Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Хусейниширази Сейедалиакбар Сейедахмад

Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в.
<
Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хусейниширази Сейедалиакбар Сейедахмад. Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Хусейниширази Сейедалиакбар Сейедахмад;[Место защиты: Таджикский национальный университет - www.tnu.tj].- Душанбе, 2015.- 155 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Взаимоотношение исмаила сефеви и шейбанидов 21

1.1. Политическое положение Мавераннахра и Ирана в начале XVI в 21

1.2. Дипломатические отношения Мавераннахра с Ираном в начале XVI в ... 38

1.3. Мервская битва и завершение побед Сефевидов в Хорасане 52

1.4. Попытка Исмаила Сефеви подчинить Мавераннахр 67

ГЛАВА II. Политические и военные отношения сефевидов с шейбанидами после 30-ых годов XVI в 82

11.1. Усиление противоречий между Сефевидами и Шейбанидами после смерти Исмаила Сефеви. Битва за Джам 82

11.2. Налаживание дипломатических отношений Шейбанидов с другими государствами против Сефевидов 103

11.3. Третий этап борьбы Шейбанидов и Сефевидов за овладение Хорасаном 119

Заключение 143

Список использованной литературы

Дипломатические отношения Мавераннахра с Ираном в начале XVI в

Мавераннахр, по описанию и терминологии средневековых мусульманских географов никогда не входил в состав Туркестана, т.е. областей, расположенных между мусульманскими владениями и Китаем и населенных тюркскими и монгольскими кочевниками. Но в политическом отношении эта страна не была защищена от нападений кочевников никакими естественными преградами.1 В 1501 г., разоряя города и села Мавераннахра, сея разруху и смерть, узбекские племена Дашт-и Кипчака во главе с Шейбани-ханом захватили трон Самарканда. Став верховным правителем Мавераннахра, Шейбани-хан жестоко расправился с прежними властителями этого обширного государства. Шейбани-хан выбрал древнейший город Мавераннахра -Самарканд своей столицей, назначил правителем города Бухары своего брата Махмуд султана, а когда разгромил монголов, передал Ташкент и Ташкентские области своим дядям, Кучкунчи султану и Суюнчходжа – хану, мать которых была дочерью тимурида Улугбека.2

Продвижение кочевых племен Дашт-и Кипчака в начале XVI в. под предводительством Мухаммада Шейбани-хана в глубь Мавераннахра прежде всего было вызвано экономическими потребностями этих племен. Неблагоприятные климатические условия сухих степей Дашт-и Кипчака и другие жизненные неурядицы заставили кочевников в конце XV в. часто совершать набеги на плодородные земли своего соседа - Мавераннахра.

Конечно, для Мавераннахра это было не новым явлением, такое совершалось и раньше. Однако нападение узбекских племен Дашт-и Кипчака на Мавераннахр в начале XVI в. не только было связано с природными катаклизмами, но и также явилось крупным общественным явлением, предопределенным неблагоприятной обстановкой в степях Дашт-и Кипчака для кочевников узбеков и стремлением их перейти к оседлой жизни.1 К этому можно добавить, что у предводителя узбеков - Мухаммада Шейбани-хана во время его военных действий за власть на окраинах его родных степей - Дашт-и Кипчак зародилась верная для того момента мысль, что добиваться власти ему над своими беспокойными, вечно движущимися племенами с их войнолюбивыми и влиятельными родовыми ханами и султанами по меньшей мере ненаджное и мало выгодное. Здесь, в Мавераннахре, откуда он начинал свою экспансию в Дашт-и Кипчак, налицо были прочно сложившиеся устои организованной государственности. Разумеется, раздробленность государства на ряд владений, соперничество и междоусобные войны между удельными правителями Мавераннахра и другие социально-политические причины могли способствовать переходу власти к Шейбани-хану, который нападет на это богатое государство и, оставив народу те же порядки в его внутренней и общественной жизни, захватит верховную власть в свои руки. Расчеты Мухаммада Шейбани-хана оказались правильными, а его властолюбие и неустрашимость помогли ему осуществить свои мечты. При этом интересно отметить, что Шейбани-хан при захвате Мавераннахра действовал не только как полководец, но и как опытный политик. Он искусно сеял смуту там, где она могла принести ему удачу, привлекал на свою сторону тех, которые ему были полезны, и избрал орудием своих планов таких людей, которые по своему общественному положению, казалось бы, менее всего подходили к роли шпионов и провокаторов.

В результате этого сложного процесса оседлый народ чаше всего принудительным образом ассимилировался с кочевыми узбеками и впоследствии таджики в отдельных городах Мавераннахра остались в меньшинстве, а в некоторых из них, которые граничили или были близки к Дашт-и Кипчаку, и вовсе исчезли.1 Однако в тех городах Мавераннахра, где тюркоязычный элемент был не столь значительным или вовсе отсутствовал, проживающие в них таджики сохраняли свои национальные, этнические особенности и продолжали разговаривать на свом родном языке. Таким образом, кроме таджиков горных районов, остальные таджики Мавераннахра со стороны узбекских племен подвергались гонению и насильственной ассимиляции на всем протяжении XVI столетия.

Постоянные кровавые междоусобные войны между тимуридами облегчили Шейбани-хану после Бухары и Самарканда захватить некоторые города и области Мавераннахра как Каракуль, Худжанд, Уротепа, Ташкент, Гиссар, Хуталян, Кундуз и др. В 1505 г. Шейбаниды после долгой осады взяли столицу Хорезма – Ургандж. В основу государственного строя в Мавераннахре были положены степные традиции, т.е. «государство считалось собственностью всего ханского рода».2

Хотя с приходом узбеков прекратились этнические переворот в Средней и Западной Азии и узбеки были последними кочевыми племенами, поработившим среднеазиатские оазисы, но их приход имел отрицательную сторону и в сношениях Мавраннахра с внешним миром. Обособление Мавераннахра от своих юго-западных соседей и водная преграда Амударьи отныне стала тем рубежом между Ираном и Мавераннахром, который окончательно порвал культурные связи между частями когда-то единого целого.

В первоисточниках мы встречаем сведения о жестоких зимах, неурожайных годах и голоде в Мавераннахре после завоевания Шейбанидов. Зайниддин Восифи в своей книге «Бадоеу-л-вакое» подробно описывает холодную зиму и голод в Самарканде. Он пишет, что «хорасанские ученые, представители духовенства, находящиеся в Мавераннахре1, жили в тяжелых условиях, испытывали недостаток в продуктах питания. Двое из них умерли от холода и голода. В том году в Самарканде свирепствовал голод, цены на хлеб возросли так высоко, что люди видели круглые изображения луны и солнца на небесном достархане наподобие лепешек, а не на своем достархане их. Поэтому они и совершали набеги на более зажиточные регионы (т.е. на Хорасан), захватывая их».2

Попытка Исмаила Сефеви подчинить Мавераннахр

Исмаил Сефеви пишет, что «если он (Шейбани-хан) знает (о набегах), то пусть он запрещает их ради воцарения дружбы между нами».1 «Когда вслух читали письмо Исмаила Сефеви, -пишет автор «„Аламарайи Сефеви», -Шейбани-хан усмехнулся и сказал: мы о чем думаем, а малик (Исмаил Сефеви) о чем! Я просил всех высокочтимых персон, вельмож, знатных людей и простой народ вместе со мной совершить паломничество в Каабу и два раза известил тебя (т.е. Исмаила Сефеви). Я думал, что ты привел в порядок дороги, (однако) до сих пор не оказываешь нам (должным образом) услугу. Шейбани-хан обратился к Шейх-заде Лахиджани и сказал: «Скажи Исмаилу даруге, что он (часто) пишет нам письма с мольбой, и повторно объяви, что пусть починит все мосты,… мы намерены отправиться в паломничество».2 Шейх-заде Лахиджани просил Шейбани-хана, чтобы он эти свои слова написал в письме и со своим послом отправил к Исмаилу Сефеви. Шейбани-хан поручил подготовить письмо и приказал Наджуби баходуру вместе с Шейх-заде Лахиджани отправиться в Тебриз к Исмаилу Сефеви.3 Таким образом, миссия Шейх-заде Лахиджани завершилась безрезультатно.

Когда Исмаил Сефеви прочитал письмо Шейбани-хана, то с яростью и с иронией обращаясь к одному из своих высокопоставленных вельмож Халилу ака суфи, сказал: «Халил ака, иди к Шейбани-хану, скажи ему: он просил в своем письме, чтобы мы привели в порядок дороги, и мы давно подготовили дороги к его приезду и, таким образом, мы готовы (т.е. к войне) и пусть не скажет, что нас не предупредили».4

Как мы видим Шейбани-хан в своем письме унижая Исмаила Сефеви, именует его не шахом или государем, а доругою, каковое монгольское слово, употреблявшееся и в Джучиевом и в Джагатаевом улусах, у узбеков обозначало правителем города или наместника области, но не государя.

В другом подробном письме, который приводит автор «Тарихи мунтазами Насири» Этимодуссалтана, Шейбани-хан также именует Исмаила Сефеви доругой: «Да знает Исмаил даруга…поклонение великой Кабе, да умножит Аллах ее славу и величие, есть одна из основ ислама и является обязанностью всех мусульман, (посему) необходимо все пути, ведущие к великой Кабе, (тебе) устроит и завершит, ибо (наши) победоносные войска вознамерились совершить ей поклонение. Приготовь (для их пути) провиант и подарки, выбей монету, украшенную нашими августейшими титулами, на (своем) монетном дворе и пусть каждую пятницу в мечетях (твоих) владений возглашаются на хутбе наши миродержавные титулы, сам же направься к (нашему) высочайшему престолу…»1 Из вышеприведенного письма становиться известным, что оно полно угроз и грубых выражений. Шейбани-хан далее в своем письме угрожает Исмаила Сефеви войной, если он не выполняет его условия: «В противном случае, если ты не подчинишься сему (нашему) августейшему приказу, то мы пошлем против тебя наше дорогое и счастливое дитя, обладающего салтанатом и миродержавием победоносного героя, Имадудина Убайдуллах-бахадур-хана…со всеми эмирами и войсками Бухары, Самарканда, Некудари, Гура и Гарджистана, чтобы он ниспроверг тебя (своим) гневом и расправою…»

Последовал ли какой-либо ответ на вышеприведенное письмо от Исмаила Сефеви источники не сообщают.

По поручению Исмаила Сефеви Халил ака суфи отправится с мирной миссией к Шейбани-хану. Согласно «„Аламарайи Сефеви», когда Халил ака суфи приблизится к Герату, то узнает, что войска Шейбани-хана после неудачного похода на горные области Хорасана - Гарджистан и Гур (а по версии автора «Та„рихи Аламарайи Аббаси» Искандарбека Туркмона и автора «Мусаххиру-л-билод» Мухаммадяра ибн Араби Катагана после неудачного

Как явствует из описания автора «„Аламарайи Сефеви», Исмаил Сефеви в своих письмах и посланиях очень вежливо обращается к Шейбани-хану и всякий раз заостряет его внимание на мирные пути решения межгосударственных вопросов. Это не говорит о том, что Исмаил Сефеви был миролюбивым и добрым падишахом. Бесспорно, он не отличался со своим деспотизмом от Шейбани-хана. Может быть, таким образом, создавая оборонительные линии на востоке Ирана, он хотел упрочить свои позиции в присоединенных на Западе Ирана новых территориях для эффективной защиты своих владений от Османской агрессии.

Однако, согласно «Хуласат ат-таварих» Кази Ахмад Муншии Куми, тон обращения Исмаила Сефеви в письме, которое доставил Шейбани-хану его посол Шейх-заде Лахиджани, является грозным. Это пишет не слабовольный и беззащитный падишах, а самоуверенный и жестокий правитель. Согласно этому источнику, в своем письме Исмаил Сефеви упрекал Шейбани-хана за опустошительные набеги на Кирман и требовал от него удовлетвориться Мавераннахром и оставить в покое Хорасан, считая его своей родовой наследственной территорией. Уместно отметит, что воспользовавшись вторым походом Исмаила Сефеви против Шервана, Шейбани-хан послал отряды узбеков на Кирман и они пройдя пустыню, внесли в эту область страшное опустошение, разорение, грабежи, убийства и всякого рода насилия над беззащитным мирным населением.

Налаживание дипломатических отношений Шейбанидов с другими государствами против Сефевидов

После подавления восстания Зулфикар-хана в Багдаде шах Тахмосб отправился в поход на Хорасан и в 936 г.х./1529 г. он снова вернул себе Герат. Убайдуллах отступил в сторону Мерва и попросил там военной помощи у главаря Шейбанидов Кучкунчи-хана. В то время среди Шейбанидов возникли разногласия по поводу противостояний с Сефевидами. Кучкунчи-хан воздержался от помощи Убайдуллаху. Автор «Ахсану-т-таварих» со слов Музаффаруддин Абусаид-хана – сына Кучкунчи-хана – описывает этот факт следующим образом: «До настоящего времени сколько бы раз мы ни подходили к Хорасану и ни сражались с кызылабшами, кроме убытков и вреда себе, другой пользы не получали. Если ты способен противостоять, то стой, а если не способен воевать с кызылбашами, то дело твое – мы тебе не друзья в этом. Лучше будет, если ты удовлетворишься тем, что есть у тебя в твоей стране и откажешься от этой бесполезной войны».2

Убайдуллах, который всегда хотел захватить Хорасан, Иран и вс до самых границ Османского государства и мечтал заново возродить империю Чингиз-хана, на этот раз, потеряв всякую надежду на помощь, вернулся в Бухару. Его подтолкнуло на это и сообщение его подчиненных, что у кызылбашей огромнейшая армия и он не может ей противостоять.

Неоднократно совершавший походы с целью захвата Хорасана, Убайдуллах после очередного поражения в Хорасане вынужден был направить своих представителей ко двору правителя Ирана-шаха Тахмасба.3 Его послы принесли письмо Тахмосбу, текст которого автор «Ахсан ат-таворих» полностью приводит в своей книге.1 В своем послании Убайдуллах-хан писал, что по обоюдной вине разрушается Хорасан. Оправдывая свои набеги, отмечает, что их целью прихода в Хорасан являлась защита религии и мазхаба, которые от времени пророка, праведных халифов и богобоязненных имамов сложились на этой земле. Упрекая Тахмосба, что они позорно превратили медресе, ханака, мечети и храмы Герата в сараи для содержания лошадей и ослов, даже в туалеты, пишет, что когда мы вошли в город, прежде всего отремонтировали медресе и ханаки и выгнали оттуда животных, и благоустроили медресе, и приглашали учителей и студентов, чтобы продолжали работу и учебу.2

В 938 г.х. /1531 г. политика наступления Убайдуллах-хана на Хорасан была прежней. Он хорошо пользовался ситуацией, как например, всплеск недовольства иранцев на западных границах, в результате жители Азербайджана подняли восстание и присоединились к Османидам. Другая ситуация, которая подтолкнула Убайдуллах-хана на поход в Герат, это разногласия в среде эмиров в столице Сефевидов, раздоры и расколы в их армии. Такая обстановка не позволяла шаху Тахмосбу своевременно направить свои войска в Хорасан. Отдельные вылазки и набеги отрядов Убайдуллах-хана для овладения Мешхедом хотя и были безуспешными, но они заложили основу для совершения в 1531 году более масштабных военных действий в Герате. В этом походе Герат полтора года находился в окружении и осаде узбеков.3 Полтора года люди испытывали дефицит продуктов питания, затем стали покидать город. О тяжелом состоянии жителей Герата при его осаде узбеками у автора «Ахсан ат-таварих» существует интересный рассказ: «Бахрам мирза (брат шах Тахмосба) рассказывает, что однажды мы сидели с Гази-ханом. Вдруг пришли двое уважаемых людей, один Тукачи, а другой Тар-хан. Первый пожаловался на действия второго, рассказав о том, что он захватил собаку, которую ранил

Ахсан ат-таварих. Т.III. Тегеран, 1384. С.1209. своим мечом. Второй возразил на это, что когда собака приползла к его дому, она была только ранена, а не забита, собаку он забил собственноручно и поэтому это его законная добыча. Гази-хан встал и разделил тушу зарезанной собаки поровну между ними».1

В городе было малолюдно, остались одни шииты. Проводилась испытанная методика – изгонялась суннитская часть людей. Правитель Герата Гази-хан, видя, что воины испытывают голод, приказал кызылбашам отбирать продовольствие у народа. Положение в Герате было критическим. Люди ели листья, питались, отварив шкуры животных. Кискан Кара султан ибн Джанибек султан, правитель Балха, прибыл на подмогу Убайдуллах-хану, однако присоединился к кызылбашам. В такое трудное и сложное время для гератцев вдруг пришли парламентеры от Убайдуллах-хана и предложили мир. Гази-хан согласился с таким условием, что узбекские воины должны отступить назад на пару населенных пунктов, чтобы армия Сефевидов прошла спокойно и направилась в Ирак. Однако требование о том, чтобы кызылбаши спокойно прошли рядом с военным станом Убайдулла-хана, что выглядело оскорбительным, не было принято. Шах Тахмосб был вынужден двинуться на Хорасан. Его брат Алкас мирза и Бадр-хан Истачлу были направлены в Астарабад на борьбу с Абдулазиз ханом. На подмогу Хусайн-хану Шамлу в Сабзавор прибыл Суфин халифа Румлу. В этом сражении узбеки потерпели поражение и из Мешхеда отступили в сторону Герата. Однако Убайдуллах-хан не смог захватить Герат и подчинил себе только районы до Астарабада. Убайдуллах-хан узнал о том, что шах Тахмосб совершает поход в сторону Герата, 14 рабиулаввал 939 г.х./14 октября 1532 г. отступил в сторону Мавераннахра. 22 джумадиаввал 939 г.х./ 20 декабря 1532 г. шах Тахмосб вошел в Герат. Он ознакомился с положением беднейших слоев населения и за грабежи во время блокады города понесли наказание правитель Герата Гази-хан и его сподвижники.2

Хасан-бек Румлу. Ахсан ат-таварих. Т.III. С.1208. Там же. С.1206-1213. В 940 г.х. / начало 1533 г. пришло сообщение из Тебриза о том, что Османидский султан Сулайман Кануни (правил с 22 сентября 1520 г. и с 1538 г. халиф, умер 1566) напал на Азербайджан. Это нападение, как пишут источники, осуществилось в результате предательства командующего объединенными силами Азербайджана Алма султана Таклу. Когда шах Тахмосб разрабатывал планы скорейшего нападения на Герат, Алма султан предупредил турецкого султана Сулаймана об этом и сообщил, что северная, западная и центральная части государства Сефевидов остались необороняемыми. Султан Сулаймон направил 90-тысячную кавалерию под командованием главного министра Ибрахим-паша в Иран, а затем следом за ним с основными силами армии сам направился туда. Шах Тахмосб вернулся в свою столицу.

Убайдулла-хан, узнав о тяжелом положении в Герате, снова направил в 1534 году свои вооруженные силы в Хорасан, но в Хафе Суфин халифа Румлу, который был правителем Мешхеда, разбил их. Жители Герата попросили помощи у представителя кызылбашей Суфин халифа Румлу, чтобы он защитил их от нападений войск узбекских ханов. Эта просьба о помощи и защите имела плачевные последствия для жителей Герата. Воины Суфин халифа, придя к ним (4 мухаррам 942 г.х./5 июля 1535 г.2), стали безжалостно грабить население. Делали это, считая такой шаг повелением своего двенадцатого имама шиитов. В оправдание Суфин халифа твердил, что он во сне беседовал с ним и тот приказал ему так поступить.3

Третий этап борьбы Шейбанидов и Сефевидов за овладение Хорасаном

События в Хорасане за последние десять лет вынуждали шаха Аббаса I принимать какие-то реальные меры по спасению Хорасана. Ведь Хорасанская область, и в особенности город Мешхед, были во власти Шейбанидов. В самом городе находилась гробница восьмого по счету имама шиитов, чем все иранцы гордились, считая Мешхед одним из священных мест в стране.1 Поэтому освобождение Хорасана от узбеково был для шаха Аббаса I делом очень важным и нужным.

Хотя вынужденный мир с Турцией, по которому Иран уступил (1590 г.) ей Закавказье, Курдистан и почти весь Иранский Азербайджан, и был заключен, по инициативам шаха Аббаса, для развязывания рук в борьбе с Шейбанидами и дал возможность снять с западной границы значительную часть войск, но все они были брошены в глубь страны на подавление сепаратистских мятежей в Фарсе, Гилане, Луристане и Кирмане.

Вот так Иран в конце XVI в. подвергся нападениям со стороны двух могущественных тюркских суннитских государств- Османидов с запада и Шейбанидов с востока.

К концу 1597 г. шах Аббас смог сосредоточить значительные силы для новой попытки возвращения утерянных восточных областей. Успеху действий Сефевидов теперь способствовало произошедшее к этому моменту заметное ухудшение внутреннего и внешнеполитического положения Шейбанидского государства. Именно в этот период–начала постепенного ослабления государства Абдуллах-хана, его наместник в Герате Мирбаба Кукалташ послал в 1004 г.х./1596-97 в Казвин письмо, в котором он, видимо, от имени хана предлагал шаху Аббасу заключить мир с Бухарой.2 Судя по всему, непременным условием мира было оставление за Шейбанидами по меньшей мере восточной части завоеванного Хорасана. Но шах Аббас отклонил это предложение и не захотел вступать с Шейбанидами ни в какие переговоры. Тогда Абдуллах-хан и его наместник в Герате решили предпринять набег

Искандар-беки Туркмон. Тарихи аламарайи Аббаси. Т. II. С. 547. Там же. С. 515. узбеков в глубь Ирана с целью воздействия на шаха Аббаса. Большой отряд узбекской конницы летом 1005 г.х./1597, проникнув через пустыни в глубь Сефевидских владений, совершил набег на окрестности важного центра транзитной торговли города Йезда.1 Однако этот узбекский демарш большого впечатления на шахское правительство не произвел. Сефевидский шах Аббас был хорошо информирован об ухудшении положения государства Абдуллах-хана в Мавераннахре и готовился к организации крупного похода на Хорасан. Хотя в конце 1597 г. новый посол Абдуллах-хана был принят при дворе шаха Аббаса и даже допущен на приемы к шаху, но обращение с ним было крайне резким и оскорбительным. Шах не скрывал от бухарского посла своей подготовки к намечающемуся на лето 1598 г. наступлению на восток. К весне 1598 г. в Бастаме, месте сбора войск для похода на Хорасан, собралось уже до 40 тыс. конницы, до 30 тыс. пехоты и 6 тыс. туфангчиев и ожидалось прибытие самого шаха с его многочисленной свитой. 2

В это самое время вспыхнула ссора между Абдаллах-ханом и его сыном Абдулмумином и дело дошло даже до открытого вооруженного противостояния. Осенью 1597 г. на охотившегося в Каршинской степи Абдуллах-хана внезапно напал с отрядом воинов сам Абдулмумин. Престарелый хан еле успел скрыться за стенами Бухары, где не вынеся столь тяжкого потрясения, заболел. Положив, таким образом, начало открытой войне с отцом, Абдулмумин вернулся в Балх и занялся подготовкой нового похода на Мавераннахр.3 В это время (2 раджаба 1006 г.х./8 февраля 1598 г.) пришло известие о кончине Абдуллах-хана.

Военная узбекская верхушка, духовенство и знать Мавераннахра вынуждены были согласиться с решением посадить на трон Мавераннахра сына Абдуллах-хана Абдулмумина. Однако сыновья его дяди, находящиеся в Самарканде и Ташкенте, объявили себя после такого решения независимыми правителями. Абдулмумин беспрепятственно занял Бухару, где беспощадно расправился со своими врагами. Живым из этого рода остался лишь Пирмухаммад-хан. Мулладжалалуддин-и Мунаджим пишет: «Его сын, который был недостойным своего отца и всегда огорчал его (Абдуллах-хана) -Абдулмумин, воссел на чингизидский трон и беспощадно расправился со своими родственниками; его целью было уничтожение всех прежних эмиров отца».

Подавив затем несколько мятежей и собрав сильную армию, Абдулмумин направился в Хорасан для встречи с войсками шаха Аббаса, но по дороге в Ура-Тюбе в местности Заамин 23 зулькада 1006 г.х./27июля 1598 г. был убит заговорщиками из числа бывших сторонников его отца.2

В конце XVI в. со смертью Абдуллах-хана и убийством его сына Абдулмумина узбекская кочевая знать и представители суннитского духовенства Мавераннахра раскололись на две враждебные группировки, действовавшие в Бухаре и Балхе. Каждая из них выставляла своего претендента на престол. На трон взошли: в Бухаре – Пирмухаммад-хан, в Балхе – Абдул-Амин-хан, в Герате – Динмухаммад-хан. Междоусобицы и смуты в Мавераннахре привели к тому, что многие узбекские гарнизоны, особенно в шиитских городах Западного Хорасана, самовольно оставили свои посты и, не задерживаясь, направились на восток, в Мавераннахр. Узбекский гарнизон Мешхеда во главе с правителем Западного Хорасана Абдул Мухаммадом после недолгих колебаний также оставил город и через Сарахс вернулся в Мавераннахр.

Известие об убийстве Абдулмумин-хана дошло и до ставки шаха Ирана. Шах Аббас I такую ситуацию воспринял как самый удобный момент для реализации своих планов, т.е. освобождения Хорасана от Шейбанидов.

В таком растерянном положении среди шейбанидских эмиров в Хорасане наиболее решительно повел себя племянник Абдуллах-хана Динмухаммад, потомок бывшего царя Астрахани. Искандабеки Туркмон, положительно отзываясь о Динмухаммаде, пишет: «Во всем Мавераннахре нет достойного этому султану человека, который был бы всегда готов завоевывать чужие области».1 Динмухаммад попытался провести с шахом Аббасом переговоры, заявив ему, что у него 10 тысячная армия узбеков, и если шах Аббас придет в Герат, то к ним на подмогу придет еще армия из Бухары и будет кровавая война. Поэтому предложил без боя вернуть Мешхед Сефевидам, оставив за ним Герат и Гератскую область, но это предложение было отклонено Аббасом.2 Тогда Динмухаммад со своими сторонниками решил сражаться с иранцами за Герат до конца. К 14 тысячам воинов Динмухаммада присоединились 10 тыч. войска из Бухары.3 Иранцы во главе с Зулфикар-ханом сражались с узбеками. Этот авангардный иранский корпус почти полностью был уничтожен еще в первые часы сражения. В этом бою главнокомандующий армией Ирана Фархад-хан также получил ранение, и иранцы отступили.4 Фархад-хан изменил тактику ведения боя. В то время, когда он окружал кольцом Герат, шах Аббас I направлялся из Мешхеда в Тус. Фархад-хан принял ту же тактику, которую использовал Исмаил I в войне за Мерв. Распространил ложный слух о том, что шах Аббас I отказался от завоевания Герата и двинулся на Ирак, где возникла угроза нового нападения Османской Турции на западные границы Ирана.5 Когда войска Шейбанидов вышли из крепости, шах Аббас I встретил их у деревни Пули Салар. Узбекские ханы пришли к выводу, что нужно опять возвращаться в крепость и оттуда обратиться за подмогой в Мавераннахр. Правитель Герата Динмухаммад-хан согласился с решением ханов, но Сефевиды не позволили им осуществить этот план. Тогда Динмухаммад-хан

Похожие диссертации на Военно-политические отношения Мавераннахра и Ирана в XVI в.