиров города с местной аристократией и соседними феодальными правителями Кавказа. Очень важны и уникальны сведения источника по социальной и исторической топографии мусульманского Дербента и о его культовой архитектуре.

Не менее ценным для изучения социальной структуры и истории становления идеологических представлений мусульманского населения города является, обнаруженное в середине XX в. дагестанским арабистом М.-С.

Саидовым сочинение дербентского ученого XI в. Абу Бакра Мухаммеда ад Дербенди ( _5-%j l -1 jfe j$) «Рейхан ал-хакаик ва бустан ал-дакаик» ( ij&aM СР І IbJI yjti), рисующее Дербент как один из крупных очагов суфизма не только на Кавказе, но и на всем мусульманском Востоке. Эта средневековая дагестанская историческая хроника содержит очень важные сведения о социальной структуре дербентского средневекового общества, и его сословном характере, о составе городских низов, их идеологических представителях, о городском ремесле, о категориях ремесленников и мелких торговцев, о суфийских шейхах и уровне их влияния на городской люд Дербента и его повседневную жизнь.

Известная историческая хроника «Тарихи Дербенд-наме» (3 -» « j-3 6 ) представляет собой компилятивный труд, основанный на извлечениях из ценных арабских и персидских источников, сделанных Мухаммедом Аваби Акташи (u &t t tjl = ). Многие данные «Дербенд-наме» ( jp) перекликаются с материалами «Тарих Баб ал-абваб» (Mj&l чД? jjtf), но в отличие от последней, симпатии ее автора целиком на стороне местной феодальной знати города - раисов. 

Несмотря на легендарность и даже фантастичность отдельных мест этой хроники, несмотря на ее явную компилятивность и тенденциозность, «Дербенд - наме» является важнейшим источником по истории города и средневековым этапам его развития, по вопросам возникновения и функционирования крупнейших фортификационных, жилых, культовых и погребальных сооружений Дербента мусульманского времени, а также социальной структуре и исторической топографии последнего. Достоверность целого ряда сообщений этого исторического сочинения, таких как: версии о досасанидском, значительно более древнем возникновении города, о перестройке Джума-мечети из христианского храма и о строительстве квартальных мечетей, о хронологии кладбища «Кирхляр», о раннеарабском поселении «Пир Дамешки», о разновременности строительства северной и южной стен Дербента, была подтверждена археологическими исследованиями.

Среди других арабоязычных источников этого времени выделяются труды ал-Гарнати и Ибн ал-Азрака ( ijjVl j}\j l iJl), посетивших город в XII в. и оставивших важные сведения о дербентских правителях, об их особых взаимоотношениях с царями Грузии и с другими государями Кавказа, о мусульманском населении самого Дербента и расположенного в его окрестностях раннеарабского поселения «Пир Дамешки» (A JSH tjjAai) (Старый Дамаск), а так же данные о размерах Дербента в XII в., имеющие большое значение для понимания процесса формирования топографии и структуры мусульманского города, а так же о численном составе его населения.

Значительную ценность для истории Дербента мусульманской поры имеют сведения таких известных авторов ХШ в., как Ибн ал-Асир, Йакут, Закария Казвини (t uj l bjSi jabll .j±Jy\ a?i), которые опирались в своих сочинениях на труды предшественников, но значительно дополнили их ценными реалиями ХІІ-ХІП вв. о структуре города и его архитектурных, в том числе мусульманских культовых памятниках, о ремесле, торговле, земледелии и скотоводстве. Особенно важны данные Ибн ал-Асира и

Йакута (cHjSbMj j Vl ц ) о мусульманских правителях Дербента и Ширвана, о текстильном производстве города, не потерявшем своей роли в его экономике и в ХІІ-ХПІ вв., а также их сообщения о связях Дербента с сельскохозяйственной округой, где располагались «исламские центры», а также роли сельского хозяйства в экономике города.

Ряд интересных данных по истории Дербента содержатся в поэтических произведениях ХІІ-ХПІ вв. (Низами Гянджеви, Хакани, Муджир - и Байлакани и др.) и в сочинениях многих других авторов этой эпохи (Идриси, Ибн Сайда Азизи, Абу-л-Фиды, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини, ал-Джуржани, ал-Бакуви и др.) tP4»u ? cr jJ -1 4и 4J4J j$ cs_k А» о?1 «csJj JJV0 (oLP-b

Значительно меньше сведений о Дербенте содержат грузинские и армянские источники ХІ-ХПІ вв. Здесь выделяются хроники «Жизнь картлийских царей» (Леонти Мровели, Ж в.), «Жизнь Вахтанга Горгасала» (XI в.), «Всеобщая история» ( Вардан Великий, ХШ в.), «История Армении» (Киракос Гандзакеци, XIII в.), «Хронографическая история» (Мхитар Айриванский, XIII в.) и др.

В этот период сообщения о Дербенте появляются и в западноевропейской литературе, где можно отметить важные сведения о городе ХШ в., его оборонительных стенах, городской структуре, ткацком производстве и развитом шелководстве, содержащиеся в трудах знаменитых средневековых дипломатов и путешественников Вильгельма Рубрука и Марко Поло.

Эпиграфические материалы. Эпиграфические памятники Дербента, представленные многочисленными разнохарактерными надписями на его каменных погребальных надгробиях, средневековых гражданских и культовых сооружениях, оборонительных стенах, являются важным источником по истории города VII — XVTII вв.. По языку они, в основном, делятся на две большие группы: ираноязычные, включающие среднеперсидские (сасанидские - V-VII вв.) и новоперсидские надписи, в большинстве своем связанные с развитием Дербента в период XV- XVQIBB. И арабоязычные, из которых мы рассматриваем лишь относящиеся к исламскому периоду его существования в Vn- XVIII вв.

Арабоязычные надписи Дербента, относящиеся к исследуемому в диссертационной работе периоду (VII — ХШ вв.), можно разделить на две группы: надписи на погребальных надгробиях и строительные надписи на архитектурных сооружениях фортификационного, культового, жилого назначения.

К первой группе, в основном, относятся надгробные надписи на саркофагах кладбищ Кирхляр и Джюм-Джум, содержащие, обычно, выдержки или отдельные суры Корана и краткие сведения о погребенном. К этой группе эпиграфических памятников относится и самая ранняя в Дагестане и на всем Северном Кавказе надпись с датой 469г.х. (1076-1077гг.), нанесенная «цветущим» и «простым» куфи на саркофаг, известный как могила «Джюм джум» . Надписи нанесены почерком, в основном, «куфи» (ранние) и «насх» (ХІ-ХШвв.).

Вторая группа эпиграфических памятников, относящихся к исследуемому периоду, представлена разнообразными строительными надписями на стенах и воротах северной и южной городских стен, на стенах и воротах цитадели Нарын-кала, на мечетях города, включая наиболее значительную и известную из них — Джума-мечеть.

Особенно важна здесь надпись на куполе Джума-мечети, содержащая сведения об интересующем нас периоде (надпись 770 г. х. — 1368-1369 гг., в которой сообщается о постройке Джума-мечети в VIII в. и о перестройке ее в XTV в.). В работе мною, в основном, были использованы публикации и переводы X. Д. Френа, И. Н. Березина, Л. И, Лаврова, а также Н. В. Ханыкова, Е. И. Пахомова, А. Р. Шихсаидова, М. X. Найматовой и др., в отдельных случаях - собственные переводы и дополнения.

В отличие от пехлевийских надписей Дербента, арабоязычные, как и новоперсидские надписи, были нанесены не только на стенах города и цитадели, но и на целом ряде других памятников, включающих культовые сооружения, общественно-бытовые постройки. Погребенья и надгробья содержат важные сведения о социальном, экономическом, политическом, культурном развитии Дербента VIII — XIII вв.

Несмотря на довольно канонизированный текст эпитафий, они порой содержат ряд очень важных сведений об исторических событиях этого периода и о социальном положении погребенного.

Надписи в одних случаях высекались на стенах уже построенных ранее сооружений (например, на конструкциях Джума-мечети, на стенах цитадели, на северной и южной городских стенах), в других случаях - наносились на специальные плиты из местного камня-ракушечника, которые потом вставлялись в стену возведенных или отремонтированных построек (Бала-мечеть, Кирхляр-мечеть и др.). Наиболее ранняя строительная надпись, сохранившаяся теперь лишь в зарисовках Д. Кантемира, относится к 728 г. или 734г. О постройке или ремонте ворот в южной стене города сообщает надпись 770 г., дошедшая до нас тоже лишь в альбоме Н. В. Ханыкова.

Особый интерес для данного исследования имеют те строительные надписи, в которых помимо общих сведений о постройке и даты ее сооружения приводится профессиональное звание мастера-строителя, подчеркнутое специальным термином. Первая надпись с подробным термином «ал-банна» -строитель относится к XI — XII вв.. Ее наиболее полный и точный перевод был издан Л. И, Лавровым ", который справедливо указывает на ошибку С. О. Хан-Магомедова, читающего в надписи дату — 865г.

Большую ценность представляют надписи, содержащие социальные термины и титулы (например, надгробная плита XI в. с кладбища Кирхляр, где сообщается, что погребенный был шейх (& ) , имам (f4), «кадии кадиев» «uUbS5l J-АЬІЗ»13 И очень малочисленная группа памятников, носящих характер юридических актов, подобно надписи на южной городской стене возле дома Юсуф-хана (и - л), в которой сообщается о передаче «в вакф почтовой станции» источника воды вместе с колодцем.14

Для надписей Дербента VIII — ХШ вв., как и вообще для ранних арабоязычных памятников Кавказа, характерен почерк «куфи» ( А), который использовался в надписях Дербента вплоть до ХШ в., сосуществуя в XI — ХІП вв. с почерком «насх» ( ). Одним из ранних примеров применения «насха» в архитектуре города может служить строительная надпись у ворот Дубара-капы, датируемая 580 г.х. (1184-1185).

В ХПІ-XVni вв. почерк «насх» получает широкое распространение и повсеместно используется в надгробных и строительных арабоязычных надписях Дербента.

Строительные, надгробные, юридические, хозяйственно-бытовые, благопожелательные надписи, выявленные в Дербенте, позволяют уточнить время постройки отдельных мусульманских памятников и сооружений города, дают представление о динамике развития и формирования исторической топографии последнего, содержат социальную и профессионально-ремесленную терминологию, раскрывающую структуру местного феодального общества, характеризуют уровень развития строительного дела здесь и степень профессионального мастерства ремесленников.

Археологический источник. Археологический материал является наиболее ценным и совершенно новым источником по истории развития фортификационной, религиозной и жилой архитектуры, культовых и погребальных памятников мусульманского города, исламского художественного ремесла и искусства, который стал доступен для исследования в результате широких многолетних археологических раскопок, впервые начатых в Дербенте в 1970 г. экспедицией Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, с 1991 года Научного центра РАН под руководством основателя Дербентской археологической экспедиции, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и республики Дагестан, академика Международной Академии наук высшей школы, ныне декана исторического факультета и заведующего кафедрой археологии и региональной истории Ставропольского государственного университета - Кудрявцева Александра Абакаровича.

В результате археологического изучения Дербента удалось исследовать многочисленные памятники фортификационной, культовой и гражданской архитектуры, впервые изучить художественное ремесло, монументальное и декоративное искусство, а также мусульманские захоронения средневекового города, получить обширную информацию о различных сферах материальной и духовной культуры обитателей Дербента VII-XVIII вв. Впервые на Северном Кавказе здесь были выявлены и изучены сложноплановые дворцовые комплексы, административные постройки, церкви, мечети водохранилища, бани, караван-сараи, складские помещения, дома знати и торгово-ремесленного люда, ремесленные мастерские и остатки разнохарактерного производства, впечатляющая по многочисленности и разнообразию художественная керамика, изделия из стекла, камня, металла, кости, различные орудия труда, оружие, предметы украшения. 

Стратиграфические исследования, проводившиеся на всей территории средневекового Дербента и за его стенами, позволили выявить внушительную многослойность его культурных отложений (до 17 м. в цитадели Нарын-кала и до 8-12 м. в верхней части города)15 и проследить динамику развития города. Древнейшее ядро Дербента сформировалось на вершине холма в районе цитадели и продолжало существовать как его военно-административный центр вплоть до начала ХЕХ века. Здесь исследовались многослойные отложения мусульманского времени (VIII-XVIII вв.), расположенные непосредственно над слоями раннесредневекового (сасанидского) периода и более древних культурных наслоений от эпохи энеолита и бронзы, до раннего железного века и античного периода.16

Стратиграфические отложения VHI-XVITI вв. включают восемь культурных слоев, относящихся к семи историческим этапам развития мусульманского города:

1) VII-X вв.- арабское время; 2) X — первая половина XIII вв. — время Дербентского эмирата; 3) вторая половина XIII - XIV вв.- монгольское время; 4) XV - начало XVI вв. — Дербентская династия Ширваншахов; 5) XVI в. — период турецкого владычества в Дербенте; 6) конец XVI-XVHI вв.- Дербент под властью Сефевидского Ирана; 7) конец XVII- XVIII вв.- период Дербентского ханства. Из них первый и второй этап укладьшаются в хронологические рамки диссертационной работы.

Стратиграфические исследования и конкретный археологический, материал очень важны для выявления времени возведения и функционирования мусульманской гражданской и культовой архитектуры, путей развития художественного ремесла, искусства и погребальных памятников в Дербенте, этапов их становления и генезиса. В связи с этим, археологический материал из культурных напластований Дербента VII-XVTU вв., при изучении выбранной мной темы, по истории становления и специфике развития мусульманских памятников гражданской погребальной и культовой архитектуры средневекового города, пути формирования его исламского художественного ремесла и искусства, является очень важным и крайне необходимым источником, без которого невозможно решить весь комплекс поставленных задач. С целью изучения поливной художественной керамики VTII — XIII вв., дающего представление о путях развития исламского декоративно-прикладного искусства Дербента этого периода, а также при изучении гражданской и культовой архитектуры средневекового города и раннемусульманских захоронений VII — VIII вв., с разрешения А. А. Кудрявцева, использовались материалы его отчетов о работе Дербентской экспедиции в 1970-1995 гг.17

Поливная художественная керамика, в отличие от простой глазурованной и неглазурованной посуды, весьма быстро меняла цвет и качество глазурей, технологию изготовления и приемы орнаментации, что" позволяет проследить основные направления формирования художественных традиций и с довольно большой точностью определить хронологические рубежи бытования, используя хорошо разработанную классификацию подобных изделий для средневековых мусульманских памятников Закавказья, Передней и Средней Азии.

Разнообразные нарративные источники, и особенно местные исторические хроники, арабоязычные эпиграфические памятники, гражданская и культовая исламская архитектура VTI — ХШ вв., обширный археологический материал, представленный в культурных напластованиях Дербента мусульманского периода, позволяют с должной полнотой осветить поставленные в диссертационном исследовании вопросы.

Степень изученности проблемы (историография). Средневековые города Кавказа, особенно Восточного и Северо-Восточного, имеющие много общего в своем развитии с городами мусульманского Востока, изучены по целому ряду аспектов, в том числе социокультурного характера, пока еще недостаточно, что делает весьма актуальной избранную мной тему диссертации.

Во второй половине XX века в западной и российской историографии стало уделяться значительно больше внимания средневековому городу, в том числе и восточному, именуемому обычно «мусульманским». Это было связано с расширением археологических раскопок подобных памятников, без обширных материалов которых изучение средневековых городов мало перспективно. Одним из таких объектов, где проводились широкие археологические исследования, стал средневековый Дербент.

Хорошая сохранность средневековой планировки и топонимики в некоторых из мусульманских городов и наличие определенного количества сообщений о них в письменных источниках, дополняемых материалами раскопок, позволяют успешно решать целый ряд вопросов формирования исторической топографии подобных городов, их культурного, административного и социально-экономического развития. Значительное внимание западными специалистами уделялось и уделяется, при этом, проблемам изучения исламского монументально-декоративного искусства, в том числе художественного ремесла, гражданской (в основном дворцовой) и культовой архитектуры (мечетей), роли религиозных братств и дервишей в жизни средневековых исламских центров, изучению кварталов и квартальных общин мусульманских городов, являющихся основной ячейкой их социальной структуры. В связи с изучением средневекового мусульманского города российскими специалистами справедливо отмечалось, что «к сожалению, вопрос о городе на Востоке, особенно о городе средневековой эпохи, не разрабатывался в советской историографии с должной полнотой, будучи несправедливо заслоняемым проблематикой аграрных отношений». Эти проблемы актуальны и при исследовании закономерностей развития мусульманских городов Восточного и Северо-Восточного Кавказа, в том числе социокультурного развития мусульманского Дербента. Формирование исламских художественных традиций в культуре населения является одним из важных аспектов данного исследования.

В соответствие с проблемно-хронологическим принципом можно выделить пять основных периодов истории изучения Дербента мусульманского времени:

1. первая половина XVTII века, точнее 1722 — середина XVTQB.;

2. 20-е годы XIX — середина XIX вв.;

3. конец XIX — начало XX вв.;

4. середина 20-х - середина 30-х гг. ХХвека

5. вторая половина XX в.

В первый период сопровождавшие в персидском походе в Дербент Петра I ученые описывают и делают чертежи оборонительных сооружений города и Горной стены, но наряду с этим Д. К. Кантемир срисовывает 3 арабских и 3 пехлевийских надписи, а также описывает арабские (куфические) надписи на гробницах арабского поселения Пир Дамешки («Пиридимиски»). Описание арабских надписей и их рисунки, а так же упоминание отдельных памятников приводят И. Г. Гербер, И. Я, Лерх, Дж. Ханвей, С. Г. Гмелин и др.

Во втором периоде проявляется большой интерес к местной исторической хронике «Тарих и Дербенд-наме», которую переводят на русский и европейские языки. К переводу скопированных за ЮОлет арабских надписей Дербента Ю. Клапрот дает первый квалифицированный перевод на французский язык, а М. А. Казем-Бек — на английский.

Третий период ознаменовался возросшим интересом к военно-патриотической истории Дербента и к его отдельным памятникам, в том числе мусульманским. Перевод «Дербенд-наме» на русский язык М. Алихановым-Аварским, ряд статей о Дербенте академика В. В. Бартольда, первая монография о городе Е. И. Козубского.

Четвертый период ознаменовался рядом историко-археологических экспедиций и архитектурных обследований города (А. С. Башкиров, И. А. Орбели, Е. А. Пахомов, П. Спасский, Б. Н. Засыпкин, н. Б. Бакланов и др.), однако раскопки здесь так и не начались.

Пятый период характеризуется интересом дагестанских историков и архитекторов к истории Дербента и его историко-архитектурным объектам в связи с написанием первых обобщающих трудов по истории Дагестана (Очерки истории Дагестана, История Дагестана) и начавшимися здесь первыми в истории города археологическими раскопками в 1970 году (А. А. Кудрявцев).

Интерес к мусульманским памятникам Дербента и его многовековой истории возник у исследователей давно, значительно раньше, чем к другим известным городам Кавказа. Изучение древностей города началось со времени персидского похода Петра І в 1722 г., когда по приказу императора, сопровождавшие его ученые сделали описание и чертежи фортификационных сооружений Дербента и первые зарисовки арабских надписей на его памятниках.

Среди наиболее ранних работ о Дербенте можно отметить труды Д.К.. Кантемира, Ф.З. Байера, И.Г. Гербера, И. Я. Лерха, С.Г. Гмелина, Дж. Каппеля, П.Г. Буткова, Е. Коцебу, Э. Эйхвальда, Э. Эркерта, А.В. Комарова и др.

Большой вклад в изучение нарративных источников и эпиграфических памятников города в дореволюционный период внесли известные востоковеды Х.Д. Фрэн, Н.В. Ханыков, К.К. Фезе, П.С. Савельев, И. Бартоломей, Ю. Клапрот, М. Казем-Бек, Н.А. Караулов, И. д Оссон, а отдельных вопросов его средневековой истории касались такие крупные специалисты, как Б.А. Дорн, И. Маркварт, В. В. Бартольд и др.

Первый экземпляр знаменитой исторической хроники «Тарихи Дербенд-наме» был преподнесен еще Петру I во время его пребывания в Дербенте и на многие годы стал предметом изучения крупнейших российских и западных специалистов. Переводы и попытки изучения «Дербенд-наме» предпринимались неоднократно в России и за рубежом начиная с 1789 г., но первый квалифицированный перевод хроники на французский язык сделал известный русский востоковед Ю. Клапрот в 1829 г., а в 1851 г. на английский язык этот труд перевел профессор М.А. Казем-Бек, получивший за эту работу звание члена-корреспондента Российской Академии наук и Демидовскую премию. Сам М.А. Казем-Бек был уроженцем Дербента и принадлежал к знатному роду, занимавшему высокие посты в XVIII веке при правителях города.

Первая попытка написать историю Дербента на основании данных ряда письменных источников и местных легенд была предпринята Е.И. Козубским (История города Дербента, 1906),19 но оказалась неудачной и вызвала резкую критику В.В. Бартольда, считавшего, что «задача оказалась не по силам автору».

Сам В.В. Бартольд уделял большое внимание средневековой истории Дербента и на базе доступных ему арабоязычных источников написал ряд ценных статей (Дербент, 1908; К истории Дербента, 1910; Новое известие о стенах Дербента, 1913; О месте Прикаспийских областей в истории мусульманского мира), посвященных истории города в мусульманский период и его политическому развитию, арабскому завоеванию и этапам исламизации, конструктивным особенностям городских стен и приемам их возведения, культовым памятникам (Джума-мечеть), морской торговле и порту Дербента ЕХ — XI вв. 

Новый этап в изучении Дербента начался в советское время, когда в обследованиях памятников города приняли участие такие крупные ученые, как А.С. Башкиров, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, К.В. Тревер, Е.А. Пахомов, М.И. Артамонов и др.

Большой вклад в изучение культовых памятников,Дербента, в частности Джума-мечети, в установление времени её возведения и первоначального назначения, внесли работы М.И. Артамонова, уделившего также внимание истории дербентских укреплений и их роли в борьбе с раннесредневековыми кочевниками (Древний Дербент, СА, 1946; История хазар, 1962) и К.В. Тревера (Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, 1959.). Уникальным источником и важным исследованием по истории Дербента и его социокультурному развитию в VIII — XI в. является опубликованная профессором Кембриджского университета В.Ф. Минорским работа «История Ширвана и Дербенда», где даны фрагменты политической истории средневекового города, его социальной структуры и стратификации, описано мусульманское духовенство и его роль в жизни средневекового города, показаны острые противоречия в местном феодальном обществе.

Особенно значительный вклад в изучение средневековой эпиграфики города внесли работы Л.И. Лаврова, который систематизировал и издал большую часть арабоязычных надписей Дербента (Эпиграфические памятники Северного Кавказа), являющихся важным источником по погребальным мусульманским памятникам Дербента VII—XIII вв. и социальной стратификации исламского общества средневекового города.

Ряд важных вопросов социокультурного и военно-политического развития Дербента, роли духовенства в его социальной структуре и интерпретации погребальных мусульманских памятников, города затронуты в работах Р.М. Магомедова (История Дагестана и Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1969). Большой вклад в изучение арабских надписей, высеченных на стенах сооружений и мусульманских надгробиях средневекового Дербента внес А.Р. Шихсаидов (Ислам в средневековом Дагестане; Дагестан в Х- XTV вв.; Эпиграфические памятники Дагестана). Определенный интерес представляет библиографическое исследование А.К.

Рзаева (Мухаммед Али М. Казем-Бек), посвященное известному востоковеду М. Казем-Беку, переведшему «Дербенд-наме». Наряду с иностранными историками, археологами, востоковедами, значительный вклад в изучение средневекового Дербента и, в частности, в исследование некоторых памятников исламской архитектуры города внесли архитекторы, в числе которых называют Н. Б. Бакланова (Архитектурные памятники Дагестана), Л. G. Бретаницкого (Зодчество Азербайджана XII — XVBB. и его место в архитектуре Переднего Востока.) и особенно С. О. Хан-Магомедова, обследовавшего и описавшего ряд сохранившихся средневековых сооружений VI —XVTQ вв.

Описанию и изучению башен и стен крепости, мечетей и ворот Дербента, сооружений Горной стены, посвящен ряд ценных работ СО. Хан- Магомедова (Дербент; Ворота Дербента; Джума-мечеть в Дербенте; Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана), который провел квалификационное обследование сохранившихся здесь средневековых сооружений, но высказал не совсем верное, по моему мнению, предположение о времени основания и первоначальном назначении Джума-мечети.

Ряд ценных сведений о мусульманской архитектуре и роли ислама в повседневной жизни населения позднесредневекового Дербента содержится в диссертационном исследовании и публикациях Е.А. Кудрявцева (Позднесредневековый город Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII вв.; Периодизация развития отраслей ремесленного производства средневекового города; Развитие исторической топографии цитадели Нарын-кала в период Дербентского эмирата).

Некоторые аспекты исторического развития Дербента подведены» в обобщающих трудах дагестанских исследователей (Очерки истории Дагестана; История Дагестана; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века).

Отдельных аспектов средневекового развития города касались в своих работах известные специалисты: Н.В. Пигулевская, Б.Н. Заходер, З.М. Буниятова, СБ. Ашурбейли, Я.А. Манандян, П.И. Спасский, Л.Н. Гумилев, М.И. Исаков, А.В. Саламзаде, Ш.М. Ахмедов, М.С Гаджиев, Н.А. Магомедов и др.

Работы дореволюционных, советских и современных историков, востоковедов, и архитекторов внесли весомый вклад в изучение ряда вопросов истории средневекового Дербента, но решить узловые проблемы его развития, выявить динамику роста и основные этапы становления, пути и закономерности формирования, причины упадка и расцвета социальных противоречий и культурных достижений крупнейшего феодального города Кавказа, позволили лишь многолетние комплексные исследования Дербентской археологической экспедиции, материалы и выводы которых нашли отражение в монографиях и статьях ее руководителя и участников (М.Г. Гаджиева, Г.Г. Гамзатова, СВ. Гусева, Е.А. Кудрявцева, Г.Д. Дибирова, Н.А. Магомедова, Н.К. Касумова и др.). Наиболее ценными для моего исследования являются монографии: Древний Дербент; Великий город на Каспии; Феодальный Дербент; Пути развития северокавказского города,33 а также статьи А. А. Кудрявцева (Раскопки средневековых ханских дворцов в Дербенте; Художественная поливная керамика Дербента второй пол. VIII -Хвв.; О новой хронологии Дербента; Интерпретация сведений «Тарих Баб ал-абваб» по исторической топографии средневекового Дербента; О месте духовенства в социальной структуре феодального Дербента; Дербентский могильник; Средневековый Дербент как религиозный центр Восточного Кавказа; К изучению архитектуры средневекового Дербента (VTO — ХШ вв.); пути развития художественных ремесел Дербента; Derbend; и др.).34

Цель и задачи исследования. Цель исследования: выявить и проанализировать в историческом аспекте особенности и специфику развития Дербента в VII -XIII вв. в период, когда происходила исламизация его населения и показать влияние ближневосточных исламских художественных традиций на формирование облика духовной и материальной культуры его средневекового населения. Для реализации этой, поставленной в диссертационной работе, цели было необходимо решить следующие задачи исследованиям

- рассмотреть историю арабского завоевания Дербента в VII — VHI вв. и превращения его в оплот халифата на северных границах «мусульманского мира»;

- выявить сущность и поэтапность исламизации населения средневекового Дербента;

- проанализировать роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города, сопоставив его с известными средневековыми центрами мусульманского Востока;

- раскрыть на базе сохранившихся и раскопанных археологами памятников специфику формирования и развития фортификационной, культово-религиозной, жилой архитектуры мусульманского Дербента VII — XIII вв.;

- показать пути становления и развития исламского монументального и прикладного искусства;

проанализировать погребальные мусульманские сооружения средневекового города и показать специфику исламских захоронений;

- провести сравнительный анализ развития Дербента VII — XIII вв. с мусульманскими городами средневекового Востока и Кавказа.

Методологическая основа исследования включает в себя две составляющие: общенаучные принципы анализа и методы собственно исторической науки.

Общенаучные принципы историзма и объективности в сочетании с многофакторным подходом к рассматриваемому историческому явлению позволили раскрыть вопросы развития Дербента VII — ХШ вв. в конкретно-исторических условиях без субъективных оценок и устоявшихся стереотипов. Используемый в исследовании проблемно-хронологический метод дал возможность наиболее полно проследить вопросы исламизации населения средневекового Дербента и влияние ближневосточных мусульманских традиций на формирование духовной и материальной культуры населения города в указанный хронологический период.

Специфичность и многоаспектность объекта исследования, его историческая сложноплановость и разнохарактерность обусловили применение историко-культурологического и междисциплинарного подходов, в частности приемов социологического, культурологического и науковедческого исследований.

При написании диссертационной работы мною, в процессе отбора и классификации конкретных исторических материалов, использованы специальные исторические методы познания прошлого: историко генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный.

Научная новизна исследования заключается в попытке впервые в российской историографии проанализировать влияние ближневосточных исламских художественных традиций на формирование облика духовной и материальной культуры населения Дербента VII — ХПІ вв..

На основе переосмысления известных арабских источников и новых данных (ал-Куфи) ( АИ) впервые выделяются этапы исламизации населения города.

В отличие от существовавшем в советской историографии мнении об одних негативных последствиях арабского завоевания Северо-Восточного Кавказа, автор, не отрицая всех ужасов и разрушений, связанных с арабо-хазарскими войнами, в которые оказалось втянуто население Дагестана, стремится показать положительные аспекты для развития этого региона, в связи с включением его в сферу экономического и культурного влияния Арабского халифата — крупнейшего высокоразвитого государства средневекового мира этой поры.

В диссертационном исследовании впервые делается попытка показать конкретное влияние ближневосточных исламских художественных традиций на становление художественного ремесла и монументального искусства Дербента VII — ХШ вв., проанализировав для этого фортификационную архитектуру города и цитадели, планировку, конструктивные приемы и пространственно-композиционные решения Джума-мечети и других культовых памятников, жилую архитектуру, представленную, выявленными в ходе раскопок, дворцовыми комплексами, домами дербентской средневековой знати и торгово-ремесленного люда. В диссертационной работе впервые исследуются раннемусульманские захоронения средневекового Дербента и рассматриваются его погребальные сооружения не только как объекты, содержащие эпиграфические материалы (арабских надгробных надписей), но и как памятники исламской похоронной обрядности.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту: 

1. На основе изучения широкого круга арабских, албанских, армянских, грузинских и местных средневековых источников рассмотрены причины, хронология и характер арабского завоевания Дербента и делается вывод об особом значении раннесредневекового города в арабо-хазарских войнах на Кавказе, как главного военно-политического оплота халифата на северных границах «мусульманского мира». Одновременно в указанный период Дербент выступал как главный идеологический исламский центр на Северном Кавказе.

2. Анализ материалов дал возможность выделить основные этапы исламизации населения средневекового города и позволил сделать вывод, что она имела значительную специфику на каждом из них: от весьма значительной религиозной толерантности на ранних этапах, до весьма активного исламского давления на поздних.

3. Всестороннее изучение данных местных арабоязычных исторических хроник, написанных, как считают специалисты, в самом Дербенте в ХІ-ХП вв., позволило показать роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города и в жизни его обитателей. В противовес высказанному некоторыми дагестанскими историками мнению о слабости мусульманского духовенства Дербента УП-ХШ вв., не осознающего «своих особых интересов и не способного их отстоять», автор приходит к выводу о весьма значительном месте последнего в социальной и военно-политической жизни средневекового города.

4. В работе рассмотрены роль «гази» и других религиозных группировок в социальной структуре Дербента УП-ХІП вв. и сделан вывод о том, что положение последних несколько- отличалось от аналогичных групп населения других мусульманских городов средневекового Востока, а в Х-ХШ вв. «гази» сходят с политической арены и не играют уже заметной роли в общественной жизни Дербента.

5. Исследование и анализ обширного архитектурного наследия Дербента VII-X1II вв. позволили сделать вывод о том, что фортификационная, культовая, жилая архитектура средневекового города развивалась под сильным влиянием исламского монументального искусства крупнейших мусульманских городов средневекового Востока, но опиралась, при этом, на уже сложившиеся в городе строительные традиции предшествующего периода.

6. На базе обширного археологического материала, полученного в результате широких раскопок Дербента в 1970-1995гг., исследована продукция художественного ремесла средневекового города и сделан вывод о путях формулирования декоративно-прикладного искусства Дербента, опиравшегося в своем развитии на художественные традиции и достижения известных средневековых центров мусульманского Востока.

7. В диссертационной работе на основе археологических раскопок и обследований исламских захоронений впервые исследовался раннемусульманский обряд погребения, выявленный на территории Дербентского могильника и изучались надгробные сооружения-саркофаги дербентских средневековых кладбищ Кирхляр и Джум-джюм, позволяющие сделать вывод о высоком социальном статусе погребенных и о генезисе форм погребальных надгробий-саркофагов.

Практическая значимость представленной диссертационной работы состоит в возможности использования его результатов в работе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Древний Дербент, включенного 3 июля 2003г. в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в сохранении, изучении, консервации и музеефикации памятников истории и культуры Дербента VII —ХПІ вв. Ряд положений и материалов диссертационной работы может быть использован при изучении истории Северо-Восточного Кавказа, распространения ислама в Северокавказском регионе и пути формирования культуры его населения. Основные положения и выводы работы имеют практическое значение при разработке и написании исследований по истории народов Дагестана, курсов по выбору студентов по истории и культуре народов Северного Кавказа, при написании обобщающих исследований по истории мусульманского города Восточного и Северо-Восточного Кавказа, и всего Ближнего и Среднего Востока в целом.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры археологии, древнего мира и средних веков Южного Федерального университета. Значимые положения диссертации апробированы автором в публикациях и докладах на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях в Каире:

1. V конференция арабских археологов - Союз арабских археологов -«Археологические исследования арабского мира» 19-20 октября 2002 г. -Археологический факультет Каирского университета, 2002 г.;

2. I Файумская конференция - Каирский университет - «Египет в средних веках (его историческая, культурная и цивилизационная роль, а также будущее развитие археологических и туристических достопримечательностей Египта)» 30 апреля - 2 мая 2003 г.;

3. Конференция арабских историков - Союз арабских историков в Каире — «Отношения Египта со странами Средиземноморья и их воздействие на исламский мир» март 2004 г.; 50 юбилейная конференция египетских археологов - «Археологические и исторические исследования средних веков» -Каирский университет 2005 г.;

Ростове-на-Дону:

4. Ш Межвузовская конференция студентов и аспирантов юга России «Итоги историко-археологических исследований в г. Азове и на Нижнем Дону в 2007 году». Исторический факультет ЮФУ, Ростов-на-Дону 2007 г.; 5. IV Межвузовской археологической конференции студентов и аспирантов юга

России. - Исторический факультет ЮФУ, Ростов-на-Дону 2008 г.;

в Азове:

6. IV Международная научная конференция «Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве». — Азовский музей, Азов 2008 г.;

в Казани:

7. Международная научная конференция "Политическая и социально экономическая история Золотой Орды (ХШ - XV вв.)". - Казань, 17 марта 2009 г.;

в Ставрополе:

8. IX минаевские чтения по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа. Ставрополь, 2009 г.

Мною опубликованы такие статьи, как:

1. «Разработка методов строительства османских куполов и минаретов в исламском Египте» Сборник V конференции арабских археологов - Союз арабских археологов - «Археологические исследования арабского мира» 19-20 октября 2002 г. - Археологический факультет Каирского университета, 2002 г.

2. «Изображения людей с крыльями в христианских и исламских манускриптах 11-13 вв. в соавторств с проф. Моной МухамедПадр (J J лл л j i» / .і)Статья опубликована в сборнике I Файумской конференции «Египет в средних веках (его историческая, культурная и цивилизационная роль, а также будущее развитие археологических и туристических достопримечательностей Египта)» 30 апреля — 2 мая 2003 г. — Каирский университет 2003 г.

3. «Мамелюкская керамика Музея исламского искусства в Каире (сравнительное изучение украшений и надписей» «Сборник археологических исследований» Археологического факультета Каирского университета. Каир, 2005 г. 4. «Архитектурные особенности средневековых мечетей по данным археологии», Сборник «Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве», Азов, 2009 г.

5. «Распространение ислама в Дагестане: средневековый этап», Сборник Южного Федерального Университета, Исторического факультета «Археология. Древний мир и средние века». Выпуск III. Ростов-на-Дону, 2009 г.

6. «Раннемусульманские надгробные памятники средневекового Дербента (VIII — XI вв.)», опубликована в реферируемом издании, входящем в список ВАК, «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», общественные науки, 2009 г., номер 4.

7. «Особенности Османской архитектуры (Сравнительный анализ двух мечетей в Египте и Турции)», Сборник Южного Федерального Университета, Исторического факультета «Археология. Древний мир и средние века». Выпуск IV. Ростов-на-Дону, 2009 г.

8. «Из истории арабского завоевания Дербента» // «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии» IX минаевские чтения по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа. Ставрополь, 2009 г. 9.«Дербентская Соборная мечеть (Джума-мечеть) и Каирская мечеть Ибн Тулуна. (Сравнительный анализ архитектурных построений)» в печати.

Структура диссертации. Работа состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», списка использованных источников и литературы, приложения и построена по проблемно-хронологическому принципу.

Во «Введении» обосновывается актуальность избранной темы, объект и предмет исследования; хронологические и географические рамки, формулируются цели и задачи работы, ее новизна, методологическая основа, и практическая значимость.

В главе I «Проникновение ислама и процесс исламизации населения средневекового города» рассматриваются история арабского завоевания Дербента, его роль в арабо-хазарском противостоянии на Кавказе, превращении города в главный оплот Арабского халифата в регионе, а так же этапы исламизации населения Дербента и специфика этого процесса.

Выявляется роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города и его взаимоотношения с властью и городским людом Дербента VII - XIII вв.

В главе II «Исламские художественные традиции в памятниках материальной культуры Дербента УП-ХШвв.» исследуются пути формирования фортификационной, культовой, жилой архитектуры мусульманского города и влияние ближневосточных исламских традиций на их развитие. Проводится анализ становления и развития художественного ремесла средневекового Дербента и влияния исламской культуры на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства мусульманского города VII - XIII вв.

Впервые освещаются особенности погребального обряда раннемусульманских захоронений Дербента и анализируются его средневековые каменные надгробные саркофаги.

В «Заключении» формулируются выводы, выносимые на защиту и практические рекомендации изучения исламских традиций в духовной и материальной культуре Дербента VII — XIII вв. 

Арабское завоевание

В истории «мусульманского мира» Дербенту принадлежит особое место, которое определялось той выдающейся ролью, которую этот небольшой дагестанский город играл на протяжении многих веков в геополитических планах крупнейших мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока. Более трех столетий он выступал самым мощным военно-политическим оплотом на северных границах великой мусульманской империи — Арабского халифата, был важным центром распространения ислама на Северном Кавказе и в Прикаспии, известным торговым и ремесленным городом Кавказа, превосходившим по своим размерам и красоте главные города региона (кроме Берда а), включая «Ардебиль и Тифлис».

Арабское завоевание Дербента открыло новую страницу в его тысячелетней истории и стало тем; рубежом, с которого начался качественно новый этап развития города, его взлетов и падений, расцветов и запустении, величия и забвения.

Исторические судьбы Дербента, как и большинства других высокоразвитых территорий Передней и Средней Азии, Закавказья, Средиземноморья и многих других областей, оказались тесно связанными с событиями первой половины Vn века, произошедшими на Аравийском полуострове. Здесь зародилась новая религия — ислам, которая активизировала процесс объединения отдельных скотоводческих племен и мелких враждующих княжеств в сильное государство с авторитарным централизованным руководством и новой монотеистической религией.

Сплотив единой идеей воинственные, вечно враждующие, племена арабов-кочевников, ислам способствовал не только возникновению централизованного государства, но и привел к активной военной экспансии его, начавшейся сразу же вслед за объединением. Арабы, сплоченные исламом, прекрасно вооруженные и закаленные в боях, полные религиозного фанатизма, оказались грозной силой, с которой оказались не в силах справиться дряхлеющие мировые державы Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

В 633г. Арабские отряды под предводительством своих талантливых полководцев вторглись на территорию Сасанидского Ирана и нанесли ряд сокрушительных поражений огромной, но плохо организованной и управляемой сасанидской армии.

Ослабленный эпидемией и разрухой, раздираемый внутренними противоречиями и неудачными войнами с Византией, Сасанидский Иран не смог противостоять арабской агрессии и после ряда неудачных сражений, огромная, некогда могучая держава пала (642г.).

По преданшо, последний «царь царей» из великой династии Сасанидов, Ездигерд Ш без войска и телохранителей, в сопровождении сильно поредевшей свиты, состоящей в основном из слуг, музыкантов, жен и наложниц, бежал на Восток в одну из своих провинций, где в 651г. бьш убит в окрестностях города Мерва мельником, польстившимся «на богатые одежды царя».

Разгромив Сасанидский Иран, арабы унаследовали и права на его огромные территории, завоевание многих из которых потребовало, однако, от них серьезных военных усилий. Одним из таких мест были сасанидские владения в Закавказье и на Северно-Восточном Кавказе. Этим областям своего огромного государства сасанидские цари придавали особое значение, так как через Северный Кавказ и Прикаспий пролегал знаменитый Прикаспийский путь, по которому уже с эпохи бронзы воинственные кочевые племена Евразии проникали в Закавказье и Переднюю Азию.

Этапы и специфика распространения ислама в Дербенте VII - начала XIII вв

Арабское завоевание Дербента, включавшее в себя несколько этапов, оказало огромное влияние на этнический состав и конфессиональную принадлежность обитателей раннемусульманского города. Многочисленные сообщения письменных источников, материалы археологических раскопок, средневековые легенды и местные предания свидетельствуют, что Дербент, до начала арабского завоевания и на ранних его этапах был одной из христианских столиц Кавказской Албании, крупнейших религиозных центров106 всего региона, где существовали и развивались две мировые религии — христианство и зороастризм.

Христианство начало распространяться в Дербенте еще в IV веке, когда шла активная христианизация ряда областей Армении, Кавказской Албании, Грузии. Источники сообщают, что в первой трети IV в. Епископ Святой Григорис распространял христианство в районе Дербента и пытался приобщить к «Святому писанию» ираноязычных «маскутов»107, проживавших у «Ворот». Несмотря на первые неудачи - Григорис погиб мученической смертью от рук маскутов, уже к V веку в Дербенте существовала епископальная кафедра, а албанский царь Ваче II (отрекся от престола в 461 г.), возглавивший антииранское восстание под знаменами сохранения христианской веры в Албании, населению которой Сасаниды пытались насильственно навязать зороастризм, сделал город своей резиденцией и главным оплотом христианства на Восточном Кавказе . Со второй половины V века или начала VI века в Дербенте находился престол главы албанской церкви109, который, по сообщению Моисея Каганкатваци, перенесли в середине VI века в Партав, в связи с усилением арабской агрессии. «После того страна наша попала под власть хазаров; церкви и писания преданы были огню. Тогда во второй год Хозроя, царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чога (т.е. Дербента — В.A.M.) в столицу Партав, по случаю хищнических набегов врагов креста Господня»110.

Эти сообщения и данные археологических раскопок, позволившие установить наличие в раннесредневековом Дербенте V — начала VTH вв. крупнейшего на Кавказе трехнефного базиличного храма в центре города (перестроенного Масламой ( luu.) позднее в соборную «пятничную» мечеть) и крестовокупольного храма в цитадели Нарын-кала111 (приспособленного в позднее средневековье под водохранилище), позволяют полагать, что христиане составляли большую, если не основную, часть городского люда Дербента .

К последователям зороастризма относилось, в основном, иранское население города, представленное наместником «царя царей» и его двором, административно-чиновничьим аппаратом, воинами гарнизона и другими представителями сасанидской бюрократии, количество которых сильно уменьшилось после крушения Сасанидской державы.

В.В.Бартольд, в связи с распространением здесь христианства, отмечал, что оно одержало победу в пограничных районах и арабы «упоминают о христианстве как о религии местного населения, а о последователях зороастризма не упоминается»113.

На раннем (первом) этапе своего владычества в Дербенте арабы не стремились насильственно исламизировать население города. В первом же договоре, заключенном в 22 г.х. (642/643 гг.) иранским правителем Дербента Шарх-Баразом (jhjfr ) (Шахрияром) с арабами, речь шла лишь о военных аспектах признания власти мусульман над городом. Никакие вопросы, связанные с вероисповеданием дербентского населения, вероятно, не обсуждались, а платить «джизию» ( 0= ) т.е. подушный налог для немусульман, правитель Дербента отказался и арабы вынужденно согласились с ним.

Ближневосточные строительные традиции в памятниках монументальной архитектуры мусульманского города

Исламская культовая архитектура. Соборная мечеть Дербента. Раннемусульманские культурные памятники средневекового Дербента сохранились значительно хуже, чем фортификационная архитектура. В настоящее время в Дербенте существуют девять мечетей, из которых только две могут быть отнесены к периоду VII-XIII вв. Первая из них, именуемая Джума-мечеть ( -ч 1 ), т.е. соборная пятничная мечеть, еще до 90-х годов XX века была самой крупной мечетью на Кавказе, и даже не только самой крупной мечетью, но и самым крупным кавказским культовым сооружением вообще. Вторая мечеть — Минарет-мечеть, являлась одной из древнейших квартальных мечетей средневекового города, однако ко времени основания мечети в VTII веке Масламой б.Абд ал-Маликом ( 11 11 а JJ A L ) можно отнести лишь фундамент здания, а все сооружение датируется значительно более поздним периодом, скорее всего ХІП-XVn вв. Минарет мечети, единственный из сохранившихся минаретов города, датируется ХШ-XIV вв.271

Джума-мечеть, входящая в число наиболее древних мечетей мусульманского мира, расположена в верхней, самой старой части города, где в V-VII вв. сформировался шахристан (o j&ty сасанидского Дербента,272 а в VIII-X вв. Медина ( - ) арабского города. Вплоть до XVTII века здесь располагалась торговая часть города с площадями, фонтаном, караван-сараями и городскими банями. Арабский автор X века Макдиси Мукаддаси - описал Джума-мечеть в качестве главных достопримечательностей средневекового города. Он сообщал, что «главная мечеть стояла в середине базарных площадей (васта-л-асвак) ( jlj"uM - j), рядом находился источник или фонтан ( айн) (OF)» 74. В связи с Джума-мечетыб академик В.В.Бартоль писал: «Согласно местному приданию, главная мечеть и поныне находится на том же месте, где она якобы была в 115/733 г. построена Масламой ( uw)».

В суфийском трактате конца XI века «Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик» (сэ 1 СР LS І}№= CJWJ) дербентского ученого Абу Бакра Мухаммеда б.Муса ал-Фарадж ад-Дербенди (cs% ii jj& j Ся ± ji jfi) зафиксировано название Джума-мечети, которое употреблялось в арабское время и период Дербентского эмирата - Джума-Масджид ал-Баб (Я Л! ± ). (Железные ворота).

В средневековый период Джума-мечеть находилась на одной из главных и самых оживленных улиц города, ведущей к главным торговым воротам, расположенным в южной городской стене (VI в.), именуемыем в настоящее время Орта-капы (Средние ворота - тюрке), а в арабский период — Баб ал-хадид (- чЛг).

В районе Джума-мечети проходила одна из главных «поперечных стен» средневекового Дербента, игравших очень важную роль в системе обороны города, (рис. N 41) Восточная (торцевая) стена Джума-мечети входила составной частью в оборону «поперечной стены», составляя,с ней одно целое. В Vt-VII вв. эта «поперечная стена» ограждала шахристан (jjUuij cacamiflCKoro города (26-27 га)27 с востока, причем планировка стены имеет изломанные очертания, что позволяло включить в территорию шахристана Дербента VI-VII вв. главные южные ворота (Орта-капы), безопасные с военной точки зрения в этот период, и исключить главные северные ворота города (Кирхляр-капы — тюрке, Баб ал-Джихад (%й чАі) — арабск.) (рис. № 37, 40), которые подвергались наибольшей угрозе нападения с севера со стороны хазар.

Похожие диссертации на Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента (сер.VII - сер. XIII вв.)