Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. Полевая Марина Валентиновна

Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв.
<
Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полевая Марина Валентиновна. Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Москва, 2007 187 с. РГБ ОД, 61:07-7/732

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные вехи жизни и деятельности В.В. Андреева 21

Глава 2. Просветительская деятельность В.В. Андреева 50

2.1. Роль Андреева в формировании музыкальной культуры в войсках и учебных заведениях 50

2.2. Вклад Андреева в учреждение первых общедоступных курсов. Создание проекта Дома народной музыки 67

Глава 3. Роль В.В. Андреева в формировании и деятельности Великорусского оркестра 84

3.1. Значение работы В.В. Андреева по созданию Кружка любителей игры на балалайках (1888-1896) 84

3.2. В.В. Андреев - создатель Великорусского оркестра (1896 - 1918) 97

3.3. Зарубежные гастроли Великорусского оркестра под руководством В.В. Андреева и их значение 120

Глава 4. Публицистическое наследие В.В. Андреева 141

Заключение 163

Список использованных источников и литературы 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная Россия находится в сложном положении при определении ее позиций по отношению к мировым процессам Глубокие перемены, через которые прошла наша страна на рубеже XX и XXI столетий, затронувшие все стороны национального бытия, едва ли не в наибольшей степени коснулись его духовной составляющей Значительное место в жизни общества стала играть культурная унификация, вызванная глобализацией современного мира, несущей определенную угрозу для традиционной культуры Вместе с тем, в изменяющихся условиях культурное многообразие, национальная индивидуальность народа были и остаются основой выживания всего человечества Именно соотнесенность с культурой других народов, а не замкнутость «на самого себя», придает народу самобытность, а отдельного человека делает представителем определенной нации!.

Современная ситуация в стране в определенной мере напоминает «переходную эпоху» рубежа XIX - XX вв, когда в условиях всесторонне проявившегося исторического, политического и общесоциального конфликта в истории нашей страны русской общественной мысли были присущи тенденции просветительства на основе общечеловеческих ценностей и духовного опыта поколений Авангардом просветительской деятельности на рубеже XIX - XX вв выступили подвижники, которые, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю России в кризисный период, стремились сохранить для народа его исконные ценности Особое место среди них занял известный музыкант-просветитель, реставратор народных инструментов России, создатель Великорусского оркестра Василий Васильевич Андреев (1861 -1918)

Данная тема, рассматривающая просветительскую деятельность В В Андреева в контексте общественного движения на рубеже XIX - XX вв,

Сиземская ИНСИ Гессен «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» //Педагогика № 4 2002 С 46

сегодня становится особенно актуальной Взгляды Андреева, его принципы просвещения через народную музыку могут быть востребованы при решении вопросов общественного развития, проблем национальных отношений в современной России, образования и построения сильного единого государства Актуальность исследования вызвана также повышением внимания в современном мире к достижениям общественного движения конца XIX -начала XX вв в области образования, основанного на формировании устойчивого интереса к культурным традициям своего народа, воспитании гордости за его достижения, чувства патриотизма В решении этих вопросов В В Андреев достиг беспрецедентных результатов, построив свою работу на основе музыкально-инструментального фольклора России

Степень изученности проблемы. В исторической науке В В Андреев рассматривался прежде всего как выдающийся русский музыкант, поэтому большинство источников дает музыковедческий анализ феномена В В Андреева и созданного им Великорусского оркестра Комплексное исследование просветительской деятельности Андреева в исторической науке до настоящего времени отсутствовало

Историография разработки темы может быть разделена на несколько хронологических этапов 1) конец XIX - начало 20-х гг XX вв , 2) начало 20-х гг - начало 90-х гг XX в , 3) с начала 90-х гг XX в

Публикации первого периода охватывают конец XIX в - начало 20-х гг XX в Самыми ранними по времени исследованиями жизни и деятельности В В Андреева и истории создания Великорусского оркестра можно назвать очерки Н Штибера и В Коломийцева, ставшие первыми трудами, раскрывающими деятельность музыканта-просветителя и дающими оценку его роли в обществе2 Статьи М Иванова, Гр Любимова, А Оссовского

2 Коломийцов В П В В Андреев и его великорусский оркестр СПб, 1909, Штибер Н В В Андреев Очерк его деятельности СПб , 1896

подвергают подробному анализу работу Андреева по воссозданию народного инструментария 3

Немало внимания современники оказывали новаторству Андреева в деле распространения народной культуры среди военных Одним из серьезных изданий в этом ключе можно назвать статью Н Привалова, где автор анализирует историю происхождения русского фольклора и подчеркивает значимость деятельности Андреева в войсках «по поднятию народного музыкального вкуса и восстановления прежней старинной художественной песни .» 4

Таким образом, первый период в большей степени ознаменован изданиями, констатирующими факт появления феномена Андреева Эти исследования в общих чертах дают характеристику деятельности музыканта Однако, литература, отнесенная нами к первому периоду, не дает цельной картины просветительской деятельности Василия Васильевича, не показывает ее многогранную направленность

Во второй период, начало 20-х - конец 80-х гг , в историографии большое внимание уделяется роли Андреева-музыканта, а также в некоторых работах поднимается вопрос о его значении как просветителя и общественного деятеля. В 20-е гг XX в. публикуются статьи Гр Любимова, С Гинзбурга, А Илюхина, дающие обобщающий анализ роли деятельности Андреева и возможности дальнейшего продолжения его работы в нашей стране в новых исторических условиях 5

Можно выделить статьи участников Великорусского оркестра П А Оболенского, В Е Авксентьева, П И Алексеева, Н И Привалова,

Иванов М Великорусский народный оркестр и концерт его в Дворянском собрании //Новое время 1897 №7507, Иванов М Об увлечении балалайкой //Новое время Ї 900 28 февраля Иванов М Художественная милостыня народу //Новое время 1913 №13324 Любимов Гр Народные оркестры и их значение в музыкальном просвещении Работа по народным музыкальным инструментам до революции //Горн кн Н-Ш 1919 С 99-106, Оссовский А Великорусский оркестр//Слово 1906 30 ноября, Оссовский А Великорусский оркестр//Известия Спб об-ва музыкальных собраний 1907-1908 Вып 2 4 Привалов H О народной музыке в войсках //Альманах Армии и Флота СПб 7 1902 С 202-2 і 1

Любимов Гр Народные инструменты в их прошлом, настоящем и будущем М , 1925 Гинзбург С О задачах великорусских оркестров //Музыка и быт 1927 №1 Илюхин АС Андреев и его оркестр//Музыка и революция Ї926 №12

характеризующих деятельность Андреева как работу, создавшую заново народное музыкальное творчество России 6

В 50-е - 60-е гг XX в появляется ряд значительных монографий об Андрееве, среди которых видится необходимым упомянуть работы П И Алексеева «Андреев и его Великорусский оркестр» (1953), А С Чагадаева «В В Андреев» (1961), П В Васильева «Василий Васильевич Андреев к 100-летию со дня рождения», Ф В Соколова «Андреев и его оркестр» (1962)

В этих работах дается высокая оценка деятельности Андреева, подчеркивается его стремление распространить русский фольклор в разных слоях общества, уменьшить дистанцию, разделяющую интеллигенцию, правящие круги и народ на основе изменения отношения к национальной культуре Общие тенденции формирования менталитета новых поколений на основе воспитания патриотизма в этот период определили деятельность Андреева как благородное дело сохранения традиций прошлого и их преемственности в молодежной среде7

Расширению историографической базы данного исследования способствовали привлекаемые работы по истории народных инструментов, где были показаны общественные условия жизни Василия Васильевича, интеллектуальные потребности общества

Историк К А Вертков в книге «Русские народные музыкальные инструменты» (1975) пишет об Андрееве, как о реставраторе народных инструментов Автор отмечает, что «начавшееся насыщение литературы, живописи и музыки народной тематикой, обращение писателей, художников, музыкантов и ученых к искусству русского народа коснулось наконец и инструментальной сферы благодаря В В Андрееву»

* См например Авксентьев BE Школа высшего мастерства //Музыкальная жизнь 1959 №16 С 18-19,

Алексеев П И Андреев у бойцов Красной Армии //Музыкальная жизнь 1961 №1 С 7 Оболенский П А В В

Андреев и его оркестр//Нева 1968 №4 С 203-208 и др

'См например Алексеев П Андреев и его Великорусский оркестр М 1953, Васильев П В Василий

Васильевич Андреев к 100-летию со дня рождения Иркутск, 1961, Соколов Ф Андреев и. его оркестр Л,

1962 ЧагадаевАС ВВ Андреев М Госмузык изд-во 1961

8 Вертков К А Русские народные музыкальные инструменты М , 1975 С 164

Можно выделить статью М Колчевой, посвященную работе Андреева на ниве просветительства Колчева подчеркивает, что в сложившихся исторических условиях, когда развитию культуры уделялось большое внимание, имя В В Андреева стало особенно значимым в деле эстетического воспитания народных масс9

70-е - 80-е гг обозначили появление нескольких диссертационных работ, посвященных музыканту В своем исследовании Г Н Писняк анализирует роль Андреева в демократизации русского искусства конца XIX - начала XX вв. с позиций современного автору этапа общественного развития10 Впервые определяются принципы работы Андреева по реконструкции инструментов, создания Великорусского оркестра, Общества распространения игры на народных инструментах и хорового пения Особое место в работе Г Н Писняка отведено процессу художественного становления народных оркестров с 1917 г до второй половины XX вв

В диссертации В И Акуловича, посвященной деятельности создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов, в большей степени уделено внимание Н И Привалову как создателю и руководителю одного из первых оркестров народных инструментов России Однако важно заметить, что в научной работе Акуловича Андреев особенно характеризуется как педагог, придается значение его работе по формированию системы воспитания на основе народной музыкальной культуры "

Исследователь А. Пересада в издании «Оркестры русских народных инструментов» (1985) анализирует роль создания Андреевым Великорусского оркестра Эта работа заострила внимание на возникновении оркестров народно-инструментального творчества в России и за рубежом, явившихся прямыми последователями Великорусского оркестра Андреева

Колчева М Просветительская деятельность В В Андреева и его Великорусского оркестра //Вопросы музыкального исполнительства и педагогики Вып XXIV М, 1976 С 225-226 10 Писняк Г H В В Андреев Его роль в демократизации русского искусства конца XIX - XX вв и современность автореф дис канд ист наук Минск, 1973

1' Акулович В И Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В В Андреев, H И Привалов) автореф дис кандпедна>к Л, 1983

Наиболее крупным исследователем деятельности В В Андреева в этот период можно назвать Е И Максимова В одной из первых статей автор показывает значение личности Андреева в создании Великорусского оркестра Позже, будучи исследователем различных оркестров и ансамблей русских народных инструментов, Максимов раскрывает сущность Андреева как первопроходца в создании национального музыкального достояния России и

Существенную роль для изучения просветительской деятельности Андреева в контексте общественного движения сыграл сборник материалов и документов, составленный кандидатом искусствоведения, источниковедом Б Б Грановским В сборнике впервые были опубликованы многие архивные документы, переписка Андреева, воспоминания, ряд статей, составляющих публицистическое наследие музыканта-просветителя 13

Одним из наиболее информативных изданий о деятельности В В Андреева, содержащих в себе большое количество иллюстративного материала, стал фотоальбом, составленный А П Коновым и ГА Преображенским (1987), посвященный работе Великорусского оркестра под руководством В В Андреева и развитию Государственного академического русского оркестра имени В В Андреева

В течение последних лет в нашей стране появлялись большей частью описательные исследования, главным образом, искусство- и музыковедческие работы, раскрывающие деятельность Великорусского оркестра, его инструментальный состав и репертуар. Так, наибольшую ценность в этом ключе представляет очерк ЕЙ Максимова «Первые российские народные оркестры» (2001) Исследование краеведа Тверской области Ю Баранова «Василий Андреев», выпущенное в 2001 г, обладает объемным биографическим материалом и является по сути единственным научно-популярным изданием подобного рода Однако эмоциональный тон изложения

12 Максимов ЕИ Российские народные //Культура и жизнь Киев 1975 13 февраля, Максимов Е И Великорусский оркестр В В Андреева//Информкультура 1981 №132, Максимов Е Оркестры и ансамбли русских народных инструментов М , 1983 Максимов Е И Российские музыканты-самородки М , 1987 ИВВ Андреев Материалы и документы//Сост Грановский Б Б М,1986

и неточность исторических данных работы Баранова не позволяют считать ее полным биографическим очерком Андреева

Историографию темы дополняет сборник «Создатель Великорусского оркестра в зеркале русской прессы (1888-1917 гг)» под редакцией А В Тихонова, где опубликованы многочисленные выдержки из газет и журналов

Среди недавних исследований необходимо отметить работу И В Идрисовой, в которой была сделана попытка выстроить биографию музыканта через различные рецензии, цитаты из публикаций '4

Как правило, в материалах о В В Андрееве содержатся положительные оценки его научной деятельности Критические замечания в адрес просветителя мы находим у его современников музыканта Г Любимова, композитора М Балакирева, музыкальных критиков Н Финдейзена, П Веймарна, М Иванова, В. Бонди и др , указывающих на такие недостатки, как неправильно подобранный репертуар для народных инструментов, чрезмерное распространение народных оркестров в армии.'5

Таким образом, в вышеуказанных источниках содержится различная информация о В В Андрееве, в том числе сведения о его профессиональной деятельности. Эти материалы позволяют достаточно объективно оценить вклад Василия Васильевича в организацию просветительства на основе народной музыкальной культуры в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв В публикациях о В.В. Андрееве особо подчеркивается его деятельность как исполнителя, композитора и реставратора народных инструментов Все исследования жизни и творчества Василия Васильевича, как периода конца XIX - начала 20-х гг XX вв , начала 20-х — начала 90-х гг XX в, с начала 90-х гг до сегодняшнего времени, носили и носят в основном описательный характер Работ о музыканте, в целом освещающих просветительскую деятельность В В Андреева, посвященных

14 Идрисова И В Василий Васильевич Андреев Жизнь и деятельность (Материалы музея В В Андреева в г
Бежецк) Бежецк, 2005

15 Вертков К А Русские народные музыкальные инструменты Л , 1975, Деривация С Песня или балалайка
//Разведчик 1902 16 апреля СЗидр

более глубокому выяснению факторов, выявляющих его роль в общественном движении конца XIX - начала XX вв, раскрывающих его публицистическое наследие, в отечественной историографии нет

Отсутствие комплексных работ и преобладание фрагментарных исследований деятельности В В Андреева, явно не соответствуют выдающейся роли музыканта, заложившего основы просветительства через народную музыку Возникает необходимость восстановить вехи жизни и творчества В В Андреева и проследить пути его становления как музыканта и просветителя, а также его участие в общественной жизни конца XIX - начала XX вв

Источниковая база исследования представлена источниками самого разнообразного состава и содержания, которые можно разделить на несколько групп

В первую группу источников мы включили сочинения (работы) В В Андреева, как незаменимый материал для изучения публицистического наследия В В Андреева

Здесь представлены статьи В В Андреева в журнале «Вешние воды», «Петербургской газете», газетах «Новое время», «Петербургский листок», «Россия» и других изданиях, которые позволяют нам увидеть позицию музыканта по вопросу возрождения фольклора, освещают его общественные взгляды на культуру16, религию, образованиеп Работы Андреева, опубликованные в периодических изданиях, хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, а также в фондах Российской национальной библиотеки России

Вторая группа — эпистолярные источники личная переписка В В Андреева с его родными и друзьями (РГАЛИ Ф 695 Оп 1 Д 97 Д 828. Д 854 Д 856), деловая переписка (РГАЛИ Ф 695 Оп 1 Д 156 Д 384 Д457 Д 823,

и' Андреев В В О русских народных инструментах//Санкт-Петербургские ведомости 1896 24 декабря №354, 1897 11 января №10, Андреев В В К вопросу о русской народной музыке//Россия 1899 4 ноября №190, Андреев В В Великорусский оркестр и его значение для народа//Вешние воды 1915 Т V-VI С 172-179 17 См например Андреев В О Великорусском оркестре (Письмо в редакцию)//Новое время 1902 29 мая №9422, Письмо в редакцию//Русская музыкальная газета 1903 №50идр

ГЦММК Ф6 Д 14, ГАТО Ф Р-1398 Оп 1 ДЗО Д32), а также письма, в которых упоминается В В Андреев (ОР РНБ Ф615 Д147 Д203) Число документов, составляющих эпистолярное наследие музыканта, насчитывает более 1000 единиц, преимущественно хранящихся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки им М Е Салтыкова-Щедрина, в фондах архива Санкт-Петербургского государственного института театра, музыки и кино

Весьма значительную часть источников данной группы составляет переписка В В Андреева с деятелями литературы и искусства Известно, что письма Льва Николаевича Толстого Андрееву сыграли важную роль в становлении дела распространения народных инструментов

Особого внимания заслуживает переписка В В Андреева и ФИ Шаляпина, теплые отношения которых поддерживались на протяжении всей жизни 18 Письма, в которых упоминается В В Андреев, освещают не только его личностные черты, но и общественную деятельность

Для изучения и реконструкции общественной, просветительской и преподавательской деятельности В.В Андреева важной стала третья группа источников - рецензии современников, публикации в периодической печати, отзывы о выступлениях оркестра в воинских частях и различных учреждениях, протоколы общих собраний артистов оркестра, журналы регистрации концертов Эти документы позволяют воссоздать творческий путь Андреева, выстроить этапы его работы Некоторые из рецензий собраны А В Тихоновым в тематический сборник19

В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и неопубликованные материалы Основная масса архивных источников сосредоточена в Российском государственном архиве литературы и искусства - документы, письма, графические материалы, фотографии,

18 РГАЛИ Ф 695 Оп 1 Д 856

19 См например Создатель Великорусского оркестра в зеркале русской прессы (1888-1917 годы) //Под ред
Тихонова А В СПб, 2002

составляющие личный архив В В Андреева (Ф 695) Фонд позволяет реконструировать служебную деятельность Андреева, биографию музыканта, определить творческий путь и создание Великорусского оркестра Немаловажное значение в раскрытии темы сыграл фонд «Оркестр народных инструментов имени В В Андреева» (Ф 667), также хранящийся в РГАЛИ и в большей степени посвященный работе музыкального объединения после ухода В В Андреева из жизни

Также был изучен фонд Государственного архива Тверской области, сосредоточивший в себе воспоминания, статьи, документы научного, просветительского характера В личных фондах и коллекциях дореволюционного периода особое внимание заслуживает фонд Д И Минаева (Ф Р-1252) - соратника В В Андреева, также важные материалы хранятся в личном фонде исследователя-музыковеда Б Б Грановского (ФР-1398) Здесь сосредоточены переводы статей, отзывы прессы, рукопись сборника «В В Андреев Материалы и документы».

В работе были использованы архивные фонды Российского государственного музея музыкальной культуры им М.И Глинки (Ф.6), содержащие переписку В В. Андреева с различными общественными деятелями, многочисленные переложения музыкальных произведений, нотные издания

Отдельные документы находятся в фонде Н И Привалова в рукописном отделе Российской национальной библиотеки им ME Салтыкова-Щедрина (Ф615)

Интерес к деятельности В В Андреева, обусловленный ее значительностью и оригинальностью, способствовал тому, что большая часть его работ и документов о нем вышла в свет Однако некоторые источники все же не были опубликованы и впервые вводятся нами в научный оборот Прежде всего, это личные документы Андреева, свидетельства и удостоверения о

награждении его орденами, медалями и подарками Впервые в работе используются письма, статьи, отчеты, связанные с освещением зарубежной деятельности Андреева Переписка Андреева с Н П. Фоминым, В В Уваровым, М.Н. Кулябко-Корецким, МК. Тенишевой, Н.Н Тихомировым ранее была изучена лишь частично2| В научный оборот введены заметки на французском и английском языках, был сделан их перевод.22 В процессе поиска сведений о поездках Андреева по России с целью распространения знаний о народной музыке впервые была выявлена необходимая информация из журналов регистрации концертов, отчетов оркестра23 Для выяснения значения деятельности Андреева в 1917-1918 гт. были изучены рукописи, письма секретаря Великорусского оркестра МЛ Зарайского24

Учитывая современное состояние изученности темы, автор ставит перед собой цель - определить место и роль просветительской деятельности В В Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв

Достигнуть поставленной цели предполагается посредством решения следующих исследовательских задач:

1) выяснить факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения и
общественных представлений Андреева,

  1. реконструировать просветительскую деятельность Андреева выявить достижения Андреева в распространении музыкальной культуры в различных социальных группах российского общества,

  2. определить роль Андреева по созданию Великорусского оркестра в контексте общественного движения конца XIX - начала XX вв.,

  3. проанализировать работу Андреева по популяризации русской культуры за рубежом,

20 РГАЛИ Ф 695 Опі Д997

11 РГАЛИ Ф695 Оп I Д92а Д97 Д457 Д775 Д779

22 РГАЛИ Ф 695 Оп 1 Д 1294 Д 1352 Д 1342 Д.977 Д 1240 Д 1018 Д 1085 Д 1320 Д 92а
ГАТО Ф Р-1252 Опі Д68

23 РГАЛИ Ф667 Оп 1 Д9 Ф695 On 1 Д. 1099 Д 1066

24 РГАЛИ Ф695 Оп2 Д 10 Д 1!

5) выяснить место и роль научно-публицистических воззрений В В Андреева в контексте развития русского общественного сознания на рубеже XIX - XX вв

Методологические основы исследования. Методологической основой диссертации является принцип историзма, который используется для объективной оценки всех значимых событий в просветительской деятельности В В Андреева в контексте общественного движения России конца XIX -начала XX вв Автор диссертации стремился в своем исследовании опираться на важнейшие принципы исторического познания - историзм и объективность Принцип историзма предполагает изучение каждого явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности, принцип объективности подразумевает всесторонний охват изучаемого явления с целью идентификации его сущности, а также применение совокупности различных методов для получения точной, разнообразной и полной информации об изучаемом явлении Подобный подход предполагает набор методов, используемых для исследования биографии отдельной личности в контексте сложившейся исторической ситуации

Использование системного, сравнительного и проблемно-хронологического методов при исследованиях по данной теме потребовало максимального привлечения источников, их анализа и сопоставления в рамках строгой исторической логики и последовательности Системный метод предполагает изучение многосторонней деятельности В В Андреева научной, общественной, профессиональной как элементов, составляющих целостность личности, то есть замкнутую систему взаимосвязи музыканта с окружающим миром С помощью сравнительного метода диссертант определил место В В. Андреева в российской историографии, как одного из видных исследователей народной культуры России, определил его вклад в историческую науку. Тем самым достигалась объективная интерпретация изучаемых вопросов и могла быть раскрыта индивидуальность его общественного поведения Известно, что в процессе анализа и описания конкретной исторической личности ни один

метод не может явиться универсальным и абсолютным, не может дать полного всестороннего анализа изучаемого объекта Это обусловлено не только эвристическим потенциалом конкретного метода, но и степенью выявленное корпуса источников, их критики и публикации. Наибольший эффект может быть достигнут только при комплексном использовании различных подходов и аналитических методов

Объект исследования - просветительская деятельность музыканта в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв

Предмет - формирование мировоззрения В В Андреева, воссоздание этапов его жизненного и творческого пути, уточнение биографических данных музыканта

Хронологические рамки исследования определяются началом и завершением жизненного пути Василия Васильевича Андреева - с 1861 по 1918 гг. - и являются достаточно широкими для того, чтобы оценить его роль и значение как общественного деятеля на протяжении важного, в исключительной степени определяющего периода отечественной истории

Научная новизна исследования. Это первая обобщающая работа в отечественной историографии, основанная на системном анализе просветительской деятельности В.В. Андреева в контексте общественного движения в России конца XIX - начала XX вв. В научный оборот введены новые комплексы массовых источников, прежде всего, эпистолярное наследие, разработана методика их анализа.

В работе впервые проводится комплексное исследование общественно-просветительских взглядов В В. Андреева - на общество, на возрождение и развитие народного фольклора России, роль музыкального образования в обществе, пути решения вопроса развития русских народных музыкальных инструментов. На базе нового архивного материала впервые выясняется роль В В Андреева в повсеместном распространении музыкальной культуры России за рубежом.

Изучение работы В В Андреева в войсках, учебных заведениях, создание общедоступных курсов и проекта Дома народной музыки, многолетний труд по возрождению народных музыкальных инструментов России и объединению их в Великорусский оркестр в контексте общественного движения, а также всесторонняя публицистическая деятельность, позволяют воссоздать исторический портрет В В Андреева

В исследовании содержится ряд выводов и наблюдений, которые отличаются от общепринятых позиций в исторической литературе по рассматриваемой проблеме В частности, распространенная точка зрения о том, что народная музыка должна быть прерогативой определенных слоев населения, выражением самодеятельной субкультуры, пережитком прошлого, подвергается в данном исследовании серьезному анализу Народная музыка, фольклор, музыкальные инструменты в ключе диссертационного исследования представлены как основа возрождения национального самосознания народа, необходимый элемент глубокого межкультурного понимания в современном глобализированном мире

Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавательской и научной деятельности, при разработке общих курсов по истории Отечества, всемирной истории, истории общественной мысли, культурологии, истории русской культуры, спецкурсов Материалы диссертации могут быть востребованы в педагогической работе при написании дипломных и курсовых работ.

Выводы и обобщения могут представлять определенный практический интерес для современных музыкальных коллективов и музыкантов, считающих неотъемлемой частью своей деятельности просветительство на основе народной культуры

Апробация результатов исследования. Основные научные выводы работы были использованы в культурно-просветительской деятельности ряда организаций г Москвы АНО содействия воспитанию гуманистических идеалов посредством музыки Народным ансамблем России «Гренада»,

Центром международных программ «Мост мира», Институтом Латинской Америки РАН, Институтом туризма и гостеприимства МГУС, Центром просветительской деятельности и пропаганды музыкальных инструментов «Аккорд», Российским альянсом мастеров музыкальных инструментов Данные, обнаруженные в ходе исследования, применялись в подготовке курса лекций в Московском государственном университете сервиса, проведения семинарских и практических занятий по следующим предметам «Краеведение», «Организация выездного, въездного и внутреннего туризма», «Технология въездного туризма»

Отдельные положения и выводы диссертации были представлены в статьях и докладах на V, VI, VIII международных научно-практических конференциях Института туризма и гостеприимства МГУС «Туризм-подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» (г Москва, 2003 2004, 2006), Всероссийской научной конференции «Проблемы этнофобии в контексте исследования массового сознания» (г Москва, 2004), на научной конференции Московского государственного открытого педагогического университета им М А Шолохова «Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России» (г Москва, 2004), на международной научно-практической конференции «Туризм проблемы и перспективы развития» (г Смоленск, 2004), на I международной конференции Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им М В Ломоносова «Феномен творческой личности в культуре» (г Москва, 2005), на XXXI международной конференции Факультета журналистики МГУ им В М Ломоносова «Слово и/как власть автор и авторитет в американской культурной традиции» (г Москва, 2005), на научной конференции аспирантов и молодых ученых МГУС «Современные проблемы сервиса и туризма» (г Москва, 2007)

Структура диссертации. Работа построена по проблемно-тематическому и хронологическому принципам Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений

Роль Андреева в формировании музыкальной культуры в войсках и учебных заведениях

Эпоха в России конца XIX - начала XX в. наполнена существенными изменениями в общественном сознании, которые были связаны с переосмыслением всего комплекса представлений о мире, включением все большего числа населения в сферу промышленного производства, успехами науки и образования в этой общественной атмосфере, подъемом художественной культуры. Именно на этот период приходится творческая деятельность Василия Васильевича Андреева - общественного деятеля, композитора, исполнителя-виртуоза, создателя и руководителя первого в России оркестра русских народных инструментов.

Он родился 3(15) января 1861 г. в Бежецке Тверской губернии в семье потомственного купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева (18-16-1862), По своему происхождению отец Андреева - московский мещанин, но в конце 1830-х гг. переезжает в г. Бежецк Тверской губернии. В 1842 г. именуется в документах московским купцом третьей гильдии, в 1847 г., после вступления во вторую купеческую гильдию, в документах значится как бежецкий купец. Будущий отец Василия Андреева пользуется большим, как финансовым, так и общественным влиянием в городе и губернии. О достаточном состоянии дел в семье Андреевых говорит факт покупки у помещика Воейкова усадьбы в деревне Ильицыно за 310 тысяч руб. Для общества В.А. Андреевым также было сделано немало. Его активное участие в благотворительных акциях, а также работа в качестве попечителя городской больницы, заслужили среди современников высокую оценку: В.А. Андреев получил звание потомственного гражданина.

3 октября 1855 г. купец первой гильдии Василий Андреевич Андреев венчается с дочерью отставного капитана М.И. Веселаго. Семья поселяется в доме Андреева, где 3(15) января 1861 г. у них рождается сын, которого нарекают в честь отца Василием. Большую роль в воспитании сына сыграла мать В.В. Андреева Софья Михайловна (в девичестве Веселаго) - дворянка по происхождению. Софья Михайловна была хорошо образована, говорила по-французски, в своем доме держала обширную библиотеку. Современники отмечают, что Софья Михайловна была примечательной женщиной. «Она отличалась независимостью суждений, в семьдесят с лишним лет танцевала мазурку и ездила верхом, как гусар». Софью Михайловну отличала особая любовь к сыну, которого она боготворила.

Детство Василий Андреев провел в с. Марьино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии около ст. Еремково. Имение родителей не отличалось большой роскошью, жили с достатком, но без излишеств. Сам Андреев в шутку писал, что все семейное богатство состояло «из петуха, трех кур, кота»38.

Интересно отметить, что Андреев с детства был погружен в фольклорную среду и проявлял к народному творчеству серьезный интерес. Он любил слушать народные песни, сказки, пословицы, их записывал и заучивал. Музыкальные способности мальчика были очевидны. Как вспоминал сам Андреев, к 14 годам ему удалось освоить уже 14 (!) инструментов, среди которых были фортепиано, гармоника, гитара, даже мандолина, привезенная непосредственно из Италии. Андреев с удовольствием играл на народной жалейке, свирели, шумовых и других инструментах.

Полутора лет от роду Андреев потерял отца, которого, в силу своего малого возраста, плохо помнил. Позже, благодаря рассказам, прежде всего, матери, Василий Андреев создал у себя портрет Василия Андреевича Андреева как одного из самых достойных и уважаемых жителей Тверской губернии.

В 1864 г. Софья Михайловна выходит замуж за отставного военного инженера-железнодорожника штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина, родственником которого был генерал А.Н. Сеславин, известный организатор партизанской борьбы против Наполеона в войне 1812 г. В 1872 г. семья переезжает в Царское Село на постоянное место жительства в связи с тем, что отчиму Андреева Н.Н. Сеславину предлагают вакансию на Царскосельской железной дороге.39 Следуя своему желанию дать сыну хорошее образование, Софья Михайловна определяет его на художественные курсы в Петербурге, нанимает репетиторов для подготовки в гимназию. Для того, чтобы дать сыну законченное образование, в 1876 г. семья переезжает в Петербург, где Андреев начинает посещать гимназию и продолжает учиться играть на музыкальных инструментах, среди которых достойное место занимает скрипка.

В этот же период у молодого музыканта формируется любовь к театру и другим видам искусства. Столичная жизнь предоставляет будущему создателю Великорусского оркестра самые широкие возможности для разностороннего развития своих способностей и определения жизненных приоритетов. В этот период происходит его становление как музыканта, причем, будучи гимназистом, Андреев не ставил перед собой задачи серьезной общественной деятельности через музыку. Однако источники указывают на то, что путь личностного развития будущего просветителя уже в юные годы отличался неординарностью и глубокой увлеченностью собственным делом.

С 1879 по 1882 гг. будущий просветитель берет классы игры на скрипке у видного петербургского преподавателя, в дальнейшем дирижера Александрийского театра и профессора Петербургской консерватории Н.В. Галкина (1850-1906), ученика известного скрипача и дирижера Л.С. Ауэра (1845-1930). Н.В. Галкин особенно импонировал отечественной музыке, чем вызвал большой интерес у матери В.В. Андреева, а затем у своего ученика. Несмотря на видимые успехи Андреева по классу скрипки, этот инструмент пришлось оставить из-за сильного нервного истощения обучающегося. Судьба свела Василия Андреева с другими музыкальными инструментами, а вместе с ними дала Андрееву возможность занять важное место в истории нашей страны.

Вклад Андреева в учреждение первых общедоступных курсов. Создание проекта Дома народной музыки

Традиционно в отечественной историографической литературе эпоху рубежа XIX - XX вв. принято оценивать как «переломную», «кризисную» и противоречивую.80 Нельзя, однако, и полностью отрицать мнение некоторых авторов, отмечавших, что «в известном смысле любую эпоху в истории человечества можно считать переходной...так, как каждая фаза непрерывного процесса развития есть переход от предыдущего состояния к последующему»81. В то же время несправедливо было бы отрицать существование «переходных эпох» и отказывать им в определенном историческом своеобразии. Тем более что, исследуя рубеж XIX - XX вв., мы обращаемся к наиболее яркому и всесторонне проявившемуся примеру исторического, политического и общесоциального конфликта в истории России.

Подобные этапы исторического движения интересны тем, что отличаются особой сложностью. Переходные фазы двузначны, внутренне противоречивы, синтетичны, абвивалентны и диалогичны, так как в них одновременно присутствует и прошлое и будущее, находящиеся в остром противоборстве. В такие эпохи ощущением «творящейся на глазах истории» проникнуты все, даже сугубо личные сферы жизни человека, что является особенно важным для характеристики конца XIX - начала XX вв.

Существенные изменения в науке выводили развитие общества на совершенно новый уровень восприятия действительности. Настроения известной стабильности в обществе сменяются состоянием психологической напряженности, ожиданием «великого переворота» (Л. Толстой).

В это время яркой приметой общественного движения становится всеобщая просветительская деятельность, которая выступает в качестве ведущей ценности. По свидетельству многих мемуаристов, для России конца XIX - начала XX вв. наступил «час великого ученичества».

«Передавать знания, осуществлять просвещение - это самый высший долг», писал в конце XIX в. известный педагог В.П. Вахтеров, призывая принять участие в просветительской деятельности самые широкие слои образованного общества и подчеркивая, что это дело не государственных, а общественных организаций.82

В этой связи деятельность В.В. Андреева можно рассматривать как неотъемлемую часть общественного движения, более того, видится необходимым изучение вклада этого просветителя в просвещение народа.

Источники конца XIX - начала XX вв. характеризуют эту эпоху как нуждающуюся в качественных преобразованиях в разных сферах деятельности. Помимо острых социальных проблем передовая русская общественность отмечала крайне плачевное положение народного образования. Итоги Всеобщей переписи населения 1897 г. раскрыли неприглядную картину реального положения дел в этой сфере. Согласно явно заниженным данным, из 126 млн. человек, охваченных переписью, почти 100 млн. не умели ни писать, ни читать. В связи с этим повсеместная просветительская работа, охватившая широкие слои населения, стала необходимым элементом развития нашей страны.

Деятельность в сфере просвещения в этот период включала в себя открытие воскресных школ, которые основывались еще в 50-х гт. XIX в. и были рассчитаны на самый широкий состав учащихся. Обычно воскресные школы открывались учителями, студентами и прочими частными лицами, также они могли создаваться различными учреждениями (воскресную школу могли открывать даже военные части) .

Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во II половине XIX века. М., 1971. С.225. В первые годы XX в. просветительская работа нашла также новые формы организации. Создаются курсы для рабочих, народные университеты, строятся народные дома. Еще в конце 90-х гг. в губерниях насчитывалось около 135 разных обществ грамотности и народного образования, которые имели более 8,5 тысяч членов. Этими обществами открывались школы, библиотеки, читальни, книжные магазины и склады85.

Широкое распространение получила лекционная работа для народа, которая возникла в Петербурге в начале 70-х гг. в форме популярных лекций естественнонаучного и технического содержания, организованных для солдат и низших слоев городского населения в Педагогическом музее прикладных знаний. Лекционная работа постоянно шла в Политехническом музее в Москве: проводились экскурсии и читались популярные лекции по различным вопросам естествознания и техники, приспособленные к пониманию среди широких масс посетителей.

В этот период активное участие в просветительской деятельности принимали деятели музыкальной культуры, стремящиеся приобщить к музыкальному искусству большую часть населения. Московская консерватория организовывала хоровые классы в городских училищах, повсеместно создавались земские народные хоры, осенью 1906 г. по инициативе Е.Э. Линевой была открыта Народная консерватория, в хоровых классах которой к 1907 г. уже училось более 600 человек разного социального происхождения.

Просветительский тон был присущ и концертам Бесплатной музыкальной школы: В.В. Стасов называл ее «провозвестницей и распространительницей русского искусства»88.

Во второй половине XIX в. творчество выдающегося музыканта М.И. Глинки уже было осознано критикой и передовой аудиторией как отечественная классика, а созданная им композиторская школа признана уникальной. Творчество его последователей, музыкантов «Могучей кучки» (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и др.), пронизано безграничной любовью к Родине, идеей величия русского народа. Появление музыканта-просветителя В.В. Андреева встретило поддержку и понимание признанных композиторов, и во многом предопределило их совместное творчество. Идеи Андреева во многом перекликаются со взглядами участников «Могучей кучки». Это выражается в новаторском характере его деятельности, пропаганде русской национальной музыки, а главное - Андреева и представителей этой организации объединяет стремление привлечь широкие народные массы к искусству.

В.В. Андреев - создатель Великорусского оркестра (1896 - 1918)

К 1898 г. утвердился количественный состав оркестра, и в течение последующих лет по существу оставался без изменений. В 1915 г. Андреев из коллектива оркестра выделяет штат преподавателей, сформировавшийся за годы работы в сфере просвещения (См. Приложение 4).

Важно отметить, что создатель Великорусского оркестра занимается усовершенствованием старинных русских инструментов на основе глубоких исследований истории их бытования в народной среде. В.В. Андреев пишет: «Инструменты, входящие в состав моего оркестра, восстановлены по образцам, найденным в народе, историческим и литературным данным. Подлинность их несомненная, каждый из них представляет совершенно самостоятельный тип и может считаться чистым достоянием народа без всяких заимствований...»217. Сохраняя подлинность каждого инструмента, Андреев не отрицает их дальнейшее творческое развитие.

18 ноября 1898 г. в зале Дворянского собрания Великорусский оркестр впервые выступил в полном составе. К этому времени он состоял уже из 23 человек. Выступление оркестра отличалось безукоризненной техникой, большой выразительностью и превосходным ансамблем.

За рубежом у Андреева появилось много последователей. А в России широкие массы рабочих и крестьянства все еще были далеки от его начинаний. Главная причина этого - недостаточное знакомство публики с коллективом. Находясь в России, Великорусский оркестр почти не выезжал за пределы Петербурга, если не считать его концертов в начале 900-х гг. в Пскове, Москве, Твери и городах Тверской области, Ярославле.

С большим трудом В.В. Андрееву удалось добиться у правительства разрешения на гастрольные поездки по городам России, которые состоялись осенью 1912 и 1913 гг.

Для возможного осуществления концертной деятельности в нашей стране Андреевым были сделаны запросы в различные инстанции, прежде всего, по поводу финансирования поездок. Также в обращении к министру путей сообщения Андреев просит о предоставлении оркестру, состоящему из человек, железнодорожного вагона III класса для ежегодных поездок по стране «по всем дорогам Российской империи по удешевленному тарифу с правом бесплатного провоза багажа» . Андреев аргументирует свою просьбу высокими расходами по содержанию оркестра, его перемещению, в связи с которыми оркестр «не мог совершить артистические поездки в провинцию, а потому деятельность его в течение многих лет должна была ограничиться Петербургом и организованными приглашениями за границу».219 Просьба Андреева была удовлетворена, с условием давать соответствующие инструкции по пути следования коллектива местным оркестрам, имеющим отношение к транспорту. Условия были приняты, и в результате только в 1912 г. за сравнительно небольшой отрезок времени (август-ноябрь) Андреев и оркестр объездили около 40 городов страны.

Осенью 1912 г. оркестр посетил Псков, Двинск, Белосток, Гродно, Смоленск, Минск, Могилев, Калугу, Тулу, Орел, Тамбов, Воронеж, Курск, Харьков, Полтаву, Кишинев, Одессу, Киев, Витебск и др. В 1913 г. осенью были осуществлены поездки в Псков, Гродно, Вильно, Смоленск, Минск, Калугу, Тулу, Орел, Тамбов, Козлов, Воронеж, Курск, Харьков, Полтаву, Киев и другие города.220 Для выступлений были предоставлены лучшие залы. Например, 29 октября 1912 г. Андреев и оркестр выступали в Калуге в зале Дворянского собрания. 12 ноября 1912 г. в Полтаве оркестр принимал Полтавский городской театр. 8 октября 1913 г. в Пскове выступали в Доме им. А.С. Пушкина, в Риге 9 октября 1913 г. - в зале Ремесленного общества. 24 октября 1913 г. состоялся концерт в Туле в Тульском дворянском доме.221

Эти поездки имели огромное просветительское значение.. Они не только познакомили провинциальную публику с Великорусским оркестром и лучшими образцами русской национальной музыки, но и способствовали созданию в различных уголках страны самодеятельных кружков народных инструментов.

Такое привлечение широких народных масс к активному участию в искусстве посредством коллективных занятий музыкой и было одной из основных задач Андреева. Он подчеркивал, что после гастрольного турне оркестра по России «нет ни одного среднего учебного заведения, не только мужского, но и женского, в котором бы не было своего оркестра балалаечников».

Даже в критических статьях упоминали: «Великорусские оркестры организовывались в полках, в пожарных командах, в школах, на фабриках, по всей России и скоро нельзя было найти ни одного городка, ни одного местечка, где не бренчала бы усовершенствованная балалайка»223.

В итоге этой работы в целом ряде городов - Москве, Гусь-Хрустальном, Ростове-на-Дону, Харькове, Петрозаводске, Самаре, Пермской области и др. появлялись оркестры. Руководители этих музыкальных объединений вели постоянную переписку с В.Андреевым, который давал им советы по инструментальному составу и репертуару, а также консультировал по вопросам методики работы с коллективом" .

Так, уже в 1888 г. в Москве музыкантом В.М. Кажинским был создан оркестр любителей игры на балалайках. В.М. Кажинский окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки, однако после посещения концерта В.В. Андреева в Москве серьезно увлекся народными инструментами России. Московский оркестр превосходил Кружок Андреева по численности. В то время как у Андреева в состав объединения входило 8 человек вместе с ним, то оркестр Кажинского в июне 1888 г. составлял 16 музыкантов.225

Зарубежные гастроли Великорусского оркестра под руководством В.В. Андреева и их значение

Осень 1911 г. дарит Андрееву новые гастроли в Северную Америку. По словам Андреева, поездка была очень тяжелой и утомительной, сопряженной с множеством недоразумений. Некоторые оркестранты заболели черной оспой, и оркестр попал на продолжительное время в карантин, что принесло большие убытки, приходилось совершать длительные переезды и жить постоянно в железнодорожных вагонах. Помимо этого сказывались и политические осложнения, связанные с разрывом торгового договора России с Америкой.

Тем не менее, выступления оркестра проходили успешно. В концертах принимали участие американские певцы, а русские песни из репертуара оркестра включались в программы известных инструменталистов. В Нью-Йорке произошла встреча оркестра Андреева со знаменитым дирижером Артуро Тосканини, который заинтересовался тембрами и звучностью русских народных инструментов. Американские бизнесмены предлагали Андрееву огромные суммы за согласие остаться в Америке. Но уговорить его покинуть Родину оказалось невозможным.

Во время гастролей по США и Канаде с 9 октября по 15 декабря 1911 г. андреевцы посетили 56 центральных городов. Андреев считал, что балалайка найдет себе еще более масштабное применение на этом континенте, потому что, по его словам, «американцам свойственно скорее других оценить качества этих музыкальных орудий, дающих возможность с наименьшей затратой времени достигнуть наибольших результатов» .

Великорусский оркестр, давая несколько концертов в день в разных городах США и Канады, на один лишь день отвлекся от музыкальной программы для посещения Ниагарского водопада 6 ноября 1911г.

Русские народные инструменты получили и в этих странах признание и широкое распространение. Так, один из богатейших людей Америки, Луи Спиндлер организовал шесть русских оркестров и выступал с ними в благотворительных целях, а также открыл у себя мастерскую по производству балалаек, домр и гуслей. Общество воскресных школ обратилось к Андрееву с просьбой оказать содействие в организации подготовки учителей игры на русских национальных инструментах.

Биограф Андреева пишет: «Всюду, где побывал оркестр Андреева, широкие круги любителей музыки забрасывали свои гитары, мандолины, цитры и банджо и переходили на балалайки и домры. В одном только городе Сан-Луи (США) образовалось шесть любительских балалаечных оркестров»333. Американский критик Филдс комментирует: «Мы помним невероятный успех в Нью-Йорке таких артистов, как Аделина Патти, Иоганн Штраус, Падеревский, Кубелик; их американцы принимали с восторгом, но такого успеха, как Андреевский оркестр, они все же не имели»334.

В тот период в США возникают десятки ансамблей русских инструментов с большим количеством участников. Журнал «Крещендо» опубликовал одно из писем, в котором говорилось: «Г-н Хилл из Детройта имеет оркестр балалаек из 15 инструментов, он решил достигнуть успеха или умереть...». Все газеты были полны сенсационными сообщениями об успехе оркестра Андреева в Америке и Канаде. «Русские менестрели играют изумительно! («Америка»), «Русский балалаечный оркестр чарует» («Нью-Йорк тайме»), «Наконец-то нечто новое в музыке» («Морнинг телеграф»),

Организаторами подобных коллективов выступают сами американцы и специалисты из России. В 1910-1915 гг. специально с целью создания оркестров андреевского типа приезжают русские музыканты - Иванов, Кириллов и Коваков. Балалайка, равно как и другие народные инструменты России, обрели небывалую популярность в Америке. В среде возросшего интереса к нашей стране, этот самобытный инструмент стал символом всего русского, таящего в себе столько загадок и тайн для жителя американского континента.

Эти факты еще раз подтверждают особое значение просветительской деятельности Андреева, который сумел восстановить народную самобытность России и прославить ее за рубежом.

По дороге в Петербург Андреев с оркестром посещают Варшавскую консерваторию, где также дают успешный концерт 20 октября 1912 г.

Триумфальные успехи за рубежом не отвлекали Андреева и его коллектив от основной задачи распространения музыки в широких слоях русского общества. Андреев писал С.Д. Шереметеву во время гастролей по Англии: «Я верю, что мое дело помогает будить сидящее во многих русских чувство национального самосознания...и что моя лепта, принесенная от чистого сердца на алтарь служения Родине, не пропадет бесследно»336.

Просветительская деятельность Андреева за рубежом имела огромное значение. Популярность русского национального искусства стала носить всеобъемлющий характер. Восторженный прием музыканта в разных странах сформировал положительный образ нашей страны в глазах зарубежных жителей, а распространение балалайки стало носить глобальный характер.

Впоследствии начали образовываться многочисленные оркестры русских народных инструментов в разных странах мира. В Австралии, Дании, Норвегии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Великобритании и других странах мира русская балалайка стала излюбленным музыкальным инструментом, благодаря В.В. Андрееву проделав трудный путь от полного забвения до нескончаемого триумфа.

Рассмотрев роль Андреева в формировании и деятельности Великорусского оркестра, можно сделать следующие выводы.

Трудно переоценить значение работы В.В. Андреева по созданию Кружка любителей игры на балалайках. Музыканту принадлежит заслуга в организации первого в истории нашей страны объединения, ставящего перед собой широкие просветительские задачи посредством музыкального искусства. Благодаря плодотворной работе Андреева в России были возрождены русские народные инструменты, веками переживающие полное забвение. Преодолевая многочисленные преграды предубеждения, царившего в разных слоях населения, Андреев не только заставил снова полюбить свою родную культуру, но и сформировал объединение, продолжившее дело музыканта после его смерти.

Кружок любителей игры на балалайках стал особым началом пути, который впоследствии привел к Великорусскому оркестру. Андреев через уникальный ансамбль народных инструментов, дал возможность раскрыть в полной мере их усовершенствованные качества, что в свою очередь, повлекло за собой массовое увлечение фольклором в широких слоях населения России. Эталонный коллектив сподвиг к организации многочисленных оркестров народных инструментов по всей территории нашей страны. Главное, вслед за созданием музыкальных коллективов народные инструменты, песни возвращались к ее исконному хранителю - народу. В этом, собственно, заключалась новизна работы Андреева.

Немаловажно отметить, что просветительская деятельность Андреева через музыку была активно воспринята за рубежом. Работа Андреева по распространению народной культуры России в других странах носила скорее запланированный, нежели спонтанный характер. Музыкант четко понимал свои задачи по популяризации знания о русском фольклоре, по повышению престижа русской народной культуры. Для выполнения поставленных целей Андреев выбрал один из самых действенных способов для достижения понимания между народами разных стран и континентов, а именно - музыку. Согласно проведенному исследованию, можно констатировать, что цели и задачи были успешно Андреевым были выполнены, его дело способствовало укреплению взаимоотношений России и различных стран мира.

Похожие диссертации на Просветительская деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв.