Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Алметева Ирина Витальевна

Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алметева Ирина Витальевна. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Чебоксары, 2003 314 c. РГБ ОД, 61:04-7/254

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ 20-45

1. Открытие первых школ в ХVIII в 20-28

2. Оформление начального этапа системы школьного образования

в первой половине XIX в . 29-45

Глава II. РАЗВИТИЕ СЕТИ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА В МАРИЙСКОМ КРАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ- НАЧАЛЕ XX ВВ 46-105

1. Школы братства святителя Гурия . 46-76

2. Другие школы духовного ведомства (миссионерские, братства святителя и чудотворца Николая) 76-90

3. Церковно-приходские школы и школы грамоты 90-105

Глава III. РАСШИРЕНИЕ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХГХ - НАЧАЛЕ XX ВВ 106-232

1. Введение и распространение сети земских школ 106-186

2. Развитие городских и сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения 186-197

3. Деятельность первых школ начального профессионального образования 198-232

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233-240

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 241-274

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 275-314

Введение к работе

Изучение истории начального школьного образования в России, как составной части культурной жизни страны на разных этапах ее развития, в том числе ее дореволюционного периода, относится к числу актуальных проблем отечественной историографии. Начальная школа пореформенного периода второй половины XIX- начала XX вв. приобрела поистине массовый народный характер и явилась основой распространения не только грамотности, но и постепенного вовлечения в гражданскую, социокультурную и политическую жизнь различных слоев населения вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности и региональной специфики. На развитие школьного образования большое влияние оказывали особенности социально-политического развития страны и специфика социально-экономической и культурной жизни губерний и уездов региона Среднего Поволжья, составной частью которого являлась и рассматриваемая территория Марийского края.

Исследование настоящей темы на материалах Марийского края обусловлено тем, что данная территория, как и соседние районы Средневолжского региона, отличалась полиэт-ничным и многоконфессиональным составом населения, где проживали марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты и представители других народов. Специфика этой территории выражалась и в том, что она относилась к числу сельскохозяйственных регионов страны с абсолютно преобладавшим марийским крестьянским населением.

Широкое распространение сети различных типов школ и высокие темпы их развития, в особенности, в сельской местности края, начиная с 60-70-х годов ХГХ в. стали возможными благодаря прогрессивной системе Н.И.Ильминского по просвещению нерусских народов Востока России. Использование родного языка в начальной школе, организация "инородческих" школ с преподаванием на русском и родном языках народов, подготовка учителей из числа нерусского населения, создание письменности и издание церковной, учебной и художественной литературы на родных языках нерусских народов, в том числе марийцев, явились основой организации системы начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв.

Актуальность исследования вызвана тем, что богатейший исторический одыт в развитии народного образования, в том числе различных типов начальных школ, имеет практическую востребованность в наши дни. Не случайно, в современных условиях вновь открываются различные типы образовательных учреждений, представленных православными гимназиями, гуманитарными и прикладными лицеями, воскресными школами, духов-

4 ными училищами и другими типами учебных заведений. Всестороннее изучение и взвешенная оценка достигнутых успехов и недостатков в развитии начального школьного образования представляет несомненный интерес и в наши дни, в период проводимой реформы образования в стране.

В настоящее время назрела необходимость комплексного рассмотрения проблемы развития начального школьного образования на территории Марийского края во второй половине XIX - начале XX вв., так как эта тема применительно к рассматриваемому региону не являлась предметом самостоятельного научного исследования. Лишь отдельные ее сюжеты получили некоторое освещение в обобщающих трудах и историко-краеведческой литературе, посвященной истории края и марийского народа .

Объектом настоящего диссертационного исследования является начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв., а предметом — анализ процесса школьного строительства, определение основных этапов оформления системы начального школьного образования, количественная и качественная характеристика различных типов начальных школ и темпы их развития в зависимости от государственной образовательной политики, рассмотрение структуры и функций школ, а также их финансирования и хозяйственного обеспечения, выяснение форм и масштабов подготовки учителей и учеников, выявление общего и особенного в организации учебного процесса, определение роли учителей в культурно-просветительской деятельности.

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX -начала XX вв. Начальная временная граница исследования обусловлена проведением реформы в области образования, связанной с "Положением о начальных народных училищах" 1864 г., давшей широкий простор для развития всех типов начальных школ. Завершающая временная рамка определена революционными событиями 1917 г., в корне преобразившими общественно-политическую ситуацию в стране, в том числе и в области народного образования и просвещения в стране.

Территориальные рамки исследования охватывают границы современной Республики Марий Эл, известной в исследованиях под устоявшимся термином "Марийский край". По административному делению второй половины XIX - начала XX вв. территория Марийского края включала Царевококшайский и марийские волости Козьмодемьянскогр, Чебоксарского и Казанского уездов Казанской губернии, а также часть территорий Уржумского и Яранского уездов Вятской и Васильского уезда Нижегородской губерний.

1 См.: История Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1986. Т.1; Айплатов ПН. История Марийского края с древнейших времен до конца ХГХ века. Йошкар-Ола, 1994; Иванов AT., Сануков КН. История марийского народа. Йошкар-Ола, 1999.

5 Целью данного исследования является выявление общего и особенного в развитии системы начального школьного образования в Марийском крае во второй половине ХГХ -начале XX вв. Исходя из поставленной цели, ставятся следующие конкретные задачи:

рассмотреть основные этапы и специфику начального школьного строительства в Марийском крае;

дать количественную и качественную характеристику различных типов начальных

Л/ школх,, связи с проводимой государственной образовательной политикой;

выявить структуру и функции начальных школ края;

определить основные источники финансирования и хозяйственного обеспечения школ;

выяснить формы и масштабы подготовки учительских кадров, численность и состав учеников;

выявить общее и особенное в организации школьного учебного процесса и оценить роль "системы Н.И.Ильминского" в деле народного просвещения в крае;

охарактеризовать роль учителей в культурно-просветительской деятельности среди сельского и городского населения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем
впервые комплексно рассматривается проблема развития начального школьного образо
вания в Марийском крае во второй половине ХГХ - начале XX вв. На основе выявленных
автором архивных материалов и опубликованных документов, тщательному анализу под
вергнуты вопросы школьного строительства, связанные с выявлением подлинных дат ос
нования конкретных начальных школ, прослежены основные этапы в развитии школ свет
ского и духовного ведомств. Проведена систематизация и дана количественная и качест
венная характеристика различных типов начальных школ, учительских кадров и состава
учащихся. Показана специфика государственной образовательной политики примени
тельно к начальным школам региона, в том числе к "инородческим", развивавшимся по
системе Н.И.Ильминского. Рассмотрен социальный облик учителя и его культурно-
просветительская деятельность среди населения края. *

На защиту выносятся следующие основные положения:

- система начального школьного образования в Марийском крае сложилась во второй
половине ХГХ — начале XX вв., включавшей начальные школы светского (земские училища,
воскресно-повторительные классы, училища Министерства народного просвещения, началь
ные профессиональные школы) и духовного (церковно-приходские, миссионерские,
"братские", монастырские, школы грамоты) ведомств, исторические корни которой восходи-

ли к "новокрещенской" школе и уездному малому училищу и были связаны в дальнейшем с развитием приходских школ различных ведомств первой половины ХГХ в.;

активное школьное строительство в это время обуславливалось государственной образовательной политикой и назревшими социально-экономическими и общественными потребностями, наглядно проявившимися и на территории Марийского края во второй половине XIX - начала XX вв.;

сложившаяся система организации учебного процесса в различных типах школ имела свою специфику, а введение системы Н.И.Ильминского в дело народного просвещения сыграло исключительно важную и положительную роль в развитии начальной школы в крае, в особенности, в"сельских школах с марийским населением;

оформление учительских кадров начальных школ явилось залогом успешного их функционирования, а социальная фигура учителя получила высокую оценку среди сельского и городского населения;

массовый рост численности учеников и грамотности среди населения, в том числе женского, стал возможным благодаря сложившейся системе начального школьного образования в крае.

Историография истории начальной школы России достаточно обширна. Однако применительно к отдельным регионам и периодам по истории народного образования имеются существенные пробелы. В рассматриваемой нами проблеме условно можно выделить три этапа, охватывающие дореволюционный период второй половины ХГХ — начала XX вв., период советской истории XX столетия, современный период, приходящийся на конец XX - начала XXI вв.

Литература дореволюционного периода была представлена работами как общего, так и специфического характера, написанными современниками-практиками, занятыми в сфере народного образования, а также исследованиями церковных и светских историков, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы школьного образования, в частности по истории церковной и земской школ. На этом этапе была проведена определенная работа по первичному накоплению и систематизации различных собранных материалов Ъ. документов по истории начальной школы. Достаточно полно и объективно в ряде работ рассматривалась система "христианского" просвещения нерусских народов известного просветителя Н.И.Ильминского и началось изучение его деятельности, рассматривался вклад последователей Н.И.Ильминского в дело народного просвещения.

Одним из направлений в исследовании рассматриваемой темы явились работа по истории распространения начальной школы среди нерусских народов в XVIII - первой

7 половине ХГХ вв. В историко-церковной литературе, представленной трудами П.О.Афанасьева, В.Ф.Залесского, Е.А.Малова, А.Ф.Можаровского, Н.П.Прокопьева и других, нашли отражение отдельные стороны по истории "новокрщенских" школ XVHI в. и различных училищ первой половины XIX в. В них же затрагивались отдельные аспекты правительственной политики в деле "христианского" просвещения "инородцев" и развития начальной школы в системе Министерства народного просвещения1. В определенной мере вопросы о школьном образовании крестьянского населения, в том числе из нерус-ских народов, затрагивались в исследованиях И.Н.Смирнова, П.Н.Луппова . В обобщающей работе по истории уделов подробно бала рассмотрена деятельность удельного ведомства по открытию начальных школ, в том числе и в Царевококшайском уезде в первой половине ХГХ в.3. На богатом фактическом материале была написана история Козьмодемь-янского уездного училища, нашедшей отражение в историко-краеведческой работе КСРябинского4.

Для второй половины XIX - начала XX вв. следует особо подчеркнуть обширную
литературу, связанную с темой просветительской системы Н.И.Ильминского. В вышед
ших монографиях, статьях и рецензиях рассматривались ее истоки, основные принципы,
цели, задачи и содержание "христианского" просвещения нерусских народов. В работах
П.В.Знаменского, Д.Ф.Филимонова, Н.А.Спасского, С.В.Рождественского,

В.Н.Витевского, М.Филиппова, А.С.Рождествина, Д.К.Зеленина, А.И.Иванова, С.В.Смоленского, С.В.Чичерина, А.С.Будиловича, А.А.Воскресенского, Д.Ф.Машкевича, С.Матвеева освещались такие вопросы как предпосылки и истоки формирования системы Н.И. Ильминского, базировавшейся на прогрессивных педагогических принципах, Д.Ф. Филимонова, Н.М.Никольского, Н.А.Спасского; специфика государственной политики в сфере образовательной политике направленной на обрусение "инородцев"; самобытность, оригинальность и сущность просветительской системы Н.И.Ильминского связанной с

Афанасьев П.О. Школы среди инородцев Казанского края до Н.И. Ильминского // Журнал^Мини-стерства народного просвещения. 1913. №12; Залесский В.Ф. К истории просвещения инородцев Казанского края в XVIII столетии. Казань, 1911; Малов Е.А. О новокрещенских школах // Православное обозрение. 1868; Можаровский А.Ф. Из истории духовного просвещения в Казанском крае: Казанская духовная семинария в течении ста пятидесяти лет ея существовании // Православный собеседник. 1868. Т.27; Он же. Ход миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1731 года до конца XVIII столетия. / В руководстве для сельских пастырей. 1867. № 45, 47, 50, 51; Прокопьев Н.П. Школьное просвещение инородцев Казанского края в XIX веке до введения просветительской системы Н.И. Ильминского. Казань, 1905; Хар-лампович К. Казанские новокрещенские школы. Казань, 1905.

2 Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889; Луппов П.Н. Христианст
во у вотяков в первой половине ХГХ века. Вятка, 1911.

3 История уделов за столетие их существования 1797-1897. Крестьяне дворцовые, государевы и
удельные. СПб., 1902. Т.2.

Рябинский К.С. К столетию Козмодемьянского городского училища. Историческая записка об училище. 1791-1890. Казань, 1891.

обучением на родном языке и подготовкой учителей "инородцев" с учетом интересов нерусских народов1.

Воплощение системы Н.И.Ильминского через сеть школ братства святителя Гурия и школ православного миссионерского общества, оценка ее деятельности применительно к территории расселения горных и луговых марийцев нашла отражение в публикациях И.Бердникова, П.В.Знаменского, И.А.Износкова, Н.Комарова, ММашанова2. В многочисленных публикациях педагога и просветителя, инспектора народных училищ СА.Нурминского красной нитью проходит мысль о внедрении системы Н.И.Ильминского в начальное образование и преподавании в школе на родном языке, в том числе в марийских школах Вятской губернии3. Видный чувашский просветитель, ученый и общественный деятель Н.В.Никольский, внесший большой вклад в изучение "христианского" просвещения нерусских народов, справедливо считал, что народности Поволжья начали учиться "по настоящему и с пользой для себя" и только начиная с 60-х гг. ХГХ в., когда преподавание на родном языке помогло поменять отношение нерусского населения к образованию и школе4.

1 Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. Казань, 1892; Филимонов Д.Ф. О
Николае Ивановиче Ильминском. Казань, 1893; Спасский Н.А. Просветитель инородцев Казанского края
Николай Иванович Ильминский. Самара, 1900; Рождествин СВ. Исторический обзор деятельности Мини
стерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902; Витевский В.Н. Н.И.Ильминский, директор Казан
ской учительской семинарии. Казань, 1892; Филиппов М. Система инородческого просвещения по сочине
ниям Н.И.Ильминского // Православный благовестник. 1899. №5-9; Рождествин А. Николай Иванович Иль
минский и его система инородческого образования в Казанском крае. Казань, 1900; Зеленин Д.К.
Н.И.Ильминский и его просвещение инородцев. СПб., 1902; Иванов А.И. Миссионерско-педагогическая
система Н.И.Ильминского и влияние ее на инородцев // Церковноприходская школа. 1903. №6. С.24-67;
Смоленский СВ. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Н.И. Ильминского. СПб.,
1905; Чичерина СБ. Как началось дело просвещения восточных инородцев. СПб., 1907; Она же. О языке
преподавания в школах для восточных инородцев. СПб., 1910; Она же. О приволжских инородцах и совре
менном значении системы Н.И.Ильминского. СПБ., 1906; Будилович А.С Отчет о командировочной поезд
ке в Казанский, Оренбургский и Западносибирский учебные округа (в октябре, ноябре и декабре 1904 г.).
СПб., 1905; Он же. Может ли Россия отдать инородцам свои окраины. СПб., 1907; Воскресенский А. Систе
ма Н.И.Ильминского в ряду других мероприятий по просвещению инородцев // Ильминский Н.И. О системе
просвещения инородцев и о Казанской центральной крещенотатарской школе. Казань, 1913; Машкевич Д.Ф.
О христианском просвещении и русском образовании инородцев восточной России. Одесса, 1914; Матвеев
С. К вопросу о христианском просвещении и русском образовании инородцев России вообще, и Уфимской
епархии в частности. Уфа, 1914.

2 Бердников И. Церковные братства в виду современных потребностей православной церкви и обще
ства // Православное обозрение. Т.25. 1868; Знаменский П.В. Религиозное состояние черемис Козмодемьян-
ского края // Православное обозрение. 1866. октябрь. С.61-79; декабрь; Износков И.А. Материалы для исто
рии христианского просвещения инородцев Казанского края // Православный благовестник. 1893. №4. Ян
варь; Он же. Об образовании инородцев и о миссии в Казанской епархии. (Исторический очерк). М., 1909;
Комаров Н. Казанское братство святителя Гурия // Православный благовестник. 1893. №3; Машанов М. Об
зор деятельности братства святителя Гурия за 25 лет его существования. 1867-1892. Казань, 1892.

3 Нурминский С.А. Инородческие школы // Православное обозрение. 1864. Т.14. С.201-226, 273-286;
Он же. Из заметок о черемисах Казанской губернии // Православное обозрение. 1863. Т.9. С.34-38; Нурмин
ский С.А. Народные училища в Вятской губернии в 1786-1878 годах: исторический очерк // Столетие Вят
ской губернии 1780-1880: Сборник материалов к истории Вятской губернии. Вятка, 1881.Т.2. С.659-738; Он
же. Народные училища Вятской губернии (с декабря 1869 по 1-е мая 1878 года) // Журнал Министерства
народного просвещения. 1878. №7. С.32-64 и др.

4 Никольский Н.В. Родной язык, как оружие просвещения инородцев. Казань, 1901; Он же. Статисти
ческие сведения о черемисах за 1911 год; с указанием литературы о них и гаданий на черемисском языке.
Казань, 1913; Он же. К истории христианского просвещения черемис в ХГХ в. Материалы, извлеченные из
архива Св. Синода и архива попечителя Казанского учебного округа. Казань, 1915.

Разнообразная деятельность церковных школ был апредставл єна У содержательном v

4— труде, подготовленном училищным советом при Синоде, в котором имелась характеристика основных указов касающихся деятельности различных типов церковных школ, с включением материалов о Н.И.Ильминском, подробным описанием школ грамоты, с богатым статистическим материалом, приведенных в приложениях. Содержащиеся в этом сборнике данные позволяют в известной мере определить место и роль церковных школ в системе российского начального образования конца XIX - начала XX вв. .

Значительное место в дореволюционной историографии занимают труды, посвященные истории школ светского ведомства, в особенности земской школы. В исследовании видного деятеля образования пореформенного периода Н.А.Корфа, на содержательном фактологическом материале показан процесс становления земской школы. Суждения автора имели не только теоретическое, но и прикладное значение. Он не сомневался в том, что необходимо приобщить к образованию народные массы и выступал за создание школ с учетом специфических условий пореформенной деревне и крестьянства2. В фундамен- тальной монографии Б.Б. Веселовского "История земства за сорок лет" подводились итоги многолетней деятельности земства, в том числе и в области образования. В этой работе автор попытался показать как слабые, так и сильные стороны земской школы и проанализировать многолетний опыт, методы и приемы земской школы. Примечательно, что автор затрагивал школьное образование применительно к Казанской губернии3. Видный деятель народного образования В.И. Чарнолуский высоко оценивал роль земства в деле народного образования и считал, что земству принадлежит исключительная роль в организации народной школы4. В опубликованной 1917 г. работе Н.В.Чехова земская школа рассматривалась как наиболее прогрессивный тип русской школы, способный к дальнейшему совершенствованию и превратившийся в постоянную народную школу5.

Итоги общественной мысли в области образования и сравнительная оценка различ- Т~ ных типов российских школ по сравнению с другими странами Западной Европы дана в работах Н.Х.Весселя, Е.И.Звягинцева и В.И.Чарнолускова6. Школьная сеть начальных образовательных учреждений в Казанской губернии, в том числе и в уездах с марийским населением, приведены Н.А.Бобровниковым. Они представляют несомненную ценность при

Исторический очерк развития церковной школы за истекшее 25-летие.(1884-1909). СПб., 1909.

2 Корф НА. Русская начальная школа. СПб., 1870.

3 Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т. 1-4.Спб., 1909-1911.

4 Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. СПб., 1910.

5 Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. ХГХ века. М., 1912.

6 Вессель Н. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и России: городские
училища и учительские институты // Русская школа. 1899. №11. С7-21; Звягинцев Е.А. Полвека земской дея
тельности по народному образованию. 2-е издание. М., 1917; Чарнолуский В. Итоги общественной мысли в
области образования. СПб., 1906.

определении местоположения конкретных школ. В качестве основных типов школ он предлагал учредить начальные учебные заведения с 4-х летним курсом обучения .

Как видно, в дореволюционной историографии вопрос о развитии начального образования в Марийском крае специально не рассматривался. Образование марийского наро- ; да затрагивалось лишь в контексте «христианского» просвещения нерусских народов.

В дальнейшем, вопросы изучения истории начальной школы получили освещение в советской историографии. После установления в Марийском крае советской власти, в 20-е годы XX в. появились труды известных просветителей Н.В.Никольского, Ф.Е.Егорова, М.НЛнтемира, в которых содержались сжатые сведения о развитии народного образования дореволюционного периода2.

В обобщающих работах известных историков педагогики Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, В.Я.Струминского, опубликованных в конце 40-х гг. XX в., давалась несколько упрощенная оценка состояния дореволюционной школы до 1917 г., по которой она якобы не получила должного развития из-за самодержавной правительственной политики, что нам представляется не бесспорным3.

Вопросам грамотности в дореволюционной России посвящены историко-статистические очерки И.М.Богданова. В них автором дан анализ статистических материалов о грамотности и образовании в динамике за 1897-1916 гг., при этом церковно-приходская школа в данной работе упоминается лишь в общей системе'образования4. На большом фактическом и статистическом материале написана монография А.В.Ососкова, посвященная дореволюционному начальному образованию5.

Регионально-этнические аспекты в развитии начального школьного образования применительно к нерусским народам Поволжья, Приуралья и Сибири нашли отражение в монографии А.Ф.Эфирова. Однако применительно к Среднему Поволжью многие аспекты, связанные со спецификой народных школ в ней не получили должного освещения6.

Важной вехой в изучении истории начального образования стала публикация монографии А.Т.Трефиловой "Очерки по истории марийской начальной школы"7. В этой обобщающей работе прослеживается развитие начальной школы в крае с момента присое-

1 Бобровников Н. Школьная сеть Казанской губернии. Казань, 1905.

2 Никольский Н.В.Основы инородческого просвещения. Казань, 1919; Он же. История мари (чере
мис). Казань, 1920; Егоров Ф. Материал по истории народа мари. Козьмодемьянск, 1929; Янтемир М.Н.
Описание Маробласти. Козьмодемьянский кантон. Йошкар-Ола, 1927.

3 Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.,
1948; Константинов Н.А. Струминский ВЛ. Очерки по истории начального образования в России. М.,1949.

Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР (историко-статистические очерки). М., 1964.

5 Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М., 1982. ' Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. М., 1948. Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы дооктябрьского периода. Йошкар-Ола, 1957.

\Y

динения марийских земель в/состав Российского государства до установления советской V власти в 1917 г. Автором на основе концепции "засилья царизма" была сделана попытка рассмотреть весь ход развития народного образования на территории края. Однако в поле ее зрения оказались лишь школы Козьмодемьянского и Царевококшайского уездов Казанской губернии. Работа, написанная на основе немногочисленных архивных и опубликованных документов, к сожалению, не содержит необходимых ссылок на источники, что делает бездоказательными многие утверждения автора и резко снижает научный уровень.

Заметный сдвиг в исследовании истории народного образования и просветительского движения в Марийском крае был сделан в 60-80-х гг. XX в. Развитию начальных школ в конце ХГХ - начале XX вв. в Казанской и Вятской губернии посвящена статья В.Н.Аблинова1. Автор попытался рассмотреть развитие начальных учебных заведений с привлечением новых материалов. Ценность этой статьи заключается и в том, что она снабжена различными статистическими материалами о количестве грамотных людей среди марийцев в Казанской и Вятской губерниях.

Влияние прогрессивной русской педагогической мысли на развитие просвещения в Марийском крае в дореволюционный период рассмотрено в диссертационном исследовании О.А.Колейс. Автором рассматривается история развития национальной марийской школы в тесной взаимосвязи с русской школой. В работе были проанализированы дидактические методы и приемы обучения в начальных школах края и дана высокая оценка Казанской учительской семинарии в деле подготовки марийских профессиональных преподавателей. Основные положения автором были изложены и в изданном методическом пособии2.

Вопрос об открытии конкретных школ в дореволюционном Марийском крае рассматривался в специальной статье Т.А.Дмитриева, в которой автор впервые привел список начальных учебных заведений с датами их открытия3. Автор попытался провести типологию школ на городские, земские и церковно-приходские. Отмечая несомненную ценность приведенных данных, следует отметить их неполноту и неточности при определении дат конкретных начальных школ.

Особое место в это время заняли труды, посвященные видным марийским просветителям и учителям, сыгравшим важную роль в становлении и развитии народного образования в Марийском крае. Среди них следует назвать публикации С.А.Коробова,

'Аблинов В.Н. Марийская школа и народное образование в конце XIX - начале XX вв. // Вопросы дореволюционной истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1978. С.66-94.

2 Колейс О.А. Русско-марийские связи в области просвещения (вторая половина ХГХ - начало ХГХ века). Ав-тореф. дис. _. канд. пел, наук. Казань, 1986.17; Колейс ОА Первые национальные учителя Марийского края: Методические указания по курсу истории педагогики. Йошкар-Ола, 1986.

Дмитриев ТА. Даты открытия школ дореволюционного Марийского края // Новые страницы в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1971. Труды МарНИИ. Вып. ХХШ. С.275-281.

12 Б.К.Рейнфельда, К.К.Васина, А.С.Патрушева, В.Н.Аблинова, А.Ф.Степанова1. Среди них необходимо отметить работу А.Ф.Степанова, которая посвящена жизни и деятельности СА.Нурминского - крупнейшего марийского просветителя . Автором впервые введен в научный оборот богатый автобиографический материал о творческой деятельности СА.Нурминского. Тематика просветительского движения в дореволюционном Марийском крае занимает важное место в трудах исследователя П.А.Апакаева. Автор на богатом фактологическом материале подготовил работы, посвященные жизнеописанию виднейших представителей марийских педагогов-просветителей3.

Проблема возникновения и развития марийской письменности, литературного языка и его распространение в школьной системе стала предметом пристального внимания известных лингвистов Л.П.Грузова, И.С.Галкина, И.Г.Иванова4. Рукописные памятники марийского языка рассмотрены в работах О.А. Сергеева5. В этих исследованиях нашла отражение деятельность приходского духовенства и преподавателей в разработке учебных пособий, словарей для населения Марийского края. Авторы высоко оценили их роль и вклад в становлении и развитиігмарийского языка и литературы.

На современном этапе заметно изменилась оценка и характеристика развития начальной школы дореволюционной России. За последние десятилетия на рубеже XX - XXI вв.' названная тема вызвала повышенный интерес, как в центральной, так и в региональной исторической литературе. В коллективной монографии "Организация образования в сельской местности в России (исторический очерк)", изданной в 1993 г., авторы одного из ее разделов О.Е.Кошелева и Л.В.Мошкова не бесспорно полагают, что якобы земская школа не справилась с задачей широкого просвещения народных масс6.

Новые подходы в характеристике народной школы, женского образования и воспитания, профессионального образования и духовной православной школы наметились в коллективной

1 Васин К.К. Марийские литераторы-просветители второй половины XIX века // Марийская литература, искус
ство и народное творчество. Труды МарНИИ. Йошкар-Ола, 1966. ВыгьХХ. С.41-68; Коробов СА Рейнфельд Б.К. Из
истории развития философской общественно-политической мысли в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1966; Патрушев
А.С. С. Чавайн в Казани. Годы учебы в учительской семинарии: Очерк. Йошкар-Ола, 1973; Патрушев А.С. В.М. Ва
сильев и "Марла календарь" // Валериан Михайлович Васильев. Йошкар-Ола, 1974; Аблинов В Л. Патрушев А.С. О
дореволюционной просветительской деятельности ВВ. Васильева // Валериан Михайлович Васильев. Йошкар-Ола:
МарНИИ, 1974. CJ7-42.

2 Степанов А.Ф. Просветитель С А Нурминский. Историко-краеведческий очерк. Йошкар-Ола, 1989.

3 Апакаев ПА Просветители Марийского края. Йошка-Ола,1990; Он же. Образование и просветительское
движение в Марийском крае (историко-педагогические очерки). Йошкар-Ола, 2002.

4 Грузов JUL Лингвистическое значение первой марийской грамматики // 200 лет марийской письменности.
Йошкар-Ола, 1977; Галкин КС. К вопросу об авторстве первой грамматики марийского языка // Марийский археогра
фический вестник. Йошкар-Ола, 1991. Вып.1. С.10-11; Иванов Й.Г. История марийского литературного языка. Йош
кар-Ола, 1975; Он же. Из истории марийской письменности. Йошкар-Ола, 1996.

5 Сергеев О.А. О рукописных грамматиках второй половины XIX в. // Финно-угроведение.
1994. №1. С.100-106; Он же. Истоки марийской письменности. Йошкар-Ола, 2002.

6 Организация образования в сельской местности России. М., 1993. С.82-83.

13 монографии "Очерки русской культуры XIX в.", авторами которой являются В.А.Федоров, Е.К.Сысоева, Л.В.Кошман, Л.Б.Хорошилова1.

Специфика регионально-этнических аспектов народного образования применительно к региону Среднего Поволжья нашла отражение в статьях и монографиях марийского историка В.Ф.Абрамова, чувашских исследователей В.Д.Димитриева, А.В.Арсентьевой, И.И.Демидовой, Л.Н.Гончаренко, Д.М. Макарова, ЛА.Таймасова, и других2.

Особого внимания заслуживает сборник статей "Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье"3, где нашли отражение материалы региональной научной конференции "Народное образование и просветительство народов Среднего Поволжья ХУШ-ХХ вв.". В нем были намечены основные направления изучения актуальных вопросов истории становления и развития народного образования, педагогической мысли в регионе исследователями К.Н.Сануковым, А.Г.Ивановым, А.С.Казимовым, П.С.Поповым, В.ФАбрамовым, О.А.Сергеевым, В.М.Тарасовой и другими4.

Важные наблюдения и выводы о научной роли Казани, вкладе Казанского университета, в особенности, Казанской "инородческой" учительской семинарии в подготовку учительских кадров для нужд нерусских школ Поволжья и Приуралья сделаны в

1 Очерки русской культуры XIX века. Т.З. Культурный потенциал общества. М., 2001.

2 Абрамов В.Ф. Земская школа в Казанской губернии // Из истории развития народного образования и
просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С.33-39; Он же. Земство: дела и люди. К 130--
летию введения земского самоуправления в Марийском крае // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1995. №2.
С.43-53; Он же. Земская статистика народного образования // Социологические исследования. 1996. №9.
С.82-87; Он же. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., 1996; Он же. Земство, народное
образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. №8. С.44-60; Димитриев В.Д. История Чувашии
XVIII века (до крестьянской войны 1773-1775 годов). Чебоксары, 1959; Макаров Д.М. Самодержавие и хри
стианизация народов Среднего Поволжья (XVI-XVIII вв.). Чебоксары, 2000; Таймасов Л.А. Из истории ос
нования первого миссионерского инородческого монастыря в Среднем Поволжье // Марийский археографи
ческий вестник. Йошкар-Ола, 2001. Вып.11.С.153-159;Он же. К истории христианского просвещения народов Сред
него Поволжья. "Краткий катехизис" - первая книга на чувашском языке // Вестник Чувашского университета. №
1-2. Чебоксары, 2001. С. 41-49; Он же. Опыты христианского просвещения нерусского крестьянства Среднего По
волжья в первой половине ХГХ в. // Проблемы аграрной истории и крестьянства Среднего Поволжья. Йошкар-Ола,
2002. С. 127-136; Он же. Христианизация чувашского народа в первой половине ХГХ в. Чебоксары, 1992,'Он же.
Церковно-приходские школы в системе народного образования дореволюционной Чувашии // Вопросы истории
народов Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1997; Гончаренко Л.Н. Города Среднего и Нижнего Поволжья во
второй половине ХГХ века (социально-экономическое исследование). Чебоксары, 1994; Арсентьева А.В.,
Демидова И.И., Попова Н_Я. ИЛЛковлев о женском образовании// И.Я.Яковлев и духовный мир современ
ного многонационального общества: Тез. докл. международной науч. конф. Чебоксары, 1998. С.43-45.

3 Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993.

4 Абрамов В.Ф. Земская школа в Казанской губернии // Из истории развития народного образования и просве
тительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. СЗЗ-39; Иванов АР. Торгово-ремесленное ученичество и гра
мотность в Козьмодемьянске в ХУШ в. // Указ. соч. СЗ - 8; Казимов А.С. Развитие народного образования в Марий
ском крае в конце XVDJ - первой половине ХГХ в. // Указ. соч. С.8-16; Попов Н.С. Новые черты развития народного
образования в Марийском крае в 60-70-е годы ХГХ в. // Указ. соч. С.23-33; Сануков К.Н. К вопросу о развитии просве
тительского движения в Марийском крае // Указ. соч. С. 68-80; Сергеев О А. Роль представителей духовенства в со
ставлении рукописных словарей и грамматик марийского языка в ХУШ-ХХ вв. // Указ. соч. С.58-63; Тарасова ВМ
Первое учебное заведение г. Царевококшайска (к 165-летию со дня основания)//Указ. соч. С.16-23.

14 последние годы в трудах российских ученых1. Вопрос о подготовке преподавательского состава представлен в работах Л.П.Москвиной и И.В.Утробиной.

Вопросам "христианского" просвещения нерусских народов посвящены работы и А.Г.Иванова, Л.А.Ефимова, С.В.Грачева, А.Н.Павловой, Е.Л.Вахрамеевой, Э.Г.Касимовой3. Авторы отмечают положительный опыт образования нерусских народов по системе Н.И. Ильминского, прогрессивное значение использования родного языка учащихся в начальных школах.

На богатом фактологическом материале ученый-педагог П.А.Апакаев написал работы, посвященные жизнеописанию виднейших марийских просветителей, им же рассмотрен процесс формирования и развитие историко-педагогических и этнопедагогических основ демократизации образования в Марийском крае, начиная в XVIII-XX вв.4. В исто-рико-популярных очерках, подготовленных авторами-составителями А.Ф.Степановым и О.А.Степановым приведены сведения о некоторых начальных школах и марийских просветителях А.Д.Альбинском, М.С.Кроковском, М.А.Рождественском и других5. В книге-альбоме С.В.Старикова и О.ГЛевенштейна, посвященной православным храмам и монастырям, дана краткая справка о работающих церковных школах6. В новом исследовании С.В.Старикова есть интересные сведения об училищах уездного города Царевококшайска .

Михайлова СМ. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век). Казань, 1979.; Она же. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (ХГХ век). Казань, 1991; Чекме-неева Т.Г. Казанская "инородческая" учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья. Автореф. дисс... канд. пел, наук. Казань, 1985; Исламов Ф.Ф. Роль Казани в просвещении народов Поволжья (на примере марийского народа) // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С.88-95.

Москвина Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце ХГХ - начале XX вв.: Автореф. дисхан.. Казань, 1998; Она же. Подготовка учительских кадров из числа девушек мари в Казани во второй половине ХГХ века // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2001. Вып.11. С26-32; Утробина И.В. Педагогическое образование в Казанской губернии в последней четверти ХГХ - начале XX вв.: Автореф. ДИС...К.И.Н.. Казань, 1999.

3 Иванов А.Г. Система Н.И. Ильминского и марийская школа во второй половине ХГХ - начале XX века // Чу
вашская республика на рубеже тысячелетий: история, экономика, культура: Тезисы международной научно-
практической конференции, посвященной 80-летию Чувашской республики. Чебоксары, 2000. С.13-18; Ефимов JLA.
Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети ХГХ - начале
XX веков. Чебоксары, 2000; Он же. Н.И.Ильминский и церковноприходские школы (к 100-летию Самарского съезда
учителей) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени ИЛ. Яковлева. Чебоксары,
2001. №4 (23).С30-35; Грачев СБ. Особенности христианского просвещения финно-угорских народов Поволжья в
середине ХГХ - начале XX в. // Финно-угорский мир: история и современность. Материалы П Всероссийской научной
конференции финно-угроведов. Саранск, 2000. С. 130-133; Павлова АЛ НЖИльминский и его деятельность по раз
работке системы просвещения нерусских народов Востока России // Сб. тр. молодых ученых Чуваш, гос. ун-та им.
ИКУльянова. Чебоксары, 2001. С.82-92; Вахрамеева ЕЛ. Просветительская деятельность "Братства святителя Гурия"
в Марийском крае // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. Вып.7. С.45-49; Касимова ЭГ.
"Инородческие" миссионерские школы Вятской губернии // Европейский Север в культурно-историческом процессе
(к 625-летию города Кирова). Материалы Международной конференции. Киров, 1999.

4 Апакаев П.А. Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования
(на материале марийских национальных школ). Автореф. дис... д.пед. наук. Чебоксары,1998; Он же. Исто
рико-педагогические очерки о демократизации образования в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1998.

5 250 лет первой марийской школе. Статьи, очерки, документальные материалы. / Сост. Степанов
А.Ф., Степанов О.А. Йошкар-Ола, 2000. Т.1-3.

6 Стариков СБ., Левенштейн О.Г. Православные монастыри и храмы Марийского края. Йошкар-Ола, 2001.

7 Стариков СВ. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях.
Йошкар-Ола, 2002.

Среди защищенных диссертационных работ по данной теме следует назвать работы, посвященные культурно-образовательной деятельности земства и развитию народного образования в различных регионах страны. Этому посвящены диссертации Г.Б. Азамато-вой, М.К. Елисафенко, Ю.Е. Железняковой, В.И. Никулина, О.В. Тургановой, Бан Ил Квон, А.Е. Басалаева, Л.М.Артамоновой и других1.

Вопросы народного образования в России привлекают внимание и зарубежных исследователей. По истории земских школ некоторые аспекты и не бесспорные выводы сделаны в трудах Д.Брукса, В.Эклофа и других2. Проблемы развития начальной школы и "христианского" просвещения народов Среднего Поволжья нашли определенное освещение в оригинальных работах А.Синела, С. Лаллукка, А.Каппелера .

Изучение литературы по исследуемой теме позволяет сделать заключение, что как в отечественной историографии, так и в зарубежной до сих пор отсутствует комплексное изучение начального школьного образования рассматриваемого региона. Недостаточная разработанность проблемы начального школьного образования на региональном уровне определили выбор темы.

Диссертационное исследование базируется на материалах и разнообразных источниках, как опубликованных так и неопубликованных, отложившихся в ряде фондов Государственного архива Республики Марий Эл (ГАРМЭ, ф. 18, 49, 57, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 101, 172,192; г. Йошкар-Ола), Центрального государственного архива Чувашской Республики (ЦГАЧР, ф. 215, 504, 510; г. Чебоксары), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ, ф. 92, 97, 160, 968; г. Казань), Государственного архива Кировской области

Грачев СВ. Педагогическая система Н.И. Ильминского и ее развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья, вторая половина XIX - начало XX в. Дис... канд. пед. наук. Саранск, 1995; Елисафенко М.К. Земство и начальное образование на Урале (вторая половина XIX - начало XX вв.). Автореф. ДИС..К.И.Н.. Екатеринбург, 1996; Никулин В.И. Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства. 1865-1917 гг. Автореф. дис...к.и.н.. Саранск, 199/. Турганова О.В. Культурно - просветительная деятельность Самарского земства во второй половине XIX - начале XX веков: Автореф. дис... канд ист. наук. Самара, 1999; Бан Ил Квон. К.П. Победоносцев и распространение церковно-приходских школ в 1884-1904 гг.: Дис... канд. ист. наук. СПб, 2000; Арчебасова Н.А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861-19І4 гг. Автореф. дис...к.и.н.. Волгоград, 2000; Азаматова Г.Б. Деятельность Уфимского земства в области народного образования. (1874-1917 гг.). Автореф. дисл.к.и.н.. Уфа, 2000; Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917гг. Автореф. ДИС...К.И.Н.. Иркутск, 2000; Артамонова Л.М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIII — начала ХГХ вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). Автореф. дис...д.и.н. Самара, 2002; Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг. Дис... канд. ист. наук. Казань, 2002; Павлова А.П. Система Н.И. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России. Автореф. дис...к.и.н.. Чебоксары, 2002; Суходеев Н.С. Начальное образование в городах Казанской губернии во второй половине XIX- начале XX вв. Автореф.дисс...к.и.н. Казань, 2002.

Brooks Jeffrey. When Russia Leaned to Read: Literacy and popular literature, 1861-1917. Princeton University Press, 1986; Ben Eklof. Russian Peasant Schools. Officialdom, village culture and popular pedagogy, 1861-1914. Berkley and Los Andeles: Universiti of California Press, 1986.

Sinel A. The Classroom and the Chancelly State education reform in Russia under count Dmitry Tolstoi. Harvard Univ. press, 1973; Каппелер А. Предпосылки и развитие национальных движений в Среднем Поволжье в сравнении с другими регионами Российской империи // Извест. Нац. Акад. Наук и искусств ЧР. 1996. №2; Он же. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1996. С.217-218;Lallukka S. Kazan's Teacher's Seminary and the Awakening of the Volga - Urals Region II Studia Slavica Fin-landensia/Tomus IV. Helsinki, 1987/P. 143-165.

(ГАКО, ф. 210,618,860,1016,1020; г. Киров), Государственного архива Нижегородской области (ГАНО, ф. 42,46,506,518,570; г. Нижний Новгород).

Использованные в данном исследовании источники разделены на следующие группы: актовый материал, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, источники личного происхождения.

Актовые материалы составляющие комплекс законодательных и нормативных документов центральных органов власти и управления, позволяют определить основные направления в государственной образовательной политики. Эти документы опубликованы в Полном собрании законов Российской империи и в ряде сборников. Среди них особую ценность имеют «Положения» о начальных народных училищах 1864 и 1874 г., «Правила» о мерах к образованию населяющих Россию «инородцев» 1870 г., церковно-приходских школах 1884 г., школах грамоты 1891 г. и другие законодательные акты начала XX в1.

Делопроизводственные документы, отложившиеся в различных учреждениях и относящихся к начальному образованию, дают возможность конкретно рассмотреть функционирование различных типов начальных школ, охарактеризовать такие вопросы как управление, финансовое и хозяйственное обеспечение, состав учителей и учащихся, организация учебного процесса и проследить основные этапы развития школы.

Основной массив этой группы документов в хорошем состоянии сохранился в различных фондах Государственного архива Республики Марий Эл, что заметно отличает его по теме этого исследования от других местных архивов. Среди них особую ценность представляют фонды инспекторов народных училищ Козьмодемьянского (ф.57), Царево-кокшайского (ф.98) уездов из ГАРМЭ, Чебоксарского и Царевококшайского уездов (ф.215), инспектора 3-го района Казанской губернии города Козьмодемьянска (ф.510) из ЦГАЧР, Уржумского (ф. 1016) и Яранского (ф.210) уездов из ГАКО, Казанского учебного округа (ф.322), Казанского и Царевококшайского уездов (ф.1119.) из НАРТ, Канцелярия инспектора народных училищ Нижегородской губернии (ф.506 ) из ГАНО. Находящиеся здесь ежегодные отчеты, протоколы испытательных комиссий, различные ведомости и другие материалы позволяют определить по каждой отдельно взятой школе дату ее от-крытая, месторасположение; состояние помещений школ с оценкой их стоимости; охарактеризовать финансовые и хозяйственно-гматериальные положения школ и учителей. В них же имеются сведения, касающиеся штатного состава училищ с конкретными персоналиями учителей и другими данными. Немаловажное значение имеют сведения о составе учащихся с указанием их социальной принадлежности, национального состава, возраста по-

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. XXIV, ХЫХ; Свод законов Российской империи. Т. I-V. СПб., 1906; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1878. Т.3,6; Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869.

17 ступавших в училище, с указанием местожительств и расстояния от них до конкретных сельских школ того или иного уездов. В них же имеются данные об организации учебного процесса, с указанием перечня дисциплин, наличии учебных и методических указаний, форм проведения обучения. В этих документах отразилась и внеклассная работа учителей различных типов школ с детьми и их родителями (народные чтения, вечерние занятия, народные библиотеки, распространение литературы и т.п.).

Делопроизводственные документы школ духовного ведомства представлены в фондах Царевококшайского уездного наблюдателя церковно-приходских школ (ф.101), Козь-модемьянского отделения Казанского епархиального училищного совета (ф.93 ), Козьмо-демьянского духовного правления Казанской епархии (ф.172) из ГАРМЭ, Нижегородского епархиального училищного совета (ф.518), Нижегородской духовной консистории и духовных правлений (ф.570 ) из ГАНО. В них содержатся циркуляры, распоряжения, предписания губернатора, училищного совета при Синоде, епархиальных училищных советов, уездных наблюдателей церковно-приходских школ. Представлены протоколы заседаний епархиальных училищных советов, журналы экзаменационных комиссий и списки воспитанников, подвергнутых испытаниям при окончании курса обучения в церковноприходских школах. Годовые отчеты, школьные листки о состоянии церковно-приходских школ по уезду дают возможность охарактеризовать некоторые стороны деятельности церковных начальных школ. Однако эти данные уступают земским материалам, как по количественным, так и качественным характеристикам.

Находящиеся в фондах Козьмодемьянского училищного совета (ф.96), штатного смотрителя Царевококшайского уезда (ф.97) из ГАРМЭ, Яранского училищного совета (ф.1020) из ГАКО содержат конкретные ценные сведения об открытии начальных школ и состоянии народного образования в крае. Богатый материал имеется в фондах Козьмодемьянской (ф.49) и"Царевококшайской уездных земских управ (ф.18 ) из ГАРМЭ, Уржумской (ф.860) и Яранской уездных земских управ (ф.618) из ГАКО, Васильской уездной земской (ф.46) и Нижегородской губернской земской управ (ф.42) из ГАНО. В них отложились журналы и постановления уездных земских собраний, где решались основные вопросы и проблемы народного образования, рассматривались различные ходатайства, прошения, жалобы, разнообразные проекты по открытию училищ; циркуляры Министерства народного просвещения и директоров народных училищ Казанского учебного округа, подробнейшие отчеты уездных управ о состоянии начальных народных школ. Основной массив земских делопроизводственных материалов представлен отчетами, журналами и постановлениями земских собраний, докладами земских управ, сметами расходов и доходов.

Архивные документы этой группы источников в известной мере дополняются опубликованными материалами, содержащими сведения по истории конкретных школ и состоянии народного образования рассматриваемого времени в Казанской и Вятской губерниях .

Большую ценность представляют привлеченные нами архивные и опубликованные статистические материалы, позволяющие определить количественный и качественный состав различных типов начальных школ, учителей, учеников, финансовое и материальное обеспечение школ, и проследить в динамике школьное строительство в крае. Большею частью статистические материалы отложились в делопроизводственной документации различных фондах вышеназванных архивов. Часть этих материалов использована нами из

»

опубликованных изданий, содержащих сведения о начальных школах отдельных уездов рассматриваемого времени2. К ним же примыкает статистический материал о расселении марийского населения в Казанской, Вятской и Нижегородской губерниях3.

Развитие начальной школы в ее повседневности нашло отражение в периодической печати. На страницах общероссийских и региональных изданий, представленных "Журналом Министерства народного просвещения", "Русской школой", "Народным образованием", "Народной школой", "Волжско-камским словом", "Православным благовестником", "Православным обозрением", - "Православным собеседником, "Известиями» по Казанской, Вятской и Нижегородской

Народные училища в Казанской губернии, Козьмодемьянского уезда. Материалы для истории народного образования. Казань, 1888; Народные училища в Казанской губернии, Чебоксарского уезда. Материалы для истории народного образования. Казань, 1888; Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде Казанской губернии. Составил священник Е. Большаков, с участием учителей и учительниц сельских училищ. Т.1. Издание Царевококшайской уездной земской управы. Казань, 1890; Вятское губернское земство. Краткий очерк деятельности Вятского земства по народному образованию за пятилетие 1896-1900г. Вятка, 1901; Краткий исторический очерк о деятельности Яранского уездного земства за все время его существования (1867-1914 гг.) Яранск,1914; Обзор главнейших результатов деятельности Козмодемьянских земских учреждений с 1865 года по настоящее время. Козмодемьянск, 1900; Обзор деятельности Яранского уездного земства по отделам народному образованию, медицине и раскладке. Со времени введения земства 1867-1912 гг. Из дипломного сочинения П.Ф. Лыскова. Яранск, 1914.

2 Вятская губерния. Начальные народные училища. Список начальных народных училищ Вятской гу
бернии по времени их открытия. Вятка, 1890; Вятская губернская земская управа. Статистические материа
лы о начальном народном училище Вятской губернии, собранные губернской земской управой в 1895 г.
Вятка, 1896; Статистические сведения о состоянии начальных училищ Царевококшайского уезда с указани
ем мер и средством к улучшению народного образования в том же уезде. Казань, 1884; Народное образова
ние в Казанской губернии. Школы и учащиеся в них. Школьные помещения. Классные комнаты. Выпуск I.
Казань, 1905; Народное образование в Казанской губернии. Сведения об учащихся в сельских школах. Ка
зань, 1905. Вып.2; Народное образование в Казанской губернии. Вопросы преподавания и школьный бюд
жет. Казань, 1908; Народное образование в Казанской губернии. Вопросы внешкольного образования. Ка
зань, 1905; Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие сельских школ. Казань,
1907; Общие сведения о школах Казанской губернии. Количественный учет школ, продуктивность школ,
школьные здания и классные комнаты. Казань, 1905; Народное образование в Вятской губернии за послед
ние десять лет (1864-1874). Изд. Вятского губернского земства. Вятка, 1875; Справочная книга Казанской
епархии. Казань, 1909; Нижний Новгород и Нижегородская губерния: Памятная книжка на 1896 год и путе
водитель по городу. Нижний-Новгород, 1896.

3 Волости и важнейшие селения Европейской России, по данным обследования, произведенного ста
тистическими учреждениями МВД. СПб., 1883. Вып.4; Материалы для географии и статистики России, соб
ранные офицерами Генерального штаба. Казанская губерния. Составил М. Лаптев. СПб., Печатано в воен
ной типографии. 1861; Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859-1873 годов. Издан
центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Обработан старшим редактором Е.
Огородниковым. СПб., 1876; Никольский Н.В. Статистические сведения о черемисах за 1911 год; с указани
ем литературы о них и изданий на черемисском языке. Казань, 1913; Обзор Нижегородской губернии: При
ложение ко всеподданнейшему отчету о состоянии Нижегородской губернии. Б.м.б.г.; Справочная книга
Казанской епархии. Казань, 1909.

19 епархий, епархиальными ведомостями, публиковались имеющие к нашей теме различные официальные постановления о начальной школе, обзорные статьи о школах светского и духовного ведомств, заметки об отдельных школах, учителях и другие насущные вопросы.

Среди документов личного происхождения об учителях и просветителях следует отметить материалы, содержащиеся в личном фонде Н.И.Ильминского (ф.968) из Национального архива Республики Татарстан, известного учителя и марийского просветителя ВЛ. Лукьянова из Научного рукописного фонда Марийского научно-исследовательского института им. В.М. Васильева, а также записки и воспоминания известных просветителей народов Поволжья из числа чувашей Ивана Яковлевича Яковлева и, марийцев Гавриила Яковлевича Яковлева и других .

Вышеперечисленные группы источников в известной мере дополняются документальными материалами, опубликованными в последние годы в различных периодических изданиях и сборниках документов по истории Марийского края дореволюционного периода2.

Привлеченный нами комплекс опубликованных и неопубликованных источников позволяет в целом изучить процесс школьного строительства в Марийском крае во второй половине ХГХ - начала XX вв., выявить общее и особенное в развитии начальной школы рассматриваемого региона.

Диссертационное исследование в структурном отношении состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения, где представлены составленные автором таблицы со статистическими данными о численности начальных школ в Марийском крае во второй половине XIX - начала XX вв. и список начальных школ, расположенных в алфавитном порядке.

1 Яковлев ИЛ. Моя жизнь: воспоминания. М., 1997; Он же. С думой о народном просвещении. Из пе
реписки. Чебоксары, 1998 и др.; Яковлев Г.Я. Переписка ПЯЛковлева с Н.И.Ильминским (НАРТ. Ф.968.
Оп.1.Д.16)идр.

2 Иванов А.Г. Мало-Сундырской школе - 175 лет (документы и материалы к истории народного обра
зования) // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. Вып.7. С.161-178; История Марий
ского края в документах и материалах. Сост.: Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. Йошкар-Ола, 1992. Вып.1; Исто
рия Татарии в материалах и документах. Государственное Социально-политическое издательство. М.; 1937.
Йошкар-Ола. 1584-1991. Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола, 1994; Матвеева СМ.
Клировые ведомости как источник по истории приходского духовенства Марийского края первой половины
XIX века//Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1998. Вып.8. С.215-229.

Открытие первых школ в ХVIII в

Начало школьного образования в Марийском крае исторически было обусловлено вхождением марийских земель в состав Российского государства. После завоевания Казанского ханства в середине XVI века, в Среднем Поволжье началась политика христианизации нерусских народов. С этого времени царское самодержавие стремилось приобщить марийцев в числе других народов к русской культуре и православию. Для этого создана была целая система мероприятий, включавшая материальные поощрения, строительство церквей и монастырей, а также открытие при них школ. Хотя школьное образование и было включено в число главных средств христианского просвещения «инородцев», однако оно занимало по отношению к остальным практиковавшимся средствам лишь второстепенное положение. Светское и духовное правительства главное внимание обращали в то время не на молодое поколение, и как отмечал П.Афанасьев, «старались обратить в христианство, главным образом, взрослый элемент инородцев, рассчитывая, что дети их сами собою сделаются христианами»1. Отсюда, мало внимания уделялось школе, чем это было необходимо.

В 1555 г. была учреждена Казанская епархия, на которую возлагалась задача христианизации и русификации «инородческого» населения2. Первым митрополитом в Казань был назначен святитель Гурий3. По личному повелению царя Ивана IV им были открыты школы при устраиваемых монастырях: Зилантовом - под непосредственным его наблюдением, Спасо-Преображенском — архимандрита Варсонофия и Свияжском Успенском - архимандрита Германа. Учащимися в них были русские и новообращенные «инородцы». Обучали их азбуке, часослову, псалтыри, письму и пению. Учение предполагалось вести на понятном для детей языке. В этой связи царь Иван IV писал святителю Гурию: «учити младенцы не только читати и писати, но читаемое право разумевати и да могут и иные научити и басурманы»1. Так известно, что святитель Варсонофий знал татарский язык и пользовался им в своей миссионерской деятельности, отсюда можно предположить, что с учениками он также занимался на их родном языке.

Так началось «христианское» школьное просвещение «инородцев» Казанского \j края в середине XVI в. Но после смерти первых казанских святителей, мысль о школьном \j просвещении «инородцев» была забыта вплоть до начала XVIII в.

В начале XVIII в. казанский митрополит Тихон III проявил особую заботу об «инородческих» школах. В 1707 г. он открыл в Казани школу для нерусских детей. В ней обучались 32 марийских мальчика. В 1709 г. по распоряжению казанского губернатора графа П.М. Апраксина, школа эта была закрыта. За это время от тяжелых условий обучения, голода, холода, не понимания преподаваемого на русском языке и т.п., 7 мальчиков умерли, многие заболели. Всего пять человек осилили программу обучения, предложенную Тихоном III, а 20 - только часослов2.

В это же время абсолютистское государство уделяло все большее внимание на просвещение как на средство христианизации нерусского населения. Так, ряд постановлений об и исправлении духовного чина, начинались с указов о непременном обучении в школах детей у духовенства, без чего их «в попы и в диаконы на отцовы места и никуда не посвящать, и тех, кои в школах учиться не похотят, опричь солдатского чина, ни в какие чины не принимать, и жениться им никаким образом не допускать».3 Указом от 28 февраля 1714 г. Петр I повелел учредить при всех архиерейских домах и в знатных монастырях цифирные школы и «обучать в них цифири и геометрии протопопских, поповских, дьяконских и причетнических детей, також дворянских и приказного чина дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет». Повторно этот указ был издан 28 декабря 1715 г. и 18 января 1716 г.4

В 1718 г., следуя царскому указу, в Казани была открыта «цифирная» школа, где обучались «наукам потребным и церкви и гражданству дети, как церковного причта, так и дьяков и подьяков и прочих чинов»5. Обучали «по книжкам, букварями именуемыми, также и грамматике словенских, арифметике и геометрии». Та известно, что в 1719-1720 гг. под С/ руководством митрополита Тихона обучалось 20 марийских мальчиков, взятых из Уржумского, Яранского, Царевококшайского и Царевосанчурского уездов»6.

Школы братства святителя Гурия

Во второй половине ХГХ - начале XX вв. школьное строительство в Марийском крае, как"и в других регионах страны, приобрело поистине массовый «народный» характер. В это время оформилась и укрепилась новая система школьного образования, включавшая различные типы начальных школ духовного и светского ведомств. Несравненно возросло количество школ, учительских кадров и учащихся. Впервые преподавание в марийских школах стали вести на родном языке. Повысился уровень грамотности населения в целом. Эти положительные сдвиги во многом имели исторически обусловленный характер и диктовались возросшими потребностями социально-экономического и культурного развития страны, а также государственной политикой в области просвещения и образования. Принятые законы «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.), «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870 г.), «Правила о церковных приходских школах» (1884 г.) и другие законодательные акты конца XIX - начала XX вв. несмотря на их противоречивость, в целом способствовали развитию начального народного образования в России1.

Среди нерусских народов широкое распространение начальных школ, базирующихся на родном языке и знании русского, стало возможным благодаря христианской просветительской системе Н.И.Ильминского. Наличие обширной и обстоятельной литературы по этой проблеме делает излишним специальное ее освещение. Тем не менее, следует подчеркнуть, что система просвещения нерусских народов «Востока» России Н.И.Ильминского носила исторически обусловленный характер. Она стала возможной лишь на определенном этапе исторического развития, когда разнородные устремления различных социальных групп и лиц, усилия светских и духовных властей, целенаправленная политика русского самодержавия по массовому обрусению «инородцев» в обстановке прогрессивных реформ 60-х годов ХГХ в. в конечном счете привели к оформлению «христианской» просветительской системы Н.И.Ильминского. «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. положили начало использованию родного языка в начальном образовании нерусских народов в государственном масштабе; открыли доступ к получению элементарной грамотности массам нерусских народов, живущих в России; послужили толчком к изданию книг на родных языках нерусских народов и подготовке кадров учительской интеллигенции среди них. Правила, основанные на принципах, выработанных Н.И.Ильминским, открывали новую эпоху в истории образования нерусских народов, явившись результатом глубокого изучения просветителем и его последователями быта, языка, мировоззрения многих нерусских народов востока России и стремления к духовному подъему этих народов, в том числе марийцев1.

Выработанные Н.И.Ильминским, в течение многолетних опытов и тщательных наблюдений, принципы на территории Марийского края нашли применение в деятельности Казанского братства святителя Гурия. В 1867 г. в городе Казани при кафедральном соборе было учреждено крупнейшее в России братство святителя Гурия, названное в честь первого казанского епископа, просветителя XVI в. Братство ставило перед собой задачу "воспитание детей в духе православия через заведение инородческих школ и через уст-ройство среди инородческого населения церквей . Именно в школах "братства" система Н.И.Ильминского нашла свое первоначальное распространение среди нерусского населения Казанского края, в том числе и марийцев.

Развитие школ братства святителя Гурия на территории Марийского края, на наш взгляд, имело свою предысторию. В начале 60-х годов XIX в. в Козьмодемьянском уезде современниками отмечалось «религиозное движение» горных мари, во главе которого стояли грамотные крестьяне Михаил Герасимов, Иван Захаров, Гавриил Яковлев, Андрей Григорьев и др.3. Вдохновителем этого движения был Михаил Герасимов из крестьян д. Цыгановой Пайгусовского прихода Козьмодемьянского уезда. М.Герасимов, овладев в возрасте 25 лет (по некоторым источникам в 30 лет) грамотой у местного дьякона, вел уединенную жизнь в земляной келье, построенной им в лесу Ценибековской лесной, казенной дачи, близ реки Суры.

Введение и распространение сети земских школ

Во второй половине XIX— начале XX вв. в Марийском крае, как и в целом в стране, начальное школьное образование приобрело подлинно массовый народный характер благодаря в первую очередь деятельности земств. Реформы 60- 70-х гг. ХГХ в. изменили жизнь всего российского общества. Капиталистические отношения проникали во все сферы жизни - социальную, экономическую, политическую, культурную. Рост капиталистических отношений в России втягивал в свою орбиту и регионы, населенные нерусскими народами, подвергая экономику этих регионов тем общим изменениям, которые нес развивающийся капитализм. В таких условиях происходило два процесса. Во-первых, начался рост самосознания народов, процесс складывания наций; во-вторых, возросло общение между народами, которое становилось более широким и тесным . Эти реформы привели к резкому возрастанию запроса на школы и образование, влияя на направление образования, придали школе более демократический и гуманный характер. Они вызвали высокий запрос на учебные заведения различного рода, начиная с начальных школ и заканчивая высшими учебными заведениями. Во второй половине XIX — начала XX вв. в Российской империи складывалась новая система начального образования, которую можно разделить на несколько ступеней (типов): первая— одноклассные земские начальные училища, вторая - двухклассные образцовые училища МНП, третья - уездные и городские училища.

В этой связи следует отметить, что 1 января 1864 г. император Александр П подписал указ о введении губернских и уездных земских учреждений в России. Новые органы местного самоуправления было решено ввести в 34 губерниях Европейской части России, в том числе и в Казанской, Вятской, Нижегородской губерниях - Козьмодемьянском, Казанском, Чебоксарском, Царевококшайском, Уржумском, Яранском и Васильском уездах Марийского края. Земские учреждения в Казанской губернии были организованы осенью 1865 г. В октябре этого же хода в Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах прошли первые земские собрания. Уржумское и Яранское уездные земства Вятской губернии были образованы в 1867 г.

Согласно «Положению о начальных народных училищах»2, изданных 19 июля 1864 г. начальные училища разных министерств и ведомств, кроме находившихся в ведении Синода, были переданы Министерству народного просвещения. По этому положению устанавливалась новая система руководства начальным образованием. Народная школа передавалась из ведения директоров гимназий и штатных смотрителей уездных училищ в ведение уездных и губернских училищных советов (ст. 18). С этого времени народные училища, в том числе и воскресные школы, по закону могли открываться различными правительственными ведомствами, а также земствами и частными лицами (ст.2). В уездные и губернские училищные советы, кроме представителей разных правительственных ведомств: Министерств народного просвещения и внутренних дел и т.д., а также духовенства были допущены представители земств и городских дум (последние только в уездные советы). Председатель уездного училищного совета избирался самим советом. В губернском училищном совете председательствовал архиерей (ст. 19). Училищные советы обязаны были иметь сведения о всех «элементарных» школах уезда или губернии, находить средства для открытия новых училищ и улучшения состояния уже существующих, принимали решения об организации и закрытии народных училищ, заботились о снабжении их учебными пособиями, ведали назначением и увольнением учителей и другими вопросами (ст.24). Таким образом, с одной стороны земствам было предоставлено лишь «попечение о развитии средств народного образования», с другой - «Положение» 1864 г. «создавало организационные формы для школьной деятельности земств, приоткрыв возможность их влияния (через училищные советы) на учебную жизнь школы»1. По «Положению» 1864 г. перед начальными народными училищами ставилась цель «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространить первоначальные полезные знания»2. Состав изучаемых предметов был следующим: закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение, где его «преподавание будет возможным».

Деятельность земств охватывала все стороны местной жизни: здравоохранение, пути и средства сообщения, народное просвещение, продовольственные вопросы, статистику, сельскохозяйственное дело и другие, экономические и благотворительные мероприятия. Однако народное образование со временем стало одним из ведущих направлений в практической деятельности земств, особенно уездных. Как отмечал Б.Б. Веселовский «... губернские земства совершенно устранились от участия в деле народного образования, оставив за собой лишь подготовку учительского персонала и т.п. меры.

Похожие диссертации на Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв.