Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 годах Киржинова, Фатима Аслановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киржинова, Фатима Аслановна. Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 годах : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Киржинова Фатима Аслановна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2012.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/621

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление П.Л. Юдина как общественного деятеля 18

1.1. Биографические сведения о П.Л. Юдине 18

1.2. П.Л. Юдин как историк-архивист 34

Глава II. Научно-исследовательская деятельность П.Л. Юдина в Терской области и ее результаты 70

2.1. Организационные формы исторического кавказоведения в Терской области в конце ХIХ-начале XX в 70

2.2. Терское общество любителей казачьей старины и вклад П.Л. Юдина в его развитие 80

Глава III. Вклад П.Л. Юдина в изучение истории Терского казачества 110

3.1. Основное содержание и проблематика работ П.Л. Юдина о Терском казачестве 110

3.2. Влияние научного творчества П.Л. Юдина на исследователей истории Терского казачества 139

Заключение 156

Список источников и литературы 160

Список сокращений 176

Приложение 177

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В истории России немало имен, прославивших отечественную историческую науку, но оставшихся при этом малоизвестными для современности. Одним из них является Павел Львович Юдин, высокообразованный историк-архивист, научное наследие которого до сих пор остается малоизученным.

Актуальность избранной темы диссертационного исследования заключается в пополнении биографических данных П. Л. Юдина, изучении и обобщении его научного наследия, в частности по истории Терского казачества. Эта тема также актуальна в наше время, когда назрела необходимость переосмысления всего комплекса вопросов, связанных с изучением истории и культуры казачьего населения России. Ценность работ П. Л. Юдина заключается во введении им в научный оборот архивных документов, большая часть из которых не сохранилась до наших дней.

В отечественной исторической науке отсутствуют комплексные работы, посвященные общественной деятельности и научному наследию П. Л. Юдина в области изучения Терского казачества. Кроме того, в настоящее время, на фоне заметного повышения общественного интереса к ситуации на Северном Кавказе, становится очевидной необходимость учета исторического опыта социальной, административной и экономической политики царизма в отношении казачества и народов этого региона в условиях их адаптации к политической, социальной, экономической и культурной системам Российского государства. В этом отношении избранная тема приобретает дополнительную актуальность.

В целом, проблема исследования общественно-политической деятельности научного наследия П. Л. Юдина по истории Терского казачества является одной из актуальных проблем на современном этапе развития исторической науки и представляет несомненный научный и практический интерес.

Объектом диссертационного исследования является процесс изучения Терского казачества в исторических обществах Терской области.

Предметом исследования является научное наследие П. Л. Юдина, общественная деятельность и их влияние на исследователей истории Терского казачества.

Цель диссертации состоит в исследовании основных этапов жизненного и общественного пути П.Л. Юдина, в определении его научного вклада в изучение истории Терского казачества.

В соответствии с целью в диссертации поставлены следующие задачи:

систематизировать биографические сведения о П. Л. Юдине;

рассмотреть тенденции организационных форм исторического кавказоведения в Терской области в конце XIX - начале XX в.;

изучить основные направления деятельности Терского общества любителей казачьей старины и оценить вклад П. Л. Юдина в его развитие;

исследовать результаты научной деятельности П. Л. Юдина в качестве архивиста;

оценить вклад П. Л. Юдина в изучение истории Терского казачества;

определить роль и влияние научного наследия П. Л. Юдина на современную историографию истории Терского казачества.

Географические рамки исследования ограничены территорией Терской области. Данная локализация объясняется работой П. Л. Юдина во Владикавказе и его членством в Терском обществе любителей казачьей старины. Однако при изучении его работы в архивах страны географические рамки исследования расширяются до территории Москвы, Оренбурга, Саратова, Астрахани и Кизляра.

Хронологические рамки диссертационного исследования заявлены в названии диссертации: 1910-1917 гг., однако при изучении биографических сведений о П. Л. Юдине они охватывают конец XIX в. - начало XX в., от даты рождения П. Л. Юдина до времени его работы в качестве главного редактора казачьей газеты «Вперед».

Методологической основой исследования является совокупность принципов и методов, использованных в диссертации с учетом новейших разработок в сфере применения познавательных приемов в исследовательской практике.

Изучение поставленной проблемы основывается на принципах научности, объективности, историзма и системности. С применением принципа научности был детально проанализирован комплекс исторических источников и исследовательских работ, что дало возможность отразить в настоящей диссертационной работе особенности и значимость трудов П. Л. Юдина, выявить степень их влияния на становление и развитие научного знания в области истории Терского казачества. На основе принципа объективности всестороннему анализу подверглась вся совокупность исторических фактов, событий и явлений, связанных с общественной и научной деятельностью П. Л. Юдина, что позволило получить достоверные сведения о его жизни и работе. В соответствии с принципом историзма явления и события рассматривались во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности. Основываясь на принципе системности, научное наследие П. Л. Юдина рассматривалось как структурированная система, представляющая собой совокупность связей, отражающих процесс развития исторического знания. Соблюдение этих принципов позволяет оценить вклад П. Л. Юдина в изучение истории Терского казачества в дореволюционный период, изучить степень разработанности ее отдельных проблем, выявить наиболее значимые темы, не вырывая их из конкретно-исторического контекста.

Для достижения поставленных цели и задач использовались такие специальные методы исторических исследований, как проблемно-хронологический, ис-торико-сравнителъный, типологический, логического анализа. Так, проблемно-хронологический метод потребовал разделения темы исследования на ряд конкретных проблем, каждая из которых рассматривается в строгой хронологической последовательности. С помощью историко-сравнительного метода были проведены сравнения и сопоставление восстановленных в работах П. Л. Юдина событий и исторических фактов с их оценкой в трудах других исследователей. 4

Определенные результаты дало применение типологического метода, с помощью которого были упорядочены основные результаты исследования по общим для них признакам. С помощью метода логического анализа исторические факты изучались с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, взаимосвязи теоретического и фактического материала.

Применение этих методов позволило исследовать особенности формирования научных знаний по истории терского казачества, связанных с исследовательской работой П. Л. Юдина в конце XIX - начале XX в. Все это дало возможность оценить труды этого исследователя с учетом общественно-политической атмосферы того времени и т.п.

Источннковую базу исследования составляют неопубликованные (архивные) и опубликованные источники, материалы, выявленные в дореволюционной периодике.

В первую группу источников входят архивные документы. Основные архивные документы по изучаемой проблеме извлечены из фондов в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания, г. Владикавказ); Государственном архиве Астраханской области (ГА АО); в отделе рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ, г. Владикавказ). Кроме того, в диссертации использованы документы Государственного архива Саратовской области (ГАСО). Следует отметить, что большая часть архивных документов, выявленных нами в ходе исследования, впервые вводится в научный оборот.

Вторую группу источниковой базы диссертации составляют историографические источники. К ним в первую очередь относятся научные работы П. Л. Юдина, в которых нашли отражение основные результаты его исследований по истории терского казачества: «К истории наших сношений с Крымом» (об основных направлениях внешней политики Османской и Российской империй в отношении Кавказского региона); «Вехи службы Собственного Его Величества конвоя», «Старые терцы в Низовом корпусе» (об истории терского казачества); «Очерки Смутного времени на Кавказе» (наряду с казачеством исследовались проблемы других народов Северного Кавказа, в частности кабардинцев); «Первые казаки на Кавказском рубеже», «Ставрополь и окружные казачьи поселения сто лет назад» (к истории Кубанского казачьего войска); «С Хопра на Кавказ», «Состав казачьих войск на Кавказе в 1767 г.» (к истории Кавказского линейного войска) и многие другие, опубликованные в разные годы.

Третью группу составляют нормативно-правовые акты. К ним относятся указы Правительствующего Сената, коллегий, постановления, циркуляры ', уставы и временные правила различных общественных организаций, в том числе научных и просветительских. Содержащиеся в этих материалах сведения обладают повышенной информативностью для исследования поставленной проблемы.

ЦГА РСО-Алання, ф. 203 «Терское общество любителей казачьей старины»; ГА АО, ф. 1 «Канцелярия астраханского гражданского губернатора»; ГА СО, ф. «Саратовская ученая архивная комиссия» и др.

В четвертую группу входят делопроизводственные документы: указания, предписания, донесения, прошения, сведения, представления к награждению; реестры входящих документов; жалобы; приходно-расходные книги Терского общества любителей казачьей старины за 1909-1914 гг.; списки членов общества за 1910-1914 гг.; переписка с директором Владикавказского кадетского корпуса и Ольгинской женской гимназии об устройстве 1-го казачьего вечера; переписка Главного штаба с советом Общества о выработке проекта нагрудного юбилейного знака казачьего войска; переписка с начальником войскового штаба о передаче в войско музея и устройстве при нем войскового собрания; переписка по запросу 58 членов Государственной Думы о мероприятиях администрации в борьбе с хищничеством в области; переписка с отдельными лицами о деятельности общества; отчеты общества за 1910-1914 гг.; акты литературно-научной комиссии о присуждении премии за литературные сочинения; правила конкурсов; протоколы заседаний обществ; отчеты об их деятельности и др. С помощью этих документов нами были охарактеризованы основные направления деятельности Терского общества любителей казачьей старины, выявлены некоторые детали биографической и научной жизни П. Л. Юдина.

В пятую группу входят статистические материалы. В ходе исследования были проанализированы данные созданной при Терском обществе любителей казачьей старины Комиссии по сбору статистических материалов по истории казачества и народов Терской области, а именно: о сословном статусе и поземельных правах казаков, времени их появления на Северном Кавказе, о возникновении казачьих населенных пунктов, об открытии различных религиозных и светских учебных заведений, о численности учащихся и студентов из казачьей среды'.

В шестую группу входят документы личного происхождения. Некоторые документы из личного архива П. Л. Юдина хранятся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания, Государственном архиве Астраханской области и Государственном архиве Саратовской области. С помощью этих документов нам удалось установить отдельные эпизоды его биографии. Кроме того, некоторые из этих материалов имеют важное значение для понимания особенностей той культурной и научной среды, сформировавшейся во Владикавказе в дореволюционный период, в рамках которой работал П. Л. Юдин, будучи членом Терского общества любителей казачьей старины.

Седьмую группу источников составляет периодическая печать, в основном газеты «Терские ведомости», «Казбек», «Кавказ», «Новое обозрение» и другие. Нами были подробно проанализированы работы П. Л. Юдина, опубликованные в газете «Терские ведомости», которая выходила во Владикавказе с 1868-го по 1917 г. Ценный фактический материал содержится в ежегодных отчетах начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска: данные о предприятиях, торговых заведениях, хозяйственных занятиях, о социальном и этническом составе населения. Обстоятельные работы опубликованы в Кавказском и Терском календарях.

ГАСО, ф. «Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК)». 6

Помимо этого, в качестве специальных источников в работе использовались монографии, научные статьи, справочные материалы, диссертации и авторефераты, результаты научных исследований, размещенные на электронных ресурсах в сети Интернет.

Системный анализ всех этих материалов способствовал наиболее полной реализации поставленных цели и задач исследования.

Степень изученности проблемы. Биография и общественно-научная деятельность П. Л. Юдина до сих пор не становились предметом специального исследования. Однако некоторые сведения о нем все же содержатся в работах авторов разных поколений. Здесь следует отметить, что, несмотря на то, что научное творчество П. Л. Юдина по истории терского казачества относится к позднему имперскому периоду, первые упоминания о нем появились еще до Февральской революции 1917 г. Это дает основания выделить в историографии поставленной проблемы имперский, советский и современный периоды.

Так, в имперский период работы П. Л. Юдина подверглись источниковедческому анализу на страницах статей И. В. Захарьина (Якунина) в 1902 г. Следует отметить статью, опубликованную в журнале «Русский архив»1 и выполненную в виде ответа на его критические замечания в адрес автора статьи о В. А. Перовском - оренбургском генерал-губернаторе.

Первый научный анализ работ П. Л. Юдина по истории терского казачества был проведен в 1912 г. его современником, действительным членом Терского общества любителей казачьей старины Г. А. Ткачевым. Изучению особенностей научных работ П. Л. Юдина была посвящена специальная статья Г. А. Ткачева, опубликованная в 1912 г. на страницах издававшейся в г. Владикавказе газеты «Терские ведомости»2. Обосновывая актуальность работы, Г. А. Ткачев отмечал, что тон и характер заметок П. Л. Юдина по истории терского казачества, появлявшихся в начале 10-х гг. XX в. во владикавказской периодической печати, вызывал неподдельный интерес у читателей. Рецензент писал: «Приятно видеть, когда над вопросами закипает работа, когда статья за статьей посвящаются им (терским казакам. - Ф.К.) и они занимают, так сказать, злободневное место на столбцах печати. Чувствуется что-то живое, полное сил, какой-то подъем сил, слышится биение жизни. В этом отношении нужно сказать большое спасибо и господину Юдину, и лицам, группирующимся около войскового штаба: они будят и поддерживают постоянное внимание и интерес общества к этим вопросам»'. Однако сама эта статья содержит достаточно критическое отношение Г. А. Ткачева к работам П. Л. Юдина по истории терского казачества. В частности, Г. А. Ткачев указывает на ряд неточностей, допущенных П. Л. Юдиным в ходе оценки достоверности сведений, содержащихся в работе И. Д. Попко под названием «Терские казаки со стародавних времен»4, а также в оценке личности

1 Захарьин (Якунин) И.В. Еще о графе В.А. Перовском // Русский архив. 1902. № 8.
С. 303-305.

2 Ткачев ГА. Об исторических разысканиях Юдина // Терские ведомости. 1912. № 210.

3 Там же.
* Там же.

И. Слепцова и его вклада в историю казачества, о времени появления казаков на Кавказе. При этом Г. А. Ткачев в своей работе наглядно показал, что уже в начале XX в. в исторической науке о казачестве выделялось два уровня исследований: эмпирический и теоретический. В этой системе он отводил значимое место квалификации П. Л. Юдина как историка-архивиста. Г. А. Ткачев отмечал, что по результатам разбора фондов Кизлярского архива, хранящегося в то время в Терском архиве в г. Владикавказе, следовало бы поручить П. Л. Юдину специальное задание, которое бы заключалось в «извлечении из-под спуда наших архивов (материалов по истории Терского казачьего войска. - Ф.К.) и их печатание»1. При этом рецензент писал, что «теперь, когда им же составленный каталог уже есть, и когда почва уже расчищена, самая пора приступить к этому неотложному делу, а лучше Юдина найти для этой работы работника у нас, мне кажется, невозможно» . Однако эта рекомендация Г. А. Ткачева так и не была реализована. В ходе исследования нами не было обнаружено сборников документов Кизлярского или Астраханского губернского архива по истории казачества, составленных в дореволюционный период под редакцией П. Л. Юдина.

В советское время личность и научное наследие П. Л. Юдина не привлекали особого внимания исследователей. Тем не менее, некоторые сведения по исследуемой нами проблеме содержатся в фундаментальном труде по истории Севе-ро-Осетинской АССР, опубликованном в г. Орджоникидзе в 1987 г. 3 Данные, относящиеся к началу XX в., позволяют понять особенности той этнокультурной среды, в рамках которой было создано и функционировало Терское общество любителей казачьей старины и развивалась творческая мысль П. Л. Юдина.

Здесь особо следует отметить, что в конце 70-80-х гг. XX в. были опубликованы несколько статей астраханского писателя-краеведа А.С. Маркова, посвященные творчеству П. Л. Юдина4. Одна из них, «Литератор, историк, архивист», основывалась на личных воспоминаниях дочери П. Л. Юдина, записанных через полвека после смерти ее отца, и на разрозненных материалах семейного архива5.

Особый интерес научное наследие П. Л. Юдина стало вызывать у исследователей истории терского казачества в постсоветский (современный) период. В 2000 г. выходит работа С.А. Мезина «П. Л. Юдин - деятель провинциальной историографии и культуры конца XIX - начала XX века», в которой автор вносит коррективы в биографию и творческую деятельность исследователя. Весо-

1 Ткачев ГА. Об исторических разысканиях Юдина // Терские ведомости. 1912. № 210.

2 Там же.

История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе, 1987. Т. 1.

4 См.: Марков А.С. Литератор, историк, архивист//Волга (Астрахань). 3 ноября 1979; Он же. Забытые письма// Волга. 1982. № 5. С. 152-157.

См.: Мезин С.А. П. Л. Юдин - деятель провинциальной историографии и культуры конца XIX - начала XX века // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Материалы межрегиональной научной конференции к 120-летию Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Саратов. 5-6 декабря 2006 г. Саратов, 2006. С. 51-54. 8

мый вклад в исследование поставленной проблемы внес М. 3. Саблиров '. На основе анализа деятельности Терского общества любителей казачьей старины он предпринял попытку показать роль областных просветительских обществ в развитии культуры. Определенной критике подверглись в рамках работы этого автора деятельность общества и труды П. Л. Юдина по истории терского казачества. Исследование М. 3. Саблирова основывалось на материалах Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания. Автор описал общественно-политический строй в Терской области накануне образования общества, обстоятельства учреждения Терского общества любителей казачьей старины, особенности организации его работы, состав и структуру, роль специальных комиссий, работавших в рамках общества по государственному заказу, участие в культурно-массовых мероприятиях, деятельность общества по проведению научных и литературных конкурсов, особенности организации печатного дела. В ходе работы М. 3. Саблиров сделал ряд ценных выводов. В частности, он отмечал, что «общество наряду с культурно-просветительской и научной работой разрабатывало программу гармонизации национальных отношений между казаками и народами Северного Кавказа. Она предусматривала установление более тесных политических и культурных отношений между ними, изучение истории и пропаганду среди казачества традиционных обычаев и быта горцев»2. Однако в настоящее время накоплен значительный объем архивных материалов, позволяющих конкретизировать, уточнить и более детально обосновать сделанные М. 3. Саблировым выводы и обобщения.

В. А. Колесников, анализируя вклад В. Г. Толстова в исследование истории Хоперского полка ', в качестве противоположных приводит различные точки зрения его современников, в том числе анализирует и позицию П. Л. Юдина по этому вопросу. Он писал, что «основополагающим мотивом является мысль о жертвенности казаков во имя царя и отечества, что примитивизирует концепцию автора и невыгодно отличает его от коллег-современников. Так, П. П. Короленко и П. Л. Юдин ' уверенно опровергали столь благостную картину, отмечая недовольства и волнения хоперцев в период их перехода на Кавказ в 1777-1778 гг. (в то время как В. Г. Толстое обходит эту тему молчанием) или массовый протест представителей 1-го Хоперского полка против поголовного

Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарці! в конце XIX - начале XX в. Нальчик, 2001. С. 127-133.

2 Там же. С. 131.

3 Толстое ВТ. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696-1896:
В 2 т. Тифлис, 1900. Т. 1.

4 Короленко П.П. Хоперцы (К 200-летнему юбилею Кубанского казачьего войска) //
Военный сборник. СПб., 1896. № 1.

Юдин П.Л. С Хопра на Кавказ (К истории Кавказского линейного войска) // Записки Терского общества любителей казачьей старины (ЗТОЛКС). Владикавказ, 1914. № 11. С. 15-21.

переселения в Закубанье в 1861 г.» . По аналогии с проанализированным трудом П. П. Короленко, В. А. Колесников назвал цитируемую работу П. Л. Юдина последним из значимых дореволюционных исследований о хоперцах 2. По словам В. А. Колесникова, «Павел Львович, несомненно, олицетворял собой исследователя новой генерации казаковедов, его исследовательскую манеру можно с уверенностью определить как приверженную, хотя и спорадическому, стихийному, но критическому позитивизму»3.

В настоящее время стали появляться работы российских исследователей об отдельных эпизодах жизни и общественно-научной деятельности П. Л. Юдина. Среди них следует выделить статьи упомянутого выше С. А. Мезина \ в которых он подвергает анализу некоторые труды П. Л. Юдина.

Определенные сведения о биографии П. Л. Юдина содержатся в публицистической статье Ф. Киреева 5. Ф. Киреев писал: «На протяжении многих лет он сотрудничал в столичных журналах «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник», много писал по казачьей истории, и не только. В своих статьях он широко использовал результаты собственных архивных поисков, которым посвятил немало времени. На основе исследований в Астраханском и Кизлярском архивах Юдин написал несколько работ о гребенских казаках. Член Терского общества любителей казачьей старины (ТОЛКС), в 1913 г. за «Очерки Смутного времени на Кавказе» он получил П премию ТОЛКС. Юдин был не чужд журналистике и, как видно, давно желал издавать свою газету. Еще в 1901 г. он предлагал оренбургскому атаману начать издание газеты «Поволжье», но тогда финансы не позволили этого. Поэтому неудивительно, что именно ему, оказавшемуся во Владикавказе в 1917 г., поручили издание газеты «Вперед»6.

Несмотря на это, биография и общественно-научная деятельность П. Л. Юдина исследованы недостаточно.

Научная новизна диссертации определяется новизной предмета исследования:

- впервые в отечественной историографии комплексно исследуется научное историческое наследие Павла Львовича Юдина в области истории терского казачества. Подробно восстановлены некоторые эпизоды его биографии. Охарак-

Колесников В А. Историография Хоперского казачьего полка // Кубанский сборник. Электронный ресурс. Режим доступа:

2 Там же.

' Там же. Мезин С.А. П.Л. Юдин — деятель провинциальной историографии и культуры конца XIX - начала XX века // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Материалы межрегиональной научной конференции к 120-летию Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Саратов. 5-6 декабря 2006 г. Саратов, 2006. С. 51-54; Мезин С.А. Сочинение П.Л. Юдина «Петровские реликвии в Поволжье» //Стрежень: Научный ежегодник. Волгоград: «Издатель», 2006. Вып. 5. С. 335-341.

' Киреев Ф. Из истории «Терского казачества» // Казарла. Этнический казачий журнал. 2010. № I. С. 10-11.

6 Там же. 10

теризованы условия и особенности развития гуманитарных знаний в Терской области в период проживания П. Л. Юдина в г. Владикавказ;

в соответствии с этапами развития исторического знания по исследуемой теме в дореволюционный, советский и современный периоды систематизированы историографические источники по истории терского казачества в трудах П. Л. Юдина;

с учетом достижений предшествующей историографии и на основании вновь выявленных архивных документов впервые наиболее подробному исследованию подверглись основное этапы деятельности Терского общества любителей казачьей старины и оценен вклад П. Л. Юдина в его развитие;

- подробному анализу подверглась источниковая база исследований
П. Л. Юдина по истории терского казачества, изучены условия и обстоятельства
его работы в Астраханском, Кизлярском и других архивах России в начале
XX в., дана оценка значимости обнаруженных им и введенных в научный обо
рот документов, определены особенности методологии его исследований, что в
свою очередь выгодно отличает его работы от работ предшественников и со
временников;

впервые в историографии был составлен библиографический список трудов П. Л. Юдина. Нам удалось восстановить выходные данные 98 его работ. Однако вряд ли можно признать этот список исчерпывающим. Работа осложнялась широкой географией публикаций этого автора и тем, что множество его работ не сохранилось до настоящего времени. Список составлен в хронологическом порядке, что дает возможность оценить динамику развития творческой мысли П. Л. Юдина.

новизна диссертационного исследования подчеркивается и введением в научный оборот ранее неизвестных архивных документов, а также учетом новейших теоретических разработок в сфере исследования научного наследия и оценки значимости трудов того или иного исследователя в развитии гуманитарных знаний по конкретным проблемам.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На формирование научных взглядов и характер научной работы
П. Л. Юдина по истории терского казачества оказала значительное влияние сло
жившаяся во Владикавказе в конце XIX - начале XX в. система организацион
ных форм исторического кавказоведения. В рамках этой системы появлялись
различные исторические общества, главной целью которых было изучение эт
нической и локальной истории, выявление и обнародование архивных докумен
тов, подготовка и издание печатных работ.

2. Членство П. Л. Юдина в Терском обществе любителей казачьей старины
(ТОЛКС), которое представляло собой сообщество профессиональных истори
ков и любителей, интересующихся историей казачества, имеет, на наш взгляд,
неоднозначные оценки. С одной стороны, этот исследователь стал членом
ТОЛКС за особые заслуги в изучении истории терского казачества. С другой -
именно особенности деятельности ТОЛКС оказали влияние на формирование
его научных позиций в этой отрасли.

  1. В диссертации установлено, что на характер работ П. Л. Юдина повлиял широкий круг его профессиональных обязанностей, в том числе в качестве «архивиста» - практика, который очерчивался многочисленными работами в разных архивохранилищах страны. Диапазон научных интересов П. Л. Юдина охватывал разный спектр вопросов: от установления времени появления казаков на Кавказе до проблем их конфессиональной идентичности. На период его сотрудничества с Терским обществом любителей казачьей старины приходился самый продуктивный этап его научной работы.

  2. Особую ценность работам П. Л. Юдина в области истории терского казачества придает характер их источниковой базы. На этой базе была основана и критика П. Л. Юдиным методологических подходов в трудах предшественников. Основная ценность работ П. Л. Юдина в этой сфере заключается во введении в научный оборот архивных документов, большинство из которых не сохранилось до настоящего времени.

  3. Обзор основного содержания научных работ П. Л Юдина позволяет представить историю терского казачества как единый перманентный процесс, протекавший под влиянием политики Российской империи на Кавказе в XVI-XVUI вв.

  4. П. Л. Юдин внес значительный вклад в изучение истории терского казачества. В диссертации отмечается, что на фоне повышения общественного и научного интереса к истории казачества в современный период усиливается и внимание исследователей к насыщенным богатой фактологией работам П. Л. Юдина.

Теоретическая значимость исследования заключается в ликвидации «белых пятен» в отечественной историографии истории терского казачества, введении в научный оборот неопубликованных источников, анализе и систематизации опубликованных источников и литературы по исследуемой теме.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что оно может быть использовано в процессе написания обобщающих работ по истории терского казачества, а также по истории некоторых народов Северного Кавказа в дореволюционный период (в том числе в справочниках, учебных пособиях и др.); в научном планировании исторических исследований в региональных и межрегиональных гуманитарных исследовательских учреждениях и вузах Юга России; при разработке нормативно-правовых актов, учитывающих этнокультурную специфику (традиции, ментальность и т.п.) казачества.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в ходе работы, отражены: в 6 научных публикациях, в числе которых 3 в реферируемом издании, рекомендованном ВАК РФ, вынесены на обсуждение Всероссийской научной конференции «Народы Кабардино-Балкарии: проблемы истории и культурной динамики» (Нальчик, 2012), а также обсуждались на заседании кафедры истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова.

Структура диссертации построена в соответствии с ее целью и задачами и включает: введение, три главы, содержащих по два параграфа, заключение, библиографический список, список сокращений и приложение. В приложении приводится составленный автором диссертации список работ Павла Львовича

Юдина по истории терского казачества, состоящий из 98 позиций. Работы расположены в хронологическом порядке, т.е. по мере появления их в печатных изданиях, начиная с самого раннего.

Биографические сведения о П.Л. Юдине

Работы биобиблиографического характера являются основополагающей частью для изучения жизни и творчества личности, а также методом для раскрытия дополнительных источников явлений и влияний, которые оставляют свой отпечаток в жизни автора и в истории создания его творения. Неизменной же степенью актуальности всегда остается возрождение неизвестных страниц прошлого, а также восстановление в исторической памяти имен людей, которые в собственных делах и исследованиях оставили свидетельства любви и преданности своему народу и Отечеству1. В этом смысле весьма интересной представляется творческая биография Павла Львовича Юдина.

Исчерпывающих биографических данных о П.Л. Юдине до сих пор не удалось обнаружить. Несмотря на это, имеющиеся сведения позволяют сделать ряд ценных выводов о масштабе его личности и вкладе в развитие различных областей гуманитарных знаний, в том числе и истории Терского казачества.

Павел Львович Юдин родился в 1864 г. в станице Сакмарской Уральского казачьего войска, которая затем стала относиться к Оренбургскому войску. Его предки по отцу происходили из казаков-старообрядцев, мать была дочерью оренбургского чиновника. Сам он называл себя «потомком самарских староверов поповщинского толка» . Его отец - отставной урядник Оренбургского казачьего войска, содержал бакалейную лавку. В детстве Павел учился в станичной школе3. В 1881-1883 гг. он обучался в Оренбургском казачьем (юнкерском) училище, затем служил в Оренбургском казачьем вой-ске до 1889 г. С детских лет он испытывал большой интерес к учебе, к книгам: в библиотеке отца с жадностью прочитал исторические романы и описания путешествий. По примеру старшего брата, который был учителем и журналистом-любителем, Павел уже в 16 лет опубликовал свою первую статью, посвященную обычаям старообрядцев4.

Несмотря на достаточно богатую карьеру в казачьем войске, он в большей степени был известен современникам и потомкам как историк, краевед и журналист. Им было написано более 750 работ, опубликованных в провинциальных изданиях, столичных журналах и даже за рубежом Диапазон его научных интересов был весьма широк, охватывая большинство казачьих войск европейской России. Однако большая часть его работ была посвящена истории Терского казачьего войска. Работы П.Л. Юдина в основном носили аналитический характер, в них четко прослеживалось неотвратимое следование за первоисточниками, главное место среди которых занимали архивные материалы. Его работы были опубликованы на русском, украинском, французском и других языках. Его публикации были замечены научной общественностью, и он с 1895 г. получал небольшое пособие от Императорской Академии наук .

Ряд аналитических работ Павла Львовича был посвящен казакам-французам, предки которых были пленными солдатами наполеоновской армии поселенными на постоянное место жительства после Отечественной войны 1812 г. на территории Оренбуржья. Первая его статья из этой серии была опубликована в 1892 г. в двух номерах газеты «Оренбургские губернские ведомости ». Спустя 4 года в московском журнале «Русский архив» по этой тематике была опубликована дополненная новыми материалами и доработанная обстоятельная статья П.Л. Юдина на тему: «Пленные 1812 г. в Оренбургском крае» . А в 1896 г. в этом же журнале вышел доработанный вариант этой статьи . В 1898 г. эта работа Павла Львовича была переведена на французский язык и издана отдельной брошюрой во французском городе Шатоден10.

В то время, когда П.Л. Юдин исследовал этот вопрос, в Приуралье уже проживали внуки и правнуки пленных французских солдат наполеоновской армии. Особая ценность данной работы заключается в том, что ее автор исследовал не только историю появления французов в казачьей среде в Приуралье, но еще и по материалам архивных документов установил генеалогические связи отдельных казаков-французов. В частности, П.Л. Юдин полагал, что только от казака Ильи Ауца вели свой род более 40 человек11. Таким об-разом данная работа П.Л. Юдина сыграла важную роль в вопросах этнической идентичности этой группы казачества.

Не без внимания раннего Юдина остались и проблемы конфессиональной идентичности отдельных групп казачества. В 1900 г. в г. Москве вышла в свет работа П.Л. Юдина, в которой он рассматривал некоторые особенности принятия христианской религии «иноверцами» Оренбургского края .

Несколько ранних публикаций П.Л. Юдина посвящены персоналиям. В этих работах исследуются в основном отдельные моменты из жизни или творчества известных личностей. В частности, некоторые свои статьи историк-архивист посвятил императорам Александру13 I и Александру II14, Цесаревичу Николаю Александровичу15, графу В.А. Перовскому16, барону О.А. Игельстрому17, А.С. Пушкину18, Г.Ф. Гeне19, декабристам и революционерам Костомарову20, Плещееву21 и др. Кроме того, Павел Львович часто прибегал к особому жанру исторических исследований - когда через историю отдельной знаковой личности восстанавливаются значимые исторические факты и события.

Так, например, истории Хивинского похода 1717 г. во главе с Александром Бековичем-Черкасским посвящена газетная статья П.Л. Юдина". Эта его работа заслуживает особого внимания в виду того, что в ней на основе архивных источников восстанавливаются не исследованные до того времени обстоятельства этого эпизода истории, подробно описывается судьба и общественно-политическое положение полководца, обстоятельства битвы, итоги похода и т.п. Следует отметить, что тематика хивинских походов российских войск интересовала П.Л. Юдина еще в 90-е гг. XIX в., когда он опубликовал работу на тему «Кто «взял» в 1873 году Хиву?»23

Павел Львович Юдин был постоянным автором журнала «Русский архив»24. Журнал «Русский архив» - историко-литературный журнал, издававшийся с 1863 по 1917 гг., сначала ежемесячно, а с 1880 по 1884 год раз в два месяца, затем снова ежемесячно. Основателем, редактором и издателем журнала «Русский архив» был Петр Иванович Бартенев25. Журнал содержал преимущественно публикации неизданных мемуарных, эпистолярных, литературно-художественных и ведомственных документальных материалов, освещавших культурную и политическую историю русского дворянства в XVIII и XIX вв. Кроме дневников, воспоминаний и записок, «Русский архив» публиковал огромное число документов, деловых бумаг и писем, авторы которых работали на самых различных поприщах - государственном, общественном, научном, литературном.

Так, основываясь на собранных им материалах из фонда 23-й пехотной дивизии «Отдельного Оренбургского корпуса», а также на воспоминаниях некоторых старожилов Оренбуржья, П.Л. Юдин в 1898 г. написал статью «К биографии Т.Ч. Шевченко», которая в этом же году была опубликована в журнале «Русский архив»26. По сути эта работа во многом являлась развернутым отзывом на ранее опубликованные статьи Е. Гаршина27 (в 1886 г.) и А. Матова28. В частности, П. Юдин в своей статье указывал А. Матову на ряд неточностей, незнание источников, некритическое отношение к сведениям, почерпнутым из вторых рук29. При этом современники считали, что, несмотря на некоторые неточности, допущенные П.Л. Юдиным в ходе работы, эта его статья является наиболее полным и исчерпывающим исследованием по этой проблеме.

Кроме того, П.Л. Юдин активно публиковался и в журналах «Русская старина»30 и «Исторический вестник»31. Его работы и в этих изданиях отличались широким использованием архивных материалов, собранных им во время работы в различных архивохранилищах страны.

В 1896 г. П.Л.Юдин переехал в Нижний Новгород, где был принят в члены местной Ученой архивной комиссии, опубликовал более 50 работ по местной истории. Затем он работал в монастырских архивах и библиотеках Свияжска и Казани, разобрал частный архив потомков Имеретинских царей32.

В 1898-1901 гг., будучи хорунжим Оренбургского казачьего войска, П.Л. Юдин проживал в г. Астрахани. В это же время он был принят в члены Петровского общества исследователей Астраханского края. В фондах Астраханского архива сохранилась переписка П.Л. Юдина с губернатором Симбирской губернии Владимиром Акинфовым33 (1893-1902) по вопросу учреждения в Симбирске первой частной газеты «Поволжье». П.Л. Юдин просил у губернатора материальной поддержки его проекта. По замыслу Павла Львовича, газета должна быть чуждой «всякой тенденциозности и шутовства». Предполагалось, что издание должно будет освещать историю, этнографию и статистику «Симбирского края и частично сопредельных с ним областей Поволжья, Закамья и Приуралья». Поначалу губернатор В. Акинфов высоко оценил и поддержал идею создания межрегионального издания - в то время одного из первых в провинции. Однако проект П.Л. Юдина остался нереализованным. Вероятно, причиной этому послужило отсутствие у Юдина достаточных средств, необходимых для реализации проекта.

Организационные формы исторического кавказоведения в Терской области в конце ХIХ-начале XX в

Уровень исторического знания о народе или территории отражает результат исследовательской работы множества историков. Этот уровень формируется в определенной общественной среде, при определенном типе культуры, который характеризуется социально-экономическим, политическим, идеологическим состоянием общества, развитием философской, общественной и экономической мысли. В этой системе научная деятельность отдельно взятого исследователя занимает свое строго определенное место. Работы Павла Львовича Юдина вызывают определенный интерес у исследователей своей богатой фактологией и подробным описанием тех или иных событий, явлений и процессов. Поэтому, на наш взгляд, представляется важным дать краткую характеристику той среды, в рамках которой развивалась его научная мысль.

В последней трети XIX - начале XX в. народы Центрального Кавказа были уже полностью интегрированы в административно-политическую и социокультурную систему Российской империи. В этот период уже сложилось полиэтничное население данного региона, традиционные отрасти экономики значительно трансформировались, общественное движение усилилось и стало составной частью российской политической жизни1. В 1860 г. была образована Терская область. До 1899 г. в состав Терской области входило 7 округов (отделов): Владикавказский, Кизлярский, Грозненский, Пятигорский, Сунженский, Хасавюртовский. В 1899 г. в составе Терской области был об-разован Моздокский отдел. С 1905 г. Терская область стала делиться на 4 отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский) и 6 округов (Владикавказский, Хасавюртовский, Нальчикский, Грозненский, Введенский и Назрановский). Областным центром был г. Владикавказ.

В традиционную национальную культуру жителей Терской области все сильнее стали проникать элементы светского школьного образования, культурно-просветительских организаций, создавалась письменность коренных народов. Определенное значение в развитии культуры народов Северного Кавказа сыграли культурно-просветительные учреждения. Они стали появляться на Кавказе во второй половине XIX в.

Так, например, в 1881 г. в слободе Нальчик было организовано Нальчикское благотворительное общество, с 1883 г. во Владикавказе начало действовать общество распространения образования и технических сведений среди ГОРцЄВ Терской области, позже в Кисловодске - общество образования горцев Северного Кавказа . По результатам их работы в массовом порядке стали публиковаться записи фольклора местных жителей.

Определенный интерес для настоящего исследования представляют и сведения об особенностях городской культуры и этнокультурном облике г. Владикавказа в конце XIX - начале XX в. Эти сведения имеют важное значение для понимания особенностей той среды, в которой и протекала творческая работа Павла Львовича Юдина. Наиболее обстоятельная характеристика этих вопросов дана в монографии З.В. Кануковой3. По ее сведениям, в 1891 г. во Владикавказе были открыты две (мужская и женская) воскресные школы с программой городских училищ . Одновременно был рассмотрен вопрос об организации библиотек для учащихся. Воскресно-праздничные школы были открыты при 6 училищах. В 1897 г. в городе было 32 мужских и 12 женских начальных и средних учебных заведений. З.В. Канукова полагает, что «светское образование и формирование интеллигенции способствовали возникновению городской общественно-культурной среды, значительное место в которой занимали сословные клубы, благотворительные, просветительские, национально-культурные общества и комитеты»5.

После получения Владикавказом статуса города социокультурная ситуация стала существенно изменяться. В конце 60-х гг. XIX в. здесь был основан первый сословный клуб - Дворянское (общественное) собрание. Клуб располагал собственной библиотекой. К 1880 г. в ней насчитывалось 3472 книги и 297 журналов. В июле 1906 г. открылось профессиональное общество приказчиков, призванное защищать правовые, экономические и профессионала ные интересы содействовать «умственному, профессиональному и моральному развитию приказчиков», оказывать им материальную помощь во время безработицы, болезней и т.п. Общество имело библиотеку, читальню, уст-раивало публичные лекции, чтения, курсы, собеседования .

Кроме того, к этому времени во Владикавказе функционировали «Общество по устройству народных чтений», «Комитет попечительства о народной трезвости», «местное управление Красного Креста», «Общество любителей охоты», «Владикавказское студенческое общество», «Скаковое общество», «Медицинское общество», общество любителей французского языка «Alliance Franaise», осетинское издательское общество «Ир», «Общество распространения грамотности среди грузинского населения», «Владикавказское общество туристов», филиал «Русского горного общества», различные благотворительные общества и комитеты и т.п.

В 1913 г. во Владикавказе насчитывалось четыре библиотеки - общест-венная Пушкинская, читальни на Базарной площади и за Чугунным мостом. Все они содержались на средства общественности, получая от Городской думы лишь небольшие субсидии7.

З.В. Канукова сообщает, что 4 марта 1906 г. были утверждены «Времен-ные правила об обществах и союзах», на основании которых Терское област-ное по делам об открытии, регистрации, воспрещении и закрытии обществ и союзов Присутствие должно было произвести регистрацию всех обществ. Процедура была простой: каждое общество обязывалось представить свой Устав и уплатить взнос. Причиной для отказа в регистрации могло быть только несоблюдение этих требований. Деятельность создаваемых во Влади обществ, по справедливому замечанию З.В. Кануковой, было направлено не только на реализацию их конкретных целей и задач, но и на развитие культурной жизни города .

В начале XX в. исследователи истории народов Кавказа объединялись в гуманитарные общества. В то время, когда труд историков начинал только восприниматься органами государственной власти в качестве профессиональной деятельности и как таковые отсутствовали научно-исследовательские учреждения, исторические общества были одним из основных способов развития исторической науки в данном субрегионе. В последней трети XIX - первой четверти XX в. на Северном Кавказе создавалось множество научных и просветительских обществ и учреждений.

Среди них можно перечислить: «Кавказская археографическая комиссия» , «Общество любителей Кавказской археологии К.Н. Аргутинского-Долгорукова»10, «Кавказский статистический комитет»11, «Терский областной статистический комитет»12, «Кавказское отделение Русского географического общества»13, «Кавказское отделение Императорского Московского ар-хеологического общества»14, «Общество любителей изучения Кубанской области»15, «Терское общество защиты и сохранения памятников старины»16, «Кубанское общество народных университетов»17, «Ростовское общество истории, древностей и природы»18, «Осетинское историко-филологические общество»19, «Кубанское общество любителей изучения казачества»20, «Донское общество археологии и истории искусств» (в 1925 г. реорганизовано в

Северо-Кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии) , «Ростовское научное общество по изучению местного края»22.

В то время исторические общества представляли собой объединения историков-профессионалов и любителей. Большинство исторических обществ среди приоритетных направлений своей деятельности выделяло изучение национальной и локальной истории, собирание и публикацию источников, подготовку и издание печатных работ (в том числе и методических пособий по преподаванию истории), популяризацию исторических знаний и т.п. Некоторые исторические общества занимались более широким кругом вопросов, та-ких как изучение всеобщей истории и отдельных ее проблем, историографией, методологией истории и др.

В Российской империи исторические общества делились на общенациональные и местные. Некоторые общенациональные общества на рубеже XIX-XX вв. имели свои представительства на Северном Кавказе («Кавказское отделение Русского географического общества», «Кавказское отделение Императорского Московского археологического общества» и т.д.). Деятельность исторических обществ, особенно национальных, способствовала координации работы в области исторических наук.

В целом по России до 1861 г. исторические общества имели в основном археологический профиль или занимались древнейшими периодами истории России. После 1861 г. профилировка исторических обществ стала разнообразнее в соответствии с различными отраслями исторической науки (археология, этнография, нумизматика, история искусства и т.п.), что отразило процесс дифференциации исторической науки. Значительно возрос удельный вес историко-краеведческих обществ.

Основное содержание и проблематика работ П.Л. Юдина о Терском казачестве

В данном параграфе мы исследовали основное содержание работ П.Л. Юдина. Важность подобного обзора научных работ, написанных им в период функционирования Терского общества любителей казачьей старины, определяется и тем обстоятельством, что большинство из них содержатся в различных архивохранилищах и недоступны для массового читателя. Для более полного исследования содержания анализируемых работ, мы провели определенную классификацию по их научной проблематике.

К первой группе работ мы отнесли исследования П.Л. Юдина по вопросу о времени появления казаков на Кавказе. Этой проблеме посвящено несколько работ П.Л. Юдина1. Среди них следует выделить небольшую газет статью опубликованную в «Терских ведомостях» в 1912 г. В этой работе анализу подверглись некоторые доступные П.Л. Юдину документы из различных архивохранилищ России, а также выдвинут ряд ценных гипотез по этой проблеме. Статья начинается с критики предшествующих исследователей. Критика, как и в других работах, основывалась на недостаточном использовании предшественниками архивных документов. В частности, критике подверглась монография Бенковского «Гребенцы»3. П.Л. Юдин выявил ряд ошибочных, по его мнению, выводов, основанных на недостаточном анализе книги под названием «Большой чертеж».

В основном документы и материалы о первом появлении казаков на Кавказе, приводимые П.Л. Юдиным в этой работе, относятся ко времени постройки крепости Терки на р. Терек во времена Ивана Грозного. Здесь он ссылается на статью Г.Ф. Миллера «О начале и происхождении казаков» , работы И.Д. Попко, примечания к «Большому чертежу» Г.И. Спасского (1846), грамоту турецкому Султану от Ивана Грозного от 1581 г. Последний документ по мнению П.Л. Юдина, имел определяющее значение при исследовании этой проблемы. В нем отмечалось: «И город в кабардинской земле поставили есми на Терке реке, поставили по нашему приказу. И астраханские воеводы из нашей отчины из Астрахани людей наших посылали в тот город, чтобы Темрюкю князю от его недрузей бытии сбережение... И мы ныне, ура-зумев твою, брата нашего, мысль... для твоей любви... город с Терки реки... внести велели, и людей своих вывести в Астрахань приказали есми...» . Далее П.Л. Юдин цитировал грамоту царя Федора Ивановичу от 1584 г. османскому Султану, в которой указывалось, что «на Терки живут все воры и беглые казаки, и мы своих людей на Терку не посылаем с тех пор, как писал к отцу нашему кримский Магомет Кирей царь, чтобы отец наш тот город на тебя, брата нашего, велел разорити. И отец наш тогда ж тот город велел разорить, и воевод, и людей, и всех с Терка свести велел, и впредь из Астрахани на Терку людей своих посылати не велел. А ныне живут на Терке Волжские казаки, воры, беглые казаки. А мы потому ж своих людей и впредь на Терку из Астрахани посылать не велим (выделено П.Л. Юдиным. - Ф.К.)»у. По мнению П.Л. Юдина, важность процитированного документа заключается в том что он «определенно утверждает, что впервые поселенцы на Тереке были не выходцы из Рязанского княжества, а Волжские беглые казаки»8. Основной вывод анализируемой работы заключался в том, что «они (казаки. -Ф.К.) поселились там ранее 1584 г., ибо грамота говорит, что они «живут-на Терекe» .

Мысль о том, что казаки пришли на Терек с Волги, была высказана П.Л.Юдиным в следующей газетной публикации, появившейся в «Терских ведомостях» спустя несколько месяцев10. Он считает, что волжские казаки «дали начало существованию первых казаков на Кавказе, а впоследствии усилили численный состав их двумя полками»11. В данной статье П.Л. Юдин дал развернутое представление об истории происхождения и расселения волжских казаков до переселения части из них на Кавказ. Эти же сведения были подготовлены П.Л. Юдиным для опубликования в средствах массовой информации и с некоторыми дополнениями вышли в свет в газете «Терские ведомости» в 1913 г.

Во вторую группу мы поместили «Очерки смутного времени на Кавказе».13 Это исследование было удостоено второй премии Терского общества любителей казачьей старины за 1914 г. Работа П.Л. Юдина основывалась на материалах Московского архива иностранных дела, «Памятниках деловых и торговых сношений с Персией», «Хронографе Карамзина», «Актах археографической экспедиции», «Материалах П.Г. Буткова по истории Кавказа» и другом документальном материале. Кроме того, «Очерки смутного времени» П.Л. Юдина сопровождались иллюстративным материалом. Так, на стр.16 помещены портреты Дмитрия «Самозванца» и Марины Мнишек (снимки были сделаны со старинных портретов, хранившихся в то время в Терском областном музее); на стр. 61 - рисунок города Терки в 1636 г. (репринт с рисунка Адама Олеария, посетившего г. Терки в 1636 г. в составе голштинского посольства)14.

П.Л. Юдин характеризовал период «смутного времени» как «едва ли не самую интересную страницу в истории Московской Руси»15. К началу XX в. в историографии этого периода уже накопилось немало трудов, среди авторов которых Павел Львович перечислял Д.П. Бутурлина 6, князя Щербатова, Н.В. Устрялова, Н.И. Костомарова, СМ. Соловьева, Д.И. Илловайского, профессора С.Ф. Платонова и др. Кроме того, по этой проблематике было опубликовано множество мелких статей и документов, изданных в 1912-1913 гг. Основным недостатком этих работ, по мнению П.Л. Юдина, являлось то, что они в основном описывали события, разворачивавшиеся в Москве, и практически не касались окраин России и сопредельных территорий. Поэтому, определяя цели и задачи своего исследования, Павел Львович отмечал, что «на основании добытых (Юдиным. - Ф.К.) архивных данных и сведений малоизвестных печатных первоисточников, хотелось бы попытаться, насколько это позволяют мои силы набросать картину смуты в нашем (Кавказском. - авт.) крае, в то время удалено от политической и государственной жизни России дикими и труднопроходимыми придонскими и приволжскими степями, отметив, где нужно, мнения ученых историков о некоторых случаях из этих событий»17.

Этот очерк открывается небольшим предисловием, после которого П.Л.Юдин поместил статью о начале бедствий на Кавказе. Следует особо отметить, что приход к власти Бориса Годунова связывается автором с утратой политической стабильности и на Кавказе. Причем историк объясняет это стремлением Б. Годунова расширить территорию России на восток (в Сибирь) и на юг (Кавказ). На что поступило критическое возражение Г.А. Ткачева, который придерживался несколько иной точки зрения. Он писал, что «в действительности смуты на Кавказе никакой не было, как равно не влиял здесь и личный характер царя Бориса. То, что описывает далее автор (при-слание кабардинцев в Москву, их посольства, поход и бедствие 1604 г.), бывало и при царях Федоре и Иване Грозном... Широкое обобщение здесь -лишь желание поставить события в связь, которой в действительности они не имели»18. П.Л. Юдин же, напротив, считал это одной из стратегических задач нового российского правительства. Описывая подарки, врученные посольству Сунчалея Черкасского в 1603 г., Павел Львович объяснял, что «такой богатой приманкой царъ хотел вызвать рвение к военной службе в прочих туземцах, так как в ту пору кавказский рубеж очень сильно нуждался в ратных людях для оберегания г. Терка и двух, заведенных при Федоре Иоанновиче, острожков на pp. Сунже и Койсе»19. В этой части исследования П.Л. Юдин подробно описал неудачный поход войска Бориса Годунова на владения шамхала Тарковского в 1604 г. и политическую нестабильность в Грузии.

Во второй части «Очерков» рассказывается о волнениях среди Терских казаков в начале XVII в. Это было время, когда умер Борис Годунов , и царский трон достался Лжедмитрию I. Здесь П.Л. Юдин на основе доступных ему архивных документов описывал посольство кабардинского князя Сунчалея Лнгалычева21 в сопровождении своих приближенных и представителей других кавказских народов. Однако результаты этого посольства, по мнению П.Л. Юдина, не удовлетворили население г. Терки, что стало основной причиной заговора и последовавших за ним долговременных волнений.

Влияние научного творчества П.Л. Юдина на исследователей истории Терского казачества

О значимости работ исследователя в области исторических наук принято судить по частоте упоминания его в трудах современников и авторов последующих поколений. Чем выше индекс цитирования, тем больший вклад автор внес в разработку той или иной проблемы. Кроме того, при исследовании научного наследия конкретного историка следует обращать особое внимание на то, какое обсуждение получили рассматриваемые им вопросы в последующей историографии. Это, в свою очередь, имеет большое значение для понимания актуальности, своевременности этих вопросов и глубины исследовательского интереса автора.

Индекс цитирования работ Павла Львовича Юдина особо не выделяется на фоне других казаковедов, однако диапазон затронутых им проблем не позволяет обойти вниманием его работы. Тем более, что в большинстве трудов по истории казачьих войск на Кавказе отмечается значимость его работ в плане введения в научный оборот архивных материалов и описания на их основе конкретных исторических событий. В связи с этим особое значение для нашего исследования имеют в основном обобщающие работы по истории казачества, так или иначе соприкасающиеся со сферой научных интересов П.Л. Юдина.

Характеризуя общее развитие казаковедения, следует отметить, что после 1917 г. интерес к исследованию казачьей темы вообще и терского казачества в частности значительно снизился. Внимание советских историков привлекали лишь отдельные вопросы, связанные с историей казачьих войск. По мнению С.А. Книевского, «советская историко-политическая литература долгое время уделяла внимание в первую очередь таким темам и периодам, которые позволяли наиболее ярко выявить классовые позиции казачества, его взаимоотношения с советской властью. В конечном счете, тематика исследований связанных с казачеством, особенно начиная с 30-х гг. XX в., была отнесена к категории неактуальных, а ее разработка могла повлечь за собой серьезные неприятности в случае отхода от официальной точки зрения, укоренившейся в социально-политической истории» .

Среди работ, основой которых были статьи П.Л. Юдина, следует выделить статьи по истории Терского казачества, появившиеся на свет в советский и современный (постсоветский) период, т.е. после опубликования трудов этого автора. Некоторые отечественные исследователи также посвятили свои труды изучению истории терского казачества. В частности, фундаментальные труды Л.Ъ. Заседателевой направлены на исследование культуры, обычаев, традиций и хозяйственной деятельности Терского казачьего войска и функций станичных органов управления126. И.А. Аверин в своей работе коротко излагает историю казачества, характеризует политику российских властей в отношении казаков на разных этапах их истории . Общие сведения о казачьей истории содержатся в статье А.И. Агафонова128. Кроме того, этот автор ставил методологические проблемы в области изучения истории казаков. В работах В.В. Глущенко рассматриваются общие вопросы появления и развития казачества129. Он подвел итог развитию отечественной историографии по проблеме казачества, проанализировал методологические подходы к изучению проблемы взаимоотношений между казачеством и российским государством. Определенное место в изучении историографии истории Терского казачества В.В. Глущенко отводит и работам П.Л. Юдина.

В работе Г. Кашежевой исследуется хозяйственный вопрос в истории терского казачества, отражается процесс проникновения капиталистических отношений, дается обширная информация о землепользовании казаков, о количестве земельного пая по отделам .

Монография И.Х. Тхамоковой основана на исторических, этнографических и статистических источниках, а также на полевом материале . Ее исследование охватывает период со второй половины XVIII в. до конца XX в. В монографии ставится проблема определения времени появления казаков на Кавказе. Подробно рассматриваются процессы крестьянской колонизации региона. Особое внимание И.Х. Тхамокова уделила традиционной бытовой культуре русского и украинского населения Кабардино-Балкарии в XIX - начале XX в. Кроме того, в работе рассматриваются этнокультурные процессы в их среде, а также современная культура русского населения КБР. Следует отметить что работы П.Л. Юдина в монографии И.Х. Тхамоковой специально не анализируются.

В трудах В.Б. Виноградова, В.С. Гальцева, Н.П. Гриценко, В.И. Дени-скина, Т.С. Магомедовой, А.А. Саланова, М.С. Тотоева132 исследуются в основном вопросы экономического развития терских казачьих станиц. В частности, в публикации В.С. Гальцева была сделана попытка социально-экономических отношений, сложившихся у терских казаков, показать пути преобразования вольной общины в контрреволюционную силу. Монографии Н.П. Гриценко133 охватывают большой круг вопросов по различным сферам социально-экономической жизни Притеречных народов, в том числе и казачества.

Кроме того, в 50-80-е гг. XX в. появились исследовательские труды, в которых значительное место отводилось различным сторонам жизни и деятельности народов Северного Кавказа, в том числе и казачества134.

При этом следует отметить, что исторические труды этого периода были выполнены в соответствии с классовым подходом. В научный оборот были введены такие термины, как: «антифеодальная борьба», «антагонистические классы», «угнетаемые народные массы» и т.п. Работы П.Л. Юдина в этот период мало цитировались. Тем не менее в советский период наметился ряд направлений, рассмотрение которых было невозможно без обращения к его трудам. Это, прежде всего, разработка проблем российско-кавказских связей и становления многонационального Российского государства, а также экономического развития северокавказского региона, переселенческой политики, проводимой царской администрацией на Северном Кавказе с конца XVIII -до конца XIX века. В довоенные годы тема истории Терского казачества укладывалась в рамки новой концепции национального вопроса в советском государстве с критикой колониального характера царской политики, хотя в не которых изданиях за рубежом поднимались вопросы самобытности, социальной и религиозной идентичности казаков, утраченные после февральской и октябрьской революций 1917 г. в России.

С конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. стал значительно возрастать интерес историков к казачьей проблематике. Исследователи получили более широкий доступ к архивным материалам и значительную свободу выражения своих взглядов. В этих условиях стал повышаться интерес и к работам П.Л. Юдина. Кроме того, с этого времени начался длительный процесс возрождения казачества, которое становится активным участником современного исторического процесса, и поэтому как социальный феномен вызывает интерес не только у различных политических движений и партий, но и со стороны исследователей. По мнению С.А. Киевского, данный период характеризуется появлением целого ряда работ, посвященных проблемам возрождения казачества. Становление казаков как военного слоя в современной России подталкивает исследователей обращаться к истории казачества, его быту с целью формирования правого поля для законного вхождения казачьих общин и военных формирований в современную социальную структуру России .

В середине 90-х гг. XX в. исследователи стали обращать особое внимание на участие казаков в экономическом освоении предкавказских территорий136, их участие в народных движениях XVIII-XIX вв. Общим проблемам казаков России посвятили свои труды Н.Ф. Бугай и С. Ауский137. А.Н. Андреев, А.С. Дурандин подошли к освещению темы с точки зрения государственной службы казаков138.

Интерес исследователей вызывает влияние политики России на судьбы терских казаков в северокавказском регионе. В работе С.А. Козлова «Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII вв.)»139 автор ставит вопрос о взаимоотношениях казаков и горского населения Кавказа до начала Кавказской войны, затрагивает проблемы колониальной политики России. В другой работе С.А. Козлова осмысливается происхождение казачества, современное положение, варианты его возрождения140. Опираясь на архивные документы, автор вносит поправки в вопросы, связанные с датировкой основания ряда станиц, анализирует участие казаков в военных конфликтах. Им приводятся данные о видах службы казаков, получаемом ими жаловании. Исследователь показывает непростые и неоднозначные формы взаимоотношений казачества с народами Северного Кавказа.

Научный интерес также представляет статья А.Т. Топчего «Буржуазные реформы России 60-80 годов и проблемы казачествав141. В ней исследуются проблемы влияния реформ Российской империи на преобразование в системе управления казачьими войсками в заключительный период трансформации казачества в военно-служилое сословие.

Похожие диссертации на Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 годах