Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. Кадымова, Римма Ришатовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадымова, Римма Ришатовна. Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кадымова Римма Ришатовна; [Место защиты: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН Респ. Татарстан].- Казань, 2013.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/401

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Женщина в исламе. Общественные дискуссии о её статусе в татарском обществе на рубеже XIX - XX вв 30

1.1. Место женщины в исламе 30

1.2. «Женский вопрос» в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв 45

Глава 2. Концептуальные основы тендерных представлений в трудах Ризаэддина Фахреддина 69

2.1. Женщина в системе брачно-семейных отношений 69

2.2. Роль женщины в хозяйственно-бытовых отношениях повседневности в татарском обществе конца XIX- начала XX вв 98

2.3. Взгляды Р.Фахреддина на статус женщины в историко-биографическом труде «Знаменитые женщины» 133

Заключение 176

Список использованных источников и литературы 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает период трансформаций. Изменения затронули все сферы социума, породили множество противоречий и актуализировали целый комплекс проблем, в том числе и гендерные отношения, в рамках которых особое место занимает «женский вопрос». Сложившаяся ситуация порождает интерес общества и специалистов к тем периодам истории, когда не просто активно обсуждалась эта проблема, но и предпринимались различные шаги для ее решения. В данном контексте в истории татар особое место занимает период конца XIX - начала XX вв., поскольку именно на рубеже веков была наиболее ярко выражена смена концептуальных подходов к пониманию сущности человека, семьи и детства, в соответствии с которыми развивались инновационные процессы, менялось представление о положении и статусе женщин в татарском обществе. Именно в этот период проблема правового положения женщины, как одна из самых актуальных вопросов в мусульманском сообществе получила широкое обсуждение. Этот период очень наглядно показал, что вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных аспектов. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в мусульманском обществе.

В современных условиях проблема исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

В период конца XIX - начала XX вв. вклад конкретных деятелей в формирование духовных ценностей своего народа, в определение основных ориентиров идейного развития татарского общества значительно возрастает. Постановка на повестку дня «женского вопроса» было явлением закономерным, поскольку общественно-политические условия требовали интенсивного обновления всех сфер жизни народа, определения новых подходов в формировании новых принципов и совершенно иных подходов в определении идеалов по вопросам развития татарского общества. Многогранная деятельность Ризаэддина Фахреддина является доказательством того, что многие просветители и общественные деятели принимали активное участие в решении данной проблемы.

Степень изученности темы. При рассмотрении степени разработанности темы использован тематический подход, обусловленный структурой диссертационной работы: в первую очередь дается анализ научной литературы по истории изучения статуса женщины в исторической науке, представлены материалы по определению роли женщины в исламе, достаточно подробно освещены труды, посвященные анализу деятельности Р.Фахреддина.

Хронологически библиографию можно разделить на ряд периодов: дореволюционный (до 1917 гг.), советский (1920-1980-е гг.), современный (начиная с 1990-х гг.).

Историография работы включает статьи и монографии российских и зарубежных исследователей.

К первому блоку относится труды отечественных и зарубежных авторов по вопросу формирования статуса женщины в обществе и женского равенства. Среди зарубежных исследований можно выделить ра-

1 9 ^ Д

боты таких авторов, как Дж. Скотт , Дж. Келли , Н.З. Дэвис , Г. Буде , Р.Хоф5, Ж.Дюби6, М.Перо7 и др.

Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования: В 2 ч. - Харьков, 2001.

Келли Дж. Женщины, история и теория // Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». - М., 2001; Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. - Тверь, 2002.

Дэвис Н.З., Скотт Д.У. Новый вид истории // История женщин. От древних богинь до христианских святынь. - СПб., 2005; Дэвис Н.З., Фарж А. Женщины как действующие лица истории // История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. - СПб., 2008.

Буде Г.Ф. Пол истории // Пол, тендер, культура: Немецкие и русские исследования. - М., 1999.

Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. -М., 1999.

Дюби Ж., Перо М. Рассказывая историю женщин // История женщин на Западе: В 5 т. Т. 1: От древних богинь до христианских святых / Под ред. П.Шмитт Пантель. - М., 2005. 7 Histoire des femmes en Occident / Sous la dir. G.Dudy, M.Perrot. - P.: PI on, 1999.

К отечественным исследованиям по проблематике социальных ролей

и статуса женщин можно отнести работы Н.Л.Пушкаревой , Л.П.Репиной9, Л.С.Егоровой10, А.Р.Усмановой11, О.А.Ворониной12, Т.Б.Кот-ловой13, Л.Е.Васильевой14, А.Я.Тарасюк15, М.А.Гадицкой16, Т.И.Зай-

цевои .

В большинстве перечисленных работ рассматриваются различные аспекты жизни русских женщин в контексте отдельной исторической эпохи. Следует отметить, что в последние десятилетия в исторической науке доминирует интерес к исследованию положения представительниц других этнических и конфессиональных групп, проживающих в России.

1 Я

Среди таких исследований можно выделить работы Ю.А.Ибрагимовой ,

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М.: Мысль, 1989; Ее же. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800 - 2000: Материалы к библиогр. / Н.Л. Пушкарева. - М., 2002; Тендерная методология в истории // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций. - М., 2002.

Егорова Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект; М-во общ. и проф. образования РФ. Иван. гос. текстил. акад. -Иваново, 1999.

10 Репина Л.П. «Женская история»: Проблема теории и метода // Средние века. - М., 1994.

Антология тендерных исследований: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Минск, 2000.

Воронина О.А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. ред. О.А.Ворониной. - М., 2001.

Котлова Т.Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже ХІХ-ХХ вв. 1890— 1914 (На материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний): Дис. ... д-ра ист. наук. - Иваново, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . . (дата обращения: 02.03.2013).

Васильева Л.Е. Роль женщины в социально-экономической и политической сферах жизни советского общества в 1945 - 1965 гг. (На материалах Саратовской области): Дис. ... канд. ист. наук - Саратов, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . (дата обращения: 10.03.2013)

Тарасюк А.Я. Социальная политика Советского государства и жизнь женщины. 1918 — 1929 гг. (На материалах Зауралья): Дис. ... канд. ист. наук. - Тюмень, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . (дата обращения: 12.02.2013)

Гадицкая М.А. Сельские женщины в условиях колхозного строительства в конце 1920-х -начале 1940-х гг.: На материалах Дона, Кубани и Ставрополя.Участие женщин в Великой Отечественной войне, освещение их жизни на фронте и в тылу: Дис. ... канд. ист. наук. -Новочеркасск, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . (дата обращения: 16.02.2013).

Зайцева Т.И. Специфика новоевропейского тендерного кода: кросскультурное исследование ментальности французской и южнонемецкой элит первой трети XVIb.: Научная монография. - Томск, 2011; Ее же. Развитие тендерных исследований в свете истории раннего Нового времени. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: mminfo/000063105/343/image/343-095.pdf(flaTa обращения: 20.01.2013).

Ибрагимова Ю.А. Башкирская женщина в семье и обществе в первой половине XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. -М., 2003.

О.С. Мутиевой , A.M. Булах , K.A. Бекмургановой , A.M. Хаби-буллиной и др.

В начале XX в. появились исследования, посвященные «женскому вопросу» в татарском мусульманском обществе Российской империи данного периода. К первым работам, детально характеризующим жизнь татарского народа, его социально-экономическое развитие, семейно-бытовые отношения можно отнести труды этнографического характера

К.Ф.Фукса , М.Машанова и А.Сперанского , в которых рассматриваются женские проблемы в контексте семьи. Эти работы отражают социальное поведение татарских женщин в XIX в.

В начале XX в. положение татарской женщины впервые становится предметом общественного обсуждения, которое проводилось сквозь призму ценностей и представлений мусульманской религии. Положение женщины в татарском обществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. рассматривали мыслители и богословы данного периода: З.Кадыйри26, З.Камали27, Р.Фахреддин28, А.-Х. Максуди29, М.Бигиев30 и др.

В 90-е гг. прошлого столетия вновь пробуждается интерес к изучению женской проблематики. Вопросы борьбы женщины за равноправие и образование в начале XX в. стали центральной темой в

Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX - начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. - Махачкала, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: . (дата обращения: 03.04.2013).

Булах A.M. Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков: Дис. ... канд. ист. наук. - Владикавказ, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . (дата обращения: 24.01.2013).

Бекмурганова К.А. Историческая роль женщины в социально-экономической и культурной жизни Кыргызстана: XX век: Дис. ... канд. ист. наук. - Бишкек, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: . (дата обращения: 27.01.2013).

Хабибуллина A.M. Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - в первой половине XIX вв.: Автореф. дис. ... канд ист. наук. -Казань, 2011.

Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844.

Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим иноверцам (Доклад профессора Казанской Духовной Академии М.Машанова Миссионерскому съезду 1910 года). -Казань, 2002.

Сперанский А. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). - Казань, 1914.

Кадыйри 3. Кызлар деньясы. - Казан, 1911; Его же. Хатын-кыз мэсьэлэсе. - Уфа, 1915.

Камали 3. Фэлсэфэи игътикадия. 1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн. - Уфа, 1910.

28 Фэхретдин Р. Гаилэ. - Оренбург, 1912; Его же. Тэрбияле ана. - Казан, 1909; Его же.
Тэрбияле хатын. - Оренбург, 1910.

29 Максуди А.-Х. Гыйбадэте исламия. - Казан, 1898; Его же. Шэригать хекемнэре. - Казан,
1997.

Бигиев М. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана. - Казань, 2006.

О 1 O-l

новых исследованиях Т.А.Биктимировой , А.Х.Махмутовой , С.Ф.Фаизова33.

Ко второму блоку относятся труды, в которых раскрывается образ женщины, освещаются ее права и положение согласно исламу; это работы

0/І ос о/' пи

Г.Гадиуллиной , Г.Р.Балтановой , М.В.Вагабова , А.Р.Искандаровой , Д.Ф.Латыповой38, И.А.Соколовой39, М.Эриш40 и др.

В своей работе «Мир мусульманской женщины» Г.Гадиуллина дает достаточно подробное описание образа жизни и поведения мусульманки. Книга представляет особый интерес: ее автор, будучи мусульманкой и зная изнутри жизнь мусульманской женщины, показывает упорядоченную систему жизненных ценностей и ориентиров для женщин, исповедующих ислам.

Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. - Казань, 2003; Биктимирова Т.А. Апанай кызлары // Татарстан. - 1999. - №2. - 46-49 б.; Ее же. Мэгърифэтчелек хэрэкэтенец хатын-кыз мэгарифенэ йогынтысы. // Мэгариф. - 2001. - №3. - 71-74 б.; Ее же. Урта Азиядэ мэгърифэт нурын татарлар чэчте. // Татарстан. - 2001. - №9. - 58-61 б.; Ее же. «Мехэммэдия» мэдрэсэсе пэм татар хатын-кызы мэгарифе // Мэдэни жрмга. - 2003. - №3. - 14 б.; Ее же. Зыялыларыбыз ярдэме // Мэгариф. - 2003. - № 7. - 75-77 б.; Ее же. Мэгърифэтле Терегуловлар Кавказда // Сеембикэ. - 2007. - №7. - 10-12 б.

Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). - Казань, 2003; Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! - Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. - 287 с; Ее же. П.А.Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска» // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1998. - №3/4. - С. 68-87; Ее же. Проект, не успевший стать законом // Гасырлар авазы -Эхо веков. - 2001. - №1/2. - С. 29-47; Ее же. Габдулла Буби: «Без основательных знаний и просвещения невозможно узнать болезни нации и по-настоящему лечить их» // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2001. - №3/4. - С. 191-201; Ее же. «Риза казн писал про женщин знаменитых...» / Источники и исследования по истории татарского народа: материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН PT М.А.Усманова / Сост. Д.М.Усманова, Д.А.Мустафина; науч. ред. И.А.Гилязова. - Казань: Казан, гос. ун.-т, 2006.

Фаизов С.Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. - Н.Новгород, 2005.

34 Гадиуллина Г. Мир мусульманской женщины // http:

Балтанова Г.Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах: Науч. изд.; М-во образования Рос. Федерации, Казан, гос. энерг. ун-т. - Казань, 2003.

36 Вагабов М.В. Ислам. Женщина. Семья. [Текст]. - Махачкала, 1994. Искандарова А.Р. Проблема правового положения женщин в мусульманских государствах и пути ее решения: Монография / АН Респ. Башкортостан, Отд-ние социальных и гуманитарных наук. - Уфа, 2008.

Латыпова Д.Ф. Правовое положение женщин: Историко-методологический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Казань, 2004.

Соколова И. А. Тендерные аспекты христианства и ислама: Монография: [статус женщины в христианстве, статус женщины в исламе, перспективы развития женского религиозного опыта]; Мин-во трансп. Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. трансп., ГОУ ВПО «Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.». - Хабаровск, 2008.

40 Эриш М. Жены пророка. - М., 2007.

Исследование М.В.Вагабова «Ислам. Женщина. Семья» позволило взглянуть на проблему женского равноправия в Аравии в доисламский период с точки зрения западных исследователей и выявить существенные разногласия между западными и мусульманскими учеными по обсуждаемому вопросу, а также определить основные этапы изменения положения мусульманской женщины в период до и после Джахилии и дать соответствующую характеристику места женщины в мусульманском обществе на том или ином этапе исторического развития.

В работах Г.Р.Балтановой «Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах» и в исследовании И.А.Соколовой «Гендерные аспекты христианства и ислама» детально описываются события начала XX в. Кроме того, данные работы полезны с точки зрения понимания закономерностей становления женского движения на арабском Востоке в целом и в татарском обществе в частности.

Следует также выделить работу М.Эриш «Жены пророка», в которой собраны самые яркие и назидательные примеры из жизни любимых жен посланника Аллаха пророка Мухаммада.

В следующий блок работ были включены монографии, посвященные творчеству Р.Фахреддина.

В силу объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаэддина Фахреддина немногочисленна. Первые заметки о трудах Р.Фахреддина появились до 1917 г. В них раскрывается только одна сторона творчества мыслителя, тем самым с их помощью невозможно дать полную оценку многогранной и разносторонней деятельности ученого. Выдающийся татарский поэт Габ-дулла Тукай в письме Ахмеду Урманчиеву высоко оценивал первые литературные произведения Р.Фахреддина. Он охарактеризовал ученого как великолепного писателя, способного поэтично и ясно излагать художественную мысль и обладающего стилистическим мастерством41.

Поскольку основные публикации, посвященные Р.Фахреддину, стали появляться во второй половине XX в., мы решили рассмотреть только эти работы, классифицировав их по основным проблемам и направлениям:

А. Исследования в области просветительства и образования;

Б. Работы, в которых рассматриваются религиозно-политические взгляды Р.Фахреддина и его деятельность;

Тукай Г. Эсэрлэр. 5 томда Т.5 - Казан, 1909.

В. Общие работы, включающие в себя полное освещение жизни и деятельности мыслителя;

Г. Работы, освещающие «женский вопрос», характеризующие взгляды ученого на формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Несомненно, противоречивость в оценке общественно-политических воззрений Р.Фахреддина определяется эпохой, в которой жил ученый -это было время кардинальных изменений в обществе. Противоречивости взглядов относительно деятельности и творчества Р.Фахреддина посвящена работа М.А.Усманова. Автор исследует этапы жизненного пути ученого, раскрывает первопричины противоречивости данных оценок. По мнению М.А.Усманова, с одной стороны, Риза Фахреддин - это искренний человек с чистой душой, стремившийся к объективности ученый, постоянно самосовершенствующийся, с другой - человек, имевший достаточно ошибочные взгляды на суть жизни и окружающий мир . В своих трудах выдающийся тюрколог М.А.Усма-нов обращает внимание на деятельность Р.Фахреддина в должности муфтия. На основе документальных источников с Р.Фахреддина были сняты обвинения в контрреволюционной деятельности, в противодействии советской власти, жертвой которой он стал. В одной из своих работ М.А.Усманов отмечает, что в 20-30-е гг. XX в. Р.Фахреддин был своеобразным «заложником» правительства, был изолирован от общества, лишен определенных прав; его сугубо религиозные обращения к верующим по случаю праздников специально извращались и преподносились как образцы антисоветской пропаганды43.

