Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Абайханова Лаура Казимовна

Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг.
<
Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абайханова Лаура Казимовна. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период : 1920-1991 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Карачаевск, 2005. - 191 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВЦЕВ В 1920-1940 ГОДЫ 17

1.1. Ликвидация неграмотности и развитие образования. 17

1.2. Становление и развитие карачаевской советской литературы 42

1.3. Учреждения культуры, музыка, театр, изобразительное искусство 65

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА В 1941-1991 ГОДЫ 81

2.1. Развитие образования 81

2.2. Развитие литературного творчества 103

2.3. Учреждения культуры, музыка, театр, изобразительное искусство 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

ПРИМЕЧАНИЯ 164

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 177

ПРИЛОЖЕНИЯ 188

Введение к работе

Актуальность темы исследования главным образом определяется тем, что развитие культуры карачаевского народа советского периода (1920-1991) до сих пор не было предметом специального исследования. Интерес к исследованию этой проблемы возрос в постсоветский период, так как открылись ранее недоступные для исследователей архивные фонды, в условиях переходного периода, в постсоветское время изменилось в лучшую сторону былое предвзятое отношение к карачаевскому народу, его истории и культуре.

В общеобразовательных школах, средних и высших специальных учебных заведениях юга России уже много лет введено преподавание предмета «История и культура народов Северного Кавказа», в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках в учебные планы включен предмет «История и культура народов Карачаево-Черкесии», «История и культура народов Кабардино-Балкарии», так как карачаевцы и балкарцы имеют единый язык и общую культуру. Написание такой работы будет весьма полезно при изучении студентами и учащимися этих дисциплин. Кроме того, на основе данного диссертационного исследования можно разработать спецкурс «Развитие культуры карачаевцев в советский период».

Ликвидация неграмотности и развитие образования.

Накануне октября 1917 года примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много было неграмотных в сельской местности и национальных окраинах.

Велико было отставание России в развитии образования среди народных масс от западноевропейских стран. Так, обязательное начальное обучение детей было введено в немецкоязычной части Австро-Венгрии ещё в XVIII в., в Швеции-в 1842 г., Швейцарии - 1848 г., Франции -1882 г., Англии-1891 г.(1).

В России в начале XX в. после победы Октябрьской революции Советской власти пришлось заниматься ликвидацией массовой неграмотности подавляющего большинства населения, сокращая отставание от западноевропейских стран на 50-100 лет по вине реакционной внутренней политики царского самодержавия.

Многочисленные народности, населявшие царскую Россию, царизм нарочито держал в темноте и невежестве. Двери средних и высших школ для простого народа были закрыты. О родной школе, письменности, о национальной культуре им даже не приходилось и мечтать, ибо «политика царизма, политика помещиков и буржуазии в отношении к этим народностям состояла в том, чтобы убить среди них зачатки государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их» (2).

Эту политику царизма особенно ощущали на себе горские народности, в частности карачаевцы. До Октябрьской революции в Карачае царила почти поголовная безграмотность. Так, по переписи 1897 г. процент грамотных в Карачае составлял всего 4,64, в 1920 г. он равнялся 6,7 процентам, то есть оставался почти на том же уровне, причём, этот процент приходился преимущественно на долю зажиточных слоев, так как только они могли посылать в школы своих детей (3).

В связи с этим великий писатель-гуманист А.М.Горький в июле 1917 года в газете «Новая жизнь» писал: «Если революция не способна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство, - тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, мы — народ, неспособный к жизни» (4).

Победа Октябрьской революции, решения X съезда ВКП (б) в 1921 г. сыграли большую роль в судьбах народов России, особенно в ликвидации их культурной отсталости. Культурная революция в России оправдала надежды великого писателя.

С конца 1918 года в России началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 года правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языках. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму.

Становление и развитие карачаевской советской литературы

История письменной культуры карачаево-балкарского народа, как уже отмечалось, своими корнями уходит далеко в дооктябрьский период. Ещё в XVII-XVIII вв. лучшие, прогрессивно мыслящие представители народа черпали знания, изучив арабский язык, в культуре арабского востока.

Акбаев Исмаил Ахъяевич (1874-1937 гг.), как уже отмечалось в первой главе, был не только известным карачаево-балкарским просветителем, разработчиком карачаевского алфавита на основе арабской графики, он также являлся первым карачаевским поэтом, чьи стихи были опубликованы в книге на родном языке.

Он учился искусству стихосложения, занимаясь переводами на карачаевский язык произведений великих русских писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова и др. Те, которые дошли до нас, говорят о большом таланте Исмаила Акбаева, богатстве его литературного языка первооткрывателя, выдающегося просветителя. Например, он очень искусно перевёл на карачаевский язык басню И.Крылова «Лебедь, рак и щука», он также со знанием дела писал и свои стихи. Опять-таки, к сожалению, до нас не дошли многие его рукописи. Однако те, которые нам известны: «Береги, не руби», «Сестры», «Сыскное звено», «Песня ученика» и другие (67); свидетельствуют о том, что они, прежде всего, адресованы детям. Богатая смысловая нагрузка говорит о том, что он стремился сам и призывал своим примером остальных с малых лет воспитывать у детей любовь к крестьянскому труду.

Автор переживает, что леса - основное богатство Карачая, подвергаются стихийной вырубке. Он призывает народ к борьбе против самовольных вырубок, просит беречь лес для грядущих поколений. По всему видно, что Исмаил Акбаев специально написал их для включения в букварь и в другие учебно-методические пособия для учащихся школ. Его язык прост и доступен, он чётко выражает свои мысли, оттачивает каждое стихотворение, он стремится к тому, чтобы они были доступны детям, одновременно выражали интересы народа. Стиль и манера стихосложения Акбаева, особенность языка до сих пор служат примером для подражания.

Алиев Умар Джашуович (1895-1938 гг.) был не только выдающимся революционером, соратником В.И.Ленина, С.М.Кирова, С.Г.Орджоникидзе и ряда других борцов за победу социалистической революции, борцом за установление в России Советской власти, ученым-историком и экономистом, первым не только в Карачае, но и на Северном Кавказе профессором МГУ, известным поэтом, детским писателем и публицистом.

Если И.Акбаев в 1916 разработал письменность на карачаево-балкарском языке на основе арабской графики и опубликовал первый учебник «Элибле», то Умар Алиев в 1921 году разработал карачаево-бал- карскую письменность на основе латинской графики, написал и опубликовал первый учебник «Элибле», который был издан в 1924 году в Москве (68).

В этом учебнике было напечатано его стихотворение на карачаевском языке «Окъуу, билим» («Учение-знание»), которое было написано Умаром Алиевым в 1923 году.

Умар Алиев был третьим поэтом, чьи стихотворения были напечатаны на родном языке в книге. Первыми были напечатаны стихотворения Ислама Крымшамхалова и Исмаила Акбаева в 1916 году в учебнике, изданном на основе арабской графики в Тифлисе «Ана тил» («Родная речь», тиражом 2 тыс. экземпляров).

Умар Алиев был автором многих стихотворений, написанных на карачаево-балкарском языке. Однако, после ареста его самого и литературного наследия сталинско-бериевским режимом, многочисленные рукописи Алиева исчезли бесследно (69). Мало кого может оставить равнодушным его стихотворение под названием «Кавказ», которое дошло до нас, где он мастерски на родном языке описывает богатую флору и фауну родного края, выдающихся русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонотова, Л.Н.Толстого, которые посвятили Кавказу, населяющим его народам, в том числе и карачаевцам ряд своих произведений. По словам У.Алиева, они писали о Кавказе, «пленившись красотой», «любя всем сердцем эти дали», «свои творения создавали» (70).

Развитие образования

Перед началом Великой Отечественной войны (1937 - 1940 гг.) в школах Карачаевской автономной области в 1-4 классах было введено преподавание всех дисциплин на карачаевском языке. С 1941 намечалось введение преподавания на карачаевском языке в 5-х классах. Закреплению начатой реформы помешала война. В ходе Великой Отечественной войны 2 ноября 1943 г. по надуманным обвинениям ведомств Берии и Суслова карачаевцы (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки и др. народы) были депортированы в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Большинство выживших после голода, холода и эпидемий различных болезней карачаевских детей обучались в школах на казахском, киргизском, туркменском, узбекском и таджикском языках, а значительная их часть не была вообще охвачена обучением.

Депортация карачаевцев, других репрессированных народов была не только актом лишения их государственности, территории исторического проживания, самостоятельного экономического и общественно-политического развития. Она была направлена на уничтожение языка, культуры, то есть исчезновение как этноса, ассимиляцию с местными народами Средней Азии и Казахстана. К этому вело также запрещение изучения в школах родного языка, лишение учащихся права участвовать в общественно-политической и культурной жизни, в спортивных соревнованиях.

После разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС, в связи с началом борьбы с последствиями культа личности Сталина в 1957 г. карачаевский народ был возвращен на свою историческую родину. В плане выполнения этих же мероприятий и в связи с возвращением карачаевцев на свою этническую родину были заселены почти все пустующие населенные пункты, а во многих аулах бывшие хозяева выкупали свои же дома у «новых» хозяев, на местах разрушенных домов строили новые. В 1957-1958 годах в Карачаево-Черкесской автономной области было открыто 39 школ, в которых приступили к занятиям 9838 учащихся (167).

Однако рост количества школ не сопровождался обеспечением учительскими кадрами. Особенно их не хватало в начальных классах. Для того чтобы как-то обеспечить потребность в учителях начальных классов в г.Черкесске были открыты годичные курсы подготовки учителей начальных классов, куда принимали выпускников общеобразовательных школ (168).

Далее для исправления допущенных несправедливостей в областиобразования репрессированных народов Министром просвещения РСФСР Е.Афанасенко был издан приказ от 7 марта 1957 года, № 79 «О мерах по организации обучения детей, рабочей и сельской молодежи в Калмыцкой, Карачаево-Черкесской автономных областях и Чечено-Ингушской АССР». Приказ предусматривал обеспечить в течение ближайших четырех лет внедрение обучения в 1-4 классах в калмыцких, карачаевских, чеченских и ингушских школах на родном языке с преподаванием русского языка как предмета. Намечалось с пятого по десятый класс (включительно) обучение в этих школах проводить на русском языке с сохранением родного языка как предмета.

В 1957-1958 учебном году преподавание на родном языке хотели проводить только в подготовительном и первом классе с изучением родного языка как предмета во втором-десятом классах.

В приказе минпроса РСФСР были предусмотрены подготовка соответствующих учебных планов, издание комплекта учебников на родном языке, выделение бумаги для издания программ и учебников, организация двухмесячных курсов по подготовке и переподготовке учителей начальных и пятых-седьмых классов при Ставропольском институте усовершенствования учителей, при Карачаево-Черкесском институте усовершенствования учителей и при Грозненском институте усовершенствования учителей. Предлагалось привлекать на указанные курсы лиц коренной национальности, ранее работавших в школах и имевших, как правило, соответствующее педагогическое образование, и в виде исключения - лиц, окончивших средние школы.

Этим же приказом Черкесское школьное педагогическое училище было преобразовано в Карачаево-Черкесское педагогическое училище с дополнительным приемом на 1957-1958 учебный год 30 человек, Черкесский областной институт усовершенствования учителей был преобразован в Карачаево-Черкесский областной институт усовершенствования учителей.

Главному управлению высших и средних педагогических учебных заведений (т. Орлову А.Г.) поручалось совместно с Оргкомитетом и Ставропольским крайисполкомом рассмотреть в месячный срок вопрос об открытии педагогического института с необходимыми отделениями в Карачаево-Черкесской автономной области.

В этом же приказе прием учащихся из лиц коренной национальности (калмыков, карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев) в педагогические институты РСФСР предлагалось производить вне конкурса.

Главснабпросу было поручено обеспечить необходимым оборудованием вновь открываемые школы.

Планово-финансовому управлению совместно с Главным управлением высших и средних учебных заведений было поручено подготовить в недельный срок ходатайство в Совет Министров РСФСР об увеличении установленного на 1957 год плана приема в педагогические институты и училища и выделении Калмыцкой, Карачаево-Черкесской автономным областям и Чечено-Ингушской АССР дополнительных ассигнований для осуществления мероприятий, предусмотренных в приказе (169).

Похожие диссертации на Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период 1920-1991 гг.