Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Посадские люди юга России в XVII веке Кондратьева, Софья Константиновна

Посадские люди юга России в XVII веке
<
Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке Посадские люди юга России в XVII веке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева, Софья Константиновна. Посадские люди юга России в XVII веке : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кондратьева Софья Константиновна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2012.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/788

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Посадские люди в структуре городского населения в XVII в. 20

1. Посадские люди как социальная группа в Российском государстве XVII в 20

2. Правовая основа существования посадских людей 28

3. Процесс формирования сословия посадских людей в южнорусских городах 32

4. Численность посадских людей юга России в XVII в 44

5. «Династии» воронежских посадских людей в XVII в 65

Глава 2. Налоговая политика Российского государства в отношении посадских людей юга России в XVII в. 80

1. Организация сбора налогов с посадских людей 80

2. Прямые денежные, натуральные налоги и повинности посадских людей 83

3. Налогообложение торговой деятельности посадских людей 94

Глава 3. Посадские люди юга России в системе местного управления 101

1. Государственные службы посадских людей юга России 101

2. Земское самоуправление южнорусских городов 116

3. Позиция посадских людей в социальных конфликтах 128

Глава 4. Основная деятельность и повседневная жизнь посадских людей юга России в XVII в. 138

1. Ремесло и промыслы посадских людей 138

2. Участие посадских людей юга России в торговле 148

3. Повседневная жизнь посадских людей юга России 164

Заключение 188

Список использованных источников и литературы 194

Приложения 209

Введение к работе

Актуальность темы. В XVII в. территория современного Центрального Черноземья, являвшаяся южной окраиной государства, интегрировалась в административное и экономическое пространство России. Здесь с конца XVI и в первой половине XVII в. строились города-крепости, в задачи которых входили охрана центральной части России от разорительных набегов крымских татар и расширение зоны влияния государства. В соответствии с этим формировался и социальный состав населения данной территории.

Изучение отдельных сословий и групп населения весьма актуально в их взаимодействии и исторической эволюции. Одну из своеобразных социальных групп составляли посадские люди. Среди отличительных признаков этого сословия не только профессиональная принадлежность к торговле и ремеслу, но также обязательная юридическая включенность в посадскую общину, выражающаяся в частности в выплате комплекса налогов - посадского тягла. На фоне других социальных групп эта категория населения остается наименее изученной. В южнорусских городах посадские люди не имели численного преимущества и большинство традиционных для этой категории населения занятий и служб здесь сконцентрировались в руках служилого сословия. В течение XVII в. в ряде городов посадским людям удалось исправить этот дисбаланс. Они во многом влияли на историю развития южнорусских городов: способствовали укреплению экономики края, не оставались в стороне от административной жизни.

Неосвещенность вышеуказанных вопросов в литературе, в сочетании с пристальным вниманием к региональной истории на современном этапе развития отечественной исторической науки обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются посадские люди южнорусских городов - тяглое население городов, представляющее собой одно из сословий феодального общества России.

Предмет исследования: численность, налоговое обложение, хозяйственная деятельность и внутреннее устройство посадской общины.

Географические рамки исследования. Изучаемая территория совпадает с областью городов юга России, подчиненных оформившемуся к 1658 г. административно-территориальному округу - Белгородскому Разряду, за исключением городов расположенных за Белгородской Чертой. В связи с тем, что далеко не во всех этих городах сложились посадские общины, основное внимание в работе уделено четырем городам - Воронежу, Курску, Ельцу и Белгороду. Привлекаются материалы Козлова, Острогожска и Коротояка, где сформировался небольшой посад, что для городов юга России было все же скорее исключением, чем правилом.

Хронологические рамки работы охватывают период 1613-1699 гг. С 1613 г. благодаря поступательному развитию хозяйственной жизни в ряде южнорусских городов начинают формироваться посадские общины. Верхняя граница - 1699 г. - реформа посадского управления, изменившая принципы взаимодействия посадской общины с государством.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей посадских людей юга России как социальной группы и их места в социальной структуре общества городов юга России в XVII в.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

изучение динамики изменения численности посадских людей в городах юга России,

историко-демографическое обследование посадских семей XVII в.,

характеристика налоговой политики Российского государства в отношении посадских людей юга России,

определение места посадских людей в структуре местного управления,

выявление позиции посадских людей в социальных конфликтах,

анализ степени участия посадских людей в торговле и ремесле,

раскрытие повседневной жизни посадских людей юга России.

Степень изученности проблемы. Сословие посадских людей всего несколько раз становилось предметом специального исследования, в тоже время ряд авторов касался отдельных вопросов по данной тематике.

Одним из первых исследований была работа А.А. Кизеветтера, но историю этого сословия до реформы 1699 г. автор затронул лишь в связи с правовыми нормами Соборного уложения. Общие вопросы посадского само-

управления анализировали Б.Н. Чичерин , А.Д. Градовский , М.М. Богословский, напрямую не касавшиеся состояния посадов на юге страны.

В работе А.С. Лаппо-Данилевского объектом исследования было налоговое обложение, поэтому автор рассмотрел экономическую сторону жизни посадских людей, лишь в самых общих чертах касаясь состояния посада на юге России. В.О. Ключевский описывает посадских людей в ряду тяглых сословий, обращая особое внимание на процесс «закладничества» жителей посада в период существования белых слобод. Не со всеми заключениями автора можно согласиться, в частности неверен вывод о невозможности выбора посадских людей в верные таможенные головы.

Среди дореволюционных работ касающихся конкретно южнорусского региона необходимо отметить исследования Д.И. Багалея и И.Н. Миклашевского , в которых приводятся данные о численности посадских людей юга России, правда, только в определенный период времени: у

Д.И. Багалея по описи городов 1678 г., а у И.Н. Миклашевского сведения начала XVII в. Е.Д. Сташевский одним из первых отметил ведущую роль слу-

жилого населения в торговой деятельности южных городов .

В целом в работах историков дореволюционной эпохи можно найти немало ценных выводов по отдельным аспектам истории посадского сословия, но сведения о данной категории населения в конкретных хронологических и географических рамках крайне скудны.

Одним из первых и одновременно самых крупных исследователей послероволюционной поры стал П.П. Смирнов. Ему принадлежит значительный вклад в изучение посадского сословия, история которого раскрыта в нескольких статьях, а также в его масштабном исследовании. Автором прослежены истоки формирования посадского сословия, подробно характеризуется политика правительства по отношению к городам, рассматривается посадская реформа 1649-1652 гг. и её итоги. В более ранней работе П.П. Смирнов приходит к ошибочному заключению о том, что на южной окраине в XVII в. посады теряют своих тяглецов.

Важными являются исследования Я.Е. Водарского анализировавшего комплекс демографических вопросов русского государства в указанное время. Он доказывает, что в этот период шло значительное увеличение городского населения юга России в связи с развитием здесь торгово-промышленных отношений. Одним из критериев города автор считает наличие посадской общины, поэтому большинство городов Белгородской черты в XVII в., по его мнению, ещё нельзя назвать городами. Иной точки зрения придерживался П.В. Загоровский, рассмотревший социальную структуру населения 14 городов в географических границах Воронежского уезда на 1629 г.

Данные о численности населения Курска приведены в работе Г.Н. Анпилогова. Впервые динамику численности населения Воронежа проследила Е.В. Чистякова, доказавшая несомненный рост воронежского посада в XVII в. Она же внесла вклад в изучение ещё одной важной в истории посадского сословия темы - темы торговли, которую также рассматривали А.А. Новосельский и В.М. Важинский11. Е.В. Чистяковой принадлежит и актуальная для советского периода работа по истории городских восстаний.

Эта же тема раскрыта в исследованиях В.П. Загоровского,

20 21 О.В. Скобелкина , В.М. Соловьева .

В трудах конца XX - начала XXI вв. в том или ином контексте авторы

также касаются сословия посадских людей. Основополагающей является ра-

бота М.Б. Булгакова . Рассматривая посадское самоуправление XVII в., он приходит к заключению, что государственные службы посадских людей были необходимым элементом государственного управления и хозяйствования, хотя и должны были исполняться на принудительной основе. В качестве конкретных примеров автор иногда приводит города юга России, подчеркивая при этом, что здесь в силу малочисленности посадских людей государственные службы этой категории населения не были обязательными и на них зачастую привлекались представители служилых сословий.

Правовую основу существования посадских людей исследовали спе-

циалисты в области права - А.Г. Маньков и С.Н. Смирнов . Необходимо отметить работы, касающиеся локальной истории посадов, истории повсе-

дневности, антропонимики .

В конце XX начале XXI вв. появилось немало авторов в фокусе внимания которых оказался именно южнорусский регион в XVII в. Многие из этих работ косвенно касаются истории посадских людей, хотя и посвящены иной

проблематике . В исследованиях В.Н. Глазьева освещена численность посадского населения Воронежа в 1646 г. и различные аспекты взаимоотношений власти и общества . Работы Д.А. Ляпина посвящены разнообразным аспектам истории Ельца в XVII в., а также народным волнениям в южнорусском

регионе . Историю Курска раскрывают исследования А.И. Раздорского и

Н.Д. Борщик .

Основной профессиональной деятельностью посадских людей были ремесло и торговля, поэтому при исследовании данных вопросов ученые не могли не касаться посадского населения. Принципиально важной в этом от-

ношении является работа Ю.А. Мизиса , определившего степень участия посадских людей в торговле в большинстве исследуемых нами городов. В данном исследовании затрагиваются также вопросы налогового обложения и приводятся примеры привлечения посадских людей на государственные службы, в частности в таможенный и кружечный двор.

Таким образом, история сословия посадских людей получила лишь фрагментарное освещение в отечественной историографии, а комплексного исследования данной категории населения южных городов России XVII в. ранее не проводилось.

Источниковая база исследования. Настоящее диссертационное исследование базируется на комплексном изучении архивных (неопубликованных) и опубликованных материалов. Источниковая база представлена доку- ментами из собраний Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Государственного архива Воронежской области (ГАВО). Из документов РГАДА для решения задач исследования привлекались столбцы Белгородского и Севского столов Разрядного приказа (Ф. 210), а также книги Поместного приказа (Ф. 1209). Из собраний ГАВО использовались материалы Воронежской, Коротоякской и Острогожской приказных изб (Ф. И- 182; Ф. И-292; Ф. И-288 соответственно). Рассматриваемые архивные материалы представляют собой документы приказного делопроизводства: грамоты, наказы, памяти, отписки, выписки, челобитные, сказки и т.д. Самым распространенным видом источников являются челобитные, из которых можно получить разнообразную информацию, начиная от имен земских старост до ассортимента торговых товаров.

Из писцовых и переписных книг можно извлечь ценные сведения о демографии, миграции, национальном составе, составе семьи, ремесленных занятиях посадских людей юга России в XVII в. Нами были привлечены архивные материалы из фонда Поместного приказа РГАДА: Переписные книги 1646 г. Лебедяни, Белгорода, Ливен, Старого Оскола, Ельца, а также переписные книги Воронежа, Ельца и Белгорода 1678 г.

Дополнением к архивным источникам послужили опубликованные материалы. Л.Б. Вейнберг ещё в конце XIX в. опубликовал Дозорную книгу

1615 г. города Воронежа . В начале XXI в. было издано несколько писцовых и переписных книг южной окраины Русского государства XVII в.

Среди важных для настоящего исследования опубликованных источников отдельное место занимают законодательные источники и в первую

очередь Соборное Уложение 1649 г. - документ, законодательно закрепив- ший основные права и обязанности посадских людей, которые должны были быть реализованы на практике.

Значимой является публикация в середине XIX в. большого массива исторических актов, собранных археографической комиссией. Во второй половине XIX - начале XX в. активно публиковалось воронежское собрание «древних актов», состоявшее в большей степени из царских грамот, хотя встречаются и «дела воеводские», включавшие в себя памяти, отписки, челобитные и другие виды документов. В сборниках, подготовленных

Н.И. Второвым и К.О. Александровым-Дольником , Л.Б. Вейнбергом помещены грамоты воронежским воеводам, из которых можно извлечь информацию по различным аспектам жизни посадских людей. Большинство документов в этих сборниках даны в полном объеме и снабжены комментариями и указателями. Д.И. Багалей основное внимание при публикации материалов уделял процессам колонизации и скорее проблемам служилого, нежели тяглого населения, но и в данной подборке содержатся несколько интересных для нас документов. Отдельные материалы, касающиеся истории южнорусских городов XVII в. были опубликованы С. Зверевым, а некоторые документы были изданы Воронежским Церковным Историко-Археоло- гическим Комитетом.

Сборники документов XVII в. публикуются и в Советское время: .

Анализ комплекса архивных и опубликованных источников позволяет охарактеризовать различные аспекты жизни посадских людей южнорусских городов в XVII в., решая поставленные задачи исследования и раскрывая цель диссертации.

Методологической основой исследования являются как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования. В числе общенаучных методов - системный анализ. При решении некоторых задач исследования применялся историко-сравнительный метод, позволяющий раскрывать сущность исследуемых явлений, выявить общее и повторяющееся, необходимое и закономерное с одной стороны и качественное отличие с другой. Этот метод так же дает возможность на основе аналогий прийти к широким историческим обобщениям и параллелям. Относительно нашего исследования ис- торико-сравнительный метод применялся для проведения аналогий и параллелей в налоговом обложении и деятельности посадских людей в XVII в. в разных областях России. Кроме этого, использовались такие специальные методы исследования как просопография для составления коллективных биографий земских старост, генеалогия для вычленения «династий» посадских людей XVII в., демография для анализа численности и территориального размещения посадских людей.

Данное диссертационное исследование опирается на принцип историзма, предусматривающий изучение исторического явления, события, факта в конкретно-исторической ситуации, что обусловило изучение посадских людей, как одного из составляющих компонентов социальной структуры общества изучаемой эпохи.

Новизна. 1. Диссертация представляет собой первое специальное исследование посадских людей в данных географических и хронологических

Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы по истории края / Сост. и авт. пояснит. текста В.П. Загоровский. Воронеж, 1976. 192 с.; Из истории Курского края: Сборник документов и материалов. Воронеж, 1965. 408 с.; Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сборник документов / Сост. Е.А. Швецова. М., 1954. Т. 1. 322 с.; 1959. Т. 2. 241 с.; 1962. Т.3. 491 с.; 1976. Т.4. 280 с.

