Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика папства на Украине во второй половине XVI-середине XVII века Плохий, Сергей Николаевич (1957-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плохий, Сергей Николаевич (1957-). Политика папства на Украине во второй половине XVI-середине XVII века : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02; 07.00.03 / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко.- Киев, 1989.- 34 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-9/4008-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История внешней политики папства в период контррефориацяч - одна из ключевых проблей, возникающих при изучении общеевропейского исторического процесса на рубеже Нового времени. Ее ванной составной частью является иотория политики римской курии на востоке континента: по отношение к Русскому государству, украинскому и белорусскому населении Речи Поо-политой.

Актуальность изучения политики папства из вооточноолавянских землях определяется рядом факторов научного и политического характера. Шроко отмечавшийся в 1988 г. юбилей - IOOO-летие введения христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии -привлек внимание научной обдествзннооти к истории религиозных организаций, в том числе к истории греко-католичоской /униатской/ церкви. Повысившийся интерес к этой теме как в СССР, так и за рубежом в значительной степени актуализировал задачу определения,и изучения роли различных факторов .в .подготовке и реализации церковной унии.

На современном этапе развития ;иоторической науки особую значимость приобретает реиение пирокого $0Г$ вопросов, овяэанных с комплексной проблемой Восток - Запад, я т<ои чиова определение роли восточнославянских народов в обиеевропеЗской ,с,истеио международных отношений, изучение форм взаимодействия православия и католицизма не только как двух ветвей хриотиансїва, но и кок .составных частей двух культурных традиций, восходящих а конечном итоге к духовному наследию древнего мара. Решению этих вопросов а известной степени должно способствовать изучение истории политики папства на восточнославянских землях.

В советской историографии уие получил детальную разработку ряд проблем, связанных с исследованием внесшей политики курии в отношении русского, украинского и- бело русского народов. Достаточно полно освещена в литературе история отношений папства и Руси в Х-ХУ вв. , предметом диссертационных исследований явилаоь история

Раим Б.Я. Папство и Русь з Х-ХУ вв.- М.;Л. ,1959; Рапов О.М., Ткаченко Н.Г. Документы о взаимоотношениях панской курии с в&-ликим киевским князем Изясяаьпи Лрославичем и польским князем Болеслзвои Смелым в 1075 г. // Вестник МГУ.-Серия 9.-І975.-Я !5.-

_ 2 -

русской политики курии в период контрреформацяи, а также значение Брестской церковной уник в контексте политического и культурного развития Восточной Бвроїш ; много сделано для изучения экономической, политической и идеологичеокой экспансии папства на белорусских землях . Вместе с тем практически не исследованной остается политика римской курии на Украине в период заключения унии и складывания греко-католической церковной организации, т.е. в ХП -ХУП вв.

Впечатлявшее количество работ по и сторін антиуниатской борьбы украинского народа по понятным причинам не мокет восполнить существующий пробел.

Объектом данного диссертационного исследования явилась политика папства на украинских землях во второй половике ХП- середине ХУП В5.

К периоду средневеховья относится формирование мощных религиозных организаций и как результат - складывание папской области -теократического государства, возглавлявшего христианскую церковь в странах Западной и Центральной Европы. Используя космополитический характер христианства вообще и католицизма в частности, римская курия изначально стремилась к установлению мирового господства. Эта тенденция составила основу внешней политики папства. Для достижения поставленных целей использовались как собственно политические, так и идеологические средства и методы. Последнее объяснялось спецификой папского государства как центра меидународной католической церковной организации.

С.63-91; Большакова С.А. Папские послания галицкому князю как исторический источник // Древнейшие государства на территории СССР.- М.:Наука, 1976.- С.І22-І29.

Мацкзвич В.А. Россия и папство во второй половине ХУІ века.-Автореф. дисс, ...канд.ист.наук,- Минск, 1969; Яковенко С.Г. Брестская уния: политические и идеологические аспекты.- Авто-реф. дисс. ...канд.ист.каух,- М.,1988.

3 Марата Я.Н. Ватикан к католическая церковь в Белоруссии (1569-1795).- Минск:Вкаейшая вкола, 1971; Он яе. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви. - Минск, 1969.

- У -

Тема диссертации предполагает рассмотрение политики папства в отношении Украины, вместе с тел. ее всестороннее раскрытие невозможно без постоянного обращения к изучению политики папства в целом, и в первую очередь ее восточноевропейского вспекта. Без учета русской миссии легата куряк А.Поссевино невозможно проследить формирование политики папства в отношении Украины и Белоруссии, без белорусского материала - в полной мере осветить деятельность курии по создание и поддержке униатской циркви, имевшей единую структуру на украинских и белорусских землях и рассиатривавшоЛ-ся в курии как одно целое. Безусловно, необходимо широкое привлечение польского материала, поскольку развитие ватнкано-украинсгих отношений непосредственным образом зависело от позиции польского правительства.

В поле внимания дисертанта оказались различные аспекты политики папства на украинских землях: собственно политического, идеологического, церковного характера. За рамками исследования остается экономическая экспансия папства на украинских землях, хотя со взаимосвязь и влияние на политическую программу курии, безусловно, учитываются. Нз подвергается специальному анализу также история борьбы украинского нарйда с экспансией унии и католицизма, получившая достаточную разработку в советской историографии.

Выбор хронологических рамск исследования определяется как недостаточной исследованостью в советской историографии истории ва-тикано-украинских отношений ХУІ-ХУП вв., так и соображениями следую-цего порядка. В середине ХУІ в. начался новый-этап в истории папства, получивший название периода контрреформации. Основы новой политики римской курии били заложены на Тридентоком соборе, завер-шквлеы работу в Г563 г. после. 18 лет заседаний, fto выражению К.Маркса, "...собор монархическую власть пагсн поставил на место аристократической власти собиравшихся на синод епископов" . 3 Три-денте была задушена оппозиция внутри католической церкви и объявлен практически новый крестовый поход, на этот раз против реформации.

Начиная с Тридентокого собора» в значительной степени под влиянием ордена иезуитов, происходит отказ папства от идеи всемирной светской власти. Курия все больше сотрудничает со светскими влас-тителяма Елрота, добиваясь укрепления своего идеологического гос-

Mapi'C К. Хронологические випиі.ки // Архив К,Маркса и Ф,Энгельса. - M.rfrcrmaivr, 1946,- Г.8.- СЪб.

_ *» -

подства. Этот подход к проклеив всемирной власти пап составил основу проводившейся ими политики контрреформаціїн. Стремясь взять реванш за потери, понесенные в ходе реформации, римская курия возродила попытки подчинить своей власти православных "схизматиков": русских, украинцев и белоруссов.

Вторая половина ХУІ в. во многом явилась переломным этапом и в политической истории Украины. Именно в это время происходит инкорпорация большинства украинских земель в состав Польского королевства, законодательно оформленная на йоблинском сейме 1569 г. В результате проведенной через сейм государственной унии польские феодалы получили неограниченный доступ на Украину. Люблинская уния продвинула границы католической Речи ПосполитоП дальше на восток, чем не замедлили воспользоваться з Тиме.

Верхняя хронологическая граница выделяемого исторического периода - середина ХУП века, определяется рядом событий общеевропейского масштаба, внесшим существенные коррективы в политическую ситуация на континенте. Прежде всего речь идет о Тридцатилетней войне (І6І&-Ш8 гг.), в результате которой лагерь европейской контр-реформацни вынужден был пойти на серьезные уступки протестантам. Ке-смотря на сопротивление курия. Вестфальский мирный договор, под-ведпия итог этому первому обиеевропейокому вооруженному конфликту, получил международное признание. Вскоре власть папских нунциев была ограничена в католических княжествах Германии. Характерно, что эти события совпали по времени о первыми шагами Английской буржуазной революции, знаменовавшей собой начало Нового времени, и вспышками социальных конфликтов на воем Европейском континенте от Франции на Западе /Фронда/ до Гусского государства на Востоке /городские восотания/.

Оиутимый удар по основным внешнеполитическим целям римской курии на Украине был нанесен Освободительной войной 1648-1654 гг., завершившейся историческим решением Переяславской Рады и знаменовавшей собой начало нового этапа в истории ватикано-украинских отношений.

Степень разработанности темы и задачи исследования. История политики папства на Украине во второй половине ХУІ- середине ХУП века впервые начала выкристаллизовываться как исследовательская проблема на рубеже XIX и XX веков. Вместе с тем ее различные аспекты так или иначе затрагивались.в литературе предшествующего периода. В широком смысле историография проблемы берет свое начало с полемической литературы конца ХУІ-первой половины ХУП вв., а

также соврсиенного ей украинского летописания. Характерно, что именно в ходе полешки была офориудироваиы многие положения, подхваченные в историографии ХУІИ-ХІХ веков, а главное - была заложена традиция раскола этой историографии по конфессиональному признаку: на униатскую /католическую/ и православную.

Историография истории унии, до конца XIX века практически не виходила впрямую на проблему ватнканс-украннских отношений Х7І-ХУП веков. Ряд крупных работ по истории церковной унии был опубликован накануне и после польского восстания 1663 г. Речь идет о монографии М.О.Кояловича "Литовская церковная уния" (1859,1861) , а также сочинении обер-прокурора синода Д.А.Толстого "Римский католи-цизи в России", впервые увядоваем свет на французском языке в 1863-1664 гг. Своеобразный отпетой со стороны католической иоториогра-фии можно рассматривать публикации архивариусом папского тайного архива А.Тейнарсм четырехтомной серии документов по истории Польша, Литвы и восточнославянских земель Речи Поополитой . В целом ке необходимо отметить, что в связи о восстанием 1863 г., в котором приняли участие униаты, на нива историографии отолкнулась о одной стороны, адепты правоолавия в лице Д.А.Толстого, о другой -непримиримые сторонники католицизма в лице А.Тейнера.

Двумя центрами украинокой историографии унии были Киев, где церковные историки группировались вокруг Киевской духовной академии* а светские - вокруг Киевского университета, и Львов, где конфессиональная историография развивалась в рачках униатской церкви, а светская делала первые шаги вместе с Научный товариществом имени Т.Г.Шевченко. За редким исключением Клев представлял православную точку зрения, Львов - униатскую. Иоточниковый материал по истории политики папства на Ухраине в ХУІ-ХУП вв. .спорадически привлекался рядом авторов, соедч которых особо следует отметить С.Голубе-ва и К.Гарасиевича . В начале века в "Записках научного товарищества им.Т.Г.Шевченко" появились статьи А.Сушко, посвященные про-

3 Коялович М. Литовская церковная уния.- Спб.,1859,186І.-Т. 1-2. Русский перевод был опубликован в 1876 г.: Толстой Д.А. Римский католицизм в России.- Спб. ,1876.-Т. 1-2.

7 TheLner к, Vetera Uonuoenta Folonlao ot Llthuaniae,A Нова,

1860-1864. - T.1-4.

8 Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники.-

К.,1863, 1898.- T.I-2.

Harasiewich М. Aunales Kcclesiae Huthenae. - Leopoll, 1862.

- 6 V

никновзнию на территории Украины ордена иезуитов и его деятельности по подготовке церковной унии .

В связи с 300-летием унии ее ранняя иотория привлекла внимание также представителей польской католической историографии. В 1896 г. выпел труд епископа З.Ліковского "Брестская уния", в которой он впервые привлек широкий источниковкй материал, свидетельствующий об активном участии папства в подготовке унии . Трактовка использованных источников делалась, естественно, в выгодном римской курии свете. В 1912 г. в Кракове было опубликовано исследование й.Третяка "Петр Скарга в истории и литературе Брестской унии", основанное преимущественно на анализе сочинений П.Скарги - одного из "авторов" унии, тесно связанного с Римом .

Вопроси, касашциеся изучения политики папства на украипских землях в ХП-ХУП веках впервые начали оформляться в самостоятельную проблему, тесно связанную с историей международных отношений в Европе, в произведениях русского иезуита П.Пирлинга. Необходимой предпосылкой к кристаллизации этой исследовательской проблемы явился доступ Пирлинга к папоким архивам. Своо задачу историк видел прежде всего в обосновании цивилизаторской миссии папства по отношению к восточнославянский народам. Главным трудом Пирлинга явилась пятитомная монография "Россия и Святой Преотол..Этюды по дипломатии" . Термин "Россия" автор трактовал довольно широко, понимая под ней Российскую империю и в первую очередь ее восточнославянские народи. К такой трактовке подталкивал Пирлинга и изучавшийся им архивный материал, в значительной степени отразивший историл папской политики на украинских и белорусских землях.

Ответом на сочинения П.Пирлинга о православной стороны можно считать эвристическую, археографіїческую и историографическую деятельность корреспондента Российской Академии Наук в Риме Е.Ф.Емур-ло, издавшего описания практически всего комплекса документов по истории России, Украины и Белоруссии Х?1-ХУП вв., хранящихся в

I Сугако 0. Предтеча унії. Критично-Іоторична студія //Записки на
укового товариства Ім.Т.Г.Піевченка,- Т.53,55,61.

II Lixoweki . Uaia Вггевка ( 1596 ). - Poznan, 1696.

12 Tretlak J. Flotr Skarga w dziejjach 1 llteraturze Unii Brzeekiej.-

Krakow, 1912. ^ Plerling P. La Ruasie et le S.Siege. Etudes dlplocatlquee. -

Parle, 1696-1012. - T.1 - 5.

римских архивах. Значительное число из обнаруженных источ;г.н:ол ии било опубликовано. Известный итогом исследований їїмурло явилась монография "Римская курия на русской православном Бес оке' (Прага, 1929), где историк в основне» разделил отко^енге русской православной историографии к Риму. Здесь били выделены ч охарзкте-ризованы основные этапы политики курии в отношении воогочьославянских народов в первой половине ХУП в.

История политики папства ьа Украине вообще л периода заключения Брестской унии - в особенности, является одноіі из тем, сиро so исследуемых современными конфессиональными историками.

Характерной чертой украинской католической исюркогрэфки ваіи--кано-украинских отношений ХУІ-ХУП вз. является обилие- исследование по частным вопросам и отсутствие .обобщающих работ на эту т-еяу.

В 50 — 80-е гг. были опубликованы монографии П.Назарко, n.JV зовея, И.Патрило, Д.Блакейовского с статусе и правах митрополитов, Р.Головацкого и Д^Блажейовсхого об учебных введениях, где получа-ли образование униаты, М.Войнгра и Н.Ваярчка об ордене василчэн, А.Пекара и А.Екрана об уьиатской церкви ча Закарпатье, двухтомная библиография истории церкви на Украине И.Патрило и др. В то ке время не было предпринято даке попытки синтеза истории затккэно-укра-инских отнопений ХУІ-ХУП вв.. в котором нагсла он свое место и история униатской цьркви. (Зрядяї мояпо np.f нищать зо внимание в данном случае собрание популярных оадиолекцкй А.Великого "о літстісз християнської України", или серип очерков м.хомы по истории унии в ХУІ-ХУП вв., опубликованную в сборниках "Богословія"^

В данном случае наблюдаем одно из проявлений кризиса украинской католической историографии. Ка пути к созданию йольемх синтезирующих произведений возникал* препятствия прежде всего метс-дологического характера. Историки-униаты, главным образом ето членя засилианского ордена, группирующиеся вокруг "Saintсок чину святого Пасиля Великого" /ЗЧГВЗ /, в трактовке истории затихано-ук-раинеких отношений ХУІ-ХУП вв. вынуждены отказываться от традиционных точгі: зрения "народнической" /к ней пмчиллял себя М.С.Гру-шексккЯ/ и "государственной" /В.Липинский, Я.Томапевскчй и др./ школ украинской историографии за рубежом: порьче отрицательно

оцо.піали /нию, как про?ияорэнівелюю интересам украинско-

го народ?,, вторге _ vdk противоречившую шрерг.сам гооудзостзя. Ли-дзэ учоэинской католической историографии Атакасий Волілий /І9ТВ-Іс82/, признавая сопротивление уш'и дедавляхшйго больтинсчиа укрз-

- «-

инского народа на всех его социальных уровнях, вынужден был говорить о "мученическом пути" униатской церкви и искать оправдание ее деятельности в религиозной трактовке событий. Не выдерживает критики применительно и ХУІ-ХУП веку и его тезис об унии как "препятствии" на пути колонизации украинского народа .

Определенное внимание истории вати как о-украииских отношений ХУІ-ХУП веков уделяет польская католическая историография, одним из ведущих представителей которой являлся професоор Фордхэмского иезуитского универоитета /США/ Оскар Халецхий - автор обширной монографии "От Флоренции к Брооту", которая вышла в 1958 г. в серийной публикации, посвященной ІООО-лети о принятия Польшей христианства. Работа О.Халецкого написана о привлечением большого числа источников, в том числе материалов Ватиканского архива, в котором он работал в 1952-1953 гг. Значительная часть книги посвящена интересующей нао проблеме: ее различные аспекты рассматривается в трех из четырех глав монографии. Книга Халецкого апеллирует к экумоничесо настроенному западному читателе, пытаясь убедить его, что во второй половине ХУІ в. Рим не ставил перед собой другой цели, как добиться равноправного объединения христианских церквей, и не преследовал каких-либо корыотннх целей . Говоря о польокой католической историографии следует отметить также вклад, который внесли в разработку истории греко-католической церкви, степени ее зависимости от римской курии сотрудники Лоблинокого католического университета, издавшие в последние десятилетия ряд обобщающих работ по истории церкви в Польше.

В последние годы за рубежом практически не выходили исследования, освещающие историо ватихано-украинехих отношений ХУІ-ХУП вв. о позиции православной церкви. Статьи об унии православных историков и богословов, появившиеся накануне и в период празднования 1000-летия введения христианства в Киевсхой Руси в изданиях РПЦ /Дурнал Московской Патриархии, Православний вісник/,не являются самостоятельными научными исследованиями, а их авторы зачастую находятся в плену концепций православно-охранительной историографии XIX- начала XX . в.

Великий А.Г. З літопису хриотияноької України.- Рим, 1968.-Кн.ч.- С.200.

Haleckl О. Fron Florence to Brest (14J9 - 1596), » Hamden, 1968.

В целом следует отметить, что в буржуазной, в первую очередь конфессиональной историография, в последние десятилетия были введены в научный оборот значительные комплексы ранее не/использовавшихся источников (преимущественно вз ватиканских архивохранилищ), предпринята попытка их интерпретации, намечены новые направления фальсификаций, конфессиональной, трактовки истории ватякано-ухраин-скнх отношений ХУІ-ХУП вв. Отмеченные выше обстоятельства актуализирует задачу изучения истории по ли таги папства на Украине в марксистской историографии.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед делавшей первые шага советской историографией стояла в данной облаоти задача выработки клаооового подхода к проблеме, которую церковные историки из католического я православного лагерей, а также представители дворянского и буржуазного направлений в исторической науке объявили сугубо или преимущественно конфессиональной.

К началу ЗО-х годов произошел переход на марксистские позиции целого" ряда буржуазных нсторихов, завкиавшихоя проблеиаыи всеобщей история. В числе других был и известный специалист в области истории папства С.Г.Лозинсхнй. В 1934 г. он выотупил с монографией "История папства", где о марксистских позиций осветил ноюрию внешней политики рииской курии .

Достаточно интенсивно советские историки обратились к изучению проблем политики папства на восточноолавяноких землях в послевоенный период. Необходимость разработки этих вопросов была овязана с реиениеи конкретных задач, стоявших перед страной в конце 40-х-начале 50-х годов и учитывала тогдашний внешнеполитический куро Ватикана и антисоветскую активность католического и униатского духовенства на запади оу край неких, западнобелэрусских и литовоких землях. В это время появляются работы по истории папства Ы.М.Иейн-мана, В.Й.Рутенбурга, по истории ордена иезуитов - Д.Е.Ыихневича, антиуниатской борьбы украинского народа - Д.Л.Похилевича и др., где затрагивались в том числа и вопросы полятики папства на Украине.

В вышеперечисленных публикациях была дана общая оценка внешнеполитического курса папства по отношению к России, Украине и Белоруссии в ХУІ-ХУП вв., рассмотрены методы католической экспансии на этих землях. Вместе с тем. перечис.мнные выше издания носили

Лозинский С.Г. История папства.- М.,1961.

- ІЛ/ -

популярний характер, негативно сказался на них и вульгаризаторский подход, характерный для части работ по истории религии и церкви, вышедиих в ЭО---50-х годах.

Более глубокое изучение основных направлений политики папства на всстоке континента было предпринято в 60-Єт80-е гг. Значительное внимание било уделено истории внешней политики папства в отно-яении Восточней Европы, и прежде всего России,з работах И.Б.Грекова, Е.А.Иацкевича, Л.Н.ІЬдовиковой; экспансия Рима на Украине оказалась в поле внимания Я.Д.Исаевича, Д.С.Наливайко, И.З.Мыцько, С.Г.Яковенко1 . В работах этих авторов были затронуты некоторые аспекты исследуемой диссертантом проблемы, в общих чертах определено место украинской политики в планах восточной экспансии папства. Одной из причин недостаточной разработки проблемы являлась недоступность для советских исследователей обширного комплекса источников по истории вневней политики курии, отложившегося в ватиканских архивах. Узость существовавшей источниковой базы привела к тому, что вопросы ватикано-украмнских отношений затрагивались советскими исследователями лишь попутно: или в связи с .общей характеристикой внешнеполитического курса папства на востояв Европы, или же в связи с антиуниатской борьбой на украинских земля?,

В 60—-90-е гг. различные аспекты изучаемой пробде,мц исследо-валг.сь также в марксистской историографии социалшми.че^ких стран. В первую очередь это касается историков ПНР. Особен^.интересны оценки зедущего «стопка-религии и культуры в Полъивл',ХУД-ХУИ вв. Януша Тазбйра. В его монографии, посвященной изуче»ид).,делтельяости

Грзкоз И.Б. Очерки по. истории международных отноиедий-Восточной , 2вр6іщ Xfr-ХУї вв.- U. ,1963; Годовикова Л.Н. Преди^сдавие //Пос-севино JU Исторические сочинения о России ХУІ веха..-»; U.,1983,-С.5-20} Ісгсвич Я.Д. Брестська церковна унія. Боротьба проти катодкціжої реакції // Історія Української РСР.- К|.:Наук.думка, 1979.-T.Tv-Kh.2.-C.232~237; Наливайко Д.С. Відгомін боротьби українських козаків з шляхетсько-католицькоп експансією напри-кинці'ХУІ І першій половині ХУГІ ст. у Західній Європі // Середні віка на Україні.- К.,І97І.-Вип.І.-С.40-60; Мыцько И.З. Ост-рокскяй куль?/?к:»-просветительсхий центр и его борьба против адеолотческсГ. экспакоии католицизма и унии на Украине (1576-1626): Автереф, дисс. ...канд.ист.наук.- .Іьвов, 1983.

Петра Скарги , предпринята попытка определить те причины, которые привели к заключению Брестской у кии. Главна из них историк усматривал в деятельности папства, полностью или почти полностью обойдя вниманием роль королевской власти Речи Посполитой.

Важная роль в становлении марксистского религиоведения в ГДР принадлежит академику Эдуарду Винтеру. Он был одним из порвых авторов, которые поставили, как исоледовательокуп - проблему латика-но-украинских отношений . Правда, в начальный период своего творчества Э.Винтер находился под значительным влиянием униатской историографии', негативно сказагаоь на творчестве ученого и годи господства в Германии фашистской дихтатуры. В 50-х гг. историку у?а-лось преодолеть конфессиональную ограниченность своих ранних произведений, а в начале 60-х гг. были опубликованы первые два кз трех томов его фундаментального труда "Русь и папотво". В 1972 г. увидел свет последний том трилогии .

Исследование Э>Вкнтера основывается на широком круге опубликованных и архивных лсточддков, в том числе документах ватиканских архивов. Основное внимание истории уделил взаимоотношениям папства и России в ХУШ- XX веках, однако ряд оюжетов был посвящен им политике папства на уцргщощх.,и белорусских землях з ХУІ-ХУП вв. Прежде всего это касается допроса, о роди различных сил в заключении Брестской унии. Э.Винтер справедливо обратил знимакие, с одной стороны, на проуниатскую направленность политики курии во время понтификата Климента УЯ, о другой -,на деятельность польских сторонников унии, сумевЕих одержать ведх ;пря королевском дворе.

Необходимо о-шегить, что многие вопросы, овяэанкне с проблемой

Tartir J. Plotr fbnrga. Steraiera Kontrrefonnaojji. - Wareeawa, 1978. - S. 60.

19 Winter E, BjTsanz und Rom in Kanpfe die Ukraine» 955 - 1939. -beipeig, 19*2.

2.Winter 2. Husaland und daa Fapstum. - Eerlini Akadenie -
Verlag,
1960,1961,1972. См. сокр. русск. перевод: Вин-

тер Э. Папство и царизм. Предисловие и редакция В.Т.Пашуто и М.М.Шейнмача.- И.:Прогресс, 1964,- 531 с; Сн *е. Политика Ватикана в отношении СССР. І9Т7-І96П. Третья часть трилогии "Россия и папство". Под редакцией, с гоедислоькем и примечанием М.М.Шейкмана",- М.:Прогресс, 1977.

ватикаяо-украинохих отношений ХУІ-ХУП вв., были лишь поставлены Э.Винтером, который не смог уделить их исследованию достаточное вникание, учитывая широкий хронологический и географический охват выполненной им работы.

В целой следует отметить, что в советокой и зарубежной марксистской историографии в той или иной степени нашли отражение некоторые аспекты политики папства на Украине в ХУІ-ХУП вв., были выработаны основные подходы к изучению этой темы. Вмеоте о тем конкретная разработка данной проблематики на основе привлечения ииро-кого круга источников, в первую ичервдь ватиканского происхождения, не была выполнена и является задачей дальнейших исследований.

Поль данной диссертационной работы - на основе анализа широкого круга источников, в первую очередь ватиканского происхождения, исследовать политику ршской курии на украинских землях во второй половине ХУІ- середине ХУП века Цели исследования подчинены следующие основные задачи, которые призвана решить диссертационная работа: I) выявить основной комплекс источников о деятельности рим-ской курии на украинских землях в рассматриваемый период, определить степень его полнота и репрезентативности; 2) определить место украинской политики папства во вноанеполитической деятельности курии .на мв;«к» Еврслейомго конгкнеига J; 3) установить характер, цели, средства и методы полигики папства на ухраинских землях; О определить роль унии я греко-католичеокой церкви в осуществлении политических и идеологических планов римской курии; 5) реконструировать процесс формирования политики папства, выделить основные этапы а ее проведении; 6) отразить особенности и ход антикатодическоі; борьбы пироких социальных слоев Украины, раскрыть причины и основные проявления кризиса папсхой политихи на украинских землях в годы Освободительной ВОЙНЫ 1648-1654 гг.

Методологической основой диссертации послужили теоретические положения, выработанные классиками марксизма-ленинизма, б роли религии и церкви в истории человечества, основных путях научного решения проблемы религиозных отношений как .фактора общественно!* жизни.

В письме к А.Руге К.Маркс определил тот принципиальный подход

к религии, который был б последующем им всесторонне развит и разработан: "...религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле..." . Проблема унии билі непосред-

1 Маркс К. Письмо Арнольду Fyre. ЗО ноября (18ч2 г.) /Діг.рьс К., Энгельс С'. Соч.- 2-е .-С.39Ь-370,

ственним образом затронута Ф.Энгельсом в статье "Какое дело рабочему классу до Полый?", где он подверг критике тех политических деятелей, которые призывали к восстановлению Польши в границах 1772 г., апеллируя к принципу национальностей. Совершив пкск>рс з историю польско-литовского государства,Энгельс показал, что р ого состав входила ге одна, а четыре национальности: поляки, литовцы, белорусом и украинцы. "Большая чаоть населения восточны.: провинции, - писал основоположник научного хомыуаизіта,- принадлежала к православной вере, в то время как собственно поляки били католиками. Значительная часть этих православных в ХУІ столетии была вику*денз признать верховенство папы, и они сталії називаться униатами, но многие из них сохранили верность во всех отношениях своеЯ прежней православной религии. Это были главным образом крепостнье, в то время как их благородные господа почти все были католиками, по национальности же эта крепостные были малороссами" . Эта краткая характеристика помогает разобраться в тоЯ сложной религиозной ситуации, которая возникла на украинских я белорусских землях в конце ХУІ- первой половине ХУП века, когда в единый клубок сплелась социальные, национальные и религиозные противоречия.

Мысли основоположников марксизма о религии,, ее месте в истории общества были развиты В.И.Лзниныы. Ыетодологическое значение для данной работы имеет положение З.И.Ленина о различном отношении к религии угнетенных и угнетателей, а также о возможности дифференцированного подхода к церкви различных социальных групп внутри этих больших классов .

Источниковой базой диссертации послужила документы ватиканского, польского, украинского, белорусского и русского происхождения. Большинстве из них бнта опубликовано зярубещяыми л отечественными археографами в ХГ/-ХХ вв., ряд источников сохранился в архивных и библиотечных собраниях СССР.

История вэтикано-укпаинских отношений ХП-ХУП вв. отразилась і источникам, характеризующихся различной типовой принадлежностью. Определенную информацию по исследуемой пребіеме несут вещественные, лингвистические л усные источники, однако г.эрвестепеннее значение

Энгельс О. Кіікое дело рабочему клазеу до Полызи? //Марко К .Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-ТЛб.-С.Тб'З.

Ленин В.И. Классы и партии в отнесении к религии и церкви //Поли, собр. соч. -Т. 10. -С*2<М»38.

имеет, безусловно, письменные материалы. Последние распадаются на два основных рода: документальные и повествовательные /нарративные/

.Документальные источники, в которых отразились различные аспекты папской политихи на Украине в ХУІ-ХУП вв., в соответствии с их происхождением могут быть разделены на три большие части: I) источники ватиканского происхождения; 2) документы королевской канцелярии, сеймов и судебно-административных учреждений Речи Посполитой; 3) источники, вышедшие из лагеря борцов о экспансией католицизма и улил. Очевидно, что документи, отнесенные к первым двум группам несут в себе основной объем информации о планах, методах и целях папской политики на Украине, однаког их верная оценка и интерпретация невозможна без привлечения источников третьей группы: универсалов руководителей крестьянско-казацких восстаний и гетмана Богдана Хмельницкого, документация братств, православных ооборов и т.д.

Повествовательные /нарративные/ источники составляет следующие виды: I) мемуары и дневниковые записи современников и очевидцев событий; 2) публицистические произведения, или так называемая полемическая литература; 3) исторические сочинения: летописи и хроники. Все три вида нарративных источников по исследуемой проблеме отчетливо распадаются по конфессиональному принципу на две группы: католические /униатские/ и православные.

Промежуточное положение между документальными и повествовательными источниками занимают епистолярии. Речь идет главным образом о частной переписке, так как-официальная переписка пап, королей и нунциев полностью может бить отнесена к числу документальных источников. Характеристико документов ватиканского происхождения, как чаиболее важных для исследования и наименее известных в советской историографии, посвящена отдельная глава диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования. Данная диссертационная оабста является первым в советской историографии исследованием политики папства на Украине в период контрреформации. Впервые предпринимается попытка увязать особенности политики папства на Украине с характером политического и культурного развития укгаинских земель под гнетом Речи Посполитой. Новизна диссертации замечается также в привлзчегши широкого круга источников ватиканского происхохдешп, ранее не использовавшихся в советской историографии. Впервые подвергнуты тщательному изучение папские послания,реляции нунциев,документы конгрегации пропаганды веры.

что позволило выделить основные этапы политики папства на Украине в рассматриваемый период, выявить их особенности, ре конструировать методы и средства ее проведения. Резуль?а?ы исследования по?-воляют по новому взгляні'ть ка ряд вопросов, ранее уже ставившихся в историографии.

Положения, выносите на защиту:

Политика папства на Украине во второй половине ХУІ- середине ХУП века явилась составной частью общеевропейской контрре{-орі:а-даи. Ставя своей цель» утвердиться на украинских и белорусских землях, римская курия стреми іаоь продвинуться кг. православный восток, апробировать методы и средства для расширения в будущем своего влияния на Ясское государство и православное население Юго-Зосточной Европы.

Проводившаяся римской курией політика носила экспансионистский характер и преследовала целью распространение гатолициэма на Украине. Экспансия папства способствовала колонизации у^раинскрго народа, поощрявпейся правялрми кругами Эзчи ПосяолитоЯ.

Основным проводником папской политики в Речи Посполитой зк'ступа-ла варшавская нунциатура. Нунции находились в непосредственном подчинении статс- секретаря курии и в своп очередь координировали деятельность католической иерархии, представителей монашеских орденов, униатского епископата. Важнуо роль в идеологической подготовке унии сыграл орден иезуитов,в последующем -отошедший от ее активней поддержки.

Главной формой проникновения папства на украинские и белорусские земли стала церковная уния. Неудача у восточных славян Флорентийской унии подтолкнула римских политиков к уакляченив региональной унии в Бресте, в результате которой была создана альтернативная православной - греко-католическая церковь. Политика папства явилась лииь одной из причин ее возникновения - наряду с позицией королевской власти и стремлением к унии части епископата.

В политике папства на Украине во второй половине ХУІ- середине ХУП пека отчетливо прослеживается ряд этапов, отличающихся как по степени ее уктивности в регионе, так и по уровню результати^ ности. Особое внимание проблеме унии церквей на украинских и белорусских землях папство уделяло в конье 70-х- начале 80-х гг. ХУІ зока, а затем с середины 90-х гг.- до начала Х'/П зека. Созданная в начале 20-х гг. ХУП в. конгоегация пропаганды т.ерн за-

стала греко-католическуп церковь в состоянии глубокого кризиса и направила свою деятельность на ее всестороннюю поддержку. События Освободительной войны 1648-16 гг. продемонстрировали решимость широких социальных слоев Украины противодействовать экспансии папства и нанесли серьезный удар по политике курии на востоке континента.

Практическая значимость исследования, а также опубликованного цикла работ диссертанта заключается в том, что они могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории ватикано-рус-екс-украинско-белорусских отношений, истории внешней политики папства, истории Украины периода феодализма. Ош применимы в учебном процессе в Еузах при чтении нормативных курсов по истории средних веков, wr.HHx и западных славян, истории СССР и УССР, в спецкурсах и спецсеминарах. Результаты исследования могут быть использованы в проведении научно-атеистической работы. В диссертации намечены основные направления дальнейшего изучения проблем ватикано-украин-схих отношений.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры воеобщей истории, на итоговых конференциях по научно-исследовательской работе профессорско-препода-эательского состава Днепропетровского госуниверситета в 1980-1989 гг. Полученные автором .результаты использовались при чтении нормативных к спецкурсов в. Днепропетровском университете.

С изложением отдельных положений диссертации автор выступал на советско-польском коллоквиуме в Москве в 1983 г., на всесоюзных источниковедческой (1983 г.) л историографической (1984 г.) конференциях, принимал участие в работе постоянно действующего семинара по проблемам истории Украины при Гарвардском университете /США/ в 1987 г., выступил с сообщениями на региональной конференции "Прогрессивная общественно-политическая мысль в борьбе против феодаль-псіі реакции к католичоско-упиатской экспансии на Украине" (г.Львов) в апреле ІУ88 г. , респуб/яканском совещании археографов в декабре ЇУ86 г, конференции "Славяне и их соседи" (Москва,I9S9).

Основное содержание диссертации изложено в опубликозанных на-учклх работах. Некоторые из них получили положительную оценку или би.аи использованы в советской и зарубежной исторической периодике и литературе .

^ Павіуто В.Т.,Хорошкевич А.Л.,Санин Г. А. .Никифоров Л.А. .г^лик О.В., Хезролина В.II, .Чгнатьзв А.В. Исследования по истории внешней

- П -

Структура диссертации подчинена её цели и задачам. 'ссерт;і-ция состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использовании* источников и литературы,

Похожие диссертации на Политика папства на Украине во второй половине XVI-середине XVII века