Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович. Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Саидкаримов Бахтиёр Ахмадхонович; [Место защиты: Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова].- Худжанд, 2012.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/675

Введение к работе

Актуальность темы. Объектом исследования является песенный фольклор города Худжанда, истоки которого уходят вглубь веков. Среди разнообразных сфер народного искусства Таджикистана он до недавнего времени занимал одно из ведущих мест. Данная тема остаётся пока весьма малоисследованной. В отечественной науке по данной теме отсутствуют работы, посвящённые проблеме этнологии и музыковедения.

Выбор темы обусловлен, наличием сложившейся уже в средние века в Худжанде своей музыкальной среды, которая имела большое влияние и на другие жанры музыкального искусства, о чём свидетельствуют письменные источники.

Народно-песенное творчество во все времена отражало настроения общественной жизни и всегда являлось неотъемлемой частью быта, духовной и трудовой деятельности народа. Худжандцы даже умершего провожали в потусторонний мир песнопениями. В связи с этим исследование музыкальной культуры, в особенности фольклора даже одного города, имеет большую научную актуальность. Постановка такой темы очень важна для дальнейшего развития самой современной музыкальной культуры, находящейся всегда во взаимодействии с народным песенным творчеством.

Музыкальное наследие Худжанда, и в особенности песенная культура, как и другие жанры искусств, отражает содержание народной мысли о добре и зле, красоте природы. Жители Худжанда с древнейших времён отражали в песенно-художественном творчестве свою радость и переживания. Население Худжанда создало множество песен, в которых в художественной форме нашли отражение многовековая история, трудовая, социальная жизнь, а также философское воззрение и эстетическая мысль горожан. Богата музыкальная культура также обрядовыми песнями.

Песнетворчество, как в средневековом, так и в современном Худжанде, является одной из популярных и весьма развитых сфер традиционной музыки. Музыкальная культура Худжанда вобрала в себя особенности, которые характерны в целом для песенного творчества древних городов Центральной Азии. Вокальные музыкальные жанры в практике народа больше сохранились в устной форме, что свидетельствует об исторических, профессиональных устоях этих традиций.

Другим важным моментом выбора темы настоящей диссертации является не только недостаточная изученность отечественным музыковедением, фольклористикой песенной традиции Худжанда, но и самим фактом её влияния на культуру и развитие искусства других регионов современного Таджикистана. Особенно это касается жанровой классификации народных песен, выявления и определения стилевых и музыкальных особенностей. Примечательно, что фольклор Худжанда в последнее время видоизменяет свои стилистические, формообразующие основы в связи с новыми социальными и экономическими преобразованиями.

Здесь мы старались исследовать комплексно музыкальный фольклор Худжанда в контексте социальной жизни населения и художественного вкуса как культурного и эстетического явления.

Степень изученности проблемы. Исследование традиционной музыкальной культуры таджикского народа, в особенности городской культуры, началось в 30-х годах ХХ века. Истоки формирования городской музыкальной культуры, в частности музыкальной культуры города Худжанда и его округа в ХIХ–ХХ вв., нашли отражение в исследованиях А.Раджабова, А.Низомова, Ф.Зехни, Н.Хакимова, А. Якубова, Д.Рустамова и других искусствоведов.

Некоторые стороны культурной и музыкальной жизни Худжанда были также освещены известными историками, в том числе – Н.Негматовым, А.Мирбобоевым, Н.Турсуновым, С.Марофиевым, А.Раджабовым, а также музыковедами – З.Таджиковой, Н.Хакимовым, Н.Нурджановым. Данная тема в разное время была затронута и исследователями другого профиля. Вместе с тем до сих пор отсутствует фундаментальное исследование песенного искусства и других видов музыкального фольклора таджикского населения Худжанда. По этой причине диссертант сделал свой выбор в пользу исследования песенной культуры Худжанда и его ближайших населённых пунктов, связанной с музыкальной культурой Бухары, Самарканда, Коканда и других городов.

Мы, основываясь на имеющейся классификации музыкального фольклора, впервые предложили стройную классификацию жанровых особенностей песен Худжанда. А также определили основные типы народного песнетворчества. В них мы передали все особенности богатого народного песенного искусства, ранее записанных на магнитофонную ленту, а также хранящихся в видеоматериалах.

В работу включены также музыкально-этнографические материалы, собранные диссертантом с 1989 по 1995 гг. расспросный этнографический материал. За более чем 20 лет диссертант имел встречи и беседы со многими исполнителями профессионального музыкального искусства и исполнителями народных песен кварталов Худжанда. Именно эти опросные материалы легли в основу настоящей диссертации. Все материалы задокументированы и хранятся в фонде кафедры Истории и теории музыки факультета искусств Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. В ходе этих успешных полевых работ были собраны дополнительные материалы о творчестве известных певцов и исполнителей как Содирхон Хофиз, Максуджон Болтуев (Танбури), Ма`руфходжи Баходурова и десятков других народных певцов, периода начала ХХ в.

Из исследований, последних лет посвящённых непосредственно музыке Худжанда следует отметить монографическую работу профессора Н.Хакимова, в которой отведены отдельные главы, посвящённые музыкальному фольклору также Худжанда.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание актуальность избранной темы, а также недостаточность её разработанности с учётом её высокой теоретической и практической значимости, мы в своём исследовании дали развёрнутую характеристику, и классификации основных типов народного песенного творчества распространённых в Худжанде. Нами определены также особенности отдельных жанрово-тематических групп, их функционирование в различных социальных прослойках городского населения.

На основании богатого музыкально-этнографического материала мы впервые дали ясное представление о богатом песенном наследии Худжанда в контексте культуры таджиков. Определить особенности песенной культуры Худжанда.

Для достижения поставленных целей мы поставили перед собой решение следующих задач:

– сбор и расшифровка песенного материала;

– рассмотрение и обоснование классификации песенных жанров;

– раскрытие музыкальных локальных особенностей;

– изучение важнейших частей музыки и поэтики и их взаимосвязей;

– установление основных исторических этапов формирования и развития традиционной музыкальной практики г.Худжанда в конце ХIХ – начале ХХ веков;

определение социальных сфер функционирования музыкальной практики г.Худжанда;

определение закономерностей исторического формирования песенной культуры и музыкально-жанровой системы;

раскрытие процесса взаимодействия и взаимовлияния традиционного и европейского музыкального творчества;

выявление результатов синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций, жанров и форм.

Хронологические рамки исследования определяются второй половиной ХIХ века и началом ХХ столетий. Это обусловлено наличием следующих исторических факторов:

1) коренные изменения социальных условий функционирования музыкальной культуры как следствие изменения социально-экономических условий её бытования;

2) возникновение и формирование новых традиций и форм музыкальной практики, основанных на европейской музыкальной культуре;

3) изменение художественного и идейного содержания музыкальной культуры, средств трансляции музыкальной культуры.

Источниковедческая база исследования включает в себя труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых истории и духовной культуре, в особенности музыкальной культуры таджикско-язычного населения Худжанда.

Разработка основных положений диссертации осуществляется на основе изучения комплекса источников:

материалов полевых исследований (система песенных жанров, вокальные, вокально-инструментальные жанры, тексты песен и т.д.);

образцов песен, уцелевших у различных исполнителей старшего поколения;

– материалов Государственного архива Согдийской области;

– трудов отечественных учёных, посвящённых культурному строительству в Таджикистане, в частности, материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.

Методологическая основа исследования. Историко-ти-пологический, музыкально-аналитический. Принцип историзма, комплексный, системный подход изучаемого исторического явления позволили выявить пути формирования и развития традиционной музыкальной культуры города Худжанда, а также пути синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций в ХХ столетии. Автор опирается на базовые методологические положения, используя достижения отечественной исторической науки, разработки по истории культуры и искусства, в частности, на исследования истории музыкальной культуры, как в Таджикистане, так и в странах зарубежного Востока. Важнейшим компонентом комплексного метода исследования является изучение взаимодействия традиционной и европейской музыкальной школы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

– истоки формирования и особенности музыкальной жизни Худжанда, её связи с другими музыкальными школами, преимущественно городской культуры в частности с Бухарой, Самаркандом, Кокандом и Ташкентом;

– взаимосвязи классической и фольклорной музыки с поэзией и устным народным творчеством;

– место вокальной и хоровой музыки в музыкальной жизни горожан. «Накш» как особая форма песенной музыки. Этапы его формирования;

– сатирическая, траурная и другие жанры музыкальной культуры;

– профессиональные певцы и музыканты. Их творческая жизнь. Связь поэзии с музыкой;

– музыкальные школы. Их связи с музыкальными школами других городов современной Республики Таджикистан.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые даётся музыкально-этнографическая, жанровая характеристика одного из уникальных явлений музыкальной культуры таджиков – песенного наследия населения Худжанда. Также впервые определены музыкальные и стилистические особенности на основе изучения местных наречий музыкальной культуры, являющихся принципиальными в процессе изучения исследуемого фактического материала.

Данное исследование по существу является первой всеобъемлющей попыткой изучения музыки и песенной культуры Худжанда, а также структуры и типов музыки, их взаимосвязи с музыкальными культурами других соседних областей Ферганы и Ташкента. Всё это способствовало расширению знаний в сфере фольклорных традиций Худжанда, а также позволило нам с уверенностью приводить в работе результаты наших исследований со ссылкой на конкретные виды народного музыкального творчества населения Худжанда.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Определяется возможность использования полученных результатов для создания обобщающего труда по истории таджикской музыкальной культуры ХIХ-ХХ столетий, для чтения специальных лекционных курсов по истории отечественной культуры.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Отечественной истории факультета Истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова.

Основные научные аспекты диссертации отражены в одной монографии (учебное пособие), и в более чем шести научных статьях диссертанта. Отдельные теоретические положения работы были изложены на международных симпозиумах (Душанбе–1999, Исфара–2003) и конференциях (Худжанд, 2008).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры Археологии и этнографии исторического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (протокол № 2 от 22 сентября 2003 года), Центра гуманитарных исследований ЮНЕСКО при Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова (протокол № 6 от 6 февраля 2008 года).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с образцами традиционных песен.

Похожие диссертации на Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий