Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Овчинников Владислав Алексеевич

Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Овчинников Владислав Алексеевич. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Кемерово, 2002.- 294 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/540-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие тенденции и особенности развития монастырей, архиерейских домов и женских общин Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв 31

1.1. Возникновение, развитие и источники существования обителей 31

1.2. Управление и организационная структура монашеских обителей 66

1.3. Численность и состав монашествующих, послушников и послушниц 108

Глава 2. Просветительская и благотворительная деятельность монастырей, архиерейских домов и женских общин епархии 142

2.1. Православные монашеские обители как центры просвещения и благотворительности 142

2.2. Совершенствование форм организации просветительских и благотворительных заведений 188

3. Заключение 215

Список источников и литературы 219

Приложения

Управление и организационная структура монашеских обителей

В послереволюционный период идеологические установки преобладали при разработке новой концепции церковной истории. В 20-30-е гг. Церковь рассматривалась как враг пролетарского государства, а позже как рудимент изживаемого прошлого. В работе Н. Буркина, выпущенной Союзом воинствующих безбожников в 1931 г., монахи разоблачались как торгаши, пьяницы, извращенцы1. Более серьезная и последовательная работа в разоблачении РПЦ была проведена Е.Ф. Грекуловым, который также занимал крайние антицерковные позиции . Продолжением этой пропагандистско-атеистической тенденции в более мягкой форме стала работа доктора философских наук Г.Г. Прошина, в которой он с позиций марксистско-ленинского мировоззрения раскрыл социальную и идеологическую роль монастырей, показал, как они служили целям социального и духовного гнета . Данные работы не несут серьезной научной нагрузки, в них использован фактический материал, опубликованный дореволюционными исследователями. Они представляют ценность как продукт эпохи, характеризующий отношение советского государства к церкви и процесс создания на идеологической основе официальной трактовки истории церкви в советской историографии.

Заметно отличается от вышеназванных работ исследование Н.М. Никольского, названное в советской историографии первым марксистским трудом по истории православия, вышедшее в 1930 г. и пережившее несколько изданий4. Уровень исследования во многом определило то, что его основу составили дореволюционные работы автора, опубликованные в 1907-1916 гг. и переосмысленные с позиций марксистско ленинской идеологии по заказу издательства "Атеист" после революции. В целом, работа основывается на тезисе об антинародном реакционном характере идеологической и практической деятельности РПЦ, действующей в тесном союзе с самодержавием. Автор затрагивает историю монастырей лишь при освещении богатств, накопленных РПЦ к 1917 г.

Долгие годы работы, вышедшие в 30-е гг., оставались единственными исследованиями по истории Церкви в советской историографии. Лишь в 1967 г. появился коллективный труд "Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). Критические очерки", а в 1975 г. "Религия и церковь в истории России (советские историки о православной церкви в России)"1. Основной задачей коллективных работ являлось совершенствование научной основы атеистической пропаганды и раскрытие реакционной роли Церкви в развитии общества. Для сборников характерна фрагментарность и бедность фактического материала.

В 60-е гг. появляются статьи С.С. Дмитриева, А.Н. Сахарова, связанные с корректировкой подходов к изучению истории РПЦ в свете изменения взаимоотношений государства и церкви2. Большое значение в изменении подхода к истории РПЦ сыграл коллективный труд "Русское православие: вехи истории", вышедший в свет на переломном этапе в жизни нашего общества . Для него характерно обращение авторов к дореволюционной историографии и расширение источниковой базы, разработка новых подходов к истории Церкви и признание неоднозначности ее деятельности в различные периоды, понимание тесного переплетения гражданской и церковной истории, стремление очистить от искажений и "обличительной тональности" историю РПЦ с марксистских позиций. Ученые признали, что история Церкви остается "одной из наименее разработанных областей советской историографии"4. РПЦ рассматривалась не только как часть политической системы, но и структурный элемент социально-экономического строя, осуществляющий стабилизирующе динамические функции. В работе отмечено усиление охранительной функции в деятельности РПЦ с XVII в. по 1917 г., но указано на недостаточную исследованность этого периода. В главе "Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI - начало XX в.)" Я.Е. Водарским особое внимание уделено развитию монастырей как важнейшей составляющей экономической деятельности РПЦ. На основе анализа количественной динамики и районов размещения монастырей, основных тенденций в развитии монастырского хозяйства и изменений земельного фонда автор разработал периодизацию истории монастырей . Основными минусами главы являются: давление на автора идеологических догматов, использование данных, характеризующих положение монастырей Российской империи перед 1917 г., из монографии В.Ф. Зыбковца, имеющих значительную степень погрешности .

Несмотря на главенство идеологических установок при исследовании церковной истории, в советский период были намечены новые пути изучения истории Церкви, сделаны попытки более тесно связать ее с гражданской историей, разработаны отдельные проблемы развития РПЦ в Синодальный период, по которому до революции практически невозможно было опубликовать научно-критические исследования. Надо отметить, что в советский период труды дореволюционных историков не были полностью включены в научный оборот, обедняя тем самым исследовательскую базу изучения истории РПЦ, а давление идеологических догматов значительно сузило круг разрабатываемых проблем.

Численность и состав монашествующих, послушников и послушниц

19 января 1858 г. в день памяти основателя миссии в храме Улалинского стана более 10 девиц и вдов (из них три русских, остальные инородки) заявили начальнику АДМ С. Ландышеву о своем желании служить Господу на правилах иноческого общежития1. Они были устойчивы в своем намерении на протяжении трех лет, чем вызвали сочувствие общества и поддержку духовных властей .

Намерение основать женскую общину в этот раз исходило не сверху - от духовных властей, которые не имели возможности, прежде всего экономической, поддержать начинание, а от инициативной группы, основу которой составляли представительницы коренного населения Алтая. Это свидетельствовало о значительных успехах в деле распространения православия в районе с. Улалы, большая часть жителей которой приняла крещение. Твердое намерение посвятить свою жизнь Богу позволило этой группе через несколько лет осуществить свое желание. По свидетельству М.В. Чевалкова, его дети под воздействием миссионеров стали говорить: "Мы замуж не пойдем, до смерти будем служить Богу. Если бы где был монастырь, мы стали бы там жить". О таковом желании заявили 11 девиц, все они были грамотны .

На этапе становления общины плодотворной помощи миссии с ее стороны мешал конфликт между благотворителем, попечителем общины и Чулышманского монастыря купцом А.Г. Мальковым и руководством АДМ. (см. приложение 2) Этот сюжет подробно описан в исследовании А.Н. Садового «Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX - начало XX вв.)4. Формально затянувшийся конфликт прекратился в июле 1869 г., когда Синод признал начальника и членов АДМ свободными от обвинений в бездеятельности, своекорыстии и других преступлениях" . Потерпев поражение, Мальков в дальнейшем стал действовать более осторожно. Новая попытка поставить под свой контроль практически не имевший братии ЧБМ, к которому руководство АДМ проявляло малый интерес, была предпринята им в 1888 г. Но на поданное 3 февраля 1889 г. прошение в Синод об изъятии ЧБМ из ведения начальника АДМ было отвечено отказом .

Именно в этот период миссия начинает менять свою точку зрения на перспективы развития монастыря. В "Отчете об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 г."3. отмечалось, что учреждение ЧБМ не имело на протяжении 25 лет благоприятных последствий для АДМ, но признавалась его миссионерская польза в противодействии проникновению раскола в район, в распространении православия и бытовой культуры среди инородцев. В отчете говорилось о нежелательности закрытия обители, которая могла бы после благоустройства и оживления принести большую пользу миссии.

В 1889 г. монастырь был поднят на новое место, вверх по течению реки на четыре версты, но после затопления его водой в 1901 г. его перенесли за 10 верст от озера в местность Кайру. В нем проживали врач, таможенный чиновник и нижний полицейский чин . По сути, в начале XX в. ЧБМ являлся единственным центром распространения просвещения, русской культуры и форпостом государственности в юго-восточном Алтае. Возрождение обители началось только в начале XX в., когда в русле развития и реорганизации АДМ стали выдвигаться идеи переноса центра миссии в ЧБМ - миссия продвигалась вглубь Азии5. Миссией было признано, что "...миссионерское значение бедного Чулышманского монастыря огромно не только в религиозном отношении, но и государственном", это "...форпост православия на границе с соседней языческой Монголией" . Большое внимание стало уделяться в начале века подбору кандидатов на должность наместника монастыря. Для решения проблемы связи монастыря с внешним миром в 1907 г. на Телецкое озеро был доставлен из Санкт-Петербурга паровой катер, который служил на нем до 1944 г . Дальнейшим планам распространения православия в Азии, в которых Алтаю отводилась роль центра, откуда во все стороны как с опорного пункта устремлялись "отрасли миссии", помешала первая мировая война и революционные события начала века3. Сложная судьба была уготована на первом этапе и Улалинской женской общине. Как и ЧБМ, она подверглась резким оценкам со стороны сотрудников миссии. В 1868 г. И. Солодчин (будущий епископ Приамурский и Благовещенский) писал, что АДМ "...соединяла высокие надежды с этими двумя учреждениями...", но фактически они затормозили собою миссионерское дело на Алтае, т.к. отнимают огромные средства у миссии и заслоняют ее от благотворительной помощи Православного общества . До 1868 г. община фактически не вошла в состав миссионерских заведений АДМ, т.к. по своему устройству и обеспечению она оставалась "...в непосредственном заведовании попечителя миссии"5. А.Г. Мальков самовольно перенес общину за 7 верст от с. Улалы, поэтому сестры не могли оказывать помощь в работе с инородками центральному стану миссии. Общину обвиняли в том, что она, "...руководимая бесконтрольным произволом Малькова, забыла те широкие задачи, которые были положены в ее основу", в бездеятельности, в составлении конкуренции Улалинскому стану миссии6. Несмотря на сложность и изменчивость внешней ситуации вокруг обителей их существование стало возможным благодаря твердости веры и неустанным трудам иноков.

Православные монашеские обители как центры просвещения и благотворительности

Открытие в 1894 г. двух новых женских общин, преобразование их в 1900 г. в общежительные монастыри дало дополнительный импульс росту числа монахинь и послушниц, создав еще большую диспропорцию в половой структуре обитателей иноческих обителей епархии. Как видно из таблицы 8 приложения 1, в 1898-99 гг. число монашествующих и несущих послушание о.п. обителей Томской епархии составляло 501 (474 жен./ 27 муж.), из них монашествующих и рясофорных 90 (76 жен./ 14 муж.). За первые пять лет число сестер БКМ и БТМ почти сравнялось с числом сестер ТИПМ и УНМ, имевших 36-летнюю историю существования к концу века. Тенденция ускорения роста общей численности насельниц двух новых монастырей прежде всего была связана с активизацией процесса переселения на Алтай во второй половине XIX в. и увеличением населения городов. За 1858-1897 гг. население г. Барнаула увеличилось с 11.287 тыс. до 29.408 тыс. человек (в 2,6 раза), Бийска с 5.035 тыс. до 17.206 тыс. человек (в 3,4 раза). Преобладающий рост населения этих городов в последние два десятилетия XIX в. был определен возрастанием их роли как административных и торговых центров региона и развитием перерабатывающей промышленности . Несмотря на то, что к 1900 г. из двух архиерейских домов, двух мужских и четырех женских монастырей на территории Алтайского округа находились один архиерейский дом, один мужской и три женских монастыря, соотношение числа жителей, приходящихся на одного монашествующего, было выше, чем в среднем по епархии из-за резкого подъема численности населения Алтая. С выходом закона от 13 июля 1889 г. число переселенцев в Сибирь увеличилось, и преобладающая их часть оседала на Алтае, в 1889 г. - 17,2 тыс., 1890 г. 31,3 тыс., 1893 г. - 43,4 тыс. человек. В конце XIX в. в Алтайском округе один монашествующий (в т.ч. рясофорные послушники) при населении 965.546 человек приходился на 24.758, один послушник/послушница на 5.455, одна иноческая обитель на 241.386 человек1. В Томской епархии в 1894-1895 гг. православное население насчитывало 1.411.367 чел. о.п. и одна иноческая обитель (включая архиерейские дома) приходилась на 176.420, один монашествующий (включая рясофорных) на 15.682, один послушник/послушница на 5.077 православных жителей епархии2.

И. Преображенский отмечал, что в большинстве епархий империи рост православного населения во второй половине XIX в. опережал рост числа монашествующих". Если в 1860 г. в среднем в епархиях РГЩ на один монастырь приходилось 84.775, на одного монашествующего - 6.065, на одного послушника/послушницу - 3.940, на епархию - 912.890 православных, то в 1890 на один монастырь - 99.540, на одного монашествующего - 5.085, на одного послушника/послушницу - 2.790, на епархию - 1.181.420 православных. Число православного населения Томской епархии было приблизительно равным среднему показателю по империи, а число монашествующих меньше среднероссийского показателя в три раза, послушников/послушниц в два раза.

В начале XX в. наряду с постоянным ростом числа монахинь и послушниц прослеживается тенденция постепенного количественного увеличения насельников мужских обителей. Если в конце XIX в. монахини и послушницы в 17,5 раза превосходили число монахов и послушников (монахини в два раза; послушницы, включая рясофорных, в 21 раз), то в 1910 г. в 8,4 раз (монахини в 2,6 раз, послушницы в 11,3 раза). На протяжении первых 16 лет начала XX в. численность обитательниц женских монастырей и общин Томской епархии продолжала все также стремительно расти. В 1911-16 гг. были открыты четыре новых женских общины. Только в Чемальской общине (осн. в 1911 г.) число сестер за 1912-16 гг. выросло с 10 до 38 человек1. Одним из решающих факторов роста численности населения иноческих обителей епархии продолжали оставаться внешний и внутренний миграционный потоки населения. К 1916 г. число монахинь и послушниц превосходило число монахов и послушников в 8,5 раз (монахини в два раза, послушницы в 15,5 раза). Оно еще в 1907 г. было значительно выше, чем общее количества сестер обителей соседних сибирских епархий, (см. приложение 1. табл. 9) Процесс роста численности сестер женских монастырей и общин в соседней Тобольской епархии шел менее быстрыми темпами и имел свои особенности, но в целом отражал описанную выше тенденцию. В 1869 г. общая численность сестер двух женских монастырей: Иоанно-Введенского и Туринского Николаевского составляла 186 человек . В конце XIX в. количество женщин в обителях Тобольской епархии составляло примерно 380 человек . Особенностью возникновения женских обителей в Тобольской епархии являлось то, что часть их была учреждена на месте закрытых мужских. Это создавало яркий контраст при сравнении положения монастыря до и после переименования, в том числе и по числу обитателей.

За 1869-1916 гг. общее число монашествующих, послушников и послушниц в Томской епархии возросло в 13,6 раза (монашествующих в 11,7; послушников и послушниц в 14,2 раза). Такой рост стал возможен в первую очередь по причине динамичного развития женских обителей, численность насельниц которых увеличилась за этот период в 20 раз. Из-за непродолжительного периода существования большинства иноческих обителей епархии преобладающую долю от числа их обитателей в 1916 г. составляли послушники и послушницы - 83 %, в то время как в среднем в монастырях империи они составляли 70 % общего постоянного населения . (см. приложение 1, табл. 10)

Совершенствование форм организации просветительских и благотворительных заведений

Вовлечение в обрядовые церемонии, воздействие эстетически продуманного церковного искусства, сакрализация основных жизненных ситуаций, начиная с рождения и заканчивая смертью человека, обеспечивали огромную степень воздействия на новокрещенных и язычников. Вместе с усвоением эрзац-культуры, изменением привычной религиозной символики шла смена представлений об устройстве мира, знакомство с достижениями русской православной цивилизации.

Монашеские обители епархии сыграли определенную роль в развитии здравоохранения региона, особенно в Горном Алтае, где, по мнению некоторых историков, была неблагоприятная эпидемиологическая ситуация . К 1917 г. на весь Горный Алтай действовали больница при Улалинском стане АДМ и фельдшерские пункты в Ондугае и Озеро-Куреево . Больница была открыта в 1875 г., ею заведовали и осуществляли уход сестры УНМ. При больнице существовали аптека и детский приют. После перевода ценрального стана АДМ в г. Бийск был осуществлен перенос больницы, в Улале остался фельдшер и помещение для инфекционных больных4, (см. приложение 1. табл. 28) На территории миссии, где в экстремальных случаях оказывали помощь миссионеры, важное значение при оказании помощи населению имели фельдшерские пункты при приютах и обителях АДМ.

Деятельность школ, приютов, богаделен при монашеских обителях Томской епархии, в организационно-административном смысле низовых подразделений РПЦ, необходимо рассматривать в русле общего развития церковной школы и благотворительных учреждений епархии. Общероссийские процессы, начавшиеся с преобразований 60-х гг. XIX в.: подъем благотворительности и просветительского движения в обществе, активное участие в нем РПЦ, широкое развитие церковно-народного образования и миссионерства, совпали по времени с основанием большинства монашеских обителей Томской епархии, что обусловило круг задач и направление деятельности в указанных сферах. К середине XIX в. из монашеских обителей епархии лишь ТАМ обладал просветительскими традициями, т.к. остальные монастыри и женские общины были образованы во второй половине XIX в. Русское духовное училище при ТАМ, открытое по указу Тобольской Консистории от 5 марта 1746 г., было первым и в течение многих лет единственным учебным заведением в Томской губернии. В нем обучали церковно-славянскому и гражданскому чтению, арифметике, иконописанию, катехизису, пению. При Тобольском архиепископе Амвросии I (1806-1822) в 1807 г. училище было преобразовано в 3-классное латино-русское для улучшения подготовки духовных лиц и помощи Тобольской семинарии. Позднее это учебное заведение стали именовать Томской духовной гимназией, начальнику которой - настоятелю ТАМ предписано было епархиальным начальством именоваться гимназиархом. Духовная гимназия в 1823 г. подверглась преобразованию в духовное уездное училище при ТАМ с присоединением к нему приходского класса. Архимандрит Иероним получил достоинство ректора. В 1839 г. из-за недостатка помещений в связи с размещением в монастыре ТАД Томское духовное училище перевели в новое здание вне стен обители. В 1839-42 гг. настоятель ТАМ архим. Виктор выполнял обязанности смотрителя училища. Именно это учебное заведение дало первый контингент учителей в первые начальные училища края и послужило основой для открытия духовной семинарии в 1858 г. при деятельном участии настоятеля и братии ТАМ1. В 1838 г. указом Синода в образованной Томской епархии было предписано повсеместно в сельской местности открывать школы для обучения населения и воспитания в религиозно-нравственном духе на основании правил, изданных Синодом 19 октября 1836 г. "первоначального обучения поселянских детей" - первых правил для церковно-приходской школы. В 1839 г. в Томской губернии появились первые церковно-приходские школы, но они были немногочисленны и быстро исчезали. При огромном проценте неграмотных всякая школа, даже не вполне удовлетворительно работающая, была значительным шагом вперед, так как до 1839 г., кроме семи горно-заводских школ Алтайского округа во всей губернии не было ни одного сельского училища .

АДМ во многом вопреки позиции государства признала необходимость просвещения инородцев и в 1839 г. открывает две первых миссионерских школы на Горном Алтае. На протяжении всего изучаемого периода своеобразие процесса развития церковной школы в Томской епархии во многом определяла интенсивность миссионерско-просветительской работы АДМ. В создании сети учебных заведений для автохтонного населения миссия намного опередила первые шаги светской власти в этом направлении. В 1854 г. проект генерал-губернатора Западной Сибири о заведении школ для инородцев признан несвоевременным из-за неудовлетворительного положения школьного дела среди русского населения. Все "...исправники, кроме Колыванского, признали бесплодным и даже невозможным учреждение этих школ, и дело окончилось перепиской" . В 1830-43 гг. АДМ были открыты две первых миссионерских школы, к 1866 г. на ее территории действовало уже 10 школ. Всего в Томской епархии к 1865 г. работало 39 школ церковного ведомства с 289 учащимися . Столь малое число церковных школ, в котором существенную долю составляли миссионерские, не могло удовлетворить потребности региона.

Похожие диссертации на Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.