Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Брагиров, Глеб Борисович

Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.
<
Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Брагиров, Глеб Борисович. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Оренбург, 2005. - 224 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Зарождение советского театрального искусства на Южном Урале в 1917-1927 гг 23

1.1. Становление советского драматического театра на Южном Урале в 1917- 1927гг 23

1.2. Первые шаги театральной самодеятельности Южного Урала в 1917-1927 гг 60

1.3. Формирование национального театрального искусства на Южном Урале в 1917-1927 гг 91

Глава 2. Советское театральное искусство на Южном Урале в 1928-1941 гг 108

2.1. Развитие профессионального театрального искусства и организация театральной сети на Южном Урале в период с 1928 помай 1941гг 108

2.2. Влияние государственной политики на изменение репертуара театров Южного Урала в период с 1928 по май 1941гг 142

2.3. Состояние самодеятельного и национального театрального искусства на Южном Урале в период с 1928 по май 1941гг 168

Заключение 193

Список использованных источников и литературы 201

Приложение 216

Введение к работе

Актуальность исследования. Становление и развитие советского театрального искусства, как составляющего элемента духовной сферы жизни общества является отражением социальных и политических процессов, которые происходили в первые десятилетия советской власти. Революционные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни, отразились и на социальных функциях театрального искусства. Из вида самостоятельного искусства театр превратился в орудие массового идеологического воспитания, стал мощным фактором формирования и распространения в массах нового социалистического мировоззрения.

Советский театр, формируясь как дополнительное средство пропаганды советско-партийной идеологии, в ходе своего развития в первые десятилетия советской власти, претерпел ряд существенных изменений, коснувшихся как его структурной организации, так и художественных форм.

Изучение и анализ такого средства воздействия на массовое сознание, как театральное искусство, позволяет глубже понять сложные социальные процессы, связанные с коренной ломкой и переустройством духовной жизни в России с периода становления советского государства до появления сталинской тоталитарной системы и её упрочения.

Революционная трансформация государственной и общественной структур повлекла за собой развитие специфических процессов в сфере культуры, породивших новые организационные формы и способы художественного выражения. Приобретя в этих условиях новый облик, театральное искусство открыло новые возможности для участия личности в общественно-культурной жизни. Это выразилось, прежде всего, в расцвете самодеятельного театрального творчества, которое становится массовым.

Территория Южного Урала специфична своей многонациональностью. В результате проводившейся национальной политики советского правительства, перед различными этническими группами открылись новые возможно-

4 сти для развития национального театрального творчества, что приводит к его

быстрому развитию.

Начавшееся со второй половины 80-х гг. прошлого века реформирование российского театра вызвали процессы, связанные не только с изменением экономического и юридического положения театров, но и, в конечном счёте, с духовным содержанием их творческой деятельности. Учитывая воспитательное значение различных видов искусства, и театрального в частности, влияние на внутренний мир человека, его духовные и нравственные ценности, любое реформирование в области театрального искусства должно опираться на имеющийся исторический опыт, только в этом случае оно будет развиваться, одновременно сохраняя свои лучшие традиции и добиваться новых творческих достижений.

В советской исторической науке продолжительное время преобладала точка зрения о второстепенном значении духовного развития общества, поэтому большее внимание уделялось исследованиям политических и экономических процессов, происходящих в России в XX веке. Результатом этого стало неполноценное исследование развития духовной культуры новейшей истории России, в частности советского театрального искусства. В большей степени это относится к разработке этих научных проблем в региональном масштабе.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления и развития советского театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941гг.

Предметом исследования определяются условия и особенности развития различных форм театрального творчества, имеющих свои специфические черты и являющихся элементом общей структуры культурной жизни населения Южного Урала в период с октября 1917 по май 1941гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1917 по май 1941гг. поскольку в это время были заложены основные принципы и направления культурной политики советского руководства в

5 области театрального искусства. В нашей работе не рассматривается период

власти А.И.Дутова, поскольку этот вопрос может быть темой самостоятельного изучения. С возникновением социалистического государства происходило формирование новой структуры управления театрами. С другой стороны, изменение общественного уклада и насаждение классовой идеологии привело к появлению и доминированию театрального репертуара, отвечающего интересам партийного руководства. После 1927г. начинается следующий период становления советского театра, связанный с переходом к тоталитарной сталинской модели государства. Наряду со строительством широкой театральной сети, репертуар театров становится ещё более идеологически заданным. При этом советский театр добивается определённых достижений, как в качестве драматургии и актерского мастерства, так и в доступности для массового зрителя. Качественно новой отличительной чертой театрального творчества в период с октября 1917 по май 1941 гг. становится развитие трёх его направлений - профессионального, самодеятельного и национального.

Территориальные рамки исследования охватывают Оренбургскую, Челябинскую и Курганскую области. Такой выбор обусловлен общей спецификой развития театрального искусства в с октября 1917 по май 1941 гг., кроме этого необходимо отметить, что Челябинск до весны 1919г. территориально относился к Оренбургской губернии, а в 1934г. Бузулук и Бугурус-лан с прилегающими районами вошли в Оренбургскую область. В указанные рамки не включены часть районов Башкирской АССР, территориально относившихся к Южному Уралу, т.к. они имели специфичные особенности и в культурном развитии до революции 1917 г., и в этническом составе. Получение особого статуса автономной республики, так же отразилось на осуществляемой в Башкирской АССР культурной политике, определившей развитие башкирского национального театрального искусства, которое должно становиться самостоятельным объектом исследования.

Источниковая база исследования. При работе над настоящей диссертацией автор использовал документы и материалы, собранные в шести архивах Российской Федерации. Это Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ); Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ); Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); Государственный архив Оренбургской области (ГАОО); Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО); Объединённый государственный архив Челябинской области (ОГАЧО).

Специфика и характер диссертационного исследования определили выбор архивных фондов в решении поставленных нами задач. В центральных государственных архивах главный упор ставился на изучении документов и материалов, связанных с деятельностью партийных и государственных органов управления в областях общей культурной политики и руководства театральным искусством в масштабах всего государства. С этой целью мы использовали фонды Государственного архива Российской Федерации (Ф. Р— 5446: Совет народных комиссаров - Совет министров СССР 1923 - 1991 гг.; Ф. Р-5451: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) 1917 - 1990 гг.; Ф. 6946: Совет Культурного строительства при президиуме ВЦИК 1931 - 1934 гг.; Ф. 410: Народный комиссариат имуществ республики 1917 - 1918 гг.) Подробные сведения о проводящихся культурных преобразованиях и позиции ВКП(б) относительно театрального искусства имеют фонды Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (Ф. 17: Центральный Комитет РКП(б)), также обширным документальным материалом располагает Российский государственный архив социально-политической истории (Ф. 656: Главное управление по контролю за репертуаром и зрелищами; Ф. 2310: Управление театрально-зрелищных предприятий Наркомпроса РСФСР)

Для непосредственного анализа развития театрального искусства на Южном Урале в диссертации использованы фонды Государственный архив Оренбургской области (Ф. 454: Оренбургский губернский и окружной отде-

7 лы по делам печати и зрелищ 1924 - 1930 гг.; Ф. 456: Оренбургское управление политико-просветительской и внешкольной работы. Ф. 1581: Чкаловский областной отдел по делам искусств 1935 - 1953 гг.), Центра документации новейшей истории Оренбургской области (Ф. 5: Оренбургский уездный комитет ВКП(б) 1921 - 1927 гг.; Ф. 6: Каширинский уездный комитет ВКП(б); Ф. 7: Орский уездный комитет ВКП(б) 1921 - 1927 гг.; Ф. 208: Оренбургский губернский комитет ВЛКСМ 1919 - 1928 гг.; Ф. 579: Областной драматический театр; Ф. 4: Оренбургский окружком; Ф. 1258: Бугурусланский окружком), фонды Объединённого государственного архива Челябинской области (Ф. Р—914: Отдел по делам искусств Челябинского облисполкома; Ф. 1360: Челябинский государственный академический театр драмы; Ф. 998: Челябинский областной ТЮЗ; Ф. 1726: Личный архив Ф. Р. Меньшикова; Ф. 317: Зла-тоустовский окружком ВКП(б); Ф. 75: Челябинский окружком ВКП(б); Ф. 288: Челябинский обком КПСС; Ф. 77: Челябинский губком ВКП(б)).

Для данного исследования, кроме архивных материалов, не меньшее значение, как источник, имеют опубликованные сборники документов и материалов советского руководства, часть из которых представлена сборниками распоряжений центральных партийных и государственных органов власти, которые начинают официально издаваться с 1917 г. «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР» издавалось с 1917 г. по 1924 г. С 1925 г. по 1938 г. издавалось «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР». Эти сборники содержали все важнейшие законы и директивы Советского правительства и ВКП(б). С 1957 г. начинается издание 12-томника «Декреты Советской власти», продолжавшееся вплоть до 1986 г. Кроме этого сборника, в СССР неоднократно переиздавалось многотомное издание «КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов». В данном исследовании используется 9-е издание данного сборника1.

Декреты Советской власти В12 т. - М., 1957-1986; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, В 15 т., - 9-е изд. - М, 1983-1989; КПСС в резолюциях и решениях съездов ЦК. -М., 1990.

8 Особое место среди исторических источников занимают тематические

сборники документов по культурной политике, проводимой в РСФСР, а позднее в СССР. В нашей диссертации использованы сборники документов как непосредственно относящиеся к театральному искусству довоенного периода, так и опубликованные архивные материалы по общей культурной политике советского и партийного руководства1.

Также можно выделить тематические сборники документов, изданные именно по материалам Южно-уральского региона. Эти сборники содержат материалы о деятельности местных органов партийно-государственного управления по культурному строительству на Южном Урале2.

В диссертации использовались материалы центральной и местной периодической печати: «Вестник Приуралья», «Утро Сибири», «Правда», «Коммунар», «Советская степь», «Советская правда», «Известия Киробкома ВКП(б)», «Смычка», «Оренбургская коммуна», «Пахарь», «Челябинский рабочий», «Комсомольская правда», «Вестник театра», «Советское искусство», «Искусство и жизнь». Эти издания содержат сообщения о работе профессиональных и самодеятельных театральных коллективов, критические отзывы на поставленные пьесы. В центральной печати публиковались отдельные документы, принятые партийным руководством по культурной политике.

Состояние разработанности проблемы. В отечественной историографии проблема развития театрального искусства вызывала определённый интерес исследователей, как в качестве самостоятельного объекта изучения, и

Культурное строительство в СССР, 1917-1927 гг.: Разработка единой государственной политики в области культуры: Документы и материалы //АН СССР Институт истории СССР и др. - М., 1989; Бес-парточный Б.Д. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК-ОГПУ-НКВД. - Курск, 1999; Власть и художественная интеллигенция. Документы РКП(б) - ВКП(б) - ВЧК - ГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953. - М., 2002; Культурное строительство в СССР 1917-1927 гг. (Документы и материалы.) Разработка единой государственной политики в области культуры. - М., 1989; Советский театр. Документы и материалы 1917 - 1967 гг. В 3 т. -Л., 1968; Культурная жизнь в СССР, 1917-1927. Хроники. - М., 1975; Культурная жизнь в СССР 1928-1941. Хроники. - М., 1976; Заколодкин И.Ф. и др. ВКП(б), советская власть, комсомол и профсоюзы о культурном строительстве (Сборник документов). - М., 1930.

Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы. 1918-1941. - Челябинск, 1985; Челябинская область. 1917-1945 гг. Сборник документов и материалов. Ред. П. Г. Агарышев. - Челябинск, 1998; Из истории Магнитогорского металлургического комбината и города Магнитогорска (1929-1941 гг.). Сборник документов и материалов. - Челябинск, 1965.

9 как составная часть общего исследования культурного развития Советской

России. Сама специфика исследуемой проблемы определила разные подходы к её решению. Разработка истории советского театрального искусства напрямую связана с целым спектром вопросов, которые начинаются с характеристики общей культурной политики в СССР периода 1917 - 1941 гг. Вторым вопросом изучения является определение особенностей зарождения и становления советского искусства в целом. Третий вопрос научных поисков направлен непосредственно на само театральное искусство указанного периода.

История развития отечественного театрального искусства советского периода отражается в исследовательских работах второй половины XX века. Непосредственно исторические исследования можно условно разделить на четыре группы, отличающиеся пространственным масштабом.

К первой относятся работы, раскрывающие общий процесс становления и развития советского драматического театра в масштабах всего государства.

Вторая группа - характеризуется изучением профессиональных театров Уральского региона. Исследования, относящиеся к этой группе, рассматривают и дореволюционный и советский периоды. Авторами даётся анализ развития театров, причём большое внимание уделяется тем изменениям, которые происходят в результате революции 1917 г. Одними из главных вопросов изучения является деятельность партийных организаций в области культурной политики и расширение театральной сети всего Уральского региона.

Третья группа включает сборники и монографии, посвященные истории ведущих областных театров Оренбурга и Челябинска.

Четвёртая группа объединяет отдельные статьи, посвященные конкретным проблемам местных театров, представляемые исследователями на научно-практических конференциях и в периодической печати.

По подходам к оценке изученности проблемы можно выделить советский и постсоветский периоды, которые существенно различаются по идеологической и ценностной трактовкам формирования и дальнейшего развития

10 советского театрального искусства. Также советский период историографии

отличается продолжительностью и масштабами исследований.

Первые общие работы по истории советского драматического театра появляются уже с 30-х гг. В 1933 г. издается «История советского театра»1. Это, безусловно, было связано с изменениями культурной политики в СССР после 1932 г., что и определило и характер, и масштаб исследования. Работа в основном имеет характер прокламации, скорее отражающей задачи воспитания тоталитарной идеологии. Пространственный масштаб исследования достаточно узкий, ограничивается столичными театрами, что вполне объяснимо, так как развитие широкой театральной сети происходит со второй половины 30-х гг. Следующее издание общей истории советского драматического театра приходится на послевоенный период2. Оно отличается более полным анализом процесса становления советского драматического театрального искусства и его достижений. По существу, в отличие от предыдущей работы, исследование не только являлось идеологическим обоснованием государственной культурной политики, но, главное, оно обобщало результаты тридцати лет работы нового - советского театра, с его строгой политической направленностью и высоким художественным мастерством режиссеров и актеров.

В конце 60-х гг. издается «История советского драматического театра» в 6-ти томах, созданная авторским коллективом, которая отличается от предыдущих работ более широким подходом к поставленной задаче. Примечательно, что в данной работе уделяется больше внимания периферийным и национальным театрам, для нашего исследования это является очень существенным моментом. Но пространственный масштаб исследования и сравнительно недостаточная исследованность истории периферийных театров выразились в значительном преобладании освещения развития столичных театров, многие проблемы развития периферийных театров остаются не выяс-

1 История советского театра. Т. 1. Петроградские театры на пороге октября и в эпоху военного комму
низма. 1917- 1921гг. -Л., 1933.

2 Советский театр. К 30-ти летию Советского государства. - М., 1947.

ненными .

Наряду с коллективными работами проводились и самостоятельные исследования. К ним можно отнести монографии П. А. Маркова, А. 3. Юфит и Г. А. Хайченко. П.А. Марков являлся режиссёром и театральным критиком, им было написано и издано целый ряд работ по анализу непосредственной работы театров, проблемам режиссуры и других искусствоведческих вопросов. Марков уделял внимание и обзору московских театральных сезонов в 20-х начале 30-х гг.2

Серьёзным, фундаментальным исследованием стала монография А. 3. Юфит «Театр и революция». Она посвящена проблемам становления советского театра, формированию системы управления ими, деятельности Нар-компроса в этой области, даётся характеристика и экономическому состоянию театров. Автором использует достаточно обширный перечень источников .

Так, в 1982 г. издаётся монография Г. А. Хайченко, которая охватывает историю советского театра с 1917 по 1980 гг. Автору удалось в работе сравнительно небольшого объёма отразить становление советского театрального искусства, выделить его характерные отличия, яркие творческие достижения, при этом исторический аспект связывается с современными автору процессами театрального творчества. Как и предыдущие исследования, отражающие проблемы возникновения советского театра и его дальнейшее развитие, эта работа имеет четкую идеологическую линию и общий подход к освещению жизни и творчества провинциальных театров4.

Значительная часть исследовательских работ по данному вопросу направлена в большей степени на изучение роли политики правящей партии в процессе становления советской культуры. В советской исторической науке

История советского драматического театра. В 6 т. - М., 1968.

2 Марков П. А. Правда театра. - М., 1965.

3 Юфит А.З. Театр и революция. - Л., 1977.

Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. - М., 1982.

12 оценка этой роли практически не менялась1.

Политическая заданность общего исследования истории советского театра вполне понятна, авторам необходимо было соблюдать эти принципы. Вместе с тем ими была проделана большая работа по сбору, систематизации архивных и документальных источников, программ культурной политики политических лидеров, сведений из периодической печати и мемуаров. Обработанный материал позволил, в конечном счете, представить четкую концепцию исторического процесса, имеющую ценность и для нашего исследования. Наряду с этим необходимо также отметить недостаточное изучение самодеятельного театрального регионального искусства и его связь с профессиональным.

Также остается во многом неясным вопрос с расширением театральной сети - насколько общие решения партийного государственного руководства подкреплялись материально, как и из кого формировался творческий состав театральных коллективов. Можно отметить характерную черту в советской историографии (и не только по данной теме), которая выражалась в доминировании анализа количественных показателей, оставляя без должного внимания качественные.

Большое значение имело изучение истории театрального искусства в масштабах уральского региона. Здесь можно выделить в первую очередь монографию А. П. Панфилова «Театральное искусство Урала. 1917-1967 гг.», изданную в Свердловске в 1967 г. В исследовании автор раскрывает ряд вопросов, связанных с возникновением советского театрального искусства на Урале. Из них особенно детально рассматривается культурная политика ВКП(б), позднее КПСС в области театра, идеологическая борьба 20-х гг. в театральном искусстве и победа партийного единоначалия. Вместе с этим

1 Шишмаренкова А. В. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции в годы второй пятилетки 1937 — 1937 гг. - Челябинск, 1986; Чуфаров В. Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции 1920 - 1937 гг. - Свердловск, 1970; Гобунова Д. П. Борьба партийных организаций Урала за культурное строительство в годы второй пятилетки 1933 - 1937 гг. - М., 1955; Чижова Л. М. Руководство коммунистической партии развитием Советского театра (1927 - 1932 гг.). М., 1978.

13 поднимается проблема формирования советской идеологической драматургии, в её освещении автор защищает принципы партийного руководства и государственной идеологии. Важно отметить, что в своей монографии Панфилов поднимает вопрос и о самодеятельном театральном творчестве, бурно развивающемся в 20-х - начале 30-х гг. и приведшего к созданию ТРАМов -театров рабочей молодёжи1.

Культурная политика, осуществляемая государством в области театра, рассматривается А. П. Панфиловым и в ученых записках того же года издания - «Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры». Сохраняя принципы советской идеологической доктрины, автор раскрывает процесс становления (фактически насаждения) социалистической тематики в репертуаре театров, особым показателем качества которого являлась постановка спектаклей о Ленине. Этот вопрос являлся ключевым, вокруг которого освещаются и другие аспекты формирования и распространения советского театрального искусства.

Характерной особенностью исследовательских работ по истории театра советского периода является акцентирования внимания на проблеме репертуара и постановке новых советских пьес. Практически всегда поднимаются вопросы, связанные со спектаклями о Ленине, таким постановкам и исполнителям главных ролей уделялось значительная часть исследований, и всегда подчеркивалось, что эти спектакли были значительными творческими успехами. Примечательно, что не отечественная и не западная классика были мерилом художественного уровня актерского мастерства, а именно изображение партийных вождей - Ленина и позже Сталина. Критерием значимости драматического произведения, хотя и в меньшей степени, являлись также темы о гражданской войне, установлении советской власти, осуществления сталинских реформ, и даже борьбы с врагами народа.

В 90-х гг. процесс развития театров Южного Урала рассматривается в

1 Панфилов А.П. Театральное искусство Урала. 1917-1967 гг. - Свердловск, 1967.; Он же. Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры. - Свердловск. 1965.

14 ряде работ С. С. Загребина, у которого данный вопрос изучается в комплексе

с другими направлениями культурного строительства 20 - 30-х гг. Характерной чертой этого исследования является отход от идеологических установок историографии советского периода. Автор не ставит перед собой цель дать изначально положительную оценку развития культуры обозначенного периода и, в частности, театрального искусства, старается объективно передать особенности и противоречия процесса становления советской модели духовной культуры, её ценностей. Для более правильной оценки развития культуры, С. С. Загребин использует метод сравнения культурной политики проводимой в царской России с 1900 г., и политикой ВКП(б) до 1940-го г. и их результатов. Что касается непосредственно самого театрального искусства, то необходимо отметить стремление исследователя не замыкаться только на профессиональных театрах, но показать и особенности развития театральной самодеятельности .

Кроме монографий общего характера, проводилась работа по изучению истории отдельных театров. К нашему исследованию относятся непосредственно монографии, посвященные театрам Южного Урала. Одной из самых значительных работ по истории Оренбургского областного драматического театра является монография М. Незнамова «Старейший русский театр на Урале», изданная в 1948 г. в Оренбурге (Чкалове). Автор раскрывает историю театра с момента его образования. Значительная часть работы приходится именно на советский период, где он подробно освещает установление советских идеологических принципов в театральном репертуаре. Необходимо отметить, что монография была написана и издана в эпоху сталинизма, и этот фактор определил общую направленность данного исследования и его выводы. Важно отметить также заслуги исследователя в изучении и анализе сложной ситуации жизни театра именно в начале 20-х гг., которые определя-

1 Загребин С. С. Метаморфозы культуры: Культурное строительство на Южном Урале в 1929 - 1941 гг. - Челябинск, 1994 г.; Он же. Культурное строительство на Южном Урале в 1921 - 1940 гг. - Челябинск. 1994 г.; Он же. Культурное строительство Челябинской области в довоенные пятилетки. - Челябинск, 1989.; Он же. Культурная политика на Урале и ее реализация в 1900 - 1940 гг. - Екатеринбург. 1998.

15 лись противоречиями нэпа. В работе автором используется большое количество информации, полученной из периодической печати. При преобладании информации о постановках театра, идеологической борьбе в репертуаре, политике ВКП(б), не дается оценка положения актеров в театре, не указываются все отрицательные моменты работы творческого коллектива. Несмотря на это, работа М. Незнамова имеет большое значение для воссоздания истории оренбургского областного драматического театра в 20 - 30-х гг.1

Позже, в 1957 г., к 100-летнему юбилею Оренбургского драматического театра в Оренбурге была издана книга «Чкаловский областной драматический театр», составленная А. П. Назаровым. Не являясь в полном смысле историческим исследованием, эта книга освещает некоторые аспекты появления и развития Оренбургского драматического театра особенно в советский период. Для нашей работы определённую ценность представляют содержащиеся в книге воспоминания актёров, начинавших свой творческий путь в 20-х - 30-х г., которые позволяют более объективно представить в каком состоянии находился и сам театр, и его творческий коллектив в исследуемый период. Отмечая явный беллетристский характер сборника, надо подчеркнуть его строго сохраняющуюся идеологическую основу .

Развитие Челябинского драматического театра также отражается в отдельных книгах - сборниках. История челябинского драматического театра раскрывается в сборнике «Театр мечты», изданном в Челябинске в 1997 г.

Более объемной и значимой работой стали «Избранные очерки истории и современности Челябинского академического театра драмы». В этом издании освещаются основные события возникновения и развития театра вплоть до современного периода. По его содержанию можно отметить стремление авторов показать общую историческую картину, акцентируя внимание на репертуаре театра и художественном мастерстве его состава. Авторский коллектив смог воссоздать и представить репертуар театра, начиная с 20-х гг.,

Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. - Чкалов, 1948. 2 Чкаловский областной драматический театр им. A.M. Горького. 100 лет. - Чкалов, 1957.

что дает возможность исследователю проанализировать и сделать выводы о результатах идеологической доктрины советского периода. Отличительным качеством этой книги является отход от приверженности какой-либо политической догматике1.

Достаточно большая историческая справка по челябинским театрам -драматическому, кукольному и оперетты содержится в энциклопедии «Челябинск». Историческая справка, бесспорно, не может являться полноценным историческим исследованием и содержит информацию только в самых общих чертах, однако её наличие в энциклопедии указывает на имеющийся собранный фактический материал.

Доктрина советской культурной политики, её основные принципы, задачи и методы осуществления были разработаны ведущими партийными и государственными деятелями. Из них, прежде всего, нужно выделить работы лидера РКП(б) В. И. Ленина, так как его позиция в этом вопросе стала определяющей для непосредственного проведения культурных преобразований в стране2. Принимали активное участие в культурном строительстве и соратники В. И. Ленина, такие как Н. И. Бухарин и Н. К. Крупская. Они также теоретически осмысливали содержание создающейся социалистической культуры и устанавливали главные ориентиры в этом развитии3.

Особое значение для нашего исследования имеют опубликованные в сборниках и журналах статьи А. В. Луначарского, который с 1917 по 1929г. занимал пост Народного комиссара по просвещению и непосредственно руководил деятельностью театров4. Также интересна точка зрения отечественных культурологов и деятелей культуры, занимавшихся вопросами театрального развития и непосредственно участвовавших в нем. Театральные деятели, имевшие наибольший авторитет в советском искусстве, к примеру, Ох-

Энциклопедия Челябинск. - Челябинск, 2001.

Ленин В.И. «О пролетарской культуре» // Поли. собр. соч., т. 41. - С. 336 - 337; Он же «О кооперации» Т.45. С.360-377; Он же «О нашей революции». Т.45. С.378-382.

3 Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М., 1988; Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры. - М., 1934.

Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2 т. - М., 1958.

17 лопков, напрямую принимали участие в его строительстве и пытались соединить свои профессиональные интересы с партийными1.

Необходимо отметить, что для наиболее объективного исследования нами привлекались и использовались отдельные исторические работы, на прямую не связанные с проблемой развития театрального искусства именно в период с октября 1917 по май 1941 гг., но, во многом, раскрывающие определённые аспекты, связанные с развитием, как самих театров, так и театральной самодеятельности на Южном Урале в период установления советской власти и нэпа.

В изучение истории казачества России, революции и гражданской войны на Южном Урале внёс крупный вклад оренбургский историк Л. И. Футо-рянский. Разрабатывая сложную для исследования проблему становления советской власти и формирования комсомольских и пионерских организаций на Южном Урале, Л. И. Футорянский в своей кандидатской диссертации посвящает целый раздел развитию клубного движения и театральной самодеятельности в годы Гражданской войны. В последующих работах исследователь неоднократно возвращается к указанной теме, дополняя и хронологически расширяя её .

Процесс развития театров на Южном Урале в 20-е гг. анализирует в своем диссертационном исследовании О.П.Тетерятник. На основании большого собранного фактического материала, автор сумел осветить этот сложный период становления советского театрального искусства, передать характер противоречий нэпа, отразившихся на работе театров, их репертуаре и творческих достижениях. Эти же вопросы поднимаются исследователем в

1 Охлопков Н. П. Статьи. Воспоминания. - М., 1986.

2 Футорянский Л.И. Комсомол Оренбуржья - помощник Коммунистической партии в гражданской
войне против внутренней контрреволюции и империалистической интервенции. - Дис. ... канд. ист.
наук. - Л., 1964.; Он же: Зарождение пионерской организации в Оренбуржье // Педагогический сбор
ник. - Оренбург, 1960.

18 отдельном разделе «Истории Оренбуржья», учебном пособии, изданном в

1996г1.

Истории Оренбургского театра музыкальной комедии посвятил свою монографию В.Ф. Наточий. К хронологическим рамкам нашей диссертации относится три первые главы этой работы, в них автор рассматривает период творческого и организационного становления театра, даёт обзор репертуара, раскрывает причины трудностей и достижений.2

Исследуя развитие музыкального искусства в Оренбургском крае, оренбургский искусствовед Хавторин Б. так же касается развития Оренбургского театра музыкальной комедии в 30-е гг. прошлого столетия. Однако в его монографии основной упор делается именно на работу музыкальных коллективов, поэтому автором приводятся общие сведения о театре.3

Некоторые аспекты культурного строительства на Южном Урале, а именно в Оренбургской и челябинской областях, рассматриваются в общих краеведческих трудах местных историков, посвященных как общему анализу исторического развития региона в указанных территориальных рамках, так и истории местных партийных организаций, их деятельности. В силу того обстоятельства, что работы эти имеют общий аналитический характер, проблемы развития именно театрального искусства, в исследуемый хронологический период, рассматриваются в общих чертах, не достаточно полно. В очерках истории местной партийной организации Оренбургской области можно отметить явное принижение значения развития искусства в Оренбургском крае. Основной же упор делается на экономические преобразования и их результаты после октября 1917г.4 Во многом схожие черты имеют и работы по

1 Тетерятник О.П. Культура Южного Урала в период нэпа в 1921-1927гг. Дис. ... канд. ист. наук. Орен
бург, 1996.; Она же. Образование и культура в 1921-1927гг. / История Оренбуржья. Под. ред. Футорян-
ского Л.И. - Оренбург, 1996.

2 Наточий В. Ф. Силуэты. Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. - Оренбург, 2001.

3 Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века). - Оренбург,
2004.

4 Оренбург. - Челябинск, 1993.; История Оренбуржья. Под. ред. Футорянского Л. И. - Оренбург, 1996;
Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. - Челябинск, 1983.

19 истории Челябинской области1.

Из выше указанного следует, что данная проблема комплексно подробно не исследовалась, отсутствовала объективность и в некоторых подходах изучения, в частности, анализа провинциальной и сельской театральной самодеятельности. Не всегда объективно воспринимается и материальное состояние местных театров, материальный и бытовой уровень жизни актерского состава, что напрямую было связано с результатами творческой деятельности. Все эти факторы в совокупности сказались на оценке развития театрального искусства на Южном Урале в 1917 - 1939 гг.

На проходящих в последние годы научно-практических конференциях всероссийского и межрегионального масштабов, в научных статьях современных местных исследователей также освещаются отдельные вопросы творческой деятельности театров Оренбургского края. Хронологические рамки этих работ относятся к более позднему периоду по сравнению с нашим исследованием. Учитывая достаточно узкий характер данных публикаций, мы, бесспорно, отмечаем их значение, выражающееся, прежде всего в том, что они позволяют более полно представить развитие театрального искусства в Оренбуржье, соответственно более объективно оценить этот процесс. Необходимо также отметить возрастающий интерес к проблемам культурных преобразований на Южном Урале и современному состоянию духовной жизни региона. Оренбургский край, его история и настоящее время оценивается и в системе евразийских губерний и областей России. Однако во многом остаётся не раскрытым период 20-х и отчасти 30-х гг., которые характеризуются не только временной удалённостью, но и сложностью процесса становления советского театрального искусства. Крайне мало уделяется внимание вопросу перехода относительно свободного театрального творчества к полной зависимости от тоталитарной идеологии, какую задачу оно выполняло в культурной политике государства.

1 Очерки истории Челябинской области. В 2 ч. - Челябинск, 1991.; Очерки истории Челябинской областной партийной организации. 1917 - 1967. - Челябинск, 1967.; Очерки истории Челябинской областной организации КПСС. 1917-1977. - Челябинск, 1977.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении и анализе культурной политики органов советской власти в области театрального искусства и её реализация на территории Южного Урала в с октября 1917 по май 1941 гг.

В соответствии с целью исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

исследовать процессы становления и развития профессионального театрального искусства на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.;

выявить степень влияния политических и идеологических интересов государства на развитие отечественного театрального искусства;

определить специфические черты в развитии драматического, самодеятельного и национального театрального искусства Южноуральского региона;

установить общее и. специфическое в развитии различных форм театрального искусства;

охарактеризовать значение развития театрального искусства на Южном Урале и государственной культурной политики в этой области.

Методологическая основа исследования. Общую методологию ис
следования и его теоретическую основу составляет материалистическая диа
лектика. В данном исследовании применяются логические методы познания.
Конкретный исторический материал изучался путем научных методов эмпи
рического и теоретического исследования. При этом автором используется
принципы объективности, внепартийности с целью наиболее непредвзятого
решения поставленной исследовательской задачи. Методологической базой
диссертации наряду с методами исторического исследования составляют
также элементы историко-политологического и историко-

культурологического анализа, что определяется спецификой темы исследования, в которой сочетаются как исторические, так и политологические и культурологические проблемы.

Научная новизна исследования заключается в целостном и системном анализе процесса возникновения и развития советского театрального искусства на Южном Урале в период с октября по май 1941 гг. в трёх основных направлениях - профессиональном, самодеятельном и национальном. На основе большого фактического материала выделены характерные особенности деятельности разных театров Оренбургской, Челябинской и Курганской областей, как существовавших ранее, так и созданных в указанный период. Рассматривается роль проводимой в государстве культурной политики, влияние на театральное искусство общероссийских независимых творческих организаций 20-х, 30-х гг. Особое значение для исследования имеет анализ воздействия на театр со стороны государства в эпоху формирования и укрепления тоталитарной системы. Для определения наиболее объективной оценки итогов развития театрального искусства на Южном Урале учитываются и общие показатели работы театров РСФСР в исследуемый период. В научный оборот введены новые архивные и статистические данные.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов и введённых в научный оборот источников при исследовании истории Юного Урала. Конкретно-исторический материал выводы и положения диссертации могут быть использованы в краеведческой работе, при чтении курсов по общей истории и истории культуры Южного Урала.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Октябрьская революция и проводимая в период гражданской войны политика советского руководства способствовали созданию профессиональных театров, развитию самодеятельного и национального театрального творчества на Южном Урале.

  2. Противоречия период нэпа негативно отразились на общем состоянии всех видов театрального искусства на Южном Урале, однако его последствия постепенно были преодолены.

  1. Советское руководство использовало театральное искусство как эффективное средство воспитательного и идеологического воздействия, в театральном репертуаре насаждается определённая тематика. Прикрываясь «интересами народа» с театральной сцены изгонялось всё, что не соответствовало интересам большевистской партии.

  2. В период становления тоталитарной системы идеологическая цензура и контроль партийного аппарата достигают своего апогея. Театральное искусство во многом утрачивает свою независимость, однако определённая самостоятельность у него сохраняется.

  3. Благодаря выбранному государственным руководством курсу культурных преобразований создаётся театральная сеть в областях Южного Урала, включившая театры различных видов, укрепляется связь между профессиональным и самодеятельным театрами.

  4. К концу 30-х гг. театры Южного Урала добиваются значительных творческих успехов, ими была проведены значительная работа по обслуживанию населения. Деятельность театров способствовала духовной мобилизации советских людей, проявившейся в годы Великой Отечественной войны.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации были изложены автором в 9 научных публикациях (общий объём 1,6 п.л.), докладывались и обсуждались на всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях (г. Оренбург, г. Уфа, г. Томск)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Становление советского драматического театра на Южном Урале в 1917- 1927гг

В городах Урала, отдалённых от столичных центров, свои профессиональные театры появляются с середины XIX века. В 1856 г. известный антрепренер Б.К. Соловьев направляет письмо в канцелярию оренбургского генерал-губернатора, в котором просил позволения на проведение в городе спектаклей. После утвердительного ответа осенью того же года открывается первый театральный сезон Оренбурга. Таким образом, 1856 г. стал годом возникновения Оренбургского профессионального театра. До этого перед орен-буржцами выступали лишь гастролирующие труппы. Но до 1868 г. специализированного театрального помещения в городе не было, актерам приходилось выступать в зале Благородного собрания. По указанию генерал-губернатора Крыжановского в 1868 г. за оренбургским театром закрепляют помещение каменный манеж - экзерциргауз, который перед этим подвергся капитальной реконструкции1. В дореволюционном Челябинске не было профессионального театра, представления устраивались местными любителями при купеческо-дворянском клубе, открывшемся в 1869 г. С начала двадцатого века театральная жизнь Челябинска заметно оживляется, в 1902 г. появляется специально построенное здание с театральным залом - клуб железнодорожного собрания, а в 1903 г. открылся Народный дом. По отзывам современников, это «прекрасное здание из камня и железа», стоящее на окраине города могло сделать честь и большому уездному городу. В нем проходили гастрольные спектакли русских театров с известными актерами А.А. Яблоч-киной, В.Ф. Комиссаржевской, В.Н. Пашенной, Г.Г. Ге и др. Именно в этот период и создаются предпосылки для становления своего Челябинского профессионального театра. В Бугуруслане также существовал любительский театр. Возникает он по инициативе уездного попечительского совета в 1897 г., как часть своеобразного городского культурного центра, так называемой «народной чайной с театром». Его появление было связано с борьбой правительства царской России за трезвость и введения положения о «казенной продаже питей», устанавливающей государственную монополию на продажу алкогольных напитков. Театр и другие культурно-просветительские учреждения в этом случае рассматривались в качестве профилактической меры для улучшения образа жизни российского народа1.

Оренбургская губерния территориально существенно отличалась от современных границ области. Она включала такие города как Челябинск и Троицк с уездами, 70 волостей будущей Башкирской ССР. То есть фактически занимала весь Южный Урал.

Дореволюционные провинциальные театры находились в условиях более худших, чем столичные. Прямая зависимость от состоятельных местных попечителей иногда ставила театрального актера в унизительное положение. К примеру, в Оренбурге в 1883 г. произошло событие, взволновавшее городскую общественность - купцы-меценаты преподнесли нелепый подарок артисту Казанцеву, оскорбивший его достоинство. Подобные случаи повторялись неоднократно. Театральные помещения оставляли желать лучшего - даже в Оренбургском губернском театре ложи, по оценке современников, очень напоминали лошадиные стойла. Серьезные постановки требовали дорогостоящего реквизита, который театральные труппы провинции зачастую не могли себе позволить, у большинства артистов отсутствовала профессиональная должная подготовка. В городах Урала, отдалённых от столичных центров, свои профессиональные театры появляются с середины XIX века. В 1856 г. известный антрепренер Б.К. Соловьев направляет письмо в канцелярию оренбургского генерал-губернатора, в котором просил позволения на проведение в городе спектаклей. После утвердительного ответа осенью того же года открывается первый театральный сезон Оренбурга. Таким образом, 1856 г. стал годом возникновения Оренбургского профессионального театра. До этого перед орен-буржцами выступали лишь гастролирующие труппы. Но до 1868 г. специализированного театрального помещения в городе не было, актерам приходилось выступать в зале Благородного собрания. По указанию генерал-губернатора Крыжановского в 1868 г. за оренбургским театром закрепляют помещение каменный манеж - экзерциргауз, который перед этим подвергся капитальной реконструкции1. В дореволюционном Челябинске не было профессионального театра, представления устраивались местными любителями при купеческо-дворянском клубе, открывшемся в 1869 г. С начала двадцатого века театральная жизнь Челябинска заметно оживляется, в 1902 г. появляется специально построенное здание с театральным залом - клуб железнодорожного собрания, а в 1903 г. открылся Народный дом. По отзывам современников, это «прекрасное здание из камня и железа», стоящее на окраине города могло сделать честь и большому уездному городу. В нем проходили гастрольные спектакли русских театров с известными актерами А.А. Яблоч-киной, В.Ф. Комиссаржевской, В.Н. Пашенной, Г.Г. Ге и др. Именно в этот

период и создаются предпосылки для становления своего Челябинского профессионального театра. В Бугуруслане также существовал любительский театр. Возникает он по инициативе уездного попечительского совета в 1897 г., как часть своеобразного городского культурного центра, так называемой «народной чайной с театром». Его появление было связано с борьбой правительства царской России за трезвость и введения положения о «казенной продаже питей», устанавливающей государственную монополию на продажу алкогольных напитков. Театр и другие культурно-просветительские учреждения в этом случае рассматривались в качестве профилактической меры для улучшения образа жизни российского народа1.

Оренбургская губерния территориально существенно отличалась от современных границ области. Она включала такие города как Челябинск и Троицк с уездами, 70 волостей будущей Башкирской ССР. То есть фактически занимала весь Южный Урал.

Дореволюционные провинциальные театры находились в условиях более худших, чем столичные. Прямая зависимость от состоятельных местных попечителей иногда ставила театрального актера в унизительное положение. К примеру, в Оренбурге в 1883 г. произошло событие, взволновавшее городскую общественность - купцы-меценаты преподнесли нелепый подарок артисту Казанцеву, оскорбивший его достоинство. Подобные случаи повторялись неоднократно. Театральные помещения оставляли желать лучшего - даже в Оренбургском губернском театре ложи, по оценке современников, очень напоминали лошадиные стойла. Серьезные постановки требовали дорогостоящего реквизита, который театральные труппы провинции зачастую не могли себе позволить, у большинства артистов отсутствовала профессиональная должная подготовка.

Первые шаги театральной самодеятельности Южного Урала в 1917-1927 гг

После Октябрьской революции по всей стране начали стихийно возникать самодеятельные театральные коллективы. Данный процесс приобрел громадный масштаб, в нем выражалось «революционное пробуждение народа и его тяга к искусству» . Необходимо отметить, что любительский рабочий театр стал формироваться еще до революции. С 90-х гг. XIX века в крупных промышленных городах России возникают рабочие театральные кружки. Их точное количество невозможно установить, во всяком случае, настолько широкого охвата, как после революции, это явление не получило2.

Развитие самодеятельного театра имело большое значение для советской власти. Революционные события резко отразились на состоянии театрального искусства. Фактически, как уже отмечалось, профессиональные театры к концу 1917 г. оказались в кризисном положении - организационном, материальном и идеологическом. В основной массе их творческий состав, сформированный в дореволюционный период, придерживался более консервативной позиции3, а иногда были и открытые выступления против советской власти . Напротив, театральная самодеятельность становится с 1917 г. «театром революции», что подтверждается и составом коллективов, их репертуаром и поиском новых сценических форм. В дополнении декрета об организации театрального дела в РСФСР от 25 августа 1919 г. Совнарком определял порядок организации и характер деятельности самодеятельных драмкружков. «Самодеятельным кружкам, работающим в области театра» Главполитпрос-вет предоставлял (по желанию) помещения и имущество5, списки членов кружков и планы постановок спектаклей утверждались политико просветительными органами. Средства, полученные от спектаклей, шли на покрытие расходов культпросвет учреждений1. Наряду с другими художественными учреждениями самодеятельные кружки должны были заниматься художественной агитационной пропагандой, популяризацией художественных знаний, «привитием эстетических вкусов вносящих в жизнь красоту и радость»2.

В отличие от царского правительства, советская власть всячески старалась поддержать театральную самодеятельность. Сохраняя профессиональные театры и приспосабливая их к идеологическим задачам РКП(б), ТЕО Наркомпрос видел в театральной самодеятельности предшественника рабо-че-крестьянского театра . Последний, по мнению Наркомпроса должен был выступать своеобразным противовесом профессиональным театрам для успешного осуществления культурной революции, предполагавшей и изменение мировоззрения широких народных масс4. Декларация ТЕО Наркомпроса по рабоче-крестьянскому театру в конце декабря 1919 г. объявляла о строительстве «театральной культуры будущего». Это дело было отдано в руки трудовым массам, которые делают только «первые шаги к выявлению в сфере театра собственных самобытных стремлений, самодеятельных творческих сил». Одновременно указывалось: рабоче-крестьянский театр есть «чисто классовый», приходящий на смену «народному междуклассовому», на первое место в его работе выступают идейные задачи5.

Развитие профессионального театрального искусства и организация театральной сети на Южном Урале в период с 1928 помай 1941гг

Поворот в развитии советского театрального искусства происходит после 1927 г. Именно в это время в государстве устанавливался новый политический режим, сопровождавшийся концентрацией партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Этот процесс отразился во всех сферах жизни советских людей. Внутриполитический курс сталинского руководства успешно сочетал различные направления, укрепление личной власти, борьба с политическими противниками были прикрыты проводимыми в стране небывалыми до этого экономическими реформами, культурным строительством, созданием нового типа общества1. Культурная политика ВКП(б) полностью отражала формирование тоталитарной системы, она должна была опираться на особую идеологию, провозглашающую некие общеобязательные и единственно допустимые критерии мировоззрения2. Идеологическая доктрина сталинизма имела ярко выраженный классовый характер, происходила идеализация ВКП(б) и партийного руководства именно в лице «вождя» советского народа. Для этого государственному аппарату было нужно подчинить все формы искусства, в том числе и театра, обозначить перед ними общие задачи и методы их реализации. Этот процесс начался ещё в предыдущий период развития советского государства, а 30-е гг. становятся временем окончательной победы сталинской системы над свободой творчества .

Процесс развития драматического театрального искусства рассматриваемого периода имеет двойственный характер. С одной стороны, государство действительно планомерно увеличивало сеть театров, улучшало условия их работы и подготовки театральных работников. С другой стороны, расширение сети театров и централизация управления были направлены, прежде всего, на создание новых форм культуры и искусства, с помощью которых изменялось сознание людей. Создавая и проповедуя новые духовные ценности, сталинское руководство укрепляло свою власть и обеспечивало поддержку в борьбе с инакомыслием.

Решающее значение в развитии советского театра во второй половине 20-х гг., отражающее процесс становления тоталитарной системы, принадлежит прошедшему в мае 1927 г. театральному совещанию при Агитпропе ЦК ВКП(б). Официально театр объявлялся одним из фронтов идеологической борьбы, основным критерием работы театра становится «критерий социально-политической значимости». До этого времени, указывалось на совещании, в театральной политике отсутствовала четкая и ясная директива, и это не давало в полной мере воздействовать на театр «по линии приближения к нашей идеологии и во имя осуществления тех или иных задач, какие ставит перед театром Советская Власть и пролетариат». Отсутствие четкого руководства театром привело к тому, что он становится «наиболее уязвимым участком в борьбе с буржуазной культурой»1.

Похожие диссертации на Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.