Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. Овчинников, Владислав Алексеевич

Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв.
<
Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овчинников, Владислав Алексеевич. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Овчинников Владислав Алексеевич; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2011.- 915 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-7/4

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется все более возрастающей ролью Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в российском государстве и обществе. Идет процесс возрождения монастырей, которые стали активными субъектами общественных отношений. Почтительное отношение со стороны практически всех категорий населения, исторические заслуги и особый статус в РПЦ определяют то значение, которое монашество играет в развитии Церкви и укреплении православной веры в обществе.

Ситуация с формированием в постсоветский период новых взаимоотношений Церкви с государством и обществом, в том числе и с научной корпорацией, напрямую отражается на современном уровне исследований проблем истории РПЦ. Постсоветский период развития исторической науки в целом характеризуется, несмотря на появление значительного числа работ по церковной проблематике, некритичным отношением к объекту исследования и большим числом лакун.

Все перечисленное выше обуславливает необходимость исследования истории РПЦ, в т. ч. такой ее важной составляющей как история монашества и монастырей в широких хронологических рамках, что имеет научное и практическое значение как для общества и государства, так и для Церкви. При исследовании истории РПЦ наиболее интересными и малоизученными являются «переходные временные зоны» - время смены политических режимов и социально-экономического строя в России, и «контактные территории» - регионы, где православие в течение столетий сосуществует с другими религиями, а с территории сопредельных государств с различной степенью интенсивности осуществлялась религиозно-культурная интервенция. Таким регионом был и остается юг Западной Сибири.

В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей исторического развития региона, в котором РПЦ являлась значимой частью социокультурной среды, важным фактором духовного и культурного развития. Особая роль в этом процессе принадлежала монастырям, которые перманентно при расширении православного пространства служили форпостами российской православной цивилизации. И сегодня возобновленные монастыри оказывают социокультурное влияние на жизнь региона.

Дальнейшее исследование истории РПЦ, в т. ч. истории монастырей на региональном уровне, актуализируется не только ее недостаточной исследо- ванностью, но и необходимостью восстановления в изучении истории Церкви традиционного светского фундаментального научного направления. Эта ситуация, на наш взгляд, откроет новый этап в исследовании проблем истории РПЦ с возможностью дискуссии, критического отношения к объекту исследования.

Состояние изученности проблемы

Руководствуясь хронологически-проблемным подходом, мы традиционно разделили исследования по истории монастырей и монашества на три хронологических периода: дореволюционный (до 1917 г.), советский (до начала 1990-х гг.), постсоветский (с 1990-х гг. по настоящее время).

В выделенные нами периоды историография проблемы имела различные приоритеты, направления исследования, методологическую и методическую основу, источниковую базу. В рамках временных периодов работы сгруппированны на основе проблематики, объекта и предмета, территориальных границ исследования.

  1. Обобщающие труды по истории РПЦ важны для понимания общего хода развития Церкви, тенденций развития монастырей в общероссийском масштабе. В данную группу мы также включили исследования, посвященные отдельным проблемам истории РПЦ.

  2. Общие работы по истории православных монастырей в Российской империи и труды, посвященные различным проблемам истории монастырей. Для исследования важны работы, предлагающие новый подход к изучению истории монастырей, и информация, позволяющая провести сравнительный анализ, выявить общее и особенное в деятельности обителей на различных территориях.

  3. В качестве отдельной группы выделены труды по истории Церкви и православных обителей юга Западной Сибири и близлежащих регионов Урала и Сибири. Изучение этой группы позволяет выявить особенности формирования и исторического развития сибирских структур РПЦ, динамику количественного и качественного роста монастырей, специфику их деятельности.

  4. Исследования, посвященные истории Сибири, в которых дается оценка роли и места РПЦ в процессе освоения Сибири, показано значение монастырской колонизации.

История РПЦ как научное направление формально существует менее двух веков, фактически менее столетия. Ее становление связано с введением изучения истории Русской Церкви в курс духовных семинарий и академий, систематизацией источниковой базы, появлением фундаментальных научных трудов во второй половине XIX в. В это время появились обобщающие труды по истории Церкви, в рамках которой была освещена деятельность мона- стырей.

Для второй половины XIX - начала XX вв. характерно увеличение работ, посвященных отдельным аспектам истории РПЦ: церковной иерархии, последствиям секуляризации, источникам доходов духовенства. Для выявления основных тенденций развития Церкви стали использоваться методы статистического анализа.

Перечень трудов второй группы весьма ограничен . Среди них выделяются по уровню научной разработки проблемы, широте привлеченных материалов работы В. В. Зверинского. По сути, он был одним из родоначальников исследования монастырей как одного из направлений истории РПЦ.

В исследованиях первой и второй групп сведения по истории сибирских монастырей крайне фрагментарны.

Значительную долю среди трудов третьей группы, посвященных истории Церкви и православных обителей на юге Западной Сибири и близлежащих регионов, занимали статьи Н. А. Абрамова, Г. Варламова Г. П. Головина и др., незначительные по объему работы краеведческого характера. Преобладающая часть работ написана в рамках официально-церковной доктрины и имела описательную форму с превалированием историко-культурных характеристик.

