Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. Набиева Эльза Аскатовна

История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в.
<
История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Набиева Эльза Аскатовна. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Набиева Эльза Аскатовна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т].- Оренбург, 2009.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/325

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКИРИИ С 60-х ГОДОВ XIX ПО 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

1.1. Процесс формирования музыкальной среды Башкирии с 1860 по 1917 год 31

1.2. Партийно-государственное управление и создание новых форм общественного руководства музыкальной жизнью в 1917-1930-е годы 59

1.3. Организация системы профессионального музыкального образования и учреждений культуры в республике 89

Глава II. НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКИРИИ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ С 60-х ГОДОВ XIX ПО 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

2.1. Вокально-хоровое исполнительство как ведущая форма музыкальной жизни 116

2.2. Особенности становления инструментального исполнительства .. 141

Заключение 168

Список использованных источников

И литературы 173

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном обществе существенно возрастает роль музыкальной культуры, так как она является отражением духовных и эмоциональных ценностей человека, способствует формированию внутреннего мира личности и объединяет людей в целом одними и теми же чувствами. Одной из актуальных проблем современности является сохранение и развитие российской музыкальной культуры. В условиях нынешней действительности, в период социальных катаклизмов, политических разногласий и экономических трудностей, достижения, успехи, события в этой области помогают людям духовно обогащаться и двигаться по пути прогресса. В связи с этим изучение и анализ истории музыкальной культуры является необходимым элементом общекультурного развития страны.

До сегодняшнего времени история музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века не являлась объектом специального рассмотрения. В свете вопросов, разрабатываемых в последние годы в истории русской музыки, исследование музыкальной культуры республики, как и других регионов России, становится необходимостью, так как без изучения культуры отдельных народов не может быть полным знание истории отечественной музыки. Обращения к проблемам музыкальной культуры отдельного региона диктуется не только их недостаточной изученностью, но и происходящими в России и Башкирии общественно-политическими, социально-экономическими и духовно-культурными преобразованиями.

В музыкальной культуре важную роль играет национальная природа. Она выступает наиболее точным и ярким показателем неповторимого облика этноса, его обычаев, традиций и характера народа. Музыкальная культура Башкирии имеет свою типологическую общность с другими регионами России, так и региональную специфику многих явлений.

В сложившейся ситуации безусловную теоретическую и практическую значимость приобретает исследование системы становления башкирской музыкальной культуры с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века, которая строилась на основе народно-музыкальных традиций. Бесспорно, что данная база явилась активным фактором, ускорявшим процесс становления национального музыкального искусства. При этом она синтезировала комплекс музыкально-культурных ценностей русского и европейского искусств. Творческий опыт этих культур стал благодатным материалом для обоснования основных принципов развития башкирского музыкального искусства того времени.

Музыкальная культура является неизменной составной частью важных периодов в истории развития России. Произошедшие послереволюционные перемены в башкирском музыкальном искусстве были настолько существенны, что стали предметом пристального внимания государственно-партийных структур Всероссийского и регионального уровней, а также общественных организаций культурно-просветительского характера. Они повлияли на организацию и руководство музыкальной жизнью Башкирии, активизацию общественной инициативы и всех сфер музыкальной жизни населения. Раскрытие данной темы позволяет получить новые знания по истории партийно-государственного и общественного управления музыкальной культурой Башкирии в советское время.

Формирование системы профессионального музыкального образования и учреждений культуры в Башкирии с учётом местных условий представляет немалый научный интерес, поскольку объективные условия сложились так, что она, начиная с момента ее зарождения, выполняла важные задачи и функционировала в двух направлениях. Первое из них связано с работой музыкально-образовательных организаций, второе-с деятельностью учреждений музыкально-просветительского уклона.

Исполнительство, являясь частью музыкально-художественной культуры, осуществляет музыкальное воспитание и образование, производит, хранит и

5 передает музыкальную информацию из поколения в поколение. Анализ вокально-хорового и инструментального исполнительства Башкирии в рассматриваемые годы позволяет составить более целостное и объективное представление об основных направлениях и особенностях становления и развития музыкальной культуры региона. Важное место в осмыслении развития вокально-хорового исполнительства как ведущей формой музыкальной жизни Башкирии принадлежит региональным особенностям. Процесс становления инструментального исполнительства в Башкирии предстает как непрерывно обновляющееся явление, ориентированное на взаимосвязь с народными и профессиональными традициями.

Таким образом, вышеперечисленное дает основание говорить об актуальности избранной нами темы исследования, так как изучение истории музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века, освещение ее особенностей становления и развития, успехов и трудностей, а также анализ путей их преодоления имеет теоретическое и научно-практическое значение.

Объектом диссертационного исследования является музыкальная жизнь Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века.

Предметом исследования является процесс организации музыкальной жизни населения края в рассматриваемый период.

Хронологические рамки исследования охватывают с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века. Нижний рубеж обусловлен 1860 г., в связи с организацией Русского музыкального общества (1859 г.), открытием первых русских консерваторий - Петербургской (1862 г.) и Московской (1866 г.), началом работы Бесплатной музыкальной школы в Петербурге (1862 г.), созданием творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» в России активизировались процессы, способствовавшие закладыванию основ башкирской музыкальной культуры.

Верхняя граница обусловлена принятием постановления от 17 января 1936 г. ЦИК и СНК СССР «О создании Всесоюзного комитета по делам

искусств при СНК СССР» в целях объединения всего руководства развитием искусства в стране, которое логически завершило этап «свободного развития музыкальной культуры» как в СССР, так и в Башкирии, где организованные в 1938 г. первые профессиональные учреждения культуры (Башкирский государственный оперный театр, Башкирская государственная филармония) явились базой жизнеобеспечения музыкальной культуры республики в последующие годы. Для полного раскрытия данной проблемы иногда допускался выход за указанные хронологические рамки.

Необходимо отметить, что в связи с большим временным периодом, освещенным в работе, введена периодизация становления и развития музыкальной культуры Башкирии, которая будет способствовать конкретному отражению музыкально-культурных процессов, и позволит внутри каждого этапа акцентировать самые важные явления в истории развития музыкальной культуры Башкирии:

  1. период -с 1860 по 1917 год.

  2. период- с 1917 по 1930-е годы.

Исследование столь большого исторического отрезка времени объясняется основной направленностью работы, посвященной анализу музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века, как развивающемуся явлению.

Территориальные рамки исследования включают существовавшие по административному делению того времени Оренбургскую и Уфимскую губернии. С 1919 г. - территория Башкирской АССР, в сложившихся административных границах.

Степень научной разработанности проблемы: Становление историографии башкирской музыкальной культуры можно разделить на три периода: первый — последняя четверть XIX — начало XX века; второй — с 1918 г. до конца 1980-х гг.; третий — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

В основу периодизации историографии истории музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века положены различия

7 методологии познания исторической действительности, а также степень доступности для исследователя источников и их вовлеченности в научный оборот. Для историографии проблемы дореволюционного периода характерно поверхностное и описательное изучение процессов музыкальной культуры. Для советской историографии свойственны исследования в контексте коммунистической идеологии, когда определенные события и явления рассматривались крайне объективно. Начало третьего периода, обозначившегося в начале 1990 г., связано с политическими и социально-экономическими переменами во всех сферах общественной жизни. Соответственно, для данного этапа стал характерен субъективный подход в исследовании рассматриваемой проблемы и весьма важным является то, что в данный период достаточно расширилась источниковая база изучения истории музыкальной культуры отдельных регионов.

Первый период представляют работы местных авторов XIX — начала XX вв., рассматривая некоторые явления общей провинциальной культуры и фрагментарно затронули отдельные формы музыкальной жизни: концерты, гастроли, театр, цирковые представления, ярмарки и т.д. В трудах прослеживается описательный характер, и в них отсутствуют исследования, в которых была бы реконструирована целостная картина развития музыкальной культуры. Определенный интерес в освещении проблемы представляют работы уфимского врача, историка, одного из первых профессиональных статистиков Башкирии Н. А. Гурвича, в которых в основном описываются юбилейные торжества, состоявшиеся в Уфе, и уделяется некоторое внимание вопросам устройства музыкальных вечеров в учебных заведениях1. В дореволюционных изданиях В.Виноградова, Г. Гуляева, приводятся разрозненные данные, характеризующие состояние музыкально-культурного уровня населения края на рубеже веков .

1 Гурвич Н. А. Празднование 50-летнего юбилея Уфимской мужской гимназии. - Уфа, 1878; 300-летний юбилей
существования Уфы. - Уфа, 1885; Сборник в память празднования Юбилея 300-летия Уфы. - Уфа, 1887.

2 Виноградов В. Народные чтения в городе Уфе в 1898 году. -Уфа, 1899; Гуляев Г. Иллюстрированная Уфа
(Уфа в прошлом и настоящем). -Уфа, 1914.

Ряд публикаций отражает проблему музыкального образования. Рассматривается она кратко, так как приводятся лишь отдельные сведения, касающиеся преподавания музыки преимущественно в гимназиях и училищах. Изложение чаще ограничивается констатацией факта обязательности и качества постановки музыки и пения в образовательных учреждениях края .

Ценная информация о проведении светских балов и торжеств в Уфе в конце XIX - начале XX вв. содержится в «Сборниках материалов для истории Уфимского дворянства» В. А. Новикова4. Отдельные сведения о культурной жизни Уфы отражены в очерке краеведа В. Ефремова5.

Первые публикации, посвященные изучению музыкального фольклора башкирского края появились в 1890-е годы. Музыкант-фольклорист С. Г. Рыбаков издал ряд монографических исследований и несколько статей по музыкальному творчеству тюркских народов в столичных журналах6. Он не только собрал богатый песенный материал, но и впервые в башкирской фольклористике обобщил свои наблюдения в монографических исследованиях. Его работа «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» - первое издание академического типа по музыкальному фольклору народов Урала и Приуралья, появившееся в России до Октябрьской революции 1917 года. В труде содержатся образцы песенно-поэтического творчества, проживавших в крае народов, и сделана образно-жанровая дифференциация башкирской музыки, выделены виды музыкальных жанров, их стилевые черты, а также описаны особенности быта, сохранены для истории имена двадцати создателей народного творчества.

3 Троицкий М. Исторический очерк уфимских епархиальных женских церковно-приходских школ со
времени учреждения (1861 г.) по 1887 г. - Уфа, 1888; Поликарпов А. Краткий исторический очерк 75-летия
Уфимской мужской гимназии (1828-1903 гг.). ~ Уфа, 1904; План школьной сети по введению всеобщего
обучения в г. Уфе и план школьного строительства (Сост. А. И. Сухановым). - Уфа, 1911; Обухов М.
Дневник школьника. -Уфа, 1915.

4 Новиков В. А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. -Уфа, 1879; то же на 1903 год. -
Уфа, 1903.

5 Ефремов В. Из истории Уфимского края. -Уфа, 1913.

6 Рыбаков С. Г. О поэтическом творчестве уральских мусульман, татар, башкир и тептярей. -Спб., 1893; Его
же. Курай - башкирский инструмент. - Спб., 1894; Его же. О народных песнях татар и башкир и тептярей //
Живая старина. - Спб., 1894; Его же. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала //
Наблюдатель. 1895. № 7, № 8; Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - Спб., 1897.

Определенную ценность для изучения музыкальной жизни в крае представляют публикации к 300-летию города Уфы и строительству Аксаковского народного дома, которые частично затрагивают деятельность любительских кружков и обществ, неотъемлемой частью которых являлось музыкальное исполнительство7.

Таким образом, все дореволюционные издания представляют немалую ценность в качестве источников по истории культуры Башкирии, однако в них преобладает описательное освещение происходящих событий и отсутствует какой-либо конкретный анализ развития музыкальной жизни края.

В рамках советского периода историографии исследования, появившиеся в 1918 - 1980-е гг. и, затрагивающие проблемы истории музыкальной культуры Башкирии рассматриваемого периода, можно разделить на две группы.

Первая из них включает публикации общесоюзного плана, в которых в качестве предмета исследования поставлены вопросы истории, теории и типологии музыкальной культуры и искусства.

Особенностью историографии данного этапа является тот факт, что вышли в свет работы по истории и теории русского музыкального искусства, среди которых следует выделить труды Б. В. Асафьева. Автор подчеркивал социальную функцию музыки, обусловленную конкретно-историческими рамками, тем самым, выделяя исторический характер ценности музыкального искусства8.

В 1940-1950-е гг. получили освещение вопросы становления теории музыкального искусства в работах Р. И. Грубера9. Он разделяет понятия «музыкальная культура» и «музыка», определяя последнюю лишь

7 Город Уфа к 300-летнему юбилею. - Уфа, 1887; Аксаковский дом в городе Уфе: 1859-1909. - Уфа, 1911.

8 Асафьев Б. В. Избранные труды. ТТ. 1-5. - М., 1952-1957; Его же. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и
2. Изд. 2-е. -Л., 1971; Его же. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.

9 Грубер Р. И. История музыкальной культуры. Том 1. В двух частях (две книги). - М.- Л. 1941; Его же.
История музыкальной культуры. Том 2. Часть 1. - М., 1959; Его же. Всеобщая история музыки. Ч. 1. - М.,
1965.

10 составляющей частью первого. По его мнению, музыкальная культура вбирает в себя различные сферы и формы музыки (музицирование, музыкальная практика и т.д.).

Исследуя широкий круг проблем философско-эстетической теории и искусствознания, А. Я. Зись включает в понятие «художественная культура» систему художественного образования, эстетическое воспитание, разнообразные формы художественной пропаганды, специализированную прессу об искусстве, систему государственного управления культурой, деятельность творческих союзов10.

Среди музыкально-социологических трудов необходимо, прежде всего, отметить монографию А. Н. Сохора «Социология и музыкальная культура». Автор представляет музыкальную культуру общества как единство музыки и ее социальной функции, как сложную систему, состоящую из музыкальных ценностей, видов деятельности, всех субъектов такой деятельности, учреждений и социальных институтов11.

В книге М. С. Кагана «Морфология искусства» раскрывается видовая классификация и система взаимодействия искусств, анализ родов и жанров

музыки . Автор в отдельных главах рассматривает музыку как способ выражения отношения человека к миру. Многие другие теоретические изыскания М. С. Кагана представляют ценность в сфере системного анализа музыкального искусства13.

Активное изучение культурной революции в СССР историками началось в конце 1950-х годов. Существенным вкладом в становление историографии проблемы стала монография М. П. Кима «40 лет советской

10 Зись А. Я. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. В 2 т. - М., 1960 (2-е изд. М., 1964); Его же.
Художник и время. - M., 1963; Его же. Искусство и эстетика. Введение в искусствознание. - М„ 1967; Его
же. Основы марксистской эстетики. - М., 1977; Его же. Виды искусства. - М., 1979; Его же. В поисках
художественного смысла. Избранные работы. - М., 1991; Его же. На подступах к общей теории искусства. -
М., 1995.

11 Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М., 1968; Его же. Музыка как вид искусства. - М.,
1970: Его же. Музыка и общество. - М., 1972; Его же. Социология и музыкальная культура. - M., 1975; Его
же. Вопросы социологии и эстетики музыки. - М., 1980.

12 Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира
искусства. Ч. 1,2, 3.-Л., 1972.

13 Каган М. С. Начало эстетики. - М., 1964; Его же. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л., 1971;
Его же. Социальные функции искусства. -Л., 1978.

культуры». В его трудах затронуты вопросы государственной политики в области культуры и обозначены основные направления ее развития, в т.ч. на региональном уровне14.

Принципы национальной культурной политики, роль и место национального компонента в музыкальном искусстве, механизмы взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада стали предметом исследования Н. Г. Шахназаровой15.

Начиная с 1960-х гг. в отечественной науке зарождается планомерное обращение историков и искусствоведов к проблемам региональных культур. В эти годы вышел сборник очерков «Из музыкального прошлого» под редакцией Б. С. Штейнпресса, в котором отдельные сведения посвящены истории музыкальной жизни Урала и Поволжья16.

В 1980-х гг. выходят исследования Д. С. Лихачева, С. Н. Иконниковой, Т. А. Кудриной, содержащие общие методологические положения относительно системы культурных переходов и создавшие методологическую основу для конкретно-исторических исследований организации культурной жизни17.

Исследовательский интерес Л. А. Закса сосредоточился на изучении духовных ценностей культуры и искусства. В ряде его публикаций, рассматривая специфику ценностного сознания и духовных ценностей, автор пришел к выводу об особой социокультурной сверхзадаче искусства и специфике обеспечивающего эту сверхзадачу художественного сознания. Его монография посвящена системному анализу художественного сознания18.

14 Ким М. П. 40 лет Советской культуры. - М., 1957; Его же. Коммунизм и культура. - М., 1961; Великая
октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917-1927 гг. / Отв. ред.
академик М. П. Ким. -М., 1985; На пути решающих успехов культурной революции в СССР 1928-1941 гг. /
Отв. ред. академик М. П. Ким. - М., 1988.

15 Шахназарова Н. Г. О национальном в музыке. - М., 1969; Ее же. Музыка Востока и Запада: Типы
музыкального профессионализма. -М., 1983.

16 Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. - М., 1960.

17 Лихачев Д. С. Избранные работы. -Л., 1987; Иконникова С. Н. Диалоги о культуре. - М., 1987; Кудрина
Т. А. Политика и культура. - М., 1988.

18 Закс Л. А. К исследованию феномена художественной реальности // Художественная реальность. -
Свердловск, 1985; Его же. О культурологическом подходе к музыке // Музыка - культура - человек. -
Свердловск, 1988; Художественное сознание. - Свердловск, 1990; Его же. Развитие России как проблема
культуры // Российская культура на рубеже пространств и времен. Екатеринбург, - 1998; Его же. Искусство

К выделенной группе следует отнести научные труды и сборники статей, в которых показаны различные стороны музыкальной жизни19: вокальное и инструментальное исполнительство20, музыкальное воспитание и образование" , музыкальный фольклор , театр , управление музыкальной культурой24.

История музыкальной культуры Башкирии получила отражение в литературе общероссийского характера25. Некоторые сведения о развитии музыкальной культуры республики содержаться в коллективных трудах, очерках, сборниках документов26.

Вторую группу научных работ составляют региональные исследования по культуре и искусству Башкирии, деятельности культурно-просветительских и образовательных учреждений, а также публикации, посвященные изучению музыкального фольклора.

Первые попытки исследования истории музыкальной культуры Башкирии были предприняты уже в 1920-1930-е годы. Несмотря на то, что

XX века между двумя пустотами // Кризис и перспективы развития культуры на рубеже тысячелетий. Екатеринбург,- 1999.

19 История музыки народов СССР: В-5 т. - М., 1970-1974; Трелин Г. Ленинский лозунг «Искусство -
народу!» и становление советской музыкальной культуры. - М., 1970; Гуревич П. С. Музыка народов нашей
страны. - М., 1975; Гинзбург С. Из истории музыкальных связей народов СССР. Избранные статьи и
выступления. - М. - Л., 1972; Народное образование, наука и культура в СССР // Стат. сб. - М., 1977;
Тараканов M. Е. Музыкальная культура РСФСР. -М., 1987.

20 Ферман В. Оперный театр: Статьи и исследования. - М., 1961; Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной
игры. -М., 1965; Хоровое искусство: Сб. ст. Вып. 2. -Л., 1971; Сорокина Е. Г. Фортепианный дуэт: история
жанра. - М., 1988; Милыитейн Я.И. Вопросы истории и теории исполнительства: Сб. ст. - М., 1983;
Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. и мат. // Ред. Е. В. Гиппиус. - М.,
1988; Эрре Т. Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Зауралья. - Чебоксары, 1988;
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. -М., 1989.

21 Авратинер В. И., Халабузарь П. В. Становление и развитие музыкального образования в СССР. -М., 1971;
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

22 Гусев В. Е. Эстетика фольклора. -Л., 1967; Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и
материалы / Ред-сост. И. И. Земцовский. - М., 1973; Народная музыка СССР и современность: Сб. статей /
Ред.-сост. И.И. Земцовский. - Л., 1982; Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский,
А. Кунанбаева. -Л., 1987; Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., 1988.

23 Золотницкий Д. Будни и праздники театрального Октября. -Л., 1978.

24 Кейрим-Маркус М. Б. Государственное руководство культурой: Строительство Ыаркомпроса. Ноябрь 1917
- середина 1918. - М., 1980; Зак Л. М. История изучения советской культуры. - М., 1981; Культурное
строительство в РСФСР. 1917-1921 гг. Т. I. Ч. 1. Документы и материалы 1917-1920 / Ред. С. А. Федюкин. - М.,
1983.

25 История музыки народов СССР. Т.1. 1917-1932; -М.: Сов. композитор, 1970.

26 Расцвет просвещения и культуры в Башкирии / Алибаев С, Кудашев С, Р. Кузыев., С. Лукманов. - Уфа,
1947; Музыкальная культура автономных республик РСФСР / Под ред. Г. И. Литинского. - М.: Музгиз,
1957; Советская Башкирия: Исторические очерки / Под ред. Р. Г. Кузеева и др. - Уфа, 1957; Очерки по
истории Башкирской АССР. Т. 2. Советский период / Под ред. В. П. Иванкова (отв. ред.), Р. Г. Кузеева, X. С.
Сайранова, Д. А. Чугаева. -Уфа, 1966.

13 специальные задачи изучения особенностей исторического развития музыкального искусства в республике не ставились, в статьях Д. Г. Амирова, Р. У. Кузыева, Д. Емасова затрагиваются вопросы по данной проблеме27.

Особого внимания заслуживает брошюра, выпущенная в 1933 г. первым башкирским профессиональным певцом и композитором Г. С. Альмухаметовым «Пути развития башкирской музыки», в которой автор впервые выдвигает идеи подъема и развития национальной музыкальной культуры в республике .

Значительный материал, характеризующий музыкальную жизнь республики, содержится в коллективных трудах «Башкирский государственный академический театр драмы», «Башкирия - родная сторона. Песни композиторов Башкирии», «Песни: поэтические тексты башкирских песен»29. Появились книги, посвященные отдельным деятелям музыкальной культуры Башкортостана30.

В послевоенные годы формируется достаточно планомерное изучение башкирского музыкального фольклора и появление первых аналитических статей и монографий. Весомый вклад в рассмотрение фольклорных аспектов, музыкальной жизни башкир внес Л. Н. Лебединский31. Музыковед уделил внимание описанию инструментария башкир, поэтической и музыкальной стилистике их песен, снабдил труд приложением, представленным вариантами ста йотированных им мелодий.

Следует особо отметить монографию музыковеда Л. П. Атановой «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора» -

Амиров Д. Г. Башкиры. Этнографический очерк / Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. - Стерлитамак, 1922; Альмухаметов Г. С. Пути развития башкирской музыки (на баш. яз.). -Уфа, 1933; Кузыев Р. У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. № 4. С. 36-49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство / Под. Ред. Р. М. Раимова. - Уфа, 1944. С. 27-36.

28 Альмухаметов Г. С. Пути развития башкирской музыки (на баш. яз.). -Уфа, 1933.

29 Башкирский государственный академический театр драмы / Ред. В. Галимов, С. Сайтов, А. Мубаряков и
др. - Уфа, 1969; Башкирия - родная сторона. Песни композиторов Башкирии. - М.,1967; Песни: поэтические
тексты башкирских песен / Ред. X. Т. Биккулов. -Уфа, 1968.

30 Месягутов Ш. Загир Исмагилов: От курая до оперы. - Уфа, 1967; Баширов М. Камиль Рахимов / Под ред.
Н. Шумской. -Уфа, 1967; Бикчентаев А. Г. Нариман Сабитов. -Уфа, 1968; Шумская Н. Хусаин Ахметов. -
Уфа, 1968; Ахмадиева Р. Бану Валеева. -Уфа, 1974.

31 Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. -М., 1965.

14 первую работу по истории собирания и изучения башкирского музыкального фольклора. Ею также опубликованы ряд трудов, посвященных жизни и творчеству башкирских композиторов32.

Богатый материал изложен в.коллективном исследовании башкирских фольклористов, композиторов и филологов «Башкирские народные песни» . Ценные материалы по проблемам башкирского музыкального- фольклора собраны в изданиях «Фольклористика в Советской Башкирии», «Фольклор народов РСФСР»34.

Значимым научным явлением в середине 1970-х гг. стала публикация монографии М. П. Фоменкова, в которой не только анализируется песенный фольклор народа, но и отдельно рассматриваются эпические и песенные жанры музыкально-поэтического творчества, средства музыкальной выразительности. Приложение книги содержит хоровые обработки наиболее-популярных башкирских песен35.

В фундаментальных изданиях, раскрывающих развитие музыкальной культуры на территории СССР, РСФСР, в том числе и Б АССР,, имеются статьи следующих авторов: Н. Ф. Шумской36,3. Г. Исмагилова37,

Н. Ш. Губайдуллина . По башкирскому музыкальному искусству изданьь книги, статьи научно-популярного характера. Многие из них посвящены отдельным личностям, исполнительским коллективам. Так, например, труды С. В. Волкова-Кривуши, С. С. Саитова, X. С. Сайранова, Э. М. Давыдовой

воссоздают картину состояния музыкальной культуры тех лет .

32 Атанова Л. П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора! - Уфа, 1992; Халик Займов.
- Уфа, 1967; Ее же. Рауф Муртазин. - Уфа, 1967; Ее же. Масалим Валеев. - Уфа, 1970; Ее же. Жизнь как песня
(творческий портрет Газиза Альмухаметова). - Уфа, 1973; Ее же. Композиторы Башкирии. Краткий
биографический справочник. - Уфа, 1982; Ее же. Башкирская народная песня в профессиональной музыке. -
Уфа, 1985; Ее же. Раиф Габитов. - Уфа, 1987.

33 Башкирские народные песни / Ред-сост. X. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский и А. И. Харисов. -Уфа, 1954.

34 Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974; Фольклор народов РСФСР: Сб. ст. -Уфа, 1984.

35 Фоменков М. П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976.

36 Шуйская Н. Ф. Музыкальная культура Башкирской АССР // Музыкальная культура автономных
республик РСФСР. - М., 1957. С. 61-104.

37 Исмагилов 3. Башкирия // Музыка России. Вып. 2. -М., 1978.

38 Губайдуллин Н. Ш. О Башкирии // История музыки народов СССР. Т. I. 1917-1932. - М., 1970.

39 Волков-Кривуша С. С. Русский театр драмы в Уфе. Исторический очерк. - Уфа, 1959; Сайтов С. С. Танец
ликующий. - Уфа, 1968; Башкирский государственный театр оперы и балета. - М. - Л., 1969; Сайранов X. С.
Культурные преобразования в Башкирской АССР в период социалистического строительства (1917-1958). -

Обобщенные сведения по рассматриваемой проблеме содержатся в работах по истории города Уфы40. В монографиях Р. Хайруллина, Ф. В. Султанова наряду с раскрытием других проблем культурной жизни республики уделяется внимание и истории музыкальной культуры41.

На данном этапе культура Башкирии в целом, и музыкальная жизнь в частности становятся предметом изучения ряда диссертаций42. Исследование А. Ш. Савельевой в основном содержит вопросы развития художественной культуры республики в 1928-1940-е годы. Впервые проанализировал послевоенный пятилетний этап развития музыкальной культуры республики Р. У. Кузыев. Интерес представляет изыскание Н. Ш. Губайдуллина, в которой автор раскрывает историю развития башкирской музыкальной культуры в советский период. Однако, на наш взгляд, данная работа ограничена идеологическими рамками, и малым привлечением архивного материала.

Анализ исторической литературы второго периода позволяет сделать вывод о том, что в советские годы проделана серьезная работа в области изучения музыкального искусства, истории музыкальной культуры России и отдельных регионов. Однако строгие идеологические ограничения, действовавшие в исторической науке, закрытость многих архивных фондов не позволили ученым воссоздать полную и объективную картину истории музыкальной культуры России и Башкирии. Историография проблемы 1918—1980-х гг. показывает, что наиболее изученным оказался советский период, в то время как проблемы истории становления и развития

Уфа, 1971; Композиторы Советской Башкирии / Сост. Э. М.Давыдова. - Уфа, 1989; Давыдова Э. М. Уфа: Обзор музыкальной жизни // Музыка России. - М., 1980; Вып. 3. - С. 395-397; 1984. Вып. 5. - С. 406-408; 1986. Вып. 6.-С. 363-365.

40 История Уфы: краткий очерк / Под ред. Танеева Р. Г.(отв. ред.), В. В. Болтушкина, Р. Г. Кузеева. - Уфа,
1981.

41 Хайруллин Р. Мастера оперного искусства Башкирии. - Уфа, 1963; Губайдуллин Н. Ш. История
башкирской советской музыки. - Уфа, 1968; Султанов Ф. В. Культура - общенародное достояние. - М.,
1985.

42 Савельева (Садыкова) А. Ш. Культурное развитие Башкирии в годы первых сталинских пятилеток (1928-
1940 гг.): автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 1951; Кузыев Р. У. Культурное строительство в Башкирской
АССР в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.): автореф. дис... канд. ист. наук. - Уфа, 1958;
Губайдуллин Н. Ш. История башкирской советской музыки: автореф. дне... канд. искусствовед. -Алма-
Ата, 1968.

музыкальной культуры до революции 1917 г. так и остались не раскрытыми. В трудах заметно преобладание искусствоведческого подхода над историческим.

Особенностью третьего периода развития историографии истории музыкальной культуры — с начала 1990-х гг. по настоящее время — является изменение политической, социально-экономической и культурной ситуации в стране и республике, что оказало существенное влияние на процесс исторического познания в целом. Ученые получили доступ к ранее закрытым архивным фондам, откуда были извлечены ценнейшие материалы по истории музыкальной культуры отдельных регионов в XX веке.

Следует особо отметить работу, посвященную культурной политике России под редакцией К. Э. Разлогова и И. А. Бутенко, в которой представлена общая картина развития музыкальной культуры в стране, рассматриваются контексты отечественной и мировой культурной деятельности, основные тенденции развития творчества, состояние и функционирование культурного наследия, индустрии культуры, научного обеспечения культурной деятельности, основные тенденции культурной активности населения43. Весомый вклад в изучение организации культурной работы среди коренных народов Российской Федерации в 1920-е гг. внесли монографии Т. Ю. Красовицкой. Автор рассматривает историю формирования и деятельности государственного механизма руководства национально-культурными процессами, своеобразия этнических культур и ментальностей, и их способности адаптироваться к модернизационной идеологии и политической практике большевиков, проблемам послереволюционных реформ в сфере образования44.

Важную информацию о развитии музыкальной культуры в других регионах России содержат исследования В. А. Вольфовича, С. С. Загребина,

43 Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред.
К. Э. Разлогов, И. Л. Бутенко. - М., 1998.

44 Красовицкая Т. Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства
национально-культурным строительством. - М., 1992; Ее же. Модернизация России: национально-
культурная политика 20-х годов. - М., 1998.

17 Б. П. Хавторина, которые подвергают анализу процесс культурного развития городов и регионов на основе конкретных документальных материалов45.

Работа С. Е. Беляева подробно раскрывает вопросы истории музыкального воспитания в гимназиях на территории Урала на рубеже XIX -XX веков46. Теория и история становления музыкального профессионализма европейского типа на примере татарской, марийской и чувашской музыки рассматривается в научном изыскании А. Л. Маклыгина. Автор определяет социокультурные, конфессиональные и стилевые предпосылки формирования и функционирования новой музыкальной практики в начале XX века47.

Монография Б. П. Хавторина «История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX вв.)» является первым комплексным научным исследованием музыкального Оренбуржья и одним из немногих в сфере краеведения России, обобщающих ход музыкальных процессов крупного региона48.

Впервые в отечественной историографии выдвинул государственную культурную политику как самостоятельный объект исследования С. С. Загребин49.

В рамках рассматриваемого направления в 1990 - 2000-х гг. были защищены диссертации Н. Ш. Курбановой, Э. Э. Шихалиевой, В. А. Королевой, И. В. Большаковой, Е. О. Казьминой, А. В. Лебедевой, И. В. Белоносовой, В. Ю. Вануйто, Н. К. Дроздецкой, в которых широко используются материалы региональных архивов50.

45 Вольфович В. А. Челябинск музыкальный. - Челябинск, 1989; Загребин С. С. Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900-1940 гг. - Екатеринбург, 1999; Хавторин Б. П. Музыкальная культура Оренбурга XX столетия. -Оренбург, 1999.

4 Беляев С. Е. Гимназии. Гимназисты. Музыка: исследование и материалы по истории музыкального воспитания в гимназиях Урала в XIX - начале XX в. - Екатеринбург, 1994.

47 Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья. Становление профессионализма. - Казань,
2000.

48 Хавторин Б. П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII -XX века). - Оренбург, 2004.

49 Загребин С. С. Культурная политика Российского государства в конце XIX первой трети XX вв.
(общенациональные доминанты и региональные особенности). — Челябинск, 2006.

50 Курбанова Н. Ш. История культуры Азербайджана (на материалах азербайджанского музыкального
театра) 1920-1941 гг.: автореф. дис... канд. ист. наук. - Баку, 1992; Шихалиева Э. Э. Музыкальное
искусство Азербайджана второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис... канд. искусств. - Баку,

В состав второй- группы исследований следует отнести монографии, книги, сборники трудов, статьи в которых показано становление музыкального искусства Башкирии. В 1990-е гг. вышли работы, посвященные деятельности известных композиторов и музыкантов республики51. Заметно активизировались изыскания искусствоведов по самым разным проблемам музыкальной культуры региона. Их интересовали проблемы становления башкирской оперы, балета, симфонической и камерной музыки, хорового искусства, взаимопроникновения русской и башкирской музыкальных культур. Данные темы нашли освещение в исследованиях музыковедов и искусствоведов Н. А. Еловской, Т. С. Угрюмовой52, С. Ю. Каримовой53, Н. Ф. Гариповой54. Общие вопросы по башкирской музыке рассмотрены Н. В. Ахметжановой55.

Немало важной информации по изучаемой проблеме можно найти в. трудах музыковеда Е. Р. Скурко56. Книга «Башкирская академическая музыка. Традиции и современность» содержит обширный материал для анализа и обобщения становления башкирской профессиональной музыки от первых ее образцов, появившихся в 1920-е гг. до современности.

Актуальными для углубленной разработки нашей темы являются работы музыковедов Е. К. Карповой и М. Ф. Рахимкуловой, которые

1994; Королева В. А. Музыкальная культура Дальнего Востока России 1917-1929 гг.: автореф. дне... канд. ист. наук. - Владивосток, 1996; Большакова И. В. Музыкальная культура Самары середины XIX века- 30-х годов XX века: автореф. дис... канд. искусств. - М., 1997; Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края (1786-1917): автореф. дис... канд. искусств. - М., 2000; Лебедева А. В. Культура губернского города Уфы во второй половине XIX - начале XX века: автореф. дис... канд. ист. наук. - Уфа, 2002; Белоносова И. В. Музыкальная культура Читы: автореф. дис... канд. искусств. - Новосибирск, 2005; Вануйто В. Ю. Культурное развитие Обдорского Севера XVIII - начале XX в.: автореф. дис... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2005; Дроздецкая Н. К. Музыкальная жизнь Твери и тверской губернии до 1917 г.: автореф. дис... канд. искусств. - С.-Пбг, 2006 и другие.

51 Башкирская профессиональная музыка: Справочное издание / Сост. А. С. Рашитова, Г. Я. Байбурина. -
Уфа,-1994; Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани: Материалы и документы / Авт.-сост. Ю. Н.
Исанбет. -Уфа, 1995; Газиз Альмухаметов. К 100-летию со дня рождения / Авт.-сост. Э. М. Давыдова. -
Уфа, 1995; Галина Г. С. Загир Исмагилов (к 80-летию со дня рождения). - Уфа, 1997; Ее же. Хусаин
Ахметов. Жизнь, творчество, время. -Уфа, 1994.

52 Еловская Н. А., Угрюмова Т. С. Башкирская опера. -Уфа, 1997.

53 Каримова С. Ю. Камерно-вокальная музыка башкирских композиторов. -Уфа, 1997.

54 Гарипова Н. Ф. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции. -Уфа, 1997.

55 Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. - Уфа, 1996; Ее же. В мире башкирской
музыки.-Уфа, 1996.

56 Скурко Е. Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. -Уфа, 1997; Ее же. Башкирская
академическая музыка. Традиции и современность. -Уфа,2007.

19 затронули проблемы дореволюционной истории музыкальной культуры Башкирии57. Ряд статей и публикаций Е. К. Карповой посвящены истории концертно-театральной деятельности в крае, становлению профессиональных музыкальных традиций в Уфе.

Особое направление исследовательской деятельности в эти годы представляет башкирский музыкальный фольклор. Крупным достижением фольклористов республики является 12-томное издание «Башкирского народного творчества», два тома которых посвящены песенным жанрам фольклора58.

Жанрово-стилистические особенности местного музыкального народного творчества тщательно изучены X. С. Ихтисамовым, Р. Ф. Зелинским, С. А. Галиным59.

Фольклористом Р. С. Сулеймановым изданы книги по башкирскому народному музыкальному искусству. Автор рассматривает социальные и общественно-политические условия, при которых развивался фольклор башкир, анализирует систему жанров и их внутрижанровые взаимодействия, музыкально-стилевые особенности башкирских народных песен60.

Одним из последних исследований по народной инструментальной музыке и музыкальному инструментарию является монография Р. Г. Рахимова, в которой на основе материалов комплексных и специализированных фольклорных экспедиций, раскрывается тема башкирского народного музыкального инструментария61.

В книге Ф. Г. Ахатовой «Народная музыкальная культура башкир» собран богатый материал по башкирской народной музыкальной культуре

57 Карпова Е. К., Рахимкулова М. Ф. Оренбург первых десятилетий XX века и его роль в развитии татарской
и башкирской национальной культур. -Уфа, 1992.

58 Башкирское народное творчество. Т. 8. Песни (Дооктябрьский период). - Уфа, 1995; Т. 9. Песни
(Советский период). - Уфа, 1996.

59 Ихтисамов X. С, Зелинский Р. Ф. О собирании башкирского музыкального фольклора. Современность и
фольклор. - М., 1978; Галин С. А. Башкирские народные песни: Мет. пос. - Уфа, 1994.

60 Сулейманов Р. С. Башкирские народные песни и наигрыши: Сборник песен. - Уфа, 1983; Его же.
Башкирские народные мелодии. - Уфа, 1991; Его же. Башкирская думбыра: Учебник. - Уфа, 1993; Его же.
Жемчужины народного творчества. —Уфа, 1995; Его же. Башкирское народное музыкальное искусство. -Уфа,
1997.-Т. 1.; Его же. Лирико-драматические песни и напевы. -Уфа, 2006 и др.

61 Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование). -
Уфа, 2006.

20 как результат многовекового сохранения этнических традиций и разнообразных межэтнических взаимодействий 2.

Монография Л. X. Сальмановой «Башкирские народные протяжные песни» явилась первым крупным двуязычным изданием башкирских народных протяжных песен большинство которых предваряется историей их создания .

Отдельные аспекты истории музыкальной культуры республики исследуемого периода, к примеру, становление вокально-хоровой культуры, изложены в публикациях М. П. Фоменкова64. Ряд его статей посвящен анализу истории становления хорового искусства в Башкирии65.

Данная проблема также рассматривается в исследованиях И. Идрисовой, Р. Исламгуловой, И. Байрамовой, Н. Зинатшиной66. О влиянии ислама, о роли устных музыкальных традиций башкир в культовой речитации («чтении» Корана) излагается в работе 3. А. Имамутдиновой67. Впервые совокупно проанализированы особенности бытования различных компонентов хоровой инфраструктуры всего южно-уральского региона с конца XIX в. до настоящего времени в монографии С. И. Мирошниченко68. Особенного внимания заслуживает учебное пособие О. В. Ямиловой «Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры»69, так как автор раскрывает основные проблемы становления национального вокального искусства в хронологических рамках довольно близких к теме нашего исследования.

Ахатова Ф. Г. Народная музыкальная культура башкир. - Уфа, 2007.

63 Сальманова Л. X. Башкирские народные протяжные песни. - Уфа, 2007.

64 Фоменков М. П. Хоровая культура. - Уфа, 1997; Очерки истории развития хорового искусства
Башкортостана. - Уфа, 2001; Воспоминания о шаляпинском зале. - Уфа, 2003.

65 Фоменков М. П. Забытые кантаты // Живая память: Краеведческий сборник / Сост. М. Г. Рахимкулов,
В. А. Скачилов. - Уфа, 1997; К истории развития хорового искусства в Башкирии в первые годы Советской
власти // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры / Ред.-сост. В. А. Башенев, Т. С. Угрюмова. -
Уфа, 1990.

66 Исламгулова Р. X. Хоровое творчество башкирских композиторов. - Уфа, 2002; Идрисова И. Развитие
хорового искусства в Башкортостане. Мет. пос. - Уфа, 1998; Байрамова И., Зинатшина H. Вокальная школа
Миляуши Муртазиной. - Уфа, 2001.

67 Имамутдинова 3. А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана). - М., 2000.

68 Мирошниченко С. И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале. - Магнитогорск, 1999.

69 Ямилова О. В. Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры:
(учебное пособие). - Уфа, 2003.

21 Развитие национальной фортепианной школы показано в статьях и очерках Л. Н. Алексеевой, история смычкового исполнительства затронута в

публикациях В. Д. Зинова . Значительное место в вышеперечисленных трудах уделяется деятельности учебных заведений, роли преподавателей в формировании исполнительской школы Башкирии. Исследователи бегло касаются многих аспектов культуры Уфы и республики, и многие из них изложены без привлечения архивных документов.

Немалый интерес представляют сборники статей «Очерки по истории башкирской музыки», «Очерки по культуре народов Башкортостана», в которых раскрыты проблемы музыкальной культуры и образования71. Однако в данных изданиях чаще всего излагаются лишь музыковедческий анализ тех или иных событий и теоретический анализ музыкальных произведений.

Внимание музыкальной общественности вызывают сборники научных трудов, подготовленные Уфимской государственной академией искусств

имени 3. Г. Исмагилова . Ряд сборников составлен из докладов, с которыми их авторы выступили на научно-теоретических конференциях по проблемам истории и теории музыкального искусства. Изданные материалы явились большим вкладом в разработку проблемы истории музыкальной культуры Башкирии.

Следует отметить отсутствие в региональной историографии трудов, раскрывающих систему государственного управления башкирской музыкальной культурой в советский период. Имеются книги и статьи, излагающие историю функционирования музыкальных учебных заведений

Алексеева Л. И. Развитие фортепианного искусства Советской Башкирии в 20-е годы // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры: Сб. ст. / Ред-сост. В. А. Башенев, Т. С. Угрюмова. - Уфа, 1990. -С. 39-45; Зинов В. Д. Очерки по истории развития смычкового исполнительства в Башкирии. - Уфа, 1999.

71 Очерки по истории башкирской музыки / Ред. колл. Карпова Е. К., Угрюмова Т. С, Еловская Н. А. В 2-х
вып. - Уфа, 2001; Очерки культуры народов Башкортостана / Под ред. В. Л. Бенина. - Уфа, 2006.

72 Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сб. тр. / Отв. ред-сост. В. А. Башенев, Ф. X. Камаев.
- М., 1984; Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Сб. ст. / Ред.-сост. В. А. Башенев,
Т. С. Угрюмова. - Уфа, 1990 и другие.

22 республики, но основное внимание авторов направлено на изучение истории музыкально-педагогической интеллигенции73.

На сегодняшний день не существует монографий общероссийского или регионального плана, раскрывающих на основе комплексного, системного анализа историю становления и развития музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века. Однако написаны и защищены диссертационные работы, объектом изучения которых стали отдельные аспекты данной многоплановой темы, такие как музыкальный фольклор, театр, деятельность композиторов, учреждения культуры. К данной группе следует отнести диссертации С. И. Махней, Н. Ф. Гариповой, Г. А. Коваленко, Р. Т. Галимуллиной, Е. Р. Скурко, Р. Ф. Зелинского, Ф. Г. Ахатовой, О. И. Новиковой74.

Анализ опубликованной литературы показывает, что все указанные выше труды вносят большой вклад* в изучение истории музыкальной культуры Башкирии. Однако среди монографических и диссертационных исследований отсутствуют работы, содержащие всесторонний, исчерпывающий анализ истории музыкальной культуры республики в интересующий нас временной период. Несмотря на наличие значительного количества публикаций разного теоретического уровня, процесс становления и развития музыкальной культуры с 60-х годов XIX по 30-е годы XX в. как в общероссийском плане, так и территориальных рамках Башкирии нуждается

73 Троицкая Л. Н. Ахмадиева Р. Р. Уфимское училище искусств. - Уфа, 1992; Уфимский государственный
институт искусств: Альбом. -Уфа, 1988; Уфимскому государственному институту искусств -25 лет. Сб. ст.
- Уфа, 1993; Уфимский государственный институт искусств: Альбом / Автор-сост. В. А. Шуранов. - Уфа,
2001.

74 Махней С. И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур): автореф.
дис... канд. искусств. - Магнитогорск, 1997; Гарипова Н. Ф. Башкирская фортепианная музыка (к
проблеме воплощения национального): автореф. дис... канд. искусств. - Магнитогорск, 2000; Коваленко
Г. А. История художественной культуры Башкортостана (20-30 годы XX века): дисс. ...канд. ист.наук. -
Уфа, 2001; Галимуллина Р. Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): автореф. дис... канд.
искусств. - Магнитогорск, 2002; Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: пути становления:
автореф. дис... д-ра искусств. - М., 2004; Зелинский Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка
(проблемы формирования традиционного стиля): автореф. дис... д-ра искусств. - С.-Пбг, 2006; Ахатова
Ф. Г. Восточнославянские песни в Башкортостане (Фольклорные процессы в многоэтничном регионе):
автореф. дис... д-ра филологич. наук. - М., 2007; Новикова О. И. Культурно-просветительная работа в
деревне в 40-60-х годах XX века (на материалах Башкирской АССР): дисс ...канд. ист. наук. -Уфа, 2007.

23 в рассмотрении, что подтверждает актуальность изучения этой проблемы для отечественной исторической науки.

Источниковая база исследования. В диссертации использован широкий круг различных материалов: государственные и партийные документы, опубликованные и неопубликованные архивные материалы, периодическая печать, статистические сведения и воспоминания.

Первую по степени важности группу источников составили неопубликованные материалы 177 дел 29 фондов восьми центральных и местных архивов. Ценные документальные сведения извлечены из фонда А-2306 Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) — Народного комиссариата просвещения РСФСР, содержащего важные данные по деятельности Музыкального отдела (МУЗО). Фонд А-2313 Главполитпросвета НКП РСФСР располагает документами, позволяющими анализировать общую систему управления и руководства музыкальной жизнью в стране и в республике. Множество необходимых архивных источников по музыкальной культуре Башкирии 1920—1930-х гг. отложилось в фонде 5508 Центрального комитета Рабис.

Из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) использованы необходимые сведения о работе Главного управления по делам литературы и искусства НКП РСФСР, в том числе о деятельности местных органов Главискусства (Ф. 645). Ряд важных архивных документов о гастролях первого башкирского государственного театра выявлено в личном фонде артиста И. Е. Харитонова (Ф. 2386).

Полезная информация о деятельности ЦК коммунистической партии в области музыкальной культуры получена из фонда 17 Центрального комитета РКП(б) Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Личный фонд наркома по делам просвещения А. В. Луначарского (Ф. 142) содержит документы, раскрывающие особенности развития музыкальной культуры в первые послереволюционные годы.

Автором изучены и использованы в диссертации документы фондов 40 и 159 Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК).

Важные факты о музыкальной жизни Уфимской и Оренбургской губерний во второй половине XIX в. и музыкально-педагогической деятельности польских ссыльных выявлены в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО) в Ф. 6 — канцелярия Оренбургского генерал-губернатора. Значительное количество архивных материалов использовано в работе из фонда канцелярии Оренбургского гражданского губернатора города Уфы (Ф. 10), личного фонда врача и председателя Оренбургской ученой архивной комиссии А.В.Попова (Ф. 168) и фонда Р-450 Оренбургского губернского отдела народного образования (Губоно).

Основную группу источников диссертационного исследования представляют архивные документы Центрального государственного исторического архива РБ (ЦГИАРБ). Важные и разрозненные сведения находятся в фондах Уфимского общества любителей музыки, пения и драматического искусства (И-118), Уфимского общества взаимного вспоможения частному труду (И-348), Уфимского семейно-педагогического общества (И-129). Фонд Р-4767 — медресе «Галия» помог нам ознакомиться и изучить личные дела шакирдов и проанализировать общую картину музыкальной жизни в исламском духовном учебном заведении.

Наибольшую ценность для исследуемой темы представляет фонд Уфимского губернского отдела народного образования Р-801. Он содержит многочисленные документы о развитии и становлении музыкальной культуры в 1920-е годы. В фонде Р-798 Башнаркомпроса имеется материал о государственном управлении в области музыкальной культуры республики. Значительное количество архивных источников извлечено из фондов: Р-1829 — Детская музыкальная школа Кировского района города Уфы, Р-4753 — Уфимское училище искусств.

Фонды Р-1161 Центрального Дома крестьянина и Р-4132 Башкирского государственного театра оперы и балета позволили исследовать работу культурных учреждений республики. Материалы фонда Р-1639 Г. Сулейманова дополнили общую картину развития национального исполнительского искусства республики.

Документы и материалы об отдельных выдающихся личностях, сделавших многое для развития культуры республики, содержатся в личных архивных фондах Научного архива Уфимского научного центра РАН (НА УНЦ РАН): Ф. 100 — фонд Л. Н. Лебединского, Ф. 8 — фонд Г. С. Альмухаметова, Ф. 23 — фонд Д. С. Волкова.

Впервые введены в научный оборот, проанализированы и изложены в диссертации архивные материалы Ф. 16 — лектора, музыковеда, заведующей учебной частью Уфимского училища искусств, заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР М. В. Кугушевой.

Необходимые для работы документы выявлены в Ф. 122 Отдела пропаганды и агитации Башкирского областного комитета КПСС Центрального государственного архива общественных объединений РБ (ЦГАООРБ), в котором содержатся важные архивные сведения о деятельности театров, образовательных учреждений.

Вторую обширную группу источников составляют сборники документов и материалов по истории Оренбургской и Уфимской губерний второй половины XIX века , сборники документов и материалов по РСФСР и БАССР , резолюции культконференции профсоюзов и Всебашкирского культсовещания77, хроники культурной жизни78, нотные издания79, справочники, энциклопедии и библиографические указатели80.

75 Из истории Урала: Урал с древнейших времен до 1917 года: сб. документов и материалов. Свердловск,
1987; Сборник документов и материалов по отечественной истории (конец XIX — начало XX в.). М., 1992.

76 Культурное строительство в РСФСР (1917—1927). Т. 1, ч. 1. Документы и материалы 1917—1920 / под
ред. С. А. Федюкина. М., 1983; Культурное строительство в РСФСР (1917—1927). Т. 1, ч. 2. Документы и
материалы 1921—1927. М., 1984; Культурное строительство в Башкирской АССР (1917—1941) : сб.
документов. Уфа, 1985; Культурное строительство в РСФСР. Т. 2. Документы и материалы 1928—1941. Ч. 1
/ под ред. В. Д. Есакова. М., 1985.

"Резолюции башкирской культконференции профсоюзов в июне 1927 года. Уфа, 1927; Резолюции 4-го Всебашкирского культсовещания при БСПС 23—25 июля 1929 года. Уфа, 1929.

26 В эмпирическую базу работы вошли опубликованные источники:

Q 1

отчеты учебных заведений Уфы , памятные книжки Уфимской губернии и Оренбургского учебного округа . Необходимые сведения о деятельности обществ и кружков, занимавшихся музыкально-театральными постановками,

содержатся в их отчетах и уставах .

Четвертой группой источников являются материалы периодической печати, содержащие большой фактологический материал. Интересные сведения получены из средств массовой информации при помощи контент-анализа ряда центральных газет и журналов: «Музыка и революция» (1925— 1928), «Музыкальное образование» (1924); губернских изданий «Оренбургские губернские ведомости» (1843—1863), «Уфимские губернские ведомости» (1865—1900), республиканских журналов и газет «Вперед!» (1919), «Красная Башкирия» (1927—1938), «Кызыл Башкортостан» (1935— 1938), «Алга!» (1991), «Ватандаш» (1997—2007), «Башкортостан

Советская культура: 70 лет развития / Б. Пиотровский. М., 1987; Ленин и культурная революция. Хроника событий (1917—1923 гг.) / сост.: Л. П. Иванова [и др.]. М., 1972.

79 Гречанинов А. Т. Татарские и башкирские песни для одного голоса с аккомпанементом фортепиано в
гармонизации А. Гречанинова. Лейпциг, 1901; Рыбаков С. Г. 50 песен татар и башкир с текстами,
переводами и гармонизациями. М., 1924; Егоров А. Буранбай. Сюита на темы башкирских народных
песен для смешанного хора. М., 1929; Лобачев Г. Татарские и башкирские народные песни. М., 1934;
Ибрагимов X. К. Песни. Уфа, 1965.

80 Музыкальная энциклопедия. М., 1981; Музыкальное искусство Башкирской АССР в период развитого
социализма : библиогр. указатель. Уфа, 1985; Башкортостан : краткая энциклопедия. Уфа, 1996; Словарь
музыкальных терминов на русском и башкирском языках. Уфа, 1997; Органы государственной власти и
управления Республики Башкортостан 1917—-1970 гг. : краткий справочник. Уфа, 2001; Культура народов
Башкортостана: словарь-справочник / авт.-сост. С. Г. Синенко. Уфа, 2003.

81 Отчет о состоянии Уфимского Епархиального женского училища в учебно-воспитательном и
экономическом отношении с 1 сентября 1900 по 1 сентября 1901 года. Уфа, 1901; Устав «Дворянского
пансиона-приюта» (для мальчиков) в городе Уфе. Уфа. 1905; Выпуск воспитанников Уфимской духовной
семинарии 1902 года. Уфа, 1902; Отчет о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1907—1908
учебный год. Уфа, 1909.

82 Памятная книжка Уфимской губернии за 1889 год. Уфа, 1889; То же за 1890 год. Уфа, 1890; То же за 1891
год. Уфа, 1891; Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1910 год. Уфа, 1910; То же за 1911 год.
Уфа, 1911;Тожена1913 год. Уфа, 1913; То же на 1914 год. Уфа, 1914; То же на 1915 год. Уфа, 1915.

83 Отчет Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства за сезон 1885—1886 гг.
(Уфа, 1886); 1886—1887 гг. (Уфа, 1887); 1887—1888 гг. (Уфа, 1888); 1888—1889 гг. (Уфа, 1889); 1889—1890
гг. (Уфа, 1890); 1890—1891 гг. (Уфа, 1891); 1891—1892 гг. (Уфа, 1892); 1892—1893 гг. (Уфа, 1893); 1893—
1894 гг. (Уфа, 1894); 1894—1895 гг. (Уфа, 1895); 1895—1896 гг. (Уфа, 1896); 1896—1897 гг. (Уфа, 1897);
1897—1898 гг. (Уфа, 1898); 1898—1899 гг. (Уфа, 1899); 1899—1900 гг. (Уфа, 1900); 1900—1901 гг. (Уфа,
1901); 1901—1902 гг. (Уфа, 1902); 1903—1904 гг. (Уфа, 1904); Устав Восточно-русского культурно-
просветительного общества в г. Уфе. Уфа, 1916; Отчет о жизни и деятельности Восточно-русского
культурно-просветительного общества в городе Уфе за 1916 год. Уфа, 1917; Уфимское попечительство о
народной трезвости. Уфа, 1911; Отчет о деятельности дамского педагогического кружка при управлении
Оренбургского учебного округа за время с 1 октября 1915 по 1 октября 1916 года. Уфа, 1917; Отчет
Уфимского Мусульманского дамского общества за 1912 год. Уфа, 1913; Отчет Уфимского общества
взаимного вспоможения частному служебному труду за 1910 год. Уфа, 1910.

27 укытыусыпы» (1994—2000), «Республика Башкортостан» (2001—2008) и других.

Пятая группа источников — воспоминания работников образования: учителей X. С. Адыевой, Ю. А. Хайруллиной и других, записанные лично автором.

В целом источниковая база достаточна для решения основных задач данного исследования.

Методологической основой диссертации послужили

основополагающие принципы исторического исследования: научной объективности, историзма, системности и ценностного подхода к анализируемым явлениям и фактам культурной жизни. Их применение позволило рассмотреть формирование и становление музыкальной культуры Башкирии в ее генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальных проявлениях. Данные методологические принципы реализовались с помощью конкретных методов исторического исследования — сравнительно-исторического, описательного, проблемно-хронологического и статистического. События музыкальной жизни раскрываются автором в исторической последовательности и на общероссийском фоне. Совокупность перечисленных методов обеспечила объективное воссоздание картины музыкальной культуры Башкирии в изучаемый период.

Целью диссертационного исследования являются изучение и анализ истории становления и развития музыкальной культуры в республике как сложной многомерной системы с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века. Исходя из цели и учитывая степень разработанности проблемы в отечественной историографии, в диссертации предпринята попытка решения ряда конкретных научно-исследовательских задач:

- проанализировать особенности и основные пути формирования и становления музыкальной среды в крае с 1860 по 1917 год;

рассмотреть характер и значение новых форм управления музыкальной жизнью в республике с 1917 по 1930-е годы;

проследить динамику расширения системы профессионального музыкального образования с момента ее организации и раскрыть роль учреждений музыкальной культуры;

показать степень влияния вокально-хорового исполнительства на процесс развития музыкальной культуры края в исследуемый период;

выявить особенности становления инструментального исполнительства как одного из направлений исторического развития музыкальной жизни Башкирии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии предпринята попытка целостного и детального рассмотрения истории становления и развития музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века: раскрывается история формирования музыкальной среды в крае в дореволюционный период, изучен и проанализирован советский период развития музыкальной культуры страны, выявлены новые формы управления музыкальной деятельностью в республике с 1917 по 1930-е годы. Во взаимосвязи рассмотрено функционирование системы профессионального музыкального образования и учреждений культуры Башкирии, показана их значимость в процессе дальнейшего культурогенеза края. Определены специфика и тенденции развития исполнительского искусства Башкирии: организация форм вокально-хорового исполнительства как доминирующей формы музыкальной жизни края и становление инструментального исполнительства в рамках народных и профессиональных традиций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенностью формирования музыкальной среды Башкирии в 1860—1917 гг. является воздействие внешних факторов на динамику преобразований музыкальной жизни в крае. К числу последних относится прежде всего доминирующая роль культур русского и европейского типа.

  1. Общественно-политическая обстановка послеоктябрьских лет способствовала созданию новых форм партийно-государственного управления и общественного руководства музыкальной жизнью в стране и республике, в результате чего процесс становления музыкальной культуры края стал развиваться по восходящей линии.

  2. Создание системы профессионального музыкального образования и учреждений культуры в республике явилось одним из важнейших факторов становления и развития музыкальной культуры Башкирии на протяжении всего рассматриваемого периода.

  3. Вокально-хоровое исполнительство, формируясь в рамках народного музыкального творчества и испытывая приоритетное влияние русской и европейской музыкальных культур, оказалось наиболее действенной и доступной формой приобщения населения края к музыкальному искусству.. Вокально-хоровое творчество широких слоев народных масс в советский период приобрело идейно-политическую и идеологическую направленность, сохраняя при этом национальную самобытность.

  4. Несмотря на социально-политические и исторические различия основных этапов формирования музыкальной жизни Башкирии, развитие инструментального исполнительства происходило в рамках единой тенденции восхождения от национальных народно-примитивных форм к академическому и профессиональному уровню, что свидетельствует о преемственном характере всего процесса становления.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования при написании обобщающих изданий по истории музыкальной культуры, истории и теории культуры. Работа может стать частью фундаментального коллективного труда «История культуры Башкортостана с древнейших времен до современности», над которым работают сотрудники Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Содержащиеся в ней обобщенные сведения, основные научные положения и выводы могут быть

использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблеме отечественной культуры, в преподавании в вузах истории Башкортостана и других республик Поволжья и Приуралья. Результаты диссертации найдут применение в музейной, краеведческой и лекционной работе. Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1432-р от 15 сентября 2005 года, и «Комплексной программы развития культуры и искусства в Республике Башкортостан на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 369 от 22 декабря 2006 года.

Апробация результатов исследования. Результаты работы докладывались и получили одобрение научной общественности в Алма-Ате, Уфе, Екатеринбурге, Тамбове, Омске, Челябинске, Самаре, Оренбурге.

Апробация основных выводов осуществлялась путем публикации препринта доклада «Из истории музыкальной культуры Уфы первой половины XX века (На примере жизни и творчества М. В. Кугушевой)», 9 научных статей, в том числе на страницах ведущих рецензируемых ВАК РФ научных журналах.

Всего опубликовано 22 работы общим объемом 9,8 печатных листов. Диссертация обсуждалась и прошла апробацию на кафедре «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Процесс формирования музыкальной среды Башкирии с 1860 по 1917 год

Башкирская музыкальная культура прошла большой и плодотворный путь становления и развития от народных песен до создания ярких интересных сочинений в крупных музыкальных жанрах и профессионального вокального и инструментального исполнительства. Глубокие почвенные связи с народным музыкальным искусством составляют характерную черту башкирской профессиональной музыкальной культуры. Вместе с тем, она служит примером творческого общения музыкальных культур, взаимного обогащения и интеграции в российское и мировое культурное сообщество. Находясь в многонациональной палитре края, башкиры соприкасались с разными культурами и гармонично синтезировали в себе достижения музыкального творчества этносов, населяющих территорию Башкирии.

Добровольное вхождение башкирских племен в состав Русского государства (1552-1557 гг.), как одно из важнейших событий в истории башкирского народа, существенно повлияло на становление музыкальной культуры края. Активный приток населения из центральной России способствовал изменению уклада жизни башкир, и, соответственно, появлению новых форм музыки, на основе которых зародилась далее профессиональная музыка.

Территория современной Башкирии географически, экономически и культурно оказалась тесно связанной с Оренбуржьем, Татарстаном, Челябинской областью. Общими стали судьбы башкирской и татарской культуры, характеризующиеся близостью языка, религии, художественных традиций. Многие десятилетия неделимой административной единицей являлась территория Башкирии и Оренбургской области . Она также являлась составной частью Казанского учебного округа. Все эти факторы обусловили своеобразие путей формирования культуры края .

Исторически так сложилось, что Уфа стала столицей и самым крупным городом Башкирии, благодаря этому здесь живее проходил процесс становления музыкальной культуры. Данное явление также связано со многими вышеперечисленными аспектами, потому нами в работе приоритетное внимание уделяется развитию культурных процессов, происходивших в Уфе. Ввиду возникновения музыкальных центров по инициативе русских кругов, народная музыкальная культура в данный период времени занимала второстепенное место. Это подтверждает тот факт, что башкирское население составляло меньшинство или вообще не допускалось к культурным центрам.

Проникновение европейской музыкальной культуры в провинциальную среду Башкирии связано с происходившими общественно-политическими событиями в крае. На протяжении многих лет в Оренбуржье и Уфимский край в политическую ссылку попадали образованные люди. Среди ссыльных находились участники польских восстаний, русского революционно-освободительного движения, представители дворянства и разночинной интеллигенции, а также немало профессиональных музыкантов и одаренных любителей музыки, которые становились учителями музыки и танцев у местных дворян.

Вокально-хоровое исполнительство как ведущая форма музыкальной жизни

Вокально-хоровое исполнительство Башкирии начинает свою историю с народной музыкальной культуры, которая формировала общенациональную интонационную базу. В ней сложились самобытность, богатство и разнообразие, позволяющие говорить о ее значимости в развитии музыкальной культуры республики.

Уникальность техники народного вокального пения проявилась в ее монодийной природе, что способствовало широкому распространению сольного исполнительства. По причине невыделенности народного пения из национального музыкального быта академическое вокально-хоровое исполнительство долгое время не включало его в себя. Однако данный факт не умаляет его достоинств и специфических черт, одним из которых является оригинальный способ и прием звукоизвлечения называемый «узляу». Сольное гортанное двухголосное пение «узляу» - это не только пример изысканного, утонченного исполнительского стиля, но и свидетельство зарождения в нем зачаточных форм многоголосия364.

В среде населения Башкирии вокально-хоровое исполнительство существовало в нескольких различимых формах, во многих из которых так или иначе проявлялось национальное начало.

Носителями башкирской народной музыки являлись музыканты — кураисты, певцы и сэсэны . В их лице в XIX в. широкие слои башкирского

Монодия (греч. monodia, от monos - один и odos - певец) - одноголосное пение (сольное, ансамблевое или хоровое в унисон или октаву), вокальная партия сочинения для голоса с инструментальным сопровождением. населения имели единственных проводников музыкальной культуры. Их искусство предполагало в качестве необходимого условия овладение огромным арсеналом профессиональных исполнительских качеств, таких как навыки игры на различных музыкальных инструментах, индивидуальный поэтический стиль, разнообразие композиторской техники, вокально-исполнительская свобода, позволяющая помимо пения в традиционном стиле, использовать в качестве одного из средств выразительности прием «узляу» и прием подражания звукам природы . К концу XIX в. на территории башкирского края стали уже известны имена прославившихся мастеров-сэсэнов: И. Мурзакаев, X. Альмухаметов, Г. Аргынбаев, С. Мухаметкулов, В. Кулембетов, Ш. Аминев-Тамьяни и другие.

С вокально-хоровым музицированием неразрывно связано культовое пение в православных церквах края со второй половины XIX века. При каждом храме существовал церковный хор, так как его пение во время богослужения являлось необходимым по православному уставу. В хор принимались певцы, обладавшие ровным голосом и музыкальным слухом. Наиболее способные из них, с хорошими вокальными данными, и-умевшие петь по нотам становились солистами.

В документальных материалах по истории Уфы городского головы Д. С. Волкова отмечалось, что уже в 1840 г. «...архиерейский двор славился стройностью пения» , и, как сообщали документы, другие церковные коллективы достигали иногда довольно высокого уровня исполнительства. В 1880-е гг. наиболее известным и лучшим в крае считался хор Воскресенского кафедрального собора под регентством В. А. Скворцова. Позже, в 1890-е гг., коллективом руководил регент и одновременно преподаватель пения Уфимской духовной семинарии Я. А. Ишпайкин (племянник известного в Уфе музыканта, регента И. П. Ишпайкина). Исполнительский уровень хора Воскресенского собора был настолько высок, что «уфимцы ходили в церковь слушать его, как на концерт...» . В начале XX в. том же соборе Уфы служил протодиаконом замечательный бас, М. Д. Михайлов, впоследствии знаменитый русский певец. (Он стал солистом Радиокомитета СССР, долгие годы пел в Большом театре. Наиболее значительные его работы связаны преимущественно с русской классической оперой; выделялся он и как замечательный исполнитель русских народных песен).

Помимо хора Воскресенского собора, мастерством исполнительства также прославился хор Казанско-Богородицкой церкви с. Богородского Уфимского уезда. Там звучали свои оригинальные распевы Казанско-Богородицкой церкви, а певчие отмечались среди лучших на Общероссийских конкурсах церковного пения. При храме сформировался детский церковный хор369.

Получил известность хор архиерейских певчих и хор воспитанников училищ, певший в церкви Архистратига Михаила города Бирска .В 1852 г. в Мензелинске при двух храмах сформировались два хора, один из сестер обители, а другой из прихожан церкви .Хор Петропавловской церкви уфимского тюремного замка отличался стройностью пения и участвовал в литургиях совместно с хором семинарских певчих372.

Особенности становления инструментального исполнительства

Инструментальное исполнительство Башкирии является отражением, выразительным средством всех сторон, тонких специфических качеств музыкальной культуры республики. Инструментальное музицирование развивалось параллельно с развитием башкирских национальных музыкальных инструментов, которые обладают самобытностью, индивидуальностью и в тоже время являются неотъемлемой частью мирового музыкального искусства. Наибольшее распространение получили курай, думбыра и кубыз.

Курай является самым древним башкирским музыкальным инструментом. С точки зрения фольклориста и музыковеда М. Я. Береговского, возраст этого духового инструмента исчисляется не менее чем пятью тысячелетиями416. Курай на протяжении многих лет представлял научный интерес. Исследователями отмечалась его одновременная простота устройства и исключительная звучность417.

О древности курая также говорит, например, тот факт, что башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на нем, имеет более чем тысячелетнюю историю. Арабским писателем-путешественником Ибн-Фадланом, посетившим землю башкир в 921 г., отмечалось, что башкирами особенно почитались журавли. Они воздавали им «божеское почтение», и по рассказам башкир, крик журавлей неоднократно спасал их от неприятелей, с которыми они вели войны418.

Один из наиболее известных собирателей башкирского фольклора конца XIX - начала XX вв. С. Г. Рыбаков в своем труде «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» отмечал следующее: «Творчество Каекбердин Н. М. Курай в системе башкирских народных инструментов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы III международной науч.-практ. конф. - Тамбов, башкир создало кроме вокальной музыки также инструментальную, довольно обширную, и у башкир имеются свои музыкальные инструменты, главным из которых является свирель, так называемый курай (курсив автора), устраиваемый из стебля полевого растения, называемого также «курай», обрезанного и открытого с обеих концов, на которых прорезаны 4 отверстия с одной стороны и одно с другой... Звуки этого инструмента - тихие, меланхоличные и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий. Игрок на курае называется курайсы (дудочник)»419.

Курай считается мужским музыкальным инструментом, но традиция игры на нем ничего не имеет против женской игры. Более того, исследования показывают, что женское исполнительство имеет многовековую историю и наблюдается у башкир и других народностей Урало-Поволжского региона420.

Первым среди кураистов, прославивших башкирскую песню на весь мир, стал Юмабай Мутигуллович Исянбаев, который в 1925 г. в составе группы народных исполнителей СССР своей игрой на курае покорил воспитанных на классической музыке слушателей Парижа.

Похожие диссертации на История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в.