Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Абдуллин Халим Миннуллович

Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи
<
Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллин Халим Миннуллович. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи : 07.00.02 Абдуллин, Халим Миннуллович Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи (конец XVIII-начало XX вв.) : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Казань, 2007 272 с. РГБ ОД, 61:07-7/597

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование и развитие нормативно-правовой основы деятельности мусульманского военного духовенства

1 Мусульманское духовенство в нормативно-правовых актах второй половины XVIII - начала XIX в . 19-39

2 Нормативно-правовая база деятельности мусульманского военного духовенства в первой половине XIX в . 40-54

3 Эволюция законодательства о военном духовенстве во второй половине XIX в. 55-79

4 Изменения в нормативно-правовых документах о мусульманских военных священнослужителях конца XIX - начала XX вв. 80-104

Глава II. Взаимодействие мусульманского духовенства и военного ведомства

1 Иррегулярные войска и мусульманское духовенство 105-146

2 Мусульманские священнослужители в регулярных войсках 147-194

3 Деятельность мусульманских священнослужителей в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства 195-236

Заключение 237-243

Приложение. Сводная таблица установленных штатных и внештатных

мусульманских военных священнослужителей 244-255

Список использованных источников и литературы 256-271

Список принятых сокращений

Введение к работе

Политика государства по отношению к религиозным меньшинствам в Российской империи отличалась своей сложностью и неоднородностью. Соответственно таким же неоднозначным был подход государственных структур к служителям культа вероисповеданий, признаваемых в империи терпимыми. Одним из аспектов таких отношений является история взаимодействия военного ведомства России и священнослужителей не православных исповеданий. Взаимодействие мусульманского духовенства с военным ведомством стало возможным только в период правления Екатерины II, прежде всего благодаря установлению политики веротерпимости и организации органов религиозного управления для мусульман.

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь значением исторического опыта почти полуторовекового взаимодействия мусульманского духовенства с государственными структурами Российской империи и прежде всего с военным ведомством. В то же время в истории деятельности как штатного, так и внештатного мусульманского военного духовенства1 существует немало белых пятен. Оставалась неисследованной законодательная основа деятельности мусульманского духовенства в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства, без рассмотрения которой невозможно раскрыть взаимодействие этих структур.

Недостаточно изучена деятельность духовных лиц как непосредственно в войсках (регулярных и иррегулярных), так и в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства, их права, обязанности и формы

Под термином мусульманское военное духовенство следует понимать всю совокупность духовных лиц, профессионально занимавшихся отправлением религиозного культа, мусульманским судопроизводством и руководством общиной верующих в структурах военного ведомства Российской империи в конце XVIII - начале XX века. В зависимости от форм материального вознаграждения за оказываемые религиозные услуги военных священнослужителей принято подразделять на штатных, то есть пользовавшихся всей полнотой дарованных законодательством прав и обязанностей, и внештатных или общественных, то есть приглашавшихся только в случае необходимости и, следовательно, имевших ограниченные права и обязанности в рамках военного ведомства.

4 деятельности. Остается недооцененной роль таких священнослужителей в сохранении национально-религиозной идентичности мусульман, служивших в военном ведомстве, а также их место и роль в религиозной общине (умме).

Социальная значимость исследования определяется и актуализацией ныне столь неоднозначной проблемы, как возрождение института военного духовенства в современной российской армии.

Вышеизложенные моменты указывают на то, что всестороннее изучение деятельности мусульманского духовенства в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства не только необходимо, но и востребовано временем.

Степень разработанности темы. Проведенный историографический анализ дает возможность выделить три неравнозначных по продолжительности и содержанию периода в изучении темы: дооктябрьский (вторая половина XIX века - 1917 г.), советский (до начала 1990-х гг.) и постсоветский (с начала 1990-х гг.).

Общей особенностью историографии военного духовенства на всех выделенных этапах было то, что приоритетным являлось изучение опыта православного военного духовенства.1 Проблема взаимодействия военного ведомства с другими «терпимыми» вероисповеданиями царской России оставалась в тени православно-государственных отношений и в научном плане начинает изучаться лишь в рамках третьего выделенного периода.

Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством / Т.В. Барсов. - СПб., 1879; Невзоров Н. Управление духовенством военного духовенства в России / Н. Невзоров. -СПб., 1883; Ласкеев Ф.М. Историческая записка об управлении Военным и Морским Духовенством за минувшее столетие (1800-1900). / Ф.М. Ласкеев. - СПб., 1900; Кандидов Б. П. Церковный фронт в годы войны. / Б.П. Кандидов. - М., 1929. - 158с; Он же. Японская интервенция и церковь. / Б.П. Кандидов. - М., 1932. - 64с; Василенко В.О. Офицеры в рясах. / В.О. Василенко. - М., 1933. - 88с; Суглобов Г.А. Союз креста и меча (Церковь и война). / Г.А. Суглобов. - М., 1969. - 144с; Ковальский Н.А. Империализм. Религия. Церковь. / Н.А. Ковальский. - М., 1986; Христолюбивое воинство: православная традиция русской армии. - М., 1997; Буганов А.В. Православие в русской армии XIX -начало XX веков / А.В. Буганов. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. - М.: Наука,2002. - С.140; Котков В.М. Военное духовенство России: страницы истории / В.М. Котков. - В 2-х томах. - СПб., 2004 и мн. др.

В дооктябрьский период проблема взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи специального изучения не получила. Однако проблему удовлетворения религиозных «треб» у военнослужащих-мусульман отметил в своей работе известный исследователь этнического состава царской армии А.Ф. Риттих. Он указывал на сложившуюся практику взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства до военных реформ 60-70-х гг. XIX в., при этом ставил вопрос о необходимости серьезного отношения к данной проблеме в связи с увеличением численности мусульман в войсках.1

В исторической записке А.С. Глинского о деятельности Казанского порохового завода за период 1788-1888 гг. приводятся данные о строительстве и ремонте заводской мечети, назначения жалования мулле.2 В работе краеведа П. Мартынова были приведены данные о назначении и деятельности мусульманского военного священнослужителя в гарнизоне Симбирска.3

В целом же упоминания о мусульманском духовенстве в структурах военного ведомства в указанный период носили в основном справочно-информационный характер.4 После февральской революции 1917 г. в некоторых изданиях высказывалась точка зрения о справедливости требования мусульман-граждан России о формировании национальных воинских формирований и назначения к ним представителей мусульманского духовенства.5 Однако какого-либо научного анализа проблемы не было.

В первые десятилетия становления советского государства на гребне антирелигиозной пропаганды выходит большое количество работ,

1 Риттих А.Ф. Племенной состав контингентов русской армии и мужского населения
Европейской России. / Риттих А.Ф. - СПб., 1875. - С.62.

2 Глинский А.С. 100 лет Казанского порохового завода. Историческая записка. / А.С.
Глинский. - СПб., 1888.-С.21.

Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет его существования / П. Мартынов. - Симбирск, 1898.-С.150.

4 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. - ТЛИ. - СПб., 1891. - С.232;
Там же. Т.Via. - СПб., 1894. - С.846.

5 См.: Тамарин А. Мусульмане на Руси / А. Тамарин. - М., 1917. - 32с; Мицнуллин Ж,.
"Татар полклары ни ечен кирэк?" / Ж.. Мицнуллин. // Мирас. - 1994. - №4 - Б. 114-117.

посвященных взаимоотношениям представителей религиозных конфессий со «старой властью». Некоторые из них позволяют составить определенное представление о деятельности мусульманского духовенства в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства России.1 В то же время все эти работы были написаны в духе раскрытия «контрреволюционной деятельности и промонархической направленности» мусульманского духовенства в структурах военного ведомства. В хронологическом плане в большинстве из них деятельность мусульманского духовенства рассматривалась лишь начиная с 1900-х гг. '

В последующие десятилетия интерес к данной тематике заметно снижается. В ряде работ лишь оговаривается наличие такого взаимодействия, при этом подчеркивается его негативная роль или «выпячиваются» необходимые с идеологической точки зрения факты. Не изучаются состав и характер деятельности, социальная и культурная роль мусульманского духовенства в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства.2 Из вышедших за рубежом работ данного периода следует выделить монографию Н.В. Галушкина, в которой приводится ряд

Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в гражданскую войну. / М.Л. Муртазин. - Л., 1927. - 214с; Сагидуллин М. Татарские трудящиеся на путях Великого Октября. / М. Сагидуллин. - Казань, 1927; Кандидов Б.П. Религия в царской армии. / Б.П. Кандидов. -М: «Безбожник», 1929. - 91с; Маторин Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. / Н. Маторин. - М, 1929. -176с; Ишемгулов Б. Урыс самодержавиесе пэм меселман диния нэзарэте. / Б. Ишемгулов. - М., 1930. - 326.; Кандидов Б.П. Церковь и гражданская война на Юге. / Б.П. Кандидов. - М, 1931. - 295с; Аршаруни A.M., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. / A.M. Аршаруни, X. Габидуллин. - М.: Изд-во «Безбожник», 1931. - 189с; Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. / Г. Касымов. - Казань, 1932. - 56с; Климович Л. Ислам в царской России. Очерки. / Л. Климович. - М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1936. - 406с

Смирнов Н.А. Очерки истории изучения ислама в СССР / Н.А. Смирнов. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 275с; Сидоров Д.И. Война и религия. - М., 1961. - 176с; Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года / А.Н. Усманов. - Уфа, 1964; Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (Исторические очерки) / З.А. Ишмухаметов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1979. - 224с; Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937) / И.Д. Эйнгорн. - Томск, 1982. - 224с; Авксентьев А.А. Ислам на Северном Кавказе / А.А. Авксентьев. - Ставрополь, 1984. -286с.

интересных фактов из истории мусульманского духовенства в описываемом военном формировании.1

Постсоветский период характеризуется возрастанием интереса к отечественной истории, в особенности к тем ее проблемам, которые долгие годы не могли быть объективно рассмотрены в силу идеологических причин. Не стала в этом плане исключением и проблема военного духовенства. В указанный период появляется ряд работ общего характера, то есть в целом посвященных деятельности духовенства различных вероисповеданий в структурах военного ведомства.2

Большое количество материалов, связанных с деятельностью мусульманских священнослужителей среди военнослужащих, вошло в исследования, посвященные истории проживания мусульман, татар в частности, в различных регионах России и зарубежья. Определенные сведения содержатся в работах о материальной культуре мусульманских

Галушкин Н.В. Собственный Его Императорского Величества Конвой / Н.В. Галушкин.

- Сан-Франциско, 1961. - 411 с.

2 Сенин А.С. Армейское духовенство России в Первую мировую войну / А.С. Сенин. //
Вопросы истории. - 1990. -№10.-С.161; Галайко В. Служение Отечеству - святее нет
судьбы. Церковь в русской армии / В. Галайко. // Continent. - 1993. - №48. - С.14; Бублик
Л.А., Калашников И.А. Во имя победы над врагом / Л.А. Бублик, И.А. Калашников. //
Военно-исторический журнал. - 1994. - №8. - С.86-87; Котков В.М., Коткова Ю.В.
Военные храмы столицы Российской империи / В.М. Котков, Ю.В. Коткова. // Военно-
исторический журнал. - 3003. - №6. - С.60; Котков В.М. Указ. соч.

3 Аминов Д.А. Татары в Ст. Петербурге. Исторический очерк / Д.А.Аминов. - СПб.:
«СПТ№6», 1994; Гришин Я.Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды) /
Я.Я.Гришин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1995. - 195с; Сенюткин СБ. История исламских
общин исламских общин Нижегородской области / СБ. Сенюткин. - Нижний Новгород,
1998. - 464с; Искандаров Р.Ш. Верхние и Нижние Чебеньки / Р.Ш. Искандаров. -
Сакмара, 1999. - 250с; Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века.
Исторические очерки. / Я.Я. Гришин. - Казань: Татар, кн. изд-во,2000. - 160с;
Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX веков / Д.З.
Хайретдинов. - Нижний Новгород, 2002. - 248с; Файзрахманов Г.Л. История сибирских
татар (с древнейших времен до начала XX века) / Г.Л. Файзрахманов. - Казань: Фэн, 2002.

- 488с; Шангареев И. Из истории мусульман Оренбуржья / И. Шангареев. // Все об
исламе. - 2003. - №16. - СЗ; Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская: история и
современность. Очерки / Ф.А.Асадуллин. - М.: УММА,2004. - 255с; Батыргарей Ф.
Татары в Тверском крае (Историко-этнографический очерк) / Ф.Батыргарей. - Тверь:
Издат. фирма ООО «Альба плюс», 2004. - 68с; Адутов P.M. Татаро-башкирская
эмиграция в Японии / P.M. Адутов. - Набережные Челны,2006. - 235с; Тагирджанова А.
Татары в Финляндии. Взгляд из Санкт-Петербурга / А. Тагирджанова. // Татарские
новости. - 2006. - №12. - С. 14; Кобзев А.В. Исламская община Симбирской губернии во
второй половине XIX - начале XX вв. / А.В. Кобзев. - Н.Новгород: ИД «Медина»,2007. -
446 с: ил.

8 народов1 и истории национальных воинских формирований в Российской империи.2

Серьезное внимание в наши дни уделяется анализу так называемых государственно-исламских отношений. Предпринимаются попытки осветить весь ход государственной политики по отношению к исламу и мусульманам в России, проводятся сопоставления с религиозной политикой других государств. Немало внимания в таких работах уделяется и сотрудничеству между государственными институтами и органами религиозного управления мусульман, а также духовными лицами.3

Аминов Д.А. Санкт-Петербургская соборная кафедральная мечеть. Исторический очерк. / Д.А. Аминов. - СПб.: ИПК «ИМПАКТС», 1992. - 16с; Салихов P.P., Хайрутдинов P.P. Исторические мечети Казани / P.P. Салихов, P.P. Хайрутдинов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005.-191с.

2 Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года / А.Н. Усманов. -
Уфа, 1964. - 134с; Подпрятов Н.В. Национальные меньшинства в борьбе за «честь,
достоинство, целостность России...» / Н.В. Подпрятов. // Военно-исторический журнал. -
1997. - №1. - С.58; Опрышко О.Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917: Возвращение из
забвения... / О.Л. Опрышко. - Нальчик, 1999. - 464с; Асфатуллин С.Г. Северные амуры в
Отечественной войне 1812 года / С.Г. Асфатуллин. - Уфа,2000. - 160с; Волков СВ.
«Восточные части» российской армии / СВ. Волков. // Восточная коллекция. - 2001. -
№3. - С.119-121; То же. №7. С.127-131; Рахимов Р.Н. Доблестные сыны Урала в
Отечественной войне 1812 года / Р.Н. Рахимов. // Военно-исторический журнал. - 2002. -
№9. - С.67; Вакар СВ. Русская императорская кавалерия / СВ. Вакар. // Военно-
исторический журнал. - 2002. - №6. - С.60; Гиззатуллин И.Г. Мусульманские военные
организации (1917-1921 годы) / И.Г. Гиззатуллин. - Казань, 2002. - 205с; Бекмаханова Н.,
Кобландин К. Французской кавалерии лучше бы не сходиться со степняками. / Н.
Бекмаханова, К. Кобландин. // Татарский мир. - 2002. - №3. - С.5; Зеленова Р.
Императорский лейб-гвардии Отдельный корпус / Р. Зеленова. // Татарский мир. - 2003. -
№5. - С.6; Насыров И. Ислам и военная служба в России / И.Насыров. // Ислам. - 2005. -
№1.-С60-62.

3 Ногманов А.И. Российское законодательство второй половины XVI - XVIII веков как
источник по истории татарского населения Среднего Поволжья и Приуралья: Дис ...
канд. ист. наук: 07.00.09. / А.И. Ногманов. - Казань, 1994; Ланда Р.Г. Ислам в истории
России / Р.Г. Ланда. - М., 1995. - 312с; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские
отношения в Поволжье и Приуралье / Г.Б. Фаизов. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - 114с; Алов
А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России / А.А. Алов, Н.Г. Владимиров. - М., 1996. - 122с;
Воробьева Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая
половина XIX века -1917 г.)/ Е.И. Воробьева. // Исторический ежегодник. - Омск, 1998;
Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX
веков) / B.C. Дякин. - СПб., 1998. - 1000с; Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики
российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая
половина 16 - начало 20 веков): Дис. ... канд. ист. наук 23.00.03. / Д.Ш.
Муфтахутдинова- Казань, 1999; Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII-XX века. Очерк
истории / СФ. Фаизов. - М., 1999. - 76с; Юнусова А.Г. Ислам в Башкортостане / А.Г.
Юнусова. - Уфа: Уфим. полиграфкомбинат, 1999. - 352с; Хабутдинов А.Ю.

В исторической науке всегда уделялось внимание видным представителям интеллигенции, часто определявшим основные направления духовного развития народа. Были такие люди и среди представителей мусульманского военного духовенства. Одному из них - военному ахуну Санкт-Петербурга, инициатору строительства соборной мечети в столице империи и издателю первой татарской газеты «Hyp» Г. Баязитову посвящена статья P.M. Мухаметшина.1 История мусульманских институтов в Российской империи рассмотрена в работах Д.Д. Азаматова. В них автор затрагивает и интересующий нас аспект взаимодействия ОМДС и военного ведомства, в том числе по организации религиозной жизни в действующей армии.3

Проблема взаимоотношения мусульман и властей в период российских революций в начале XX века изучена СМ. Исхаковым,4 который в рамках исследуемой темы описывает и взаимоотношения мусульманского

Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX веков / А.Ю. Хабутдинов. - Казань, 2001. - 383с; Батунский М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - В 3 т. - Т.Н. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 600с; Гарипов Н.К. Политика Российского государства в этноконфессиональной сфере в конце XVIII - начале XX веков: опыт духовного управления мусульман: Дис. ... канд. ист. наук: 23.00.01. / Н.К. Гарипов- Казань, 2003; Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кисриев. - М., 2004. - 224с; Гильмутдинов Д.Р. Ислам и государство в средневолжском регионе России в 1870-1917 гг. (на материале Казанской губернии): Автореф. дис ... канд. ист. наук / Д.Р. Гильмутдинов. - Казань, 2005. - 25с.

Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Сборник статей для учителей и учащихся старших классов / Сост. P.M. Мухаметшин. - Казань: Магариф, 2000.-С.42-46.

Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII - XIX веках / Д.Д. Азаматов. - Уфа: Гилем, 1999. - 194с; Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX - начале XX вв. / Д.Д. Азаматов. - Уфа, 2000.

3 Azamatov D. Orenburg Mohammedan Assembly of Military Service of Moslems in the
Russian Army (The End of 18th - the Beginning of the 20th Century) I D. Azamatov. II The
Turks. - №5. - Ankara, 2002. - P.742-752.

4 Исхаков СМ. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). 2-е
изд., испр. и доп. / СМ. Исхаков. - М.: изд-во «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2004.
- 600с; Исхаков СМ. Первая российская революция и мусульманское движение / СМ.
Исхаков // Отечественная история. - 2005. - №5. - С.66-67.

10 духовенства и военного ведомства. Интересные сведения содержит и его статья, посвященная роли тюрок-мусульман в первой мировой войне.1

Отдельного внимания заслуживает исследовательская деятельность Д.Ю Арапова, выявившего и опубликовавшего немало новых материалов в рамках исследуемой темы. В вышедшей в 2004 г. монографии, посвященной государственному регулированию ислама в Российской империи,3 серьезное внимание уделяется и деятельности военного ведомства. В частности, им подробно рассмотрена проблема отношения российских мусульман к Крымской войне, регулирования духовной жизни мусульман в вооруженных силах Российской империи в 1905-1914 гг., деятельность мусульман в период первой мировой войны.

История мусульманского военного духовенства нашла отражение в исследованиях И.К. Загидуллина.4 В монографии, посвященной мусульманскому богослужению в учреждениях Российской империи,5 проблема раскрывается и применительно к военному ведомству, здесь показана деятельность мусульманского духовенства в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях указанного ведомства. Особое внимание уделено

1 Исхаков СМ. Вместе или порознь. Тюрки-мусульмане в российской армии в 1914-1918 годы / СМ. Исхаков [Электрон. ресурс] - Режим доступа: ? article—592&S.

2 Арапов Д.Ю. «Где есть магометане казачьего сословия» / Д.Ю. Арапов. // Источник. -
2003. - №4. - С.5-8; Его же. «Учредить штатные должности военных магометанских
мулл» // Военно-исторический журнал. - 2003. - №4. - С.72-75; Его же. «Можно отметить
ряд высоких подвигов воинской доблести проявленных мусульманами» // Военно-
исторический журнал. - 2004. -№11. - С.42-44; Его же. Ислам и мусульмане в
вооруженных силах России // Медина-аль-ислам. - 2005. - №9. - С. 15.

3 Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи
(первая треть XVIII - начало XX веков) / Д.Ю. Арапов. - М.: МПГУ, 2004. - 288с.

Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мусульманская община в Санкт-Петербурге. XVIII - начало XX вв. / И.К. Загидуллин. - Казань: Изд-во Казан, унта, 2003. - 179с; Загидуллин И.К. Эпоха Нижегородских ахунов Ярмарочной мечети / И.К.Загидуллин. // Медина-аль-ислам. - 2005. - №9. - С. 18; Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть - центр общения татарских и зарубежных мусульман / И.К. Загидуллин, О.Н. Сенюткина. - Нижний Новгород: изд-во НИМ «Махинур», 2006. -176с.

Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь) / И.К. Загидуллин. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2006. - 462с.

богослужению в регулярных частях и учреждениях Военного министерства, махалле военно-служилого сословия.

Проведенный историографический анализ свидетельствует, что отдельные аспекты взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи в конце XVIII - начале XX вв., нашли отражение в ряде исследований. Однако она не стала предметом специального исследования, которое позволило бы создать целостное представление о деятельности священнослужителей ислама в военных структурах в указанный период. За исключением исследований Д.Ю. Арапова, И.К. Загидуллина, Д.Д. Азаматова и СМ Исхакова, большинство вышеприведенных работ лишь оговаривают наличие подобного сотрудничества, не углубляясь в их характер. Отсутствуют работы, посвященные составу, правам и обязанностям, социальной и культурной роли представителей не только мусульманского военного духовенства, но и гражданских священнослужителей ислама в рамках Российской империи. До сих пор малоосвещенными остаются вопросы военной истории народов, исповедовавших ислам в рамках самодержавной России. Нет и целостной работы по законодательному регулированию службы мусульман в военном ведомстве.

Источниковая база исследования. Диссертация написана на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников. Их можно распределить по следующим основным группам: 1) нормативно-правовые акты; 2) делопроизводственная документация; 4) источники личного происхождения; 3) периодическая печать.

Основной является первая группа источников. Центральное место среди них занимает Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ) -уникальный сборник документов, содержащий в себе более 133 тысяч законодательно-нормативных актов. В данном исследовании были использованы все три собрания ПСЗРИ, охватившие документы с 1649 по 1916 гг. Анализ материалов, приведенных в данном сборнике, позволяет

проследить изменение внутриполитического курса как по отношению к мусульманам и исламу в целом, так и к институту мусульманского военного духовенства в частности.

Далее следует отметить Свод законов Российской империи (СЗРИ), в котором законодательно-нормативные материалы систематизированы по конкретным отраслям, что делает удобным поиск интересующих исследователя документов. Особый интерес для нашей работы представили «Устав духовных дел иностранных исповеданий» и «Законы о состояниях».

Привлеченный к работе свод военных постановлений (СВП) состоит из 23 книг, относящихся к различным отраслям военного управления и организации войск. Впервые СВП был издан в 1838 г. и полностью переиздавался в 1859 и 1869 гг. Свод 1869 г., с различными изменениями и дополнениями, действовал вплоть до крушения империи. В исследовании был использован и свод морских постановлений (СМП). В эти военно-законодательные сборники вошли и документы, которые регулировали религиозную жизнь военнослужащих.3

Большое значение для рассматриваемой темы имеют «Приказы по военному ведомству» за подписью военного министра, циркуляры Главного штаба и приказы и приказания по различным военным округам и военным подразделениям. Особо следует выделить всевозможные уставы, правила и

' СЗРИ. - Т.ХІ. Ч.І. Устав духовных дел иностранных исповеданий. - СПб., 1857. - 264с.

2 СЗРИ. - T.IX. Кн.П. Законы о состояниях. - СПб., 1910. - 242с.

3 СВП 1838 г. - Ч.П. Кн.1. О прохождении службы по военному ведомству. - СПб., 1838;
СВП 1838 г. - Ч.Ш. Кн.1. О внутреннем управлении войск. - СПб., 1838; СВП 1839 г. -
4.V. Кн.И. О военном суде. - СПб., 1839; СВП 1869г. - Kh.VI. Комплектование войск и
управлений, заведений и учреждений военного ведомства. - СПб., 1907; СВП 1869 г. -
Kh.VII. Прохождение службы по военному ведомству. - СПб., 1907; СВП 1869 г. -
Kh.VIII. Награды, пенсии, пособия и призрение лиц военного ведомства. - Петроград,
1915; СВП 1869 г. - Кн.ХІ. Войска из инородцев. - СПб., 1907; СВП 1869 г. - 4.IV.
Kh.XV. Постановления о военно-учебных заведениях. - СПб., 1871; СВП 1869 г. - 4.IV.
Kh.XVI. Заведения военно-врачебные. - СПб., 1870; СВП 1869г. - 4.IV. Kh.XVI.
Заведения военно-врачебные. - СПб., 1878; СВП 1869г. - Kh.XVI. Заведения военно-
врачебные. - Петроград, 1917; СВП 1869 г. - 4.IV. Kh.XVII. Заведения военно-тюремные.
- СПб., 1870; СВП 1869 г. - 4.V. Кн.ХГХ. Довольствие войск. - СПб., 1910; СВП 1869 г. -
4.V. Кн.ХГХ. Довольствие войск. - СПб., 1911; СМП. - Ч.І. Кн.1. Продолжение по 31 мая
1915 года. - Петроград, 1915; СМП. - Кн.Х. Морской устав. - Петроград, 1914; СМП. -
Kh.XVIII. Военно-морской судебный устав. - СПб., 1913.

13 положения,1 в которых находили отражение текущие изменения в военном деле и законодательстве, что делало их основополагающими документами на долгие годы. В различных справочниках и сборниках по военному законодательству по тематическому принципу были собраны нормативные материалы военного ведомства за многие годы.

Среди других опубликованных источников следует выделить сборники документов, относящихся к деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Информация о деятельности мусульманского духовенства в войсках отражена в вышедшем в 1973 г. сборнике документов, посвященном армии в период октябрьских событий.4 Наконец, был

Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. 1716 года Марта 30-го дня. - СПб.: Тип. Главного штаба, 1826; Воинский устав государя императора Павла Первого о полевой пехотной службе. - СПб.: Тип. Морского Шляхетского кадет, корпуса, 1797. - 357с; Устав уголовного судопроизводства 1864 года. - СПб., 1867. - 522с; Устав внутренней службы. 23 марта 1910. - СПб., 1910; Правила для состава построений и движений в войсках казачьих и иррегулярных из Мусульман. - СПб., 1849. - 390с; Положение об учебной части на Кавказе и за Кавказом. - Тифлис, 1867. - 65с; Положение о полевом управлении войск в военное время. - Петроград, 1914. - 154с.

2 Здор Г. Первое дополнение к систематическому сборнику разъяснений, разного рода
законоположений, объявленных по военному ведомству (за время с 1-го января 1890 года
по 1-е января 1891 года) / Г.Здор. - Казань: Типография А.Ф. Гросс, 1898; Сборник
циркуляров министерства внутренних дел по вопросам воинской и военно-конской
повинностей 1874-1906 гг. - СПб., 1906. - 748с; Справочник. Полный и подробный
алфавитный указатель приказов по военному ведомству, циркуляров, предписаний и
отзывов Главного Штаба и прочих Главных Управлений и приказов, приказаний и
циркуляров по всем военным округам за 52 года, с 1859-1911 г. Настольная книга для
штабов, канцелярий, управлений, учреждений и заведений. / Сост. К.Патин. Под ред.
Л.Васильева. - Изд. третье, доп. - В 2-х книгах. - СПб: «Русская скоропечатня», 1911;
Патин К. Справочник. Дополнение за 1911 год. / К.Патин. Сост.Л.Васильев. - СПб., 1912.
- 372с; Он же. Дополнение за 1912 год. / К.Патин. Сост.Л.Васильев. - СПб., 1913. - 458с;
Он же. Дополнение за 1913 год. / К.Патин. Сост.Л.Васильев. - СПб., 1914. - 344с;
Алфавитный указатель приказов по военному ведомству и Циркуляров Главного Штаба за
1915 год. - Вып.2. - Петроград, 1915. - 860с

3 В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного
в городе Уфе. - Уфа, 1891. - 54с; Сборник циркуляров и иных руководящих
распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (1841 -
1901 гг.) / Сост. Р. Фахретдинов. - Уфа, 1902. - 124с; Сборник циркуляров и иных
руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного
Собрания (1836- 1903 гг.)/Р. Фахретдинов. - Уфа, 1905.-385с

4 Октябрьская революция и армия. 25 октября 1917 года - март 1918 года. Сборник
документов под ред. Л.С. Гапоненко. - М., 1973. - 455с

14 использован ряд тематических законодательных и документальных сборников, изданных в 1990-е - 2000-е гг.1

Вторая группа источников представлена материалами, отложившимися в фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) и Национального архива Республики Татарстан (НАРТ).

Особую значимость для исследования взаимодействия представителей мусульманского духовенства и военного ведомства имеют материалы, хранящиеся в фондах Главного штаба (ф.400), Артиллерийского департамента (ф.503) и Штаба верховного главнокомандующего (ф.2003) Российского государственного военно-исторического архива. В материалах этого архива нашли отражение события и явления существенные для деятельности всех мусульманских священнослужителей в рамках военного ведомства.

Ни одно исследование по истории мусульманского духовенства в России не может быть проведено без использования фонда Оренбургского магометанского духовного собрания (ф.И-295) Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан. Это самый большой комплекс источников по истории российского ислама в XVIII - начале XX вв. - он составляет порядка 72 тысяч единиц хранения. Среди них представлены дела об утверждении мулл к мечетям, дела о строительстве мечетей, журналы заседания собрания с 1832 по 1919 гг., личные дела духовенства, метрические книги мусульманских приходов России и другие документы, имеющие отношение и к военному духовенству.

1 Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. - Уфа, 1998. - 384с; Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / Сост., автор вступ, статей и примечаний Ф.Х. Гумеров. - Уфа: Китап, 1999. - 568с; Ислам в законодательстве России. Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений правительства России / Сост. А.Б. Юнусова, Ю.Н. Сергеев, В.В. Латыпова. Под ред.А.Б. Юнусовой. - Уфа, 1998. -120с; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д.Ю.Арапов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. - 367с

Материалы, относящиеся к взаимодействию мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи, представлены и в Национальном архиве Республики Татарстан. В фондах канцелярии Казанского губернатора (ф.1), Казанского губернского правления (ф.2), Казанского порохового завода (ф.252), Казанского военного госпиталя (ф.311), Казанской квартирной комиссии (ф.478) содержатся документы о деятельности мусульманских священнослужителей в структурах военных управлений, учреждений и заведений Казани.

В ходе работы над архивными источниками был проведен их критический анализ, сопоставление с другими уже введенными в научный оборот и еще не опубликованными данными; выявлены новые факты из деятельности мусульманского духовенства в структурах военного ведомства.

К третьей группе источников относятся письма военнослужащих с фронта, воспоминания и дневники очевидцев событий. Биографические сведения о представителях мусульманского военного духовенства содержатся в известном труде видного татарского богослова и историка Ш. Марджани.4 В воспоминаниях муфтия Г. Баруди отражена судьба последнего военного ахуна Казани А. Багаутдинова.5 Выступление депутата Государственной Думы четвертого созыва К.Б. Тевкелева 11 июня 1913 г. представляет интерес не только обращением к проблеме острой необходимости мусульманского военного духовенства в одном из военных

1 См.: Царская армия в период Мировой войны и Февральской революции. (Материалы к
изучению истории империалистической и гражданской войны) / Сост. А.Максимов,
Е.Медведев, Ш.Юсупов. Под ред. А.Максимова. - Казань: Татиздат, 1932. - 239с.

2 Краснов П.Н. Поддерживающая и морализующая роль религии / П.Н. Краснов. //
Христолюбивое воинство... С.209-210; Марков А.Л. В Ингушском Конном Полку
(Кавказская Конная Туземная Дивизия) / А.Л. Марков. - М., 1997. - 128с; Железное И.И.
Уральцы. Очерки быта уральских казаков / И.И. Железнов. - Ч.І. - М., 1858. - С.276-278.

Снесарев А.Е. Литература и война / А.Е. Снесарев. // Наш современник. - 2004. - №8. -С.217.

Мэржани Ш.Б. Местафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ болгар (Казан Ьэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлвр). Кыскартылып твзелде / Ш.Б. Мвржани. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.-4156.

5 Баруди Г. Хатирэ дэфтэре. Казан-Мэскэу свфэре - 20нче ел нвдвэсе (1920нче ел 12нче июннэн сентябрь ахырына кадэр) / Галимжан эл-Баруди. // Казан. - 1997. - №12. - 134-1356.

округов, но и попыткой анализа взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства в целом.1 Значение этой группы источников заключается в том, что они дают возможность изучить ту сторону явления, которая не отражается в официально-документальных материалах.

В русскоязычной мусульманской газете «Каспий», издававшейся в городе Баку в начале XX в., содержатся сведения о деятельности мусульманского духовенства в войсках в период первой мировой войны. Обычно они размещались в ежедневной колонке «Мусульмане и война» и подавались для читателей в виде писем с фронта, сообщений собственных корреспондентов и перепечаток из российской мусульманской прессы.

Хронологические рамки работы: нижняя граница обусловлена первыми фактически доказанными сведениями о привлечении представителей мусульманского духовенства на службу по военному ведомству в качестве священнослужителей в национальных иррегулярных частях в конце XVIII -начале XIX в. в Волго-Уральском регионе, Крыму и Польше. Верхняя граница - началом XX в., то есть периодом последних лет существования империи и ее крушением.

Территориальные рамки. В основе географической характеристики исследования лежит понятие «Российская империя» со второй половины XVIII в. Территориальные рамки исследования расширяются по мере приращения Российского государства новыми землями, за исключением Средней Азии. В начале XX в. в орбиту деятельности мусульманских священнослужителей в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства включается почти вся совокупность территорий, входивших в состав Российской империи к началу первой мировой войны.

Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917 гг.: Сборник документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. - Уфа: Китап, 1998. - 384с.

Об отсутствии активного взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства в этом регионе подробнее см.: Литвинов П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865-1917) / П.П. Литвинов. - Елец, 1998.

Научная новизна диссертации состоит в комплексном подходе к анализу вопроса взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства в Российской империи в конце XVIII - начале XX вв. Впервые специально рассматриваются и обобщаются нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность мусульманских священнослужителей в различных военных структурах, а также их статус и формы деятельности, взаимодействие с конкретными войсками, управлениями, учреждениями и заведениями. В ходе изучения темы было выявлено, проанализировано и впервые введено в научный оборот определенное количество новых архивных материалов и ранее не публиковавшихся фактов по истории мусульманского духовенства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем материалы, выводы и обобщения могут быть использованы при разработке базового курса истории России, специальных курсов, а также при написании обобщающих работ по истории ислама и мусульманского духовенства в России, военной истории. Кроме того, обобщенный в диссертации материал может быть использован при предполагаемом возрождении института мусульманского военного духовенства в российской армии в современных условиях.1

Объектом исследования выступают мусульманские священнослужители Российской империи.

Предметом исследования является деятельность мусульманского духовенства в структурах военного ведомства, его состав, права и обязанности, социальная роль.

Таким образом, целью данной работы является исследование взаимодействия военного ведомства и мусульманского духовенства, а, следовательно, и изменения в положении мусульманских священнослужителей в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства Российской империи в конце XVIII - начале XX вв.

О возрождающемся мусульманском военном духовенстве в РФ см.: Муллаянов М. Полковой мулла // Маглюмат. - 2002. - №6. - С.7.

18 В соответствии с целью работы ставятся задачи:

- исследовать нормативно-правовую основу деятельности мусуль
манского духовенства в военном ведомстве;

- изучить формы деятельности и социальную роль мусульманских
священнослужителей в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях
военного ведомства.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма предусматривает изучение развития взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства в определенную историческую эпоху, характеризующуюся определенными социально-экономическими, политическими, идеологическими и культурными условиями. Принцип научной объективности предполагает анализ указанной проблемы на основе фактического документального материала, не входящего в противоречие с объективным отражением действительности. Сравнительно-сопоставительный метод был использован для выяснения исторической последовательности и генетической связи между явлениями, его приемы во многом позволили сделать выводы и заключительные обобщения. В работе применены также специально-исторические методы, такие, как метод обобщения, проблемно-хронологический и историко-ретроспективный методы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения, которое представляет собой сводную таблицу выявленных мусульманских священнослужителей, взаимодействовавших с военным ведомством. К работе прилагается список принятых сокращений.

Мусульманское духовенство в нормативно-правовых актах второй половины XVIII - начала XIX в

Вопрос о начале деятельности мусульманского военного духовенства, непосредственно связан с отношением правителей России к исламу, мусульманскому духовенству и положением иноверцев в войсках. Появление института мусульманского военного духовенства стало возможным лишь при толерантном отношении к этим аспектам, а значит, не ранее второй половины XVIII в. Эволюция правительственного курса в данном вопросе прослеживается на основе законодательных актов XVIII - начала XIX вв.

Известно, что мусульмане всегда были востребованы на Руси в качестве военной силы. Почти сразу после покорения Казанского ханства татары активно участвовали в Ливонской войне (1558-1583). В целом в XVI - XVII столетиях представительство народов поволжского региона в общей численности русского войска было значительным.1 Однако организационное оформление иррегулярные войска из мусульман получат лишь в XVIII в.

Как известно, в период правления Петра I положение мусульман в стране значительно ухудшилось. Переход к регулярной армии снизил роль служилых татар в вооруженных силах России; упадок Крымского ханства и Османской империи не позволял этим государствам успешно влиять на положение единоверцев за рубежом.2 В то же время стремление императора заимствовать опыт Европы, секуляризаторская политика в отношении Русской православной церкви и увеличение числа европейских переселенцев положили начало закреплению определенных норм веротерпимости, что нашло отражение в законодательстве, в том числе в военном. Уже в воинском уставе 1716 г. в пункте «О молитве, как и в которое время отправлять» находим следующее примечание: «И понеже при войске некоторые иных законов обретаются, которые такожде долженствуют по своим уставам, но в те же времена молиться, под таким же штрафом». С 1722 г. эти положения устава распространялись и на поволжских татар. Дело в том, что с этого года рекрутская повинность распространялась на марийцев, мордву и татар. При этом, если с представителей первых двух национальностей рекрут брали так же, как с русских, для татар-мусульман рекрутчина принимала изуверские формы: «...а Татар брать малолетних, а именно в гарнизоны от 10 до 12 лет, из которых употреблять в денщики Генералам и Штабу третью долю, также и в матросы некоторую часть».

Из именного указа Петра II «О приводе к присяге в верности Казанского уезда ясачных Татар, по обрядам их веры» от 1728 г.3 видно, что обязанность приведения к присяге возлагалась не на мусульманское духовенство, которое в действительности приводило к присяге, а на военно-административную единицу - «сотника Арслана Бикметова со товарищи». Между тем уже в конце XVIII в., когда мусульманское духовенство будет поставлено на службу российскому престолу, приведение к присяге будет исключительной прерогативой ахунов и мулл. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже через несколько лет после вышеприведенного указа. Именным указом Анны Иоанновны (1730-1740) от 11 февраля 1736 г.4 назначались ахуны по четырем «дорогам» Башкирии, но с определенными требованиями к ним -«...о всяких дурных поступках объявлять и не таить, никого из других вер в свой закон не приводить и не обрезывать, без указов мечетей и школ вновь не строить; и который Ахун из них умрет, то на их место с челобитья, усматривая верности, определять».5 Так были заложены первые основы к налаживанию взаимодействия между мусульманским духовенством и государством.

В законодательных актах и документах по военному ведомству мы встречаем следующие категории священнослужителей, состоявших на штатной основе: ахуны, кадии, муллы, имамы и муэдзины или азанчеи. Считаем необходимым дать определение каждому из них, уделив внимание пониманию этих терминов государственными органами того времени, что делает необходимым обращение к некоторым документам, выходящим за хронологические рамки данного параграфа.

Под мусульманским духовенством понимаются лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозного культа (мулла, муэдзин, хафиз), мусульманским судопроизводством (кадий), разработкой и трактовкой вопросов мусульманского права (факих) и богословия (галим-голяма, муджтахид), руководством общиной верующих (имам-хатиб), а также главы религиозных общин, орденов, братств (шейх, ишан, суфий), высшие духовные лица определенного региона, государства (сейид, муфтий, ахун, мухтасиб). В исламе исторически отсутствует институт церкви и какая бы то ни было сословность. Духовным лицом может стать любой совершеннолетний мусульманин, имеющий определенный уровень религиозных знаний и обладающий авторитетом в общине. Одним из главных принципов деятельности мусульманского духовенства является его выборность. При этом не существует и специального посвящения в религиозный сан, не предоставляются таким людям и какие-либо особые привилегии.

Нормативно-правовая база деятельности мусульманского военного духовенства в первой половине XIX в

В рассматриваемый период меняется форма нормативно-правовых актов, касающихся мусульманского духовенства в Российской империи. Если в течение XVIII в. в основном это были именные указы императоров, регламентирующие назначение, жалование духовных лиц и т.д., то теперь растет количество высочайше утвержденных положений, повелений, мнений государственных структур, Сенатских указов и других актов.

После окончания Отечественной войны и завершения заграничных походов 1813-1814 гг. принимается ряд важных законов, регулирующих духовную сторону службы мусульман в русской армии. В книге I части I высочайше утвержденного «Наставления Саперным батальонам» от 19 августа 1818 г. определялось: «Магометан или всякого другого закона нижних чинов в церковь ходить не принуждать, а оставлять на их произвол».1 Через год, 10 июля 1819 г., выходит высочайшее повеление, согласно которому «нижние чины Магометанского закона в дни, совершаемые по их вере и обрядам особого Богослужения (трехдневного), должны увольняться для сего на показанное по их закону время, накануне тех дней». Эти две статьи Свода военных постановлений 1838 г. по сути положили начало толерантному отношению к религиозным правам военнослужащих-мусульман в регулярной армии.

Законодательным актом от 25 января 1822 г. определялось, что в случае совершения мусульманским духовным лицом уголовного преступления и осуждения его к телесному наказанию приговор суда мог быть приведен в исполнение только после отобрания у него указа, наделяющего правом занимать духовный пост. В 1826 г. «магометанским чинам ведомства Оренбургского Магометанского Духовного Собрания» запрещается заниматься торговой деятельностью без оставления духовного звания и записи в торговые разряды.1 Указанные положения еще раз подтверждают, что государство относилось к мусульманскому духовенству уже как определенному сословию, выделяющемуся из общей массы мусульманского населения империи.

В 1824 г. умирает первый муфтий ОМДС М. Гусейнов (Хусейнов). На освободившееся место был назначен Габдессалям Габдрахимов (1824 - 1840), так же, как и его предшественник, хорошо зарекомендовавший себя перед властями. Происходил новый муфтий из тарханов, до этого служил имамом Оренбургской соборной мечети, где за усердие был произведен в ахуны. За успешное ведение возложенных на него дел по гражданской, духовной и пограничной частям по высочайшему повелению он не раз удостаивался жалования, кроме того, за исполнение специальных задач правительства в среднеазиатском регионе был награждаем единовременно денежными суммами, медалями и ценными подарками. При назначении на должность муфтия он был пожалован 4000-ми рублями на строительство или покупку дома в городе Уфе.

Именно при новом муфтии в 1826 г. в Санкт-Петербурге по предложению военного генерал-губернатора П.В. Голенищева-Кутузова отводится земельный участок для мусульманского кладбища.3 Основание мусульманского кладбища в столице, как отмечает Д.Ю. Арапов, стало возможным благодаря ходатайству военного муллы Гвардейского Корпуса Джангира Хантемирова, и в дальнейшем оно находилось в духовной юрисдикции его преемников.4

Иррегулярные войска и мусульманское духовенство

Иррегулярными войсками (от лат. Irregularis - неправильный) называют войска, не имеющие единой, постоянной организации или отличающиеся от регулярных войск порядком комплектования, прохождения службы и т. п. В России XVIII - начала XX вв. к иррегулярным войскам относились казачьи войска, дагестанская, кубанская милиция и многие другие.1

Казачество как особая категория служилых людей складывается в Золотой Орде. Слово казак у тюрок и монголов означало «свободный воин», «вольный человек». Как отмечает Р.Г. Ланда, в период ордынского владычества казачьи поселения постепенно возникли на границах разных улусов, а казаки стали превращаться в постоянный контингент войск хана.2 Вот почему после распада Золотой Орды и завоевания татарских ханств в XVI в. служилые татары были востребованы в Русском государстве как мощная военная сила. Татары до XVIII века привлекались на службу именно в виде иррегулярных войск, позже их начинают «верстать» и в регулярные формирования.

Своим служением Отечеству татары, как и другие тюркско-мусульманские народы, удостаивались высоких отзывов начальства. Вот почему из их числа часто формировались казачьи войска уже Российского государства. Они несли службу на южных границах страны - в то время в самых неспокойных районах. Так, 11 февраля 1736 г. в новоустроенных городах Оренбурге и Тобынске были учреждены казаки из уральских новокрещенцев-мещеряков , отставных солдат, охотников и беглецов из яицких и сибирских казаков.1 Так было положено начало Оренбургскому казачьему войску. Другой пример - Сибирское казачье войско, которое было официально оформлено в 1760 г. «из донских казаков, башкир и мещеряков, составлявших кордонную линию в Сибири и пожелавших там остаться навсегда».2

В этих и во многих других иррегулярных соединениях несли службу представители народов, исповедующих ислам, однако, как отмечалось в I главе, лишь в конце XVIII в. в иррегулярных войсках из мусульман стало возможным привлечение к службе мусульманского духовенства. История духовенства в иррегулярных войсках тесно связана с историей самих этих формирований, поэтому считаю целесообразным рассмотрение этих двух категорий во взаимосвязи.