Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Сомова Инна Юрьевна

Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны
<
Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сомова Инна Юрьевна. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Пятигорск, 2004 190 c. РГБ ОД, 61:04-7/682

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Структура и состояние культурных учреждений и религиозных организаций Ставропольского края к концу 30-х гг. и в начальный период Великой Отечественной войны

1. Основные тенденции развития культуры и религии в крае накануне войны 27

2. Учреждения культуры Ставропольского края в первый период вой ны: характер и особенности перестройки 43

Глава II. Особенности деятельности культурных и религиозных учреждений на оккупированной фашистами территории Ставропольского края (август 1942-январь 1943 гг.)

1. Культурные учреждения в условиях «нового порядка»: новые тенденции развития

2. Политика оккупационной власти по отношению к религиозным культам и верующим на Ставрополье 88

Глава III. Состояние и работа культурных и религиозных учреждений Ставропольского края в завершающий период войны (1943 - 1945 гг.)

1 . Возрождение культурных учреждений после освобождения края от немецко-фашистских оккупантов (январь 1943 -декабрь 1944 гг.).. .

2. Культурная сеть Ставрополья к концу Великой Отечественной войны: переход к мирной жизни '37

3. Религиозные организации на Ставрополье в 1943-1945 гг.: взаимоотношения с властью 150

Заключение 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории человечества. По масштабам гибели людей, разрушений и утере художественных ценностей она не имеет себе равных. Победа в этой войне была результатом титанических усилий всего советского народа. Население страны поднялось на священную войну против фашистских захватчиков. Любовь к Отчизне породила массовый героизм на фронте и в тылу. Идеология патриотизма стала в годы войны подлинно общенациональной идеологией. Гитлеровская Германия и ее союзники ставили задачу покорить весь мир и распространить свою власть на многие народы. Советский Союз разрушил эти планы, и фашизм, как идеология и политическая система, потерпел сокрушительное поражение. Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло почти 60 лет, но время не властно над героикой прошлого. Наоборот, чем дальше отодвигаются от нас события тех лет, тем ярче становятся для нас некоторые события героического прошлого нашей страны.

Научное изучение избранной темы позволяет полнее раскрыть роль и вклад культурных и религиозных учреждений в разгром фашизма. И хотя за долгие годы история Великой Отечественной войны изучена, казалось бы, всесторонне и воссоздана была объективная картина тех лет, тем не менее, в последнее десятилетие наши представления о войне обогатились. В научный оборот были введены ранее неизвестные исторические документы, раскрывающие многие аспекты периода фашистской оккупации Ставропольского края. Они позволили получить более полное представление о деятельности культурных и религиозных учреждений в военное время.

Данная работа является попыткой проанализировать позиции двух государственных систем - советской и фашистской - по отношению к культуре и религии, показать сущность проводимой ими политики, которая ярче всего проявилась на Кавказе.

Изучение деятельности культурных и религиозных учреждений в годы Великой Отечественной войны имеет большое теоретическое и практическое значение. Как источник духовной энергии народа они несли в себе еще и элементы национальной культуры, т.к. Кавказ имеет сложный в этническом и языковом отношениях состав населения. Здесь живет свыше 50 народностей, говорящих на языках трех лингвистических семей: собственно кавказской (или иберо-кавказской), индоевропейской и алтайской. Деятельность же этих учреждений отражалась не только на духовно-нравственном развитии людей разных национальностей, но и являлась носителем духа нации как объединяющего фактора в борьбе против гитлеровских захватчиков, выступая могучей силой, сплачивающей все народы. Священнослужители в те годы не были молчаливыми наблюдателями происходящего, а активно принимали участие в повседневной жизни военных лет. Партийное и религиозное мировоззрение в военные годы не разделили общество, а, наоборот, объединили его единой целью. Перед тем, как встать во весь рост и броситься в атаку навстречу смерти, многие солдаты просили небесной защиты и крепости духа - кто у Иисуса Христа, кто у Аллаха или Будды. Не был забыт «религиозный фактор» и в Германии. В оккупированных районах Ставропольского края открывались ранее бездействующие церкви. Крещения и другие требы количественно возросли на сотни процентов по сравнению с доокку-пационным периодом. Были и служители церкви, которые перешли на службу к гитлеровцам. Церковь в войне, религия и общество, культура и произвол — все это часть вопросов, которые мы рассматриваем в данном исследовании.

Проблема оккупационного режима в последние годы стала предметом пристального внимания историков. Ее политическое и историческое значение определяется самой спецификой сегодняшнего дня, когда в России возникают организации нацистского толка. Поэтому такой острой и становится данная проблема. В то же время оккупационный режим рассматривался в исторической науке исключительно в военно-политическом аспекте. Про-

5 блемам же религии и культурной политики нацистов уделялось недостаточное внимание. Л культура - это своеобразный индикатор происходящих в обществе событий. Российская и зарубежная общественность знает о преступлениях нацистов в период Второй мировой войны: убийстве миллионов людей на оккупированной территории, разрушении экономики, использовании тактики «выжженной земли». Другая же сторона преступлений фашистов - расхищение национальных сокровищ искусства и истории на захваченных территориях до последнего времени была освещена недостаточно. Кроме того, среди проблем, связанных с историей Великой Отечественной войны, заслуживают внимания темы отношений между государством и церковью, состояния и деятельности религиозных организаций, жизни верующих. Именно поэтому разрабатываемая нами проблема актуальна и диктуется задачами проследить развитие культурных и религиозных учреждений края в годы Великой Отечественной войны, особенно - в период временной оккупации Ставрополья фашистами.

Вместе с тем в исследовании данной проблемы имеют место различные подходе,1, концепции и точки зрения. Это обусловлено прежде всего тем, что длительное время многие документальные источники были недоступны исследователям. К тому же историография Великой Отечественной войны испытывала на себе воздействие, как и другие ее направления, идеологии и политики.

Тем не менее, следует отметить, что в 90-х гг. XX в. историкам удалось продвинуться вперед в разработке ряда проблем истории Великой Отечественной войны, в том числе, в исследовании оккупационной политики немецких властей в отношении культурных и религиозных учреждений на Северном Кавказе.

В то же время неудовлетворительное состояние научной разработки проблемы, особенно деятельности культурных и религиозных учреждений края в оккупационный период, рассекречивание архивных материалов, потребовали проведения дальнейших исследований. Новые документы помо-

гают нам сегодня, почти через 60 лет после окончания битвы с фашизмом, точнее и полнее представить их значение в достижении победы над врагом, по достоинству оценить вклад культурных и религиозных учреждений в общенародный ратный и трудовой подвиг, не впадая в крайности восторженных преувеличений или высокомерных недооценок.

Историография темы. Проблема деятельности культурных и религиозных учреждений в годы Великой Отечественной войны, их состояния и развития привлекала многих исследователей минувшей войны, как в послевоенные годы, так и в наше время. В основном работы, посвященные этим организациям, имеют общероссийский фактологический материал. В трудах по Великой Отечественной войне на Северном Кавказе сведения по интересующей нас теме носят лишь отрывочный, эпизодический характер. Многие аспекты организации и работы этих учреждений, особенно религиозных, остаются малоисследованными.

Историография деятельности культурных и религиозных учреждений в годы Великой Отечественной войны имеет более чем полувековую историю, которую можно разделить на четыре этапа: 1) 1941 - середина 50-х гг.; 2) вторая половина 50-х - середина 60-х гг.; 3) вторая половина 60-х - середина 80-х гг.; 4) вторая половина 80-х гг. - начало XXI века. В ней в зависимости от периода нашли отражение интересующие нас факты из культурной и религиозной жизни народа в военное время.

Большую ценность для дальнейшего исследования данной проблемы имеют различные выступления и статьи, появлявшиеся как в советских, так и в оккупационных периодических издания еще во время войны.1 Литература первого периода носила публицистический характер, однако она дала возможность проследить становление историографии темы на протяжении всей войны. После освобождения Ставрополья от оккупантов содержание статей

Назарова Т. В домике Лермонтова //Ставропольская правда. - 1943. - 8 марта; Гиль В.Кино// Ставропольская правда. - 1943. - 26 октября; Верующие помогают фронту// Сталинское слово. - 1944. - 3 июня; Открыть кинотеатр// Пятигорское эхо. - 1942. - 30 августа; Вечера балета// Пятигорское эхо. - 1942. - 5 декабря; Церковная жизнь// Пятигорское эхо. - 1942. - 8 декабря.

7 было навеяно в основном выступлениями руководителей страны, передовицами центральных газет. Методологической основой всех публикаций являлись речи, приказы и выступления И.В. Сталина.

Победа СССР в Великой Отечественной войне наложила в послевоенные годы печать на всю научную и художественную литературу о войне. Прославление и пропаганда боевых и трудовых подвигов советского народа и Красной Армии составляли ее основное содержание. Критико-аналитический подход, объективное рассмотрение причин тяжелых поражений и потерь, ошибок и просчетов казались неуместными. Используя триумф Победы, власти стремились убедить народ в универсальности политической системы, ее пригодности не только в чрезвычайных условиях войны, но и в мирное время. С этим связана и закрытость архивов, и догматический подход к исследованию истории. И все же историческая ценность трудов этого периода состоит в том, что фактически они открывали определенные тематические направления исследования, впоследствии продолженные исто-риками в их работах.

Изучение работы культурных учреждений активизировалось во второй половине 50-х - начале 60-х гг. Многие стороны их деятельности в годы войны были освещены в трудах по истории СССР и истории КПСС, в книгах, посвященных развитию культуры. Данное обстоятельство характеризовало собой начало второго этапа историографии.3

В целом время с середины 50-х до середины 60-х гг. было плодотворным в изучении всех проблем истории Великой Отечественной войны. Произошел поворот к ее научному осмыслению, активизировалась исследовательская работа в центре и на местах, на расширенной базе источников нача-лось создание фундаментальных научных трудов. В эти годы отечественная

2 Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии но установлению и рас
следованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. — М., 1946;
О советской социалистической культуре. Сб. статей. - М.,1948.

3 Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. — М., 1954; Развитие

социалистической культуры в союзных республиках. Сб. статей. - М., 1962.

4 Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками. Сб. материалов. Т. 1-7.

М., 1957-1961.

8 историография Великой Отечественной войны обогатилась важными и крупными работами, рассказывавшими о развитии культуры в годы войны, а также о деятельности учреждений искусств в период временной оккупации советских территорий.5 Исследования этого этапа значительно расширили источниковую и историографическую базы, создали условия для новых выводов и обобщений. Выполненные на большом архивном и документальном материале, они раскрыли многие стороны идеологической и политической победы над фашизмом на фронте, в тылу и на оккупированной территории.

Первыми фундаментальными изданиями по истории Великой Отечественной и Второй мировой войны явились «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945» в шести томах и «История второй мировой войны» в 12-ти томах.6 Они отличались огромным количеством нового фактического материала, впервые введенного в научный оборот. Издания были подготовлены квалифицированным составом известных в стране исследователей. В них обобщены и проанализированы все формы борьбы народа с оккупантами в годы Великой Отечественной войны: на фронте и на оккупированной врагом территории, показана деятельность партийных комитетов, органов советской власти, правительства СССР. В этих трудах нашли отражение и события, происходившие на Северном Кавказе в 1941-1945 гг. Однако в этих изданиях освещаются в основном действия, связанные с освобождением Северного Кавказа. Многомесячная и кровопролитная оборона Кавказа осталась мало исследованной. К тому же, в 12-томной истории Второй мировой войны фактически не были приведены новые исторические сведения о работе советского тыла, о жизни людей во время оккупации. Имела место недооценка вклада культпросветучреждений в деле освобождения оккупированных территорий от гитлеровцев.

Проблема идейно-воспитательной работы учреждений культуры среди населения Кавказа стала интересовать исследователей к концу 60-х гг., когда

5 Немецко-фашистский оккупационный режим (1941-1944 гг.). — М., 1965.

6 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945: В 6 т. - М., 1960-

1965; История Второй мировой войны 1939-1945 гг.: В 12 т. -М., 1973-1982.

9 начался третий этап в развитии историографии изучаемой темы. Она нашла определенное отражение в мемуарных изданиях и научно-популярных работах. Среди них можно выделить книгу активного участника боевых событий на юге страны в 1942-1943 гг. А. Гречко «Битва за Кавказ».7 Эта была первая крупная монография, посвященная исследованию боевых действий сухопутных войск, флота и авиации на северокавказском театре военных действий. Основой для книги послужили документальные материалы центральных и местных архивов, а также личные воспоминания автора. Он детально описывает все боевые действия, проходившие в нашем регионе. В главах, касающихся обороны Кавказа, А. Гречко указывает на неоценимую помощь местных парторганизаций в проведении антигитлеровской пропаганды и в поднятии духа бойцов Красной Армии и населения. Однако вопросы культурного обслуживания красноармейцев в работе освещены лишь фрагментарно, т.к. главной задачей автора был военный аспект битвы за Кавказ.

В 1970 г. вышли в свет «Очерки истории Ставропольской парторгани-

зации КПСС», подготовленные ведущими учеными региона. Главы, посвященные периоду войны, представляют определенную научную ценность. Среди военно-организационных мероприятий, проводившихся в крае партийными организациями, можно выделить культурно-массовые и воспитательные. Коммунисты проводили широкомасштабную мобилизационную работу среди населения, направленную на восстановление разрушенных учреждений культуры. В очерках говорится о деятельности партийных организаций по оказанию постоянной помощи культурным учреждениям в создании материальной базы, в обеспечении их кадрами, в оснащении инвентарем и реквизитом. Вместе с тем, в данной работе имеют место отдельные положения, связанные с идеализацией деятельности партийных организаций Ставрополья в годы Великой Отечественной войны.

7 Гречко А.Л. Битва за Кавказ. - М., 1967. Очерки истории Ставропольской организации КПСС. — Ставрополь, 1970.

В 1975 г. было подготовлено второе, доработанное издание книги «Итоги и уроки Великой Отечественной войны».9 В одной из её глав рассказывается о советской литературе, искусстве, кинематографии в годы войны. По сравнению с другими изданиями книга была дополнена новыми оценками и фактическим материалом. По существу - это одна из первых работ, где исследование деятельности учреждений культуры и искусства в годы войны занимает значительное место. Авторы справедливо указывают, что работа этих учреждений помогла советским людям одержать военную и экономическую победу над гитлеровской Германией и ее союзниками. Культура и искусство достойно выполнили свой патриотический долг, стали мощным духовным оружием Великой Отечественной войны. Правда, приведенные в книге факты больше относятся к проявлениям героизма отдельными представителями культуры. Совокупная деятельность всех культурных организаций страны в суровые военные годы анализируется в ней, на наш взгляд, недостаточно.

Ряд важных аспектов работы культурно-просветительных учреждений Ставропольского края в исследуемый период рассматривается в книге «В суровые годы войны».10 Здесь повествуется о том, как ставропольцы, преодолевая неслыханные трудности военного времени, сражались против немецко-фашистских захватчиков на фронтах и самоотверженно работали в тылу. Работники культуры, деятели литературы и искусства внесли и свой вклад в общее дело защиты Родины. Вместе с культурно-массовой работой среди населения они сочетали ее с выполнением производственных заданий, участием в уборке урожая, в проведении различных политических кампаний. Кроме того, книга интересна тем, что написана на основе официальных документов по истории Великой Отечественной войны, а также исторических материалов, хранящихся в фондах центральных и местных архивов.

9 Деборин Г.Л., Тельпуховский Б.С. Итоги и >роки Великой Отечественной войны. - М.,

1975.

10 В суровые годы войны/ Отв. ред. Д.В. Кочура. - Ставрополь, 1978.

В периодической печати этого периода появились статьи, основанные на документальных свидетельствах граждан, переживших время оккупации. Они посвящены героическим поступкам деятелей культуры и простых граждан по сохранению культурного наследия Ставрополья. К примеру, в «Ставропольской правде» рассказывалось о спасении жителями города здания театра Музыкальной комедии в Пятигорске. К сожалению, имена этих патриотов до сих пор остаются неизвестными.1

Надо признать, что развитие исторической науки третьего периода историографии по-прежнему в значительной степени тормозилось из-за недоступности многих засекреченных архивных фондов.

Обращаясь к историографии отношений государства с церковью и роли религиозных учреждений в жизни общества, следует отметить преобладание политико-идеологического фактора в подходах к исследованиям проблемы церковно-государственной политики в трудах советских ученых-религиоведов.12 В этих работах религиозные объединения рассматривались как враждебная советскому строю сила, противостоявшая социалистическому строительству. Ввиду этого интерес авторов был направлен только на изучение деятельности религиозных институтов и их реакции на те или иные государственно-правовые акты и мероприятия правительства. Менее всего в этих трудах говорится об ошибках в политике государства по отношению к религиозным организациям. Интересующий нас период авторы характеризуют схематично и довольно ограниченно: после 1943 г. духовенство принимает ряд мер по укреплению своих позиций, используя вызванное войной оживление религиозных чувств у части советских людей и имевшее тогда место некоторое отступление от ленинских принципов в отношении к религии. Как указывают авторы изданий, выходивших еще в конце 60-х гг. «Оживление религиозных суеверий и значительная активизация церковников

11 Фалеев Г. Узнать имена смельчаков// Ставропольская правда. - 1979. - 21 апреля.

12 О религии. (Хрестоматия). - М., 1963; Настольная книга атеиста. - М., 1971; Григорьяп
М.М. Курс лекций но истории атеизма- М, 1974; Ласковая М.П. Богоискательство и
богостроительство прежде и теперь. - М., 1976.

12 и сектантов в значительной степени объясняются тем, что многие партийные организации недооценивают антирелигиозную работу, слабо направляют и недостаточно контролируют деятельность советских, профсоюзных, комсомольских организаций и идеологических учреждений, призванных вести научно-атеистическую пропаганду. Такая позиция идет вразрез с марксизмом-ленинизмом. Коммунистическая партия всегда занимала и занимает позицию воинствующего атеизма, непримири.мой наступательной идейной борьбы против религиозного дурмана».13 Государство же, позитивно оценив патриотическую позицию церкви, предоставляет ей ряд юридических и экономических прав.

В конце 80-х - 90-х гг. XX в. была предпринята попытка создания новой концепции истории страны периода Великой Отечественной войны. Она открывает четвертый этап историографии. Он связан с оформлением и развитием собственно российской историографии, с новыми теоретическими подходами к изучению культуры XX столетия, переосмыслением целого ряда методологических, конкретно-исторических, терминологических аспектов истории культуры и религии в 1941-1945 гг. Следует подчеркнуть, что новые тенденции в отечественной исторической литературе генетически связаны с предыдущим периодом историографии. Тогда был создан мощный пласт исторической литературы по истории культуры РСФСР периода Великой Отечественной войны, выявлен и введен в научный оборот значительный но объему документальный массив источников. По данной проблеме обсуждались дискуссионные вопросы, в частности, о культуре как комплексной научной дисциплине, требующей системно-функционального подхода. Все это позволило в конце XX — начале XXI вв. создать оригинальные труды по теме, пересмотреть устаревшие и стереотипные положения, приблизиться к принципиально новому пониманию событий и явлений культурной и духовной жизни 1941 - 1945 гг.

Спутник атеиста. - М., 1959. - С. 415-41 б.

Фундаментальным исследованием нового периода историографии стало четырехтомное издание «Великая Отечественная война. 1941-1945».14 Его новизна и научная ценность в значительной степени определяются тем, что за последние годы были достигнуты значительные успехи в расширении базы источников исторических исследований, в переосмыслении опыта предшествующей историографии, в разработке новых проблем. Авторы более объективно рассмотрели Великую Отечественную войну, опираясь на последние достижения исторической науки. Особый интерес для нашего исследования представляют обобщающие очерки заключительной книги «Народ и война», т.к. здесь идет речь о развитии советской военной науки и искусства, о состоянии военной экономики и героизме тружеников тыла, о положении на оккупированной врагом территории. Вместе с тем, не все важнейшие проблемы Великой Отечественной войны получили в этом труде достаточно полное отражение. Мало сказано о культуре в годы войны, о материальном и духовном аспектах жизни народа, о партийно-государственном руководстве Советского Союза, о ЦК ВКП(б), Совнаркоме, советах, комсомоле и общественных организациях, которые руководили деятельностью культпросветучреждений. Об их работе можно привести немало интересного материала. Очевидно, что недооценка их роли в войне не представляется оправданной.

Четвертый этап историографии деятельности культурных и религиозных организаций в годы войны характерен появлением большого количества различных публикаций. Изменения, происходившие в политической жизни страны, сказывались на содержании научных статей, книг, выступлений ученых на научных конференциях. С открытием партийных архивов, фондов государственного ведомственного хранения, «спецхранов» библиотек началось более глубокое изучение проблемы состояния культурных учреждений в

4 Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. - В 4 книгах. Кн. 1, 2. С>ровые испытания. - М., 1998; Кн. 3. Освобождение. - М., 1999; Кн. 4. Парод и война.-М., 1999.

14 годы Великой Отечественной войны.15

История развития и состояния культурных организаций Ставропольского края получила освещение, как в общих работах, так и в специальных исследованиях. Их авторы опубликовали новые архивные материалы, полнее реализовывали научные замыслы, обозначили соответствующие времени исследовательские подходы. Указанная проблема нашла также отражение в ряде очерков по истории Ставропольского края.16 В этих трудах много ценного фактического материала о культурной и религиозной жизни, который и сегодня служит интересной и познавательной иллюстрацией того времени. Но, к сожалению, авторы акцентируют внимание только на раскрытии частных явлений, не анализируют истинные мотивы происходящего, ограничиваются лишь констатацией действий личностей и коллективов, движимых, по их мнению, любовью к вождям пролетариата, идеям социализма. Трудности объективного и субъективного характера сведены к одному знаменателю -военные разрушения, варварство фашистов по отношения к культурным и культовым учреждениям. В исторических очерках более позднего времени,17 авторы, хотя и пытаются преодолеть указанные недостатки, но, тем не менее, освещают мотивы деятельности людей, события, факты через призму роли личности, характер человека, которые преломляются через осмысление таких качеств, как воля, способность руководителя-организатора. Материальные и моральные стимулы лишь иногда присутствуют в качестве предметов научного исследования. Важное место в своих работах исследователи отводят проблеме подготовки высшими учебными заведениями кадров высокой квалификации, освещают основные направления научных исследований высшей школы. Анализируются также трудности военных лет и меры государства по

15 Бакуменко М. Сокровища в огне войны. — Минск, 1990; Максакова Л.В. Спасение куль
турных ценностей в годы Великой Отечественной войны. - М., 1990; Мазурпцкий A.M.
Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны 1941 -
1945 гг. - М., 1995; Пинегина Л.Л. Изобразительное искусство в годы Великой Отечест
венной войны. - М., 1990; Петровский Н.В. Сокрытые страницы истории. — М., 2002.

16 Очерки истории Ставропольского края. В 2-х тт. - Ставрополь, 1986.

17 Край наш Ставрополье: Очерки истории /Науч. ред. проф. Д.В. Кочура и проф.
В.П. Невская. -Ставрополь, 1999.

15 их преодолению. Однако мало места уделяется роли культурных и особенно религиозных учреждений.

Борьба народов Северного Кавказа за создание прочного тыла в годы войны раскрыта в монографии М.Х. Шебзухова.18 На конкретном историческом материале автором показана также деятельность государственных и общественных организаций, в том числе учреждений культуры в оказании помощи фронту. Проанализирована их роль в этом важном направлении работы, а также издержки и просчеты, допущенные руководством страны и местными органами власти.

В работе А.И. Кругова, написанной на основе новых архивных источников, факты и события истории Ставрополья оцениваются объективнее, чем десять-пятнадцать лет назад. Все это - свидетельства того, что историю переписывают не только исходя из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение наших знаний о прошлом. В книге в ряде случаев отсутствуют авторские оценки и интерпретация исторических событий, что дает возможность читателю самому объективно оценить их смысл и подлинное значение. Такой подход помогает более детально разобраться в сложных и драматических перипетиях нашего исторического прошлого.

Современный период отечественной историографии характеризуется большим количеством региональных исследований. На широком историческом и социокультурном фоне Х.Б. Баучиев, З.Х. Байрамкулова, Д.С. Джан-теева, А.Д. Койчуев, Ч.С. Кулаев, СИ. Линец, В.П. Шишкин, Д.С. Чанкаева и другие20 показали взаимосвязь и взаимовлияние основных уровней культуры и религии периода Великой Отечественной войны. Комплексные иссле-

Шебзухов М.Х. Тыл - фронту (Тыл Северо-Западного Кавказа в годы войны 1941-1945): опыт, уроки. - Майкой, 1993.

Кругов А.И. Ставропольский край и истории России (копен XVIII - XX век) - Ставрополь, 2001.

Баучиев Х.Б. Помощь интеллигенции Северного Кавказа фронту в годы Великой Отечественной войны; Койчуев А.Д., Шишкин В.II. Восстановительный период на Северном Кавказе 1943-1953 гг. в трудах историков и средствах массовой информации; Кулаев Ч.С, Баучиев Х.Б., Байрамкулова З.Х. Ученые Северного Кавказа в помощь фронту в годы Великой Отечественной войны; Кулаев Ч.С, Чанкаева Д.С. Публицистика периода

дования Г. Беликова21 по истории культурной жизни края военных лет удачно сочетаются с трудами по другим сюжетам истории тыла в 1941-1945 гг., появившимися в последнее десятилетие. Применив культурологический подход к анализу источников, авторы пришли к интересным выводам о развитии культурных процессов в городах Ставропольского края в экстремальных условиях военного времени, в частности, оккупационном и послеокку-пационном периоде войны.

В последние годы был защищен ряд диссертаций, в которых анализируется политика оккупационных властей на Северном Кавказе и освещаются некоторые аспекты культурной и религиозной жизни людей на оккупированной территории.22 Так, в диссертационном исследовании Х.Б. Баучиева, посвященном роли интеллигенции нашего региона в военные годы, нашли отражение интересные аспекты деятельности культурных организаций в военное время.23

Более глубоко, чем в предыдущий период, изучалась проблема сохранения историко-культурного наследия в период Великой Отечественной войны. К числу достижений историографии последнего десятилетия можно отнести глубокий анализ процесса формирования органов охраны памятников, форм и методов их деятельности в годы войны. Были комплексно изу-

оккуиации немецко-фашистскими захватчиками Северного Кавказа (1942-1943 гг.) //Алиевекис чтения: Научная сессия преподавателей и аспирантов университета. - Ка-рачаевск, 1998; Липец СИ. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.). - Ростов-на-Дону, 2003; Джантссва Д.С. Основные направления деятельности печати Северного Кавказа в послеоккупационный период (1943-1945) //Вторая Мировая война: актуальные проблемы социальной истории. - Майкоп, 2002.

Беликов Г. Оккупация. Ставрополь. Август 1942-январь 1943. — Ставрополь, 1998; Он же. Архиепископ Антоний (Завгородний); Жизнь Ставрополя и его горожан в период оккупации; Митрополит Антоний (Романовский); Но берлинскому времени; Синагога; Ставропольская мечеть: памятник, храм, Музей? //Ставропольские губернские ведомости. - 1997. - 4 декабря, 8,22 июля, 29 ноября.

Линец СИ. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) //Дисс... докт. ист. наук. - Пятигорск, 2003; Бочкарева З.В. Оккупационная политика фашистской Германии на Северном Кавказе //Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Ставрополь, 1995. Баучиев Х.Б. Вклад интеллигенции Северного Кавказа в разгром фашизма в годы Великой Огечествеиной войны (1941 -1945гг.)//Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Ставрополь, 2000.

17 чены практические мероприятия по охране, эвакуации и консервации исто-рико-художественных и архитектурных ценностей. Проанализирована роль армии и советской военной администрации по спасению и возвращению нашего культурного достояния в военные и первые послевоенные годы. Больше внимания уделялось выявлению негативных явлений в предвоенной и военной государственной политике в области сохранения культурных ценностей.

Существенный вклад в исследование роли церкви в годы Великой Отечественной войны был сделан учеными в 90-е гг. Но поскольку тема нашего исследования охватывает конкретную территорию, а именно — Ставропольский край, то степень изученности ее невелика, т.к. все фундаментальные труды посвящены, в первую очередь, состоянию религиозных учреждений в стране в целом.

Радикальные перемены, произошедшие в конце 80-х гг. в общественно-политическом устройстве Российской Федерации, позволили, опираясь на ранее известные и особенно на вновь открывшиеся источники, пересмотреть и внести значительные коррективы в освещение истории церковно-государственных отношений. Впервые ставится вопрос о целесообразности существования системы атеистического воспитания в СССР, рассматриваются ранее неизвестные широкой общественности стержневые проблемы и ситуации, связанные с церковно-государственными отношениями, делается попытка анализа церковной политики советского государства в военные и послевоенные годы. Началом нового этапа в историографии данной проблемы можно считать работу канадского историка-религиоведа Д. Поспеловско-го «Русская православная церковь в XX веке».24 Этот труд западного историка в какой-то степени стимулировал исследовательский энтузиазм и направленность выводов отечественных авторов, разрабатывающих эту тему.

Успешной попыткой обобщения исторического опыта деятельности государственных органов, курирующих религиозные объединения, можно на-

24 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.

18 звать работы В.А. Алексеева.25 Предварительная публикация ряда избранных мест из книги «Иллюзии и догмы» в центральных журналах вызвала неоднозначную реакцию у читателей, т.к. даже подготовленные в области религиоведения специалисты оказались плохо осведомленными о важнейших моментах жизнедеятельности церкви. Обосновывая свою точку зрения, автор использовал ранее неизвестные архивные материалы о числе и причинах массового закрытия церквей и монастырей, о репрессиях против духовенства и верующих, о политике И.В. Сталина по отношению к церкви. Кроме того, В.А. Алексеев призывает исследователей не повторять ошибок прошлого и не канонизировать взгляд на него, а новыми исследованиями и публикациями попытаться разрушить стойкие стереотипы и предубеждения людей, формировавшиеся не одно десятилетие периода антирелигиозной пропаганды.

В 90-е гг. появились объективные работы, детально реконструирующие процесс противоречивого развития государственно-церковных отношений в 1941 - 1945 гг. В их ряду выделяются аналитические исследования М.И. Одинцова.26 В них были определены факторы, повлиявшие на государственную религиозную политику в предвоенный и военный периоды, выделены ее этапы, прослежена эволюция конституционно-правовой базы деятельности специальных органов, осуществлявших данную политику, выяснена степень самостоятельности руководства Церкви в указанный период, выявлена степень религиозности населения в отдельных российских регионах в годы войны. Позитивное значение имеет изучение отражения религиозной политики правительства в общественной и культурной жизни страны в 1941— 1945 гг.

Отечественная историческая литература последнего времени о судьбе религии в условиях коммунистической государственности отмечена специфической чертой: зависимостью от внутриконфессионалыюй историогра-

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991. "ь Одинцов М.И. Другого раза не было //Наука и религия. — 1989. - № 2; Он же. Государство и церковь: история взаимоотношений. -М, 1991;

19 фии. Кроме того, гипертрофируется также пассивность и жертвенность церкви в годы войны.

В последнее время были написаны диссертационные исследования, посвященные патриотической роли церкви в годы войны, охватывающие как общероссийский тенденции, так и региональные.28 Научная ценность этих работ определяется тем, что в них приведены новые рассекреченные архивные документы. Авторы по-новому оценивают государственно-церковные отношения в СССР в период Великой Отечественно войны. Кроме того, эти исследования дают возможность провести сравнительный анализ по всем аспектам деятельности религиозных организаций в разных регионах СССР, проследить изменения в религиозной политике как советских, так и оккупационных властей.

Таким образом в 90-е гг. XX - начале XXI вв. авторами был освещен широкий спектр вопросов, связанных с культурно-религиозной проблематикой военного времени. Разумеется, далеко не все аспекты были изучены с одинаковой полнотой. Главные сюжетные линии поиска были направлены на преодоление традиционной концепции советской культуры периода Великой Отечественной войны. Началось активное освоение новых, а также ранее невостребованных источников по основным сюжетам истории культуры и религии России военных лет, изучаются малоисследованные и дискуссионные вопросы, создаются региональные исследования. Поэтому критическое осмысление исторических явлений, позитивный опыт прошлого послужили достаточным основанием для формулирования новых теоретических положений, а также практических рекомендаций в данном исследовании. И хотя

См., например: Леонтьева Т.Г. М.В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Статиие и Хрущеве (государственные церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах)// Вопросы истории. - 2002. -№ 10. - С. 162.

Васильева О.ІО. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной Войны //Автореф. лисе... канд. ист. наук. - М, 1990; Полат Салих. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях Второй Мировой войны и послевоенный период //Автореф. дисс....канд. полит, наук. - М, 2001; Фефилин СВ. Взаимоотношения государства и религиозных организаций в 40-х - середине 50-х гг. XX века (на материалах Краснодарского края)//Автореф. дисс....каид. ист. наук — Майкоп, 2002.

20 все издания прошлых лет, о которых говорилось выше, безусловно, представляют фактологическую ценность, стала очевидной необходимость исследования архивных материалов, которые ранее находились под грифом «секретно», социологической и мемуарной литературы, в которых нашла бы объективное и комплексное отражение тема деятельности культурных и религиозных организаций Ставропольского края в годы войны.

Объектом исследования являются культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования - развитие культурных и религиозных учреждений Ставропольского края в годы минувшей войны, их состояние, деятельность, изменения в работе в дооккупационный, оккупационный и послеокку-пационный периоды, оценка и итоги эффективности их работы в эти периоды.

Целью данного исследования является комплексное изучение и анализ особенностей деятельности культурных и религиозных учреждений Ставропольского края в период Великой Отечественной войны, оценка их вклада в победу над врагом. Представляя в работе неизвестные документы, относящиеся к данным вопросам, мы не преследуем цели что-либо «перечеркнуть» или «переписать» из пережитого и прожитого народами Ставропольского края в годы войны. Наша цель - благодаря материалам, которые в силу различных причин не были ранее доступны для изучения, способствовать объективному осмыслению истории.

Исходя из указанной цели исследования, основные задачи заключаются в том, чтобы:

-теоретически осмыслить и обобщить имеющийся опубликованный и архивный материал по исследуемой проблеме;

- раскрыть особенности, структуру и характер деятельности культурных и религиозных учреждений Ставропольского края в довоенный период и в условиях начавшейся Великой Отечественной войны;

проследить механизмы взаимодействия этих организаций с оккупационной властью;

выявить особенности борьбы культурных и религиозных деятелей против немецко-фашистских захватчиков на территории оккупированных районов края;

изучить состояние культурной сети и религиозный вопрос на Ставрополье к концу войны;

осветить важнейшие мероприятия, проведенные культурными и религиозными организациями для мобилизации населения на оказание помощи фронту и создание фонда обороны в послеоккупационный период;

выявить на основе исследования общее и особенное в деятельности культурных и религиозных учреждений по защите Родины;

охарактеризовать основные принципы культурной и религиозной политики советского государства, которая сложилась в СССР в этот период, и выявить ряд факторов, влияющих на нее;

исследовать формы и методы работы учреждений культуры и религиозных организаций по воспитанию патриотизма и дружбы народов.

Источниковая ба?а исследования. Документальной основой для ис- ' следования послужили архивные материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) и Центра документации новейшей истории Ставропольского края (ЦДНИСК). Наиболее ценными для автора представляются документы из следующих фондов: фонд 6991 (ГАРФ) - Совет по делам религий при Совете министров СССР 1943 - 1991 гг.; фонд 17 (РГАСПИ) - Центральный комитет КПСС; фонд 1 (ЦДНИСК) - Ставропольский крайком КПСС; фонд 5172 (ГАСК) - Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю. Всего было изучено 10 фондов и 43 дела. В них содержатся основные сведения, факты и статистические данные, характеризующие многие аспекты деятельности

22 культурных и религиозных организаций Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, интерес представляют, акты, докладные записки, директивы местных руководителей и государственных чиновников, которые благодаря рассекречиванию архивных фондов стали доступны в последнее время для исследователей. Многие документы, касающиеся преступлений, совершенных немецкими оккупантами в Ставропольском крае по отношению к учреждениям культуры, были опубликованы в краевых газе-тах уже в 1943 г.

В 80-е гг. работники краевых архивов совместно с учеными начали публикацию архивных документов и статей по военной тематике.30 В них включен обширный материал о политико-просветительной работе в отдельных республиках, краях и областях накануне и в годы Великой Отечественной войны. Среди таких материалов следует назвать сборник «Наш край: Документы, материалы (1917-1977 гг.)».31

Кроме архивных фондов, при подготовке исследования использовались также уже опубликованные научные материалы, собранные в сборники документов. Они раскрывают деятельность центральных высших и местных партийных органов СССР по организации, руководству и корректировке деятельности культурных и религиозных организаций в годы войны, как в целом по стране, так и в отдельных регионах.32

Еще одна группа источников нашла отражение в периодической печа-

Суслов М.А. Задачи партийных организаций в деле ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации// Ставропольская правда. - 1943. - 13 марта; Задачи партийных организаций в деле ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации. Резолюция X пленума Ставропольского краевого комитета ВКП(б) от 10 марта 1943 г.// Ставропольская правда. - 1943. - 14 марта; и др.

30 Шведов С. Хроника одного года// Кавказская здравница. - 1981. - 10 января.

31 Наш край: Документы, материалы (1917-1977). -Ставрополь, 1983.

32 Великая Отечественная война 1941 - 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист.
справочник. - М, 1990; Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: Рас
секреченные документы. Хроника событий. - Краснодар, 2000; Ставрополь в период
немецко-фашистской оккупации (август 1942 -январь 1943 гг.): Документы и материа
лы. - Ставрополь, 2000; Битва за Кавказ в документах и материалах. - Ставрополь,
2003; и др.

23 ти, в том числе и периода воєнного времени.33

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой темы и охватывают конец 30-х гг. и весь период Великой Отечественной войны - с 22 июня 1941 г. и до 9 мая 1945 г.

Территориальные рамки исследования - это Ставропольский край Российской Федерации, до января 1943 г. называвшийся Орджоникидзевским краем. Тогда в состав края входили Черкесская и Карачаевская автономные области.

Методологической основой исследования является цивилизацион-ный подход, основанный на принципах историзма и объективности, диалектики развития всей совокупности исторических явлений.

Осуществление принципа историзма создает возможность объективно рассмотреть и проанализировать состояние и развитие культурных и религиозных учреждений Ставропольского края с учетом всех конкретных исторических условий и строгой хронологической последовательности. Принцип объективности позволил рассмотреть конкретные факты такими, какими они являются в действительности.

Поставленные задачи исследования решаются на основе нескольких методологических систем, а именно: формационного и цивилизационного подходов, разработанных приемов и методов анализа информации. При работе над диссертацией автором был выбран аналитический, исторический, перспективный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический ретроспективный, и заимствованные методы — статистический, обобщение количественных показателей экономического, социального, культурного аспектов и др. Все это позволило выявить общее, частное и единичное в объяснении исторических фактов, раскрытии их сущности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно является фактически первой попыткой комплексного ис-

33 Возрождается культурная жизнь// Ставропольская правда. - 1943. - 3 апреля; Следы фашистского грабежа// Ставропольская правда. - 1943. - 24 февраля; Открыть кинотеатр// Пятигорское эхо. - 1942. - 30 августа.

24 следования деятельности культурных и религиозных организаций Ставропольского края, их состояния, развития и изменений в период Великой Отечественной войны. Ряд архивных источников, ранее засекреченных, был использован впервые. Ввиду этого вносится определенный вклад в развитие исторической науки в целом и в исследование истории Ставропольского края, в частности.

Рассматриваются некоторые методологические проблемы, связывающие политику государства и церкви в процессе войны с выделением их основных форм. Впервые на основе систематизации разнообразного исторического, правового и религиоведческого материала в диссертации дано обобщенное представление о сущности и основных направлениях советской государственной религиозной политики и деятельности органов власти и управления Ставропольского края и оккупационных властей по ее реализации в 1941-1945 гг.

Автор полагает, что элементами научной новизны обладают следующие положения диссертации:

впервые проанализирован характер деятельности и тенденции развития учреждений культуры Ставропольского края накануне и в первый период войны, их основные изменения; взаимоотношения оккупационных властей и культурных учреждений на оккупированной фашистами территории;

впервые раскрыты содержание и направленность религиозной политики на Ставрополье в 1941-1945 гг.; дана периодизация основных этапов взаимоотношения государства и церкви в условиях военного времени, отношение оккупационной власти к религии на территории Ставропольского края во время оккупации и особенности религиозной жизни в постоккупационный период;

- осуществлен анализ особенностей восстановительного процесса
культурных учреждений края после освобождения от немецко-фашистских
оккупантов;

выявлена роль и место центральных и местных органов власти в формировании и проведении в жизнь государственной политики по отношению к религии, религиозным организациям и верующим в Ставропольском крае;

проведен анализ процесса изменения государственно-церковных отношений в ходе войны;

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшей научной разработке проблемы для более детального и объективного изучения истории региона в преподавании дисциплин, входящих в государственный образовательный стандарт, при подготовке лекций, методических пособий для высших и средних учебных заведений. На основе использованных в ходе исследования фактов, расширяется представление о вкладе культурных и религиозных учреждений Ставропольского края в дело Победы, глубже раскрывается политика оккупационного режима на Северном Кавказе. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут использоваться также в деятельности государственных и общественно-политических организаций, средств массовой информации.

Возможные направления дальнейшего исследования. Автору представляется назревшей необходимость выработки новой российской государственностью собственной модели церковный политики с учетом своего исторического опыта. Государство должно быть светским, пресекать попытки использования религии в политических целях. Оно должно включать ее в число приоритетных интересов, чтобы не допустить раскола общества по национально-религиозному признаку. Государство должно строить отношения с религиозными организациями на конституционно-правовой основе и отказаться от использования их для достижения своих прагматических целей внутри страны и за рубежом. Очень важно не повторить ошибок, совершенных в области государственно-церковных отношений в предшествующие десятилетия, и максимально использовать положительный опыт, наличие которого было бы несправедливо отрицать. Поэтому в мирное время во

26 внутренней политике правительства следует уделять этой проблеме максимум внимания. Особенно это касается руководителей субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе, где в течение многих веков сосуществуют сразу несколько религий. Исторический опыт красноречиво свидетельствует, что в таком вопросе, каким является вопрос религиозный, нет и не может быть мелочей.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами, поставленными автором. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Основные тенденции развития культуры и религии в крае накануне войны

1940 г. — последний мирный год перед Великой Отечественной войной. За годы советской власти Ставропольский край из отсталой аграрной окраины России превратился в крупный аграрно-промышленный район. Были созданы новые предприятия машиностроения, металлообработки, горнорудной, пищевой и других отраслей промышленности.

Большие успехи были достигнуты в области культуры и искусства, ставших более доступными для простых трудящихся. Накануне Великой Отечественной войны в крупных городах открывались театры, музыкальные школы и другие учреждения культуры. Они создавались также в каждом колхозе, совхозе, во всех населенных пунктах. В результате, к концу 30-х годов в крае насчитывалось около 1000 народных домов и изб-читален, работало 239 государственных киноустановок (из них 217 - на селе), 637 государственных и ведомственных библиотек с книжным фондом почти в 7 млн. томов.34 В одной лишь Карачаевской области в 1940 г. насчитывалось 105 библиотек с книжным фондом 116538 тыс. экз., 99 клубных учреждений и 24 киноустановки.35

В городах Ставрополья развитие культуры шло особенно бурно. Так, в Пятигорске в парке «Цветник» ежедневно выступали оркестры под руководством таких известных дирижеров, как П.В. Клочков и А.В. Дементьев. Со своими оркестрами в город приезжали многие другие известные дирижеры. Постоянно устраивались музыкальные викторины, давались тематические концерты. Молодежи прививалась любовь и вкус к классической музыке. В довоенные годы в городе-курорте действовало музыкальное общество, концерты которого проходили в отеле «Бристоль» (гостиница «Машук»).36

Продолжая традиции высокого искусства, в Ставрополе работали драматический театр и театр музыкальной комедии. Они обогащали репертуар постановкой новых спектаклей советских драматургов. В 1938 г. с большим успехом прошла, в частности, пьеса «Кочубей» по одноименному роману А. Первенцева.

Столь же бурно развивались народное творчество, и как одно из его направлений — художественная самодеятельность. На консервном заводе в Ставрополе работал один из первых театров рабочей молодежи (ТРАМ). Огромный успех имели выступления коллектива «Синяя блуза». Горожане пользовались услугами 20 рабочих клубов, 3 кинотеатров, 30 библиотек и многих других культурно-просветительных учреждений.37

Ближе и доступнее для народа стало изобразительное искусство. В 1935 г. была создана краевая организация Союза художников. В октябре 1938 г. проходил первый съезд художников края, на котором было избрано правление краевой организации Союза советских художников. С 1939 г. в Ставрополе и городах Кавказских Минеральных Вод стали проводиться краевые художественные выставки.38 В марте 1941 г. пятигорчане смогли познакомиться с творчеством великих русских художников: в краеведческом музее была открыта выставка картин Ленинградского государственного Русского музея, где экспонировались 183 картины из числа признанных шедевров русской живописи.39

Культурные учреждения в условиях «нового порядка»: новые тенденции развития

Значительную роль в мобилизации населения на оборону страны сыграли в годы Великой Отечественной войны культурно-просветительные учреждения. Они перестраивали свою деятельность на практическую реализацию лозунга: «Все для фронта, все для победы!» оказывая тем самым всестороннюю помощь государству в укреплении морального духа и развитии патриотических чувств советских людей.

За короткое время гитлеровская Германия захватила огромную территорию нашей страны. Она взяла под свой контроль не только сырье, промышленность, вооружение, продовольствие, но и национальные богатства, движимое имущество, валюту, драгоценности, предметы роскоши, произведения искусства.

Нацисты изначально задумывали использовать культуру в качестве эффективного пропагандистского средства воздействия на массы. Этим и объясняется их повышенный интерес к сфере культуры.69

Германский фашизм, развязав против СССР войну, с первых же дней нарушил международную Гаагскую конвенцию от 18 октября 1907 г., статья 56 которой гласила: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию»

Разумеется, свои истинные цели гитлеровцы не афишировали. Вся миссия по разграблению музеев, книгохранилищ, церквей и частных собраний была закодирована как операция «Линц».

Для нашей страны война, вторгнувшаяся в мир культуры, была прежде всего связана с проблемой срочной эвакуации художественных и исторических ценностей в восточные районы. Поэтому с первых дней Великой Отечественной войны, не ожидая официального распоряжения об эвакуации, которое последовало лишь в конце июня 1941 г., часть музеев приступила к подготовительным работам по спасению культурных ценностей. Они во многом были облегчены тем, что крупные музеи имели заранее разработанные мобилизационные планы.71

Едва обосновавшись на новых местах, сотрудники эвакуированных музеев начали работу не только по сохранению доверенных им фондов, но и по развертыванию научной, лекционной и выставочной работ. Это оживляло культурную жизнь на местах, повышало уровень квалификации местных работников музеев. Высококвалифицированные работники крупнейших музеев страны, сотрудничая с местными музеями, делились своим опытом с коллегами. Особенно много было сделано по организации выставок на местах. Научные сотрудники музеев внесли свою лепту также в массовую пропагандистскую и агитационную работу, выступая с лекциями в воинских частях, в госпиталях, на призывных пунктах.

К моменту оккупации города Ставрополя немецкими захватчиками в Ставропольском музее краеведения было открыто всего два отдела. Все другие выставки пришлось свернуть, т.к. решением горисполкома помещение музея было передано воинским частям. Были закрыты отделы истории, художественная галерея, свернута библиотека, закрыта столярная мастерская. При таком уплотнении музея часть экспонатов и имущества испортилась. К тому времени фонды музея состояли из палеонтологических и геологических коллекций по зоологии, гербариев, растений, чучел животных. Здесь были археологические коллекции, этнографические материалы (преимущественно народов Кавказа), экспонаты по истории гражданской войны и соцстроитель-ства, нумизматики, картины художественной галереи, картографические материалы. Общее количество экспонатов, находившихся в экспозициях и фондах, за исключением картографического материала и фотографий, составляло 28362 предмета.72 Библиотека музея представляла чрезвычайно большую ценность и интерес в научном отношении. Ее фонды охватывали различные отрасли знания, науки и техники. Среди книг имелись издания XVII и XVIII веков. При библиотеке сохранились комплекты газет за отдельные годы XIX-XX веков более 20 названий - «Северный Кавказ», «Ставропольские губернские ведомости», «Бессарабец», «Кубанские ведомости», «Беднота», «Власть Советов», «Молот» и другие.

. Возрождение культурных учреждений после освобождения края от немецко-фашистских оккупантов (январь 1943 -декабрь 1944 гг.)..

Готовя нападение на СССР, фашисты рассчитывали активно использовать в своих целях религиозный фактор. Они уже имели богатый опыт проведения подобной политики как в Германии, так и на захваченных ими территориях в Европе. В системе главного управления имперской безопасности имелся специальный «церковный отдел». В его задачи входили контроль и наблюдение за деятельностью религиозных организаций всех конфессий, изучение настроений духовенства и активных прихожан, внедрение агентуры в церковные административно-управленческие структуры и вербовка агентов из среды священнослужителей. «Мы не несем русским никакой новой религии. По своей натуре русский религиозен и суеверен, с этим вы должны считаться. Однако разрешение религиозных вопросов не входит в круг ваших задач».152 Практически во всех странах Европы действовала разветвленная агентурная сеть отдела. Он также обеспечивал продвижение «своих» людей на различные иерархические должности, в церковные и общественные фонды, комитеты и т.п.

При этом основной линией в решении «религиозного вопроса» была ориентация на разрушение (внутреннее и внешнее) сложившихся традиционных устойчивых церковных структур, «атомизацию» конфессий и церквей. Там, где это признавалось неэффективным или не отвечающим целям рейха, ставилась задача, не останавливаясь ни перед какими средствами и методами воздействия, достижения полного над ними контроля.

Подобные методы и практика были перенесены и на религиозные организации в СССР. «Среди части населения бывшего СССР, освобожденной от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (так же результат коммунистически-атеистического школьного воспитания). Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в области мировоззрения в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит снова дать какую-то форму религии. Какую?.. Из вышесказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах политического освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепна разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния. Эта задача имеет однако своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейским влиянием».

Кроме того, нацистская церковная политика здесь определялась в значительной степени общим отношением к славянам и к русским, в частности. В рамках этого отношения существовало несколько, порой противоречащих друг другу, подходов. А. Гитлер считал всех славян низшей расой и рассматривал их как будущих рабов. Назначенный имперским комиссаром восточных территорий Л. Розенберг, стремился привлечь на сторону Германии национальные меньшинства России, обещая им независимость. Верховное командование вермахта выступало за создание «союзных» русских воинских частей (что привело к формированию власовских дивизий и казачьих соединений) и было поэтому против афиширования планов будущего расчленения России.154 Партийного идеолога НСДРП А. Розенберга, враждебно настроенного к христианству (особенно к католицизму) и считавшего православие лишь «красочным этнографическим ритуалом», назначили министром оккупированных территорий СССР в конце июля 1941 г.

Похожие диссертации на Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны