Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие государственных профессиональных театров в 1917—1941 гг. (на материалах театров г. Уфы) Хайретдинова Наталья Эдуардовна

Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы)
<
Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы) Становление и развитие государственных  профессиональных театров в 1917—1941 гг.  (на материалах театров г. Уфы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайретдинова Наталья Эдуардовна. Становление и развитие государственных профессиональных театров в 1917—1941 гг. (на материалах театров г. Уфы): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Хайретдинова Наталья Эдуардовна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»].- Оренбург, 2014.- 197 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление профессиональных театров г. Уфы. 1917- 1928 годы

1.1. Партийно-государственное управление театрами 24

1.2. Формирование профессиональных уфимских театров в 1920-е годы

Глава 2. Развитие государственных профессиональных театров г. Уфы. 1929-1941 годы

2.1. Реформы управления театрами в Уфе в годы первых пятилеток

2.2. Деятельность государственных профессиональных театров г. Уфы

Заключение 170

Литература и источники 174

Партийно-государственное управление театрами

Театральные представления выполняют различные функции: эстетические, просветительные, развивающие, воспитательные и др. Как социальное и художественное явление театр помогает человеку ориентироваться в окружающем мире, гармонизировать связи, отношения, ценности и идеалы. Поэтому театр является одновременно частью этого социума и средством воздействия на него2. Параллельно театр налаживает связи с властью. Как отметил доктор искусствоведения В. Н. Дмитриевский, «Власть стремится ограничить пространство диалога "театр-зритель", направить его в русло официоза и подчинить театр своим задачам». Иначе 2012. №27. С. 25. говоря, власть распространяет свое влияние на театр, чтобы использовать его как инструмент формирования общественного мнения1. В предреволюционной России степень идейного влияния власти на театры определялась степенью финансовой зависимости театров от власти. Императорские казенные театры подчинялись государству и ставили преимущественно комедии и бытовую драму. Туда зритель шел увидеть именитых актеров. Частные труппы позволяли себе включать в репертуар обличительные пьесы. Московскому художественному театру (МХТ), например, удалось даже в буржуазной среде создать моду на антибуржуазное действо2.

Во многих провинциальных городах под словом «театр» понималось обустроенное сценой здание. В Уфе такие здания стали появляться в 60-е годы XIX века. Ранее для спектаклей использовались импровизированные сцены в домах богатых семей , а с 1856 г. - специально оборудованная часть помещений Дворянского собрания (ныне Уфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова)4. Первый зимний театр был построен в 1861 г. по инициативе жены губернатора С. А. Аксаковой. Он предназначался для выступлений воспитанниц женского казенного училища и профессиональных гастролеров. Театр дважды горел и восстанавливался. В последний раз поврежденное пожаром здание перестраивалось в 1896 г. новым владельцем Д. Е. Кляузниковым, в 1899 г. было продано Уфимскому уездному комитету попечительства о народной трезвости, который устроил в нем школу5 (здание не сохранилось). В 1875 г. А. К. Блохин, сын известного уфимского купца, построил на территории своей усадьбы (ныне сад им. С. Т. Аксакова) летний театр. В 1893 г. здание сгорело, а в 1894 г. на его месте очередной владелец усадьбы В. И. Видинеев возвел по оригинальному проекту новый летний театр, впоследствии послуживший революционному искусству (снесен в 1991 г.)1.

В начале XX в. театральные представления проходили в залах Дворянского собрания, Большой Сибирской гостиницы (ныне Дом офицеров Уфимского гарнизона) и в клубах, а летом - в театре В. И. Видинеева. В 1909 г. по инициативе губернатора А. С. Ключарева началось строительство Аксаковского народного дома (ныне Башкирский государственный театр оперы и балета), который замышлялся как культурный центр с театром, музеем, библиотекой и др. По проекту, Аксаковский народный дом должен был стать самым большим зданием Уфы. С началом Первой мировой войны строительные работы были приостановлены, а в достроенной части здания открыт госпиталь2.

За театральными зданиями Уфы, государственными и частными, постоянные труппы не закреплялись. В городе работали гастролирующие частные антрепризы. Их репертуар был разнообразным: мелодрамы, водевили, комедии, а также пьесы на актуальные социальные темы, занявшие достойное место в мировой драматургии. Так, в 1908 г. в Уфе с аншлагом шли «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского, «Горе от ума» Д. И. Фонвизина (труппа П. П. Медведева), в 1912 г. - «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова (труппа П. П. Струйского)3.

Таким образом, к 1917 г. Уфа постоянной профессиональной труппы не имела, но располагала зданиями, приспособленными для зрелищных мероприятий.

С победой Октябрьской революции наступила новая эра в жизни России. Началось строительство государства на не испытанной ранее политической платформе. Преобразования осуществлялись в соответствии с Первой программой партии, дополненной и исправленной В. И. Лениным в апреле мае 1917 года. Программа предусматривала различные экономические и политические преобразования, составлявшие содержание социалистической революции: завоевание политической власти пролетариатом; всеобщее вооружение народа; замену частной собственности на средства производства и т. д. В качестве первоочередной культурной задачи декларировалось обязательное бесплатное общее и политехническое образование для детей до 16 лет, а также обеспечение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями. Искусство в числе первоочередных задач не рассматривалось, поэтому постановка задач в этой сфере в документе отсутствует1.

9 (22) ноября 1917 г. В. И. Ленин и А. В. Луначарский подписали декрет ВЦИК и СНК «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению», уполномоченной заниматься общим руководством всей народной культурно-просветительской системой. В документе отмечалось, что Государственная комиссия должна рассматриваться не как «центральная власть, управляющая учебными и образовательными учреждениями», а как «помощница» и организатор «источников материальной, идейной и моральной поддержки» просветительных учреждений. Управленческие полномочия декрет делегировал органам местного самоуправления, отметив, что работа культурно-просветительных организаций должна обладать автономией по отношению к государственному и муниципальным центрам. Функции исполнительного аппарата декрет возлагал на Министерство народного просвещения, действовавшего в предыдущую эпоху. В составе Комиссии декретом учреждался отдел искусств2.

Формирование профессиональных уфимских театров в 1920-е годы

Как участник рыночных отношений театр становится налогоплательщиком. В пользу государственной казны выплачивались налоги с недвижимого имущества2, «с публичных зрелищ и увеселений» (первоначально этот налог не должен был превышать 30 % от стоимости билета)» . Любые организационно-хозяйственные операции предполагали сопутствующий оформлению бланков гербовый сбор, введенный еще в 1918 году4. Работники облагались подоходным налогом5.

К перечисленным добавлялись и местные налоги на нужды губернских и городских Советов. В Уфимской губернии в 1921 г. был введен местный налог с театральных зрелищ, цирков и кинематографов (первоначально 25 % от стоимости билета, а с 2 ноября 1921 г. - 10 %6). Выплачивали театры арендную плату в коммунальный отдел под «эксплоатационные цели». В частности, в 1922 г. с каменных театральных зданий коммунальный отдел взимал в месяц 79 000 р. 53 к., а с деревянных - 45 000 р. 30 к. за сажень площади. Больше платили каменные бани (100 000 р. 75 к.), гостиницы (150 000 р. 75 к.); равноценно - мастерские, торговые предприятия, деревянные бани и прачечные; меньше - каменные прачечные (60 000 р. 40 к.) и т. д. Помимо налогов в отношении театров практиковались и иные формы извлечения средств на государственные нужды. В частности, для материальной поддержки школ взимались «сборы с вечеров в театрах» . Общественные организации периодически выступали инициаторами проведения благотворительных мероприятий: «недели Красного Флота», «недели помощи школе» и др.9 Инициировали благотворительность театров

Так, в январе 1922 г. Уфимский политехнический техникум направил в политпросвет письмо с просьбой об обеспечении студентов рабфака бесплатными билетами в количестве 15 штук на классические постановки для более качественного «прохождения литературы»1.

В марте 1921 г. на заседании губернского отдела народного образования было принято решение о сокращении дней выступлений татаро-башкирской труппы до двух в неделю (вторник и пятница) с условием: «если по пятницам будут происходить районные собрания, означенный день не заменяется другим днем». Решение объяснялось следующим образом: «большинство рабочих мусульман знает русский язык и может посещать спектакли и на русском языке» . Татаро-башкирская труппа, как отмечено выше, испытывала зрительский дефицит, и новые экономические условия негативно отразились в первую очередь на ней.

Требования к русскому театру также не способствовали финансовой стабильности. В условиях идеологического прессинга актеры искали способы привлечения платежеспособного зрителя, так называемого нэпмана, который не проявлял интереса к пролетарскому и даже классическому репертуару. Новые «хозяева жизни» предпочитали легкие жанры. Попытки собрать публику на подобные мероприятия вызывали непримиримую реакцию местной власти. Так, намерение государственной труппы ТЕО-13 организовать в первые дни 1922 г. во Дворце труда и искусств развлекательное представление «Бал Маскарад-Кабаре» спровоцировало созыв Союза работников просвещения и искусства. На экстренном заседании Союза 13 января 1922 г. было вынесено постановление, требующее, чтобы все театры представляли свои недельные репертуары на рассмотрение Союза. Эта мера внедрялась в целях предотвращения антихудожественных постановок и ограждения показательного театра от пагубного влияния мелкобуржуазной стихии1. Уфимский отдел народного образования, в свою очередь, утвердил программные задачи показательного театра - «отражать, чем живет революционный пролетариат, как строится новая жизнь, как рушится обветшалый мир и загорается заря новой светлой жизни»2.

Такая реакция на «бесполезные» зрелища была обусловлена установками сверху. Нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, который в 1918 г. называл результат труда творческой личности товаром и утверждал, что нельзя обходить проблему спроса и предложения , в 1921 г. начал критиковать спрос платежеспособной публики и подстроенные под него предложения театров: «С нэпом колесо как будто бы повернулось назад, и, действительно, мы видим почти рядом с полным исчезновением агитационного театра появление развращающего театра, появление того гривуазного кабака, который является одним из ядов буржуазного мира»4. Нарком требовал, чтобы из театра были изъяты все примеси буржуазного распада и разврата: бульварная порнография, мещанская пошлость, интеллигентская скука, черносотенные и религиозные предрассудки5, и заявлял, что искусство должно стать идеологией6. Аналогичными лозунгами пользовался и Главполитпросвет7.

Таким образом, переход к нэпу означал для театров экономическую самостоятельность на фоне усиления идеологического контроля и одновременного внедрения общегосударственных и региональных налогов, а также практики использования доходов от постановок в благотворительных целях. Анализируя ситуацию в масштабах страны, заведующий организационным отделом ЦК Рабис А. Гольдман отметил, что театры о оказались на пути «от кризиса к катастрофе» .

Реформы управления театрами в Уфе в годы первых пятилеток

. В основном же в репертуаре были «мещанские» постановки. Тем не менее, театр имел дефицит, одни и те же декорации и костюмы использовались в разных спектаклях1. Театрально-художественный отдел Губполитпросвета охарактеризовал сезон негативно: «Содержание пьес не отвечает требованиям момента»2.

К летнему сезону П. В. Петров набрал новую труппу. Из предыдущего состава остались М. Н. Белена-Беленович, А. И. Извольский, 3. П. Бочарова, М. Н. Медведева и О. С. Нежинская3. Всего в труппу было отобрано 10 человек из местных актеров: два - первого положения, остальные - второго и третьего. Дальнейшее комплектование коллектива осуществлялось посредством объединения с драматическим коллективом из Самары под руководством Болонина. К началу сезона из Самары прибыли не все приглашенные артисты, поэтому площадку пришлось временно «отдать гастролирующей опере по 100 рублей за спектакль»4.

Труппа сформировалась неудачно: одни амплуа представляли несколько человек, а другие не представлял никто. На заседании правления Башрабиса (16-17 июня 1924 г.) П. В. Петров объяснил, что при подготовке к сезону амплуа были подобраны правильно, однако некоторые самарские актеры не приехали совсем, а некоторые «приехали со своей половиной», поэтому состав амплуа не совпал с запланированным. Ввиду объединения уфимских и самарских актеров у труппы появилось два администратора: Петров с уфимской стороны и Болонин - с самарской. Коллектив счел их содержание нецелесообразным5. Наконец, как уже установлено, театр испытывал сложности с утверждением репертуара цензором Хабиби.

Летний сезон гостеатра проходил на фоне внутренних конфликтов. Организатор сезона П. В. Петров дважды подавал заявление об освобождении от работы. 21 июля 1924 г. Башрабис его уволил. 25 июля в

В 1924 г. худсовет Башполитпросвета ходатайствовал перед Совнаркомом БАССР о создании русской труппы, которая «свое производственной программой удовлетворила бы все запросы пролетарских масс в духе Социалистической Советской России». Но средств на это не нашлось, и на очередной сезон пригласили «драматическую труппу-коллектив из квалифицированных и высококвалифицированных работников .

В сезон 1924-1925 гг. во Дворце труда и искусств работала русская труппа под художественным руководством режиссера и актера Валентина Ефимовича Черноблера. Коллектив был создан в Москве Центрорабисом (Центральным профессиональным союзом работников искусств) из безработных актеров. Производственную программу «в духе Социалистической Советской Республики» новый театр не представил. Труппа давала комедии «Змейка» Рашкова, «Маленькая шоколадница» Поля Гаво о любовных приключениях молодых дам, французскую мелодраму «Воровка детей», историческую драму «Нельская башня» А. Дюма, сочиненную по секретным мемуарам Лувра и т. д.3

В ночь с 31 декабря 1924 г. на 1 января 1925 г. во Дворце труда и искусств при участии полных составов русской и татаро-башкирской трупп состоялось представление «Бал-карнавал. Грандиозное кабарэ». По этому поводу рецензент Уралец написал в газете «Красная Башкирия»: «В этот вечер драматическая труппа Дворца Труда и Искусств, русская и башкирская, отдыхала от своего обычного репертуара: раз в год решили "побаловать" публику веселыми номерами. Комические сцены миниатюр "Болтливый язык", "Муж, жена и другие" вызвали сплошной смех

Мнения критиков о репертуаре труппы В. Е. Черноблера разнились. Принципиальная идеологическая позиция перемежалась с доброжелательными оценками в заметках рецензента Ст. Стерляча. Неприятие поблажек буржуазному действу демонстрировал театральный критик Аллегро. Но и он признал: «Материальные условия толкнули театр на путь старого, чуждого нам репертуара»3. Все критики отмечали талантливую игру актеров и высокую посещаемость спектаклей труппы.

В репертуаре коллектива В. Е. Черноблера появились и серьезные спектакли. Критика одобрила древнегреческий фарс Фульда «Тень осла», пропагандирующий классовую ненавистью к олигархам, трагедию Еврипида «Дочь царя Колхиды Медея», историческую пьесу К. А. Тренева «Пугачевщина», принятую к постановке в МХТ (роль Салавата в уфимской постановке исполнял актер из татаро-башкирской труппы В. Муртазин-Иманский). Как «наиболее удачный за весь сезон» был отмечен спектакль «Царь всея Руси» И. А. Ростовцева о жизни Ивана Грозного4.

На сезон 1925-1926 гг. в Уфу был приглашен ансамбль драмы и музыкальной комедии под руководством Е. П. Муромского (драматический режиссер) и М. И. Барятинского (режиссер музыкальной комедии). Соответствующим был репертуар: А. Н. Островский «Бешеные деньги», А. К. Толстой «Царь Федор Иоаннович», А. В. Луначарский «Медвежья свадьба», а также оперетта Сидни Джонса «Гейша» и написанное Е. П. Муромским музыкальное обозрение «Лондон - Москва - Уфа» с куплетами и танцами5.

Деятельность государственных профессиональных театров г. Уфы

Заседание постановило создать при Башнаркомпросе сектор искусств и поручить ему методическое руководство театрами, а также укрепить Управление зрелищными предприятиями и поручить ему организационное руководство и материальное обслуживание. Среди мер по централизации управления театрами значилось подчинение всех трупп УЗП и упразднение театров, относящихся к другим ведомствам с передачей артистов в распоряжение управления. Наркомат РКИ и Башнаркомпрос обязывались содействовать УЗП в вопросах формирования квалифицированных штатов, Башнаркомфин - содействовать в вопросах материального обеспечения, в частности, ему надлежало предусмотреть ассигнования для УЗП на 1932 год1.

Заседание Башрабиса, прошедшее 11 мая 1932 г., констатировало, что УЗП с поставленными задачами не справляется, местные условия не учитывает, особенно в обслуживании национальной части населения Уфы, актеры за конкретными труппами не закреплены . Результаты обследования работы по искусству в Башкирской АССР, осуществленного по инициативе ЦК Рабис, показали, что на 1 января 1933 г. задолженность УЗП составила 263 000 рублей. Была выявлена задержка зарплаты актерам в 3.5 месяца, установлено отсутствие «работников по искусству» в органах партийной и государственной власти . Сектор искусств, который в постановлении обкома ВКП(б) т 15 декабря 1931 г. планировался как организатор методического руководства театрами, создан не был4.

Таким образом, в Уфе в ходе первой пятилетки (1928-1932 гг.) постановления правительства об организации театрального дела были реализованы не полностью. К числу реализованных следует отнести создание в городе русского и башкирского профессиональных театров. В управленческой сфере отмечались недостатки. Вопросы планирования искусства, создания органов и механизмов методического и финансового обеспечения театров оставались открытыми. Во второй и третьей пятилетках усилился процесс формирования военного потенциала страны с учетом оптимизации размещения производительных сил. Выполнение второго пятилетнего плана было обеспечено уже к марту 1937 г. со значительным превышением показателей первой пятилетки. В третьей пятилетке, помимо формирования целевого военного сектора, были предусмотрены особые мобилизационные (строго секретные) планы на большинстве гражданских предприятий всех отраслей народного хозяйства1, направленные на обеспечение экономической и оборонной мощи страны, в том числе в случае внешней агрессии.

Резко изменилась внутренняя политика. Чистки стали универсальным средством расправы не только с оппозицией внутри партии, но и с потенциальными оппозиционерами в обществе. Крупная чистка, произведенная в 1934 г., была нацелена на избавление руководящего эшелона от действительно скомпрометировавших себя элементов. Однако этот метод, по мнению И. В. Сталина и его окружения, не достигал главной цели -кардинального изменения всей властной структуры сверху донизу. В стране имел место ведомственный плюрализм. Вокруг влиятельных фигур высшего и среднего партийного звена складывались политические кланы. «Кумовство» и «круговая порука» блокировали модернизационные усилия центра. Стремясь нейтрализовать эту тенденцию, И. В. Сталин периодически «тасовал колоду» руководителей, но совершенно разбить установившиеся связи не удавалось. В 1937 г. начался «большой террор» как средство борьбы с территориальными кланами. «Врагами народа» были объявлены видные члены и кандидаты в члены Политбюро ВКП(б), ведущие советские

В этой обстановке была активизирована работа по идеологическому просвещению и патриотическому воспитанию масс. Власть методично проводила политику культурных преобразований и большое внимание уделяла искусству как эффективному транслятору информации массам. В исследуемый период формировался принцип руководства, обеспечивающий централизованный политико-идеологический и административно-организационный контроль над всеми учреждениями культуры и искусства и продолжалась структурная перестройка органов управления художественной культурой2.

Следует отметить, что в Уфе в самом начале второй пятилетки заметных изменений в принципе управления театрами отмечено не было. 21 января 1933 г. бюро ячейки ВКП(б) при регулярно подвергавшемся критике УЗП постановило разграничить функции УЗП и театра. Была учреждена должность директора театра, на которую назначили заведующего художественной частью башкирской труппы В. Муртазина . В августе 1933 г. на заседании культпропа обкома ВКП(б) снова был поднят вопрос о выходе театрального управления из кризиса. Принятая на заседании резолюция в очередной раз обязала Башнаркомпрос создать сектор искусств, а также разработать производственно-финансовый план, репертуарный план, план по искусству на начавшуюся вторую пятилетку (1933-1937 гг.). Резолюция потребовала произвести расчеты по финансированию УЗП, театров и техникума искусств4.

Похожие диссертации на Становление и развитие государственных профессиональных театров в 1917—1941 гг. (на материалах театров г. Уфы)