Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения Шиллер Вадим Викторович

Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения
<
Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шиллер Вадим Викторович. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Кемерово, 2004.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 61 04-7/1098

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Историография проблемы. источники и методика иследования процессов этноконфессионального взаимодействия 9

1.1. Историография проблемы 9

1.2. Источники, характер, информационная емкость, приемы первичной обработки. 14

1.3. Методика исследования 31

1.3.1. Методы реконструкции социально-демографической структуры религиозных объединений 31

1.3.2. Основные принципы и этапы выборочного исследования 45

1.3.3. Методика изучения процессов межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений 51

ГЛАВА 2. Процессы этноконфессионального взаимодействия в регионе во 2-й пол. XIX - начале XX вв внутренняя структура религиозных объединений 56

2.1. Этноконфессиональная структура и проблемы взаимодействия по выборочным полигонам Мариинского уезда Томской губернии во 2 пол. XIX - нач. XX... 56

2.2. Этноконфессиональная ситуация в регионе в 20-60 гг. XX в. Структура общин и система расселения 75

2. 2.1. Общая ситуация 75

2.2.2. Система расселения, территориальных связей и внутренняя структура общин 81

2.3. Половозрастная структура, система управления и миссионерская деятельность религиозных общин 95

2.3.1. Демографическая структура 95

2.3.2. Система управления религиозных общин в 20-60-е гг 102

2.3.3. Миссионерская деятельность общин в 20-60-е гг 113

ГЛАВА 3. Процессы этноконфессионального взаимодействия в советский период и их трансформация под воздействием государственной политики. современная ситуация 119

3.1. Взаимоотношение общин с органами власти: факторы воздействия и последствия 119

3.2. Этноконфессиональное взаимодействие в 20-60 - е гг 127

3.3. Движение баптистов - "инициативников", как показатель трансформации системы этноконфессионального взаимодействия 142

3.4. Современное состояние религиозных объединений. Взаимоотношения с государством и РПЦ и проблемы межконфессионального взаимодействия 149

Заключение 168

Список использованных источников и литературы 173

Приложение 197

Список информаторов 308

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследование истории этноконфессио-нального взаимодействия на уровне отдельных регионов России приобрело особую актуальность в связи с теми проблемами, с которыми столкнулись органы исполнительной власти со сменой религиозного законодательства и изменением конфессиональной обстановки. Россия в настоящее время стала восприниматься со стороны руководства зарубежных конфессий как «благодатное поле» для проведения миссионерской работы, которая получает активную финансовую поддержку со стороны десятков международных фондов. В результате как по России, так и по Сибири увеличивается количество конфессий, происходит рост числа верующих. В связи с миграционным оттоком части населения (немцы, евреи, украинцы) на "историческую родину" региональная конфессиональная структура также претерпевает изменения. Это определяет трансформацию системы взаимоотношений между действующими конфессиями, которая во многом остается латентной (скрытой) для органов исполнительной власти на местах. В этих условиях возникает проблема определения курса региональной политики с учетом динамично меняющейся обстановки.

Во многом эта проблема осложняется несовершенством действующего законодательства. Только за 90-е гг. прошедшего столетия было принято два закона о свободе вероисповедания (1990, 1997 гг.). Закон, принятый в 1997 г., серьезно ограничивая в правовом отношении ряд конфессий, отдавал приоритет русской православной церкви (РПЦ). Ее руководство восприняло этот закон как своеобразную, хотя и незначительную победу над "сектантством", правовую основу для регуляции взаимоотношений между самой РПЦ, региональной властью и конфессиями - как действующими, так и появляющимися. В рамках этого закона было принято несколько попыток провести через органы региональной исполнительной власти ряд нормативных актов, ограничивающих деятельность "сектантов", которые в целом остались безуспешными, оказывая негативное в целом воздействие на взаимоотношения как между руководством конфессиями, так и верующими.

Степень изученности темы. Проблемы этноконфессионального взаимодействия до сих пор не стали предметом пристального изучения историков и этнографов. В дореволюционный период деятельность религиозных объединений изучалась достаточно большим кругом авторов, к числу которых относятся историки И. Юзов, А. С. Пругавин, В. И. Ясевич-Бородаевская и др. Источниковой базой их исследований послужили материалы периодических изданий, полевых исследований авторов (преимущественно результаты наблюдений за деятельностью и внутренней жизнью тех или иных конфессий, а также рукописные материалы, где излагались основы вероучения отдельных конфессий), в отдельных случаях следственные дела "раскольников" и материалы РПЦ (отчеты миссионеров "внутренней миссии"). Основным объектом

ГОС. иЛЦИОПАЛЬНАЯ

бмьямоієкл

исследования выступали как «раскольники» (старообрядцы и представители русских рациональных сект - христововеры, духоборцы, молокане, скопцы), так и «секты» западного происхождения - баптисты, адвентисты седьмого дня и прочие. К недостатку работ этих исследователей следует отнести излишнюю идеализацию «сектантства», которое они рассматривали как самое прогрессивное явление в российской жизни1.

Одним из наиболее серьезных исследователей истории конфессий в дореволюционный период был соратник В. В. Ленина - В. Д. Бонн - Бруевич. В период 1901-1902 гг. в Лондоне им были опубликованы «Материалы к истории и изучению религиозного сектантства» в четырех выпусках, а в течение 1908-1916 гг. в России вышло еще шесть выпусков материалов2. Их основу составили рукописные подлинники сочинений «сектантов». Автор объяснял многообразие сектантских течений как результат социальной дифференциации сектантов. Взаимоотношения, в форме столкновений, между конфессиями рассматривал как проявление исключительно межклассовых противоречий. К общим недостаткам его работ следует отнести выявление ложной, на наш взгляд, взаимосвязи между вероучениями тех или иных конфессий и классовой принадлежностью их носителей, а также политической ориентацией руководящего состава. Отсюда и желание видеть в «рациональных сектах» молоканов, духоборцев, баптистов и других готовые ячейки социалистического общества. При этом сфера этнических интересов представителей противоборствующих конфессий, этноконфессиональная политика, проводимая государством, оставались за пределами внимания.

В советский период историки выполняли социальный заказ. Их основной задачей являлось обоснование внутренней ущербности религиозного мировоззрения в условиях строительства новой жизни. Большая часть опубликованных работ этого периода носит агитационно-информативный антирелигиозный характер. Публиковавшиеся брошюры и монографии посвящались, как правило, одной или нескольким конфессиям, относящимся к одному (преиму-

'Ясевич-Бородаевская В. Н. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки. - СПб, 1912.; Пругавин А. С. Значение сектантства в русской народной жизни. - «Русская», 1881. Кн. 1.; Он же. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектанства. Вып. I. - М., 1906.; Вып. 2. - М., 1906.; Он же. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанствоч. - М., 1906.; Он же. Раскол внизу и раскол вверху. - М., 1907.; Бондарь С. Д. Современное состояние русского баптизма. - СПб, 1911.; Он же. Адвентизм 7 дня. - СПб, 1911.; Юзов И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. -СПб, 1881. 2Боич-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. Т.1. - М., 1959.

щсственно протестантскому) направлению1. В них авторы основное внимание уделяли истории тех вероисповеданий, которые явились объектом исследования, используя в качестве информационной основы работы дореволюционных историков. Для иллюстрации современного им состояния религиозных объединений использовались материалы печати, а также, в ограниченном объеме, данных ОГПУ и областных управлений КГБ2. В число авторов, работавших в это время, входят: Н. М.Никольский, Ф. М. Путинцев, Л. Долотов, П. Л. Кау-шанский, Л. Т. Москаленко и др. Наиболее серьезными работами советского периода по истории религиозного сектантства по праву считаются монографии А. И. Клибанова3. Он провел достаточно основательные исследования по истории появления "сектантства", внутренней структуры (половозрастной, образовательной, социальной и проч.) современных ему религиозных общин. При написании работ этим автором была использована обширная источниковая база: статистические данные, сообщения местных и центральных органов власти, доклады и резолюции священнослужителей, отложившиеся в центральных и местных архивах, а также полевые материалы трех тамбовских экспедиций, проходивших под его руководством. Целью работ А. И. Клибанова было рассмотрение зарождения и развития религиозного «сектантства» в России. В них встречаются эпизоды о взаимодействиях в виде заимствований ве-роисповедальных элементов одной конфессиональной группой у другой, а также в форме прозелитизма (перехода из одной конфессии в другую). Последний рассматривался как итог межклассовых противоречий. Но при достаточно высоком уровне проводимых исследований его основной задачей являлся анализ несостоятельности религиозной идеологии. Кроме того, им не всегда корректно использовались методы демографии. Для приведения системы доказа-

1 Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск, 1930.; Путинцев Ф. М. Политическая роль и тактика сект. - М., 1935.; Крестьянинов В. Ф. Меннонигы. - М, 1967.; Белов А. В. Адвентизм. - М, 1968.; Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск, 1978.; Он же. Пятидесятники. - М., 1966.; Бартоше-вич Э. М., Борисоглебский Е. И. Свидетели Иеговы. - М., 1969.; Коник В. В. «Истины» Свидетелей Иеговы. - М., 1978.; Валисевич И. С. Религиозные секты баптистов и иеговистов. - Иркутск, 1958.; Каушанский П. Л. Идеология и деятельность протестантских сект. - Кемерово, 1965.; Мчедлов М. П. Под сводами собора Св. Петра. - М., 1964.; Он же. Эволюция современного католицизма. - М., 1967.; Он же. Современная борьба идей и религия. - М., 1977.; Костенко Н. А. Реакционная сущность идеологии и деятельности протестантских сект в Сибири: Автореферат дисс... канд. философских наук. - Томск, 1967.

2Долотов А. Указ соч.; Каушанский П.Л. Указ. соч. и др.

3Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. - М, 1965.; Он же. Религиозное сектантство и современность. - М., 1969.; Он же. Из мира религиозного сектантства. - М, 1974.

тельств того, что «сектантство» себя изживает, возрастная структура верующего населения сопоставлялась с половозрастной структурой регионов по возрастным группам в 20 - 30 - летнем интервале1, а не 1-5-летнем, как принято в демографии.

Если учесть территориальный охват, то следует отметить и то, что из упомянутых авторов работы только Л. Долотова, П. Л. Каушанского, Н. А. Костенко и В. Ф. Крестьянинова посвящены анализу конфессиональной обстановки в Западно - сибирском регионе. В большей мере учеными была охвачена европейская часть России, Украина, Белоруссия. И здесь ведущую роль в изучении конфессиональной структуры этих регионов сыграл А. И. Клибанов, впервые использовавший выборочный метод и технику социологических исследований в 60-е гг. прошедшего столетия. К сожалению, методики исследования и техника обработки материалов опубликованы не были. Тем не менее, по его монографиям прослеживается, что в основном использовались такие технические приемы как расчет средних арифметических и частот распределения (в процентах). В целом, в советский период внимание ученых акцентировалось преимущественно на одной конфессии, система взаимоотношений с другими оставалась, как правило, за пределами внимания.

Новый этап в исследовании проблематики относится к началу 90-х гг. прошлого века. В большей степени он был связан с политическими изменениями, происходящими в СССР и серьезным расширением источниковой базы, открытой для исследователей. Благодаря краткосрочному и ограниченному рассекречиванию архивов КПСС и КГБ все же появился ряд работ, посвященных проблемам положения верующих в СССР, взаимоотношениям религиозных объединений с государственными органами. К ним следует отнести по европейской части России книги Л. Н. Митрохина, по Западной Сибири в целом монографию Л. И. Сосковец, по Кемеровской области - диссертационную работу А. В. Горбатова и др.2. К несомненным достоинствам этих исследований можно отнести отказ от аксиологического подхода, используемого совет-

Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. - М., 1969. - С. 82, 85, 100. 2Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.): Дисс... канд. ист. наук. - Кемерово, 1996.; Митрохин Л. И. Баптизм: история и современность. - СПб, 1997.; Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века. - Томск, 2003.; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). - М., 1999.; Коголь Т. Н. Русская православная церковь и государство в 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири): Автореферат дисс...канд. ист. наук. - Томск, 1995.; Белоглазов М. Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917-1925): Автореферат дисс.каид. ист. наук. - Томск, 1992. и др.

скими историками при изучении религиозных объединений. Кроме того, данные работы отличаются от большинства монографий предшествующего периода широким использованием фактов взятых из документов КГБ, уполномоченных Совета по делам религиозных культов и т.д. Но, базируясь преимущественно на описательных источниках, эти труды носят отчасти поверхностный характер и в какой - то мере повторяют ошибку дореволюционных историков. Если в советское время, как правило, «сектантам» давалась негативная оценка, то указанные авторы начинают их идеализировать. Во многом спорными представляются отдельные положения и выводы, сделанные томской исследовательницей Л.И.Сосковец в монографии «Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века». Опираясь в основном на материалы уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР, носящие описательный характер, она проанализировала причины выхода в 1958 г. немецкой группы верующих из состава общины ЕХБ г. Осинники. Его основную причину автор сводила к протесту немцев против существующего запрета проводить в рамках общины самостоятельные собрания на родном языке. Игнорировались напряженные межэтнические отношения между русскими и немцами, типичные не только для данной общины, которые к тому же были значительно усилены экономическим фактором. Из зарубежных исследователей следует отметить В. Заватски, монография которого, написанная на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, в том числе рукописных подлинников и отпечатанных на ризографе документов лидеров и участников движения «инициативников», посвящена протестанстским конфессиям «евангелического» направления (евангельским христианам, баптистам, пятидесятникам, меннонитам)1. В целом, в постсоветской историографии проблемы межконфессионального и межэтнического взаимодействия практически не рассматривались.

Отдельно следует отметить и уровень разработанности проблематики в этнографической литературе. Она оставалась фактически незатронутой в связи со сложившейся традицией анализа конфессиональной составляющей духовной культуры одного из этносов в отрыве от других. К числу исследований, в которых в той или иной степени затрагивается конфессиональная структура этнических трупп Западно-сибирского региона, следует отнести работы С. В. Соколовского, диссертацию Т. В. Савраниной, посвященную изучению этни-

'Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй Мировой войны. - М, 1995.

ческого и конфессионального состава немцев, монографии по этногенезу и этнической истории немцев Т. Б. Смирновой и др.1. Труды указанных этнографов базировались преимущественно на этнографическом материале, который носит в основном описательный характер и не позволяет проводить глубокие по уровню проработки исследования. В работах С. В. Соколовского конфессиональная составляющая выступала в качестве основы сохранения этнического самосознания сибирских немцев-меннонитов. Омская исследовательница Т. В. Савранина в диссертационной работе изучала иерархичность этнического самосознания и выделяла группы в рамках немецкого этноса, обитающего на территории Западной Сибири. В качестве одной из групп она рассматривала меннонитов, у которых более чем за столетие проживания на территории Сибири произошла смена конфессиональной принадлежности. Став баптистами по вероисповеданию, они сохранили название «меннониты» для обозначения своей национальности. Акцентирование внимания на одной этнической группе не позволило авторам рассматривать процессы собственно этноконфессио-нального взаимодействия.

Таким образом, проблема этноконфессионального взаимодействия осталась практически не разработанной в отечественной историографии. Работ, где изучение процессов этноконфессионального взаимодействия, а также детерминирующих факторов ставилось в качестве специальной задачи, фактически нет. Традиционно как в дореволюционной, так в советской и постсоветской историографии историки, изучая деятельность конфессиональных объединений на территории не только Сибири, но и европейской части России,

Соколовский С. В. Брачная структура алтайских меннонитов // Полевые исследования Института этнографии 1983. - М., 1987. - С. 66-71.; Он же. Меннониты Алтая: устойчивость этноконфессиональной группы в условиях перманентной миграции // Этносоциальные проблемы сельских миграций. - М, 1990. - С. 125-139.; Он же. Дем как объект управления в системе мер демографической политики (на примере сельского населения Алтая). // Демографическое развитие Сибири: прикладные и теоретические аспекты. -Новосибирск, 1987. - С. 133-140.; Смирнова Т. Б. Немцы Сибири: этнические процессы. -Омск, 2002.; Она же. Немцы Сибири: этнические процессы и этнокультурное взаимодействие. - Новосибирск: Изд-во ИаиЭТ СО РАН, 2003.; Савранина Т. В. Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины: Дисс... канд. ист. наук. -Омск, 1996.; Шерстова Л. И. Конфессиональный фактор формирования этнической группы алтай - кижи // Субэтносы в СССР: сб. научных трудов. - Л., 1986. - С.84 -91.; Она же. Конфессиональный аспект формирования этноса (на примере алтай - кижи) // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. -Уфа, 1989. -С.91-93. и др.

их этическую составляющую игнорировали. Основным объектом исследования выступал достаточно ограниченный перечень конфессий, что не позволяло исследователям ставить в качестве предметной области именно процессы взаимодействия. Этнографы, уделяя внимание одной этнической группе (или этносу), проблемы межэтнических (не говоря уже о межконфессиональных) взаимоотношений практически не касались.

Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования была определена этноконфессиональная ситуация в Сибири в динамике изменения в конце ХК-ХХ вв. Предметом исследования являются процессы этноконфессио-нального взаимодействия на территории Кемеровской области и отношение к конфессиям органов исполнительной власти и Русской православной церкви.

Цель и задачи. Основной целью исследования являются - отбор и формирование комплекса методик, позволяющих провести анализ этноконфес-сионального взаимодействия, выявить детерминирующие факторы, оказывающие на него воздействие на региональном уровне на разных исторических этапах.

Дня достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1.Введение в научный оборот нового корпуса источников, позволяющих описать детерминанты этноконфессионального взаимодействия, проведение анализа их информационной емкости и репрезентативности.

2.Систематизация методик, прошедших апробацию в исторической науке при обработке массовых источников.

З.Апробация методик на конкретном материале. Отбор параметров анализа. Реконструкция на этой основе демографической, социальной, образовательной, этнической структур религиозных общин, структуры занятости ее членов. Анализ системы расселения верующих.

4.Оценка характера взаимодействия этноконфессиональных (т.е. замкнутых в этническом отношении) и конфессиональных (полиэтничных) общин.

5.Определение общих тенденций изменения курса политики государства и его воздействия на этноконфессиональную обстановку.

Хронологические рамки охватывают конец XIX в. - начало XXI вв. Выбор нижней грани определяется завершением этапа формирования этноко-фессиональной структуры после миграционной волны 60-90-хх гг., просуществовавшей неизменной в этническом и конфессиональном отношении вплоть до середины 20-х гг. XX в. Выбор верхней хронологической грани исследования обусловлен материалами полевых исследований (1999-2003 гг.)

Территориальные рамки исследования во многом определяются границами современной Кемеровской области (образована в 1943 г.) Территориально в конце XIX- 1925 г. она входила в состав Томской губернии, в период 1925-1930 гг. - Сибирского края, 1930-1937 гг. - Западно-сибирского края и 1937-1942 гг. - в состав Новосибирской области.

Методологической основой являются принципы системного подхода.

Он реализуется в анализе этноконфсссиональной обстановки в качестве динамично меняющейся системы взаимоотношений между конфессиями под воздействием государственной политики и текущих демографических процессов. Этнокоифессиональная структура региона в данном контексте рассматривается через анализ территориальных и функциональных связей между руководством религиозными объединениями. Принцип иерархической соподчиненности анализируемых подсистем (религиозных общин) реализуется на уровне анализа системы собственно межэтнических взаимоотношений.

Методики исследования определяются как характером использованных массовых источников так и решаемыми задачами. При реконструкции демографической, социальной, образовательной, этнической структур религиозных общин, структуры занятости ее членов использовались методы описательной статистики и демографии. При оценке характера взаимодействия этноконфессиональных и конфессиональных (полиэтничных) общин в динамике изменения применялся историко-сравнителъный метод. В отдельных случаях, при оценке тенденций развития отдельных религиозных объединений и изменения курса государственной политики по отношению к ним - сравнительно-генетический метод. Ограниченность временных и финансовых возможностей предопределила и активное использование выборочного метода. Комплекс методик был разработан и апробирован в соответствии с планом научных работ группы этносоциального мониторинга лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Института угля и углехимии СО РАН (ЛЭЭГ ИУУ СО РАН-КемГУ), проводимых по заданию Департамента национальной политики и общественных отношений Администрации Кемеровской области.

Источниковая база. Помимо историографических источников, нами были использованы: а) законы и нормативные акты, регулирующие деятельность религиозных объединений и определяющие правовой статус отдельных этнических групп; б) неопубликованные источники восьми фондов, отложившиеся в Государственном архиве Кемеровской области; в) материалы, полученные в процессе полевых работ пяти экспедиционных сезонов (1999-2003 гг.) и зафиксированные в трех полевых дневниках автора. Использованные в процессе исследования источники были разделены на пять групп. Группировка производилась по степени их значимости для решения поставленных задач. В соответствии с принципами системного подхода нормативные источники нами были отнесены к последней группе, так как конфессиональная политика рассматривалась нами не как отдельный объект исследования, а как детерминирующий фактор воздействия на систему межконфесиональных отношений в регионе.

Кпервой группе нами отнесены первичные статистические материалы, позволяющие реконструировать половозрастную, социальную, образовательную (для советского периода) структуру, систему расселения верующих. Для дореволюционного периода к этой группе относятся метрические книги, отло-

жившиеся в фонде Д-60 Государственного архива Кемеровской области (ГАКО) и охватывающие промежуток времени 1883 - 1919 гг.

Для апробации методики статистической обработки дел, определения уровня репрезентативности и достоверности заложенной в них информации нами был использован выборочный метод. В силу исключительной высокой затраты времени и сил для отражения информационной емкости источника и методов его анализа нами в полном объеме была взята естественная выборка только по одной из проживающих на территории современной Кемеровской области этноконфессиональных групп (евреям). Частично использовались метрические книги по двум общинам поляков - католикам (г. Мариинска и с. Бо-роковское Мариинского уезда). Кроме этого, по сопоставимым хронологическим срезам была сделана выборка и по православной общине г. Мариинска.

При статистическом анализе определилась в полной мере информационная емкость источника, практически не использованного в полной мере в отечественной историографии по данной проблематике. Источник несет информацию по следующим параметрам, позволяющим выйти на уровень статистически обоснованного анализа:

количество и характер заключаемых браков, включая межэтнические и межконфессиональные;

рождаемости и смертности, что дает нам возможность рассчитывать необходимые демографические коэффициенты;

распределение состава конфессий по населенным пунктам, скоррелирован-ное с полом, возрастом, социальным статусом (дворяне, мещане, крестьяне, купцы)

Для апробации методик все данные по рождениям, бракосочетаниям и смертям, были переведены в электронную форму. В результате нами был сформирован фактически новый (вторичный) источник, ориентированный на многократное использование и позволяющий в дальнейшем выстраивать генеалогические древа ряда фамилий и демографические пирамиды по ряду хронологических срезов.

Выход на возможность мониторингового по характеру исследования дает возможность не только рассчитывать базовые демографические коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, фертильности, иждивенцев, но и построения гистограмм и полигонов, позволяющих в будущем проводить корреляцию между социально-экономическими, этническими и конфессиональными процессами. При всех достоинствах данный источник имеет некоторые пределы в использовании для изучения демографических процессов, так как даже в сгруппированном виде данные не позволяют типологизиро-вать семьи по типам сложности.

По советскому периоду к этой группе источников относятся Полные списки верующих православных, мусульман, старообрядцев, протестантских общин и групп, отложившихся в фондах Р-18 и Р-964 Государственного архива Кемеровской области (ГАКО) и охватывающих период 1925-1963 гг. Следует

отметить, что название по отдельным годам и конфессиям варьируется. Эти списки составлялись или руководителем или секретарем общин для предоставления в административные органы (в 20-30-е гг.) и уполномоченным по делам религиозных культов при Кемеровском облисполкоме (40-60-е гг.). По каждому из верующих указывались: фамилия, имя, отчество; год рождения (или возраст); национальность и гражданство; судимость (лишение избирательских прав); место и дата крещения; время приезда в область и место выбытия; место работы и должность; образование, социальное происхождение и имущественное положение; адрес фактического места жительства; семейное положение и статус в общине. Фактически мы имеем дело с достаточно полным досье, позволяющим при фронтальной обработке источника выйти на целый ряд демографических и социально-экономических процессов.

По Кемеровской области за 20-30-е гг. этот источник был обработан нами в полном объеме. Списки были переведены нами в электронные таблицы Microsoft Exel 97, позволяющие проводить статистическую обработку данных (базовые параметры описательной статистики, расчет корреляционных показателей, регрессии, использование факторного анализа), а также копировать данные из таблиц Exel в таблицы программы многомерной статистики Statgraphics plus (кластерный, дискриминантный, канонический анализ и проч.). В общей сложности в базу данных было внесено более 3000 фамилий.

Сюда же мы отнесли списки готовящихся к крещению, прибывших из-других регионов крещенных верующих, списки членов исполнительного органа и ревизионной комиссии в разные годы по общинам баптистов и евангельских христиан Щегловска (Кемерова), общинам Евангельских христиан-баптистов (в дальнейшем ЕХБ) гг. Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Осинников, Сталинска и п. Байдаевка.

Ко второй группе нами были отнесены обобщенные статистические материалы, содержащие сведения о количественном составе и распределении конфессий на территории населенных пунктов. По дореволюционному периоду использовхтись данные официальной статистики, отложившиеся в ряде Памятных книжек Томской губернии. Публикуемые в них таблицы содержали сведения: о конфессиях, находящихся на территории губернии в это вре-мя;данные о распределении их по уездам; сведения об общем числе представителей всех конфессий обоего пола.

Недостатками является: отсутствие сведений об этнической принадлежности носителей той или иной конфессии; высокий уровень обобщения и сложность территориальной привязки.

По советскому периоду в эту группу нами включены отчеты местных органов власти (окружных и районных администраций), сводные таблицы по всем действующим легальным и части нелегальным (не попавшим в сферу интересов КГБ) религиозным объединениям, составляемые уполномоченным Совета по делам РК при СМ СССР для представления в областной исполком и обком КПСС, а также в Совет по делам

РК при СМ СССР.

