Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историография проблемы женщин Таджикистана Зикриеева Малика Файзиевна

Историография проблемы женщин Таджикистана
<
Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана Историография проблемы женщин Таджикистана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зикриеева Малика Файзиевна. Историография проблемы женщин Таджикистана : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.09.- Душанбе, 2002.- 350 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/85-4

Содержание к диссертации

Введение

I. Методологические и теоретические аспекты женской проблемы в исторической литературе 20

Общественно-политические мыслители о роли женщин в обществе 20

Создание научных центров по исследованию женской проблемы 32

Некоторые методологические, теоретические и методические аспекты решения женской проблемы в литературе 60-90-х годов 42

II. Историография проблемы эмансипации женщин-таджичек в 20- 30-х годах 59

Историческая литература о положении женщин-таджичек до Октябрьской революции 59

Историография вопроса вовлечения женщин в общественно-политическую и культурную жизнь 75

Вопрос женского труда в научной литературе 118

III. Освещение роли женщин Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны в научной литературе 147

Разработка проблемы женщин Таджикистана в годы войны 147

Научная литература о героическом подвиге женщин на фронтах Великой Отечественной войны 160

Историография проблемы трудового подвига женщин в тылу и их помощи фронту 169

IV. Женский вопрос в научной литературе второй половины 80-х- 90-х годов 196

Освещение производственной деятельности женщин в научной литературе 196

Историография вопроса участия женщин в развитии культуры и общественно-политической жизни 222

Научная разработка женской проблемы в условиях независимого Таджикистана 251

Заключение 271

Список использованных источников и литературы 286

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы. В 90-х годах XX века таджикский народ полгал независимость и образовал суверенное государство. Теперь перед эществом встала актуальнейшая задача социально-экономического, поли-гческого и культурного развития страны. И здесь свою роль должны сыг-пъ женщины, особенно в процессе дальнейшей консолидации таджик-сого и других народов, проживающих в Республике Таджикистан.

Укрепление суверенитета Таджикистана и решение его проблем во ногом зависят от фактического повышения общественного статуса жен-[ин, которые составляют 52% населения республики. Об этом говорил Пре-здент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов в своей речи на съезде жен- их объединений: «Роль и положение женщин в нашем обществе сегодня чень весомы. За какую бы проблему, имеющую социально-политическое іачение, мы не возьмемся, оказывается, что ее разрешение невозможно без частая актива женщин, без учета их мнений и предложений»1.

Таким образом, исследование женской проблемы, в особенности ис-эриографии данного вопроса, имеет не только научно-практическое, еоретическое, но и политическое значение.

Актуальность и необходимость разработки данной темы обусловлены ледующими факторами: во-первых, осуществление экономических, соци-льных и политических реформ на современном этапе во многом зависит от нтузиазма, энергии и созидательной роли женщин; во-вторых, окончатель-ое утверждение мира на земле таджиков невозможно без активной миро-ворческой деятельности женщин; в-третьих, изучение и обобщение ис-орического опыта прошлого будет способствовать повышению роли сенщин в решении проблем общечеловеческих ценностей, в частности в реплении мира на планете, воспитании подрастающего поколения, по-[шении уровня образованности населения, решении экологических во-іосов и др. И, наконец, необходимость изучения данной проблемы на беже XX и XXI столетий вызвана усилением той опасности, которая юявляется в форме тенденций, дискуссий, споров феминистического іижения о «полном» раскрепощении женщин, вплоть до отрицания на-[чия семьи как ячейки общества.

Таким образом, актуальность исследования данной проблемы обуслов-на не только недостаточной изученностью историографии женского во-юса, но и тем, что она должна способствовать активному участию женщин укреплении суверенитета Таджикистана и принятию конкретных мер для рмоничного развития и проявления личности женщин.

Степень изученности проблемы. В связи с активизацией женского шжения в XX столетии, внимание научной интеллигенции к изучению енской проблемы весьма активизировалось. Исследованием данного во-эоса занимались обществоведы, юристы, экономисты, представители зугих гуманитарных наук. Свою лепту в разработку данной проблемы ІЄСЛИ также общественно-политические деятели, участники и активисты енского движения.

В связи с тем, что XXX сессия Генеральной Ассамблеи ООН провоз-іасила 1976-1985 г. десятилетием борьбы женщин под лозунгом «Равенст-з, развитие, мир», увеличилось массовое издание книг по женской пробле-атике.

Методологические,теоретические аспекты и практическое решение енского вопроса нашли свое освещение в коллективных монографиях1, в /дах В.Бильшай1, П.М.Чиркова2, Т.М.Костыговой, И.Я.Кошелевой3 и

Внимательное изучение научной литературы привело автора к выво-о том, что женской проблемой успешно занимались историки и в осином историки-женщины.

История женщин Средней Азии, в частности Таджикистана, и ранее юдставляла определенный интерес для ученых ближнего и дальнего за- бежья. Первые сведения об этнографии, жизни и положении женщин-іджичек в семье нашли свое освещение в трудах В.В.Бартольда4, .А.Семенова, М.С.Андреева, В.Наливкина и М.Наливкиной , .Вамбери8, Д.Н.Логофета9, А.К.Разгонова10 и др.

Определенный вклад в разработку женской проблемы внесли ведущие ченые Средней Азии. К их числу следует отнести труды профессоров .Пальвановой11, Р.Х.Аминовой12, Ж.С.Татыбековой13, Х.С.Шукуровой14, 1,.А.Алимовой15 и др. Они на основе богатого фактического материала бобщили исторический опыт раскрепощения женщин Советского Восто , сумели показать специфические особенности в деятельности государ-зенных органов, общественно-политических организаций по фактиче-ому освобождению женщин местной национальности в 20-30-х годах и . роль в строительстве социализма.

Авторы указанных работ, освещая историю женщин своих респуб-ік, в отдельных случаях для сравнительного анализа приводят частичке факты и цифры из истории женщин Таджикистана.

Близка к нашему исследованию монография Д.А.Алимовой «Жен-сий вопрос в Средней Азии. История изучения и современные пробле-ы», где автор, критически анализируя историографию проблемы, рас-рывает, главным образом, характерные для публикаций 20-80-х годов зпекты женской проблематики, которые интересовали узбекских ученых женского актива. В этой работе наряду с анализом трудов историков, акже освещен вклад обществоведов, в частности философов и экономи-тов в разработку женской проблемы. По мнению диссертанта, в монорафии дается объективный анализ публикаций, посвященных истории ;омпании «Худжум», которая боролась за снятие паранджи, достижение эавноправия женщин во всех областях жизни общества.

Историю женщин Таджикистана в XX столетии фактически начали разрабатывать в 50-90-х годах. Определенный вклад в исследование проблемы внесли ученые республики: М.К.Гафарова, Р.А.Набиева, А.А.Сулейманова, С.Раджабова, С.Абдуллаева, С.Каримова, З.Каримова, Г.А.Мухтарова, М.Махкамова, Г.Якубов, М.Хонсуварова, Д.М.Нурулина, М.Зикриёева, М.Джаббарова, С.Додобаева1 и др. В последние 40 лет они посредственно занимались разработкой истории женского вопроса рес-блики. Учеными на эту тему защищены кандидатские и докторские ссертации, опубликованы специальные монографии, брошюры, многочленные статьи в сборниках, журналах и газетах на русском, таджиком и узбекском языках.

Труды историков, посвященных женскому вопросу, можно условно із де лить на следующие группы:

і монографии и брошюры, специально освещающие историю женской проблемы;1

) докторские" и кандидатские3 диссертации, посвященные истории женщин республики;

труды, посвященные истории таджикского народа , истории общест-венно-политических организаций , сборники научных трудов, материалы научных конференций3, где нашли отражение отдельные аспекты женского вопроса; научные статьи в сборниках и журналах , а также справочная литература5. История женской проблемы частично нашла свое освещение и в тру-ах ученых, исследующих историографию истории таджикского народа, ту школу возглавляет Академик АН Республики Таджикистан .М.Масов. Если доктора исторических наук, профессора О.Б.Бакиев, ..Пирумшоев6 являются историографами истории таджикского народа VI-XIX веков, то профессор Р.М.Масов является единственным специа-истом истории исторической науки Таджикистана в XX столетии. В его

История таджикского народа. - М.: Наука, 1964. - T.2. - Кн.2; T.3. - Кн.1. - М.; Наука, 1964; Кн.2. - М.: Наука, 1965; История Таджикской ССР. -Душанбе: Маориф, 1983; История рабочего класса Таджикистана. (1917-1970 гг.). - Душанбе: Дониш, 1972..1 (1917-1945 гг.); Т.2 (1945-1970 гг.). - Душанбе: Дониш, 1973; Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 гг.). - Душанбе: Дониш, 1958; Гафуров Б. Точикон. Таърихи ка-димтарин, кадим ва асри миёна. Кит. 1, 2. (Таджики). -Душанбе: Ирфон, 1998 и др.

Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. - (1938-1983 гг.). - 3-е изд. доп. и перераб. - Душанбе: Ирфон, 1984. - T.2; Ленинский Коммунистический Союз молодежи удах1 определены три этапа (1917-1941; 1941-1956; 1956 по настоящее іемя.) развития исторической науки в республике и дан подробный ана-13 опубликованных и неопубликованных работ, где нашли освещение :новные проблемы построения социалистического общества, в частно- и вопрос раскрепощения женщин в условиях некапиталистического пу-і развития таджикского народа.

Безусловно, перечисленные труды и первоисточники имеют научно-юретическое, практическое и познавательное значение для тех, кто за-имается женской проблемой. Они оказали практическую помощь автору написании диссертации.

Следует отметить, что если в масштабе бывшего Союза по истории енского движения написаны и опубликованы многочисленные моногра-ические исследования, то по истории женщин Таджикистана написано и публиковано небольшое количество работ. Среди них монографии про-іессоров М.К.Гафаровой, Р.А.Набиевой, кандидатов исторических наук !.Раджабовой и С.Э.Каримовой.

Профессор М.К.Гафарова на основе богатого фактического материа-а и по результатам социологических исследований, главным образом на іатериалах Таджикистана, в 1987 г. издала книгу «Женщины Советского востока», где в философском аспекте рассматриваются женский вопрос и [деологическая борьба; личность женщины в условиях социализма; соци-.льная и творческая активность женщин; семья и женщина.

В монографии доктора исторических наук, профессора Р.А.Набиевой (Женщины Таджикистана» (1991 г.) глубоко анализируется история кенщин республики в период с 1917 по 1990 г.

В популярной и пропагандистской форме в различные годы изданы юшюры бывших партийных, советских и комсомольских работников1, іторьіе частично освещают некоторые стороны истории женщин Таджи-істана.

Определенным вкладом в разработку женского вопроса стали док рские и кандидатские диссертации. В историческом плане написаны и іщищеньї одна докторская и тринадцать кандидатских диссертаций. К шалению, в республике отсутствовали четкая координация научных тем планирование разработки женской проблемы. Именно поэтому темы иссертаций выбирались стихийно. Автор констатирует, что по отдель ым важным проблемам и некоторым периодам истории женщин до на гоящего времени диссертаций и монографических исследований нет. ак, пока отсутствуют диссертационные работы, всесторонне раскры ающие проблемы семейно-бытовых отношений, воспитательной работы

реди женских масс, роль женщины в условиях суверенного Таджикиста іа и др.

Таким образом, внимательное изучение опубликованных и неопуб-іикованньїх работ по женской проблеме привело автора к следующим выводам:

I. Исследование истории женщин Таджикистана началось фактически еще в 20-х годах, т.е. после установления Советской власти в Таджикистане. Первые сведения, статьи писались и печатались в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Бухаре, Душанбе. Их авторами были не историки-профессионалы, а деятели женского движения, активистки, представители государственных и общественно-политических организаций. Отсутствие местных научных кадров и слабая полиграфическая база так же отрицательно влияли проведению научно-исследовательской работы по истории Таджикистана и, в частности, по женской проблеме. Важно отметить, что уже в 20-х годах в журналах «Рохбари дониш ("Путеводитель к знанию"), «Коммунистка», в газетах «Овози точик» («Голос таджика»), «Бедории точик» ("Пробуждение таджика») и других печатались первые статьи о раскрепощении женщин Таджикистана, но поскольку их авторами являлись государственные и общественные деятели, представители женского движения, то они не носили научного, исследовательского характера.

К сожалению, до настоящего времени, за исключением отдельных статей в сборниках, отсутствуют специальные работы посвященные историографии женщин Таджикистана. Правда, во введениях защищенных диссертаций и в предисловиях к некоторым монографическим исследованиям, посвященных женскому вопросу, дается краткий обзор литературы, но без критического анализа и практических рекомендаций. Однопартийная система и идеология, безусловно, оказывали свое влияние на качество и количество написанных работ и по женскому вопросу. В исследованиях, как правило, глубоко не анализировались изданные работы, в защищенных диссертациях почти не отмечались негативные явления, в основном говорилось о положительных моментах. Исследователям не выдавались некоторые документы в архивах, так как они имели гриф «секретно», а в специальных библиотеках хранились книги, которые не подлежали выдачи. Все это, безусловно, оказывало негативное влияние на качество научных работ. . На вопрос периодизации исследования женской проблемы в Таджикистане имеется конкретная точка зрения специалистов. Но в связи с коренными изменениями, произошедшими в обществе, и возникновением независимой Республики Таджикистан, эта периодизация требует уточнения и изменения.

Как известно, без первоисточников невозможно написать подлинную историю женщин Таджикистана. Однако, до Октябрьской революции в Таджикистане отсутствовали архивные учреждения, поэтому материалов начала XX в., посвященных женскому вопросу, фактически не сохранилось. Поскольку северные районы Таджикистана в 20-е годы входили в состав Узбекской ССР, поэтому часть архивных документов этого периода оказалась за пределами республики. Таким образом, изучение источниковой базы трудов по женскому вопросу привело автора к выводу о том, что в отдельных исследованиях, относящихся к 20-м годам, архивных документов использовано очень мало; они фактически написаны на основе материалов периодической печати.

К сожалению, в сборниках документов не уделялось должного внимания публикации материалов о женщинах Таджикистана. Так, Архивное управление при Совете Министров Таджикистана издало сборник под названием «Документальные материалы Центрального государственного архива Таджикской ССР» (Сталинабад, 1961.-318 с), где фактически не представлены фонды, посвященные женскому движению. По мнению автора, целесообразно издать специальный сборник документов, освещающий деятельность общественных объединений и организаций, работающих среди женских масс, помогающих государственным органам республики Таджикистан.

В периодической печати с первых дней образования Таджикской АССР 4924 г.) до настоящего времени очень часто публикуются очерки, статьи, заметки о жизни и деятельности женщин, написанные учеными, курналистами, работниками государственного аппарата, деятелями )бщественно-политических организаций. Они сыграли определенную юль в раскрепощении женщин, повышении их общей и политической сультуры. Вместе с тем, следует заметить, что в этих публикациях имеются недостатки: частое повторение идей, приводятся одни и те же факты, цифровые данные, больше пишется о положительных моментах и, наоборот, умалчивается о принципиальных недостатках в женском вопросе; неравномерно отражается жизнь и деятельность женщин различных регионов, городов и районов республики и т.д. Огромное значение в объективном исследовании и установлении истинного положения дел, особенно в вопросе эмансипации женщин имеют первоисточники. Однако по спорным и сложным вопросам, прежде чем использовать источник, целесообразно его досконально проанализировать и только потом вводить в оборот. Так, в стенограмме совещания женщин-членов ЦИК и ВЦИК от 23-26 января 1933 г. отмечается, что по переписи населения 1926 года в промышленности Таджикистана работали только четыре женщины1. Эта цифра занижена и не соответствует истине2. К сожалению, как в трудах ученых России, так и Средней Азии эта цифра упоминается постоянно. По мнению диссертанта, авторам опубликованных работ и диссертационных исследований не удалось аргументированно опровергнуть точку зрения отдельных ученых по различным проблемам истории женщин, в частности по таким, как приобретение специальности и трудоустройства домохозяек; экономическая независимость женщин; положение женщин в сфере быта и обслуживания; проблема материнства и детства, ее высокой смертности и др.

Таким образом, отсутствие историографического исследования по женской проблематике, определение степени ее разработанности, объективная оценка опубликованных и диссертационных работ, а также постановка задач по дальнейшему изучению данной проблемы и обусловили выбор автором темы исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является ком-юксный историографический анализ женской проблемы в Таджикистані освещение степени изученности опубликованной в 50-90-х годах XX олетия исторической литературы по этой теме; выявление и анализ пер-шсточников, свидетельствующих о своеобразном пути, пройденном енщинами-таджичками.

Цель исследования определила и круг задач, вставших перед диссер-штом:

проанализировать, обобщить степень изученности истории женского вопроса в Таджикистане;

осветить методологические и теоретические аспекты женской проблемы в научной литературе;

проанализировать процесс создания в республике научных центров по изучению и освещению женской проблемы;

исследовать историческую литературу с точки зрения освещения в ней положения женщин-таджичек в республике;

обобщить историографию проблемы эмансипации женщин-таджичек; определить степень изученности проблемы привлечения женских масс в общественно-политическую и производственную деятельность в 20-30-х годах;

проанализировать научную литературу, освещающую вклад женщин в победу в Великой Отечественной войне;

исследовать историографию роли женщин в развитии народного хозяйства и культуры во второй половине 40-80-х годов; показать состояние научной разработки женского вопроса в условиях независимого Таджикистана; - внести практические рекомендации по дальнейшему изучению проблемы.

Хронологические рамки и объект исследования. Хронологические мки исследования охватывают XX столетие. Выбор такого большого риода обусловлен тем, чтобы при рассмотрении женской проблемы, іеющей научно-теоретическое, практическое и политическое значение, блюсти принцип объективности в оценке исторической литературы, губликованных трудов и неопубликованных первоисточников.

Таджикский народ в течение XX века пережил различные общест-інно-политические формации. Так, до Октябрьской революции в Таджи-істане имели место патриархально-феодальные отношения, с установ-шием Советской власти вплоть до распада СССР - социалистический :рой и коммунистическая идеология, а новая Конституция Таджикиста-а. (1994 г.) закрепила основы построения независимого демократическо-), правового и светского общества. Безусловно, изменение государст-гнно-политического строя оказывает непосредственное влияние и на гшение женского вопроса. Поэтому выбор большого хронологического ериода позволяет автору изучить и правильно оценить, насколько отече-гвенная и зарубежная литература отражала и объективно анализировала акую многоплановую, своеобразную проблему, как женский вопрос, ольшой исторический период также позволит диссертанту сделать ре-льные обобщения, выводы и внести конкретные рекомендации по исто-иографии темы и вообще по вопросу дальнейшего повышения роли сенщин в XXI веке.

Таким образом, объектом исследования являются изучение и анализ рудов ученых Таджикистана и некоторых среднеазиатских республик, юсвященных вопросу положения, роли женщин-таджичек в обществе.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые на основе многочисленных опубликованных работ, первоисточников комплексно ізученьї и обобщены результаты исследования женского вопроса в уело:ях Таджикистана; благодаря тщательному и объективному изучению [убликованной литературы, неопубликованных источников удалось оп-делить динамику и степень исследования женского вопроса в XX столе-:и; определена конкретная периодизация по историографии женской про-гемы; в результате нового видения выявлены как позитивные, так и нега-вные явления в трудах ученых, посвященных женской проблеме; выска-івается мнение по исправлению допущенных ошибок в рассматриваемых •просах; благодаря сборникам документов, архивным материалам, опуб-гкованным и неопубликованным работам, автору удалось составить 27 блиц по историографии вопроса и показать динамику исследования жен-:ой проблемы в XX столетии; подведены результаты исследования; сде-іньї обобщения, выводы и внесены практические рекомендации по даль-;йшему изучению женского вопроса, эффективному использованию ис-•рического опыта раскрепощения женщин и повышению их роли в даль-;йшем укреплении и развитии суверенной Республики Таджикистан.

Практическая значимость исследования состоит в анализе историческо- опыта относительно решения проблем женщин; выявлении новых аспек- в этого вопроса, что позволит государственным и многочисленным обще-венно-политическим организациям принять практические меры по даль-;йшему улучшению работы среди женских масс независимого Таджикиста-І. Кроме того, в исследовании глубоко анализируются допущенные ошибки решении вопросов касающихся женщин, предлагаются их пути решения и шьнейшей научной разработки женской проблемы.

Материал и результаты исследования могут быть использованы при ,іработке и составлении государственной политики по женскому вопро-1 в условиях рыночной экономики, при написании истории таджикского рода, научной истории женщин республики, а таке при чтении спец-рса в вузах республики.

Результаты работы могут также оказать помощь государственным и тогочисленным женским неправительственным организациям в их дея-льности среди женщин.

Методологическая база исследования. Автор опиралась на научные зинципы и использовала различные методы познания, такие, как анализ, эобщение, описание, сопоставление. Руководствуясь принципом исто-дзма и с позиции диалектики, автор активно использовала сравнитель-ый метод исследования, что придало всей работе еще большую объек-явность и значимость.

Источниковой базой исследования послужили обобщающие опубли-ованные и неопубликованные научные труды по истории женщин рес-ублики. Историография женщин Таджикистана имеет довольно обшир-ую и многообразную источниковую базу. Условно ее можно разделить а четыре группы: К первой группе относятся сборники документов, по-вященных женскому вопросу1, материалы статуправления2, изданные :ак в масштабе бывшего СССР, так и Республики Таджикистан.

Ко второй группе относятся диссертации ученых, посвященные жен-:кому вопросу, неопубликованные работы женского актива, руководите

й женских организаций. Это прежде всего материалы, сохранившиеся в гнских музеях, дневники, воспоминания, письма, фотографии, грамоты, дена, медали ветеранов войны и труда.

К третьей группе относятся архивные материалы выявленные в Мо-:ве, Ташкенте, Душанбе, Ходженте, Курган-Тюбе, Истаравшане и ряде эугих городов и районов республики.

При написании работы использованы документы Центрального Го- дарственного архива Республики Таджикистан (г.Душанбе), Центрально архива ВЛКСМ1 (г.Москва), Государственного архива Согдийской эласти (г.Ходжент), Центрального Государственного архива Республики збекистан (г.Ташкент), Партийного архива Института политических ис-педований ЦК КП Таджикистана (г.Душанбе), архива Министерства об-азования Республики Таджикистан, многочисленные текущие архивы :енских объединений Таджикистана, Совета федерации профсоюзов рес-ублики и др. Перечень фондов дается в тексте и в библиографии диссер-ации.

Архивные материалы оказались неоценимыми при выяснении и точнении спорных вопросов, цифр, фактов, в освещении пробелов в ис-ории женщин республики. Однако в процессе работы над архивными ис-очниками встречались трудности. В частности, не во всех архивных зондах можно было найти необходимые материалы, освещающие нега-ивные моменты в работе среди женщин республики, было очень мало щнных по вопросам повышения общей культуры женщин, созданию ус-ювий для молодых матерей в продолжении их трудовой деятельности и выдвижении женщин, особенно местной национальности, на руководя-цие должности в государственные и общественные организации.

К четвертой группе источников относятся материалы, опубликование в периодической печати. В частности, обращение женщин Средней ши к женщинам Закавказья, статьи, освещающие их тяжелую судьбу в гарской Бухаре, статья командира В.Лапко о героическом подвиге лет-щы-таджички Ойгул Мухаммаджановой и ряд других документов.

Апробация работы. Основные научные обобщения и выводы диссер-щии отражены в монографиях, брошюрах и статьях автора. Они также вложены в докладах на международных симпозиумах, республиканских внутривузовских научных конференциях.1 Диссертация обсуждена на эвместном заседании кафедр отечественной истории и истории таджик-кого народа Таджикского государственного педагогического универси-зта им. К.Ш.Джураева, а также на заседании отдела новейшей истории [нститута истории, археологии и этнографии им. А.Дониша АН Респуб-ики Таджикистан, оценена положительно и рекомендована к публичной ащите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех лав, заключения, списка использованных источников, литературы и при-ожения.

Общественно-политические мыслители о роли женщин в обществе

Проблеме методологии и теории женского вопроса уделяют виймане не только историки, но и юристы, социологи, экономисты и другие іеньїе. С развитием экономики, культуры и других сфер общества во горой половине XIX и XX столетиях особенно возросла роль женского актора. Невзирая на общественно-политический строй этой проблеме целяют внимание государственные руководители, партии и движения, меющие различные направления, представители художественной интел-игенции.

С развитием капитализма и социализма обострилась борьба в обще-гве за сферу влияния на женские массы. В этой связи повысилась роль ауки в изучении женской проблемы. Теория и практика женского вопро-а освещались не только в трудах обществоведов, ученых гуманитарных аук, но и в работах представителей естественных наук.

Безусловно, всё это не было случайным и между государствами с раз-ичным общественно-политическим строем фактически велась борьба за силение работы среди женских масс и использование их в своих целях. В той борьбе непосредственное участие принимали различные течения и поэтические партии. Среди них активными были и есть партии имущего :ласса, правящие и пролетарские партии (социал-демократические, комму-шстические), а также различные женские и молодежные движения.

С возникновением независимой Республики Таджикистан (1991 г.) шервые в республике появились различные партии, движения и полити-іеские течения, которые уделяют внимание также женской проблеме.

В республике узаконены и действуют более 600 партий и объеди-:ний . Наиболее крупными являются следующие партии и движения: эммунистическая партия Таджикистана (1924 г.), Народно-:мократическая партия Таджикистана (1994 г.), Партия политического и :ономического обновления Таджикистана (1993 г.), Партия справедли- сти (1995 г.). Социалистическая партия Таджикистана (1996 г.). Кон-іесс народного единства Таджикистана (1995 г.), Демократическая парія Таджикистана (1990 г.). Исламская партия возрождения Таджикиста-1 (1991 г.), Гражданско-патриотическая партия Таджикистана «Союз», артия народного единства (1994 г.). Национальное движение Таджики-чана (1996 г.), движение национального единства и возрождения Таджи-істана (1997 г.) и др. В уставах и программах этих партий и движений шкретно намечены ближайшие и перспективные задачи по работе среди енщин республики. Следует отметить, что по стратегическим задачам ежду партиями и движениями много совпадений и общих направлений в іботе среди женщин.

В последние годы резко возросло количество государственных и не-)сударственных женских организации. Ныне, в республике более 60 не-)сударственных женских объединений.

На земле таджиков с древнейших времен уважали женщину, великие ыслители, ученые и поэты воспевали ее образ в своих трудах. Роль женщи-ы в обществе и ее заслуги перед человечеством четко освещены в творчест-; известных поэтов и писателей, таких как Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиз, лям, Джами, Дониш, Айни, Турсун-заде, Лоик и многих других. Великий щиклопедист Абуали ибн Сино (Авиценна) не только писал о женщинах, но нес конкретную лепту в дело укрепления здоровья матерей и повышения их оли в гармоничном развитии и воспитании детей2.

О женщинах много и четко писал Абдурахман Джами. первоисточ-ики свидетельствуют о том, что он много сил и энергии тратил для сбора о знающих, примерных женщинах, а затем умело их использо-л в своих произведениях. В его трудах посвященых женщинам, в част- сти Робии Адавия, Джами всячески восхваляет ум и общественные гляды Робии в области просвещения и культуры1.

Основоположники таджикско-персидской музыки, теоретики и му-шанты: Борбад, Мухаммед Нишопури, Амир Хусрав Дехлави, Сайфид-ш Абулмумин, Абдукодыр Гуянда, Ходжа Ризваншах, Абдурахмон жами, Махмуд Хусайни и многие другие посвятили женщине блестящие узыкальные произведения2. Однако, классики таджикско-персидской ітературьі, художественная интеллигенция, мечтая о благополучии енщин и их равноправии с мужчинами, не смогли предложить конкретне пути их освобождения.

Итак, изучение первоисточников и литературы привело к выводу о )м, что на протяжении тысячелетий лучшие умы человечества искали тособы, формы и методы раскрепощения женщин. В этой связи только в ;чение XIX и XX столетий возник ряд политических течений, партий и іений, которые предлагали конкретный путь решения женского вопроса.

К.Маркс и Ф.Энгельс, являвшиеся основоположниками научного эммунизма, раскрыв сущность женской проблемы, её положение в бществе предложили конкретную программу для решения женского эпроса. Ф.Энгельс писал: «ниспровержение материнского права было немирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил разды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного по-ожения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие еторождения» .

Классики марксизма вскрыв причины, способствующие политиче-кому и экономическому угнетению женщин, еще в «Манифесте Коммуистическои партии» писали о том, что женский вопрос можно решить )лько революционным путем, т.е. в результате классовой борьбы пролё-іриата и установления его власти.

В.И.Ленин в новых исторических условиях развивал учение .Маркса и Ф.Энгельса об освобождении женщин. В своих трудах, речах, ясьмах и телеграммах: «О задачах женского рабочего движения в Совет-сой республике», «Международный день работниц», «Беспартийной шференции работниц и крестьянок Москвы и Московской губернии» и ряде других обосновал вывод о том, что только социалистический строй актически раскрепостит женщин.

На наш взгляд, заслуга Ленина заключается в том, что он не только эедлагал, но и фактически требовал осторожно подходить к раскрепо-ению женщин Востока и учитывать местные обычаи и реальные усло-ія. Особенно в таких работах, как «Товарищам, коммунистам Туркеста-1», «Советская власть и положение женщины», «Приветствие совеща-«о представительниц женотделов народов Востока советских областей и хпублик» он призывал работников советских и партийных органов протять максимум заботы о равноправии женщин и мужчин, об охране енского и мужского труда и т.д. В.И.Ленин предлагал созвать Всерос-ійский съезд трудящихся женщин Востока и коллегиально определить юущные задачи женщин Центральной Азии. Так, в телеграмме, адресо-інной организационному бюро по подготовке к Всероссийскому съезду енщин Востока (апрель 1921 г.) В.И.Ленин отмечал: «К глубокому со-алению, неотложная работа не позволяет мне присутствовать на вашем шещании. Горячо приветствую и шлю свои лучшие пожелания успеха в іботе и особенно в работе по подготовке предстоящего первого Всерос-гйского беспартийного съезда женщин

Историческая литература о положении женщин-таджичек до Октябрьской революции

Проблемой положения женщин-таджичек до Октябрьской революции занимались представители общественных и гуманитарных наук, главным образом, в годы Советской власти. Определенный вклад внесли в исследование данной проблемы историки Таджикистана, а также ученые Узбекистана, Туркмении, Киргизии и России1, в трудах которых приводятся некоторые сведения по истории женщин-таджичек в первой чет-зерти XX столетия.

Хотя история женщин-таджичек начала XX века не исследована в специальной монографической или диссертационной работе, все же следует констатировать, что во всех книгах, посвященных женскому вопросу з общих чертах пишется о положении женщин-таджичек до Октября. В штературе изданном до распада СССР справедливо отмечалось, что до Октябрьской революции положение женщины-таджички во всех аспектах 5ыло тяжелым и невыносимым. Так, Г.Якубов в своей кандидатской дис-:ертации и статье «Положение женщины-таджички до Великой Октябрь-:кой социалистической революции» отмечает следующее: «Женщина-аджичка была в буквальном смысле слова рабыней патриархально-[равовых норм, основанных на Коране, шариате и адате. Одним из харак-ерных фактов, свидетельствующих о приниженном положении женщин мусульманского Востока, являлась форма одежды. Женщина-мусульманка должна была носить такой костюм, который полностью закрывал её...

Таким образом, в условиях дореволюционного Таджикистана нельзя 5ыло говорить о каком-либо равноправии женщины...»1

Безусловно, выводы автора не вызывают сомнения, однако некоторые его положения требуют уточнения, пояснения и нового осмысления. Гак, вряд ли можно согласиться с мнением автора о том, что женщина-гаджичка носила одежду, которая полностью закрывала её. Известно, что ю революции не на всей территории нынешнего Таджикистана женщины косили такую одежду. Так, таджички-горянки носили одежду, которая не скрывала ее лица .

Следует согласиться с мнением ученых-специалистов о том, что ис-іам четко определил стратегические направления и место женщин в об-цестве, основой которых считалось затворничество. Профессор .П.Пальванова по этому поводу пишет: «Затворничество (содержание кенщин в отдельных закрытых помещениях, недоступных для посторон-шх мужчин - ичкари), в том числе и элемент его -ношение ритуальной дежды, закрывающей лицо, шею, руки, свято соблюдалось в быту сред-іеазиатских народов до революции»3.

Внимательное изучение опубликованных работ приводит автора к іьіводу о том, что ученые при рассмотрении проблемы положения жен-цин-таджичек до Октябрьской революции уделяли, главным образом, почтению следующих вопросов: место женщин в обществе и ее права; кенщина и семья; степень участия женщин в сфере производства, культу- ы; различные научно-познавательные экспедиции по выяснению быта, [равов и одежды женщин-таджичек.

Как известно, до установления Советской власти территория Цен-рального и Южного Таджикистана входила в Бухарский эмират. Населе-іие Северного Таджикистана входило в состав Туркестанского края, од-іако политические и экономические права женщин почти не отличались.

Следует отметить, что в большинстве опубликованных работ, по-вященных женскому вопросу, авторы на основе первоисточников пишут том, что положение женщин Центральной Азии, в особенности в Бухар-ком эмирате, было крайне тяжелым . Так, в письме женщин Средней зии к женщинам Закавказья отмечается: «Много слез пролито на землях іухарьі. Не забыть этих слез, пролитых женщинами на всем пути от рож-ения до смерти. В эмирской Бухаре над женщинами стояло 5 хозяев. Іервьій хозяин - бог, второй - эмир, третий - тот, кто давал работу, в ьих руках была земля и вода, четвертый - мулла, пятый - муж. Нас про-авали за деньги, за рис, меняли на всякие товары, детьми нас выдавали замуж за стариков, у которых кроме нас были жены. Мы являлись рабами :воих мужей» .

Освещению вопроса социально-экономического, политического и зытового положения женщин-таджичек посвящена специальная работа э.Набиевой «Положение женщины Таджикистана до и после Великого Эктября», где, в частности, автор пишет следующее: «До победы Великого Октября, на протяжении многих веков, женщина-таджичка была самой /гнетенной и порабощенной. Она находилась под тройным гнетом - национальным, классовым и семейно-бытовым. Невыносимые условия жиз-т, чудовищные законы ислама, выдача замуж девочек не достигших по-ювой зрелости, отсутствие медицинской помощи, вели к гибели сотен кенщин»2.

Необходимо отметить, что в опубликованных работах положение кенщин до установления Советской власти в Таджикистане в целом ана-іизировано и обобщено. Изучение изданной литературы привело к твер-іому выводу о том, что женщины-таджички до Октябрьской революции іе имели политического равенства в обществе. Об этом свидетельствует юнография профессора М.К.Гафаровой, где специальный раздел посвя-цен вопросу установления политического равенства женщин . На наш згляд, в работе справедливо отмечается, что в условиях Средней Азии до )ктябрьской революции отсутствовало равенство между мужчиной и женщиной в сфере решения политических вопросов . Внимательное изучение первоисточников свидетельствует о том, что правовом отношении женщины-таджички до установления Советской ласти были унижены. Существующие законы не защищали интересы сенщины, она не имела право принимать участие в государственном управлении и общественной жизни, фактически женщина-таджичка находилась вне политики.

Следует отметить, что правовые нормы, посвященные женщинам вытекали из Корана, шариата и адата. В сборнике «Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана» по этому поводу отмечается следующее: «Священная книга» (Коран) и действовавший на ее эснове свод законов о правовых отношениях мусульман (шариат), а также эбычное право (адат) узаконивали бесправное положение женщин в семье л обществе»1.

В трудах дореволюционных ученых, как и авторов советского периода, много внимания уделено исследованию проблемы семейно-брачных угношений. Особенно ценными являются труды известных русских исследователей-востоковедов В.В.Бартольда, А.А.Бобринского, А.А.Семенова, М.С.Андреева, Г.А.Арандаренко и многих других, посвященных юпросам этнографии, семейно-бытовым отношениям, положению жен-цин в обществе и семье, на основе материалов экспедиций они отмечали, іто в семейно-брачных отношениях существовало неравенство между кенщиной и мужчиной, девочек выдавали замуж в раннем детстве, а в -орных районах в 12 лет .

Разработка проблемы женщин Таджикистана в годы войны

В 2000 году прогрессивное человечество мира широко отметили 55 годовщину со дня победы над фашизмом. Война нанесла огромный моральный и материальный ущерб народам европейских стран и, особенно, народам бывшего Советского Союза.

Известно, что в XX столетии произошли две мировых и множество локальных войн, которые унесли жизнь миллионов невинных людей. Вот почему, сегодня народы планеты всё больше объединяются и хотят, чтобы в XXI веке прочно торжествовал мир на земном шаре.

Таджикистан, являясь неотделимой частью СССР, в годы Великой Отечественной войны внес весомый вклад в дело разгрома фашизма. С первых дней войны сыны и дочери Таджикистана героически сражались на фронтах воины и мужественно трудились в тылу под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»

Безусловно, исследование и обобщение героической борьбы Советского народа в годы Великой Отечественной войны имеет актуальное значение. Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими факторами: во-первых, изучение истории Великой Отечественной войны подтверждает, что фашизм является опасным врагом всего человечества, поэтому необходимо постоянно бороться за мир и его укрепление; во-вторых, после распада СССР, Таджикистан стал независимым государством, где более 70 процентов населения составляет молодежь, поэтому возрастает необходимость усиления военно-патриотического воспитания; в-третьих, всестороннее изучение и обобщение подвигов посланцев

Таджикистана на фронтах Великой Отечественной воины окажет практическую помощь вновь созданным вооруженным силам республики Таджикистан в усилении воспитательной работы среди военнослужащих. И, наконец, трудовые подвиги женщин в тылу в годы воины безусловно и ныне вдохновляют тружениц Таджикистана на достижение высоких производственных показателей, во имя дальнейшего укрепления обороноспособности страны и мира на планете.

Ученые республики внесли весомый вклад в изучение и издание обобщающих трудов по истории таджикского народа в годы Великой Отечественной войны. Академик Р.М.Масов одним из первых в статье «Таджикистан в годы Великой Отечественной войны (Историографический обзор)» определил периодизацию вопроса. Так, он пишет, что «В историографии Таджикистана военных лет выделяется два этапа, первый этап (1945-1960 гг.) характеризуется усиленным сбором материалов: архивных, периодической печати, опросных данных и т.д. ... Были защищены ряд кандидатских диссертаций. Так, в 1953 г. была защищена первая в республике кандидатская диссертация, посвященная участию таджикского народа в Великой Отечественной войне1. В 1954 г. были опубликованы научные статьи Б.Искандарова, А.Рустамова и Л.П.Сечкиной2. Затем были защищены еще три диссертации3 и опубликован ряд статей, второй этап начинается с 1960 г. и продолжается по сей день. Он характеризуется выходом в свет монографических исследований, посвященных ратному и трудовому подвигу таджикского народа в дни войны»4.

Эту периодизацию поддерживают доктор исторических наук Л.П.Сечкина и кандидат исторических наук Махмадазим Бобохонов .

Доктор исторических наук С.Рахимов придерживается точки зрения ученых союзного масштаба, которые историографию историко-партийной литературы Великой Отечественной войны делят на три периода: первый - 1941-1945 гг.; второй - с 1946 года до средины 60-х годов и третий - с середины 60-х годов до настоящего времени3. По нашему мнению, такая периодизация логична, но ее следует научно обосновать. Так, автор пишет: «Второй период (1946-1956 гг.) характеризуется более планомерной научной организацией работы, массовой подготовкой специалистов и формированием научных коллективов, способных разрабатывать проблемы Великой Отечественной войны, наиболее известные ученые начали заниматься разработкой проблемы Великой Отечественной войны»4. Такой вывод может быть приемлем в союзном масштабе, но не условиям Таджикистана т.к., во-первых, трудно сказать, что в это время проходила «массовая подготовка специалистов и формировались научные коллективы»; во-вторых, в республике разработкой проблемы войны в этот период занимались в основном молодые ученые: и, в-третьих, в 1946-1956 гг. количество выполненных и изданных работ по теме «Таджикистан в годы Великой Отечественной войны» являлось незначительным . Капитальные труды были написаны и опубликованы после 1956 года, в частности вышли из печати монографические исследования Л.Д.Сечкиной, Дж.Усманова6 и др.

Внимательное изучение опубликованных и неопубликованных работ на материалах Таджикистана даёт нам основание внести следующую периодизацию историографии Великой Отечественной войны. Первый период - 1941-1956 гг.; второй период - 1956-1990 гг.; третий период - с 1991 года по настоящее время.

Следует отметить, что каждый период как по содержанию, разнообразию тематики, так и по публикации материалов резко отличаются друг от друга. Необходимо считаться с тем фактом, что XX съезд партии (1956 г.) не только принял решение по дальнейшей демократизации советского общества, но способствовал тому, что исследователи получили доступ к архивам1, особенно к так называемым «секретным» документам.

По рекомендации партийных органов после войны при Институте истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР «была создана Комиссия по истории Великой Отечественной войны, которая приступила к сбору материалов, опросу очевидцев событий - фронтовиков и тружеников тыла .

Благодаря работе этой комиссии, как в периодической печати, так и в коллективных сборниках появились первые научные статьи, посвященные истории Таджикистана в годы Великой Отечественной войны. Так, в сборнике статей «Материалы к истории таджикского народа в советский период» были опубликованы первые научные статьи А.Рустамова, Б.Искандарова, Л.Сечкиной, посвященной воине . В предисловии к сборнику, наряду с успехами, академик Б.Гафуров пишет и о недостатках этих работ. В частности, отмечается следующее: «У многих авторов не хватает умения находить характерные факты, относящиеся к истории изучаемого ими периода, умения отделять главное от второстепенного. В большинстве работ данного сборника не видно глубокого анализа и обобщения собранного материала.

Освещение производственной деятельности женщин в научной литературе

После завершения Великой Отечественной войны женщины Таджикистана принимали самое активное участие в восстановлении народного хозяйства. Несмотря на демобилизацию и возвращение мужчин в народном хозяйстве республики по прежнему женщины являлись главной рабочей силой.

Внимательное изучение первоисточников, а также опубликованной литературы свидетельствует о том, что женщины республики как и прежде, в годы восстановления народного хозяйства, показывали трудовые подвиги и внесли конкретный вклад в досрочное выполнение задач послевоенного периода.

Несмотря на то, что до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные вкладу женщин Таджикистана в послевоенный восстановительный период, всё же некоторые аспекты данного вопроса нашли свое освещение в трудах историков, а также в работах и выступлениях партийно-советских активистов. Так, например, история женщин республики в послевоенные годы нашла отражение прежде всего в книгах, посвященных женскому вопросу1, в исследованиях, освещающих деятель-ность общественно-политических организаций , в статьях, опубликованных в журналах и сборниках3.

Роль женщин республики в борьбе за восстановление народного хозяйства нашла освещение в книге секретаря ЦК КП Таджикистана С.А.Халиковой «Женщины Советского Таджикистана». Автор, в популярной форме на основе фактического материала показывает вклад женщин в досрочное выполнение задач послевоенной пятилетки. Фактически это первая попытка обобщения деятельности женщин в сфере производства и культуры в послевоенные годы.

Однако, необходимо отметить, что наряду с положительными моментами, работа имеет следующие недостатки: во-первых, автор не раскрывает теоретические аспекты вопроса: во-вторых, работа написана для женского актива и использованные фактические материалы не подвергнуты научному анализу. Введенные в оборот факты и цифры, в особенности касающиеся хлопководства, в некоторых случаях являются не точными. Так, автор отмечает, что «...Тухта Пулатова, звеньевая колхоза «Кзыл Таджикистан», Ворошиловоградского района, вырастив и собрав в 1948 году по 63 центнера хлопка с гектара...»1 Несмотря на недостатки данные, приведенные в этой работе, окажут определенную помощь в написании научной истории женщин республики.

В честь 20-летия Таджикской ССР был подготовлен и издан сборник научных статей, где специальная глава посвящена женщинам республики. Она написана в популярной форме и раскрывает славный путь женщин Таджикистана за годы Советской власти. Особое внимание в ней уделено общественно-политической активности тружениц в послевоенные годы. В сборнике отмечается, что возросла роль женщин в общественно-политической жизни республики. В частности, пишется, что «9 женщин-таджичек являются депутатами верховного Совета СССР. Среди них: передовая учительница Мамлакат Исмаилова, начальник цеха швейной фабрики Икбол Нормурадова, колхозница - мастер высоких урожаев Робия Салихова, председатель Кулябского райисполкома Гавхар Шарипова и ряд других. 86 женщин избраны депутатами верховного Совета Таджикской ССР, в местные советы избрано 4000 женщин. Много женщин выдвинуто на руководящую работу в партийных и советских органах. 18 женщин работают секретарями райкомов, горкомов партии, 23 женщины являются председателями и заместителями председателей райисполкомов» .

Хотя книга была подготовлена Госпланом республики, однако в ней допущены серьезные ошибки, в частности по приведенным фактам и цифрам. Так, пишется, что в 1948 году звено Героя Социалистического труда Х.Шириновой сдало по 105 центнеров с гектара, а бригада Героя Социалистического Труда из колхоза им. Ильича Кулябского района Зебо Гадоевой по 75 центнеров хлопка с гектара . Такие ошибки в цифрах допущены и по другим отраслям народного хозяйства.

В содержательной статье кандидата исторических наук В.А. Казач-ковского, посвященной обобщению борьбы трудящихся Таджикистана в выполнении послевоенной пятилетки, наряду с положительными моментами, имеются следующие недостатки: во-первых, автор, не раскрывая основные задачи восстановления народного хозяйства, показывает лишь развитие промышленности, сельского хозяйства и культуры; во-вторых. фактически не затрагивается женская проблема. Ради справедливости необходимо отметить, что лишь на стр.458 автор приводит один пример: «В 1950 году по сравнению с 1940 годом... число женских и детских кон-сультаций увеличилось на 64 процента» .

История женщин Таджикистана в послевоенный период нашла свое дальнейшее научное освещение в трудах, изданных в 50-60-х годах, данная проблема подвергалась научному анализу и обобщению как в работах, посвященных истории Таджикистана, так и в общих трудах, исследующих женский вопрос.

В монографии И.М.Скоробогатова «Компартия Таджикистана в послевоенный период» на основе большого фактического материала освещена деятельность партийных организаций республики по перестройке народного хозяйства в условиях перехода на мирные рельсы, мобилизация трудящихся на успешное выполнение четвертого послевоенного пятилетнего плана. В книге приведено много примеров о вкладе женщин республики в досрочное выполнение принятых обязательств. Так, автор пишет, что «В послевоенные годы армия женщин-тружениц, занятых в различных отраслях народного хозяйства, самоотверженно боролась за досрочное выполнение пятилетки. За выращивание высоких урожаев хлопка 41 труженице было присвоено звание Героя Социалистического труда, около 1500 женщин-колхозниц за последние три года были награждены орденами и медалями... В 1949 году работницы Ленинабадского шелкокомбината - мотальщицы Зайтуна Хабирова, Хамида Ахунова, Тута Ишанова, ткачихи Ибрагимова, Володина, Шалиева и др. работали в счет 1951-1953 годов»1.

Важно отметить, что автор, опираясь на первоисточники отмечает о недостатках и упущениях. В частности, пишет, что имелось немало женщин, особенно в горных и высокогорных районах республики, которые были неграмотными, а также женщин, не освободившихся от пережитков прошлого» .

В монографии И.М.Скоробогатова комплексно освещены отдельные аспекты народного хозяйства, культуры и воспитания граждан Таджикистана, однако в ней не нашли освещение такие вопросы, как деятельность женотделов партийных организаций, женской молодежи, упущены вопросы состояния общей и политической культуры женщин республики в послевоенный период.

Проблема женщин республики в послевоенный период нашла освещение в брошюре секретаря ЦК КП Таджикистана Н.Зариповой «Женщины солнечного Таджикистана»1. Автор в популярной форме освещает следующие вопросы: вклад женщин в восстановление народного хозяйства, их участие в сфере культуры и управлении государственными делами. Определенный интерес представляют приведенные данные о подготовке женских кадров, повышении их политического уровня, а также заботе о матери и ребенке. В работе отмечается, что в послевоенные годы особое внимание было уделено развитию сети дошкольных учреждений. Так, в начале 50-х годов в республике действовали 128 детских садиков, 331 постоянно действующих ясель и 1521 сезонных ясель в колхозах . Упущением брошюры является то, что автор умалчивает о таких негативных явлениях, как самосожжение женщин и девушек, выдача несовершеннолетних девушек замуж, слабое выдвижение женщин на руководящие партийные и советские работы.

Похожие диссертации на Историография проблемы женщин Таджикистана