Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Курбанов Шахаутин Курбанович

Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат
<
Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбанов Шахаутин Курбанович. Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2004 232 c. РГБ ОД, 61:05-7/81

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСЛАМ И СУФИЗМ В ДАГЕСТАНЕ 20

1. Начало распространения ислама и суфизма в Дагестане 20

2. Накшбандийа-Халидийа в Дагестане: Мухаммад ал-Яраги ... 31

ГЛАВА II. НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ 49

1. Начало Кавказской войны 49

2. Отношение дагестанской верхушки к социально-политической обстановке в Дагестане 70

3. Муршид Мухаммад Ал-Яраги, имамы: Гази-Мухаммад, Гамзат-бек и правители Дагестана 100

ГЛАВА III. НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ИМАМА ШАМИЛЯ 140

1. Роль религиозности населения в народно-освободительном движении 20-50-х гг 140

2. Шариатское и административное правление в имамате Шамиля 152

3. Отношения Шамиля с рядовыми верующими, народом 164

ГЛАВА IV. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ШАМИЛЯ 175

1. Взаимоотношения имамата с народами Северного Кавказа... 175

2. Имамат Шамиля во время Крымской (1853-1856) войны 180

3. Внешние влияния: Османской империи, Египта (Мухаммеда

Али), Ирана, Великобритании и других западных держав 185

4. Попытки Шамиля заключить с Россией мир 206

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 210

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 215

БИБЛИОГРАФИЯ 216

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние десятилетия двадцатого столетия ознаменовались активизацией религиозных движений в регионах распространения ислама. События в Чечне еще раз доказали, что любые социально-экономические и политические проблемы, не решенные своевременно и доведенные до кризисной черты, перерастают в регионах распространения ислама в

^ конфликты, которые закономерно принимают религиозную оболочку. Развя-

зать клубок этих проблем, понять истинные причины и корни происходящих сегодня событий, спрогнозировать, как они будут развиваться дальше, - ответить на эти и другие современные вопросы в определенной мере поможет всестороннее осмысление темы данного исследования. Исламский фактор в аспекте мировых событий приобретает все большее значение, что дает повод многим

Щ политикам пугать общественность тотальной угрозой мусульманского экстре-

мизма. По этому поводу идут дискуссии и существует множество мнений. Ясно одно — нельзя допускать перекосов в ту или иную сторону в оценке событий, где задействован религиозный фактор. История Кавказской войны показала, какой мощной мобилизующей и интегрирующей силой обладает ислам, когда он становится знаменем в руках недовольных народных масс.

В своей работе мы постарались проследить и проанализировать те идеологические и философские компоненты религиозного мировоззрения горцев, которые смогли объединить их в борьбе с российским самодержавием. Всестороннее исследование данных вопросов, особенно в комплексе с проблемами межконфессиональных отношений приобретает, в силу происходящих ныне событий, всевозрастающее значение для изучения современных процессов на

Кавказе.

Изучение народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа, этой многогранной проблемы, имеет исключительно большое значе-

ниє. Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме, она все еще далека от своего решения. Многие узловые вопросы, касающиеся социально-политических, идеологических и экономических причин движения, времени и места его возникновения и пр., продолжают оставаться предметами острых дискуссий и обсуждений среди ученых-кавказоведов.

Хронологические рамки исследования охватывают 20-50-е годы XIX века, когда в недрах горского общества происходило становление и развитие

_ антиколониального и антифеодального движения, четко оформленного религи-

озными лозунгами «газавата».

Цель исследования состоит в комплексном анализе причин, а также места и роли накшбандийского тариката и религиозности населения Дагестана в антиколониальном и антифеодальном движении народов Северо-Восточного Кавказа, в особенности Дагестана.

Щ' В соответствии с этими основными целями были определены следующие

задачи:

- определить причины и особенности антиколониальных и антифеодаль
ных выступлений народов Дагестана;

осветить роль накшбандийского тариката в национально-освободительном движении народов Северо-Восточного Кавказа, и в частно-сти, Дагестана;

- показать роль отдельных личностей в истории народно-освободительного
движения горцев Северо-Восточного Кавказа, в частности, Дагестана.

Объектом исследования работы является как само движение народов Северо-Восточного Кавказа, так и его идеологическая оболочка; причины, специфика и особенности социальных конфликтов и противоречий; теоретическое осмысление некоторых концепции и идеи, присущих исламской идеологии, сыгравших немаловажную интеграционную роль в национально-освободительной борьбе народов Северного Кавказа; раскрытие противоречи-

вого характера некоторых особенностей проявления интеграционных тенденций, присущих внутриисламским этносоциальным процессам.

Методологической основой исследования является принцип историзма и научный подход к исследованию проблем взаимосвязи религии и общества. В работе мы старались придерживаться принципов всеобщей связи в развитии исторических событий, а также причинно-следственной обусловленности этих событий и явлений.

Новизна работы определяется тем, что в нем на основе привлечения широкого круга источников, некоторая часть которых вводится в научный оборот впервые, раскрываются различные вопросы колониальной политики царской России на Северо-Восточном Кавказе в 20-50-х гг. XIX в.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно может быть использовано при составлении спецкурсов для студентов исторических факультетов вузов республики, при создании пособий, учебников и научно-популярных краеведческих изданий, отдельные положения и выводы могут быть включены в обобщающие труды по истории Кавказской войны.

Апробация работы. Работа была обсуждена на заседании Центра востоковедения ИИАЭ ДНЦ РАН. Некоторые положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

  1. Алиев Б.Г., Курбанов Ш.К. Высшее мусульманское духовенство союзов сельских общин даргинцев: к вопросу становления, экономического и политического положения, роли в системе управления//Наука и молодежь. Вып.Ш. Махачкала, 2000.С. 14-23.

  2. Курбанов Ш.К. Внешняя политика имама Шамиля//Болгария, Дагестан, Турция. Вып. VII. Махачкала, 2002. С.32-52.

3. Дагестанские алимы в арабских странах/ТГосударство и религия в Даге
стане. Информационно-аналитический бюллетень. №2 (5). Махачкала, 2003.
С.56-59.

  1. История образования братства Накшбандийа. Школа Хваджа-ган//Вестник АРИГИ. Вып. VI. Майкоп, 2003. С.315-322.

  2. К причинам народно-освободительных выступлений на Северо-Восточном Кавказе в XIX веке. Историография вопроса (русская и западноевропейская литература) // Вестник АРИГИ. Вып.VII. Майкоп, 2003. С. 349-355.

Источниковой базой исследования послужили документы центральных и местных архивов: РГВИА и ЦГА РД, а также Рукописного фонда Института истории, археологии, этнографии ДНЦ РАН (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН).

Огромную роль при написании данной работы сыграли материалы из «Актов Кавказской археографической комиссии» (АКАК).1 Ценный материал по исследуемой теме содержится в сборнике документов «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века».2

Ценнейшим источником, посвященным учению накшбандийского тари-ката в Дагестане, являются сочинения шейхов Магомеда ал-Яраги, Абду-рахмана-хаджи ас-Сугури, Джамал ад-Дина Газикумухского, Шуайб-Афанди ал-Багини, Ильяса-хаджи б. Махмуд ал-Цудахари, Гасана Кахиб-

1 Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Т. 1-12. Тифлис, 1866-
1904.

2 Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века.: Сбор
ник документов. /Сост.: Гаджиев В.Г., Рамазанов Х.Х. Махачкала, 1959

ского (Хасана Хилмий). Интересные данные о видных представителях ислама и накшбандийского тариката, а также различные аспекты тарикатского образа жизни содержатся в работах Хайдарбека Геничутлинского, Сайфул-

Мухаммад ал-Иараги. Асар аш-шайх ал-Иараги. Темир-Хан-Шура,1910; См. также: Пашаева Ш.Ю. Мухаммад ал-Яраги и кавказский мюридизм. Махачкала, 2003; Абдурахман-хаджи ас-Сугури. Ал-машраб ан-Накшбандийа. (Накшбандийское направление) /Перев. с араб. Амира Наврузова /Коммент. и примеч. Мухаммада Гани ал-Мысри. // Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословная. Махачкала, 1998. С.200-268; Джамал ад-Дин ал-Гази-Гумуки. Ал-адаб ал-мардиййа фи-т-тарикат ан-накшбандиййа. Петровск, 1904. (Правила достодолжных приличий в Накшбандийском тарикате); Шуайб-Афанди б. Идрис Ал-Багини. Ат-табакат ал-хваджаган ан-накшбандиййа ва-ссадат ал-машайих ал-халидиййа ал-махмудиййа. Дамаск, 1996. (На араб. яз.). («Ряды накшбандийских учителей и стены (твердыни) халидийско-махмудийских шейхов»); Ильяс-Хаджи б. Махмуд ац-Цудакари. Суллам ал-мурид. (Лестница мурида). Казань, 1903. (на араб, яз.); Он же: Кифайат ал-мурид фи тарика ат-тавхид. Казань, 1904. (на кумык, яз.). («Достаточность /для/ мурида по пути единобожия»); Хасан Хилми б Мухаммад 'Али ал-Кахи ал-Хидали ан-Накшбанди аш-Шазили. Танбих ас-саликин ила гурур ал-муташаййихин. («Предосторожение идущих по пути (муридов) от обмана лжешейхов») Дамаск, 1996; Ал-бурудж ал-мушаййада би-н-нусус ал-му'аййада (Укрепленные башни, поддерживаемые [догматическими] текстами) и др./Семь из тринадцати научных трудов на арабском языке Хасана ал-Хильми (Гасана Кахибского) изданы в Сирии в 90-х годах ХХв. Он же: Суфийская этика. Махачкала, 2000. (На русском языке).

лах-кади Башларова, Назира из Дургели, А. Каяева, М.Гайдарбекова.1 Ряд вопросов по образу жизни последователей тариката посвящены в работе М. Маго-медханова.2 Анализу истоков развития муридизма, становлению имама Шамиля посвящена работа М. Казем-Бека3. Много ценных сведений по теме исследования, содержат труды дореволюционных дагестанских авторов Мухаммада-Тахира ал-Карахи4, Гаджи-Али из Чоха,5 Абдурахмана из Газикумуха.6 Дагестанский востоковед Н.А. Тагирова сделала большую и важную работу, издав, переведенный ею же труд Абдурахмана ал-Газигумуки.

1 Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки / Перев. с араб,
языка Т. М. Айтберова/Под редакцией М.Р. Мугумаева. Вступит, статья, коммент. и
общая редакция проф. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. Сайфуллах б.Хусайн Башлар
ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки ан-Накшбанди ал-Кадири аш-Шазили аш-Шафии ад-
Дагистани. Мактубат Халид Сайфуллах ила фукараи ахл Аллах. Дамаск, 1998. («Пись
ма Халида Сайфуллаха бедным рабам Аллаха»). Назир из Дургели. Нузхат ал-азхан
фи тараджим 'улама'и Дагестан («Услада умов по части биографий ученых Дагеста
на») //РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д. 108. Каяев А. Биографии дагестанских уче-
ных//РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д. 1678 (на тюрк. яз). Гайдарбеков М. Антология дагестан
ской поэзии // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д. 129,162,179, 180,181.

2 Магомедханов М. Истинные и ложные последователи тариката//ССКГ. . Тиф
лис, 1870.

3 Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. Махачкала, 1990.

4 Мухаммед-Тахир ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля /Пер. с араб,
яз. Барабанова A.M. М.-Л., 1941.

5 Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1995.

6 Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний /Перевод с араб. М-С. Саидова, ре
дакция перев., подгот. факсимильн. издания, коммент., указатели А.Р.Шихсаидова и
Х.А. Омарова. Махачкала, 1997; Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение под
робного описания дел имама Шамиля /Перев. с араб., введ., коммент. и указатели
НА. Тагировой. М., 2002.

Одним из наиболее ценных источников по тематике нашего исследования являются труды А. Руновского,1 - пристава при Шамиле в Калуге. Значительный интерес для темы диссертации представляют работы Н.А. Добролюбова2 и других российских демократов.3 Довольно ценный материал содержат статьи А. Юрова4. Нельзя не отметить труд А.Л. Зиссермана,5 являвшегося официальным биографом кн. А.И. Барятинского. Интересная точка зрения на появление кавказского муридизма высказывается в статье М.Б. Лобанова-Ростовского6, считавшего, в отличие от большинства исследователей-кавказоведов, что му-ридизм проник на Кавказ из Ирана.

Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала. 1989; он же: Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992.

2 Добролюбов Н.А. О значении наших последних подвигов на Кавказе. Поли,
собр. соч. T.IV. М., 1937.

3 Гаджиев В.Г., Пикман A.M. Российские демократы о борьбе горцев Дагестана и
Чечни в 20-50 гг. ХІХв. Махачкала, 1998.

4 Юров А. 1843 год на Кавказе// КС. Т.6. Тифлис, 1882. С. 1-220; он же. 1844 год на
Кавказе// КС. Т.7. Тифлис, 1883. С.157-318; он же. Три года на Кавказе 1837-
1839 гг. Т.8. Тифлис, 1884. С Л-240; Т.9. Тифлис, 1885. С.1-156; он же: 1840,
1841 и 1842 годы на Кавказе// КС. Т.10. Тифлис, 1886. С.225-404; Т.П. Тифлис,
1887. С. 188-301; Т. 12. Тифлис, 1889.С.335-424; Т.13. Тифлис, 1883. С.335-424;
Т.14. Тифлис, 1890. С.303-444.(Далее-Юров...,).

5 Зиссерман А.Л. Фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. М., 1888-1891; он же. Два
дцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб., 1879.

6 Лобанов-Ростовский М.Б. Начало мюридизма на Кавказе// Русский архив. СПб.,
1875.

Большой интерес для исследователей представляют работы известных да-гестанских историков А.Р. Шихсаидова , Т.М.Айтберова, Г. М-Р. Оразаева. Интересный фактический материал сосредоточен в работах Р.Ш. Шарафутдино-вой,4 Х.А.Омарова.5

1 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала. 1969; он же. Распространение ислама в Дагестане//Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С. 4-32; он же. Ислам в средневековом Дагестане// Ближний Восток и Грузия. Тб., 1991; он же. Эпиграфические памятники Дагестана. М.,1984; он же. О некоторых памятниках средневековой культуры Дагестана//Художественная культура средневекового Дагестана. Махачкала, 1987; он же. Закария ал-Казвини о Дагестане // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987; он же. Арабский халифат и Северный Кавказ (проблемы исламизации Дагестана -пути, реальные силы, последствия) //Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций на Востоке. Тезисы докладов и сообщений. Т.2.М., 1988; он же. Ахмад ал-Иамани // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып.2.М.,1999; Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв. /Пер. с араб., сост., предисл., коммент., прилож. А.Р.Шихсаидова. Махачкала, 1997; М.Г. Магомедов, А.Р. Шихсаидов. Калакорейш. (Крепость курейшитов). Махачкала, 2000. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-ХГХвв. Ч.І.-ІІ. Махачкала. 1999; он же. Материалы по хронологии и генеалогии правителей Аварии (VIII-ХІХвв.) //Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала. 1986. С.147- 163; он же: Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990; он же: О распространении ислама в Дагестане//Блокнот агитатора и пропагандиста. Махачкала, 1988, №15.

3 Шихсаидов А. Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочи
нения. М., 1993.

4 Шарафутдинова Р.Ш. Арабоязычные документы эпохи Шамиля. М., 2001.

5 Омаров Х.А. 100 писем Шамиля. Махачкала. 1997; он же: Образцы арабоязычных
писем Дагестана XIX в. Махачкала, 2002.

Историография проблемы. Материалы о распространении ислама на территории Дагестана можно почерпнуть из работ А.К. Бакиханова, Г. ал-Алкадари, В.Ф. Минорского, А.Р.Шихсаидова1 и др. Анализу проблем возникновения и эволюции суфизма, а также проникновению и особенностям тари-катской идеологии на Северном Кавказе посвящены труды многих отечественных исследователей, среди которых наиболее интересными являются работы А.Б. Крымского, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, А.В. Фадеева, Н.А. Смирнова, Е.Э. Бертельса, Л.И.Лаврова, М.А. Абдуллаева, Г.М.Керимова, А.Р. Шихсаи-дова, А.Д.Яндарова, А. Беннигсена, А.Г. Агаева, М.Р. Гасанова.2 За последние

1 Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991. Гасан-Эфенди Алкадари. Асари- Да
гестан /Вступительная статья, коммент., примеч. и общая редакция проф. В. Г.
Гаджиева. Махачкала, 1994. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда.Х-XI вв.
М.,1963; Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачка
ла. 1969; он же. Ислам в средневековом Дагестане// Ближний Восток и Грузия.
Тб., 1991; он же. Распространение ислама в Дагестане//Ислам и исламская культу
ра в Дагестане. М., 2001. С. 4-32 и др. работы.

2 Крымский А.Б. Очерк развития суфизма. М., 1895; Бартольд В.В. Сочинения. Т.6.
М., 1957; Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957; Фадеев А.В. Возник
новение муридистского движения на Кавказе и его социальные корни// История
СССР. №5. 1960; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963; Бертельс Е.Э. Из
бранные труды. Суфизм и суфийская литература. М. 1965; Лавров Л.И. Эпиграфи
ческие памятники Северного Кавказа. Ч.І. М., 1966; он же: Новое о Зирих-Гиране и
газикумухских шамхалах//Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала,
1976; Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мыс
ли народов Дагестана в XIX в. М., 1968; он же. Важный источник средневекового
суфизма //Вопросы философии. №7, 1986; он же. Али Каяев. Дагестан: время, судь
бы. Махачкала, 1993; он же. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном
Кавказе. Махачкала,2000; Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку, 1969; Яндаров
А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата,
1975; Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. («Священная война»

года появилось много интересных работ, посвященных муридизму, роли религии в Кавказской войне. Среди них необходимо назвать работы А.В. Авксеньтьева, М.Т. Степанянц, А.Д. Кныш, А.К.Аликберова, Ш.Ю.Пашаевой, Ш.Ш. Шихалие-ва1 и др.

Шейха Мансура /1785-1791гг./Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях) /Вступит, статья, подстроч. примеч. и общая редакция проф. В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1994; Агаев А.Г. Магомед ал-Ярагский. Мусульманский философ: поборник веры, свободы, нравственности//Философия совести. Махачкала, 1995; Гасанов М.Р. К вопросу о влиянии движения горцев Дагестана и Чечни 20-50-х гг.ХІХ в. на борьбу народов Закавказья//Тезисы всесоюзной научной конференции Махачкала, 1989 «Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е гг. XIX в.». Махачкала, 1994. С.39-41; он же: Кавказская война в кривом зеркале. (Рецензия на книгу М.М.Блиева и В.В. Дегоева «Кавказская война») //Дагестанская правда, 2 октября 1996г.; он же: Мюршид в Табасаране (к 225 летаю М. Ярагского)// Дагестанская правда, 12.10.1996; он же: К вопросу об участии жителей Табасарана в борьбе против царизма в первой половине XIX в.//Газимухаммед и начальный этап антифеодальной борьбы народов Дагестана и Чечни//Материалы международной научной конференции 13-14 октября 1993г. Махачкала, 1997. С. 119-126. Табасаран в период борьбы горцев в 20-50 гг. XIX в. против царизма. Махачкала, 1997; он же: Новые подходы к истории Кавказской войны//Северо-Кавказский юридический вестник. Ростов-на-Дону, 1998. №3. С.136-142; он же: К вопросу о походе Хаджимура-да в Табасаран//Хаджи-Мурат в памяти потомков. Махачкала, 2002. С.55-61. 1 Авксеньтьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984; Степанянц М.Т.; Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. М., 1982; она же. Философские аспекты суфизма. М., 1987; Кныш А.Д. ШамилыУНовая Энциклопедия Ислама. Т.9. Лейден, 1997. С.286.(На англ.яз.); Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003; Пашаева Ш.Ю. Мухаммед ал-Яраги и кавказский мюридизм. Махачкала, 2003; Шихалиев Ш.Ш. Из истории появления в Дагестане последователей накшбандийского и шазилийского тарикатов//Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №1(4). Махачкала, 2003.С.39-57; он же. Сайпула-кади//Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2003.С.72-73.

До середины 40-х годов в трудах советских исследователей Н.И. Покровского, P.M. Магомедова, С.К. Бушуева1 и др., движению горцев придавался антифеодальный и антиколониальный характер. Однако к середине 40-х годов в результате смены идеологических ориентиров тоталитарного режима сменилось и отношение к данной проблематике. Характерной в этом отношении является статья и брошюра М.Д. Багирова, а также сборник документов, выпущенный в 1953 году МВД Грузии2. Часть дагестанских, как и других советских ученых, «в силу сложившейся тяжелой обстановки, взяли грех на душу, поддержали статью».3

В период хрущевской оттепели отношение к проблеме национально-освободительного движения народов Северного Кавказа вновь изменилось. На Московской и Махачкалинской всесоюзных научных конференциях 1956 года было высказано мнение о необходимости возврата к оценке освободительного движения на Северном Кавказе как прогрессивного явления первой половины ХІХв., имевшего ярко выраженный антифеодальный, классовый характер. В 60-80-х годах, во времена так называемого застоя проблема борьбы горцев по существу оказалась в числе «нежелательных». В 1989 г. после Всесоюзной научной

Покровский Н.И. Краткий обзор истории имамата Кавказской войны// Революция и горец. 1933. №6-7; он же. Муридизм у власти.// Историк-марксист. 1934. С.30-75; он же. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала. 1939. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л. 1939.

2 Багиров М.Д. К вопросу о характере движения муридизма и Шамиля. // Больше
вик. 1950. №13; Он же. То же. М., Государственное издательство политической ли
тературы, (ГИПЛ), 1950. (32 страницы); Шамиль - ставленник султанской Турции
и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси. Изд-
во МВД Грузии. 1953. (Далее - Шамиль...,)

3 Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала,
1990.С.87.

конференции «Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в.»1 отношение к данной проблеме вновь стало объективным.

Важное место в освещении отдельных аспектов нашей проблемы занимают труды дагестанских исследователей Р.М.Магомедова, Х.М. Хашаева, Г.-А.Д. Да-ниялова, Х.Х. Рамазанова, А.Х Рамазанова, Б.Г. Алиева, М-С. К. Умаханова, Д.М.Шигабудинова, М.А.Амирханова, Ю.У. Дадаева, М.Б. Магомедова, М.М. Гасаналиева, В.О.Бобровникова, Р.И.Сефербекова,2 египетского исследователя

1 Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX века. // Всесоюзная научная конференция. 20-22 июня 1989 г. Тезисы докладов и сообщений. Махачкала, 1989. (Далее - Тезисы...,).

Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала 1969; он же. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991; ot же. Два столетия с Шамилем. Махачкала, 1997; ХашаевХ.М. Движущие силы мюридизма і Дагестане. Махачкала, 1956. Даниялов Г.-А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни noj руководством Шамиля. Махачкала, 1966; он же. Имамы Дагестана. Махачкала, 1996; он же Имам Шамиль. Махачкала, 1996; Рамазанов Х.Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине XIX в. Махачкала, 1996; он же. Эпоха Шамиля. Махачкала, 2004; Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996; он же Семья имама Шамиля. Махачкала, 1996; он же. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль Исторический портрет. Махачкала, 1990; они же. Мухаммад Ярагский - идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. Махачкала, 1996; они же. Военное искусство Шамиля. Махачкала, 1999; Алиев Б.Г. Кадии Акушинские. //Источниковедение средневековой: Дагестана. Махачкала, 1986; он же.Теократия в Дагестане// Iran & Caucasus:Research Papers from th< Caucasian Centre for Iranian Studies. Yerevan.Vol-s III-IY. Millennium Edition. 1999-2000. P. 102); of же. он же. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - первой половине XIX вв. Махачкала, 1999 (Далее - Союзы...,).; Алиев Б.Г. Умаханов М-С. К. К вопросу об участии даргинцев в народно-освободительном движении горцев // Тезисы... 1989. С. 23-26; они же. Абакар-Хаджи Акушински? - сподвижник Шамиля. // Вестник ДНЦ, №12, Махачкала, 2002; Шигабудинов Д.М. Ахульго Махачкала, 1992; Амирханов М.А. Мир ислама. Махачкала. 1996; Дадаев Ю.У. По тропам Шамилевских сражений. Махачкала, 1997; Магомедов М.Б. Историко-правовые аспекть: Кавказской войны 20-50-х годов XIX века. М., 2000; Гасаналиев М.М. Первая Кавказская война: 1817-1864. Кн.1. Сатрап.1817-1828. Махачкала, 2001; он же. Первая Кавказская война: 1817-1864. Кн.И. Газават: 1829-839 гг. Махачкала, 2003; Бобровников В.О., Сефербеков Р.И. Абу Муслиіу у мусульман Восточного Кавказа (к историографии и этнографии культов святых) // Подвижникі-ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003. С.154-214.

Кавказской войны Мухаммада Гани ал-Махди, немецкого востоковеда Михаэля Кемпера.1

Труды М.М. Магомедханова, A.M. Магомеддадаева, Б.Р.Алиева,2 сборник статей, составленный С.Ф.Алибековым, и др. посвящены одной из последствий Кавказской войны - эмиграции народов Дагестана, всего Северного Кавказа в Османскую империю.

Следует особо отметить изданный недавно научно обоснованный и объектив
ный труд Х.Х. Рамазанова.3 Опыт государственно-административного строитель
ства на Северо-Восточном Кавказе в первой половине ХІХв. нашел освещение в
исследованиях Э.Д. Мужухоевой, А.М.Халилова, А.Х. Рамазанова,

Г.Н.Малаховой, В.О.Бобровникова.4

1 Ал-Махди М.Г. Яркие мгновения из жизни имама Шамиля. (С предисл. д.и.н., проф.
А.Р. Шихсаидова). Махачкала, 1998; Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в
Дагестане // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе.
М., 2003. С.278-305.

2 Магомедханов М.М. Дагестанцы в Турции. Махачкала, 1997; Магомеддадаев A.M.
Эмиграция дагестанцев в Османскую империю.(Сборник документов и материалов). Ма
хачкала, 2000. Кн. I; он же. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (История и
современность). Махачкала, 2001. Кн. II; Мухаммад-Амин и народно-освободительное
движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60гг. XIX века.: Сб. док. и ма-
тер./Сост.- А.М.Магомеддадаев. Махачкала, 1998; Эмиграция северокавказских наро
дов в Османскую империю / Сост. Алибеков С.Ф. Махачкала, 2000; Алиев Б.Р. Северо
кавказская диаспора: история и современность (вторая половина XIX-XX вв.). Махачка
ла, 2001.

3 Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля. Махачкала, 2004.

4 Мужухоева Э.Д. Чечено-Ингушетия в административно-политической системе управ
ления Терской области в 40-60-е годы XIX в. // Чечено-Ингушетия в политической исто
рии России и Кавказа в дореволюционном прошлом. Грозный, 1990; Халилов A.M. На
ционально-освободительное движение горцев под предводительством Шамиля. Махач
кала, 1991; Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Ма
хачкала, 1996; Малахова Г.Н. Становление российской администрации на Северном Кав
казе в конце XVIII - первой половине XIX вв. Пятигорск, 1999; Бобровников В.О. Ислам
на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском
пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

О народно-освободительном движении горцев Северо-Восточного Кавказа имеется огромное количество материалов также поэтического, фольклорного характера.1

Вопросам взаимоотношения ислама с другими религиозными системами, процессам формирования идеологии джихада, динамике развития взаимоотношений мусульман с иноверцами в прошлом и настоящем, а также современным процессам в суфизме посвящены работы следующих исследователей: М. Махмудбекова, П. Жузе, В.В.Бартольда, И.П. Петрушевского, М-С.Д. Саидова, Е.А. Резвана, З.С. Арухова, М.В. Вагабова, Н.М. Вагабова, К.М. Ханбабае-ва.2

Исаев А.А. «Дагьиста имамтачила ва наибуначила даргантала далуйти» («Даргинские песни об имамах и наибах Дагестана»). Махачкала, 2002 и др. 2 Махмудбеков. Муридическая секта на Кавказе // СМОМПК). 1898. T.XXIV.4.2; Жузе П. Мухаммад Мекканский и Мухаммад Мединский. Казань. 1906; Бартольд В.В. Сочинения. М. 1966. Т.6; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Ленинград. 1966; Саидов М-С.Д. О распространении Абумуслимом ислама в Дагеста-не//Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала Академии наук СССР. Т.П.; Саидов М-С.Д., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980; Резван Е.А. Коран и коранистика. Ислам. Историографические очерки. М. 1991; Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе.// Диссертация на соискание учен.ст. канд. философских наук. Махачкала. 1995; его же: Вопросы войны и мира в исламе // Мусульманская цивилизация. 1994. №1; Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала. 1999; Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М.1985; Ханбабаев К.М. Муридизм в Дагестане в начале XIX вв.// Ислам в Дагестане. Межвузовский научно-тематический сборник статей. Махачкала. 1994. С.31-35; его же: Суфизм и борьба горцев.// Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Махачкала. 1998. С.55-58.

Для нашей работы определенный интерес представляют труды ряда зарубежных исследователей: Дж. Бадли, Ф. Боденштедт, М. Гаммер, Шиммель Ан-немари, Дж. Тримингэма1 и др. Оценки западных авторов крайне противоречивы, даже в пределах одной и той же работы. Причем, наблюдается любопытная закономерность: чем благосклоннее относился западный автор к России, тем явнее было его стремление низвести противостоящих ей горцев до совершенно примитивного уровня.

Однако, как в России, так и на Западе была другая группа исследователей, которые не боялись писать объективно об истинных причинах народных выступлений северокавказцев, об их жизни, обычаях и традициях, менталитете, культуре. Лесли Бланч называла имама Шамиля не иначе, как «Лев Дагестана и Чечни».2 Французский ученый Пьер Заккон в 1854 году писал о Шамиле: «...грядущие поколения будут благословлять его память, может быть, не как пророка и имама, а как героя и освободителя». Его в Европе называли «грозой, героем и пророком Кавказа», в честь него писались стихи, пьесы, ставились спектакли, писали картины.3 Александр Дюма отмечал: «Шамиль - титан, который воюет против владыки всех русских».4 Говоря о борьбе горцев под руководством Шамиля, немецкий ис-

1 Baddeley John F. The Russian Conquest of the Caucasus. London. 1908. (В дальнейшем-
Baddeley + № стр.); Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны про
тив русских. Пер. с немецкого. Махачкала. 1996; Гаммер М. Шамиль - правитель госу
дарства и его дипломатия. Пер. с англ. Махачкала. 1997; его же: Мусульманское со
противление царизму. Завоевание Дагестана и Чечни. (Пер. с англ.). М., 1998; Шим
мель А. Мир исламского мистицизма. (Пер. с англ.). М., 2000; Trimingham J.S. The Sufi
orders in Islam. Oxf. 1973. (Пер.на русский язык под редакцией и с предисловием
О.Ф.Акимушкина. М., «Гелиос», 2002.).

2 Blanch Lesley. The sabres of Paradise. London. 1960. Бланч Лесли. Сабли рая. Махачкала.
1991. С. 4.

3 См.: Хаджи Мурад Доного-Коркмас. (М.М. Коркмасов). Портреты Шамиля в Европе.
Махачкала. 1990. С. 5-29.

4 Цит. по: Авторханов А. Кавказ, кавказская война и имам Шамиль//«Отечественные
записки». М., 1992. Т. I. С. 93.

торик В. Мориц писал: «.. .В самых храбрейших войсках Европы можно встретить лишь немногих отдельных индивидуумов, воодушевленных подобным мужеством, чтобы по собственному побуждению идти на верную смерть, как делали пламенные муриды Ахульго, притом покидая жену и ребенка».1

Часть европейской кавказской литературы была «Одой свободе».2 В этом европейском «зеркале», обращенном на древние дороги и пути Дагестана, по которым проходили различные миссии на Восток, мы читаем свое далекое прошлое.

Некоторые европейские авторы, говоря о горцах Северного Кавказа, особенно

0 чеченцах, утверждали, что главным ремеслом горцев была война и разбой.3 Од
нако набеги были слишком рискованным предприятием, чтобы считать их «спо
собом производства» и преувеличивать их значение в жизни горских обществ. Но
не следует впадать и в другую крайность - делать вид, будто этого социального
института вообще не существовало, кроме как в «клеветнических» сочинениях
русских «дворянско-буржуазных», «шовинистических» историков. Имеются под
робные описания организации набега.4

Как отмечалось выше, до сих пор выходят труды некоторых авторов, образно названных Расулом Гамзатовым «шамилоедами», поливающие грязь не только на

1 Вагнер Мориц. Кавказ и земля казаков в 1843-1846 гг. Лейпциг-Дрезден. 1848. Т. 2. С.
210; 213. (Пер. с нем. яз.) // Цит. по: Магомеддадаев A.M. Указ.Соч. Кн.2. С.36.

2 Казбекова 3. Грани самопознания. Кавказ и его история в западноевропейской литера-
туре//Наш Дагестан. № I (159). С. 32-38; она же. Дагестан в «вояжной» литературе. Из
книги «Грани самопознания»//Наш Дагестан. № 2 (160). Махачкала, 1992. С. 23; См.
также: Беридзе Ш. Шамиль в европейском представлении // Кавказ. Париж, 1937, № 5
(41). С. 39-40; он же. Шамиль во французской литературе. - Там же, 1934, № 8-9.С.
30-32.

3 Freygang W. et Fr. Lettres sur la Georgie Suivies d'une relation d'un Voyage en Perse en
1812. P. 49; Don Suan Van Halen. Op. Cit. V. 2. P. 180.

4 Бакиханов A.K. Указ. соч. С. 192-196; Милютин Д.А. Воспоминания. Томск, 1919. Т.1.
С. 287-292; Алиев Б.Г. Союзы..., С. 261-266. Набег - (займете, из тюрк, языка) -
дарг.-«чябхъин», авар.-«чабхъен», лак.-«чапхун», кумык.- «чапгъын», лезг. - «чап-
хун», табасар. -«чапхун», рутул- «чапхын».

Шамиля, но и на народы, которые боролись за свою свободу и независимость от местных феодалов и царских колонизаторов. (Блиев, Виноградов, Дегоев, Умаров, Великая, Султыгов и пр.) Эти авторы неустанно пишут одно и то же, ничего не добавляя к тому, что было написано задолго до них апологетами самодержавия. Об одном из них - о В.В. Дегоеве и о его книге «Имам Шамиль: пророк, властитель, воин» - совершенно справедливо высказались проф. Х.Х.Рамазанов1 и московский исследователь Михаил Рощин.2 Опусы, подобные дегоевским, не прибавят ничего хорошего во взаимопонимание и дружбу между народами Кавказа и в целом России.

В целом, наиболее развернутую историографию и ее анализ по борьбе горцев Северо-Восточного Кавказа дает в своей монографии профессор Х.Х.Рамазанов.3

Исходя из обзора историографии по обозначенной в диссертации теме, мы пришли к выводу, что необходим комплексный анализ причин, а также места и роли Накшбандийского тариката и религиозности населения Дагестана в антиколониальном и антифеодальном движении народов Северо-Восточного Кавказа, в особенности Дагестана.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях Центра востоковедения и Ученого совета Института ИАЭ ДНЦ РАН. Основные положения, содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в 5 научных публикациях автора.

Структура диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования: она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений и списка использованной литературы.

Рамазанов Х.Х. Новая книга о Шамиле: клевета или результат невежества автора? //Дагестанская панорама, №10, 14 марта 2002 г.

2 Рощин М. В.В. Дегоев. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. //Восток.№5. М.,
2002. С. 186-189.

3 См.: Рамазанов Х.Х. Эпоха Шамиля. Махачкала, 2004. С. 267-304.

Начало распространения ислама и суфизма в Дагестане

Доктор исторических наук, профессор Шихсаидов А.Р. выделяет несколько этапов исламизационного процесса, вернее, истории ислама в Дагестане: Первый этап: VII - первая половина X в.; Второй этап: вторая половина X-XVI в.; Третий: XVII-XVIII вв.; 4-й: XIX - начало XX в.; 5-й: 20-е - начало 80-х годов XX в.; 6-й: вторая половина 90-х гг. XX в. - настоящее время.1

Аспирант Центра востоковедения ДНЦ РАН Гани Мухаммад ал-Махди2 (Египет) в своем исследовании пишет: «Первым, кто принес знамя Ислама в этот край (в Дагестан-Ш.К.) из арабо-мусульманских завоевателей был Салман б. Рабиа ал-Бахими, во времена праведного халифа Омара б. ал-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). И говорят, что еще раз повторилась попытка его завоевать в 19 году Хид # жры/ в 641г.Р.Христова, когда Абу Муса ал-Ашари после завоевания Исфахана послал Сураката Бен Амра с Абд ар-Рахманом Бен Рабиа, и они завоевали Дербент («Баб ал-абваб» - «Ворота ворот»). С тех пор прекратилось завоевание мусульманами этого края, так как между ними и хазарами происходили многочисленные сражения с великими последствиями до тех пор, пока не пришли новые группы завоевателей»3. Далее в своем труде, основанном на опубликованных (и

не только) рукописях дагестанских (и не только) источников, Гани ал-Махди пи шет, что первым из вновь прибывших завоевателей (распространителей ислама в Дагестане) был Кутейба бен Муслим ал-Бахими (в 89 г. Хиджры/ в 709 Р.Х.), затем ал-Джаррах бен Абдаллах ал-Хакками (в 105/725), после него - (в 113/733) Муслим бен Абд ал-Малик, брат Хишама Абд ал-Малика, Омейадского халифа. Муслим бен Абд ал-Малик «смог бросить якорь и найти пристанище для Ислама в

Дербенте, укрепить ее и сделать равной среди мусульманских твердынь». Ранне- средневековые мусульманские авторы ал-Балазури, ал-Иакуби и многие другие называют предводителя арабских войск, погибшего у Дербента, именем Салман ибн Рабиа ал-Бахили. Ибн А сам ал-Куфи сообщает, что арабского предводителя звали Муслим (а не Абумуслим - Ш.К.) ибн Рабиа.3 Автор сочинения «История Кавказа и селения Карабудахкент» Джамалутдин-хаджи Карабудахкентский пишет, что «до 25-30 годов хиджры арабы совершали нападения на Дербент. Убили командира арабских войск - Сулаймана».4 Другой источник - Махмуд из Хина-луга сообщает, что Абумуслим ибн Абд ал-Малик по повелению халифа Хишама ибн Абд ал-Малика с 20 тысячным войском «двинулся в сторону Баб ал-абваба и Дагестана и освободил население Дагестана от ига хазар и привел их в религию ислама»5.

Начало Кавказской войны

Научные дискуссии и споры о том, какую дату принять за основу - за начало Кавказской войны - продолжаются до сих пор.

Один из известных российских историков - кавказоведов - генерал Р.А.Фадеев, участник Кавказской войны пишет: «...Начало Кавказской войны совпадает с первым годом текущего столетия, когда Россия приняла под свою власть грузинское царство».1 {То есть в 1801 году-Ш.К.). Чуть ниже он же указывает: «... Наступательная война против горцев началась действительно только с назначением главноуправляющим кавказским краем генерала Ермолова в 1816 году».2

Я.А. Гордин считает, что Кавказская война «довольно отчетливо» делится на три периода: Первый (четвертьвековой) - от Цицианова (1802г.), до отставки Ермолова (1827г.). Второй - («смутный» период с часто меняющимися Командующими и бессистемными действиями) с 1829 года, (после окончания Персидской и Турецкой войн), - до 1845 года, когда и был назначен Наместником граф Михаил Семенович Воронцов. Третий - (двадцатилетний) - с 1845 по 1865 годы.

В целом, Я.А.Гордин указывает 1802 год как дату начала Кавказской Войны.3

Есть авторы, которые утверждают, что война за Кавказ началась еще в 1514 году4, когда интересы России, Ирана и Турции столкнулись за раздел Кавказа.

Другие полагают, что счет нужно начинать со времен Петра I, т.е. с его Каспийского похода (1722г.), когда Петр Великий дошел до Дербента, а далее до Ас-тары, есть мнение, что Кавказская война не прекращалась со времен шейха Ман-сура.1

Нам представляется, что полномасштабные, организованные военные действия на Северном Кавказе царские войска повели в конце двадцатых - в начале тридцатых (после победоносных войн над Ираном и Турцией) годов XIX века.

На наш взгляд, «фундамент» Кавказской войны были заложены при генералах Цицианове П.Д. (1754-1806) и Ермолове А.П.(1777-1861), при которых осторожная, гибкая и «ласкательная» политика царизма была отброшена, и вышеуказанные генералы с санкцией, «высочайше» утвержденной, перешли к политике насилия, устрашения и военного террора.

Князь Павел Дмитриевич Цицианов (Цицишвили)- персонаж малоизвестный или вовсе неизвестный даже любителям русской истории. Между тем именно он заложил фундамент того многообразного, жестокого, трагического явления, которое мы называем Кавказской войной. Именно он определил основные черты взаимоотношений России и горских народов на десятилетия вперед, именно он наметил основы и силовой, и мирной политики.

Основной биографический источник о Цицианове - сочинение Платона Зубова (не путать с екатерининским фаворитом). Он выпустил в 1823 году небольшую книжечку под названием «Жизнь князя Цицианова», где собрал по еще довольно свежим следам - прошло менее двадцати лет со дня гибели князя - сведения о его семье, воспитании, отрочестве, формировании личности2. Есть, кроме того, немногочисленные свидетельства мемуаристов-современников.

Роль религиозности населения в народно-освободительном движении 20-50-х гг

Громадное крестьянское движение, которое царские историки окрестили именем «муридизм», не было вызвано лишь только одной «религиозной агитацией мулл». Массовое движение против царизма часто вспыхивало без какой бы то ни было религиозной агитации и ставило себе абсолютно светские цели. Однако, наряду с этим, нельзя отрицать и другое обстоятельство: движение проходит в резко выраженной религиозной оболочке и нельзя не считаться с тем, что лозунгами восстающих масс оказываются чистота проведения шариата и газават, война с неверными.

Сам по себе факт возникновения крестьянского движения с религиозными лозунгами ничего нового и странного не представляет. Всем нам хорошо известно выражение В.И.Ленина, (ныне мало цитируемого), что выступления с политическими протестами под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития.1 {Подчеркнуто мной-Ш.К). Тем не менее, и в XXI веке в Великобритании продолжаются религиозные столкновения между протестантами и католиками, вне зависимости от их «стадии развития».

Религиозность муридистского движения имела большие основания. Для того чтобы понять их, нужно, прежде всего, вспомнить уровень развития народов Северо-Восточного Кавказа. Дагестан «распадался» на множество мелких феодальных ханств и на еще большее количество «вольных» обществ2. В Чечне почти каждый аул жил самостоятельной жизнью. Идей национального и государственного единства у горцев Северо-Восточного Кавказа не было.

Объединял большинство этих аулов, обществ, ханств, («ничтожных своей раздельностью»), ислам. И религиозные лозунги в этих условиях могли сыграть громадную, решающую роль. Дагестанское крестьянство не выступило бы против царских крепостей на Сунже, они были далеки от Дагестана. Чеченцы не вмешивались в борьбу дагестанского крестьянства со своими ханами, это мы видели на примере шейха Мансура, который считал возможным использовать поддержку дагестанских ханов. Но лозунг газавата, лозунг войны с неверными, пытающимися уничтожить или исказить ислам, мог заметить недостающую идею национального единства. И с этой точки зрения он помог организации мощного, единого крестьянского выступления.

Религиозные лозунги подхватывались присоединившейся к движению аульской верхушкой (а иногда и феодалами). То социальное содержание, которое вкладывала в них масса, выхолащивалось. Бывало даже, что восставших против эксплуатации крестьян пытались опять ввести под феодальное иго. А руководство не всегда четко видело и понимало социальные задачи движения, сосредоточивая все свое внимание на религиозной стороне дела.

Вот почему нельзя приступать к изучению истории имамата, не ориентируясь в сущности религиозной стороны движения, создавшего теократическое государство.

Похожие диссертации на Народно-освободительное движение в 20-50-е годы XIX века на Северо-Восточном Кавказе и накшбандийский тарикат