Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архивы Византии X-XV вв. Меньшиков Александр Владимирович

Архивы Византии X-XV вв.
<
Архивы Византии X-XV вв. Архивы Византии X-XV вв. Архивы Византии X-XV вв. Архивы Византии X-XV вв. Архивы Византии X-XV вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меньшиков Александр Владимирович. Архивы Византии X-XV вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 05.25.02 / Меньшиков Александр Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/495

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Государственные учреждения византийской империи и их архивы. принципы хранения и использования документов и книг 22

1.1. Императорская канцелярия, ее архив. Центральные ведомства, их канцелярии и архивы 22

1.2 Отрасли административного управления (VII-XV вв.): финансы, суд, внутренняя и внешняя политика. Ведомства (секреты, логофисии), их архивы 27

1.2.1 Характер императорских документов и документов ведомств: формуляр, назначение 34

1.3. Провинциальная (фемная) администрация. Налогообложение, перепись населения и имуществ 36

1.4. Архивы константинопольских учреждений. Нотариат 39

1.5. Проблемы подделки документов 42

1.6. Особенности создания, хранения и описания документов в Византии 45

1.6.1 Отношение византийцев к архивным документам и рукописному наследию в целом 48

1.7. Библиотеки Византии, их преемственность по отношению к библиотекам древности и роль в сохранении письменного наследия 51

1.8. Негосударственные библиотеки-архивы 55

1.9. Использование архивных документов в трудах византийских писателей, историков и ученых

Заключение первой главы 65

ГЛАВА 2. Архивы византийской церкви (X-XV вв.) 68

2.1. Архив и библиотека Константинопольской патриархии. Должность хартофилакса Великой церкви 68

2.2. Византийские монастыри, их архивы и библиотеки 74

2.2.1. Описание, хранение и использование документов в архивах монастырей (по данным монастырских типиков и диатаксисов) 80

2.2.2: Монастырские библиотеки, роль их в сохранении античного наследия 86

Заключение второй главы. 88

ГЛАВА 3. Архивы и библиотеки монастырей горы афон, патмоса и синая (история, современное состояние, значение для исторической науки) 90

3.1. Судьба историко-документального наследия Византии 90

3.2. Краткое введение в историю Афона 92

3.3. Общий обзор документов и рукописей, хранящихся в афонских монастырях 95

3.4. Краткие очерки истории афонских монастырей, их библиотек, архивов 105

3.4.1. Великая Лавра Афанасия 105

3.4.2. Ватопед 107

3.4.3. Ивирон 109

3.4.4. Хиландар ПО

3.4.5. Дионисиат 112 3.4.6. Кутлумуш 114

3.4.7. Пантократор 115

3.4.8. Ксиропотам 116

3.4.9. Зограф 117

3.4.10. Дохиар 118

3.4.11 Каракал 120

3.4.12. Филофей 121

3.4.13. Симонопетра 122

3.4.14. Святого Павла 123

3.4.15. Ставроникита 124

3.4.16. Ксенофонт 125

3.4.17. Григориат 126

3.4.18. Эсфигмен 126

3.4.19. Св. Пантелеймона 128

3.4.20. Констамонит 129

3.4.21. Протат 130

3.5. Монастырь св. Екатерины на Синае, его библиотека и архив 131

3.6. Монастырь св. апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, его библиотека и архив 134

Заключение третьей главы 139

Заключение 140

Список использованных источников и литературы 142

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном архивоведении достаточно полно изучена история архивов и развития архивного дела как в России, так и в зарубежных странах. Но, что удивительно, столь интересная, важная и перспективная (в том числе - и в общеисторическом аспекте) тема истории архивов Византии до сего времени оставалась почти нетронутой областью исторических исследований - даже на фоне возросшего в последние десятилетия интереса к изучению истории архивного дела.

Приводя обоснования актуальности данного исследования, остановимся на следующих, наиболее важных, моментах:

  1. существует очевидная необходимость в заполнении имеющегося пробела в изучении всемирной истории архивов, а также - в создании основы для сравнительного и комплексного изучения архивного дела византийского государства и стран этого региона;

  2. данная область исследований тесно связана с историей основных институтов византийской цивилизации - государства и церкви, касается вопросов, входящих в сферу интересов византиноведения, истории государственных учреждений, историографии, дипломатики и иных вспомогательных исторических дисциплин.

Объектом исследования является историко-документальное наследие Византии во времени и в пространстве.

Соответственно, предмет исследования - собственно документы, составляющие это наследие; все, что порождало их - система учреждений государства и церкви, политические, социально-экономические отношения, развитие культуры и письменности; и то, что порождали они сами, т.е. как использовались документы, принципы хранения историко-документального наследия и черты зарождения архивного дела как отрасли, а также проблемы современного изучения историко-документального наследия.

Цель диссертационного исследования - восстановить недостающее звено во всеобщей истории архивов для принципиальной возможности комплексного изучения истории архивов древности и средневековья.

Среди задач, которые поставлены в диссертационной работе, отметим следующие:

- составить общую схему государственных и церковных институтов
Византии указанного периода и их архивов;

- определить роль архивных материалов в политической, экономической
и культурной жизни империи;

- установить типологию документов и принципы их создания,
регистрации, хранения и использования;

- проследить процессы накопления, перемещения и распыления крупных
документальных комплексов во времени и в пространстве.

Границы исследования. Хронологические рамки исследования (X-XV вв.) определены рядом причин. К указанному моменту (X в.) можно уже говорить о складывании особого «византийского» государственного типа. В этот период в империи происходят социально-экономические перемены, а также принципиальные изменения в структуре церковных и государственных институтов и в культурной жизни Византии.

Источннковая база определяется целями и задачами диссертационного исследования и включает достаточно широкий круг источников.

До нашего времени подлинных византийских архивных документов и источников, отражающих развитие архивного дела в Византии, дошло весьма ограниченное число, но это в определенной мере компенсируется значительным объемом содержащихся в целом ряде источников косвенных данных.

В высшей степени ценными источниками сведений по организации хранения и использования документов в архивах византийских монастырей, по мерам обеспечения безопасности важнейших документов являются монастырские уставы (типики, диатаксисы и др.), а также описи имуществ

монастырей (бревионы, практики). В данной работе было привлечено фундаментальное издание Byzantine Monastic Foundation Documents, представляющее собой полное собрание сохранившихся уставов византийских монастырей, переведенное на английский и снабженное подробными предисловиями и объемным справочным аппаратом. Издание подготовлено большим коллективом авторов и выпущено в свет университетом Dumbarton Oaks.

Достаточно обширный актовый материал, сохранившийся до нашего времени, в большинстве своем был описан и опубликован зарубежными исследователями, начиная с ХК в. В данной работе привлекались, в основном, три издания: «Регесты» Ф. Дэльгера, содержащие перечень и аннотации всех документов, исходящих от императорского двора1, регистры константинопольской патриаршей канцелярии, изданные Хунгером и Крестеном,2 а также собрание документов (императорских, патриарших, монастырских, частных), опубликованное Мюллером и Миклошичем.3

Можно отметить довольно высокую степень научной разработки тем, связанных с историей и наследием монашеского Афона. На данный момент имеется целая серия публикаций афонских архивных актов. Это незавершенная серия Actes de TAthos, публиковавшаяся в дореволюционном «Византийском Временнике», а также продолжившая ее, но уже на более высоком уровне, французская серия публикаций Archives de l'Athos. Сборники актов в серии (подготовленные такими известными исследователями, как П. Лемерль, А. Гийу, Н. Икономидес, Г. Руилар, Ж. Лефорт и др.) выходят с 1937 г., на сегодняшний день в свет вышел 21 том серии, опубликованы - полностью или частично - акты архивов 15 монастырей, а также акты афонского Протата; публикация продолжается и поныне.

1 Regesten der Kaiserurkunden des ostroraischen Reiches von 565-1453 I bearbeiL von F. Dolger. T. 1-5. Munchen-
Berlin, 1924-1965.

2 Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. T. 2. Edition und ubersetzung der urlcunden aus den jahren 1337-
1350 / Her. von II. Hunger, O. Kresten. Wien, 1995.

3 Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana I Collecta et ediderunt F. Miklosich et 1. Muller. V. I-VI.
Vindobonae, 1860- 1890.

Труды византийских историков и писателей были привлечены, в первую очередь, для выполнения той части исследования, что касается использования архивных документов византийскими авторами. Но византийские хроники и исторические сочинения многожанровы, в некоторых из них есть черты, присущие мемуаристике или произведениям художественной литературы. Эти и другие особенности позволяют исследователю рассчитывать на обнаружение множества подробностей, сопровождающих описание основной темы, в том числе и отрывочных сведений, замечаний, имеющих отношение к тому или иному аспекту нашей работы.

Степень изученности темы. Трудов па русском языке, специально посвященных истории архивов в Византии, крайне мало: собственно, можно назвать лишь два. Первый - исследование Н.В. Бржостовской и Б.С. Илизарова «Развитие архивного дела с древнейших времен до наших дней»4, вернее, имеющийся в нем небольшой раздел об архивах в Византии, подготовленный Б.С. Илизаровым. Здесь, несмотря на малый объем, затронуты основные аспекты темы, собрано некоторое количество интересных фактов; но, в целом, «византийский» раздел значительно уступает, например, предшествующей главе - «Архивы в Древнем Риме» - как по объему, так и полноте раскрытия темы, стройности изложения. Совершенно нельзя признать удовлетворительным параграф об архивах церкви. Кроме того, издание изобилует весьма досадными опечатками, в том числе - могущими ввести в заблуждение читателя, не знакомого с основными датами и фактами византийской истории.

Но, как бы то ни было, этой работе можно простить указанные недостатки, т.к. она является фактически первым в нашей стране исследованием византийских архивов.

Другая работа - «Архивы и архивное дело в зарубежных странах», -опубликованная Е.В. Старостиным и В.А. Чудиновских в 1991 г.,5 является

4 Брзкостовская Н.В., Илизаров Б.С. Развитие архивного дела с древнейших времен до наших дней II Тр.

ВНИИДАД. 1979. Т. 8, ч. I.

s Старостин Е.В., Чудиновских В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск, 1991.

учебным пособием, в котором предельно кратко излагаются основные вехи всеобщей истории архивов, есть в том числе и раздел об архивах Византии. В нем привлечен ряд новых (по сравнению с трудом Бржостовской и Илизарова) источников и исследовательских работ, но объем не позволил добиться исчерпывающего результата: этот раздел можно рассматривать лишь как введение в изучение архивов Византийской империи.

Но, помимо специальных исследований, существуют труды русских, советских и зарубежных ученых, в которых разработаны проблемы письма, документа, книги, рассматриваются вопросы истории и организации государственных учреждений, церкви и церковных институтов, библиотек Византии.

В исследовании Ж. Даррузеса (Франция) в области учреждений и должностей византийской церкви, помимо прочего, рассматриваются вопросы, связанные с архивом и библиотекой Константинопольского патриархата, с должностными лицами патриаршей канцелярии, отвечающими за хранение и поиск документов и книг. Автор опирается на обширную источниковую базу -акты Вселенских соборов, документы императорской и патриаршей канцелярии, различные византийские «табели о рангах» («Тактика», «Клиторологий») и пр.6 Истории важнейшей должности патриаршей канцелярии - хартофилакса Великой церкви - посвящена статья X. Веймеера (США): статья основана, по преимуществу, на работе Даррузеса, но привлечен и ряд новых источников и литературы.7

Реконструкцией состава и истории средневековых библиотек, собраний рукописей - как монастырских (в первую очередь, святогорских), так и частных, - занимался Б.Л. Фонкич.8 Серия трудов по истории библиотек греческого мира, в том числе и византийского периода, принадлежит авторству

6 Darrouzes J. Recherches sur les оффікіа dc l'Eglise Byzantine. Paris, 1970.

7 Wehmeyer J.M. The chartophylax: archivist and librarian to the patriarch in Constantinople II Libraries & Culture.
University of Texas Press, 1997. V.32.№ l.P. 107-112.

8 Фонкич Б.Л. Библиотека Лавры св. Афанасия на Афоне в X-XIU вв. II Палестинский сборник. 1967. Вып.
17,80. С. 167-175; Он же. О библиотеке Хоры при Феодоре Метохнте // Визант. временник. 1993. Т.54. С. 39-
42; Он же. Материалы для изучения библиотеки Максима Маргуния // Визант. временник. 1977. Т. 38. С. 141-
153, и др.

греческого исследователя К. Стекоса.9

Монография И.П. Медведева «Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт)»,10 хотя и не является, если судить по названию, архивоведческой работой, содержит довольно много сведений по вопросам организации хранения актов в византийских архивах (особенно монастырских) и по истории ряда архивов и хранившихся в них комплексов документов. В другой монографии этого автора, «Правовая культура Византийской империи», приводятся некоторые фактические данные о подделке архивных документов, о развитии системы нотариата в Византии и др."

В работе греческого византиниста Н. Икономидеса (N. Oikonomides) предпринята попытка рассмотреть и оценить документальное наследие поздневизантийского периода на основании сохранившегося до нашего времени документального материала.12

Проблемы истории и организации государственных и муниципальных учреждений Византийской империи рассматривались в работах Н.А. Скабалановича,13 Ф.И. Успенского,14 Г.Г. Литаврина, А.П. Каждана,15 И.П. Медведева, Е.П. Глушанина,16 Е.Е. Серова" и многих других.

Из новейших публикаций следует отметить труд Н. Икономидеса -серьезное исследование византийских учреждений, относящихся, прежде всего, к сферам управления имениями, налогообложения и финансов.18

* Staikos К. The History of the Library in Western Civilization. V. Ill: From Constantine the Great to Cardinal Bessarion: Imperial, Monastic, School and Private Libraries in the Byzantine World. Newcastle, 2007; Ітщкос. К. Eff. Movaxuruoq Km uovaorriptaKec, BipXtoOrJKEC, [Электронный ресурс]. Электрон, данные. [Б. м.], 1996. Режим доступа: http^/, свободный.

Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт). Л., 1988.

Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. u Oikonomides N. Byzantine archives of the Palaiologan period, 1258-1453 II Pragmatic Literacy, East and West, 1200-1330. Woodbridge, 1997. P. 189-197.

13 Скабаланович H. А. Византийское государство и церковь в XI в.: От смерти Василия II Ьолгаробойцы до воцарения Алексея І Комнина: В 2 кн. Кн. I. СПб., 2004. м Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 3 т. М., 1996-1997.

15 Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 1998.; Литаврин Г.Г. Как жили
византийцы. СПб., 1998. См. также комментарии Литаврина к публикации: Кекавмен. Советы и рассказы:
Поучение византийского полководца XI века. СПб., 2003.

16 Глушанин Е.П. Военно-государственное землевладение в ранней Византии // ВВ. 1989. Т. 50. С. 14-25.

" Серов В.В. К вопросу о месте курий в ранневизантийском государстве: финансовый аспект // ВВ. 2001. Т. 60.

С.46-55.

18 Oikonomides N. The Role of the Byzantine State in the Economy 11 The Economic History of Byzantium: From the

Seventh through the Fifteenth Century II Dumbarton Oaks Studies. Washington, 2002. V. 39. P. 973-1058.

Истории византийской церкви, церковных учреждений, монастырей, взаимоотношений государства и церкви посвящены работы русских и советских ученых - Н. Скабалановича, Ф.И. Успенского,19 А.П.Лебедева,20 А.П. Каждана21 и др.

Исследованиями в области византийской дипломатики в разное время занимались А. Димитриу,22 П.А. Яковенко,23 М. Нистазопулу-Пелекиду,24 И.П. Медведев, СМ. Каштанов и многие другие ученые. Яковенко, основываясь на изучении грамот монастыря Неа Мони на о. Хиос, впервые предложил четкую типологию и классификацию императорских актов, выделив из них два основных типа - простаты и хрисовулы. В монографии Медведева, указанной выше, содержится богатый (хотя и неполный) обзор отечественных и зарубежных исследований по данной проблематике, представлена типология византийских актов - по формулярам, назначению, периоду создания. Особенно хотелось бы отметить статью Нистазопулу-Пелекиду, в которой разработана достаточно редкая тема - дипломатика Никейской империи; по данным сохранившихся архивных документов автор работы реконструирует структуру поздневизантийского государственного аппарата.

Вопросам письма, документа, эволюции формы книги и материала для письма посвящена серия работ Н. Икономидеса (нами была привлечена последняя, опубликованная в сборнике, посвященном экономике Византии).25 Эти же проблемы затронуты в более ранних работах Е.Э. Гранстрем, А.П.

19 Успенский Ф.И. История Византийской империи...; Он же. Очерки па истории византийской образованности.
История Крестовых походов. М., 2001.

20 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV
века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998.; Он же. Очерки
внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842
г., до начала Крестовых походов - 1096 г. СПб., 1998.

21 Каждая А.П. Византийский монастырь XI-XI1 вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. С. 48-70.

22 Димитриу А. К вопросу о договорах русских с греками //ВВ. 1895. Т. II. С. 531-550.

23 Яковенко П.А. Исследования в области византийских грамот: Грамоты Нового монастыря на острове Хиосе.
Юрьев, 1917.

24 Нистазопулу-Пелекиду М. О византийской дипломатике в период Никейской империи // ВВ. 1987. Т. 48. С.
64-73.

25 Oikonomides N. Writing materials, documents and books It The Economic History of Byzantium: From the Seventh
through the Fifteenth Century II Dumbarton Oaks Studies. Washington, 2002. V. 39. P. 589-592.

26 Гранстрем Е.Э. Унциальный период византийской письменности // ВВ. 1969. Т. 29. С. 242-251.

Каждана27 и др.

История монастырей горы Афон, а также их архивов и библиотек разработана гораздо глубже. Прежде всего, следует обратить внимание на труды еп. Порфирия (данный труд является фактически первым описанием византийского и поствизантийского историко-документального наследия, хранящегося в монастырях г. Афон),28 П.В.Безобразова.29 Документам архива монастыря св. Павла посвящена публикация К. Хрисохиди (Греция).30 В монографиях М.В. Бибикова рассматриваются документальные материалы по истории Древней Руси и Кавказа, в том числе - содержащиеся в афонских архивах.31 Исторические обзоры (касающиеся также и архивов) входят в состав предисловий к изданиям французской серии Archives de l'Athos. Краткие очерки истории ряда афонских монастырей, их библиотек и архивов (Великая Лавра, Кутлумуш, Дохиар и др.) содержатся в предисловиях к монастырским уставам, опубликованным в издании Byzantine Monastic Foundation Documents.32

Привлечен ряд изданий, опубликованных в сети Интернет. Это каталог выставки Treasures of Mount Athos («Сокровища горы Афон»), проводившейся в Афинах в 1997-98 гг. Он представляет собой серьезное и информативное издание, подготовленное большим коллективом греческих ученых-византинистов, археологов, палеографов (Н. Икономидес, Б. Атсалос, Б. Димитриадис, Е. Цигаридас и др.) греческих университетов в сотрудничестве с библиотеками ряда афонских монастырей. В числе экспонатов - архивные документы (греческие, славянские, турецкие, грузинские, румынские), рукописные книги различного содержания. Каждый из разделов каталога предваряется статьей, суммирующей опыт научного изучения проблем,

27 Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973.

Порфирий Успенский. Указатель актов, хранящихся в обителях святой горы Афонской. СПб., 1847. и Безобразов П.В. Афонские документы //ВО. 1915. Т.1. Вып. 1/2. С. 53-76.

30 Cbrysochoidi К. Чсра u-oWi'Aytou ПайХош КатаАоуо? тоО'АрхсІои//2оцііеііста. АОту/а, 1981.Т. 4. Z. 250-
282.

31 Бибиков М. В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. СПб., 2001; Он же.
BYZANT1NOROSS1CA. Свод византийских свидетельств о Руси. М„ 2004.

31 Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder's Typika and Testaments I Ed. by J. Thomas and Angela Constantmides Hero II Dumbarton Oaks Studies. Washington, 2000. V. 35.

связанных с данным видом рукописного наследия, хранящегося в афонских монастырях. Здесь же имеется серия обширных статей по истории Афона в разные периоды его существования - с древнейших времен до наших дней (в частности, статья о горе Афон в византийский период принадлежит перу Н. Икономвдеса). Данное издание опубликовано на сайте Министерства культуры Греции.33

На сайте проекта Mount Athos Manuscripts Digital Library (MAMDL) помещены справочные сведения и статьи, посвященные истории, современному состоянию и научному значению библиотек горы Афон и хранящегося в них письменного наследия (византийского и поствизантийского). Из статей, опубликованных на этом сайте, в данной работе использовалась, по преимуществу, статья греческого исследователя Е. Лицаса.34

Общие сведения по истории монашеского Афона почерпнуты из вышеупомянутых исследований и из ряда специальных работ, среди которых труды Порфирия Успенского (в особенности, «История Афона»35) и Д. Настазе.36

К сочинению Порфирия, впрочем, следует относиться с известной долей осторожности: недостаточна работа автора с актовыми материалами, большая часть материала для работы была им почерпнута из личного общения с монахами - в результате в ряде случаев обнаруживаются ошибки в датировках и наименованиях. Тем не менее, достойной русскоязычной замены этому труду -по всеохватности и подробности - пока нет. Имеющиеся издания - почти сплошь «краткие истории» того или иного монастыря или же обзоры, справочники, путеводители и т.п. Несколько такого рода публикаций были использованы в данной работе.

33 Treasures of Mount Athos: Full catalog of the exhibition [Электронный ресурс] I By B. Atsalos, M. Chatzidakis, N.
Oikonomides and others. Электрон. данные. [Б. м.], 1997. Режим доступа:
http7/, свободный.

34 Litsas Е. Libraries and manuscripts in Mount Athos: A survey. December, 2001 It Mount Athos Manuscripts Digital
Library [Электронный ресурс]. Электрон. данные. [Б. м.], 2002. Режим доступа:
, свободный.

35 Порфирий Успенский. Восток Христианский. Афон. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3: Афон монашеский.
36Nastase D. Les debuts de la communaule oecumenique du Mont Athos II Еиццеїкта. Адпга, 1985. Т. 6. S. 251-314.
37 Святая Гора Афон: Путеводитель [Электронный ресурс]. Электрон, данные. [Б. м.], 1994. Режим доступа:

10 Работа Д. Настазе (Греция) является, скорее, противоположностью сочинению Порфирия: она невелика и не затрагивает историю каждого из афонских монастырей, зато отличается тщательностью и глубиной изучения истории зарождения афонского монашества и основания монастырей, опровергая или подтверждая непроясненные, легендарные факты.

Таким образом, выявленный объем исследовательской литературы и источниковой базы вполне достаточен для решения поставленных задач.

Методологическая основа исследования. Исследование выполнялось с опорой на комплексный, исторический, системно-структурный и междисциплинарный подходы. Применение методов ретроспективного моделирования способствовало раскрытию общей структуры и особенностей организации архивов.

Научная новизна. Диссертационное исследование заполняет существующий пробел в изучении всемирной истории архивов и организации делопроизводства и архивного дела и предоставляет возможность сравнения организации архивов византийского государства и европейских и ближневосточных стран того времени, а также комплексного изучения всеобщей истории архивов. Автором выявлены характерные особенности организации архивов и библиотек Византии, формирования историко-документального наследия, сделаны выводы о его современной сохранности, состоянии, информационном потенциале.

Практическое значение работы. Содержание, материалы и выводы данной работы могут быть применены при подготовке обобщающих трудов, при написании учебных пособий, лекций по истории средневековой Византии и истории архивного дела.

Апробация. Диссертационное исследование обсуждалось, одобрено и рекомендовано к защите на кафедре истории и организации архивного дела

http^/, свободный; Mount Athos: The Holy Mountain // Macedonian Heritage: An on-line review of Macedonian affairs, history and culture [Электронный ресурс]. Электрон, данные. [Б. м.], 2000-2009. Режим доступа: bttpy/, свободный; Aghion Oros (Mount Athos) [Электронный ресурс] I Hellenic ministry of culture, 1995-2001. Электрой, данные Режим доступа: , свободный, и др.

Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Основные положения диссертационной работы отражены в 5 публикациях, а также в докладах на 5 международных, всероссийских и региональных конференциях, организованных РГТУ, ПСТГУ, Российской государственной библиотекой и другими учреждениями.

Провинциальная (фемная) администрация. Налогообложение, перепись населения и имуществ

С IV—V вв. в Константинополе, новом центре империи, складывается достаточно крепкий, разветвленный бюрократический аппарат, служащий опорой императорской власти. В этот период личные службы императора превращаются в государственные, а совет при императоре (консисторий) из «неофициального, совещательного, в значительной степени дружеского его окружения»1 превращается в важный орган политической власти. При этом на протяжении веков сохраняются еще прежние, унаследованные от Рима, деление страны и иерархия управления, постепенно изменяясь.

Императорская канцелярия, в руках которой было сосредоточено центральное управление, относилась к дворцовому ведомству. В ранней Византии от времени Римской империи сохранилось подразделение императорской канцелярии на три подканцелярии, которые возглавлял магистр оффиций (magister officiorum): scrinium epistolarum, ведавшую перепиской императора и подразделявшуюся, в свою очередь, на отделы для греческой и для латинской официальной корреспонденции, scrinium libellorum, занимавшуюся приемом прошений на имя императора, оформлением их после его резолюции и вручением ответов просителям, и scrinium memoriae, обеспечивавшую отправку . корреспонденции и. процесс документооборота между частями канцелярии (интересно, что латинское scrinium означает «ларец», «сундук»). Круг обязанностей магистра оффиций был чрезвычайно широк: он ведал государственной почтой, оружейными мастерскими, морскими перевозками, инспектировал пограничные войска; «документы, откладывавшиеся в возглавляемой им канцелярии, отражали разные, порой далеко-отстоящие друг от друга вопросы государственного управления».1 В подчинении магистра оффиций находился agens in rebus (магистриан), при посредстве которого в канцелярию магистра оффиций и поступали доклады о положении дел в провинциях, отчеты оразличных инспекторских поездках и т.п.,По завершении же срока службы магистрианы назначались (на год или два) начальниками канцелярий префектур претория, префектуры Константинополя, а также начальниками канцелярий викариев и военачальников.2

С IV в. возникает схола нотариев: некоторые из них служили личными секретарями императора. Возникает должность асикрита,— специального тайного секретаря при императоре. Scrinium epistolaram и scriniurrblibellorum преобразуются в новый департамент под председательством квестора священного дворца (quaestor sacri palatii) - главного юриста и судьи империи, занимавшегося составлением, рассылкой и оглашением императорских указов. Ему подчинялся штат нотариев и переписчиков, ведавших юридическим оформлением и снятием копий с различных законодательных и распорядительных документов. При подготовке проекта закона квестор, проконсультировавшись с императором, готовил черновой вариант данного законопроекта; затем, получив от нотариев переписанную набело копию, сверял ее с черновой перед тем, как

К центральному административному аппарату следует отнести также финансовые учреждения, во главе- которых стояли два комита. Один из них, комит священных щедрот (comes sacraram largitionum), распоряжался государственной казной и хранившейся в ней налоговой документацией. Второй, комит частного имущества (comes rei privatae), ведал эксплуатацией и сбором доходов с государственных и частных имуществ императора. Недолгое время существовала должность комита личного имущества (comes sacri patrimonii), ведавшего личным имуществом императора, доходы с которого шли на государственные нужды.

Дворцовым хозяйством и ведомствами, обслуживающими личные нужды императора, заведовал особыйt чиновник — препозит священной спальни (praepositus sacri cubiculi), располагавший многочисленным штатом евнухов.

Важнейшие правительственные документы, относившиеся к сфере деятельности императорской канцелярии в ранневизантиискии период, включали в себя законы (leges, constitutiones и т.п.), императорские судебные решения, рескрипты (дававшиеся императором в ответ на обращения от государственных чиновников и частных лиц), послания к народу (edictes) и пр.; «здесь, как и в других крупных канцеляриях, для каждого рода документов вырабатывались определенные формуляры, которые со временем совершенствовались». Указанные документы откладывались в архив при императорской канцелярии. Существовали также документы, касающиеся внешней политики, - договоры, верительные грамоты послам, письма к иностранным правителям и др. Подобные документы составлялись в двух (и более) экземплярах, один из которых также поступал на хранение.

Старостин Е. В., Чудиновских В. Л. Архивы и архивное дело в зарубежных странах... С. 26. Императорский архив, очевидно, не отличался полнотой, подтверждением чему может служить организация, работ с архивными документами при составлении кодекса законов (при императоре Феодосии І, в 435 г.). Составители кодекса предполагали найти в хранилище императорского дворца все прежние законы, однако обнаружили лишь законы последних лет; недостающие же пришлось искать в частных архивах Константинополя, в юридической школе в Бейруте, в местных учреждениях западных провинций, у отдельных юристов. Вообще, всякое государственное мероприятие, связанное с кодификацией существующего законодательства, будь то при Феодосии I, Юстиниане I или Василии I, порождало широкие «архивные изыскания»: в первую очередь, в архиве императорской канцелярии, затем, в случае отсутствия здесь требуемых документов, - в местных учреждениях и у частных юристов.

Использование архивных документов в трудах византийских писателей, историков и ученых

Поскольку рукописные книги литературного содержания по внешнему виду невозможно было в то время отличить от сборников документов, то вполне вероятно, что они «хранились вместе, образуя библиотеки-архивы».1 В некоторых сохранившихся библиотечных описях наряду с книгами указаны и отдельные листы, по-видимому - документы;" здесь следует также иметь в виду сказанное выше о копиях документов.

Документы ретроспективного характера хранились, как правило, в тех же учреждениях, куда и поступали. Содержались они в различных ларях, сундуках, ящиках и сосудах. Документы могли храниться довольно долго. Так, когда император Константин VII Порфирородный решил выяснить, с какого времени стала складываться фемная организация государства, поиски в архивах показали, что начало фемного устройства следует отнести ко временам Ираклия (т.е. к VII в.), - значит, документы хранились, по крайней мере, 300 лет. Правда, непроясненным остается один аспект - была ли отделена в-учреждениях старая документация от текущей. Вероятно, была - исходя из простой логики (удобство использования документов) и косвенных данных: например, факта существования особой должности хартофилакса - хранителя документов. Также и при ознакомлении с содержанием труда Константина Порфирородного «О фемах», можно предположить, что старая документация хранилась от текущей отдельно и император на момент работы над книгой, очевидно, имел дело лишь со старыми архивными документами: так как Константин, уделяя серьезное внимание происхождению и старой организации

Вопрос о складывании фемного устройства являлся и является дискуссионным; сейчас «окончательно отвергнут старый тезис» о создании фем Ираклием (См.: Глушанин Е. П. Военно-государственное землевладение в ранней Византии // ВВ. 1989. Т. 50. С. 14-25). Но в нашем случае имеет значение не то, верные ли выводы сделал Константин в своем исследовании, а то, что он имел возможность пользоваться источниками VII столетия. фемной системы, недостаточно осведомлен (дает мало сведений) о современном ему ПОЛОЖеНИИ феМ;

Совершенно необходимо здесь же упомянуть и такой примечательный источник, как каталог архива Патмосского монастыря св. Иоанна-Богослова, составленный в 1200 г., при игумене Арсении; источник этот хотя и не позволяет с уверенностью утверждать о достаточно повсеместной практике раздельного хранения текущей и архивной документации, но сам по себе весьма интересен. Составлено было, собственно, два каталога: первый, не сохранившийся до нашего времени, содержал опись актов, «сохранявших свою практическую ценность в глазах монастырских властей», во втором же содержалась опись документов (более 176 единиц, преимущественно относящихся к XII в.), вышедших из употребления, признанных бесполезными, изъятых из архива и содержащихся в мешках и связках. И.П. Медведев полагает, что «эти "бесполезные" акты были отобраны, очевидно, для "списания" и, может быть, даже для уничтожения» и потому содержание их в связках и мешках может и не отражать практику хранения документов в самом архиве.1 Сами эти «бесполезные» документы не сохранились.

Вообще, рукописное наследие византийцы старались сохранять бережно. В большей степени это относится к книгам, летописям, высшим правительственным документам, актам, сохранявшим практическое значение, но, к сожалению, в меньшей - к документам ретроспективного характера, утратившим практическую ценность.

Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики... С. 24—25. Возьмем случай из ранних времен, приводимый рядом византийских историков, связанный с отменой при императоре Анастасии (491-518 гг.) т.н. хрисаргира - налога на доход с любой практически деятельности: как законной торгово-финансовой, так и незаконной или безнравственной, (нищенство-вание, проституция). Анастасий «представил [это дело] сенату и, справедливо заявив, что оно является мерзостью и неслыханным грехом, приказал раз и навсегда его уничтожить и предал огню хартии, фиксирующие этот сбор»,1 хранившиеся в центральных канцеляриях. Но впоследствии выясняется, что налог этот возможно при. желании полностью восстановить по имеющимся на1 местах копиям. Далее Анастасий,.стремясь проверить исполнение своего приказа и обеспечить невозможность возобновления налога, «прикидывается скорбящим» о своем поступке и посылает специальных чиновников на поиск сохранившихся хартий. Чиновники, горевавшие «из-за потери неправедного1 дохода», разыскали и доставилиt Анастасию- сохранившиеся документы, клянясь именем императора, что приложили все усилия для поиска» этих бумаг; он же, уверившись, что собраны действительно все подобные реестры и «во всем государстве более не осталось ни одной такой хартии», снова1 «разжег великий костер из доставленных хартий и смыл золу водой, желая окончательно уничтожить это дело, чтобы от сожженных [хартий] не сохранилось ни пепла, ни золы, ни какого-либо другого остатка»." Этот эпизод может служить некоторым подтверждением обеспечения сохранности документов (здесь имеется в виду, конечно, возможность достаточно быстро восстановить утраченное по документам местных архивов, а вовсе не уничтожение бумаг Анастасием), имеющих практическое, материальное значение.

Довольно интересно и другое наблюдение — стремление собственников, в том числе и «коллективных» (монастыри), приобретших каким-либо способом (покупка, дарение, наследование и пр.) недвижимую собственность, добиваться на них императорской жалованной грамоты, т.е. хрисовула, который и хранился особенно тщательным образом, зачастую - отдельно от иных документов и рукописей. В то же время «первичные документы (купчие, дарственные и т.д.) становились не столь ценными и, возможно, даже уничтожались»." Показательно, что около сорока процентов всех сохранившихся византийских документов - именно императорские хрисовулы. Частичное объяснение этому факту заключается, очевидно, в том, что в Византийской империи «в условиях симбиоза церкви и государства обожествлялась не только императорская власть, но и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. Соответственно императорские пожалования, содержащие передачу частному лицу или монастырю прав собственности, трактовались как божественные и святые законы».

Описание, хранение и использование документов в архивах монастырей (по данным монастырских типиков и диатаксисов)

Для сохранности переданных документов, к тому что сказано прежде он добавил нижеследующее, ввиду того, что и сам [игумен], и обитатели его монастыря [св. Маманта] могут подвергнуться давлению: даже в присутствии покровителя, представители его монастыря [св. Маманта] не могут изъять один или несколько из переданных на хранение документов иначе, нежели предварительно и в присутствии судьи передав представителям монастыря Человеколюбца первый и наиболее важный документ, имеющий отношение к имуществам монастыря св.. Маманта. Этот документ должен оставаться в прежде упомянутом монастыре [Человеколюбца] до тех пор, пока прежде упомянутые документы, которые были изъяты, не будут снова возвращены на хранение, в присутствии того же судьи. Когда же это будет совершено, когда эти [документы] будут возвращены на хранение, представителям монастыря св. Маманта будет позволено взять, назад документ указанного монастыря, который, как постановлено, был дан [в качестве гарантии] монастырю Человеколюбца». В главе 9 того же Устава, после описания обычных обязанностей скевофилакса, следует формула, в целом повторяющая инструкции уже упомянутого типика монастыря Богородицы Кехаритомены: «Тот же человек должен быть не только скевофилаксом, но также и хартофилаксом, получая все бумаги, содержащие права 1162 г. Никифора Мистика для монастыря Богоматери Гелиу Бомон («Алтарь Солнца»). Византийские монастыри являлись не только религиозными, но и образовательными центрами. Сам факт основания монастыря означал обычно и устроение монастырской библиотеки, в которой должны были иметься рукописные книги, необходимые, в первую очередь, для богослужений. Наиболее известные монастыри имели собственные более обширные по содержанию библиотеки, а также скриптории — для копирования манускриптов.

Греческий исследователь К. Стекос выделяет для большинства монастырей три типа библиотек: библиотека кафоликона, библиотека-архив и личные библиотеки монахов." Библиотека кафоликона - «базовая», основная библиотека монастыря, содержавшая определенный набор богослужебных манускриптов. Традиционно манускрипты помещались во внешнем притворе (экзонартексе) кафоликона (главной церкви монастыря), где обычно располагался и скевофилакий (ризница).

Одна из первых библиотек-архивов, о которой дошли до нас сведения, -это библиотека монастыря Акимитон в Константинополе, основанного сирийцами около 420 г. и ставшего одним из наиболее ранних монастырей в столице. В библиотеке-архиве хранились документы, связанные с деятельностью соборов, письма, а также документы, касающиеся собственности и привилегий, данных монастырю. Библиотека-архив и библиотека кафоликона с годами пополнялись, существуя порознь.

Одним из основных источников пополнения монастырских библиотек являлись личные книжные собрания монахов. И это были библиотеки не только рядовых монахов, но и образованных настоятелей, а также высокопоставленных деятелей, в том числе и императоров, пожелавших окончить свои дни в монашеском чине. С собою те брали и какое-то число своих любимых книг, которые передавались, как правило, в монастырскую библиотеку.

В сравнении с Западной Европой, где монастыри на протяжении веков являлись практически единственными островками культуры, византийские монастыри не стали основными центрами хранения документального культурного наследия античности. Сохранение этих памятников «было в Византии делом государственной власти и тесно связанного с ней слоя интеллектуалов». Однако и в Византии монастыри сохраняли труды по философии, риторике, математике и т.д.; Лев Математик пишет: «Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах — на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания...»." Более современным (и более весомым) подтверждением тематического разнообразия рукописных собраний византийских монастырей могут служить сами сохранившиеся до нашего времени монастырские библиотеки, и прежде всего - обителей горы собственности монастыря, и должен хранить их и когда возникнет нужда в каком-либо документе, по указанию настоятеля он должен принести требуемый документ и вручить его [настоятелю]. По истечении нескольких дней он должен напомнить настоятелю, и потребовать вернуть изъятый, как было описано, документ, и не позволит ему потеряться. Поскольку, однако, ларец, предназначенный для сохранения этих [документов] защищен двумя ключами, настоятель обязан постоянно хранить один из них, скевофилакс же хранит другой, оба используют восковую печать, так что один не может открыть указанный ларец в отсутствие другого»." Подобный фрагмент содержится также и в Уставе Афон, которые будут более подробно рассмотрены нами в следующей главе.

Краткие очерки истории афонских монастырей, их библиотек, архивов

Монастырь Дионисиат расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла и монастырем Григориат. Основан он в середине XIV в. монахом Дионисием Корис-ским, при материальной поддержке трапезундского императора Алексея III Комнина (1349-1390 гг.). В 1535 г. монастырь был уничтожен пожаром, затем перестроен и сохранился в этом виде до нашего времени. Этот монастырь имеет вид замка средних веков, внутри довольно тесен. Несмотря на тесноту, на его территории расположена не только главная церковь, но и несколько часовен. Защитная башня, построенная в 1520 г., периодически служила хранилищем монастырской библиотеки."

В монастыре хранится множество святынь: часть животворящего Креста Господня, десница св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в драгоценной оправе, правая рука св. Иоанна Милостивого, частицы мощей святых и др.

Собрание рукописей монастыря Дионисиат до недавнего времени оценивалось в 831 ед.; после подсчета и изучения в 1987-88 гг. всех манускриптов, находящихся в католиконе, типикарионе, парекклесии и других местах, общее число возросло до 1080 манускриптов, из них 1053 - пергаменные кодексы и 27 — пергаменные свитки. По содержанию это, в основном;; литургические и музыкальные рукописи, причем позднего времени, но есть некоторое количество древних кодексов, созданных в скрипториях Константинополя и представляющих интерес с точки зрения палеографии. В собрании хранится «замечательная Псалтырь, писанная на,пергаменте, с надписью греческого царя Алексея Комнина».1 Имеется также некоторое число рукописей классических произведений; из наиболее ценных можно назвать бумажный Cod. 334 (XV в.), представляющий собой сборник произведений Еврипида, Гесиода, Гефестиона и,др., и пергаменный Cod. 90 (XIII в.), который содержит фраг-менты из сочинений Геродота, Плутарха, Диогена ЛаэртскогоГ В библиотеке имеются также и инкунабулы.

Архивные документы дают представление о связях монастыря с сербами, турками, с Трапезундом, с афонской администрацией в Кареях. Среди документов монастыря - хрисовулы константинопольских (Мануила II Палеоло-га), трапезундских императоров (Алексея III, Алексея IV). Имеется документ 1415 г., согласно которому две группы рабочих соляных копей близ Фессало-ники, вместе со своими старшинами, постановили давать 100 аспров в год иеромонаху, начавшему служить в новой церкви Св. Павла в Фессалониках; средства должны были вычитаться из жалований каждого работника. Этот акт интересен тем, что документы такого рода (т.е. исходящие от членов гильдий или обществ) весьма редко встречаются в византийском документальном наследии. Монастырь Кутлумуш находится на северо-восточном склоне Святой Горы. В древности на месте нынешнего монастыря стояла небольшая обитель во имя Преображения Господня. Существует легенда, что основателем обители был некий турок Кутлумуш, принявший христианство.

Но точная дата основания монастыря не известна. Хранящийся в архиве монастыря хрисовул Алексея I Комнина, вроде бы подтверждающий факт основания монастыря, в начале XII в., на самом деле является подделкой. Первое документальное свидетельство существования монастыря относится к 1169 г."

Монастырь Кутлумуш страдал от набегов турецких пиратов, но восстанавливался господарями и воеводами Валахии. После османского завоевания Кутлумуш и зависимый от него Алопу опустели на некоторое время, но с 1475 г. обитель вновь заселяется (сперва болгарами, а с XVIB. - греками). При поддержке валашских воевод, получивших для монастыря защитные фирманы от султанов Баязида II (1491) и Сулеймана (1527), монастырь вступает в полосу процветания и к 1574 г. становится шестым в афонской иерархии.

Однако период процветания сопровождался и бедствиями, причинами которых были пожары - в 1497 г. (сильнейший), а также в 1767, 1857 и 1870 гг. Последний пожар случился в 1980 г. Вызванные им повреждения только недавно удалось полностью устранить.4

В монастыре хранится множество реликвий (частица животворящего Креста Господня, частицы мощей и др.)- Библиотека расположена в безопасном помещении внутри скевофилакия и содержит на сегодняшний день 770 рукописных книг, из них 95 - древние пергаменные манускрипты.1 Здесь же хранятся старинные документы, в числе которых хрисовулы Андроника ГТа-леолога 1321 г., султанские фирманы (с XV в.), письма валашских правителей (с XIV в.).

Монастырь расположен у моря, на северо-восточной стороне полуострова. Он был основан в середине XIV в. двумя высокопоставленными византийцами - Алексеем и Иоанном, при поддержке императора Иоанна V Палео-лога. После падения империи монастырю оказывали помощь различные правители восточной Европы."

В монастырской библиотеке хранятся 352 манускрипта, в том числе 68 пергаменных кодексов, созданных до XIV столетия и 2 литургических свитка. Многие из рукописей созданы монахами этого же монастыря. Среди книг — «замечательная редкость - Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику».4 В архиве обители - около 90 документов, относящихся к периоду 1309-1501 гг. Среди них многие документы относятся к владениям монастыря (в качестве примера, приведем меморандум прота Иоанна Тарханиота (ноябрь 1107 г.), определяющий границы между монастырями Киноподос и Фалакру, находящихся в зависимости от Пантократора,5 и сигиллий патриарха Нила (май 1386 116 г.), подтверждающий принадлежность земель на Фасосе монастырю Панто-кратора, подаренных ему его основателем, великим примикерием Иоанном (примечательно, что на документе сохранилась сама печать со шнуром).1

Похожие диссертации на Архивы Византии X-XV вв.