Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Макоева Алла Александровна

Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики
<
Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макоева Алла Александровна. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Макоева Алла Александровна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/713

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Локальные и глобальные факторы в процессе становления современной общественно-религиозной ситуации...

1.1. Религиозная традиция в истории народов Кабардино-Балкарии .. 22

1.2. Возникновение и развитие нетрадиционных религиозных движений 40

1.3. Типология нетрадиционных религиозных движений 60

Глава II. Деятельность нетрадиционных религиозных движений в современной Кабардино-Балкарии 78

2.1. Проникновение нетрадиционных религиозных учений и культов в КБР 78

2.2. Направления и формы активности религиозных организаций нетрадиционного толка 100

Глава III. НРД как фактор социальных и государственно-правовых проблем в современном обществе 130

3.1. НРД и проблемы образования и воспитания молодёжи

3.2. Деструктивные религиозные движения и культы как фактор угрозы безопасности общества

3.3. НРД и проблемы государственно-правового регулирования в сфере свободы совести

Заключение 192

Примечания 197

Список источников и литературы 211

Приложения 229

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Произошедшие в середине 1980-х и начале 1990-х гг. политические изменения в обществе, приведшие к слому старой социально-экономической формации, повлекли за собой изменения и в сфере идеологии. Примером тому явился всплеск религиозности. Однако наряду с существовавшими веками на территории России традиционными религиями, такими как христианство, мусульманство, буддизм, из-за рубежа «пришли» и так называемые нетрадиционные верования с незнакомыми ранее для населения религиозными течениями. Пик деятельности нетрадиционных для России религиозных движений пришёлся на середину 1990-х гг.

К началу XXI в. произошла некоторая стабилизация в религиозной сфере. Деятельность отдельных, действующих на территории России нетрадиционных религиозных движений (НРД) была запрещена (Церковь Объединения, Белое Братство и др.), однако можно утверждать, что «завезённые» из-за рубежа НРД прочно заняли собственную нишу в российском храме религии. О них говорят в учебных аудиториях и на улицах, ведут дискуссии депутаты парламента, богословы и религиоведы. Одни расценивают их как наглядное свидетельство демократичности постсоветского общества, торжества свободы совести, другие – как религиозно-культурную экспансию чужеродных сил, а потому требуют немедленного выдворения из России и законодательного запрещения всякого рода «тоталитарных сект».

История свидетельствует о том, что новые религиозные течения появляются в те периоды, когда в обществе происходят социально-экономические и политические изменения. В результате значительная часть населения, отколовшаяся от традиционных религий, пополняет различные «новые» секты, культы, надеясь найти в последних удовлетворение своих духовных запросов, а нередко и социальных устремлений.

Сказанное напрямую касается и Северного Кавказа, который всегда был и остаётся сферой приоритетных интересов не только России, что вполне понятно и закономерно, но и иностранных держав. Кабардино-Балкария, расположенная в центре северокавказских республик, не осталась обойдённой их вниманием. На территории республики развернули деятельность различные гуманитарные программы, разработанные за рубежом, имеющие религиозный уклон. Увеличилось и количество религиозных миссий «западного» толка, появились отдельные учения, привнесённые с Востока. Для населения КБР, подавляющая масса которого исторически принадлежит к традиционному исламу, а кроме этого и к православию, такие миссии можно рассматривать как нетрадиционные для региона. Кроме того, активизация уже хорошо известной церкви «Свидетели Иеговы», масштабная пропаганда сравнительно новой «Церкви саентологии», появление в 2000-е гг. учения «Алля-Аят» говорит о несколько меняющейся религиозной палитре в республике. Следует отметить, что многими представителями религиозных конфессий, а также учёными перечисленные религиозные движения отнесены к деструктивным, поэтому их влияние, в частности, на молодёжь, не может не вызывать обеспокоенности, а их деятельность - всестороннего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема НРД ещё не стала предметом комплексного изучения. Имеющиеся исследования, как правило, освещают отдельные её аспекты.

Одними из первых научных работ по нетрадиционным религиозным движениям, основанных не только на зарубежном, но и на российском материале, являются диссертации Л.И. Григорьевой и Д.Ю. Копысова. В своей работе Л.И. Григорьева предлагает рассматривать в качестве главных не структурно-организационные признаки нетрадиционных религий, в соответствии с которыми они характеризуются как секты экстремистского толка, а особенности вероучений, лежащих в их основе. Нетрадиционная религиозность трактуется как одно из следствий взаимодействия двух глобальных общемировых факторов, усилившихся в современную эпоху: «центростремительной тенденции объединения мира в единую социально-экономическую систему, и диалектически связанных с ней центробежных сил, проявляющихся в актуализации индивидуализма, растущей дискретности социума». В качестве психологических причин популярности в современной России новых религиозных групп названы рост стрессообразующих факторов и синдром эмоционального голодания.

Д.Ю. Копысов, классифицируя выделенные им три направления нетрадиционных религий, утверждает, что все они возникли и стали распространяться в Западной Европе и США приблизительно в одно и то же время (60-70-е гг. ХХ в.). Рассматривая культовую и организационную составляющую нетрадиционных религий, автор исходит из новой религиозности, возникшей в недрах молодёжного движения протеста 60-70-х г.г. ХХ в. и делает определённый акцент на обрядность. Именно яркость и эмоциональность обрядов неоориенталистских культов в сопоставлении с однообразностью богослужения в католических и протестантских храмах послужили, по мнению автора, одной из причин популярности их в молодёжной среде. Д.Ю. Копысов считает, что к этому можно присовокупить и выстраивание новых, кажущихся позитивными, отношений: в новых религиозных течениях протеста того времени часто употреблялись в качестве названия термины «семейного смысла» («Семья любви», «Дети бога» Д. Берга).

В работе Б.З. Фаликова «Неоиндуизм и Западная культура» освещаются восточные культы, находившиеся в тот период на пике своей активности в нашей стране. Они охарактеризованы как «одна из идеологий переходного времени, которые по видимости предлагают альтернативу отечественной реальности, но по сути позволяют сохранить психологические установки, которые так помогали существовать в социалистическом прошлом».

В 1996г. появилось одно из первых отечественных исследований по бахаизму А.В. Мартыненко «Бахаизм: философско-исторический анализ». Основная цель исследования определена автором как философско-исторический анализ бахаизма в свете проблематики «Запад-Восток». В соответствии с поставленной целью в работе были раскрыты причины возникновения и основные тенденции развития бахаизма; дана всесторонняя характеристика социально-философской и религиозной доктрины бахаизма, его идейных истоков, основных направлений деятельности международной бахаистской общины; обосновано утверждение об объективно антитрадиционалистской сущности бахаизма, о его культурно-религиозном характере; доказано, что бахаизм есть прежде всего следствие акультурационных процессов, связанных с экспансией Запада на мусульманский Восток.

Большой интерес для нас представляет работа М.П. Свищева «Миссионерская деятельность в контексте геополитики». В работе впервые рассмотрены проблемы миссионерской деятельности с применением геополитического аспекта, а так же проведён анализ содержания понятий «геополитическое миссионерство» и «геомиссионерская парадигма». Сделанный автором анализ показывает, что мотивы означенного движения носят самый разнообразный характер: мотив обращения; эсхатологический мотив; мотив создания новых церквей, исходящий из необходимости объединения верующих; филантропический. Не менее значимы в этой деятельности и так называемые эгоистические мотивы, например, стремление к власти. Беспристрастно и последовательно, приводя разнообразные примеры деятельности миссионеров, автор, в частности, развенчивает заявленные ими благотворительные цели, за которыми часто стоят корыстные интересы как отдельных людей, так и той или иной церкви. Следует отметить, что проделанная М.П. Свищевым работа сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день.

Еще одним важным шагом в научном изучении явления нетрадиционной религиозности стала диссертационная работа Д.Н. Манченко «Религии «нового века» в контексте постмодерна». Автор, беря за основу мнение одного из ведущих исследователей нетрадиционных культов И.Я. Кантерова, который отмечает наметившийся у НДР «переход к компромиссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью», высказывает следующее предположение: данная тенденция определяется не только процессами, происходящими в рамках самих НДР, но трансформацией современного культурного пространства, в результате которого явления, ещё несколько лет назад считающиеся нетрадиционными, необычными или опасными для общества, сегодня воспринимаются как привычные и легитимизированные общественными ценностями.

В диссертационной работе В.А. Вовченко «Позиции в русской православной церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние» автор отталкивается от того факта, что Русская Православная Церковь воспринимает себя единственным гарантом религиозной безопасности граждан России. Такая позиция РПЦ часто приводит к активным нападкам её сторонников на все неправославные религиозные движения под лозунгом борьбы с тоталитарными религиозными организациями. Усиление религиозной конфронтации на фоне имеющихся межэтнических и межнациональных проблем не способствует консолидации общества для решения животрепещущих экономических и политических задач.

Диссертационная работа А.В. Крюкова «Религиозные секты на Кубани: становление, внутреннее развитие, взаимоотношения с государственными институтами (30-е гг. XIX в. – 1917 г.)» исследует проблему появления и дальнейшего распространения на Кубани НРД, т.е. «сектанства» в ретроспективе указанных хронологических рамок. Нашему исследованию близко утверждение автора о том, что «большое научное значение имеет разработка теории религиозного сектанства, … поиск нового методологического подхода к изучению его истории, … выявление закономерностей, которыми детерминированы особенности развития данного явления». Однако мы не согласны с термином «сектанство», используемым автором, в силу его жёсткой оценочной характеристики, тем более что самоё понятие «секта» отсутствует в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Применяемая нами аббревиатура «НРД» взята на вооружение большинством учёных-религиоведов и социологов, которые определяют исследуемые религиозные движения как «новые» или «нетрадиционные».

Для нашего исследования представляют несомненный интерес работы, географическая составляющая которых включает в себя регион Северного Кавказа. В диссертационной работе Н.Г. Айдемирова «Взаимоотношение эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама» автор актуализирует проблему позитивного и негативного человеческого опыта в рамках культурного наследия народов Северного Кавказа, которое формировалось не без влияния ислама. Формирование эстетической культуры у народов Северного Кавказа проходило через многовековую борьбу за независимость во взаимосвязи с различными формами сменяющих друг друга религий.

В диссертационной работе Н.М. Емельяновой «Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: история и современность» становление и роль ислама у кабардинского населения прослеживается поступательно с древнейших времён до постсоветсткого периода. На фоне усиления позиций ислама в современной общественно-политической жизни, Н.М. Емельянова указывает на противоречивость имеющих место отдельных точек зрения в отношении оценки такой «исламизации». Автором проведено исследование воздействия исламской традиции на кабардинское общество на протяжённом историческом отрезке времени, что может способствовать научно-практическому анализу ситуации в современной Кабардино-Балкарии и перспектив её развития.

Диссертационная работа М.А. Шорова «Ислам на юге России: геокультурологический аспект» представляет для нас интерес в первую очередь в связи с означенной территорией региона. М.А. Шоров указывает, что дифференциация отдельных территорий Юга России по факторам и интенсивности проявления «исламизации» актуализирует исследования ислама как географического явления на макро и мезо уровнях. В данной работе уточнено представление об исламе как особой геокультурной системе, проведена этапизация взаимодействия ислама и русской культуры, а также выявлены его геодинамика, особенности территориальной организации инфраструктуры ислама, установлены факторы влияния ислама на регионообразующие процессы. Рассматривая распространение и видоизменение ислама в контексте геополитики, экономики, истории, культуры, учитывая при этом этнодемографические факторы его распространения, М.А. Шоров проводит исследование в отношении отдельных северокавказских республик, в том числе и Кабардино-Балкарии.

Среди работ, имеющих отношение к нетрадиционным религиозным движениям, представляют интерес также следующие: М.А. Савиновой «Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе (сравнительно-исторический анализ)»; А.О. Букина «Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии».; З.Х. Хайбулаева «Ваххабизм в исламе: истоки и современность».; А.А. Мантаева «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане»; Г.А. Кукушкиной «Церковь Саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ)»; Е.Б. Марина «Политика основных российских политических партий и движений в религиозной области (1992-2003 гг.); И.В. Шарыповой «Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ)».

Важным фактом, доказывающим масштабность изучаемого нами явления, стало издание Российской Академией Государственной службы специального словаря-справочника «Новые религиозные культы, движения и организации в России» (1998), а также несколько десятков статей, посвященных как новой религиозности вообще, так и отдельным движениям в больших этнографических справочниках: энциклопедии «Народы и религии мира» и словаря «Религии народов современной России». Данные издания содержат кроме фактической информации ряд интересных теоретических положений. В изданной ещё в 1985г. книге Л.Н. Митрохина «Религии «Нового века» говорится, что число религий «Нового века» огромно. Автором уже тогда делается анализ и предлагается классификация религий и культов. Впоследствии выходят сборники в рамках учебных программ: «Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе», «Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений».

Изданные в конце 1990-х гг. под редакцией Б.-Р. Логашовой в рамках реализации проекта Российского Гуманитарного Научного Фонда «Московский регион: этноконфессиональные проблемы» сборники «Народы и религии», «Этнос и религия», «Московский регион. Этноконфессиональная ситуация» содержат как проблемные статьи, так и исследования отдельных религиозных групп, основанные на собранном этнологами полевом материале. В сборниках были впервые опубликованы этнографические описания деятельности в Москве Общества Сознания Кришны (А.Н. Седловская, И.М. Семашко), Церкви веры полноевангельской - Церкви Христа (О. Карпович), Церкви Саентологии (Г. Шлопак), Веры Бахай (Б.-Р. Логашова) и Всемирного Университета Брахма Кумарис (А.А. Ожиганова), а также Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) (Т.Н. Кузнецова). Об уровне заинтересованности и понимания существующей проблемы по вопросу свободы вероисповедания в российском обществе говорит вышедший в 1998г. информационно-аналитический вестник представительства президента РФ в северокавказских республиках и Ставропольском крае «Северо-Кавказский регион».

Религиозные движения всегда были предметом обсуждения и исследования со стороны представителей православной церкви: «Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру)»; А.И. Хвыля-Олинтер, С.А Лукьянов «Опасные тоталитарные формы религиозных сект»; Дворкин А.Л. «Введение в сектоведение»; Осипов А.И. «Технологии обмана».

Таким образом, анализ существующей литературы позволяет нам сделать вывод о том, что нет специального исследования, посвящённого деятельности НРД на Северном Кавказе, в частности, в Кабардино-Балкарии.

Цель исследования определяется актуальностью темы и состоит в систематизации и анализе наработанного автором материала по НРД, причин их широкого распространения за рубежом и в России, в том числе в Кабардино-Балкарии, выявлении критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальных интересов, а именно: влияние НРД на молодёжную среду, опасность распространения учений НРД в образовательных и медицинских учреждениях, а также рассмотрении проблемы свободы совести под углом зрения государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере. Такой подход предопределил следующие задачи исследования:

- проанализировать историю формирования религиозных верований в Кабардино-Балкарии;

- раскрыть общие причины и закономерности появления НРД в Российском обществе, в частности, в Кабардино-Балкарии;

- выявить роль НРД применительно к системе образования и воспитания молодёжи;

- исследовать критерии деструктивности НРД и степень их угрозы безопасности общества;

- проанализировать международный опыт и отечественные подходы к проблеме государственно-правового регулирования отношений в религиозной сфере и обеспечения свободы совести.

Объектом изучения в настоящей работе избраны религии и культы, зародившиеся в США, которые уже действовали на территории Кабардино-Балкарии, начиная с середины прошлого столетия, а так же НРД, появившиеся в регионе за последние 15-20 лет. К первым мы отнесли «Церковь Свидетелей Иеговы», «Церковь Христиан веры евангельской» (ЦХВЕ), «Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня», «Церковь евангельских христиан-баптистов» (ЦЕХБ), которые являются нетрадиционными для региона в силу их «западной» исходности. Ко вторым «новым» и «нетрадиционным» - «Церковь саентологии», коммерческий культ «Гербалайф», которые были привнесены в Россию западной культурой в перестроечный период развития страны, а также «восточное» учение «Алля-Аят», последователи которого появились на территории КБР в последние несколько лет.

Предметом изучения диссертационной работы является деятельность НРД в Кабардино-Балкарии и их влияние на развитие современного общества.

Хронологические рамки работы охватывают период с середины 1980-х гг. по настоящее время. Указанный временной отрезок определяется нами как наиболее значимый для понимания и изучения проблемы в проводимом исследовании ввиду коренной трансформации общественно-политической системы страны.

Методологической основой диссертационного исследования является комплексный подход к изучению причин появления и расширения деятельности НРД в современном обществе. В диссертации использованы научные принципы историзма, сравнительного анализа, необходимые при изучении религиозных движений как компонента современной социальной жизни и духовной культуры общества, а также методы религиоведения и социологии, позволяющие раскрыть социально-исторические предпосылки нетрадиционных религиозных движений.

Источниковая база диссертационного исследования состоит из архивных материалов, законодательных материалов, документов УФСБ России по КБР и Управления Министерства Юстиции России по КБР, материалах полевых и социологических исследований, проведённых среди представителей различных религиозных конфессий, материалах средств массовой информации, а также специальной литературы, выпускаемой непосредственно издательскими центрами исследуемых религиозных учений.

Использование архивных документов дало возможность исследовать поставленные в работе задачи в ретроспективе. Материалы с информацией, затрагивающей религиозную деятельность, начиная с первых годов существования Кабардино-Балкарии, представляют особенную ценность в силу подлинности отражённых в них фактов. Основной частью работы выступают архивные материалы Управления Центра Документации новейшей истории Архивной службы КБР. Особый интерес для раскрытия темы данного исследования представляют следующие фонды ЦГА КБР: Ф. 27. «Нальчикский РК КПСС», Ф. 1. «Кабардино-Балкарский республиканский Комитет Коммунистической партии РСФСР (РЕСКОМ КП РСФСР) г. Нальчик», Ф. 2. «Нальчикский Городской Комитет КПСС», Ф. 4. «Терский районный Комитет КПСС», Ф. 78. «Баксанский районный Комитет КПСС», Ф. 2221. «Прохладненский Городской Комитет КПСС», Ф. 11. «Майский районный Комитет КПСС». В фондах УЦДНИ АС КБР по теме диссертационного исследования нами были выявлены документы, отражающие взаимоотношения органов власти и нетрадиционных религиозных организаций («О религиозной обстановке в республике. Отчёт и справка» (Ф.1. Оп. 31. Д. 166); «Письмо Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) Обкому Партии по вопросу «Об антирелигиозной пропаганде» (Ф. 1. Оп. 1. Д. 53)), описание проводимых обрядов сектантами («О секте молокан в Тамбовском хуторе» (Ф. 1. Оп. 1. Д. 43); «О мерах по усилению агитационной работы в связи с деятельностью сект» (Ф. 1. Оп. 1. Д. 3032), «Информация председателя КГБ о действиях муссектантской группы «Тарикат» (Ф. 1. Оп. 2 Д. 848)), фамилии руководителей, количество участников («Информация о деятельности религиозных объединений и духовенства по КБАССР за 1960 г.» (Ф. 1. Оп. 2. Д. 1311), «Список служителей культов на 01.01.1961 г.»). В ретроспективном плане нами проанализированы по данным архивных документов рост численности НРД. Как правило партийные органы рассматривали деятельность нетрадиционных религиозных движений в рамках антирелигиозной пропаганды и в духе атеизма («Письмо секретаря Обкома ВКП(б) о принятии мер против «магов» (Ф. 4. Оп. 1 Д. 57), «О состоянии и мерах усиления атеистического воспитания и контроля о соблюдении закона «О культах» (Ф. 11. Оп. 13 Д. 7)). Особую группу документов составляют сообщения КГБ при Совете Министров КБАССР («Справка о деятельности сектантов-пятидесятниках. «Справка уполномоченного по делам религиозных культов о деятельности религиозных общин по КБАССР» (Ф. 1. Оп. 2. Д. 1311), «О мерах по ликвидации нарушений законодательства «О культах» (Ф. 2. Оп. 1. Д. 605)).

Важнейшими являются и законодательные источники, в которых решаются проблемы, связанные с различными аспектами религиозной сферы: закон РСФСР «О своде вероисповеданий» 1990 г., закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. (с учётом принятых в более поздние годы поправок), законы РФ «О статусе военнослужащих», «О социальной защите», Закон КБР от 27.12.2007 г. «О республиканской целевой программе «О взаимодействии с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке на 2007-2010 гг.». Изменения в законодательстве свидетельствуют, в частности, не только о переменах, происходящих в религиозной жизни страны, но и, в связи с этим, об изменении политики государства по отношению к религиозным организациям.

Источниковая база включает и электронные источники из сети Интернет, которые предоставляют информацию, не опубликованную в печати, а также информацию о последних событиях в той или иной религиозной организации.

Специальная литература, выпускаемая издательскими центрами исследуемых религиозных движений, содержит материал, благодаря которому диссертанту представилась возможность сделать собственный анализ не только отдельных положений рассматриваемых религиозных учений, но и глубже понять их концепцию в целом. Например, нами были использованы издания: евангелистского толка - журнал «Вестник Спасения» The Messengtr of Salvation, газета «Забытый Алтарь» (место издания не указывается, издаётся с 1998 г.); иеговистского толка («Церковь Свидетелей Иеговы) – журналы «Сторожевая Башня» (издаётся в Германии), «Бодрствуйте» (издается в Нью-Йорке); адвентистского толка (Церовь Адвентистов Седьмого Дня) – газеты «Сокрытое Сокровище» (место издания – г. Минеральные Воды, издаётся с 2000 г.), «Псынэ» (издаётся на кабардинском языке в г. Нальчике); баптистского толка (ЦЕХБ) – газета «Наши Дни» (издаётся в США с 1966 г.), журнал «Сеятель Истины» (издаётся в США с 1916 г.); саентологического толка («Церковь саентологии») – журналы «ASI magazine», «International Scientology News», серия книг Л. Рона Хаббарда, таких как «Самоанализ», Саентология 8-8008», «Дианетика: эволюция науки», «Проблемы работы. Саентология для рабочих будней» (издаются в США и Дании).

Проведение полевых и социологических исследований позволило определить степень неприятия, выраженную представителями православной церкви в КБР по отношению к нетрадиционным религиозным движениям, определить степень приверженности членов НРД своему религиозному движению, а также выявить степень опасности нанесения ущерба гражданам КБР со стороны НРД.

Научная новизна и основные результаты состоят в следующем:

- впервые проведено исследование нетрадиционных религиозных движений на территории Кабардино-Балкарии;

- проанализировано влияние нетрадиционных религиозных движений на молодёжную среду, а также влияние НРД на систему образования;

- выявлено распространение НРД в среде медицинского персонала КБР, несущее потенциальную опасность для здоровья населения республики;

- обосновывается утверждение, что по модели и принципам взаимоотношений государства и религиозных организаций можно судить о степени свободы совести в обществе;

- сделан вывод о необходимости выработки чёткой информационной политики государства в отношениях с нетрадиционными религиозными движениями;

- обоснована необходимость определения в рамках законодательства таких понятий как деструктивный культ, деструктивная организация, и на основании этого определение легитимности той или иной религиозной организации.

Теоретическая значимость состоит в накоплении и систематизации материала по выбранной теме, восполнении существующего пробела по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы:

- в научных исследованиях по широкому кругу проблем, касающихся новейшей истории КБР;

- в решении отдельных вопросов, касающихся свободы совести и вероисповеданий, в том числе в рамках законотворчества;

- в системе образования путём создания учебных материалов и методических пособий по гуманитарным дисциплинам;

- в системе здравоохранения в плане противодействия распространению не утверждённых министерством здравоохранения лечебных практик.

Апробация работы. Освещение ряда проблем диссертации нашло свое отражение в научных докладах и выступлениях автора на различных конференциях и статьях и изложено в пяти научных публикациях автора. Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре Отечественной истории социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, примечаний, списка использованных источников, литературы и приложений.

Религиозная традиция в истории народов Кабардино-Балкарии

Северный Кавказ в широком понимании этого названия (включая сюда не только горные районы, но и степное Предкавказье) всегда был и остается очень сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по полиэтническому составу его населения.

Находясь на стыке Европы и Азии, Кавказ всегда являлся одним из важнейших районов разносторонних контактов между Переднеазиатскими странами и Восточной Европой. Кавказ издревле привлекал к себе не только разного рода завоевателей, которых манили его богатства, но и путешественников, и ученых, стремившихся больше узнать об этой таинственной «Стране гор». «Много разных племен обитает на Кавказе», — писал «отец истории» Геродот в V в. до н. э. Пятьсот лет спустя выдающийся античный географ Страбон уже довольно подробно описывал Кавказ, но и он удивлялся полиэтничности этой горной страны. По его словам, только в город Диоскурию (современная территория г. Сухума) для торговли приезжали купцы 70 племен, в основном с Западного Кавказа. А почти тысячу лет спустя арабский энциклопедист Ал-Масуди отмечал: «Гора Кабк (Кавказ) — великая гора, занимающая громадную площадь. Она вмещает много царств и народов»37.

Многовековая история Кабардино-Балкарии запечатлелась в многочисленных памятниках: остатках древних построек, могильниках, курганах, густо усеявших эту землю. Естественно, что не имея своей письменной истории, как и письменности вообще, местное население объясняло происхождение древних монументальных объектов различными легендами и преданиями, часто приписывая их древним великанам -богатырям в качестве их жилищ, могил, спрятанных кладов. Эти места нередко объявлялись священными или заповедными. Между тем возрастаниеинтереса к истории народов Кавказа вызывало настоятельную потребность в привлечении археологических данных именно из-за недостатка иных источников. В 1835 г. один из авторов заметил: «Написать систематически историю горцев есть дело невозможное, по крайней мере, до того времени, пока развалины древних городов, находящиеся внутри сих земель, не будут посещаемы учеными путешественниками, которые могли бы по остаткам надписей и отыскиваемым в развалинах сих древним монетам, медалям и другим памятникам минувшего образованного поколения, тут жившего, приблизительно назначить главные периоды, коим современно водворение на сих местах различных народов» .

Изучение Кавказа началось давно. Уже в конце XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. в России появляется ряд работ, в которых даются систематические и всесторонние описания всех наиболее значительных и известных народов этого края. Об успехах, достигнутых русским кавказоведением в начале XIX в.. ярко свидетельствует труд СМ. Броневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», написанный автором в 1810 г. и изданный в Москве в 1823 г. Этот обширный и весьма обстоятельный труд является первым в русской литературе обобщающим сочинением о народах Кавказа. Он сохраняет свое важное научное значение и до наших дней благодаря разнообразию, ценности и достоверности собранных в нем сведений39.

В первой же половине XIX в. в ряды ученых-кавказоведов России вступили представители коренных национальностей Кавказа, труды которых во многом способствовали изучению истории и этнографии своих народов. В числе первых и наиболее выдающихся представителей этой группы кавказоведов в сороковых годах XIX в. были адыги Хан-Гирей и Ш.Б. Ногмов. В дальнейшем кавказоведение в России все более широко включает в свой состав представителей передовой кавказской интеллигенции, которые трудятся рука об руку с русскими учеными. Во второй половине XIX в. - начале XX в. кавказоведение приобрело в России значительный размах и достигло немалых успехов, о которых можно судить по трудам И.Ф. Дубровина, Ф.И. Леонтовпча, М.М. Ковалевского, П.К. Услара, В.Ф. Миллера, Н.Я. Марра о других выдающихся русских ученых, занимавшихся изучением истории, этнографии, обычного права, языка и фольклора народов Кавказа40.

Проникновение нетрадиционных религиозных учений и культов в КБР

На сегодняшний день в Российской Федерации существует большое разнообразие НРД. В нашей работе представляют актуальность, в частности, евангельские учения (т. е. построенные па Евангелии) протестантского толка, которые можно считать нетрадиционными для Кабардино-Балкарии в силу их «западной» исходности. В этой связи целесообразно остановиться на отдельных характеристиках протестантизма.

Известный автор работ по истории зарубежной философской и религиозной мысли и критике A.M. Каримский, анализируя составляющие протестантизма, опирался на исследования видных зарубежных учёных, таких как Ш. Юнг, М.Д. Микс и др. Одна из примечательных черт протестантской социальной мысли — решительное выведение человека из-под юрисдикции научных принципов и законов. Протестантизму была всегда свойственна «дуализация» природы и истории. Разделение и противопоставление указанных сфер было направлено против понимания истории как естественноисторического процесса . Видный американский богослов М. Марти считает, что всех протестантов в понимании истории объединяет телеологический принцип «история имеет цель». Это не естественнонаучный, а эсхатологический телеологизм, предполагающий начало и конец истории. Понимание Марти механизма истории сводится к следующему: «История была мастерской бога, который осуществлял свою работу посредством мужчин и женщин, обитающих в ней». Нельзя сказать, что у человека нет свободы, но за его выбором всегда скрывается какой-то сверхчеловеческий фактор, его направляющий134.

Религиозные движения «западной» исходности, такие как баптизм, иеговизм, адвентизм и пятидесятничество можно считать укоренившимися в России, довольно известны они и на Северном Кавказе. Северный Кавказ отличается высокой степенью этнокультурного, этнического, этноконфессионального многообразия. На протяжении двух столетий Кавказ, в основном, находился под контролем России, которая прикладывала огромные усилия по его удержанию в сфере своего влияния. Следует отметить, что в настоящее время не только геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию. За последние 20 лет изменился менталитет населения, а одним из результатов этого явился новый виток религиозности, в том числе и нетрадиционной. В этой связи для нас представляется полезным рассмотреть становление НРД на территории Кабардино-Балкарии в ретроспективе, начиная с периода после 1917г.

Большевики, широко распространяя свои лозунги свободного национального и религиозного развития народов и обещая решить проблему земельного голода, выступали в качестве избавителей от царского гнёта. В обращении советского правительства (22.11.1917) «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в частности, указывалось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными ... Знайте, что ваши права ... охраняются всей мощью революции и её органов — Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»155.

Вслед за установлением советской власти началась не только активная атеистическая пропаганда по всей стране, новые власти довольно активно проводили мероприятия по экспроприации ценного имущества из культовых помещений. Подтверждением тому является выдержка из протокола № 39 заседания Кабардино-Балкарского областного комитета партии (18 сентября 1922г.) В повестке дня, состоящей из 10 пунктов в П.№ 5 значилось: «Об изъятии церковных ценностей ... в русских церквях ... и у кабардинских мечетей» D .

О том, насколько сложно, а зачастую невозможно было перестраивать сознание верующих, а также об ошибках, сделанных со стороны представителей органов советской власти, свидетельствуют две нижеприведённые выдержки из соответствующих протоколов.

Из протокола № 2 - 2-го (6-го созыва) Областного совещания секретарей и заворгов окружкомов, секретарей сельячеек РКП(б) (5-8 января 1925г.) в связи с обсуждением вопроса об отношении жителей хутора Тамбовского Мало-Кабардинского округа к партячейке хутора, докладчик отметил, что «...часть жителей селения, поддерживающая секту молокан, у которой с ячейкой на религиозной почве, земельных спорах, происходят скандалы ... и притом школа помещается в молитвенном доме. Враждебно настроенные граждане заставляют детей срывать плакаты, а молоканское духовенство ведёт политику через родителей» .

НРД и проблемы образования и воспитания молодёжи

В научных исследованиях, в различных публицистических материалах и в СМИ справедливо отмечается значительное усиление влияния религии на жизнь российского общества. Однако роль религии в различных сферах социальной жизни на деле далеко не одинакова, а социальная активность религиозных организаций получила неоднозначную оценку в общественных кругах. Поэтому представляется важным проанализировать, как оценивается социальная роль религии и религиозных институтов в различных группах респондентов, особенно среди молодёжи, с какими сферами общественной жизни они связывают надежды с деятельностью религиозных организаций.

Знание отличий и особенностей различных групп верующих, объективные представления о глубине и характере их реальной религиозности позволяют судить и о степени готовности их на деле реализовывать гуманный и толерантный потенциал своих верований в разных сферах общественной жизни. Очевидно, результаты подобного дифференцированного анализа важны и для их духовных пастырей, и для более целеустремленной социальной политики властных структур, и для обстоятельного научного анализа251.

Если конечная цель религии состоит в воспитании нравственно убежденного, добропорядочного и добродетельного человека, носителя высоких гуманистических идей, то она никоим образом не может идти вразрез и с целью современного воспитания, имеющего мировоззренческую направленность. В этой связи практически все исследователи, с каких бы отправных позиций они не рассматривали природу религиозности, включают в её формирование социальный фактор.

Так, Э. Фромм однозначно соотносит религиозность с любовью к родителям. Если человек не отошел от привязанности к матери, клану, нации он не способен развить в себе более зрелую любовь к богу. Следуя его теории, в современных религиях мы находим все стадии этого развития, от самой примитивной до наивысшей. Слово «Бог» может означать как вождя племени, так и «абсолютное Ничто». Точно так же и каждый индивид, как показал Фрейд, сохраняет в себе, в своем подсознании все стадии развития, начиная с младенческого. Впоследствии вопрос касается того, насколько он вырос. Истинное качество любви человека к богу и к другому человеку часто остаётся в скрытом виде в подсознании и рационализируется тем, что он более зрело думает о своей любви. Кроме того, любовь к человеку, входя непосредственно в отношение человека к его семье, определяется в конечном счете структурой общества, в котором он живет. Если общество построено на подчинении власти - будь то явная власть или анонимная власть рынка и общественного мнения - его понятие о боге будет инфантильным, далеким от зрелого понятия, зачатки которого можно найти в истории монотеистических религий" ".

В последние десятилетия отмечаются серьезные трансформации в динамике и в социокультурных параметрах религиозного пространства России. На общем фоне религиозного возрождения в постсоветской России произошло повсеместное оживление активности традиционных религий -христианства, мусульманства, буддизма и иудаизма. Ликвидация в ходе перестройки жесткого идеологического прессинга в отношении распространения религиозных воззрений любой направленности, устранения юридических препонов для деятельности религиозных организаций превратило страну в арену острых и затяжных конфликтов на почве широкомасштабной пропагандистской и миссионерской активности новых религиозных движений. Возникла серьезная социальная и политическая проблема, значение которой не ограничивалось соперничеством между традиционными и нетрадиционными религиозными организациями. Проблема растущей активности НРД переместились в центр споров о духовной направленности школьного и вузовского образования в стране, поскольку возникла угроза утраты им светского характера, установленного Конституцией страны. Стали все громче высказываться опасения- в связи с возможностью идентичности наших сограждан и даже самой российской культуры в условиях экспансии нетрадиционных религий253.

После первых лет повышенного интереса россиян к новым религиозным объединениям теперь этот феномен воспринимается как обычный. НРД привлекают внимание своими философски-мифологическими, мистическими и этическими аспектами, а чаще всего - оккультными и другими подобными практиками, посредством которых люди надеются поправит свое здоровье, достичь духовного совершенства, а главное -приобщиться к сверхъестественному началу, будь то фетишизированная Природа, могущественные божества или же космический Абсолют.

Похожие диссертации на Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики