Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков Гагулаева, Алина Алановна

Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков
<
Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гагулаева, Алина Алановна. Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Гагулаева Алина Алановна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2011.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/697

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Проблема женской эмансипации сегодня в мире является одной из актуальнейших проблем стоящих перед человечеством. Движение за эмансипацию женщины – феминизм возникло в Англии в XVIII веке. Оно организационно оформилось в 1866 году на конгрессе в Лондоне. В начале XXI века с новой силой зазвучали многие социально-экономические вопросы, стоящие перед различными государствами и народами планеты и имеющие свои гендерные особенности. Сегодня, на политической арене появляется все больше представительниц прекрасного пола, женщины активно участвуют в разрешении сложных ситуаций, перед которыми отступало не одно поколение политиков-мужчин.

Нестабильность политической ситуации в условиях глобального экономического кризиса делает особенно востребованным поиск средств предотвращения социально-экономического и духовно-нравственного коллапса, разрешения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. В этих условиях критической оценке подвергается «эпоха политического патриархата» не раз приводившая человечество к гуманитарным катастрофам. Все это обуславливает необходимость объективной оценки истории женской эмансипации имеющей свои национальные, конфессиональные и социальные особенности. Данная проблема находится в неразрывной связи с историей возникновения и становления системы народного просвещения и культуры. На её развитие большое значение оказали происходящие в российском государстве и обществе образовательные процессы.

Значимость проблемы исследования определяется насущной необходимостью анализа исторического аспекта эмансипации. Данное общественно-политическое явление на Кавказе в ретроспективном плане практически не исследовано до сих пор. Между тем понимание современных процессов, протекающих на Кавказе должно основываться на учете опыта культурно-исторического развития народов, его населяющих.

Ныне крайне востребованными оказались модели гендерного развития в традиционном кавказском и, в частности, осетинском обществе, но при этом в центр внимания до сих пор не попадают проблемы эволюции представления об образе женщины, формирования духовного характера семейного воспитания и педагогического общения, моделирования специфического женского воспитания.

Появление национальной интеллигенции стало возможным благодаря подвижнической деятельности видных представителей русской культуры на Кавказе, а также стремлениям самих осетин, хорошо осознавших пользу и необходимость получения знаний и развития духовной культуры своего народа. Осетинская общественно-политическая мысль сложилась к концу XIX века, когда на политической арене появляются не единичные представители, а целая плеяда национальной интеллигенции. Она исследовала злободневные проблемы развития народного хозяйства и культуры. В это же время актуальной стала тема женской эмансипации. Динамика культурного развития осетин определила необходимость анализа социальной градации.

В европейском общественном сознании в то время, благодаря немецкой классической философии, сложилась так называемая концепция трех «К», как удел применения женского труда в обществе. Сферой их деятельности признавалась кухня, дети и церковь. На немецком языке все эти три слова начинаются на букву «к». В русском и кавказском традиционном миропонимание участь женщины была в принципе аналогичной, а то и более бесправной, на что обращали свое внимание видные представители осетинской интеллигенции XIX века А. А. Гассиев, И. Д. Кануков, С. В. Кокиев, К.Л. Хетагуров, Г.М. Цаголов, Г.Б. Дзасохов и др.

Проблемами развития борьбы женщин за равноправие в кавказских обществах не уделялось должного внимания ни в дореволюционной науке, ни, в так называемый, советский период. Анализ истории дореволюционного общества с классовых позиций, предпринимаемый советскими историками обрисовывал образ женщины-горянки без всякой специфики. Безграмотная и бесправная она изображалась вне национальных и конфессиональных условий жизни в общем контексте «дореволюционного проклятого прошлого». Между тем, положение в обществе осетинской женщины в те годы неверно рассматривать однозначно, ибо, помимо всего прочего, она пользовалась и большим почетом и уважением. Женщина играла решающую роль в отдельных случаях связанных, например, с прекращением кровной мести, вражды и т.д. Изучение гендерных особенностей осетинской социальной общности необходимо для объективного исследования и оценки истории дореволюционной Осетии, да и в целом Кавказа.

Диссертационное исследование посвящено проблеме женской эмансипации в осетинской общественной мысли второй половины XIX – начала XX веков. В работе под эмансипацией понимается и юридическая, и историко-философская категория, означающая процессы освобождения женщин от зависимости и подчиненности в обществе и государстве. Мы полагаем правомерным утверждать, что изучение эмансипации напрямую связано с вопросами становления и развития просвещения на Кавказе. По нашему мнению целесообразно применить хронологическую градацию этого общественного явления. Нам представляется, что оно осуществлялось в три периода отечественной истории – дореволюционный, советский и постсоветский. Объективное рассмотрение истории женской эмансипации во второй половине XIX – начале ХХ веков предполагает ретроспективную оценку взглядов и теорий женского движения за равноправие с мужчинами, без чего современная оценка этого явления не может считаться достоверной.

Степень изученности и научной разработанности проблемы. Становление и развитие женской проблематики являлось предметом исследования многих отечественных и зарубежных авторов. С середины XIX века в кругах российской интеллигенции начинают обсуждаться проблемы женской эмансипации. Появляются научные публикации, авторы которых анализируют место женской проблематики в системе современных им и существовавших ранее юридических знаний, в публицистике, в общественных умонастроениях.

Концептуальные разработки авторов, осмыслявших опыт женского движения, вырабатывавших формулировки женского вопроса, были представлены общественности не только в монографиях, но и на страницах ведущих российских общественно-политических журналов. Здесь рассматривались исторические судьбы женщин, воззрения на женскую природу, положение женщин в семье, воспитание и образование, анализировались политические права и культурное значение женской деятельности. Движущие силы для обретения женского равноправия виделись в развитии женского образования, общественной благотворительности, улучшении условий труда и жизни.

Доказательством роста актуальности женской проблематики в общественной мысли служит появление в периодических изданиях XIX столетия множества как переводных, так и отечественных публикаций по теме. Дж.С. Милль дает в работе «О подчинении женщины» последовательное теоретическое обоснование необходимости полного равноправия женщины и выступает за женскую эмансипацию не только ради самих женщин, но и для усовершенствования общества в целом. Практически все издания того времени уделяли внимание женской тематике. Так, В.Г. Белинский на страницах журналов «Отечественные записки», «Современник» размышлял о человеческом достоинстве женщин, ее праве участвовать в общественной жизни. Во взглядах В.Г. Белинского на проблему брака содержится неприятие патриархальных домостроевских понятий, напротив, он уверен в том, что женщина «решительно должна отстаивать свое человеческое достоинство и право самостоятельно устраивать свою жизнь».

В то же время в российской общественной мысли обозначилось консервативное направление (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Холяков, А.С. Пругавин и др.) рассматривавшее разрешение женского вопроса с традиционных патриархальных позиций, усматривая в эмансипации женщин стремление их к получению права на разврат наравне с мужчинами.

В работах видных русских и осетинских просветителей и педагогов XIX – нач. XX веков уже содержится первая постановка женского вопроса через реалии и повседневность Кавказа. Это работы А. Г. Ардасенова, Г. В. Баева, П. Г. Буткова, Н. И. Воронова, М. С. Воронцова, А. А. Гассиева, И. А. Гюльденштедта, Н. И. Дубровина, Л. П. Загурского, И. Д. Канукова, М. М. Ковалевского, С. В. Кокиева, Ф. И. Леонтовича, С. Ф, Мельникова-Разведенкова, В. Ф. Миллера, Л. Н. Модзалевского, В. Б. Пфафа, Н. И. Решетина, Н. Ф. Рудольфа, П. С. Уварова, П. К. Услара, К. Л. Хетагурова, А. М. Шёгрена и других. Помимо огромного количестве источников, характеризующих положение горской женщины в социально-юридическом, общественном смысле, эти работы содержат массу ценной информации о традиционном горском укладе жизни, важные статистические и этнографические детали гендерной повседневности. Первая постановка женского вопроса в кавказской печати и науки тесно увязывалось с развитием образования.

Общественно-политическая мысль осетинского народа второй половины XIX – начала XX веков, место в ней проблемы женской эмансипации, практически не привлекали внимание дореволюционных исследователей, за исключением творчества осетинского поэта, публициста и общественного деятеля К.Л. Хетагурова. Ему еще до революции было посвящено несколько десятков публикаций, в основном биографического и общеоценочного характера. Гендерные сюжеты в его творчестве освещались фрагментарно.

В советское время интерес к женской проблематике поддерживался исследованиями Э. А. Павлюченко, Н.Л. Пушкаревой, Г.А. Тишкина и др. Авторы отмечали связь женской эмансипации с проблемами социального и семейного положения женщины-работницы и демонстрировались различные задачи освободительной борьбы женщин разных общественных слоев.

В 50-80-е годы в связи с усилением внимания к культурному наследию народов СССР, изучение творчества осетинских просветителей получило мощный импульс. В монографиях М.С. Тотоева многопланово были рассмотрены общественно-политические взгляды основных представителей демократической осетинской интеллигенции – К.Л.Хетагурова И Д. Канукова, А.А. Гассиева, Г.М Цаголова, А.Г. Ардасенова, Е.М. Бритаева и др. Автор выделил среди разнообразных аспектов творчества осетинских просветителей женский вопрос, рассматриваемый через призму марксистско-ленинской методологии. В эти же годы вышли монографии Х. К. Цаллаева о первом осетинском философе А.А. Гассиеве, С.Ш. Габараева и З.Н. Суменовой о просветителе Инале Канукове, публицистика и литературное творчество Г. Цаголова проанализированы в публикациях С.Ш. Габараева Г.Т. Дзагуровой. Сложилась обширная литература, посвященная общественно-политическим воззрениям К.Л. Хетагурова. Образцом целостного рассмотрения осетинской литературы и публицистики на протяжении XIX–XX веков являются монографические исследования литературоведа Н.Г. Джусойты и философа З.П. Цховребова. Характерной особенностью этих работ являлось настойчивое акцентирование и противопоставление «беспросветного прошлого» осетинской женщины, воспроизводимого в творчестве просветителей и «светлого настоящего», характерного для социалистической действительности.

В постсоветский период отечественная историография вступила в новый этап, когда исследовательский интерес к истории общественной мысли и культурной истории России и Осетии сопровождался критическим осмыслением десятилетий советского периода, стремлением поддерживать авторитет объективного научного знания. Становление теории и практики гендерного равенства, диалектики отношений женщины и общества в прошлом и настоящем рассматривались в постсоветское время в трудах Н.Л. Пушкаревой, О.А. Хасбулатовой, Гафизовой Н.Б, И.В. Куприна и др.

В кавказоведении в научных исследованиях С.А. Айларовой, Н.О. Блейх, С.Р. Чеджемова анализируются вопросы женской эмансипации и образования в творчестве осетинских просветителей как одни из определяющих в системе общественно-политических взглядов интеллигенции.

Заслуживают пристального внимания публикации, Х. С. Булацева, З.В. Кануковой, Г. И. Кусова, А.А. Магометова, Б.В. Туаевой, Е.Е. Хатаева, Блиева М.М., С.А. Хубуловой, Л.С. Гатаговой, В.Д. Магометовой, и некоторых других авторов, затронувших в той или иной степени проблем образования и пореформенных эмансипационных процессов в гендерном пространстве Северного Кавказа.

В работах З.А. Газзаевой, К.Р. Дзалаевой, Э.Ш. Гутиевой, Р.Ф. Дзерановой, Л.Т. Калаевой, Л.М. Аппоевой и некоторых других, вышедших в свет в начале XXI века и посвященных педагогической проблематике, воззрения северокавказских и русских просветителей в той или иной степени связываются с темой становления женского образования и освободительных устремлений горских женщин.

Таким образом, назрела необходимость углубленного научного исследования женской проблематики в осетинском просветительстве, вызванная недостаточной разработанностью проблемы женской эмансипации в осетинском обществе второй половины XIX – начала XX вв., ее отражения в общественном сознании и в воззрениях интеллигенции.

Научная новизна проблемы нашего исследования определяется самой постановкой проблемы, ее недостаточной изученностью. В отечественной науке проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли второй половины XIX – начала XX вв. впервые становится предметом комплексного исторического исследования.

Источниковую базу исследования составляют архивные документы (официальные и эпистолярные), материалы периодической печати, опубликованные источники, и литературно-художественные произведения. Материалы фондов содержат разнообразные документы по истории образования в регионе. Они позволяют проанализировать направление государственной политики в области развития женского образования, его региональные особенности, деятельность женских общественных организаций, а также профессиональную деятельность женщин Осетии. Литературно-художественный и публицистические работы просветителей, а также источники личного происхождения – письма, записки, очерки мемуарного характера, рецензии, фольклорные публикации, историко-этнографические статьи дают богатый материал для характеристики общественных взглядов и воззрений на проблему гендерной эмансипации осетинской интеллигенции середины XIX– начала XX веков.

Объект исследования – осетинская общественная мысль второй половины XIX – нач.ала XX веков.

Предмет исследования – становление и развитие идей женской эмансипации в осетинской общественной мысли второй половины XIX – начала XX веков, взгляды осетинской интеллигенции на роль осетинской женщины в обществе.

Хронологические рамки охватывают период буржуазной модернизации второй половины XIX – начала XX веков, одной из сторон которой является эмансипаторское движение женщин России и Кавказа.

Цель исследования – подвергнуть историческому анализу социально-просветительскую деятельность и научные изыскания видных представителей осетинской интеллигенции в дело осмысления проблем женской эмансипации в Осетии и организации женского образования и выявить социально-экономические и научно-педагогические основы женской эмансипации в многонациональной и поликонфессиональной среде.

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели исследования и заключаются в следующем:

– проанализировать вклад лучших представителей российской науки и культуры в развитие идей женской эмансипации в традиционном осетинском обществе;

– реконструировать этапы становления осетинской интеллигенции и формирования общественной мысли;

– выявить содержание и специфику просветительско-педагогических воззрений российско-осетинской интеллигенции в деле организации и совершенствования системы женского образования;

– показать отношение осетинской общественности к проблеме женской эмансипации;

– доказать, что видные представители интеллигенции в основном мужчины разработали и внедрили в общественную практику идеи женской эмансипации и заложили основы женского образования не только в Осетии, но и за её пределами.

Методологическую основу исследования составляют законы диалектики и философские положения о взаимосвязи социально-экономического и общественного развития, о социально-исторической обусловленности характера деятельности интеллигенции в обществе и выработке в общественной идеологии идей женской эмансипации. Принцип историзма, требующий рассмотрения каждого общественно-политического явления в жизни общества в конкретной исторической связи с другими событиями и явлениями в исторической эпохе.

В процессе написания работы мы применяли комплекс общенаучных методов исследования – исторический, логический, системных, аксиологических и др. В нашем исследовании проводился исторический, социологический, педагогический и культурный анализ произведений видных представителей отечественной интеллигенции. Данная работа проводилась на основе изучения архивных и опубликованных источников, позволяющих реконструировать основные тенденции развития общественной мысли осетинского народа и, в частности, проблемы женской эмансипации в XIX – начале ХХ веков.

Для решения задач исследования мы использовали следующие методы исследования: – метод систематизации, изучения и анализа архивных материалов; – теоретический, сравнительно-сопоставительный, историко-генетический и аксиологический анализ и интерпретация историко-этнологических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников;– изучение трудов известных и малоизвестных учёных, педагогов, публицистов, просветителей конца XVIII – XIX столетий, а также исследований современных авторов по отечественной истории и кавказоведению.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Зарождение и развитие общественно-политической мысли осетинского народа стало возможным благодаря стремлению осетинского народа к получению образования и государственной и общественной деятельности российского государства и благотворительных и просветительских организаций содействовавших этому процессу.

2. Социально-культурные процессы в Северной Осетии в эпоху пореформенной модернизации определи необходимость изменения положения осетинской женщины в обществе. Эти процессы нашли свое осмысление в общественной мысли и общественном сознании осетин.

3. В общественном сознании осетин идеи женской эмансипации основывались не только на традиционном, но и на европейском миропонимании, с учетом исторических традиций и актуальных проблем пореформенной модернизации.

4. Важнейшим фактором женской эмансипации в Осетии становится система народного образования, имевшая определенные особенности:

а) Система обучения в Осетии была не только мужской, но и женской.

б) Женская школа в Осетии в основном не носила русификаторских черт, она органически вписывалась в национальные традиции и представления народа о пользе и необходимости знаний.

в) В общественной мысли Осетии второй половины XIX - начала XX веков права и положение женщины–горянки определялись в основном мужчинами. Они ориентировали осетинское общество на необходимость профессиональной и общественно-культурной деятельности женщин в Осетии, что во многом способствовало изменению общественного сознания.

5. Положения не только Христианства, но и Ислама привлекались видными деятелями осетинской культуры к обоснованию идей женской эмансипации и поднятию социального статуса женщины.

Апробация результатов исследования нашла свое выражение в опубликованных автором научных статьях. Основные теоретические разработки, положения, выводы и предложения сообщались в докладах и обсуждались на общероссийских и региональных научно-практических конференциях. Сформулированные автором обобщения позволяют в полной мере оценить степень важности рассмотренных в исследовании проблем. Все рассматриваемые в работе вопросы, а также заключения, сделанные на их основе, могут стать важным элементом в переосмыслении и переоценке применявшихся ранее подходов к изучению истории Северной Осетии. Отдельные теоретические положения диссертационного исследования могут быть развиты, дополнены и использованы в дальнейшей научной разработке данной проблематики. Результаты исследования могут приобрести практическую значимость, став частью комплекса источников, привлекаемых в процессе разработки основ проводимой органами государственной власти женской политики в регионе. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании истории Осетии и Северного Кавказа как учебных дисциплин и в рамках специальных курсов.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного Центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Структура и объем диссертации предопределены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, а также заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Проблема женской эмансипации в осетинской общественной мысли : вторая половина XIX - начало XX веков