Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Лукин Юрий Федорович

Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества
<
Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лукин Юрий Федорович. Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Архангельск, 1992.- 321 с.: ил. РГБ ОД, 71 93-7/179-2

Содержание к диссертации

Введение

Историографический обзор, теоретические основы, содержание и структура социальной активности и протеста

Историографический обзор, источники по проблеме социальной активности

Содержание и структура социальной активности и протеста

Периодизация сопротивления тоталитаризму в истории советского общества. Антисталинский протест 20-50-х гг.

Периодизация сопротивления тоталитаризму в истории советского общества .

Антисталинский протест в ЗО-50-е годы, его характер, масштабы, социальная база

ГЛАВА III. Формирование и деятельность общественных движений в 60-80-е гг .

1. Особенности диссидентства, правозащитного движения в СССР, как духовно-нравственной оппозиции тоталитаризму

2. Деятельность неформальных общественных объединений, переход к многопартийности

ГЛАВА ІV. Предпосылки и сущность конфликтов в сфере социально-экономических отношений

I. Сущность, характер и развитие забастовочного движения в условиях социализма

2. Обострение: и перерастание социальных конфликтов в националБно-чіолитические в конце 80-х годов

Заключение

Источники и литература

Введение к работе

Актуальность проблем сопротивления тоталитаризму, активности и пассивности, конформизма и протеста людей обусловлена в глобальном масштабе, во-первых, возрастанием роли личности, значимости деятельности самых широких масс в политике, истории, во всех сферах жизни общества; во-вторых, внедрением в ткань международных отношений нового политического мышления, осознанием общности геополитической судьбы; и, в-третьих, возникновением и крахом тоталитарных политических режимов в двадцатом веке, распадом практически всех существовавших империй, в том числе и советской, что обострило проблему выбора, ответственности личности за свои действия.

Революции и войны нынешнего столетия, опасность гибели всего человечества от применения термоядерного оружия, от неразумного, хищнического подхода к природной среде обитания поставили землян перед необходимостью отвечать за свои деяния в полной мере. В об-* щественноотюлитическую жизнь включились миллионы людей, деятельность которых кардинально изменила современный мир. Участие в по^ литике, управлении государством, влияние на ход истории стало не только прерогативой избранных, правящей элиты. Сегодня успех любой политической акции, даке самой незначительной, в конечном счете зависит от состояния общественного мнения, политического поведения многих и многих людей, определяется их поддержкой или равнодушием, готовностью больших и малых социальных групп к изменениям или их противодействием. Это, кстати говоря, наглядно продемонстрировали события 19-21 августа 199I года в Москве и других городах. Очевидно, что социально-историческое творчеотво, социально-политическая

~ 4 "

активность субъектов становятся определяющим фактором общеци-вилизационного прогресса, необходимым условием политической ста*» бильности общества, выживания всех и каждого в отдельности.

При этом необходимо иметь в виду, что проблема активности и протеста возникла не в XX веке, она стара как сам мир. В истории человечества всегда были не только одобряющие политику властей, но были и есть несогласные, инакомыслящие, выступающие против господствующих религий, идеологии, существующих порядков, образа жизни. Так зарождалось христианство. Предтечами Иисуса Христа были пророки, проповедовавшие идеи социальной справедливости, учившие делать добро и протестующие против тирании. В истории самого христианства было немало ересей, наряду с католичеством и православием выделился протестантизм, в свою очередь распавшийся на множество церквей и течений. Против традиционных подходов в науке выступали Коперник, Дж.Бруно, Галилей, Ньютон, Энштейн и другие ученые. XX век * это век революций как высшей формы социального протеста, антивоенных, экологических и других общественных движений, имеющих глобальный характер. Люди, действующие в истории, во все времена проявляли социальную активность и протест. История учит, что подавление инакомыслия, преследование несогласных ведет лишь к застою, наступлению реакции, мистицизму и не способствует прогрессу человечества.

Поэтому рассмотрение вопросов активности, протеста, сопротивления в тесной взаимосвязи друг с другом вполне оправданно и способствует объективному анализу исторических событий, действий людей. Социальная активность, понимаемая автором, как мера деятельности, способствующая социальному прогрессу, преобразованию среды и самосовершенствованию личности, в

«Я ^ 1-я

сущности своей есть энергия человечества, различных этносов, социальных групп и других субъектов. Она может быть позитивно направленной, во благо, и может быть отрицательной » вопреки, против общества. Проте с т представляет собой одно из направлений социальной активности, как проявление несогласия, инакомыслия, как оппозиционная деятельность, соответствующее политическое поведение. Любое сопротивление » ненасильственное, мирное или насильственное, вооруженное, » начинается с протеста, осознанного или неосознанного понимания того, что так дальше жить нельзя. И только когда духовный протест реализуется в каком«*либо виде деятельности, в социальной активности, только тогда начинается процесс сопротивления. Это относится и к сопротивлению духа, даже когда не наблюдается видимых проявлений деятельности, протестующих поступков, когда протест накапливаетея в виде мыслей, поиска правды, истины. Протестующий внутренне человек может остаться вещью в себе, может лояльно относиться к существующему вокруг него устройству общественной жизни, но активность его может и резко ВОЗ-расти на переломных этапах развития истории, что наглядно продемонстрировали события в бывшем СССР в конце 80«х * начале 90-х годов. Проблемы демократии, развития самоуправления, политической системы общества, социально-экономических отношений - это проблемы, тесно связанные с человеком, его активной творческой деятельностью. Социально-историческое творчество, общественная энергия человечества, его народов, социальных: групп, личностей материализуется в конкретных делах, поступках, действиях, направленных на благо или во вред людям.

В истории советского общества имеется ещё немало не изученных "белых пятен", и одна из таких тем связана с развитием социаль-

*- б ">

ной активности и протеста в условиях тоталитаризма. Перестройка, запрещение деятельности КПСС, распад Советского Союза, деидеологи-зация науки, образования, переход от тоталитаризма к демократии, реформы в экономике и другие изменения в жизни общества со всей остротой поставили перед историками задачу переосмысления многих устоявшихся стереотипов и поиска новых подходов к исследованию отечественной истории.

Один из таких дискуссионных вопросов связан с характером существовавшего в СССР тоталитарного политического режима. В XX веке такие режимы функционировали в ряде стран мира, но отечественной исторшческой науке ещё толвко предстоит впереди глубокое освоение материалов по данной проблематике.-'- Основными признаками тоталитарных режимов обычно называют следующие: - сосредоточение влас~ ти в руках массовой партии, организованной недемократическим спо«-собом вокруг лидера; *. доминирующая роль идеологии, основное содержание которой определяется сверху; * монополистический контроль экономики, средств массовой информации, других сфер жизни общества; террористический, полицейский контроль. Насилие и контроль в тоталитарном обществе являются всеобщими, не имеют границ, разрешается только то» что .приказано властью. Правящей номенклатур

  1. См: Сатаров A.M. Революционный тоталитаризм в нашей иетории // Коммунист.-1991.** 5.*С,60*71; Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль.*Г991.»№ 15.«-С.30-42: Борисов Ю,,Г0лубев А. Тоталитаризм в отечественной иетории:// Свободная мысль.-1992.«# .

  2. См: Вятр Е, Типология политических режимов // Лекции по политологии. -Таллинн, 1993>*С60; Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий клаес Советского Союза.«М.» 1991.**С.593*»5І6; Гозман Л.,3ткинд А. Культ власти. Структура тоталитарного сознания // Осмыслить культ Сталина,«*.М.:Погреес, 1989. *С* 337*371; Джилас М. Лицо тоталитаризма.*NU:Новости,Т992; Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века // Кентавр, « 1992.-Май«.июнь.«* С.3*18; Серебряный С.,Ингерфлом К. Тоталитаризм // 50/50: Опыт словаря нового мышления.*» М.: Прогресе, 1989.-*С.368«» 377; Турчин В. Тоталитаризм //Погружение в трясинуСанатомия застоя*).~М.:Прогре ее,І99І.«С.575«60І и др.

« 7 ~

ре нужны не активность, инициатива, а всеобщее одобрение, энтузиазм и послушание. Поэтому любое инакомыслие, тем более протест, преследуются и наказываются.

Советскому обществу 2СМЗО«х гг. были присущи многие из указанных выше черт, но оно имело и свои особенности. Необходимо подчеркнуть, что нельзя автоматически переносить все черты тоталитарного политического режима на весь указанный период . О массовых репрессиях, к примеру, можно говорить только применительно к пери-оду до 1953 года. Не всегда однозначно оценивается процесс слияния функций партии и государства. Важной особенностью общественно^ политической жизни было вовлечение каждого члена общества в иерархическую систему идеологизированных организаций: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы и др., представля.-вшие еобой как бы "приводные ремни" от партийно«гоеударетвенного руководства к массам и население все время поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности при помощи сменявших друг друга массированных пропагандистских кампаний, волн массового террюра, судебных процессов, перетряхивания кадров партократии.-*-

Человек в тоталитарном обществе несвободен, он принимал участие в выборах, не имея реалнного выбора, участвовал в управлении делами коллектива, во всенародных обсуждениях, но не в принятии решений. Власти формально интересовались общественным мнением, изучали его, но не для того, чтобы следовать- ему, а чтобы формировать в направлении, необходимом правящей элите. Граждане могли быть всего лишь винтиками, человеческим фактором, но не субъектами социально-политических-отношений. Происходила сакрализация

I. История Отечества (краткий очерк, выпуск 2).** М.: Знание, 1992— С.9

,-. 8 -

идеи* вождей, их мнения* принимаемых постановлений партии и пра« вителнства. При отсутствии оппозиции* плюрализма навязйвалооь единомыслие и единообразие. Однако существовало и сопротивление тоталитарной системе, что отвергает тезис о всеобщей поддержке политики правящей партии;, единомыслии. Лишен диалектики и подход, согласно которому отсчет демократических процессов в СССР начинается с апреля 1985 года, так как такая точка зрения затушевывает истоки качественных социально-политических преобразований в обще« стве» Инакомыслие, неприятие тоталитаризма, сопротивление духа были всегда присущи советскому обществу в той или иной степени.