рамках. 2. Комплексному изучению подверглись основные стороны жизни посадских людей на протяжении исследуемого периода. 3. В работе определена специфика посадских людей юга России: рассмотрены изменения налогового обложения, охарактеризованы государственные службы и функционирование посадского самоуправления, определена позиция посадских людей в социальных конфликтах. 4. Впервые проанализирована деятельность земских старост этого региона. 5. В работе затронуты историко-демографи- ческие вопросы: размещение, численность, состав семей посадских людей.

Научно-практическая значимость. Основные положения диссертации и приведенный фактический материал может найти практическое использование при разработке общих и специальных курсов по истории России, истории Центрально-Черноземных областей России, при составлении учебных пособий по краеведению и создании музейных краеведческих экспозиций.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории России Воронежского государственного университета. С докладами по теме исследования автор выступал на IV международной научной конференции «Юг России в прошлом и настоящем: История, экономика, культура» в Белгороде (2006 г.); на XIX Международной научной конференции «Единство гуманитарного знания: новый синтез» в Москве (2007 г.); на научной конференции молодых ученых «Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция» в Воронеже (2009 г.); на Второй международной научной конференции «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.» в Курске (2009 г.); а также на ежегодных региональных конференциях исторического факультета Воронежского государственного университета в 2007-2010 гг. Отдельные сюжеты диссертации освещены в 12 научных публикациях.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Крупные посадские общины сложились только в нескольких городах юга России - это Воронеж, Курск, Елец. В Белгороде, Острогожске,

Козлове и Коротояке, также имелись собственные посадские общины, но с меньшим числом тяглецов. Во всех вышеперечисленных городах к концу XVII в. посадские люди начинают активнее других категорий населения участвовать как в ремесленной, так и в торговой жизни.

  1. В начале исследуемого периода посадские люди южнорусских городов именуются «молодшими», а к концу XVII в. среди жителей выделяется прослойка «лучших» посадских людей, которая была активно задействована как в крупных торговых операциях, так и в системе самоуправления.

  2. Кроме выплаты традиционного для посадского населения тягла, жители южнорусских городов привлекались к исполнению повинностей связанных с приграничным положением территории - починке оборонительных сооружений и участии в донских отпусках.

  3. В южнорусских городах сложилось мирское самоуправление во главе с выборными представителями - земскими старостами, которые организовывали сбор налогов с посадской общины и отстаивали общинные интересы перед воеводой.

  4. Для южнорусского региона государственные службы, в отличие от городов центра России, не были обязательной составляющей посадского тягла, и к их исполнению посадские люди привлекались эпизодически.

  5. В социальных конфликтах XVII в. посадские люди не выступали единой общиной, а в зависимости от личных интересов поддерживали одну из противоборствующих сторон.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения (включающего историографический очерк и обзор источников), четырех глав и списка источников и литературы.

Процесс формирования сословия посадских людей в южнорусских городах

Территория Российского государства в XVII в. была обширна, и здесь складываются разные типы посадских общин. В,северных городах посадское, торгово-промышленное население преобладало, и сами города были скорее экономическими и административными центрами и только в редких случаях приобретали стратегическое значение. При этом на севере город был составною, органичною частью уезда. Города центра Московского государства раньше других выделились из уездов, и здесь четче, чем в других областях, проявлялось различие между сельским и городским населением. В южных городах складывалась иная ситуация. Города здесь в первую очередь были военными центрами.

На специфике посадского населения южнорусских городов сказалась общие тенденции колонизации данного региона. В данной работе мы не будем касаться форм колоницазионных процессов, но именно с конца XVI в. эти земли активно осваивались и заселялись переселенцами из других мест. В тоже время в этот период ещё существовала постоянная военная угроза со стороны крымских и ногайских татар. Для обеспечения безопасности южных границ здесь создавались города-крепости, с особым социальным составом городского населения.

Проследим, какие факторы влияли на численность посадского населения на юге России в XVII в. Благодаря источникам можно выявить, каким образом происходило увеличение численности посадского населения, или же, наоборот, в связи с чем, количество записанных в тягло сокращалось. Одним из факторов увеличения жителей посада была миграция. На всем протяжении изучаемого периода существовало такое явление как бегство огромных масс зависимого населения на окраины, особенно в район «Дикого Поля», где земли были не заняты и новым городам требовались рабочие руки. Здесь вновь прибывшие люди селились на посадах, занимались ремесленными и торговыми делами, но многие также поступали и на военную службу. Для посадских людей такие беглецы могли стать как источником дешевой рабочей силы, так и увеличить общее число тяглецов. Например, в 1663 г. 11 стрельцов бежавших из Москвы были найдены в Воронеже и Воронежском уезде вместе с детьми и женами. Четверо из них Гришка Алекин, Куземка Осипов Чеботарь, Андрюшка Иванов Кузнец и Микитка Сергеев Беляй жили в своих дворах на воронежском посаде. Даже, исходя из их фамилий, можно предположить, чем именно занимались беглые стрельцы в Воронеже. Если бы кто-то из воронежских посадских людей приютил беглых стрельцов, с них была бы взыскана пеня в размере 50 рублей за каждого человека .

Правда при этом следует учитывать то, что беднейшие слои населения бежали также дальше вниз по Дону. Поэтому правительство принимало меры к закреплению на местах этой массы горожан. В 1642 г. был, например, даже издан специальный указ, по которому в Воронеже намечено было произвести перепись всех жителей города со строгим напутствием, что им до царского «указу с Воронежа никуда не сойти»4 .

Одно очень важное обстоятельство значительно снижало социальный статус и положение посадских людей и соответственно ограничивало рост их численности. В это время ремесло и торговля не были их монополией. Поэтому, на протяжении XVI - первой половины XVII вв., одной из наиболее важных тенденций в развитии города как социального организма, становится стремление посадских общин снизить возможности других сословий участвовать в торговых операциях. Для государства это также было выгодно в силу того, что от платежеспособности посадской общины напрямую зависело количество поступавших в казну налогов.

Посадские общества были связаны круговой тягловой порукой. В этих условиях, чтобы исправно платить казенные сборы, необходим был достаточный постоянный комплект членов и обеспеченный сбыт труда и товара. Тяжесть податей заставляла неимущих выходить из посада, продавая или закладывая свои дворы людям нетяглым, белым. В то же самое время к посадам пристраивался разночинный люд: стрельцы, крестьяне из подгородных сел. Все они торговали и промышляли, отбивая торги и промыслы у оставшихся посадских тяглецов, но не участвуя в их тягле; даже попы и дьяконы вопреки церковным правилам сидели в лавках41.

Все это происходило, несмотря на то, что уже Судебник 1550 г. запретил торговым посадским людям жить на нетяглой церковной земле в посадах, пользуясь ее льготами. При Михаиле Федоровиче закон строго разграничивал посадские земли тяглые или черные от нетяглых или белых. Как беломестцам заспрещалось «обеливать» приобретаемые ими посадские тяглые дворы и места, так не разрешалось и тяглым людям, поселившимся на белой земле, по ней «обеливать» самих себя.

Тем не менее, этот процесс не прекратился и помимо постоянно растущих налоговых сборов, злоупотреблений местной администрации посадские люди Русского государства испытывали и другие тяготы. В первой половине XVII в. во многих городах, имелись земли и слободы царских вельмож, близких ко двору. Население этих льготных, или как их называли, «беломестных» слобод не несло посадского тягла в пользу государства, но конкурировало с местным городским населением на торгах и в промыслах. Естественно, что некоторые горожане предпочитали выходить из посадской общины и «закладываться» за владельцами белых дворов, то есть превращаться в людей, зависимых от крупного боярина, и тем самым избегать платежа государственных налогов и выполнения государственных повинностей. В результате этого в городской общине число плательщиков налогов (тяглецов) уменьшалось, в то время как количество сборов оставалось прежним. Таким образом, весь этот процесс, называемый В.О. Ключевским закладничество был прямым злоупотреблением. Это не было крепостным холопством, освобождавшим от тягла, но соединяло выгоды крепостной неволи с выгодами тяглого посадского промысла, не неся тягла, пользоваться правами без обязанностей42.

Прямые денежные, натуральные налоги и повинности посадских людей

Основным консолидирующим признаком посадских людей, который отличал их от других групп населения, занимающихся торгово-ремесленной деятельностью, была сумма налогов, составлявшая посадское «тягло». Новый член посадской общины это, прежде всего участник в уплате податей, а также в отправлении местных повинностей. Нельзя не согласиться с А.С. Лаппо-Данилевским, утверждавшим, что вне тяглых интересов общинная связь между членами посадской общины была довольно слаба и финансовые вопросы стояли на первом месте в плане осознания посадскими людьми своего единства1.

Сами подати были разнообразны, взимались в разное время и разными способами, что создавало путаницу и недоборы. Все налоги и повинности, которые выплачивались посадскими людьми можно структурировать по нескольким признакам. Во-первых, налоги и повинности подразделяются в соответствии с тем, были ли они обязанностью только лишь посадского населения или же возлагались на различные социальные слои общества. Первая категория как раз и составляла посадское тягло. Далее идет уже общепринятое деление обязательств, возлагаемых Русским государством на любого человека, вне зависимости от его сословной принадлежности. Это деление налогов на окладные и неокладные, прямые и косвенные, а также на денежные, натуральные и повинности. Окладными назывались податные сборы, размер или оклад которых заранее устанавливался правительством. Неокладные сборы состояли главным образом из платежей за удовлетворение разных нужд, с которыми частные лица обращались к правительственным учреждениям: таковы были пошлины с разных частных сделок, с просьб, какие подавались частными лицами в административные и судебные места, с судебных решений и т.п.

Следует также отметить, что по отношению к посадским людям с середины XVII в. применялось подворное, а не поземельное налогообложение. Это никак не стимулировало семейные разделы, выделение взрослых женатых сыновей, братьев, племянников в отдельные дворы. Ведь увеличение числа дворов означало повышение размера податей.

Правительству было важно знать точное количество посадских дворов, которое учитывалось в результате подворных переписей. В связи с тем, что от количества дворов зависел размер тягла падавшего на общину, то во время переписей посадские люди могли преуменьшать общее число дворов, но как видно из предыдущей главы, так как в других источниках чаще количество посадских дворов ниже, чем в переписных книгах, то можно предположить, что число уклонившихся от переписи здесь было невелико. Таким образом, обе переписи 1646 и 1678 гг. были направлены на упорядочение налогообложения, потому как за 30 лет прежние данные о количестве дворов сильно устарели.

Сбор налогов на местах осуществлялся органом местной исполнительной власти - Съезжей избой во главе с воеводой, который назначался в Москве в Разрядном приказе из числа князей, бояр или дворян сроком на 1-3 года, в зависимости от обстоятельств. В его руках сосредотачивались все нити управления городом. Занимаясь сбором податей и пошлин, воевода и его приближенные имели административные возможности для злоупотреблений. Непосредственными сборщиками налогов у посадских людей были земские старосты и земские целовальники, а внутриобщинной разверсткой ведали окладчики. После сбора налоговые поступления передавались в съезжую избу воеводе.

В финансовом отношении посад не представлял однородного целого, а дробился на несколько более мелких тяглых союзов. В городах юга России это было деление на слободы. В других городах это деление могло быть иным, например - на стороны как в Старице, на приходы как в Тарусе, на улицы как в Вологде и Устюге или на сотни как в Москве и Нижнем Новгороде2. То есть в южнорусских городах налоги платили по слободам. В городах других регионов страны были самостоятельные тяглецы, например из числа новоприбывших, которые платили тягло не вместе с общиной, а лично. Также в других регионах у посадских общин были общеобщинные земли и дворы, которые могли сдаваться в аренду, а деньги распределялись на выплату посадского тягла3. Но по документам южных городов таких явлений не прослежено.

Отдельное учреждение заведовало сбором косвенных налогов -таможня и кружечный двор, где сбор налогов вели таможенные кабацкие головы и целовальники, которые могли также происходить из посадской среды.

После финансовой реформы 1679-1681 гг. воеводы устранялись от сборов стрелецкой подати и косвенных налогов. Стрелецкая подать собиралась в городах выборными городскими органами, а центром стал -Стрелецкий приказ. Косвенные налоги поступали в приказ Большой Казны. По указу 1 марта 1698 г. предписывалось стрелецкие деньги земским старостам собирать «мимо воевод». Это связано с тем, что воеводская власть с её прихотями рассматривалась как главная причина неисправности посадских платежей. Отсюда стремление изъять посадское население из её ведомства4.

В XVII в. недоборы были частым явлением, и сумма реально собранного налога выходила меньше установленной. Естественно, тот, кто отвечал за сбор, был ответственен за его неполноту. Поэтому в посадской среде ответственным за погашение недоимок был земский староста, с которого взималась недобранная сумма, в случае если он не смог собрать деньги с общины. Например, в 1684 г. в Воронеже земский староста Напрасной слободы Алексей Проскуряков подал челобитную на бывшего земского старосту Афанасия Сергеева сына Савостьянова о недоборе оброчных денег за 1679, 1681 и 1682 гг. из лености5. Долгие годы воронежцы имели недоимки по выплате натурального налога и лишь при жестком управлении воеводы М.А. Вельяминова все недоимки были взысканы, несмотря на сопротивление населения, после чего долг перед казной был покрыт6.

Иногда правительство шло на уступки и списывало часть недобранных денег, но для этого должны были быть веские причины. Так в 1651 г. верный голова Петр Толмачев обосновал крупный недобор тем, что торговые обороты в Воронеже резко снизились из-за возникновения новых городов и люди в частности предпочитали беспошлинно торговать в Коротояке, нежели везти товар в Воронеж. В связи с этим ему было разрешено выплатить только половину недобранных денег7.

Земское самоуправление южнорусских городов

Посадские люди были заинтересованы в сильной центральной власти, при которой создавались условия для занятий торговлей, ремеслами и промыслами - источниками существования горожан. При этом в посадской среде складывалась система самоуправления, уходящая корнями в земскую реформу XVI в. В то время отношения государства и посадских общин оформлялось уставными городскими грамотами. Целью этих грамот была замена наместнического управления земским по инициативе посадских миров ". На посаде сформировались свои органы самоуправления - земские избы. Они занимались и судоустройством, присутствуя вместе с наместниками на судебных разбирательствах. После отмены кормлений 1555-1556 гг. «тяглый мир» стал выбирать своих судей. С введением воеводского управления судебные права переходят к воеводам. И в XVII в. земские органы власти начали взаимодействовать с воеводами и подчиняться им .

То, что было свойственно городам с крупным посадом, возникшим ещё в XV-XVI вв., также приживается и в южнорусских городах. Такие правила как выборность, гласность, очередность, крестоцелование, отчетность и подконтрольность выборных своей общине и поручительство мира за своих выборных64 существовали как в крупных городах центра, так и в пограничных городах на юге страны.

Самоуправляющаяся посадская община в городах юга России обладала двумя видами местной власти: 1) распорядительной в лице мирских сходов 2) исполнительной в лице выборных представителей - старост, целовальников и т.д. Судебной властью, которая частично сохранилась в некоторых городах центра и в поморских городах, южнорусские общины не обладали. Культура посадского самоуправления основывалась на двух важнейших элементах: демократическом и бюрократическом. Первый, демократический элемент культуры самоуправления давал членам общины право избирать и быть избранными на мирские должности, принимать участие в обсуждении и в решении всех вопросов жизни общины и защищать интересы общины перед государством. Все это накладывало на членов общины определенные морально-правовые обязательства друг перед другом и перед посадским миром, например, оправдывать доверие своих избирателей, вовремя менять своих предшественников на выборных должностях, находясь в должности заниматься только мирскими обязанностями, а не своими ремеслами и промыслами.

На протяжении XVII в. органы самоуправления посадской общины находились в воеводском подчинении. Важнейший орган, обладающий распорядительной властью, был «мирской сход». В его компетенцию входили такие вопросы как обеспечение сбора и доставки в Москву ежегодных податей с посадских людей, выбор на ежегодные мирские должности в земскую избу и на государственные должности в таможни, кабаки, житницы, мельницы и т.д. Здесь же составлялись различные сказки по текущим вопросам, например о нахождении в тягле того или иного человека, о нахождении или ненахождении на посаде беглых солдат, крестьян, посадских людей из других городов и т.д. Иногда на сходах решались проблемы повседневной мирской жизни, такие как переделы сенокосной общинной земли, прием «в посад» новых членов и т.д.

Нет сомнений в том, что «мирские сходы» проходили в Воронеже, Курске и Ельце. Скорее всего, во второй половине XVII в. посадская самоорганизация сложилась также в Белгороде, Острогожске, Козлове и Коротояке. Посадские люди собирались вместе для решения внутриобщинных вопросов и выборов людей на различные должности из своей среды. Вполне возможно, что такие «мирские сходы» организовывались при церквях. Председательствовал на них земский староста.

Земский староста был главой исполнительной власти в мирской самоорганизации. Главной его задачей был сбор налогов с посадской общины, т.е. в своих руках он сосредотачивал прежде всего финансовое управление посадом. По многим вопросам люди избранные на эту должность подчинялись воронежскому воеводе, выполнявшему контролирующую функцию. После сбора налоговые поступления передавались в съезжую избу воеводе, хотя конечно не ему лично, а находящимся в его подчинении целовальникам. Поэтому принимать деньги у земских старост также могли посадские люди, выбранные целовальниками. Например, в 1679 г. в Воронеже это были Иван Русинов и Григорий Шестаков66.

В приказе о замене множества различных налогов едиными Стрелецкими деньгами прямо указывалось, что собирать этот налог должны сами посадские люди - «земские старосты и лучшие люди с верою и за выбором всех посадских людей, кому они меж себя верят и чтоб богатые и полные люди перед бедными во льготе, а бедные перед богатыми в тягости не были».

В выборах земских старост должны были принимать участие все жители слободы, но чаще многие отсутствовали по торговым делам. Поэтому хотя считалось, что земский староста выбран всеми, решающую роль все же играли «лучшие» жители слободы. Они же «могли себе позволить» быть избранными, так как на время пребывания на той или иной должности, посадские люди были лишены возможности зарабатывать деньги привычным способом посредством различных промыслов. На «лучших» же людей возлагалась ответственность за проведение выборов, которые обычно проходили в январе, а не в начале года68. Свою должность земские старосты занимали чаще всего в течение года, за который должны были собрать определенную сумму. Грамотность посадского человека была большим плюсом при избрании его земским старостой, но неграмотность не лишала его возможности занять этот пост. Кроме этого, можно подчеркнуть, что среди земских старост в основном не было ремесленников, большинство занимались торговлей, на которой и зарабатывались их капиталы.

Участие посадских людей юга России в торговле

Традиционно основными видами деятельности посадских людей считаются ремесло и торговля. Не были исключением и посадские люди южнорусских городов. Долгое время исследователи придерживались взгляда о том, что в южных городах ремесло и торговля не были развиты, в отличие от городов центра, запада и Поволжья. Объемы ремесленного производства были безусловно меньше, чем в центральных регионах, но в южнорусских городах ремесло развивалось и немалую роль в этом играли именно посадские люди.

В городах юга России к ремеслу были приобщены разные категории населения. В первой половине XVII в. кроме посадских людей это были в основном бобыли, монастырские крестьяне, а также крестьяне беломестных слобод. Важной категорией населения составляющей конкуренцию посадским были казенные ремесленники. Самыми распространенными среди них были казенные кузнецы и плотники. Это связано, прежде всего, с масштабными строительными работами по созданию Белгородской оборонительной линии. Причем казенные ремесленники были даже в тех городах, где тяглого посадского населения не проживало, например в Ливнах.

Информацию о хозяйственной специализации пусть и косвенную мы можем получить в первую очередь из прозвищ посадских людей, переходящих в фамилии. Например, по Дозорной книге Воронежа 1615 г. можно отметить следующие специализации: 1. кузнечное дело: кузнец, гвоздочник; 2. гончарное дело: гончар, горшечник; 3. пищевые специальности: калачник, пирожник, мясник, винокур, солодовник; 4. портновское и скорняжное: овчинник, чеботарь, сапожник, сыромятник, мешечник, портной; 5. плотницкое дело: бочарник, плотник, гробовщик, 6. прикладное и ювелирное искусство: иконник, золотарь 7. сфера услуг: банщик1. Среди жителей Ямной и Напрасной слобод в 1646 г. кроме 5 плотников, 6 кожевников и 9 гончаров, также упоминается солодовник, золотарь, овчинник, свечник, воскобойник, колесник, бондарь, красильник, масельник, банник, мясник, кадочник, котельник. В 1678 г. в городе проживают посадские люди с фамилиями Токарев, Овчинников, Кадочник, Портной Мастер, Иконников, Масленников, Котельник, Сыромятников, Серебряников, Замочников, Шапочников. Но самыми распространенными ремесленными фамилиями были Кузнец - 10 дворохозяев, Чеботарь - 10; Гончар - 7; Кожевник - 7; Свечников - 6; Плотников - 4; Золотарь - 4. И пусть в конце века фамилия в меньшей степени отражала реальное занятие человека, тем не менее, по ним все же можно определить общие тенденции, так как самыми распространенными являются фамилии наиболее востребованных ремесленных специальностей. Если отметить ещё особенность распространения ремесленных фамилий, то в Воронеже это в большей степени люди, проживающие в Успенской и Ямной слободах .

В переписной книге Курска мы чаще можем встретить профессии связанные с пищевой специализацией - Масляник, Мясник, Калачников или например Пчелников и Водовозов3. Связано это скорее всего с тем, что здесь в посаде было много прежних монастырских крестьян и бобылей. Если же рассмотреть прозвища посадских людей Белгорода, то здесь гораздо реже встречаются подобные фамилии, хотя также есть Кожевников, Солодовников, Винокуров . Это может быть связано с тем, что город в большей степени развивался как военный гарнизон, нежели как хозяйственный центр. В тоже время ещё в 1626 г. в городе было 4 двора принадлежащих портным, 2 двора чеботарей, 3 двора овчинников и по одному двору токаря, масляника, кожевенника, бондаря и бердника5. В Ельце практически полное отсутствие ремесленных прозвищ в переписной книге 1678 г. на наш взгляд объясняется другим фактором. Здесь переписчик записывал посадских людей двучасно и возможно в большинстве случаев по б личному имени и имени отца, опуская прозвища .

Если исходить только из этого показателя, то среди южных городов с крупным посадом самым развитым в ремесленном отношении окажется Воронеж, что безусловно будет преувеличением, так как ремесленные товары изготавливались во всех вышеперечисленных городах. В качестве примера того, что прозвище не всегда было связано с профессией можно назвать воронежского посадского человека Дмитрия Савина, который в 1678 г. был портным мастером7. В торгово-ремесленном отношении скорее выделялся Курск, так как по данным А.И. Раздорского в 1657 г. все 186 курян платившие оброк были посадскими людьми. Причем профессиональную принадлежность ремесленников Курска можно отнести к 17 специальностям8.

В массовом делопроизводстве ремесленные занятия мало фиксируются. Это связано, в том числе и с тем, что в них были задействованы в основном «молодшие» посадские люди. Остановимся теперь на конкретных отраслях ремесленного производства и хозяйственной деятельности посадских людей.

Кузнечное дело в Воронеже было достаточно развито. В 1646 г. на воронежском посаде работало 11 кузнецов, среди которых уже началась специализация, в частности появились котельники. Но в самом городе не занимались копкой руды, а обрабатывали то, что доставляли из сельской местности . В конце века в Воронеже уже был кузнечный ряд10, кузницами в котором владели в основном посадские люди. Там они изготавливали свой «железный товар»: молотки, клещи, замки11. В Курске ни один из 17 кузнецов не обладал собственной кузницей. Все они лишь арендовали их у лиц другого рода занятий12. По описанию Воронежа 1666 г. в городе не было казенных кузнецов и плотников . Зато в это же время около 50 казенных кузнецов было в Ельце и Козлове.

Похожие диссертации на Посадские люди юга России в XVII веке