Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция профессионального церковного образования в России Ляпунова Наталия Валентиновна

Эволюция профессионального церковного образования в России
<
Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России Эволюция профессионального церковного образования в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляпунова Наталия Валентиновна. Эволюция профессионального церковного образования в России : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 Москва, 2006 388 с. РГБ ОД, 71:07-7/104

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Историография и источники проблемы 24

РАЗДЕЛ II. Первоначальная институционализация профессионального церковного образования в России (X - XVIII вв.) 68

РАЗДЕЛ III. Состояние и проблемы реформирования профессионального церковного образования в России в первой четверти XIX века 126

РАЗДЕЛ IV. Особенности содержания и организации профессионального церковного образования в России во второй четверти XIX века 188

РАЗДЕЛ V. Тенденции реформирования профессионального церковного образования в России во второй половине XIX - начале XX столетий 243

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 308

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 325

ПРИЛОЖЕНИЯ 331

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 362

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема профессионального церковного образования в России вызывает сегодня вполне понятный и объяснимый интерес. Как известно, долгое время Православная Церковь в России была составной частью государственной и духовной жизни, в этом качестве она сыграла большую, хотя и неоднозначно положительную, роль в образовании многих поколений, в укреплении господствовавших в стране общественно-политических порядков. После октября 1917 года, в советский период, Церковь была отделена от государства и даже в некоторых отношениях от общества; ее роль и место в жизни общества были минимизированы, но не остались бесследными.

В условиях глубоких исторических перемен, происшедших в российском обществе на рубеже XX - XXI веков, роль Русской Православной Церкви кардинально изменилась. Все больше и больше Церковь претенду-. ет на роль носителя духовного начала в обществе, одного из регуляторов его духовной жизни в целом. Многие сегодня стремятся созидать не только свою личную жизнь, но и общественную деятельность на основе православного мировоззрения. Это делает одной из первоочередных задач серьезное переосмысление проблем профессионального церковного образования. Ведь именно в духовных учебных заведениях закладываются основы для благотворной жизнедеятельности Церкви, поскольку в них формируются будущие научно-богословские и священнические кадры, которые окажут влияние на духовное состояние и мировоззренческие представления своей паствы. Поэтому анализ содержания и тенденций образовательно-воспитательной деятельности Церкви через призму исторического опыта может стать одной из социокультурных и идеологических составляющих в процессе развития государственно-церковных отношений и системы

образования в современной России, православно-богословского осмысления положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе.

В современных условиях, когда возрастает духовная агрессия по отношению к нашему народу со стороны религиозных конфессий, ведущих прозелитическую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви, происходит стремительный рост новых религиозных движений в самой России и экспансия на ее территорию всевозможных сект, проблема профессионального церковного образования приобретает общественную значимость. Ибо только духовные учебные заведения могут дать те двуедино, духовно и богословски подготовленные кадры, без которых Церковь с быстро заполняющим ее большим процентом духовно неопытных, не имеющих специального богословского образования священников и монашествующих, будет неуклонно терять свой авторитет, и народ в результате окажется во власти хорошо подготовленных иноверных проповедников и идеологов, под воздействием оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект. Это прямо следует из того, что в настоящий момент духовное состояние нашего общества находится на грани шаткого баланса между Православием и каким угодно инаковерием.

Современная эпоха - непростое с духовной точки зрения время. Сложности нынешнего дня связаны с неодолимым желанием молодого поколения создать и окружить себя некоей «новой» культурой, новыми морально-этическими ценностями, совершенно отличными от всего ранее известного. Без преувеличения можно сказать, что мы живем в эпоху небывалой духовной свободы. Но свобода эта такова, что то, что с христианской точки зрения называется грехом и преступлением, теперь становится естественной нормой жизни, реализацией прав человека. Чтобы противостоять вызовам нынешней эпохи, таким как атеизм, нигилизм, либеральный гуманизм, необходимо вернуться к изначальным нравственным осно-

вам и целям, к истокам православной традиции, которая в течение более тысячелетия была господствующей на Руси, и с которой исторически связано большинство населения России, независимо от того, являются ли они верующими или нет. В деле духовного возрождения российского общества духовные учебные заведения способны сыграть ведущую роль: именно в них сосредоточены основные силы, которые могли бы возглавить этот процесс. Поэтому всестороннее изучение и творческое использование опыта духовной школы по формированию интеллектуального потенциала Православной Церкви имеет большую социальную значимость и актуальность.

В течение семи десятков лет религия была у нас недооценным фактом культуры. Если посмотреть на историю, то можно увидеть, что именно из религиозного познания выделились познание философское, научное, художественный способ миропостижения и так далее. Будучи матерью всех этих форм культуры, религия играла огромную роль для генезиса каждой из них в отдельности и существенно влияет на их взаимодействие в современном мире. В силу известных идеологических причин роль религии принижалась как в истории, так и в современности. Сейчас же, на наш взгляд, введение теологии в академический и университетский дискурс, появление теологических кафедр и факультетов в светских вузах поднимает статус, меняет отношение к Церкви и ее вероучению, дает более качественное понимание того, что такое религия сама по себе и какова ее роль в культуре.

В жизнь современного человека, даже далекого от веры, религия вливается все сильнее как социально значимый фактор, а не просто как личное устремление к Богу. Поэтому религиозная грамотность сегодня перестала быть фактом, если можно так выразиться, рафинированного образования, она уже необходима для ценностной безопасности общества.

Что же касается роли православных учебных заведений, то нам ка-

жется достаточно очевидным, что в религиозном образовании в России они не могут не играть первой скрипки потому, что такова ситуация: и историческая, и фактическая, - таково место Православия в современной религиозной мозаике.

В настоящее время, когда возрождено и открыто множество духовных учебных заведений, православных университетов и гимназий, необходимо научное критическое осмысление исторического опыта Русской Церкви в области профессиональной подготовки кадров. В этой связи сравнительно-исторический анализ процесса формирования и развития церковного образования, связанный с выявлением закономерностей этого процесса, поиском новых путей решения проблемы, систематизацией идей, представляет особый интерес. Результаты такого комплексного анализа научного исследования могут стать важнейшим компонентом реформирования системы церковного образования на современном этапе. Это дает основание сделать вывод о том, что проблема диссертационного исследования является научно значимой и актуальной.

Хронологические рамки исследования охватывают период от Крещения Руси, когда одновременно с принятием христианства было положено начало профессиональному обучению духовенства, до начала XX столетия, когда во исполнение декрета советской власти от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовные учебные заведения были закрыты. Рассмотрение выше-указанного периода в исторической последовательности дает возможность на научных основах целостно обобщить и проанализировать деятельность Русской Православной Церкви в области образования и воспитания церковно-педагогических кадров, позволяет извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы для содействия дальнейшему развитию профессионального церковного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный автором историографический и источниковедческий анализ показал, что в опубликованных трудах по истории Русской Православной Церкви1, по истории отдельных духовных учебных заведений2 и духовно-образовательных реформ3 раскрываются лишь отдельные этапы исследуемого периода или часть вопросов рассматриваемой проблемы. В работах по древнерусскому периоду истории церковного образования, отсутствуют научно-объективные подходы к оценке этого периода4. Нет специальных

1 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 1880. Т. 1-2; Доброклонский А.П. Руководство по исто
рии Русской Церкви. - М, 2001; Знаменский П.В. История Русской Церкви - М., 2000. 9-е изд.; Карташов А.В.
Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1992. Т. 1-2; Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Ис
тория Русской Церкви. - М., 1995. Т. 1-7; Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. - М., 2000.
4-е изд.; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995; Римский СВ. Российская
Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999; Русское православие: вехи истории. Сб. ст. - М., 1989; Скрынни-
ков Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. - СПб., 2000; Смолич И.К. История Рус
ской Церкви. 1700 - 1917. - М., 1996. Kh.VIII; Федоров B.A. Русская Православная Церковь и государство. Си
нодальный период (1700-1917). - М., 2003; Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви (в пяти
периодах). - М., 2001; Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-1918 гг.) - М., 2002 и др.

2 См.: Введенский А. Заслуги Вифанской духовной семинарии для отечественной церкви и просвещения. - Свя
то-Троицкая Сергиева Лавра, 1900; Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюцион
ного периода. Историческое исследование. - М., 1982; Журавский А.В. Казанская духовная академия на пере
ломе эпох (1884-1921). Дисс.... канд. ист. наук. - М., 1999; Знаменский П.В. История Казанской Духовной Ака
демии за первый (дореформенный) период ее существования (1842 - 1870). - Вып. 1-3. Казань, 1891 - 1892;
Иоанн (Экономцев), игум. Историческая школа Московской Духовной Академии // Православие, Византия,
Россия. Авторский сборник статей. - М., 1992; Кедров Н.И. Исторический очерк Московской духовной семина
рии. 1814 - 1889. - М, 1889; Князев А.С. Очерк истории Псковской семинарии // ЧОИДР. 1866. Кн. 1.; Малы-
шевский И. Историческая записка о состоянии Киевской Духовной Академии в истекшее пятидесятилетие //
Труды Киевской духовной академии. 1869. № 11-12; Прилежаев Е.М. Новгородские епархиальные школы в
петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. Т. 1; Смирнов С.К. История Троицкой лаврской семинарии. -
М., 1867; Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. - К., 1988; Цыпин В., прот. Митрополит Филарет и Мос
ковские духовные школы // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 7; Чистович И.А. История С.-
Петербургской Духовной Академии. - СПб., 1857 и др.

3 См.: Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. - СПб, 1907; Богословский М.М. Реформа высшей духовной
школы при Александре I // Богословский вестник. 1917. №10/12; Вишленкова Е.А. Духовная школа в России
первой четверти XIX века. - Казань, 1998; Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг. Дисс. ...
канд. ист. наук. - M., 2004; Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном
комитете при Св. Синоде. - СПб., 1907; Он же. Русская богословская наука в ее историческом развитии и но
вейшем состоянии. - Варшава, 1928. Переизд.: M., 2002; Голубцов С.А. Уставы в жизни Академии. 1870-1919. -
Сергиев Посад, 1977; Дьяконов К.П. Духовная школа в царствование императора Николая I. - Сергиев Посад,
1909; Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. - Казань, 1881; 2-е изд., СПб., 2001; О
реформе духовной школы. - СПб., 1907. Ч. II; Ростиславов Д.И. Об устройстве духовных училищ в России. -
Leipzig, 1863. Т. 1-2; Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12;
Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX-начале XX вв. - М., 2005; Титлинов Б.В. Духов
ная школа в России в XIX столетии (к 100-летию духовно-учебной реформы 1808 г.). - Вильна, 1908-1909. Т. 1-
2; Титов Ф.И., прот. Преобразование духовных академий в России в XIX в. - Киев, 1906; Он же. Две справки по
вопросу о преобразовании духовных академий в России в XIX веке (1869-1884) // Христианское чтение. 1907.
№1,2,4; Федоров В.А. Духовная школа в России в XIX веке // Очерки русской культуры XIX века. - M., 2001.
Т. 3 и др.

4 Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России в XVIII в. до учреждения мини
стерств // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Сентябрь-ноябрь; Макарий (Булгаков), митро
полит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. - M., 1995 - Кн. 2; Знаменский П.В. История Рус-

исследований, посвященных развитию отечественной богословской науки, Уставам духовных учебных заведений - важнейшим нормативным документам, определявшим собой уклад духовно-училищной жизни. Поэтому для полного охвата рассматриваемой проблемы потребовалось более глубокое и всестороннее ее изучение в установленных хронологических рамках. Данное исследование ставит своей целью показать, как происходила институционализация профессионального церковного образования в России, что влияло на процесс формирования и развития системы церковного образования, какими были Уставы и как они влияли на жизнь духовной школы, какие проекты реорганизации системы профессионального церковного образования разрабатывались и насколько полно и последовательно они были реализованы, какие императивы обусловили эволюцию содержания профессионального образования духовенства.

Актуальность проблемы, ее социально-политическая значимость, общественная востребованность, необходимость нового подхода к осмыслению социально-исторической роли Русской Православной Церкви, научно-исторический интерес к опыту церковно-образовательной деятельности стали побудительным мотивом избрания ее для научного исследования.

Объект исследования - история развития профессионального церковного образования в России в период от Крещения Руси до начала XX столетия. Именно в этот период церковное образование возникло и развивалось как неотъемлемая часть духовной культуры России, оказав огромное влияние на все сферы жизни государства и общества.

Предмет исследования - содержание и организация профессионального церковного образования, определение его места и роли в обществен-

ской Церкви. (Учебное руководство) - Изд. 9-е, исправ. - М., 2000; Он же: Духовные школы в России до реформы 1808 г. - СПб, 2001; Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. - Изд. 4-е. - М., 2000; Лавровский Н. О древнерусских училищах. - Харьков, 1854; Миропольский СИ. Очерк истории церковноприходской школы. Вып. I. - СПб. 1894; Демков М.И. История русской педагогики. - СПб., 1909-1913; Голубин-ский Е.Е. История Русской Церкви. - Т. 1,4. 1. - М., 1880; Хмыров М.Д. Училища и образованность на Руси допетровской// Народная школа, 1869. № 5.

ной жизни России.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного изучения многочисленных источников дать всесторонний анализ эволюции профессионального церковного образования в России, сделать научно обоснованные выводы и выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта Русской Православной Церкви в подготовке пастырских и научно-педагогических кадров с целью совершенствования содержательной и организационной сторон работы в области профессионального церковного образования в современных условиях.

Основные задачи исследования:

оценить степень научной разработанности проблемы; раскрыть основные тенденции развития историографии и источниковой базы проблемы, обосновать теоретико-методологические подходы;

проанализировать исторические условия, общественно-политические и социально-педагогические предпосылки формирования системы профессионального церковного образования в России в рамках рассматриваемого периода;

разработать концепцию эволюции профессионального церковного образования в России в исследуемые годы;

выявить противоречия, характерные для избранного периода, на различных этапах функционирования системы церковного образования;

проанализировать основные тенденции развития содержания и организации учебно-воспитательного процесса во всех звеньях церковно-образовательной системы;

раскрыть роль государства в процессе становления и развития системы профессионального церковного образования в соот-

ветствии с социально-политическими и культурно-идеологическими потребностями российского общества; сделать научные выводы, извлечь уроки и разработать концептуально оформленные рекомендации по использованию накопленного опыта образовательно-воспитательной деятельности Церкви с учетом современных требований. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов научного поиска. Разнообразие исследуемого материала потребовало их использования в органическом единстве для выявления причинно-следственной закономерности событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории. Главной методологической составляющей явился сравнительно-эволюционный и сравнительно-исторический анализ целостно-системного, конкретно-исторического процесса, позволивший автору сопоставить одни и те же признаки в сравнении (приращение или исчезновение, сужение), выявить основные тенденции и черты исторического процесса, связанного с профессионально-образовательной деятельностью Церкви, проследить связь истории и современности, циклическую повторяемость ряда характеристик церковно-исторического опыта в области подготовки кадров.

Исследование проблемы осуществлялось с помощью общенаучных принципов: диалектики, научности, историзма, системности, комплексности. В первую очередь автор руководствовался принципом научности1 как главным принципом общенаучного анализа и историко-теоретического исследования темы диссертации. Принцип научности, по мнению автора, представляет собой описание, объяснение и прогнозирование историчес-

1 Принцип научности - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (исторических событий) на основе открываемых научных законов. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 1027; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984.-С. 863.

ких событий на основе выявленных научных законов. Критериями этого принципа стали такие составляющие как объективность, всесторонность, независимость в оценке и критике.

Большое значение имеет реализация принципа историзма1. Диссертант, руководствуясь принципом историзма, понимает под ним ориентацию на изучение внутренних законов изучаемой церковно-исторической проблемы, на выявление главных этапов и особенностей на разных стадиях ее развития, рассмотрение исторического события в непрерывном единстве с другими событиями, каждое из которых может быть понято лишь в соотнесении не только с прошлым, но и с будущим, учитывая тенденции их дальнейшего изменения.

Принцип историзма позволил максимально реализовать комплексно-многофакторный подход при исследовании процесса формирования и развития системы профессионального церковного образования во всей совокупности фактов в их логической и хронологической последовательности, с отказом от политической заданности, догм и стереотипов; приблизиться к научной объективности и достоверности, что предполагает в историографии диалектический подход при анализе концепций историков, выявление как положительных, так и отрицательных сторон их исторических построений.

Предпринимая историографический анализ, автор исходил из того, что проблема церковно-профессионального образования раскрывалась исследователями на каждом этапе исторической науки по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки, уровня профессиональной

Принцип историзма - подход к действительности (природе, обществу, культуре, истории) как становящейся (изменяющейся) и развивающейся во времени. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 599; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984. - С. 510. 2 Объективное - то, что принадлежит самому объекту, предметное, не зависящее от субъективного мнения и интересов (от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека). - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 1098; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984. - С. 911.

подготовки исследователей, источниковои основы, политического климата в стране и других объективных и субъективных факторов, влияющих на исследовательскую практику.

Рассматривая методологию не только как совокупность определенных принципов, но и как систему соответствующих методов и подходов в изучении поставленной научной проблемы, автор применил ряд из них в данном исследовании.

Среди них в первую очередь были использованы такие методы как логический, проблемный, классификационный, а также методы актуализации, наблюдения, систематизации явлений и проблемно-хронологический подход, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки1.

Одним из важных методов анализа исторических источников по про-блеме является классификационный (систематизации) метод . Классификация используется как средство для установления связей (системы) между соподчиненными понятиями в исследуемой деятельности, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих фактов. Классификационный метод фиксирует закономерные связи между одинаковыми событиями с целью определить место определенного события в системе, которое указывает на его свойства.

Метод классификации позволил автору классифицировать исторические источники по их направленности, проследить степень научной разра-

1 См.: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - 2-е изд., испр. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей. - М., 1987; Иванов
В.В. Методологические основы исторического познания. - Казань, 1991; Ковальченко И.Д. Методология исто
рического исследования. - М., 2004; Санцевич А.В. Методика исторического исследования. - 2-е изд., перераб.
и доп. // Отв. ред. Ф.П. Шевченко. - Киев, 1990 и др.; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники
российской истории: Учебное пособие // И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева.
-M., 1998.

2 Классификация (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) как систематизация - 1) система подчинен
ных понятий (классов, объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как
средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов; 2) общенаучное и общеме
тодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объ
ектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти области распределены на основании их
сходства в определенных свойствах. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С.
688; Новая философская энциклопедия. - M.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 255.

ботанности проблемы, провести сбор и систематизацию многочисленных архивных документов.

Метод исторической преемственности использовался для анализа явлений в единой исторической перспективе, определяя их с предшествующими при трансформации в будущие формы.

Все это дало автору диссертационного исследования возможность осуществить системный, конкретно-исторический анализ развития профессионального церковного образования и реализовать важную задачу исследования - изучение процесса приращения исторических знаний при достижении достоверных научных результатов.

В ходе исторического исследования последовательно применялся проблемно-хронологический подход\ Проблемность исследования, как считает диссертант, представляет собой методику изучения исторических событий через противоречие между имеющимся знанием о результатах их развития и возможными путями реализации имеющихся фактов истории. Для отображения исторических событий в развитии необходимо использование хронологии, которая представляет собой, по мнению автора, процедуру рассмотрения исторических событий во временной последовательности, в движении и изменениях. Необходимость сосредоточения внимания в диссертационном исследовании на определенных особенностях исторического развития анализируемой деятельности требует определения основных ее проблем в указанных исторических рамках.

Применение в ходе исследования проблемно-хронологического подхода дало возможность проследить зарождение, становление и развитие

1 Проблема (от греч. problema - задача) - все, что требует изучения и решения; проблемный - заключающий в себя проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-либо проблемы, 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; проблемный подход - в научном познании способы разрешения проблем, совпадающие с общими методами и приемами исследования. Хронология (от хроно... и ...логия) - 1) последовательность исторических событий во времени, 2) вспомогательная историческая дисциплина, направленная на изучение различных систем летоисчисления в целях более точного установления дат старых событий и времени. - Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 356; Новейший энциклопедический словарь. - М.: ACT, 2004. - С. 1339.

системы профессионального церковного образования, проанализировать содержание учебно-воспитательной работы в духовных учебных заведениях на всех этапах развития церковно-образовательного дела, выделить как общее, так и особенное в происходящих одновременно исторических событиях.

На основе многофакторной обусловленности условий, предпосылок, тенденций развития профессионального церковного образования автором выявлены основные особенности складывания системы церковного образования в широких хронологических рамках, что позволило проследить диалектику развития сферы подготовки квалифицированных церковных кадров как предмета комплексного научного знания и выстроить соответствующую методологию исследования.

Разумеется, все эти принципы, методы и подходы не охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Использование ряда науковедческих положений помогло автору данного исследования в определении понятийного аппарата. До сего дня обобщающим понятием, обозначающим профессиональное образование, является «духовное образование».

Что же такое «духовное образование»? По мнению автора, под словом «образование» следует понимать создание стройного целого из массы различных частей и соединений через предварительное приведение их в стройный порядок. В нравственном же отношении «образованием» следует назвать такое действие, которое давало бы полную и законченную формулу человеческой личности.

Слово «духовный», происходит, как известно, от слова «дух». Под «духом», конечно, разумеется дух человеческий. Если основываться на законах так называемых психических или душевных явлений, то дух или

душу человеческую можно разделить на три главные ее силы и способности: ум, сердце или чувства, волю или нравственную деятельность. В развитии и совокупном действии этих трех сил и способностей и состоит то, что называется жизнью души.

Таким образом, под духовным образованием следует понимать внутренний процесс саморазвития души в полную и законченную форму человеческой личности. А так как душа человеческая разделяется и познается, главным образом, из трех выше указанных сил и способностей, то, следовательно, и духовное образование преимущественно должно состоять в развитии и усовершенствовании этих душевных сил и способностей через предварительное приведение их в тесную связь между собой в гармонию. В этой связи становится понятно и очевидно то обстоятельство, что подразделения образования на так называемое духовное и светское на самом деле быть не должно и, что противопоставлять одно другому, как нечто различное и противоположное, никак не следует. Более того, нужно отказаться от узкой и односторонней мысли, что духовное образование, ведущее человека к духовной жизни, можно получить только в так называемых духовных школах. Образование в любом образовательном учреждении будь то церковное или светское, в зависимости от того к какому роду деятельности оно готовит людей, по существу своему должно быть духовным. Поэтому автор настаивает на применении в диссертационном исследовании для обозначения профессионального образования термина «церковное образование».

Основываясь на анализе материала по теме исследования, автор выдвигает собственную концепцию1 проблемы диссертации, которая продиктована современными условиями развития государственно-церковных

1 Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различного вида деятельности. - Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984. -С. 624.

отношений, потребностями существенной перестройки внутри-церковной жизни и переосмысления роли Русской Православной Церкви в современном обществе.

Автор считает, что в условиях, когда Православие являлось государственной религией, невозможно было решать задачи общественного развития, прежде всего в сфере образования и духовно-нравственного воспитания, без учета роли религии и Церкви. Поэтому история религиозно-церковного образования является неотъемлемой частью истории российского общества.

С другой стороны, будучи долгое время неотъемлемой частью государственного механизма, Церковь и система церковного образования «регистрировали» в своей деятельности любые изменения в политическом климате России. Все реформы церковного образования, проводившиеся в течение XIX - начала XX столетий, были продиктованы не столько церковными, сколько государственными интересами. Влияние на церковное управление светских чиновников слишком ослабило епископское представительство в Синоде, лишив его права самостоятельно решать вопросы, касавшиеся всех сторон церковной жизни. Осознавая свою зависимость от государственной власти, церковные иерархи в подавляющем большинстве были пассивны, надеясь на государственную инициативу. В тоже время, бюрократический характер церковного управления, отрицающий даже возможность соборности, привел к тому, что в епископах видели не столько духовных отцов, сколько государственных мужей, чиновников. И чем больше тянулись иерархи к светской власти, тем дальше уходили от церковных дел и от своей паствы.

Точки пересечения совпадений и различий между этими двумя тенденциями обусловили особенности процесса развития профессионального церковного образования в России в исследуемый период.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

в отечественной исторической науке впервые проведено комплексное, системное исследование и сформировано целостное представление об эволюции профессионального церковного образования в России в период, охватывающий время после Крещения Руси до начала XX столетия;

в работе всесторонне исследована проблема институционализа-ции профессионального церковного образования в России в рассматриваемые годы;

комплексному анализу подвергаются все структурные элементы системы церковного образования, принципы ее функционирования, причины успехов и неудач церковно-образовательных реформ;

в научный оборот вводятся новые архивные документы и материалы по данной проблематике, обосновывается понятие «духовное образование»;

по результатам исследования автором разработаны научно-практические рекомендации, позволяющие по-новому взглянуть на перспективы развития государственно-церковных отношений в сфере образовательно-воспитательной деятельности.

В диссертации представлен ряд принципиально новых научно-теоретических положений.

1. Это новые подходы к периодизации церковного образования.

Во-первых, если исходить из цели образования, то его историю можно достаточно четко разделить на два довольно обширных периода: первый, в котором наиболее ярко проявилась духовная сторона русской образованности, начавшись после Крещения Руси, продолжался до XVI века; второй - с XVI столетия и вплоть до настоящего времени. Рассмотрение

этих периодов имеет не только значение просто исторического ознакомления с тем, что когда-то было и прошло, но очень четко обозначает два совершенно различных подхода к проблеме образования в целом, два различных принципа его постановки.

Приняв христианство, т.е. усвоив его нравственные ценности, самосознание русского народа стало руководствоваться им во всех областях жизни. Поэтому и цель образования носила исключительно религиозный характер, виделась она, в первую очередь, в указании человеку пути, следуя по которому, он смог бы духовно и нравственно возрастая, т.е. совершенствуя свои человеческие качества, достичь «подлинной цели своего бытия - Богообщения». Общение с Богом предполагает приближение к тому, на кого хочешь походить. «Подобное познается подобным», - говорили древние1. Эта мысль, исходящая из слов Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»2 - и определяла, можно сказать, содержание, характер и основную направленность древнерусского церковного образования. Поэтому образование это следует назвать «воспитательным обучением». Цель эта находила отклик во всех слоях русского общества, становясь достоянием практически всего народа, поскольку содержала в себе очевидную норму реальной жизни и отвечала на главный вопрос человека - о смысле его жизни.

Но постепенно (и потому малозаметно для большинства современников) стало происходить духовное сползание церковной жизни и церковной образованности. Первичными становятся ценности не духовные, а материальные. Духовным выражением этого искажения смысла христианской жизни было так называемое иосифлянство (начало XVI века), которое настаивало на необходимости материального богатства Церкви - явление не свойственное святоотеческому пониманию монашества как жительства не-

1 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. - 2-е изд. - М., 2005. - С. 9,176-177.

2 Евангелие от Матфея. - Гл. 5:48.

стяжательного, далекого от социальных задач. Ведь цель монашества - духовное совершенствование человека. Как известно, духовное состояние монашества всегда определяет духовное состояние церковного народа. Поэтому упадок монашеской жизни стал постепенно приводить к деградации всех форм народной жизни: упадку нравственности, национальной культуры, и одновременно к усвоению западных жизненных стандартов. Все это самым непосредственным образом отразилось и на принципах и постановке церковного образования, главной задачей которого, во втором периоде, становится расширение познаний, независимо от степени их необходимости и полезности для духовной жизни обучающегося, т.е. начетничество.

Именно увлечение монашества и духовенства материальной стороной жизни, мирской властью (папизмом) и ее привилегиями, с утратой соборности, стало причиной того состояния Церкви, которое закономерно привело к разрушению всех ее институтов, в том числе и образовательных.

Во-вторых, вся история духовной школы делится на следующие периоды:

Первый охватывает время от Крещения Руси до конца XVI века и характеризуется преобладанием частного, «домашнего» характера обучения. Вся подготовка кандидатов в духовное звание сводилась к обучению чисто практического свойства - к навыку в церковно-богослужебной практике, то есть умению совершать церковные службы. Специальных учебных заведений, учебных программ и дисциплин, не было. В этом сказалась иная, в отличие от западной богословской системы, философская парадигма православия: духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности, иными словами, путь к Богу, более возможен через опыт, чувство, нравственный подвиг. Это не могло не повлиять на характер церковного образования и отчасти тормозило организацию школ с установленным курсом обучения.

Второй - продолжался до начала эпохи Петра I и был связан с появлением первых организованных общественных (братских) и государственных школ (Московская славяно-греко-латинская академия). Правда, школы эти не были специальными и лишь отчасти служили целям приготовления к церковной службе. Это были всесословные, общеобразовательные школы.

Третий период - с XVIII до начала XX столетий - в течение которого духовная школа, бывшая прежде всеобщей, превратилась в сословную, а единое церковное образование в один из многих видов профессионального обучения. Сложившаяся к середине первой четверти XIX века система церковного образования, основанная на иерархической взаимосвязи низших и высших учебных заведений, к концу XIX столетия перестала существовать. Уставы 1860-х годов ликвидировали непосредственную подчиненность академиям средних и низших духовных учебных заведений, и они стали академиями в современном понимании этого термина. Это был закономерный процесс развития системы церковного образования, отразивший на себе не только перемены в светском образовании, но и новый этап в развитии богословской науки. Если по Уставу 1814 года академии определялись, прежде всего, как административные центры учебных округов, то Уставы 1860-х годов сделали их не только учебно-методическими, но и научными центрами, что, несомненно, способствовало повышению их роли в развитии отечественной богословской науки.

В основу периодизации автором положены факторы, оказывавшие влияние на развитие церковной профессионально-образовательной системы. Эти факторы определялись не только социально-политическими тенденциями и реалиями, но и вниманием к сфере церковного образования правительства, общественности.

2. В отличие от многих исследователей, сводивших всю сложную и

противоречивую картину развития церковного образования к дилемме «прогресс» или «реакция», диссертант считает, что государственная цер-ковно-образовательная политика в рассматриваемый период представляла собой не антагонистическое противоречие, а преемственную единую линию. Как показал сравнительный анализ положений и результатов реформ профессионального церковного образования, проведенных в течение XIX -начале XX столетий, в ходе каждой реформы решались одни и те же задачи, с той же охранительной целью, менялась лишь тактика. Государственное влияние на церковное образование в разные периоды отечественной истории либо усиливалось, либо ослаблялось. Целью каждой реформы являлось: формирование научно-педагогических кадров, развитие богословской науки, подготовка специалистов, отвечающих научным и духовно-учебным запросам Церкви. Попытки правительства реформировать общество с целью сохранения и укрепления самодержавной власти стали главной причиной реформационных преобразований духовной школы в рассматриваемый период.

3. Эволюция профессионального церковного образования была во многом обусловлена не только государственными интересами, но и собственно религиозными потребностями, т.е. потребностями самой веры. Это нашло отражение в расширении преподавания богословских предметов, в развитии богословской науки.

Таким образом, автором разработана научная проблема и проведено историческое исследование опыта деятельности Церкви по подготовке священнических и монашеских кадров. Это позволяет сформулировать на основе полученных результатов ответы на комплекс теоретических вопросов и определить пути решения практических задач, имеющих на сегодняшний день в изучаемой деятельности актуальное значение.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов проведенного анализа:

при разработке концепции современной образовательной политики российского государства;

при выборе направлений, форм и методов сотрудничества Православной Церкви и государства в сфере образования применительно к условиям современного мира;

в процессе реформирования системы церковного образования с учетом традиций отечественного православного образования и духовно-нравственного воспитания;

при выработке и осуществлении кадровой политики Церкви.
Аналитические выводы, содержащиеся в материалах исследования,

могут использоваться:

в учебном процессе: при разработке спецкурсов по истории Православной Церкви и основам богословских знаний, а также тематики научных конференций, «круглых столов», семинаров, направленных на дальнейшее изучение данной проблематики;

в научно-исследовательской и учебно-методической работе: при создании учебной литературы, написании научных трудов по отечественной и церковной истории, истории духовной культуры и просвещения;

Научно-практические рекомендации могут найти применение:

при разработке нормативно-правовой базы церковно-образовательной деятельности.

в определении путей формирования исторического сознания российских граждан в период построения правового государства и создания гражданского общества в Российской Федерации.

Проведенное исследование, существенно дополняя имеющиеся по

этой проблематике работы, расширяет сферу научного представления об эволюции профессионального церковного образования. Полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут содействовать совершенствованию системы профессионального церковного образования, деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества в разработке и осуществлении религиозной политики. Предложения диссертанта могут быть учтены в процессе модернизации государственно-церковных отношений, конструктивного диалога государственно-образовательных структур с религиозными организациями и православными образовательными учреждениями, направленного на расширение участия последних в духовном просвещении и культурном возрождении общества.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре отечественной истории Российского государственного социального университета, ее положения неоднократно освещались в научных докладах и сообщениях на теоретических конференциях и «круглых столах» по церковно-богословским проблемам, общественных Общероссийских чтениях по «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви».

Автор широко использовал положения диссертационного исследования в лекционной деятельности и практической работе.

Историография и источники проблемы

Профессиональное церковное образование, как проблема профессиональной подготовки кадров духовенства, рассматривается в отечественной историографии впервые. Несмотря на то, что в последние годы история духовных учебных заведений, духовно-образовательных реформ все чаще становится предметом научного исследования, современная историография проблемы в целом не столь обширна. Условно автор делит всю историографию на три этапа: 1) с начала XIX века до 1917 г. включительно, 2) с 1917 г. до середины 1980-х гг., 3) с середины 1980-х гг. до настоящего времени. В основу периодизации положены как факторы, влияющие на развитие профессиональной церковно-образовательной системы, так и различные подходы к проблеме церковного образования, различные принципы его постановки.

Первый этап - с начала XIX века до 1917 года - охватывает собой период начала становления и развития дореволюционной историографии профессионального церковного образования в России. На протяжении всего периода шел поиск идей и подходов к историографической оценке цер-ковно-образовательных проблем.

В вышедших в этот период трудах по истории Русской Церкви1 реформы, проводимые в области церковного образования, рассмотрены схематично, отсутствуют ссылки на источники и литературу. В исторических очерках С.Г. Рункевича и П.В. Верховского, учебном курсе А.П. Добро-клонского отмечаются основные черты церковно-учебных реформ, но дается лишь официальная формулировка причин и итогов их проведения, результаты развития богословской науки рассматриваются обзорно и фраг ментарно, анализ проблем, возникающих в богословских исследованиях, практически отсутствует1.

Непосредственно анализу реформ духовных учебных заведений XIX - начала XX столетий посвящены специальные исследования профессоров С.-Петербургской и Киевской духовных академий Б.В. Титлинова и протоиерея Ф.И. Титова2, а также студента Московской духовной академии П.Д. Всехсвятского3.

Монография Б.В. Титлинова «Духовная школа в России в XIX веке», охватывая период с начала XIX века до 1869 года включительно, содержит сведения об административном устройстве духовной школы, преподавании различных научных дисциплин, материальном положении и состоянии воспитательной работы в духовных учебных заведениях. Говоря об общем состоянии духовной школы XIX века, автор приходит к выводу, что «дух обрядовой религиозности» и «военная дисциплина», основанная на «страхе Божием» и «послушании», были характерными чертами духовно-воспитательного процесса на протяжении всего рассматриваемого периода. Главным итогом реформ Титлинов считал уничтожение цензуры, много-предметности и увеличение преподавательского состава.

Первоначальная институционализация профессионального церковного образования в России (X - XVIII вв.)

Образование, как известно, является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится жизнь общества. Что касается образования церковного, то его первичность и по времени возникновения, и по значимости в развитии русской образованности и культуры очевидна. Об этом хорошо писал в своей статье «О характере просвещения Европы...» известный славянофил И.В. Киреевский: «Учения святых отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта...»1.

Согласно летописным источникам, князь Владимир, повелевая приводить на крещение людей «по всем градам и селам», наказывал всюду «устроять» церкви, в которых священники должны были наставлять паству основным догматам христианского вероучения и благонравию. Великий князь Ярослав Мудрый, не менее своего отца проявлял заботу о просвещении русского народа, «поставляя (по градам и селам) попы и дая им от именья своего урок (жалование)», чтобы они чаще собирали людей в церкви и ревностнее учили их вере, «понеже тем есть поручено Богом»3.

Приведенные летописные сведения указывают как видно на то, что наставление народа в православной вере и научение его христианскому пониманию жизни являлось основной задачей древнерусского образования.

Основной акцент в образовании делался на его воспитательную сто рону, так как главной целью образования было указание человеку пути, следуя по которому он смог бы, духовно и нравственно возрастая, достичь, выражаясь словами митрополита Кирилла, «подлинной цели своего бытия - Богообщения»1.

Цель образования носила, таким образом, исключительно религиозный характер. Для ее осуществления все усилия в образовании сосредотачивались на изучении святоотеческих творений и правил христианской жизни.

Цель образования определяла его методы. Образование, как свидетельствуют источники, осуществлялось через исповедь , чтение Священного Писания , святоотеческой и житийной литературы; послушание духовному отцу; личный пример наставника; послания и поучения духовных отцов своим духовным детям, то есть духовническую письменность, содержание которой составляли главным образом нравственно-обрядовые наставления (о посте, покаянии, исповеди, благопристойном праздновании праздников и т.д.). Можно со всей определенностью сказать, что на основе этого деятельного опыта древнерусского духовенства формировались основные богословские понятия и представления о духовно-нравственном совершенстве человека, которые становились источником научения опыту богопознания.

Как видно, древнерусское образование не ставило во главу угла обширность и разнообразие теоретических знаний, богословский профессионализм (поучений, в которых раскрывалась бы теоретическая сторона богословских проблем, в древнерусской духовной литературе встречается мало), а шло по пути убеждения и воспитания человека для свободного принятия им начал христианской жизни. Это не могло не повлиять на характер церковного образования и отчасти даже тормозило развитие специ ального школьного обучения.

«Пастырское водительство», по мнению профессора СИ. Смирнова (1870-1916), не требовало от духовенства большего, как «быть живым указателем к книгам для простых, некнижных верующих», то есть по существу быть посредником между книгой и верующим. Отсюда, как справедливо отмечал он, и «учительство» духовенства понималось главным образом практически, в смысле умения руководить в нравственной жизни1.

Освоение христианской книжности стало профессиональной задачей древнерусского духовенства. Задача эта естественным образом вытекала из необходимости совершать церковные службы и осуществлять, как уже отмечалось, нравственное воспитание народа или духовное «водительство», составляющее основу священнической деятельности. Таким образом, в основу профессионального образования древнерусского духовенства была положена, выражаясь словами П.Ф. Каптерева, «церковно-богослужебная потребность» . Как же оно осуществлялось?

Состояние и проблемы реформирования профессионального церковного образования в России в первой четверти XIX века

В начале XIX века, в контексте проводившихся Александром I преобразований, была проведена и реформа системы церковного образования. Как нам представляется, СВ. Римский совершенно справедливо заметил, что Церковь была «принуждена, под воздействием государства, помимо своей основной сферы - литургической - все более и более активизироваться в тех из них, которые были тесно связаны с охранением самодержавия, особенно - в культурно-идеологической»1.

Если общественную опору реформам «сверху» идеологи этих реформ видели в среде образованной, прогрессивно настроенной части дворян; то опору духовную - в просвещении народа, «способствовании делу образования»2. Именно образование народа во всех его слоях стало для правительства одной из ведущих задач, определяющих государственные преобразования в целом.

Специальным указом от 24 января 1803 года власть обязала Синод содействовать народному просвещению. «Кому неизвестно, какое могущественное и благотворное влияние на народ может иметь православное русское духовенство, если оно постановлено к нему в правильные и законные отношения», - писал в одном из своих писем архиепископ Савва (Тихомиров)3. Согласно «Предварительным правилам народного просвещения», утвержденным императором 24 января 1803 года, открытие приходских школ: 1)на государственной земле и в деревнях государственных крестьян возлагалось на местное духовенство; 2) на землях помещиков являлось обязанностью их владельца; 3) в небольших городах один или два сосед них прихода должны были содержать одну приходскую школу. Идеи, высказанные в этом документе, нашли отражение в «Положении об участии священноцерковнослужителей в устроении сельских приходских училищ», одобренном царем 12 сентября 1804 года.

Религиозному обучению как лучшему средству воспитания «добрых подданных» уделялось особое внимание. Это нашло отражение в расширении программ религиозного обучения во всех типах народных училищ. Ввиду острого недостатка квалифицированных учителей в народных школах преподавание религиозных предметов в качестве «нравственного образования» народных масс поручено было осуществлять приходским клирикам и особым учителям закона Божия из духовного сословия.

Педагогическая работа потребовала от духовенства не только умения отстаивать религиозные догмы ссылками на Священное Писание, но и осмысливать разные явления общественной жизни с православно-христианской точки зрения, чтобы своими поучениями наставлять воспитанников школ к нравственной жизни, послушанию правительству и исполнению государственных законов. К сожалению, оказалось, что самый многочисленный слой служителей культа, непосредственно соприкасавшийся с народом, был недостаточно подготовлен к этой миссии. «Многие приходские священники не токмо не ведают истинного пути к просвещению народному, но и, будучи сами часто малограмотные, нередко простому народу служат собственными примерами к повреждению», - говорилось в инструкции Комиссии о церковных имениях1.

Похожие диссертации на Эволюция профессионального церковного образования в России