Широкой татарской общественности известно, что религиозные и общественные взгляды Р.Фахреддина тесно переплетаются с его деятельностью в области просвещения и педагогики. В монографии Б.Х. Юлдашбаева оценивается деятельность ученого как крупного представителя джадидистского движения, открыто критикующего консервативные взгляды кадимистов.

Анализ работ, близких к теме диссертации, показал, что проблема татарской женщины в обществе конца XIX - начала XX вв. мало популярна в среде исследователей. В научных трудах женский вопрос рассматривается частично.

Историческое наследие Р.Фахреддина в плане освещения статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. до

Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы вэкиле. - Казан, 1990.

43 Госманов М. Каурый калэм эзеннэн. - Казан, 1984.

44 Юлдабашев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа, 1972.

сегодняшнего дня не являлось предметом специального изучения, однако отдельные фрагменты темы получили освещение в ряде исследований, касающихся других направлений деятельности Р.Фахреддина (работы Ф.Баишева45, Б.Султанбекова46, М.А.Усманова47, Л.Ф. Байбу-латовой и других авторов ).

Ф.Баишев в своих исследованиях большое внимание уделял общественно-политическим и нравственно-этическим взглядам Р.Фахреддина, изучал отношение ученого к науке и религии, идеи гуманизма в трудах просветителя.

Религиозные взгляды ученого и его отношение к окружающему миру, деятельность в должности муфтия освещены в публикациях историков М.А.Усманова50, Б.Султанбекова51, Б.Х.Утябаева и др.52

Значительный интерес с точки зрения ввода в научный оборот новых материалов о творчестве Р.Фахреддина представляют работы А.Хайри, особенно его переводы педагогических трудов Р.Фахреддина с арабской графики и старотатарского языка на современный язык.

В монографии Г.Хусаинова «Ризаэтдин бин Фахретдин» на основе многочисленных материалов рассматриваются жизненный путь Р.Фахреддина, его общественная деятельность, литературное творчество, религиозные взгляды и труды, научная деятельность как историка, ориенталиста, просветителя.

Большой вклад в изучение биографии и творческого наследия Р.Фахреддина внесла М.К. Рахимкулова , составившая библиографию опубликованных трудов и произведений ученого. Они представлены в хронологическом порядке - по времени их опубликования, в том числе и работы, посвященные деятельности и наследию Р.Фахреддина.

Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фах-ретдинова. -Уфа, 1996.

Султанбеков Б.Ф. Татарстан XX в. Личности. События. Документы. -Казань, 2003. 47 Усманов М.А. Библиографический указатель журнала «Шура». - Казань, 2000.

Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. -Казань: Тат. кн. из-во, 2006.

Шэрэфетдинов З.Т., Даутов Г.Ф. XX йез башы татар мэгарифе тарихында Ризаэтдин Фэхретдин. - Яр Чаллы, 2000; Госманов М.Г. Каурый калэм эзеннэн. - Казан, 1994; Хесэенов Г. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи-библиографик китап. - Эфе, 1997.

Госманов М. Уткэннэн-килэчэккэ. - Казан, 1990; Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы вэкиле // Казан утлары. - 1984. - №1.

Султанбеков Б. Страницы жизни Ризы Фахретдинова - ученого, муфтия, литератора, педагога // Татарстан. - 1993. - №1.

52 Утэбаев Р. Хезмэтлэрендэ - халык рухы // Агыйдель. - 1984. - №1.

53 Хесэенов Г. Ризаэтдин бин Фэхретдин. - Эфе, 1997.

Рэхимкулова М.К. Ризаэтдин бин Фэхретдингэ 140 яшь тулу менэсэбэте белэн (1859 -1936).-Оренбург, 1998.

М.К. Рахимкуловой также переведен со старотатарского языка (с арабской графики) на современный язык религиозный труд ученого «Джавамигуль калим шархи» (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада)55.

В монографическом исследовании «"Асар" Ризы Фахреддина: источ-никовая основа и значение свода» Л.Ф.Байбулатовой56 на основе широкого круга источников, как опубликованных, так и архивных, раскрывается становление Р.Фахреддина как историка, дается характеристика биобиблиографических работ ученого, анализируется его методика исторического исследования и богатая источниковая основа наиболее крупного произведения - свода «Асар».

В монографии Л.И.Тухватуллиной «Проблема человека в трудах татарских богословов: XIX - начало XX веков» , в частности в параграфе «Специфика тендерных представлений в татарской общественной мысли», дается краткий анализ взглядов Р.Фахреддина, приводятся примеры, касающиеся тендерного аспекта в его творчестве на фоне других представителей татарской общественной мысли начала XX в. На примере трудов З.Камали, Р.Фахреддина, А.-Х.Максуди, М.Бигиева и ряда других авторов Л.И.Тухватуллина раскрывает процесс формирования новых представлений о человеке в татарской теологической литературе.

Несмотря на то, что специальных научно-исследовательских работ, посвященных глубокому изучению статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. в историческом наследии Р.Фахреддина, нет, в целом наблюдается значительный интерес молодых ученых к изучению женских образов в татарской художественной литературе и «женского вопроса» в татарском обществе начала XX в. За последние десятилетия представителями гуманитарных наук проводились специальные исследования и были написаны научные труды по данной тематике, Это работы Д.М. Хайруллиной «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 годов: на примере творчества Г.Исхаки и М.Горького» (Уфа, 2005), А.А.Фаттаковой «Женские образы в татарской просветительской литературе» (Тобольск, 2011), Э.И. Минуллина «Нравственное воспитание женщины в татар-

Ризаэтдин ибн Фахретдин Джавамигуль калям шархи (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада). - Казань, 2002.

Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. -Казань, 2006.

Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX -начало XX веков. - Казань, 2003.

ской демократической педагогике» (Казань, 2006), A.M. Хабибуллиной «Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - первой половине XIX вв. (на материалах Казанской губернии)» (Казань, 2011).

Проблема женщин в литературном творчестве Р.Фахреддина изучалась Д.Г. Гимрановой. В 2011 г. она защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»)»58.

Несмотря на то, что в последние годы интерес к различным аспектам жизни и наследия Р.Фахреддина значительно возрос, нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно проанализированы и освещены на страницах научных публикаций.

Источниковая база

В процессе работы над диссертацией был использован широкий круг источников. К опубликованным источникам следует отнести: 1) материалы периодической печати, 2) нарративные источники, 3) труды Р.Фахреддина, посвященные женской тематике, 4) литературу, характеризующую творчество Р.Фахреддина, которая была опубликована до 1917 г. К неопубликованным источникам относятся рукописные материалы ученого, включающие: различные документы о его жизни и деятельности, рукопись первой части первого тома свода «Асар» с цензорской поправкой.

I. Опубликованные источники:

  1. Материалы периодической печати. Особый интерес представляет журнал «Шура», (публиковался в 1908-1917 гг.), главным редактором которого являлся сам Р.Фахреддин. Именно в этом издании представлена часть материалов в виде отдельных статей, позволяющих более подробно представить мысли и взгляды ученого относительно проблемы женщины в татарском обществе на рубеже XIX-XX вв.

  2. Нарративные источники. Сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, он предоставляет возможность решить поставленные перед исследователем задачи. Но это может быть реализовано только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Именно поэтому в процессе подготовки диссертации нами была изучена литература и труды некоторых ученых данного периода, в которых характеризуются взгляды представителей татарской общественности по вопросу формирования нового статуса женщины в

Гимранова Д.Г. Проблема женщин в литературных трудах Ризаэддина Фахреддина («Салима, или Целомудрие», «Асма, или Деяние и кара»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Казань, 2011.

татарском сообществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. Для более полного понимания общественных дискуссий, проходивших в среде мусульманской интеллигенции, относительно положения женщины в татарском обществе, ее статуса и прав в качестве источников были привлечены сочинения татарских реформаторов: З.Кадыйри59, З.Камали60, М.Бигиева61.

3) Труды Р.Фахреддина, посвященные женской тематике. В ходе изучения творческого наследия Р.Фахреддина мы убедились в том, что значительное большинство трудов ученого посвящено рассмотрению положения женщин в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. В процессе исследования были выявлены и проанализированы работы Р.Фахреддина, представляющие наибольшую ценность для раскрытия заявленной темы: это «Знаменитые женщины», одна из крупнейших биографических работ мыслителя, в которой он повествует об общественном положении женщины, ее функциях и статусе в различные исторические эпохи; «Воспитанная жена», «Воспитанная мать», в которых детально описываются правила и нормы поведения женщины в доме, подробно характеризуются качества, присущие воспитанной правоверной жене и матери; «Семья», «Воспитание в семье», в этих сочинениях значительное внимание уделено институту семьи, ученый акцентирует внимание на правилах должного взаимоотношения супругов; «Правила обучения», «Наставление-2», «Наставление-3», где представлены правила, которыми должны руководствоваться женщины при получении образования и в процессе воспитания детей.

Большинство перечисленных книг написаны на старотатарском языке, что значительно замедляет темпы их изучения; работу облегчают библиографические указатели книг, позволяющие лучше ориентироваться в материалах, опубликованных в начале века. Книги хранятся в фондах Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета в отделе рукописей и редких книг, Национальной библиотеки РТ.

2. Литература, характеризующая творчество Р.Фахреддина, опубликованная до 1917 г. В силу исторически сложившихся причин специальная литература о жизни и деятельности Р.Фахреддина, изданная до 1917 г., немногочисленна. Работы данного периода не дают полной оценки творческой деятельности ученого, а раскрывают лишь

Кадыйри 3. Кызлар деньясы. - Казан: В.Еремеевъ и Шашабринъ, 1911; Его же. Хатын-кыз мэсьэлэсе. - Уфа, 1915.

Камали 3. Фэлсэфэи игьтикадия.1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн. - Уфа, 1910.

Бигиев М. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана. - Казань, 2006.

одну из сторон его многогранного наследия. К числу работ, появившихся до 1917 г., в которых рассматривается творчество Р.Фахреддина, относятся работа Ш. Эхмир и статья в календаре «Заман» .

П. Неопубликованные источники. В ходе исследования были изучены следующие категории источников, хранящихся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета: рукописный библиографический сборник составленной М.Рахимкуловой , личная переписка Р.Фахреддина с Габдрахманом Гумари65, рукописный свод первой части первого тома «Асар» Р.Фахреддина с цензорской поправкой . Нам удалось ознакомиться с различными документами, имеющими отношение к личности ученого, которые хранятся в фонде

отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ . В данном фонде собраны материалы о жизни и деятельности Р.Фахреддина, там же хранятся личные фотографии, несколько видов шаджаре ученого, формулярный список, письма и обращения дочерей ученого в различные инстанции с просьбой о реабилитации их отца и др.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до первой трети XX в. и связаны с жизнью и деятельностью Р.Фахреддина (1859-1936 гг.).

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципы историзма, объективности и системного анализа, позволяющие объективно исследовать проблему, выделить в ней главные приоритеты и сделать обобщающие выводы, которые могут подтвердить теоретические предположения и наблюдения конкретными фактами и событиями, а также взаимодетерминирующую связь происходивших процессов. Рассмотрение нового социального статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. сквозь призму идей просветителя и историка Р.Фахреддина, сформировавшихся на основе менталитета и культурных факторов татарского народа (религиозные воззрения, традиционные представления общества, этика, эстетические взгляды) будет весьма полезно.

Исследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

Эхмир Ш. Матбагачылык тарихы. - Казан, 1909.

Ризаэтдин эфенди бине Фахреддин // «Заман» календаре. - Казан, 1908.

ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед.хр.4197-т.

ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед. хр. 2680-т.

ОРРК НБ им. Н.И.Лобачевского, ед.хр. 1496-т.

Хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ. Ф. 125.

Для достижения целей исследования в работе реализован подход к изучению проблемы с позиций следующего набора методов и подходов.

Сравнительно-исторический метод используется для выявления общего и особенного в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений. В данном случае он используется для демонстрации ранее существовавших в мусульманском обществе порядков, взглядов о правах и социальных функциях женщины в татарском мусульманском сообществе Российской империи конца XIX - начала XX вв.

Системный анализ использован для комплексного изучения исследуемой проблемы с целью выявления взаимосвязи элементов системы и их удельного веса- места и функций в данной системе. Его использование помогает сделать выводы о степени зрелости «женского вопроса» в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв., в частности о взглядах Р. Фахреддина.

Проблемный подход использован для выявления проблем и поиска путей их решения. В данном исследовании он помог определить степень успешности передовых взглядов Р.Фахреддина в плане решения «женского вопроса» в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Case study (метод кейсов) позволяет рассмотреть как на практике осуществлялась в татарском мусульманском обществе Российской империи конца XIX - начала XX вв. трансформация гендерных представлений. Под данным методом понимается детальное, целостное описание индивидуального случая, включенного в более широкий социальный и культурный контекст. В качестве «случая» («case») может рассматриваться «культура, общество, организация, группа, или же такие явления, как верования, практики, формы взаимодействия, так же как почти все другие аспекты человеческого существования»68. В нашем случае в роли case выступают взгляды и идеи Р.Фахреддина по вопросу гендерных ролей в татарском мусульманском обществе России начала XX в.

Метод изучения (анализа) документов позволил проанализировать важнейшие материалы для раскрытия специфики гендерных представлений Р.Фахреддина. Прежде всего, это труды автора, написанные специально для женщин и о женщинах; в них представлены истинные взгляды и предложения мыслителя, касающиеся «женского вопроса».

Jorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. - Thousand Oaks: Sage Publications, 1989.-P. 19.

Объектом исследования в данной диссертационной работе является процесс формирования нового статуса женщины-татарки в мусульманском обществе России конца XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - изучение вклада Р.Фахреддина в формирование основных тенденций «женского вопроса» у мусульман Российской империи конца XIX - начала XX вв.

Целью данной работы является изучение исторического, богословского наследия Р.Фахреддина для определения его вклада в формирование нового статуса женщины-мусульманки в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

анализ представлений о статусе женщины в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв. в трудах крупнейших мыслителей таких как: З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиева;

определение особенностей взглядов Р.Фахреддина на статус женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв;

обозначение функции женщины в брачно-семейных взаимоотношениях в контексте дидактических и теологических трудов Р.Фахреддина;

анализ роли женщины в хозяйственно-бытовых отношениях повседневности в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. на основе произведений Р.Фахреддина;

выявление тендерных аспектов творческого наследия Р.Фахреддина на основе его историко-биографического труда «Знаменитые женщины».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен комплексный подход к изучению и теоретическому сопоставлению взглядов и предложений крупнейших представителей татарской общественной мысли, таких как З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиева по вопросу статуса женщины и решению «женского вопроса» в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

выявлен многогранный вклад Р.Фахреддина в обсуждение и решение «женского вопроса» в татарском обществе начала XX в.;

систематизирован ряд трудов Р.Фахреддина в контексте освещения в них «женской проблемы». Выявлены три основных направления, характеризующих данную проблематику: 1) определение внутрисемейных функций и прав женщины («Воспитанная жена», «Семья»); 2) характеристика роли женщины-матери в процессе воспитания детей («Воспитанная жена», «Воспитание в семье», «Наставление-3»);

3) выявление значимости статуса образованной женщины в татарском обществе начала XX в. («Наставление-2», «Правила обучения»);

впервые был проанализирован и введен в научный оборот один из крупнейших историко-биографических трудов Р.Фахреддина «Знаменитые женщины», опубликованный в 1903 г. с использованием арабского шрифта;

обобщен вклад Р.Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.

Положения, выносимые на защиту:

В кругах татарской интеллигенции в начале XX в. активно обсуждались такие вопросы, как отношение общества к женщине, уровень ее образованности и критерии нравственности. Проводились дискуссии о роли женщины в татарском обществе, подробно рассматривались ее функции и обязанности в семье, обсуждалось ее право на возможность получения образования, появления вне дома без сопровождения мужа и т.д.

