Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Полева Юлия Владимировна

Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков
<
Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полева Юлия Владимировна. Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Полева Юлия Владимировна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2009.- 347 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/489

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЗЕМНЫХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ ПОДОНЬЯ И НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ,

ОБРАЗУЕМЫХ ПОДЗЕМНЫМИ КУЛЬТОВЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ С НАЗЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ. 30

1.1. Отбор дифференцирующих признаков. 30

1.2. Простые формы культовых подземных сооружений. 38

1.3. Сложные формы культовых подземных сооружений. 75

1.4. Формы христианских культовых погребальных подземных сооружений. 102

1.5. Модели, образуемые подземными культовыми сооружениями с наземными 115

сооружениями.

Глава II. УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ ПЕЩЕРНИЧЕСТВА В 122 НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ И ПОДОНЬЕ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.

2.1. Основы традиции почитания культовых пещер в Нижнем Поволжье и Подонье . 122

2.2. Религиозный опыт пещерничества в различных конфессиональных группах 148 Нижнего Поволжья и Подонья.

2.3. Условия воспроизводимости и социальное значение явления пещерничества в 180 истории христианских конфессиональных групп региона.

Глава III. ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ 201 ПЕЩЕРНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА В ПОДОНЬЕ И НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

3.1. Общие тенденции в распространении пещерничества в Нижнем Поволжье и Подонье 201

3.2. Развитие традиции пещерничества в Подонье и Нижнем Поволжье во второй 208 половине XVII в.

3.3. Пещерничество в социальном и политическом контексте на территории Нижнего 216 Поволжья и Подонья в XVIII — начале ХТХ вв.

3.4. Церковная и светская политика по отношению к пещерничеству в Нижнел 226 Поволжье и Подонье в ХГХ - начале XX вв.

3.5. Новые явления в развитии пещерничества в начале XX в. на территории Нижнего 256

Поволжья и Подонья.

3.5. Особенности динамики пещерничества в Нижнем Поволжье и Подонье. 263

Заключение 273

Список источников и литературы. 278

Введение к работе

Актуальность темы. На территории Нижнего Поволжья и Подонья находится крупная малоизученная группа памятников — подземных культовых сооружений (ПКС). Некоторые из них, как, например, Каменнобродские или Усть-Медведицкие пещеры, расположенные на территории современной Волгоградской области, Костомаровский и Дивногорский комплексы в Воронежской области, и сегодня являются важными центрами православного паломничества. Тем не менее история пещерокопательства в различных конфессиональных группах на территории Нижнего Поволжья и Подонья недостаточно исследована. Не ясны роль и значение этого явления для истории Нижнего Поволжья и Подонья, хотя исторических подземных полостей, использовавшихся в культовых целях, было внушительное количество. Только на территории Воронежской губернии существовало свыше 50 культовых пещер1. На территории Области Войска Донского их количество составляло свыше трех десятков объектов. На территории бывшей Саратовской губернии собраны сведения о 36 объектах, а на территории Астраханской губернии известно о существовании 9 подземных культовых сооружений. Среди культовых пещер встречаются православные монастырские комплексы и коммуникационные подхрамовые ходы; старообрядческие подземные скиты и кельи; сектантские «Новые Сионы». С одной стороны, православная традиция пещерничества в регионе поддерживала традиционную религиозную практику, восходящую к общепочитаемым пещерам Киево-Печерской Лавры, палестинским святыням. С другой стороны, одной из черт религиозной жизни Донской, Саратовской и Астраханской епархий стало активное развитие локальных сект. Для некоторых из них создание подземных сооружений было неотъемлемой частью отправления культа: голбешников, подземельников,

Стспкин В.В. Пещерные памятник» Среднедонского региона // Культовые пещеры Среднего Дона: Сб.ст. М., 2004. Вып. 4. С. 41-38.

подпольников, еноховцев. Все это говорит о сложных путях формирования традиции пещерничества в рассматриваемом регионе.

Важным аспектом понимания причин распространения пещерничества в различных конфессиях являются пути, по которым проходила легитимация тех или иных почитаемых пещер и их насельников. Эта проблема зависела от комплекса условий, включавших сложное и неоднозначное отношение к пещерножительству Церкви, государства и местной власти. Между пещерными подвижниками и местным населением устанавливались сложные религиозные коммуникационные связи.

Обращает на себя внимание возникновение большого количества новых культовых подземных комплексов, преимущественно сектантских, в начале XX в., когда в целом епархиальные власти отмечали массовую секуляризацию сознания прихожан. Какую роль играло пещерничество в условиях кризиса Российской империи, нарастающей дезинтеграции общества, кризиса ценностных норм, разложения моральных и идеологических критериев? Самоубийства сектантов в пещере и исцеления по молитве подвижников, поиск под землей убежища от Антихриста и молитва за мир - все это сосуществует в предреволюционный период и делает картину функционирования культовых подземных комплексов неоднозначной.

Сегодня возросшие потребности в удовлетворении индивидуальных и коллективных духовных запросов способствуют возрождению традиционного пещерничества. Возобновилось паломничество к Донским пещерным монастырям: Костомаровскому, Дивногорскому, Усть-Медведицкому. Возникают новые подземные культовые сооружения. Например, в конце 90-х гг. XX в. в г. Волжском был выстроен подземный храм Иоанна Крестителя. Эти явления отражают тенденцию, получившую распространение также и на территории всей России. Все чаще в средствах массовой информации встречаются сведения о новых случаях пещерничества. Это говорит о возобновлении традиционных

коммуникативных систем, по которым циркулировала религиозно интерпретированная информация, служившая для интеграции значимой группы людей. В то же время вновь распространяется пещерничество среди религиозных девиантных групп. Среди 29 сектантов с. Никольское Пензенской области, принявших подземный затвор в ноябре 2007 г., оказались 4 детей. Проблема таких религиозных девиаций требует глубокого осмысления, поскольку известны многие примеры суицидов сектантов в пещерах.

Пещерное подвижничество в христианских конфессиях разных стран мира имело как общие черты, так и региональные особенности. Регионально-конфессиональную специфику имело пещерное храмостроительство и подземножительство в области Нижнего Поволжья и Нижнего Подонья.

Почитаемые пещеры часто выполняли и выполняют функцию поддержания социо-религиозного баланса в обществе. Подобные религиозные центры на протяжении всего их существования обслуживают и поддерживают лица, имеющие особый социальный статус: отшельники, паломники, трудники-пещерокопатели. Модели их поведения, их символы и атрибуты сохраняются в пределах одной конфессии независимо от социальных и политических изменений в обществе. Это позволяет говорить о пещерничестве как устойчивом и воспроизводимом виде религиозной практики, имеющей социальное значение.

Актуальность данной работы определена активным возобновлением почитания пещерных комплексов и пещерничества, появлением новых случаев пещерничества. Это явление может быть понято только в результате выявления комплекса условий воспроизводства пещерничества в культурно-религиозном, социальном, историческом аспектах.

Разнообразие источникового материала дает возможность рассмотреть проблему воспроизводства пещерничества максимально полно.

Степень разработанности проблемы. Пещерничество в Нижнем Поволжье и Подонье исследовано не равномерно. Наиболее изучены

пещерные монастыри Воронежского Подонья. В конце XIX в. в «Воронежских епархиальных ведомостях» была опубликована серия краеведческих статей, посвященных истории местных пещерных монастырей2. Исторические сведения о пещерных монастырях в Воронежском Подонье публиковались также в «Памятных книжках Воронежской губернии», которые издавал Воронежский губернский статистический комитет. Вклад в обследование православных подземных святынь внесли СЕ. Зверев3 и Л.Б. Вейнберг4. СЕ. Зверев считал, что эти христианские пещеры возникли до монгольского нашествия. Л.Б. Вейнберг считал, что Дивногорские пещеры основаны хазарами. Он опубликовал ряд документов по истории Дивногорского монастыря в «Материалы по истории Воронежской и соседних губерний»5. В 1889 г. вышла книга, без указания автора, «Белогорские пещеры»6. Это издание имеет особое значение для проводимого исследования, поскольку в нем уделяется довольно много внимания епархиальной политике по отношению к Белогорским святыням. В начале XX в. истории пещерных монастырей Воронежской епархии был посвящен ряд публикаций членов Воронежской ученой архивной комиссии. Дивногорскому монастырю была посвящена большая статья В.Н. Тевяшова «Пещерные монастыри Острогожского уезда» , в которой был описан Дивногорский пещерный комплекс, с попыткой определения времени возникновения монастыря. В это же время выходят исторические очерки Дивногорского Успенского монастыря П.В. Никольского и о. Александра Кременецкого. В их работах пещеры

Никонов Ф. (Свящ.) Описание Воронежской епархии // Воронежские Епархиальные ведомости. 1867. №2-8, 11-15; Попов Н. Семибратская могила // Там же. 1868. Приложение к № 6. С. 168-172; Дивногорский монастырь // Там же. 1882. № 16; Шатрищегорский монастырь // Там же. № 23. 1885. С. 811-832.

3 Зверев СЕ. Следы христианства на Дону в домонгольский период // Труды X археологического съезда. Т.
1.М., 1899. С. 316-326.

4 Вейнберг Л.Б. Пещерные памятники. Дивьи горы, Шатрище, Белогорье // Очерк замечательнейших
древностей. Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Воронеж, 1891. С. 48-78.

5 Л. Б. Вейнберг. Материалы по истории Воронежской и соседних губерний. Вып. VIII, № СССХХХІ-ІІ;
Вып. XII, № 483.

6 Белогорские пещеры: Издание вновь открытой при Белогорских пещерах Воскресенской обители.
Павловск, 1889. С. 71.

7 Тевяшов В.Н. Пещерные монастыри Острогожского уезда // Труды Воронежской УАК. Воронеж, 1902.
Вып. 1.С. 2-78.

рассматриваются как место аскезы и духовного подвига . А в 1910 г. вышла книга П.В. Никольского «Пещерокопательство в XIX в.», где на основе архивных документов рассматривались причины возникновения пещерокопательства на Среднем Дону9. Свой вклад в изучение донских пещер на территории Воронежской епархии внесли: Д.М. Струков, А.А. Спицын и др.10 Н.Е. Макаренко установил значительное планиметрическое сходство пещерных комплексов Каменнобродского и Дивногорского монастырей11. Сегодня это сходство проследить уже невозможно из-за частичного саморазрушения памятников. Исследователи также ставили перед собой задачу определить время возникновения этих комплексов, но данная проблема осталась нерешенной.

В конце XIX — начале XX в. саратовские краеведы, занимавшиеся проблемами истории старообрядчества на территории Саратовской епархии, упоминали и об используемых староверами подземных кельях и скитах. Однако пещерное подвижничество понималось ими как частный случай, а не как историческое явление. Представители разных вероисповеданий оценивали пещерничество с разных позиций. Миссионер Православной Церкви А. Шалкинский рассматривал пещерное подвижничество старообрядцев как проявление мошенничества или суеверия. А.И. Флегматов13 также рассматривал старообрядчество и сектантство, как проявление невежества или мошенничества. Н. Жилкин14, Л.Т. Мизякин15, воспитанные в старообрядческой среде, видели в нем следование древней и истинно православной аскетической традиции. Однако их разрыв со старообрядческой

О. Александр (Кременецкий). Успенский Дивногорский монастырь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня: Сицилийская чудотворная икона Божьей матери. Воронеж, 1912; Никольский П.В. Успенский Дивногорский монастырь. Воронеж, 1904.49 с.

9 Никольский П.В. Монашество на Дону: пещерокопательство в XIX в. // Воронежская старина. 1910. Вып.
9. С. 150-181.

10 Спицын А.А. Историко-археологические изыскания // Журнал Министерства народного просвещения.
1909. Т. 19, I. С. 76-78; Степкнн B.B. История изучения культовых пещерных сооружений бассейна Дона и
Оскола // Культовые пещеры среднего Дона: сб.ст. Вып. 4. М., 2004. С. 18-29.

11 Макаренко Н.Е. Археологические исследования в 1907-1909 гг. Маяцкое городище // Известия имп.
Археологической комиссии. М., 1911. Вып 43. С. 45-46.

12Шалкинский А. Обозрение раскола в Саратовской епархии 1891 г. Саратов, 1892. С. 8-12.

13 Флегматов А.И. Беседы по русскому расколу и сектантству. Царицын, 1892.284 с.

14 Жилкин Н. Старообрядцы на Волге. Саратов, 1905. С. 4.

15 Мизякин Л.Т. Черемшан. Саратов, 1909. С. 22-27.

почвой приводит к пониманию старообрядческого пещерничества как анахронизма. В характеристиках пещерников у них прослеживается негативная эмоциональная окраска. Изуверский характер развития сектантства в Аткарском уезде Саратовской губернии, где пещеры использовались для массовых самоубийств, был рассмотрен Ф.П. Коноваловым16. Он установил взаимосвязь между жестокими преследованиями сектантов и появлением изуверских форм сектантских практик. Использование подземных сооружений в культовых целях и как убежищ среди страннического беспоповского направления привлекло внимание Д.С. Варакина17 и И.К. Пятницкого18. Эти исследователи, делая основной акцент на формы девиаций среди сектантов, классифицировали подпольников, как ответвление странничества.

К этому же периоду относится активная деятельность Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК). Исследователи СУАК выделили пещеры в самостоятельную категорию исторических памятников. Однако эти пещеры не были описаны полностью. О большинстве остались лишь краткие замечания по поводу их существования без какой-либо подробной характеристики. Например, в статье А. Кроткова «О памятниках старины в Саратовской губернии» из декларированной 61 пещеры на территории Саратовской губернии были описаны единицы. Сам автор признавал, что «пещеры ни в археологическом, ни в каком другом отношении не обследованы», потому и «сведения о них помещены без всякой оценки их достоинства» 9. Подземные полости, подвергнутые антропогенному воздействию, были разделены А. Кротковым на «относящиеся к татарской эпохе» , старообрядческие и разбойничьи. Ф.В. Духовников описал 25 пещер на территории Саратовской губернии, отнеся их к памятникам, «свидетельствовавшим о кипучей и культурной жизни обитавших здесь в прежнее время до поселения русских

Коновалов Ф.П. Борьба с сектантством в Аткарском уезде Саратовской губернии. Саратов, 1912. 120 с.

Варакин Д.С. Обзор вероучения странников-бегунов. М., 1911. 53 с.

Пятницкий И.К. Секта странников: ея значение в расколе. СПб., 1912. 172 с.

Кроткое А. О памятниках старины // Труды СУАК. Саратов, 1913. Вып. 30. С. 161.

Как правило, коммуникационные ходы, обложенные «татарским кирпичом». См.: там же. С. 161.

народов» . Он также подчеркивал, что эти памятники не обследованы. Духовников сделал попытку привязать антропогенные подземные полости к их функционально-генетическим особенностям, а также дать хронологию их существования в качестве культурных объектов. Однако автор пришел к выводу: «Кто устраивал пещеры, и с какой целью — неизвестно. Заменяли-ли они кочевникам жилища в зимнее время... или кочевники скрывались в них со своими богатствами в смутные времена — трудно решить» . Он разделил известные пещеры на «татарские», разбойничьи, подземные ходы и искусственные пещеры неизвестного происхождения. А.Г. Минх также в своих статьях и книгах старался дать географическую привязку и историческую интерпретацию пещерам Нижнего Поволжья. Все упомянутые ученые особо подчеркивали сложность изучения памятников: «входы в пещеры большей частью завалены на некотором расстоянии землею, камнями и пр.; кроме того, спертый воздух вызывает у исследователей головокружение. Это-то и препятствует проходить по пещерам на всем их протяжении»23. Благодаря деятельности членов СУАК до нас дошла ценная информация: картографирование пещер на местности, иногда их планы, предания о них.

После революции 1917 г. внимание ученых к подземным сооружениям в Нижнем Поволжье и Подонье снижается. Среди работ, вышедших в 20 - 30-е гг. XX в., особое место занимают «Приволжские Помпеи» Ф. Баллода, где были описаны пещеры Уракова бугра и в Елшанском овраге Царицынского уезда24.

В материалах к археологической карте Нижневолжского края, составленных А. Ильиной и П. Шишкиным в 1926 г., приводятся общие сведения о различных подземных сооружениях25. Ряд данных из этого

21 Духовников Ф.В. Перечень пещер Саратовской губернии // ИМАО. М., 1894. №5. С. 160-169; Он же.
Пещеры // Тр. СУАК. Саратов, 1898. Вып. 21. С. 6 -12.

22 Духовников Ф.В. Перечень пещер Саратовской губернии... С. 160.

23 Минх А.Г. О городище близ с. Неклюдовки, Наскафтымской волости, Кузнецкого уезда // Тр. СУАК.
Саратов, 1911. Вып. 28. С. 22-23.; Кроткое А. О памятниках старины... С. 160.

24 Баллод Ф. Приволжские Помпеи. М.; Пг., 1923. 131 с.

25 Ильина А., Шишкин П. Материалы к археологической карте Сталинградского, Хоперского, и некоторой
части Астраханского и Камышинского округов Нижневолжского края. Сталинград, 1926.

издания приведен также в своде сведений о древностях, составленном старшим инспектором областного управления культуры Т.Н. Рогатиной, где упомянуты почти полтора десятка подземных сооружений и пещер, некоторые имели культовое значение26. В 1935 г. вышла работа Ф.М. Путинцева «Политическая роль и тактика сект», посвященная разоблачению антисоветской сущности сектантства. Несмотря на приоритет антирелигиозной агитации, это издание содержит ценную информацию о пещерном подвижничестве в с. Заплавном. В работе приведены фотографии сектантов, в том числе за работой в пещерах . В конце 40-х гг. XX в. было

запрещено «несанкционированное посещение подземных полостей» .

Интерес к Воронежским пещерам возрождается в 70-х гг. XX в. Донские пещерные монастыри исследуются Воронежской спелеологической секцией (ВСС). Воронежские спелеологи делают топосъемку многих Донских пещер. В 1985 г. вышла статья В.И. Плужникова29, посвященная архитектуре пещерных донских монастырей. Статья содержит планы пещерных ходов монастырей на территории современной Воронежской области. Выделены основные периоды их функционирования, условия возникновения пещерных монастырей и их устройство. Ни одна последующая работа по пещерному подвижничеству на Дону не обходилась без ссылок на работу В.И. Плужникова.

В конце 90-х г. XX в. вышло издание, посвященное подземному монастырю в Вавиловом Доле Саратовской области. Материал был собран А. Казамановой и Е. Фатьяновой30. Т.А. Башлыкова описала историю обнаружения сектантских пещер в г. Волжском (бывшее с. Безродное) в своей книге «Были Заволжского края» . Также она опубликовала план пещер,

26 Рогатина Т.Н. Свод сведений о древностях, составленный ст. инспектором обл. упр. культ. Рогатиной Т.Н.
Сталинград, 1957.

27 Путинцев Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М., 1935.

28 Гусаков СБ. История Подмосковского спелеоандеграунда // Спелестологический ежегодник РОСИ: сб.
статей. М., 1999. С. 165-178.

29 Плужников В.И. Пещерные монастыри на Дону и Осколе // Памятники русской архитектуры и
монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 93-111.

30 Казаманова А., Фатьянова Е. Тайна Вавилова Дола. Самара, 1999. 109 с.

31 Башлыкова T.A. Были Заволжского края. Волгоград, 1999.260 с.

снятый топографической Северо-Кавказской экспедицией «Союзмаркштрест». Однако она не включила феномен пещерокопательства в Безродном и учение А.Л. Черкасова в общую систему распространившихся в конце ХЕХ в. сект, получивших в историографии наименование еноховских. В 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Святилища: археология ритуала и вопросы семантики», на которой использованию подземных полостей в культовых целях в палеолите и неолите уделили внимание: А.К. Филиппов32, B.C. Житенев33, В.Г. Котов34, А.Н. Козлов35. Эта конференция показала рост внимания научной общественности к проблеме использования пещер в культовых практиках. Были выявлены некоторые архаичные техники, оказавшие влияние на народную религиозность в более поздний период.

Отдельные сведения об использовании подземных полостей на территории Области Войска Донского можно встретить в работах

ОіС о*т то

СП. Синельникова , М.Н. Луночкина , Б.С. Лащилина . Описаниям
Царицынских подземелий уделяла внимание Е.Г. Жорова . ч

В 2002 г. вышла книга В.В. Серебряной40 «Культовое зодчество Волгоградской области», где автор поместила описание Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого монастыря и план пещер игуменьи Арсении. Но поскольку работа посвящена проблеме наземного храмового зодчества, то историческая интерпретация явления подземных культовых сооружений в ней представлена ограниченно.

32 Филиппов А.К. Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики:
Материалы тематической научной конференции, Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000 г. СПб., 2000. С. 27 -
33.

33 Житенев B.C. Архсозоологические критерии «ритуальных медвежьих комплексов» верхнего палеолита //
Там же. С. 33-37.

34 Котов В.Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещерного медведя на Южном Урале // Там же
С. 37-40.

35 Козлов А.Н. Славянские и марийские жертвенники: сравнительный анализ //Святилища: археология
ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции Санкт-Петербург, 14-17
ноября 2000 г. СПб.: Изд-во С—Петербургского университета, 2000. С. 120-123.

36 Синельников СП. Из истории иконы Урюпннской Божией Матери: XIX в. // Некоторые проблемы
истории казачества Волгоградской области: сб. науч. работ. Волгоград, 1997. С. 72-81

37 Луночкин М.Н. Цимлянская сторонка: История Чернышковского района. Волгоград, 2001.352 с.

38 Лащилин Б.С. Это было: Легенды и были. Волгоград, 1982. 96 с.

39 Жорова Е.Г. Царицынские подземелья // Отчий край. 2000. № 3. С. 80-84.
40Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. 336 с.

В настоящее время проблематикой культовых подземных сооружений Среднего Дона занимается исследователь В.В. Степкин41. Он применил многосторонний подход к проблеме; рассматривая вопросы хронологии и семантики, типологии и реконструкции процесса пещеростроительства. Однако сфера его интересов практически не затрагивает Область Войска Донского и совсем не касается Нижнего Поволжья. В 2005 г. вышла монография Ю.Ю. Шевченко42, посвященная феномену пещерничества на самом обширном материале, не только христианском, но и иноконфессиональном. Он, проанализировав устройство пещерных храмов Среднего Дона, сделал вывод, что особенности их литургического устройства позволяют говорить о довольно раннем происхождении, например, знаменитого Дивногорского пещерного комплекса (не позднее VIII в.). Но он не ставил перед собой цель проследить динамику развития пещерничества на юге России в зависимости от проводимой церковной и светской политики. Общим вопросам типологии культовых подземных сооружений и пещер были посвящены работы В.М. Слукина, Ю.А. Долотова, Ю.Б. Гусакова, В.Н. Дублянского43.

Семантические аспекты пещерного подвижничества в Православии на Руси рассматривались Т. Петровой44, П. Малковым45. Работа иеромонаха Иосифа (Марьяна)46 рассматривает деятельность выдающихся церковных деятелей Астраханской епархии. Для нас особый интерес представляют

41 Степкин В.В. Пещерные памятники Средпедонского региона. С. 41-138; Степкин В.В. Рнсунки-граффнти
Белогорского пещерного комплекса //Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий:
тез. Докл. Науч. конф. Липецк, 1999. С. 206-212.

42 Шевченко Ю.Ю. Феномен пещерничества и подземных святынь. Истоки. Появление н распространение в
христианской традиции. Контекст появления и функционирования в православной Руси (историко-
этнографическое исследование). СПб, 2006.

43 Слукин В.М. Архитектурно-исторические подземные сооружения. Свердловск, 1991.235 с; Гусаков Ю.Б.,
Долотов Ю.А. О классификации подземных полостей // Спелестологнческие исследования: сб. ст. М., 2002.
С. 189-219. Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н. Карстоведение. Общее карстоведение: Учеб. Пособие. Ч. 1.
Пермь, 2004.308 с.

44 Петрова Т. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры // К свету. 1993. № 17. (Из
пещерных комплексов, находящихся на территории Волгоградской области, она кратко упоминает только
пещеры Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.

45 Малков П. Образ пещеры в античном и христианском символизме // Под Главою Христом. М., 2000. С.
114 -131. (Анализ пещеры проводится в двух символических системах — христианской и античной,
христианская система не выходит за рамки ортодоксальных богословских представлений об образе
пещеры).

46 Иеромонах Иосиф (Марьян). Святые земли Астраханской. Астрахань, Элиста, 2001. 206 с.

главы, отражающие отношение власти к почитанию пещер и местночтимых святых Астраханской епархии.

Таким образом, можно констатировать в последнее десятилетие рост внимания к проблемам пещерничества на территории Нижнего Поволжья и Подонья и в России в целом. Тем не менее по-прежнему междуречье Волги и Дона является малоисследованной территорией, многие памятники не выявлены, а выявленные недостаточно изучены. Например, совершенно не обследованы катакомбы Илиодора под Святодуховым монастырем в г. Волгограде. Пещерничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья не было проанализировано как социальное явление, воспроизводимое по определенным законам и в определенных социокультурных условиях. Не затрагивалась проблема отношения светских и церковных властей к почитанию пещер и пещерокопательству.

Объект исследования: культовые пещеры в Нижнем Поволжье и Подонье, образовавшиеся во второй половине XVII — начале XX веков.

Предмет исследования: изучение комплекса факторов способствующих воспроизводству пещерного подвижничества в Нижнем Поволжье и Подонье как религиозно-культурного, социального, исторического феномена.

Цель исследования - Цель исследования: выявить основные этапы, характер и региональные черты пещерного подвижничества Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII — начале XX веков.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить основные формы, модели действовавших культовых
подземных сооружений, специфику их функциональной нагрузки;

- определить степень распространенности пещерничества в различных
религиозных группах Нижнего Поволжья и Подонья и районы наибольшего
распространения ПКС;

- раскрыть формы сакрализации подземного пространства в народной
религиозности;

- определить формы религиозного опыта, лежащие в основе
пещерничества в различных конфессиональных группах;

установить социальные и религиозные факторы, влияющие на воспроизводство пещерного подвижничества в Нижнем Поволжье и Подонье;

определить характер, пути и этапы распространения пещерничества в исследуемом регионе;

- исследовать отношение светской власти и православной церкви к
православному и иноконфессиональному пещерничеству;

- выявить особенности динамики пещерничества в Нижнем Поволжье и
Подонье во второй половине XVII — начале XX веков.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, позволяющие исследовать религиозную практику пещерного подвижничества в разных аспектах. В ходе работы над темой был применен комплекс методов исторического исследования, что позволяет максимально полно интерпретировать полученные многообразные исторические факты.

Структурно-функциональный метод позволил выделить региональные и конфессиональные формы и модели ПКС, а также уточнить функции различных культовых полостей.

Для изучения закономерностей воспроизводимости пещерничества как явления, основанного на комплексе пространственных, социальных и религиозных отношений был применен историко-системный подход.

Структурно-семантический подход позволил определить основные элементы почитания пещеры как сакрального пространства в народной религиозности.

Историко-сравнительный метод позволил сравнить формы религиозного опыта пещерничества в различных конфессиональных группах.

Для изучения динамики явления пещерничества в рамках диахронного подхода был применен историко-генетический метод, который позволил проследить закономерности в развитии этого явления в православии, старообрядчестве и сектантстве.

Хронологические рамки исследования определены второй половиной XVTE — началом XX в. Начало этого периода характеризуется колонизацией и освоением русским населением Нижнего Поволжья и Подонья. Также в этот период возникает и развивается традиция пещерничества в среднем, нижнем течении Дона, а также в Нижнем Поволжье. К началу XX в. отчетливо проявляются все традиции пещерничества, сложившиеся в регионе.

Источники, привлеченные к исследованию проблемы пещерничества в регионе, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся культовые подземные сооружения, доступные сегодня для исследования, и результаты их обследования.

На территории Воронежской епархии В.В. Степкиным и В.И. Плужниковым47 исследованы разные виды православных комплексов. Это воронежские православные монастыри и их пещеры: Троице-Никольский Холковский, Шатрищегорский Преображенский монастырь, Успенский Дивногорский, Белогорский Воскресенский монастыри. По течению р. Дон, на территории ОВД расположены культовые Мигулинские пещеры: Старая и Новая. Публикации указанных исследователей используются в диссертационной работе. Среди сектантских пещерных комплексов наиболее известны пещеры еноховцев с. Безродное (г. Волжский) . План доступной части этих пещер был отснят в 1961 г. топографической Северо-Кавказской экспедицией «Союзмаркштрест».

Плужников В.И. Пещерные монастыри на Дону и Осколе... С.93-111; Степкин В.В. Пещерный комплекс у с. Семейки // Вестник Воронежского отдела Русского географического общества. Воронеж, 1999. Вып. 2. с. 98 -103. 48 БашлыковаТ.А. Были Заволжского края. С. 195.

Автором диссертации в 2000 - 2003 гг. были обследованы пещеры при Белогорском Свято-Троицком Каменнобродском монастыре , расположенные на территории бывшего Царицынского уезда Саратовской епархии, а также в 2002 и 2004 г. монастырские пещеры игуменьи Арсении при Усть-Медведицком монастыре50. В 2002 г. экспедицией ИКО «СОВА» под научным руководством автора была обнаружена пещерная келья при хуторе Мелоклетский \ В этот же период обследовалось место ранее существовавшего пещерного скита в урочище Подгорском (находится в Иловлинском р-не Волгоградской области). В 2004 г. автором были обследованы остатки подхрамового хода, связывающий Сретенский храм, ст-цы. Михайловской (Урюпинского р-на Волгоградской обл.) с ныне уничтоженным собором.

На территории Саратовской епархии автором исследована в 2003 г. пещера отшельника - старообрядца на территории Хвалынского национального парка52. Старообрядческие пещерные памятники известны на территории бывшей Области Войска Донского В 2005 г. проведены работы по выявлению и обследованию старообрядческих землянок близ бывшего старообрядческого Пятипского монастыря (Калачевский р-н Волгоградской обл.).

Многие подземные сооружения были уничтожены и известны только по воспоминаниям и описаниям старожилов. Например, по описаниям местных жителей в 2003 г. удалось обнаружить и обследовать месторасположение сектантских пещер близ с. Заплавное, собрать устную информацию об их устройстве и функционировании. По воспоминаниям казаков-старообрядцев

Полева Ю.В. Материалы к Спелестологической карте Волгоградской области // Культовые пещеры Среднего Дона... С. 305-319.

50 Степкин B.B. Мигулинские пещеры // Донская археология. 2001. № 3-4. С. 159-165. О пещерах игуменьи Арсении Усть-Медведицкого монастыря см.: Серебряная В.В. Культовое зодчество... С. 88-91. Полев К.Э., Полева Ю.В. Материалы к Спелестологической карте Волгоградской области // Культовые пещеры Среднего Дона...

50 Пещера отшельника на территории Хвалынского национального парка. План Полевой Ю.В., Полева К.Э. (октябрь 2003).

удалось реконструировать устройство старообрядческих подземных келий в балках Каменный провал, Церковный провал, в балке Караичевой.

Эти памятники дают информацию не только о способах использования подземного объема, о его религиозной принадлежности, но и о степени его «открытости», доступности для паломников и влиянии на религиозную жизнь окружающих населенных пунктов. Так, например, В.М. Слукин подразделяет подземные объекты, имеющие одинаковые цели и назначения, на «скрытые», «открытые» и «полускрытые»53.

Вторая группа представлена письменными источниками, как

опубликованными, так и введенными в научный оборот автором. Их можно подразделить на следующие виды.

Делопроизводственная документация включает в себя организационно-распорядительные и отчетные документы светских и церковных органов власти.

Организационно-распорядительная документация отражает

отношение власти к пещерокопательству и пещерножительству. Важные сведения, связанные с историей пещерничества, о проникновении старообрядцев на Черемшан и старообрядческой войне на р. Медведица содержатся в Дополнениях к Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией54.

Интерес представляют дела «о возобновлении...» Воронежских пещерных монастырей, находящиеся в синодальном архиве55. Эти дела позволяют не только проследить мотивацию прошений о возобновлению этих монастырей, но и проследить характер синодального расследования по данному вопросу. Дело о преобразовании Каменнобродской женской общины

Слукин В.М. Архитектурно-исторические подземные сооружения... С. 24-27. 54 Тайная сказка Донского священника Ермолая. 3 июля 1686 г.; Распросные речи раскольников, пойманных на р. Теляузик 15-16 апреля 1689 г. // Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. СПб., 1872. Т. XII. С. 130.

35 Дело о возобновлении Шатрищегорского Преображенского монастыря. 27.04.1892. РГИА. Ф. 796. Отд-нне 173. Д. 1080.

в общежительный монастырь содержит две версии о возникновении монастыря. Альтернативная версия, противоположная официальной, содержится в прошении крестьянина Саратовской губернии Камышинского уезда Саломатинской волости села Рыбинки Андрея Карпова Ветрова в Святейший Синод. Наличие чтимых Каменнобродских пещер для А.К. Ветрова становится одним из мотивов для создания под горой монастыря.

Ценным источником по истории отношений светской власти и пещерокопателей являются фонды Царицынского уездного жандармского отделения (государственный архив Волгоградской области) и переписка с Саратовским губернским жандармским управлением58, хранящаяся в государственном архиве Саратовской области. Доносы, протоколы, показания свидетелей — все это представляет достаточно полный материал, позволявший проследить историю создания катакомб при Святодуховом монастыре, воспроизвести религиозную концепцию иеромонаха Илиодора, давшую обоснование для создания грандиозных катакомб в Царицыне. Кроме того, эти фонды дают ценную информацию по деятельности секты еноховцев — «назареев».

Отчетная документация. Особое значение для работы имели отчеты о состоянии Саратовской и Донской епархий. Они отражают географию сект подпольников, данные о типах и количестве сект и старообрядческих толков на территории епархий, а также о мерах, предпринимаемых православными миссионерами для изучения сект и борьбы с сектантами59. В работе были использованы отчеты Саратовского православного церковного братства Святого креста за 1874 г. и отчеты о состоянии Саратовской епархии, которые дают некоторый материал по истории сект, использующих подземное пространство для культовых целей. Эти отчеты, в то же время, демонстрируют отсутствие единства классификации сект, использующих пещеры.

56Дело о преобразовании Каменнобродской женской общины в общежительный монастырь. РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 1611.

57 ҐАВО. Ф.6. Оп.1. Д. 273. Д. 304. Д. 330. Д. 372.

58 ГАСО. Ф. 53. Оп. 1.Д.78.

59 Отчеты о состоянии епархий. РГИА. Ф. 796. Оп. 442.

Миссионеры и церковные иерархи оправдывали свои затруднения «тайным характером сект» . Отчет Астраханского православного Кирилло-Мефодиевского братства о состоянии раскола и сектантства в епархии дает ценную информацию о возникновении и деятельности заволжских сектантов еноховцев-назареев6'.

Ценная информация о политике в отношении к пещерножительству содержалась в отчетах чиновника статистического комитета МВД А.И Артемьева, хранящихся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки . Однако внимание А.И. Артемьева привлек отнюдь не сам феномен пещерничества. Предметом его исследования были существующие толки старообрядчества (в том числе на территории Саратовской губернии) для выяснения возможности борьбы государства со старообрядчеством и сектантством в «зараженных» районах. Подземные сооружения рассматривались А.И. Артемьевым как возможное убежище сектантов и асоциальных элементов. Его отчеты по статистической экспедиции МВД, посвященной изучению состояния старообрядчества, дают представление о географии распространения явления, а также о старообрядческих толках, которые использовали подземные сооружения в своей практике. Значение отчетов А.И. Артемьева трудно переоценить. Подвергнув резкой критике полицейские отчеты и отчеты благочинных как не отражающие реальное положение дел, А.И. Артемьев провел многолетнюю кропотливую работу в этом направлении. Его отчеты отражают отношение государственных структур к сектам подземельников, странников, в среде которых активно использовалась подземное пространство, освещают предлагаемые формы борьбы с этим явлением.

60 Отчет Саратовской епархии за 1909 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2353. Л. 25.

61 Из отчета Астраханского православного Кирилло-Мефодиевского братства о состоянии раскола и
сектантства в епархии // Миссионерский сборник, обозрение иноепархиальное. Рязань, 1898. №4. С. 368-
373.

62 РНБ, отдел рукописей, Ф. 37. Д. 273. Артемьев А.И. Краткая записка о современном положении
раскольников в Саратовской губернии. 26.09.1855.

Рапорты благочинных Саратовской духовной консистории, хранящиеся в государственном архиве Саратовской области, позволяют проследить отношение светских и духовных властей на местах к выявленным отшельническим подземным кельям или старообрядческим молельням63.

В географических и статистических описаниях также встречается информация о пещерах, в том числе и культовых. Первый интерес к известным культовым пещерам проявился в XVUI в. В 1769 г. С.Г. Гмелин64 кратко описал Донские Дивы и пещеры. Во время своей экспедиции в Поволжье П.С. Паллас констатировал культовое использование пещер горы Богдо калмыками-ламаистами, где он обнаружил «следы их суеверий»65. В 1801 г. вышла книга Е.А. Болховитинова, где описывались монастыри Воронежской епархии66, в том числе подземные комплексы, принадлежавшие им. «Историко-географический словарь Саратовской губернии» А.Н. Минха содержит информацию о некоторых исторических антропогенных полостях: разбойных, оборонительных, культовых. В географическом описании нашего отечества «Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье» встречаются упоминания о подпольниках в с. Синенькие, легенды о пещерах на Ураковом бугре 67. В энциклопедическом справочнике «Русская православная церковь: Монастыри» собраны общие сведения о монастырях, описываемых в нашей работе.68

Материалы периодической печати. Для проведенного исследования были использованы также материалы периодических изданий: Саратовские, Воронежские, Астраханские, Донские епархиальные ведомости, «Исторический вестник»69, «Миссионерское обозрение»70. На их страницах находится ценная информация о фактах пещерного подвижничества на

63 ГАСО. Ф.135. Оп.1. Д. 971; Д. 972.

61 Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. Ч. 1. СПб., 1771.

65 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства: в 3 ч. СПб., 1773-1788. Ч. 3.
С. 317-320.

66 Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губ.
Воронежский край XVIII в. в описаниях современников. Воронеж, 1992. (репр. 1801)

67 Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье // Полное географическое описание нашего отечества. М. С. 236.

68 Русская православная церковь: Монастыри: Энцикл. Справ. М., 2001. С. 110-111.

69 Оглоблин В. В Черемшанских скитах // Исторический вестник. 1911. № 10. С.220.

70 О поклонении иконам. Из страннической жизни // Миссионерское обозрение. 1900. Июль — август. С. 60-
72.

территории, охватывающей несколько административных единиц: Саратовскую, Воронежскую, Донскую и Астраханскую епархии. Эти статьи часто носят полемический характер, позволяя проследить отношение к феномену пещерничества интеллигенции, властей и самих старообрядцев.

Материалы городских органов печати — газеты «Царицынский

*71 ТУ

вестник» , «Царицынская мысль» , «Царицынская жизнь» публиковали на своих страницах информацию, посвященную экстравагантным выходкам Илиодора, но эти сведения не всегда отличалась достоверностью. Газета «Царицынская жизнь» публиковала некоторые речи о. Илиодора Труфанова, например, произнесенные им на собрании «Союза Русского народа»73. Центральные органы печати также не обходили пещерокопателя о. Илиодора своим вниманием: «Вестник Европы»74, «Русское богатство»75.

Особый интерес представляет пресса старообрядческого происхождения, после 1905 г. проявлявшая пристальный интерес к региональным традициям в старообрядчестве. Ярким печатным органом этого направления являлся журнал «Церковь» . Здесь часто публиковались материалы о пещерниках, в том числе Поволжья и Подонья. Особый интерес представляют статьи С. Быстрова 77, связанные с историей развития старообрядчества на Черемшане. В публикациях обычно делался акцент на недопустимую жестокость в преследованиях подвижников со стороны светских властей, высмеивалась безграмотность православных миссионеров.

Патристика. Пещерное подвижничество в Нижнем Поволжье и Подонье во многом опиралось на авторитет патериков. Многие сюжеты переводных патериков повествуют о затворниках, многие годы не покидавших свои пещерные кельи. Поступки и поведение волжских и донских пещерников,

71 Царицынский вестник. 1910. № 3492.

72 Царицынская мысль. 1910. № 151.
73Царицынская жизнь. 1908. № 58,59 и т.д.

74 Царицынская революция иеромонаха Илиодора // Вестник Европы. 1911. № 3.

75 Петрищев. К поведению Илиодора // Русское Богатство. 1911. № 8.

76 С. Белгородни, Вольского у. // Церковь. 1910. №3. С. 77.
Интервью и. Фелицаты // Там же. 1913. № 52. С. 1256 - 1258.

77 Быстров С. На Черемшане: У останков о. Серапиона // Там же. 1910. №5. С. 170 — 172.

их почитателей, как православных, так и иноконфессиональных, нельзя понять вне контекста Синайского, Египетского и других патериков.

*7R

Синайский патерик - "Луг Духовный" является собранием рассказов о жизни, главным образом, палестинского монашества и содержит большое количество поучительных эпизодов из жизни пещерников. Он составлен палестинским монахом Иоанном Мосхом в VT—VTT вв. после путешествий со своим другом Софронием по монастырям Палестины, Сирии, Египта, Рима.

Египетский патерик состоит из 2-х книг. Первая часть «История о египетских черноризцах» была написана в IV в. В ней описана жизнь монахов Нитрийской пустыни (в Среднем Египте). Вторая часть Египетского патерика «Лавсаик» - написана Палладием, епископом г. Еленополиса в Малой Азии ок. 420 г. после его путешествий по пустыням Египта, Ливии, Сирии, Палестины, Месопотамии и Сиены. Книга изобилует описаниями аскетических подвигов монахов-пещерников. На Руси «Лавсаик» был известен уже в XI в. Жизнь и аскетические подвиги египетского монашества описаны также в Скитском, Азбучном и Римском патериках составленных в V-VI вв. В Древней Руси патерики получили распространение с конца XI в. Мотивы переводных патериков прослеживаются в Киево-Печерском патерике, например, в "Житии Феодосия Печерского"80.

Киево-Печерский патерик оказал неоспоримо огромное влияние на развитие общероссийской традиции пещерокопания. По замечанию Л.А. Ольшевской, «Киево-Печерский патерик принадлежит к уникальным явлениям древнерусской литературы. Процесс формирования, активного бытования и редактирования памятника проходит от одиннадцатого к семнадцатому столетию и позволяет... понять его неразрывную связь с историческими судьбами народа, творца и носителя духовной культуры»81. Культ Киево-Печерских пещерников Антония и Феодосия встречается в среде

78 Словарь книжников (XI- пер. пол. XIV в). Вып. 1. Л., 1987. С. 321-325 с.

79 Там же. С. 302-308.

80 Еремин И.П. Патерики // История русской литературы: в 2 т. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 102-113.

81 Ольшевская Л.А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика //
Древнерусские патерики. М., 1999. С. 256.

пещерокопателей повсеместно, независимо от принадлежности к православному вероисповеданшо. Основная редакция памятника, к которой восходит Феодосьевская, оформилась во второй четверти ХШ-начале XTV в. Своеобразие структуры этой редакции определяется сознательной ориентировкой на традиционные формы патериковой литературы, а также поэпизодное оформление материала. Вторая, противоречащая ей тенденция-стремление наполнить старую форму новым содержанием, приблизить патерик к своду жизнеописаний святых, имеющему общерусское значение .

Агиография. В работе также использовались жития пещерных подвижников: «Жизнь, деяния и предивное сказание о святом отце нашем Макарии Римском, поселившемся у крайних пределов земли, никем не обитаемых» ; «Житие преподобного Шио Мгвимского Чудотворца,

покровителя Грузинского царства» . Особый интерес для исследования имеет

открытое в конце XX в. И. Поздеевой житие Иова Льговского . Житие Иова Льговского было обнаружено в сборнике из 32 обличительных против никонианцев произведений, составленном в 1715-1716 гг. Составителем и владельцем сборника был сторож Кремлевского Архангельского собора «что у государя на сенях». Автором «Повести...» являлся иконописец Максим, духовный сын старца Иова Льговского. Версия жизни Иова Льговского, приведенная в этом сборнике противоречит известному житию, изложенному в «истории о бегствующем священстве» Ивана Алексеева, которым воспользовался в свое время В.Г.Дружинин в своем «Расколе на Дону...»86. Благодаря сохранившейся книге-вкладу игумена Иова Льговского, где он

"" Там же. С. 267.

83 Жизнь, деяния и предивное сказание о святом отце нашем Макарии Римском, поселившемся у крайних
пределов земли, никем не обитаемых. Режим доступа: .

84 Житие преподобного Шио Мгвимского Чудотворца, покровителя Грузинского царства// Полные
жизнеописания святых Грузинской церкви. Пер.: М. Сабинина (Сабннашвили). 2001. С. 235-271.

85 Повесть и сказание вкратце о житии и подвизех и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего
игумена її строителя Иова, иже многия святые обители создавшаго своими боговдохповенными труды,
наипаче же пречестные Лавры святаго великомученика Димитрия Солуньскаго чюдотворца во пределех
града Рыльска, на Семи реце на горах Льговских создавшаго, в посте просиявшаго // Журналъ Родина. М.,
1990. №9. С. 48-55.

86 Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб, 1889. 335 с.

упоминал имена своих родителей, подтвердилась подлинность версии,

изложенной иконописцем Максимом .

Вероучшпелышя литература. Для понимания места пещерничества в мистическом, аскетическом опыте христианской традиции нам пришлось обратиться к святоотеческим трудам и трудам по исихазму. Обширнейший пласт святоотеческой литературы по исихазму уже неоднократно привлекал внимание крупных исследователей88. Однако исихастская традиция на протяжении своей полуторатысячелетней истории остается единой, поэтому в работе использовались отдельные труды, позволяющие раскрыть особенности и условия развития пещерничества в христианской традиции на исследуемой территории. В частности, в работе использовались тексты Преп. аввы Исайи89, «Цветник священноинока Дорофея»90, труды еп. Игнатия (Брянчанинова)91, Ангеликуда Каллиста , о. Софрония (Сахарова) и другие.

Среди источников личного происхождения необходимо упомянуть дневник пещерницы Пелагеи Шашковой94 и мемуары Василия Алексеевича Агаркова, находящиеся в краеведческом музее села Заплавное Волгоградской области. Они представляют ценные сведения по истории сектантского движения в селе Заплавное. По имеющимся сведениям, Пелагея Шашкова, автор «Дневника пещерницы», была женой брата предводителя сектантов пещерокопателя М. Шашкова. Дневник записан в старой школьной тетради. Он не является хроникой и не имеет внутренних конкретных датировок.

87 Поздеева И. Ищите и обрящете (Повесть о житии Иова Льговского) // Там же. С. 48-49.

88 Плакида (Дезей, архим.)- «Добротолюбие» и православная духовность: Пер. с фр. М., 2006. 384 с;
Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 352 с.

89 Исайя (Преп. авва). Слово 16. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу // Добротолюбие в 5
т. М., 1992. Т.1. С. 277-464. Репр.1895.

90 Дорофей (священноинок). Цветник священноинока Дорофея: Книга, глаголемая Цветник, сочиненная
Священиоиноком Дорофеем, содержащая заповеди евангельские и поучения святых отцов. СПб.; М.:, 2005.
432 с. (Книга священноинока Дорофея - классическая по своему составу древнерусская компиляция
святоотеческих текстов).

91 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 5 т. Т.5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905.
464 с.

92 Ангеликуд Каллист. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии // Путь к священному
безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Пер. с древнегр. М.В. Грацианского под ред.
и с примеч. А.Г. Дунаева. М., 1999. С. 100-118.

930. Софроний (Сахаров). Видеть Бога, как он есть. Режим доступа:

.

94 Фонд музея с. Заплавное Волгоградской области. Шашкова Пелагея. Дневник пещерницы.

Изложение непоследовательно и представляет собой совокупность духовных песен, псалмов, иногда носящих оттенок личных переживаний. Традиционно для сект мистического направления (например, хлыстов) тексты носят следы эсхатологических ожиданий. Структура записи текстов свидетельствует, что часть из них использовалась для культовой практики сектантами. Другая часть представляет собой отражение внутренних событий секты, но их изложение крайне завуалировано и нуждается в сопоставлении с дополнительными материалами.

Мемуары Василия Алексеевича Агаркова 5 были написаны в конце 80-х гг. XX в. и повествуют о жизни автора, начиная с раннего детства (с 1924 г.) и включая голод начала 30-х. В том числе автор посвящает 30 страниц рассказу Анфисы Момотовой о времени своего пребывания в сектантских пещерах Шашкова. Автор являлся атеистом, в тексте прослеживается негативное отношение к шашковцам. Именно сектантов В.А. Агарков считает ответственными за гибель Анфисы.

Бесспорный интерес представляют собой «псальмы о. Андрея»96 Костомаровского подвижника, написанные им в период затвора, после Великой Отечественной войны. Этот ценный источник был обнаружен исследователем В.В. Степкиным у последователей и почитателей о. Андрея и сейчас хранится в его личном архиве. «Псальмы» содержат духовные песни, в которых отражены религиозные переживания подвижника.

Жизнеописание и письма игуменьи Арсении (Себряковой)97, настоятельницы Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого монастыря позволяют раскрыть некоторые особенности пещерного подвижничества и развития исихастской традиции на Дону.

Ф. музея с. Заплавное, Волгоградской области 1988 г. Агарков В.А. Трудное детство. Мемуары. Рукопись. С. 425

96 Попов Андрей Васильевич, уроженец села Клеповка, Бутурлиновского района, Воронежской области.
Скончался в 1982 г.

97 Игуменья Арсения. Настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. Псков,
1994.446 с.

В 1918 г. после побега из России Илиодор (Сергей Труфанов)

опубликовал свои эпатирующие общественность воспоминания , где признавался в попытках государственного переворота, подготовке террористических актов, брал на себя ответственность за покушение на Г. Распутина. В своих воспоминаниях он упоминает также подземные ходы, выкопанные им на хут. Большой юрта Мариинской станицы Области Войска Донского.

В целом источники позволяют выявить любопытную закономерность: часто местные власти по возможности предпочитали скрывать существование почитаемых пещер, если это было возможно. Ситуация, сложившаяся вокруг старообрядческих подземных сооружений, оказалась еще сложней. Рапорты благочинных на имя Саратовского Преосвященного показывают, что донесения о старообрядческих отшельнических землянках" или о подземных старообрядческих молельнях100 поступали только когда отшельники привлекали особо широкое внимание общественности либо их проповеди вызывали резонанс101, а также в случаях, когда пещерные подвижники открыто противопоставляли себя православию . Именно в скрытии достоверной информации о положении дел обвинял благочинных чиновник статистического комитета МВД А.И. Артемьев, но, с другой стороны, существовал ряд объективных сложностей в выявлении нелегального использования подземного пространства в культовых целях.

Третья группа - источники устного происхождения. Как религиозный феномен, пользовавшийся широкой народной поддержкой, пещерничество нашло свое отражение в источниках устного происхождения: преданиях, былинках №59 -76 в списке источников. Этот вид источника имеет ряд особенностей в своем использовании, поскольку «содержанием предания является не историческое событие, а воспроизводимая им

9S Trufanov S. The mad monk of Russia Iliodor. N. Y., 1918. "ГАСО.Ф. 135.0П.1.Д.971.

100 Там же. Д. 972.

101 Там же. Д. 971.

102 Там же. Д. 972.

мифологическая схема» . Этот источник невозможно игнорировать, поскольку он позволяет раскрыть условия воспроизводства пещерного подвижничества, место пещеры в системе народной религиозности. Собранные былички о пещерах Усть-Медведицкого, Каменнобродского монастырей, о подземных старообрядческих скитах, разбойных пещерах и даже каменоломнях наглядно демонстрируют, что пещера и в начале XXI в. воспринимается как сакральное пространство, требующее от посетителя определенной модели поведения. Пространство, помеченное чертами неструктурированности, принадлежности к Хаосу. С целью выявить народные формы сакрализации пещерного пространства нами был проведен ряд интервью. В ходе исследования были собраны былички о Свято-Троицком Каменнобродском Белогорском монастыре, о пещере близ с. Чуханастовка. Круг быличек сформировался вокруг пещерных скитов на Дону: у хут. Мелоклетский, у бывшего хутора Подгорский, близ хут. Осинологовский, на Нижнем Чиру.

В отношении перечисленных скитов устные сообщения фактически
стали основной формой хранения исторической памяти, подвергнутой
мифологизирующей «корректировке». Пещерничество является устойчивым
историческим феноменом и социокультурной категорией.

Пещерокопательство и почитание святых пещер было одним из культурных механизмов, имманентных народной религиозности.

Материалы, собранные автором, систематизированы в приложении.

Выявленные культовые пещеры нанесены на карту месторасположения культовых подземных сооружений на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX вв.

Собранные сведения сведены в список «Подземные культовые сооружения на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XYTI - начале XX в.». В список не вошла информация, введенная в

Левшггон Г.А. Легенды и мифы. Режим доступа: .

научный оборот исследователем В.В. Степкиным, описавшим свыше 50 культовых подземных комплексов Среднего Подонья.

Научная новизна работы состоит в том, что это первый опыт описания пещерничества как исторического явления на территории Нижнего Поволжья и Подонья.

В работе введены в научный оборот ряд новых источников: культовые подземные сооружения104, архивные материалы, мемораты, ранее не исследовавшиеся. Также собраны былички, отражающие сакрализацию пещер. Эти источники позволяют комплексно рассмотреть развитие религиозной практики пещерничества на исследуемой территории. Было выявлено, что традиция пещерничества носила многоконфессиональный характер; если православное пещерокопательство тесно связано с Воронежской традицией пещерничества, то старообрядческая традиция пещерокопательства развивалась под влиянием таких оплотов староверов, как Иргиз и Черемшан. В то же время было установлено, что сектантская традиция пещерничества во многом развивалась автономно, на основе локальных сект, которые могли образовывать собственные системы.

Автором выявлены и нанесены на карту основные области распространения культовых пещер на территории Нижнего Поволжья и Подонья, определена их конфессиональная принадлежность и пропорциональное соотношение подземных сооружений, принадлежащих различным конфессиональным группам. Впервые выявлены основные зоны распространения ПКС, определена закономерность в распространении культовых пещер. Большинство ПКС привязаны к водоразделу рек Волга и Дон с притоками. Анализ конфессионального соотношения выявил, что в Нижнем Поволжье и Нижнем Подонье среди пещерников преобладали девиантные религиозные группы.

Мелоклетская пещера, Черемшанская келья о. Серафима, впервые выполнена топосъемка Каменнобродских пещер.

Анализ времени возникновения и функционирования ПКС выявил, что
феномен пещерничества активизировался во время политических кризисов.
Это позволяет рассматривать его как социокультурный фактор, участвующий
в ряде социальных функций религии: интегративной, регулятивной,
компенсаторной, в определенных исторических условиях

легитимизирующей.

Культовое подземное сооружение было и остается важным культурообразующим звеном для населения определенной территории, является постоянным источником для малых форм фольклора. По-прежнему пещерничество проявляет себя как мощный преобразовательный элемент в духовной жизни верующей личности, меняет «я-концепцию» личности, влияет на основные компоненты мировоззрения, ценностные приоритеты, нормы поведения.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки научных трудов по истории региона. Выявленные в ходе работы над темой подземные культовые сооружения вносятся в «Кадастр искусственных пещер и подземных архитектурных сооружений для территории СНГ и Балтии» (бывшего СССР), составляемый Русским обществом спелестологических исследований (РОСИ).

Полученные результаты могут быть применены как для создания спецкурса по истории России, истории религии, так и для разработок туристических маршрутов и экскурсий.

class1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЗЕМНЫХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ ПОДОНЬЯ И НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ,

ОБРАЗУЕМЫХ ПОДЗЕМНЫМИ КУЛЬТОВЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ С НАЗЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ class1

Отбор дифференцирующих признаков

Прежде чем говорить об истории пещерного подвижничества в Нижнем Поволжье и Подонье необходимо определить формы существовавших в регионе искусственных культовых подземных сооружений, географию распространения явления, модели, которые они образовывали с наземными сооружениями.

Исследование культовых пещер сопряжено с определенными трудностями. Большое число памятников не сохранилось до нашего времени, многие находятся в плохой сохранности, часть памятников почитались скрытно, особенно принадлежавшие гонимым конфессиям. Информация о таких подземных сооружениях циркулировала преимущественно в той конфессиональной среде, которой принадлежала чтимая пещера, и не часто выходила за ее пределы. Сведения, полученные миссионерами и представителями власти о неправославных культовых подземных сооружениях, всегда были неполными. Поэтому выявление как существующих, так и разрушенных подземных культовых сооружений, их картографирование являются необходимым и для определения территории распространения культовых пещер, принадлежавших той или иной конфессиональной группе. Проблемой является обнаружение закономерностей в их распространении. Собранный материал показал многообразие вариантов местонахождения культовых полостей. Кельей, старообрядческой молельней мог стать «выход»-подвал жилого дома; аморфная карстовая полость, значительно удаленная от всех населенных пунктов также могла использоваться анахоретом; в храмах встречаются склепы местночтимых подвижников, а здания монастыря могли быть связаны собой подземной коммуникацией. В меловых горах Подонья и в заволжских балках встречались разветвленные сектантские подземные сооружения с полифункциональной нагрузкой.

Поэтому, прежде чем говорить об истории пещерничества, представляется необходимым ответить на ряд вопросов: что мы понимаем под термином культовая пещера? Какие характеристики можно считать существенными для определения культовой пещеры как объекта исследования? (Эта задача подразумевает выявление внутренней структуры данного сакрального пространства, раскрытие религиозных целей, для которых оно могло использоваться.) Можно ли проследить конфессиональные различия в устройстве культовых полостей? Поэтому мы считаем необходимым в первой главе рассмотреть существующие формы и модели подземных культовых сооружений (ПКС), дать привязку к их местоположению, конфессиональной принадлежности.

Описание форм и моделей ПКС позволяет систематизировать собранный материал по географическому, структурному, функциональному, конфессиональному признакам и определить, какие именно культовые сооружения были наиболее распространены; решить вопросы происхождения и эволюции ПКС; выяснить, какая конфессиональная группа более активно занималась пещерокопательством в том или ином районе. Выделенные здесь вопросы означают, что преобразующая деятельность людей в процессе выработки культовых полостей зависела от различных условий. С одной стороны, это природные условия, такие как свойства породы, близость источника воды и природных укрытий от преследователей; с другой стороны, религиозный и социальный факторы: культурный архетип, конфессиональные потребности. На размеры ПКС оказывал влияние и субъективный фактор — харизма пещерокопателя, способного объединять значительные группы людей для ведения земляных работ. Картографирование объектов позволяет проследить проникновение и развитие той или иной традиции пещерничества на территории исследования, зафиксировать впервые введенные в научный оборот ПКС. Культовые подземные сооружения обладают рядом специфических черт, которые усложняют задачу выявления наиболее общих форм памятников.

Во-первых, на исследуемой территории нет ни одного полностью идентичного подземного комплекса с общей конфигурацией ходов, количеством камер, входов, киотов и ниш. Многие комплексы меняли свою конфигурацию и функциональную нагрузку на протяжении веков.

Во-вторых, функциональная нагрузка сходных помещений могла быть различной. Это зависело как от конфессиональной принадлежности пещерокопателя, так и от ряда субъективных моментов.

Основы традиции почитания культовых пещер в Нижнем Поволжье и Подонье

В этом разделе считаем необходимым найти ответ на вопрос, каким образом пещера выделялась как сакральное пространство, насколько культ пещер в Нижнем Поволжье и Подонье связан с общехристианскими или дохристианскими традициями, какие религиозные формы приобретало почитание пещер.

Существует целый пласт преданий, обрядов и ритуалов, связанных с пещерами. Известно, что пространственная организация пещерных культовых комплексов служила как для сокрытия «священных» предметов , так и для ритуалов, связанных с инициацией, почитанием «духов-покровителей», преодолением различных кризисов. В целом культовые пещеры демонстрируют сложившиеся мифологические представления об ином мире, которые сформировались еще в палеолите и находят свои отголоски в современных быличках. Семантика пещеры как перехода в потусторонний мир распространялась и на жертвенные ямы, датированные VI - XII вв., которые были распространены повсеместно на всей территории расселения восточнославянских племен.

Использование подземных полостей в культовых целях свидетельствует о существовании стратифицированной формы социально-пространственной организации общества, где поддерживалось существование и использование подземного пространства в ритуальных целях. Структура подобных отношений должна была подразумевать такие элементы, как, во-первых, наличие верований и объектов культа, нуждающихся в специальным образом организованном пространстве; во-вторых, наличие служителя культа или религиозной общины, осуществляющей отправление культа; в-третьих, наличие определенной сферы «признания» - какой-либо общности, на которую распространяется влияние данного религиозного локуса и чьи религиозные потребности удовлетворяются с помощью этого сакрально выделенного пространства; в-четвертых, наличие коммуникативной сети, поддерживающей ее использование (паломников, странников), поддержкой которых пользуется локус и пещерный подвижник, которые, в то же время, являются потребителями полезного продукта (пожертвований) почитателей.

Пещера визуально отделена от внешнего пространства и, как сакральный центр, осуществляла непрерывную связь между профанным и сакральным мирами. Искусственная выработка полостей для религиозных целей обращается к религиозным практикам, в которых люди искусственно воссоздают обстановку, предшествующую первоконтакту с сакральным. Эта черта является одной из характерных для локусов, имеющих сакральный статус. Но пещера отмечается не только визуальными знаками, ограждающими «святое место», но и определенными ограничениями в поведении на его территории. Эти нормы определяются традицией, существующей часто в форме быличек или преданий, связанных с «исцелениями» прихожан, «наказанием святотатцев», через откровения, через императивное вмешательство сакрального в жизнь человека. Формы, размеры и атрибуты локуса попадают в зависимость от той регулятивной функции, которую данный локус выполняет, но атрибуты, в отличие от остальных перечисленных характеристик, в рамках одной конфессии, как правило, остаются неизменными, обращаясь к «первой реальности», ставшей священной. Так, для христианства авторитет почитаемых пещер начинается со святынь Палестины. Почти все значимые события жизни Христа отмечены святыми пещерами: пещера Благовещения и пещера Рождества Христова, пещера Гроба Господня и другие. Стремление воспроизвести эти святыни характерно для разных толков и направлений христианства. Эти места, связанные с событиями священной истории, одновременно отражают символику центра мира. «Бог совершил сотворение Адама в Иерусалиме, а поскольку погребен Адам в том самом месте, где он был создан, т.е. в центре мира, на Голгофе, то кровь Спасителя должна искупить его непосредственным образом», так развивал эту мысль Мирча Элиаде .

В некоторых случаях «символическое подобие сменялось буквальным»287. Так, например, современный коптский пещерный пустынник абуна Матта эль-Мескина на вопрос, не думал ли он когда-нибудь совершить паломничество к Святым Местам, ответил: «Святой Иерусалим здесь, в этих пещерах и вокруг них. Ибо, что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой Иисус Христос родился, что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой упокоился, что еще есть моя пещера, как не место, откуда Он преславно восстал из мертвых. Мой Иерусалим здесь, да, здесь, и все духовные сокровища Святого Града обретаются в этой wadi» . С этой трактовкой пещеры можно сравнить современную интерпретацию святости топоса пещерного Костомаровского монастыря Воронежской области, где священник на основании подобия местоположения монастыря Палестинским святыням, устанавливает святость первого: «До Свято-Спасской Костомаровской женской обители от Воронежа - 150 километров ... таких "лысых" холмов в средней полосе России не бывает. На их вершинах скудная растительность, изредка - развесистые деревья, издали похожие на пальмы. Еще верблюдов сюда - и Палестина. Священник показывает на отдаленный холм с крестом: "Это место здесь называется Голгофой - по аналогии со Святой землей. Есть тут и своя гора Фавор, и свой Гефсиманский сад"» .

Общие тенденции в распространении пещерничества в Нижнем Поволжье и Подонье

Итак, проведенный анализ источникового материала в первой главе работы позволил установить, что на территории Нижнего Поволжья и Подонья на протяжении XVII - начала XX в. функционировала внушительная группа подземных культовых сооружений. Эти сооружения различались по своей форме, конфессиональной принадлежности, модели отношений между ПКС и его наземной частью, по своему влиянию на различные религиозные группы. Вторая глава позволила определить причины возникновения этого явления и причины его устойчивого воспроизведения на протяжении нескольких столетий. После того как мы пришли к выводу, что данное явление постоянно участвовало в различных социальных процессах, протекавших на рассматриваемой территории, мы можем рассмотреть историю развития пещерного подвижничества в Подонье и Нижнем Поволжье. Однако решение этой задачи сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, это многоконфессиональность пещерничества в Подонье и Нижнем Поволжье. В рассматриваемый период возникали и исчезали различные православные, старообрядческие, сектантские ПКС, предназначенные для многообразных религиозных целей. Это затрудняет выделение единой хронологии развития пещерничества в регионе. Во-вторых, это отрывочность сведений и предвзятость большинства нарративных источников. Преимущественно они отражают отношение Синода к этому виду подвижничества, то есть эти источники существенно идеологизированы и даже политизированы. С другой стороны, последний аспект дает возможность выделить общую основу, позволяющую обозначить определенные этапы в отношении к пещерничеству со стороны государства и православной церкви. Возникновение и развитие пещерничества на обширных территориях Нижнего Поволжья и Подонья обнаруживает их тесную связь с местной динамикой заселения и развития региона, сложившейся религиозной ситуацией, политикой церковных и светских властей.

Мы конкретизируем задачи, рассматриваемые в данной главе: исследование отношения светской власти и православной церкви к пещерничеству на протяжении второй половины ХУП — начала XX в. и определение характера, путей и этапов распространения пещерничества в исследуемом регионе.

Историю христианского пещерного подвижничества на территории Нижнего Поволжья и Подонья можно разделить на следующие крупные хронологические этапы: досинодальный, синодальный до принятия закона о свободе вероисповедания, период с 1905 до 1917 г. Эти этапы различаются как по эволюции некоторых характерных черт пещерничества, так и по политике государства, проводимой в отношении пещерников.

Первый период, - с середины XVII в. до учреждения Синода 1721 г. В это время появляются письменные сведения о культовых пещерах на Дону. Центральное событие этого периода — церковный раскол 1666 г., в результате которого из православного пещерничества выделяется старообрядческое пещерокопательство. Но мы сохраняем этот период как единый в истории пещерничества, поскольку для политики государства и церкви в это время характерно традиционное отношение к пещерничеству. Преследуется раскол, но не пещерокопательство. Также подвижничество пещерников-старообрядцев основано преимущественно на прежних принципах традиционной православной аскезы, что прослеживается как в житии Иова Льговского, так и в расспросных речах старообрядцев, пойманных на р. Теляузик. Суждение, что «нечестием людей на тридцать сажен осквернена земля» становится действительным мотивом для старообрядческого пещерокопательства позже.

В этот период Донские земли отнесены к Патриаршей области и складывается своеобразная особенность положения Православной церкви на Дону. Здесь церковная власть была существенно ограничена властью войскового атамана.

Похожие диссертации на Пещерное подвижничество на территории Нижнего Поволжья и Подонья во второй половине XVII - начале XX веков