Работы, посвященные миссионерской работе Церкви, в т. ч. Алтайской духовной миссии (далее АДМ), важны для понимания специфики деятельности монастырей региона. Оценки авторов не выходили за рамки официально-церковной теории об особой миссии РПЦ по христианскому просвещению инородцев Сибири.

Различные по форме труды (очерки, справочные издания) по истории западносибирских епархий созданы представителями РПЦ. При всех недостатках: отражение в основном внешнего хода событий, возвеличивание роли архиереев, подчеркивание только положительного значения деятельности РПЦ в развитии региона - они принадлежат к числу тех немногих работ, которые содержат сведения по истории западносибирских монастырей.

Единственным специальным трудом, посвященным истории монастырей юга Западной Сибири, является исследование Д. Н. Беликова. Кроме высокого уровня анализа исторического материала, можно отметить критическое отношение автора к исторической действительности и использование проблемного подхода. Автор закончил свое исследование на границе первой четверти XIX в., когда на территории юга Западной Сибири действующим остался лишь Томский Алексеевский монастырь.

Исследования третьей группы имеют большое значение для понимания общего хода истории РПЦ в Сибири, содержат огромный фактический материал, но, кроме труда Д. Н. Беликова, не затрагивают историю обителей юга Западной Сибири. Авторы работ придерживались, с разным коэффициентом отклонения, официально-церковной концепции о роли РПЦ в присоединении Сибири, значении монастырей в колонизации региона. Достоинством данных трудов является наличие материала о внутренней жизни обителей, направлениях их деятельности.

В трудах четвертой группы И. Завалишина, П. А. Словцова, Н. Н. Фир- сова, посвященных истории Сибири, содержатся неравнозначные оценки деятельности РПЦ в закреплении за государством новых территорий. При этом в оценке заслуг РПЦ в освоении региона их авторы не выходят, на наш взгляд, за рамки рационалистического подхода, предложенного Г. Ф. Миллером.

В дореволюционный период церковная история не достигла того качественного уровня, когда был бы возможен проблемный подход к ее изучению. Поэтому история монастырей и монашества так и не выделилась как самостоятельное направление. Специальные работы в основном по форме являлись справочными изданиями. Но именно в этот период была заложена фундаментальная научная основа для дальнейшего развития истории РПЦ, появились обобщающие труды, была разработана периодизация истории Церкви, определена ее роль в истории России, намечены направления дальнейшего изучения, обработана и систематизирована источниковая база.

В послереволюционный период начала формироваться советская историческая наука. Первой собственно научной работой по истории РПЦ советского периода стал труд Н. М. Никольского. Впоследствии на долгое время власть отказалась от создания обобщающих трудов по истории РПЦ.

Мы согласны с оценкой Н. Н. Лисового, что в советской историографии русского монашества следует выделить два периода: первый - 20-е - начало 60-х гг., второй - с конца 1960-х гг., когда публикации стали более сдержанными по тону, а их содержание более научным. В 1967 г. появился коллективный труд «Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). Критические очерки», а в 1975 г. - «Религия и церковь в истории России (советские историки о православной церкви в России)». Основной задачей коллективных работ являлось совершенствование научной основы атеистической пропаганды и раскрытие реакционной роли Церкви в развитии общества.

Конец 1980-х - 1991 гг. стал началом перехода от советской историографии РПЦ к новому постсоветскому периоду ее развития. Большое значение в изменении подхода к истории РПЦ сыграл коллективный труд «РусЛ

ское православие: вехи истории» . В 1990 г. издана монография А. И. Коми- саренко, посвященная реформе 1764 г.

В 1970 - 80-е гг. стали появляться специальные работы о формировании монастырского землевладения, политике секуляризации, социальных

конфликтах в монастырских вотчинах . Предметом исследований сибирских ученых в 50 - 90-е гг. ХХ в. было определение места монастырского хозяйства в системе земледелия Сибири, социальные отношения в монастырских вотчинах. В 70 - 90-ее гг. ХХ в. стало складываться направление, обозначающее следующие проблемы, требующие изучения: монастыри как места каторги и ссылки, монастырские библиотеки, монастырская архитектура.

Специальным трудом, посвященным истории монастырского землевладения в Сибири, стала монография Л. П. Шорохова, которая дает системное представление о путях формирования монастырского земельного фонда, состоянии монастырей накануне секуляризации.

Деятельность монастырей юга Западной Сибири фрагментарно освещалась в работах, посвященных истории Алтая и АДМ. Их авторы уделяли основное внимание хозяйственной деятельности монастырей в рамках проблемы воздействия миссии на традиционные структуры автохтонного населения. Но характеристики монашеских обителей, степень их участия в просветительско- благотворительной работе в указанных исследованиях не были раскрыты.

В 1968 г. вышла в свет «История Сибири с древнейших времен до наших дней», которая актуальна и в настоящее время. В ней при анализе социальных отношений в Сибири XVI - XVII вв. показаны пути развития монастырского землевладения. Авторы признавали, что РПЦ сыграла определенную роль в становлении культуры, хозяйственном освоении Сибири. Позитивную оценку роли РПЦ в становлении и развитии культуры Сибири XVII - начала XIX в. дал А. Н. Копылов .

Несмотря на главенство идеологических установок при исследовании церковной истории, в советский период были намечены новые пути изучения истории Церкви, сделаны попытки более тесно связать ее с гражданской историей, разработаны отдельные проблемы развития в Синодальный период, по которому до революции практически невозможно было опубликовать научно-критические исследования. Но в целом история монастырей и монашества осталась вне поля зрения советских историков.

Историю РПЦ плодотворно изучали исследователи, по разным причинам оказавшиеся за границей: А. В. Карташев, И. К. Смолич, Д. В. Поспелов- ский и др. Труды, написанные в зарубежье исследователями русского происхождения, в значительной мере восполняют пробелы отечественной историографии советского периода. Специальные работы И. К. Смолича вывели изу-

чение истории монашества на новый качественный уровень . В них была впервые сделана попытка, выделив историю монастырской жизни в самостоятельную тему исследования, выявить основные тенденции в процессе становления монашества. Впервые в работе рассматривалась не только политика государства в отношении монастырей и внешняя сторона монашеской жизни, но и ее внутренний строй.

Возобновление активного изучения истории РПЦ связано с началом нового периода в развитии отечественной исторической науки, характеризующегося отсутствием единой методологии, появлением множества деидеоло- гизированных концепций. Началось переиздание дореволюционных трудов, публикация источников, разработка новых направлений истории РПЦ. На смену в целом негативной оценке в советской отечественной историографии пришла идеализация прошлого и настоящего РПЦ. На этом фоне все большую роль в изучении истории РПЦ начинают играть работы по церковной истории представителей РПЦ. При всей сдержанности в тоне и выводах, церковные историки последовательно предлагают переоценку ряда моментов в истории РПЦ.

Особое место среди обобщающих трудов по церковной истории занимает работа протоиерея Владислава (Цыпина). Он впервые попытался в рамках системного описания истории РПЦ с начала XVII в. по 2005 г показать ход монастырской жизни в советский и постсоветский периоды. А. Б. Ефимов в труде по истории миссионерства РПЦ пришел к выводу, что с XVI в. в христианском просвещении Сибири монастырям принадлежала ключевая роль.

Среди трудов по истории РПЦ светских ученых в постсоветский период широким проблемным полем и уровнем анализа выделяются работы С. В. Римского, В. А. Федорова, С. Л. Фирсова. Актуальность проблемы, заинтересованность РПЦ, общества и государства способствовали появлению за короткий срок большого числа исследований советского периода истории Церкви А. А. Федотова, И. Я. Шимон, М. В. Шкаровского и др.

В постсоветский период РПЦ стала предметом исследования представителей различных наук. Одним из «молодых» направлений в рамках социологии религии стало изучение РПЦ с помощью методов открытой социологии. Наиболее заметными и критикуемыми представителями нового течения стали исследователи «Института изучения религии в странах СНГ и Балтии».

Значимый вклад в изучение истории монастырей внес Институт российской истории РАН . Результатом исследования стал коллективный труд «Монашество и монастыри в России. XI - XX века». Авторы ставили перед собой как основную задачу: показать целостную картину истории монашества и монастырей, их историческую эволюцию. К темам, которые требуют более углубленного изучения, было отнесено и исследование монастырей Сибири. До настоящего момента очерки являются единственной попыткой осмыслить ход эволюции монастырей и монашества с XI - XX вв. Работой, специально посвященной истории православных обителей XIX - начала XX вв., является монография П. Н.Зырянова.

Новым направлением стало исследование ликвидации монастырей в 1920 - 30-е гг. советской властью. Анализ политики нового режима по отношению к РПЦ на территории Западной Сибири содержится в диссертациях М. Л. Белоглазова и Т. Н. Коголь.

В постсоветский период появились труды, посвященные отдельным обителям или региональной монастырской истории. Активно исследуется роль монастырей в процессе развития соседних регионов. Кроме традиционной социально-экономической истории, стала изучаться внутренняя жизнь обителей, причины ухода в монастырь, пенитенциарная практика, особенности управления, правовое положение монашества, архитектура, специфика

экономической деятельности .

Исследования, посвященные АДМ, были продолжены в постсоветский период Д. В. Кацюбой, Н. В. Расовой и др. Свящ. Георгий Крейдун в рамках исследования структуры АДМ в 1830 - 1919 гг. рассмотрел обители как подразделения миссии. Появились работы А. П. Адлыковой, посвященные монашеским обителям АДМ. Предметом исследований представителей РПЦ стало изучение истории, архитектуры и святынь монастырей г. Томска и современных Томской и Кемеровской епархий. Но следует отметить, что монастыри Томской епархии, к которым относились и монастыри АДМ, явля-

лись объектом нашего более раннего исследования . История монастырей региона освящена нами также в рамках коллективной монографии по истории РПЦ на юге Западной Сибири в XIX - XX вв.

Исследования дореволюционного периода позволили систематизировать знания о церковной истории и ввести в научный оборот значительный массив источников. В это время сформировались светское и церковное направления историографии РПЦ, определившие подходы и проблематику изучения истории монастырей и монашества. Работы аналитического характера по истории обителей XIX - начала ХХ вв. отсутствовали. Основная часть работ имела справочно-описательный характер. Собственно монастырям юга Западной Сибири в этот период была посвящена только работа Д. Н. Беликова.

В советский период история РПЦ как направление академической исторической науки практически перестала существовать. В это время за рубежом появился ряд работ по истории Церкви и монашества. В рамках исследований по истории Сибири шло и изучение различных аспектов деятельности РПЦ, в том числе и монастырей. Труд Л. П. Шорохова включал рассмотрение проблем экономической истории монастырей юга Западной Сибири.

Постсоветский период характеризуется возрождением истории РПЦ как самостоятельного научного направления отечественной историографии, появлением большого числа работ, расширением проблематики, выработкой новых методологических подходов. Появились исследования, посвященные новейшему периоду в истории РПЦ. Изучение проблем истории и современности РПЦ вышло за рамки исторической науки.

Проанализированные исследования, с одной стороны, создали основу для дальнейшего изучения монастырей, с другой - показывают необходимость дальнейшего изучения проблемы, обозначая имеющиеся лакуны. Работы Д. Н. Беликова, Л. П. Шорохова, А. П. Адлыковой, свящ. Евгения Морозова, посвященные монастырям региона, внесли свой вклад в изучение проблемы, но имеют по сравнению с нашим исследованием более узкие хронологические, территориальные рамки. Монастыри юга Западной Сибири как социальный институт, имеющий внутреннюю структуру и реализующий социальные функции, взаимодействующий с обществом и государством в широких хронологических рамках (конец XVIII - начало XXI вв.), не являлся ранее предметом исторического научного исследования.

Объект исследования - структурные подразделения Русской Православной Церкви в динамике изменений. Предмет - монашеские обители (монастыри, скиты, пустыни, женские общины) на территории юга Западной Сибири в Синодальный и новейший периоды истории РПЦ: их возникновение, становление, развитие, закрытие.

Хронологические рамки обусловлены вехами судьбоносносных для монашеских обителей изменений в системе взаимоотношений между государством, обществом и РПЦ - конец XVIII и начало XXI вв. Они охватывают временной отрезок от завершающей стадии секуляризационных реформ в конце XVIII в., вызвавших кризис и коренные изменения в условиях существования монастырей, через поколения приведших к обновлению монашеской жизни и ее расцвету во второй половине XIX - начале XX вв., до возрождения монастырей в результате политических и социальных изменений в России в начале XXI в. после их ликвидации в результате революции 1917 г. и практически полного уничтожения любых проявлений традиций монашеской жизни в советский период.

Обширные временные рамки необходимы для целостного осмысления истории монастырей юга Западной Сибири как социального института, выявления тенденций и специфики их развития на разных исторических этапах.

Территориальные рамки исследования охватывают юг Западной Сибири. Процесс эволюции монашеских обителей на данной территории имел ряд особенностей, связанных со спецификой этнической структуры, социокультурного и экономического развития региона на протяжении нескольких веков и ролью, которую РПЦ играла в данном процессе.

Данная территория к 1917 г. составляла каноническую территорию Томской епархии, образованной в 1834 г. К началу ХХ в. Томская епархия включала в себя территорию юга Западной Сибири - современные Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую области, Алтайский край и Республику Алтай. После ликвидации в 1930-е гг. структур РПЦ на указанной территории были вновь образованы и возрождены Новосибирская и Бердская (1943), Кемеровская и Новокузнецкая (1993), Барнаульская и Алтайская (1994), Томская и Асиновская (1995) епархии РПЦ.

Мы сознательно оставили за рамками исследования процесс развития православных обителей на территории современной Омской области, несмотря на то, что она территориально относится к югу Западной Сибири. Развитие структур РПЦ на указанной территории значительно отличалось в силу особенностей географического расположения, социально-экономического развития, военно-политических задач Российского государства.

Целью работы является выявление общих закономерностей и специфики развития монашеских обителей юга Западной Сибири как социального института. Достижение поставленной цели в рамках исследования предполагает решение следующих задач:

  1. проанализировать историографию монастырей РПЦ для определения степени изученности проблематики;

  2. дать характеристику и систематизировать выявленную источнико- вую базу исследования для определения ее информационной емкости;

  3. выявить количество, месторасположение, типы монашеских обителей;

  4. определить изменение характеристик монастырей как социальных институтов (организационной структуры и системы управления, численности насельников, их социокультурных и возрастных характеристик, внутреннего строя монастырской жизни);

  5. охарактеризовать функции монастырей, их изменение на различных этапах исторического развития; их место и роль в жизнедеятельности общества;

  6. выявить влияние изменений в системе взаимоотношений общества - государства - РПЦ в ходе исторического процесса конца XVIII - начала XXI вв. на состояние, характеристики и функции объекта исследования.

Методологическую основу исследования составили принципы: историзма - исследование исторических явлений с учетом изменений в процессе постоянного развития под воздействием множества факторов. Деятельность монашеских обителей рассматривалась во всей многогранности и противоречивости в связи с объективным ходом исторического развития региона. Историзм связан, прежде всего, с понятием «развитие». Данный принцип требует компаративного подхода при сквозном изучении проблем отечественной истории на протяжении нескольких столетий, который позволяет исследовать объект на разных этапах развития общества и государства в сопоставлении с другими объектами; системности - учет воздействия на объект исследования многообразных факторов (прежде всего изменений взаимоотношений государства - общества - РПЦ) и взаимодействия в историческом процессе монастырей как социальных институтов с другими институтами. Использование всего комплекса существующих источников для выявления характеристик, изменений объекта исследования, причин и хода исторических событий.

В исследовании нами были использованы институциональный, элементы системного и процессный подходы, компаративный анализ. Данная методика соотносится с концептом модернизации, использование которого с применением указанных подходов, общенаучных и специальнонаучных методов позволяет системно исследовать процесс трансформации социальных институтов общества на пути от традиционного общества к обществу современного типа.

Исходя из институционального подхода к изучению общества, социальная система представляет собой социальные институты, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой в процессе развития в экономической, политической, духовной и социальной сферах жизнедеятельности общества. Церковь является социальным институтом, регулирующим повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу.

Внутренняя структура Церкви как социального института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, также имеющих статус социальных институтов. Исследователи относят монастыри к простым социальным институтам. Монастырь как любой социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, выполнением определенных функций по ее достижению, определенной социальной и организационной структурой, необходимой для выполнения функций, имеет внешние формальные и внутренние содержательные характеристики. Внешне монастырь выглядит как совокупность лиц, учреждений, имеющих определенную экономическую основу, структуру, осуществляющих конкретные социальные функции.

Применение институционального подхода в совокупности с системным и процессным подходами в исследовании монастыря, рассмотрение его как простого социального института позволяет проследить не только изменение характеристик, направлений деятельности монастыря на различных этапах исторического развития, но и выявить взаимосвязь различных социальных институтов в рамках данного процесса. При изучении конкретных монастырей мы рассматривали их как форму социальной организации - функциональный организм, что позволило выявить региональную специфику и особенности отдельных обителей.

В рамках обозначенного подхода, исходя из задач исследования, нами применялись специально-исторические методы (сравнительно-исторический, структурно-функционального анализа, историко-биографической и историко- географической реконструкции), а также методы социологического и этнографического исследования (внедренного наблюдения, контент-анализа, анкетного опроса, индивидуального интервью, беседы).

Обозначенный подход к изучению проблемы, методический инструментарий исследования позволили достичь цели и решить задачи исследования.

Источниковая база исследования. Отсутствие комплексных обобщающих трудов по проблеме во многом определено спецификой состава и содержания источников в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, региональными особенностями формирования источниковой базы. Нами был выбран вариант анализа источниковой базы по видам источников. К историческим источникам мы относим различным способом закодированные сведения - письменные, изобразительные, фото-видеодокументы и др.

Кроме анализа по видам источников с применением методов историко- генетического, сравнительно-исторического, историко-типологического, метода взаимной проверки, после разделения использованных источников по месту хранения, времени и месту возникновения (монастырь, епархия, Синод, органы государственной власти) нами были проанализированы характеристики архивов, содержащих источники по проблеме.

В связи с изменениями политического строя государства, административного деления территории юга Западной Сибири, организации архивного дела источники по истории монастырей региона распределены по различным фондам центральных и региональных архивохранилищ. Источники дореволюционного периода сосредоточены в фондах РГИА (Российского государственного исторического архива), ГАТО (Государственного архива Томской области), ЦХАФ АК (Центра хранения архивного фонда Алтайского края). Документы за период советской власти отложились в фондах ГАНО (Государственного архива Новосибирской области), ГАТО, ЦХАФ АК. Источники по новейшей истории монастырей юга Западной Сибири сосредоточены в текущих архивах епархиальных управлений и монастырей Новосибирской, Томской, Кемеровской, Барнаульской епархий.

Часть источников по истории религиозных организаций в Западной

Сибири издана сибирскими архивистами в виде тематических сборников .

Интернет-ресурсы можно обозначить как место размещения источников, информации и исследований по истории РПЦ, которое содержит практически все виды письменных источников (законодательные и нормативные акты, статистические источники, периодическая печать, источники эпистолярного жанра и др.), а также фото и видеодокументы. Томская и Асиновская, Барнаульская и Алтайская, Кемеровская и Новокузнецкая, Новосибирская и Бердская епархии имеют официальные сайты, а епархиальные СМИ свои Интернет- версии. Гораздо меньше сайтов, web-страниц создают и поддерживают мона-

стыри .

Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот. В работе использовались источники трех типов: письменные (опубликованные и неопубликованные документы), устные источники и фото-видео-документы. После отбора печатных источников по степени информативной насыщенности и достоверности, на основе принципа видовой классификации нами были выделены следующие группы: 1) нормативно-правовые и распорядительные акты; 2) материалы и решения съездов, собраний РПЦ на российском, епархиальном, монастырском уровне; 3) статистические и справочно-информационные материалы; 4) делопроизводственная документация; 5) периодическая печать (в т. ч. Интернет-сайты, страницы, версии печатных СМИ); 6) неофициальные источники личного происхождения (письма, дневники, мемуары и др.); 7) агиографическая и учительная литература, биографии; 8) материалы, полученные путем применения социологических и этнологического методов сбора информации.

К первой группе отнесены нормативно-правовые и распорядительные акты Российского государства и РПЦ. Группа источников условно разбита нами по уровню в вертикали власти или иерархии РПЦ (центральный, региональный, местный уровни) с обозначением ведомственной принадлежности источника. В рамках этих подгрупп провели разделение, исходя из временного критерия, на дореволюционное, советское и постсоветское время:

  1. Конституция, законы, указы, распоряжения государства и РПЦ дореволюционного периода, советского государства, Российской Федерации постсоветского периода. Уставы РПЦ и духовных консисторий. Решения Поместного, Архиерейского Соборов, Синода. Положения, правила, инструкции и др., относящиеся к регламентации жизни монастырей и монашествующих.

  2. Указы духовных консисторий, архиереев; циркуляры, распоряжения, постановления, относящиеся к «церковной политике» советского государства на местах (губерния, округ, область).

  3. Уставы, правила монашеских обителей; постановления районных, городских, поселковых органов советской власти.

Анализ государственных законов, указов и определений Синода, решений Соборов позволяет определить изменения в положении РПЦ, монастырей на разных этапах исторического развития, обозначить переломные этапы в изменении политики государства по отношению к ним.

Акты первой подгруппы выходили в дореволюционный, советский и постсоветский периоды отдельными изданиями. Документы второй и третьей подгрупп публиковались в СМИ, содержатся в государственных и церковных архивохранилищах. Определения Синода, указы Патриарха издавались отдельными изданиями и публиковались в официальной части «Журнала Московской Патриархии». Документы Синода, соборов 1997 - 2009 гг. хранятся в Интернет-архиве официального сайта Московской Патриархии.

К распорядительным актам нами отнесены решения, постановления, определения, уведомления, циркуляры, распоряжения, предписания, директивные указания органов государственной и церковной власти. Особенностью данной группы источников является то, что они были результатом управленческих решений центра, которые не всегда выполнялись на практике и реализовывались в полном объеме. Сопоставление с другими группами источников помогает выявить различия между моделью, предписанной законом, и конкретной формой выполнения решения на практике, конечным результатом.

Ко второй группе относятся материалы (документы по подготовке, программы, деяния, выступления участников, утвержденные документы) и решения съездов, собраний РПЦ на российском, епархиальном, монастырском уровне, мы также к ней отнесли материалы о подготовке и проведении Поместных и Архиерейских Соборов.

Источники данной группы акцентируют внимание исследователя на проблемах деятельности монастырей на разных временных отрезках, показывают наличие разных точек зрения среди духовенства по различным вопросам. Анализ цепочки от вопросов, обсуждаемых на съезде, до издания нормативно-правовых актов, а затем реализация их на местах позволяет выявить механизм и степень влияния решений съездов на реальную жизнь монастырей, отношение государственной власти к данным мероприятиям.

Отзывы и мнения епархиальных архиереев, епархиальных съездов, собранные в ходе подготовки Поместного Собора, были изданы отдельным изданием. Отзывы епархиальных архиереев как материалы к предстоящему Всероссийскому собору публиковались в Прибавлениях к «Церковным Ведомостям» за 1906 г. Материалы о работе, деяниях съездов выходили отдель-

ными изданиями . Материалы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000

г. представлены в сборнике «Русская Церковь на рубеже веков» .

В третью группу - статистические и справочно-информационные материалы, входят в дореволюционный период: светская статистика (хозяйственно-статистические описания губернии, отдельных населенных пунктов, материалы переписей населения) и церковная статистика (историко-статисти- ческое описание епархии, данные, собираемые по распоряжениям Синода и для епархиальных отчетов). К этой группе нами отнесены справочно- информационные издания. Характерной особенностью статистики данного периода является переход от описательного характера к цифровому освещению объекта. Основной недостаток данной группы - расхождение в цифрах и фактах, выявляемое при сопоставлении центрального и регионального материала.

Справочно-информационное издание «Справочная книга по Томской епархии» за 1898/99, 1902/03, 1909/10, 1914 гг. отличается систематическим изложением материала. Основным недостатком источника является использование составителями разновременных отчетов обителей более ранних лет, отсутствие части информации.

Информация о монастырях Сибири содержится в светских путеводите-

лях по Российской империи . Многочисленные справочно-информационные

издания посвящены не только епархиям и духовным миссиям , но и обителям. Они содержат в себе устойчивый круг информации о местонахождении, датах и обстоятельствах основания, достопримечательностях, хозяйстве, пер- соналиях. Данные об обителях, монастырской администрации, лечебных заведениях при них содержатся в специализированных изданиях.

В советский период интересующая нас статистическая информация содержится в отчетах уполномоченных Советов по делам РПЦ, религии областей и краев юга Западной Сибири.

В начале XXI в. РПЦ стала активно издавать литературу справочного, энциклопедического характера. Но часто в указанных изданиях допускались фактические ошибки, которые не снизили общего значения работ. Издава-

лись справочные издания и по отдельным регионам Сибири .

Самую многочисленную и информационно-насыщенную четвертую группу источников составляет делопроизводственная документация. Нами использовалась организационно-распорядительная, плановая, учетная и контрольная, отчетная документация, деловая переписка. Выделенные нами подгруппы в дореволюционный, советский и постсоветский периоды имели различное значение и несли в себе различный набор сведений по истории монастырей. Отчеты являются наиболее информативной и ценной для нас подгруппой делопроизводственной документации в течение всего исследуемого периода.

Пятая группа - периодические издания. Основным источником данной группы по Синодальному периоду являются «Томские епархиальные ведомости», издававшиеся с 1880 г. по 1918 г. Источники различных групп содержатся в «Церковных ведомостях» 1888-1917 гг., официальном органе Синода, в 1875-1887 гг. выходившим под названием «Церковный вестник», а также в Прибавлениях к ним. Издание «Церковного вестника» было возобновлено Московской патриархией в 1989 г. и стало началом возрождения церковной периодики. Разноплановый материал, посвященный становлению монастырей АДМ, содержится в издании Петербургской духовной академии «Домашняя беседа» (осн. в 1858 г.).

Важным для изучения новейшей истории сибирских монастырей является блок церковной периодики (печатных органов монастырей, благочиний и епархий), которая возродилась в Западной Сибири в 90-е гг. ХХ в. Надо отметить, что церковные печатные периодические издания хранятся в основном в епархиальных и семинарских, монастырских библиотеках и малодоступны светскому читателю, часть номеров утрачена.

В группе периодической печати четко выделяется две подгруппы - это светская и церковная периодика, которые в свою очередь делятся на центральную - региональную/епархиальную - местную (районную, городскую)/ монастырскую, а по временному критерию - на дореволюционную, советскую, постсоветскую. Наиболее информативна по нашей теме церковная центральная и епархиальная печать дореволюционного периода.

Шестая группа неофициальных источников личного происхождения подразделена нами на две подгруппы: 1. Речи, воспоминания, записки и письма, личные дневники, мемуары; 2. Путевые записки, дневники экспедиций исследователей региона. Данная группа, содержащая разнообразный материал, при сопоставлении с другими источниками позволяет придать личностную окраску изучаемым событиям, выявить позиции различных социальных групп и точки зрения конкретных исторических лиц, что позволяет понять многофакторность процесса развития монашеских обителей юга Западной Сибири. Источники первой подгруппы частично вышли отдельными изданиями, частично опубликованы в периодических изданиях, сборниках,

содержатся в архивохранилищах.

Вторая подгруппа - это работы, которые создавались на материалах экспедиций и исследований, проведенных во второй половине XIX в. непосредственно авторами. Содержащаяся в них информация по истории обителей фрагментарна, но оценка авторами результатов воздействия РПЦ на культуру аборигенов, отличная от точки зрения представителей Церкви, делает ее особо ценной при сопоставлении с другими источниками.

В целом, эта группа источников носит наиболее субъективный характер. Вместе с тем, именно в источниках данной группы часто содержится информация, позволяющая уточнить, дополнить и «оживить» материал, полученный из других групп источников.

Седьмая группа - агиографическая и учительная литература, биографии (к этой же группе мы отнесли некрологи на смерть архиереев, настоятелей/настоятельниц монастырей).

Несмотря на кажущуюся первоначально некоторую искусственность объединения указанных источников в составе единой группы, все они объединены единой задачей - освещение жизнедеятельности конкретной личности, значимой для понимания хода истории монастырей юга Западной Сибири.

Безусловно, что жития не относятся к произведениям историко- биографического характера, но они содержат сведения о начальной истории и внутренней жизни монастырей, уставе и принципах монашеской жизни, носи-

телями которых были старцы, их духовно-нравственном мире . Изучение «учительной литературы» также служит решению указанной выше задачи.

Жизнеописания старцев, подвижников, не канонизированных РПЦ, по форме мало отличаются от житий святых.

Биографические материалы в постсоветский период стали публиковаться в изданиях монастырей и епархий, на Интернет-сайтах, в периодической церковной печати. В постсоветский период стали выходить комплексные работы, включающие жизнеописания выдающихся деятелей РПЦ, воспомина-

ния о них, их труды, письма, дневники .

Некрологи публиковались в епархиальной периодике после смерти монашествующих в дореволюционный и постсоветский периоды.

К восьмой группе источников нами отнесены материалы, полученные путем применения социологических, этнологического (социологический опрос, интервью, беседа, внедренное наблюдение) методов сбора информации. Это материалы социологического опроса 800 чел. в гг. Кемерово, Ле- нинске-Кузнецком, Томске на предмет отношения к РПЦ, монастырям и монашествующим (проведено в марте - мае 2010 г.), а также опубликованные результаты социологических опросов.

К устным источникам мы относим интервью и беседы с настоятелями, настоятельницами и наместниками монастырей, представителями РПЦ, содержащие информацию о процессе возрождения монастырей юга Западной Сибири в постсоветское время и личностную оценку этих событий.

Сведения, полученные во время пребывания в монастырях в качестве паломника, трудника (что предполагает метод внедренного наблюдения), позволяют выявить расхождения «официальных источников» с личными ощущениями, представлениями и оценками членов монашеской общины.

К третьему типу источников по теме исследования относятся фото- и видеодокументы. Они находятся в архивных фондах, сборниках документов и материалов, епархиальных и монастырских отчетах современного периода, периодических изданиях, а также в специальных изданиях фотооткрыток, фотоальбомах, мультимедиадисках, Интернет-сайтах. Фонд музея истории Православия на Алтае содержит редкие фотографий насельниц и монастырей дореволюционного и советского периодов.

Изученный комплекс источников является репрезентативной источни- ковой основой для исследования истории монашеских обителей юга Западной Сибири на протяжении периода с конца XVIII по начало XXI вв. и позволяет решить задачи, поставленные в исследовании.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии проанализирован процесс формирования монастырской организации как социального института на территории юга Западной Сибири в широких хронологических рамках (конец XVIII - начало XXI вв.). Существующие исследования не решали поставленные автором задачи, были ограничены отдельными аспектами деятельности монастырей, временными границами периодов, связанных с определенным государственным строем. Постсоветский период истории РПЦ практически остался за рамками интересов исследователей. Впервые автором процесс становления и развития монастырей в специфическом «контактном» регионе Сибири был проанализирован комплексно на фоне общероссийских процессов на протяжении более двух веков, включая два крупных переходных периода: от империи к социалистическому строю, а затем к современному государству.

Введение в научный оборот ранее неиспользованных источников, особенно по постсоветскому периоду истории РПЦ, позволило существенно расширить представление о сфере приложения усилий монастырей, определить их роль в жизнедеятельности региона в разные исторические периоды.

Автор впервые в историографии поставил и решил научные задачи на базе нового эмпирического материала, что позволило получить новые результаты.

  1. Выявлены механизм формирования и специфика развития монашеских обителей региона, цикличность их развития, определены изменения характеристик и функционала на различных исторических этапах.

  2. Доказана следующая закономерность в процессе развития монастырей: их роль и место в системе социальной организации общества зависела от сферы приложения их усилий как социального института, которая определялась, прежде всего, политикой и интересами государства.

  3. Систематизирована информация о выполнении сибирскими монастырями двух групп функций: социально-каритативных и хозяйственных в указанных хронологических рамках. Определены и охарактеризованы изменения функций монастырей на протяжении Синодального и новейшего периодов; выявлена роль монастырей в формировании системы народного просвещения региона, развитии системы социальной помощи, миссионерской деятельности; проанализированы экономическая основа и хозяйственная деятельность.

  4. Впервые была дана оценка деятельности обителей региона в просветительской и социальной сферах, на основании чего выявлена тенденция постепенного сужения религиозных, социально-политических и хозяйственных функций монастырей и расширения социально-каритативных.

Апробация работы. В 1999 - 2011 гг. основные положения и выводы диссертации апробированы на конференциях международного, российского, межрегионального уровня, посвященных различным аспектам истории России, проблемам истории РПЦ и православных монастырей, в рамках реализации совместных проектов с Кемеровской и Новокузнецкой епархией. Отдельные положения исследования были обсуждены на рабочих совещаниях, круглых столах на факультете истории и международных отношений Кемеровского государственного университета, в структурах Кемеровской и Новокузнецкой, Томской и Асиновской епархий, University of Nebraska - Lincoln (USA).

Материалы применялись при разработке учебных курсов «История социальной работы в России», «История Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVI - начале XX вв.». Результаты исследования были представлены в 3 монографиях (одна в соавторстве) и более чем 40 основных тезисах и статьях. Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре отечественной истории Кемеровского государственного университета.

Практическая значимость исследования определена возможностью использования материала при подготовке обобщающих трудов, учебников и справочников по истории монастырей, РПЦ и Сибири, в процессе преподавания курса отечественной истории в государственных и церковных высших и средних учебных заведениях, подготовке специальных учебных курсов. Обобщения, сделанные автором, могут быть полезны в практической деятельности государственных служащих, занимающихся проблемами государственно-церковных отношений.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири : конец ХVIII - начало ХХI вв.