Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации Симоненко Виктория Александровна

Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации
<
Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Симоненко Виктория Александровна. Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Краснодар, 2002.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/386-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Население Южной Грузии (XIII- нач. XX вв.) 31

1.1. Население Южной Грузии в доосманское время: проблема формирования этноса 31

1.2. Османское владычество в Месхети-Джавахети (1578-1829гг.) 41

1.3. Мусульманское население Южной Грузии под управлением Российской империи (1829-1917 гг.) 58

Глава 2. Месхетинские турки в СССР (1921-1991 гг.) 75

2.1. Положение месхетинских турок в Южной Грузии в первые годы Советской власти (1921-1944 гг.) 75

2.2. Депортация и ее последствия (1944-1989 гг.) 85

2.3. Ферганские события и появление месхетинских турок на Юге России 100

Глава 3. Проблемы адаптации месхетинских турок в современных условиях 113

3.1. Ценностные ориентации месхетинских турок и их влияние на процессы адаптации 113

3.2. Политика региональных властей в отношении месхетинских турок (на примере Краснодарского края) 126

3.3. Общественные движения месхетинских турок, их влияние на самосознание народа 142

Заключение 156

Библиографические ссылки

Османское владычество в Месхети-Джавахети (1578-1829гг.)

Название "месхетинские турки" происходит от наименования исторической провинции "Месхети", довольно часто используется и термин "ахыскинские турки" или "ахалцихские турки" (по названию города Ахалцихе).

Ахалцихский регион представляет собой межгорную котловину, окруженную с севера Месхетским и Триалетским хребтами, с северо-востока и востока - Самсарским и Джавахетским, с юго-востока - Чилдырским, с юга - Эрушетским, с запада - Арсианским.

Ахалцихский регион находится на стыке историко-культурных областей, представляющих различия как в языковом и этническом отношениях, так и в конфессиональном. Регион непосредственно граничит не только с историческими провинциями Грузии - Картли, Имерети, Гурией, Адчарой (Аджарией), но и с Арменией и Турцией (бывшие такие области Южной Грузии как Артаани, Артвини, Ольты, Испира, Тао, Кларджети, Шавшети вошли в состав Турции). В Ахалцихском регионе взаимодействовали народы, исповедующие ислам и христианство. Из-за стратегического положения Ахалцихский регион часто оказывался в зоне завоевательной политики соседей, а так же на пути миграций: через город-крепость Ахалцихе проходил торговый путь, связывающий Закавказье и Малую Азию.

До сих пор не выяснено, в какой мере и каким образом грузино-тюркские и грузино-мусульманские контакты доосманского периода повлияли на процесс образования турецкого населения Ахалцихского региона. История взаимоотношений Грузии с тюркским миром гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Еще во II в. на Северном Кавказе появились тюркоязычные племена, пришедшие из Центральной Азии и ставшие знаменитыми под общим названием "гунны" (к 160 г. группа племен, известная как "гунны", уже перешла Волгу и обитала в степях северо-западного Прикаспия ). Вслед за этим началось проникновение тюркских племен на Южный Кавказ, куда они неоднократно совершали походы в III в. В III-IV вв. тюркские племена, представляя собой многочисленных и постоянных соседей народов Малой Азии, Кавказа и Балкан, проникали в эти области все более и более активно . Уход основной массы гуннов из степей Северного Кавказа в 371 г. на запад, в Причерноморье, а затем в Подунавье, не повлек за собой передвижение всех гуннских племен. Часть из них, а именно булгарские племена сарагур, огур, оногур, передвинувшиеся в конце 60-х гг. IV в. с основной массой родственных им других гунно - булгарских племен (утигур, кутригур, биттугур) из междуречья Урала и Волги на Кавказ, не последовали за главными ордами гуннов в Европу 94.

Покорив к 70-м гг. IV в. Северный Кавказ, гунно-булгарская орда в 395 г. совершила опустошительный поход на Южный Кавказ и другие регионы Востока. Во главе этого объединения до 60-х гг. V в. стояли оногуры. Под их началом походы в тот период осуществляли так же племена сарагур (сарыгур), огур, утигур, кутригур и другие племена. При этом основным регионом их действия на Южном Кавказе были Азербайджан и Грузия.

В 460-461 гг., пройдя через Дарьяльское ущелье и форсировав Куру, гунны - оногуры вторглись в Иберию (Иберия - античное и византийское название Восточной Грузии, то есть Картли).

Весной 466 г. (конец марта - начало апреля) сарагуры и, очевидно, тесно связанные с ними племенным объединением оногуры и огуры, предприняли еще одно грабительское вторжение в Закавказье. Двигаясь из Западного Предкавказья (возможно из района Средней Кубани) вдоль северных склонов Кавказского хребта, кочевники попытались прорваться через известный по их прежним вторжениям в Закавказье Дербентский проход. Однако он был занят сильным сасанидским гарнизоном. Изменив маршрут движения, гунны через Дарьяльский проход вступили в Иберию и переправившись на правый берег Куры (видимо, южнее Тбилиси), расположились лагерем в албанской провинции Ути у крепости Хунан, находящейся недалеко от г. Халхал. Здесь, разделившись на три части, гунны напали на Албанию, Армению и Иберию.95

Древнетюркские племена на Южном Кавказе в это период появлялись не только с севера. В Сасанидском Иране несли службу в качестве наемников среднеазиатские гунны, которых именовали эфталитами ("белые гунны ").

В 60-х гг. V в. государство оногуров распалось, а на смену ему пришел новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе уже с сабирами (савирами). В конце ноября 503 г. гунны - сабиры, прорвавшись через охраняемый сасанидским гарнизоном Дербентский проход и пройдя горные перевалы восточных отрогов Кавказа, вторглись в Албанию. Внезапность нападения и отсутствие серьезного сопротивления со стороны персов позволили сабирам уничтожить незначительные персидские гарнизоны, разбросанные по Закавказью, и в короткий срок овладеть богатыми северными владениями сасанидского государства - Албанией и Иберией.96

В византийско-сасанидских войнах VI в., которые велись тогда и на территории Грузии, сабиры поддерживали то одну, то другую сторону. Естественно, что, ведя войны на территории Грузии, они оседали там. Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в своем географическом описании Кавказа отмечает реку Боас - один из притоков р. Фазис (совр. Риони), вдоль берегов которого жили сабиры. Свое название река получила в честь царицы сабиров Боарекс, под властью которой, как сказано в источнике, находилось сто тысяч гуннов . В середине VI в. данный союз рухнул под ударами авар. Сразу после погрома 558 г. значительная часть разбитых аварами сабир переселилась в Закавказье и была поселена на левом берегу Куры, в районах, прилегающих к границам с Иберией.

Грузинская историческая традиция, зафиксированная в своде летописей " Картлис Цховреба " (" Житие Грузии"), вообще не знает гуннов. Однако ранней агиографии - конец V в. - гунны были известны: грузины сталкивались с ними в районе страны Чор (южная часть каспийского прохода). Имя гуннов (хонни) сохранилось также в хронике " Мокцевай Картлисай "("Обращение Грузии "), первоначальную редакцию которой грузинские исследователи относят к VII в., а вариант, дошедший до нас в рукописях X в. - к IX в.98

Грузинский источник "Обращение Грузии" подтверждает наличие тюрок. Имеется интересный рассказ: "когда царь Александр обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда он впервые увидел свирепые племена бунтюрков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями. Это были: город Саркине, Каспи, Урбниси и Одзрахе, и крепости их: большая крепость Саркине, правительские Каспи, Урбниси и Одзрахе"9 .

Сведения о бунтюрках имеются и в таком древнегрузинском источнике, как "Жизнь картлийских царей" Леонти Мровели: " В ту же пору явились турки, обращенные в бегство тем же Кайхосро. В количестве 28 домов переправились они через море Гургенское и вверх по Куре пришли во Мцхету. Обратились они у домовладыке Мцхеты, прося помощи против персов. Домовладыка Мцхеты оповестил об этом всех картлийцев. Изъявили они желание подружиться с турками, ибо были они в страхе перед персами. С целью взаимной помощи объединились они с пришельцами-турками и ввели их в свои города. Однако большинство их [" турок "] облюбовало себе к западу от Мцхеты одно место, глубоко высеченное в скале, и выпросили его у мцхетского владыки. Тот уступил, и они обстроили его, обвели мощной оградой, и стало это место называться Саркине. Жили сии турки в согласии с картлийцами, и в ожидании персов [совместно] укрепляли они крепости и города". И жители именно этого города именовались " бунтюрками " .

