Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Ярков Александр Павлович

Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана)
<
Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ярков Александр Павлович. Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 : Бишкек, 2002 319 c. РГБ ОД, 71:04-7/43-1

Содержание к диссертации

Введение

1. Освоение евреями Кыргызстана, как пространства

1.1 К этноопределениям «еврей», «еврейская культура». .. 23

1.2. О появлении первых элементов еврейской лингвокультурной и

этноконфессиональной традиции 42

2. Преддиаспорная история евреев в Кыргызстане

2.1. Евреи в кыргызско-российских отношениях 66

2.2. О традиционных ценностях еврейской культуры 90

3. Об участии евреев в строительстве социализма в Кыргызстане

3.1. В период мировых катаклизмов 119

3.2. Холокост 165

4. О трансформации еврейского самосознания во второй половине XX века

4.1. К вопросу об этнической идентичности евреев в Киргизской ССР 188

4.2. Судьба еврейской традиции на современном этапе 253 Заключение 277 Примечания 287

Библиография 304

Summary 314

Список опубликованных работ 318

Введение к работе

Актуальность проблемы определяется рядом факторов. Во-первых: в настоящее время Кыргызстан, как независимое государство, активно формирует свою внешнюю и внутреннюю политику, опирающуюся на реалии современного мира. Тем более, что внешне- и внутреннеполитическая ситуация в Кыргызстане не является исключением в СНГ. В большинстве возникших после распада СССР новых независимых государств изменения в социальных, политических, культурных ориентирах, рост этнического самосознания отражаются: в попытках пересмотреть «общее» историческое прошлое; в стремлении каждого этноса реализовать свой этнокультурный потенциал.

Во-вторых: с крахом «реального социализма» с его идеологемами «новая историческая общность - советский народ», «интернационалистская сущность советского человека, возник не только идеологический вакуум, но и обострились межэтнические и межконфессиональные отношения, нередко приводя к конфликтам, войнам. Не миновали бедствия и Кыргызстан, со всей остротой поставив вопрос о необходимости системного анализа событий прошлого и настоящего в этой сфере. Кризисы выявили слабый «ток» внедрения либеральных ценностей в традиционное общество, острые противоречия между процессами модернизации в финансово-экономической сфере и устоявшимися социально-культурными отношения.

Необычность и сложность ситуации состоит в том, что распологаясь на границе нескольких цивилизаций (при всей условности применяемых понятий) и имея собственную непростую историю, Кыргызстан является родиной не только для титульного этноса - кыргызов, но и представителей более 80 этносов и этногрупп, каждый из которых несет отпечаток самобытной культуры, уходящей корнями в глубину веков.

В-третьих: еврейская диаспора представляет огромный интерес, поскольку по своему мировоззрению, ценностным ориентациям она отличительна от других этносов Кыргызстана, исторически связанных с исламской или христианской цивилизациями.

Конечно, при исследовании одной составной из большой группы элементов полиэтнического Кыргызстана трудно выдержать «фокус» - все время подстерегает опасность оказаться в «плену исключительности» изучаемого объекта. Поэтому подчеркнем - ни в коей степени диссертант не собирается сводить всю историю полиэтнического Кыргызстана только к истории евреев. Но на их примере можно определить не только место евреев в жизни региона в различные исторические эпохи, но и проследить изменения в традиционной культуре, ментальное носителей, проанализировать сложность соотношений этнокультурного компонента и государственной идеологии.

В этой связи остро необходимо, что впрочем, осознается уже учеными и публицистами1, создать «полиэтническую историю Кыргызстана», где найдут свое место история и культура всех этносов, их взаимоотношения. Тем более что взаимоуважительное отношение между этносами и конфессиями в небольшом географическом пространстве Кыргызстана складывалось тысячелетиями.

Сегодня население Кыргызстана отличается этноконфессиональным разнообразием: здесь проживают представители 80 этносов, исповедующие христианство, ислам, буддизм, иудаизм и ряд нетрадиционных религий. По статистическим данным 1999 года при общей численности жителей в 4634900 человек основной этнос - кыргызы составляли 3128148 человек. Затем следовали самые большие этносы: узбеки - 664956 и русские - 603189, а евреев (среди прочих, более малочисленных этносов) насчитывалось всего 1564 человека.

Толерантность в подобных условиях крайне необходима и является неприменным условием сегодняшней политической стабильности государства, стремящегося к построению гражданского общества. Иначе возобладает националистические тенденции в политике, требующие, чтобы «политические и этнические единицы совпадали» .

В этой связи отметим, что провозглашенный Президентом Республики А.А.Акаевым лозунг «Кыргызстан - наш общий дом» должен быть наполнен конкретным содержанием как в политическом, социальном, так и научном плане, что отмечалось на Курултае народа Кыргызстана в августе 2001 года. Как нам

5 представляется, важно и остро необходимо проанализировать и вклад в историю, экономику, культуру Кыргызстана всех этносов, в том числе и еврейского - одного из самых своеобразных.

Конечно, история и культура евреев уходит корнями не только в далекое прошлое, но и в иное географическое пространство и, как всякое сложное явление, требует всестороннего и глубокого изучения. Анализом культурного феномена еврейской диаспоры занимается, наряду с другими дисциплинами, и история. Ее операционное поле - этнос, сообщество, страна, что позволяет не только изучить историю и культуру на уровне сбора эмпирических данных, но и осмыслить тенденции их развития.

Обращаясь, в частности, к изучению ценностей, в том числе в их динамике приходим к выводу, что в поведении этноса и индивида немало установок, детерминированных не только природой и экономическими условиями, но и культурой, историей. В этой связи отметим ложность мнения, что можно изменить культурные установки революционными мерами.

На протяжении всей человеческой истории межкультурные и межцивилизационные контакты были исключительно важны. Но в советском обществоведении доминировала идея об изучении «самых объективных - классовых тенденций развития» в контексте господствующей идеологии. Марксистско-ленинская национальная политика содержала определенную программу (отраженную, например в идеологеме «Дружба народов»), в практике опровергавшуюся, и. прежде всего, в ограничении прав человека на развитие своей этничности - через язык и культуру.

Деперсонализированная логика общественного развития исключала положение о том, что всякая общественная система имеет субъективную сторону, состоящую не только из отдельных индивидов, но и этносов, социальных групп, партий и движений. Актуальна эта проблема и в настоящее время. Общество, например, должно знать, что лежит в основании этнических характеристик, на что ориентирован тот или иной этнос, его различные социальные группы. В этой связи подчеркнем, что при анализе историко-культурных процесов среди евреев Кыргызстана интересна возможность рассмотреть два взаимосвязанных, а в ряде случаев и дистанцирующихся, что тоже представляет

научный интерес фактора генезиса: этнического и конфессионального. Ведь это обусловило сохранение иудейской религии и еврейского этноидного ядра в сложных перипетиях исторической судьбы и в азиатском окружении.

Все вышеназванное и определяет актуальность проблемы, вынесенной в заглавие диссертации.

Цель исследования заключается в комплексном системном, по возможности полном анализе основных этапов, процессов и проблем истории евреев в Кыргызстане на основе выявления и осмысления механизма самоорганизации еврейской диаспоры и социального воспроизводства еврейской культуры в условиях диаспоры.

Конечно, в рамках даже одной этнической культуры могут существовать различные ценностные ориентиры, и в этом еврейская культура Кыргызстана - не исключение. В пространстве этой одной этнической культуры можно выявить различные технологии культурного выживания, определить ряд характерных особенностей, присущих отдельным социальным группам еврейской диаспоры Кыргызстана. Тем более, что эта часть пестрой этнической палитры региона заметно сокращается. В диссертации решаются следующие задачи:

осветить исторические предпосылки появления элементов еврейской этноконфессиональной и лингвокультурной традиции в Кыргызстане;

выявить особенности процесса внедрения евреев в полиэтническое пространство Кыргызстана;

определить степень влияния еврейских религиозно-культурных особенностей на все сферы их жизни;

показать изменение этносоциальной ситуации в связи с увеличением или уменьшением численности еврейского населения;

раскрыть сущность так называемого еврейского вопроса в условиях Кыргызстана;

выяснить, при каких исторических обстоятельствах в Кыргызстане усиливалось или ослаблялась волна антисемитизма, и к каким последствиям это приводило;

определить объективные и субъективные факторы, влиявшие на изменение

культурной государственной политики по отношению к евреям; - дать рекомендации для использования в реализации комплексных программ

международными, государственными и общественными организациями,

занимающихся поддержкой этнических меньшинств. Степень разработанности проблемы. По истории и культуре евреев в мировой науке написано уже достаточно много работ, где «еврейский вопрос» рассматривался неотделимо от истории еврейской общины в христианском мире. Анализ всех этих работ, безусловно, важных и интересных, не входит в нашу задачу. Исключение делается для тех работ, которые в той или иной степени касаются заявленной темы, о чем будет сказано ниже.

В кыргызской науке (и публицистике) круг публикаций, посвященных данной проблеме, весьма ограничен. Известно, что в целом в советской обществоведческой науке существовала жестко регламентированная система, исходящая из «единственно верной теории» в СССР, согласно которой этническое подчинялось классовому.

Изучение этнокультурной истории основывалась на идее преимущественного исследования доминирующего в той или иной союзной республике этноса. Это, в принципе логично, но соотношение в объеме исследований по коренным и иным этносам непропорционально их численности. Между тем очевидно, что татары в Узбекистане существенно отличаются от их соплеменников в Литве.

Касается это и состояния исследования этнокультурной истории в Киргизской ССР, где изучалась в основном история кыргызов. Относительно неплохо изучалась история дунган - благодаря существовавшему в составе Академии наук республики сектору дунгановедения. Еденичными до периода перестройки были исследования и публикации, посвященные истории других этносов, населявших Киргизскую ССР: калмыков, украинцев, и ряда других. Таким образом, распространенный в советский период подход, страдая известной схематичностью, почти исключал проблему взаимоотношения других этносов, бытования их истории и культуры в рамках одной республики.

Особенно «опасным» представлялось советским идеологическим органам изучение истории тех этносов, которые могли на основе активизации этнического самосознания поставить вопросы о возрождении утраченной государственности (например, немцев Поволжья и татар Крыма) или праве на эмиграцию (например, евреев и поляков). К тому же, с точки зрения значительной части советских обществоведов: советские евреи -только часть «новой исторической общности - советский народ», и ни о каком их конфессиональном или этническом своеобразии не может идти речь. В этом отдельные ученые советской эпохи удивительно похожи на своих дореволюционных коллег: тогда господствующее положение в Российской империи занимало православие, и еврейский вопрос нес отпечаток негативного отношения к иудаизму. Российские, а затем и советские ученые, как правило, пристрастно судили о еврейской истории и культуре. Причина тому - антисемитизм, о чем есть необходимость сказать особо.

Безусловно, по сравнению с многими другими регионами СССР в Кыргызстане антисемитизм проявлялся слабее. Основа тому - исторически сформированная толерантность, так как кочевники слабо подвержены религиозному догматизму. К тому же здесь издавно пересекались различные цивилизации и культуры. В «христианских» и «мусульманских» регионах России «корни» антисемитизма покоятся в глубинах средневековья.

Все это сформировало в дореволюционной России религиозную нетерпимость к иудеям, а в СССР в отдельные периоды это было связано с культивировавшейся государством и обществом политикой антисемитизма. В СССР он нагнетался в 1930-80-е годы в различной форме, и не только против общественных деятелей и ученых-евреев (имевших отношение к событиям новейшей кыргызской истории и культуры), отбивая желание заниматься иудаикой. В этой связи отметим точность высказывания Д.С.Лихачева, лично пережившего трагические дни советской науки: «Считалось непреложным, что в науке действует две противоречащие воли: одна классово-приемлемая и другая классово-враждебная этой первой - соответствующая пролетарской идеологии. Отсюда стремление увидеть в несогласных вылазки врагов, стремление не доказать свою точку зрения, а «разоблачать» любую другую. Отсюда

9 появление в науке огромного числа «врагов» существующего строя, подрывающих власть, вредителей, просто преступников, подлежащих аресту и наказанию - вплоть до расстрела»3.

Несмотря на толерантное, в целом, отношение местного населения, антисемитизм в Кыргызстане все-таки присутствовал. «Припоминая» происхождение ученых и педагогов-евреев, их наказывали за собственный взгляд на еврейский вопрос как за «идеологическую диверсию». Так, например, за продиктованую на школьном уроке цитату из «Конармии» И.Бабеля в 1937 году исключили из партии Р.М.Видерман. За изучение истории евреев в Центральной Азии в 1938 году с ярлыком «сионист» был осужден З.Л.Амитин-Шапиро, хотя одним из первых в мировой науке он взялся за изучение истории евреев в Синьцзяне, что граничит с Кыргызстаном.

Конечно, не стоит все сложности в формировании исторической науки в республике сводить только к борьбе с «еврейским следом». Но нельзя игнорировать тот факт, что идеологические органы нередко использовали еврейское происхождение отдельных ученых как «утяжеляющий» их вину фактор. В 1949 году большую группу научных работников заставили публично признаться в «безродно-космополитических(!) ошибках» при исследовании кыргызского героического эпоса «Манас». «Грубой политической ошибкой» евреев САбрамзона, А.Бернштама, В.Жирмунского и кыргыза Т.Саманчина идеологические органы республики решили считать поиск этими учеными греческих, иранских, монгольских и других заимствований в эпосе. Позже за капитальный труд «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи», ныне считающий классическим, С.М.Абрамзона вновь подвергли страшнейшей обструкции. Сразу по двум статьям - «еврейский буржуазный национализм» и «космополитизм» на десять лет был осужден А.Исбах.

С подачи ЦК КПСС известное «дело трикотажников», по которому были осуждены не только евреи, но и кыргызы, русские, украинцы, было названо «еврейским», формируя тяжелую морально-нравственную атмосферу для многих евреев, работавших в республике, в том числе и в науке.

Не поощрялось исследование еврейской тематики и потому, что часты были обвинения евреев в предательстве интересов земли, ставшей их второй родиной. В первую очередь это видно из газетных публикаций разных лет, а также из пропагандистской литературы. Эти обвинения опровергаются фактами - многие евреи были патриотами Кыргызстана. Примером может служить фрагмент из письма, написанного репрессированным руководителем республики середины тридцатых годов М.Л.Белоцким, который просил К.Е.Ворошилова позаботится не только о своих детях, но и о Киргизии, поскольку ей много навредили.

В сложившихся условиях об отдельных феноменах иудаизма и еврейской культуры, принесенных в регион еще в средневековье, учеными говорилось обычно вскользь, хотя в кыргызском героическом эпосе «Манас» есть немало упоминаний о евреях. Советское государство противопоставляло культуру религии и верованиям, сделав атеизм господствующим мировоззрением, а обществоведческие науки - оружием в борьбе с религией. Если и изучалась религия, то только в ключе «вредоносной» идеологии. В этом отношении показательны брошюры А.Б.Доева «Современные религии. Учебное пособие. Для студентов заочного и вечернего отделения» и М.Абдылдаева «Из истории религии и атеизма в Кыргызстане», хотя и изданы относительно недавно - в 1987 и 1991 годах4. Специалистов по атеизму редко занимала задача понять специфику религиозного сознания и особенностях бытования «островка» иудаизма в «океане» окружающего исламского мира. Лишь в книге А.С.Табышалиевой «Вера в Туркестане (Очерк истории религий Средней Азии и Казахстана)», вышедшей в Бишкеке в 1993 году, есть беглое упоминание о сторонниках иудаизма5.

Сведения о численности и миграции евреев (наряду с прочим населением) можно подчеркнуть из сборников документов, подобных сборнику «Социально-экономические проблемы миграции населения Кыргызской Республики (1991-1996 гг.)», изданному в 1997 году и информационно-аналитического бюллетеня «Этнический мир», издаваемого Информационно-исследовательским Центром Ассамблеи народа Кыргызстана6.

Отдельные стороны жизни еврейской диаспоры можно реконструировать, анализируя опубликованные воспоминания. Так, о своем детстве и традициях

еврейского воспитания вспоминал в мемуарах И.И.Майзлер, шестьдесят лет своей жизни строивший различные объекты в республике. Назовем также описание творческой и жизненной биографии народного артиста СССР, ведущего актера Русского академического драматического театра Л.Л.Ясиновского в книге Д.Кочнева «Леонид Ясиновский: очерки творческого пути», изданной во Фрунзе в 1987 году, где упоминаются та самая борьба с «космополитизмом», от которой пострадал Ясиновский.

Отметим также «Еврейскую кухню» А.С.Кацева (Б., 1991), где рассматривались отдельные элементы еврейской бытовой культуры. Интерес представляют публикации М.М.Ронкина «Евреи» и И.Аминова «Яхуди» в журнале «Литературный Киргизстан» в 1989 году (в 1991 году вошли в сборник статей «Под небом Киргизстана»). В статьях М.М.Ронкина и ИАминова впервые рассказывалось об этом своеобразном этнокультурном феномене в Кыргызстане. Но, к сожалению, М.М.Ронкин, хотя озвучил известную в иудаике позицию о том, что «В условиях отсутствия социального, политического, языкового и территориального единства лишь религия предков -иудаизм - могла сохранить этническую и культурную общность древних иудеев», был не свободен от традиционных взглядов советской идеологии на иудаизм. Это отразилось в его высказывании: «Естественная тяга евреев к единению на чужбине в условиях жестоких притеснений, погромов и дискриминации ловко эксплуатировалась, да и сейчас эксплуатируется религиозной верхушкой еврейских общин, провозгласивших иудаизм единственной связующей силой еврейской нации»7. В статье И.Аминова «Яхуди» содержались и неверные сведения, о чем подробнее будет сказано дальше.

В разные годы высказывались о евреях в Кыргызстане на кыргызском, русском, иврите: манасчи С.Орозбаков, акын Т.Шабданбаев, писатели А.Баршай, Д.П.Маркиш, И.(Е.)Рисс, В.С.Чернов, поэты Л.Г.Аксельруд, С.Н.Бромберг, В.Ц.Гурович, А.Г.Зарифьян, З.И.Кабекова, А.С.Кацев, М.М.Ронкин, М.И.Синельников, Л.А.Шейман и другие. Но эти произведения художественной литературы нельзя отнести к прямым документальным источникам.

В 1998 году в «Вестнике Международного Университета Кыргызстана» опубликована статья С.В.Плоских «У истоков кыргызской научной библиографии»,

12 рассказывающая о личности З.Л.Амитина-Шапиро. Отметим, что наряду с интересными данными там высказана спорная мысль об отсутствии в Кыргызстане корней антисемитизма8. Приведенные в диссертации факты, к сожалению, свидетельствуют, что он реально присутствовал в Кыргызстане, поскольку здесь были для этого и исторические причины и среда, «орошаемая» государственной политикой по отношению к тем, кто являлся или потенциально мог быть другим (то есть выделявшимся на остальном фоне).

В октябрьском (1999 года) номере журнала «Дружба народов» опубликована статья писателя А.Приставкина, касающаяся известного «дела трикотажников», а в конце 1999 года увидела свет написанная Ч.Ш.Жакыповой книга «Конфискация жизни»9, освещающая это дело. Данные из книги Ч.Ш.Жакыповой использованы в диссертационной работе, поскольку они проливают свет на один из самых сложных вопросов в жизни диаспоры.

Интересен по фактическим данным сборник воспоминаний евреев-участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла «Мы все помним», вышедший накануне 55-й годовщины Победы, рассказывающий об отдельных сторонах тылового быта в Кыргызстане. Статья О.П.Поповой «Произведения еврейских художников в собрании КНМИИ», опубликованная в журнале «Курак» (издаванном Фондом «Сорос-Кыргызстан» в 2000 году), рассказывает о художниках-евреях и их произведениях, имеющихся в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств. Но там, к сожалению, нет имен А.С.Бергера, С.М.Дудина-Марцинкевича и других художников, внесших известный вклад в развитие искусства.

Из публикаций на английском языке информативна статья бывшего фрунзенца Е.Рисса «The Jews of Bishkek (Franze). A Socio-Demographic Profile of a Small Jewish Community» в «Jews in Eastern Europe»10, где приводятся интересные данные о евреях (в основном по столице), использованные при написании работы. Некоторые фактические данные по истории евреев в Кыргызстане различного периода можно почерпнуть в сборнике научных статей «Евреи в Средней Азии. Прошлое и настоящее (экспедиции, исследования, публикации)», вышедшем в Санкт-Петербурге в 1995 году11.

Необходимо подчеркнуть, что вопросами политики в бывших республиках СССР, в том числе и положением евреев в «мусульманских» регионах Средней Азии, занимаются в научных учреждениях Израиля и России. Так, благодаря их усилиям увидели свет тома Краткой Еврейской энциклопедии (КЕЭ), изданной в Иерусалиме в 1976-98 годах, Российской Еврейской энциклопедии (РЕЭ), изданной в Москве в 1974-97 годах, на которые мы будем ссылаться в своем исследовании.

Исследуют «еврейскую тему» в Средней Азии и ученые из Центра Каммингса русских и восточноевропейских исследований (The Cummings Center for Russian and East European Studies) Тель-Авивского университета. В частности, под редакцией известного ученого Я.Рои в 1995 году в Лондоне вышел сборник статей, посвященных данным проблемам - Muslim Eurasia: Confection Legacies12. При активном участии того же Я.Рои осенью 1999 года там же, в Израиле состоялась конференция, посвященная современному положению с демократией и плюрализмом в Средней Азии, в которой участвовали не только израильские ученые: но и специалисты из Германии, Кыргызстана, анализировавшие положение и в Кыргызстане.

На английском языке в 1996 году в «Kyrgyzstan journal» вышла статья А.В.Никсдорфа, посвященная евреям13, которая популяризирует уже известные факты из жизни евреев в республике.

В последние годы очень много информации о современной жизни и истории еврейской общины содержится в материалах, опубликованных на страницах газеты «Мааян» (выходит с января 1996 года), в частности, написанных ее редактором Л.Я.Зеличенко. При критическом отношении к отдельным явлениям завышенной самоценки (известной как «аберрация этнического зрения»), их вполне возможно использовать. Немало информации почерпнуто также из периодической печати республики 1920-90-х годов.

Данной темой занимался и автор. В монографиях «Евреи в Кыргызстане», «Из истории взаимоотношений Беларуси и Кыргызстана», «Беларусь и Кыргызстан: от контактов - к диалогу», «Беларусь! в Кыргызстане: Путь к духовному возрождению»,

14 в ряде научно-популярных статей на русском и английском языках, опубликованных в 1992-2002 годах на страницах «Kyrgyzstan journal», «Курак», «Центральная Азия и культура мира», «Мааян», в сборнике статей Фонда «Сорос-Кыргызстан» автор попытался осветить отдельные страницы истории местной еврейской диаспоры14.

Отметим, что уже после публикации монографии вышли: в Бишкеке - статья А.С.Кацева «Религиозная традиция и человек на рубеже тысячелетий (Заметки о восприятии иудаизма сегодня)» в трудах Института мировой культуры, где рассматриваются актуальные вопросы современного существования этой религии в Кыргызстане; в Иерусалиме - книга А.Г.Баршая «Праотец Авраам любит их (Рассказы о людях Израиля)», где есть сюжеты о кыргызских евреях15.

Это еще раз подчеркивает положение о том, что вопрос о необходимости специального изучения истории и культуры еврейской диаспоры остается актуальным. Это подчеркивается в откликах и рецензиях, поступивших после выхода монографии «Евреи в Кыргызстане» из России, Израиля, США, Польши, Германии.

Основная рабочая гипотеза исследования включает следующую позицию: евреи различных субэтнических групп, оказавшиеся в Кыргызстане, в процессе своего существования не только сохранили основные черты самобытности, но и сформировали новые, достаточно специфические ментальные характеристики общего, что позволяет говорить о новом социокультурном феномене - кыргызских евреях. Для него характерно осознание себя частью большого суаерэтноса -еврейского и органичной частью культурного пространства - кыргызстанского.

Обнаруженное сходство определенной общности кыргызских евреев позволяет предположить, что для других этносов, исходя из основных особенностей функционирования их культуры в полиэтническом пространстве, может быть использована данная гипотеза.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексное изучение феномена существования еврейской диаспоры на полиэтнической территории позволяет систематизировать междисциплинарные знания по истории и культуре и других этносов Кыргызстана.

  1. Феномен сохранения и развития еврейской культуры вдали от материковой культуры позволяет говорить о возможной «геттоизации» ее этноидного ядра.

  2. Государственная культурная политика по отношению к евреям на протяжении времени менялась, что зависело от многих факторов внешне- и внутриполитического характера.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что оно предлагает во многом новый взгляд на существо этнических процессов. Предполагаемый принцип исследования может оказаться продуктивным при исследовании глубинных причин межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Кроме того, практическая значимость исследования очевидна уже потому, что к нему проявлен широкий интерес в научной общественности, студенческой аудиторией, еврейскими диаспорами в различных регионах мира. Материалы диссертации могут быть использованы как в научно-педагогической деятельности, так и в формировании взвешенной национальной политики в отношении этнических меньшинств не только в Кыргызстане, но и в других странах.

Объектом исследования в диссертации стала история и культура одного из этносов полиэтнического государства - Кыргызстана как механизма и социокультурной системы с особенностями его самореализации, регуляции и социального воспроизводства.

Предметом исследования являются евреи Кыргызстана со всеми специфическими особенности их политической, социально-экономической, религиозной и культурной жизни.

Методология диссертационного исследования обусловлена спецификой изучаемого материала. Она базируется на комплексном подходе к исследуемому материалу с целью получения максимально доступной на современном этапе научной информации.

Основными методами исследования явились: системный, описательный и метод компоративного анализа, с помощью которого осуществляются обобщения

первой ступени, позволяющие выявить в разнообразных материалах определенные модели отношения к заявленной проблеме.

Анализ информации, содержащейся в официальных документах всопоставлении с реалиями, выявленными диссертантом в мемуарах участников и очевидцев (исследование официальных и приватных документов, относящихся к заявленной теме) так же много дает, как и изучение результатов археологических, этнографических и социологических исследований (в том числе отражающих точку зрения евреев Кыргызстана на изучаемые проблемы). Будет использоваться и сопоставление, для чего в ряде случаев будут анализироваться процессы, происходившие в аналогичный период с другими этносами Кыргызстана в период Нового и Новейшего времени.

Отметим попутно, что методы ономастики, как одного из разделов лексикологии, также будут иногда привлекаться для анализа некоторых кросскультурных явлений.

Хронология исследования охватывает время с развитого средневековья (когда здесь появились первые евреи и различные элементы еврейской лингвокультурнои и этноконфессиональной традиции) до настоящего времени - начала XXI века, характеризуемого сложением полноценной диаспоры. Разделение этого периода на отдельные этапы условно, поскольку разносоставные элементы диаспоры существуют по своим особым законам развития.

Источниковую базу исследования составили архивные материалы (многие из которых в научный оборот вводятся впервые), опубликованные источники, периодическая печать и эпистолярные материалы. Изучая литературу и архивные источники, освещающие вопросы бытования иудаизма, судьбу еврейской диаспоры в Кыргызстане, приходится с сожалением отмечать, что они не отличаются полнотой анализа, а зачастую и объективностью. Как правильно отметил А.Г.Вишневский: «В СССР ... феномен диаспоры почти не привлекал внимание исследователей»16, следовательно, и интерес исследователей к источникам был небольшим.

Основной массив привлеченных автором документов отложился в Центральном государственном архиве Кыргызской Республики (ЦГА Кырг.), в частности, по иудейской общине - в фондах 2597 и 2568, связанных с деятельностью Уполномоченного по делам религии при Совете Министров Киргизской ССР. Сотрудники этого специального государственного органа по надзору за выполнением законодательства о религиозных культах были пристрастны в анализе внутренних процессов в среде сторонников иудаизма, выполняя соответствующий соцзаказ.

Несколько интересных документов сохранилось в фонде 56 Республиканского архива общественно-политической документации (АОПД Кырг. - бывший партийный архив). В архиве Службы национальной безопасности Кыргызской Республики обнаружены дела, касающиеся евреев, незаконно репрессированных в 1920-50-е годы. Интересны документы из архива музея М.В.Фрунзе, коллектив которого несколько лет назад (совместно с диссертантом) проводил поисковую работу по истории и культуре различных этносов Кыргызстана, в том числе и еврейского. Привлечены также документы, хранящиеся в ряде архивов Казахстана, Узбекистана и России, касающиеся истории евреев, оказывавшихся здесь в различные периоды.

Дополнить сведения архивных документов помог опрос прихожан синагоги и воспоминания старожилов, личные письма, документы и фотографии, собранные диссертантом в различных регионах республики. Они дали нетривиальный материал для выводов и обобщений, в том числе о роли государственных органов надзора за деятельностью религиозных организаций.

В работе автором отчасти использованы архивные и опросные материалы, собранные ЛЯ.Зеличенко, П.А.Мух и другими авторами статей, опубликованных в газете еврейской диаспоры республики «Мааян». Воспользовались мы и некоторой частью информации, что находится в INTERNET.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в обществоведческой науке Кыргызстана история и культура одной из ее диаспор -

18 еврейской рассматривается в качестве самостоятельного объекта научного исследования.

В диссертации предпринята попытка освещения таких малоисследованных страниц, как: первое появление элементов еврейской лингвокультурной и этноконфессиональной традиции в Кыргызстане; причины и характер их миграции и эмиграции; взаимоотношение евреев и остального полиэтнического населения в различных регионах республики. Это дало возможность ввести в научный оборот значительное число новой исторической информации, выявленной в архивных фондах, музеях, синагоге, общественных и частных собраниях.

Апробация темы:

1. За вклад в изучение, пропаганду достижений этнических культур полиэтнического
Кыргызстана в августе 2001 года диссертант награжден Почетной Грамотой
Кыргызской Республики, а также включен в число разработчиков Программы
реализации идеи «Кыргызстан - наш общий дом».

  1. Основные положения диссертации были освещены на научных конференциях, Круглых столах, обсуждениях рукописей монографий и самой диссертации в Алматы (2001), Бишкеке (1990-2002), Москве (1992), Омске (1990, 1992), Оше (2000). Часть собранных диссертантом материалов была экспонирована на выставке в республиканском музее М.В.Фрунзе, посвященной истории еврейского этноса.

  2. Стремясь к выполнению поставленной задачи, диссертант отразил основные положения проблемы в 5 монографиях, более 80 научных и научно-справочных статьях: в том числе в нескольких томах Кыргызской Энциклопедии «История городов и регионов». Общий объем опубликованных работ - более 40 печатных листов.

  3. Рукопись диссертационного исследования неоднократно обсуждалась в процессе написания, а в течении 2001 года в Кыргызско-Российском Славянском университете и в Кыргызском Государственном Национальном университете, после обсуждения, диссертант получил рекомендацию к защите.

  1. Отметим, что материалы исследования ныне широко используются при чтении курсов лекций и на практических занятиях, как автором, так и рядом педагогов в высших учебных заведениях, а также в частно-государственной еврейской школе города Бишкека.

  2. Монография «Евреи в Кыргызстане» (на которую есть отзывы и ссылки на русском, английском и польском языках) размещена на VEB -сайте «Источники по истории и культуре Центральной Азии»

Структура и основное содержание исследования определяется внутренней логикой развертывания проблемы, подчинена цели исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются проблема, объект, предмет и цель; анализируется научная новизна; рассматривается проблема изученности вопроса на основе анализа литературы и многообразных источников, к которым относятся архивные, археологические, эпистолярные, фольклорные, иконографические.

Первая глава «Освоение евреями Кыргызстана, как пространства» состоит т двух параграфов. В первом из них акцентируется внимание на этноопределениях поскольку количество идентификаторов этнического огромно, и, отметим не ТОЛЬКО ПС отношению к евреям Кыргызстана. В результате становится очевидным, что нельзя выстраивать прямую зависимость этнического от территории, истории, государственности, языка. Отмечается, что это во многом обусловлено многообразием условий жизни различных этноконфессиональных групп в различных регионах мира.

Касается это и различных частей еврейского суперэтноса, в том числе и е Кыргызстане. Этноопределения «еврей», «еврейская культура», «еврейский язык» к т.п. имеют под собой глубокие основания, исходящие из многих общих фактороЕ социально-культурного характера, а также особенностей конкретных человечески* судеб. Определяющими, конституционными понятиями «еврей», «еврейство», в том числе и в Кыргызстане, является самосознание индивидуума и его сопричастность с общей исторической судьбой еврейского сообщества на основе самоорганизации.

Второй параграф первой главы диссертации посвящен истории появления в Кыргызстане в средневековье как самих евреев, так и различных элементов еврейской лингвокультурной и этноконфессиональной традиции, которые проявились здесь неожиданно многообразно, оставшись в этнонимах, топонимах, традициях и других формах культуры, что связано с определенным изоморфизмом ценностей древней культуры, а также активным кросскультурным пересечениям.

Вторая глава «Преддиаспорная история евреев в Кыргызстане» состоит из двух параграфов. В первом из них рассматривается вопрос о вкладе евреев в установление кыргызско-российских отношений как в период до присоединения, так в первые десятилетия после присоединения Кыргызстана к России. Это обстоятельство дает основание для утверждения — не только русские были инициаторами и участниками процесса присоединения.

В исследовании на основе анализа подчеркивается, что иммиграция евреев в Кыргызстан носила различный характер, а в ряде случаев регламентировалась государственными органами. Тем не менее, приток евреев постоянно и заметно усиливался, что было обусловлено не столько изменением отношения властей к еврейскому вопросу, сколько увеличением потребности в квалифицированных кадрах, которые и поставляло еврейство России для вновь присоединенных территорий.

Второй параграф обращен к вопросу о традиционных ценностях еврейской культуры, поскольку становится очевидным, что многообразны условия жизни в различных регионах мира частей еврейского суперэтноса. Не стала в этом отношении исключением и культура евреев Кыргызстана, так как на формирование ее ценностей оказали огромное воздействие не только исторические особенности диаспорного мышления (которое постепенно здесь складывается), но и условия жизни в различном иноэтническом окружении, в том числе и в Кыргызстане.

Третья глава рассказывает о вкладе евреев в социально-политическое, экономической и культурное развитие Кыргызстана в годы между началом активных революционных событий и окончанием Второй мировой войны, о различных

21 аспектах жизни (в том числе религиозной) евреев здесь в период так называемого строительства социализма.

К этноопределениям «еврей», «еврейская культура».

Известное высказывание Р.Киплинга о противопоставлении Востока и Запада имеет особую остроту для Кыргызстана, поскольку он является регионом активных этнокультурных контактов, в том числе и с еврейским этносом (как устойчивой общностью людей с присущими культурно-психологическими признаками и сознанием, которая не всегда имела общий язык и общую территорию).

Никогда не достигая и 2 % от общей численности населения Кыргызстана, местные евреи различных этнолингвогрупп (ашкеназы, яхуды, горские, грузинские, а также караимы, отнесение которых к евреям вызывает научные споры) оставались частями огромного субэтноса - еврейского. В свою очередь, судьбу евреев и иудаизма в Кыргызстане необходимо рассматривать в пространстве и во времени (хотя, как считает А.Гешель, «Евреи Восточной Европы жили больше во времени, чем в пространстве»1) в связи с конкретной общественно-политической, социально-экономической ситуацией на евразийском континенте, в регионе, в стране.

В Кыргызстане, как регионе с особой историей, в различные периоды оказывались по воле случая и властей евреи из разных стран. Не будем также упускать из вида, что в силу различных причин немало этнических евреев были записаны в документах русскими, украинцами, белорусами, поляками, кыргызами, дунганами. Так, в 1931 году опасаясь за жизнь дочери (которую в школе избили одноклассники, обозвав «грязной жидовкой»), мать записала С.И.Подольскую русской. На фронте в 1942 году бывший житель поселка Рыбачье А.И.Беккер «вызывал интерес» у сотрудников Особого отдела, поскольку по паспорту был записан русским, по отцу являлся немцем, а по матери считался евреем. Между тем особистам необходимо было всех российских немцев отозвать с передовой и отправить в трудармию. Интересно, что, жившего и работавшего некоторое время в России А.И.Беккера местные уроженцы называли «киргизом». Боясь за будущее сына и дочери Г.М.Гурфункель в 1966 году дал им разрешение на изменение записи в паспорте в графах «национальность» и на «русскую» (по жене) фамилию. И, наоборот, в 2000 году выехала на постоянное место жительства в Израиль интернациональная семья Дуйсбергов из 8 человек, где есть евреи, русские, кыргызы - по документам. В семье эмигрировавших в Израиль ошских узбеков Орунбаевых только бабушка является еврейкой. Очень точно о психологическом состоянии и этническом самочувствии кыргызских евреев из смешанных семей сказала израильская поэтесса З.И.Кабекова в своих стихах, изданных в Бишкеке в 2000 году.

Схожих ситуаций было немало - жизнь каждого человека в диаспоре богата на события, еще раз подтверждая, что субъектом всех культурных процессов является отдельный носитель и интерпретатор многих явлений региональных, конфессиональных, этнических субкультур. Аналогичные процессы не характерны только для евреев, поскольку индивиды, формируя определенным образом этническое или другое групповое сообщество, спонтанно объединяются между собой, отражая конкретные внешние обстоятельства.

Не менее сложные обстоятельства оказали воздействие на жизнь других диаспор. Известно, что в событиях истории Кыргызстана участвовали обрусевшие, окыргызившиеся, обузбеченные татары и те, кто длительное время - до конца 1950-х годов проживал в Кульдже и Кашгаре в татарских слободках и, вернувшись в СССР, принес немало своеобразного в культуру своей диаспоры. Трудно определить, к примеру, и характерные отличия «русской культуры» в Кыргызстане. По крайней мере, актер М.Рыскулов и композитор М.Абдраев относили к «русским» много сделавших для развития кыргызской культуры евреев Н.Холфина, Я.Штоффера и других.

Жизнь в диаспоре внесла существенные изменения в культуру - свою и иную. Влияние было как прямым, так и опосредованным: немалое число жителей Кыргызстана, в том числе и коренные жители, носят имена (например, Моисей, Сулейман, Исак и Сара). Даже в топонимике республики немало «еврейских» по генезису названий: например, в Нарынской области есть «Израилдин-Булуну» -могильник VII-IV веков до нашей эры.

Еще больше еврейских имен в топонимах советского времени. До 1995 года село Бергталь, населенное преимущественно немцами, носило имя немецкой (и польской) революционерки, еврейки Р.Люксембург. Вплоть до развенчания культа И.В.Сталина один из его сподвижников - «придворный еврей» был запечатлен в названии Кагановичского района. Имя другого любимца И.В.Сталина - Президента Географического общества СССР и исследователя Иссык-Куля Л.С.Берга носят пик и ледник на Памире. Аллея серебристых тополей вдоль северного побережья Иссык-Куля названа в честь конезаводчика и «красного казака» Л.Л.Рапопорта. Некоторое время кожевенный завод в столице республики носил имя партийного руководителя И.А.Зеленского, участвовавшего в 1920-е годы в становлении кыргызской государственности. В Бишкеке существует улица имени академика А.Н.Баха, а в Оше - профессора А.Н.Бернштама. По предложению Президента Кыргызской Республики А.А.Акаева имя Е.Б.Якира присвоено столичной физико-математической школе-лицею № 61. В Кыргызской государственной медицинской академии есть мемориальный кабинет профессора А.Ю.Тилиса и кафедра имени профессора М.Е.Вольского.

Евреи в кыргызско-российских отношениях

Для живших в Восточной Европе и Центральной Азии евреев период XVIII-XIX веков прошел под знаком зависимости от политики властей полиэтнических государств и одновременного притяжения к их культуре. Касалось это и отношения евреев к российской культуре. Именно пространство общероссийской культуры стало тем коммуникационным полем, на котором встретились принадлежащие к различным типам еврейская и кыргызская культуры.

Задолго до присоединения Туркестана к России в некоторых российских губерниях появились еврейские купцы из Азии, которым разрешалось вступать в местные купеческие гильдии. Иногда они поселялись там, где вообще-то евреям-ашкеназам запрещалось жить постоянно. Эти торговцы, наряду с татарскими купцами, были пионерами, способствовавшими проникновению европейских товаров и идей сюда в XVIII-XIX веках. Один из исследователей указывал, что: «...свободно разъезжая по Средней Азии из конца в конец, в самых глухих уголках они (евреи-купцы. - А.Я.) имели своих клиентов, которые ждали их приезда, чтобы продать ковры и шерсть или приобрести у них русские и персидские товары, необходимые для кочевников»

Наряду с торговыми делами эти купцы выполняли и более важные -дипломатические (возможно и шпионские) поручения. Например, неоднократно выполнял задания российских властей в Кыргызстане и на сопредельных территориях афганский еврей, житель Кабула Моисей Мехти Рафаилов (Мехти-Рафулла) - приказчик грузинского дворянина и купца С.Мадатова, который имел свои представительства в Санкт-Петербурге, Кашгаре, Кашмире, Сибири и Казахстане. И везде бывал его приказчик М.Рафаилов, добираясь даже до министра коммерции Российской империи, от которого имел рекомендательные письма. Известно, что впервые в России М.Рафаилов побывал еще в 1802 году, а к 1811 году он уже имел от правительства империи золотую медаль «За полезные обществу труды».

Как надежный поверенный купца и как человек, желающий «с полным усердием всегда исполнять начальнические поручения и споспешествовать видам правительства», М.Рафаилов в 1811 году доносил командующему Сибирской линией Г.И.Глазенапу об открытии новых торговых путей через Кыргызстан. Спустя два года вместе с М.Рафаиловым через территории, населенные кыргызами (к биям которых М.Рафаилов вез письменные просьбы о содействии), прошел торговый караван «дабы тем приближиться более к цели, имеющей направление распространить торговлю с китайскими западными провинциями и Кашемиром». Караван М.Рафаилова шел в сопровождении казачьей команды. Попутно отметим, что азиатских купцов-евреев часто использовали уральские и оренбургские казаки для выкупа своих пленных у кочевников . В «Записке, составленной кабульским жителем Мехди Рафаиловым» указано, что во время следования каравана: «...от киргисцев как Средней Орды, так и закаменных ... никаких обид и притеснений кроме привычного уважения к российскому войску не видели»3.

Впоследствии по проложенному М.Рафаиловым торговому и дипломатическому пути, как говорилось в документе «гораздо еще удобнее по показанию путешествовавших», устремились в Кыргызстан россияне. Купцы, как и попутчики М.Рафаилова, фиксировали: «Дикие киргизцы вовсе различествуют образом своей жизни и обычаями от киргиз Большой, Средней и Малой Орды (то есть от казахов. -А.Я.)»4 Отметим, что к 1814 году М.Рафаилов уже имел чин надворного советника (что было редким явлением для евреев Российской империи) и «по высочайшему повелению» из Петербурга направился через Кыргызстан в Тибет, но по пути умер. Вряд ли, конечно, в тех условиях была возможность у попутчиков похоронить М.Рафаилова в соответствии с еврейским ритуальным обрядом или даже статусом надворного советника.

В период мировых катаклизмов

Как свидетельствуют факты евреи вместе с представителями других этносов органично вошли в жизнь Кыргызстана. Конечно, не стоит идеализировать -общественно-политическая ситуация в предреволюционные годы была напряженной, и не только для евреев. Политическая социализация носила сложный, многоступенчатый характер, в котором действовали многие факторы, как внешней среды, так и внутренних культурно-психологических механизмов реагирования личности на обстоятельства окружающей среды. Здесь, по логике сюжета, пришло время рассказать об особом периоде, связанном с начавшимися мировыми катаклизмами, в том числе революционными потрясениями и последующим советским периодом.

События первой половины XX века не обошли стороной и Кыргызстан, существенно изменив многие ценности и нормы культуры. Начало событий связано с первой русской революцией 1905-07 годов, которая объединила в рядах оппозиции людей различного происхождения и политической принадлежности. Но очень редко среди них были евреи как представители рабочего класса. А ведь именно пролетариату предписывалось встать во главе революционного и освободительного движения. Причина была достаточно проста: в Кыргызстане не было крупных промышленных предприятий, а немногочисленные перерабатывающие заводы едва ли насчитывали по десятку наемных работников. Конечно, несколько выделялись горнодобывающие предприятия - шахты и рудники Южного Кыргызстана, которые были достаточно крупными во всей Средней Азии и тяготевшие к большим промышленным центрам. Их этнический состав был достаточно пестрым: русские, украинцы, татары, кыргызы, узбеки, таджики, поляки, немцы, иранцы. Были в небольшом числе среди наемных работников и евреи. Например, в забастовке кызыл-кийских шахтеров в 1912 году принимал участие всего один еврей-шахтер. А в 1913 году по всему Туркестану среди фабрично-заводского пролетариата насчитывалось всего 0,2% евреев, что в удельном весе составляло несравнимо меньший процент от общей численности представителей других «пришлых» этносов: русских, украинцев, татар, немцев, и даже поляков.

Аналогичная ситуация характерна и для Северного Кыргызстана, хотя количество промышленных предприятий здесь было малым. Соответственно, что и численность рабочих различной этнической принадлежности была небольшой1. Между тем место пролетариата в духовном производстве различных регионов неоднозначно. С одной стороны - отторжение от средств производства и земли повлияло на то, что представители пролетариата из числа «пришлых» этносов легче других вступали в этнокультурные контакты, более подвержены воздействию новых мировоззренческих идей; с другой стороны - эти люди по-прежнему сохраняли традиционалистские ценности, не совпадающие с взглядами наемного рабочего в Западной Европе.

Принимая во внимание многие факторы и исходя из положения В.И.Ленина, что: «Интернациональная культура, уже теперь создаваемая систематически пролетариатом всех стран, воспринимает в себя не "национальную культуру" (какого бы ни было национального коллектива) в целом, а берет из каждой национальной культуры исключительно ее последовательно демократические и социалистические элементы»2, невозможно было и поставить вопрос о создании в Туркестане даже условий для рождения еврейской пролетарской культуры.

Известно, что часто революционные идеи принесли сюда разночинцы и ремесленники. Некоторые из местных социал-демократических партий и движений включали и евреев. Это были, например, приехавшая из Петербурга в 1911 году эсерка С.М.Цертович (в ее группу некоторое время входил часовщик и шапочник С.Гершун), беловодский аптекарь Квельтман - член Крестьянского союза и другие3.

И все же в начале XX века большинство живших в Кыргызстане евреев были достаточно индифферентны к политике. Лишь немногие стояли на таких полярных позициях, как Ф.А.Лейбина и Д.Л.Гуревич. Основной причиной нейтралитета было то, что евреи занимали определенную нишу в социальной структуре, не стремясь изменить существующее положение. Служащие, торговцы, обыватели, ремесленники не видели реальных конкурентов в своих сферах деятельности.

Похожие диссертации на Развитие этнокультурной истории в полиэтническом государстве (На примере еврейской диаспоры Кыргызстана)