Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность Ковалева Дарья Николаевна

Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность
<
Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалева Дарья Николаевна. Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ковалева Дарья Николаевна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2010.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/650

Содержание к диссертации

Введение

1. Жизнь, карьера, судьба Н.П. Карабчевского

1. Детство и юность. с. 24 - 46

2. Жизненный путь адвоката . с. 47 - 82

2. Н.П. Карабчевский в культурной жизни эпохи

1. Литературная деятельность . с. 83-103

2. Увлечение театром и музыкой . с. 104 - 123

3. Н.П. Карабчевский как личность

1. Борец за право и правду. с. 124 - 145

2. Политик, соратник, критик . с. 146 - 168

Заключение с. 169 - 173

Список использованных источников и литературы с. 174 - 183

Приложение с. 184 - 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. 31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в котором подтверждена особая роль института адвокатуры в становлении и развитии гражданского общества, что обеспечивает защиту прав, свобод и интересов граждан и организаций. Создавая в России правовое общество, необходимо внимательно изучить опыт исторического прошлого, а именно судебную реформу 1864 г. Сейчас, когда складывается новая теория и практика, необходимо полностью, во всех подробностях изучить обширную теоретическую и правовую базу российской юриспруденции конца XIX – начала XX вв., в том числе опыт и профессиональные технологии дореволюционной адвокатской школы.

Сословие адвокатов за короткое время выработало основную систему правил своей деятельности и этических принципов. Встреченное первоначально прохладно со стороны общества оно сумело зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Многие присяжные поверенные активно участвовали в общественной жизни империи, имели разнообразные интересы и увлечения.

Дореволюционная адвокатура представила миру плеяду выдающихся присяжных поверенных. Каждый из них в суде был частью сословия, но в то же время, являлся индивидуальностью. Чем интереснее, талантливее была личность адвоката, тем заметнее был оставленный им след в истории сословия. Для современных защитников необходимо и актуально исследование теоретического наследия, творческих исканий и практического вклада в развитие судебной системы России корифеев отечественной адвокатуры пореформенного периода. Среди первоклассных юристов, судебных ораторов одно из самых видных мест принадлежит Николаю Платоновичу Карабчевскому.

«Самсон русской адвокатуры» - Карабчевский стал её славой и гордостью. Он посвятил профессии более 50 лет своей жизни, оставаясь всегда и при любых исторических условиях адвокатом – защитником интересов и прав людей. Прекрасный судебный оратор, Карабчевский отличался и мастерством, и логикой мышления, и темпераментом бойца; перед силой его убеждения отступали и обвинители, и судьи. Он был очень разносторонней личностью, в круг его интересов также входили литература и публицистика, театр и музыка.

Изучение личности и секретов профессионального мастерства Н.П. Карабчевского может дать хороший пример для новой адвокатской школы в современной России. Биографии видных российских юристов – это интересные и познавательные страницы истории не только российской юриспруденции, но и всей страны.

Объектом исследования является жизнь и деятельность выдающегося адвоката дореволюционной России – Николая Платоновича Карабчевского. След, оставленный им в профессии присяжного поверенного, значителен и представляет хороший образец для изучения всего сословия в целом.

Предметом исследования выступают особенности формирования личности и профессиональной этики Н.П. Карабчевского, его моральные принципы, желание и возможность совмещать профессию адвоката и увлечение литературой и искусством.

Степень научной разработанности темы. Обобщающего исследования, при наличии ряда статей, специально посвященных Н.П. Карабчевскому, до сих пор нет. Поэтому сведения о знаменитом адвокате тщательно подбирались в исследованиях на смежные темы: о российской адвокатуре и судебной системе конца XIX – начала XX вв.

Историю сословия присяжных поверенных начали создавать сами адвокаты. «Известные публицисты, К.К. Арсеньев – в Петербурге и Г.А. Джаншиев – в Москве, непрестанно на страницах «Вестника Европы» и «Русских Ведомостей» выясняли всю пользу и значение нового суда, реабилитировали его от инсинуаций и разбивали на голову почти сплошь своих грозных противников». За полвека существования российской адвокатуры ученые-юристы создали немало серьезных трудов, в которых рассматривались вопросы возникновения, статуса, устройства, функционирования и эволюции сословия. В это же время было задумано и частично осуществлено издание «Истории русской адвокатуры», завершению проекта помешала революция 1917 г. В вышедших томах представлен материал об учреждении и статусе адвокатуры, показаны принципы её существования, занимаемое место в обществе. Однако в работе не нашла отражение ни юридическая, ни политическая, ни общественная деятельность присяжных поверенных. В четвертом томе должны были содержаться биографии адвокатов.

Уже современниками предпринимались попытки сделать общедоступными биографии светил адвокатуры. Н.П. Карабчевский прочно вошел в состав корифеев адвокатуры, поэтому очерки о нем включены в сочинения Л.Д. Ляховецкого, Б.Б. Глинского, А.Г. Тимофеева. Авторы ставили целью изучение эволюции русского судебного красноречия, поэтому небольшой биографический очерк о Карабчевском есть только у Л.Д. Ляховецкого. Глинский и Тимофеев подробно останавливаются на особенностях Николая Платоновича как судебного оратора, указывая достоинства и недостатки.

В 1912 г. выходит отдельной брошюрой работа В.А. Руадзе «Два судебных оратора» (СПб., 1912), которая посвящена Н.П. Карабчевскому и М.Г. Казаринову. Автор гласно ставит представителя «молодой адвокатуры» Казаринова вровень и даже чуть ли не выше признанного мэтра адвокатуры Карабчевского. Михаил Григорьевич Казаринов представляется как «самый деликатный, самый изысканный из судебных ораторов», «звездный трубадур»; Карабчевский – это «певец пламенного солнца», но «солнце Карабчевского - солнце закатное, ослепительный был восход его дарования и путь его был усыпан розами». В работе много эмоций, но утверждения автора не подкрепляются реальными доказательствами.

До революции биографический очерк о Карабчевском вошел в состав Нового энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона и долгое время оставался единственной доступной биографией знаменитого адвоката.

Российская присяжная адвокатура была упразднена практически сразу же после прихода большевиков к власти (Декретом Совнаркома от 22 ноября 1917 г.), вскоре однако была восстановлена - Положением об адвокатуре 26 мая 1922 г. Но в обществе долгое время доминирующим было представление об адвокатуре, как организации, чуждой социалистическому обществу. Подобное отношение было не в последнюю очередь вызвано следующим изречением В.И. Ленина: «эта интеллигентская сволочь часто паскудничает». Неудивительно, что не только профессия адвоката не интересовала советского гражданина, но и вся история присяжной адвокатуры на долгое время оказалась забытой.

После революции многие российские граждане оказались в эмиграции. Современники начинают задумываться о вкладе известных юристов в развитие судебной системы и общества в России, без внимания не остался и Н.П. Карабчевский.

С.В. Карачевцев встретился в 1923 г. в Ницце с Карабчевским. Тогда же, по признанию самого автора, и было задумано исследование, посвященное громким и характерным уголовным процессам в русских судах дореволюционного периода и развитию судебного красноречия, во многом на примере деятельности Н.П. Карабчевского. Значительное место в работе отводится жизни, личности и деятельности Николая Платоновича. Данные о жизни и деятельности приводятся полностью, без каких-либо изменений из опубликованных воспоминаний Карабчевского, поэтому малоинтересны. В работе не представлены какие-либо новые архивные данные, отсутствует научный аппарат. Важной частью исследования является оценка знаменитого юриста как адвоката и оратора.

После смерти Карабчевского вышел ряд некрологов, в которых необычайно высоко был оценен его вклад в развитие и становление адвокатского сословия.

В Нью-Йорке обосновался ученик Николая Платоновича Евгений Михайлович Кулишер, который опубликовал статью посвященную своему учителю. В ней автор, со знанием дела и с ценными для моей темы подробностями, определяет важное место Карабчевского в истории развития адвокатуры.

В советской России исследований по истории русской адвокатуры долгое время почти не было. Об адвокатах косвенно упоминалось в работах, посвященных изучению роли и места царских карательных органов. В работе академика-лингвиста В.В. Виноградова, посвященной развитию красноречия в России, Карабчевскому отведен специальный очерк, раскрывающий особенности ораторского искусства и высочайший профессионализм знаменитого адвоката.

Новый этап в изучении этой темы начинается в 70-80-е гг. Б.В. Виленский в монографии «Судебная реформа и контрреформа в России» (Саратов, 1969), исследуя сословие присяжных поверенных, останавливает свое внимание на политической деятельности и роли адвокатуры в России. В статьях Е.А. Скрипилева рассматривалась история российской присяжной адвокатуры на небольших отрезках времени и, по признанию самого автора, поверхностно.

Монография и серия статей, посвященных началу становления независимого сословия присяжных поверенных, опубликованы Н.В. Черкасовой. Они основаны, главным образом, не на новых данных, извлеченных из архивов, а на монографиях дореволюционных авторов.

Известный исследователь истории российской адвокатуры, автор ряда биографических трудов о выдающихся присяжных поверенных, профессор В.И. Смолярчук выпустил первую за долгое время работу, посвященную Н.П. Карабчевскому. В тематическом сборнике Смолярчук дает семь очерков о корифеях адвокатуры: П.А. Александрове, С.А. Андреевском, К.К. Арсеньеве, Н.П. Карабчевском, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовиче, А.И. Урусове. Материал ранее изданной статьи без изменений вошел в этот сборник. В.И. Смолярчук излагает краткую биографию Карабчевского, останавливается на крупных делах адвоката, обозначает круг его интересов в литературе и общественной жизни. К сожалению, автор допускает некоторые ошибки в биографии Карабчевского.

Значительное место в изучении российской адвокатуры принадлежит работам Н.А. Троицкого. Изучая участие адвокатуры в политических процессах, исследователь заинтересовался и личностями адвокатов. Итогом работы становится труд «Корифеи российской адвокатуры» (М., 2006), включающий биографические очерки и характеристики 24 адвокатов из числа наиболее крупных и ярких деятелей российской присяжной адвокатуры XIX - начала XX вв. В очерке, посвященном Н.П. Карабчевскому, автор обзорно характеризует жизнь, увлечения, друзей и знакомых, карьеру знаменитого адвоката.

В последнее время значительно возрос интерес к дореволюционной адвокатуре вообще и к личностям адвокатов в частности. Выпускаются сборники, посвященные истории судебного красноречия в России. Здесь интересен один факт: если дореволюционные исследователи безоговорочно признают вклад Н.П. Карабчевского в развитие ораторского искусства, то современные составители иногда даже не включают материал по Карабчевскому.

В юридических журналах последних лет вышел ряд статей различных авторов, некоторые из них посвящены Н.П. Карабчевскому. Статьи носят скорее научно-популярный характер и свидетельствуют об интересе к представителям дореволюционной адвокатуры вообще и к личности Карабчевского в частности.

Увидели свет и монографии, посвященные адвокатуре и адвокатам. М.В. Немытина не рассматривает биографии защитников, а исследует формирование, эволюцию и отношение адвокатуры к политике. Ю. Хаски делает интересные изыскания о степени популярности профессии адвоката в России. Юрист с сорокалетним стажем А.Г. Звягинцев выпустил книгу «Взлеты и падения вершителей судеб. Трагические страницы в биографии российских юристов» (М., 2006). Автор указывает, что «книга написана на основании редких архивных материалов и других малодоступных источников, которые долгие годы изучал автор», но в работе нет ни одного указания на архив или другой малодоступный источник. Кроме того, в биографиях юристов Звягинцев делает фактические ошибки.

Деятельность Карабчевского как адвоката стала основой для иллюстрации профессиональной деятельности адвоката в России во второй половине XIX - начале XX вв. Но в работе М.А. Шелоумова внимание сосредоточено на узкоюридической стороне профессии, не получили должного освещения ни личность, ни круг интересов, ни особенности Карабчевского как адвоката и оратора.

Таким образом, в отечественной историографии нет обобщающего исследования, которое могло бы раскрыть личность одного из самых значимых адвокатов дореволюционной России, «поклонника муз» – Николая Платоновича Карабчевского.

Целью диссертации является создание, по возможности, наиболее полной биографии Н.П. Карабчевского, выявление его особенностей как адвоката, судебного оратора и общественного деятеля. Необходимо показать роль Карабчевского в развитии адвокатуры и общественной жизни, изучить в тесной взаимосвязи все стороны его деятельности и личности, что становится задачами исследования:

- изучить важнейшие этапы жизни Карабчевского;

- выявить особенности его становления и развития в профессии адвоката;

- показать связи присяжной адвокатуры с деятелями культуры на примере Карабчевского;

- рассмотреть значение Карабчевского в развитии правоведения, адвокатуры и судебного красноречия;

- выяснить позицию Карабчевского по важнейшим общественно-политическим вопросам.

Хронологические рамки исследования ограничиваются годами жизни Николая Платоновича Карабчевского, а именно 29 ноября (11 декабря) 1851 – 8 (21) ноября 1925 гг.

Методология исследования. В основе диссертационного исследования лежат главные принципы современного исторического познания – историзм и объективность. Принцип объективности требует привлечения максимально возможного круга источников, а также критического отношения к научной литературе, содержащей различные мнения, оценки, подходы. Принцип историзма предполагает изучение жизни и деятельности, увлечений, общественно-политических взглядов Н.П. Карабчевского в контексте определенного, сложного периода в истории России, выявление связей между событиями его жизни и его эпохи. В работе были использованы как общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, систематизация, так и специальные методы исторического исследования: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический. В ходе работы сочетание проблемного и хронологического принципов исследования позволяет рассматривать последовательно этапы жизни и становления Карабчевского и при этом останавливаться на особенностях его личности. Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть взаимосвязь общего и особенного в судьбе Карабчевского.

Работа написана на стыке таких наук как история, психология, юриспруденция и литературоведение, что позволяет раскрыть тему комплексно.

Поставленные в работе цель и задачи предполагают обращение к широкому кругу источников.

Источниковая база исследования. Широкий спектр как опубликованных, так и неопубликованных источников позволяет изучить в должном объеме основные этапы жизни Карабчевского, особенности его личности и разнообразие интересов.

Опубликованные источники можно разделить на группы: источники законодательного характера; документы официального делопроизводства, документы личного происхождения (письма, дневники, воспоминания); материалы периодики.

Из опубликованного материала в отдельную группу можно выделить литературное наследие самого Н.П. Карабчевского. Оно очень разнообразно.

Мемуары Николая Платоновича охватывают отдельные отрезки жизни: статья о начале карьеры адвоката – «Как я стал адвокатом», описывает нелегкий путь в сословие присяжных поверенных молодого выпускника юридического факультета, мечтающего о литературной деятельности. Книга воспоминаний «Мирные пленники» выходит под впечатлением от нескольких месяцев с начала Первой мировой войны, проведенных Карабчевским в Германии. Ярко описано положение российских туристов на немецкой территории до и после начала военных действий. Двухтомник воспоминаний выходит уже после вынужденной эмиграции из России: первый том посвящен воспоминаниям о прекрасном детстве, которое завершается с отправкой в университет; второй – совмещает в себе воспоминания и рассуждения о причинах, произошедших в России кардинальных изменений. Вообще оба тома наполнены сильными чувствами: первый - это ностальгия по счастливым детским годам; второй – бессильный ужас от происшедшего, понимание необратимости событий.

В разное время выходили воспоминания Н.П. Карабчевского о его великих современниках, с которыми он был лично знаком и дружен, - Л.Н. Толстом, В.Г. Короленко, А.П. Чехове.

Литература была второй, после адвокатской практики, страстью Карабчевского. Большинство его литературных произведений вошли в сборник «Приподнятая завеса» (СПб., 1905), здесь есть и рассказы, и повесть, и стихи.

Николай Платонович обладал еще и прекрасной правовой эрудицией, поэтому высказывался по различным вопросам права. Он интересовался положением защиты и на Западе, в частности в Англии и во Франции. Многие статьи Карабчевского вошли в сборник «Около правосудия» (СПб., 1902). Сборник был переиздан в 1908 г. с дополнением ряда статей, появившихся в печати после 1902 г., а также вошла в него ранее нигде не издававшаяся по цензурным условиям статья «Три силуэта», посвященная трем знаменитым подзащитным Карабчевского – Е.К. Брешко-Брешковской, Г.А. Гершуни, Е.С. Созонову.

К этой же группе можно отнести издание речей Н.П. Карабчевского, о чем он позаботился сам. Речи судебных ораторов информативны с нескольких точек зрения – это материал о судебном разбирательстве; информация о мировоззрении защитника, так как часто в процессе речи он выражает своё отношение к тому или иному общественно значимому явлению; возможность определить характерные особенности в манере речи. Выходили в свет и отдельные речи Карабчевского по различным делам.

Общие принципы судоустройства и основы положения адвокатуры содержатся в источниках законодательного характера.

К делопроизводственным источникам можно отнести отчеты Санкт-Петербургского Совета присяжных поверенных, содержащие информацию не только о главных принципах организации адвокатского сословия, но и ценные данные о Н.П. Карабчевском.

Документы личного происхождения представляют исключительно ценный материал для темы диссертации. Воспоминания о Н.П. Карабчевском можно условно разделить на две группы. В первую входят мемуары коллег-современников, которые характеризуют Карабчевского как адвоката и оратора. Это В.Д. Спасович, Г.Б. Слиозберг, О.О. Грузенберг, М.Л. Мандельштам, В.А. Маклаков, помощники Николая Платоновича Б.С. Утевский и Е.М. Кулишер.

По воспоминаниям некоторых современников можно судить о том резонансе, который приобретали дела где участвовал Карабчевский.

Интересны вышедшие воспоминания бывших подопечных Николая Платоновича, для которых защитник – «единственный живой человек, не из вражеского стана».

Вторую группу мемуаров составляют воспоминания людей близких к искусству. Николай Платонович, будучи разносторонней личностью, был знаком со многими видными деятелями литературы, театра. Среди них – писатели-классики В.Г. Короленко, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой. Знакомство с Короленко и Толстым состоялось благодаря профессиональной деятельности Николая Платоновича.

Карабчевский был в дружеских отношениях со многими звездами Александринского театра В.Ф. Комиссаржевской, П.А. Стрепетовой, М.Г. Савиной, К.А. Варламовым, Ю.М. Юрьевым. Николай Платонович был признанным театралом. Во время гастролей Московского Художественного театра в Петербурге он познакомился с О.Л. Книппер-Чеховой и К.С. Станиславским. Дружил с Л.В. Собиновым, был знаком с М.Ф. Кшесинской.

В материалах периодики содержится разнообразный материал относительно Н.П. Карабчевского. В юридических изданиях «Право» и «Юрист» выходили защитительные речи и отчеты о ходе дел Карабчевского, были отражены общественные акции с участием адвокатов, среди которых был и Николай Платонович. Ряд газетных заметок посвящен 25-летнему юбилею адвокатской деятельности Карабчевского. Так как знаменитый адвокат был еще и литератором, то интересны критические отклики на его произведения.

Для решения поставленных в исследовании задач, кроме уже опубликованных источников, в научный оборот вводятся новые архивные материалы. В работе использованы данные из четырех государственных архивов – Государственный архив РФ (ГАРФ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный исторический архив (РГИА), Институт русской литературы Российской Академии Наук (ИРЛИ РАН), и двух библиотечных коллекций Рукописного отдела Российской государственной библиотеки (РО РГБ) и Рукописного отдела Российской национальной библиотеки (РО РНБ).

Наибольший интерес представляет данные личного фонда Николая Платоновича Карабчевского, хранящиеся в ГАРФе. Фонд обширный и содержит 1247 единиц хранения. Материалы в нем разделены на четыре группы: лично-биографические документальные материалы, литературные произведения Карабчевского, документальные материалы, отложившиеся в результате служебной деятельности, переписка Карабчевского.

В первой группе ценные данные содержат: рукопись личного дневника Н.П. Карабчевского, охватывающая небольшой период времени – с 24 июня по 25 октября 1870 г. На 89 листах отражается студенческая жизнь, со всеми её переживаниями и волнениями. Здесь же - биография Карабчевского неизвестного автора (машинопись с поправками самого Николая Платоновича). Текст не окончен, к сожалению, местами плохо сохранился и имеет большой пропуск (Л. 15-52), но даже доступная часть дает ценную информацию о жизни и деятельности знаменитого адвоката. Здесь коротко рассказывается о детстве Николая Платоновича, о его пути в профессию и первых, трудных шагах на адвокатском поприще.

Во второй группе содержатся черновики, наброски литературных произведений Карабчевского, большинство из них изданы. Здесь содержатся также эпиграммы на политические партии, неопубликованные статьи о Ф.Н. Плевако, о формах домашнего духовного завещания, об экономическом положении в России.

В третьей группе (221 ед.хр.) сохранились разнообразные делопроизводственные документы профессиональной деятельности Н.П. Карабчевского.

Четвертая группа, самая большая – 985 ед.хр., обозначает обширнейший круг знакомых Николая Платоновича. Здесь хранятся письма от А.Ф. Кони, О.О. Грузенберга, В.Г. Короленко, П.Н. Малянтовича, В.Д. Набокова, А.А. Никонова…

В фонде III отделения содержатся данные политической полиции о наблюдении за Николаем Платоновичем в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

В РГИА хранятся делопроизводственные документы Н.П. Карабчевского, посвященные делу финляндского генерал-губернатора Н.Н. Герарда. В фонде Санкт-Петербургского университета сохранилось личное дело «студента Н. Коробчевского», из которого становятся известны важные подробности студенческой жизни. В деле имеется копия метрической справки Николая Платоновича, заявления о приеме в университет и переводах с факультета на факультет, и даже диплом о присвоении Карабчевскому ученой степени кандидата юридических наук.

В фондах РГАЛИ содержится материал, важный как для биографии Карабчевского, так и для изучения круга его интересов и знакомых. Из воспоминаний известного народовольца С.А. Никонова становятся известны некоторые подробности первого брака Николая Платоновича. Из материалов фонда Л.В. Собинова узнаем о дружеских взаимоотношениях великого тенора и знаменитого адвоката, и об эволюции последних к враждебности. Как любитель театра Карабчевский не мог пройти мимо Русского театрального общества.

В ИРЛИ РАН и ОР РГБ находится разнообразный эпистолярный материал. В широкий круг общения Карабчевского входили А.Ф. Кони, писатели В.Г. Короленко и А.П. Чехов, П.И. Вейнберг и М.К. Лемке. Письмо, адресованное Марии Константиновне Голицыной, содержит список знаменитостей, приглашенных на один из вечеров в домашнем театре Карабчевских. Образцы почерка и подписи позволили провести графологическое исследование о личности Н.П. Карабчевского. За профессиональную экспертизу выражаю благодарность психологу, сотруднице Бюро судебно-медицинской экспертизы Марине Александровне Шашковой.

В основе научной новизны работы лежит направление современной исторической мысли – историческая антропология, которая предполагает изучение истории сквозь призму мировоззрения определенного человека во всем его разнообразии и противоречии. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринимается попытка создания научной биографии, в которой Н.П. Карабчевский представлен не только как адвокат, судебный оратор, но и как разносторонняя личность: общественный деятель, литератор и публицист, театрал и меломан.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что был заполнен существовавший пробел в изучении биографии и деятельности знаменитейшего адвоката конца XIX – начала XX вв. Н.П. Карабчевского. Материалы могут быть использованы при подготовке исследований, посвященных истории адвокатуры и общественной жизни в России. Данные диссертации также возможно использовать при разработке курсов лекций, спецкурсов, учебных пособий по истории России.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Отечества и культуры Саратовского государственного технического университета. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 научных статьях, в том числе в 2 публикациях в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура исследования обусловлена объектом и предметом исследования и отвечает поставленным цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Жизненный путь адвоката

Н.П. Карабчевский стал помощником у А.А. Ольхина, который вскоре за «политическую неблагонадежность» был выслан из Петербурга. После отъезда патрона Николай Платонович записался в помощники сначала к А.Л. Боровиковскому (будущему сенатору), а последний год стажа был помощником у Е.И. Утина. Утин первый заметил его, как выдающегося из молодежи уголовного защитника и стал поручать ему некоторые дела124.

Молодой, начинающий адвокат берется за различные дела, многие из которых «назначаются в выездные сессии», благодаря им приходит первая известность и слава. К начинающему адвокату начинают присматриваться.

В 1876 г. Карабчевский женится на дочери вице-адмирала Андрея Ивановича Никонова - Ольге. Свадьба состоялась, когда невесте «едва минуло 18» . Брак был заключен по взаимной любви. По воспоминаниям брата Ольги - известного народовольца С.А. Никонова: «Своего мужа ... она до конца дней страстно любила и все силы своей души, всю свою многогранную натуру, всю свою волю и весь сильный характер тратила на заботу о муже, потом о дочери, вообще на свой семейный очаг» " . Жена стала для Николая Платоновича не только любимой женщиной, но и лучшим другом " . В браке родились двое детей - мальчик и девочка.

13 декабря 1879 г., после пятилетнего стажа, Н.П. Карабчевский был принят в число присяжных поверенных. С тех пор деятельность его уже на виду у всех. В сравнительно короткое время Николай Платонович занимает прочное место среди лучших присяжных поверенных и приобретает широкую известность.

Весной 1882 г. семье выпали тяжкие испытания: дочь только что стала оправляться от тяжелой формы «возвратного тифа», а мальчик неожиданно для родителей заболел воспалением легких. Родители день и ночь сидели у постели больного, «умирающего ребенка, давали ему дышать кислородом и переживали вместе все муки надвигающегося ужаса». Двухлетний Андрей умер 29 марта 1882 г., «на второй день Пасхи» , от двухстороннего воспаления легких " . Ольга Андреевна за время болезни детей совершенно извелась, а после смерти сына «обезумела от горя». Николай Платонович дома поддерживал жену, как только мог, но в кругу друзей позволил себе публично проявить чувства - «беспомощно рыдал в ответ на соболезнования» .

Здесь, на мой взгляд, уместно остановиться на личности Ольги Андреевны. «Все, кто близко знал её, высоко ценили её недюжий, многие говорили «мужицкий» ум, редкую доброту и отзывчивость на всякое горе и несчастье, прямоту, которую многие боялись, так как она умела говорить всем правду в глаза. ... Это был на редкость сильный и цельный характер и мало кто из знакомых не находился под её обаянием. ... Кроме всего прочего, она совершенно не знала чувства страха за себя и была чрезвычайно находчива» . Доброта и отзывчивость, а возможно судьба брата, способствовали неравнодушному отношению к революционерам. Она помогала деньгами, устраивала на лечение «где-нибудь в Крыму, иногда у себя в имении»; многим через свои связи устраивала разные льготы (перемещение из одного места ссылки в более легкое, сокращение срока, освобождение от надзора) . Иногда бесстрашная Ольга Андреевна скрывала людей, которым грозила опасность ареста, тем самым явно нарушала закон. Подобное поведение не могло пройти незамечено для официальных властей и уже в мае 1882 г. мы находим этому подтверждение в донесениях Департамента полиции JJ.

Пасха в 1882 г. отмечалась 28 марта, соответственно Святая (Светлая) неделя приходилась на 29 марта - 4 апреля.

Супруги занимались благотворительностью: Ольга Андреевна с 1898 г. состояла в Обществе попечения о бедных и больных детях (Синий крест); Николай Платонович в 1898 г. был председателем комиссии заведующей убежищем для защиты детей от жестого обращения134, в 1899-1900 гг. был членом общества «Защиты детей от жестого обращения» под председательством присяжного поверенного В.Н. Герарда135, с 1900 г. входил в Общество попечителей о бедных и больных детях136.

Счастливый брак завершился печально: Ольга Андреевна Карабчевская умерла. В каком году это произошло? Брат Ольги Андреевны в воспоминаниях указывает, что сестра умерла в 1903 г., в возрасте 45 летЬ7. Но второе издание «Речей» Н.П. Карабчевского, посвященное памяти жены, вышло в 1902 г. В адресной книге Санкт-Петербурга О.А. Карабчевская последний раз упоминается в 1900 г . Очевидно, что Сергей Андреевич Никонов ошибается, возможно допускает опечатку. Не имея официального свидетельства о дате смерти Ольги Андреевны, можно предположить, что умерла она все-таки в 1901 г.

В память о жене Николай Платонович, создал фонд помощи молодым адвокатам: «внес в кассу пособий присяжных поверенных процентными бумагами три тысячи рублей на образование капитала имени Ольги Андреевны Карабчевской» . В её честь были написаны два стихотворения: «Приходи» и «Я схоронил тебя»140.

Во второй половине 1902 г. у Николая Платоновича были некоторые проблемы со здоровьем - сделали операцию141. Все прошло хорошо, т.к. в декабре этого года1 он уже был по делам в Москве.

В 1904 г.142 Николай Платонович во второй раз женится на Ольге Константиновне Варгуниной143 - дочери богатого фабриканта, банкира, домовладельца. Состояние новоиспеченного тестя144 действительно было внушительным:

Почтенный финансист и фабрикант,

Покрыл всю Русь своей бумагой,

И миллионами разумный коммерсант

В делах ворочает с отвагой1 5. Для Ольги Константиновны, это тоже был второй брак. Первый был заключен с офицером для поручений при военном министерстве, гвардии поручиком Иваном Николаевичем Глинкой (сын баронессы В.И! Икскуль фон Гилленбанд, урожденной Лутковскон). Глинка специализировался- на аренде, покупке, перепродаже земель, лесов в Смоленской, Новгородской, Черниговской, Волынской губерниях, был директором-распорядителем акционерного-общества по торговле лесом146. Судя по всему, великосветский денди (а по свидетельству современников - еще и «темный делец») Глинка женился на купеческой дочке ради богатого приданого. Скандальный развод Ольги стоил Константину Варгунину 75 000 «отступных» для ловкого поручика .

В качестве приданого Карабчевский получил, кроме всего прочего, и дом № 45 по Знаменской улице148. Этом дом был приобретен в 1879 г. у наследников купца и заводчика И.К. Мясникова. Особняк был построен в 1857-1859 годах архитектором А.П. Гемелианом в стиле необарокко при участии В.А. Гартмана, выполнившего внутреннюю отделку149. Интересен тот факт, что Константин Александрович продолжал также проживать в этом доме до 1915 г. Это подтверждается по совпадениям домашнего адреса и номера телефона у К.А. Варгунина, O.K. Карабчевской, Н.П. Карабчевского в адресных книгах «Весь Петербург»150. В 1909 г. у Карабчевских родилась дочь Милица.

В начале XX в. в сословии присяжных поверенных происходят изменения в духе времени - складывается особая группа специалистов, защитников в политических процессах, политические взгляды которых в значительной мере совпадают с убеждениями подсудимых. В целях популяризации своих взглядов молодые «политиканы» не стеснялись и были1 готовы пойти на многое. Но обо всем по порядку.

13 декабря 1904 г. праздновалось 25-летие пребывания Николая Платоновича Карабчевского в звании присяжного поверенного. К этому времени Карабчевский стал одним из самых популярных адвокатов России. Сословие не могло остаться в стороне от столь знаменательной даты и поэтому приготовило чествование юбиляру. Однако «левые» решили довести юбилейный вечер до размера «общественной оппозиционной демонстрации». Широкий общественный резонанс был бы гарантирован, благодаря недавним успешным защитам Карабчевского на процессах эсеров Г.А. Гершуни и Е.С. Созонова.

Литературная деятельность

Эпоха великих реформ 1860-х гг. дала многое России, время в истории страны разделилось на до и после. Вслед за реформами начался небывалый общественный подъем. Новые времена позволили выделиться и новым людям, проявить себя как можно ярче, разносторонней.

В результате судебной реформы появилось в России новое сословие -присяжных поверенных, которое не имело исторических корней: «Ничего подобного не бывало на Руси. Мы вышли не ex ovo (из яйца), мы не вылупились из скорлупы, мы без роду и племени»1. В новое самоуправляющееся сословие шли наиболее передовые, либерально настроенные люди.

На первых защитниках лежал огромный груз ответственности за будущее своей корпорации, и они с честью выдержали этот экзамен, установив в своей среде высочайшую планку профессионализма, честности, образованности. Но практически все знаменитые адвокаты были не только прекрасными юристами, каждый был весьма разносторонней личностью. В. Д. Спасович известен не только учебником уголовного права и исследованиями по международному и гражданскому законодательству. Филологам он известен глубоким изучением Шекспира и Мицкевича, а мимо его статей о влиянии творчества Байрона на Пушкина и Лермонтова не может пройти серьезный литературовед. «Знаменосец и страж адвокатской этики» К.К. Арсеньев, написавший ряд книг о русской, французской и немецкой адвокатуре, был одним из самых ярких публицистов «Вестника Европы» и тонким литературным критиком, в сущности первым исследователем творчества Салтыкова-Щедрина. Его «Критические этюды по русской литературе» и сейчас интересны. Трехтомник сочинений А.И. Урусова содержит не его судебные речи, а его статьи о театре, литературе, живописи, о Писемском и Золя, о Гоголе и Мольере, об Островском и Бодлере. Лингвистов поражает тот факт, что он первый начал составлять Пушкинский словарь - начинание невероятной сложности, реализованное сравнительно недавно2...

Одно из видных мест среди адвокатов принадлежит Николаю Платоновичу Карабчевскому - прекрасному юристу, великолепному судебному оратору и ... литератору, поэту, прозаику, публицисту. «Карабчевский кажется почти невероятно многогранным - исследования (в том числе и французского красноречия), публицистика, критика, художественная проза и стихи»"5.

Интерес к литературе проявился у Н.П. Карабчевского раньше, чем к адвокатуре. В статье «Как я стал адвокатом» Николай Платонович достаточно подробно описывает свой интерес к литературной деятельности. Уже в университете, на третьем курсе - в августе 1872 г., он отправляет письмо редактору «уважаемого журнала» «Вестник Европы» М.М. Стасюлевичу с просьбой напечатать два стихотворения «Спартак» и «На распутье», «если они покажутся достойными»4. В переписке ни Стасюлевича, ни Карабчевского не сохранился ответ на просьбу начинающего писателя. Стихотворения, по всей видимости, так и не были опубликованы, так как в «Вестнике Европы» за сентябрь-декабрь 1872 г. и 1873 г. их нет.

Окончив юридический факультет Санкт-петербургского университета, Николай Платонович решает посвятить свою жизнь литературе: он отнес пятиактовую драму «Жертва брака» в редакцию «Отечественных записок». «Больше месяца, стыдясь и волнуясь, я каждый понедельник вползал как-то боком, словно крадучись, в редакцию «высокоуважаемого журнала» - за ответом. Иногда от «самого» Некрасова или же от «самого» Салтыкова я выслушивал ... что рукопись еще не прочитана, и надо прийти еще через две недели. Кончилось тем, что, наконец, мне «её» вернули». Безусловным достоинством человека является способность трезво взглянуть на себя, как бы со стороны. Поэтому, получив отказ, Николай Платонович «тут же порешил, раз и навсегда поставить крест на своих художественно-литературных затеях. Карьера писателя захлопывалась, очевидно, для меня навсегда. Или на страницах высокоуважаемого журнала, или нигде!»5.

Но Карабчевский, выбрав в итоге профессию адвоката, не оставил своего увлечения литературой. Его литературная деятельность шла рука об руку с адвокатской карьерой . Неудивительно поэтому, что в дореволюционных словарях и справочниках сказано о Н.П. Карабчевском: «Известный судебный оратор и писатель» . В художественное наследие Карабчевского входят: повести («Приподнятая завеса» и «Гастроль»), рассказы («Откровенная исповедь», «Куда спешила старуха»), пьесы («Три реферата или сон Стафбера», «Пир у Вильгельма»), поэмы («Три сына», «Из корана»), роман «Господин Арсков», стихи, и даже средневековая легенда «Спелая любовь» .

Став помощником присяжного поверенного, Николай Платонович работал в газете «Неделя» (1874-1879), где помещал статьи юридического и публицистического содержания . В» редакции он познакомился с Федором Михайловичем Достоевским9. Сложились хорошие приятельские отношения, и Карабчевскому выпала честь участвовать в очередной попытке примирения Достоевского и И.С. Тургенева10. Но «история одной вражды», как определил Ю. А. Никольский взаимоотношения двух великих писателей, была слишком запутана, и некоторое улучшение отношений произошло лишь в июне 1880г11.

В «Неделе» Карабчевский также встретил Семена Афанасьевича Венгерова, окончившего юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1879 г. Венгеров посвятил литературе всю жизнь. Ему принадлежат два фундаментальных библиографических труда, до сих пор сохраняющие практическое значение: «Критико-библиографичесюда словарь русских писателей и ученых» (СПб., 1889—1904. Т. 1—6) и «Источники словаря (русских писателей» (СПб., 1900—1917. Т. 1-—4). В число русских писателей историк литературы включает и Н.П. Карабчевского, в- личном архиве Венгерова храниться написанный от руки библиографический листок присяжного поверенного Н.П. Карабчевского1".

С сер. 1880-х гг. Николай Платонович печатал юридические статьи в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», «Наблюдатель», «Журнал Министерства юстиции»13, «Русское богатство». К редакции последнего журнала благодаря дружбе с В.Г. Короленко Карабчевский был особенно близок, а через сотрудника критического отдела А.Г. Горнфельда14 Николай Платонович печатает и рецензии на книги15. Сотрудничал Карабчевский также с газетами «Речь», «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Новое время»16.

В 1889 г. Карабчевский издал рассказ «Свидание» , в 1892 г. -большую повесть «Приподнятая завеса»1 из цикла юных впечатлений, а затем повесть «Гастроль», где описываются похождения молодых людей времени юности автора. В 1893 г. появился автобиографический роман «Господин Арсков»19, где в увлекательной форме описаны блестящие успехи молодого преуспевающего инженера и тяжелейшие переживания, которые он испытал, влюбившись в прекрасную даму20. Сергей Карачевцев, который познакомился с Николаем Платоновичем летом 1923 г. в Ницце, сообщает, что в романе «Господин Арсков» Карабчевский пишет о двух юристах: «о себе и об Андреевском»21. Роман, как писал позднее Карабчевский, это результат «часов глубокого пессимистического раздумья, идеи о самоубийстве», «душевный вопль в кульминационный период личного жизненного благополучия» "".

В прозе Карабчевского явно чувствуется влияние идей Л.Н. Толстого. Герой романа «Господин Арсков» уже не может оправдать свою «языческую жизнь», в которой забыт главный человеческий долг - «все преодолевающая любовь к ближнему», собирается уехать в деревню и, в конце концов, кончает с собой23. Литературный критик П.Н. Краснов24 считал, что главное значение романа не в его центральной фигуре, а в ярких картинах, изображающих «пошлую обстановку» петербургской жизни светского общества23.

Увлечение театром и музыкой

Кроме увлечения литературной деятельностью Н.П. Карабчевский испытывал «еще от детских лет большую слабость к театру». «Случайно наняв меблированную комнату с большим старинным трюмо, в котором отражалась вся моя фигура, я иногда упражнялся перед ним в декламации из «Горя от ума», или из «Гамлета» и находил, что иные места выходили у меня не дурно; но все же серьезной решимости «поступить» в актеры у меня не возникало никогда. Где-то в глубине души во мне жило сознание, что это все-таки «не то» и что, если поскрести хорошенько, то на поверку окажется только «поза» и «ломанье»1 1. Но желание попробовать себя на сцене пересилило.

В 1878-1879 гг. в Петербурге процветали любительские спектакли, так как частные театры были временно запрещены. В постановках принимали участие как профессиональные актеры, так и любители, в том числе будущие «светила адвокатуры»: П.Г Миронов и Н.П. Карабчевский. Николай Платонович считал своей коронной ролью роль Чацкого, и как любитель, по мнению современников, исполнял её весьма не дурно . А ведь в-это же время только начиналась карьера в будущем великолепного адвоката Карабчевского.

В этих спектаклях Николаю Платоновичу довелось выступать на одной сцене со знаменитыми К. А. Варламовым, В.В. Самойловым, И.П. Киселевским, В.В. Стрельской, а также с начинающими А.И. Южиным и О.Д. Лолой103. По мнению П.П. Гнедича, участие в любительских спектаклях помогало молодым присяжным поверенным «в постановке голоса и управлении дыханием»104. С авторитетным мнением трудно не согласиться:

Миронова, например, сравнивали в суде с самим Мазини - «не адвокат -певец, в суде - Мазини сам!»106.

С Варламовым Карабчевского вообще связывали дружеские чувства и отношения. Достаточно привести случай описанный Н.Н. Ходотовым107: Варламов страстно любил поболтать со сцены с публикой, а в мольеровском «Дон-Жуане» в постановке В.Э. Мейерхольда108, «режиссер дал ему полную свободу». Со сцены во время спектакля знаменитый актер мог запросто заговорить с другом: «А, Николай Платонович! Как вам понравилась наша пьеса? Не знаю как вы, а я в ней чувствую себя как дома! Да, не забудьте, милый, ко мне на пирог во вторник. Будете?»109.

Константин Александрович Варламов - самородок, поражавший .своим природным дарованием, «царь русского смеха», как его называли - устраивал славившиеся на весь Петербург «капустники». «Веселые вечера» проходили в первый понедельник Великого поста. Время как нельзя подходящее: в пост, по законам Российской империи, театральная жизнь должна была замирать, № семь недель актеры вынужденно бездействовали. Все самое талантливое и знаменитое из мира искусств бывало обязательно на капустниках у Варламова. «Среди приглашенных были знаменитые художники Ю.Ю. Клевер и Свечников, прославленные актеры - М.Г. Савина, чета Фигнеров, известный исполнитель цыганских романсов А.Д. Давыдов, опереточные тенора, прима-балерины и «светило на адвокатском горизонте» - Н.П. Карабчевский» .

Николай Платонович успевал, казалось, везде. Являясь поклонником и театра, и литературы, он не мог не участвовать в открытии петербургского литературно-артистического кружка , которое состоялось 29 марта (10 апреля) 1893 г. Председателем кружка был П.П. Гнедич .

Устав кружка был разработан А.П. Чеховым и отправлен П.А. Сергеенко с письмом от 5 февраля 1893 г.: «Посылаю устав. Раздай литераторам, принадлежащим в одно время Москве и Петербургу. Можешь черкнуть в „Московской газете". Помещение имеет кружок великолепное» .

Чехов интересуется также и составом кружка: «Во всех литературно-артистических предприятиях всегда литераторы были на седьмом плане; передовой отряд всегда составляли жен-премьеры, осипшие тенора, адвокаты-неудачники и разведенные дамы. А теперь как было?»114. Предположение Антона Павловича подтвердил Н.А. Лейкин115: «записалось 55 человек ... только двое из мира актерского: Ленский-Оболенский и Н.И. Васильев. Да и из литераторов-то с именами очень мало кто подписался, а все больше журнальные работники, дилетантствующие в литературе адвокаты и т.п.»116.

Николай Платонович присутствовал на обеде в честь открытия и произнес тост - оказалось, за женщин117. Карабчевский входил в литературно-артистический кружок вплоть до 1899 г118.

Актерское мастерство, очевидно, давалось Карабчевскому не без успеха. По мнению В.М. Дорошевича «если б Н.П. Карабчевский был актером, он был бы великолепным трагиком»119. Когда Н.Н. Михайловский решил поставить для П.А. Стрепетовой «Макбет», после того как она ушла из театра Суворина, где играла в 1895-1896 гг. («два таких капризных и своенравных человека не ужились в одном деле»)121, то в качестве одного из кандидатов на главную роль предложили Н.П. Карабчевского: «Мысль сыграть эту роль очень увлекла Полину Антипьевну, но она сомневалась, чтобы можно было найти сносного Макбета. Ей на выбор предложили адвоката Н.П. Карабчевского и актера В.П. Далматова . Их обоих она бесповоротно забраковала, - Карабчевский будет только богатых клиенток подманивать, а Вася, хоть Шекспира и любит, но почему-то для трагических героев берет краски с тамбовского брандмейстера, и от них на версту фиксатуаром да помадой пахнет. Так из этого замысла ничего не вышло»123.

Николай Платонович входил в Русское театральное общество , а в апреле 1898 г. был выбран членом его Ревизионной комиссии125. Он следил за всеми значимыми событиями в театральной жизни Петербурга: часто посещал театр, поэтому ему «кассирши оставляют понравившиеся места»126.

Юрий Михайлович Юрьев, описывая премьерный показ «Бесприданницы» 16 февраля 1897 г. с участием В.Ф. Комиссаржевской, причисляет Н.П. Карабчевского к «завзятым театралам», наряду с П.И. Вейнбергом, А.С. Сувориным, профессором В.П. Остроготским, А.А. Плещеевым, Д.Д. Коровяковым (автором книги «Теория актерского искусства»)127.

Знаменитый актер и режиссер А.А. Санин " , работавший в Александрийском театре, пользовался следующим приемом поднять актерскую игру, «действовавшим как шампанское: он всегда во время своих постановок присутствовал или на сцене, или в зрительном зале и по «секрету» объявлял, что сегодня среди зрителей присутствуют Станиславский, Немирович, случайно приехавший из Москвы, Римский-Корсаков. Каждый раз все новые лица. Сегодня, положим, он в числе зрителей называл Кони, Глазунова, Репина, Шаляпина, завтра Карабчевского,

Горького, Андреева, Ершова, различных профессоров, композиторов, критиков, поэтов, артистов. Все это делалось для того, чтобы мы играли с надлежащим подъемом. Санинское средство очень часто достигало цели, и мы настраивались на нем, дисциплинируя свои творческие нервы, при мысли, что нас видят и слушают такие «ценители и судьи», научились контролировать себя и с большим вниманием относится, к каждому своему шагу» .

Весной 1901 г. состоялись первые гастролиі Московского художественного театра в Петербурге. С.К. Станиславский в воспоминаниях описывает те противоречивые чувства, которые испытывали московские артисты, отправляясь в столицу: «С большим страхом, движимые материальной необходимостью, мы отправились в Петербург. Эта поездка пугала нас тем, что искони между обеими столицами существовала вражда. Петербургское не имело успеха в Москве, а московское в Петербурге. .. . К счастью, предположение наше не сбылось, и мы были приняты превосходно»130.

3 (16) марта 1901 г. Союз писателей устроил в честь Московского художественного театра обед. Приглашенных было человек 150. Среди гостей были В.И. Немирович-Данченко, П.И. Вейнберг, Н.Ф. Сазонов, Н.К. Михайловский, А.Н. Витмер131, О.Л. Книппер-Чехова, А.Л. Вишневский, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, A.M. Горький и др. «На вечеринке в «союзе писателей» чувствовалась связь литературы с театром»: Мейерхольд прочел «Песнь о соколе» М. Горького, Москвин читал «Канитель» и «Хирургию», Книппер-Чехова с Вишневским представили сцену Годунова и Ирины132.

Политик, соратник, критик

Николай Платонович Карабчевский пережил многое в своей жизни. Это было насыщенное, политически окрашенное время в жизни страны, и многие, очень многие не смогли остаться в стороне от политики. Карабчевский, будучи человеком своего времени, имел свои определенные взгляды на происходившее в стране.

В молодости, по воспоминаниям самого Карабчевского, он был не то анархистом, не то идеалистом: «Было время, когда я искренно считал себя даже анархистом, правда, анархистом иной пробы ... - анархистом чистой воды. Я признавал не только сословную, но и государственную принудительную власть лишней обузой, громоздкой и ненужной. Но наряду с этим, я всем своим существом ощущал в себе дисциплину нравственности, которая сама по себе есть уже высшая, хотя и невесомая власть самая верная и надежная. Как видите - и в чем, увы пришлось скоро самому убедиться, - я был тогда отчаянным идеалистом» .

В университете, уже на первом курсе, Карабчевский участвовал в студенческих беспорядках, за что и отбыл трехнедельный арест. И с этого времени будущий знаменитый адвокат находился под надзором как «неблагонадежный». Открытое недовольство существующим режимом стоило молодому человеку дорого. Кроме заключения, что уже малоприятно, блестящий выпускник юридического факультета был ограничен в выборе места работы. Из-за участия в студенческих беспорядках Карабчевский не мог получить свидетельство о благонадежности, необходимое при поступлении на службу в Министерство юстиции .

Став присяжным поверенным от безысходности, Николай Платонович нашел именно здесь свое истинное призвание, поэтому признание и слава не заставили себя долго ждать.

Знаменитый адвокат был свободен от политических влияний, о чем сам не раз заявлял: «я не политик и сознаюсь, что ни в каких политических организациях и партиях, вполне сознательно, не принимаю участия»80. Хотя соблазн был, особенно в начале карьеры: «Будучи еще совсем молодым, в качестве помощника присяжного поверенного я подвергся ... большому искушению, но отделался от него благополучно, не столько в силу «уморассуждений» сколько инстинктивно, по одному нравственному чутью» . Речь идет о попытке Е.К. Брешко-Брешковской зимой 1877-1878 гг., во время процесса «193-х», привлечь начинающего адвоката к конспиративной работе и даже к участию в деятельности боевой дружины82. Об этом случае мы узнаем из воспоминаний Николая Платоновича, вышедших в 1923 г., т.е. через 45 лет после описываемых событий -неудивительно, что автор ошибается. Среди народников до конца 70-х годов не было ни одного террориста, а сама Брешковская была пропагандисткой .

Коллеги и современники причисляли Карабчевского и к «крайне умеренным людям, правее кадетов»84, «что-то между октябристом и кадетом» , «левому крылу русских либералов ... не примыкая ни к какой политической партии»86, «умеренным либералам (монархистам 87 конституционалистам)» .

Первой женой Карабчевского была сестра известного народовольца -О.А. Никонова. Сама Ольга Андреевна только сочувствовала революционерам, но её семейные связи были сплошь революционны. В круг знакомых Карабчевских входило немало оппозиционно настроенных личностей. Нормальные человеческие отношения оказались выше политики, и Николай Платонович в 1887 г. был шафером на свадьбе осужденного на каторгу С.А. Никонова , старшего брата О.А. Карабчевской, и народоволки Н.В. Москопуло. Бракосочетание проходило в церкви Дома предварительного заключения89. Карабчевский приехал во фраке, хотел даже привезти шампанского, но тюремные власти подобной вольности допустить уже не могли90. Другого брата - А.А. Никонова91 Карабчевский принял в помощники, сразу после завершения его административной ссылки . И наконец, через сестру жены Карабчевский стал свояком социалиста-революционера Б.Н. Никитенко, который 21 августа 1907 г. по обвинению в. «приготовлении к цареубийству» был повешен93.

Со временем изменился круг общения Карабчевского, в немалой степени и из-за второго брака, так как его женой стала дочь богатого фабриканта Ольга Константиновна Варгунина, совершенно чуждая революционных взглядов. А ученик Карабчевского Б.С. Утевский относил Ольгу Константиновну к черносотенцам. Однако, вызывает сомнение подобная характеристика политических взглядов жены Николая Платоновича. Утевский весь её образ представил подчеркнуто негативно: «злобные выходки», ненавидела адвокатов, скандалистка, «ругалась как пьяная баба» на юбилейном вечере мужа, явная поклонница лидера черносотенцев В.М. Пуришкевича 4.

Второй брак - это время уже спокойной, полной признания жизни, когда уже многое достигнуто. В это время, возможно, происходит некоторое движение вправо в политических предпочтениях: «теперь, говорят, Карабчевский поправел и отошел от политической жизни»95.

Но Николай Платонович, оставаясь вне политики, мог написать иронические эпиграммы на любые партии. Ценой химеры96. Николай Платонович не был ни славянофилом, ни западником, так как с одной стороны, считал, что нельзя не пользоваться достижениями других народов, нельзя замыкаться только на национальных особенностях. С другой стороны, и прямое заимствование, без адаптирования, не могло принести ничего хорошего, так как являлось искусственным насаждением: «прочно только то, что добыто своими усилиями, что вписано на страницы своей истории собственной кровью»97.

В начале XX в. политический градус внутри страны стал неизменно повышаться. По мере становления и укрепления адвокатуры росла ее политическая активность, которая проявлялась главным образом в защитительных речах адвокатов перед царским судом. К тому времени адвокаты уже блестяще зарекомендовали себя в политических процессах98, умело защищая своих подзащитных, не акцентируя в своих выступлениях политических идей. Адвокаты боролись «за право, а не за революцию» 9. Присяжные поверенные заявляли о своей позиции и во внесудебных, просто гуманных или оппозиционных акциях. Перед революцией 1905 г. адвокаты публично выражали свое недовольство. Так, в числе 95 лиц, подписавших заявление на имя министра внутренних дел Д.С. Сипягина с протестом против разгона и избиения студенческой демонстрации в Петербурге 4 марта 1901 г., были и девять адвокатов: Д.В. Стасов, Н.П. Карабчевский, В.Н. Герард, В.О. Люстиг, К.К. Арсеньев, В.В. и М.В. Беренштам, А.А. Вейнберг, Н.Н. Шнитников100. Бурные выступления адвокатов последовали по случаю 40-летия Судебных уставов 1864 г., акции прошли во многих городах страны101. В декабре 1904 г. адвокатура приняла участие в политических демонстрациях: присяжные поверенные подписали протест 112 литераторов против полицейской расправы с демонстрацией студентов на Невском проспекте в Петербурге 28 ноября, 14 декабря петербургская адвокатура приняла участие в собрании памяти декабристов...

Похожие диссертации на Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность