Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Айзатуллова Алсу Шамилевна

Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья
<
Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айзатуллова Алсу Шамилевна. Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Айзатуллова Алсу Шамилевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Ульяновск, 2010.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/279

Содержание к диссертации

Введение

Организационно-теоретические условия реализации политики государственно-религиозного просвещения населения страны

1.1. Факторы, определяющие необходимость и направленность государственного и религиозного просвещения населения Российской империи 23

1.2. Организационные основы государственно-религиозного просвещения населения края в рассматриваемый период 35

1.3. Религиозно-просветительская политика Российского государства 50

1.4. Подготовка просветительских кадров в Средневолжском крае в рассматриваемый период 78

2. Основные направления деятельности образовательных структур, религиозных конфессий по государственно-религиозному просвещению

2.1. Роль и место государственных органов власти в организации государственного просвещения населения края 95

2.2. Просветительская деятельность Симбирской епархии 112

2.3. Работа православных братств по просвещению населения края 132

Заключение 173

Библиографический список 187

Введение к работе

Актуальность исследования. По мере углубления и расширения демократических преобразований в современной России общество столкнулось с проявлениями бездуховности, расовой и национальной нетерпимости, разрушительной деятельностью религиозных сект. Во многом это обусловлено как ухудшением социальных условий существования многих российских граждан, так и крайне незначительным вниманием со стороны государственных органов и общественных организаций к нравственному воспитанию населения в духе патриотизма, гражданственности, соблюдения нравственных норм и т. п. В этой связи стоит обратиться к накопленному до революции 1917 г. опыту государственно-религиозного просвещения страны, когда функционировала комплексная система, практически реализующая эту деятельность.

Значительный опыт работы системы государственно-религиозного просвещения во второй половине XIX – начале XX в. был накоплен в многонациональных губерниях, к которым относились Казанская и Симбирская губернии. Здесь усилиями православной и других конфессий, религиозных обществ при активной поддержке местного руководства удалось наладить религиозно-просветительную деятельность светского учительства, священнослужителей и миссионеров, направленную на нравственно-религиозное и патриотическое воспитание молодежи, создать в этих полиэтничных районах обстановку веротерпимости и толерантного взаимоотношения между представителями проживающих здесь народов.

Комплексное исследование данной темы будет способствовать выявлению общих закономерностей в деятельности системы государственно-религиозного просвещения во второй половине XIX – начале XX в. и ее региональной специфики с тем, чтобы данный опыт стал достоянием современности.

Степень изученности проблемы. Всю литературу по интересующей нас проблеме, изданную с 1864 г., условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский (современный), которые отличаются, в первую очередь, методологическими подходами и вытекающими из этого оценками конкретных исторических событий.

К первому периоду относятся работы, вышедшие в свет с 1864 по 1917 гг. Его отличительными особенностями является восхваление созданной во второй половине XIX в. системы государственно-религиозного просвещения, подчеркивание ведущей роли в этом процессе Русской православной церкви и православных братств при занижении вклада в него других конфессий. В это время преобладали труды теоретиков религиозно-нравственного просвещения, которые стремились проанализировать существовавшую ситуацию в этой сфере и предложить меры по ее улучшению.

По мнению П. В. Знаменского и М. А. Машанова, религиозно-воспитательная деятельность являлась важным средством просвещения как русских, так и представителей других этносов России. Они пришли к выводу, что эффективность всей воспитательной и просветительской работы напрямую зависела от участия в ней государства и согласованности действий правительства, Русской православной церкви, других конфессий и социально-экономического положения в конкретных территориях. Н. И. Ильминский, будучи идеологом православного просвещения, для повышения его эффективности предлагал уделять больше внимания организации богослужения на родных языках народов Поволжья . В то же время И. А. Износков считал необходимым использовать в просветительской работе потенциал ислама, привлекая к ней мусульманское духовенство. Анализируя проблемы религиозно-нравственного просвещения, Б. М. Юзефович и Е. Н. Воронец пришли к выводу, что негативное влияние нигилистской идеологии на широкие народные массы снизилось только тогда, когда молитву начали связывать с проповедью патриотизма и гражданственности. Но при этом они считали необходимым защиту православия и борьбу с другими верованиями.

Значительные изменения в постановке и направленности религиозно-просветительской работы произошли в период Первой русской революции. Правительство было вынуждено уравнять в правах все конфессии, согласиться на разрешение свободы совести и вероисповедования граждан. Одновременно руководству РПЦ было запрещено проведение миссионерской работы среди представителей других конфессий. Вся ее просветительская и миссионерская деятельность теперь была сосредоточена исключительно среди лиц православного вероисповедания.

Многие теоретики государственно-религиозного просвещения, такие как Н. Т. Каменский и В. Н. Эсливанов, расценивали это как покушение на права РПЦ и создание благоприятных условий для «инославия и иноверия». Но были и сторонники такого решения, в частности, земские педагоги П. Ф. Каптерев и Г. А. Фальборк подвергли критике отдельные элементы системы государственно-религиозного просвещения, считая, что в нем должны в равной степени принимать участие все конфессии.

Ко второму периоду относятся издания, опубликованные в советское время (1918–1991 гг.). Для них характерна в целом негативная оценка самой системы религиозно-нравственного просвещения, констатация его реакционного, «самодержавно-помещичьего» характера.

В первые два десятилетия проблема государственно-религиозного просвещения не привлекала внимания отечественных исследователей. Ее отдельные аспекты затрагивались в работах конца 1930-х – середины 1950-х гг. по истории колонизации Среднего Поволжья. Так, по мнению В. М. Горохова, главным направлением православного религиозно-нравственного воспитания нерусского населения края была его русификация. Н. И. Воробьев считал, что оно в основном заключалось в том, что священники на малопонятном старославянском языке заставляли зубрить молитвы. А. Ф. Эфиров сделал вывод, что деятельность миссионерских школ была направлена преимущественно на дискредитацию ислама.

Отдельные положительные моменты стали отмечаться в деятельности миссионерских школ, в частности, системы Ильминского, со второй половины 1950-х гг. Анализ взглядов и деятельности Н. И. Ильминского в качестве
отдельного сюжета представлен в работе Н. М. Прусс, посвященной влиянию передовой педагогической мысли на развитие просвещения в Средневолжском крае. Ею сделан вывод о позитивном значении системы Ильминского для просвещения народов Поволжья. Ф. Панагина доказывала, что главную ответственность за воспитание у детей гражданственности и патриотизма, уважения к православию несло школьное учительство, в то время как священничество и миссионеры больше занимались критикой деятельности других верований.

Начиная с 1992 г. и вплоть до настоящего времени, продолжается третий период историографии проблемы, который характеризуется утверждением объективных подходов в освещении нравственно-просветительской деятельности государства, РПЦ, общественных институтов. Его начало было связано с распадом СССР, повлекшим за собой кризис марксисткой методологии. В этот период были открыты засекреченные ранее архивные материалы, значительно расширилась проблематика исследования. Стали активно изучаться вопросы, касающиеся взаимоотношений РПЦ с другими религиозными конфессиями, деятельности православной церкви и миссионерских организаций.

Наибольший вклад в исследование различных аспектов государственно-религиозного просвещения внесли ученые национальных республик Среднего Поволжья. Так, историки Мордовии В. К. Абрамов, С. В. Грачев, Е. Г. Осовский и др. скрупулезно исследовали условия и направления осуществления религиозно-воспитательной деятельности миссионерских организаций в крае, показали ее сильные и слабые стороны. По мнению В. К. Абрамова, мордовский народ в своей основной массе был верен идеалам православия и невосприимчив к
исламской пропаганде; случаев вероотступничества из православия практически не было. В результате миссионерская работа в мордовских районах не являлась актуальной проблемой. Е. Г. Осовский связывал успехи государственно-просве-тительской деятельности с работой мордовских просветителей. С. В. Грачев пришел к выводу о том, что Н. И. Ильминский и И. Я. Яковлев создали в
чувашских районах эффективную систему православного просвещения, которая поставила заслон на массовом отступлении чувашей в ислам и заложила основы чувашской национальной культуры.

По мнению чувашских ученых Н. Краснова и Г. Плечова, именно просветительская политика позволила создать чувашскую двуязычную школу и воспитать в чувашском народе должную гражданственность и патриотизм. Особо следует отметить труды Г. И. Тафаева, считающего, что деятельность И. Я. Яковлева была эффективной во многом потому, что он сумел объединить в одно целое просветительскую работу православных приходов, миссионерских школ и
национальных учебных заведений.

В последнее время был защищен ряд диссертаций, посвященных исследованию взаимоотношений РПЦ и государства, в том числе и на региональном уровне. В некоторых из них затрагиваются и вопросы государственно-религиозного просвещения. Так И. Н. Кириллов пришел к выводу о том, что религиозно-воспитательная работа государственных органов слабо охватывала молодежь, что во многом уменьшало ее конечную эффективность. В диссертациях ульяновских исследователей А. В. Морохова и Н. Х. Юмакулова подробно изучены формы и методы религиозного просвещения нерусских народов Поволжья. Мордовский историк И. И. Мотыка в своей диссертации обратил внимание на то, что в просветительской работе в мордовский уездах русская православная церковь особое внимание уделяла борьбе с языческими верованиями. Таким образом, многие исследователи пришли к выводу о том, что противосектантская деятельность РПЦ была действенной и эффективной, православные братства и школьные учителя сумели эффективно организовать воспитательную работу.

В современной зарубежной научной литературе история просветительской деятельности РПЦ также является предметом глубокого изучения. Особый интерес представляют работы Ф. Брайан-Беннигсен, А. Каппелера, П. Джирейси, П. Уэрта. По мнению этих исследователей, государственно-религиозная работа в целом была эффективной благодаря умелому управлению Министерства народного просвещения и Святейшего Синода, участие в ней губернских и уездных училищных советов позволяло координировать деятельность. В то же время они отмечают, что на практике РПЦ зачастую подменяла государственно-религиозное просвещение догматическими разборками.

Таким образом, анализ историографии свидетельствует об отсутствии комплексных исследований, в которых бы на конкретно-историческом материале были изучены формы и методы религиозно-просветительской работы, проводимой в Средневолжском крае государственными органами, православными епархиями, православными обществами и другими конфессиями.

Объектом исследования является деятельность Средневолжских православных епархий, духовных управлений мусульман, государственных учреждений, православных братств по проведению государственно-религиозной работы,
организации нравственного воспитания как всего населения в целом, так и представителей нерусских народов, в частности. Понятия «просвещение» и «образование» в условиях дореволюционной России во многом были идентичными, так как все просвещение в России до 1917 г. было «государственно-религиозным» в связи с тем, что РПЦ, а позднее и мусульманские духовные управления, были учреждениями, «вмонтированными» в государственную систему органов власти.

Предметом исследования являются общие закономерности и региональные особенности, основные направления, формы и методы деятельности государственных органов, религиозных конфессий и православных обществ по государственно-религиозному просвещению.

Хронологические рамки исследования. Начало исследования мы датируем началом 1860-х гг. Отмена крепостного права и реформы 1860-х гг. положили начало общественно-политическим, социально-экономическим и культурным преобразованиям, которые привели к внесению серьезных корректив в созданную ранее систему государственно-религиозного просвещения, способствовали возникновению новых просветительских структур как при Русской православной церкви, так и при других конфессиях. Завершение исследования датируется 1917 г., так как после Октябрьской революции религиозно-просветительская деятельность была фактически свернута.

Географические рамки диссертации охватывают территорию Симбирской и Казанской губерний, значительно сходных не только по традициям, мировосприятию и культуре, но и религиозным верованиям. Здесь государственно-религиозное просвещение имело свои уникальные, эксклюзивные особенности, отличающие регион от других районов Российской империи. Этнокультурная уникальность края позволила тщательно исследовать формы, методы религиозно-просветительной работы, степень участия в ней государственных органов и др. Для обозначения данной территории мы используем термин «Среднее Поволжье».

Цель исследования состоит в изучении религиозно-просветительской деятельности органов власти, православных епархий, исламских духовных управлений, образовательных учреждений, православных братств в губерниях Среднего Поволжья со второй половины XIX в. по 1917 г.

В соответствии с целью автором предпринимается попытка решения следующих задач диссертационного исследования:

– исследовать основные факторы, определявшие государственную религиозно-просветительную политику в рассматриваемый период, а также выделить основные направления ее осуществления;

– раскрыть степень участия государственных, религиозных и общественных структур в реализации религиозно-просветительной политики;

– выделить основные направления и средства государственных органов в проведении религиозно-просветительной политики;

– изучить роль и место неправославных конфессий в государственно-религиозном просвещении и выявить особенности их взаимодействия в решении данной проблемы с РПЦ;

– проанализировать систему подготовки просветительских кадров в системе государственных и негосударственных (конфессиональных) учебных заведений.

Источниковая база исследования. Работа основана на широком комплексе как неопубликованных, так и опубликованных источников.

Большая часть неопубликованных материалов была извлечена из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Государственного архива Самарской области (ГАСамО), Государственного архива Саратовской области (ГАСарО).

Сведения о религиозных верованиях населения Среднего Поволжья, случаях вероотступничества, подготовке кадров православных священников и миссионеров содержатся в фондах Казанской духовной академии НА РТ (ф. 4) и Симбирской консистории ГАУО (ф. 134). Отчеты о работе начальных земских, государственных, церковно-приходских и миссионерских школ, организации в них воспитательной работы, деятельности исламских образовательных учреждений (медресе и мектебе) содержится в фондах Дирекции народного просвещения Симбирской губернии ГАУО (ф. 99) и Казанского губернского правления НА РТ (ф. 1).

Особый интерес представляют отчеты и планы работы православных миссионерских братств Трех святителей в Симбирской губернии (ГАУО, ф. 135) и Святителя Гурия в Казанской губернии (НА РТ, ф. 160). Отчеты о настроениях в деревне, борьбе с сектами содержатся в докладах губернаторов и иных документах губернских канцелярий (ГАСамО, ф. 3; ГАСарО, ф. 1; ГАУО, ф. 76), а также в фондах Сенгилеевской уездной земской управы ГАУО (ф. 167), Казанской уездной земской управы НА РТ (ф. 119). Информация о развитии системы государственно-религиозного просвещения в образовательных учреждениях региона находится в фондах директора народных училищ Симбирской губернии и Симбирской духовной консистории (ГАУО, ф. 99, 134). Сведения о внешкольном просвещении взрослых прихожан, проводимых православными миссионерами, выявлены в фонде Симбирского губернского по земским и городским делам присутствия ГАУО (ф. 84). Важным источником, дающим представление об изменениях в крестьянском быте и мировоззрении под воздействием модернизации, являются Церковно-приходские летописи, извлеченные из фонда Симбирской консистории ГАУО (ф.134).

Также нами использовались статистические материалы фонда инспекции народного образования (ГАУО, ф. 48), содержащие сведения о численности начальных и миссионерских школ, числе православных приходов, количестве мулл, участвующих в просвещенческой деятельности, числе мектебе и медресе, а также числе «новометодных» мусульманских образовательных учреждений. В фонде Казанской палаты уголовного суда НА РТ (ф. 13) сохранились дела об отходе новокрещенных татар от православия во второй половине XIХ в.

Все вышеперечисленные материалы позволяют получить представление о направленности и конечной эффективности государственно-религиозного просвещения, определить ее основные направления, формы и методы работы и др.

Значительное внимание было уделено и опубликованным источникам. Это, в первую очередь, аналитические и статистические материалы периодической дореволюционной печати. Так, в «Симбирских Епархиальных ведомостях» и «Симбирских губернских ведомостях» публиковались материалы о деятельности православно-просветительских братств. В таких изданиях как «Журнал Министерства народного просвещения», «Православный благовестник», «Церковный вестник», «Казанские губернские ведомости», «Церковные ведомости», «Православное обозрение» церковнослужители-миссионеры постоянно обменивались своими взглядами, предлагали новые формы и методы религиозно-воспитательной работы.

В публикациях периодической печати приводились количественные данные, характеризующие конечную эффективность проводимых мероприятий, анализировалось участие государственных органов власти и земств в этой деятельности, и, самое главное, – конкретные примеры полемики православных миссионеров и исламских просветителей с руководителями сект, старообрядцами.

Информацию, позволяющую проследить качественные и количественные изменения, происходившие в миссионерской деятельности РПЦ на территории Казанской епархии, содержат ежегодные губернаторские «Обзоры Казанской губернии» и издания Центрального и Казанского губернского статистических комитетов. Большой интерес представляют «Отчеты о деятельности Братства святителя Гурия», в которых приводится большой фактический материал.

Важное значение для исследования заявленной темы имеют источники нормативно-правового характера. Основные документы этой группы сосредоточены во втором издании Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ–2), часть публиковалась в виде отдельных уложений. Кроме того, некоторые акты издавались и на местах, например, уставы православных братств. В целом нормативно-правовые источники отражают содержание государственной политики в области религии, христианского образования, уголовного наказания за религиозные преступления и процесс эволюции самого законодательства, изменения правового статуса неправославных религиозных конфессий по
отношению к РПЦ.

Также нами привлекалась мемуарная литература, среди которой особый интерес представляют воспоминания выдающегося чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева. Значительная информация содержится в работах известного миссионера и просветителя Н. И. Ильминского, который предлагал уделить больше внимания изучению родных языков народов Поволжья и организации богослужения на родном языке.

Таким образом, имеющаяся в нашем распоряжении источниковая база
позволяет в полном объеме решить поставленные задачи.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, научной объективности и системности. Они позволили изучить факты с учетом их многогранности, противоречивости и неповторимости. В качестве методов были применены историко-генетический, позволяющий исследовать содержательную и логическую взаимосвязь событий во времени, а также сравнительно-исторический, предполагающий при изучении тех или иных событий рассмотрение значительного количества исторических источников и научных трудов с целью выявления исторической истины.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые исследована просветительская деятельность Симбирского братства Трех Святителей, раскрыто реальное участие в религиозно-просветительской деятельности дирекций народного просвещения и училищных советов. Исследованы основные направления, формы и методы государственно-просветительской деятельности мусульманской конфессии, систематизированы основные направления деятельности религиозных конфессий при подготовке просветительских кадров. Проанализированы основные формы и методы борьбы православного миссионерства с представителями сект и дохристианских верований, среди которых было проведение дискуссионных встреч с их руководителями, индивидуальных и групповых бесед с членами сект, а также распространение православно-религиозной литературы, в том числе и среди представителей коренных народов края.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и в учебно-педагогической работе: при написании учебных пособий, в учебном процессе при подготовке лекций по отечественной истории, а также при проведении семинаров, в общих курсах краеведения.

Факторы, определяющие необходимость и направленность государственного и религиозного просвещения населения Российской империи

Накануне и с началом великих реформ Александра II в России в значительной степени обострились проблемы общественно-политического климата среди представителей коренных народов страны, особенно в многонациональных регионах. Это проявилось в период правления императора Александра II. Первоначально, после поражения России в Крымской войне, правительство Александра II уделило религиозно нравственному просвещению народных масс огромное внимание. Это было вызвано несколькими причинами. Одной из них было наступление «иноверия», в первую очередь католической веры, вместе с которой шло усиление западного влияния на народные массы. Это подтолкнуло правительство пойти на усиление моральной и материальной поддержки православного духовенства, в первую очередь, сельского. Другой причиной внимания правительственных структур к проблеме миссионерства и религиозно-нравственного просвещения стало то, что экономия средств на его проведение (из-за подготовки к неизбежной войне с Англией и Францией в начале-середине 1850-х гг.) привела к тому, что в городах и деревнях значительно снизилось влияние церкви на происходящие социальные процессы, уменьшения доверия населения к священнослужителям . В проекте, представленном царю Особым комитетом в 1860 году, предлагалось принять меры к повышению значимости православного духовенства в просвещении и религиозно-воспитательной работе48.

Несмотря на предпринимавшиеся самодержавным режимом в XVI -первой половине XIX века, особенно в период правления императора Николая I, попытки насильственной христианизации, коренные народы сумели сохранить свои традиции, обычаи и культуру. Неправославные конфессии: ислам, буддизм, ламаизм - играли огромную роль в жизни общества, пронизывали социальные, семейные, экономические и правовые отношения, строго регламентировали личную жизнь каждого человека. Россию во многом населяли народы, имевшие в прошлом собственную государственность и богатую духовную культуру. В Среднем Поволжье собственную государственность имели, например, татары.

Деятельность царского правительства, направленную на усиление государственно-православного воздействия на представителей нерусских народов, подстегнули массовые.переходы вчерашних православных, например, крещенных татар и башкир в ислам, калмыков и бурят - в ламаизм. Представители чувашей, марийцев, удмуртов стремились в сектантство. Эта тенденция полностью проявилась и в отношении Среднего Поволжья. Исследования, проведенные в середине XIX века некоторыми учеными-этнографами, говорят о том, что в наибольшей степени массовые переходы православных христиан и представителей дохристианских верований в ислам наблюдались с 1830 по 1840 годы, с 1865 по 1867 годы, а также в период Первой русской революции 1905-1907 гг. Все это говорило о том, что эти процессы всегда в России активизировались либо в смутные, либо в реформистские времена. Так первый массовый отход в мусульманство наблюдался вскоре после восстания декабристов в Санкт-Петербурге, второй - во время великих реформ Александра II, третий - в 1905-1907 гг., когда в ислам одновременно перешли свыше 3000 христиан.

Еще одним не менее важным фактором мы считаем рост социальной напряженности в России, особенно в начале реформ Александра II, что проявилось в выступлениях рабочих в городах, значительном росте крестьянских выступлений в сельской местности. Особенно много их было в 1860-1870-е годы и вызваны они были бесправным положением крестьян, которые, несмотря на то, что их «освободили», продолжали отрабатывать повинности в пользу помещиков. Осуществление реформ 1861, 1863 и 1866 годов и операции по выкупным сделкам растянулись на десятилетия.

Роль и место государственных органов власти в организации государственного просвещения населения края

Высшими государственными органами при императорах были Государственный совет, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, различные комитеты и канцелярии, которые в той или иной степени были ответственными за проведение просветительской деятельности. Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного органа, члены которого назначались царем из высших, часто отставных чиновников и министров. В нем обсуждались многие законопроекты и реформы. С 1884года Государственный совет контролировал решения Сената. Государственным Советом были приняты некоторые решения, тем или иным образом соприкасавшиеся с государственно-просветительской деятельностью. Важную роль в организации просветительской деятельности продолжал играть Комитет министров, который оставался высшим административным учреждением без достаточно четких функций, то есть совещательным органом при монархе с наиболее доверенными чиновниками, через которых царская администрация претворяла в жизнь свои решения. Совет министров (1861-1882 г.г.) заслушивал годовые отчеты министров, согласовывал деятельность ведомств, обсуждал мероприятия по осуществлению реформ. Некоторые из них сразу получали силу закона, так как непосредственно утверждались императором. Именно Совет Министров принимал некоторые важные постановления по организации государственно-религиозного просвещения, которые немедленно принимали силу закона.

Немалый вклад в организации государственно-религиозного просвещения населения империи внёс Святейший синод. По своему значению и устройству он был ближе к министерству, чем к высшему учреждению. В то же время обер-прокурор Синода иногда играл важную роль в политической жизни страны (вдохновитель контрреформ - К. П. Победоносцев). Как и в других сферах монархического режима, церковь имела строго вертикальную структуру властвования и подчинения. Во главе православной церкви находился Святейший Синод, теоретически состоявший к концу XIX века из 12 духовных иерархов, но практически ограничивавшийся семью. Было ещё два «филиала» - синодальная контора в Москве и грузино-имеретинская в Тифлисе. Синоду подчинялись все 66 епархий, т.е. духовных округов, как правило, совпадающих с территориями губерний и областей. 64 епархии находились внутри империи, две - за границей (Алеутская в США и Японская). До конца XVIII столетия православное духовное управление частей нынешней Симбирской губернии было подведомственно трем различным епархиям. Духовное управление сосредотачивалось в Консистории из шести членов188. Святейший Синод активно занимался православным просвещением, направляя в решении этого вопроса деятельность епархий. Его аппарат разрабатывал учебные программы для церковно-приходских школ, церковных приютов и богаделен, программы для изучения учебной дисциплины «Закон Божий» для светских школ, контролировал подготовку педагогов из числа православных священников и светских лиц.

Правительство в основном требовало организовывать работу по общественно-государственному и православному просвещению от губернских училищных советов и дирекций народного образования. Система управления народным образованием вообще и начальным образованием в частности сформировалась в основном согласно указаниям, изложенным в «Положении о начальных народных училищах» 1864 года. Все управленческие указа-ния в губернии шли от руководства Казанского учебного округа . В Симбирской, как и в других губерниях, главным коллегиальным органом был Губернский училищный Совет. Он состоял из губернского епархиального архиерея, (который, как правило, назначался председателем); туда также на правах членов входили губернатор, инспектор (впоследствии директор народных училищ), 2 представителя губернского земства и 1-2 инспектора. В его функции входило попечение о высших, средних и начальных училищах. Этот орган рассматривал отчёты уездных училищных советов, принимал решения по представлениям уездных училищных советов об открытии и закрытии училищ, увольнял неблагонадёжных учителей, назначал педагогам денежные пособия, рассматривал жалобы по вопросам, связанным с образовательным процессом. Кроме того, утверждал в должности лиц, избранных председателями губернских училищных советов190.

Просветительская деятельность Симбирской епархии

Главным местом православно-просветительской работы православная епархия считала начальную церковно-прикодскую школу. Для современного понимания важна главная цель воспитания в церковных школах, которая со 113 стояла в усвоении истин христианских догматов нравственности. Крещение осуществлялось не сразу, однако учителя создавали такую обстановку, что каждый ученик школы к этому выбору своей жизни подходил постепенно, сознательно, и это было действительно его выбором. Возьмем одну из лучших школ - Абрамцевскую школу Ардатовского уезда Симбирской губернии. Вся жизнь в Абрамцевской православной школе была пропитана христианским распорядком. Неукоснительно соблюдались все религиозные посты, отмечались церковные праздники. Утром вся деятельность начиналась с молитвы, ею же и заканчивался учебный день. Каждое воскресенье ученики посещали православный храм. Школой руководил так называемый миссионерский комитет, что способствовало обучению детей в объеме требуемых условии .

Предметы, преподаваемые в школе, их количество и направленность не оставляют ни малейшего сомнения в том, что школа готовила действительно будущих высококлассных специалистов-миссионеров. Среди учебных дисциплин были Священная история Ветхого и Нового заветов, история Церкви, Пространный Катехизис. Ученики подробно изучали Церковный Устав Святейшего Синода. Важным моментом в деятельности школы было то, что цер-ковно-славянский язык изучался по Евангелию, Часослову, Псалтирю, Октоиху, Деяниям Святых Апостолов.

При изучении русского языка использовались самые эффективные, проверенные учебники Невзорова, Покровского, Смирновского. Много внимания отводилось изучению русской гражданской истории, географии, урокам чистописания. Арифметика изучалась по наиболее эффективным учебникам Киселева, а также по сборникам задач Маленина и Буренина228.

Большое внимание уделялось воспитательной работе. Это было в первую очередь обусловлено тем, что ученики своей жизнью должны были являть пример добропорядочности и примерности . Весь воспитательный процесс был организован по православным канонам. День начинался и заканчивался с молитвой. Учащихся заставляли правильно выговаривать слова молитв, требовали молиться истово, правильно складывая крестное знамение и правильно осеняясь крестом. Это можно объяснить тем, что вся практика миссионерской деятельности требовала наличия специальных педагогических качеств, без которых трудно было бы организовать работу по религиозно-нравственному воспитанию.

Важное место отводилось хоровому пению, так как именно красота и выразительность православного обряда имела большое значение в организации воспитательно-миссионерской деятельности. Детей учили навыкам правильной организации церковной службы, заставляя участвовать в службе от начала до конца, прививали такие качества характера, как терпение. Учащиеся проходили все основы таинств, умели правильно говеть и причащаться Святым Таинством.

Похожие диссертации на Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. : на материалах Среднего Поволжья