По поводу "бунтюрок" в научной литературе нет единого мнения . С 70-х гг. VI в. главную роль стал играть Тюркский каганат, распавшийся в конце века с наступлением эпохи тюркского племени хазар. К началу VII в. под властью хазар после многочисленных походов был весь Южный Кавказ. В " Летописи Картли " указывается, что, потеряв в 30-60-х гг. VIII в. контроль над Грузией, хазары в 764 г. сокрушили город Тбилиси, полонили Картли и всю страну. Вполне логично выглядит утверждение

Леонти Мровели, что " все цари картлийские, все мужи и женщины" -знали хазарский язык, то есть тюркский.

С середины VII в. в Грузии стали укрепляться арабы. Первое нашествие арабов на Грузию относят к 642 г., после третьего нашествия под их властью оказалась вся Грузия. После 826 г. арабы распространили свое господство на Самцхе и Кларджети 3.

Владычество арабов длилось до X в. Несмотря на господство арабов в стране, в Джавахети в VII - VIII вв. все-таки происходило строительство новых церквей: в Сиргви, Кварша, Capo, Аландзиа104.

Более тесные политические, экономические и культурные контакты христиан Закавказья и мусульман возникли с образованием в Анатолии государства Великих Сельджуков (XI в.). Можно сказать, что началась вторая тюркская волна в Грузию. Обширные территории современного Казахстана и Центральной Азии в этот период находились под властью тюркских племен огузов и кипчаков, вступивших в начале XI в. в конфликт друг с другом. Разгромленные огузы в 40-х гг. XI в. двинулись на юг, и обогнув Каспийское море, начали походы на запад. В середине XI в. часть огузов заселила южнорусские степи, другая, возглавляемая сельджуками, стала завоевывать страны Передней Азии и к 70-м гг. XI в. они покорили ряд государств, в их числе и Грузию.

Кипчаки и родственные им племена также двинулись на запад, но севернее Каспийского моря, и покорили весь Северный Кавказ и современную территорию Украины. Для Грузии главная угроза исходила от принявших ислам огузов, которые не только взимали дань, но и периодически нападали на страну: в 1066 г. турки-сельджуки разграбили Ахалкалаки (в Джавахети), в 1068 г. опустошили Картли и Аргвети Приходившие с целью грабежа в южные районы Грузии сельджуки иногда оседали на этих землях (поход 60-х гг. XI в. закончился тем, что до 20-х гг. XII в турки-сельджуки контролировали верхнее течение Куры). В тяжелом положении оказался этот район при Мелик-шахе (1072 - 1092 гг.), когда сельджуки практически наводнили всю Грузию. Нашествия турок-сельджуков особенно усиливаются с 1080 г. В июне 1080 г. сельджуки вступили в Грузию и начали ее разорение. Грузинский царь Георгий II (1072 -1089 гг.) вынужден был платить туркам дань1 . К этому времени уже не существовало армянского политического объединения, представлявшего при Баграте IV барьер для турок. Усилиями везира Мелик-шаха Низам-аль-Мулька на границах Грузии и Византии были поселены туркменские племена, потоки которых, появляясь из Средней Азии, создавали опасность для государства сельджуков

При Давиде Строителе (1089 - 1125 гг.) в Джавахетии не раз происходили стычки с сельджуками. Освободив от них Кахетию, Тбилиси, Дманиси, Ширван, Армению и пройдя через Джавахети и Колу, владения Царя Давида расширились до "Сперсского моря"

После изгнания сельджуков, с усилением царской власти в Грузии в конце XI - начале XII вв. возникли условия для развития пограничных областей страны: развиваются новые отрасли ремесла, в Джавахети появляются новые города - Гокия, Баралети.

В 1118 г. царь Грузии Давид IV Строитель пригласил половцев (кипчаков) в качестве противовеса сельджукской опасности. Это было вызвано тем, что с одной стороны было известно о вражде кипчаков и огузов, с другой - кипчаки принимают христианство под влиянием Византии и Руси. Немаловажную роль сыграл и факт женитьбы царя на дочери кипчакского вождя. В результате около 300 тыс. кипчаков (45 тыс. семей ] 9) переселись в Грузию, разместившись на юго-востоке и востоке страны, в том числе в Месхетии и межгорных долинах, пригодных для ведения скотоводства.

Мусульманское население Южной Грузии под управлением Российской империи (1829-1917 гг.)

Принятие населением ислама стимулировались социально экономическими факторами: крестьянин, ставший мусульманином, освобождался от крепостной зависимости и переставал платить личную подушную подать. Немаловажную роль сыграл упадок церкви (бегство священников, разорение церквей). А. Г. Осипов считает, что ислам в основном утвердился в данном регионе в конце XVII в. 162

Чтобы избежать насильственной исламизации, часть населения Южной Грузии в XVI-XVII вв. бежала в Картли или Имерети, оставшаяся часть либо принимала армяно-григорианскую веру, либо переходила в католичество (армяно-католическую церковь), что случалось гораздо чаще. Были случаи перехода в иудаизм. Приняв новую веру и усвоив язык, как бы автоматически получали другую национальность. Так, принявшего григорианство называли армянином, католичество - "франги" (т.е. франком), иудейство - евреем. Таким образом, религиозная принадлежность определяла национальность.

В 20-х гг. XIX в. мусульмане отождествляли слово "грузин" со словом "христианин". Мусульманина звали татарином или турком, в зависимости от того, какого толка ислам исповедовал - шиизм или суннизм. Сами себя новообращенные мусульмане называли "йерли", что означает "местный" или "двенами", т.е. "обращенный".

Христианская вера и грузинский язык дольше сохранились в деревнях, имеющих определенный иммунитет и в силу берата не подлежащих произволу чиновников. В донесениях генерала Тормасова генералу Румянцеву от 22 июля 1810 г. отмечается, что " большая часть жителей Ахалцихских состоит из природных грузин, из коих некоторая часть приняла мухаммеданский закон, а прочая и теперь исповедует христианскую веру" . В укрепленных пунктах, где был значителен турецкий элемент, турецкий язык быстрее получил перевес над грузинским.

В регионе кроме грузин, проживали курды, армяне, таракама (терекеминцы). Этническая мозаичность населения предполагает наличие языков-посредников. В Ахалцихском регионе существовало как турецко-грузинское, так и армяно-турецкое и армяно-грузинское двуязычие.

Двуязычие носило контактный характер, оно было вызвано потребностями непосредственного социального взаимодействия представителей различных языковых общностей. Билингвизм свойственен прежде всего представителям наиболее мобильной группы - мужчинам молодого возраста, а так же жителям смешанных населенных пунктов. Язык-посредник применялся вне сферы домашнего общения, в отличие от реликтового языка, который использовался женщинами и людьми старшего возраста.

А. Г. Осипов считает, что турецкий язык имел широкое распространение как язык макропосредник, вытеснение же картвельских языков турецким в качестве бытового языка произошло там, где имели место миграции тюркоязычных групп (в частности, туркмен), и где возникло контактное двуязычие. Процесс перехода на турецкий язык в разных местностях протекал неравномерно, в большинстве регионов бывшей исторической Грузии, отошедших Турции, он в основном был завершен к началу XX в., кое-где сохранились островки реликтового двуязычия164.

Ш. Ломсадзе утверждает, что в середине XVIII в. в Самцхе-Джавахети грузинский язык был единственным разговорным языком, в Месхетии он господствовал и во второй половине XVIII в., несмотря на то, что многие владели турецким языком. Ахалцихские паши так же свободно владели грузинским языком, как и официальным турецким. В это время в Ахалцихском пашалыке насчитывается большое количество духовных училищ и мечетей, где специально обучали турецкому языку и молитвам165.

В начале XIX в. турецкий язык уже почти преобладал в верховьях Куры и Чорохи, Лазистане и отчасти в Самцхе-Джавахети, а в Аджарии он только начинал вступать в силу. Однако Ш. Ломсадзе и Г. Мамулия считают, что и в начале XIX в. большинство мусульманского населения было преимущественно грузино-язычным, только после присоединения Ахалцихского края к России наступила стадия двуязычия и последующего быстрого вытеснения грузинского языка турецким.

Изменения в сфере духовной культуры повлекло за собой и трансформацию в материальной культуре. Было много заимствовано из турецкой культуры в одежде (так, обязательной принадлежностью костюма ахалцихской женщины до присоединения Ахалцихского пашалыка к России была чадра), пище; ислам оказал значительное влияние на семейный быт. Но и в конце XVIII- начале XIX вв. грузинский элемент в бывшем Саатабаго значительно сохранился Изменился ли этнический состав за время османского владычества? Насколько мощными были миграции из Османской империи?

В османский период подробная перепись податного населения проводилась в 1595 г., по результатам которой был составлен "Пространный реестр". В дальнейшем проводились только переписи тимаров, не дающие представления о числе и составе жителей . "Пространный реестр " позволяет судить о религиозном и этническом составе податного населения по косвенным признакам: по именам глав семей, облагавшихся налогами. По этим сведениям большинство населения составляли грузины-христиане .

К косвенным свидетельствам относятся и упоминания в источниках православных храмов, функционировавших в доосманское время, и почти полностью грузинская топонимика Ахалцихского края 169.

МИ. Беридзе, анализируя топонимику Джавахети, считает, что турецкие заимствования в речи местного грузинского и армянского населения нередко выступали в роли географических наименований. Такие топонимы рассматриваются как армянские или грузинские, но присущие речи данного региона. Если же названия даются турецким населением, то соответствующие единицы следует расценивать как факт турецкого языка. Вместе с тем, на территории Джавахети встречаются как собственно турецкие, так и турецко-грузинские и турецко-армянские топонимы. Причем, турецкие наименования преимущественно охватывают микротопонимию. Турецкое население обычно переводило местные названия: altunqala (из okroscixe - "золотая крепость"), kurtkala (из mgelcixe - "волчья крепость")

Депортация и ее последствия (1944-1989 гг.)

В 1990-х гг. в России появилась возможность для исследования таких ранее закрытых проблем, как принудительное переселение народов и этнических меньшинств. Депортация (от лат. deportatio - ссылка, изгнание) не является порождением социалистического общества. Мировая история знает немало примеров применения депортационных мер по отношению к народам или группам населения, принадлежащим к разным национальностям.

XX век оказался особенно "богатым" на всевозможные "переселения" народов. В 1924 г. выселены турки из Греции и Болгарии. В 1939-1945 гг. насильственно перемещали евреев и цыган из Германии и занятых ею территорий в Польшу и Прибалтику. В 1940 г. 70 тыс. французов, проживавших в аннексированных Германией Эльзасе и Лотарингии, оказались в других районах Франции, выселялись французы из Люксембурга и Словении. В 1942 г. выселили всех лиц японской национальности из западных штатов США и разместили их в лагеря центральной части страны. Во второй половине 40-х гг. проводилась депортация немцев из Судетской и других областей Чехословакии. В 1990-х гг. депортировали палестинцев из захваченных Израилем районов.

Одним из преступных мероприятий сталинского режима, проведенных во время войны, оказалась депортация. В СССР эта мера коснулась более 60 групп населения, принадлежавшим к различным национальностям, и полностью охватила 15 народов. По приблизительным данным численность депортированных представителей различных народов в 30-40-е гг. составляла 3,5 млн. чел. Их не только вычеркивали из списка советских народов, о них не только запрещалось упоминать, где бы то ни было. Им создавались такие условия физического и морального существования, которые неизбежно должны были привести к исчезновению этих народов. Большинство депортированных народов были подвергнуты переселению во время Великой Отечественной войны.

Народами СССР война 1941-1945 гг. была воспринята как общенациональное горе. Все они активно приняли участие в ВОВ, но власть разделила народы на верных и неверных.

Начало войны СССР с Германией не предвещало вначале мусульманскому краю особой угрозы. Мусульмане Южной Грузии, как и другие граждане Советского Союза, отправились на фронты. М. Бараташвили говорит, что в общей сложности 46 тыс. месхетинцев было призвано в ряды Советской Армии, при этом 26 тыс. погибло в боях (такие же сведения приводят Н.Алиев ; М.Лурье и П.Студеникин полагают, что в ВОВ принимало участие 40 тыс. турок, из них 26 тыс. погибли на различных фронтах ). А.Осипов не согласен с этими цифрами, считая их не подкрепленными фактами. По его мнению, возможно было призвать в армию 15-17 тысяч человек. А. Юнусов полагает, что при численности турок, курдов и хемшилов в Месхети накануне и в годы войны 120-130 тыс. чел., в армию максимально могли призвать 30-40 тыс. мусульман края, а реально и того меньше - 20-30 тыс.; потери в среднем доходили до 50%, то есть вряд ли превышали 10-15 тыс. чел. Н. Бугай считает, что на фронт было направлено около 20 тыс. В интервью сами турки-месхетинцы приводят следующие данные: " На войну в 1941г. уехало 28 тыс. турок-месхетинцев, из них 12 тыс. вернулись" .

Неудачное начало и ход военных действий, обострение ситуации в национальных регионах страны, криминальная обстановка вызывали беспокойство руководства и привели к такой мере как депортация. Первыми, кто подвергся депортации в Закавказье в 30-х гг., были курды; в начале 40-х гг. немцы. В октябре 1941 г. было реализовано Постановление Государственного комитета обороны № 749сс от 8 октября 1941 г., касающееся переселения немцев. На Кавказе началась волна депортаций военного времени, однако на этом процесс не завершился. С освобождением Северного Кавказа, Крыма на основании некоторых фактов сотрудничества с оккупантами была осуществлена в 1943-1944 гг. депортация 14 народов и этнонациональных групп на Восток, в основном в Среднюю Азию и Казахстан. Так, с октября 1943 г. по июнь 1944 г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки. Как явствует из документов, депортация греков, чеченцев, балкарцев "не ослабила этническую напряженность в Грузии и в других регионах края". Народный комиссар внутренних дел Грузинской ССР Г. Каранадзе сообщал в письме от 12 апреля 1944 г. на имя Народного Комиссара Внутренних Дел СССР Л. Берии: "В течение последних лет некоторая часть курдского и азербайджанского населения республики, избегая вступления в колхоз, самовольно оставила работу в сельском хозяйстве и прибыла в Тбилиси, где самочинно заселилась в черте города. Большая часть лиц не занималась общественным трудом" .

Л. Берия направил 24 июля 1944 г. И. Сталину докладную записку под грифом «совершенно секретно» с предложением выселить из Южной Грузии (Ахалцихского, Ахалкалакского, Адигенского, Аспиндзского, Богдановского районов, а так же с территории некоторых сельсоветов Аджарской АССР) все мусульманское население, а именно, турок, курдов, хемшилов (16 700 хозяйств) "в целях улучшения охраны государственной границы СССР на участке Грузинской ССР". Одновременно он заверил, что все действия предварительно согласованы с руководством республики

Г. Мамулия считает, что командование Закавказского Военного Округа еще в 1941-42 гг. обосновывало необходимость выселения мусульман из пограничных с Турцией районов возможностью вторжения турецких войск в Закавказье.284 Со второй половины 1943 г. ситуация изменилась в пользу СССР. Поэтому в случае войны с Турцией наличие мусульман-суннитов в регионе было опасным. Под предлогом усиления пограничного режима командование Закавказским Военным округом обратилось в Государственный Комитет Обороны с окончательным предложением выселить мусульманское население не только из Самцхе - Джавахети, но и из Аджарии. Однако, с целью спасения аджарцев от высылки все мусульмане были разделены по этническому признаку, и аджарцев, как грузин, исключили из "спец. контингента".

А. Юнусов называет другую причину выселения турок: местные власти желали избавиться от мусульман, вот почему вместе с турками предполагалась выселить курдов и хемшилов . 31 июля 1944 г. Сталин подписал Постановление ГКО № 6279сс о депортации названных народов с территории Грузии. Как отмечается в документах Отдела спецпоселений НКВД СССР, выселению подвергались 46516 месхетинских турок и 29505 человек, значившихся под другими национальностями, однако принадлежавшие ранее также к туркам (в 1949 году при проведении учета спецпоселенцев 24304 человек из переселившихся в 1944 г. из Грузинской ССР назвали себя азербайджанцами) .

Переселение мусульман из Месхетии в 1944 г. предварялось и постановлением Совнаркома Грузинской ССР и ЦК КП Грузии от 9 августа 1944 г. о выселении из пограничных районов Аджарской АССР 113 хозяйств, находившихся вблизи пограничных укреплений. Меры по переселению объяснялись нуждами обороны.

Политика региональных властей в отношении месхетинских турок (на примере Краснодарского края)

Сложности в вопросах возвращения на историческую родину привели к расколу движения месхетинских турок на три направления.

В настоящее время на территории Краснодарского края официально действует только Международное общество "Ватан" ("Родина"), представляющее месхетинцев. Представители этого направления выступают за возвращение на территорию Ахалцихского региона Грузии без каких-либо предварительных условий и смены национальности.

Второе направление представлено теми, кто считает или готов признать себя "грузином-мусульманином", стремятся убедить в своем грузинском происхождении и грузинской национальной принадлежности, не настаивают на возвращение именно в Ахалцихский регион и признают возможность расселения по всей Грузии. Возглавляют это течение две организации: общество "Хсна" (груз. "Спасение") и "Союз грузинских репатриантов".

Однако существует и немногочисленное третье направление, объединяющее тех, кто готов эмигрировать в Турцию.

Границы между обществами довольно изменчивы. Довольно большое количество представителей "Хсна" начинали свою деятельность в обществе "Ватан". Большое влияние на рядовых турок-месхетинцев оказывает позиция, которую занимает их региональный лидер.

В настоящее время на различных международных встречах турок бывшего СССР представляют лидеры более многочисленного "Ватан" и грузинские организации "месхов" ("Хсна", "Союз грузинских репатриантов", "Фонд Латифшаха Бараташвили" и др.).

Учредительная конференция сторонников "грузинского" течения прошла в ноябре 1991 г. в поселке Хасанья в Кабардино-Балкарии.

Созданное на конференции общество "Хеш" сразу было зарегистрировано в России, а в марте 1992 г. и в Грузии. До 1997 г. штаб-квартира общества находилась в городах Нальчик и Тбилиси. Члены общества "Хсна" имеются в Грузии, Кабардино-Балкарии и Азербайджане. Первоначально председателем "Хсна" был X. Умаров (Гозалишвили), после его смерти организацию возглавляет Иса Ашрафов (Тавадзе). Поскольку семья Ашрафова проживала в Нальчике, он лишь время от времени приезжал в Грузию; фактически с 1997 г. и до своей кончины в декабре 1999 г. обществом "Хсна" руководил Ясин Хасанов (Варскнелидзе), проживавший в Тбилиси. В 1999 г. И. Ашрафов переехал в г. Ахалцихе, куда намерен перенести и центр организации.

Общество "Хсна" имеет благодаря грузинским историкам наиболее разработанную историческую мифологию, рассматривая месхетинцев как часть грузинского этноса (как, например, аджарцы, сваны, имеретины и др.). Общество призывает вернуться к "корням": признать себя этническими грузинами, изменить фамилии, воспринять грузинский язык, то есть культурно ассимилироваться.

В 1992-1994 гг. быстрый рост влияния "Хсна" объясняется тем, что люди устали от неопределенности и готовы были согласиться на все условия руководства Грузии, лишь бы жить на земле своих предков. По мнению независимых экспертов, даже в период расцвета в 1992-1994 гг. эту организацию поддерживали не более 5 %.

Вскоре ситуация изменилась в худшую сторону. Власти Грузии не желали решать проблему, более того, в результате агрессивных действий сторонников 3. Гамсахурдиа в 1989-1992 гг. из Грузии было изгнано более 200 семей "месхов"-репатриантов, каждая из которых легально прожила в Грузии не менее двух лет. В результате на 1 января 1992 г. месхи-репатрианты остались жить лишь в четырех селах Грузии (Насакирали и Наруджи Озургетского района, Копитнари Самтредского района, Цхрамуха Хашурского района) общим числом 60 семей450. "Хсна" не раз демонстрировала свою преданность и лояльность Грузии, власти которой заявляли что готовы вести переговоры только с этой организацией. Сторонники "Хсна" готовы поменять фамилии на грузинские. В интервью некоторые представители этого направления заявляли, что неважно как их будут называть, лишь бы оказаться на родине.

Репатрианты продолжают сталкиваться с множеством проблем в сфере образования, при оформлении личных документов и получении гражданства, трудовое, земельное, социальное обеспечение и др. (подр. см.: М.Бараташвили), Все это привело к упадку "Хсна". Как считает Э. Эдельханов, популярность "Хсны" возрастает в периоды пика надежды на возвращение у месхетинских турок. По его мнению, эта организация имеет довольно стабильный приток сторонников. В основном это молодые люди, стремящиеся избежать службы в армии в Азербайджане и получить высшее образование в Грузии 451.

Даже в среде "месхов" стало появляться недовольство авторитарным стилем руководством "Хсна". Руководители организации считают, что в Грузию могут вернуться только месхетинцы, признающие требования властей Грузии и готовые предварительно пройти через сито этой организации (в Грузии существует два варианта отношения к репатриации: первый - не допустить возвращения месхетинских турок, второй - признать право на возвращение "грузин - мусульман", приобщить их к грузинской культуре и языку. С этой целью в микрорайоне Глдан г. Тбилиси создан адаптационный центр для молодежи). Это привело к тому, что дети одного из первых активистов «грузинского» течения Латифшаха Бараташвили Клара и Марат в начале 1995 г. покинули "Хсна", и в феврале зарегистрировали в Тбилиси "Союз грузинских репатриантов". Во главе союза вначале стоял Тимур Вашакидзе, а с марта 1996 г. Марат Бараташвили . Центр Союза находится в г.Тбилиси. Отличия между союзом и "Хсна" незначительны: "Союз грузинских репатриантов", поддерживая точку зрения официального Тбилиси о происхождении месхетинцев, в вопросе репатриации выступают против увязки репатриации с условиями "Хсна". "Союз грузинских репатриантов" не выдвигает требований возвращения именно в Месхети-Джавахети. М. Бараташвили считает, что насильно была депортация, а возвращать людей насильно нельзя, должен присутствовать добровольный выбор места жительства. Их организация проводила анкетирование 120 студентов вузов, и на вопрос: "Где бы Вы хотели жить и работать после окончания вуза " только 8 % как-то очертили территорию Месхетии: кто-то назвал свое село, кто-то райцентр, кто-то г. Ахалцихе, кто- то вообще куда-нибудь в Месхети 453.

Позже, 28 февраля 1997 г. в Тбилиси был зарегистрирован "Фонд Латифшаха Бараташвили" под руководством Клары Бараташвили. Фонд был учрежден решением координационного совета "Союза грузинских репатриантов" как дочерняя организация. Различие между Фондом и Союзом в задачах: у Союза - более глобальные: решение политических, правовых вопросов; Фонд же занимается просвещением, издательской деятельностью, обработкой общественного мнения

8 мая 1997 г. прошел регистрацию «Молодежный союз депортированных месхов " Месхети "», во главе которого стоит Исмаил Ахмедов (Молидзе). В этот союз входят студенты, которые приехали в Грузию из разных стран СНГ, чтобы получить образование. И. Ахмедов (Молидзе) видит цель их организации "в привлечении молодых месхов сюда, чтобы жили и обучались здесь, в Грузии, получили гражданство Грузии, вообще вернулись на родину. Необязательно возвращаться в те 5 районов. Где есть свободное место, туда и надо возвращаться. Или куда хочешь".

Члены союза проживают в Глданском адаптационном центре г. Тбилиси (10 месяцев ребята проходят адаптацию, изучают грузинский язык, затем поступают на подготовительные отделения различных вузов). Руководство союза добилось того, что около 40 человек получили гражданство Грузии455. Как рассказывал И. Ахмедов (Молидзе), их союз сотрудничает со всеми организациями: "Мы обмениваемся мнениями. Они говорят, что делают; мы говорим. Но общей работы почти не ведем".

Эти организации "грузинского" течения весьма активны в отличие от общества "Хсна", которое очень слабо занимается практическими проблемами живущих в Грузии "месхов". Организации энергично участвуют в международных конференциях, например, его представители присутствовали на встрече в Вене 14-17 мая 1999 г. Однако сфера деятельности этих организаций ограничена практически только территорией Грузией. Периодически эти организации выступают совместно. Так, "Хсна", "Союз Грузинских Репатриантов", "Фонд Латифшаха Бараташвили" и «Молодежная организация "Месхети"» объединились и сообща выражали протест у здания Госканцелярии Грузии по поводу невыполнения Указа Президента страны № 802 от 9 декабря 1996 г. о реабилитации и репатриации 456 депортированных месхов

Похожие диссертации на Месхетинские турки : Историческая судьба и проблемы культурной адаптации