Одной из особенностей татарского просветительства было выдвижение проблемы женского равноправия и свободы в ряд общественных задач, требовавших незамедлительного решения. Эта проблема активно обсуждалась в трудах татарских просветителей и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв., выступавших с резкой критикой существующего положения женщины.

В конце XIX - начале XX вв. «женский вопрос» стал одним из самых актуальных в татарской общественной мысли. Ученые и общественные деятели - Р.Фахреддин, З.Кадыйри, З.Камали, М.Бигиев - неоднократно указывали в своих трудах на то, что изменение отношения общества к женщине - очень трудная проблема, поскольку это требует изменения стереотипов и поведенческих норм в обществе, воспитания нового миропонимания и совершенно иного мировоззрения.

Характеризуя семью как «зеркало религиозности и нравственности для всей нации», Р.Фахреддин в своих трудах рассматривает все аспекты семейной жизни. Рисуя целостную картину взаимоотношений жены и мужа, он четко определяет нормы и правила гармоничной семейной жизни.

По вопросу нравственности женщин в татарском обществе начала XX в. в контексте обусловленности ее статуса и ролей мыслитель предлагал объединить традиционно-нравственное воспитание мусульманки по нормам ислама с разносторонней образованностью женщины.

К основополагающим социальным функциям женщины Р.Фахреддин относил не ее способность как самостоятельной личности достичь высот в той или иной сфере общественной жизни, а первичную

функцию «женщины-матери и хозяйки», заложенную генетически самой природой. К ключевым обязанностям женщин ученый относил их ролевые и репродуктивную функции в семье и обществе.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации, выводы и обобщения автора, могут способствовать дальнейшему изучению наследия Р.Фахреддина и татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв.

Материалы данного исследования могут быть использованы при составлении лекций по истории татарского народа, при изучении особенностей тендерного вопроса, в процессе подготовки учебных пособий, разработки спецкурсов по истории татарского народа, при подготовке монографии, посвященной общественной мысли начала XX в., при проведении тендерных исследований, при подготовке методических пособий по изучению истории и просветительства Поволжья начала XX в.

Апробация работы

Основные идеи, положения и выводы настоящего научного исследования были освещены на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях: «Духовные основы толерантности в творческом наследии Р.Фахреддина» (Альметьевск, февраль 2009 г., 2012 г., 2013 г.); «Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа» (Казань, май 2010 г.) Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, декабрь 2010).

Основное содержание диссертации изложено в семи публикациях.

Структура диссертации обусловлена рядом исследовательских задач, необходимых для достижения поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Место женщины в исламе

Вопрос о положении женщины в обществе на сегодняшний день в науке является одним из самых актуальных и часто обсуждаемых. В данной главе мы решили частично охарактеризовать положение, права и обязанности женской половины человечества по исламскому вероучению, ее образ и отношение к ней в мусульманском обществе, так как считаем, что это поможет найти ответ на многие вопросы, касающиеся данной темы. Не удивительно, что часть людей, мало осведомленных о нормах ислама, не знает, какое большое значение имеет женщина — согласно священному первоисточнику — Корану. Незнание является причиной рождения совершенно необоснованных домыслов и предубеждений. Большинство людей, владеющих незначительной информацией об исламе, не пытаясь узнать истину, уверены в априори того, что ислам ущемляет права женщин. Обсуждая отношение ислама к женщине, при самом удобном случае, они ревностно отстаивают свои мнимые демократические свободы. Если проанализировать процесс отношения к женщине в обществах, далеких от ислама, то отчетливо можно увидеть примеры того, что в этих странах роль и положение женщины далеки от уважения к ее достоинству и чести.

На протяжении многих веков в обществе, особенно в западных странах, бытовало мнение о том, что в мусульманской религии женщины повсеместно ущемляются в правах, в своих личных желаниях, свободе и возможностях. По мнению многих ученых советского периода, "в этической теории ислама сложилась устойчивая определенность в воззрениях, мнениях и традициях относительно женщины, ее места и роли как личности, зависимой и подчиненной мужчине. Главным принципом брачно-семейных отношений мусульман являются резкое ограничение прав женщины по сравнению с мужчиной и множество унизительных для нее [женщины. — К.Р.] обязанностей перед законом и религиозной этикой" .

Однако, вопреки атеистическим учениям, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства появилась категория женщин, сделавших выбор в пользу религиозного образа жизни.

В наше время, когда ислам обрел новую роль в социуме, утверждать о том, что в мусульманском обществе мужчина выступает в роли узурпатора по отношению к женщине и она полностью подчинена его воле и власти, было бы несправедливо.

При изучении проблемы образа женщины в исламе нам довелось ознакомиться со священным первоисточником ислама — Кораном и множеством трудов ученых, богословов, историков прошлого, а также с работами современных исследователей в области теологии, истории, социологии.

Характерной особенностью исламского вероучения является то, что в Коране исключительно большое внимание уделяется регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации тендерных ролей.

Женщина в исламе занимает важное место но отношению к Аллаху и обществу в целом. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. Имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как было сказано выше, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что даст им все соответствующие права - по защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются89. Также в исламе соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются, без исключения, на всех. Ислам установил определенные различия между мужчиной и женщиной по некоторым правам и обязанностям вследствие особенностей женского и мужского организма, что отраженные в социальных ролях, возложенных на каждого из них.

Одним из самых распространенных и устойчивых заблуждений в отношении ислама является представление о том, что женщина в исламе ставится в неравноправное положение по сравнению с мужчиной. Самым парадоксальным является то, что при желании доказать ото совершенно несложно, если свести все к тому, что жизнь в мусульманском обществе построена на полном и беспрекословном подчинении женщины воле мужчины. В первоисточниках, относящихся к священным книгам, да и в обычной литературе об исламе мы без особого труда можем найти немало обидных высказываний, характеризующих положение женщины в мусульманском обществе. Известно немало хадисов, которые четко описывают недостатки, присущие женской половине человечества. В них критикуются присущие женской натуре неблагодарность, женщины обвиняются в нетвердости в вопросах, касающихся веры, забывчивости, мелочности, суетливости, придирчивости и т.д.

Главным принципом социальной доктрины ислама в вопросах взаимоотношения полов является «освящение и оправдание зависимого положения женщины»91, так считали исследователи данной темы советского периода. «Отмечая сильную развитость религиозного чувства у женщин, их склонность к фанатизму, они и в то же время доказывали, что эти черты женской психологии обусловлены исторически, являются результатом бесправного положения женщины. Безусловная покорность и послушание жены во всех отношениях мужу считалось высшим идеалом исламской морали» .

В противовес этому мы можем сказать, что ислам в своих традиционных нормах дает женщине широкие имущественные права, возлагая обязанность материального обеспечения семьи на мужа, призывая супругов к согласию и верности в браке.

К проблеме роли тендерных разграничений в исламе и образа женщины в нем обращались многие современные ученые: Г.Балтанова, Г.Гадиуллина, Ю.Шаповал, И.Хайдер, Г.Джемаль, Мустафа Эриш и др. В книге «Руководство молодой мусульманки» Г.Балтанова, обращаясь к вопросу положения женщины и сотворения женщины в исламе, разграничивает все исламские положения, касающиеся женщин, выделяя две категории в данном вопросе — фундаментальные и ситуативные.

Согласно ее утверждению, фундаментальные положения, изложенные в Коране и хадисах, говорят о женщинах «вообще», устанавливают принципиальные правила взаимоотношений между полами в семье и в обществе, в вопросах веры и имущества.

К ситуативным можно отнести какие-либо ситуации и происшествия с участием женщин или недостатки, от которых можно избавиться при желании, при определенном старании и работая над собой ".

Отметим, что Коран четко и ясно утверждает абсолютное равенство мужчины и женщины перед Всевышним. Согласно Корану, Аллах создал мужчину и женщину одновременно.

Мусульманские теологи с гордостью говорят о том, что в Коране говорится о происхождении обоих полов от одной души, тем самым впервые в религиозной истории человечества отрицается отношение к женщине как к не равноправному с мужчиной существу. «Люди! Бойтесь Господа вашего, который сотворил вас в одном человеке; от него сотворил супругу ему, а от их двоих, размножив мужчин и женщин, рассеял их по земле» (Коран, 4:1).

Теологи ислама утверждают, что идея создания мужчины и женщины из одной души повлияла на такое широко распространенное у многих народов, явление, как отрицательное отношение к рождению дочери. Нам известно, что в доисламской Аравии существовал обычай убивать новорожденных девочек. На стадии родового общества убийство новорожденных девочек было свойственно всем народом за небольшим исключением. Как свидетельствуют мусульманские источники, исламская концепция ценности жизни каждого существа, каждой человеческой жизни позволила покончить с убийствами новорожденных девочек уже при жизни пророка Мухаммада91.

Во многих хадисах прославляются рождение и воспитание достойной дочери. «Пели один человек воспитает двух девочек до совершеннолетия, этот человек в Судный день будет со мной в этом состоянии (сказал пророк и показал сложенные пальцы.) (Сахих Муслим, ч.2, с.294 )»9:\ Показав два сложенных пальца, пророк дал знать, что такой человек будет ему очень близок. «Если один человек занят воспитанием девочек, то эти девочки послужат покрывалом от огня (Сахих Бухари, ч.2, с.115)» \

Ислам решает проблему антагонизма полов, опираясь на законы шариата, приводя к гармонии отношения между мужчиной и женщиной.

Рассуждая о положении женщины в исламе, мы пришли к мнению, что роль женщины в обществе, как и мужчины, велика и обширна.

«Женский вопрос» в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв

На рубеже XIX - XX вв. ведущей тенденцией татарского общественного сознания становится всеобщее желание переосмыслить историческое прошлое, стремление переоценить предыдущие представления. В результате зародившееся в среде татарских просветителей и ученых-богословов идейное течение за реформу мусульманского образования в широких кругах общественности получило название «джадидизм» (от арабского «джадид» — новый). Татарское просветительское движение поставило своей основной целью совершенствование учебно-воспитательной работы и преобразование жизни татарского общества. Как составная часть этих изменений на повестку дня встал «женский вопрос». Со временем «джадидизм» охватил не только прогрессивную часть мусульманского духовенства, но и преподавателей, студентов, татарскую интеллигенцию и другие слои населения. Джадидисты — сторонники процесса обновления татарского общества, прогрессивно мыслящая интеллигенция — активно боролись против застоя, призывая к прогрессу, изучению и распространению научных знаний в широких массах народа, в том числе среди женщин и девушек" . Представителям реформаторского движения было очевидно, что работу свою надо начинать с повышения культурного и социального уровня женской части населения, с переосмысления статуса и места, занимаемого женщинами в общественном сознании людей. Вместе с тем, важно отметить, что все эти вопросы рассматривались исключительно с позиций ислама.

«Рассматривая развитие татарской общественной мысли начала XX века, необходимо учитывать своеобразие, придаваемое ей исламом, который был не только системой религиозных догм, но во многом — системой норм частной и общественной жизни татар, накладывающей сильный отпечаток на их мировоззрение» . Следовательно, преобразования в татарском обществе начались в рамках ислама и являлись своего рода поиском пути религиозного обновления. «По существу вся борьба между старым и новым в татарском обществе в эту эпоху была постоянным вмешательством в сферу традиционных взглядов и моральных устоев, основанных на религиозных принципах» "\

По мнению татарских просветителей, ислам является воплощением социальной общности татар, их духовной энергией и культурой. Именно поэтому ислам должен был стать основой национального возрождения.

Татарские просветители выступали против укоренившейся системы определенной иерархии, намеченной исламом в области семейных отношений, доведенных традиционалистами до абсурда. Известно, что в среде кадимистов женщина в татарском обществе рассматривалась, как неполноценное существо и была обязана во всем подчиняться мужчине \ Черты, присущие ортодоксальному исламу, имели место в сознании значительной части татар. В современной исторической науке существует мнение, согласно которому кадимизм следует рассматривать не однобоко, только как негативное явление, тормозящее развитие сониума, а как проявление сохранного механизма самого общества, боровшегося таким образом против проявившихся в начале XX в. процессов ассимиляции народа . С данной точкой зрения можно согласиться, однако автор работы С.А Дюдуаньон утверждает, что идея всеобщей изоляции от мировых процессов в рассматриваемое время изначально была обречена на утопию.

Просветители были против слепого следования европейским традициям в данном вопросе, они лишь стремились очистить ислам от возникших со временем искажений. Религиозные реформаторы, выступавшие за всеобщее обновление татарского общества, стремились совместить общеисламские ценности с достижениями европейской науки и философии.

Таким образом, вслед за европейскими просветителями татарские интеллектуалы выдвинули лозунг естественного права человека и равенства всех людей перед законом, провозгласив, что женщина такой же человек, как и мужчина.

Если вспомнить, что «начало XX века является временем достаточно зрелого движения феминизма на Западе» , то можно понять, чем были обусловлены пробуждения татарской интеллигенции и начало обсуждения «женского вопроса» в широких кругах общественности.

Обратившись к истории «женского вопроса», можем сказать, что активное обсуждение положения женщин в мире началось в конце XVIII — начале XIX вв.119 Однако, если вспомнить историю становления «женского вопроса», можно сказать, что в Европе он обострялся все больше по мере вовлечения женщин в общественное производство.

С середины XIX в. работ по этому вопросу публиковалось все больше во всем мире, в том числе на арабском Востоке. Особая роль в борьбе за женскую образованность на мусульманском Востоке принадлежат Мустафе Кемалю, Касиму Амину, Мухаммаду Абдо, Джеамаль ад-Дину аль-Афгани.

В качестве примера подробнее остановимся на труде К.Амина «Новая женщина».

Египетский ученый, правовед Касим Амин был известным общественным деятелем своего времени. Одним из первых среди мусульман Египта он в конце XIX в. начал выступать в защиту прав женщин. Известно несколько его трудов, касающихся проблемы женщин: «Тахриль аль-мар а» (Освобождение женщины) 1899 г. и «Лль-мар а аль-джадида» (Новая женщина) 1901 гг., в которых он поднимает вопрос, до этого не обсуждавшийся в арабо-мусульманском обществе.

Работа К.Амина «Новая женщина» сразу после выхода в свет была неоднозначна воспринята общественностью на арабском Востоке, «даже по отзывам противников она вызвала большее оживление в печати, чем самые серьезные политические вопросы» . Это вполне понятно, так как он (Касим Амин. — Р.К.) впервые в строго систематизированной форме обсуждал «женский вопрос» с точки зрения мусульманина и впервые высказал идею о том, что ислам, как религия, не является ключевым фактором упадка женщины в современном арабо-мусульманском обществе.

Данная работа была написана К.Амином в качестве ответа на предшествующую ей книгу Д Аркура «Египет и египтяне», в которой автор нелицеприятно отзывался о жизни арабов и, особенно, о положении женщины в египетском обществе . Французский ученый Д Аркура делает вывод, что женщина из-за ношения хиджаба стала ощущать себя ущербной, у нее понизилась самооценка, вследствие чего она стала удаляться от участия в общественной жизни, погрязла во тьме и невежестве предрассудков и суеверий.

Совершенно очевидно, что К.Амина не согласился с этим мнением. Он хорошо был знаком с социальными проблемами египетского общества, в том числе с положением женщин. Поставив своей целью оправдать ислам в своем труде «Новая женщина», К.Амин решил детально показать истинные причины угнетенного положения женщин на арабском Востоке.

Вместе со снятием основных обвинений с мусульманской религии К.Амин предпринял попытку объективной оценки тех преимуществ, которые были дарованы исламом женщине. Среди них он прежде всего выделял рекомендации любви и согласия в браке, создание благоприятных условий для воспитания детей, возложение обязанности материального обеспечения семьи на мужа, широкие имущественные права, которыми была наделена женщина и др. К.Лмин, затрагивая самые актуальные и часто обсуждаемые вопросы, такие как полигамия и развод, пытался полностью оправдать религию, ссылаясь на то, что зачастую от моногамии в обществе возникает гораздо больше проблем, нежели от многоженства. Что касается вопроса передачи права развода только мужчине, мыслитель считал, что это весьма справедливо, так как данный закон шариата не ущемляет права женщин.

Мнение египетского ученого К.Лмина частично нашло отражение в трудах татарских просветителей конца XIX — начала XX вв., в вопросах, освещающих функции женщины и её роль в семье. Так, в труде «Новая женщина» К.Амин пишет, что самый большой вклад, который женщина может оказать социуму — это брак, рождение и воспитание детей ". Это непосредственное суждение, не нуждающееся в обширном исследовании для своего доказательства.

Женщина в системе брачно-семейных отношений

Имя Ризаэддина Фахреддина, ставшее одним из символов татарского просветительства, уникального явления общественной жизни конца XIX -начала XX вв., является воплощением национальной культуры, исторического наследия татарского народа, его идеалом гуманизма, религиозной нравственности и бесценным примером высокого служения своему народу.

В историю татарской общественной мысли Р.Фахреддин вошел как ученый — энциклопедист. Он внес неоценимый вклад в развитие научных знаний по истории татарского народа, богословской мысли, перевода книг восточных классиков, подарив своему народу лучшие образцы литературных произведений и религиозных трактатов.

Ризаэддин Фахреддин был убежден, в том, что наука, просвещение и духовное совершенствование — это единственный путь изменения мира и человека в лучшую сторону.

Восхищения и уважения достойны многогранный талант и широта научных интересов ученого. Р.Фахреддин глубоко интересовался и серьезно занимался изучением истории, философии, педагогики, языкознания, литературы, народного творчества, этнографии и т.д. Всем этим областям знаний посвящены его собственные многочисленные труды, не утратившие своей научной и художественной ценности по сей день. Историческое наследие ученого огромно — от популярных брошюр по основам этики, морали и педагогики, вошедших в серию книг иод названием «Наука нравственности», до объемных историко-биографических трудов, таких как «Асар», «Знаменитые женщины», «Знаменитые мужи» и статьи из серии «Знаменитые люди и великие события», опубликованные в журнале «Шура».

В начале XX в. в кругах татарской интеллигенции наряду с другими проблемами активно обсуждались такие вопросы, как отношение общества к женщине, уровень образованности женщин и критерии их нравственности. Велись дискуссии о роли женщины в татарском обществе, подробно рассматривались ее функции и обязанности в семье, обсуждалось ее право на возможность получения образования, появления вне дома без сопровождения мужа, возможность посещения и исполнение намаза в мечети, посещение кладбища и многое другое. Р.Фахреддин, как и многие просветители, будучи представителем татарской интеллигенции, принимал активное участие в обсуждении «женского вопроса». Множество своих трудов он посвятил освещению проблемы женщины. При решении возникших вопросов ученый советовал обращаться к первоисточникам ислама — Корану и Сунне пророка. Предлагая вернуться в период раннего ислама — в «эпоху золотого века женщин», Р.Фахреддин приводил в качестве примера жен пророка Мухаммада и женщин, находившихся в его близком окружении, жен последователей (сахабов). По его мнению, женщины данной эпохи находились в привилегированном положении и пользовались глубоким уважением как в семье, так и в обществе. Среди трудов, написанных Р.Фахреддином, немало работ, адресованных женщинам раскрывающих специфику тендерных представлений ученого: «Воспитанная жена», «Воспитанная мать», «Семья», «Воспитание в семье», «Наставление—2», «Наставление—3» и историко-биографический труд «Знаменитые женщины».

В данной главе мы более подробно остановимся па взглядах ученого относительно положения женщин в татарском обществе конца XIX — начало XX вв. на основе анализа его перечисленных выше трудов. В первом параграфе рассмотрим вопрос о функциях, обязанностях и правах женщины в семье.

«Самое большое счастье на свете — прекрасная семейная жизнь», — писал Р.Фахреддин. Семья — основа общества, именно в ней расцветает или гибнет человек как творческая личность. Мыслитель был убежден в том, что атмосферой семьи должна быть любовь, а ее почвой — личность. С семьей связанно личное, земное счастье человека. Именно поэтому каждый человек должен стараться создать для своих близких атмосферу мира и покоя, «согревающую душу, где расцветают привязанность и взаимопонимание» 6э, доверия и веры, безопасности и искренности по отношению друг к другу. В браке каждая из сторон находит в другой стороне источник благодати, радости, спокойствия, безопасности, доверия и наслаждения жизнью. Чем крепче духовное и моральное состояние семьи, тем надежнее се радость и счастье в сегодняшнем дне и в будущем ".

Четко понимая, что с семьи, составляющей основу общества, начинается процесс воспитания человека и формирования его как личности с самого рождения, Р.Фахреддин пишет свой труд под названием «Семья», который впервые был опубликован в 1901 г. в Оренбурге167. Данное сочинение автора вошло отдельной книгой в дидактическую серию под названием «Наука нравственности».

В данной работе ученый подробно останавливается на вопросах семьи и роли женщины в семье, детально рассматривает взаимоотношения мужа и жены в браке. Мыслитель считает, самым главным в семейной жизни чувство согласия и товарищества в браке.

На вопрос, нужно ли состоять в браке, Р.Фахреддин придерживается религиозной точки зрения. По правилам ислама женитьба — нужное дело. Суть этого высказывания заключается не в обязанности каждого жениться, а в доведении до каждого того, что мусульманин должен жениться, потому что «ислам есть общая и вечная религия, она должна жить как великая нация. Поскольку, без семьи не бывает великой нации, женитьба является обязанностью каждого мусульманина». Основа социального бытия — это семья. Автор сравнивает «жизнь без семьи с домом, стоящим на воде, или водам, собравшимися на песке»169, а они, всем известно, не вечны и лишены перспективы в будущем. Следуя этим словам, можно сказать, что для создания семьи необходимо жениться, без этого не может состояться процесс создания семьи.

В содержании труда «Семья» («Гаилэ») ученый отмечает, что по исламу создание семьи считается таким же важным и нужным делом, как создание государства. Р.Фахреддин считал семью чем-то несравненно большим, чем физиологические взаимоотношения двух людей, так как супруги остаются вместе и в болезни, и в здравии, в немощи и в глубокой старости.

Задумываясь о взаимоотношениях мужчины и женщины, Р.Фахреддин заявляет, что действительная дружба между невступившими в брак мужчиной и женщиной не может существовать по канонам исламской религии. «Действительная, доверительная дружба может быть только между женатыми мужчинами и замужними женщинами»1 . Автор делает особый акцент на том, что жениться нужно и с точки зрения нравственности. Он приводит примеры из жизни о пользе брака с точки зрения медицины. Автор считает, что жениться необходимо не только по соображениям религии и нравственности, но и с точки зрения медицины. «Благодаря женитьбе и совместной жизни человек становится физически здоров, со здоровым умом и высоким духом, улучшаются его пищеварение, кровообращение, дыхательные органы, эластичными становятся нервы и сухожилия; чрезвычайные чувства горя и зла входят в нормальную колею, стан выпрямляется, хождение нормальное; кроме того, появляется преграда многим болезням; это единственное лекарство против психических заболеваний женщин» 71.

В работе «Семья» Р.Фахреддин пытается рассмотреть все аспекты семейной жизни. Он рисует целостную картину взаимоотношений жены и мужа, четко определяет нормы и правила счастливой и гармоничной семейной жизни. Ученый систематично анализирует вопросы семейного быта, воспитания жены, задумывается о роли женщин в воспитательном процессе детей, пишет о равных отношениях в браке между супругами, детально освещает бракоразводный вопрос, рассказывает об обязанностях отца и матери перед детьми и т.д.

Напоминая читателям о том, что создание семьи — это очень ответственный и серьезный шаг, Р.Фахреддин старается ознакомить всех мусульман с основными правилами и навыками семейной жизни, являющимися ключевыми в вопросе взаимоотношений супругов. В работе «Семья» ученый неоднократно указывает на то, что семья является показателем повышения авторитета нации и фактором ее сохранения. Мыслитель поясняет, что главная роль в сохранении семейного счастья возлагается на женщину. «Праведная и добродетельная женщина — твердая основа, на которой держится семья. Она же самая главная радость в жизни мужчины. Жизнь — это радость и наслаждение, а самая большая радость в жизни — праведная жена»172.

Рассматривая предпосылки зарождения новой семьи, Р.Фахреддин подробно описывает, на какие качества девушки при выборе жены мужчина должен обратить свое внимание. Он считает, что при выборе спутника жизни будущие супруги должны обращать внимание на сходство и совместимость характеров и нравов. По мнению автора мужчина, который хочет иметь воспитанных и послушных детей, должен выбрать себе в жены воспитанную и покорную жену. Так как «крапива и репей никогда не смогут дать вкусный плод, точно так же невоспитанная и непокорная жена не сможет воспитать ребенка с хорошим нравом» ".

Взгляды Р.Фахреддина на статус женщины в историко-биографическом труде «Знаменитые женщины»

«Знаменитые женщины» Р.Фахреддина считаются первым произведением о женщинах среди тюркских народов, проживающих на территории Волго-Уральского региона, рассказывающем о жизнедеятельности выдающихся женщин исламского мира. На сегодняшний день с этой книгой знакомо ограниченное количество лиц, хотя в свое время это произведение пользовалось большой популярностью в широких кругах общественности. Сразу после публикации труда «Знаменитые женщины» Р.Фахреддина в статьях по «женскому вопросу» начали встречаться ссылки на данный труд. А известная казанская поэтесса Махруй Музаффария после прочтения данного труда, высоко оценив работу автора, написала одноименное стихотворение, которое было опубликовано в прессе в 1907 г. Стихотворение «Знаменитые женщины» М.Музаффария стало популярным среди девушек и женщин, жаждавших перемен в вопросе равноправия женщин.

Приведем небольшой отрывок из произведения, в котором выражены взгляды и желания женщины в начале XX в.:

«Риза-кази писал про женщин знаменитых,

Прославленных трудом и лаврами увитых;

Средь них философы, ученые, врачи,

Созвездие имен — история хранит их!

Чего же с ними бог считается так мало?

То поднял высоко, то свергнул с пьедестала.

Нет, бог здесь ни причем, все дело в воле тут:

Свободу дали б нам — и все б иначе стало!

Пора уже и нам зажечь зарю свободы,

Чтоб воли-волюшки взошли живые всходы.

Чего б ни стоило — не повернём назад,

Не пожалеем жертв, перенесём невзгоды!»

(Перевод Р.Морана)301.

Труды и энциклопедические познания Р.Фахреддина получили широкую известность еще при жизни ученого и до сих пор являются объектом исследований, не теряя своей ценности. Безусловно, мыслитель достоин не только звания ученого—энциклопедиста, но и значимого ученого своей эпохи, который совершал титанический труд. Его всегда в первую очередь волновали личность человека и судьба народа. Всей душой переживая и размышляя над данной проблемой, он подходит к ней со всех сторон, пытаясь отобразить ее с разных аспектов. Р.Фахреддин считал, что жизнь народа, его настоящее и будущее в первую очередь связано с женщинами.

Среди многочисленных трудов Р. Фахреддина центральное место занимают работы, посвященные девушкам и женщинам.

Ознакомившись с произведениями татарской литературы конца XIX — начала XX вв., мы понимаем, что почти в каждом произведении автор обращается к женскому вопросу, рассматриваются права женщин и девушек, основы их воспитания и обучения; интеллигенция задается вопросом о роли и значимости женщин в семье и обществе.

Рассматривая проблему свободы женщины и ее равноправия в обществе, Р.Фахреддин не выделяет ее как отдельную проблему. Он считает, что данный вопрос является неотъемлемой частью задачи, связанной с процессом воспитания личности, достигшей гармоничного развития.

В труде «Знаменитые женщины», написанном в 1903 г., Р.Фахреддин поднимает значимость женского вопроса до национально-государственного уровня.

В этом произведении ученый стремится осветить «женский вопрос» всесторонне, раскрыть его сущность. Как видно из названия, этот фундаментальный труд повествует о судьбах и деяниях женщин вызывающих восторг и восхищение, вписавших свои имена золотыми буквами в историю мусульманского мира.

Если обратиться к истории написания и публикации книги «Знаменитые женщины» Р.Фахреддина, то можно сказать, что этот труд существует в двух редакциях. Первая редакция относится к числу опубликованных трудов автора. Исторический труд Р.Фахреддина «Знаменитые женщины» был опубликован дважды. Согласто сведениям самого ученого, в 1903 г. в Оренбурге состоялась первая публикация биографического труда «Знаменитые женщины». Второй раз книгу опубликовали спустя год, в 1904 г., также в Оренбурге в типографии Мухаммадфатыйх Гыймран улы Каримова; книга состоит из 432 страниц. Вторая редакция данного труда представлена Р.Фахреддином как большой рукописный том, датированный 18 днем месяца мухаррама 1353 года хиджры, или 3 мая 1934 г. от Рождества Христова, хранится он в Научном архиве Уфимского научного центра Российской академии наук.

Важно отметить, что вторая редакция отличается от первой своим составом (количество биографий увеличено на пятьдесят девять), большим объемом ранее имевшихся биографий и своим языком (османский, по существу, текст был переписан урало-поволжским тюрки или даже татарским языком) . Если в первой редакции опубликованной книги общее количество биографий составляло 375, то в рукописном варианте количество биографий увеличено на 59. Поздняя редакция, 1934 г., труда «Знаменитые женщины» отличается большим объемом представленных биографий. Сочинение имеет специальное посвящение, которое автор поместил на первой странице книги: «Книга с биографиями женщин мусульманского мира, написанная для моей дочери Зайнаб» . Данное произведение, как и «Асар», относится к популярному жанру арабо-мусульманской историографии и «содержит биографии женщин, знаменитых среди мусульман, воспетых в произведениях ислама и в какой-то мере послуживших нашей нации знаниями или имуществом»304.

Посвятив работу своей дочери Зайнаб, Р.Фахреддин подчеркивает, что подобные книги не должны читаться только ради времяпровождения. В противном случае от них не будет никакой пользы для народа. гГакие сочинения, пишет автор, предназначены для назидания, в целях получения поучительного урока, или должны вызвать у читателя отвращение, если дано жизнеописание дурных женщин.

«Появилась книга весьма своевременно. Это было время, которое вошло в историю России как эпоха назревания и развертывания Первой русской революции. Буржуазные реформы способствовали оживлению общественной жизни и распространению просветительских идей. В татарском обществе, например, этот период ознаменовался качественным изменением общественного сознания. На основе религиозного реформаторства, просветительства, либеральных идей формировалось новое мировоззрение, появлялось новое миропонимание, создавалась теоретическая база последовавшего вскоре мощного подъема национально-культурного движения. Пробуждению национального самосознания служила новая татарская литература, бывшая тогда, по сути, единственным информативным источником и способствовавшая «революции в умах» в татарском обществе, особенно среди молодого поколения» \

В вводной части книги или, как называет ее сам автор, в ихтарс, Р.Фахреддин, обращаясь к читателям, дает аннотированный список книг, которые он использовал в качестве источников при написании труда. По сведениям автора, за основу было взято 28 книг или сандов (так называет их автор), данными которых ученый руководствовался при написании исторического труда.

Повествование о жизнедеятельности женщин ведется в арабском азбучном порядке на страницах 11 - 411. После «Заключения» следуют биографии авторитетных арабских жизнеописателей, таких как Ибн Хаджара Аскалани и Суйути. В конце книги приводится также поименный список (женщин объединенных в группы), о которых ведется повествование в книге согласно их ремеслу или делу, благодаря которому они стали известны всему мусульманскому миру.

Исторический труд Р.Фахреддина «Знаменитые женщины» считается одним из самых объемных историко-биографических и фундаментальных трудов ученого.

«Вышедшая в свет книга «Знаменитые женщины» была принята как закономерность в татарском обществе начала XX века. Потому как уже с конца XIX века женская тема постепенно становилась одной из самых животрепещущих в татарском обществе и литературе»306. Именно в этот период громкую огласку получил вопрос о равноправии женщин с мужчинами, о возможностях и обязанностях женщин в семье и в обществе.

Похожие диссертации на Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв.