Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Зубец Валентина Михайловна

Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков
<
Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зубец Валентина Михайловна. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Москва, 2004 209 c. РГБ ОД, 61:05-7/214

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль государства и благотворительности в становлении специально го художественно-промышленного образования в России 24-73

1. Этапы развития отечественного художественно-промышленного образования и политика государства. 24-49

2. Благотворительная деятельность в сфере художественно-промышленного образования - важный фактор его модернизации. 49-73

Глава 2. Строгановское училище как центр российского художественно- промышленного образования. 74-121

1. Структура управления училищем, коллектив преподавателей и контингент учащихся. 74-99

2. Развитие организации учебного процесса и методов преподавания 99-121

Глава 3. Деятельность Строгановского училища по укреплению связи художественного образования с промышленностью. 122-169

1. Реорганизация мастерских училища и участие в художественно-промышленных конкурсах . 122-147

2. Художественно-просветительская и выставочная деятельность училища. 147-169

Заключение. Роль и место Строгановского училища в системе художественно-промышленных учреждений России. 170-179

Список использованных источников и литературы 180-194

Приложения 194-209

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интерес к проблеме становления и развития художественно-промышленного образования в России в конце XIX - начале XX века обусловлен прежде всего тем, что обобщающих работ по истории специального прикладного художественного образования, где оно было бы представлено целостно и всесторонне в отечественной литературе практически нет. В отечественной исторической науке эта проблема освещалась фрагментарно. Затрагивались лишь отдельные аспекты проблемы художественно-промышленного образования.'

К наиболее разработанным сторонам данной проблемы можно отнести такие как вклад Строгановского училища в развитие русской культуры в начале XX века, развитие деятельности мастерских Строгановского училища в указанный период, личный вклад в развитие русской культуры и искусства выпускников данного учебного заведения в дореволюционный период, среди которых можно выделить творчество Н.А. Андреева, СВ. Герасимова, В.Е. Егорова.

Однако в настоящее время большую актуальность имеет анализ опыта формирования отечественной системы специального художественного образования, которая складывалась в течение нескольких столетий в условиях многонациональной и поликонфессиональной Российской империи и, которая испытывая на себе влияние мирового опыта, была направлена на решение, прежде всего, практических задач, выдвинутых требованиями общественного прогресса. Углубленный анализ формирования системы художест-

1 Художественно-промышленное образование - опирается на те же начала, что и чисто художественное, но на первом плане везде ставится обучение рисованию, которое признается необходимым как для развития вкуса, так и для подготовки ко всякого рода ху-

венно-промышленного образования, принципов ее деятельности и функционирования, имеет непреходящее значение и сегодня.

Современный период истории России характеризуется сменой экономической модели, переходом к рыночной структуре хозяйствования, активизацией внешнеэкономических связей, вхождением в систему жесткой конкуренции в сфере производства и услуг. В этих условиях исключительно актуальным становиться не только утилитарный, но и эстетический уровень и дизайн продукции как условие ее успеха у потребителя. В современных условиях существовавшая система специального художественного образования ищет новые пути и способы удовлетворить спрос на специалистов с художественно-промышленным и дизайнерским образованием. Данный процесс, в своих чертах, в сущности, повторяет ситуацию развития российского общества на рубеже XIX-XX веков, когда потребность в художниках и рисовальщиках для промышленности ощущалась настолько остро, что, в конечном счете, привела к формированию такой самостоятельной отрасли профессионального образования, как художественно-промышленное образование.

Объектом диссертационного исследования является система специального художественно-промышленного образования, сложившаяся в России на рубеже XIX-XX веков.

Предметом диссертационного исследования является изучение содержания деятельности и основные направления преобразований в Строга-новском училище Москвы как учебном заведении, которое сыграло роль

дожественным работам по всем отраслям промышленности. См.: Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. СП6.Д903.Т.74.С.768.

2 Строгановское училище - старейшее художественно-промышленное учебное заведение России, основанное графом С.Г. Строгановым в 1825 году, в 1843 году перешедшее на государственное обеспечение, в 1860 году было переименовано в Строгановское училище технического рисования, в 1873 году стало именоваться Центральным, а согласно Устава 1902 года было переименовано в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище в Москве.

формообразующего центра в системе отечественного художественно-промышленного образования.

Хронологические рамки исследования включают период последнего десятилетия XIX и первого десятилетия XX веков, когда правительством был принят ряд законодательных актов, обусловивших формирование и расцвет системы специального художественно-промышленного образования.

В 1892 году правительством было утверждено Положение о Строгановском Центральном училище технического рисования в Москве и находящемся при нехМ Художественно-промышленного музея, на основании которого 27 августа 1892 года был утвержден новый Устав училища, что в итоге положило начало качественно новому периоду в развитии художественно-промышленного образования в России. В последнее десятилетие XIX века шел процесс накопления позитивных изменений таких, как формирование новой системы Совета училища; расширение его финансирования; передача в училище новых помещений; складывание корпуса преподавательских кадров, многие из которых работали в сфере художественной промышленности.3 Таким образом, в указанный период Строгановское училище становится признанным центром художественно-промышленного образования в России.

В первое десятилетие XX века, после принятия правительством в 1902 году Положения о художественно-промышленных учреждениях ведомства

Художественная промышленность - соединение искусства и промышленности. Обыкновенно произведения живописи и скульптуры, которые предназначаются не для практического, а лишь эстетического наслаждения, относятся к чистому искусству, тогда как художественное творчество, направленное на удовлетворение потребностей повседневной жизни, обозначаются общим названием предметов прикладного искусства или художественной промышленности. Художественная промышленность включает изготовление одежды, утвари, обойное производство, типографическое дело, фотографию, золотое, серебряное и ювелирное производство, литейное и чеканное производство, гончарное дело, резное и столярное дело, ковроткачество. //Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.Л. и Ефрон И.Л. СПб.,1903.Т.74.С.767.

Министерства финансов и внесения изменений в Устав Строгановского училища начинает формироваться уже сама система художественно-промышленного образования в России. В 1902-1914 годы в Строгановском училище как ядре всей системы данного вида специального образования, идет большая работа по совершенствованию и углублению методов и форм преподавания, значительно усиливается внимание в учебных программах и курсах к практическим занятиям в мастерских как основного условия реализации тесных связей обучения с задачами производства. Начало мировой войны в 1914 году, а затем и события 1917 года затормозили, а несколько позже, практически свернули деятельность Строгановского училища, да и существование отечественной системы художественно-промышленного образования было отложено на длительный срок.

Цель диссертационной работы. На основе изучения разнообразных, прежде всего, архивных источников, работ крупнейших специалистов и проведенного автором комплексного исследования сформировать целостное научное представление о сложившейся в Российской империи системе художественно-промышленного образования и роли Строгановского училища как центра этого вида специального образования.

Цель диссертационной работы определяет и задачи исследования.

Это во-первых, определение исторических этапов эволюции российской системы художественно-промышленного образования, выявление их особенностей и характерных черт.

Во-вторых, исследование роли Строгановского училища как ядра развития всей системы художественно-промышленного образования, рассмотрение содержания направлений его многогранной деятельности.

В-третьих, это анализ специфики государственного управления системой художественно-промышленного образования России и роли благотворительности в ее формировании.

Одной из задач диссертационной работы является выявление роли отдельных государственных и культурных деятелей, представителей торговли и промышленности, крупных художников, архитекторов и педагогов в развитии Строгановского училища как центрального и стержневого учебного заведения отечественной дореволюционной системы художественно-промышленного образования.

Важной задачей исследования представляется также анализ изменений социального состава и численности учащихся, рост профессионального уровня преподавательского корпуса Строгановского училища, выявление общего количества художественно-промышленных учебных заведений.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, всесторонности, достоверности, конкретности, научности, объективности и системности, диалектическое понимание процесса исторического развития, признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли не только объективного, но и субъективного факторов в истории. Диалектический метод познания объективной реальности дает автору диссертации возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости. Это обеспечило историко-эволюционный подход к объекту исследования и включение изучаемых проблем в общий контекст социальной жизни Российской империи на рубеже XIX-XX веков.

Комплексное изучение процесса эволюции Строгановского училища как передового и системно образующего художественно-промышленного учебного заведения в России потребовало от автора диссертации междисциплинарного подхода к анализу, в том числе использования искусствоведческого подхода к рассмотрению отдельных аспектов исследования. При работе над диссертацией были использованы следующие исследовательские методы: аналитический, сравнительно-исторический, хронологический, ста-

тистический и другие. Большое значение в работе над темой отводилось методу актуализации, акцентирующему внимание на тех аспектах изучаемых проблем, которые имеют особое значение для модернизации и реформирования современной российской системы художественно-промышленного образования.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: -Автором предложена и обоснована новая периодизация дореволюционной системы художественно-промышленного образования;

Впервые автор аргументировано доказал, что в условиях промышленной модернизации России в начале XX века сложилась уникальная, многоуровневая, эффективная и доступная для широких слоев населения система художественно-промышленного образования, получившая международное признание;

В диссертации впервые показана роль и большой личный вклад государственных деятелей, представителей культуры, торговли и промышленности, видных художников, архитекторов и педагогов в реформировании российской системы художественно-промышленного образования на примере Строгановского училища , среди которых следует выделить деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны, предпринимателей СИ. Мамонтова, СТ. Морозова, архитектора СУ. Соловьева, директоров училища Ф.Ф. Львова и Н.В. Глоба ;

Определенным вкладом в историографию проблемы стала систематизация обширного статистического материала о динамике изменения численности контингента учеников и преподавателей Строгановского училища, а также о количестве художественно-промышленных учебных заведений в дореволюционной России;

В диссертационной работе впервые сведены воедино и систематизированы многообразные данные об учебных программах и курсах, а также деятельности мастерских Строгановского училища;

Новым сюжетом для историографии является рассмотрение просветительской деятельности Строгановского училища, в частности организация и плодотворная работа Общества преподавателей графических искусств.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что основные материалы и положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории культуры, истории русского искусства, а также чтении курса отечественной истории. Они могут быть востребованы при создании обобщающих и конкретно-исторических трудов, а также в комплексных исследованиях по истории художественно-промышленного образования в России на рубеже XIX - XX веков. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут иметь и прикладное значение в возрождении лучших традиций отечественного художественно-промышленного образования, а также в деятельности государственных и общественных организаций в сфере декоративно-прикладного искусства и специального художественного образования.

Апробация и реализация работы. По материалам исследования автором диссертации написана и опубликована научная статья в коллективной монографии, данные которой с 2003 года используются в учебно-воспитательном процессе со студентами МГХПУ им. С.Г. Строганова. Сборники со статьями автора переданы в библиотеки ряда учебных заведений и нашли применение в качестве дополнительной литературы по курсам отечественной истории, истории русской культуры и искусства.

С основными идеями и выводами диссертации автор выступала на российских и международных форумах: «Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития» (Научная конференция в

ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2003 года); «Старые и новые образы в современных учебниках истории» (Международный общественный форум с участием России и стран Центральной и Восточной Европы, Балтии, Южного Кавказа, Центральной Азии, проводимый АИРО XX, Фонд Фридриха Науманна, при участии кафедры южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова и Института европейских культур РГГУ, ноябрь 2003 года); «Проблемы истории сервиса: здравоохранение, питание, досуг» (Всероссийская научная конференция Института Российской истории РАН и МГУС,_де-кабрь 2003 года); « Московский государственный университет и судьбы российской интеллигенции» (Международная научная конференция в МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет государственного управления, январь 2004 года); «Современные тенденции и технология профессиональной переподготовки и повышения квалификации в России и за рубежом» (Научная конференция в ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2004 года).

Диссертация обсуждалась на кафедре историко-философских и социально-экономических наук Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова и на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Степень научной разработанности проблемы. Источниковая база исследования. Спектр исторических источников по данной проблематике отличается широтой и разнообразием. Вместе с тем они подразделяются на две большие группы: архивные, не публиковавшиеся ранее, документы и опубликованные материалы.

В диссертации использовано более 17 фондов следующих центральных и московских архивов: Государственного архива Российской Федерации

(ГАФР); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ); Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ); Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ); Центрального архива литературы и искусства г. Москвы (ЦАЛИМ); Архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Наиболее значительным массивом для изучения являются документы фонда Строгановского училища, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства,4 которые достаточно хорошо систематизированы, но далеко еще не изучены. Документы этого фонда являются самым значительным собранием документов для изучения формирования системы художественно-промышленного образования в России. Строгановское училище было центральным и самым крупным учебным заведением этого профиля и, именно на него возлагалось курирование школ и учебных мастерских, готовивших кадры рисовальщиков для промышленности, включая разработку уставов, учебных программ, обеспечение кадрами преподавателей, формирование фондов музеев и библиотек и т.п.

Переписка с учебным отделом Департамента торговли и промышленности Министерства финансов, а с 1905 года с учебным отделом Министерства торговли и промышленности, отчеты учебного комитета позволяют проследить, как осуществлялось усовершенствование учебного процесса, изменялись состояние материально-техническая базы, количество, социальный и религиозный состав учащихся.

Более подробную информацию об учебно-воспитательной работе и хозяйственной жизни учебных заведений можно почерпнуть из протоколов попечительских советов, педагогических и хозяйственных комитетов. В них можно найти сведения о том как разрабатывались учебные планы, кто участ-

4 Строгановское училище (Ф.677- РГАЛИ).

вовал в их создании, уровень успеваемости, а также выявить источники финансирования, их количество и основные статьи расходов.

История Строгановского училища после его реорганизации во ВХУТЕМАС (Всероссийские художественные учебно-технические мастерские), позже во ВХУТЕРШ (Всероссийский художественный учебно-технический институт), а также период после его восстановления в 1945 году представлены документами, хранящимися в фонде Московского центрального художественно-промышленного училища5 и Суриковского института.6

Очень интересны и содержательны документы, с точки зрения изучения взаимодействия и сотрудничества со Строгановским училищем и оценки личного участия в развитии прикладного художественного образования крупных государственных и общественных деятелей страны в рассматриваемый период, таких как: Великой княгини Елизаветы Федоровны,7 Д.В. Григоровича,8 А.Н. Бенуа,9 СИ. Мамонтова10 и других.

Весьма полезный и обширный материал содержится в переписке и отчетной документации с выставок и конкурсов, позволяющий широко представить успехи организационных преобразований, проявившихся в значительной активизации творческо-выставочной деятельности мастерских училища.11

Среди опубликованных источников важнейшую категорию представляют законодательные акты, определявшие направления деятельности учеб-

5 Московский институт прикладного и декоративного искусства (Ф.45 - ЦАЛИМ), Мос
ковское художественно-промышленное училище (б.Срогановское) (Ф. 170 — ЦАЛИМ).

6 Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова ( Ф.19 -
ЦАЛИМ).

7 Елизаветинское благотворительное общество ( Ф.114-ЦИАМ).

8 Д.В. Григорович (Ф. 138 - РГАЛИ).

9 А.Н. Бенуа (Ф. 938- РГАЛИ).

10 СИ. Мамонтов (Ф.799- РГАЛИ).

11 См.: Канцелярия попечителя Московского учебного округа Ф459.- ЦИАМ); Москов
ское архитектурное общество ( Ф.1376-ЦИАМ); Училище живописи, ваяния и зодчества
(Ф.680 - РГАЛИ); Московское общество любителей художеств (Ф.660 - РГАЛИ); Треть
яковская галерея (Ф.646- РГАЛИ).

ных заведений данного типа с момента их открытия и до ликвидации. К ним относятся «Положение о Строгановском Центральном Училище технического рисования в Москве» от 2 марта 1892 года и «Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства Финансов ) от 10 июня 1902 года.12 В последнем определялись разряды и типы учебных заведений, порядок их открытия и функционирования, источники финансирования, образовательный ценз преподавательского персонала, нормы оплаты труда преподавателей и служащих в учебных заведениях, права преподавателей и учащихся, а также порядок внутреннего управления и надзора. Этот документ носил универсальный характер. Он не отменял «Положение о Строгановском училище» от 2 марта 1892 года, а лишь конкретизировал и узаконивал многие уже реализованные в училище нововведения для учебных заведений данного профиля. На основе этих «узаконений» каждому конкретному учебному заведению составлялся устав, который имел несколько разделов: общая часть, учащиеся, права и преимущества служащих, средства школы и т.п.

Поскольку в начале XX века в рамках Строгановского училища были открыты все четыре типа художественно-промышленных учебных заведений: училище, школа , художественно-ремесленные учебные мастерские и художественные воскресные классы, то уставы и программы каждой из этих ступеней представляют интереснейший блок источников, в которых четко показана их организационная структура, состав учредителей, требования к учащимся и педагогическому персоналу, системе учебно-воспитательного процесса. Уставы позволяют выявить уровень и особенности задач, предъявляемых для каждого типа учебных заведений.13

12 См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-З).Т.ХП. СПб.,1895. № 8388;
Т.ХХП. СПб.,1904.№ 21634.

13 Устав Строгановского Центрального Училища технического рисования в Москве.
М.,1892; Устав Художественно-ремесленных учебных мастерских при Императорском
Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве. М.,1910.

Из сказанного видно, что базовое законодательство о художественно-промышленном образовании и уставы учебных заведений, являлись основополагающими документами регулировавшими их жизнедеятельность.

Большую группу источников составляют подзаконные акты: правила, инструкции, циркуляры учебного отдела, попечителей учебных округов. Несмотря на то, что эти документы носили уточняющий характер существовавших нормативных актов, они позволяют увидеть не только гибкость государственной политики в сфере художественно-промышленного образования, но и просчеты допущенные в работе местных властей.

Важнейшую группу источников по изучаемой проблеме составляют Отчеты Строгановского училища за 1899-1902 и 1910-1916 учебные годы, где нашли свое отражение все стороны его жизни.

Разнообразная статистическая информация о художественно-промышленных учебных заведениях содержится в сборниках, опубликованных учебным отделом Министерства торговли и промышленности.15

В самостоятельную категорию источников, дополняющих официальную информацию, входят отчеты общества преподавателей графических искусств, общества вспомоществования нуждающимся учащимся Строгановского училища, уставы этих обществ. Они позволяют оценить степень общественной заинтересованности в подготовке кадров для художественной промышленности и внимание к совершенствованию уровня преподавания гра-

Министерство финансов. Департамент торговли и мануфактур. О кредите на строительство но Строгановскому Центральному Училищу Технического Рисования работы и об изучении положения штата сего Училища и состоящего при нем художественно-промышленного музея. СПб.,1891; Министерство торговли и промышленности. Учебный отдел. Об ассигновании 120000 р>блей на устройство и содержание художественно-промышленных учебных заведений. СПб.,1907.

1 См.: Министерство торговли и промышленности. Адрес-календарь Учебного отдела и подведомственных ему учреждений на 1908-1913 год. В 3-х тт. СПб., 1908-1916; Министерство торговли и промышленности. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу министерства торговли и промышленности на 1906 - 1915 учебные годы. СПб.- Пг., 1808-1917.

фических искусств в стране. В отчетах этих общественных организаций затрагивались проблемы региональных учебных заведений, касающиеся материально-технической оснащенности, удовлетворительности педагогическими кадрами, разработки программ и отдельных учебных курсов.

Своеобразным, но весьма емким источником, позволяющим восполнить пробелы в исследовании, являются периодические издания. В них содержится широкий спектр сведений: от вопросов развития прикладного художественного образования, до проблем создания материальной базы учебных заведений и их мастерских, подготовки кадров и их профессиональной реализации, статистики учебных заведений, взаимоотношений творческих обществ и художников с художественно-промышленными учебными заведениями.

Отдельной и весьма существенной группой источников являются мемуары. Значительные сведения по истории художественно-промышленного образования на рубеже XIX-XX веков можно увидеть в мемуарной литературе деятелей русской культуры.17

Особенно много информации по изучаемой проблеме содержится в воспоминаниях преподавателей и учеников Строгановского училища.18

Великолепным отражением времени и настроений в обществе относительно понимания важности создания новых школ и обучения детей беднейших сословий специальным навыкам и профессиям, являются мемуары

См.: Журналы «Искусство и художественная промышленность», «Известия общества преподавателей графических искусств», «Художественно-промышленный журнал», «Мир искусства».

17 БенуаЛ.Н. Мои воспоминания.М.,1990; Грабарь И.Э. Моя жизнь. Лвтомоногра-фия.М.,2001; Репин И.Е. Далекое близкое.Л.,1982;Розанов В.В. Среди художников. С портретами.СПб.,1914; Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2-х тт.М.,1962-1967.

Кожин М.В. Строгановское училище в декабрьские дни./ В сборнике «На баррика-дах».М.,1955; Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи. М.,1949; Чехова М.П. Из далекого прошлого. М.,1980; Шевченко А.В. Сборник материалов. М.,1980; Щеглов М.П. Наброски по памяти. Воспоминания старого художника. Симферополь, 1957.

крупных промышленников, предпринимателей и представителей дворянст-ва.19

Весьма интересной группой источников являются указатели Художественно-промышленного музея Строгановского училища, отчеты и каталоги, где участвовали художественно-промышленные заведения в целом, или самостоятельными участниками этих экспозиций были преподаватели и воспитанники этих училищ.

Итак, спектр источников, освещающих названную проблематику достаточно широк. Безусловно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их сопоставление и всесторонний анализ позволяют комплексно и объективно исследовать проблему.

Изучение и введение в научный оборот большого числа новых, ранее не публиковавшихся источников, слабая изученность с позиций современной исторической науки некоторых опубликованных документов, позволило решить поставленные задачи и цели исследования. Данная работа является первым специальным исследованием проблемы формирования системы художественно-промышленного образования в дореволюционной России.

Историография. Научное разработку данного вопроса можно условно разделить на два основных периода: дореволюционный и советский, которые отличаются друг от друга разными методологическими подходами к исследованию данной проблематики, кругом привлекаемых источников, уровнем теоретических обобщений.

Дореволюционная историография (до 1917 года) в основном представлена статьями в профессиональных журналах, газетах и брошюрах. Они носили характер кратких исторических очерков как по истории прикладного художественного образования в целом, так и отдельно по истории Строга-

19 Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.,2002; Рябушинский В.П. Русский стиль.// Возрождение. Париж,1934, № 3334; Юсупов Ф.Ф. Мемуары. До изгнания.1887-1919.М.,2002

новского училища как первого и крупнейшего художественно-промышленного учебного заведения страны. Показательна в этом отношении статья Н.Ф. Роот в ежегодном журнале Министерства торговли и промышленности по вопросам художественно-промышленного образования , в которой автор подробно анализируя роль художественно-промышленного образования в экономическом прогрессе страны, утверждает: «Только та страна поднимется на высоту влияния древней греческой культуры, кото-

рая наполнит своими художественными предметами мировые рынки». В статье Москвича достаточно полно освещается не только место ученых рисовальщиков в промышленности, но тщательно анализируются направления преобразований, проводимых училищем после принятия нового Устава 1892 года.21

Самым значительным трудом по истории Строгановского училища, да и в целом по истории развития отечественного прикладного художествен-

ного образования является работа А.Ф. Гартвига. Будучи профессиональным историком и преподавателем Строгановского училища, автор провел огромную исследовательскую работу в его архиве, который хранился в учебном отделе Министерства финансов. Работа была приурочена к 75-летию основания Строгановского училища и носила объективный характер, подчеркивая отдельные проблемы, с которыми сталкивалось прикладное художественное образование в России на этапе своего возникновения и развития. Автор на большом массиве фактического и архивного материала показал огромную роль, которая принадлежала Строгановскому училищу в деле развития художественного образования применительно к производству

zu Роот Н.Ф. Вступительная статья. Ежегодник Министерства Торговли и Промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып.1. Киев.,1913.С.6. Москвич. Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве.// Искусство и художественная промышленность.М.,1899, № 4-5.С.285-298.

во второй четверти XIX века. В публичном выступлении 1 октября 1898 года на торжественном заседании в Строгановском училище А.Ф. Гартвиг сформулировал главный вывод своей работы так: «Всюду вокруг себя мы видим пробуждение творческого духа. Могучий толчок, данный эпохой великих реформ, повсюду сказывается - в широком подъеме промышленного дела, и в развитии художественного творчества. Настает пора самим изучать, творить и создавать, хватит заимствовать у европейцев!».

Проблемам организации отечественных художественно-промышленных
школ, и совместно с ними, широкодоступных художественно-

промышленных музеев и библиотек, были посвящены работы выпускника Строгановского училища, писателя и большого энтузиаста отечественного художественно-промышленного образования Д.В. Григоровича. Автор лично активно способствовал собиранию и систематизации коллекций ху-дожественно-промышленных музеев в Москве и в Петербурге. Д.В. Григорович был участником Международной выставки в Париже в 1900 году и, проявляя особый интерес к успехам отечественного художественно-промышленного образования, был автором отчета по данному разделу комиссара русского отдела на выставке.

Попытка осмыслить проблемы, с которыми пришлось столкнуться в деле организации прикладного художественного образования в районах художественных кустарных промыслов и помощь им со стороны столичных художественно-промышленных образовательных центров, с одной стороны,

Гартвиг А.Ф. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 году графом С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие. М.,1901.567С. 23 Гартвиг А.Ф. Роль творчества в истории. (Из речи преподавателя А.Ф. Гартвига, произнесенной на акте 1-го октября 1898 г. в Строгановском Центральном Училище технического рисования в Москве).//Искусство и художественная промышленность. СПб., 1899,№12.С.1009-1018.

Григорович Д.В. Рисовальная школа и художественно-промышленный музей в Петер-бурге.СПб.,1870.

2 Он же. Указатель второго отделения Художественно-Промышленного Музея в Строгановском Училище технического рисования.М.,1868.

и материальной и организационной помощи земских организаций, с другой, нашли свое отражение в литературе просветительского характера.26

Не менее интересны, с точки зрения оценок современников, заметки в периодической печати с выставок и конкурсов, где экспонировали свои работы учащиеся художественно-промышленных школ страны, и, прежде всего, Строгановское училище, с точки зрения оценки реальных результатов тех реорганизаций, о которых свидетельствовали отчеты училища в указанный период. Среди таких публикаций следует выделить авторские и редакционные статьи в специальных периодических изданиях.27

Особое место в группе документальных публикаций по своей наглядности, выразительности и художественности занимают альбомы и каталоги с выставок, где содержатся фотографии и иллюстрации выставочных экспозиций художественно-промышленных учебных заведений. Сегодня это уже раритеты, с которыми можно познакомиться лишь в центральных библиотеках страны. Много редких изданий, к счастью, сохранилось и в библиотеке Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Имена и фамилия преподавателей, мастеров и учеников училищ и школ под репродукциями и иллюстрациями изделий, высокие оценки в аннотациях к ним, являются наглядной демонстрацией тех по-

См.: Беляев Н.Д. Прогресс кустарной промышленности. СПБ.,1913; Данилов Ф.Л. О влиянии грамотности школьного обучения и профессионального образования на развитие к>старных промыслов.М.,1913; Михайлов А.Н., Галецкий О.А., Агламов Б.П. Учебное дело в министерстве торговли и нромышленности.СПб.,1905. 27 Антокольский М.М. О художественной промышленности.// Художественно-промышленный журнал. СПб.,1898, №1; Бежацкий Д. Выставка керамических изделий.// Мир искусства. СПб., 1901, №1; Выставка ученических мастерских Строгановского Художественно-Промышленного Училища.// Иск>сство строительное и декоративное. М.,1903, №3; О выставке классных работ в Строгановском училище.// Искусство и художественная промышленность. М.,1899, №6; Женщина и художественная промышленность.// Мир женщины. М.,1912, №1; Работы учениц Строгановского училища.// Мир женщины. М.,1912, №3.

зитивных мер, которые проводились правительством в сфере художествен-но-промышленного образования.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что дореволюционная историография накопила определенный фактический материал по истории прикладного художественного образования в России. Однако эти исследования из-за незаконченности процесса формирования системы художественно-промышленного образования не могли воспроизвести целостной картины становления и развития отечественных специальных художественно-промышленных учебных заведений.

В советский период, в связи с реорганизацией Строгановского училища во ВХУТЕМАС (Всероссийские художественные учебно-технические мастерские), затем во ВХУТЕИН ( Всероссийский художественный технический институт), и упразднением большого числа частных художественно-ремесленных учебных мастерских и рисовальных промышленных классов, интерес к специальному прикладному художественному образованию дореволюционного периода в основном присутствовал в работах историков отечественного искусства. Огромный вклад Строгановского училища в историю русского декоративно-прикладного искусства и развитие художественных промыслов страны стал предметом изучения крупных советских историков и теоретиков искусства.

Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Альбом участников. СПб.,1896; Вашков СИ. Религиозное искусство. Сборник работ церковной и гражданской утвари, исполненной Товариществом П.И. Оловяшникова и сыновья.М., 1901-1911; Международная строительно-художественная выставка в Петербурге. Альбом. СПб.,1908; Сборник композиций учащихся в Строгановском училище. Выпуск 1. М.,1900; Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное училище. Работы мастерских графических искусств в 1907-8 учебном го-ду.М.,1908.

История русского искусства. / Под ред. И.Э. Грабаря Т. 10. Кн.2.М.,1969; Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Р>сский модерн. М.,1990; Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. Исследования. Очерки.М.,1984; Он же. Художественная жизнь России 1900-1910 гг.М.,1988; Он же. Русская художественная культура второй половины XIX века.М.,1991.

После воссоздания Строгановского училища в 1945 году в виде высшего учебного заведения с наличием при нем и средней ступени подготовки (отделение подготовки мастеров) структурно оно стало напоминать то, каким было в дореволюционный период. Именно здесь начинают возникать новые для страны специальности такие, как художник-дизайнер, художник по интерьеру. Все эти изменения предопределили проблематику, в контексте которой в послевоенный период изучалась история отечественного художественно-промышленного образования.

Наиболее значимыми были исследования, опубликованные специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института художественной промышленности.30 Среди них надо выделить работу Е.Н. Шульгиной и И.А. Прониной,31 в которой авторами на основе широкого круга материалов и источников была освещена многогранная педагогическая и творческая деятельность училища, его преподавательского коллектива и учащихся. История училища, с момента его создания и до 1918 года, показана с использованием большого числа фактического и иллюстративного материала и авторам, на взгляд диссертанта, удалось показать огромную роль Строгановского училища в культурной жизни России второй половины XIX века. Данная работа внесла важный вклад в изучение рассматриваемой проблемы, однако многие вопросы получили свое освещение весьма поверхностно, а некоторые важные аспекты не нашли своего отражения вовсе.

Помимо монографических изданий, НИИ художественной промышленности издавало научные сборники, где также публиковались статьи касающиеся проблем художественно-промышленного образования в дореволюционной России, исследовались вопросы формирования творческих связей народных художественных промыслов с центрами художественно-

30 В настоящее время переименован в Научно-исследовательский институт теории и ис
тории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

31 Шульгина Е.Н, Пронина Н.Л История Строгановского училища. М.,2002.

промышленного образования двух столиц.

В настоящее время в научной литературе большое внимание отводиться изучению таких проблем, как влияние благотворительности на развитие культуры и разных видов специального образования в дореволюционной России, подчеркивается мысль о том, что культурной и образовательный подъем страны был неотъемлемой частью, существенным фактором индустриальной модернизации России в начале XX века.33

Историографический обзор показывает, что к наиболее освещенным сторонам данной проблемы можно отнести такие вопросы как вклад Строгановского училища в развитие русской культуры в начале XX века; развитие деятельности мастерских Строгановского училища в указанный период; личный вклад в развитие русской культуры и искусства выпускников училища дореволюционного периода.

Обобщающих работ по истории становления и развития художественно-промышленного образования, где оно было бы представлено целостно и всесторонне, в отечественной исторической литературе сегодня практически нет. Это позволяет автору настоящей работы утверждать, что проблема истории художественно-промышленного образования является актуальной и нуждается в комплексном анализе и в настоящее время. Диссертант делает попытку восполнить пробел в изучении истории отечественного художественно-промышленного образования на рубеже XIX —XX веков.

Структура работы построена на сочетании хронологического и проблемно - тематического подходов. Диссертация состоит из введения, трех

32 Супрун И.Я. Промышленные художники и народное искусство в России конца XIX-
началаХХ века.М.,1974; Она же. Художественно-промышленные школы Москвы и Пет
рограда и народное искусство конца Х1Х-начала XX века.// Сборник трудов НИИ худо
жественной промышленности. Выпуск 6. М.,1972.

33 См.: Максимова Л.Б. Вклад великой княгини Елизаветы Федоровны в благотворитель
ное движение России конца XIX- начала XX века. М.,1998; Ульянова Г.Н. Благотвори
тельность московских предпринимателей. 1860-1914. М.,1999.

глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений, в которых содержатся сведения о педагогическом коллективе Строгановского училища в начале XX века, а также представлены полные данные о художественно-промышленных учебных заведениях и художественно-промышленных музеях России в указанный период.

Этапы развития отечественного художественно-промышленного образования и политика государства

Этапы развития отечественного художественно-промышленного образования и политика государства. В России еще до Петра 1 стала ощущаться необходимость в искусных мастерах по различного рода художественным ремеслам и производствам. За неимением художественных школ, кроме разве что случайного обучения иконописи, резьбе и позолоте, которое велось при некоторых монастырях, да помещичьих усадьбах для собственных нужд, приходилось выписывать художников из-за границы.

При Екатерине 1, при открытой в 1725 году Академии наук, были устроены рисовальные и гравировальные палаты, типография со словолитнею и различные мастерские. Это позволяет считать Петербургскую Академию наук непосредственно причастной к организации в России художественного и художественно-промышленного образования.

В 1755 году в Москве был открыт университет, где наряду с основными факультетами были созданы художественные классы. По проекту графа И.И. Шувалова об учреждении «особой трех знатнейших художеств Академии» эти классы в 1757 году переведены в Петербург, где отдельно от Академии наук, была создана Академия художеств, в которой преподавались только живопись, ваяние, зодчество. Позже, в нее была переведена гравировальная палата из Академии наук, кроме того, там имелась и литейная мастерская. Хотя Академия художеств преследовала задачу обучения исключительно чистому искусству, тем не менее, в ней учились и мастерству в сфере прикладного искусства.

Главный контингент учащихся долгое время составляли присланные в обучение крепостные, из которых только особо талантливые становились художниками. Большинство же вынуждено было зарабатывать себе на хлеб изготовлением художественных ремесленных изделий или в имениях помещиков, или на оброчных работах.

Так продолжалось до создания в 1825 году в Москве графом С.Г. Строгановым Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам. В первой четверти XIX века, в условиях начавшегося промышленного переворота и широко распространившихся просвещенческих идей, в Петербурге и в Москве остро стала ощущаться потребность на изделия художественной промышленности, а также усилилась борьба русских промышленников с иностранными конкурентами. Горькие сетования на нехватку рисовальщиков для отечественной мануфактурной промышленности можно встретить в описании 1-й Всероссийской выставки 1829 года: « Орнаментальных живописцев у нас нет, и мы вынуждены перенимать узоры иностранные».34

Граф Сергей Григорьевич Строганов подошел к разрешению этой проблемы, серьезно и глубоко сознавая потребности развивающейся отечественной промышленности. Уроженец Москвы, происходивший из известного и богатого рода Строгановых, выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения, участник главных сражений Отечественной войны 1812 года и европейских походов русской армии 1813-1814 гг. С. Г. Строганов был большим патриотом России.

Находясь в Париже , любуясь «тем совершенством, какое вносится парижскими рабочими во все произведения, исходящие из тамощних мастер-ских», С.Г. Строганов пришел к заключению, что это результат большого количества рисовальных общедоступных школ. Он был убежден, что « рисование это язык рабочего», что для ремесленника «карандаш...такая же необходимость, как перо для писателя». Его очень беспокоило тяготение к иностранной моде, широко распространившейся в высших кругах российского общества того времени. Он писал: «Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству - англичан». С.Г. Строганов считал, что художественно-бытовые вещи необходимо создавать «на собственной нашей земле, при наших источниках»,37 притом делать их в истинно национальном стиле, так как « во всяком государстве промышленность носит на себе отпечаток народного характера».

С.Г. Строганов разделял мнение русских промышленников о том, что победить конкурентов можно только улучшением художественного качества изделий. А для этого необходимо создать контингент хорошо подготовленных отечественных рисовальщиков, причем начинать их профессиональное обучение надо с малых лет.

Структура управления училищем, коллектив преподавателей и контингент учащихся

Стремительно растущая российская промышленность все настойчивее требовала собственные кадры художников-прикладников, дефицит которых был весьма ощутим. Однако цифры распределения выпускников Строгановского училища оставались неутешительными: «С 1861г. по 1886 г. окончило курс 402 человека. Поступило рисовальщиками на фабрики - 82, состоят учителями рисования в учебных заведениях и на частных уроках - 320 че-ловек». Правительство признавало, что потребности отечественной промышленности ставили новые задачи перед художественно-промышленными образовательными центрами, каковыми и являлись Строгановское училище в Москве и училище барона А.Л. Штиглица в Петербурге. Что касается последнего, то оно было преобразовано согласно Положению правительства от 17 мая 1888 года.

В глубоком преобразовании нуждалось и Строгановское центральное училище технического рисования. Эта потребность подчеркивалась в подготовленном проекте постановления: «Более нежели тридцатилетняя деятельность Строгановского Училища ( с 1860 года) выяснила, с одной стороны, важное значение этого учебного заведения для Московского промышленного района ( в Училище за три последних десятилетия обучалось ежегодно свыше 200 учеников, 31 учениц и 79 любителей рисования , причем большая часть учеников принадлежала к числу детей рабочего класса населения), с другой же стороны - указывает на необходимость некоторых из-менений в положении об Училище».

Среди неблагоприятных обстоятельств, которые требовалось решить в первую очередь, указывались: недостаточность помещений как для учебных классов, так и для развития существующих и, организации новых мастерских, отдаленность укчилища и художественно-промышленного музея. Кроме того, при реорганизации улицы Мясницкой здание, где первоначально размещался музей, было снесено в 1872 году, а экспозиция музея была свернута, и лишь незначительная часть ее была размещена во временном помещении в другой части города. Таким образом, музей не мог выполнять весьма важную для училища, функцию учебно-вспомогательного учреждения, которое в любое время могло быть доступно учащимся. Отмечалась также острая необходимость реорганизации учебного процесса в самом училище.

Хлопоты и ходатайства администрации училища перед Министерством финансов в конечном счете увенчались успехом и по его представлению в Государственный Совет, последовало Высочайше утвержденное 13 июня 1890 года постановление: «Обратить под помещение Строгановского Центрального Училища Технического Рисования с художественно-промышленным музеем и для Московского Отделения Совета Торговли и Мануфактур освобождающиеся из под клиник Императорского Московского Университета здания на участке земли, в количестве 3,034 кв. саж., граничащем с Кузнецким мостом, Рождественкой и Сандуновским переулком; и расходы, необходимые на строительные работы по приспособлению клинических зданий под надобности упоминаемых учреждений отнести на счет кредита в сто пятьдесят тысяч рублей из казны, назначенного к условному отпуску по ст. 18,п.7 расходной сметы Департамента Торговли и Мануфактур на 1890 г.».135

Для руководства строительными работами Министерством финансов был утвержден состав Строительной комиссии в которую вошли: директор Строгановского училища Ф.Ф. Львов (в 1885 -1895 годах), Московский губернский инженер, архитектор Императорского Московского университета К.С. Быковский и архитектор-строитель СУ. Соловьев, который , помимо того, был преподавателем училища. Строительные работы шли успешно. В 1891 году смета расходов была увеличена еще на 81142 рубля, направленные на ремонт старой училищной мебели и приобретению новой, на перевоз имущества и оборудования в новое здание, на устройство новых мастер-ских.136

Реорганизация мастерских училища и участие в художественно-промышленных конкурсах

Преобразования, связанные с переездом в новое здание на улице Рождественка и принятием в 1892 году Устава училища не решало главной задачи. Строгановское училище к этому времени еще не стало кузницей по подготовке профессиональных кадров художников и рисовальщиков для промышленности. По-прежнему большинство воспитанников училища продолжали поступать на службу в учебные заведения преподавателями рисования и чистописания, предпочитая кажущийся сравнительно более легким, но , на первых порах, плохо оплачиваемый педагогический труд, тяжелому практическому труду на фабриках и в промышленных мастерских.

Однако, бурное развитие экономики России на рубеже XIX-XX веков потребовало глубоких изменений и дальнейшего развития в сфере специального художественно-промышленного образования. Причем потребность в такого рода образовании остро ощущалась, прежде всего со стороны крупных отечественных предпринимателей, стремившихся усилить свои позиции на товарном пространстве внутри страны, а также вышедших на мировой экономический рынок и нуждавшихся в выработке собственного национально самобытного стиля, отличающего русскую продукцию, усматривая в этом способ преодоления засилья международных конкурентов. Наряду со столь важными макроэкономическими процессами в стране, в указанный период бурный подъем переживали и мелкая кустарная отечественная промышленность, представители которой также стремились овладеть художественно-промышленным образованием, которое стало необходимым способом повышения качества и художественного уровня выпускаемой продукции.

Начиная с 1896 года, Советом училища вводится ряд крупнейших изменений в жизни учебного заведения, коснувшихся его задач и направлений деятельности. Существовавший вплоть до этого времени взгляд на училище, как на рассадник, главным образом преподавателей рисования, чистописания и черчения, признан был не соответствующим его целям. Для реализации своего главного предназначения, а именно, подготовки художников для промышленности « Строгановское училище выдвинуло на первый план идею развития мастерских и поставило своей задачей наряду с подготовкой художника-рисовальщика готовить художника-мастера, равного по таланту и по значению в обществе» .

В училище были переработаны учебные программы с целью надлежащей постановки практического обучения в художественно-промышленных мастерских училища. В педагогическом коллективе училище созрело ясное понимание того, что только одно образование в художественных классах, без практических занятий в мастерских, без близкого знакомства с техникой производства, лишает учебное заведение возможности подготовить тех специалистов, в которых остро нуждалась отечественная промышленность.

Похожие диссертации на Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков