Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения IX - XIV вв. : к вопросу о влиянии ирландской христианской традиции Симонова, Анастасия Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симонова, Анастасия Александровна. Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения IX - XIV вв. : к вопросу о влиянии ирландской христианской традиции : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Симонова Анастасия Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 336 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/129

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Влияние ирландских идей в письменной традиции Древней Руси 45-147

1 Организация ирландской церкви и ее особенности. Распространение ирландской христианской традиции в Европе 45-75

2 Пути проникновения ирландской христианской традиции на Русь. Монастырь Св. Марии в Киеве 75-86

3. Ветхозаветная тематика в идейных течениях Древней Руси 86-122

3. Культ Архангела Михаила на Руси 122-126

4 Культ Николы Вешнего письменной традиции Руси 127-147

Глава 2. Археологические свидетельства влияния ирландской христианской традиции на Руси 148-238

1. Особенности развития ирландского искусства и иконографии 148-168

2. Кресты Древней Руси как символы христианства 169-185

3. Иконографическая традиция в древней Руси на примере изделий, связанных с культом камня - кресты, иконки, резьба соборов 186-205

4. Монументальная архитектура 205-218

5. Колокола на Руси. Их форма, изготовление и способ звона 219-238

Заключение 239-243

Сокращения 244

Список используемых источников и литературы 245-275

Приложения 276-338

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопрос о принятии
христианства на Руси является важной и актуальной исторической
проблемой. Духовная жизнь древнерусской эпохи была богата
действовавшими параллельно, пересекавшимися и

противоборствующими идейными течениями. Ирландская христианская традиция стала одним из течений, оставивших заметный след в культурной и религиозной жизни не только Западной Европы, но и Древней Руси, оказав влияние на формирование древнерусского религиозного мировоззрения. В последнее время усиливается интерес к Ирландии, ее культуре, истории и роли, которую она сыграла в христианском мире. В 2007 г. по решению Священного Синода РПЦ имена древних ирландских святых неразделенной Церкви «просиявших в земле Британской и Ирландской» были включены в месяцесловы Русской церкви. Исследовательские центры и научные периодические издания, специализирующиеся в сфере медиевистики, проводят международные симпозиумы и конференции, показывающие связь Ирландии и России.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом IX -первой четвертью XIV вв. Нижняя граница связана с появлением первых христианских погребений на территории Древней Руси. Верхняя ограничена первой четвертью XIV века, временем фиксации археологических памятников с интересующим нас иконографическим типом, но и житийной литературы, имеющей параллели с ирландской агиографической традицией.

Объект диссертационного исследования - ирландская христианская традиция на Руси в IX - первой четверти XIV вв.

Предмет диссертационного исследования - характер и особенности эволюции древнерусского религиозного мировоззрения и влияния на него ирландской христианской традиции.

Целью исследования является изучение воздействия ирландской христианской традиции на эволюцию древнерусского религиозного мировоззрения IX-XIV вв.

В соответствии с целью диссертационного исследования решались следующие задачи:

исследовать особенности ирландского монашества и ареал распространения ирландской христианской традиции в Западной Европе и Древней Руси;

проследить каналы проникновения ирландской христианской традиции на Русь;

выявить комплекс письменных и вещественных источников, культовых реликвий, связанных с ирландской христианской традицией;

- проанализировать особенности ирландской иконографической традиции и ее проявление в культовых реликвиях и нарративах древней Руси.

Методологическая основа исследования базируется на

принципах историзма и научной объективности. В работе использовались различные методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, элементы системно-структурного анализа, а также статистический, физико-химический, семиотический методы, археолого-искусствоведческий анализ семантики и морфологии предметов).

Источниковую основу диссертационного исследования составили письменные и вещественные источники. В исследовании проанализированы архивные материалы фондов Института Археологии РАН Р-1, внимание концентрировалось на тех раскопках, где были найдены кресты интересующей нас формы и иконографии. Кроме архивных фондов использовались электронные проекты: по сохранению культурного наследия Ленинградской области, один из разделов которого посвящен каменным крестам и поддерживающийся лишь добровольцами; CELT (Corpus of Electronic Texts), подготовленные отделением Истории Коркского Университета (History Department University College Cork) под руководством профессора Д. О Коррайна. А также реализованный Государственной публичной исторической библиотекой проект сотрудничества с электронными ресурсами Acta Sanctorum Database и Patrologia Latina Database, что позволило получить доступ к крупнейшему собранию житий, текстов и документов о жизни святых, не доступных в печатном варианте. При исследовании вещественных источников анализировалась не только иконографическая традиция нарратива, но и символический подтекст, семантика образа, материал выполнения, место находки предмета, морфологические изменения декора как знаковой системы. Произведения древнерусской литературы представлены несколькими группами. Во-первых, это летописи; прежде всего ПВЛ, а также региональное летописание XII -XIII вв. (Лаврентьевская, Ипатьевская, Иоакимовская, Новгородская летописи). Летописи также были объединены в серию под названием «Полное собрание русских летописей» (начат этот труд в XIX веке)'. Сейчас переиздание указанной серии выходит под названием «Русские летописи», и включает в себя списки и летописи, ранее не издававшиеся. Публикуются источники по отдельным княжествам Руси (источники Новгородской и Псковской земель.3 Анализировались письменные памятники серии «Библиотека литературы Древней Руси»4.

'ПСРЛ. СПб., 1859.

2 Русские летописи / Подгот. Цепков А. И. М., 1997; Русские летописи XI-XVI веков: избранное . сост.
Бобров А. Г. - СПб., 2006; Древняя Русь. Сост. Петрухин В.Я. - М., 2000.

3 Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. - М., 1935

4 Библиотека литературы Древней Руси. /Ред.-сост. Д.С. Лихачев. - СПб. 1997.

Немаловажным источником стал агиографический материал: Жития Кирилла и Мефодия, Антония Печерского, Феодосия Печерского, Антония Римлянина . Материал житий показывает влияние разных направлений в христианстве, в том числе и ирландской христианской традиции. Одним из значимых источников стал Киево-Печерский патерик, в котором отчетливо проявилось влияние идей ирландской христианской традиции, Киево-Печерский патерик был составлен в начале XIII века, на основании переписки монахов этой обители Симона и Поликарпа. Но, по всей видимости, некоторые отрывки, вошедшие в Патерик были написаны ранее и включены впоследствии в источник, как это было с Житием Антония и Феодосия Печерских6. Авторы Патерика Симону и Поликарп - не знали ирландскую церковь, но, тем не менее, рассказывая о ситуации в монастыре, фиксируют отголоски ее существования. Киево-Печерский Патерик выпущен как отдельными книгами, так и в составе различных сборников и уже несколько раз переиздавался7.

Памятники покаянной дисциплины также служили объектом данного исследования. Некоторые из этих памятников, такие как «вопрошание Кириково» были включены в состав Кормчей в ее русской редакции, и существенно отличаются от покаянных норм византийского права . Еще одна группа отечественных источников - публицистика (памятники торжественного красноречия, полемические источники). Сюда можно отнести «Слово» Илариона. «Слово о Законе и Благодати» написано между 1037 - 1050 гг. Оно было очень популярно на Руси, недаром сегодня известно более чем пятьдесят списков XV -XVI вв. и в разных редакциях. Одной из наиболее важных для нас групп источников являются «поучения» и торжественные речи представителей древнерусского духовенства. К таковым можно отнести Поучение на перенесение мощей Николая Чудотворца, написанное в XI веке9. Различные сборники духовного чтения - Пчелы, Шестоднев, Четьи-

Житие преподобных Кирилла и Мефодия / Альбицкий А.. - Владимир: Изд. прав, братства св. бл. в. к. Ал. Нев., 1885; Духовная игумена Антония Римлянина// Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. - М., 1935; Житие Феодосия Печерского// Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. /ред. Лихачев Д. С. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. Т. 1. С.316-328; Жития св. мучеников Бориса и Глеба// Библиотека литературы Древней Руси. /Ред. Лихачев Д.С. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. Т. 4. С. 328-350.

6 Киево-Печерский патерик.// Памятники литературы Древней Руси Xl-начало ХНІ. - M., 1978. Киево-Печерский патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры: [Репр.изд.] / Пер. Погожев Е. Н. - M., 1996. Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. - M., 1997. Древнерусские патерики: Киево-печерский патерик. Волоколамский патерик. -М„ 1999.

Вопрошание Кириково: Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц//Пакты древнерусского канонического права. 2-е изд. -СПб., 1908. Ч.1.;

Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам//Памятники древней письменности. - М., 1881, № 10. Память и похвала князю Владимиру// Библиотека литературы Древней Руси. / Ред. Лихачев Д.С. - Санкт-Петербург: Наука, 1999. Т. 4. С. 316-328.

Минеи также необходимы для исследования10. Наиболее ценны для исследования вещественные источники. Они представлены следующими группами - кресты различных форм и назначений, каменные иконки поклонного характера с XI-XIV вв; колокола и куски колокольной бронзы Домонгольского периода; каменная резьба соборов Владимиро-Суздальской Руси.

При исследовании особенностей ирландской христианской традиции, в первую очередь, разумеется, необходимо обращение к нормативным актам, регламентировавшим отношения внутри монашеской общины и за ее пределами. В нашем случае рассматриваются монашеские уставы Колумбана и Бенедикта, часто совмещавшиеся в практике галльских обителей VII в. А также дарения земель каролингских правителей монастырям ирландской христианской традиции '. В ряде случаев нам приходилось опираться на классические издания, в частности, на тексты «Patrologiae cursus series Latina» Дж. Миня. Затрагивалась также пенитенциальная практика ирландского монашества, в особенности, пенитенциалий Св. Колумбана12. «Колумбанов корпус» (древнейшие манускрипты произведений которого относятся к VIII - IX вв.)13. Определяющим и на сегодняшний момент изданием сочинений Колумбана является издание Дж. Уолкера, вышедшее в 1957 г. в серии «Scriptores Latini Hiberniae». Также исследовались свидетельства об особенностях и распространении ирландской христианской традиции в ирландских анналах, наиболее полной и древнейшей версией которых являются «Анналы Ульстера» . В контексте исследования «Анналов Ульстера» привлекались сведения других ирландских анналов (Лисмора, Иннисфарна, Дурроу)15. В исследовании проанализированы также латинские жития, связанные с распространением ирландской христианской традиции. Это прежде всего житие Колумбы, Патрика и Колумбана, а также жития, опубликованные в Книге Лисмора16. Отдельную группу источников составили произведения средневековых авторов об ирландской христианской традиции. Были изучены «Церковная история народа

I Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского./ред. Мильков В.В. - СПб., 2001.

1' Bruckner S. Regesta Alsatia aevi merowingici et Karolini 496-918. - Strasbourg, 1949. т. 1. № 102, P. 46-47, № 103, P. 47-48, № 163, P. 93-95, № 165, P. 95-96, № 167, P. 101. Bruckner S. Regesta Alsatia aevi merowingici et Karolini 496-918.- Strasbourg, 1949. т.1,№275, P. 174-176.

II The Irish Penitentials. Scriptores Latini Hiberniae. - Dublin, 1963. vol. 5. p. 1-14.

13 lonae Vitae Columbani. /PL. cap 4. P. 160; Sancti Columbani opera./ ed. S.M. Walker, - Dub., 1970;
Synodus episcoporam Patricii, Auxilii, lssernini. II PL LIU, col. 823-826; Житие св. аббата Колумбана и
его учеников Ионы из Боббио/ пер. Ронина В.К.// Свод древнейших письменных известий о славянах
V11-IX вв. - М.: Наука, 1995. Т. 2. С. 363; Начинается "Житие святых аббатов монастыря в Веармуте и
Ярроу - Бенедикта, Кеолфрида, Эостервина, Зигфрида и Хвэтберта", составленное пресвитером и
монахом того же монастыря Бедой: Ч. 1. / Беда Достопочтенный.'/ Средние века. Пер. Сванидзе А. А. -
М.,2002. Вып. 63.

14 Annals of Ulster otherwise Annala Senait, Annals of Senat: a chronicle of Irish affairs from A.D. 431 to
A.D. 1540.4 vols. I repr. ed. Mollaig 0 Muraile. - Dublin, 1998.

" The Annals of Inisfallen.// Journal of the Ivernian Society, /ed. J.J. O'Farrelly. - Dublin, 1909. 16 The Book of Lismore in Saints of the British Isles. - W. Sussex, 1979.

англов» Беды Достопочтенного (ок. 731)17 и региональное описание «Топографию Ирландии» Геральда Камбрийского (ок. 1188). Наиболее значимыми для темы исследования представляются Высокие кресты; каменная резьба крестов; резьба ирландских и европейских соборов; колокола; епископские посохи и предметами религиозного культа. Металлопластика представлена ковчегами для посохов, ручных колоколов епископов и нетленных мощей.

Степень изученности проблемы. Впервые обратились к исследованию ирландского христианства зарубежные ученые. Проблема влияния ирландцев на духовную жизнь европейцев стала предметом специального научного внимания в XIX в. С этого же времени начинают активно публиковаться различные источники, связанные с Ирландией и Европой . Тогда же западные исследователи начали давать описание и критику этих источников. В XX в. появляются обобщающие труды по истории ирландского монашества и его деятельности в Ирландии и Европе, однако, проблема проникновения ирландской христианской традиции в славянские страны и на территорию Древней Руси остается вне поля зрения зарубежных исследователей. Наиболее крупными и значимыми были работы Т. Олдена, А. Грэхема, Д. Сосурсеса, Л. Гогарда, Д. Ноулса, Дж. Кении, А. Ангенента, К. Хьюс)19. Кэтлин Хьюс на материале островной латинской и ирландской традиции рассмотрела проблему особенности Ирландской церкви, а также распространение ирландской христианской традиции в Западной Европе20. Также необходимо отметить работы известных ученых М. Дилона и Н. Чедвик, А. и Б. Рисов, Т. Чарльза-Эдвардса, связанные с культурой и письменностью древней Ирландии21. Особо следует отметить труд К.С. Кроуфорда, в котором методы изучения Высоких крестов актуальны до сегодняшнего дня2 .

Современную зарубежную историографию проблемы представляют два направления. Отрицающие влияние ирландской христианской традиции в Европе, но признающие ирландскую

Беда Достопочтенный Церковная история народа англов: [Пер. с латин.] /Пер., вступ, ст., ред. и коммент. Эрлихман В. В. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001;

18 Anceint laws of Ireland. - London, 1873.

19 Olden Т.Н. The church of Ireland, vol. VIII. - Lon., 1895; Graham A. The Early Irish monastic schools. -
Dub., 1923; Sources J.F. The Early History of Ireland. - NY., 1929; Gougaud L. Les saints irlandus hors
d'Irlande. - Oxford. 1936; Knowles D. Saints and Scholars. - Cambrige, 1962; Kenney J. F. The sources of
the early history of Ireland: ecclesiastical. An introduction and guide. - NY., 1966; Angenendt A. Monachi
peregrine. Student zu Pirmin und monastischen Vorstellungen des bruhen Mittelalters. - Munchen 1972;
Hughes K. The Church in early Irish society. - Lon., 1980.

20 Hughes K. The Church in Early Irish Society. - London, 1966; Hughes K. Early Christian Ireland: An
introduction to the sources. - London, 1972; Hughes K. The Modern Traveller to the Early Irish Church. -
London, 1977; Hughes K. Celtic Britain in the Early Middle Ages. - Woodbridge. 1980.

' Дилон M., Чедвик H. Кельтские королевства. - Санкт-Петербург: Евразия, 2002; . Рис. А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе, /перевод с английского и послесловие Т. А. Михайловой. - М.: Энигма, 1999; Charles-Edwards Т.М. The context and uses of literacy in early Christian Ireland.// Literacy in medieval Celtic societies. - Cambridge. 2006. P.62-80.

- Кроуфорд Г. Резной орнамент ирландских каменных памятников христианского периода. - СПб, 2007.

христианскую традицию как особенную церковь . Другая группа ученых считает, что ирландская христианская традиция значительно повлияла на культуру и политическую жизнь Европы VI-XII вв. (И. Стаубург, Д. Анерер, Ф.Принц, Эрбль И.)24.

Исследования Ф. Принца характеризуют силу ирландского монашества в Германских землях, причины принятия правила св. Бенедикта в организации монашеских общин Европы, которые помогли выработать новое понимание поворотного момента в развитии раннесредневекового монашества. По его мнению деятельность св. Колумбана и «ирландской миссии» в VI-VII вв., стала причиной появления союза Колумбана с Меровингами и поддержка ирландской христианской традиции франкской знатью. Он вводит термины «ирландско-франкская монашеская культура» и правило «Колумбана-Бенедикта», которое приняли ирландские монастыри, утверждая, что впоследствии устав «Колумбана-Бенедикта» мог быть заменен уставом св. Бенедикта, при сохранении традиций ирландской церкви25.

Зарубежные историки рассматривают ирландскую христианскую традицию в контексте общественной и политической жизни Ирландии и Европы (.К. Хьюс, Дж. Хеннинга, Ф. Хенри, Т.М. Чарльза-Эдвардса, Р. Стевика, С. Фут, Стелли6. Материал, напрямую связанный с ирландским искусством, не локализируется лишь границами Ирландии, а выходит значительно дальше в Европу (А. Хамлин, М. Стокстад, П. Харбисон, Р. Стелли27.

Русские историки обратились к изучению ирландского христианства в конце XIX - начале XX в. Дореволюционную историографию характеризовало последовательное расширение тематики, проблематики, источниковой базы. Виднейшие ученые занимались изучением влияния ирландцев на культурную и религиозную жизнь Средневековой Европы и особенностей мировоззрения миссионеров ирландской христианской традиции

' Duft J. Iromanie-lrofobie. Fragen um die frUhmittelalterliche irenmission, explifiziert an St. Gallen und Alemannien// Zeitschrift fur Schweizersche. - Kirchengeschichte, 1956. P. 241-262; Дуфт И. Ирландские монахи и ирландские рукописи в Санкт-Галлене// Культура аббатства Санкт-Галлен. - Санкт-Галлен, 1998 и др.

24 Stauburg J. Influences irlandaies dans ta chn'stianisation des Slavs polabs et des Polonais, extr. de la....
Etudes slaves, vol. Ill fasc 3 et 4, 1958; Anerer J.F. Das M6nchtum im Karolingischen Reich.// Die Anfange
des Klosters kremsmUnster. - Linz, 1978; Prinz F FrOhes Memchtum in Frankreich. Kultur und Gesellschaft
in Gallein, den Rheinlanen und Bayern.... - Entwicklung Darmstadt, 1988; Eberl 1. Das lren-Kloster Honay
und seine Pegel.// Die Iren und Europa im frUheren Mittelater. - Stuttgart, 1982.

25 Prinz F Frilhes Memchtum in Frankreich. Kultur und Gesellschaft in Gallein, den Rheinlanen und
Bayern.... - Entwicklung; Darmstadt., 1988.

26 Henry F. L'art de irlandias. - Abbaye La Pierre-Qui-Vire. 1964. Vol. 3; Hennig J. Medieval Ireland,
saints and Martirologies. -Northampton, 1989; Stevick Robert D. The Earliest Irish and English book arts. -
Philadelphia, 1994; Charles-Edwards T.M. Early Christian Ireland. - Cambridge, 2000; Foot S. Monastic
life in anglo-saxon England. - NY. 2006.

27 Hamlin A. dignatio diei dominici: an element in the iconography of Irish crosses?// Ireland in early
mediaeval Europe. - Cambige, 1982; Stalley R. European art and the Irish high crosses.// Proceedings of the
royal Irish Academy. - Dublin, 1990, Vol. 90. Sect. С № 6; Harbison P. The golden Age of Irish art. The
medieval achievement 600-1200.-NY, 1998.

(Морошкин И.Я., О. Сокольский, Шайтан М.Э., Васильевский А.В., Никольский Н.К., Смирнов СИ., Добиаш-Рождественская О.А.)28. Было положено начало изучению бронзового дела и колоколов на Руси (Н. Оловянишников, Н.Я. Аристов, В.А. Скиндер)29. Шляпкиным И.А.30 и Спицыным А.А. было сделано описание археологических свидетельств влияния ирландских идей на древнерусскую религиозную традицию, которые нашли свое выражение в каменных крестах. Они отметили лишь внешнюю корреляцию русских крестов в круге с западными и ирландскими и наметили дальнейшие пути исследований иконографии крестов . Шляпки И.А. исследовал некоторые особенности культа свт. Николая32

Советская историография представлена не отдельными работами по истории церкви, но лишь статьями в сборниках. Особо следует отметить статьи Исаченко А.В., Пащуто В.Т., В. А. Мошина33. Продолжаются исследования, связанные с особенностью промышленности в древней Руси34

Исследованием творчества Кирика Новгородца занимались многие известные ученые: Д.С.Лихачев, А.А. Шахматов, в последние годы -М.Ф. Мурьянов и Р.А.Симонов . Активно исследуются списки жития Антония Римлянина. Ценным начинанием в условиях длительной недоступности московских рукописных хранилищ представляется обзор петербургских списков Жития Антония Римлянина, предпринятый Е.Д.

Морошкин И.Я. «Древняя британская церковь»// ЖМНП. - М., 1872, Ч. 164, ноябрь; Сокольский В.В. О влиянии германского и кельтического права на систему кар и покаяний.// ЖМНП. - М., 1882. т. 223, №9-10; Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-X1 вв.). - СПб, 1906; Смирнов СИ. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. - М., 1912. с 1-27; Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в Средние века. - Пг., 1920; Добиаш-Рождественская О.А. Культ Святого Михаила в латинском средневековьи V-XI1I вв. - Пг., 1917. М.Э. Шайтан Ирландские эмигранты в средние века.// Средневековый быт. -Л., 1925. Вып2.

29 Аристов Н.Я. Промышленность Древней Руси. - СПб: тип. Королева и К0, 1866;Скиндер В.А. Бронза. Ее природа и история с древнейших времен. - СПб., 1908;Оловянишников Н. История колоколов и колокольное искусство. - М., 1912.

Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XVb, неподвижные и не церковной службы//3аписки Русского отдела Императорского Русского археологического общества. -СПб., 1896.

Спицын А.А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских. - СПб., 1903; Спицын А.А. Новгородские древности. - Новгород, 1916.

Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам.//Памятники древней письменности. - СПб., 1881. вып. 19.

Исаченко А.В. К вопросу об ирландской миссии у паннонских и моравских славян// Вопросы славянского языкознания. - М,. 1963, вып. 7; Мошин В.А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей// ТОДРЛ. - М., 1963. Т. 19; Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. - М., 1989; Русь и южные славяне. Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В.А. Мошина. - СПб., 1998; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968; Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. - М., 1972.

34 Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X-X1V вв). -М., 1976. С. 10,30,52-53.

Кирик Новгородец (XII век) как древнерусский ученый - мыслитель. - М., 2004.

Захаровой, которая указала еще 82 рукописи, помимо уже известных списков XIX века.36

Каргер М.К., продолжил традиции исследований Закревского Н. и Зверинского В.В. по изучению древнего Киева . Тематику исследований И.А.Шляпкина и А.А. Спицына продолжают Бочкарева М.Н.38, Рындина А.В., Соленникова Е.В., Корзухина Г.Ф., Мнева Н.Е., Гнутова СВ., Мусин А.Е. 39, Молодин В.И. с работами о крестах искусствоведческого и археологического характера. Так же изучались связи кельтов со славянскими народами по данным археологии и филологии, о чем свидетельствуют работы Трубачева О.Н.40, Седова В.В. и др.41.

Особо важное значение для диссертационной работы имеют статьи Мурьянова М.Ф., который исследовал колокола по летописным источникам и Т.Б. Шашкиной провела сравнительный физико-химический анализ колокольной бронзы домонгольского периода.

Во второй половине 1980-х гг. появилось много работ, посвященных христианству на Руси43, христианской атрибутике, культам святых, в частности культа Николы Вешнего. Этой темой занимались Б.А.Успенский,44 М.С. Крутова45, Г.С. Клокова. В 2004 и 2006 году были выпущены сборники статей, посвященные различным проблемам николаеведения46. Однако, ученые практически не обращаются к тем серьезным наработкам николаеведения, которые уже были сделаны на Западе47.

Белоброва О.А. К изучению жития Антония Римлянина.//Монастырскзя культура: восток и запад. -СПб., 1999. 37 Каргер М.К. Древний Киев. - М-Л.. 1958.

Бочкарева М.Н. Новгородские каменные кресты из собрания Ростовского музея// культура средневековой Руси. - Л., 1974.

Мусин А. О распространении христианства в Древней Руси IX-X1V веков на основе данных археологии и письменных источников// Исторический вестник. - М., 2000. №6 (2); Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. - М., 2002.

Трубачев О.Н. Ранние славянские этнонимы - свидетели миграции славян//Вопросы языкознания. -М., 1974, №6. С. 54-60.

Седов В.В. «Славяне и кельты (по данным археологии)»// История, культура, этнография и фольклор славянских народов. - М., 1983; Широкова H.C. Древние кельты, На рубеже старой и новой эры.-Л, 1989; Филипп Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. - Прага, 1981.

Мурьянов М.Ф. Звонят колоколы вечныа в Великом Новегороде (славянские параллели) // Славянские страны и русская литература. - Л., 1973.

" Введение христианства на Руси. - М., 1987г.; Принятие христианства народами центральной и Ю-В Европы и крещение Руси. - М., 1988; Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. - М., 1987; Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. - Л., 1988; Крещение Руси в трудах русских и советских историков. - Москва, 1988.

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М., 1982.

Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. - М., 1997.

Правило веры и образ кротости... образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М., 2004; Святитель Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии. - М., 2006 4' Ciofari G. San Nikola. La Vita, і miracoli, le leggende. 1997. Ciofari G. La legenda di Kiev. La translazione delle reliquee di S. Nicola nel racconto di un annalista russo conteporaneo. - Bari, 1980.

Из значительных работ, связанных с искусством Древней Руси следует отметить многотомное издание И. Э. Грабаря и Лазарева В.Н.48, а так же работы Н.Н. Воронина49, Г.К. Вагнера , Д.С. Лихачева51. Мелкая каменная пластика также привлекала внимание искусствоведов и историков, начальные каталоги были составлены в конце 70-80-х годов XX века Рындиной А.В. и Николаевой Т.М.52

Современную отечественную историографию отмечает внимание к достижениям как российских дореволюционных историков53, советских ученых54, так и к зарубежным исследованиям55. Древняя Русь исследуется в контексте включения в политическую жизнь Средневековой Европы (В.В. Мильков В.В. исследовал культурно-политическую связь с Моравией, А.В. Назаренко - с Германией56). Кузьмин А.Г., в своих работах часто показывал существование ирландской христианской традиции на Руси и на протяжении жизни активно интересовался этой темой, однако его исследования не стали отдельным исследованием57. Таким образом, как показывают результаты разбора литературы, несмотря на накопление значительного материала по рассматриваемой теме, целый ряд ее аспектов требует дальнейшего изучения.

Научная новизна работы. Проведенный в диссертационном исследовании комплексный анализ русских и зарубежных письменных и материальных источников показывает процесс проникновения на Русь в IX -первой четверти XIV вв. ирландской христианской традиции и выявлено историческое явление несомненного воздействия данной

Грабарь И.Э., Лазарев В.Н. История русского искусства. - М., 1953, в 13 томах.

49 Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. - М., 1961. Т. 1-2.

50 Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М.: Искусство. 1974; Вагнер Г.К. От
символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XVbb. - М.:
Искусство, 1980.

51 Лихачев Д.С, Вагнер Г.К. Русь. История и художественная культура X-XVII веков. - М., 2003.
Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. - М.: Наука, 1978; Николаева T.B. Древнерусская

мелкая пластика из камня XI-XVbb. - М.: Наука, 1983.

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены (репринт 1898). - М.: Мартис, 1998; Словарь Исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторый подвижниках благочестия, местночтимых. - М., 1990, репринт. 1860; Киево-Печерский патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры: [Репр.изд.] / Пер. Погожев Евгений Николаевич. - Москва: Изд-во Сестринства во имя свт. Игнатия Ставропольского, 1996;

Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации - М., 1986.

Культура аббатства Санкт-Галлен: Альбом / Пер. с нем. Н.Ф.Ускова]; Под ред. В.Фоглера. -3-е изд., перераб. - [St. Gallen], 1998. Житие св. аббата Колумбана и его учеников Ионы из Боббио/ пер. Ронина В.К.// Свод древнейших письменных известий о славянах V11-IX вв. - М.: Наука, 1995. Т. 2. С. 363. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. Германские земли ИМИ- XI вв. - СПб., 2001.

Древняя Русь: пересечение традиций. - М., 1997; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: методические очерки культуры, торговли, политических связей 1Х-ХІ1 вв. - М., 2001. 5 Кузьмин А.Г. Падение Перуна. - М., 1988; Кузьмин А.Г. Крещение Руси - Москва: ЭКСМО: Алгоритм, 2004; Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений// Древняя Русь: пересечение традиций - М., 1997; Мильков В.В. Определение философии Иоанна Дамаскина и его славяно-русские варианты// Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. - М., 1992. С 168-169.

традиции на религиозное мировоззрение определенного направления в русском христианстве. Прослеживается не только история развития и особенности ирландской христианской традиции, но и анализируется роль ирландских методик христианизации во внешне и внутриполитической жизни Древней Руси и европейских государств исследуемого периода. Дан историографический анализ литературы о влиянии ирландской христианской традиции на распространение христианства на Руси и в Западной Европе. Выдвинута новая, исторически обоснрванная концепция эволюции древнерусского христианского мировоззрения IX-XIV вв.

Положения, выносимые на защиту:

В отечественной и зарубежной историографии при наличии методологических подходов выявлен факт влияния ирландской христианской традиции на западноевропейское и русское христианство.

Письменные и материальные источники, рассматриваемые в различных контекстах (в том числе и анализ нарративов), не противоречат общим оценкам, содержащимся в мировой исторической науке, и дают основание утверждать о реальном влиянии ирландской христианской традиции на Русь (Деятельность Киево-Печерского и Антониева монастырей; часть письменной традиции Древней Руси, в том числе и агиографической традиции (Житие Антония Римлянина, Антония Печерского, и др.); каменная резьба соборов Владимиро-Суздальской Руси, каменные иконки, колокола).

Проникновение ирландской христианской традиции на Русь осуществлялось как через южнославянские страны, откуда проникала духовная литература, связанная с кирилло-мефодиевской традицией, некоторые культы святых (Николая Мирликийского) и часть культовых реликвий (круглая икона Николая Мирликийского), так и через Западно-Европейские страны (преимущественно Германские) проникали предметы личного благочестия, колокола и часть покаянной литературы. Немаловажен путь через Новгород и балтийский регион, сюда проникали каменные иконки, культовые реликвии и некоторые культы святых.

Носителями ирландской христианской традиции на Руси в XI-XIII вв. являлись не этнические ирландцы, поскольку в состав миссионеров входили христиане, так называемой вторичной эмиссии, и хотя и не являвшиеся этническими ирландцами, но называвшими себя таковыми58.

Периодизация процесса христианского проникновения «ирландцев» в Древнюю Русь включает в себя три этапа: 1) IX-XII вв. когда на территории Древней Руси фиксируются первые находки нательных и погребальных крестиков, заключенных в круг; появляются

Термин «ирландцы» употребляется в диссертации для неэтнических носителей ирландской христианской традиции, тогда как в отношении этнических ирландцев кавычки не применяются.

также культовые вещи, объединенные между собой единым нарративом и сюжетикой; 2) Середина XII- первая четверть XIII вв., т.е. время закрепления на русской почве методик ирландской христианской традиции; и, наконец, 3) Вторая половины XIII- начало XIV вв., когда происходит возобновление интереса к методикам ирландской христианской традиции, с последующим затуханием традиции.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты нашего исследования излагались на конференциях: Межвузовская научная конференция в г. Люберцы в марте 2004, «Ключевские чтения-2006» в МПГУ 12 марта 2006 г., «Ключевские чтения-2007» в МПГУ 26 марта 2007 г., «Ключевские чтения-2008» в МПГУ 17 апреля 2008 г., «Ключевские чтения-2009» в МПГУ 30 марта 2009 г., «Ключевские чтения-2010» в МПГУ 10 апреля 2010 г, «Ключевские чтения-2011» в МПГУ 14 апреля 2011 г., обсуждались на заседаниях кафедры Истории России МПГУ.

Практическая значимость исследования. Настоящая работа расширяет круг источников по истории Древней Руси в целом и позволяет дополнить общую картину формирования особенного направления в христианстве - древнерусского. Результаты и выводы исследования могут применяться при написании обобщающих работ и учебных курсов по истории Древней Руси, истории Русской Православной Церкви. Историографический анализ, а также объемная библиография могут служить справочным материалом для дальнейших исследований по истории России и истории Ирландии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, списка условных сокращений и Приложений. В первом параграфе каждой главы обращается внимание на Ирландию V-XI вв. и обусловлено необходимостью выявления особенностей ирландской христианской традиции, иконографии нарративов и ареалом распространения монастырей.

Организация ирландской церкви и ее особенности. Распространение ирландской христианской традиции в Европе

Для того чтобы понять особенности эволюции древнерусского христианства и проанализировать влияние на нее ирландской христианской традиции необходимо обратиться к особенностям и организационной структуре ирландского христианства. Также необходимо рассмотреть какую именно форму монашества приняли ирландцы. Это существенно повлияет на отношение к «миру» в ирландской церкви, и, следовательно, на особенность организационного устройства ирландской христианской традиции. Кроме этого, от формы монашества будет зависеть выбор тех или иных мест поклонения, культов святых и священных реликвий.

Как считают, монашество возникло от аскезы.1 Один из видов аскезы -«внутримирская» - предназначена для деятельности в миру, рационального обустройство мира на основе религиозно понятого призвания - т.е. форма общежития людей в группах, групповое спасение. Таким образом, в центре внимания лежит образ жизни личности и способы спасения личности, который каждый избирает себе лично . Именно ее избрали ирландские монахи, как средство преобразования и спасения мира.

Общежитийный быт требовал послушанию правилу и аббату, предполагал дисциплину и унифицированность, что находило зримое выражение в единообразии одежды и распорядка дня. Порядок, каким его рисует устав - регулирование и дисциплинированный образ жизни в монастыре - это «обычная» жизнь, без крайностей, преувеличений, постов, бдений и молитв с ежедневным двухразовым питанием и достаточным временем для сна. Центральным остается сопряжение с идеалом vita communis понятие общности имущества, предусматривающее удовлетворение основных потребностей - в крыше над головой, одежде, пропитании - за счет общих, принадлежавших всем средств. Трактовка физического труда отнюдь не сводилась к представлению о нем как инструменте аскезы или средстве жизненного обеспечения, но была настоящей духовной этикой, вытекавшей из отделенности христианина от мира. Так послушание аббату не только аскетический подвиг преодоления собственной воли - оно имело непосредственное значение и для функциональности общины3. Таким образом, «Внутримирская аскеза» обращает внимание в первую очередь на образ жизни личности и способы спасения личности, который каждый избирает себе лично. Это, например, может быть проповедь, иллюминирование книг, лекарские подвиги, простота в пище, ночные бдения, кратковременные посты. При всем этом необходимо не только вращаться в обществе, но и стараться изменить это общество на основе религиозного единства. Естественно, определенное место в рамках общины занимала аскеза, а киновийный уклад устанавливал ее пределы4.

Творцом такого уклада жизни считается египтянин Пахомий, основавший около 320—325 монашескую общину в Тавенниси (Верхний Египет), что и явилось решающим моментом в становлении киновийного монашества . Устав Пахомия предусматривает общность жизненного пространства монахов, которое включает кельи, мастерские, трапезные, молельни, кухни, богадельню, дом для гостей и дом привратника. Обнесение стеной этого пространства и было отдалением от мира. Внутри протекала жизнь общины, основу которой составлял физический труд, общая трапеза, молитва и богослужение. Последователи киновийного монашества за короткое время существенно увеличились в числе, проникая все глубже в Европу.

Последователь Пахомия, Августин так же придерживался принципа «святой общины»6. После своего крещения в Милане в 387 году он основал несколько монашеских общин на юге Европы, дав им уставы (например, в Тагасте, а затем в 391г. в Риппоне Регии). Примерно в 395/396 году Августин, уже будучи епископом, основывает так называемый монастырь клириков (monasterum clericorum), особенностью которого является жизнь монастырских с городским клиром7. Вернувшись на Запад около 410 года, Августин основал в Марселе мужской и женский монастыри и изложил накопленные впечатления и опыт, полученные за годы пребывания на Востоке в нескольких книгах .

Широко распространял киновитство на западе св. Мартин Турский, организовавший несколько десятков монастырей в Галлии (Пуату и Турень), среди них знаменитые Лигуже и Мармутье. Почитание св. Мартина было так велико, что впоследствии св. Бенедикт Нурсийский посвятил ему капеллу в своем Монте Кассино. После смерти св. Мартина, между 400 и 410 годами, св. Гонорат основал на острове Лерин в Лигурийском море знаменитый монастырь, из которого вышло множество богословов и философов, там учился и св. Патрик, «Апостол Ирландии».

Возникновение монашества на Западе Европы нередко связывают с влиянием восточного монашества, основные формы которого сложились раньше и быстро снискали громкую славу во всех частях христианской ойкумены. Однако вряд ли возникновение монашества на Западе следует объяснять только влиянием более древних восточных образцов. Во время гонений некоторые из восточных монастырей Сирии и Палестины бегут в романскую Галлию, спасаясь от гонений. Естественно, монастыри появляются позже в Западной части христианской ойкумены, но это обусловлено, прежде всего, отставанием в темпах христианизации9. В дальнейшем истоки и формы монашеской организации повлияют на сам образ жизни и формы организации церкви, и в Европе, и в Ирландии, и на Руси.

Своеобразие развития Ирландского христианства состояло в том, что Ирландия никогда не завоевывалась римлянами, после ухода римлян из Британии и вторжении на остров языческих ютов, англов и саксов христианская церковь в Ирландии оказалась полностью отторгнутой от христианского мира. Церковь в Ирландии развивалась иными путями, чем в Англии, где был принят римский вариант христианства, будущее католичество. Конфликт между римскими и кельтскими церквями официально разбирался на Синоде в Уитби в 664 году, когда римский вариант христианства стал официальной религией Англии . Ирландцы удалились в великой обиде за свой остров". Мало того, разрыв был настолько полный, что ирландцы (ас ними и бритты и скотты) отказывались не только вкушать пищу с членами римской церкви, но даже в одном с ними помещении. С этого времени ирландское христианство идет своим особым путем, все теснее сближаясь с верованиями друидов, и часто друиды становятся христианами, сохраняя некоторые идеи друидизма.12 Например, обучение учеников отдельно от всех, используя пещеры. Как показывают исследования, ирландская церковь взяла за основу монашества «внутримирского» толка, то есть монашество с активной социальной позицией, что и определило, помимо прочего особенность ирландской церкви как института.

Ветхозаветная тематика в идейных течениях Древней Руси

О различных направлениях общественной мысли Древней Руси можно судить по определениям философии, которые давались представителями разных направлений религиозной философии. На Руси не было единообразия, как не было его в Византии и на Латинском Западе. Существовало сразу несколько актуальных для Руси определений философии. Древнейшее определение было сформулировано в конце IX в. идеологами так называемой кирилло-мефодиевской традиции христианства. Оно содержится в «Житии Кирилла» составленном его братом Мефодием, или кем-то из его ближайших сподвижников, и поэтому непосредственно отражавшем воззрения на взаимоотношения философии и веры . В Древней Руси это определение распространялась вместе с общеславянским идейно-религиозным наследием Кирилла и Мефодия, который был непосредственно источником начального этапа христианизации страны. Приверженцы этой традиции понимали под философией «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизится к Богу, что учит человека делами быть по образу и подобию сотворившего его». То есть необходимо было познавать не только Бога, но и природный мир. С философией отождествлялось как рационализационная теология, так и мирская мудрость, которые не противопоставлялись друг другу, а взаимно дополняли друг друга и призваны были служить осознанному нравственному выбору, «приближения человека к Богу». Исследователи не без основания усматривают в Кирилло-мефодиевской традиции определенный философский синтез стоической установки на знание вещей божественных и человеческих, с платоновским учением, которое обосновало стремление человека к Богу . В древнейшей общеславянской модели философии также нашел отражение аристотелевский принцип разделения философии на теоретическую и практическую. К практической философии следует отнести правильное богоугодное поведение, которое регулировалось не слепой покорностью и смиренным исполнением требований религиозной доктрины, а представляло собой свободное волевое действие, основанное на глубоких знаниях. Интеллектуальную свободу солунекие братья в полной мере проявили, разрушив считавшийся незыблемым принцип триязычия, который они отстояли и утвердили вопреки греко-православному Востоку и латинскому Западу. Как следствие, у родоначальников кирилло-мефодиевской традиции обнаруживается глубокий интерес к античному наследию и творческой переработке многих античных идей.

Другое широчайшее распространение получило определение философии, восходящее к «Диалектике» Иоанна Дамаскина, переведенное с греческого языка . Определение это восходит к Аристотелю. Кроме этого, Дамаскин представляет собой достижения философии и интеллектуализированное направление восточнохристианского богословия, продолжившее так называемую каппадокийскую традицию. Согласно им философия сводилась к компиляции разносторонних знаний, которые обслуживали высшую философию - веру. Философ в понимании представителей данной идейно-религиозной традиции это богословски и разностороннее образованный человек, который наряду со знанием риторики, грамматики, математики, логики должен был знать и философию, точнее античных мыслителей. Фактически в рамках каппадокийского наследия совмещены весьма специфическое взаимоотношение 2-х философий: высшая философия, представлявшая веру и традиционная, связанная с наследием античности. Высокообразованные люди, получившие право называться философами, были известны Древней Руси. Те из них, кто попадал под определение Дамаскина - это Иларион, Климент Смолятич, Кирик Новгородец - представляли собой умеренное философское направление отечественной религиозной мысли теолого-рационального типа. Их можно считать продолжением каппадокийской традиции .

Напомним, что особенности ирландского мировоззрения, вобравшем в себя каппадокийскую традицию, а также знакомым с древнегреческой философией, привело именно к такому понимаю слова «мудрый муж», «философ». Именно ирландские монахи славились своей ученостью, всесторонними знаниями и умениями. Именно они были главными вдохновителями культурного возрождения в эпоху Карла Великого и последующих веках. Благодаря ирландцам, многие памятники языческой культуры были записаны и бережно сохранялись в скрипториях христианских монастырей. Именно выходцы с Острова Святых были известны своим миссионерским духом и тем нравственным импульсом, который они несли с собой. Методики миссионерства и странствий «Во имя Христа» имели уже многовековые традиции. В плане мировоззрения, философии это была переработка и объединение знаний различного характера с учетом распространения их в конкретной местности. Кроме этого обязательно учитывался менталитет обращаемых народов. Как следствие - идеи скоттов принимались легко, без насилия, традиция была очень устойчива в течение нескольких веков, что позволяло христианству прочно войти в сознание людей.

К ярким представителям древнерусской теоретической философии можно отнести Кирика Новгородца (1110-не ранее 1156/58), который среди современников отличался необыкновенной для своего времени ученостью. Он являлся одним из ярких представителей теолого-рационалистического направления отечественной мысли, которой был свойственен живой интерес к знаниям. Кирик известен как выдающийся богослов, ученый математик и пытливый исследователь мироздания. Его перу принадлежит математический и одновременно натурфилософский трактат «Учение о числах» (1136 год).140 И богословско-каноническое «Вопрошание Кириково», датированное серединой XII в.141 Сумма заключенных в «Учении о числах» астрономических, математических и календарных знаний, с учетом профессиональной деятельности Кирика церковными песнопениями, представляет собой классический квадриум, который в Средневековье соответствовал высшей образовательной подготовке, подводившей к правильному восприятию бестелесной божественной сущности и открывавшей доступ к богословским занятиям. Если «Учение» дает представление о стандарте ученой подготовки142, то «Вопрошание» отражает следующую самостоятельную фазу творчества, связанную с богословским теоретизированием. Регулярное программное образование такого рода в XII в. можно было получить в высших школах Византии, или европейских университетах. Но Кирик не был из числа пришлых греков - слишком незначительны были занимаемые им должности, хотя ему был открыт доступ в покои архиепископа, где велись взаимополезные, разносторонние беседы, отраженные в «Вопрошании».

Источники «Учения о числах» восходили к глаголическим протографам, каковыми являлись так называемые «семитысячники» -календарно-тематические трактаты моравского или болгарского происхождения, содержащие сведения о различных способах летоисчисления, и о числе разных временных мер (дней, месяцев и т.д.) в период 7000 лет143. Кирик прошел хорошую школу, демонстрируя блеск европейского образованности. В частности, автор «Вопрошания» проявляет глубокое знание западного покаянного права14 . «Учение о числах» не ограничивалось чисто календарно-математической сферой, давая философско-мировоззренческую проработку категорий времени. При этом автор демонстрирует явный интерес и склонность к восприятию античного наследия. Изложенная схема циклических космогонических поновлення стихий (небо обновляется каждые 80 лет, земля 40, вода 70, море 60) к христианству отношения не имеет, с чем единодушно согласны исследователи. Эти идеи связаны с идеями пифагорейцев, а с учением греческих ученых, в особенности Аристотеля и Пифагора были знакомы ирландские монахи145.

Кресты Древней Руси как символы христианства

В христианстве символу креста принадлежит одно из центральных мест. Особое место занимает нательный крест, появление которого связано с охранительной функцией. Наиболее ранние нательные кресты ведут свои истоки от нашивных крестов, семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело. Находки этих предметов в археологических комплексах в Европе относятся к VI в . Более древние аналоги можно встретить в ирландской металлопластике, и датируются они II тыс. до н.э. Это выполненные из золота диски-лунулаи, из средокрестия которых отходят расширяющиеся к краям лопасти. Производство таких вещей у кельтов было массовым, находки сделаны на территории Ирландии, Галлии и Британских островов27. Наличие специальных отверстий для ношения на шее отличает их от крестовидных фибул, нашивных крестов и энколпионов. Многочисленные находки на территории Европы и соответственно, Ирландии, имеют форму креста в круге, но материал, из которого изготовлены - золото, украшенное богатым орнаментом . Кресты, найденный на территории Древней Руси изготовлены преимущественно из меди, реже из серебра, и гораздо менее орнаментированных29.

Ранние этапы распространения христианства на Руси не находят достаточного отражения в письменных источниках, поэтому для научного воссоздания исторической картины необходимо полноценное привлечение археологических источников. Хотя полной сводки археологических древностей (крестов различного назначения) по всей территории Древней Руси до сих пор нет, появляются работы, связанные с археологией отдельных земель, что несколько облегчает исследование . Однако, прорисовки и фотографии крестов-тельников разбросаны по многочисленным изданиям -как археологическим, так и искусствоведческим, опубликованы как в центральных издательствах, так и в провинциальных сборниках. Кроме того, неясна степень конецентрации подобных находок применительно к карте поселений Древней Руси, а также степень распространения имущественное и общественное положение владельцев.

Началу христианизации Руси соответствуют археологические комплексы, содержащие погребения по обряду трупоположения, и первые находки христианских древностей. Одной из ярких находок являются кресты и крестовидные накладки из листового серебра и бронзы. Среди 31 экземпляра таких крестов, происходящих из 12 поселений на территории Древней Руси наиболее характерны кресты с расширяющимися концами, вписанные в круг (находки на территории Киева, Тимерево, Болтинская, Гнездово и др.). Некоторые из них вырезаны из серебряных монет, представляющих идеальную заготовку для этого типа. Все они датируются серединой Х- третьей четвертью XI вв. и происходит из дружинных некрополей торгово-ремесленных поселений и могильников воинских гарнизонов на окраинах Древней Руси: Киева, Смоленской области, Черниговской области, Новгородской земли и др. В погребальном инвентаре серебряные кресты коррелируют с оружием, конской упряжью, деревянными чашами и ведрами, арабскими монетами и весовыми принадлежностями. Такое сочетание весьма характерно для ранних этапов христианизации всех народов Европы и свидетельствует о складывании психологии первых христиан как «дружины Господней». Все эти археологические находки связаны с распространения нового обряда погребения - погребение в камерах и в могильных ямах .

Подобный тип крестов достаточно широко известен в Западной Европе и стал темой отдельной монографии И. Стеккера, который обращал внимание на христианские древности на территории Швеции и Дании. Древнерусские кресты семантически наиболее близки к археологическим находкам Швеции и Дании и датируются первой половиной X века. Аналогии датско-шведским крестам находятся на Британских островах и в Ирландии. В первую очередь это наиболее известный крест св. Кутберта, Уилтонский (Wilton cross) и Иксуортский (Ixworth cross) кресты, датируемые VII-VIII веками. Если эти кресты появляются между 640-670 годами, то VII-VIII веками датируются и находки такой же формы в Англии в Лечладе. Такие же формы крестов и крестообразные фибулы находят в Трире, теми же веками датируется крестообразная фибула из аббатства Линдсей. Напомним, что до собора в Уитби в 664 г. ирландская церковь преобладала в англо-саксонских землях, затем английская церковь начинает сближаться с Римом. Хотя традиции ирландского христианства в отдельных землях и монастырях будут держаться еще несколько веков . Этот тип крестов (с лопастями, стремящимися к кругу) определенно бытует в Европе до X века, о чем свидетельствует крест из серебряной фольги из клада Гравесенд, Англия, а так же подобный крест из аббатства Уитби того же времени, многочисленные находки в Трире, Регенсбурге, Сакт-Галлене. Но наиболее массовая серия таких крестов в Европе значительно старше древнерусских и скандинавских подвесок. Непосредственно в древностях Византийской империи конца IX-X веков подобные кресты неизвестны. Определенной стадиальной аналогией крестам из листового серебра, заключенных в круг, являются кресты из золотой и серебряной фольги в погребениях франкской и алеманской знати империи Меровингов (VI-VII вв.), а так же лангобардских захоронениях, характерные именно для эпохи христианизации .

Камерных погребений Древней Руси к настоящему времени выявлено более 70. Они определяются на основе ряда признаков (большие размеры, деревянные конструкции, ингумация, состав погребального инвентаря). Кресты известны в 12 камерных погребениях. В XI-XIII вв. количество захоронений с крестами значительно уменьшается, следовательно, обычай помещения крестов в могилу был характерными тоже лишь для раннего этапа христианизации Руси, а с началом существования регулярной церковной организации он исчезает .

Кроме погребальных крестов в круге с расширенными концами, существуют также и нательные кресты, также заключенные в круг . Этот вариант просуществовал вплоть до XV в, хотя наблюдается значительное уменьшение количества таких находок по сравнению с X-XI вв. Еще одно поколение христианских древностей на Руси в X-XI вв. связано с нательными крестами с грубым изображением распятого Христа . К настоящему времени известно 27 пунктов находок таких крестов на территории Древней Руси и давших 46 экземпляров. При внимательном рассмотрении весь корпус представленных крестов разбивается на два типа. К первому типу можно отнести Новгородские кресты, крест из Новогрудка, Шапчиц и Колодезной. Для этого типа характерны небольшие размеры (35x25 мм), слегка расширяющиеся лопасти, стилизованная фигура Христа, облаченная в колобиум с большим количеством стилизованных складок. Фигура занимает все пространство Распятия. Голова поставлена прямо, под ней небольшой крестик .

Колокола на Руси. Их форма, изготовление и способ звона

Исторический процесс освоения оловянистых бронз выразился в их четком разграничении применительно к функциям и назначению: художественная бронза, монетная, пушечная, колокольная. Последняя выделяется из ряда исторических бронз тем, что именно вокруг нее сложился своего рода фольклорный раздел, связанный с длительным изготовлением и употреблением музыкальных инструментов как инструментов культового и ритуального употребления. Это легенды о рецепте сплава, доступном лишь посвященным, о наличии в сплаве серебра для красивого звучания. Звону традиционно приписывалась очистительная, охранительная, катарсическая, предсказательная, профилактическая, спасительная и т.п. функции . Ни географического, ни этнографического прикрепления легенды о колоколах не имеют, по крайней мере, исследований на данную тему пока не было, хронологические рамки легенд не определены. Производство колоколов было наиболее характерным и ответственным видом литейного дела.

Для того, что бы понять корни происхождения колокола и колокольного дела на Руси и в Европе, необходимо провести анализ данных по следующим параметрам: сравнить форму и внешний вид колоколов, провести химический анализ колокольных бронз Запада и Руси в одно и тоже время. Выяснить какой же способ звона бытовал в на Руси и Западе. При совпадении параметров сравнения можно говорить если не о прямом заимствовании, то по крайне мере тесным связям и ученичестве.

Традиции звоном созывать людей, очищать от болезней, отгоняют демонов, злых людей усмирять явления природы, и т.д. очень древние. Первый этап фиксирования колокололитейного искусства приходится на XIV-XII вв. до н.э., когда происходит выделение сплава из общеметаллургического русла. Этот этап фиксируется лишь археологически и аналогичен, как в Восточной, так и Западной частях Европы. Литье бронзы производилось во многих странах, о чем свидетельствуют находки целых литейных мастерских, литейных печей, слитков, глыб очищенных масс бронзы. Затем колокола приживаются в христианстве и приходят на Запад для использования в богослужении.1

На Востоке колокола появляются в первый раз в конце IX в, когда по просьбе императора Василия Македонянина (в 867-886гг.) венецианский дож Орсо I (864-881) прислал в Константинополь для вновь сооруженной церкви Св. Софии 12 колоколов, что фиксируется как археологически, так и в летописном материале. Но распространение колоколов продвигается здесь очень медленно, в 1204 г. крестоносцы начали вводить вновь колокола, но в 1452г. во время завоевания Константинополя турками традиции колокольного звона были уничтожены. По всей видимости, те колокола, которые существовали в Византии, были привозные, либо могли быть произведены мастером по заказу. Вместо колоколов здесь продолжают использовать било.

На Западе обычай колокольного звона уже давно распространился. Первый, упомянувший в своих произведениях о церковном применении колоколов был Григорий Турский (VI в.). Он часто упоминает о "Signa", "Signum ecclesia", так называли прежде колокол, который служил для собирания общества в утренние, обеденные и вечерние часы богослужения. Из его сочинений видно, что больших колоколов тогда еще не существовало, а в VII в. колокола встречаются уже чаще.127 Эту весьма устойчивую традицию бить в колокола принесли с собой в Европу ирландские монахи, познакомив с ней Германию в VIII в. Колокола будут встречаться при церквях и монастырях не только Ирландии, но и тех странах Европы, на которых распространились ирландские «peregrine pro Christo», затронув и те германские монастыри, которые жили по смешанному правилу Бенедикта-Колумбана. Но только с IX в. традиции колокольного звона войдут во всеобщее употребление. И именно в этом веке Германия станет признанным центром колокололитейного дела. Несмотря на то, что процесс отливки был подробно описан в 95 главе трактата вестфальского монаха Теофила (конец X - первая половина XI вв.), видно, что рецепт изготовления складывался веками, в XI в. был получен идеальный сплав высокооловянистой бронзы. Об этом говорит минимальное количество примесей при получении сплава - настолько минимальное, лучший способ очистки сплава до сих пор не изобретен. Секрет сплава состоял в том, что надо взять 4 части меди и 1 часть олова, примесей должно быть минимальное количество. Такой сплав очень ценили в Средневековой Европе, так что фармацевтические и кулинарные ступки, сделанные из такого сплава считались обладающими целебной силой. Репутация сплава была настолько велика, что до недавнего времени ему давали название «металл», в отличие от обычной бронзы129.

Признанными центрами колокольного искусства в Европе становятся монастыри в Райхенау, Зальцбурге, Сент-Галлене, Фульде130. Отсюда во все концы Европы расходились образцы колокололитейного мастерства, откуда могли отправляться монахи для изготовления заказов на месте, в связи с трудностями перевозки объемного изделия. Однако, к началу XIII в. монастыри утратили свои привилегии на изготовление колоколов. Это было связано с тем, что в течение столетий размеры и вес колоколов постепенно увеличивался, поэтому колокола стали отливаться прямо на местах ремесленниками-литейщиками.

Первоначально размеры колокола были очень маленькие. По мере усовершенствования техники литья и поисков наиболее мелодичных тонов звучания (которые зависят от формы (профиля) и толщины)), размеры постепенно эволюционируют и становятся все больше и больше. При росте размеров изменяется и форма колокола. В XI-XII вв. колокола широкие и приземистые (высота почти равна нижнему диаметру). Такие колокола носят название «Ульевидные». Техника отливки этих «Ульевидных» колоколов, которых сохранилось очень мало, позволяет изготовить только маленькие экземпляры высотой не выше 0,5 м. Примером такой формы колокола может служить колокол из Городеска, другой, саксонского происхождения, найден около Дипгольца, южнее Бремена.131 По мере творческого поиска по улучшению состава сплава и звучания инструмента, появляется новая форма «Сахарная голова» (около 1200- конец XIII в), но размеры остаются прежними. Колокола такой формы нашли свое место в Антониевом Новгородском монастыре , в Михайловском соборе Переславля, в городе Воинь. Тождественные колокола такой формы появляются на Западе около 1200г. и применяются в течение XIII в. Колокола в форме «сахарной головы» на Руси используются на протяжении XIV в. После XIV в. на Руси происходит некая смена формы и способов звона, причем тяготение в сторону Византии. Но вплоть до XVII в. обе формы и способ звона сосуществуют. Украшаются колокола различным орнаментом, т.н. «звериным стилем» стиль Русских колоколов идентичен западным орнаментам, лишь с той разницей, что русские на данном этапе сделаны менее искусно.

На Руси подражали первоначально колоколам, привозимым из германских земель, но не копируют их шаблонно. Колокола отличаются менее массивным и круглым в сечении «петлевидным» ухом без желобка, криволинейным профилем стенок и острым нижним краем. Таковы два колокола Десятинной церкви в Киеве134.

Похожие диссертации на Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения IX - XIV вв. : к вопросу о влиянии ирландской христианской традиции