Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века Климова Наталья Александровна

Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века
<
Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Климова Наталья Александровна. Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Климова Наталья Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2007.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1064

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях вхождения России в общеевропейское пространство значительно возрастает значение культурных связей нашей страны с ведущими европейскими державами В связи с этим изучение уже имеющегося опыта российско-французских отношений в 80-90-х гг XX в приобретает особое значение.

Наиболее четко роль культурного диалога как важного фактора в реализации внешнеполитической стратегии России обозначилась в 90-е гг XX в Перестановка сил, произошедшая в это время на международной арене, привела к снижению геополитической роли России Вступив в конце XX в в переходный этап своего развития, страна по сей день продолжает переживать мучительный процесс приспособления к новым геополитическим, идеологическим и экономическим реалиям Не обладая былой мощью Советского Союза, новая Россия по-прежнему пытается влиять на формирование мирового устройства, для чего проводит курс на активную интеграцию в мировое сообщество, используя при этом все возможные рычаги для создания образа страны как благонадежного партнера

Одной из наиболее удачных сфер для поддержания политического имиджа на международной арене является культура Здесь России есть, что показать, и есть, чем гордиться Располагая огромным культурным достоянием, страна является одним из безусловных лидеров мирового культурного процесса И именно культурное присутствие за рубежом может стать действенным инструментом в реализации ее внешнеполитической стратегии.

Будучи одной из составляющих в системе внешнеполитических координат России, культурные связи способны также оказать существенное содействие в формировании положительного образа страны в мире Сегодня этот вопрос как никогда актуален, поскольку западные СМИ дают однобокое представление о современной России, как о стране, в которой царит хаос в экономике, разгул коррупции и преступность, происходит постоянное нарушение прав человека и т д Преодолеть этот негативный крен в освещении российской действительности, а также

-4-поднять репутацию нашей страны в мире и призвана зарубежная культурная политика.

Нельзя недооценивать роль культурных связей и в двусторонней дипломатии на современном этапе, поскольку в значительной степени именно они способствуют процессу большего сближения двух стран, их лучшему пониманию друг друга

Изучение вопросов трансформации внешней культурной политики России во второй половине 80-х - 90-е гг. XX в. на примере отношений с Францией объясняется сразу несколькими причинами.

Во-первых, сотрудничество России и Франции всегда являлось и продолжает оставаться одним из постоянных факторов международной жизни, активно воздействующих на решение основных проблем как в Европе, так и во всем мире

Во-вторых, культурные контакты России и Франции имеют давние и прочные традиции Их зарождение относится к XI в., когда дочь Ярослава Мудрого Анна стала французской королевой. Именно с этого времени началось сближение двух культур Наши культуры сосуществовали, взаимно обогащая друг друга на протяжении многих веков, охватывая все области искусства литературу, живопись, музыку, театр И каждое столетие вносило что-то свое в развитие культурных контактов двух стран

В-третьих, у России и Франции есть общие проблемы в обеих странах всерьез озабочены американизацией языка и культуры. На современном этапе культурная экспансия США приобрела планетарные масштабы Именно поэтому во всем мире обеспокоены тем, что политика навязывания Америкой единых культурных стандартов грозит уничтожением историко-культурного разнообразия мира

Задачу сохранения национальной самобытности прекрасно осознают и в России, и во Франции Бывший министр иностранных дел России И Иванов, используя образ Бальзака, сравнившего культуру с «одеждой нации» так обозначил суть проблемы: «Нас хотят одеть в униформу, скроенную по далеко не самой лучшей мерке» Французские власти также озадачены проблемой проникновения ценностей американской культуры в их общество На телевидении и ведущих радиостанциях введены квоты на трансляцию американской и вообще англосаксонской продукции Традиция сопротивления стандартной американской культуре была заложена еще во времена генерала де Голля и с тех пор свято соблюдается всеми его преемниками

Для России и Франции вопрос сохранения культурного многообразия напрямую связан с формированием устойчивой и многополюсной системы международных отношений. А развитие культурных отношений, продолжающих европейские традиции, рассматривается также и как альтернатива культуре Голливуда

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена повышением роли культурного фактора во внешней политики государств и усилением его влияния на социально-политические процессы, а также на международные отношения в целом.

Обзор историографии. В отечественной историографии изучаемой проблемы условно можно выделить два этапа: 60-80-е гг XX в, когда советскими историками была заложена традиция изучения отношений двух стран, в том числе и культурных, и постсоветский период

В 60-80-е гг. подавляющее большинство ученых отдавали предпочтение исследованию советско-французского политического диалога в контексте его влияния на международную обстановку, а культурные связи двух стран рассматривали в качестве одного из компонентов политики мирного сосуществования Самое же описание культурного обмена сводилось к перечислению мероприятий, происходивших в двух странах, без каких-либо комментариев и оценки событий. Подобный подход к изучению культурных связей СССР и Франции прослеживается в трудах В И Антюхиной-Московченко, Ю В. Борисова, А В Ветрова, Ю А. Боева, Ю В Дубинина и В. Н Келина, К. П Зуевой, Н Н Молчанова и др1

Среди исследований 60-80-х гг особое значение для диссертации представляли работы Е. С. Белогловского, Е. И. Новиковой, Л. М. Зак и др.2, основное внимание в

Антюхина-Московченко В И СССР и Франция Советско-французские отношения в 1917-1967 гг М, 1967; Боев Ю А СССР - Франция Традиции и современность Киев, 1977., Борисов Ю В СССР - Франция 60 лет дипломатических отношений. М, 1984., Ветров А. В СССР - Франция современный этап сотрудничества. М, 1983 , Дубинин Ю В , Келин В. Н. СССР - Франция опыт сотрудничества (60-70-е гг.). М„ 1979, Зуева К П* Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности (1958-1986) М, 1987 ; Молчанов Н Н. СССР- Франция. Полувековой путь М, 1974

2 Белогловский Е. С Очерки истории советско-французских связей, 1924-1939 гг. Свердловск, 1988; Борисов А Ю Значение культурных контактов на кризисных этапах советско-французских отношений // Великий Октябрь и опыт культурного строительства в СССР Сб статей М„ 1987., Ерофеева Г Н.Любимова В Н.ШкунаеваИ Д О культурных связях между СССР и Францией // СССР - Франция* Сб статей. М, 1960; Зак Л М Дружба

-6-которых уделено уже культурной составляющей советско-французских взаимоотношений. Именно эти авторы осознали самоценность двустороннего культурного диалога, обратились к изучению его содержательной стороны, проанализировали формы его осуществления, а также попытались проследить его динамику.

Характеризуя отечественную историографию постсоветского периода, можно констатировать, что она ещё находится на стадии своего формирования На сегодняшний день историческая наука не располагает не только монографиями, посвященными отдельным аспектам сотрудничества России и Франции, но и работами комплексного плана, освещающими российско-французские отношения последнего десятилетия XX в

Первые шаги на пути изучения 90-х гг. как отдельного временного отрезка в отношениях двух стран были сделаны лишь на исходе столетия, когда началось их некоторое охлаждение, что не могло остаться незамеченным Именно тогда появились статьи Ю В Борисова, А В. Брегадзе, К Зуевой, Е. М Лесько, Е О Обичкиной, И Шпынова и др \ в которых была предпринята попытка осмыслить итоги десятилетнего периода развития отношений России и Франции, выявить их слабые и сильные стороны

рождалась в борьбе СССР - Франция страницы истории М, 1989, Манфред А 3 Традиции дружбы и сотрудничества. Из истории русско-французских и советско-французских связей М, 1967 , Новикова Е И Советско-французские научно-технические и культурные связи (1965-1970 гг) Автореферат дис. . канд истор наук Минск, 1975, Новикова Б И. Советско-французские культурные связи (1971-1975 гг ) // Вопросы истории 1979. №6. С. 160-168.

3 Борисов Ю В Россия и Франция традиции и трудности сотрудничества // Внешняя политика современной России М., 2000 С 66-75 , Брегадзе А. В Россия - Франция Старый друг лучше новых двух // Международная жизнь 2002. № 12, С. 53-62 , Зуева К Внешняя политика Франции в эпоху "неоголлизма" // Мировая экономика и международные отношения. 2004 №1 С. 70-79., Зуева К. П. Российско-французские отношения на современном этапе // Западная Европа на пороге третьего тысячелетия безопасность, политика, экономика М, 1995 С 147-151 , Зуева К П Российско-французские отношения реальность и тенденции // МЭ и МО 1992 J&12 С 133-139., Зуева К. П. «Эра Миттерана» и после // Международная жизнь 1996 № 2 С 23-30 , Лесько Е М Привилегированное партнерство российско-французские отношения на современном этапе // Реформирование России и современный мир. Выл 2 М., 1999. С. 170-183, Обичкина Е О Европейский проект Франции и место в нем России // Мир и Россия на пороге XXI века Вторые Горчаковские чтения МГИМО МИД России (23-24 мая 2000 г) М, 2001 С 505-522., ШпыновИ А Москва-Париж //Международная жизнь. 1999. №3. С. 45-53.

Что касается культурного аспекта российско-французских отношений последнего десятилетия XX в., то он и вовсе находился вне поле зрения российских историков. Тем не менее, в 90-е гг. появился ряд диссертационных исследований, посвященных культурным отношениям двух стран предшествующих периодов Среди них особо следует отметить работы И. X. Зиннурова, Т И Понька и Н. О Ширалиевой4.

Предметом изучения кандидатской диссертации И X Зиннурова стали советско-французские культурные отношения в 70-80-е гг. XX в. Основное внимание автор сосредотачивает на культурных контактах двух стран, осуществляемых по государственной линии. Исследователь дает качественный анализ организационной и правовой базы этих отношений, выявляет их структуру. Зиянуров подчеркивает экстенсивный характер обменов в 70-80-е гг эффективность советско-французских культурных связей рассматривалась советской стороной в ракурсе количественного увеличения своих мероприятий во Франции при максимальном их насыщении идеологическим содержанием

Т. И. Понька в своей диссертации попыталась воссоздать картину сотрудничества общественности Советского Союза и Франции в культурной и гуманитарной областях в конце 80-х - начале 90-х гг. Автор отмечает факт сильного влияния политики перестройки в СССР и демократизации всей жизни советского общества на налаживание разностороннего сотрудничества общественности СССР и Франции: «на конец 80-х гг. приходится расцвет партнерства обществ обеих стран»

Н О Ширалиева в своем диссертационном исследовании по теме «Культурные связи Франции и России в XX веке» делает обзор культурных отношений России и Франции на протяжении всего XX в, а его последнее десятилетие характеризует как «новую главу в конце тысячелетия», когда «параллельно с традиционными формами самые широкие возможности приобрели частные структуры, выступающие субъектами культурных связей»5. Через всю диссертацию красной нитью проходит

4 Зиннуров И X Советско-французские культурные связи 1975-1991 гг Дис канд
истор наук М, 1996, Понька Т И Сотрудничество советской и французской
общественности в культурной и гуманитарной областях в конце 80-х - начале 90-х гг. Дис.

канд истор. наук. М., 1994., Ширалиева Н О Культурные связи Франции и России в XX веке Дис . канд. истор. наук. М., 2004

5 Ширалиева Н О Культурные связи Франции и России в XX веке Дис канд. истор наук
М., 2004. С 132

-8-мысль автора о том, что политическая ситуация и международная обстановка, влияющие на взаимоотношения Франции и России, никогда не были определяющими факторами для собственно культурных взаимоотношений, которые «остаются постоянной величиной вне зависимости от принципиальных политических перемен, происходящих в обеих странах»6

Таким образом, обзор отечественной историографии свидетельствует о том, что проблема развития российско-французских культурных отношений во второй половине 80-х - 90-е гг XX в, хотя и затрагивалась в ряде научных публикаций, тем не менее, до сих пор не стала предметом отдельного научного исследования

Во французской историографии по исследуемой проблематике также специальных работ нет Однако, следует отметить то обстоятельство, что в конце 80-х гг среди французских историков, социологов и политологов резко возрос интерес к реформе политической системы СССР и перестройке экономических отношений

В связи с отсутствием специальной научной литературы по исследуемой проблеме при написании диссертации использовались преимущественно источники

Источниковая база исследования представлена опубликованными и неопубликованными источниками

' К числу неопубликованных источников относятся документы, извлеченные из архива Министерства культуры СССР, находящегося в Российском государственном архиве литературы и искусства, и архива Французского культурного центра в Москве

Большое значение для исследования представляли материалы архива Министерства культуры СССР, фонды которого содержат ценные документы для освещения культурных связей Советского Союза и Франции в годы перестройки Это планы культурного взаимодействия, информации о выставочном обмене двух стран, справочные материалы о подготовке и реализации гастролей советских художественных коллективов, переписка между Министерством культуры и французскими организациями, осуществляющими культурное сотрудничество, записи бесед с зарубежными политическими и общественными деятелями по вопросам культурного сотрудничества, отчеты о поездках делегации с гастролями во Францию.

6 Там же С 132

Воссоздать картину культурного сотрудничества России и Франции в последнее десятилетие XX столетия позволили материалы Французского культурного центра (ФКЦ) в Москве. Центр появился в Москве осенью 1991 г и с момента своего возникновения стал инициатором проведения практически всех французских культурных акций в столице и других городах России Как таковой архив у Центра отсутствует, более того, следует заметить, что становление Центра сопровождалось небрежным оформлением документации по проводимым мероприятиям, в результате чего были утеряны данные о его работе в начале 90-х гг. По мере налаживания работы Центр озадачился учетом проведенных им культурных акций и собиранием отзывов о них и критических заметок периодической печати.

Опубликованные источники по теме исследования представлены несколькими группами К первой относятся публикации государственных документов, содержащих принципиальные установки государства при осуществлении всей внешнеполитической деятельности, в том числе и культурной политики7. Среди названных документов особое значение имеют материалы XXVII и XXVIII съездов КПСС8. В 90-е гг. - это Конституция Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами9.

Вторую группу источников составляют официальные дипломатические документы - такие, как двусторонние договора, заявления, меморандумы, резолюции Ценность данного вида источников особенно велика, поскольку они являются выражением официальной линии двух государств в области международной политики. Важнейшими дипломатическими документами, использованными при

7 Внешняя политика Советского Союза и международные отношения Сб документов М,
1986., Горбачев М С За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений: Речь на
встрече в Кремле с участниками международного форума «За безъядерный мир, за
выживание человечества», 16 февраля 1986 г М Политиздат, 1986, Горбачев М С
Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира М Политиздат, 1988

8 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза М., 1989,
Материалы XXVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М, 1990,

9 Конституция Российской Федерации М, 1993 , Концепция внешней политики Российской
Федерации // Дипломатический вестник 1993. № 1. С 3-23, Закон Российской Федерации
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» М, 2000.; Основные
направления работы МИД РФ по развитию культурных связей России с зарубежными
странами//Дипломатический вестник 2001 №5 С 56-61

-10-изучении отношений между Россией и Францией, являются Соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики 1989 г, Договор о согласии и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой от 28 октября 1990 г, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве б февраля 1992 г, Договор между Россией и Францией 7 февраля 1992 г и др10

Помимо дипломатических документов предпочтительными источниками, используемыми при написании работы, стали материалы пресс-конференций, данных по итогам переговоров на разных уровнях, а также совместных брифингов11 Необходимость привлечения данного вида источников диктовалась тем, что зафиксированная в них информация давала возможность реконструировать весь процесс осуществления конкретной внешнеполитической инициативы от первоначального предложения до её претворения в жизнь

Важную группу источников, использованных при изучении отношений между Россией и Францией, составили материалы периодической печати Основной массив данной группы источников представлен статьями российских центральных газет в период с 1985 по 1999 гг Для анализа были привлечены следующие издания «Аргументы и факты», «Век», «Вечерняя Москва», «Время-MN», «Известия», «Иностранец», «Искусство», «Итоги», «Коммерсант-Daily», «Культура», «Куранты»,

Соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики // Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева во Францию, 4-5 июля 1989 г. - Париж 6 июля 1989 г - Страсбург Документы и материалы М. Политиздат, 1989, Договор о согласии и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой // Визит М С Горбачева во Францию 28-29 октября 1990 г Документы и материалы. М.. Политиздат, 1990, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве, 6 февраля 1992 г // Дшшоматический вестник. 1992. № 4-5. С. 26-30, Договор между Россией и Францией 7 февраля 1992 г // Дипломатический вестник 1992 № 4-5 С 21-25

11 Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М С Горбачева во Францию 2-5 октября 1985 г Документы и материалы М.. Политиздат, 1985 ; Горбачев М С Ответы на вопросы газеты «Юманите», 4 февраля 1986 г. М„ Политиздат, 1986., Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева во Францию 4-5 июля 1989 г - Париж 6 июля 1989 г - Страсбург Документы и материалы М Политиздат, 1989., Визит М. С Горбачева во Францию 28-29 октября 1990 г Документы и материалы М Политиздат, 1990

«Литературная газета», «Московская правда», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новые известия», «Общая газета», «Парламентская газета», «Подмосковные известия», «Рабочая трибуна», «Российская газета», «Сегодня», «Советская культура», «Театральная жизнь» При изучении культурных акций, происходящих в российской провинции, были использованы региональные периодические издания: «Вечерний Новосибирск», «Вечерняя Казань», «Волжская Коммуна» (Самара), «Время и деньги» (Казань), «Звезда» (Пермь), «Калининградская правда», «Коммуна» (Воронеж), «Кубанские новости» (Краснодар), «Ленинградская правда», «Молодость Сибири» (Новосибирск), «Невское время» (Санкт-Петербург), «Нижегородские новости», «Новгород», «Новгородские ведомости», «Самарское обозрение», «Томский вестник», «Уральский рабочий» (Екатеринбург), «Честное слово» (Новосибирск) и др

Столь широкая подборка прессы объясняется тем, что периодическая печать, будучи выразителем мнений разных политических кругов, склонна превратно истолковывать факты, замалчивать некоторые из них, другие же, наоборот, преувеличивать Сравнение же изложения одних и тех же событий разными периодическими изданиями позволило воссоздать наиболее объективную картину российско-французских культурных отношений

В работе были также использованы материалы французских периодических печатных изданий: «Le Monde», «La Liberation», «L'Humamte'», «Le Nouvel Observateur», «Le Point» Дополнением к газетным публикациям стали материалы журнала «Франс-ЮРСС магазин», издававшегося французским Обществом дружбы «Франция-СССР»

Следующую группу источников составили произведения и мемуары политических деятелей, являющихся непосредственными участниками и свидетелями происходивших событий. Особое место в этой группе занимают воспоминания JO В Дубинина12 - известного советского дипломата, в ранге посла работавшего в столицах ведущих государств мира - Франции, США, Испании, представителем СССР в ООН. В своих мемуарах он в мельчайших подробностях описывает ход работы над Договором о согласии и сотрудничестве между СССР и Францией 1990 г

12 Дубинин Ю В Дипломатическая быль (Записки посла во Франции) М, 1997

Болыное значение для исследования имела также работа мемуарного плана «Москва-Париж- веление сердца и разума»13, написанная французским и русским соавторами - непосредственными свидетелями многих значительных событий. Совместный труд Ж Мартена и В Седых представляет собой оригинальную летопись отношений Парижа и Москвы во второй половине XX столетия на примере Обществ дружбы

Таким образом, обзор источников свидетельствует об информационной насыщенности выявленных материалов, позволяющих исследовать процесс развития российско-французских культурных отношений во второй половине 80-х-90-е гг. XX в

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину 80-х гг, а также последнее десятилетие XX в Изучение этого временного отрезка как отдельного единого периода представляется вполне оправданным, поскольку начавшиеся в годы перестройки радикальные преобразования целевых установок, а также организационно-правовой базы культурных обменов нашли своё логическое завершение в 90-е гг, XX в, которые стали также временем, когда сказались первые результаты перемен, были обнаружены их положительные и отрицательные стороны.

Объект исследования составляет процесс развития двустороннего диалога России и Франции в конце XX в Предметом исследования является культурный аспект отношений России и Франции в годы перестройки и постсоветское время

Основная цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать культурный диалог России и Франции во второй половине 80-х - 90-е гг. XX в

Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования

проанализировать концептуальные основы внешней культурной политики России во второй половине 80-X-90-X гг, показать, как в сравнении с предшествующим периодом изменились целевые установки, которыми руководствовалось российское государство в осуществлении культурных связей с зарубежными странами;

исследовать правовую базу российско-французских культурных отношений применительно к изучаемому периоду;

Мартен Ж., Седых В Москва-Париж веление сердца и разума М, 1998

- выявить организационный механизм, через который реализовывались
культурные обмены России и Франции во второй половине 80-х - 90-х гг XX в;
определить роль государственных структур в осуществлении культурного диалога,

воссоздать целостную картину развития театральных связей двух стран, определить изменения, коснувшиеся содержания театральных обменов и их форм,

проанализировать музыкальные контакты России и Франции, обозначить проблемы, возникшие на пути развития данного направления культурного взаимодействия во второй половине 80-х - 90-е гг XX в.;

рассмотреть сотрудничество двух стран в области кинематографии, раскрыть его основные формы, а также указать факторы, повлиявшие на его уровень и эффективность,

проследить, как между Россией и Францией происходил обмен выставками, выявить новые тенденции, сложившиеся в этой области культурного сотрудничества двух стран,

- проанализировать развитие российско-французских литературных связей
Для решения поставленных задач автор счел нужным дать характеристику

политическим отношениям двух стран в рассматриваемый период.

Методологические основы диссертации. При написании работы диссертант исходил из общенаучных принципов исторического исследования, принципа историзма, заключающегося в рассмотрении любого исторического явления в его развитии и взаимосвязи с контекстом эпохи, и принципа научной объективности.

При проведении исследования были также использованы общепризнанные научные методы индукция, описание, анализ и синтез, а также сравнительно-исторический метод, позволивший сопоставить определенные этапы в развитии российско-французских культурных отношениях

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней предпринята первая попытка комплексного исследования культурных отношений России и Франции во второй половине 80-х - 90-е гг XX в. В ней анализируются целевые установки, которыми руководствовалась наша страна в построении культурного сотрудничества с зарубежными странами, дается характеристика правовой базы культурных отношений России и Франции, изучен механизм осуществления этих связей, а также рассмотрены основные направления культурных

-14-контакгов' театральные, музыкальные, кинематографические, литературные связи, а также обмен выставками двух стран. Предшествующие исследования, посвященные данной проблематике, являются значительно более узкими как по охвату, так и по хронологии.

Представляется также важным введение в научный оборот неопубликованных ранее источников: из архива Министерства культуры СССР, а также материалов Французского культурного центра в Москве, ставшего в 90-е гг XX в. инициатором и основным организатором проведения французских культурных мероприятий в России

Не менее значимым, по мнению автора, является выявление и систематизация материалов периодической печати, характеризующих российско-французский культурный диалог второй половины 80-х и 90-х гг XX в Использование данного вида источников позволяет преодолеть проблему «источникового голода» и уже сегодня приступить к изучению современного этапа культурных отношений России и Франции.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты работы могут найти применение в дальнейшем углублении изучения рассматриваемой проблемы, в учебной работе - при написании учебников, а также в подготовке лекций и практических занятий по данной проблематике

Материалы и выводы диссертации, содержащие анализ возможностей, открывшихся перед Россией и Францией в развитии их культурных отношений, а также и преград, которые могут помешать реализации этих возможностей, могут быть полезны государственным структурам, занимающимся теоретическими и практическими вопросами культурного взаимодействия России и Франции, а также всем участникам двустороннего культурного диалога

Апробация результатов исследования Основные результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, а также в его выступлениях на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х - 90-е годы XX века