По современному срезу к этой группе относятся Сведения Управления Минюста по Кемеровской области о перечне религиозных организаций (кроме РПЦ), действующих с зарегистрированным уставом и нелегально.

Данная группа источников представляет достаточно большой интерес при корректировке информации об этноконфессиональном спектре и структуре религиозных объединений области в динамике. Это позволяет в будущем конкретизировать алгоритм выборочных исследований по отдельным конфессиям - с одной стороны. С другой, выйти на региональную специфику конфессиональных процессов в сравнении с другими регионами Сибири. Однако следует отметить, что для выявления собственно этнической составляющей процессы межконфессионального взаимодействия требуется привлечение следующей группы источников.

К третьей группе относятся описательные источники, содержащие данные о внутренней жизни религиозных объединений и системах внутриоб-щинного управления, а также отрывочные сведения о межконфессиональных и межэтнических взаимоотношениях верующих. Для советского периода в данную группу включены:

протоколы заседаний общих собраний общин баптистов и евангельских хри-

стиан г. Щегловска (Кемерова) за 1925-1936 гг. и общин ЕХБ гг. Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Осинников, Сталинска и п. Байдаевка за 1946-1958 гг.;

докладные записки Управления КГБ по Кемеровской области о деятельности

церковников и сектантов Кемеровской области;

докладные записки Управления КГБ по Кемеровской области о «разложенче-

ской деятельности» КГБ в отношении церковников и сектантов за период 1956-1966 гг.;

докладные записки Управления КГБ по Кемеровской области о работе цер-

ковников и сектантов среди молодежи;

отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной церкви и
религиозных культов при Совете Министров СССР по Кемеровской облас
ти о поездках по религиозным общинам и группам области,
охватывающие
1949-1963 гг.

В четвертую группу нами отнесены вторичные источники по результатам полевых исследований: полевые дневники и обобщенные в табличной форме материалы анкетирования общины харизматов "Примирение" г. Таш-тагола (август 2001 г.) и членов собраний Свидетелей Иеговы. В дневниках содержатся записи визуальных наблюдений, осуществляемых автором во время присутствия па богослужебных собраниях евангельских христиан-баптистов, харизматов, пятидесятников, Свидетелей Иеговы, специальных межобщинных конгрессов Свидетелей Иеговы. Кроме этого, в дневниках зафиксированы экспертные оценки священников РПЦ, священников Римско-католической церкви, пресвитеров, пасторов и проповедников общин ЕХБ,

Адвентистов седьмого дня (ЛСД), харизматов и пятидесятников. К другим материалам, собранным в ходе полевых работ, отнесены материалы анкетирования верующих харизматов и Свидетелей Иеговы. Всего для апробации методик было собрано и обработано около 50 анкет.

К пятой группе отнесены нормативно-правовые акты разного уровня. Для дореволюционного периода включены законы, опубликованные в 1 части XI тома Свода Законов Российской Империи и определяющие порядок устройства и условия функционирования "инославных" (католики, лютеране, менно-ниты, немецкие баптисты и проч.) и "иноверческих" (мусульмане, иудеи, буддисты и язычники) вероисповеданий. Сюда же мы отнесли акты, включенные в Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) законодательные акты, определяющие порядок и условия функционирования мусульманских общин, выборы раввина в еврейских синагогах, закон о ликвидации еврейских кагалов. По советскому периоду в эту группу были включены все нормативно-правовые акты советского времени, регулирующие как деятельность религиозных объединений, так и касающиеся отдельных этнических групп, подвергшихся репрессиям. В их число входят: Декрет СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"; Постановление ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях"; Конституция СССР 1936 г.; Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. "О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья"; Постановление СНК от 19 ноября 1944 г. "О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов"; Постановление СНК от 28 января 1946 г. "О молитвенных зданиях религиозных обществ"; Указ ВС СССР от 26 ноября 1948 г. "О запрете ссьшьным немцам, калмыкам и прочим покидать места поселения"; Постановление Президиума ЦК КПСС от 8 декабря 1955 г. "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении"; Постановление СМ СССР от 15 мая 1956 г. "О снятии ограничений по спецпоселению с членов семей украинских и белорусских националистов, освобожденных из ссылки на поселение"; Указ Президиума ВС РСФСР от 4 мая 1961 г. "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни"; По современному срезу в эту фуппу включены Законы СССР о свободе вероисповеданий за 1990 и 1997 гг. и Закон РСФСР о свободе вероисповеданий за 1990 г.

Данная группа источников нами использовалась для конкретизации правовой основы деятельности органов исполнительной власти по отношению к религиозным объединениям, определения общей направленности курса конфессиональной политики государства, т.е. факторов прямого воздействия на межконфессиональную обстановку в регионе.

Новизна исследовании определяется авторской концепцией причинно-следственных связей и предложенными индикаторами (демографическими, социально-экономическими) изменения этноконфессионалыюй обстановки в обследованном регионе. В научный оборот введен новый корпус массовых

статистических источников и использованы количественные методы для их обработки, что позволило нам реконструировать половозрастную структуру религиозных объединений и отразить ее в виде демографических пирамид, выявить основные социальные группы, входящие в их состав. На основании структурных изменений, происходящих в общинах под воздействием государственной политики, автор предложил собственную периодизацию церковно-государственных взаимоотношений. Впервые была проанализирована система этноконфессионального взаимодействия Кемеровской области за значительный промежуток времени.

Практическая-значимость диссертации заключается в формировании аналитических материалов для Администрации Кемеровской области о состоянии межэтнического и межконфессионального взаимодействия в районах со сложным национальным и конфессиональным составом, использовании экспресс-методик при проведении этнологических экспертиз в районах межэтнической напряженности (конфликтов), разработки спецкурсов по истории, а также формировании на основе ГИС-технологий тематических атласов по этническому и конфессиональному составу населения Кемеровской области.

Методы реконструкции социально-демографической структуры религиозных объединений

Для наглядной демонстрации демографических процессов мы использовали разработанные и прошедшие неоднократную апробацию в демографии половозрастные пирамиды. В нашем исследовании пирамиды выстраивались по трем хронологическим срезам, выбор которых был обусловлен имеющимися в наличии источниками. Информация, содержащаяся в метрических книгах (первая группа источников), позволяет рассчитать базовые демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, брачности и естественного прироста. Для построения половозрастных пирамид в «сыром» виде эти данные непригодны. Поэтому мы использовали составленные ранее карточки. На первом этапе были определены хронологические срезы, по которым будут выстраиваться пирамиды. При их выборе мы исходили из того, что срез должен быть обеспечен достаточным количеством материала, поэтому нами были взяты те годы, по которым: а) была лучшая сохранность источников; б) метрические книги, имелись за пять лет до и пять лет после выбранного среза.

При подсчете мы исключали мещан из других городов и крестьян, проживающих на территории сельских населенных пунктов, не входящих в состав Мариинского уезда. Нами был использован принцип «критического момента», используемого органами статистики при проведении всеобщих пере писей населения. Таким моментом был выбран 1 января. Подсчет по выбранному срезу (между срезами мы выдерживали 10-летний интервал) означал, что все умершие до 1 января (например, 31 декабря) или родившиеся 2 января нами не учитывались, поскольку на критический момент (1 января) их уже (или еще) не было. В то же время умершие 2 января нами вносились в данные, поскольку на «критический момент» они еще были живы. Так как в записях о рождении детей (явившихся для нас исходными при реконструкции структуры семей) у родителей возраст не фиксировался мы использовали метрические записи о бракосочетаниях, где отмечался возраст (полных лет) у жениха и невесты. В силу того, что они сохранились не полностью по некоторым из внесенных в карточки родителям данные по возрасту отсутствуют. Поэтому при построении половозрастных пирамид они не учитывались. Подсчитав удельный вес таких случаев, выяснилось, что он не превышает 12 %. При допускаемом в гуманитарных исследованиях проценте ошибки, равным 20 %, это отклонение можно считать незначительным. Полученные даты рождений сортировались по полу и возрасту, затем на основании полученных данных выстраивались пирамиды. По вертикали оси мы наносили данные по половозрастным группам (группировались данные по пятилетним интервалам); на левой стороне размещались данные по абсолютной численности мужчин, по правую женщин.

В демографии Ф.Бургдерфером были выделены типы возрастных структур, отражающие варианты процессов воспроизводства населения (быстрый рост, стагнация, убыль). Первый тип воспроизводства (пирамиды в виде правильного треугольника) характеризуется высокой рождаемостью, смертностью, низкой продолжительностью жизни. Второй (пирамида в виде колокола) — средней рождаемостью, чуть превышающей величины для замены родителей, высокой продолжительностью жизни, третий (в виде «перевернутой урны») — заметным старением населения, низкой рождаемостью, высоким удельным весом лиц старшего возраста, а коэффициентами брутто и нетто воспроизводства — за гранью восполнения (замене родителей), что обычно приводит к естественной убыли населения.

В процессе исследования мы строили половозрастные пирамиды по эт-ноконфессиональной группе иудеев и проводили расчет демографических показателей практикующийся в научных исследованиях. Ограниченность источника значительно сузила возможности расчета многих применяемых в демографии показателей (построение таблиц смертности, расчет коэффициентов брачности и проч.). Поэтому мы ограничились расчетом показателей, отражающих основные тенденции демографических процессов. К их числу нами были отнесены коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, фертильности и показатели, отражающие долю иждивенцев в половозрастной структуре населения.

В силу того, что существующие демографические показатели применяются для оценки демографической ситуации для достаточно больших регионов, соответственно использовался и числовой масштаб равный 1000. Это означало, что коэффициенты рождаемости, и смертности показывали какое количество рождений и смертей приходится на 1000 жителей. Принято считать, что коэффициент рождаемости считается нормальным (средним), в пределах 70-90 промиллей, высоким 90-120, очень высоким - более 120. Низкие значения варьируются в пределах 50-60, а очень низкие составляют менее 50 промиллей . Показатель фертильности (специальный коэффициент рождаемости) отражал репродуктивные установки женщин иметь детей в сложившейся социально-экономической или политической ситуации, а так же определял репродуктивные возможности этноконфессиональной группы в целом.

В силу того, что мы ориентируемся на региональные демографические процессы и группа, для которой рассчитывались основные коэффициенты являлась достаточно малочисленной, разработанный в науке масштаб, используемый при расчете показателей для нас мало приемлем. Ранее с подобной проблемой столкнулся А.Н. Садовой, предложивший, с учетом масшта бов региона, рассчитывать основные показатели, отражающие естественный прирост, не на 1000 чел., а на 100, а коэффициент фертильности на 10 .

Расчет базовых демографических показателей мы проводили после того, как построили пирамиды, поскольку основную часть параметров, используемых при расчетах можно получить из таблиц, являвшихся основой для их построения.

Корпус массовых статистических источников по советскому периоду значительно отличается от дореволюционного, как по структуре, так и по информационной емкости. В связи с этим для анализа демографической ситуации, сложившейся в религиозных объединениях советского периода мы использовали несколько иные принципы исследования. Поэтому приведенный ниже алгоритм реконструкции половозрастной структуры религиозных общин мы вынесли в отдельный раздел.

Методика изучения процессов межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений

В качестве выборочного полигона в обозначенный период нами был выбран город Мариинск с прилегающей к нему территорией. На территории города и уезда в это время присутствовали помимо русских представители этноконфессиональных групп католиков-поляков, иудеев-евреев, мусульман-татар и других (Приложение 2, таблица 20).

Сложно сказать, когда появилась в Мариинске синагога, но уже в 1893 г. в метрических записях фиксируется молитвенный дом1. По данным С. Копы-лова и Ф. Лапина каменная синагога, здание которой сохранилось в Мариинске до наших дней, была построена в 1896 г. на пожертвования прихожан . Можно предполагать, что до 1896 г. существовала деревянная синагога, построенная, скорее всего, в 80-х годах XIX в.

Заверительные записи в метрических книгах дают представление о составе Духовного Правления синагоги и динамике его изменения, степени воздействия органов власти на формирование руководящего звена. Обратимся к конкретным примерам.

В силу того, что самая ранняя книга датируется 1883 г., реконструировать состав можно только с этого года (Приложение 2, таблица 21). В последний входили раввин, ученый еврей (с 1899 г. мариинский ученый еврей получил статус раввина), староста и казначей. Основные обряды и записи в метрических книгах производились либо раввином, либо ученым евреем. Первым ученым евреем, зафиксированным в имеющихся в нашем распоряжении метрических книгах, был Н. Левин (Приложение 2, таблица 21). В 80-е годы XIX в. по данным метрических записей фиксируются три семьи Левиных: Абрама Лейбовича - мариинского мещанина из ссыльных, Зелика Мейерова - мариин-ского мещанина и Нохима (Нахмана) Беркова - могилевского мещанина. Можно предполагать, что ученым евреем был Нохим Левин, которому в 1883 г. было 35 лет (т.е. он уже достиг необходимого для участия в выборах возрастного ценза) и он не являлся ссыльным (последним было запрещено избирать и быть избранными). Кроме того, в записях о смерти есть данные о том, что Нохим Левин умер 1 июня 1889 г. С этого же года исполнять обряды и производить записи в метрических книгах начинает новый ученый еврей. Так как в книгах за 1889-1890 гг. никто не расписывался, устанавливать автора этих записей пришлось по почерку. Сопоставив метрические записи за 1889-1890 гг., с записями, сделанными А.Ольховским в 1892 г. мы пришли к выводу что они были сделаны одним человеком . Он исполнял обряды и производил записи в метрических книгах вплоть до декабря 1892 г. За раввина в этот период расписывался Бер Левин (томский раввин). С декабря 1892 г. обряды уже исполнялись купцом Абрамом Аксельрудом. С этого же месяца в качестве казначея фиксируется купец А. Хатин, который, исходя из данных таблицы 21 (Приложение 2), несколько лет подряд, по два-три месяца исполнял обряды и производил записи в метрических книгах. По-видимому, это было связано с торговой деятельностью Аксельруда, который занимался реализацией бакалеи, галантереи, являлся владельцем ряда золотых приисков. Во время его отлучек по торговым делам обязанности раввина исполнял Хатин (Приложение 2, таблица 21). Первый период нахождения Аксельруда в должности раввина продолжался вплоть до начала 1903 г. 28 февраля 1903 г. он подал рапорт об увольнении, рассмотренный на заседании Общего Присутствия Томского Губернского Управления (в дальнейшем ТГУ) 14 марта 1903 г.4 Просьбу Аксельруда удовле творили, а Мариинскому городскому общественному управлению предписали назначить собрание прихожан синагоги, имеющих право участвовать в выборах, для избрания нового раввина5, а до этого обязанности последнего были возложены на раввина из г. Томска. Выборы назначили на 30 апреля 1903 г.6 В назначенный срок вместо 70 человек, имеющих право участвовать в выборах, явилось 19 и выборы были признаны несостоявшимися. Было решено следую-щее собрание провести 28 мая, о чем оповестили ТГУ. Перед выборами в Ма-риинское городское общественное управление поступило заявление от провизора Ицко Вольфовича Гарбера с просьбой зарегистрировать его кандидатом в раввины. В назначенный срок раввином был избран И.Гарбер . Итоги были обсуждены на заседании Общего Присутствия ТГУ 27 июня 1903 г. и Гарбер был официально утвержден в должности раввина, о чем Мариинское городское общественное управление было уведомлено отношением ТГУ № 6917 от 2 июля 1903 г.

В период выборов, несмотря на то, что официально обязанности раввина должен был исполнять томский раввин, метрические записи фактически не велись. Последняя запись Аксельруда заканчивается в феврале 1903 г. Следующую запись уже делал Гарбер 28 июля 1903 г., продолжив нумерацию предшественника. Таким образом, в период март-июнь все умершие, родившиеся и бракосочетавшиеся в метрических книгах еврейской синагоги не фиксировались. По-видимому, для регистрации этих событий евреи выезжали в Томск. Гарбер исполнял свои обязанности до октября 1903 г. (Приложение 2, таблица 21). Затем от него последовало первое заявление в ТГУ от 3 октября 1903 с просьбой освободить его от занимаемой должности в связи с болезнью. К заявлению прилагалась медицинская справка. Духовное Правление синагоги было не против, и просило, удовлетворив просьбу Гарбера, назначить выборы нового раввина . Но 11 ноября 1903 г. он прислал в ТГУ рапорт с сообщением, что выздоровел и приступил к исполнению своих обязанностей с 10 ноября . 3 апреля 1904 г. от него вновь поступило заявление с просьбой освободить его от обязанностей раввина в связи с болезнью . Духовное Правление синагоги не возражало. Журнальным определением Общего Присутствия ТГУ № 28 от 7 мая 1904 г. Гарбер с должности раввина был снят. Мариинскому городскому общественному управлению было предписано провести выборы нового равви-на. Последние были назначены на 23 мая . Во время выборов возникла проблема - в городе и уезде не оказалось евреев, имеющих высшее или среднее образование, наличие которого являлось одним из важнейших критериев, предъявляемых к кандидатам в раввины (Приложение 1, приложение 1.1.). Было решено просить занять эту должность ранее отказавшегося от нее А. Аксельруда . Он согласился и был избран большинством голосов (23 против 2)14. С утверждением его кандидатуры в ТГУ, по-видимому, возникли проблемы, поскольку метрические книги в этот период вплоть до ноября 1904 г. заполнял томский раввин Б.Левин. Записи о рождении в метрической книге за 1904 г.15 с июля до ноября зафиксированы рукой Левина. Записи о смерти, произведенные в этот же период, как удалось установить по почерку, были сделаны казначеем синагоги Бером Хейфицем1 .

Система расселения, территориальных связей и внутренняя структура общин

При анализе системы расселения мы столкнулись с четко выраженной спецификой территориальных связей в рамках разных конфессий. По срезу 1926 г. евангельские христиане были сконцентрированы на территории современного Центрального района55. Большая часть проживала преимущественно на центральной улице района Советской, а так же на параллельных или выходящих на нее улиц: Кирова, Ленина, Больничная и Исполкомская. Баптисты расселялись дисперсно на территории двух современных районов Кемерово: Центральном и Заводском. В рамках расположенных поблизости улиц: Красноармейской, Интернациональной и 3-я Октябрьской наблюдалась концентрация верующих. Все остальные были расселены на значительном расстоянии друг от друга. Система расселения баптистов практически не пересекалась с расселением евангельских христиан. Только в районе ул. Советской рядом проживали 4 баптиста и 2 евангельских христианина. Для объяснения существующей системы расселения мы предложили рабочую гипотезу, согласно которой верующие и той и другой конфессии концентрировались в местах расположения молит венных домов. Выяснилось, что у евангельских христиан молитвенный дом располагался вплоть до 1934 г. в центре города - на улице Советской, где и находилась большая часть верующих. Менялись только номера зданий, где находился молитвенный дом (последовательно № 47, 141 и 61). У баптистов молитвенные собрания вплоть до 1933 г. проходили в частных домах верующих. В 1925 г. в доме верующего, проживающего в центре города. Собрания там проходили вплоть до 1927 г. С этого года община перенесла собрания сначала в один, а затем в другой жилой дом, располагающийся на территории нынешнего Заводского района. В 1933 г. община, по-видимому, перестала собираться в частных домах верующих и приобрела помещение под молитвенный дом поскольку с 12 мая 1933 г. в качестве места собрания фиксируется специальный молитвенный дом (не частный жилой!) по ул. Профсоюзной 34 (нынешний Заводский район).

По срезу 1934 г. картина выглядела уже несколько иным образом. Верующих баптистов в Центральном районе остались единицы и концентрировались они преимущественно около р. Искитимки. Так как с 1926 г. крещение верующих баптисты осуществляли в Искитимке, можно предполагать, что именно в домах этих верующих неофиты готовились и отправлялись на крещение. Их основная часть продолжала концентрироваться в Заводском районе около молитвенного дома по ул. Профсоюзной, 34.

Евангельские христиане уже не группировались в одном месте как раньше, а рассеялись по всему Центральному району. Появились они и Заводском районе. Это, по-видимому, было связано как с переносом молитвенного здания на его территорию (ул. 4-я Октябрьская), так и с тем, что в период коллективизации многие верующие из сельской местности стали выезжать в Щег-ловск и селиться уже не в Центральном (статус протестантов сильно изменился), а в Заводском и Рудничном районах.

В 40-50-е гг., верующие кемеровской общины ЕХБ проживали на территории практически всех районов города (Приложение 3, диаграммы 45-46; Приложение 5, схема 1). Большая часть проживала на территории Заводского района, где располагался молитвенный дом. Самая большая концентрация отмечалась в месте расположения молитвенного дома на ул. Заводской 127. Появление в общинах новых этнических элементов: немцев и украинцев обусловило наличие определенных этнических вариаций в системе расселения. Для русских групп было характерно дисперсное расселение на территории города, где общее число верующих на одной улице не превышало 5-10 человек. Немцы, как входящие в состав полиэтничных общин, так и создавшие самостоятельные религиозные объединения, проживали (так же как и русские) в пределах нескольких улиц на рабочих окраинах. Их численность в рамках одной улицы колебалась от 20 до 60 человек. Имеющиеся в нашем распоряжении данные по немецким общинам и группам, входящим в состав полиэтничных религиозных объединений свидетельствуют о том, что очаговая система расселения являлась для них типичной.

В общине лютеран г. Юрги численный состав верующих в рамках отдельных улиц варьировался от 22 до 56 человек. Большая часть верующих немецкой группы, входящей в состав общины ЕХБ г. Осинники, проживала в районе улицы Косой Лог, где концентрировалось 44 % (32 чел.) всех немцев, входящих в состав общины. Места незначительной концентрации немцев отмечались так же в районе улиц Зеленый Лог (8 чел.) и Гоголя (8 чел.), располагавшихся неподалеку от Косого Лога. В рамках остальных улиц их число варьировалось в пределах 1-4 человека. Подобная ситуация фиксируется в общинах лютеран г. Осинники, меннонитов г. Юрги и группы немцев, входящих в состав общины ЕХБ п. Байдаевка56.

Усложнившая конфессиональная структура городов области привела к тому, что системы расселения верующих разных конфессий стали перекрывать друг друга.

Движение баптистов - "инициативников", как показатель трансформации системы этноконфессионального взаимодействия

Как уже было показано в предыдущих разделах, этноконфессиональное взаимодействие является динамично меняющейся системой отношений между общинами, отличающимся как собственно этнической, так и социальной структуре в зависимости от проводимого органами власти курса. Выйти на механизм этого процесса достаточно сложно, что определяет проведение анализ процесса в рамках конкретных групп и на конкретных исторических этапах развития страны. Проиллюстрируем это положение на основе анализа движения «инициативников».

Проблема получила явно недостаточное освещение в историографии. Фактически, она только затрагивалась в отдельных разделах работ А.И.

Клибанова (1969) и Л.Н. Митрохина (1997), диссертационном исследовании А.В.Горбатова (1996) . Постулировались следующие моменты: в движении принимали участие исключительно представители конфессии евангельских христиан-баптистов; к основным причинам движения относятся - принятие нового «Положения о союзе ЕХБ» и противоречия между конфессиями, входящими в состав ЕХБ (евангельскими христианами, баптистами, пятидесятниками и проч.); целью движения являлось смещение существующего руководства ВСЕХБ и установления независимости церкви ЕХБ от государства. Игнорировался ряд фактов. Верующие нелегальных общин ЕХБ (составившие больше 70 % всех участников движения практически не имели связей с Союзом ЕХБ. Более того, не оказывали последнему финансовой поддержки и не выстраивали внутреннюю организационную структуру в соответствии с Уставом союза ЕХБ. Следовательно, корректировки «Положения о Союзе ЕХБ», явившиеся, по мнению советских и постсоветских исследователей, одной из основных причин разворачивания движения "инициативников", на ограничения внутренней жизни нелегальных общин влияния оказывать не могли. Абсолютно не учитывалось то обстоятельство, что в этот период запрету подвергалась деятельность не только общин ЕХБ, но и ряда других конфессий, в том числе и действующих без регистрации.

Предпосылки движения наметились еще, по-видимому, в конце 50-х гг., когда началось ужесточение общего курса государственной политики в отношении религиозных организаций. Организационно движение стало оформляться на территории Западной Украины и Средней Азии, где в рамках легальных объединений ЕХБ организовалось течение т.н. "совершенников и свободных", ставивших цель выйти из - под контроля советского законодательства о культах и ВСЕХБ. Осенью 1960 г. в Кемеровскую область из Ташкента приезжал эмиссар нового движения с целью организации групп. Ориентировался он прежде всего на немецкую молодежь . Идеологическую подготовку движению обеспечили немцы, часть из которых ранее была репатриирована из Германии. Они поддерживали связи с родственниками, проживающими за границей, слушали зарубежные радиостанции (в частности «Голос Америки»), благодаря чему были с практикующейся системой взаимоотношений религиозных организаций с государственными органами в этих странах. Кроме этого, ранее мы указывали, что около трети состава в легальных общинах ЕХБ составляли лица, крещенные до войны, часть из которых захватила период «Золотого десятилетия» для протестантов.

Анализ внутренней структуры движения привел нас к выводу о наличии в рамках движения двух систем (подсистем), имеющих разный этноконфессиональный состав и преследующих достижение разных целей. Это позволило отнести нам движение "инициативников" к первому типу этноконфессионального взаимодействия. Разный конфессиональный состав движение был обусловлен следующим: ЕХБ представляла из себя межконфессиональный конгломерат, куда, кроме собственно евангельских христиан и баптистов, входили еще и пятидесятники; к движению примкнули представители религиозных и этнорелигиозных групп, распавшихся в результате "профилактических" мероприятий. В качестве этого показателен пример с общиной меннонитов г. Юрги .

Первую систему (подсистему) в движении составляли выходцы из зарегистрированных общин ЕХБ, которые и выступали против руководства ВСЕХБ и ограничительных статей нового "Положения Союза ЕХБ". Можно предполагать, что из состава зарегистрированных общин выходили территориальные группы во главе со своими лидерами.

Похожие диссертации на Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX вв. : Источники и методы изучения