Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Ковырзин, Константин Владимирович

Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г.
<
Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковырзин, Константин Владимирович. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ковырзин Константин Владимирович; [Место защиты: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет].- Москва, 2010.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/295

Введение к работе

I. Актуальность темы диссертационного исследования заключается как в академическом интересе к теме, так и в общественно-церковном внимании к проблематике церковно-государственных отношений. В последнее время возросло влияние Русской Православной Церкви на жизнь государства и общества. Происходит процесс реформирования государственного законодательства, определяющего взаимодействие государства и религиозных организаций в сфере образования и духовно-нравственного воспитания молодежи, охраны и использования памятников культуры и искусства. Также активно обсуждаются перспективы реформирования государственного законодательства в сфере защиты свободы совести и вероисповедания, определяющего правовое положение и статус Русской Православной Церкви и иных традиционных религий в современной России. Не менее активно эти вопросы обсуждаются церковной общественностью. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», отдельный раздел этого документа раскрывает концептуальную церковную позицию по вопросу о взаимоотношениях с государством. Вместе с тем теоретические и практические аспекты проблемы церковно-государственных отношений в настоящее время все более привлекают к себе общественное внимание. В этой связи одной из важнейших задач представляется изучение исторического опыта взаимоотношений государства, Церкви и верующих, что позволяет использовать опыт прошлого при формировании современной модели церковно-государственных отношений. Изучение опыта самоопределения Православной Церкви по вопросу о взаимоотношениях с государством в переходный период российской церковной и государственной истории представляет в настоящее время значительный научно-практический интерес.

Объектом диссертационного исследования является история формирования позиции Российской Православной Церкви в лице ее структурных частей и органов управления (Св. Синода, Поместного Собора, епархий, приходов), церковной общественности, духовенства и активных верующих по вопросу о взаимоотношениях с государством после Февральской революции.

Предметом диссертационного исследования служат процессы реформирования церковно-государственных отношений и самоопреде-ления органов управления Российской Православной Церкви и российской церковной общественности по вопросу о взаимоотношениях с государством после Февральской революции.

Цель работы: изучить формирование позиции Российской Православной Церкви по вопросу реформирования церковно-государственных отношений и определения правового положения церковной организации в государстве в период с марта 1917 г. по январь 1918 г.

Задачи работы. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

изучить реакцию Российской Православной Церкви на революцию и связанные с ней изменения государственной церковной политики;

представить общую характеристику состояния церковно-государственных отношений в марте-октябре 1917 г.;

представить характеристику организационно-правового положения Российской Православной Церкви после Февральской революции;

- изучить процесс формирования российской церковной общественностью
позиции по вопросу о взаимоотношениях с государством: проанализировать
основные направления обсуждения вопроса в церковной публицистике, на
собраниях и съездах духовенства и мирян весной-летом 1917 г.,
проанализировать вышедшие из церковной среды проекты реформы,
рассмотреть основные факторы, определявшие церковную позицию;

- изучить разработку официальной позиции Российской Православной Церкви
по вопросу о взаимоотношениях с государством на Предсоборном Совете 1917
г. и на Поместном Соборе 1917-1918 гг.;

- провести историко-правовой анализ соборного определения о правовом
положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 г.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с марта 1917 г. по январь 1918 г. Начальная дата - формирование Временного правительства и начало активного обсуждения в церковной среде идейных и практических аспектов реформы церковно-государственных отношений. Верхняя граница определена январем 1918 г., когда было распущено Учредительное собрание и опубликован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, что окончательно разрушило надежды церковного сообщества на практическую реализацию определения Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви».

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, всесторонности и комплексности.

Методология работы включает в себя как общенаучные, так и специальные методы исторического исследования. Выполнение поставленных в исследовании задач обусловило применение системного подхода, методов анализа и синтеза. К числу специальных методов исторического исследования относятся проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и синхронный методы.

Степень научной разработанности темы.

Первый этап разработки темы в отечественной историографии включает издания атеистического направления, вышедшие в 1920-1930-е гг. Первые советские работы И.Л. Кремлева и Н.М. Лукина вышли в годы Гражданской войны . Далее это направление было представлено целым рядом публикаций

1 Кремлев И.Л. Свобода совести и отделение церкви от государства. М, 1918; Лукин Н.М. Церковь и государство. Пг., 1919.

Н.М. Лукина2, Н. Бойцова3, М.В. Попова4, Б.П. Кандидова5, П. Зарина6, В. Зеленцова , Ф. Мегружана , Н.К. Амосова . В них отстаивалось преимущество советской религиозной политики и прогрессивный характер декрета об отделении Церкви от государства 20 января 1918 г. В работах этого периода были сформулированы основные принципы и тезисы, на которые в дальнейшем опиралась советская историография проблемы. В общих чертах эта концепция представляется следующим образом: Временное правительство финансировало и охраняло Православную Церковь, а она служила ему идеологической поддержкой. Православная Церковь рассматривалась как классовый союзник буржуазии и буржуазного Временного правительства. При этом, акцентируя внимание на союзе Церкви с правительством, советские историки зачастую игнорировали противоречия и проблемы в их отношениях, например, относительно судьбы церковно-приходских школ или обязательности преподавания Закона Божьего. В целом, публикации 1920-1930-х гг. сочетали элементы научного исследования и политической антирелигиозной публицистики. Их характеризует узость источниковой базы, зависимость от партийных идеологических установок.

Особняком стоят работы лидеров и идеологов обновленческого раскола священника А.И. Введенского и Б.В. Титлинова . В них был отмечен компромиссный и противоречивый характер религиозной политики Временного правительства, не взявшего на себя ответственность за

2 Лукин Н.М. Церковь и государство. М, 1922; он же. Революция и церковь. М.-Л., 1925.

3 Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. М.- Л., 1931.

4 Попов М.В. Церковь в годы реакции и революции. Иваново-Вознесенск, 1931.

5 Кандидов Б.П. Церковь и Февральская революция. Классовая позиция православной церкви в период
февраля-августа 1917 г. Материалы и очерки. М., 1934; он же. Контрреволюционная деятельность церкви в дни
Октябрьской социалистической революции // Антирелигиозник. 1937. № 10. С. 26-28.

6 Зарин П. Февральская революция и церковь (По архивным материалам Черноземных губерний) //
Антирелигиозник. 1937. № 3. С. 58-66.

7 Зеленцов В. Контрреволюционная деятельность церковников в бывшей Нижегородской губернии в 1917-1918
гг. // Антирелигиозник. 1937. № 9. С. 17-25.

8 Мегружан Ф. Двадцатилетие декрета об отделении церкви от государства // Антирелигиозник. 1938. № 1. С.
20-33.

9 Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939.

10 Введенский А.И., протоиерей. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в
России 1918-1922 гг. М., 1923.

11 Титлинов Б.В. Новая церковь. Пг.-М., 1923; он же. Церковь во время революции. Пг., 1924.

кардинальную ломку церковно-государственных отношений, что отчасти объяснялось влиянием консервативной церковной среды. Так, Б.В. Титлинов выделил два течения церковно-общественного мнения: господствующее умеренное течение противников отделения Церкви от государства, выразившее свою позицию в решениях Всероссийского съезда духовенства и мирян и Предсоборного Совета, и левое крыло церковного общества, которое требовало отделения, хотя признавало необходимость определенного переходного периода. Б.В. Титлинов справедливо указывал, что Временное правительство ориентировалось на позицию церковного большинства и не предполагало в Учредительном собрании радикального решения вопроса в смысле полного отделения Церкви от государства.

В 1950-1970-х гг. существенных переоценок устоявшихся

концептуальных положений не последовало. В исследованиях М.М. Персица , Е.С. Осиповой13, Р.Ю. Плаксина14, Е.Ф. Грекулова15, Э.А. Снигиревой16 отстаивалось утверждение, что Православная Церковь, будучи контрреволюционной силой, являлась опорой буржуазного правительства, что было обусловлено единством их классовых интересов. Позиция самой Церкви заключалась в стремлении, с одной стороны, сохранить такое правовое положение, которое она занимала до революции, а с другой стороны, освободиться от всякого государственного контроля и вмешательства во внутреннюю жизнь церковных организаций.

В 1980-е гг. появляются работы, в которых традиционные подходы подвергаются некоторой переоценке, хотя существенных изменений не

12 Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). М., 1958.

13 Осипова Е.С. Церковь и Временное правительство // Вопросы истории. 1964. № 6. С. 65-76; она же.
Поместный собор православной церкви 1917-1918 гг. // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып. 3. С. 204-
224; Осипова Е.С. Временное правительство и церковь // Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.).
Критические очерки. М, 1967. С. 314-325.

14 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968.

15 Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. (2-я половина XIX - начало XX в.). М., 1969.

16 Снигирева Э.А. От Февраля к Октябрю (Церковь и политика) // Атеизм, религия, современность. Л., 1973. С.
88-102.

происходит: господствует тезис о классовом союзе Временного правительства

и Церкви, которая стремилась сохранить и расширить свои привилегии .

С начала 1990-х гг. начинается новый этап изучения темы, связанный с освобождением от прежних идеологических штампов, расширением источниковой базы исследований, в том числе и за счет привлечения архивных материалов. До настоящего времени появилось много работ, посвященных различным аспектам церковной жизни после Февральской революции, но формирование позиции Российской Православной Церкви по вопросу церковно-государственных отношений не становилось предметом специального исследования. Как правило, эта тема затрагивается в общем контексте изучения вероисповедной и церковной политики Временного правительства или деятельности Поместного Собора 1917-1918 гг.

Проблематика церковно-государственных отношений нашла отражение в соответствующих разделах обобщающих монографий и статей по церковной истории революционного периода 1917-1918 гг. В числе авторов этих работ необходимо выделить протоиерея В. Цыпина, С. Л. Фирсова, А.Н. Кашеварова .

В исследованиях М.И. Одинцова и О.Ю. Редькиной отстаивается положение, что сближение Временного правительства с Русской Православной Церковью и предоставление ей со второй половины лета 1917 г. «первенствующего» положения негативно сказалось на проведении реформ,

17 Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX в. М, 1982; Клочков В.В. Закон и
религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М, 1982; Красников Н.П.
Социально-политическая позиция русской православной церкви в 1905-1917 гг. // Вопросы научного атеизма.
М, 1985. Вып. 32. С. 185-204.

18 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М, 1997; Фирсов С.Л. Русская Церковь
накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.). М, 2002; Кашеваров А.Н. Русская Православная Церковь между
Февралем и Октябрем 1917 г. // Петербургская историческая школа: Альманах: Памяти В.А. Ежова. СПб., 2001.
С. 153-169; он же. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М, 2005.

19 Одинцов М.И. На пути к Поместному собору (февраль-август 1917 г.) // Религиоведение. 2001. № 2. С. 9-30;
он же. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг.: споры о церковных реформах, основные решения,
взаимоотношения с властью // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 121-138; он же. Государство и
Церковь в России. XX век. М., 1994; он же. Арсений (Стадницкий), митрополит Ташкентский и Туркестанский
(1862-1936) // Церковно-исторический вестник. 2002. № 9. С. 109-145; он же. Русская Православная Церковь в
XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

20 Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного Правительства России (февраль - октябрь 1917 г.).
Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М, 1996.

затормозило их на втором этапе, лишило Временное правительство поддержки неправославных религиозных организаций. Позиция Православной Церкви определяется как стремление реализовать традиционную для нее концепцию «христианского государства», идею союза Церкви и государства в новых условиях.

Взаимоотношения Временного правительства и Русской Православной Церкви стали темой диссертационного исследования А.В. Соколова, которое является на данный момент самой обстоятельной работой, посвященной этой

проблематике . А.В. Соколов пришел к выводу, что в церковной политике Временного правительства имелась ясная стратегическая линия, идущая от внутренних церковных реформ (март-июль 1917 г.) через уничтожение ведомства православного исповедания и превращение его в собственно Русскую Православную Церковь (август-октябрь 1917 г.) к постепенному разделению церковных и государственных структур и созданию внеконфессионального государства. Позицию большинства представителей духовенства и верующих он охарактеризовал как стремление, с одной стороны, добиться максимального невмешательства государства в дела Церкви, а, с другой стороны, сохранить за православием первенствующее положения среди других религий. Такая точка зрения разделяется рядом современных

исследователей . И.А. Шершнева-Цитульская высказала мнение о том, что соборное определение последовательно отстаивало статус государственной

церкви .

Соколов А.В. Временное правительство и Русская Православная Церковь (1917 год). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2002.

22 Бовкало А.А. Февральская революция и проблемы взаимоотношения Церкви и государства // Церковь и
государство в русской православной и западной латинской традициях. Материалы конференции 22-23 марта
1996 г. СПб., 1996. С. 74; Леонтьев П.Я. Революция в Церкви: съезды духовенства и мирян в 1917 г. // Церковь
в истории России. М., 1998. Вып. 2. С. 232; Белякова Е.В. Поиск моделей взаимоотношения Церкви и
государства накануне и в процессе революции 1917 г. // Материалы Международной научной конференции
«1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М., 2008. С.
72.

23 Шершнева-Цитульская И.А. Юридическая модель церковной организации (по материалам Поместного
собора Русской православной церкви 1917-1918 гг.) // Религии мира: История и современность. М., 2004. С.
190-196.

Среди работ зарубежных историков-эмигрантов необходимо выделить труды бывшего министра исповеданий Временного правительства А.В. Карташева, сочетающие в себе элементы исторического исследования, публицистики и воспоминаний .

Наиболее обстоятельное исследование в среде зарубежных историков
принадлежит И.К. Смоличу, который пришел к выводу о наличии серьезного
противоречия между политикой Временным правительством,

ориентированного на создание светского государства, и позицией Православной Церкви, которая «не только не могла представить себе отделение Церкви от государства, но хотела оставаться и далее в тесной связи с государством и быть "господствующей" Церковью в России. Церковные круги надеялись, что в России произойдет возвращение к прежней политике и что Учредительное собрание в будущем все же сможет совладать с политической ситуацией» .

Среди современных зарубежных историков необходимо назвать немецкого исследователя Г. Шульца, длительное время занимающегося изучением Поместного Собора 1917-1918 гг. и подготовкой публикации его материалов. Рассматривая соборное определение 2 декабря 1917 г., он констатировал несовместимость его положений с проводимой Советской властью религиозной политикой . Французский исследователь Иакинф Дестивель предпринял попытку рассмотреть соборное определение 2 декабря 1917 г. сквозь призму принципа соборности. Он утверждает, что идеал «симфонии» доминировал в церковной среде, не примирившейся с идеей отделения Церкви от государства. Дестивель разделяет точку зрения

24 Карташев А.В. Временное правительство и Русская Церковь // Из истории Христианской Церкви на родине и
за рубежом в XX столетии. М, 1995. С. 10-27; Он же. Революция и Собор 1917-1918 гг. // Богословская мысль.
Париж, 1942. С. 75-101.

25 Смолич И.К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917/1918
гг. (К истории взаимоотношений между государством и Церковью в России) // История Русской Православной
Церкви. 1700-1917. М, 1997. Кн. 8. Ч. 2. С. 732.

26 Schulz G. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in RuBland 1917/18 - ein unbekanntes Reformptenzial.
Gottingen, 1995; Шульц Гюнтер. 1914-1918 гг. как поворотный пункт в церковной истории России // Церковно-
исторический вестник. 2001. № 8. С. 101-120.

большинства историков о невозможности реализации соборного определения в сложившейся политической ситуации: «соборное определение о правовом положении - это некий идеал, отрешенный от реальности, который

большевистская политика быстро превратила в утопию» .

Источниковую базу исследования составили как неопубликованные, так и опубликованные источники. Архивные документы привлечены из фондов Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Научно-исследовательского Отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ).

В ГА РФ изучены материалы фонда Канцелярии Временного правительства (Ф. 1779), где находятся делопроизводственные документы министерства исповеданий, его переписка с учреждениями Св. Синода. В фонде Поместного Собора 1917-1918 гг. (Ф. 3431) отложились делопроизводственные документы общего собрания, отделов Собора и Предсоборного Совета, программы и проекты церковных реформ. В фонде митрополита Арсения (Стадницкого) (Ф. 550) изучена его переписка с высшими церковными иерархами и сотрудниками синодальных учреждений -архиепископом Никоном (Рождественским), епископом Феодором (Поздеевским), епископом Андроником (Никольским), протоиереем П.И. Соколовым.

В работе были использованы следующие фонды РГИА: Канцелярии Св. Синода (Ф. 796), где изучены определения Св. Синода, затрагивающие различные вопросы взаимоотношений Православной Церкви и государства; Канцелярии обер-прокурора Св. Синода (с 5 августа 1917 г. - министерства исповеданий) (Ф. 797), где отложились делопроизводственные документы синодальных учреждений, протоколы и резолюции церковных собраний и съездов. Впервые вводятся в научный оборот материалы Всероссийского

27 Дестивель Иакинф, священник. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности. М, 2008. С. 212.

законоучительского союза, - протоколы, резолюции и приговоры церковных собраний и съездов разного уровня по вопросу о положении религиозного обучения в школе, - отложившиеся в фонде Училищного Совета при Св. Синоде (Ф. 803).

В диссертации также использованы делопроизводственные документы Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г., находящиеся в НИОР РГБ (Ф. 60).

Использованные в диссертации опубликованные источники можно разделить на несколько групп.

Первую группу образуют законодательные документы, раскрывающие основные направления государственной политики в сфере церковно-государственных отношений. Постановления Временного правительства регулярно публиковались в газете «Вестник Временного правительства», частично они опубликованы в специальном сборнике . Изучены законодательные документы Советского правительства по отделению Церкви от государства . В качестве отдельной подгруппы сюда включены нормативно-правовые документы церковных учреждений: определения Св. Синода обнародовались в официальном синодальном печатном органе - журнале «Церковные ведомости», определения Поместного Собора 1917-1918 гг. были впервые опубликованы в 1918 г., а в 1994 г. состоялось их репринтное переиздание .

Следующую группу источников образуют протоколы и резолюции церковных собраний и съездов разного уровня, многие из которых опубликованы в тематическом сборнике «Российское духовенство и свержение монархии» ; наказы членам Поместного Собора ; стенографические записи

28 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1.

29 Отделение Церкви от государства. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений
Верховного суда РСФСР и других Советских Социалистических Республик / Сост. П.В. Гидулянов. М., 1926.

30 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918
гг.: В 4-х выпусках. М, 1994.

31 Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории
Русской православной церкви / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. М., 2008.

пленарных заседаний (деяний) первой сессии Поместного Собора (15 августа -9 декабря 1917 г.)33.

Третью группу источников составляют программные документы российских политических партий, позволяющие выявить их отношение к реформе церковно-государственных отношений .

В диссертации изучены публицистические брошюры и печатные листки, отражающие позицию политических партий и представителей церковной общественности по вопросу реформы церковно-государственных отношений .

Отдельную группу источников составляют источники личного происхождения: воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) , архимандрита Арсения (Денисова) , протопресвитера Г.И. Шавельского , протоиерея СМ. Потехина , Н.П. Розанова . Они позволяют реконструировать атмосферу, в которой происходило обсуждение в церковных кругах реформы церковно-государственных отношений. Интересные детали церковной жизни и личные впечатления отражает дневник члена летней сессии Св. Синода 1917 г. протопресвитера Н.А. Любимова . В работе изучены опубликованные письма

32 Наказы членам Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. / Публ. А.С. Ионов //
Исторический архив. 2003. № 6. С. 145-158.

33 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. М, 1994. Т. 1-5.

34 Программы политических партий России. Конец XIX - начало XX вв. М., 1995; Программы политических
партий в России / Под редакцией и с предисловием И.В. Владиславлева. М., 1917. Вып. 1; Церковный вопрос в
программе партии «Народной свободы». М, 1917. Вып. 1; Пг., 1918. Вып. 2.

35 Рейснер М.А. Церковь и государство. Свобода и тирания в делах веры. Пг., 1917; Гинзбург Л. Свобода
совести и религиозные гонения. М., 1917; Бошко В.И. Отделение Церкви от государства. Киев, 1917; Фиолетов
Н.Н. Церковь в обновленной России. М, 1917; Он же. Церковь и государство. М, 1917; Верховской П.В.
Судьба православной Церкви в обновленной России. Пг., 1917; Он же. Учредительное собрание и Русская
православная церковь. Пг., 1917; Он же. Церковь в обновленном государстве (чтение для народа). Пг., 1917;
Светлов П.Я., протоиерей. Есть ли основания к отделению Церкви от государства? Пг., 1917.

36 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

37 Арсений (Денисов), [архимандрит]. Первые дни Февральской и Октябрьской революций 1917 года в
Московском Кремле //Исторический архив. 1997. № 3. С. 64-77.

38 Шавельский Георгий, протопресвитер. Русская Церковь пред революцией. М, 2005.

39 Потехин СМ., протоиерей. Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве по личным впечатлениям.
Киев, 1917.

40 Розанов Н.П. Второе сословие. Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее
пятидесятилетие перед революцией // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна
Богослова. М., 2000. Вып. 6. С. 120-176.

41 Любимов Н.А., протопресвитер. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апреля - 12 июня
1917 г.) // Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 15-120.

епископа (впоследствии - Патриарха) Алексия (Симанского) , делегата Поместного Собора Я.А. Кремнева43.

Важнейшим источником является церковная и светская периодическая печать. Среди светских изданий большое внимание церковным вопросам уделяли газеты «Русское слово», «Утро России», «Русские ведомости», «Московские ведомости». В диссертации использованы материалы церковной печати: центральной (синодальной), епархиальной и церковно-общественной, в том числе - газеты «Всероссийский церковно-общественный вестник», «Московский церковный голос», журналы «Богословский вестник», «Церковь и жизнь», «Христианская мысль», «Церковно-общественная мысль».

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые предпринята попытка на основе сопоставления и обобщения данных имеющихся источников и исторических исследований изучить процесс формирования позиции Российской Православной Церкви по вопросу о взаимоотношениях с государством после Февральской революции и ее участие в разработке перспективной модели церковно-государственных отношений в марте-декабре 1917 г.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, Ивановского государственного университета и были изложены в четырех публикациях общим объемом 2, 4 п.л. Одна статья из этого числа опубликована в издании, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Диссертация обсуждалась на кафедре истории России и архивоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

42 Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000.

43 «Без политики Собор этот не обойдется»: Письма делегата Священного Собора Православной Российской
Церкви Я.А. Кремнева. Август-сентябрь 1917 г. //Исторический архив. 1999. № 5. С. 189-200.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

В соответствии с формулой специальности 07.00.02 - Отечественная история, включающей изучение прошлого государства и народов России через исследование их деятельности во всех сферах жизни на различных этапах исторического развития, представленная работа является теоретическим исследованием церковно-государственных отношений и проектов их реформирования в России в период марта 1917 г. - января 1918 г.

Соответствие диссертации области исследования специальности.

Область научного исследования диссертации соответствует пункту 4 «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», пункту 13 «История взаимоотношений государства и религиозных конфессий» паспорта научной специальности 07.00.02 - Отечественная история.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В работе показано, что с Февральской революцией в среде православного духовенства и активных верующих мирян были связаны надежды на позитивные изменения в церковной жизни и кардинальное реформирование сложившейся в синодальный период системы церковно-государственных отношений, которая, лишив Православную Церковь юридической самостоятельности, подчинила ее государству в рамках ведомства православного исповедания.

  2. В работе показано, что весной-летом 1917 г. при поддержке обновленческой церковной общественности была проведена внутренняя реформа церковной организации, однако правовое положение Православной Церкви не претерпело существенных изменений. Задача осуществления комплексной церковной реформы принадлежала открывшемуся 15 августа Поместному Собору. Одной из основ предстоящей церковной реформы должно было стать создание новой модели церковно-государственных отношений и

соответствующее определение правового положения Православной Церкви в государстве.

3. В диссертации показано, что весной и летом 1917 г. теоретические и
практические аспекты реформы церковно-государственных отношений активно
обсуждались в церковной печати, на собраниях и съездах духовенства и
верующих. Большинство высказалось против полного отделения Церкви от
государства и секуляризации народного образования.

4. В работе доказано, что идеи и практические предложения,
сформулированные весной 1917 г. юристом профессором П.В. Верховским,
получили поддержку большинства епархиальных съездов духовенства и мирян,
а затем были закреплены в резолюциях Всероссийского съезда духовенства и
мирян 1-12 июня 1917 г. Они также были положены в основу официальных
церковных законопроектов, которые были подготовлены Предсоборным
Советом (июль 1917 г.) и Поместным Собором (определение 2 декабря 1917 г.)
и предназначались к рассмотрению на предстоящем Учредительном собрании.
Эти законопроекты предусматривали для Православной Церкви как публично-
правового института статус первой среди равных религий в государстве,
предполагали правовую и материальную поддержку церковной организации
государством.

5. В диссертации показано, что сложившаяся в России в конце 1917 г.
политическая ситуация не способствовала реализации церковных
законопроектов, поскольку уверенная победа социалистических партий на
выборах в Учредительное собрание делала более реалистичной перспективу
полного отделения Церкви от государства. В дальнейшем роспуск
Учредительного собрания большевиками и первые мероприятия советской
власти в сфере религиозной политики сделали церковные законопроекты
нереалистичными.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение,

список источников и литературы.

Похожие диссертации на Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции : март 1917 г. - январь 1918 г.