Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. Сушко Алексей Владимирович

Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг.
<
Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сушко Алексей Владимирович. Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Омск, 2002.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/101-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Западносибирская периодика о государственном устройстве России и о месте Сибири в ее составе .

1.1 Проблемы государственного устройства России на страницах западносибирской печати.

1.2 Сибирское областничество в годы революции и гражданской войны .

1.3 Западносибирская печать о месте края в составе России. 115

Глава 2. Западносибирская периодика о развитии национальных движений на территории края .

2.1 Украинское национальное движение на страницах западносибирской печати.

2.2 Алтайское национальное движение на страницах западносибирской печати .

2.3 Национальное движение казахов на страницах западносибирской печати.

Заключение. 229

Список использованных источников и литературы

Сибирское областничество в годы революции и гражданской войны

Структура диссертации соответствует поставленным задачам. Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации являются основные принципы исторической науки, в том числе принципы историзма и объективности, которые требуют рассмотрения всех явлений и событий с позиций всестороннего анализа условий, в которых они происходили. Из принципа историзма вытекает ряд общих методов исторического исследования: исторический, логический, историко генетический, сравнительно-исторический, ретроспективный, источниковедческий, структурно-типологический.

В исследовании используются специфические методы, применяемые историками для работы с периодической печатью. Они охарактеризованы в работе В. Я. Борщевского1. Тщательное изучение соответствующих материалов каждого номера газет предусматривает "фронтальный метод", основной и самый результативный метод исследования периодики. Дополнительно мы использовали "выборочный метод". Сущность этого метода состоит в группировке соответствующим образом комплектов газет, учитывая определенные особенности районов, где издавались газеты, их общественно-политическую ориентацию и другие особенности, изучение по единой подшивке содержания каждой группы, а также обобщение

Борщевский В. Я. Некоторые вопросы изучения Советской периодической печати как исторического источника// Некоторые проблемы отечественной историографии и источниковедения. Днепропетровск, 1978. С. 3-10. полученных материалов. Для проверки достоверности сведений из газет мы используем "методы сравнения и аналогии". Их сущность заключается в проверке вызывающих сомнение материалов периодики при помощи достоверных материалов из газет, а также информации из других источников. Это помогает определить достоверность той или иной информации. Но оригинальность, новизна, неповторимость фактов извлеченных из газет, не всегда могут быть проверены с должной точностью. Очень часто газетная информация вообще является единственным источником сведений о событии. И здесь, по нашему мнению, исследователь должен хорошо представлять контекст этого события, а также оценить компетентность и уровень того печатного органа, откуда он берет информацию. В исследовании не используется ставший в последнее время популярным при работе с периодической печатью социологический метод контент-анализа. Это объясняется тем, что движущей силой национальных процессов была интеллигенция, и публикации о ее деятельности по национальному вопросу в годы революции и гражданской войны очень часто посвящены теоретическим программным разработкам, и в силу своей специфики не поддаются количественному анализу. Кроме того, в Сибири практически не было газет по тем или иным причинам не прекращавших свое издание в изучаемый период.

Для нашего исследования важно теоретическое осмысление "национального вопроса" и связанных с ним понятий. Мы исходим из широкого понимания "национального вопроса", который охватывает всю совокупность проблем, связанных с разрешением одного из главных противоречий современного мирового развития: стремления народов к сохранению своей самоидентификации в условиях глобализации. Общепризнанно, что "национальный вопрос" носит политический характер.

При изучении национального вопроса ключевыми является термины "этничность" и "нация" и связанные с ними теории. Сегодня нет общепризнанного толкования этих терминов. Существующие в настоящее время основные точки зрения в общих чертах описаны в специальной литературе. История осмысления национализма в Европе отражена в сборнике "Нации и национализм", впервые изданном в 1996 г. в Лондоне (переведен на русский язык и издан в 2002 г). В нем представлены работы классиков: лорда Актона и Отто Бауэра, а также труды современных авторов, представивших свое понимание национальных проблем- Эрнеста Геллнера, Мирослава Хрока, Бенедикта Андерсона, Эрика Хобсбаума и др. Мы учитываем их определения, которые в нашем представлении наиболее адекватно отражают суть явлений в изучаемый нами период.

В научной литературе существует множество точек зрения по поводу этничности. Среди ученых нет ее общепринятого определения. В настоящий момент существуют базовые характеристики этничности. "1) Наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, единого языка, общих черт материальной и духовной культуры. 2) Политически оформленные представления о Родине и особых институтах, как, например, государственность, которые также могут считаться частью того, что составляет представление о народе. 3) Чувство отличительности, т. е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности"1.

Для нашего исследования важна теория "конструктивистского понимания этнической общности", согласно которой "порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и доктрины представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых и политиков. Широкое распространение образования и средств массовой информации позволило передавать их идеи самым широким массам. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и

Западносибирская печать о месте края в составе России.

Учредительного Собрания.., но мы одержали победу в самом существенном - в признании прав Учредительного Собрания настоящего состава, и в этом признании мы видим победу демократии над всеми враждебными силами" . В действительности настроение лидеров эсеров в Сибири было отнють не радужным, атмосфера Омска - столицы "белой Сибири", действовала на них угнетающе. В рукописи работы А. А. Аргунова "Омские дни" описана его встреча с представителями омской печати. Аргунов вспоминал: "Я поставил вопрос об отношении их органов к новой власти, указав, что печать могла бы сыграть крупную роль по укреплению государственности, а с нею и фронта, если бы она заговорила твердо о новом пути, который открывается в связи с объединением сил в Уфе. И этой твердостью содействовать поднятию духа читателей и веры в крепость дела. Собрание отнеслось как то пассивно к моим словам и вяло реагировало на пожелания, не оспаривая впрочем их. Только один голос прозвучал диссонансом. Представитель газ. "Заря" соц. демократ плехановец Фомин заверил прежде всего меня в желании "давить" на свободу слова, а затем разродился целым потоком сарказма по адресу Директории, особенно по адресу ненавистного У. С. перед которым Директория оказалась ответственной. Фомин отказался верить в прочность такой власти, отказался и содействовать популиризации ее. Выступление Фомина было симптомом. Директория не имела почвы в Омске даже в левых кругах, а о правых уже говорить нечего"2. Настроения омской интеллигенции предопределят ход борьбы за власть в Сибири осенью 1918 г. Омская печать, выступавшая за твердую национальную власть, станет определять направленность пропаганды всей "белой Сибири". Эсеровская идея "народовластия" в тех условиях окончательно умрет.

После свержения Советской власти в крае, меньшевики отстаивали общероссийский патриотизм, который, по их мнению, должен был быть "истинным демократизмом" . Газеты меньшевиков наиболее неотложной задачей признавали задачу "воссоединения единой демократической России" и во имя ее осуществления призывали "отказаться от всякого местного патриотизма и областничества в явной или скрытой форме"2. О ситуации внутри "белой Сибири" газета "Новый луч" писала: "Вся страна разбита на два лагеря, и каждый из них выдвигает свои рецепты, свои соображения для спасения страны. Во-первых, все социалистические партии (за исключением, конечно, большевиков) думают возродить Россию свободной, не урезывая тех прав, которые народ завоевал в февральские дни. Противоположный лагерь (кадеты, промышленники, сибирские областники, всевозможные беспартийные и др.) заявляют, что спасение страны требует отказаться от начала народоправия. Вот то главное, что разделяет оба лагеря"3. Комментируя знаменитую речь Пепеляева, это же издание писало: "тот человек, который думает спасать Россию, и использовать для этого все средства, имеющиеся у нас, должен признать, что в словах: прежде всего "государство", хотя бы погибла "революция", нет ни доли здоровой государственности. Основная задача нашей революции была - создание здорового государства, государства, где сам народ будет являться господином своего положения. Много всевозможных причин препятствовали в недалеком прошлом проявиться народной энергии, действующей в этом направлении. В настоящее же время народ осознал свою задачу - быть творцом своей собственной жизни, он верными шагами идет создавать единую неделимую Россию (курсив мой - А. В.).

Меньшевистские газеты выступали против национальных и территориальных автономий, имевших законодательные органы, и призывали к их скорейшей ликвидации, отстаивая идею "Единой и неделимой". По их мнению, "развитие экономической жизни и культуры находится в явном противоречии с областными и прочими перегородками, устанавливающими государство в государстве"1. Меньшевики были государственниками не в меньшей степени, чем кадеты, любившие щеголять этим в своих газетах. Стиль публикаций по национальному вопросу в газетах кадетов и меньшевиков Сибири в этот период был очень схожим, в их публикациях было много одинаковой фразеологии. Обе партии мечтали о единой неделимой России, но пути осуществления этой мечты партии понимали по-разному.

Говоря об общих чертах в программах политических партий России по национальному вопросу и в их практической деятельности по нему в годы революции и гражданской войны следует отметить, что все партии в своей политической деятельности в разгар гражданской войны прочно заняли позиции общероссийского гражданского национализма. Его проповедью была наполнена печать кадетов, меньшевиков и эсеров на территории "белой Сибири". Большевики, находившиеся у власти до лета 1918 г., на страницах своих периодических изданий также показали себя националистами. Национализм политических партий России проявлялся в их общем стремлении к воссозданию российской государственности. Однако характер будущего государства партийные идеологи видели по-разному.

Алтайское национальное движение на страницах западносибирской печати

Среди сибирских эсеров, в отличие от центра, где сразу был взят курс на "изоляцию большевизма", некоторое время существовали иллюзии о возможности сотрудничества с большевиками по созданию социалистической сибирской власти. Сибирские эсеры, в отличие от эсеров центральной России, активно домогались сотрудничества с большевиками. Омское "Дело Сибири" в передовой "Ближайшие задачи момента" излагала читателю ближайшие задачи сибирских эсеров. Газета писала о Сибири: "Она должна сознательно устроить свою будущую судьбу и организоваться в сильную и мощную республику, основанную на началах федерации, относительно других частей России. Это единственный путь, на который немедленно и должен встать Обще-Сибирский Областной съезд. Он должен объявить себя учредительным съездом и взять на себя ответственность организовать местную законодательную властъ, хотя бы и временную, впредь до создания полномочной Сибирской Областной Думы, избранной на основах всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Это временная государственная власть должна быть однородной социалистической со вхождением в Совет министров представителей от всех партий от большевиков до народных социалистов"1. Социалистический характер создаваемой областной власти для сибирских эсеров был принципиален.

Большинству эсеров находившихся в крае интересы Сибири были чужды. Освещая тактику партии, "Дело Сибири" отталкивалось от победы вооруженного восстания в Петрограде. "Мы рассматривали его" - писала газета - "как победу демократии и призывали к поддержке восставших, и поддержке власти Народных комиссаров, и совместному участию с большевиками в строительстве республики... Но не эта тактика была принята центром, там лозунгом дня сделалось "изоляция большевизму"" . В соответствии с общими партийными установками эсеры добились от декабрьского чрезвычайного съезда решения о создании однородной социалистической власти, отторгнув от участия в создании автономии Сибири цензовые элементы, то есть всю либеральную часть сибирской общественности. Эсеровские газеты, пользуясь популярностью в массах социалистического учения, рекламировали создаваемую думу в первую очередь, как социалистическую, народную. "Для большей авторитетности новой Областной Сибирской Думы, чрезвычайный съезд в ее состав цензовых элементов не допустил и предоставил в ней место лишь представителям революционных и демократических организаций. Таким образом сибирская власть будет властью народной, властью социалистической" - писала газета барнаульских эсеров. Эсеры планировали использовать Думу для прихода к власти в крае. Как весьма откровенно писала газета "Путь народа" по поводу открытия Областной думы, "Областная дума, которая откроется 7-го января, должна быть рупором нашего учения, нашей тактики и политики" . Выход Г. Н. Потанина из Областного совета и его письмо, объясняющее этот шаг, встретили острую критику в печати эсеров, объявившей, что "Потанин добровольно ушел из рядов демократии"J. Противники социалистической Думы в свою очередь стали использовать имя Потанина для обоснования ее нелегитимности. Как вспоминал областник, эсер И. А. Якушев: "К сожалению, письмо Г. Н. Потанина недостаточно честными противниками было широко использовано и светлое имя борца за свободу Сибири, к огорчению всех любящих и уважающих Г. Н. Потанина, сделалось орудием политической борьбы и интриги"4. Но эсеры не встретили понимания со стороны большевиков, выступавших против областной думы и уже взявших власть в свои руки через Советы. Видя безуспешность эсеровских попыток по созданию социалистической коалиции в Сибири, "Дело Сибири" писало: "Итак, против

Провал политики сибирских эсеров закономерен, он был предопределен разгоном Учредительного собрания. Лишь после разгона Областной думы сибирские эсеры избавились от иллюзий о возможности договориться с большевиками, присущих партийным организациям в регионе, и окончательно встали на путь борьбы с большевизмом. Эсеровские газеты публиковали протесты различных общественных и политических организации на разгон Думы. В общих чертах, определяя ближайшие задачи партии, Всесибирский краевой комитет партии социалистов-революционеров обратился через печать с воззванием к населению, где изложил политику партии. В воззвании говорилось: "Необходимо удаление от власти большевиков, послушных холопов самодержавного правительства Ленина и Троцкого, и создание в Сибири из недр народа вышедшей, однородной социалистической областной власти" . Такого рода пропаганда, вызывала репрессии власти по отношению к периодическим изданиям партии. До свержения власти большевиков в Сибири, эсеры отказывались рассматривать возможность компромисса с цензовой Сибирью, оставаясь заложниками партийных доктрин. Предлагаемая ими областная власть ничего общего не имела с той национальной сибирской властью, которую желали видеть сибирские областники.

Среди меньшевиков и их органов печати мнения по вопросу целесообразности автономии края разделились. Среди меньшевиков оставались убежденные противники сибирского автономизма. Газета "Тобольский рабочий" относилась к числу органов печати, выступавших против автономии Сибири. В передовой статье "Сибирское областное самоуправление" газета выражала мнение, что проведение автономии соответствует интересам буржуазии "с точки зрения правильно понятых национальных интересов, демократия ни в какой мере не может поддерживать сепаратистских стремлений. Созданные в России самодержавной культурно-национальные утеснения и национальная рознь, потеряют всю свою остроту и отпадут в условиях России демократической"1. Ошибочный взгляд, что русская революционная демократия снимет национальный вопрос, был типичен для российских социал-демократов.

Другая часть меньшевиков Сибири и их печать несколько скорректировали свое отношение к идее автономии, которую они раньше не принимали, а теперь, под влияниям обстоятельств, стали ее сторонниками. Омская газета "Заря" писала по вопросу об организации власти: "Отсутствие центральной власти заставляет Сибирь и весь народ ее населяющий, спешно поставить вопрос о немедленной федерации Сибири, о немедленной организации Сибирского правительства" . Вынужденно поддерживая автономию края, меньшевики Сибири по прежнему отрицательно относились к идеологии сибирского национализма - областничеству. Та же омская газета "Заря", переименованная в "Вечернюю зарю", в одной из своих публикаций обратилась к результатам декабрьского чрезвычайного областного съезда в Томске. О последствиях реализации областнических установок газета выражала мнение, что "малонаселенная Сибирь, богата природными дарами, малокультурна, бедна капиталами, не владеет теми ресурсами, которые обеспечили бы ей международную самостоятельность. Сибирь может явиться только ареной ее исключительной эксплуатации соседями, возможно лишь дальнейшее расчленение ее по областям экономического влияния иноземных капиталов. Такая возможная будущность Сибири не создает в населении национального сознания и объединения" .

Национальное движение казахов на страницах западносибирской печати.

Современный казахский исследователь М. Б. Тулепбаев просветительскую деятельность первых казахских интеллигентов Абай Кунанбаева, Чокан Валиханова и других справедливо относит "к одной из форм политической борьбы"1. Эти люди ясно осознавали значение национальной культуры. "Чтобы народ перестал быть толпой" - писал Абай - "нужны образованные люди, пекущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и в самообразовании"2. Здесь речь шла о необходимости создания национальной интеллигенции как социального слоя, эта необходимость была осознанна отдельными интеллектуалами из числа казахов. Следовательно, в конце XIX века казахи встали на путь национального, культурного строительства, по отношению к империи носившего характер "культурного сепаратизма".

В условиях неблагоприятной внутриполитической ситуации в империи и крайне низкого культурного уровня массы казахов стремление к политическому самоопределению для казахской интеллигенции не было реальным и поэтому вполне логичным было их сотрудничество с кадетами, провозгласившими в своей программе для всех народностей Российской империи право на свободное культурное самоопределение. Тяга к кадетам объяснялась совпадением тактических задач на тот период. Но если для кадетов правом нации на культурное самоопределение национальный вопрос заканчивался, то для Алашовцев с достижения культурного самоопределения он только начинался. Казахские историки подчеркивают склонность своего народа к миролюбию, законности, его пацифизм. По мнению Тулепбаева: "Программные положения партии кадетов отвечали менталитету казахского народа" . Однако куда же пропал пацифизм в массе казахов во время восстания 1916 г., когда они устраивали массовую резню русского населения? Алашовцы не поддержали восставших из-за осознания бесперспективности этого восстания, из-за его обреченности на поражение. При изменениях политической ситуации лидеры Алаш без колебаний отойдут от кадетских программных установок и примут деятельное участие в кровавой гражданской войне.

Революцию 1917 года казахская интеллигенция встретила с воодушевлением. Образование в России демократической республики способствовало углублению национального движения казахов. А. Букейханов отправил телеграмму из Минска, опубликованную в печати. В ней говорилось: "Необходимо киргизам организоваться для поддержания нового строя и нового правительства. Наш лозунг - демократическая республика и земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием. Поддерживайте новое правительство"2. Заметим, что в телеграмме ни слова не сказано о возможном будущем переустройстве России, как федерации.

Весенние съезды казахов 1917 года показывали, что февральская революция ускорила консолидацию среди них. В апреле - мае 1917 года состоялись областные киргизские съезды. I Тургайский, Оренбург (2-8 апреля, более 300 делегатов), I Семиреченский, Верный ( - 23 апреля, 81 делегат), I Уральский, Уральск (19 - 22 апреля, более 800 делегатов), Омский, Омск (25 апреля - 5 мая, около 150 делегатов)3. Съезды ограничились общим обсуждением волновавших казахов проблем. Ими не было принято конкретных программ. Значение их заключалось в том, что казахи собрались как полноправные граждане России и выступили как единая национальная сила.

Печать сообщала о данных съездах. Но, так как за пределами своей области эти собрания не имели значимости, то о них в основном писали газеты тех мест, где они проводились. Непосредственно в Западной Сибири проводился съезд в Омске. В литературе существуют различия в его датировке: в работе Д.А. Аманжоловой съезд датируется 25 апреля - 5 мая, а в публикации томских историков 24 апреля - 7мая . Газета "Омский телеграф" вероятно, не знала, что ранее уже состоялись подобные съезды в Оренбурге, Верном и Уральске, а потому сообщала об Омской съезде следующее: "Это первый инородческий съезд в истории России, где вскроется много наболевших вопросов и нужд" . На съезде в Омске присутствовали представители местной власти: командующий войсками округа генерал Г. В. Григорьев, председатель Коалиционного комитета П. А. Филашев и комиссар Степного края И. П. Законов. Присутствие этих лиц подчеркивало важность собрания, и было замечено газетами. В приветственной речи съезду Законов тонко выразил изменение отношения местной общественности к казахам, он сказал: "Слово "инородец" теперь не существует, его заменило "гражданин киргиз""4.По мнению отечественной интеллигенции, революция должна была сделать представителей всех народностей, населявших Россию, полноправными гражданами. Эту точку зрения поддерживали и газеты.

Похожие диссертации на Национальный вопрос в периодической печати Западной Сибири : Март 1917-ноябрь 1918 гг.