Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Магомедова Асият Газиевна

Русско-дагестанские связи в X - XV вв.
<
Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. Русско-дагестанские связи в X - XV вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Асият Газиевна. Русско-дагестанские связи в X - XV вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2005 165 c. РГБ ОД, 61:05-7/966

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Народы Руси и Дагестана в X - XV вв 24-66

1.1. Истоки русско-дагестанских связей 24-30

1.2. Социально-экономическое и политическое положение Руси в X - XV вв 31-44

1.3. Народы Дагестана в X - XV вв 44-66

ГЛАВА II. Русско-дагестанские торгово-экономические и политические связи в X-XV вв 67-110

2.1. Дагестан в русско-северокавказских отношениях BX-XVBB 67-79

2.2. Русско-дагестанские торгово-экономические контакты в X-XV вв 79-89

2.3. Русско-дагестанские политические связи 89-108

ГЛАВА 3. Русско-дагестанские культурные контакты Х-XV вв 109-138

Хронология русско-дагестанских отношений в X - XV вв 139-141

Заключение 142-147

Библиография 148-165

Введение к работе

Актуальность. Кавказ всегда играл существенную роль во внешних сношениях Русского государства. Представляя перешеек между Черным и Каспийским морями, Кавказ соединяет Европу и Азию. Это способствовало тому, что его обитатели постоянно общались как с населением соседних азиатских, так и с народами ближайших европейских стран. Но самой близкой к Кавказу страной европейского континента неизменно являлась Россия.

Взаимоотношения народов Дагестана и Руси - целый пласт в истории дружественных отношений наших народов.

Первые письменные свидетельства о русах на Каспии относятся к IX веку, периоду становления Киевского государства... Причем «первые русы на Каспии, отмеченные в письменных источниках, - это купцы»1.

Однако важный вопрос о первых контактах русских людей с горцами и последующем их расширении все еще недостаточно изучен. Между тем вне истории их вековых взаимоотношений и связей нельзя создать полной картины исторического развития этих народов2.

Нельзя не отметить вполне объяснимого повышения актуальности этой проблемы именно в наши дни. Она представляет не только научный, но и широкий общественный интерес.

Период X — XV вв. очень важен в понимании процессов, связанных с русско-дагестанскими контактами в области экономики, торговли, политики, культуры. Это период зарождения основ тесных и дружественных отношений между народами Руси и Дагестана.

Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории. - Махачкала: Даг-книгоиздат, 1987, С. 8. 2 Магомедов Р. М. Указ. соч., С. 4.

Исследование, связанное с освещением вопросов русско-дагестанских связей в X - XV вв., сопряжено с большими объективными трудностями. Основная трудность состоит как в недостатке фактического материала по изучаемому периоду, так и в недостаточной степени его изученности. Историческая наука располагает лишь отрывочными сведениями об отдельных контактах народов Руси и Дагестана в средние века, хотя в X - XV веках как раз были заложены прочные основы связей горцев Дагестана с остальными народами Кавказа и Русью.

Этим обстоятельством, а также желанием проследить путь от возникновения русско-дагестанских контактов до периода уже тесных систематических связей, и вызван выбор темы настоящего исследования: "Русско-дагестанские связи в X - XV вв."

Исходя из теоретико-исторической значимости изучения истоков мирных русско-дагестанских связей и недостаточной разработанности этих вопросов в исторической науке, проблема данного исследования сформулирована следующим образом: каков характер взаимоотношений народов Руси и Дагестана в X - XV веках?

Хронологические рамки охватывают период с X по XV вв.

Выбор этого периода исследования обусловлен тем, что X в. относится к периоду становления государственности на Руси и позитивным характером объединения горских и плоскостных племен и народов Дагестана.

Конечная дата исследования связана с тем обстоятельством, что в XVI веке можно говорить уже о регулярных связях Руси и Дагестана, основы которых и были заложены в X - XV веках.

Усиливающееся воздействие науки на развитие общества в целом сопровождается повышенным вниманием к пересмотру многих, ранее исследованных проблем с учетом современных оценок и мнений.

Изучение проблем русско-дагестанских взаимосвязей приобретает особую актуальность в условиях сложившейся сегодня сложной геополитической ситуации.

Распад СССР и образование суверенных государств способствовали обострению межнациональных отношений, с одной стороны, и национальной консолидации - с другой. В такой ситуации Дагестан не стал исключением. Отток русского населения из республики в последние годы стал очевиден. Отталкиваясь, от политических амбиций и наносных мелких проблем мы должны заново переосмыслить всю сложную историю наших народов. Исходя из этого, диссертационное исследование привлекает внимание своей актуальностью, сложностью и многогранностью.

Более глубокое изучение проблем зарождения русско-дагестанских политико-экономических и культурных связей поможет по-новому оценить опыт наших предков в умении сплачиваться в сложных исторических ситуациях, определить важнейшие перспективы этих связей сегодня, выявить и устранять имеющиеся недостатки.

Особое звучание и остроту эта проблема приобретает, как уже отмечалось, в связи с реальностями сегодняшнего дня. В условиях демократизации и политического плюрализма в историографии стали преобладать работы, в которых, ударившись в другую крайность, совершенно недооценивается или умаляется роль России в исторических судьбах народов Дагестана.

В силу указанных причин представляется актуальной разработка выбранной темы, показ того, что русско-дагестанские связи складывались еще с древности и имеют богатую и насыщенную историю.

В диссертации на конкретном фактическом материале освещаются истоки зарождения русско-дагестанских связей и дальнейшее их упрочение, особенно с формированием централизованного русского государства.

Своевременность диссертационного исследования обусловлена также тем, что в последние годы, благодаря новым исследованиям отечественных ученых, накоплен разносторонний материал, без систематизации и теоретического осмысления которого воссоздать объективную картину русско-дагестанских взаимоотношений невозможно.

Тема диссертации как предмет специального исследования в указанных хронологических рамках ранее не изучалась, хотя ряд ее аспектов нашел отражение как в квалификационных трудах, и обобщающих исследованиях, так и в отдельных публикациях.

В этих работах анализу различной степени подверглись некоторые аспекты развития русско-дагестанских отношений, но тема в целом как единая, взаимосвязанная проблема, не рассматривалась.

Выбор диссертантом для исследования такого огромного периода в указанных хронологических рамках аргументируется тем, что автор попытался раскрыть особенности зарождения русско-дагестанских связей домонгольского периода и дальнейшее их укрепление, и расширение с образованием централизованного российского государства.

Домонгольский период характеризуется складыванием зачаточных торгово-экономических связей между русами и горцами. Они носили нерегулярный, случайный характер. Говорить о политических связях в этот период не приходится.

В ходе возвышения Москвы и образования централизованного государства эти связи приобретают постоянный, целенаправленный характер и исподволь приобретают политический аспект. Вот почему, диссертант не мог ограничить рамки исследования этим периодом. Только в указанных нами хронологических рамках прослеживается весь процесс зарождения и упрочения дружественных отношений между двумя народами.

Цель исследования. Главной целью диссертационного исследования является: определение характера взаимоотношений народов Руси

и Дагестана в X - XV веках на основе анализа известных источников, имеющихся публикаций и трудов отечественных и зарубежных авторов, где в той или в иной мере затрагиваются вопросы данной проблемы.

В рамках поставленной цели в диссертационной работе определены следующие задачи:

Истоки русско-дагестанских связей

Экономические, политические и культурные отношения между Россией и Дагестаном складывались на протяжении многих веков. Уже в ранних исторических источниках встречаются упоминания о том, что народы Дагестана знали славян издавна, интересовались их жизнью, завязывали с ними дружбу. Академик Б. Д. Греков отмечал, что славяне общались с народами Кавказа еще в V - IV вв. до н. э.1

Многие вопросы, касающиеся взаимоотношений Руси и народов, населявших территорию нынешнего Дагестана в период X - XV вв., нуждаются в тщательном социально-историческом анализе. В отношении ко многим историческим событиям, явлениям, конкретным лицам действуют сложившиеся, устойчивые и не всегда верные стереотипы.

Развитие древнерусской дипломатии в IX — первой половине X в. не может быть правильно понято без учета длительных внешних контактов древнерусского государства с Хазарским каганатом, народами Северного Кавказа, Закавказья, Ирана. Конечно, в этой области исследования наши возможности ограничены по сравнению, скажем, с изучением русско-византийских отношении, ибо здесь нет ни сохранившихся письменных договоров, ни известий о пышных посольствах. И тем не менее ряд верных признаков указывает на определенную активность древних русов на Востоке.1

Отечественные ученые давно уже обратили внимание на странную последовательность в истории военных предприятий древней Руси, в истории ее внешней политики IX - первой половины X в.: после мирных договоров с Византией русы направляли свои дружины на Восток, в Закавказье и Иран, против тамошних мусульманских владетелей — вассалов Багдадского халифата. И всякий раз при этом русские рати проходили либо по территории Хазарского каганата, либо вблизи его границ, по путям, которые контролировались хазарами. Таким образом, Русь уже в IX - первой половине X в. оказалась вовлеченной в политические отношения огромного региона, который охватывал Балканы, Северное Причерноморье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Закавказье, иранские области Юго-Западного и Южного Прикаспия.

Авторы XII - XVI в.в. в основном освещали события яркие, особо значимые. Но было бы ошибочно не замечать общего фона событий, фактов и повседневной жизни, которые для них были настолько очевидны, что они не уделяли ему внимания. Самое пристальное изучение и переосмысление содержания всего комплекса источников: летописей, материалов по истории соседних стран, записей путешественников и других позволяют как бы моделировать события социальной истории тех веков. Это дает возможность немного по-иному взглянуть на характер взаимоотношений Руси и Северного Кавказа, Дагестана, в частности и увидеть, что для отношений этих народов характерным и нормальным были не война и набеги, а интенсивный товарообмен.

