Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Тепикин Виталий Владимирович

Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы
<
Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тепикин Виталий Владимирович. Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Иваново, 2003 202 c. РГБ ОД, 61:04-7/435

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1960-Х ГГ. И ИХ ОТРАЖЕНИЕ НА ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ 42

1.1 Деятельность отделений творческого Союза писателей РСФСР в условиях партийно - государственной политики 42

1.2 Отделения Союза писателей РСФСР в воспитании молодой художественной интеллигенции, в культурной жизни региона 76

ГЛАВА 2. ПАРТИЙНО - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ВЕРХНЕВОЛЖСКИХ ОБЛАСТНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РСФСР И ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТОВ В ЖИЗНИ РЕГИОНА В 1960-Е ГГ 92

2.1 Проблемы кадровой политики в редакциях средств массовой информации при становлении нового творческого Союза журналистов 92

2.2 Влияние административно - командной системы на творческую деятельность журналистов 112

2.3 Роль партийной власти в увеличении численности и усилении активности аудитории средств массовой информации, а также в стимулировании творческой работы художественной интеллигенции 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178

Введение к работе

Актуальность выбранной темы. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующими факторами. Во-первых, изучение художественной интеллигенции всегда актуально, поскольку данный отряд занимает особое положение в обществе, которое почти не регламентируется социальным статусом его членов - в отличие от других общественных групп. Художественная интеллигенция, одаренная даром художественного творчества, обладает колоссальным влиянием на общественное сознание, и аналогов данному влиянию не существует.

Во-вторых, рассмотрение проблемы взаимоотношений художественной интеллигенции и власти важно в силу того, что управленческие структуры государства всегда активно использовали и используют деятельность художественной интеллигенции для достижения своей цели.

В-третьих, особетпю своевременно изучение взаимоотношений с властью писателей и журналистов в силу следующих положений: 1.специфика творчества писателей и журналистов характеризуется высокой степенью массовости; 2. содержание литературного и журналистского творчества заключается не только в мастерстве выходящих работ, не в их количестве, а определяется многообразным и подвижным процессом, в котором автор, власть и общество находятся в сложных взаимоотношениях; З.на современном этапе

истории российское общество признается наиболее читающим, что ярко было выражено в 1960-е годы.

Перечисленные положения определяют общность профессиональных групп писателей и журналистов. Следует отметить, что в научных исследованиях журналистов не принято относить к художественной интеллигенции. Автор впервые вводит в научный оборот данную профессиональную группу в качестве художников. Это правомерно не только в силу художествemmix аспектов творчества журналистов, но и по причине того, что многие журналисты успешно работали в литературных жанрах, а со временем даже становились видными писателями. Писатели в свою очередь также часто занимались журналистской деятельностью. Т.е., в-четвертых, назрела необходимость специального рассмотрения групп писателей и журналистов в комплексе, вызванная глубоким взаимопроникновением их творчества.

В-пятых, в связи с усилением интереса научной мысли к жизни российской провинции особенно актуально исследоваггие проблемы взаимоотиошеїшй писателей и журналистов с властью в регионе Верхней Волги. Причем здесь следует подчеркнуть, что Верхневолжский регион находится в непосредственной близости к двум столицам - Москве и Санкт-Петербургу.

Объект исследования работы — профессиональные группы писателей и журналистов отряда художественной интеллигенции. Соискатель определяет ее как социально-профессиональную группу людей, являющуюся носителем передовых для своего времени нравственных идеалов, активно

занимающуюся художественно-образным творчеством, которое базируется на природном таланте, интуиции и освоенном в процессе жизни интеллектуальном (прежде всего профессиональном) опыте.

Первоисточником концепта "интеллигенция" можно считать греческое слово noesis- сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иігуго, без тоіїкостєй — хорошая степеггь понимания, сознания.

"Интеллигент, - писал В.О. Ключевский, - диагност <...> своего народа. Народ сам залижет и вылечит свою рану <...> если он ее почует <...> Вовремя заметить и указать ее — дело интеллигента".1 Так что историческая миссия предписана интеллигенции, и миссия эта актуальна сегодня, как никогда. Особенно - для художественной интеллигенции.

Понятие "интеллигенция" употребил П.Д. Боборыкин в 1875 году в философском значении - "разумное постижетте действительности".2 Он же назвал себя "крестным отцом" термина.3 Однако последние научные публикации показывают, что уже в 1836 году понятие "интеллигенция" применил в своих дневниках поэт В. А. Жуковский. Исследователь СО. Шмидт выявил не только первое употребление им дискуссионного термина, но заметил

1 Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М, 1968. С.
374.

2 См. об этом: Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного
языка: 30-90-е годы XIX века. М.-Л., 1965. С. 144-149.

и доказал почти современную его трактовку поэтом - принадлежность к определенной социокультурной среде, европейская образованность, нравственный образ мысли и поведения.

Возобновившаяся в конце 1980-х годов в научных, научно-популярных и литературных изданиях дискуссия о термине "интеллигенция" продолжается по сей день.2 В спор вовлечены специалисты разных областей знания: историки, социологи, филологи, философы и другие. Устраивающего всех исследователей определения пока не создано.

Сегодня интеллигенция в общепринятом представлении понимается как сообщество образованных людей, профессионально занимающихся умственным трудом. В.А. Малинин пишет: интеллигенция — "слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые

3 Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. 1904. № 12. С. 80-81.

Шмидт СО. К истории слова «интеллигенция» // Россия, Запад, Восток: встречные течения: К 100-летию со дня рождения акад. М.П. Алексеева. СПб., 1996. С. 409-417.

Данилов Л.Л. Интеллигенция как изменчивый слой (К вопросу о попытке определения) // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы. Тез. докл. международн. науч.-теорет. конф. Иваново, 1999. С. 68-69; Меметов B.C. Проблемы становления новой парадигмы интеллигенции // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Тез. докл. международн. науч.-теорет. конф. Иваново, 2000. С. 8-10; Ледяев В.Г. Дискуссии вокруг понятия интеллигенции: некоторые методологические проблемы // Там же. С. 31-33; Порозов В.А. Деятельностный подход к характеристике интеллигенции // Там же. С. 60-62; Кожинов В.В. Попытка беспристрастного размышления об интеллигенции // Русская интеллигенция: история и судьба. Сб. статей / Сост. Т.Б. Князевская. М., 2001. С. 109; Соскин В.Л. Нравственный императив интеллигенции: неоднозначность выбора // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. международн. науч.-теорег. конф. Иваново, 1998. С. 15-16; Баранов А.Н. Сущность интеллигенции и ее роль в развитии культуры в трудах идеологов российского либерализма // Интеллигенция и мир. 2001. № 2-3. С. 115-116; Арнольдов А.И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. М, 2001; Олещук Ю. Полу интеллигенция // Свободная мысль - XXI. 2002. № 10. С. 28 и др.

предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности".1 Однако сейчас уже ясно, что это однобокий подход, не дающий истинной картины. "Господствовавший в советской историографии социолого-профсссиональный подход к понятию "интеллигенция" сохраняет и ныне свои позиции, - свидетельствует историк B.C. Меметов. - Подавляющее большинство исследователей по-прежнему подходит к этому понятию как к некой общности всех профессионально образованных людей. При этом ни у кого не вызывает возражений тот факт, что в современном "образованном слое" сплошь и рядом встречаются безнравственные, ничего не имеющие общего с интеллигенцией и интеллигентностью люди".2 Диссертант считает, что это замечание очень важное. Как и тезис Меметова, где "подлинный интеллигент -далеко не массовое явление"? С этим положением перекликается и мысль академика Д.С. Лихачева: "не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны".4 Общество не потеряло бы, а наоборот выиграло в случае увеличетш числа настоящих интеллигентов. Только вот как раз массовость - не признак интеллигенции. Слишком сложны, труднодостижимы критерии данной социальной группы. Нравственная составляющая дается природой, закладывается в детстве. Вышеизложенное

1 Малинин В.А. Интеллигенция // Русская философия. Словарь. Под. общ. ред. М.
Маслина. М, 1999. С. 187.

2 Меметов B.C. О некоторых дискуссионных проблемах российского
интеллигентоведения // Нравственный императив интеллигенции." прошлое,
настоящее, будущее. Тез. докл. международн. науч.-теорет. конф. Иваново, 1998. С.
11-12.

3 Там же. С. 12.

весомо дополняет мнение академика Н.Н. Моисеева: "Интеллигентному человеку свойственны размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями. Он способен выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности".1

Автор считает, что отсутствие общепринятого понятия "ингеллигенция" свидетельствует о высокой социальной мобильности современного российского общества.

Изучая в данной работе группу художественной интеллигенции, соискатель отмечает важность определения понятия "художественная" уральским исследователем В.А. Копыриным. Многие исследователи проблем художественной культуры пользовались с 1974 года его определением: "Художественная интеллигенция — социально-профессиональная группа, которая занята высококвалифицированным умственным трудом по художественному освоению мира, специфика ее труда — воссоздание и материализация художественных образов в произведениях искусства".**

До сих пор окончательно не решена проблема возникновения художественной интеллигенции. На взгляд автора, художественная гфединтеллигенция существовала и скорее всего занимала в обществе до нашей эры уважаемое положение. Ею создавались первые украшения, знаки отличия

Лихачев Д.С. Концепции интеллигенции не должно быть вообще // Рубежи. 1997. № 12. С. 60.

* Моисеев Н.Н. Государство, народ, интеллигенция // Русская интеллигенция: история и судьба. Сб. статей / Сост. Т.Б. Князевская. М, 2001. С. 43.

для вождей, расписывались стены жилища и т.д. Автор, разделяя мнение В.С.Меметова, придерживается точки зрения, что общественная группа с художественно-образным мышлением появилась в период 800-200 гг. до н.э., то есть в период так называемого "осевого времени". Это понятие, введенное К.Ясперсом, охарактеризовало эпоху, когда оформились все направления китайской философии (в Китае тогда жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзьт и другие мыслители). В Индии и Китае рассматривались все возможности философского постижения действительности. В Греции работали философы Парменид, Гераклит, Платон, сочинял Гомер...

С.А.Федюкин отмечал, что "в наши дни существенно меняются социальные и профессиональные условия бытия интеллигенции <...> интеллигенция -сложное и непрерывно развивающееся социальное образование". Особенно важную роль ученый определил художественной интеллигенции, произведения которой "служат мощным средством нравственного, эстетического воздействия на человека".1. Тезис С.А.Федюкина о дифференцированном подходе к представителям каждого отряда интеллигенции видится автору наиболее актуальным сегодня, и его требуется развить в разрешение проблемы дифференцированного подхода. Уверен, что нельзя "мерить одной меркой" представителей разных отрядов и даже представителей одного отряда. Тем более применять ее к столь труднопостигаемой и в чем-то элитарной группе -

1 Копырин В.А. Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции //В кн.: Проблемы теории научного коммунизма. Свердловск, 1974. 1 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М.,1983. С.206.

художественной интеллигенции. Прежде всего речь идет о нравственно-этическом поведении художников. Находясь в непрерывном поиске новых ощущений, красок, образов, последние нередко позволяют себе поведенческие проявления, не выдерживающие никакой критики. Объясняют это -спецификой натуры, профессиональной необходимостью и т.д. Кроме того, почти всем художникам присущи глубокое самолюбие, эгоизм, стремление к известности, эмоционалыгые вспышки и др. Все перечисленное высвечивает порой многих представителей художественных профессий не в лучшем свете, а потому ставит вопрос об их принадлежности к интеллигенции. Здесь, видимо, необходимо апеллировать к творческому аспекту, непосредственно к результату труда, и уже по деятельностным чертам делать соответствующие выводы индивидуально.

Выявить критерии художественной интеллигенции помогает функциональный подход (проблема профессиональных функций). Е.М. Раскатова предлагает к профессиотгалыгым функциям художествеїшой интеллигенции отнести: творческую, гуманистическую, информационную и коммуникативную. Но, на мой взгляд, они специфичны не только для художественной интеллигенции. Любая группа интеллигенции несет в себе все эти начала, которые и проявляет в деятельности по профессии.

*Тамже.С217.

* Раскатова Е.М. О подлинных и мнимых функциях художественной

интеллигенции // Российская интеллигенция: критика исторического опыта.

Екатеринбург, 2001. С. 187.

Поэтому считаю целесообразным выдвинуть альтернативные функции художественной интеллигенции: І.ярко выраженное чувственно-болезненное восприятие окружающего мира; 2. передача в индивидуальной манере через художественные образы волнующего, а в некоторых случаях, подчеркну, отдельными художниками выполняется очень редкая функция - 3. предвидения. По ней некоторых представителей художественной интеллигенции причисляют к гениям.

Остается актуальной проблема разграничения внутривидовых группировок художественной интеллигенции. Традиционно к этому отряду относят литераторов, художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов, в некоторых случаях - искусствоведов. С этими шестью категориями ученые более-менее определились. Но вот кого к ним конкретно причислять - задача куда более трудная, а потому до сих пор не решена. Например, в категорию художественной интеллигенции театра Н.В. Смирнова включает лишь режиссеров и актеров.1 Л кем же тогда являются художники -постановщики, художники - осветители, художники по костюму и т. д.? В категории художников исследователь из Костромы выделяет декораторов, и вроде бы вопрос с художниками - постановщиками снят. Но нет: профессиональные функции художника - постановщика распространяются гораздо шире функций просто декоратора. А значимость художника -

1 Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 it... Автореф. дисс... канд. ист. наук. Кострома, 1999. С.1.

постановщика в театре приравнена к роли режиссера - постановщика. Названные нами специалисты чаще всего не вступают в Союз художников, а порой - и в Союз театральных деятелей. И если принять точку зрения Н.В. Смирновой, они не являются художественной интеллигенцией, что, на мой взгляд, ошибочно. Диссертант считает возможным причислить к художественной интеллигенции театра писателей - драматургов, которые традиционно являются членами Союза писателей, но большей частью работают для театра и даже участвуют в постановочном процессе.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что важное место в определении художественной интеллигенции занимают нравственно-этические характеристики. Среди них всегда будут стоять патриотизм, служение своему народу, отстаивание нравственных идеалов.

При выбранном объекте субъектом исследования являются представители областных отделений творческих Союзов писателей и журналистов 1960-х годов — члены этих Союзов и участники присоюзных объединений — Костромской, Ярославской, Владимирской и Ивановской областей. Одновремеїшо субъектом выступают представители партийно-государственной системы этого региона.

Предметом исследования являются взаимоотношения творческих Союзов писателей и журналистов Костромской, Ярославской, Владимирской и Ивановской областей с властью в 1960-е годы. Стройная политическая система управляла деятельностью художественной интеллигенции. В условиях

однопартийной политической системы 1960-х годов культурную политику формировала КПСС.

Проводниками партийных решений к исследуемой художественной интеллигенции в регионе были первичные партийные организации областных отделений Союза писателей и Союза журналистов. В ходе анализа рассматривается работа партийных организаций с творческими Союзами писателей и журналистов, а также с конкретными членами этих Союзов -поэтами, прозаиками, драматургами, журналистами. Изучая проблемы работы, развития и участия художественной интеллигенции в жизни региона, диссертант выделяет ее количественные и качественные категории.

Художник отличается от других групп интеллигенции выраженным свободолюбием в силу индивидуального характера своего творчества. Поэтому перед властью в 1960-е годы стояла задача увлечь художника идеей, а не навязывать ее искусственно.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1960 по 1969 годы. Данный отрезок времени позволяет изучить динамику взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в различных политических условиях: "позднего" Н.С. Хрущева и "раннего" Л.И. Брежнева. Нижней границей исследования является 60-й год. К этому времени заявило о себе новое поколение писателей и журналистов. XXII партийный съезд, прошедший в 1961 году, принял Программу, рассчитанную на победу коммунизма в ближайшие 20 лет. Начало десятилетия характеризуется бурным развитием атомной, ракетной,

космической техники. Символом поистине революционного прорыва в развитии советской науки, событием, имевшим всемирно-историческое значение, стал в 1961 г. первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю.А. Гагариным. Повсеместно наблюдаются перемены в области управления художественной культурой. 1960 год стал первым полнокровным годом работы Союза журналистов после его создания. Верхняя граігаца исследовагочя обусловлена тем, что к этому времени были исчерпаны возможности сотрудничества художественной интеллигенции с властью на демократических началах. В апреле 1968 года состоялся Пленум ЦК КПСС по идеологическим вопросам, после которого линия партии в литературе и искусстве стала более жесткой. Постановление ЦК КПСС от 7 января 1969 г. "О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара" окончательно закрепило идеологический контроль партийной власти над творчеством художественной интеллигенции Союзов писателей и журналистов. В ноябре 1969 года А.И. Солженицын был исключен из Союза писателей с формулировкой "за антиобщественное поведение, грубое нарушение основных положений устава Союза писателей".1 Ближайший объединенный пленум правлений творческих Союзов СССР в декабре 1969 года отметил новые требования партии к литературе и искусству, с учетом которых была обязана

1 См. об этом: Литературная газета. 1969. 12 ноября.

работать художественная интеллигенция: заявлен тезис об обострении идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Художникам творческих Союзов предписывалось не допускать уступок буржуазной идеологии, а всякие отступления от установленных эстетических норм приравнивались к политической оппозиции.1 В 1969 году завершается исключительно важное в отечественной истории десятилетие, оказавшее существенное воздействие на дальнейшее развитие государства и общества.

Территориальные рамки. Определенный для исследования регион включает территории Костромской, Ярославской, Владимирской и Ивановской областей, имеющих общие черты социально-экономической и культурной жизни. Он является историческим центром развития русской национальной культуры, входит в «Золотое кольцо России». В исследуемый период в этом регионе действовали 4 местных отделения Союза писателей и 4 отделения Союза журналистов. В регионе работали талантливые литераторы и журналисты. Некоторые из них сыграли важную роль в формировании советского литературно-художественного процесса.

Степень научной разработанности темы. Художественная интеллигенция как автономный объект исследования оформилась в отечественной историографии лишь в 1970-е годы. На первом историографическом этапе (1970-е - первая половина 1980-х гг.) проблема взаимоотношений интеллигенции и власги периода 1960-х годов первоначально изучалась

См. об этом: Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и

большей частью в общих работах по истории советской интеллигенции, культуры, идеологии.1 Исследователи отмечали плодотворную деятельность КПСС во всех сферах культуры и искусства, обращая особое внимание на заботу власти о всестороннем развитии личности, высокой образованности советского общества - т.е. на вопросы формирования новой интеллигенции.

Некоторые исследователи специально обратились к вопросам политики в отношении художественной интеллигенции, роли творческих Союзов в

идеологической жизни общества. Авторы этих работ руководствовались одним и тем же подходом - с позиции правящей партии. Свободомыслие интеллигенции ими понималось как проявление чуждой идеологии. Профессиональные творческие Союзы художественной интеллигенции рассматривались в качестве идеологических организаций, главное предназначение которых - помощь партии. Общей особенностью этих исследований являлось понимание периода правления Хрущева как времени

Черненко. М.,1997. С. 35-36.

1 КПСС во главе культурной революции в СССР. М., 1972; Партия и интеллигенция в
условиях развитого социализма. М, 1977; Советская интеллигенция. Краткий очерк
истории (1917 - 1975). М, 1977; Очерки истории идеологической деятельности
КПСС 1938- 1961 гг. М., 1986.

2 Сорокина Г.Д. Партийное руководство творческими союзами и учреждениями
искусства в условиях коммунистического строительства. 1959 - 1965. Дисс... канд.
ист. наук. М., 1975; Белова Е.В. Совершенствование форм руководства
художественной культурой // Культура развитого социализма. Некоторые вопросы
теории и истории. М, 1978; Луковцева Т.А. Союз писателей СССР в идеологической
жизни советского общества (вторая половина 50-х — первая половина 60-х годов).
Дисс... канд. ист. наук. М, 1979; Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими
союзами художественной интеллигенции в годы VIH пятилетки. Дисс... канд. ист.
наук. Л., 1980; Партийное руководство общественными организациями
интеллигенции в условиях строительства социализма в СССР. Л., 1981; Партийное
руководство литературой и искусством. М, 1986.

плодотворного продвижения страны по пути коммунистического строительства. Однако, на взгляд диссертанта, преувеличение роли коммунистической партии и нередко примитизированный подход к изучению интеллигенции в силу условий создания исследований не дали возможности увидегь сложносгь и противоречивость процессов ее жизнедеятельности. Не было объективного анализа работы государственных органов с интеллигенцией как в центре, так и на местах. Но вклад отмеченных выше работ значителен, т.к. именно он и сыграл важную роль в развертывании изучения проблем художественной интеллигенции. Об этом процессе 1970-х гг. сввдетельствует М.Е.Главацкий.1

Обращают на себя внимание работы этого периода философов и социологов. Большой интерес вызвало у них изучение механизмов воздействия партийно-государственного аппарата на художественную интеллигенцию как на объект исторического действия. Исследования А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера и В.В. Журавлева обосновывали теорию партийного руководства художественной культурой, показали ее место в социалистическом обществе и роль художественной интеллигенции в воспитательной работе населения.2 Заслуживают внимания выводы В.В. Журавлева о несовпадении духовного и экономического развития в обществе, о неравномерном развитии отдельных

Деятельность отделений творческого Союза писателей РСФСР в условиях партийно - государственной политики

К началу 1960-х годов в стране уверенно утвердилось новое поколение писателей. Литературные произведения подняли ранее запрещенные темы -репрессий, нравственных проблем, правды деревенской жизни. Они получили развитие на новом витке литературной жизни после XXII съезда КПСС. Съезд состоялся в октябре 1961 года и вошел в историю страны, в основном, благодаря принятию новой партийной программы. На съезде огкрыто говорили о "культе личности", и стенограммы выступлений печатались в газетах. Проблема, поднятая в докладе Н.С. Хрущева о репрессиях, была поддержана многими делегатами. Съезд одобрил направление, по которому шла страна, руководимая партией, и признач достигнутые результаты. После съезда начали переименовывать предприятия, улицы, города, которые носили имя Сталина.

Для Хрущева как главы государства XXII съезд был последним. Н.С. Хрущев осудил массовые репрессии, которые проводились при И.В. Сталине, под его руководством партия принимала новую программу, рассчитанную на победу коммунизма в ближайшие двадцать лет.

Помня об общественных дискуссиях, прошедших после XX съезда КПСС, партийное руководство страны провело в конце декабря 1961 года совещание по идеологии с представителями художественной интеллигенции. "Никакой культ личности не мог остановить поступательное развитие советского общества, изменить природу социалистического строя", - отметил па нем в своем докладе Л.Ф. Ильичев. Большой резонанс в стране вызвала повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", появившаяся в № 11 "Нового мира" за 1962 год. Реакция читателей на нее была неоднозначна: одни обвиняли автора за клевету на работников лагеря, а другие наоборот восхищались мужеством Солженицына, осмелившегося сказать правду. Критика оценила повесть "Один день Ивана Денисовича" не только как лигсратурное, но и как общественно-политическое явление.2 Именно это сочинение открыло новый пласт советской лтггературы. Однако лагерную тему подняла впервые газета "Известия", главный редактор которой А.И. Аджубей несколько опередил А.Т. Твардовского, опубликовав 5 октября того же года рассказ Г.И. Шелеста "Самородок". Но газетная публикация уступала по литературному мастерству публикации "Нового мира". Сталинская тематика получила развитие также в стихотворении Е. Евтушенко "Наследники Сталина" ("Правда", 21 октября 1962 г.) и стихотворениях Б. Слуцкого "Бог" и "Хозяин" ("Литературная газета", 24 ноября 1962 г.).

Художественная интеллигенция исследуемого региона тоже участвовала в культурной жизни страны. Однако в этом отличалась своей провинциальной спецификой. По мнению автора, следуег разграничивать понятия "провинциальная художественная интеллигенция" и "столичная художественная интеллигенция". "Регионы страны попадали ... в зависимость от центра".1 Удаленность провинциальной группы от центра в 60-е гг. характеризовалась как положительными, так и отрицательными моментами. Художественная интеллигенция периферии имела возможность избежать духовной деградации, сохранить нравственность и самобытность. Как замечают исследователи B.C. Меметов и А.А. Данилов, "преодоление кризиса, построение новой России и поиски ею своего места в мире в значительной сгепеии будут определяться самобытной традицией, коллективной меіггальностью и исторической памятью российского интеллектуального слоя провинции".2 "

Отделения Союза писателей РСФСР в воспитании молодой художественной интеллигенции, в культурной жизни региона

Творческую активность любой писательской организации определяют не только профессиональные достижения каждого из ее членов. Важной характеристикой служит число авторов, не имеющих статуса членов Союза, но занимающихся художественным творчеством при отделении СП. Работа литературных объединений писательских организаций - одна из главных форм подготовки новых профессиональных литературных кадров. Чтобы стать писателем, не обязательно заканчивать специальный факультет какого-либо высшего учебного заведения. Все предопределяет наличие природных талантов, которые надо выявить и развить - как можно раньше.

9 января 1960 года вышло Постановление Центрального Комитета КПСС "О задачах партийной пропаганды в современных условиях". Его раздел 12 по пункту "В" призывал "привлекать к выступлениям в печати ... деятелей литературы и искусства, настойчиво растить новые ... авторские кадры ... " В начале 1960-х гг. все более заметную роль в художественной жизни страны стало играть молодое поколение художественной интеллигенции.

Власть придавала большое значение формированию у нее коммунистического мировоззрения. Воспитательную роль играли идеи о руководящей роли коммунистической партии, о партийности и народности советской литературы, об идейности как основном критерии при оценке художественных произведений.

В исследуемый период в Костромской области вокруг местных членов Союза писателей РСФСР объединялась молодая литературная интеллигенция га Костромы, Галича, Шарьи, Нерехты, Буя и других городов. Молодые участвовали в творческих дискуссиях и перенимали опыт профессиональных писателей. Зимой 1962 года писательская организация провела первый широкомасштабный семинар молодых писателей области. В отчете заместителя ответственного секретаря Костромского областного отделения Союза писателей К.Абатурова значится: "Мы провели областной семинар ... Коллективно разобрали ряд рукописей, подходя к их оценке с высоты требований XXII съезда КПСС".2

Совещания молодых авторов при Костромской писательской организации стали проводиться ежегодно в статусе областных с 1961 года. Как пишут исследователи П.Л.Шик и В.Н.Бочков, на тех совещаниях действовали семинары поэзии и прозы, где обсуждались новые рукописи.3 В целом можно говорить о серьезной работе Союза писателей с одаренными людьми края: их курировали, консультировали члены Союза, а в некоторых случаях привлекались известные писатели Москвы В.Боков, В.Росляков, Д.Ковалев, С.Никитин, В.Кожинов.1 Лучшие произведения молодых рекомендовались писательской организацией к публикации в областных газетах, в коллекгивных сборниках. Авторов печатали орган обкома КПСС "Северная правда", орган обкома ВЛКСМ "Молодой ленинец", а также районные издания. При редакции газеты "Молодой ленинец" сложилась своя литературная группа "Молодые голоса", собравшая до 20 начинающих авторов.2 Новые имена становились публичными, известными обществу и власти.

За литературным объединением Ярославского областного отделения Союза писателей был закреплен постоянный руководитель из членов Союза. Входили в него молодые авторы, прошедшие конкурсный отбор. Объединение собиралось в помещении писательской организации и имело свое периодическое книжное издание "Стрелка". В каждом выпуске областного альманаха могли печататься до 30 разных авторов.3

Проблемы кадровой политики в редакциях средств массовой информации при становлении нового творческого Союза журналистов

Перемены в политической жизни страны после XX съезда КПСС 1956 г. послужили импульсом к плодотворной творческой деятельности художественной интеллигенции. В данный период власть особенно остро ощутила потребность в развитии советских профессиональных журналистских сил. Это проявилось в политике по формированию отдельной творческой организации журналистов - Союза журналистов СССР. Власть ставила своей целью усилить отдачу от средств массовой информации для процесса управления государством.

В регионах начался отбор наиболее ярких творческих сил к работе в новой организации. Областные и районные редакции газет, радио объединяли вокруг себя авторов, готовили их к штатному сотрудничеству. Журналистов с наибольшим редакционным стажем работы принимали в областные объединения работников СМИ. Союз журналистов СССР был учрежден в 1959 году, тогда же в него приняли 23000 человек. В ноябре 59 г. прошел 1-й Всесоюзный съезд СЖ, собравший более 700 делегатов.1 "В нашей стране, -говорилось в приветствии ЦК КПСС, - печать стала неотъемлемой частью духовной жизни народа, а советская журналистика - важнейшей областью партийной и общественной деятельности"." "Вы, журналисты, - отметил в своем выступлении Н.С. Хрущев, - занимаете почетное место в том великом деле, которое под руководством партии совершает наш народ - строитель коммунизма".

Союз журналистов СССР объявили добровольной творческой общественной организацией служащих периодической печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств, а также гадательств. Главными целями объединения поставили содействие активному участию журналистов в коммунистическом строительстве, помощь росту их идейно-теоретического уровня, профессионализма. Статус члена Союза журналистов давался редакторам, корреспондентам, фотокорреспондентам, художникам, которые проработали на своих местах 3 года и более, проявив при этом высокое профессиональное мастерство.4 Всесоюзный съезд СЖ стал высшим руководящим органом организации, созывающимся один раз в пять лет. Работу Союза между съездами определяло Правление, а творческой и организационной деятельностью руководил Секретариат. В организационном отношении Союз строился по территориально - производственному принципу: в редакциях были созданы первичные организации журналистов, в областях и краях - областные, краевые организации, в союзных и автономных республиках — республиканские Союзы.

Бюро областных отделений Союза журналистов избирались на отчетно -выборных собраниях. В них участвовали представители обкомов партии. В качестве гостей приглашались журналисты соседних областей региона.1

В Росси институт прессы ввел Петр Первый. Им же была введена и цензура, которую усовершенствовала Екатерина Вторая. Противоборство журналистики и цензуры в нашей стране отличалось острогой, непримиримостью, бескомпромиссностью.2

Похожие диссертации на Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы