Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Чирг Асхад Юсуфович

Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.)
<
Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чирг Асхад Юсуфович. Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 : Майкоп, 2003 385 c. РГБ ОД, 71:04-7/115

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография проблемы. Характеристика источниковой базы 10

1. Историография проблемы. 10

2. Источниковая база 51

Глава II. Социально-экономические отношения у западных адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в 80

1. Хозяйственное развитие 80

2. Торговля с Османской империей и западноевропейскими странами 89

3. Торгово-экономические связи адыгов с Россией 111

4. Основные черты общественного строя 129

Глава III. Начальный этап общественно-политических преобразований у западных адыгов (конец XVIII - первая треть XIX в.) 155

1. Шейх Мансур и начало шариатского движения на Северо-Западном Кавказе 155

2. Демократический переворот у абадзехов, шапсугов и натухайцев 171

3. Особенности политического устройства у адыгских «демократических» и «аристократических» субэтни ческих групп в первой трети XIX в 179

Глава IV. Развитие общественно-политического строя западных адыгов в 20-40-х гг. XIX в 220

1. Влияние внешнеполитического фактора на общественно-политическое развитие западных адыгов .... 220

2. Военно-политическая деятельность наибов Шамиля Хаджи Мухаммеда и Сулеймана Эфенди в Западной Черкесии 245

3. Возникновение Адагумской конфедерации 257

Глава V. Общественно-политические преобразования в Западной Черкесии в конце 40-х - начале 60-х гг. XIX в. 274

1. Реформы Мухаммеда Амина 274

2. Внутриполитическое положение Западной Черкесии во время и после Крымской войны 303

3. Завершающий этап общественно-политических преобразований у западных адыгов 321

Заключение 341

Список использованных источников и литературы 348

Указатель имен 371

Список сокращений 384

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Период времени с конца XVIII в. до середины 60-х гг. XIX в. является весьма важным этапом в истории западных адыгов. Это была эпоха, наполненная крупными событиями и бурными катаклизмами, связанными с Кавказской войной. Борьба за независимость против агрессии царской России оказала большое влияние на ход общественно-экономического, социального и общественно-политического развития адыгов. Она ускорила наметившиеся ранее процессы политической консолидации общества. Вместе с тем она деструктивно воздействовала на основные отрасли народного хозяйства Западной Черкесии. Рассматриваемое время является последним периодом ее независимого развития.

В отечественной исторической науке существует целый ряд фундаментальных исследований, в которых глубоко раскрыты проблемы социально-экономического развития западных адыгов в конце XVIII -первой половине XIX в. Вместе с тем до сих пор недостаточно изучено развитие политического строя западных адыгов рассматриваемой эпохи. Между тем жизнь западноадыгского общества в годы Кавказской войны была наполнена не только упорной борьбой за независимость, но и глубокими общественно-политическими преобразованиями, происходившими в условиях острых социальных конфликтов. С конца XVIII в. и до середины 60-х гг. XIX в. шел противоречивый, но в целом поступательный процесс государственной и политической консолидации западных адыгов. Этот процесс был вызван как внутренними, так и внешними факторами. Без глубокого исследования вопросов развития общественно-политического строя Западной Черкесии невозможно вое

создать целостную картину истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. Этим прежде всего определяется актуальность поставленной проблемы.

Ее разработка важна и в теоретическом плане для выявления закономерностей возникновения ранних форм государственности. Выражаясь словами историка XIX в. Н. И. Карлгофа, изучение политического устройства адыгов «... может пояснить темные и загадочные стороны в истории первых времен образования государств»2.

Необходимость гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации на современном этапе вполне очевидна. Для этого, среди прочего, следует обратиться к всестороннему исследованию вклада различных народов, в том числе адыгов, в уникальную российскую цивилизацию. Органической частью общероссийской истории являются политические образования XIX в. в Черкесии, изучение которых поможет глубже уяснить важные аспекты русско-кавказских отношений.

Исследование внутриполитической истории западных адыгов конца XVIII - середины 60-х гг. XIX в. позволит глубже изучить такое крупное явление отечественной истории как Кавказская война. Проблема эта также недостаточно изучена в историографии. Наше исследование поможет выявить причины длительного и упорного сопротивления западнокавказских горцев царской экспансии. Корень этих причин следует искать прежде всего в особенностях социальной и политической организации черкесского общества, менталитета адыгов.

Трагедия мухаджирства также тесно связана с поставленной нами проблемой. Предпосылки этого явления вызревали в ходе военно-политических событий 40-50-х гг. XIX в.

Изучение поставленной нами проблемы позволит рассмотреть особенности трансформации традиционных политических институтов в экстремальных условиях войны народа за независимость, выявить характерные черты взаимодействия общественно-политических систем, находящихся на разных этапах развития.

Предметом исследования являются основные аспекты общественно-политического строя западных адыгов в конце XVIII - 60-х гг. XIX в. Анализируются особенности социально-экономических отношений у западных адыгов, характеризуется политическое устройство общества, выявляются основные тенденции реформирования общественно-политической системы, ее развития в сторону демократизации, исследуется процесс становления местной государственности.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени изученности темы (историография вопроса и характеристика источников освещены в первой главе), автор поставил перед собой цель - дать комплексное исследование общественно-политического строя западных адыгов в конце XVIII - 60-х гг. XIX в.

При этом автор уделяет особое внимание изучению наиболее спорных и дискуссионных вопросов поставленной темы. В соответствии с целью исследования, выдвигаются следующие задачи:

- выявить сущность и последствия общественно-политического переворота у западных адыгов в конце XVIII в,

- рассмотреть особенности политического устройства у адыгских «демократических» и «аристократических» субэтнических групп в первой трети XIX в.;

- показать влияние внешнеполитического фактора на общественно-политическое развитие западных адыгов;

- изучить цели, ход и итоги военно-политической деятельности наибов Шамиля на Северо-Западном Кавказе в 40-50-х гг. XIX в.;

- охарактеризовать сущность Адагумских реформ в Западной Черкесии;

- исследовать внутреннюю и внешнюю политику Сочинского меджлиса.

Методологической основой исследования явились важнейшие принципы исторического познания - историзм и объективность. Историзм как принцип исторического познания требует изучения всякого явления истории в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Для получения достоверных научных результатов принцип историзма необходимо применять, соблюдая требование объективности научного исследования. При этом мы опирались на достигнутый уровень научного знания с учетом выдвинутых по данной проблеме точек зрения.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач наряду с общенаучными методами нами применены специально-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. Эти методы позволили выявить как особенности общественно-политического развития западных адыгов рассматриваемой эпохи, так и присущие ему общие черты.

В работе применен синтез разных подходов - цивилизационного, формационного, конкретно-исторического. Это дает возможность изучить процесс общественно-политического развития западных адыгов в конце XVIII - 60-х гг. XIX в. как сложное, динамичное и противоречивое во многих проявлениях явление.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII в., когда у большинства западных адыгов совершается общественно-политический переворот, наложивший существенный отпечаток на их политическое развитие в первой половине XIX в., до 1864 г. - года завершения Кавказской войны и окончательного включения Северо-Западного Кавказа в административно-политическую систему Российской империи.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В разработке основных этапов общественно-политических преобразований у западных адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в.

2. В выработке новой концепции о сущности общественно-политического переворота у абадзехов, шапсугов и натухайцев в конце XVIII в.

3. В исследовании роли Великобритании и Османской империи в развитии политического строя Западной Черкесии в XIX в.

4. В детальном анализе деятельности наиба Шамиля на Северо-Западном Кавказе Мухаммеда Амина. В работе впервые в историографии показана роль Мухаммеда Амина в «Пши-орк зау» - войне против князей и дворян в Бжедугии, приведшей к свержению здесь власти феодалов и установлению демократического политического устройства.

5. В показе роли шейха Мансура в укреплении позиций ислама на Северо-Западном Кавказе и в возникновении в регионе шариатского движения.

6. В изучении впервые в историографии процесса возникновения и развития Адагумской конфедерации.

7. В исследовании деятельности Сефер-бея Заноко по созданию черкесской государственности на Северо-Западном Кавказе.

8. В анализе внутренней и внешней политики Сочинского меджлиса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Адыгеи и народов Северного Кавказа, при изучении в вузах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии истории адыгских народов, при исследовании проблем Кавказской войны. Фактический материал и выводы диссертации находят непосредственное практическое применение при созданий учебников по истории Адыгеи для средних общеобразовательных учреждений, в написании которых принимает участие автор.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, в его выступлениях на международных, всероссийских и региональных научных конференциях. По теме диссертации опубликована монография (2002 г.) - 11,8 п.л. Всего по теме диссертации опубликовано 29 научных работ, общим объемом более 50 п.л.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Зевакин Е. С. Социально-экономический строй Адыгеи в XVIII - начале

XIX веков // Очерки истории Адыгеи. - Майкоп, 1957. - Т. I. - С. 147-192; Покровский М. В. Адыгейские племена в конце XVIII - первой половине XIX века// Кавказский этнографический сборник. - М., 1958. - Вып. II; -С. 91-138; Его же. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века: Социально-экономические очерки. - Краснодар, 1989; Гарда-нов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). - М., 1967; Джимов Б. М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. - Майкоп, 1986; Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX века. - Майкоп, 1994.

2 Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих

северо-восточный берег Черного моря // Русский вестник. - М., 1860. .28.-KH.2.-C. 517.

Историография проблемы

В отечественной историографии отсутствует специальное монографическое исследование по проблеме общественно-политического строя западных адыгов в конце XVIII - 60-х гг. XIX в. Вместе с тем некоторые стороны поставленной проблемы затрагивались в работах ряда авторов.

Особенности политического устройства адыгов были рассмотрены еще современниками описываемых событий СМ. Броневским, Г.В. Новицким, Ф.Ф. Торнау, С. Хан-Гиреем, К.Ф. Сталем, Н.И. Карлгофом и ЛЯ.Люлье. Их работы являются прежде всего литературными источниками и содержат весьма достоверные сведения. При этом, наряду с описанием общественно-политического строя адыгов, эти авторы вели его изучение и старались теоретически осмыслить собранный конкретный материал.

В книге С.М.Броневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе»1 охарактеризовано политическое устройство шапсугов и абадзехов, как не имеющих «владельцев», т.е. князей2. В отличие от них, у махошевцев и бесленеевцев «владельцы» имелись3. Весьма важен был вывод С.М.Броневского о феодальном характере общественного строя адыгов4. Одним из первых С.М.Броневский показал, что в результате деятельности шейха Мансура среди адыгов укрепились позиции ислама .

Весьма ценные сведения содержатся в работах Г.В.Новицкого . Эти сведения были собраны им во время разведывательных экспедиций на территорию независимой Западной Черкесии в 1829 и 1830 гг. Разведка была осуществлена по заданию командира Отдельного Кавказского корпуса И.Ф.Паскевича7. Напомним, что как раз в рассматриваемое время царское командование планировало мероприятия по завоеванию Северо-Западного Кавказа и нуждалось в разнообразных сведениях о его населении и топографических особенностях местности.

Г.В.Новицкий одним из первых в историографии обратил внимание на то обстоятельство, что по характеру своего политического строя о адыгские субэтнические группы делились на два подразделения -«аристократическое» и «демократическое». При этом первые управлялись князьями и дворянами, а вторые «судом присяжных»9. Народное управление у «демократических» субэтнических групп, по Новицкому, было установлено в результате политического переворота, происшедшего в конце XVIII в. Важным событием в истории Западной Черкесии этого периода явилась Бзиюкская битва10. Г.В.Новицкий показал, что под давлением царской агрессии адыги начали объединяться в политические союзы для совместных действий

Другим российским разведчиком, оставившим интересные работы об адыгах, был Ф.Ф.Торнау. В 1834-1835 гг. он совершил разведывательный рейд в Закубанье. В 1836 г., переодевшись горцем, он снова отправился в Черкесию, но был изобличен и захвачен в плен, в котором пробыл более двух лет . В опубликованных работах Ф.Ф.Торнау обнаруживается ценный материал об адыгских равнинных княжествах, о политическом устройстве «демократических» субэтнических групп. Труды Ф.Ф.Торнау позволяют уточнить сведения о месте ислама в духовной жизни адыгов и роли религиозного фактора в черкесском народно-освободительном движении14.

Хозяйственное развитие

Проблема социально-экономического развития западных адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. достаточно обстоятельно исследована в отечественной историографии. Вместе с тем вопрос о сущности общественно-экономической и социальной организации адыгского общества еще далек от окончательного разрешения.

Существует в историографии точка зрения, согласно которой общественный строй адыгов в изучаемую эпоху рассматривается как переходная стадия от родовых отношений к феодальным . Есть и другая концепция, сторонники которой утверждают, что господствующим у западных адыгов являлся феодальный тип социальных отношений.2 Оригинальную концепцию выдвинул А. X. Бижев, считавший, что у абадзехов, шапсугов и натухаицев сложилась доиндустриально-земледельческая цивилизация.3 Однако он не аргументировал свою точку зрения.

Автор настоящей работы, исследующий прежде всего политическую организацию западных адыгов, не ставит основной своей целью изучение общественно-экономической организации адыгского общества. Он стремится дать на основе существующих источников и литературы краткий очерк социально-экономического развития западных адыгов в рассматриваемую эпоху. При этом автор исходит из того, что анализ экономической и социальной организации общества является необходимой предпосылкой для глубокого изучения процессов его политического развития.

Территория, занимавшаяся адыгами в Закубанье в конце XVIII -первой половине XIX в., простиралась от берега Черного моря на западе до р. Уруп на востоке; на севере границей ее являлась р. Кубань до впадения р. Лабы, а на юге - владения абазинцев . На Черноморском побережье Кавказа адыги населяли земли от устья р. Кубани до р. Шахе на юге, за которой жили убыхи5.

Западные адыги подразделялись на субэтнические группы, наиболее значительными среди которых в первой половине XIX в. являлись натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, хатукаевцы, темиргоев-цы, егерухаевцы, адемиевцы, махошевцы, мамхеги, бесленеевцы.

Источники XIX столетия содержат чрезвычайно противоречивые сведения о численности адыгов. Русский офицер Г. В. Новицкий в 1830 г. исчислял население Западной Черкесии в 1 миллион 82 тысячи 200 человек6, а Ф. Ф, Торнау - в 500 тысяч7. Немецкий путешественник

К. Кох приводил цифру 575500 человек, считая также и кабардинцев , а Т. Лапинский, проживший в Черкесии около трех лет, насчитывает в ней более полутора миллионов человек9. Если Новицкий, например, определял численность натухайцев в 240 тысяч человек, то Вревский утверждал, что их было 60 тысяч10, а по данным наказного атамана Черноморского казачьего войска Г.И. Филипсона, их насчитывалось всего 20 тысяч душ мужского пола11, и т. д

Шейх Мансур и начало шариатского движения на Северо-Западном Кавказе

Определенные последствия для общественно-политического развития западных адыгов имела деятельность шейха Мансура. Движение горцев Северного Кавказа в конце XVIII в. под руководством шейха Мансура и сама его личность весьма неоднозначно оцениваются в историографии. Известный военный историк Н.Ф. Дубровин называл Мансура «лжепророком»1. Г. Прозрителев высказал мнение, что по сво-ему происхождению Мансур был итальянцем . Однако это мнение не находит своего подтверждения в исторических источниках. Известно, что Мансур был чеченцем по своему происхождению.

Один из первых советских историков-марксистов М.Н. Покровский весьма положительно оценивал деятельность Мансура: «Это был первый кавказский революционер, - писал он, характеризуя шейха, -которому пришлось умереть на далеком севере (его сослали в Соловецкий монастырь)»

Впоследствии, под влиянием работы М. Багирова «К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля» советские историки пересмотрели свое отношение к национальным движениям вообще и к восстанию под руководством шейха Мансура в частности. Так, Н.А. Смирнов безосновательно утверждал, что движение, возглавлявшееся Майсуром, было инспирировано султанской Турцией

Значительный вклад в исследование поставленной проблемы внес Ш.Б. Ахмадов. Он показал, что движение горцев Северного Кавказа под руководством Мансура не было инспирировано извне, а выросло на местной социально-экономической почве Северного Кавказа. Своим острием оно было направлено против политики царизма6. Это концепция была поддержана участниками международной научной конференции «Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кав-каза в последней трети XVIII в.», состоявшейся в 1992 г. в г. Грозном .

Нам представляется, что движение под руководством шейха Мансура было своеобразной реакцией на колониальную политику российского царизма, приступившего к завоеванию Северного Кавказа вооруженным путем. Следует согласиться с Я.А. Гординым, который утверждает, что существование царского плана прорыва в Индию через Кавказ привело к столкновению с горцами. По его словам «...грандиозный план прорыва в Индию через Каспий неизбежно увязывал в один узел взаимоотношения России с Грузией и Кавказом»8. При этом «именно эта, Петром заложенная традиция взаимоотношений подготовила движение шейха Мансура, ставшее подлинным прологом классического периода Кавказской войны»9. Далее Я.А. Гордин пишет, что «...расширение империи на восток, мечта о прорыве в Индию была одной из навязчивых идей Екатерины»10. К схожим выводам пришел В.И.Лесин, который считает: «... «священная» война правоверных против православных началась по воле самих горцев, все более терявших независимость по мере продвижения русских в Грузию после подписания Георгиевского трактата»11. Шейха Мансура В.И. Лесин ставит в один ряд с Е. Пугачевым12. Французский историк А. Беннигсен также подчеркивал, что восстание под руководством Мансура было вызвано активизацией наступательной политики Российской империи на Северном Кавказе .

И действительно, вторая половина XVIII в. явилась важным периодом в политической истории Кавказа. Это было время перелома в ходе многовековой борьбы между Россией и Турцией за господство в Северном Причерноморье в пользу первой и перехода российского царизма к широкому колониальному наступлению на Кавказе.

Весьма важные последствия для внешнеполитического положения Северного Кавказа имели результаты русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Эта война закончилась внушительной победой Российской империи. Завершивший войну Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. значительно укрепил позиции царизма на Черном море и Кавказе. Это позволило царскому правительству активизировать свою северокавказскую политику. Серьезные последствия имело оформление присоединения Кабарды к России. По условиям 21 статьи Кючук-Кайнарджийского договора, решение вопроса о статусе Большой и Малой Кабарды было предоставлено «на волю хана крымского, с советом его и старшинами татарскими»14. Между тем по русско-крымскому договору 1772 г. хан уже признал Кабарду составной частью России, и вопрос считался решенным в пользу царского правительства. Кабардинцы отказались от нового статуса. С 1774 г. и до конца первой четверти XIX века Кабарда вела упорную борьбу против притязаний царизма. Царское правительство, опираясь на Кючук-Кайнарджирский договор, развернуло активные действия на Северном Кавказе.

Похожие диссертации на Общественно-политический строй адыгов Северо-Западного Кавказа (Конец XVIII - 60-е гг. XIX в.)