В бывшем Советском Союзе существовал один из самых продолжительных; и жестоких политических режимов в мире* берущий свое начало в октябре 1917 года. Формирование тоталитаризма как цельной, полной! завершенной на практике системы происходит в 2Q**e годы, а процесс его распада начинается со второй половины 80*х годов. Этот период характеризуется сплетением различных тенденций, приливами и отливами социальной активности,» подъемами и спадами антитоталитарного сопротивления»

Некоторые ученые предлагают считать началом тоталитарного режима в России 191? год. Но с этим трудно согласиться* так как до июля IfШ года партия большевиков делила власть с левыми эсерами, а в КШ*»1921 гг. существовало военно^политическое еопротив« ление советской влаети» Ни о каком безраздельном господстве болвг* шевиков на всей территории России в период гражданской войны говорить не приходитея. В годы новой экономической политики большевики пошли на уступки в сфере экономики. В этот же период внутри самой правящей партии шла острая борьба за власть. Признаки тоталитарного политического режима действительно формируются сразу

« 9 *-

же в постоктябрьский период, а его теоретическое обоснование появилось ещё раньше. Но сам режим сложился в цельную полную систему только к концу 20-х годов, когда сформировался и укрепился кулшт Сталина, а правящая партия отказалась от прежней политики и установила жесткий контроль над экономикой. Все производство и потребление стало регулироваться пятилетними планами развития народного хозяйства, уничтожается крестьянство и появляются колхозы. Вполне возможно, что некоторые исследователи будут отождествлять историю большевизма с тоталитаризмом, ставить знак равенства между ними. Автор не разделяет такой позиции, ибо речь идет только о политике, о власти, а не об идеологии.

Различные мнения существуют и по вопросу определении конца тоталитаризма в России. Но ни половинчатые реформы Н.С.Хрущева, ни гласность, при М.С.Горбачеве не уничтожили тоталитаризм, так как компартия, органы государственной безопасности, армия, по-прежнему, контролировали общество. И только после августа 1991 года происходят необратимые изменения в политической системе, но остается ак« туальной проблема десталинизации сознания, избавления общества от мифов о якобы прекрасном, тоталитарном прошлюм (был порядок, энту« зиазм, вера и т.п.). Часть людей так и не поняла* что не бывает прочным и долговечным общество, построенное на насилии, преследо** вании и уничтожении своих же сограждан.

Несомненно, что проблемы еоциально«исторического творчества, активности и протеста, участия или неучастия личности в управлении делами общества были, есть и останутся в будущем чрезвычайно акту*-алвными. Значимость инициативы граждан, их культуры и поведения резко возрастает в условиях перехода к рынку, д демократизации общеетвеннонполитической жизни. Все это требует осмысления, анали-

« 10 -за уроков исторшчеекого прошлого.

Анализ степени изученности проби-м ы показывает, что несмотря на отражение в исторических трудах, а также в работах по философии, социологии и др.,различных аспектов избранной темы, в целом она ещё не стала предметом специального изучения, особенно среди историков. Практически отсутствуют концептуально разработанные общие подходы к исследованию комплексной, междисциплинарной проблемы сопротивления тоталитаризму, активности и протеста в истории, советского общества. В существующей научной литературе можно условно выделить две группы и соояшетст» венко два этапа исследований: і) многочисленные работы по социальной активности субъектов, опубликованные в 60-80 гг. и 2) статьи, сборники, книги, появившиеся во второй половине 80-х - начале 90«х годов, в которых начинают рассматриваться вопросы антисталинского протеста, инакомыслия, эволюции общественных: движений и вновь возникающих партий и др.

Проблемы социальной активности стали широко исследоваться со второй половины бО-х годов. К настоящему времени имеются сотни книг, монографий, диссертационных работ, и не только историков, но и философов, экономистов, социологов, правоведов, педагогов, психологов, в которых глубоко и всесторонне проанализированы теоретические основы и практические проявления социальной активности в основных сферах жизнедеятельности общества»: экономике, политике; социальной сфере, культуре, В трудах по истории КПСС обычно рассматривались вопросы деятельности партийных комитетов и организаций, роли партии; в развитии активности коммунистов, рабочих, крестьян, интеллигенции, женщин, молодежи и других субъектов в какой-то определенный период: между съездами КПСС, за годы прошедшей

- II -

пятилетки и т.п.

В теоретическую разработку вопросов содержания и форм проявления социальной активности масс,рабочего класса, развития личности в социалистическом обществе значительный вклад внесли в 70-80~е годы коллективные труды ученых СССР,Болгарии,Венгрии,ГДР,Польши и Чехословакии, ведущих научных центров, таких как ИМЛ, АОН при ЦК КПСС, Института социологических исследований, Института философии, Института государства и права, ШИОНа Академии наук СССР, Московского, Ленинградского университетов и др.вузов, НИИ. В крупных научных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева действуют специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (в МГУ им.М.ВЛомоносова, МПГУ им.В.ИЛенина, Санкт-Петербургском ун-те и др.), в которых защищено немало работ, продвинувших даль-нейщую научною разработку указанных проблем. Нельзя не отметить важную роль издательств "Наука", "Мысль", "Политиздат", "Высшая школа" и др. в подготовке и публикации изданий, посвященных социально-историческому творчеству масс и личности.

Не утратили своей актуальности многие положения, обоснованные в свое время в ряде монографических исследований по проблемам теории

I. См,например,: Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии.-М»: Наука,1972; Активность личности в социалистическом обществе.-М.: Наука»1976; Социализм и личность.-М.: Мысль, 1979; Развитие рабочего класса в социалистическом обществе.- М*: Наука,1982; Социальная активность трудящихся масс в условиях социализма,- М.: Политиздат, 1987; Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе.« М,: Наука,1987; Философские и социологические проблемы формирования социальной активности личности: Межвуз.сб.науч.трудов.«Владимир, 1989 и др. 2. Наряду с традиционной тематикой по развитию творческой активности масс, в специалищированных советах, действующих при кафедре истории МПГУ им.В.И.Ленина защищаются, например, диссертации о деятельности демократических движений в сфере национальных отношений, политике государства в области охраны окружающей среды и др.

личности, социальной активности субъектов.^

Значительный круг вопросов, связанных с активностью личности, классов, социальных групп, трудовых коллективов, охватывают научные исследования, которые велись по проблемам развития политической системы, социалистической демократии, углубления самоуправления народа. В них разрабатывались филоеофско-социологические и методологические аспекты участия субъектов в управлении, анализировались содержание и формы общественного самоуправления, деятельность различных общественных формирований, факторы, влияющие на активность трудящихся в экономике, политике, социальной сфере. Это монографии В.Г.Афанасьева, А.К.Белых, Ф.М.Бурлацкого, К.й.Микульского, О.М.Соловьева, Ю.А.Тихомирова, Г.Н.Шахназарова и многих других авторов.

Историографический обзор, анализ источников по проблемам социальной активности, проведенный и во введении, и в первой главе диссертации, позволяет сделать выводы:

- феномен социальной активности достаточно полно и всесторонне исследован в научной литературе; имеющийся задел позволяет перейти к изучению сопротивления, протеста и других форм социально-политического поведения людей; «. социальная активность, понимаемая как мера деятельности, энергия субъектов во всех сферах жизни общества, имеет сложную, многоуровневую структуру; в её оценке необходимо учи*

I. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.^ МГУ,

I97J; Человек ** обществу, общество * человеку.*» М.: Политиздат, 1976; Социалистический образ жизни: Методологические и методические вопросы.-* М.: Высшая школа, 1980; Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений.~ МГУ, 1984; Батенин С.С. Человек в его истории.~ ЛГУ,1976; Демин М.В. Проблемы теории личности: социал&но«фило-софский аспект.» МГУ,1977; Клюев А.В. Политическая активность личности при социализме: Сущность и факторы её повышения.-ЛГУ, 1980; Смирнов ГЛ. Советский человек: Формирование социалистического ипа личности.« М.: Политиздат,1971,1973,1980; Смирнов И.П. Советский рабочий.Формирование творческой личности.~ М.:Мысль,1987; Столетов В.Н. Становление личности,~М.:Мыслв, 1987 и др.

~ ІЗ -

тывать историческую конкретику исследуемого периода; - экономическая активность в истории советского общества была сведена преимущественно к активности в труде; на развитии социальной активности негативно сказывалось внеэкономическое принуждение масс, отчуждение трудящихся от собственности, власти и управления, характерные для тоталитарного политического режима.

Серьезные, многоплановые научные исследования предшествующих лет создают необходимую базу для дальнейшей разработки проблем социальной активности, включая протест, сопротивление, однако при этом необходимо учитывать время написания работ, чтобы отсеивать идеологическую фразеологию. В работах по истории. КПСС, например, писалось об огромных возможностях социализма для развития социальной активности, но при этом отсутствовал объективный анализ самой общественно-политической реальности, ограничивающей творчество людей. Социальная активность в условиях тоталитарного политического режима носила во многом формальный, декларируемый характер. Практически отсутствуют исследования причин, форм и содержания социально-политического протеста в истории: советского общества. До недавнего времени историкам чаще всего приходилось писать о всеобщем одобрение политики одной партии, о героизме и трудовом энтузиазме советских людей, победителях социалистического соревнования и других проявлениях только позитивно направленной социальной активности. Политическая история советского общества пропагандировалась и изучалась как история КПСС, съездов и конференций, постановлений и решений, пятилеток и трудовых свершений. В этой истории не находилось места человеку, историческая наука существовала сама по себе, была отчуждена от реальной жизни людей.

Современный этап исследований, берущий начало

во второй половине 80-х гг., имеет ряд особенностей. Прежде всего, заметно расширяется и углубляется сама тематика научных исследований. Высказывается критическое отношение ко многим положениям, не вызывавшим ранее сомнений. В исторической литературе в конце восьмидесятых годов появились публикации, статьи, книги, изданные не за рубежом, а в нашей стране, в которых анализировались не только причины, генезис сталинизма, как одной из разновидностей тоталитаризма, но показывалось и сопротивление ему, приводились факты протеста. Осмысление этих вопросов чаще всего делалось в общем контексте анализа событий советской истории, имело преимущественно публицистический, политологический, философский характер. Ещё одной особенностью современной историографии стало коллективное осмысление актуальных проблем истории Отечества XX века, появление нового поколения учебников, учебных пособий, вобравших в себя результаты коллективного поиска.

Исторический путь КПСС в свете нового мышления, методологические проблемы, вставшие перед историками в момент перестройки исторической науки, раскрывались в статье В.Наумова, В.Рябова,Ю.Филиппова, опубликованной журналом "Вопросы истории КПСС" (1988.-№ 9,10) и вошедшей позднее в книгу "Страницы истории КПСС: факты. П-роблемы.Уроки." В двух книгах под таким названием были собраны не только актуальные статьи, опубликованные в периодической печати в 1987-1989 гг., но имелись разделы "История и личность", "Документы", публикации методологической направленности о многомерности исторического процесса, переоценке ценностей в историческом сознаний и др.

I. Страницы истории КПСС: Факты.Проблемы.Уроки / Сост. В.К.Горев, В.Н.Донченко.С.А.Степанов; Под ред.В.И.Купцова.- М«; Высш.шк., 1988; Кн.2.-М.: Высш.шк.,1989.

Впервые в современной историографии была сделана попытка всесторонне рассмотреть узловые проблемы советской истории в книге "Историки)спорят. 13 бесед", построенной в форме полемических бесед между собой видных специалистов-историков о новых подходах к проблемам Великого Октября, гражданской войны, нэпа, образования СССР, политической системы 20-30 гг., истории общественных организаций и др. Общие проблемы изучения советского общества, основные, переломные этапы его истории освещались в сборнике, составленном из статей Смирнова ГЛ., Полякова Ю.А., Волобуева П.В., Кораблева Ю.И., Наумова В.П. и других известных ученых.

Нарастание застойных явлений в жизни партии и общества в 70-80 гг. была посвящена книга, подготовленная авторским коллективом ИМЛ при ЦК КПСС, в которой анализировались негативные процессы в деятельности КПСС, проблемы развития экономики и политики, усиления противоречий в социальной, духовной жизни общества и межнацио* нальных отношениях. Книгу заключает глава, названная "Уроки нашего кризиса", одной из причин которого авторы называют недостаточную способность народа к самодеятельности, творчеству.

Заметным событием в выработке новых подходов к освещению ак-^ туальных проблем развития общества стал выход в 1988 г. сборника статей "Иного не дано". В одной из статей Л.Баткин очень точно заметил: "Мы пережили период, когда история словно бы остановилась". Из жизни советского общества с конца 20~х годов исчезла

1. Историки спорят. 13 бесед. /Под общ.ред. В.С.Іельчука.- М.:

М.: Политиздат,1988.

2. Страницы истории советского общества: Факты.Проблемы.Люди /
Под общ.ред. АЛ.Кинкулькина; Сост.:Г.В.Клокова и др. - М.:

Политиздат,1989.

  1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / йн-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Под общ.ред. В.В.Журавлева.«М.: Политиздат, 1990.- С. 386.

  2. Баткин Л. Возобновление истории //Иного не дано.-М.:Прогрес, 1988.- С, 158

~ 16 -

политика. Начало перестройки ознаменовали её возвращение. В статьях Е.Амбарцумова,А.БовинаД.Бутенко,Г.Водолазова,В.Киселева, А.Миграняна и других авторов сборника рассматривались проблемы развития социализма, пути совершенствования политической системы, ставились извечные вопросы, волнующие российскую интеллигенцию: кто виноват и что делать? Одной из главных причин переживаемого кризиса общества А.Д.Сахаров в своей статье назвал отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике, в идеологии. Советская история, по мнению Ю.Афанасьева, была фальсифицирована, до предела заидеологизирована, упрощена и, чтобы превратить историю в науку требуется переосмыслить понятие "исторической правды", отказаться от монополии исторического знания, необходимо глубокое методологическое обновление научных исследований. Он подчеркивал особую актуальность проблемы альтернативности истории, категории "выбора", как важнейшего элемента исторического становления. В последующие годы в издательстве "Прогресс" вышел в свет ещё ряд сборников, продолжающих серию под общим заголовком "Перестройка: гласность,демократия, социализм" и раскрывающих аспекты общей проблемы десталинизации общества, наше историческое прошлое, успехи и неудачи реформ в экономике, политике, других сферах.

Из коллективных трудов, дающих систематизированное изложение историй Отечества, необходимо отметить два тома "Наше Отечество--1.

  1. Сахаров А.Д. Неизбежность перестройки //Иного не дайо.-М.: 1988,- С. 122 ,,

  2. Афанасьев Ю. Перестройка и историческое знание //Иного не дано,-М.,1988— С 432

  3. Осмыслить культ Сталина.- М.:Прогресс, 1989; Пульс реформ.-М.: Прогресс,1989; Социализм: между прошлым и будущим,- М.: Прогресс,1989; Постижение: Социология.Социальная политика. Экономическая реформа,~ М.:Прогресс,1989; На пути к свободе совести,- М,: Прогресс,1989; В человеческом измерении.- М.: Прогресс,1989; СССР: демографический прогноз.- М.: Прогресс, 1990; Погружение в трясину (Анатомия застоя).- М, :Нрогресс, 199I и другие.

Опыт политической истории'! рук.автор,кол-ва С,Кулешов.1 Авторским коллективом под руководством А.А. Данилова опубликованы два выпуска краткого очерка "История Отечества".2 В этих работах значительно расширен круг субъектов политической истории, анализируется деятельность общественных движений, партий и организаций, судьба оппозиции, показывается становление тоталитарной системы власти и управления, попытки её либерализации и модернизации.

Имеется немало других публикаций, в том числе и зарубежных авторов, раскрывающих актуальные проблемы новейшей отечественной истории, истоки сталинизма, режим личной власти Сталина, тайную исто-рию сталинских преступлении. В ряде изданий, в том числе и в указанных выше, исследуются не только трагические страницы истории советского общества, но и приводятся факты, свидетельства сопротивления тоталитарному политическому режиму, рассказывается о тех, кто не молчал, противостоял произволу, боролся против массовых реп-рессий. Б.А.Старков, анализируя деятельность "право~левых фракцио* неров" (группы С.Сырцова и В.Ломинадзе), дело М.Рютина, судьбы.. А.Бармина, И,Рейсса,В.Кривицкого, делает вполне обоснованный вывод

I* Наше Отечество.Опыт политической истории. Т.І.~Й. :Teppaf 1991; Т.2,- М.: Терра,1991.

  1. История Отечества (краткий очерк, вып.І).- М.: Знание,1992; Вып.2.- М.2 Знание,1992.

  2. Актуальные проблемы новейшей истории (Д.А. Волкогонов.В.Я.Сиполс, А.А.Кошкин и др.: Под общ.ред, Г,Н.Севастьянова.~М,: Просвещение, 1991; Белади Л.Драус Т. Сталин.** М. Политиздат. 1990; Волобуев 0., Кулешов С. Очищение,История и пере стройка,~М,: АПН,1989; Зевелев А,И', Истоки сталинизма: Учеб.пособие... -М.: Выспг.шк., 1990; Орлов А, Тайная история сталинских преступлений.- М.: Автор, 1991; Режим личной власти Сталина: К истории; формирования /Под ред,акад.Ю.С.Кукушкина.- М,:. МГУ, 1989 и др.

  3. Возвращенные имена: Сб.публиц.ст.в 2-х кн. Кн.1.~М,:АПН, 1989. Кн. П. ~М,: АПН,, 1989; Они не молчали /Сост.А,В.Афанасьев.-М.: Политиздат, 1991; Открывая новые страницы... Международные вопросы :события и люди.-М.Политиздат, 1989; Репрессированная наука/ Ред.М,Г.Ярошевский.~Л.Наука,1991; Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Политиздат,1989 и др.

!*

о том, что в партии и государстве в ЗО-е годы существовал!) сопротивление становлению режима личной власти Сталина, делались попытки обращения ко всем членам партии, создания нелегальных антисталинских организаций, аппеляции к мировому общественному мнению. В своей докторской диссертации Старков Б.А. одним из первых на большом фактическом материале освещает формы социального протеста, раскрывает антисталинское сопротивление в 30-е годы и причины его поражения. Была неспокойной общественная атмосфера и после войны, с 1948 г. возобновляются массовые репрессии, в ' 1953-1954 гг. вспыхнули бунты в нескольких лагерях, в 1960-1962 гг. происходили волнения в 15 городах страны.

Совершенно новый пласт литературы, новое направление в историографии связано с историей диссидентства, неформальных общественных движений в 60-80-е годы. Публикаций о них ещё очень мало по сравнению с другими сторонами общественно-политической жизни, Для историков, исследующих общественные движения в СССР, важное значение имеет статья Л.Богораз, В.Голицына и С.Ковалева "Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР': 1965-1985". Это одна из первых публикаций, в которой дается исистематизированное изложение истории' диссидентства. За рубежом по истории независимых общественных движений ещё в 1984 году вышла в свет книга Л.Алекоеево|ЫщЦстория инакомыслия в СССР. Новейший период". Вслед за указанной статьей в сборнике "Погружение в трясину: (Анатомия застоя)" опубликована хроника диссидентского движения (1968-1983 гг.). Эти материалы, подготовленные непосредственными участниками движения, можно использовать и в качестве источников.

Г. См: Они не молчали ... С. 138,145,243-244

2. Старков Б..А. Утверждение режима личной власти И.В.Сталина и со
противление в партии и государстве (Итоги и уроки полит,борьбы

. в 30~е годы):.Автореф.дис. ... докт.ист.наук.- С.-Петербург,
1992,- С.30-38.. . , / .. ..

3. См: Зубкова Е. Общественная атмосфера после войны.(1945-1946) //
Свободная мыслБ;.~1992.-№6.-С.4~14. Общественная атмосфера после
войны (1948-1952) /7 Свободная мысль.* 1992.~№9.-С.79-88;

. История Отечества (Краткий очерк, вып.2).- М.,1992.- С.22-25.

  1. См: Погружение в трясину (Анатомия застоя).« М.,1991.- С.501-544.

  2. Хроника диссидентского движения (1968-1983 гг.) // Погружение в трясину: (Анатомия застоя).- М.,1991,- С.545-554.

Невозможно исследовать современный период отечественной истории, не обращаясь к трудам А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына,^ учитывая их огромное духовное влияние на современников. Воздействие на умы оказывали и В.Высоцкий, А.Галич,Ф.Абрамов, другие писатели и поэты.

Внимание ученых всё более привлекает деятельность, генезис, состав неформальных общественных формирований, заметно усиливших свое влияние на жизнь общества после апреля 1985 года. В настоящее время идет процесс научного осмысления их деятельности, появились первые публикации. В их числе статья (в форме диалога) Т.П.Коржи-хиной и А.Д.Степанского, книги А.Громова и 0. Кузина, А.Запесоцкого и А.Файна, сборники и другие издания. Под редакцией В.Ф.Левичева подготовлен сборник научных трудов ^Неформальная волна", в статьях которого использованы результаты исторических и социологических исследований, опыт общения с неформалами.

Анализу новых политических партий и общественно-политических движений в обновленной политической системе, противоречиям и тенденциям развития КПСС посвящена книга А.А.Данилова и МЛ.Дубровского, включаяющая в себя также справочные материалы и программные

  1. Сахаров А,Д. Тревога и надежда,- М.:"Интер-Верео", 1990. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ.1918*1956. Опыт художественного исследования.т-М,:Йнком НВ, 1991 и др.

  2. Коржихина Т,П.,Степанский А.Д. Из истории: общественных организаций //Историки спорят,Тринадцать бесед,-М.: Политиздат, 1988.~ С.406-431; Громов А,В.,Кузин О,С. Неформалы: кто есть кто? ~ М,: Мы ель, 1990; Запесоцкии А.,Файн А. Эта непонятная молодежь... Проблемы неформальных молодежных объединений.- 1YL: Профиздат, 1990; Криминологи о неформальных молодежных объединениях.-

М.: Юрид.лит,,1990; Неформалы.Социальные инициативы: Сб. /сост. Юшенков С.Н* - М.,,1990; Неформалы: кто они? Куда зовут? / Под общ.ред. В.А.Печенева; Ред.-сост.В.И.Вьюницкий.- М.: Политиздат, 1990 и др.

3. Неформальная волна: Сб.науч.трудов.- М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ,
1990»- 195 с,

~ 20 -

положения новых политизированных образований.1 В июне 199I г. в МПГУ им,В.И.Ленина состоялась Всесоюзная научно-историческая конференция по теме: "История политических партий в вузовском курсе политической истории. Проблемы теории, методологии, методики". Опыт классификации современных политических партий был предпринят в докладе А.Данилова, который отмечал, что к началу 199I г. в стране насчитывалось до 20 всесоюзных партий, 500 республиканских и 10 тысяч политклубов и организаций местного значения. Проблемы перехода от неформалов к многопартийности, эффективности новых общественных движений, в том числе экологической направленности, обсуждались на П Соловецком форуме в г. Архангельске.

В 80-е - начале 90-х годов протест в сфере социально-экономических отношений все чаще принимает форму забастовок, бойкота, голодовок, проходят первые отраслевые забастовки шахтеров, выступления с экономическими требованиями перерастают в политические, национальные. Все эти процессы находят свое отражение в научных статьях.

Г. Данилов А.А.,Дубровский МЛ. Политические партии, и движения на современном этапе (Россия,Украина),-Харьков: МПГУ им.В.И. Ленина,Харьков.школа менеджеров "Экономист", 1991.« 187 с.

  1. Данилов А.А. Современные политические партии СССР: опыт классификации // История политических партий в вузовском курсе политической истории. Проблемы теории, методологии,методики: Всесоюз.науч.-метод.конф. Тезисы докл. и сообщ. Июнь 1991г. Вып.2.- М.: Изд-во "Прометей", 1991.- С. 10-13.

  2. Культура и политика в современном мире: Тезисы докл.П Соловецкого Форума 9-13 сент.1990 г. - Арх-ск - Соловки,1990. См: док* лады Зыкиной Т.А.(с.203-205), Лукина Ю.$.(с.57-б0л Чувашовой Н.И,(с,б4-6б) и др.

  3. Дилигенский Г. Забастовка и перестройка //Новое время.-1989.-

№ 32.-С.28; Забастовки: отношение населения и взгляд изнутри// Вопросы экономики.-1990.~№ 3.-С.92; Кабалина В.И.,Мокусова Г.Д., Назимова А.К. Забастовки советских рабочих (1987-1989; //Рабоч. класс; и современный мир.-1989.-№ б.-С.74; Кацва A.M. От рабочкомов к Союзу трудящихся Кузбасса // Рабочий класс и соврем,мир.-1990.~№ I.-C.I9I; Комаровский В. Независимое рабочее движение в Советском Союзе // Общественные науки,« современность.-1991.-№ I.-C.37; Право на труд - право на забастовку //Обществ.науки.-1990.-№ 3,№ б. Обществ.науки и современость,-1991.-№ 1.-0.4/; Лукин Ю.Ф. Социальный протест, конфликты в сфере социально-экон. отношений//Соц.-экон.проблемы Европ,Севера:Межвуз.сб.науч.трудов.

Архангельск, 1991 и др.

В конце 80-х - начале 90-х гг. по сравнению с предшествующим этапом в научной литературе наметилось не просто расширение тематики исследований, но усилилось внимание к проблемам человека, к механизму осуществления власти в обществе. В работах Ангина Г.К., Белова Г.А.,Выдрина Д.Й.,Скакунова 3,И.,Хасбулатова Р.И,,Шестопа~ ла Е.Е.,Щегорцева В.А. и других ученых анализируются вопросы развития политических отношений в условиях перестройки, проблемы власти, управления, элиты, всевластия бюрократии, политической стабильности Россми в процессе модернизации, политической культуры, психологии, массовых настроений в обществе, имеющие непосредственное отношение к активности личности, этносоциальным конфликтам,

политическому поведению и формам его выражения от лояльности до

т протеста.

Историографический анализ илитературы по проблемам социалв-ной активности и протеста показывает, что это междисциплинарная проблема, имеющая большое теоретическое и практическое значение. Специального труда по сопротивлению тоталитаризму, активности и протесту в истории советского общества нет.

Источниковую базу исследования составили:
і) документы и материалы государственных органов власти и полити
ческих партий; 2) документы общественных организаций; .

"V" Ш" —і—.—.и н..1.»и ^чі 'і ... —.

I, Ашин ГЛ. Политическая элита // Политика: проблемы теории и і

практики. Вып.УП. ч.І.- М.: ИНИОН АН СССР, Ин~т молодежи, 1990.- ||

С.22-37; Белов Г.А. Развитие политических отношений в уело- і

виях перестройки,- МГУ, 1989; Выдрин Д.И'. Очерки практической і
политологии,- Киев: Философ, и социолог, мысль, 1991;

Скакунов Э.Й, Пути модернизации советского общества // Рабо- ;!

чиє тетради,- Н.:РАТММО, 1991,№ 3; Хасбулатов Р.И". "Бюрократия

тоже наш враг...": Социализм и бюрократия.- М.: Политиздат, і

1989; Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. Вып,У1.~ і

М„: ИНИОН АН СССР, Ин-т молодежи,1990; Щегорцев В.А. Полити- ;

ческая культура? модели и реальность (Политико-социологические і|

очерки). Вып.У.- М.,1990 и др. |j

~ 22 -

З) документы и материалы архивов; 4) материалы периодической печати; 5) статистические и справочные материалы; б) результаты социологических исследований; 7) воспоминания и свидетельства участников, очевидцев событий; 8) личные наблюдения, опыт общения автора с диссидентами, участниками забастовок, общественных движений.

Важнейшим документом, Основным законом любого государства является Конституция. Сравнительный анализ Конституции РСФСР 1918 года, Конституций СССР 1924,1936,1977 гг. позволяет понять суть и эволюцию тоталитарного политического режима и дает не меньше пищи для анализа и размышлений, чем любые другие документы, укрытые в эпецхранилищах. Конституция РСФСР 1918 г. состояла из б разделов, в неё была включена "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа", в качестве основы государства признавались Советы, закреплялась диктатура (ничем не ограниченная власть) пролетариата, непропорциональное представительство разных социальных групп на съездах Советов и др. недемократические нормы.-'- В Основной закон (Конституцию) СССР 1924 г. входили только Декларация и Договор об

образовании Советского Союза, отсутствовали разделы о статусе гра-

жданина и др. Не были реализованы в полном объеме на практике

права и свободы, провозглашаемые Конституциями 1936 и 1977 гг. Ни разу с 1936 г. до 17 марта 199I г, не проводились в СССР референдумы, хотя статья 49 "д" Конституции 1936 г. и ст.5 Конституции 1977 г, декларировали такую возможность. Усиление тоталитарных начал нашло отражение в конституционном закреплении роли Коммунис-

  1. Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая 7 Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // История советской Конституции {в документах) І9І7-Г956. - М.: Гос.изд. юрид.лит.,1957.- U.I42-I58

  2. Основной закон (Конституция) СССР// Там же.-С.458-473

тической партии-. В ст. 126 Конституции 1936 г. было записано, что партия - "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".1 Согласно Конституции 1977 г. (ст.б) партия становилась не просто ядром, но и силой: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС". Вокруг 6-й статьи в 1989-1990 гг. шли споры и дискуссии, собирались подписи и только после её отмены Ш Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. можно говорить о начале конституционного процесса распада тоталитарной политической системы.

Важное значение для анализа расстановки политических сил, дея
тельности партий8 фракций, блоков, общественных настроений, для
глубокого понимания происходящих в обществе изменений имеют такие
источники, как а) стенограммы съездов народных депутатов;
б) материалы сессий Верховных Советов; в) принятые Законы и поста
новления; г) указы Президента и постановления правительства. Эти
документы публиковались отдельными изданиями^, газетами "Известия"
(стенограммы съездов народных депутатов за 1989-199I гг., материа
лы сессий и др.), "Советская Россия" (стенограммы I и П Съездов
народных депутатов РСФСР в 1990 г. и др.), "Российская газета"
(стенограммы ffl-УП Съездов н.д. РСФСР в І99І-І992 гг., материалы
> сессий, указы Президента России и др.). К этому блоку примыкают

заявления глав государств, их выступления, обращения, соглашения и др.официальные материалы. -

  1. Конституция (Основной закон) СССР* - М.,1970.-С.28

  2. Конституция (Основной закон) СССР.- М.,1977,- С.7

  3. См,например,: Первый съезд народных депутатов СССР.25 мая-9 июня 1989 г.: Стеногр.отчет. ТЛ-П.-М.; Издание Верх,Совета СССР, 1989; Первая сессия Верх.Совета СССР: Стеногр.отчет, Ч.І. 3-7 июня 1989 г. - М..: Издание Верх.Сов.СССР, 1989 и др.

  4. Соглашение о создании Содружества независимых государств, 8 дек.1991 г» //Российская газета,-1991.-II дек. и т.п.

~ 24 -

Для решения основных задач исследования использовались стенограммы и материалы съездов, конференций, пленумов, постановления ЦК КПСС, местных комитетов и организаций, дающие возможность проанализировать проводимую политику, содержание внутрипартийных дискуссий, борьбу с оппозицией, деятельность по развитию активности коммунистов, трудовых коллективов, состояние критики и самокритики ..

И ДР.

В числе архивных источников: а)документы Центрального партийного архива ИМЛ при ЦК КПСС (ныне Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории), опубликованные в сборниках, периодических изданиях , б) материалы местных архивов. Автором изучены 3 40 дел 38 фондов архивов Архангельского и Мурманского обкомов КПСС, 56 дел обкома ВЛКСМ за 40-80 гг. Необходимо отметить, что многие

документы последних десятилетий приукрашивали реальную социально-

троящихся политическую ситуацию в обществе. Критические замечания^обобщались,

но часто оказывались невыполненными, что весьма показательно для

периода тоталитаризма. В постановлениях ЦК КПСС, дублируемых на

местах, на пленумах партийных комитетов из года в год говорилось

об одних и тех же недостатках, а положение дел оставалось прежним.

Вместе с тем, представляют интерес, как одна из малоисследованных форм протеста, надписи на бюллетенях и записки избирателей, сделанные в дни выборов, а также сведения о невыходах на работу (забастовках) в 70-80 гг., др. материалы.

л-

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
. ЦК, Изд.восьмое. Т.Ы4,- М-.: Политиздат, I970-I982;

Известия ЦК КПСС.^1989-1991. Рубрика "Из архивов партии" и др.

2. См, например,: Партийный архив Архангельского обкома КПСС (ныне-
Государственный архив общественно-политических движений и фор
мирований). Ф.295,оп,58,д.16,л.5; оп.60,дЛ4, л..78;
оп,63,д.6,л,129; оп.65,д.94, лл. 1-4; оп.68,д. ГО, л. 12;
ф.804,оп,8,д.7,лл.Ц~Г2; ф.834, оп.53,д.8, лл,73-75; оп.55,д.14,
лл.2~6; ПАМО КПСС, ф,1, оп.42,д. 10, л, 12; ад. 45, д. 4, лл. 101-102

иг др.

Высокой оценки заслуживает деятелв-ность комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х годов, благодаря работе которой в научный оборот введены закрытые ранее архивные документы, в том числе связанные с сопротивлением тоталитаризму Л Переизданы работ» Н.Бухарина, Л«Троцкого и других известных оппозиционеров. В документальном сборнике "Есть у Отечества пророки" и др. опубликованы письма В.Короленко, И.Павлова, другие документы, раскрывающие сопротивление духа, неприятие тоталитаризма интеллигенцией. Обществом "Мемориал" осуществлено 2 выпуска исторического альманаха "Звенья", материалы которых строятся на факте, будь то архивный документ, устное или письменное свидетельство, в том числе об истории молодежных антисталинских организаций, о Норильском восстании 1953 г., о положении зиключенных на Соловках и др.

Принципиально новым источником, рожденным самой жизнью, стали документы и материалы общественных движений, новых политических партий. Автором изучены программы, уставы, материалы съездов, конференций общества "Мемориал", "Память", народных фронтов, интердвижений, объединенных фронтов трудящихся в Прибалтике, России, Армении, Азербайджане, на Украине, "Демократического союза", Конфедерации анархо-синдикалистов, Демократической, Республиканской, Социал-демократической, Либерально-демократической, конституционных демократов и др. партий, движения "Демократическая Россия", Межрегиональной' ассоциации демократических организаций и других общественных объединений, в т..ч. и местных. Эти материалы публиковались: і) в центральных периодических изданиях: "Известия ЦК КПСС", "Социально-политические науки", "Аргументы и факты", "Российская газета" и др. 2) республиканских газетах: " Советская Латвия",

1. Реабилитация: Политические процессы 30-50'годов / Под общ.ред.
. А,Н»Яковлева^М.: .Политиздат, І99І.--Ш с. 1-а- 'Известия ЦК -

КПСС'1, газета "Правда" и.др. -

  1. Есть у Отечества пророки:-Документальные-очерки, воспоминания,-днев^ники, письма / Сост. .В.Н.Верхоглядцев.- Петрозаводск: Карелия, 1989; Своевременные, мысли.или пророки .в своем Отечеств ве / Сост, .М.С.Глинка.- Л.:,Лениздат,1989.

  2. Звенья: Историч,альманах. Вып. І.-М.,1991.-624 с. Вып.2.« М.-Спб.,1992.-653 с

"Советская Литва", "Советская Эстония"; 3) местных изданиях: "Московская правда", "Ленинградская правда", "Правда Севера", "Молодежка Соломбалы", "Тартусский курьер" и др. Ч) изданиях общественных объединений, партий; "Вестник народного фронта"(Зстонии), "Атмода" - инф.бюлл.НФЛ, "Возрождение" - инф.бюлл.Литов,движения за перестройку, "Община" - вестник Конфедерации анархо-синдикалистов, "Демократическая газета" (ДПР), и т.д.

Появились сборники, справочники, информационные издания о новых общественно-политических движениях и организациях. В их числе: сборник документов и материалов в двух томах, опубликованный ИМЛ при ЦК КПСС , составители Славин Б.Ф. и Давыдов В.П. , информационный бюллетень комиссии по изучению общественных движений Северо-

?

Западного отделения Советской социологической ассоциации, каталог-справочник неформальных самодеятельных организаций и независимой прессы СССР, подготовленный под руководством В.Ф.Левичева на основе архива отдела социальных инициатив и самодеятельного движения молодежи НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Ценным информационным изданием является справочник "Неформальная Россия..." (авторы вступит.статьи, составители - В,Н. Березовский и Н.И.Кротов), В 1991 г.осуществлен его 2-й выпуск под названием "Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы", в котором имелись материалы по 457 организациям, аналитическая статья, алфавитные указатели. Справочные материалы по основ-

1. Новые _ общественно-политические движения и организации

в СССР '(документы и материалы): Ч.І.- М.: ЙМЛ при ЦК КПСС,1990.-351 с; Ч.ЇІ, М.: ИМЛ при ЦК КПСС, 1990.- 310 с,

2. Общественные движения Ленинграда: Информ.бюллетень.-Л-д, 1989.-

124 с,

  1. Каталог-справочник неформальных самодеятельных организации и независимой прессы СССР.-М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ,1990.-308 с.

  2. Неформальная Россия: 0 неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника).- М.:Мол.гвардия, 1990; Россия: партии, ассоциации,союзы,клубы. Справочник.Т.І.Ч.Г.-М.: Рау-пресс,1991.-150 с; Т.І.Ч.2.-М,: Pay-znpecc,I99I.-338-c.

- 27 ~

ным политическим партиям и движениям, их краткая история представлены в брошюре А.А.Данилова и СА.Засорина.-^

В диссертации используются также заметки, воспоминания извест-

ных правозащитников, диссидентов. Некоторые сведения о судебных

процессах, выдворении из страны публиковались газетой "Известия" (о Якире, Красине,Репине,Орлове,Солженицыне и др.), просмотренной автором за период 60-90-х гг.

Использование всех указанных выше источников исследования не только составило его основу, но и помогло автору в решении основных задач диссертации.

Хронологические рамки работы охватывают значительный период 20-*80 гг. Такой выбор объективно предопределен: I) недостаточной изученностью самого понятия тоталитарного политического режима, его хронологических рамок; 2) отсутствием концептуально разработанных общих подходов в исследовании проблемы сопротивления тоталитаризму, активности и протеста в истории советского общества в указанный период. Это сдерживает научную разработку частных вопросов сопротивления тоталитаризму в более узких временных рамках.

Сопротивление, протест, как и активность, существовали в разных формах на всех этапах развития советского общества, но специальных работ, посвященных этому, нет. Необходим системный, комплексный анализ проблемы, охватывающий весь период существования тоталитаризма в СССР',

  1. Данилов А,А„,Засорин С.А, Новые политические партии и движения Российской Федерации:Краткий справочник лектора,~М.:Знание, 1991.- 52 с. ..

  2. Алексеева Л.М, Это потом оказалось, что мы правозащитники // Российская газета,-199I.-5 ноября; Амальрик А, Просуществует ли Советский Союз до 1984 года Огонек,-1990,-№ 9; Буковский В. Первая жертва //Дем.Россия.~1991.-№ 24.6«*12 сент,; Даниэль А.Ю. Памяти А.Т.Марченко //Рос.бюллетень по лравам человека,-М.:Мемориал,ї99І.-С.ІЛ5~Іб7; Делонэ В, Портреты в колючей раме// Аврора.~199Г.-№5,6; Каминская Д,Уголовное дело №74/56-680...// Знамя.-1990.-№ 8 и др.

Объектом исследования автор избрал деятельность КПСС, других партий и общественных движений по развитию социальной активности людей, сопротивление тоталитаризму в различных социальных слоях общества. Внутри правящей партии в борьбе против Сталина активно действовала оппозиция, сопротивление сталинизму пытались оказывать представители интеллигенции, рабочего класса, военных, молодежи. Однако массовый характер протест имел только среди крестьянства до середины 30-х годов. Неприятие несвободы, духовного закабаления можно проследить среди ученых, писателей, деятелей культуры на всем протяжении периода 20-80-х годов. Движение диссидентов, правозащитников в 60-80-е годы не носило массового характера и насчитывало вместе с сочувствующими несколько тысяч человек. В конце 80-х годов общественные движения стали массовыми. В акциях протеста, конфликтах, забастовках конца 80-х - начала 90-х годов участвовали уже миллионы граждан.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор одним из первых в отечественной историографии попытался разработать концептуально новые подходы к истории советского общества с позиций социальной активности субъекта. Проблемы социа*;/.' льно-исторического творчества людей исследуются на протяжении длительного периода существования тоталитарного политического режима во всем их многообразии от позитивно направленной социальной активности до проявлений протеста, уточняются эти понятия. Впервые в научной литературе предлагается периодизация сопротивления тоталитаризму. Анализируются причины, исторические корни протеста в условиях социализма. Показывается, что антисталинское сопроти?» вление не имело антитоталитарной направленности» Раскрывается деятельность диссидентов как духовно-нравственной оппозиции 60-80-х годов, многообразие и этапы развития неформальных общественных

движений. В научный оборот вводятся новые факты, источники, позволяющие по-другому оценить исследуемый период, показать многомерность и противоречивость исторического развития России, деятельность не только одной, но и других существующих партий и обществ-венных движений. Объективный анализ прошлого делает новейшую историю Отечества более понятной и живой, очеловеченной.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является теоретическое осмысление на конкретном историческом материале проблем социальной активности и протеста в условиях тоталитарного политического режима, концептуальная разработка истории советского общества во всей её многомерности и противоречивости от активности субъектов социально-исторического творчества до сопротивления тоталитаризму, его периодизации.

В связи с этим основными задачами диссертации являются:

краткий историографический обзор основных традиционных направлений исследования социалвной активности; анализ исторических корней, содержания социального протеста в условиях социализма;

конкретизация сопротивления сталинизму в 20-50-е годы (внутри партии, среди рабочих, крестьян, молодежи, военных, интеллигенции);

выявление особенностей диссидентства, правозащитного движения в СССР как духовно-нравственной оппозиции тоталитаризму, показ основных направлений деятелв-нооти неформальных общественных объединений; ~ исследование предпосылок и сущности конфликтов в сфере социалано-экономических отношений, краткое описание некоторых забастовок ~ одной из форм социального протеста в истории.

Теоретическое значение диссертации состоит в научном анализе рассмотрения социальной активности субъектов в

- ЗО -

истории советского общества в комплексе, в единстве всех её проявлений, вплоть до протеста, постановке проблемы сопротивления тоталитаризму, его периодизации, исследовании деятельности общественных движений и политических партий.

Практическое значение исследования заключается в использовании ожидаемых результатов:

при создании условий для развития социальной инициативы, предприимчивости, активности граждан, реализации социально-политического потенциала в обновленном обществе;

для предупреждения конфликтов, напряженности, эксцессов в общественных отношениях, стабилизации политической ситуации в России;

в освещении теории и практики тоталитаризма, десталинизации сознания;

при подготовке учебно-методических разработок, учебных пособий, научных трудов по истории советского общества 20-80-х гг., в высших и других учебных заведениях при чтении: лекционных курсов и спецкурсов по отечественной истории, политологии, социологии.

Опыт общественных движений и политических партий, накопленный в предшествующие годы, может быть использован ими в настоящее время при выработке своей стратегии и тактики, форм и методов влияния на различные социальные слои современного общества.

Методологической основой диссертационного исследования явился диалектико-материалистический анализ деятельности субъектов, исторических событий и фактов. Мето-д ы , используемые при проведении исследования, можно подразделить на; і) общенаучные - диалектический, исторический, общелогические (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция и др.)» теоретические; 2) спец иальнон

- 30 ^

исторические - хронологический, ретроспективный, структурно-системный, исторических параллелей, анализа документов и др.; 3) с м е ж н ы х наук - социальной психологии, бихе-виористический, сравнительный, статистический, социологических исследований (наблюдение, опрос, интервью, корреляционный анализ).

Апробация работы. Основное содержание и результаты исследования изложены в двух монографиях, двух учебных пособиях, статьях, тезисах научных докладов, учебно-методических разработках и методических рекомендациях, рецензиях общим объемом свыше 60 п.л. Госкомитетом СССР по народному образованию рекомендавано и опубликовано в 199I г, учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических учебных заведений "Социально-политическая активность и протест в истории; советского общества"* Диссертант является соавтором учебного пособия для учителей "Человек и общество" (Ц-й класс). Подготовлены и апробированы учебно-методические разработки и методические рекомендации по десталинизации жизни общества, развитию самоуправления народа, социальной защите населения в условиях перехода к рынку и др. Апробация велась также путем выступлений с научными докладами на Всесоюзных конференциях в Челябинске (1986 г.), Архангельске (1986 г.), Владимире (1988 и 1989 гг.), Харькове (1988), Ленинграде (1990 г.)» на межреспубликанских научно-практических конференциях - I Соловецком форуме (1989 т.)* П. Соловецком форуме(1990), на международных и региональных конференциях, Ломоносовских чтениях» При непосредственном участии автора в г,Архангельске и области проведено свыше десяти конкретных социологических исследований по вопросам социальной активности коммунистов, рабочих, студентов и др., состоялось два референдума в вузе. Автор привлекался в качестве эксперта Архангельским городским Советом народных депутатов при реформировании местных органов власти. Всё это позволяет использовать выводы исследования в практической деятельности.

- ЗІ -

Содержание и структура социальной активности и протеста

Объектом исследования автор избрал деятельность КПСС, других партий и общественных движений по развитию социальной активности людей, сопротивление тоталитаризму в различных социальных слоях общества. Внутри правящей партии в борьбе против Сталина активно действовала оппозиция, сопротивление сталинизму пытались оказывать представители интеллигенции, рабочего класса, военных, молодежи. Однако массовый характер протест имел только среди крестьянства до середины 30-х годов. Неприятие несвободы, духовного закабаления можно проследить среди ученых, писателей, деятелей культуры на всем протяжении периода 20-80-х годов. Движение диссидентов, правозащитников в 60-80-е годы не носило массового характера и насчитывало вместе с сочувствующими несколько тысяч человек. В конце 80-х годов общественные движения стали массовыми. В акциях протеста, конфликтах, забастовках конца 80-х - начала 90-х годов участвовали уже миллионы граждан.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор одним из первых в отечественной историографии попытался разработать концептуально новые подходы к истории советского общества с позиций социальной активности субъекта. Проблемы социа ;/. льно-исторического творчества людей исследуются на протяжении длительного периода существования тоталитарного политического режима во всем их многообразии от позитивно направленной социальной активности до проявлений протеста, уточняются эти понятия. Впервые в научной литературе предлагается периодизация сопротивления тоталитаризму. Анализируются причины, исторические корни протеста в условиях социализма. Показывается, что антисталинское сопроти?» вление не имело антитоталитарной направленности» Раскрывается деятельность диссидентов как духовно-нравственной оппозиции 60-80-х годов, многообразие и этапы развития неформальных общественных движений. В научный оборот вводятся новые факты, источники, позволяющие по-другому оценить исследуемый период, показать многомерность и противоречивость исторического развития России, деятельность не только одной, но и других существующих партий и обществ-венных движений. Объективный анализ прошлого делает новейшую историю Отечества более понятной и живой, очеловеченной.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является теоретическое осмысление на конкретном историческом материале проблем социальной активности и протеста в условиях тоталитарного политического режима, концептуальная разработка истории советского общества во всей её многомерности и противоречивости от активности субъектов социально-исторического творчества до сопротивления тоталитаризму, его периодизации.

В связи с этим основными задачами диссертации являются: - краткий историографический обзор основных традиционных направлений исследования социалвной активности; анализ исторических корней, содержания социального протеста в условиях социализма; - конкретизация сопротивления сталинизму в 20-50-е годы (внутри партии, среди рабочих, крестьян, молодежи, военных, интеллигенции); - выявление особенностей диссидентства, правозащитного движения в СССР как духовно-нравственной оппозиции тоталитаризму, показ основных направлений деятелв-нооти неформальных общественных объединений; исследование предпосылок и сущности конфликтов в сфере социалано-экономических отношений, краткое описание некоторых забастовок одной из форм социального протеста в истории.

Теоретическое значение диссертации состоит в научном анализе рассмотрения социальной активности субъектов в - истории советского общества в комплексе, в единстве всех её проявлений, вплоть до протеста, постановке проблемы сопротивления тоталитаризму, его периодизации, исследовании деятельности общественных движений и политических партий. Практическое значение исследования заключается в использовании ожидаемых результатов: - при создании условий для развития социальной инициативы, предприимчивости, активности граждан, реализации социально-политического потенциала в обновленном обществе; - для предупреждения конфликтов, напряженности, эксцессов в общественных отношениях, стабилизации политической ситуации в России; - в освещении теории и практики тоталитаризма, десталинизации сознания; - при подготовке учебно-методических разработок, учебных пособий, научных трудов по истории советского общества 20-80-х гг., в высших и других учебных заведениях при чтении: лекционных курсов и спецкурсов по отечественной истории, политологии, социологии.

Опыт общественных движений и политических партий, накопленный в предшествующие годы, может быть использован ими в настоящее время при выработке своей стратегии и тактики, форм и методов влияния на различные социальные слои современного общества,

Периодизация сопротивления тоталитаризму в истории советского общества

Здесь речь идет уже не просто об отношении к чему-то, участии личности в социальном творчестве, а о достижении социально-значимых целей. Такие подходы во шогом разделялись и другими учеными. Вопрос заключается в том, как понимать социально-значимые цели? Что более значимо, например, производство вооружений или товаров народного потребления?

При: анализе и оценке конкретных проявлений социальной активности в тот или иной период отечественной истории необходимо учитывать, что ценностные ориентации, социальные установки субъектов (личности, коллектива, народа, класса, партии...) совпадают редко. Итоги выборов, наличие партий, плюрализм мнений, многовариантность решений свидетельствуют об этом в реальной жизни. Каждый субъект по-своему может понимать интересы общества. Марксизм превыше всего ставил классовые интересы пролетариата, но практическое воплощение марксистских идей в жизнь привело к формированию тоталитарного политического режима, административно-командной системы управления, где вся полнота власти оказалась сосредоточенной в партийно-государственном аппарате, у номенклатуры.

В связи с этим представляется необходимым уточнить вопрос о классовой сути социальной активности. Некоторые ученые считали, что вне классовых отношении нет политического человека, деятельность граждан могла быть направлена только на решение задач партии-государства, Но политический человек существует и вне клаосо

БЫХ отношений, так как отношения по поводу власти шире, в них в качестве субъектов участвуют не только одни классы, государство, но все люди с их потребностями и интересами, большие и малые относы, общественные движения. По мнению зарубежных политологов, в процессе политических отношений власть проявляет себя через: I) принуждение (прямое или косвенное); 2) приманивание (подкуп, обещания, посулы); 3) блокирование, последствий; 4) "создание требований" (политический маркетинг); 5) "растяжение, сети власти" (включение дополнительных источников зависимости субъекта власти); б) шантаж; 7) подсказки (ненавязчивое внедрение в массовое сознание выгодных власти установок или предрассудков; 8) информационный прямой и косвенный контроль, Ввдрин Д.И., анализируя эти универсальные признаки,и функции власти, замечает, что они не зависят полностью от классовой, социальной сущности носителя политической власти, За каждым, актом политической власти обычно стоят определенные интересы социальных слоев и групп. Но общечеловеческая социальная активность во всех сферах жизни общества, в том числе и в политике, не исчерпывается одним классовым содержанием. Конечно, социальная активность не может быть абстрактной, существовать вне времени, вне реального мира со всеми его противоречиями. Она не есть нечто застывн шее., вечное, и наполняется различным содержанием в доклассовом, классовом и постклассовом обществах. Социальная активность есть социальная энергия человечества,, его народов, социальных групп, личностей, материализующаяся в действиях, делах, поступках, нередко исключающих друг друга, неожиданных, противоречивых, в конкретных исторических условиях, но они всегда очеловечены.

Нельзя согласиться с высказываемым мнением, что высшей формой і социально-политической активности является классовая борьба, которая, по Марксу, является движущей силой общественного развития на протяжении нескольких веков и антогонистичес-ких общественно-экономических формаций, так как существуют классы с непримиримыми противоположными, исключающими друг друга интересами, При капитализме, как отмечал В.И,Ленин, борьба между буржуазией и пролетариатом ведется в экономической, политической, идеологической формах. По своему содержанию и направленности в социально-экономической сфере она принимает различные формы протеста против предпринимателей.

Любое общество не бывает однородным, в жизни все время происходит столкновение интересов людей, различных социальных групп. Если их интересы не совпадают, то возможны конфликты между ними, и они должны как-то разрешаться. Поэтому социальный протест на каком-то этапе развития человечества может включать, и классовую борьбу, но в отличие, от неё социальная протест вечен,, как вечно само: общество. Не будет общества,, не будет и протеста. Пока есть общество всегда были, есть и будут конфликты, противоречия, несовпадения мнений. Но социальная энергия должна иметь выход в участии: масс в управлении обществом на благо всех. Развивающееся самоуправление.:, расши рение демократии, свободы, гласности, становление правового государства, а не революции-, гражданские войны, насилие и террор, создают реальные возможности народу проявить свою волю, не прибегая к крайним формам протеста, к диктатуре класса. Классовая борьба не является самоцелью и, возводя её в абсолют, признавая высшей формой, можно оправдать участие в борьбе: только ради участия, причем. борьба должна вестись тогда перманентно, исчезает смысл и общечело

Деятельность неформальных общественных объединений, переход к многопартийности

Можно приводить и другие примеры политического поведения. Стойких духом или расстреливали сразу, или часть из них выживали, пройдя все круги ада ГЛІАГа. Непризнание вины, отказ от выбитых следствием показаний в судебном заседании, если таковое проводилось, практически ничего не менял в их судьбе. Попавший в застенки сталинской инквизиции был обречен. Но их стойкость, желание сохранить свою честь и не оболгать никого даже в таких страшных условиях, когда казалось, что никто об этом не узнает, что они обречены не только на смерть, но и на небытие памяти людской, заслуживает уважения, В этом выражался их протест, их несогласие со сталинизмом, их личное мужество. Невозможно поверить, зная эти и другие факты, во всеобщую любовь народа в Сталину, в тот энтузиазм, который, якобы, был повсеместно. Но прозрение не отдельных личностей, а всего

Борьба за власть в партии, установление диктатуры Сталина, преследование, вплоть до уничтожения, инакомыслящих привели, по существу, к тому что политическое господство пролетариата, провозглашаемое теоретически, на практике переродилось в политическое господство одной партии, в партократию, и в итоге острейшей внутрипартийной борьбы за первое десятилетие с небольшим трансформировалось в диктат одной личности, культ Сталина. Второе десятилетие после Октября - это годы, прикрываемые пафосом созидания социализма и энтузиазмом народа на фоне расстрелов своих же товарищей по

Т партии, массовых репрессии против крестьян, интеллигенции, военных Каковы были масштабы репрессий и преследований в ЗО-50-е годы, установить пока трудно., цифры называются самые разные. По оценке историка Роя Медведева, общее число жертв сталинизма, составило примерно 40 миллионов человек, включая раскулаченных, умерших от голода, выселенных из городов "классово чуждых элементов", заключенных в лагеря, ссыльных, расстрелянных, переселенные народы,

В документе от I февраля 1954 года были подведены итоги репрессий за 33 года. Всеми судебными и внесудебными органами с 1921 года осуждено за контрреволюционные преступления - 3 777 380 человек, к высшей мере наказания - 642 980, к заключению - 2 369 220, к ссылке и высылке - 765 180 человек,- По подсчетам И.Курганова, эмигрировавшего на Запад во время второй мировой войны и умершего в конце 50-х годов, общие потери населения страны за I9I7-I959 гг. составили 110,7 миллиона человек, в том числе в военное время - 44 млн. и в невоенно-революционное р время - бб, 7 млн. человек.

Массовые репрессии, по-существу, геноцид против собственного народа,, являются основной чертой тоталитарного политического режима. Однако было бы заблуждением считать, что политика тоталитаризма вызывала только послушание и энтузиазм у народных масс. Факты истории свидетельствуют о наличии, сопротивления сталинизму, как разновидности тоталитаризма, практически во всех социальных слоях советского общества,

От диктатуры компартии особенно пострадало крестьянство, составлявшее большинство населения в доиндустриалвной России. В период проведения новой экономической политики недовольство крестьян чрезмерным налогообложением, их протест против существующих по-

рядков нашел выражение в сокращении продажи хлебы государству, Б вооруженном сопротивлении в Сибири и на Дальнем Востоке (восстание 1924 г. Е Амурской области и др.).

Проведение сплошной коллективизации сопровождалось явными перегибами при раскулачивании, жестокостью и несправедливостью по отношению к середнякам, выселением крестьянских семей на Север и в Сибирь. Произвол властей, насилие и узаконенный грабеж вызывали открытые протесты крестьян. Только за полгода на имя Сталина и Калинина поступило 90 тысяч писем с жалобами на творившиеся безо т бразия. формы несогласия с проводимой ускоренными темпами коллективизацией были самыми различными: от пассивного протеста, массового недовольства , истребления скота до открытого протеста, антисоветских вооруженных выступлений крестьянства против применяемого к ним насилия. В 1929 году "было зарегистрировано до 1300 "кулацких" мятежей. Эти мелкие и разрозненные выступления часто затухали сами собой - они были настолько же противоестественные в условиях советского общественного строя, насколько противоестественным было и насилие над крестьянами".3 В настоящую войну с крестьянством превращались хлебозаготовительные кампании в начале 30-х годов. За период с января до середины марта 1930 года произошло более 2 тысяч антиколхозных восстаний во всех регионах страны, которые подавлялись регулярными частями Красной Армии.

Обострение: и перерастание социальных конфликтов в националБно-чіолитические в конце 80-х годов

В период стагнации, застоя внутри страны демократическое движение более, двух десятков лет развивалось как духовно-нравственная оппозиция тоталитаризму, в основном в русле защиты прав человека. Правозащитное движение начиналось с инакомыслия, которое в советском обществе существовало всегда, несмотря на все запреты и репрессии. Как духовно-нравственная оппозиция властям диссидентство заявляет о себе во второй половине шестидесятых годов, хотя индивидуальные проявления инакомыслия встречаются после 20 съезда КПСС, прошедшего в 1956 году, все чаще (Ю.Орлов, П.Григоренко, А.Марченко, В.Буковский, Ю.Галансков и другие). Движение шестидесятников, как отмечала Л.Богораз, состояло из очень разных людей, это были разнонаправленные движения, объединившиеся более или. менее на од полит р ной почве: защите прав заключенных. С.Ковалев подчеркивал, что правозащитное движение, которое выглядело единым, никогда на самом деле таковым не было, а собственно правозащитное движение состав 3 ляло в той немногочисленной среде меньшинство. А.Амальрик считал, что демократическое движений в Советском Союзе эклектически соединяло в себе идеологии: I) подлинного марксизма-ленинизма (П.Григоренко, А.Костерин, И .Яхимович); 2) русского христианства (И.Огурцов); 3) либерализма (П.Литвинов, А. Сахаров). Первые предалагали вернуться к истинным принципам марксизма-ленинизма. Христианская идеология претендовала на переход к христианским нравственным принципам, особую роль России. Либера лы выступали за демократическое общество западного типа. Общей целы& у всея было установление правопорядка, основанного на уваже нии основных прав человека. Движение насчитывало несколько десятков активных участников и несколько сот сочувствующих. Основную опору его составляли интеллигенция, академические круги,

Л.Богораз, В.Голицын, С.Ковалев, анализируя двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР за 1965-1985 гг., относят начало правозащитного движения к 1965 году, связывая это с двумя судебными процессами над Иосифом Бродским в Ленинграде и суд над Даниэлем и Синявским в Москве. Однако: известны выступления против тоталитарного режима, которые начались значительно раньше,

Инакомыслие после разоблачения культа личности Сталина в годы оттепели практически проникает во все слои советского общества, но с открытым протестом против нарушений прав человека, критикой власти осмеливались выступать немнорне,

Внутри правящей партии одним из первых во всеуслышание заявил, что существует опасность возрождения культа личности, потребовал демократизации; внутрипартийной жизни, свободных, выборов, призвал к возврату к ленинским принципам генерал П.П.Григоренко, участник войны, заведующий кафедрой Академии, имени Фрунзе. Будучи делегатом партконференции. Ленинского района Москвы в 1961 году, он выступил на ней с резкой критикой Н.Хрущева за ошибки во внутренней и внепь - 153 -ней политике, и уже на следующий день в академии его исключили из партии, через некоторое время уволили из армии: и разжаловали. П.Григоренко известен как защитник крымских татар, он распространял листовки, в том числе о событиях в Новочеркасске у был членом Московской Хельсинской группы. В 1964 году последовал его первый арест, помещение в"психушку", черех год - новый арест, а всего более шести лет находился Григоренко на принудительном лечении. В 1977 г. он выехал к сыну в США, в 1978 г. был лишен гражданства СССР. Генерал-диссидент написал две книги: "В подполье можно встретить только крыс" и "Мысли сумасшедшего". Умер он в 1983 году в Америке. Авторитетная комиссия советских психиатров под руководством М.Кабанова исследовала 29 томов уголовного дела, другие материалы, книги генерала, изданные за рубежом, и в октябре 1991 года было принято: решение: выводы ранее проведенных в 1964 и 1969 годах экспертиз по делу П.Григоренко необоснованны. На самом деле он психическими заболеваниями не страдал и в принудительном лечении в психбольнице не нуждался.

В.Буковский впервые оказался в психиатрической больнице в 1963 году, когда ему был двадцать один год, за то, что при обыске у него нашли книгу Джиласа "Новый класс". Впоследствии он неоднократно подвергался арестам, был в заключении, пока в 1976 году его не обменяли на Луиса Корвалана, В США В.Буковский защитил диссертацию, написал несколько книг.

Похожие диссертации на Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в истории советского общества