Дагестан в русско-северокавказских отношениях BX-XVBB

Древняя Русь и страны Востока. Восточная Европа, находясь на стыке двух континентов Старого Света, издревле имела контакты с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности с Са-санидским Ираном и ранним Арабским халифатом), а в отдельных случаях и Дальнего Востока. Образование единого Древнерусского государства в IX в. привело к общему упрочнению этих связей и к существенным изменениям в развитии их путей и реального содержания. Первоначально, уже с VIII в. и вплоть до второй половины X в. на Русь, а через нее и далеко на запад, в страны Прибалтики, Скандинавии и т.д. шел поток серебряной монеты, чеканившейся в странах ислама.

Древняя Русь была связана в это время непосредственно со столицей халифов Багдадом, городами Северного Ирана, прикаспийского побережья, а также среднеазиатскими владениями Сасанидов.

Ко второй половине X в. положение с торговыми путями изменилось. К этому времени Новгород, и другие северные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, а южные области и, прежде всего Киев остается главным центром торговли с Востоком. Сношения с восточными странами идут через Северный Кавказ, Закавказье, а также через Крым и Черное море. Здесь, по-видимому, в XI в. -XII в. большую роль играло русское княжество на Таманском полуострове - Тмутаракань. Известно, что еще накануне монгольского нашествия купцы из Малой Азии морем ездили в Крым и далее через «Хазарскую переправу» в разные районы Восточной Европы.

«Наиболее удобным был путь из Багдада через Кавказ, где, миновав Дербент, купцы сразу попадали в Хазарию и оттуда в Булгар и Великую Пермь. Другая дорога из мусульманских стран Средней Азии шла через нижнюю Эмбу и низовья Яика прямо на Волгу, в Итиль. Но море тоже не оставалось пустым: по нему плавали корабли руссов из Итиля в Гурган, где перегружали товары на верблюдов для отправки в Богдад»1.

К сожалению, еще недостаточно изучены торговые пути, связывающие Восток через Русь со странами Запада. Таким образом, в целом на протяжении с X - начала XIII в. шел процесс интенсификации связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе с тем и Древней Руси со странами Востока.

Как свидетельствуют исторические памятники, в IX-X в. наиболее активной стороной в торговле Руси с Востоком выступали русские воины — купцы.

А.П. Новосельцев считает, что «уже поход 860 г. сопровождался какими-то действиями русов в южном Прикаспии». И далее: «Видимо, это был локальный набег на побережье Табаристана.»2

Хронология русско-дагестанских отношений в X - XV вв

В отечественной истории древнерусский период, связанный с важнейшими событиями русской истории (становлением государственности, развитием и распространением культуры, борьбой за независимость, распространением письменности у славян) занимает особое место.

В эпоху расцвета Киевской Руси и начавшегося вскоре процесса ее феодальной раздробленности вполне сформировалась древнерусская культура и начала успешно развиваться в различных своих формах.

Период же дописьменной культуры можно назвать предысторией древнерусской культуры и длится этот период вплоть до принятия христианства в качестве господствующей идеологии на Руси, и до создания первых памятников письменности и постепенного качественного изменения всего древнерусского общества. А дописьменный период отличался господством языческого мировоззрения, когда в недрах восточнославянской культуры складывается культура уже Древней Руси. Мифология же восточных славян «складывается из сложного переплетения элементов восточнославянской, тюркской, иранской, угрофинской, скандинавской мифологических систем»1.

Определенную социальную позицию занимали былины. В былинах нередко осмысливалась современная действительность, в сказочных, фантастических образах воспевались лучшие качества родного народа. Былины играли большую роль в жизни человека Древней Руси, ибо пропагандировали определенные идеалы, воспевали высокие качества, звали на борьбу с врагом во имя справедливости. Рожденные народом и отображавшие его взгляды, они выражали его надежды, мечты, нравственные нормы. Таковы былины об Илье Муромце, Вольге и Микуле и др.

Древнерусская народность не была однородной по своей сути: в древнерусской народности «славянский субстрат был основным, но далеко не единственным»1.

Языческие мотивы древнерусской культуры фрагментарны по письменным источникам, по археологическому материалу (раскопки языческих святилищ и дохристианских захоронений, керамика и иные остатки материальной культуры), этнографическому материалу (устные предания, народные традиции, обряды, элементы бытовой культуры), а также по данным исторической лингвистики, изучающей становление языка.

Прекрасным памятником древнерусской культуры языческого периода является «Слово о полку Игореве». При этом в «Слове» проступает не только славянская, но и тюркская и скандинавская мифологии.

Например, у ингушского исследователя Д.Д.Мальсагова есть интересное исследование о вайнахских мотивах в «Слове о полку Игореве», где тот на богатом материале показывает наличие различных связей народов Кавказа и Руси.2

Похожие диссертации на Русско-дагестанские связи в X - XV вв.