Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Хачетлова Сусанна Мухамедовна

Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в.
<
Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачетлова Сусанна Мухамедовна. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Хачетлова Сусанна Мухамедовна; [Место защиты: ГОУВПО "Северо-осетинский государственный университет"]. - Нальчик, 2008. - 189 с. РГБ ОД, 61:08-7/117

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - первой половине XIX века.

1. Основные направления российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе 29-32

2. Причины и характер миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - первой половине XIX века 32-60

Глава II. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века - начале XX века.

1. Внутренние и внешние миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века 61-117

2. Внутренние и внешние миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XIX века — начале XX века 117-144

Глава III. Основные последствия миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа.

1. Расселение северокавказских иммигрантов на территории Османской империи 145-162

2. Положение народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века - начале XX века 163-176

Заключение 177-179

Библиография 180-189

Введение к работе

Актуальность темы. На протяжении столетий Кавказ занимал важное геополитическое положение. Находясь на стыке Европы и Азии, Кавказ являлся объектом столкновения захватнических интересов султанской Турции, шахской Персии и царской России, которые, обеспечив господство на Кавказе, приобретали бы не только богатейший регион, но и важнейшие торговые пути из Европы в Азию.

5 Прежде всего отметим, что несмотря на идеологические препоны 1950-1980-х годов- некоторым советским историкам удалось рассмотреть отдельные аспекты миграционных процессов, происходивших в конце XVIII века - первой половине XIX века и опубликовать результаты, своих исследований в ряде научных трудов. Можно назвать исследования Л.И. Лаврова, В.К. Гарданова и Н.Г. Волковой,1 посвященные судьбам народов в ходе миграций внутри* Северного Кавказа. В 1990-е годы проблема последствий для северокавказцев, имевших место в ходе внутренних миграций отдельных народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, вновь была* поднята в связи с происходившими в этот период в отдельных республиках Северного Кавказа политическими процессами, направленными-на попытки лидеров национальных движений изменить государственный статус субъектов Федерации. Так, вопрос о месте внутренних миграций в этнической истории народов и изменениях в связи с этим границ расселения стал крайне актуальным в первой половине 1990-х годов в Кабардино-Балкарии из-за стремления лидеров Национального Совета Балкарского народа к созданию Балкарского «государства». Такая постановка вопроса неминуемо привела к анализу этнических территорий расселения кабардинцев и балкарцев. Появились многочисленные публикации историков в средствах массовой информации (статьи Х.М. Думанова, Ж.А. Калмыкова, И.М. Мизиева, В.Н. Сокурова, X. Хутуева) и ряд научных публикаций, среди которых можно выделить монографию Ч.Э. Карданова «Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии» и предисловие Х.М. Думанова к уже упоминавшемуся сборнику архивных документов «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII веке - начале XX века»2. В них нашли отражение различные точки зрения относительно административно-территориальной локализации различных этносов на Северном Кавказе и динамика трансформации их внутренних и внешних границ в дореволюционный период.

5 Прежде всего отметим, что несмотря на идеологические препоны 1950-1980-х годов- некоторым советским историкам удалось рассмотреть отдельные аспекты миграционных процессов, происходивших в конце XVIII века - первой половине XIX века и опубликовать результаты, своих исследований в ряде научных трудов. Можно назвать исследования Л.И. Лаврова, В.К. Гарданова и Н.Г. Волковой,1 посвященные судьбам народов в ходе миграций внутри* Северного Кавказа. В 1990-е годы проблема последствий для северокавказцев, имевших место в ходе внутренних миграций отдельных народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, вновь была* поднята в связи с происходившими в этот период в отдельных республиках Северного Кавказа политическими процессами, направленными-на попытки лидеров национальных движений изменить государственный статус субъектов Федерации. Так, вопрос о месте внутренних миграций в этнической истории народов и изменениях в связи с этим границ расселения стал крайне актуальным в первой половине 1990-х годов в Кабардино-Балкарии из-за стремления лидеров Национального Совета Балкарского народа к созданию Балкарского «государства». Такая постановка вопроса неминуемо привела к анализу этнических территорий расселения кабардинцев и балкарцев. Появились многочисленные публикации историков в средствах массовой информации (статьи Х.М. Думанова, Ж.А. Калмыкова, И.М. Мизиева, В.Н. Сокурова, X. Хутуева) и ряд научных публикаций, среди которых можно выделить монографию Ч.Э. Карданова «Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии» и предисловие Х.М. Думанова к уже упоминавшемуся сборнику архивных документов «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII веке - начале XX века»2. В них нашли отражение различные точки зрения относительно административно-территориальной локализации различных этносов на Северном Кавказе и динамика трансформации их внутренних и внешних границ в дореволюционный период.

Историки, занимавшиеся военной историей, периодом Кавказской войны, отчасти касались описания жизни народов Северного Кавказа в ходе миграционных процессов конца XVIII века - первой половины XIX века. Отметим исследования М.М. Блиева, В.В. Дегоева, М.Н. Губжокова, Х.М. Ибрагимбейли и A.M. Эльмесова3.

С середины 1860-х годов вплоть до 1910-х годов можно отметить труды Н.Г. Волковой , в которых намечены основные тенденции формирования этнической карты расселения горцев в пореформенное время, а также работы Г.Х. Мамбетова, К.М. Текеева и Ю.Н. Асанова5, в которых освещены вопросы материальной культуры кабардинцев и балкарцев.

Следует указать, что существует значительное число исследований, посвященных миграционным процессам казаков и крестьян на Северном Кавказе как в дореформенный период, с конца XVIII века до 1860-х годов, так и во второй половине XIX века - начале XX века. В частности, среди них А.Х. Касумов и Х.А. Касумов справедливо подчеркивали, что военно-казачья и крестьянская колонизация земель являлась одним из ключевых методов захвата региона6. Следует согласиться, что военно-казачья и крестьянская колонизация наряду с северокавказскими миграциями составляют основные части миграционной политики царского правительства на Северном Кавказе. В задачи диссертации не входит анализ миграций казаков и российских крестьян, тем не менее, для понимания тех последствий, которые произошли в жизни народов Северного Кавказа в процессе их миграций, считаем, необходимым указать на основные тенденции в политике казачьей и крестьянской колонизации, и их место в стратегии покорения Кавказа. Казачьи и крестьянские миграции не являются следствием горских переселений, а должны рассматриваться как один из инструментов подчинения коренных народов Северного Кавказа российской власти. Совершенно очевидно, как "отмечает Л.В. Бурыкина, что «вопрос о переселенческой политике и переселенческом движении представителей различных этносов на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII века - 90-е

7 годы XIX века является* частью общеисторической проблемы миграции народов и территориального расширения Российской империи и представляет не только сугубо научный интерес, но и имеет политическую значимость в контексте возникающих трудностей в сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации».7

Дореформенный период освоения степного Предкавказья исследован в работах известных историков А.В. Фадеева, А.С. Чекменева, В.П. Громова!. В 1990-е годы, этим успешно занимались Л.В. Бурыкина, А.Х. Бижев, И.Х. Тхамокова . Как отмечает Л.В. Бурыкина, «проведенный в исследовании, анализ отечественной историографической литературы позволяет утверждать, что развитие историографии этой проблемы находилось в-значительной зависимости от политической конъюнктуры. В XIX веке начала складываться школа отечественного кавказоведения, занимавшаяся, в основном, военно-исторической и этнографической проблематикой»10. Тем не менее, как и прежде, часто историки казачества рассматривают процесс казачьих и крестьянских миграций только как позитивный, абсолютно не затрагивая то, что ему предшествовало, а именно: выселение горцев с земель, которые впоследствии и были заселены российскими гражданами. Чаще всего рассмотрение становления российской концепции колонизации Северо-Западного и Центрального Кавказа анализируется с точки зрения включения иноэтничных территорий в границы российской империи. Это традиционная точка зрения, появившаяся еще в XVIII веке - начале XX века, должна была оправдать все используемые Российской империей методы колонизации Северного Кавказа.

В историческом кавказоведении в советское и особенно в постсоветское время было написано достаточно исследований, в которых рассматривалась история миграций народов Северного Кавказа в Османскую империю, происходивших в рассматриваемый нами период. Наиболее фундаментальной работой в. области переселения горцев остается опубликованная в 1975 году монография Г.А. Дзидзария «Махаджирство и

8 проблемы истории Абхазии XIX столетия»12. Среди крупных работ -монографии А.Х. Касумова и Х.А. Касумова, М.С. Тотоева и др.13 В 1990-е годы появились значительные научные исследования, посвященные внешним миграционным процессам на Северном Кавказе во второй половине XIX века. Среди них: Т. X. Кумыков «Вхождение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны»; 3. Кумыков «Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах XIX века в историческом кавказоведении»; А.Х. Касумов «Вопросы мухаджирства в трудах профессора Тотоева»; К.Ф. Дзамихов «Вопросы политической истории народов"Северного Кавказа» и др.14 В 1990-е годы появились интересные работы по истории переселения на Ближний Восток практически всех народов Северного Кавказа. Первым исследованием была работа А.В. Кушхабиева,15 а также М. Абдулаевой, Д.С. Кидирзиязова,' С.Ф. Алибекова, М.М. Магомедханова, A.M. Магомеддадаева.16

Для характеристики пореформенной внешней миграции горцев в современном российском кавказоведении стали использоваться различные термины: переселение, выселение, насильственное выселение, вынужденная эмиграция, геноцид, депортация, мухаджирство, экспатриация, великое черкесское изгнание. Термин «мухаджиры» стал использоваться в Дагестане в годы Кавказской войны. Мухаджирами называли сторонников имамата, находивших убежище на его территории. Для переселенцев это был почетный титул. Согласно исламской исторической традиции, первыми мухаджирами были пророк Мухаммед и его сподвижники, вынужденные совершить переселение (хиджру) из Мекки в Медину из-за притеснений врагов ислама.

Обширная историография по проблеме внешних миграционных процессов второй половины XIX в. представлена в работах Т.Х. Кумыкова, где показаны основные точки зрения на причины переселения большей части народов Северного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX в., принятые в научной литературе.

Российская администрация, ее историки и идеологи, а также большинство советских историков придерживались точки зрения, согласно которой ключевым фактором в деятельности России на Северном Кавказе была колониальная политика Османской империи, тогда как российская политика была всего лишь ответом на геополитические устремления^ османов, в том числе и религиозные (исламские). Поэтому вполне понятно, что в российской истории наблюдалось абсолютное оправдание военно-феодальных методов российской империи, применявшихся при завоевании* Северного Кавказа (А.П. Берже, Н.Ф. Грабовский, В.А. Потто; Е.Д. Фелицин, С. Эсадзе и др.). Многие историки* настаивали на том, что горцы, особенно представители привилегированных сословий» и мусульманского «духовенства», переселялись на Ближний Восток исключительно по собственному желанию (В.А. Потто, А.П. Короленко, Н.Ф. Дубровин, A.M. Зайончковский), которое обусловливалось успешными результатами пропаганды, проводимой как турецкой агентурой, так и местной аристократией и исламскими лидерами. Эта же точка зрения преобладала и в большинстве учебников по истории СССР в соответствующих исследованиях Н.А. Смирнова, А.В. Фадеева, М.В. Покровского.

Сторонники противоположной точки зрения убеждены в том, что главной причиной внешних миграций горцев на Ближний Восток стала колониальная политика не Османской, а именно Российской империи. В исследованиях 1980-х и особенно 1990-х годов завоевательный характер политики России рассматривался и продолжает рассматриваться как единственный или в лучшем случае определяющий в активизации миграционных процессов второй половины XIX века (Х.О. Лайпанов, А.Х. Касумов, Х.А. Касумов, Г.А. Дзидзария, А.В. Кушхабиев, С. Шами и др.). Так A.M. Магомеддадаев, рассматривая переселение народов Дагестана в Османскую империю, подчеркивает: «Мухаджирство (эмиграция) горцев не было связано лишь с религиозными убеждениями горцев: большая часть из них переселялась в Турцию вопреки их желанию - под давлением царских войск:

10 в результате колонизаторской политики самодержавия, под влиянием эмиссаров из Турции и т.д.»18 А.Х. Касумов и Х.А. Касумов отмечают, что «окончание Русско-Кавказской войны на Западном Кавказе тесно было связано с вопросом насильственного выселения адыгов и их расселением в пределах Османской империи» . Изучая место и роль «черкесского вопроса» как составной части кавказской проблемы в системе международных отношений и русско-турецких войн XIX века, А.Х. Касумов пришел к выводу, что в основе переселения горцев во второй половине XIX века была, безусловно, колониальная борьба ряда держав, в том числе России, Турции, Англии и др., за Черноморское побережье. Победить в этой борьбе ценою трагедии черкесов удалось Российской империи20. Таких же позиций применительно к истории переселения на Ближний Восток тюркоязычных балкарцев придерживается М.Ч. Кучмезова.21

В современной исторической науке существуют как сторонники вышеотмеченных мнений, так и «промежуточных» взглядов на причины внешних миграционных процессов на Северном Кавказе во второй половине XIX века — начале XX века, согласно которым при выделении первостепенных причин, связанных с деятельностью Российской империи на Северном Кавказе в области социально-экономических и политических преобразований, имевших в своей основе, безусловно, колониальные цели, следует признать огромную роль политических и религиозных притязаний Османской империи (Т.Х. Кумыков и др.).

Как правило, внешние миграционные процессы, происходившие на Северном Кавказе во второй половине XIX века — начале XX вв., рассматривались в советские, и продолжают рассматриваться в постперестроечные годы, как мы указывали выше, как результат ряда общественно-политических причин, связанных с российско-имперской колонизацией региона. Многие исследователи указывают и на экономические причины мухаджирства, связанные с разорением знати и обезземеливанием общинников после окончания Кавказской войны.

Между тем влияние религиозного (исламского) фактора в активизации северокавказских миграций стало отмечаться в научной литературе лишь в последние годы. Как указывал А.Х. Бижев «обращение адыгов в мусульманскую веру совпало во времени с окончательным утверждением христианства на Руси как государственной религии. Это привело к тому, что последующие события, происходившие во взаимоотношениях адыгов и русских, приобретали религиозный оттенок, а проводимая русскими царями и адыгскими владельцами политика осуществлялась, как правило, под религиозными знаменами. Принадлежность к разным религиям русских и адыгов стала существенным фактором в их взаимоотношениях». Как нам представляется, это радикальная точка зрения, тем не менее, влияние религиозного (исламского) фактора в активизации миграции северокавказских народов имело место и его следует изучить детальнее. В основном, ученые признавали воздействие ислама на горцев Чечни и Дагестана и лишь отчасти на горцев Северо-Западного и Центрального Кавказа. Так, Т.Х. Кумыков указывал, что «религиозный фактор сыграл известную' роль в массовом выселении адыгов. Царская администрация умело использовала религию и ее служителей в осуществлении геноцида»" . Об исламском факторе на одном из этапов переселения тюркоязычных народов, а именно, в 1890-е годы, пишет и М.Ч. Кучмезова: «Главной причиной переселения балкарцев и карачаевцев была модернизация традиционного уклада жизни горцев, в частности, их правовой и социальной систем, а также исламские ориентиры горцев»24. A.M. Магомеддадаев подчеркивает, что «и российские, и турецкие власти уделяли много внимания «обработке» шейхов и мулл, других авторитетных людей с целью склонения их (т.е. горцев - С.Х.) к эмиграции в Турцию»25. О роли ислама в общеимперской политики России, проводимой ею на национальных окраинах, стали писать в последние годы и зарубежные ученые, в частности, Франк Аллен26. По нашему мнению, внутрироссийские причины имперской политики на Северном Кавказе

12 совпали с геополитическими интересами Османской империи, которая использовала переселенцев в качестве военных колонистов в регионах с нелояльным населением (с христианским) империи. Основным методом колонизации османами горцев Северного Кавказа и была их исламизация, начавшаяся задолго до активной деятельности Российской империи в этом регионе.

Несмотря на появившуюся в 1990-е годы возможность тщательного изучения основных этапов проникновения ислама на Северо-Западный и Центральный Кавказ на протяжении XV века - начала XX вв., и особенно в XIX веке процесс исламского развития и характер его влияние на миграционные процессы, происходящие в горском обществе на протяжении-всего XIX века, и особенно во второй половине XIX века — начале XX века, до сих пор плохо изучен. Можно упомянуть лишь работы Т.Х. Кумыковаи Л.Р. Полонской, которые пытались рассматривать вынужденное выселение горцев в пореформенный период в рамках «исламского пространства»" .

Активная антиисламская позиция Российской империи и исламские устремления горцев Северного Кавказа способствовали отъезду горцев, стремящихся сохранить свою веру." Наиболее сильное влияние ислам приобрел уже в первой половине XIX века и именно с этого времени он стал оказывать влияние на миграционные процессы в горских обществах Северо-Западного и Центрального Кавказа. В первой половине XIX века татарские и турецкие миссионеры начинают в большей степени реформировать многие традиции горцев, чем в XVII-XVIII века. Это движение иностранных миссионеров было поддержано местными общественными лидерами, ставшими наиболее ярыми сторонниками ислама, стремившимися к значительному реформированию и модернизации жизни горских мусульман Северо-Западного и Центрального Кавказа (шариатское движение в Кабарде, руководитель князь Адиль-Гирей Атажукин, 1798 г.; проводник идей на Северо-Западном Кавказ - Магомет-Амин; движение мюридизма, руководитель — Шамиль, создание Имамата на Северо-

13 Восточном Кавказе, 1834-1859 гг.). Хотя в основе деятельности Магомета-Амина было религиозное учение мюридизма, по нашему мнению, его реформы имели и политическое, и религиозное влияние. В своей исламской-пропаганде Магомет-Амин делал упор на идее священной войны29. Как указывал С. Эсадзэ, «успехи проповеди Магомед-Амина были так быстры, что в феврале 1849 года он уже издает законы, организует управление в народе, создает постоянное войско» . Активизация исламских движений на Северо-Западном Кавказе 1840-18601х годов, безусловно, сыграла серьезную роль в будущей судьбе горцев этого региона, приведя российскую администрацию к мысли о необходимости ослабления ислама путем выселения наиболее активных мусульман за пределы Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные материалы и научные исследования современных авторов.

В результате этого исламские движения первой половины XIX века, с одной стороны, стали одной из причин начала добровольно-вынужденного переселения части горцев на Ближний Восток в первой половине XIX века, а с другой, стали поводом для формирования новой более радикальной миграционной политики Российской империи на Северном Кавказе. Среди мусульман Северо-Восточного Кавказа более сильный эффект имела пропаганда переселения, которую вели в 60-70-е годы XIX в. агенты Османского правительства и влиятельные суфии, принимавшие участие в движении за джихад времен Кавказской войны. A.M. Магомеддадаев подчеркивал, что «идеология мюридизма стала идейным оружием антиколониальной борьбы кавказских мусульманских народов: не проповедь мюридизма породила движение горцев против царского самодержавия, а само движение, направленное против царских колонизаторов и служивших им феодалов, нашло в мюридизме свое

идеологическое оформление».

Одной из важных является проблема периодизации в изучении миграционных процессов на Северном Кавказе. В целом массовое

14 переселение мусульман Северо-Западного и Центрального Кавказа в страны Ближнего Востока с конца 1850-х годов и продолжалось с некоторыми перерывами вплоть до 1916 года. Официально выселение горцев датируется 10 апреля 1862 года, когда было обнародовано Постановление Кавказского комитета «О переселении горцев» и была сформирована Специальная комиссия по переселению горцев. Как правило, историки выделяют несколько. этапов этих миграций. Первый этап - конец 1850-х - первая половина 1860-х годов — время окончательного завоевания Северного Кавказа Россией, установление российского господства и проведения радикальных реформ во всех сферах горской жизни. Отъезд горцев Северо-Западного и Центрального Кавказа происходил в 1861 году, 1864 году и в 1865 году. В начале 1870-х годов Российская империя взяла курс на подготовку и проведение массового выселения народов Северного Кавказа за пределы этого региона. Это была вторая волна внешних миграций пореформенного времени. Третья волна переселения северокавказских горцев проходила в 1880-1890-е годы, когда по Северному Кавказу, особенно на его востоке, прокатились антироссийские выступления. Горцы Северо-Западного и Центрального Кавказа были, в меньшей степени затронуты этим движением и поэтому в этот период их переселение было слабее, чем на Востоке Северного Кавказа. Тем не менее, и в этом регионе были факторы, способствовавшие его активизации - внутренняя миграция русского и казачьего населения вглубь горских аулов. Четвертая волна пришлась на начало XX века. В этот период на всех мусульманских окраинах Российской империи началось мощное антироссийское исламское движение (известное под разными терминами — джадидизм, панисламизм, пантюркизм), которое способствовало активизации исламских устремлений горцев и усилению движения по переселению горцев в Османскую империю.

Чаще всего историки, рассматривая внешние миграции горцев, обращаются к очень узкому историческому периоду — 1857-1865 года. Так, Т.Х. Кумыков рассматривает выселение адыгов в Турцию как акт окончания

15 Кавказской войны, закончившейся в 1864 году.32 З.Т. Кумыков так озаглавил свою работу: «Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах XIX века в историческом кавказоведении»33. А.В. Кушхабиев считает, что «массовая иммиграция черкесов и абхазцев в Османскую империю явилась следствием экспансионистской политики царской России на Северном Кавказе. Во второй половине XIX века российское военное командование прибегло к изгнанию непокорного северокавказского населения как одному из средств в достижении военного успеха»34. Автор указывает, что «выселение народов Северного Кавказа российскими властями продолжалось и после массовой депортации черкесов. Изменены были лишь методы миграционной политики России: на смену изгнания' силовым путем, администрация перешла к политике постепенного вытеснения коренных народов, создавая^ им невыносимые условия жизни» 5. И, наконец, в своей другой работе автор упоминает о горских миграциях более раннего периода: в Ближневосточном и Североафриканском регионах на протяжении многих веков, вплоть до середины XIX века была массовая миграция черкесов .

По мнению Г.А. Дзидзария, которое он отразил в своей монографии «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия», «начало рассматриваемого переселенческого движения восходит еще к периоду установления господства правителей Турции на Кавказском побережье... В ту пору (т.е. в конце XVII - XVIII веков - С.Х.) постоянная кавказская эмиграция была обусловлена, главным образом, религиозной политикой турецких захватчиков и носила насильственный характер или достигалась подкупом».37 Г.А. Дзидзария подчеркивал, что «махаджирство на Кавказе продолжалось периодически в течение почти всего XIX века и вплоть до начала первой мировой войны. Однако это движение имело несколько основных этапов, связанных, как правило, с крупными внутренними и внешними, международными событиями, когда оно становилось особенно массовым, причем на большом пространстве Кавказского края или в отдельных его частях». Для понимания характера горских миграций автор

* 16

предлагал употреблять два понятия: большая и малая эмиграция, как это делали французские исследователи еще в 1950-х годах.

Подчеркнем, что помимо внешней миграции, т.е. переселения горцев главным образом в страны Ближнего Востока, в течение 1860-1910-х годов

I имели место и другие миграционные процессы - внутренние миграции.

Проходившие в начале 1860-х годов процесс укрупнения-горских селений и процесс переселения горцев с гор на предравнинные территории, а также мощный этап крестьянской (русско-украинской) колонизации на Северо-Западном и Центральном Кавказе значительно изменили этническую карту расселения народов. Самые значительные изменения произошли с русскими,

1 которые на протяжении всего исследуемого периода активно заселяли

северокавказские территории, особенно Северо-Западный и Центральный s

Кавказ. Во второй половине XIX века — начале XX века российская

администрация на Кавказе проводила политику поощрения крестьянского

заселения захваченных в ходе русско-кавказской войны новых территорий.

Для этого она, приняв ряд юридических документов, дававших переселенцам

некоторые экономические и социальные льготы, стимулировала крестьян из

внутренних губерний России к переселению на Северный Кавказ. Важно

подчеркнуть, что эти внутренние миграции во многом обуславливались

основными тенденциями в сфере внешних миграционных процессов, а

первые, в свою очередь, стали оказывать влияние на характер и

интенсивность внешней миграции.

Тем не менее, как нам представляется, горские миграции 1860 - 1910-х

годов, как внешние, так и внутренние, невозможно изучать вне остальных

миграционных процессов, имевших место на Северо-Западном и

Центральном Кавказе. Этноконфессиональная карта этих регионов стала

быстро и резко меняться уже в XVIII веке. Вынужденное выселение горцев с

их земель не могло не вызвать в течение первой половины XIX века с их

стороны ответное вооруженное сопротивление, которое, в свою очередь,

служило для российского командования толчком к дальнейшим

17 переселениям. Уже в, этот период деятельность Российской империи на Северном Кавказе начала сопровождаться массовыми миграциями местного населения. Активизация миграционных процессов горцев Северного Кавказа происходила в течение всего XIX века, и особенно, как уже указывалось выше, в его второй половине - и начале XX века.

Как нам представляется; при изучении миграций народов Северного Кавказа следует значительно расширить исторические рамки и рассматривать этническую историю горцев региона с конца XVIII века по 1910-е годы в контексте общероссийской политики на Северном Кавказе в целом, и миграционной политики, в частности. В предлагаемой диссертации мы рассматриваем комплекс факторов, обуславливающих все миграционные процессы у народов Северного Кавказа.

Российское завоевание Северного Кавказа имело не только социально-политические и культурные, но и историко-географические последствия для жизни населяющих этот регион многочисленных коренных народов.

Прежде всего, для северокавказских мусульман в значительной степени это означало потерю их исконной территории. До сих пор в научных исследованиях по истории Кавказа не было уделено должного внимания вопросу о том, каковы были результаты российско-имперской миграционной политики и ее последствий для горцев, как тех, которые остались на Северном Кавказе, так и тех, которые были вынуждены обустраиваться в чужом обществе.

В 1990-е годы в силу снятия идеологических рамок и возможности введения в научных оборот архивных материалов и опубликованных литературных и научных работ, издаваемых на Ближнем Востоке, появились интересные исследования, рассматривающие историю обустройства и проживания северокавказских горцев на Ближнем Востоке. Так, в монографиях «Черкесы в Сирии» и «Черкесская диаспора в арабских странах (XIX века - XX века)» А.В. Кушхабиев сосредоточил свое внимание на роли черкесских иммигрантов в социально-политической жизни стран Ближнего

18 Востока. В монографии A.M. Магомеддадаева «Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (генезис и проблемы ассимиляции)», рассматриваются проблемы сохранения этнической культуры дагестанской и отчасти черкесской диаспоры в странах Ближнего Востока. Автор, изучая исламское движение во главе с Магомет-Амином, пришел к выводу, что это движение могло бы сформировать черкесскую нацию, и лишь переселение горцев в Османскую империю ее разрушило. Далее автор подчеркивает, что «складывающаяся черкесская нация была почти растворена в общей массе населения Османской империи».40 Б.Н. Березгов рассматривал создание и деятельность, первых черкесских организаций, расселение черкесских эмигрантов и роль их в общественной жизни Османской империи. Новизна исследований Б.Н. Березгова связана с попыткой автора ввести в научный оборот труды кавказских эмигрантов 1908-1980-х годов, которые до 1990-х годов практически не были известны советскому читателю.41

В 2006 году вышла в свет книга З.Б. Кипкеевой «Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение в 60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIX в.». Автор предлагает рассматривать итоги Кавказской войны и сокращение численности адыгов на 95% не как насильственную эмиграцию, а как добровольный миграционный процесс. З.Б. Кипкеева солидаризируется с самыми одиозными взглядами, господствовавшими в официальной российской историографии XIX века. Кавказская война, по мысли автора, является следствием дурных наклонностей адыгского населения, привыкшего «промышлять грабительскими набегами». «Непрекращающиеся набеги закубанских народов и сопротивление мероприятиям новой власти вынудили войска продвигаться от Кубани до

Черного моря постепенно, перенося укрепленные линии на новые рубежи». " Работа З.Б. Кипкеевой насыщена множеством провокационных и оскорбительных выпадов и искажением истории адыгского народа.

Значительный интерес представляют современные исследования С. Г. Кудаевой и Г. В. Чочиева.43 С. Г. Кудаева в своей работе «Адыги (черкесы)

19 Северозападного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества» предприняла попытку комплексного исследования переломного периода истории адыгов в XIX веке, когда в результате Кавказской войны адыгское общество принудительно подверглось дифференциации и трансформации. Автор рассматривает процессы трансформации адыгского общества при вхождении частей разорванного этноса в две разные среды - в Российскую и Османскую империи.

Проблемы истории черкесской диаспоры в Османской империи рассматривает осетинский автор Г. В. Чочиев. В частности его монография «Из истории деятельности черкесского общества единении и взаимопомощи в Османской империи в 1908 - 1914 годах» о деятельности ЧОЕВ. Северокавказская черкесская интеллигенция с целью расширения проблем культурного, социально-экономического и политического развития своих соотечественников создала данную организацию, которая просуществовала на протяжении шести лет. Автор раскрывает некоторые аспекты деятельности ЧОЕВ.

Таким образом, краткий анализ позволяет заключить, что проблемы миграций в динамике на протяжении значительного временного промежутка не нашли должного отражения в научных трудах.

Объектом исследования является Северный Кавказ в системе международных отношений.

Предметом исследования выступают проблемы миграций у народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

Цель диссертации - исследовать миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа с конца XVIII века до начала XX века, их причины, характер и последствия.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи диссертации:

Выявить место миграционной политики в сети основных направлений российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII века до начала XX века.

Проанализировать факторы, предопределившие миграцию народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

Осуществить периодизацию миграционных процессов народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

Охарактеризовать политические и демографические последствия миграционных процессов. .

Проанализировать комплекс политических, социально-культурных, и. экономических вопросов, связанных с адаптацией северокавказских мигрантов в Османской империи во второй половине XIX века - начале XX века.

Рассмотреть специфику адаптации народов Северо-Западного и Центрального Кавказа к политической и социально-культурной системе Российской империи во второй половине XIX века - начале XX века.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII века, когда Российская империя начала проводить активную колониальную миграционную политику на Северном Кавказе, путем образования населенных пунктов и казачьих поселений до первого десятилетия XX века. В ходе исследования внутри выделенного периода нами будет определен ряд промежуточных этапов, которые имели специфические черты, как по форме, так и по характеру реализации миграционной политики.

Методологической основой исследования выступает комплексный (междисциплинарный) подход. В качестве специальных методов исследования использованы исторический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный и другие. В ходе исследования широкое применение получили принципы историзма, системности и объективности.

Для всестороннего анализа проблем миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в диссертации рассматриваются разные виды миграций (критерий - характер миграций) - вынужденно-добровольные и насильственные. Кроме того, на основе территориального признака мы выделяем две формы миграций - внешние (т.е. переселение за пределы Северного Кавказа) и внутренние (т.е. переселение горцев внутри территории Северного Кавказа). В диссертации будут рассмотрены все перечисленные виды миграционных процессов, происходившие с народами Северо-Западного и Центрального Кавказа с конца XVIII до начала XX вв.

Источниковедческую базу исследования составляют фонды
центральных и местных архивов, опубликованные сборники документов,
описания российских и иностранных авторов, произведения мемуарного
характера и т.д. ,

К числу опубликованных источников следует отнести 12-томные «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», вышедшие в свет в 1886-1904 гг.В этих томах содержится значительный материал, отражающие основные этапы миграционной политики Российской империи с 1762 по 1862 гг.44

В данной диссертации использованы неопубликованные архивные источники, в частности, материалы по миграционным процессам горцев, относящимся к первой половине XIX и началу XX вв., извлеченные нами из фондов Российского Государственного Военно-Исторического архива, Государственного архива Краснодарского края и Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской республики. По исследуемой теме проработаны следующие фонды: РГВИА - ф. 38 («Департамент генерального штаба»); Ф. 13454 («Штаб войск Кавказской линии и Черномории»; Ф. 405 «Департамент военных поселений 1810-1864»; Ф. 14257 «Главный штаб Кавказской армии 1806-1877»; Ф. 14719 «Штаб командующего войск Кубанской области», Ф. ВУА («Военно-ученый

22 архив»); ГАКК - (ф. 347, ф. 389); ЦГА КБР - ф. 2 («Управление Кабардинского округа»); Ф. 454 («Управление Кубанской области»).

В советские годы архивные документы и материалы по миграционным процессам горцев Северного Кавказа во многом не были использованы* и введены в научный оборот, что, безусловно, было связано, как указывалось выше, с идеологическим гнетом и ограничениями в научных исследованиях. В основном историки, разрабатывали тему массовых переселений > горцев, организованных военными и гражданскими властями Российской империи в рамках последнего этапа Кавказской войны, в первой половине 1860-х.годов. Это обстоятельство повлияло на-то, что-в центральных и региональных архивах главным образом,исследователями собирались,архивные документы, и материалы, отражавшие не столько миграционные процессы горцев, сколько^ собственно военную историю. За годы советской власти был опубликован лишь один сборник документов, составленный Г.А. Дзагуровым, в котором автор-составитель представил архивные документы и материалы, свидетельствующие об этапах и характере переселения горцев в Османскую империю43 . Поэтому чрезвычайно важным и понятным стало то обстоятельство, что именно в 1990-е годы был опубликован целый ряд сборников архивных документов, извлеченных историками - кавказоведами из целого ряда центральных и республиканских архивов.

Выделим среди них следующие сборники документов: «Территория и
расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII - начале XX веков» и «Вдали от
Родины», составленные Х.М. Думановым в 1992-1994 гг. главным образом
по материалам Центрального Государственного архива Кабардино-
Балкарской республики (далее - ЦГА КБР); «Выселение адыгов в Турцию -
последствие Кавказской войны», подготовленный Т.Х. Кумыковым. В
сборнике представлены. архивные материалы Центрального

Государственного архива Грузии (далее - ЦГА Грузии), в частности, доклад Комиссии по делу о переселении горцев в Турцию (18.02.1865), отчет Евдокимова о положении дел на Северо-Западном Кавказе (1863-1864) и др.;

23 «Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX вв.)», составленный Р.Х. Гуговым, Х.А. Касумовым, Д.В. Шабаевым на основе материалов целого ряда центральных и республиканских архивов Северного Кавказа: Российского Государственного военно-исторического архива (далее - РГВИА), Архива внешней политики РФ, отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (личный фонд Д.А. Милютина), отдела рукописей Государственной библиотеки им. Н.Н. Салтыкова-Щедрина, ЦГА КБР, Государственного архива Краснодарского края (далее - ГАКК) и Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания; «Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е годы XIX в.)», подготовленный Т.Х. Кумыковым. В сборнике собраны материалы из: ЦГА Грузии, РГВИА, ГАКК, ЦГА КБР44.

В 1990 — е годы появились сборники архивных документов, в которых отражаются основные этапы распространения ислама и связанные с ними различные процессы, в том числе миграционные. В них прослеживается негативное отношение к этим процессам Российской империи. Среди подобных сборников можно выделить книгу A.M. Магомеддадаева «Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в.», Г-А.Д. Даниялова «Имам Шамиль» и Д.Ю. Арапова «Ислам в Российской империи. Законодательные

акты, описания, статистика» .

В диссертационной работе использован и ряд других архивных документов и материалов, опубликованные в последние годы усилиями историка МГУ Д.Ю. Арапова, в частности, архивные документы представителей русской власти на Кавказе: военного министра и впоследствии председателя Кавказского комитета князя Александра Ивановича Чернышева (1832 - 1852), генерал-лейтенанта, командующего войсками на Кавказской линии и начальника Кавказской области А.А. Вельяминова (1831 - 1837), военного министра Д.А. Милютина и министра

24 финансов СЮ. Витте (1900 г.), ранее не используемых в научной литературе

по теме данной диссертации .

В диссертации использованы литературные, научные, газетные и мемуарные материалы, описывающие отдельные аспекты миграционных движений на протяжении всего исследуемого исторического периода49. В 1990-е годы в России был опубликован ряд литературных материалов, переведенных с турецкого языка, в частности, современный турецкий исследователь Н. Берзедж представил в своей работе «Изгнание черкесов».50

Научная новизна исследования состоит в следующем:

выявлено место миграционной политики в сети основных направлений российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII века до начала XX века,

проанализирован механизм реализации данной политики в исследуемом регионе и влияние на него горских народов исследуемого региона,

произведена четкая дифференциация основных этапов миграционных процессов народов Северного Кавказа,

выявлены результаты миграционной политики Российской империи и ее последствия для народов Северо-Западного и Центрального Кавказа и северокавказских переселенцев в Османской империи.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов Северного Кавказа, при изучении в высших учебных заведениях истории Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Настоящее исследование также может быть использовано при чтении курсов лекций, спецкурсов, спецсеминаров и в учебно-методической работе региональных высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, в его выступлениях на

25 всероссийских и региональных научных конференциях. По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 2,0 п.л.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Примечания

Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказский этнограф, сб. Т.4. М., 1969; его же. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Сов. этнография (далее - СЭ). Вып.1. 1956; Гарданов В.К. О расселении и численности адыгских племен в первой половине XIX в. // СЭ. 1963. N 4; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в. Нальчик, 1974.

2Думанов Х.М. Да, была граница // Советская молодежь (далее - СМ). 20 марта 1992; его же. Правда о границах //КБП. 10 дек. 1991; Калмыков Ж. Правду найдет тот, кто этого хочет // СМ. 21 янв. 1992; его же. Дележ земли по-царски и по- болыпевистки. // Там же. 20 марта 1992; Карданов Ч.Э. Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1993; Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик, 1995; Сокуров В.Н. Из истории кабардино-балкарских отношений: факты опровергают концепции //Хасэ. 1992. N 3; Хутуев X. Была ли граница //СМ. 28 февр. 1992, а также материалы экспертной комиссии Национального совета балкарского народа //СМ. 28 февр. 1992; Тере. 1992. N 12; КБП. 1 июля 1992.

Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война.М., 1994; Губжоков М.Н. Западные адыги в период Кавказской войны (этнокультурные аспекты). Дисс.канд... истор.н. Нальчик, 2001; Ибрагимбейли Х.М. Кавказ в Крымской войне 1853-1956 гг. М., 1971; Эльмесов A.M. Из истории Русско-Кавказской войны. Нальчик, 1991.

4Волкова Н.Г. Указ.раб.; ее же. Изменения этнического состава сельского населения Северного Кавказа за годы Советской власти // СЭ. 1966. N 1.

5Мамбетов Г.Х. Материальная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1971; его же. К вопросу о земельной плитике и возникновение кабардинских и балкарских населенных пунктов в 1920-х гг. //Вест. Кабардино-Балкарского научно - исследовательского института. Вып.1. Нальчик, 1968; Текеев К.М. Новые селения Кабарды и Балкарии во второй половине XIX - начале XX в.// Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987; Асанов Ю.Н. Поселения, жилище и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик, 1976.

6 Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992. С. 29.

7БурыкинаЛ.В. Переселенческое движение на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII-90-е годы XIX в. Майкоп, 2002. С.4.

"Громов В.П. Население степного Предкавказья в последней четверти XVIII-первой половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1983; Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957; Чекменев А.С. Переселенцы. Очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянском в конце XVIII-первой половине XIX в. Пятигорск, 1994; Чекменев А.С. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII-первой половине XIX в. Пятигорск, 1967.

9БурыкинаЛ.В. Переселенческое движение на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII-90-е годы XIX в. Майкоп, 2002.; Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х-начле 30-х гг. XIX в. Майкоп, 1994; Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино- Балкарии. Нальчик,2001.

БурыкинаЛ.В. Переселенческое ...С.5.

БурыкинаЛ.В. Переселенческое ....С.67.

Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы исюрии Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.

Касумов А.Х. Разные судьбы. Нальчик, 1967; Тания А. Англия, Россия и мухаджирство // Россия и Черкессия (вторая половина XVIII - XIX вв.). Майкоп, 1995; Тотоев М.С. К вопросу о переселении кабардинцев в Турцию // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического Института. Т. 18. Дзауджикау, 1949; Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859-1865.) // Известия СО НИИ. Т.ХІІІ. Вып.1., Дзауджикау, 1948; Туганов Р.У. Мухаджиры (по страницам русской и зарубежной печати) // Мир культуры. Нальчик, 1990.

Кумыков Т. X. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Н., 1994; Кумыков 3. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-годах XIX в. в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998; Дзамихов К.Ф. Вопросы политической истории народов Северного Кавказа. Нальчик, 2001; Касумов А.Х. Вопросы мухаджирства в трудах профессора Тотоева // Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. 15 Кушхабиев А.В.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.ЗЗ.

Кидырниязов Д.С. Переселение ногайцев Северного Кавказа в Турцию в XIX в. // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю (вторая половина XIX -начало XX вв. Сб.ст. Составитель С.Ф.Алибеков. Махачкала, 2000; Алибеков С.Ф. Лезгинская диаспора в Турции // Там же...; Магомедханов М.М. Дагестанцы в социально-политической структуре Турции // Там же.; Магомеддадаев A.M. К истории эмиграции дагестанцев в османскую империю // Там же.

Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствия Кавказской войны. Нальчик, 1994.

і о

Магомеддадаев A.M. К истории ... С.62. 1 Касумов А., Касумов X. Дипломатическая борьба во время выселения и расселения адыгов в Османской империи// Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX вв. Майкоп, 1995. С.32.

20Касумов А.Х. Северно-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения в XIX в. Ростов - на - Дону, 1989. С. 189.

21Кучмезова М.Ч. Карачаево-балкарская диаспора в Турции и странах Ближнего Востока // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С.70-75.

22Бижев А.Х. Адыги ...С.4.

23 Проблемы Кавказской войны и выселение адыгов (черкесов) в Турцию // Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е годы XIX в.). Сборник архивных документов. Составитель Т.Х.Кумыков. Нальчик, 2001. С. 17. 21 Кучмезова М.Ч. Карачаево-балкарская диаспора в Турции и странах Ближнего Востока // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С.73-74.

25 Магомеддадаев A.M. Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (генезис и проблемы
ассимиляции). Махачкала, 1996. Дисс... на канд.ист.н., С.16.

26 Jersild A.L. Orientalism and Empire: North CaucasusMuslim Peoples and the Georgian
Frontier, 1845-1917. Montreal, 2002; Frank Allen J. Muslim Religious Institutions in Imperial
Russia. 1780-1910. Leiden, 2001.

27Полонская Л.P. Восток. XX в. Взгляд из России // Ислам в СНГ. М., 1998. 28 Гаммср М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998; Гаммер М. Государство Шамиля // Восток, 1993 № 2; Джимов В.М. Антимюридисткие выступления на Северо-западном Кавказе в первой половине XIX в. // Некоторые вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе. Майкоп, 1995; Панеш А.Д. Магомет-Амин на Северо-Западном Кавказе (1848 -1859 гг.) //

Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX вв. Майкоп, 1995; Панеш А.Д. Из истории распространения мюридизма на Северо-Западном Кавказе в 40-50-е годы XIX // Сб.ст. молодых ученых и аспирантов. Майкоп, 1993; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв.. М., 1958; Смирнов Н.А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-XVIII вв. Нальчик, 1948; Смирнов Н.А. Характерные черты идеологии мюридизма. М., 1956; Смирнов Н.А. Кабарда и религиозное восстание Шейх-Мансура накануне русско-турецкой войны 1878-1891 // Сборник статей по истории Кабарды. Вып.1. Нальчик, 1951; Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. М.,2001; Арапов Д.Ю. Ислам в системе государственного законодательства Российской империи // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. М., 1999; Арапов Д.Ю. Неправославные религии в системе управления Российской империи // Государственное управление и современность. М., 1997; Арапов Д.Ю. Мусульмане Ставропольской губернии в начале XX в.: структура духовной жизни // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы всероссийской коЕіференции (Ставрополь, 11-14 сентября 2001 г.). Ставрополь, 2001, с.119-201; Арапов Д.Ю. Исмаил Гаспринский, его жизнь и деятельность (по материалам Департамента полиции МВД Российской империи) // Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока. М., 2001; Арапов Д.Ю. Неправославные религии в системе управления Российской империи // Государственное управление и современность. М., 1997; Арапов Д.Ю., Ларина Е.И. Мусульманское движение в оценках Министерства внутренних дел Российской империи // Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока. М., 2001; Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931.

2 Панеш А. Магомет-Амин на Северо-Западном Кавказе (1848-1859 гг.) // Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX в. Майкоп, 1995, С.118-130; Чирг А.Ю. Политические реформы на Западном Кавказе в 1847-1850 гг. // Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар, 1995. С.173-175.

30 Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993. С.68.

т 1

Магомеддадаев A.M. (состав.) Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в. Сб. документов и научных статей. Махачкала, 1998. С. 64.

32Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию — последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994. С.З

33Кумыков З.Т. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах XIX в. в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998. 34 Кушхабиев А.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.20. 35Кушхабиев А.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.ЗЗ.

36 Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). Нальчик, 1997.
С.41.

37 Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми,
1975. С.З.

38Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. С.7.

39 Авакян А.Г. Черкесы в системе государствен ной власти Османской империи и Турции. Ереван, 2001. ИССА МГУ. Дисс... док.ист.н.; Березгов Б.Н. Черкесская диаспора // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000; Кушхабиев А.В. Роль черкесских иммигрантов в основании Трансиорданского эмирата // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000; Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). Нальчик, 1997 Кушхабиев А.В.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. // Полис, 1998. № 3.

Магомеддадаев A.M. Магомед-Амин - наиб Шамиля в Черкесии / Муххамад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-гг. XIX века. Сборник документов и материалов. Махачкала, 1998. С.38.

Березгов Б.Ы. Черкесская диаспора // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С. 11-20.

Кипкеева З.Б. Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение (60-е годы XVIII века- 60-е годы XIX века) / М., 2006. С.356.

Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Н., 2007; Чочиев Г. В. Из истории черкесского общества единения и взаимопомощи в османской империи в 1908-1914 гг.» // Вестник, 2007, №Ю.

Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Под ред. Ад.Берже. Тифлис, 1866-1904, T.I-XII.

Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. Ростов - на - Дону, 1925.

46 Вдали от Родины. Сборник документов. Нальчик, 1994. Составитель Х.М. Думанов; Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII - начале XX веков. Сборник документов. Предисловие и составитель Х.М. Думанов. Нальчик, 1992; Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствие кавказской войны. Нальчик, 1994; Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX вв.). Составители Р.Х. Гугов, Х.И. Касумов, Д.В. Шабаев. Нальчик, 2000; Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е - годы XIX в.).Составитель Т.Х. Кумыков. Нальчик, 2000.

Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в. Составитель A.M. Магомеддадаев Сборник документов и научных статей. Махачкала, 1998; Даниилов Г.Д. Имам Шамиль. Т.З. Махачкала, 1996; Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. Составитель Д.Ю. Арапов. М., 2000.

Милютин Д.А. О разноплеменности в населении государств // журнал "Источник", 2003, № 1; Чернышев А.И. Распоряжения императора Николая I по мусульманскому вопросу // журнал «Источник», 2002, № 5; Вельяминов А.А. Правила для управления покорными горцами северных покатостей Кавказа, составленные генерал-лейтенантом Вельяминовым // журнал «Источник». 2003, № 5; Витте СЮ. Записка по мусульманскому вопросу // Сборник Русского исторического общества. М., 2003, № 7.

49 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Составитель В.К. Гардапов. Нальчик, 1974; Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа// Русская старина, 1882; Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость (18613-1864 гг.). Краснодар, 1927; Публикация источников в книге Берзедэю Н. Изгнание черкесов (Причины и Последствия). Майкоп, 1996; Латшский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995; Хавоюоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994; Грабовский Н. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость // Сборник сведений о кавказских горцев, Вып.9, Тифлис, 1876; Абрамов Я.В. Кавказские горцы // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю (вторая половина XIX - начало XX вв. Сб.ст. Составитель С.Ф. Алибеков. Махачкала, 2000; Фонвшт А. Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864 гг. // Черкесы. Нальчик, 1991; Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т.Н. Тифлис, 1907; Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказкой войны. Тифлис, 1914; Эсадзэ С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. СПб., 1913; Дубровин Ы. Черкесы (адыгэ). Нальчик, 1991; Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Составитель Л.А. Чибиров, 1989, кн.4 50Берзедж Н. Изгнание черкесов (Причины и Последствия). Майкоп, 1996.

Основные направления российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе

С XVIII века территория Северного Кавказа стала открыто рассматриваться в качестве объекта геополитических интересов Российской империи. Главным в формирующейся в это время политике стало постепенное завоевание Северного Кавказа, покорение проживающих в этом регионе горцев, или, как выражались сами русские военачальники, в колонизации края . Как подчеркивает Л.В. Бурыкина, «восточный берег Черного моря бесспорно составляет одну из лучших областей европейской России. Важное государственное значение восточного берега моря для безопасности Кавказа и развития российского морского могущества на Черном море признавалось всеми государственными деятелями России XIX века, начиная с князя Цицианова. Поэтому не вызывает удивления появление различных замыслов колонизации этой особо притягательной для России территории»".

Имперская деятельность в этом направлении продолжалась вплоть до свержения русского императора в 1917 г. и Октябрьской революции. В целом основные цели российской политики на Северном Кавказе не менялись до начала XX века, тем не менее ее характер менялся в зависимости от используемых для ее осуществления механизмов, методов ее реализации.

В конце XVIII века - начале XX века в ходе Кавказской войны наряду с другими, второстепенными, методами завоевания Северного Кавказа Россией ключевым стал военный, в основе которого было проведение карательных операций в северокавказских аулах, т.е. физическое истреб-ление. Военное руководство так формулировало свою деятельность в этом регионе в первой половине XIX века: «до 1860 г. цель наших действий заключалась в том, чтобы экспедициями, предпринимавшимися в места, занятые горцами, наносить им возможно частые поражения и, убедив их в превосходстве наших сил, заставить изъявить покорность»3. Другими, дополнительными, являлись административно-правовые методы (проведение отдельных реформ в области управления и права). Впоследствии, во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны (1864 г.), методы завоевания данной территории претерпели существенные изменения. Административно-правовое реформирование наряду с социально-экономическими стали ключевыми. Российская империя начала создавать новую систему управления горцами Северного Кавказа и проводить реформирование практически всех сторон их жизни.

На Северном Кавказе было сформировано так называемое военно-народное управление, главной задачей которого была «подготовка местного населения к дальнейшим, более глубоким реформам, призванным приспособить общественно-политический строй горцев Северного Кавказа к социально-экономическому и политическому строю России» . Военно-народное управление включало в себя, во-первых, создание определенной административно-общественной системы, которая была бы способна поддерживать правопорядок в горских общинах, во-вторых, включение северокавказских народов как граждан империи в общегосударственную общественно-административную правовую систему: приобретение ими всех прав и обязанностей российского подданного.

Внутренние и внешние миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века

Народы Северного Кавказа стали главными субъектами миграционных процессов, происходивших во второй половине XIX века - начале XX века, которые не представляют собой единого явления: они в значительной степени различаются между собой и по мотивации, и по характеру, и по методам реализации, а главное — по тем последствиям для северокавказских народов, которые были причиной сохранения их этнической и культурной самобытности.

Несмотря на то, что в этот исторический период Османская империя продолжала оказывать определенное влияние на ход горских миграций, главным образом, внешних, в их основе была деятельность России на Северном Кавказе. Проведение Российской империей внутренней и внешней миграций горцев во второй половине XIX века - начале XX века было возможно только при создании механизма его осуществления. Необходимость этого хорошо понимали и российские гражданские чиновники, и российское военное руководство. Так, в одном архивном документе говорится следующее: «не сразу можно было поднять и выгнать из гор неприязненное население, необходимы были для того подготовительные меры и исподволь приучить их к такому переселению, в противном случае неожиданность такой великой меры могла поставить туземные племена в безвыходное положение и довести их до отчаянного сопротивления» . Поэтому, как нам представляется, при описании этапов горских миграций и при анализе факторов, влияющих на их характер и формы, целесообразно проанализировать методы, позволившие «успешно» реализовать задуманные Российской империей планы завоевания Северного Кавказа. В течение 1850-1910 годов эти методы проведения горских миграций совершенствовались и трансформировались. В целом миграции исследуемого периода можно разделить на шесть этапов: 1-й этап - вторая половина 1850-х годов; П-й этап - первая половина 1860-х годов; Ш-й этап - вторая половина 1860 -начало 1870-х годов; IV-й этап - 1870-е годы; V-й этап - 1880-е - начало 1890-х годов; VI-й этап - 1890 - 1910-е годы.

Первый этап - вторая половина 1850-х годов. Этот период горских миграционных процессов характеризовался практически полным отсутствием сведений о наличии внутренних миграций, ни насильственного, ни добровольного характера. Отсутствие насильственных внутренних миграций обусловливалось в это время необходимостью ведения Россией военных действий в ряде районов Северного Кавказа. В то время наблюдались отдельные добровольные попытки горцев создавать новые населенные пункты, но российская администрация в значительной мере тщательно следила за стихийными переселениями горцев, ограничивая их, а в ряде случаев и открыто запрещая горцам Северного Кавказа самим формировать новые поселения. Например, известен случай, когда в 1850-е годы жители одного хатукаевского аула организовали новый населенный пункт между pp. Лабою и Белою, однако, местная администрация, недовольная этим, заставила их вернуться на прежнюю территорию обитания".

Расселение северокавказских иммигрантов на территории Османской империи

В предлагаемой главе мы хотим рассмотреть основные последствия миграционной политики России (внутренних и внешних миграций горцев), проводимой ею на Северном Кавказе с конца XVIII до первого десятилетия XX веков включительно, прерванной Октябрьской революцией. Это позволит ответить на следующие вопросы нашего исследования: в какой степени те горцы, которые добровольно или насильно эмигрировали в Османскую империю, и те горцы, которые остались на родине, смогли сохранить и развить свои национальную культуру, традиции и религию? Для кого в ходе реализации российской и османской миграционной политики условия развития этносов оказались более плодотворными, а для кого - менее?

При рассмотрении основных последствий массового переселения горцев с конца XVIII до начала XX веков на Ближний Восток проанализируем в первую очередь систему первоначального и дальнейшего расселения эмигрантов на новых землях. Она была разработана турецкими властями и базировалась на нескольких принципах, которые должны были отвечать тем определенным целям, ради которых Османская империя решилась на столь мощные волны переселенцев в свое государство. Н. Берзедж подчеркивал, что такими являлись следующие цели: «

1) укрепить с помощью изгнанников военную мощь османской армии,

2) увеличить численность крестьян для освоения неплодородных земель,

3) увеличить удельный вес мусульман в регионах с преобладанием христианского населения...» . В соответствии с этими задачами северокавказские горцы не получили права на свободное расселение внутри Османской империи. Как указывал Н. Берзедж, «ни одно место для поселения в пределах империи не было избрано самими изгнанниками -все они определялись Стамбулом из соображений большой политики».2 Османские власти не поддерживали стремления горцев Северного Кавказа селиться сплошным массивом. Чиновники указывали: не селить горцев «сплошными массами для предупреждения могущей произойти от того опасности для общественного порядка и для государственной власти» . В результате горцев расселяли по всем территориям, принадлежащим на тот момент Османской империи: в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, в странах Балканского полуострова.

А.В. Кушхабиев отмечает, что «османское правительство рассеивало черкесских иммигрантов небольшими группами по всей империи, избегая селить их компактно в каком-либо одном месте, из опасения, что в этом случае могут возникнуть сложности с установлением контроля над черкесами»4.

Похожие диссертации на Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в.